Уроки сольфеджио. 1 урок сольфеджио


Открытый урок по сольфеджио в 1 классе «Тональность ре мажор»

Открытый урок по сольфеджио в 1 классе Тема: «Тональность ре мажор» МУДО «Сланцевская детская музыкальная школа» Казначеева Елена Владимировна, преподаватель теоретических дисциплин г. Сланцы 2012 год Наименование учреждения: Муниципальное учреждение дополнительного образования детей «Сланцевская детская музыкальная школа» Состав учебной группы На уроке присутствует 9обучающихся (группа в полном составе) 7 девочек, 2 мальчика Возраст детей: 7 – 9 лет Тема урока «Тональность ре мажор» Место в дополнительной образовательной программе: урок № 6 в III учебной четверти (второй по теме «Тональность ре мажор») Степень сложности для данной группы средняя Цель:усвоение и закрепление тональности ре мажор в практических упражнениях Задачи образовательные закрепить знания о мажорном ладе сформировать чёткое представление о тональности ре мажор: ключевые знаки, устойчивые, неустойчивые ступени, вводные звуки развивающие развитие внутрислуховых представлений развитиеи тренировкавосприятия, внимания, воли, музыкальнойпамяти, мышления развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции через музыкальное исполнение воспитательные развитиенравственно-коммуникативных качеств личности: навыков общения, чувства коллективизма, дисциплинированности воспитание эстетических чувств Форма учебного занятия:комбинированное занятие Форма организации работы:фронтальная, индивидуальная, групповая Оформление доски Запись гаммы ре мажор с обозначением ступеней римскими цифрами, неустойчивые ступени закрашены, стрелками показаны разрешения неустоев в устои; схема строениямажорной гаммы; плакат «Музыкальная лесенка» Структура учебного занятия Вводная, организационная часть (10 минут) Приветствие Постановка цели - Здравствуйте, дорогие ребята! (Здравствуйте!) -Вспомните, пожалуйста, и расскажите, чем мы занимались на прошлом уроке сольфеджио? (Разучивали песню «Часики», изучали тональность ре мажор, повторяли строение мажорной гаммы, записывали гамму ре мажор, пели номера по учебнику.) - Молодцы, правильно! А как вы считаете, тональность ре мажор вы усвоили также хорошо, как и тональность до мажор? (Нет, до мажор мы изучали долго, а ре мажор - всего один урок. В до мажореу нас были разные интересные игры и упражнения.) -Значит, сегодня с помощью различных упражнений мы с вами познакомимся поближе с тональностью ре мажор, и станет она нам такой же по

educontest.net

Конспект урока на тему «Формы и методы работы на уроке сольфеджио в 1 классе»

муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Сосновская детская музыкальная школа

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА НА ТЕМУ:

«Формы и методы работы на уроке сольфеджио в 1 классе»

Автор-составитель:Протасова Ирина Сергеевна,

педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД Сосновская ДМШ

Тамбов, 2012г

Урок сольфеджио в первом классе (хоровое отделение).

МОУ Сосновская детская музыкальная школа

Преподаватель Протасова И.С.

Тема: Формы и методы работы на уроке сольфеджио.

Образовательные задачи:

  1. Развить у учащихся музыкальную память, тембровый, вокально-речевой и инструментальный слух, ассоциативное воображение и мышление.

  2. Сформировать у детей слухозрительное представление о регистрах в музыке.

  3. Показать использование разнообразия красок звука для импровизации в построении музыкальных образов (музыкальная песенка).

  4. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знания и способов действий, связей отношений в объекте изучения методического материала.

Развивающие задачи:

- Развить познавательные способности детей: сравнивать, замечать общее и отличное.

- Вызвать интерес у детей к познанию явлений звуков в музыке, к экспериментированию в звуковой импровизации.

Материал:

1.Мольберт: «Нотоносец», «Длительности нот»

2.Набор карточек на усвоение понятий «Музыкальный размер» «Лад»

3. Ноутбук, м/м проектор, экран.

Ход урока:

1

«Путешествие в музыкальную страну – «Сольфеджио».

- Тихо-тихо рядом сядем, входит музыка в наш дом

В удивительном наряде, в разноцветном, расписном!

И раздвинулись вдруг стены, - вся земля видна вокруг.

Плывут звуки речкой пенной, тихо дремлет лес и луг.

Вдаль бегут лесные тропки, тают в дымке голубой.

Это музыка торопит и зовёт нас за собой.

Вслед за нею можем сразу, в дальний путь пустится мы,

Побывать в гостях у сказок, у весны, среди зимы…

Тихо-тихо рядом сядем, входит музыка в наш дом.

В удивительном наряде, в разноцветном, расписном!

