Статья "Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе". Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе
Статья "Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе"
Дидактические игры
на уроках русского языка
в начальной школе
Подготовила
учитель начальных классов
Шахтёрской ОШ I-III ступеней №18
Мироненко Л.В.
2015 г.
Дидактические игры на уроках русского языка конструируются по разному. В некоторых из них есть элементы ролевой игры: сюжет, роль, действие, игровое правило; в других – только отдельные элементы: действие или правило, или то и другое. По этому по структуре дидактические игры на уроках русского языка делятся на сюжетно-ролевые и игры – упражнения, включающие только отдельные элементы игры. В сюжетно – ролевых играх дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, действием, правилом. В играх – упражнениях она выражена явно.
Дидактическая задача – один из основных элементов игры на уроках русского языка. Она определяется целью обучающего и воспитывающего воздействия. Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивают обучающий характер игры, направленность содержания на процессы познавательной деятельности детей.
Следующим структурным элементов дидактической игры на уроках русского языка является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Специфика игровых задач состоит в том, что цель в них представлена в мнимой, воображаемой форме, отличающейся от практической цели неопределенностью ожидаемого результата и необязательностью его достижения.
В дидактических играх на уроках русского языка всегда две задачи – дидактическая и игровая – отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на уроках русского языка, в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить её, активизирует игровые действия. Иногда даже в названии игры заложены игровая задача и её познавательная направленность.
Дидактическая цель реализуется на протяжении всей игры через осуществлении игровой задачи, игровых действий, а итог её решения обнаруживается в конце игры. Только при таком условии дидактическая игра на уроках русского языка может давать полезные плоды и считаться средством обучения.
Игровые действия – составляют основу дидактической игры- без них нет игры. Это, своего рода, рисунок сюжета игры. Чем разнообразнее и содержательнее игровые действия, тем интереснее для детей игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи урока русского языка. Игровые действия иногда не являются тождественно-реальными: они раскрывают лишь их внешнюю сторону, даже при отражении реальных явлений и действий. Игровые действия и не всегда практически внешние действия, когда что-то необходимо тщательно рассмотреть, сравнить, разобрать это, в свою очередь, и сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, припоминания раннее усвоенного на уроках русского языка (умственные действия выражаются в процессах мышления).
Следующим составным элементом дидактической игры на уроках русского языка является правила игры. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. Учителю на уроках русского языка правила помогают управлять игрой, процессами игровой деятельности, поведением детей. Правила имеют обучающий характер и организационный характер, но чаще они сочетаются между собой. Обучающие правила раскрывают перед детьми суть игры (что и как делать). Правила организуют познавательную деятельность детей: что либо рассмотреть, подумать, сравнить, найти способ решения поставленной игровой задачи.
Организующие правила определяют порядок, последовательность, взаимоотношения детей на уроках русского языка. Правила будут правилами, если будут соответствовать следующим положениям:
1) правила игры должны быть простыми и точно сформулированными. Материал должен быть посилен;
2) дидактический материал прост по изготовлению и применению;
3) игра на уроках русского языка будет интересна в том случае, если в ней принимает участие каждый ребенок;
4) подведение итогов игры должно быть четким и справедливым.
Все эти структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой, а отсутствие основных из них разрушает игру.
Заключительным элементом игры является подведение итогов, которое проводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание;
Определение команды-победительницы и т.д. При этом необходимо отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей по русскому языку.
При проведении игр на уроках русского языка необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.
В ситуации дидактической игры на уроках русского языка знания усваиваются лучше. Дидактическую игру и урок русского языка противопоставлять нельзя. Самое главное – и это необходимо ещё раз подчеркнуть – дидактическая задача в дидактической игре осуществляется через игровую задачу. Дидактическая задача скрыта от детей. Внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознается. Это и делает игру особой формой игрового обучения, когда дети чаще всего непреднамеренно усваивают знания, умения и навыки по русскому языку. Взаимоотношения между детьми и педагогов определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог участники одной игры.
