Игры дома для детей и не только... Дидактические игры на тему осень старшая группа


Игры на развитие словаря на тему "Осень" в подготовительной к школе группе

Подготовительная группа (6-7 лет)

Тема «Осень»

Игры на развитие словаря

Игра «Угадай по описанию»

(Усложнение: добавляются существительные: киви, айва, персик, абрикос, авокадо, хурма, косточка)

Цель: расширение объема словаря предметов и признаков. Формирование представлений о предметах, развитие логического мышления.

Оборудование. Набор картинок по лексической теме.

Содержание: 

1 Вариант

Перед детьми выкладывается ряд изображений предметов (лимон, слива, груша, банан, вишня, яблоко, абрикос, персик, киви, айва и др.). Взрослый дает следующее описание фрукта: «Коричневый, овальный, мохнатый, внутри зеленый». Ребенок выбирает нужную картинку и называет фрукт. В случае затруднений с ответом взрослый просит ребенка: сначала назови все овальные фрукты. (Ребенок называет, остальные картинки убирают)

2 Вариант

Ребенок дает описание предметной картинки (фрукта или овоща), остальные дети отгадывают. Нужно, как можно больше подобрать определений.

Красное, круглое, сладкое, сочное, спелое.

Зеленый, длинный, пупырчатый, продолговатый.

Игра «Кто, что делает?»

Цель: Активизация словаря предметов и действий.

Содержание:

1 вариант:

Подбор к предмету действий (глаголов). Педагог спрашивает: «Ветер что делает?» Ребенок отвечает: «Воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает, мельничные колеса вертит, освежает, тучи гоняет». Дождь, что делает? Капает, идет, моросит, льет, брызгает. Птицы осенью, что делают? Собираются в стаи, улетают.

2 вариант:

Подбор к действиям предмета. Педагог спрашивает: «На небе сверкает, землю согревает, тьму разгоняет, освещает. Что это?» Ребенок: «Солнце».

Игра «Назови целое»

Цель: Активизация словаря, развитие умения определять целое по его частям.

Содержание: Педагог называет части предмета, а дети угадывают сам предмет:

Ствол, ветки, сучья, кора, листья.

Игра с мячом «Назови части».

Цель: Активизация словаря. Развитие умения называть части предметов.

Содержание: Педагог кидает ребенку мяч и говорит: «Назови части гриба» Ребенок отвечает и кидает мяч педагогу : « Шляпка, ножка, корень». Назови части дерева, птицы и т.д. (ствол, ветки, крона, листья, сучья, корень; голова, хвост, крылья, перья, лапы, когти, глаза, клюв)

Игра с мячом  «Я знаю шесть названий деревьев» или «Я знаю шесть названий овощей».     (Грибов, фруктов, перелетных птиц)     

Цель: расширение словарного запаса детей за счет употребления обобщающих слов, развитие быстроты реакции, ловкости.

Содержание: Ребенок, подбрасывая или ударяя мячом об пол, произносит: «Я знаю три названия деревьев: клен, береза, осина». Можно использовать следующие виды движений: бросание мяча об пол одной или двумя руками и ловля двумя руками; бросание мяча вверх двумя руками и ловля двумя руками; отбивание мяча правой и левой рукой на месте.

Игра с мячом «Четвертый лишний»

(Усложнение для детей 6-7 лет: добавляются новые слова предметы, признаки. Дети должны аргументировать свой выбор)

                  Распознаем мы сейчас, что же лишнее у нас.

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

Содержание: Педагог, бросая мяч ребенку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее. Например:

  • Голубой, красный, спелый, фиолетовый.

  • Кабачок, огурец, лимон, паттисон.

  • Пасмурно, ненастно, ясно, ветрено.

  • Осень, лето, суббота, зима.

  • Понедельник, вторник, лето, суббота.

  • День, ночь, осень, вечер

  • Лопата, грабли, черенок, мотыга

  • Малина, крыжовник, апельсин, смородина

  • Подосиновик, опенок, мухомор, белый гриб

  • Осина, береза, ель, дуб

Дети, бросая мяч обратно, называют лишнее слово, аргументируя свой выбор.