Дорогие мальчики и девочки! Вы конечно знаете, что буквы собираются в слова и рассказывают обо всем на свете. И мы с вами отправимся на поиски приключений с музыкальными буквами – Нотами, которые составляют основу музыкальной азбуки – «Сольфеджио». Собираясь вместе, они превращаются в музыку и песенки, которые вы слышите и поете.

А из чего состоит музыка? А музыка состоит из звуков.

В жизни мы слышим много звуков на улице и дома. И не все эти звуки музыкальные.

Вопрос: Какие звуки мы слышим на улице? (ответ: ветер, шорох, гул машин, треск, грохот)

Можем ли мы эти звуки назвать музыкальными? Конечно же нет! Это всё звуки шумовые.

Музыкальный звук отличается от шумового. Он обладает определёнными свойствами. Давайте вспомним свойства музыкального звука.

  • Музыкальные звуки издают музыкальные инструменты или человеческий голос.

  • У музыкального звука есть высота. Звуки бывают высокими , низкими, средними.

Высокие звуки звучат в высоком регистре, низкие в низком регистре, средние в среднем.

Послушайте музыкальные фрагменты и определите, в каких регистрах они звучат.

(презентация Музыкальный звук)

Ребята, а вы знаете, чтобы дверь в мир музыки нам открывают два волшебных музыкальных ключа! Это скрипичный ключ – он похоже на красивый завиток. И басовый ключ – он похож на баранку!

Эти ключи предупреждают музыкантов, в каком регистре будет звучать музыка. Если нотную запись открывает скрипичный ключ (назван в честь скрипки), то музыка звучит в высоком и среднем регистре, а если басовый( назван по инструменту басу),то в низком.

Ключ скрипичный самый главный

Называется ключ соль

Открывает нотный стан он

Нотной азбуки король!

В музыке звуки записываются специальными значками.

Вопрос: Как называются эти значки?(ответ ноты)

Ноты пишутся на специальных линейках.

Вопрос: Как называются эти линейки? (ответ нотный стан или нотоносец)

Сколько линеек нотном стане? (Ответ пять)

(презентация Звукоряд)

Как было уже сказано,чтобы записать слово нужно знать буквы, а чтобы записать музыкальный звук нужно знать Ноты! Ноты как и вы ребята имеют свои имена!

Весёлое имя у каждой из нот

с друзьями своими любая поёт!

Вопрос: Кто назовёт мне все ноты? (ответ ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ)

Вопрос: Как пишутся ноты? (ответ на линейках, между линейками, под линейками, на добавочных линейках)

Пять линеек нотной строчки

мы назвали нотный стан

и на нём все ноты точки

разместили по местам

Есть у каждой ноты дом, где живёшь ты нота ДО?

Здесь, на маленькой скамейке, на добавочной линейке.

Нота РЕ, где живёшь? Где ты песенки поёшь?

Отгадать сумей-ка, под первою линейкой.

Смотри, запомни и пойми, пропела нота МИ,

Я не хочу высоко лезть, мне нравиться и здесь!

Между первой и второй ФА глядит в окошко.

Между первой и второй тесно ей немножко.

На второй линейке СОЛЬ с нотой ФА встречается.

Если скажешь ФА и СОЛЬ, получается – ФАСОЛЬ, слово получается!

А вы меня заметили? – спросила нота ЛЯ.

Между второй и третьей пою я песни детям – ЛЯ, ЛЯ, ЛЯ.

А на линейке третьей СИ, на самой серединке,

Споёт, когда ни попроси, так звонко без запинки.

(находят ноты на мольберте)

Теперь мы собрали все ноты вместе в один музыкальный звукоряд!(поют звукоряд)

Молодцы ребята! Ноты вы выучили на «отлично»!

2

Чтоб не спутать польку с маршем или с вальсом, например

Обязательно на страже здесь нас стоит….

(ответ хором :Размер)

Правильно! Вся музыка бывает двухдольная, в которой можно сосчитать до 2-х и трёхдольная, где можно сосчитать до трёх.

Послушайте музыкальные произведения и скажите, под какую музыку можно плавно кружиться , под какую быстро и весело двигаться, под какую энергично и чётко маршировать?

(звучат Вальс, Пляска, Марш)

Выполняют движения после прослушивания. (разминка)

3

Нам пока хватает нот

Только нотам нужен счёт

Счёт известен в целом мире

Раз. Два, три, четыре!

Если нота белая

Эта нота целая.

Разделим ноту целую

На половинке белые

Палочкой отметив

Чтоб с той не спутать этих.

В каждой ноте –половинке

По две чёрных четвертинки.

В каждой четвертушке –

По две восьмушки,

По две чернушки

Палочки и точки,

На палочках крючочки!

Всё понятно?

Всё!

Тогда изобразим эти длительности при помощи упражнений!