Итак, игра – не просто любимое занятие детей. Она способствует повышению эффективности учебного процесса, активизирует познавательную деятельность детей, является основой прочного и осмысленного усвоения программного материала по русскому языку.
Дидактическая игра «Кто быстрее соберет вещи».
Цель игры: дифференциация шипящих звуков: ж,ш,ч,щ; активизировать внимание и мыслительную деятельность учащихся.
Оборудование: карточки с изображением предметов с шипящими звуками ж,ш,ч,щ; «чемоданчики» с соответствующими звуками – 4 шт.
Правила игры: Один из участников выходит к доске, выбирает любую карточку «предмет» и помещает ее в соответствующий «чемоданчик». Остальные учащиеся контролируют правильность выбора. Участвовать в игре могут все дети по очереди.
Дидактическая игра «Кто быстрее, кто точнее».
Цель: Закрепить навык определения на слух слов с шипящими ж,ш,ч,щ и умение вычленять эти звуки. Ведущий делит доску на 4 части, в каждой пишет шипящие согласные ж,ш,ч,щ. К доске вызывается 4 ученика, которые встают так, чтобы у каждого была четверть доски. Ведущий называет слова, начинающиеся с какой-нибудь из перечисленных букв. Один из учеников, стоящих у доски, у которого записана эта буква, записывает слово в свою графу. Затем остальные ученики поочередно называют придуманные на эти буквы слова. Стоящие у доски ученики, записывают каждый свое слово. Игра идет в быстром темпе. Дети контролируют запись на доске. В случае ошибки игра останавливается и исправляется неточность.
Дидактическая игра «Будь внимателен».
Цель: активизировать память, внимание, словарный запас, опираясь на знание правил.
Из предложенных стихотворений выписать с сочетаниями жи, ши:
1. Жили в хижине чижи, Мыши, ежики, стрижи, В гости к ним идут моржи И жирафы и ужи. 2. Жилет, животное , живот, Жирафы, живопись, живет, Шиповник, шины, камыши, Машины и карандаши, Кружить, служить, дружить и жить, Спешить, смешить, Шипеть и шить. Все сочетания ЖИ и ШИ Только с буквой И пиши!
Цель: определить уровень развития детей, развивать память, мышление , речь. Детям предлагается за определенное время вспомнить и записать как можно больше пословиц и поговорок, загадок и четверостиший, в которых встречаются слова и заданное правило – «Правописание слов с сочетаниями жи,ши». Например: Пословицы и поговорки: Жизнь дана на добрые дела. Шила в мешке не утаишь. Поспешишь –людей насмешишь. Жизнь прожить- не поле перейти. Дружба как стекло, разобьешь – не склеишь. Загадки: Два березовых коня Он высокий и пятнистый Через лес несут меня. С длинно, длинной шеей, Кони эти рыжие, А питается он листьями, А зовут их…)лыжами). Листьями деревьев(жираф) Четверостишье: Шила шубку – сшила юбку, Шила шапку – сшила тапку! Хорошая швея Наташа!
Дидактическая игра «Одним словом».
Цель: активизировать словарный запас детей, развивать умение обобщать словосочетания в одно понятие. Учащимся предлагается заменить сочетания слов и предложения одним словом, имеющим слоги ча, ща, чу.щу. 1. Обрубок дерева - …(чурбан). 2. Шестьдесят минут-…(час). 3. Густой частый лес- …(чаща). 4. Хищная рыба с острыми зубами - …(щука). 5. Из чего делают тяжелые сковородки -… (чугун). 6. Прикрывать глаза от солнца - … (щуриться). 7. Сосуд с ручкой и носиком для кипячения воды или заваривания чая - …(чайник)
Дидактическая игра «Все наоборот».
Цель: закрепить написание слов с сочетанием –чн-, активизировать внимание, мыслительную деятельность детей.