Игра «Месяцы и их последовательность»

              Месяц к месяцу встает — каждый всех их назовет.

Цель: закрепление временных понятий в активном словаре ребенка.

Содержание: Дети и педагог встают в круг. Педагог с детьми называют месяцы, бросая мяч об пол: «Сентябрь, октябрь, ноябрь...». Вместо следующего месяца, педагог называет имя ребенка: «Маша!». Названный ребенок подхватывает мяч и продолжает называть месяцы, хлопая мячом об пол.

Игра    «Что за чем?»

              Что за чем у нас идет каждый год и круглый год?

Цель: Закрепление временных понятий в активном словаре ребенка, развитие мышления.

Содержание: Играющие встают в круг. Ведущий бросает мяч по очереди играющим и задает вопросы. Например: «Осень. А что за нею?». Игрок отвечает: «Зима», и бросает мяч ведущему.

Варианты вопросов:  «Сколько месяцев в году?» «Назовите осенние месяцы». «Назовите первый месяц осени». «Назовите последний месяц осени». «С какого месяца начинается осень?» «Каким месяцем заканчивается осень?»

Игра   «Бывает — не бывает»

             Что же будет, что же нет? Поскорее дай ответ!

Цель: расширение и закрепление активного словаря ребенка, развитие логического мышления.

Содержание: Играющие встают в круг. Ведущий называет времена года. Например: «Осень». А затем, бросая мяч кому-нибудь из детей, называет явление природы. Например: «Ледоход». Ребенок, поймавший мяч, должен сказать, бывает такое или не бывает. Игра идет по кругу. Кто ошибся, выходит из игры.

Варианты явлений природы и сезонных изменений: иней, ледоход, капель, листопад, метель, заморозки, дождь, снег, град, гроза и т. д.

 Усложнение для детей 6-7 лет: Дети дают полные ответы, объясняя возможность или невозможность того или иного явления природы в данное время года.

Игра «Кот- наоборот»

(Усложнение для детей 6-7 лет: новые слова предметы, признаки, действия)

Цель: обогащать словарь словами –антонимами.

Содержание: педагог говорит детям: «К нам пришел кот, не обычный кот, а кот – Наоборот. Он все говорит наоборот: холодное –горячее, жара-холод». А вы знаете противоположные слова?»

  • Лето- (зима)

  • Осень –(весна)

  • Холодно –(жарко)

  • Мокрый –(сухой)

  • Солнечный – (пасмурный)

  • Весело- (грусно)

  • Вечер – (утро)

  • Короткий- (длинный)

  • Широкий- (узкий)

  • Улыбаться –(хмурится)

  • Моросить – (лить)

  • Высоко- (низко)

  • Сажать – (выкапывать)

  • Съедобный – (ядовитый)

Игра «Весна-осень»

Цель: Обобщать словарь, развивать словарь антонимов.

Содержание: Педагог говорит детям начало фразы, а дети заканчивают, подбирая антоним:

Весной в огороде сажают, а осенью …..(убирают)

Весной птицы прилетают, а осенью ….(улетают)

Весной цветы распускаются, а осенью….(вянут)

Весной природа расцветает, а осенью….(увядает)

Весной дожди теплые, а осенью ….(холодные)

Весной день длиннее, а осенью…(короче)

Игра с мячом «Осенние ассоциации»

Цель. Расширение объема словаря, развитие речевых ассоциаций, общей моторики.

Оборудование. Набор картинок по лексической теме «Осень».

Содержание. Взрослый бросает мяч ребенку и называет какой-либо признак предмета: «Желтая». Ребенок ловит мяч, добавляет слово, обозначающее предмет, обладающий этим признаком (трава), и возвращает мяч взрослому. Аналогично: холодный - ветер; колючий – еж; серое -небо; круглое -яблоко; разноцветные - листья.

Игра «Скажи по-другому»

Цель: Учить детей подбирать синонимы к словосочетанию.