  • Поём ноту До целой, половинными, четвертными и восьмыми(счёт хлопками)

  • Упражнение «Лошадка»

  • Упражнение «Андрей-воробей»(пропеть вслух и «про себя», прохлопать)

  • «Ритмическое эхо»

4

Музыка представляет собой красивый узор из множества различных звуков. Но в этом узоре выделяется один главный звук. К нему стремятся все звуки песенки.

Вопрос: Как называется этот звук? (ответ- ТОНИКА)

Тоника звучит опорно устойчиво. На тонике заканчиваются все песенки. Звуки, которые ладят с Тоникой образуют ЛАД.

Мы знаем с вами 2 лада. Если музыка звучит ярко, весло, бодро - это МАЖОР. А если грустно, задумчиво это – МИНОР.

Слуховой анализ мажор или минор (карточки-рисунки)

5

Исполнение, выученных песен: рнп «Зайчик», «Козёл», «Ладушки».

Литература

  1. А. Абелян «Занимательное сольфеджио»

  2. А. Ветлугина «Музыкальный букварь»

  3. Программа по сольфеджио для ДМШ 5-летний курс образования

  4. http://muzikalkairk6.ucoz.ru/load/solfedzhio_dlja_malyshej_sova_do_re_mi_fa/1-1-0-8

  5. http://www.twirpx.com/file/37736/

  6. http://pedsovet.su/load/122-1-0-5722

  7. http://arsvocal.ru/vocal/note/?smartemail=protas23%40yandex.ru&smartname=%D0%98%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B0

doc4web.ru

Уроки сольфеджио в музыкальной школе, обучение с нуля

Уроки сольфеджио в музыкальной школе

Теория на уроках сольфеджио предстает перед будущим музыкантом в виде множества теоретических и практических элементов. На практике же уроки сольфеджио учат петь по нотам и слышать мелодию без звука. Этот уникальный навык развивается постепенно, а начинается всё с элементарной теории.

Теория музыки – базовый предмет в школе музыкального искусства. Занятия теорией музыки порой нелегко даются детям и начинающим, поскольку общепринятые образовательные стандарты редко включают занимательный компонент. Обучение сольфеджио по классической программе предполагает несколько этапов:

  • Освоение нотной грамоты – короткий, но очень важный этап изучения знаковой системы записи звуков. В тетради начинающего пианиста или певца мы увидим пока лишь простые записи и ноты;
  • Музыкальная грамота, или начальное сольфеджио, – объемный теоретический курс, из которого ученик узнаёт об аккордах, ритмических группах и тональностях. Теперь в обычный конспект урока сольфеджио три вида минора или запись гаммы входят на правах обыденных элементов;
  • Собственно сольфеджио – такой уровень, когда обучение теории музыки становится преимущественно практическим. Когда начинаются такие уроки сольфеджио, ноты перестают быть символами на бумаге, музыкант уже скорее слышит их, чем видит. Множество упражнений и вокальных заданий помогают развивать это умение.

В равном объеме в школах даются уроки сольфеджио для вокалистов и музыкантов. Обычно занятия по сольфеджио проводятся 1-2 раза в неделю. На дом ученик получает упражнения для ежедневной тренировки навыка: практические (чаще вокальные) и теоретические (письменная и устная грамота).                      

Уроки сольфеджио для начинающих

Начинающие пианисты, гитаристы, скрипачи и вокалисты порой испытывают настоящий ужас перед этим предметом. Чтобы ребенок или начинающий взрослый легче преодолевали трудности начала обучения, желательно дополнительно посещать уроки сольфеджио на развитие слуха. На таких занятиях нет теории, зато обучающийся учится слышать и понимать звук на физическом уровне, развить тонкость слуха.

Уроки сольфеджио для начинающих на фортепиано, особенно для детей-дошкольников, лучше проводить в занимательной, познавательной форме, чтобы подогреть интерес малышей к музыке. Учителю следует разрешать детям самостоятельно извлекать звук из инструмента, мотивировать к слушанию и интуитивному поиску гармонии.

Взрослым уроки сольфеджио с нуля тоже даются лучше, если педагог развивает в учение навык слушания и понимания самой мелодии прежде, чем перейдет к написанию нот и игре гамм. Исследовательский настрой и интерес к процессу могут сделать сложный предмет самым любимым в программе музыкального образования детей и взрослых.

Уроки сольфеджио с нуля

Каждому начинающему музыканту необходимо изучить ряд базовых понятий. Каждый урок из перечисленных ниже является базовым для более сложных и глубоких тем. Обучающемуся важно вникнуть в каждую тему и действительно понять, как устроена музыка, чтобы не пришлось потом зубрить материал.