Учитель предлагает детям заменить предложенные им словосочетания типа существительное + существительное на другое так, чтобы одно из слов включало в свой состав сочетание –чн-.
Игрушка для елки-…(елочная игрушка) Герой сказки- … (сказочный герой) Сок яблока-… (яблочный сок) Суп из молока -…(молочный суп) Варенье из клубники-… (клубничное варенье) Каша из гречки-… (гречневая каша) Вода из речки-… (речная вода) Скважина в замке -…(замочная скважина) Мука из пшеницы -… (пшеничная мука) и т.п.
Дидактическая игра «Замени букву».
Цель: активизировать умственную деятельность учащихся, развивать орфографическую и фонетическую зоркость, внимательность, логическое мышление. Детям предлагается исходное слово с орфограммой, они изменяют в нем последовательно либо один, либо два звука, сохраняя при этом сочетание –чк-, и получают новые слова. Выигрывает тот, кто составит наибольшее количество слов.
дочка ручка бочка речка ночка свечка кочка печка точка почка тучка дочка тачка ночка
Дидактическая игра «Назови один предмет».
Цель: отработка способов проверки безударных гласных. Учитель говорит слово, обозначающее много одинаковых предметов, а ученики называют один такой предмет и объясняют какую гласную надо писать в корне слова. За правильный ответ ряд получает очко. Победитель выявляется по количеству очков. Примерный материал: слова: врачи, глаза, грачи, сады, тазы, шары, бока, дожди, дворы, кроты, моря, ножи, плоды, поля, рога и т.д.
Дидактическая игра «Большая буква».
Цель: закрепление правила написания заглавной буквы в словах. Оборудование: у каждого ученика набор сигнальных карточек. Учитель предлагает классу внимательно послушать стихотворение. Затем учащиеся отмечают сигнальными карточками, все правила написания большой буквы, о которых говориться в стихотворении. Далее нужно защитить каждый свой ответ, т.е. объяснить какое правило зафиксировано. Выигрывает тот, кто сумеет защитить все сигнальные карточки.
Буква обычная выросла вдруг, Ставится буква Выросла выше букв – подруг У строчки в начале, Смотрят с почтением Чтобы начало мы замечали. На букву подруги, Имя, фамилия Но почему? Пишутся с нею, За какие заслуги? Чтобы заметнее быть и виднее, Чтобы звучали громко и гордо Буква расти не сама захотела, Имя твое Букве поручено важное дело: Имя улицы, города. Ставиться в слове Буква большая - Не зря и непросто Совсем не пустая, Буква такого высокого роста.
В букве большой- Уважения знак.(С.Измайлов)
Дидактическая игра «Пол-минутки для шутки».
Цель: закрепить правописание заглавной буквы в кличках животных. Оборудование: на доске записаны названия тех животных, которые встречаются в стихотворении Ю.Черных: собака, курица, корова, кошка, лошадь. Учитель просит детей внимательно послушать стихотворение и сказать, что в нем не так. Правильный ответ поощряется игровым жетоном. Одни дети дописывают на доске к названиям животных- клички, а остальные выполняют эту работу в тетради. Жили- были дед, да баба С маленькою внучкою. Кошку рыжую свою Называли Жучкою, А Хохлатой они Звали жеребенка, А еще у них была Курица Буренка, Собачонка Мурка, А еще два козла,- Сивка и Бурка.
Дидактическая игра «Составь слово».
Цель: активизировать словарь учащихся, развивать умение подбирать слова. Оборудование: карточки с буквами русского алфавита.
Играть могут 2-6 человек. Каждый из играющих берет одну карточку и кладет ее в середину круга буквой вверх. Когда это сделано, участники стараются из положенных в круг букв собрать какое-то слово. Например, открыты карточки с буквами А,Л,С,М,Ь,О. Из них можно составить слово: моль, сало, лом, и т.д. Тот, кто первый назовет подходящее слово, забирает себе все нужные для этого составления буквы и кладет перед собой составленное слово так, чтобы всем было видно. Выигрывает тот, кто к концу игры составит как можно больше слов.
