Уроки сольфеджио. 1 урок сольфеджио
Открытый урок по сольфеджио в 1 классе «Тональность ре мажор»
Открытый урок по сольфеджио в 1 классе Тема: «Тональность ре мажор» МУДО «Сланцевская детская музыкальная школа» Казначеева Елена Владимировна, преподаватель теоретических дисциплин г. Сланцы 2012 год Наименование учреждения: Муниципальное учреждение дополнительного образования детей «Сланцевская детская музыкальная школа» Состав учебной группы На уроке присутствует 9обучающихся (группа в полном составе) 7 девочек, 2 мальчика Возраст детей: 7 – 9 лет Тема урока «Тональность ре мажор» Место в дополнительной образовательной программе: урок № 6 в III учебной четверти (второй по теме «Тональность ре мажор») Степень сложности для данной группы средняя Цель:усвоение и закрепление тональности ре мажор в практических упражнениях Задачи образовательные закрепить знания о мажорном ладе сформировать чёткое представление о тональности ре мажор: ключевые знаки, устойчивые, неустойчивые ступени, вводные звуки развивающие развитие внутрислуховых представлений развитиеи тренировкавосприятия, внимания, воли, музыкальнойпамяти, мышления развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции через музыкальное исполнение воспитательные развитиенравственно-коммуникативных качеств личности: навыков общения, чувства коллективизма, дисциплинированности воспитание эстетических чувств Форма учебного занятия:комбинированное занятие Форма организации работы:фронтальная, индивидуальная, групповая Оформление доски Запись гаммы ре мажор с обозначением ступеней римскими цифрами, неустойчивые ступени закрашены, стрелками показаны разрешения неустоев в устои; схема строениямажорной гаммы; плакат «Музыкальная лесенка» Структура учебного занятия Вводная, организационная часть (10 минут) Приветствие Постановка цели - Здравствуйте, дорогие ребята! (Здравствуйте!) -Вспомните, пожалуйста, и расскажите, чем мы занимались на прошлом уроке сольфеджио? (Разучивали песню «Часики», изучали тональность ре мажор, повторяли строение мажорной гаммы, записывали гамму ре мажор, пели номера по учебнику.) - Молодцы, правильно! А как вы считаете, тональность ре мажор вы усвоили также хорошо, как и тональность до мажор? (Нет, до мажор мы изучали долго, а ре мажор - всего один урок. В до мажореу нас были разные интересные игры и упражнения.) -Значит, сегодня с помощью различных упражнений мы с вами познакомимся поближе с тональностью ре мажор, и станет она нам такой же по
educontest.net
doc4web.ru
Уроки сольфеджио в музыкальной школе, обучение с нуля
Уроки сольфеджио в музыкальной школе
Теория на уроках сольфеджио предстает перед будущим музыкантом в виде множества теоретических и практических элементов. На практике же уроки сольфеджио учат петь по нотам и слышать мелодию без звука. Этот уникальный навык развивается постепенно, а начинается всё с элементарной теории.
Теория музыки – базовый предмет в школе музыкального искусства. Занятия теорией музыки порой нелегко даются детям и начинающим, поскольку общепринятые образовательные стандарты редко включают занимательный компонент. Обучение сольфеджио по классической программе предполагает несколько этапов:
- Освоение нотной грамоты – короткий, но очень важный этап изучения знаковой системы записи звуков. В тетради начинающего пианиста или певца мы увидим пока лишь простые записи и ноты;
- Музыкальная грамота, или начальное сольфеджио, – объемный теоретический курс, из которого ученик узнаёт об аккордах, ритмических группах и тональностях. Теперь в обычный конспект урока сольфеджио три вида минора или запись гаммы входят на правах обыденных элементов;
- Собственно сольфеджио – такой уровень, когда обучение теории музыки становится преимущественно практическим. Когда начинаются такие уроки сольфеджио, ноты перестают быть символами на бумаге, музыкант уже скорее слышит их, чем видит. Множество упражнений и вокальных заданий помогают развивать это умение.
В равном объеме в школах даются уроки сольфеджио для вокалистов и музыкантов. Обычно занятия по сольфеджио проводятся 1-2 раза в неделю. На дом ученик получает упражнения для ежедневной тренировки навыка: практические (чаще вокальные) и теоретические (письменная и устная грамота).
Уроки сольфеджио для начинающих
Начинающие пианисты, гитаристы, скрипачи и вокалисты порой испытывают настоящий ужас перед этим предметом. Чтобы ребенок или начинающий взрослый легче преодолевали трудности начала обучения, желательно дополнительно посещать уроки сольфеджио на развитие слуха. На таких занятиях нет теории, зато обучающийся учится слышать и понимать звук на физическом уровне, развить тонкость слуха.
Уроки сольфеджио для начинающих на фортепиано, особенно для детей-дошкольников, лучше проводить в занимательной, познавательной форме, чтобы подогреть интерес малышей к музыке. Учителю следует разрешать детям самостоятельно извлекать звук из инструмента, мотивировать к слушанию и интуитивному поиску гармонии.
Взрослым уроки сольфеджио с нуля тоже даются лучше, если педагог развивает в учение навык слушания и понимания самой мелодии прежде, чем перейдет к написанию нот и игре гамм. Исследовательский настрой и интерес к процессу могут сделать сложный предмет самым любимым в программе музыкального образования детей и взрослых.