После изучения знаков нотного письма и таких понятий, как «звукоряд», «музыкальный строй», «тон», «обертон» любой образовательной программой предусмотрена серия начальных уроков. Вот краткое содержание некоторых из них:

  • Урок сольфеджио аккорды. Музыканту предстоит узнать, что такое аккорд, как он читается и записывается, сколько нот в аккорде, и как связано это понятие с примой, терцией и квинтой. Важно также знать классификацию аккордов и правила их построения;
  • Урок сольфеджио доминантовый септаккорд. Что такое доминанта? Сколько и каких звуков включает в себя септаккорд? Зачем доминант септаккорду разрешение? Для чего нужны латинские символы и буквенно-цифровые обозначения в музыке;
  • Урок сольфеджио тритоны. Те ли это тритоны, про которых рассказывали на уроке биологии? Конечно, нет. Уроки сольфеджио по теме тритоны поведают молодому музыканту об особых интервалах и их записи. На практике обучающиеся будут определять тритоны на слух. А забавная попевка о тритонах поможет закрепить материал;
  • Урок сольфеджио ритмическая группа. Понятия музыкального ритма, длительность, метрика и такт обретут для ученика новое, истинно музыкальное значение. Практические упражнения покажут, как звучат эти понятия, и какую роль выполняют в музыкальных произведениях, созданных в разные исторические эпохи;
  • Урок по сольфеджио по теме размер 6/8. Прежде чем переходить к этой теме, педагог объяснит и покажет, что такое музыкальный размер, научит отличать один от другого. Детям эту тему объясняют особенно наглядно, чтобы добиться понимания. Музыка оперирует числами, но три четверти в ней не равны шести восьмым.

Перечисленные темы – это далеко не все базовые понятия начального курса сольфеджио. При обучении с нуля приходится очень многое узнать, понять и запомнить. И чем образнее и нагляднее педагог-музыкант объясняет материал, чем больше приводит звуковых и ритмических примеров, чем чаще ученики пропевают ноты и отбивают ритм, тем эффективнее будут занятия.

Обучение сольфеджио

Во всяком учении есть три важнейших элемента: метод, учитель и стремление. Если метод выбран верно, то учитель сможет поддержать и упрочнить стремление начинающего музыканта к познанию музыки. Иначе говоря, даже уроки сольфеджио для взрослых не должны быть похожи на лекцию. Детям обязательно нужно заниматься со специалистом с педагогическим образованием.

Обучение сольфеджио с нуля лучше дается при работе с опытным преподавателем. Педагоги-музыканты знают, как правильно объяснить ученику материал, чтобы уроки по теории музыки не стали рутиной. Самостоятельно освоить непростую науку удается немногим. Вот несколько важных принципов, которых придерживаются успешные педагоги, помогая ученикам на «отлично» освоить музыкальную грамоту.

От простого к сложному

Этот принцип известен всем педагогам: нельзя научить сложному навыку без понимания учеником механизма, деталей, элементов этого навыка. В музыке всё ровно так же. Сначала ученик осваивает написание, чтение и пение простых нот и гамм, а затем переходит к более сложным нотным конструкциям. Начальные уроки сольфеджио строятся именно по этому принципу.

От общего к частному

Суть этого принципа обучения проста. Учитель музыки сначала показывает ученикам нечто цельное, гармоничное, например, небольшой этюд. А затем предлагает найти в нем уже известные элементы и пояснить, как они связаны между собой, как взаимодействуют. Попутно на уже известном ученикам примере поясняются теоретические моменты. В основном и муниципальные и коммерческие курсы по теории музыки строятся на таком подходе.

От практики к теории

Это не основной педагогический принцип, но в музыкальном образовании педагоги, которые его придерживаются, имеют большой успех. Если в математике никак нельзя решить сложную задачу без знания теории, то в музыке допустимо сначала попытаться разобраться самостоятельно: сыграть или спеть некое музыкальное упражнение. Ошибки в этом случае – необходимость. Благодаря им ученик стремится изучить теорию, понять, почему допустил ошибку.

Еженедельные уроки сольфеджио в музыкальной школе могут недостаточно полно объяснять музтеорию. Поэтому увлеченные ученики стремятся заниматься дополнительно с педагогами школы или берут уроки сольфеджио онлайн, что тоже очень эффективно.

Независимо от типа выбранного вами образовательного учреждения, уроки сольфеджио для начинающих должны быть наполнены примерами и практикой. Изучать музыкальную науку лишь на бумаге крайне сложно и малоэффективно. Задача педагога – научить подопечного не только слышать музыку, но и чувствовать её.

Осваивать музтеорию с нуля лучше с опытным наставником, а для детей выбирать наиболее доброжелательных и увлеченных педагогов. В этом случае уроки будут даваться легко и с удовольствием, а отношения с другими музыкальными предметами сложатся сами собой и без лишних усилий.

shkolamuzyki.ru