Дидактическая игра «Найди ошибку».
Цель: развивать умение выделять в речи слова, обозначающие предмет. Учитель называет ряд слов, обозначающих названия предметов и допускает одну «ошибку». Ученики должны определить, какое слово лишнее и почему. Правильно выполнивший задание, получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек.
Примерный материал: 1.Кукла, дом, море, вышла, ученик. 2.Карта, солнце, железный, дверь, моряк. 3.Девочка, мел, больше, карандаш, жаба. 4.Замок, тяжело, петух, тарелка, вишня. 5.Бежит, книга, окно, ворота, слон и т.п.
Дидактическая игра «Найди пару».
Цель: развивать умение правильно соотносить название предмета и действия. Оборудование: у каждого ученика на парте карточка, на которой в один столбик записаны слова: метель, гром, солнце, молния, ветер, дождь, снег, облака, туман, мороз, а в другой столбик слова- действия: капает, плывут, падает, стелется, плывет, метет, гремит, печет, сверкает, дует, трещит. Ученики к каждому слову, обозначающему название явления, подбирают слово, обозначающее действие предмета, отмечая стрелкой. Выигрывает тот, кто первый составит пары слов.
Дидактические задания и упражнения.
Цель: закрепить знания детей по теме «Разделительный мягкий знак», развивать память, мышление. 1. Назовите сначала слова, в которых надо писать букву Ь в конце, а потом- в середине. 2. Найдите слова с разделительным мягким знаком. Подчеркните их: пью, шью, бью, семья, кольцо, копье, пони, платье, пальто, воробей, сошьет и т.д. 3. Выпишите слова с разделительным Ь: Целый день лежит тюлень, И лежать ему не лень. Жаль, тюленье прилежание Не пример для подражания. (Б. Заходер) Вот бы тебе, заяц, да лисьи зубы! Вот бы тебе серый, да волчьи ноги! Вот тебе, косой, да рысьи когти! -Э-э, что мне клыки да когти? Душа – то у меня все равно заячья. 4.Шарады. Я с Л смягченным – под землей С твердым Л я на стене Бываю каменным и бурым. А с твердым – в комнате любой, Но как только Л смягчите, В геометрической фигуре. Сразу в танец превратите. (Уголь-угол) (Полька-полка). Без М – в лесу мне красоваться; С М – суда меня боятся. (Ель-мель).
Дидактическая игра «Заполни квадрат».
Цель: активизировать словарь учащихся, развивать умение писать слова с мягким знаком на конце слова. Оборудование: прямоугольники, поделенные на клетки по количеству букв в слове. В начале каждой строчки – картинка. Каждый ряд получает карточку и выбирает представителя. По сигналу, сидящие, на передних партах, вписывают одно слово в клетки верхней строки и передают карточку сзади сидящим ученикам и т.д. Заполненная карточка возвращается представителю своего ряда, который исправляет ошибки, проверяет и передает учителю. Очки начисляются за каждое правильно записанное слово по одному очку, за безошибочную работу представителя – 2 очка, за выполнение работы первыми дети получают еще одно очко.
infourok.ru
Доклад "Дидактическая игра на уроках русского языка а начальной школе"
Доклад.
Дидактическая игра
и её развивающие возможности
на уроках русского языка в начальной школе
В младших классах игра, как известно, занимает одно из важнейших мест в осознании и деятельности детей. При организации и проведении игр на уроке следует иметь в виду, что их назначение не сводится лишь к заполнению свободного времени. Подбирать игры надо осмысленно, использовать их в определенной системе и последовательности, с учетом того, какие воспитательные и образовательные задачи решают.
Игра и учеба – две разные деятельности, между ними имеются качественные различия. Справедливо замечено, что «школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывает ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резко, между свободной игрой и регламентированным школьными занятиями получается ничем не заполненным разрыв. Тут нужны переходные формы». В качестве таковых и выступают дидактические игры. «Игра должна быть организована так, чтобы в ней предчувствовался будущий урок »(3).