Содержание: Детям называют словосочетания, например: осень идет, снег идет, человек идет. Обращают их внимание на то, как неинтересно слушать, когда повторяется одно и то же слово, и предлагают его заменить. «Осень идет—как можно сказать по-другому?» Дети подбирают слова, близкие по смыслу (наступает, движется, шагает). Дождь идет (моросит, льет, капает).

Игра «На что похоже?»

Цель: Развивать умение подбирать похожие слова, путем сравнения.

Содержание: У детей на столах картинки : мяч, стекло, белый дым, слезы, серебро. Педагог предлагает подобрать похожие слова (сравнения)

Полосатый арбуз похож на ….(что?)

Синий лед похож на …

Густой туман похож на …

Чистый дождь похож на …

Блестящая на солнце паутина похожа на ….

infourok.ru

Дидактические игры в старшей группе по теме: «Дары осени».

Дидактические игры в старшей группе по теме: «Дары осени».

Программное содержание:

  • Закрепить знания детей о растениях.
  • Развивать умения устанавливать простейшие связи между предметами, группировать предметы по месту их произрастания.
  • Закрепить знания детей, о том, что в овощах есть съедобные корни – корешки и плоды –вершки.
  • Упражнять в составлении целого растения из частей.
  • Развивать активность, речь, самостоятельность мышление.

Материал: иллюстрации с изображением овощей и фруктов, грибов, злаков, мелкие картинки с растениями, муляжи овощей и фруктов. Разрезные картинки овощей и фруктов.

Ход занятия:

 

1. Организационный момент.

Дети заходят в группу.Кто-то бросил мне в оконцеПосмотрите письмецо.Может, это лучик солнца,

Что щекотит мне лицо?Может, это воробьишка,Пролетая, обронил?Может, кот письмо, как мышку

На окошко заманил.

-Ребята, не хотите узнать, от кого пришло письмо? Отгадайте загадку и узнаете ответ:

Несу я урожаи,Поля вновь засеваю,Птиц к югу отправляю.Я не касаюсь елочек и сосен, я… (Осень).

-Правильно, ребята. Вот что пишет нам осень: «Здравствуйте, ребята, решила я для своих друзей «Праздник урожая» устроить. А как на этом празднике играть я не знаю и не умею. Научите меня, пожалуйста, играть, а я за вами через окно наблюдать буду».

-Ребята, научим Осень играть? (Да).

2. Игровая деятельность детей.

-Прежде чем играть, давайте разделимся на два звена. Как вы будете делиться? (При помощи считалки). Выбираем звеньевых.

Звено Алины садится с правой стороны. А звено Эмира – с левой. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Загадай загадку».

-Ребята, кто напомнит правила игры?

Дети: каждая команда будет загадывать загадки, в которых спрятаны овощи и фрукты. Какая команда отгадает, та получает фишку. У кого фишек больше, тот и побеждает.

-А теперь, звеньевые, возьмите на столе овощи и фрукты, сложите их в коробку, а коробку поставьте под ширму. Я загадаю загадку звеньевым, и кто первый отгадает, тот начинает игру:

Я вырос на грядке,Характер мой гадкий.Куда ни приду-Всех до слез доведу. (Лук).

Начинает команда Алины. (Дети играют).

-Молодцы, ребята, а теперь звеньевые посчитают, у кого сколько фишек. Молодцы, победила дружба. Видишь, Осень, какие у нас дети молодцы. Какой урожай собрали! А теперь, ребята, мы должны рассказать Осени, где мы этот урожай собирали.

Игра «Что где растет».

Дети напоминают правила игры:

-Каждое звено на столе выбирает большую карту с пейзажем. Маленькие карточки лежат в коробке. Кто быстрее закроет пустые клетки картинками растений и назовет их, получает фишку и побеждает.

-А начинать, ребята, будем по моему сигналу: раз, два, три – начни!

Дети играют.

-Молодцы, ребята, а теперь можете поменять карты. Победило звено Алины. Садитесь, ребята, на места.

-Ребята, ответьте на вопрос, что мы называем вершками, а что корешками?

(То, что растет в земле – корешки, а на земле – вершки).

-Правильно, ребята. А сейчас мы поиграем в игру, которая так и называется «Вершки и корешки».