Уроки сольфеджио с нуля
Каждому начинающему музыканту необходимо изучить ряд базовых понятий. Каждый урок из перечисленных ниже является базовым для более сложных и глубоких тем. Обучающемуся важно вникнуть в каждую тему и действительно понять, как устроена музыка, чтобы не пришлось потом зубрить материал.
После изучения знаков нотного письма и таких понятий, как «звукоряд», «музыкальный строй», «тон», «обертон» любой образовательной программой предусмотрена серия начальных уроков. Вот краткое содержание некоторых из них:
- Урок сольфеджио аккорды. Музыканту предстоит узнать, что такое аккорд, как он читается и записывается, сколько нот в аккорде, и как связано это понятие с примой, терцией и квинтой. Важно также знать классификацию аккордов и правила их построения;
- Урок сольфеджио доминантовый септаккорд. Что такое доминанта? Сколько и каких звуков включает в себя септаккорд? Зачем доминант септаккорду разрешение? Для чего нужны латинские символы и буквенно-цифровые обозначения в музыке;
- Урок сольфеджио тритоны. Те ли это тритоны, про которых рассказывали на уроке биологии? Конечно, нет. Уроки сольфеджио по теме тритоны поведают молодому музыканту об особых интервалах и их записи. На практике обучающиеся будут определять тритоны на слух. А забавная попевка о тритонах поможет закрепить материал;
- Урок сольфеджио ритмическая группа. Понятия музыкального ритма, длительность, метрика и такт обретут для ученика новое, истинно музыкальное значение. Практические упражнения покажут, как звучат эти понятия, и какую роль выполняют в музыкальных произведениях, созданных в разные исторические эпохи;
- Урок по сольфеджио по теме размер 6/8. Прежде чем переходить к этой теме, педагог объяснит и покажет, что такое музыкальный размер, научит отличать один от другого. Детям эту тему объясняют особенно наглядно, чтобы добиться понимания. Музыка оперирует числами, но три четверти в ней не равны шести восьмым.
Перечисленные темы – это далеко не все базовые понятия начального курса сольфеджио. При обучении с нуля приходится очень многое узнать, понять и запомнить. И чем образнее и нагляднее педагог-музыкант объясняет материал, чем больше приводит звуковых и ритмических примеров, чем чаще ученики пропевают ноты и отбивают ритм, тем эффективнее будут занятия.
Обучение сольфеджио
Во всяком учении есть три важнейших элемента: метод, учитель и стремление. Если метод выбран верно, то учитель сможет поддержать и упрочнить стремление начинающего музыканта к познанию музыки. Иначе говоря, даже уроки сольфеджио для взрослых не должны быть похожи на лекцию. Детям обязательно нужно заниматься со специалистом с педагогическим образованием.
Обучение сольфеджио с нуля лучше дается при работе с опытным преподавателем. Педагоги-музыканты знают, как правильно объяснить ученику материал, чтобы уроки по теории музыки не стали рутиной. Самостоятельно освоить непростую науку удается немногим. Вот несколько важных принципов, которых придерживаются успешные педагоги, помогая ученикам на «отлично» освоить музыкальную грамоту.
От простого к сложному
Этот принцип известен всем педагогам: нельзя научить сложному навыку без понимания учеником механизма, деталей, элементов этого навыка. В музыке всё ровно так же. Сначала ученик осваивает написание, чтение и пение простых нот и гамм, а затем переходит к более сложным нотным конструкциям. Начальные уроки сольфеджио строятся именно по этому принципу.
От общего к частному
Суть этого принципа обучения проста. Учитель музыки сначала показывает ученикам нечто цельное, гармоничное, например, небольшой этюд. А затем предлагает найти в нем уже известные элементы и пояснить, как они связаны между собой, как взаимодействуют. Попутно на уже известном ученикам примере поясняются теоретические моменты. В основном и муниципальные и коммерческие курсы по теории музыки строятся на таком подходе.
От практики к теории
Это не основной педагогический принцип, но в музыкальном образовании педагоги, которые его придерживаются, имеют большой успех. Если в математике никак нельзя решить сложную задачу без знания теории, то в музыке допустимо сначала попытаться разобраться самостоятельно: сыграть или спеть некое музыкальное упражнение. Ошибки в этом случае – необходимость. Благодаря им ученик стремится изучить теорию, понять, почему допустил ошибку.
Еженедельные уроки сольфеджио в музыкальной школе могут недостаточно полно объяснять музтеорию. Поэтому увлеченные ученики стремятся заниматься дополнительно с педагогами школы или берут уроки сольфеджио онлайн, что тоже очень эффективно.
Независимо от типа выбранного вами образовательного учреждения, уроки сольфеджио для начинающих должны быть наполнены примерами и практикой. Изучать музыкальную науку лишь на бумаге крайне сложно и малоэффективно. Задача педагога – научить подопечного не только слышать музыку, но и чувствовать её.
Осваивать музтеорию с нуля лучше с опытным наставником, а для детей выбирать наиболее доброжелательных и увлеченных педагогов. В этом случае уроки будут даваться легко и с удовольствием, а отношения с другими музыкальными предметами сложатся сами собой и без лишних усилий.
shkolamuzyki.ru