В.А. Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребёнка. Для него игра-это самое серьёзное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет и не может быть полноценного умственного развития.»
Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра- это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. (8).
Давно доказано, что участие младших школьников в дидактических играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех выбору альтернатив.
Цель игр, проводимых на уроках русского языка, - пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. Дидактическая игра по своему назначению – это одно из действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку.
Функции игр как метода изучения русского языка в школе.
Первая, простейшая функция – облегчить учебный процесс, оживлять его .Эту роль выполняют сказочные элементы, занимательные картинки, подбор занимательных текстов и пр.
Вторая функция – «театрализация» учебного процесса: игровые формы вводят ролевой элемент, например вымышленных персонажей. Артистические приёмы используются в ролевых диалогах и полилогах, в чтениях по ролям, в инсценировании басен, сказок, в составлении силами самих учащихся различных упражнений, задач и даже в составлении страниц предполагаемого учебника.
Третья функция – соревновательная. Игра вносит элемент соревнования, конкурса, возбуждает активность, стремление к лидерству, от простейших случаев игра переходит к олимпиадам, к тестированию, к литературному творчеству ,к соревнованию в качестве и глубине знаний.
Названные три функции игры представляют собой ступени от игры- забавы к игре – увлечению познанием. Это высшая ступень – от игры к творчеству, к научной логике, к опережению школьных программ. (7)
Дидактическая игра в школе – одно из средств воспитания умственной активности учащихся. Выбор игры определяется учебно – воспитательными целями урока. Кроме того, игра должна быть доступна для всех учащихся, соответствовать их потребностям и интересам. Понятно, что непосильное задание отбивает интерес к игре; очень простое – воспринимается как развлечение. Игра должна посильной, но в то же время содержать некоторые трудности, требующие от ученика напряжения внимания, памяти.
Дидактическая игра имеет определённую структуру, характеризующую игру как форму обучения: дидактическая задача; игровые действия; правила игры; результат
Дидактическая задача определяется целью обучения и воспитательного воздействия.
Она определяется педагогом и отображает его обучающую деятельность. Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача реализуется через игровую задачу, которая решается учащимися. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Игровые действия – основа игры. Чем разнообразней игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.
В разных играх игровые действия различных по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, ролевые действия, отгадывания загадок, пространственные преобразования и т. д. Они связаны с игровым замыслом и исходя из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.
Организация и проведение игры .
Перед тем как начать игру, учитель сообщает, на каком материале она будет проводиться ,предупреждает о возможных затруднениях, с помощью вопросов выясняет понимание школьниками материала, на котором построена игра. Далее он сообщает задачу, объясняет правила игры, показывает образец игрового действия. Нельзя начинать игру, нет убедившись, что ученики поняли, что надо делать и что от них требуется. В процессе игры учитель помогает при затруднениях, иногда подсказывает наводящими вопросами решение, направляет действия играющих.
Перечислю основные правила проведения игры.
1.Учитель следит за соблюдением правил игры, старается не допускать нарушений, подбадривает детей, побуждает к поискам ответов на вопрос.
2.Отличительной особенностью игры является её добровольность, поэтому творческие задания не должны быть обязательными для всех.
3. Важно соблюдать соответствующий темп и ритм ведения игры: быстрый вызывает отставание большинства учащихся, медленный порождает потерю интереса.
4. Во время игры учитель должен проявлять максимум внимания , такта, доброжелательности, к детям, чтобы неуместным замечанием не повлиять на активность и инициативу учеников. Не нужно стремиться, во что бы то ни стало, довести до сознания ребёнка допущенную ошибку, так как это нарушает темп игры и отрицательно действует на играющего.
5.Нежелательно во время игры делать дисциплинарные замечания. В игре младшие школьники должны чувствовать себя свободно, непринуждённо, испытывать удовлетворение от сознания своей самостоятельности.