-Ребята, возьмите по одной картинке, где изображены овощи. Каждая команда по очереди показывает картинку с изображением овоща, а вы должны ответить, что съедобное: вершок или корешок. За каждый правильный ответ команда получает фишку. Кто больше отгадает, тот и побеждает. (Дети играют).

-Молодцы, ребята.

-Знаете, ребята, я сегодня нашла коробочку, а в ней части каких-то картинок, а каких – не знаю. Но я думаю, если эти части собрать правильно, то мы сможем узнать, что там спрятано. Я сейчас эти части положу на стол. А вы, ребята, попробуйте их собрать. И чье звено быстрее соберет, получает фишку и побеждает. Начинаем по сигналу: раз, два, три – начни! (Дети играют).

-Молодцы, ребята. Вот видишь, Осень, как наши дети умеют играть.

3. Итог занятия.

-А теперь, ребята, садитесь на места. Сейчас мы с вами подсчитаем фишки. Какое звено больше заработало фишек, то звено и победит.

Дети вместе с воспитателем считают.

-Ребята, вы все молодцы, хорошо играли, помогали друг другу, и Осень научили играть. Но некоторым ребятам надо быть внимательней и выслушивать ответы говорящих, не кричать с места. И я думаю, что этому ребята научатся. А за то, что вы научили Осень считать, она вам принесла свои дары. Спасибо тебе, Осень.

< Предыдущая Следующая >
 

doshkolnik.ru

Дидактические игры для детей про ОСЕНЬ

Целью дидактических игр является процесс обучения детей каким-либо знаниям и навыкам.

За окном осень, значит самое время для дидактических игр для детей про это прекрасное время года. 🙂

Предлагаю вам несколько таких игр для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Игра «Осенние листья»

Для игры нужен мячик.

Взрослый бросает ребенку мяч и называет дерево.

Ребенок возвращает мяч, при этом образуя словосочетание, добавив к названию дерева прилагательное.

Например:

  • береза — береза золотая,
  • дуб — дуб могучий,
  • лиственница — лиственница рыжая,
  • ель — ель  колючая…

Игра «Какой? Какая? Какое?»

Предложите ребенку подобрать по три признака к каждому названному вами слову. Для игры также можно использовать мячик.

Например:

  • осень (какая?) — волшебная, красивая, ароматная…
  • дождь (какой?) — сильный, мелкий, тёплый…
  • солнце (какое?) — яркое, согревающее, жёлтое…
  • погода (какая?) — дождливая, переменчивая, тёплая…

Игра «Что делает? Что делают?»

Предложите ребенку подобрать по три действия для каждого названного слова.

Например:

  • солнце (что делает?) — светит, греет, всходит…
  • дождь (что делает?) — капает, идёт, мочит…
  • листья (что делают?) — опадают, летят, шуршат…

Игра «Писатель»

Подберите вместе с ребенком несколько сюжетных картинок об осени. Наклейте их в альбом или тетрадь. Помогите ребенку придумать предложения по ним. Запишите их под картинками.

Игра «Юный натуралист»

Сходите с ребенком на прогулку в лес или парк. Помогите ему собрать листья самых распространенных деревьев: клёна, берёзы, тополя, дуба, рябины, осины.

Рассмотрите их  очень внимательно.

Подсушите листья при помощи утюга и наклейте в альбом или тетрадь. Рядом предложите нарисовать ребенку такой же листочек. Подпишите название дерева под каждым листиком.

Такое занятие научит ребенка различать листья разных деревьев.

Игра «Большой — маленький»

Игра на словообразование. Вы говорите «большое» слово, ребенок называет «маленькое».

  • Лист — листочек,
  • Гриб — грибочек,
  • Птица — птичка,
  • Ветер — ветерок,
  • Солнце — солнышко,
  • Зонт — зонтик,
  • Дождь — дождик,
  • Трава — травка…

Игра «Знайка»

Помогите ребенку запомнить названия осенних месяцев. Предложите разложить их на слоги: сен-тябрь, ок-тябрь, но-ябрь.

Все эти игры отлично подходят и для других времён года. 😉

Развивайтесь, играючи! 🙂

igraemsdetmy.ru