6.Дидактические. игры можно проводить как соревнования команд. Дидактические игры, групп и т. д. В этом случае избираются капитаны команд. Они осуществляют контроль за правильностью ответов.
7.В каждую команду лучше включать детей с различной подготовкой. Желательно, чтобы не выигрывала одна и та же команда. Проигрывающим один раз при повторе нужно дать возможность выиграть, почувствовать себя победителями.
8.Для проведения некоторых игр необходимо выбрать водящего.
9.Подведение итогов игры. Для игры на уроке отводится примерно 5-8 минут. Затем подводятся итоги, объявляются победители. Учитель напоминает, какой материал нужно повторить, чтобы в следующий раз одержать победу. В подведении итогов принимает участие весь класс вместе с учителем. Это необходимо для выработки самоконтроля, самооценки. В некоторых играх результат оценивается учителем совместно с капитанами. При подведении итогов учитель отмечает похвалой как тех, кто закончил работу первым, так и тех, кто выполнил её последним, но успешно справился с заданием. Любая игра должна приносить детям удовольствие, радость, особенно в младших классах.
Игра может проводиться на разных этапах урока. В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы. В конце урока может носить поисковый характер.
Основные виды игр, которые можно использовать в начальной. школе на уроках русского языка, определены в методической литературе.(4-6,8). Это загадки, шарады, логогрифы, анаграммы, метаграммы, ребусы и кроссворды. Все названные виды игр можно использовать на уроках уже с 1-го класса.
Чаще используются загадки, ребусы, кроссворды.
(Они напечатаны в журнале «Начальная школа» №1, с.32 2003г, № 4 с 47, №1 с 38, № 10 с 49; 2004 г -№5 с 53, №6 с42, №10 с 44, № 11 с 53; 2005 № 10, №7, № 12; 2006-№4,9,12)
Реже используются шарады, анаграммы, метаграммы, логогрифы.
Шарада-это загадка, составленная в стихах, где задуманное слово распадается на несколько отдельных частей, каждая из которых представляет собой самостоятельное слово, как правило, односложное (пар+ус, фа+соль). Разгадав каждую часть шарады и сложив их вместе, получается заданное слово.
Например: Начало-нота, Первое – нота,
Потом - оленя украшение, Вторая – то же.
А вместе – место А в целом – на горох
Оживлённого движения. (дорога) похоже.(фасоль)
Анаграмма – это игровое задание, в котором при перестановки слогов и букв или при чтении справа налево получается другое слово.(кот - ток).
Например: Под тенью у меня вы летом отдыхаете.
Но коль согласные местами поменяет
Превращусь в один момент Я в столярный инструмент (липа – пила).
В метаграмме зашифрованы различные слова, состоящие из одного и того числа букв. Разгадав одно из слов метаграммы, нужно заменить в нем одну букву так, чтобы получилось новое слово по смыслу(цапля – капля, карта –парта, сорт –порт – торт).
С г – её на винт накрутят,
С л- конечно лает
С м – одежда, но не греет,
С з от волка убегает.(гайка, лайка, майка, зайка) ТЕМА: перенос слов с буквой й.
Логорифмы – в них новые слова образуются в результате прибавления или убавления одной буквы или слога.
Например: Его откроешь – и вода из него польётся.
Добавишь Э – и тогда в кинотеатре он найдётся.(кран –экран).
Омограф – загадка, в которой задуманными являются слова, совпадающие по написанию, но разные по значению. Для разгадывания важно правильно перенести ударение с одного слога на другой.
Например: Я – травянистое растение с цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение – и превращусь в конфету.(ирис –ирис).
Омоним – загадка, в которой задуманными являются одинаковые на вид и по звучанию слова, но с разными значениями.
Например: Я журчу, журчу, журчу,
Глядь – и я в замке торчу. ( Ключ)
Памятки – запоминалки.
Безударная гласная в корне слова.
Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты ее немедленно
Ставь под ударение:
(а/о) кно - окна
Ск (а/о) ла – скалы
Ст (е/и) на – стены.
Измени-ка слово так,
Чтобы это измененье
Пусть ударным гласный станет,
Вот проблемы и не станет.
infourok.ru
Подбери однокоренные слова, выдели корень | Оценка | |
1. 2. 3. | Вода - ….., ……….. Цветы - ….,………. Заяц - ……, ……….. |
doc4web.ru
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающа огонек пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский Как сделать урок русского языка интересным, занимательным и любимым предметом для ребенка со слуховой депривацией? Игра является основным видом деятельности ребенка. Она играет большую роль в формировании и развитии умственных, эмоциональных, физических и творческих способностей ребенка. Игра помогает развивать память, мышление, воображение, внимание, помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку. Не говоря уже о том, что дидактические игры по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости неслышащего школьника. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создает у учеников радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. Дидактические игры на уроках русского языка конструируются по разному. В некоторых из них есть элементы ролевой игры: сюжет, роль, действие, игровое правило; в других – только отдельные элементы: действие или правило, или то и другое. По структуре дидактические игры на уроках русского языка делятся на сюжетно-ролевые и игры – упражнения, включающие только отдельные элементы игры. В сюжетно – ролевых играх дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, действием, правилом. В играх – упражнениях она выражена явно. Дидактическая задача – один из основных элементов игры на уроках русского языка. Она определяется целью обучающего и воспитывающего воздействия. Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивают обучающий характер игры, направленность содержания на процессы познавательной деятельности детей. Следующим структурным элементов дидактической игры на уроках русского языка является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Специфика игровых задач состоит в том, что цель в них представлена в мнимой, воображаемой форме, отличающейся от практической цели неопределенностью ожидаемого результата и необязательностью его достижения. В дидактических играх на уроках русского языка всегда две задачи – дидактическая и игровая – отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на уроках русского языка, в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить её, активизирует игровые действия. Иногда даже в названии игры заложены игровая задача и её познавательная направленность. Дидактическая цель реализуется на протяжении всей игры через осуществлении игровой задачи, игровых действий, а итог её решения обнаруживается в конце игры. Только при таком условии дидактическая игра на уроках русского языка может давать полезные плоды и считаться средством обучения. Игровые действия – составляют основу дидактической игры- без них нет игры. Это, своего рода, рисунок сюжета игры. Чем разнообразнее и содержательнее игровые действия, тем интереснее для детей игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи урока русского языка. Игровые действия иногда не являются тождественно-реальными: они раскрывают лишь их внешнюю сторону, даже при отражении реальных явлений и действий. Игровые действия и не всегда практически внешние действия, когда что-то необходимо тщательно рассмотреть, сравнить, разобрать это, в свою очередь, и сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, припоминания раннее усвоенного на уроках русского языка (умственные действия выражаются в процессах мышления). Следующим составным элементом дидактической игры на уроках русского языка является правила игры. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. Учителю на уроках русского языка правила помогают управлять игрой, процессами игровой деятельности, поведением детей. Правила имеют обучающий характер и организационный характер, но чаще они сочетаются между собой. Обучающие правила раскрывают перед детьми суть игры (что и как делать). Правила организуют познавательную деятельность детей: что либо рассмотреть, подумать, сравнить, найти способ решения поставленной игровой задачи. Организующие правила определяют порядок, последовательность, взаимоотношения детей на уроках русского языка. Правила будут правилами, если будут соответствовать следующим положениям: 1) правила игры должны быть простыми и точно сформулированными. Материал должен быть посилен; 2) дидактический материал прост по изготовлению и применению; 3) игра на уроках русского языка будет интересна в том случае, если в ней принимает участие каждый ребенок; 4) подведение итогов игры должно быть четким и справедливым. Все эти структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой, а отсутствие основных из них разрушает игру. Заключительным элементом игры является подведение итогов, которое проводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; Определение команды-победительницы и т.д. При этом необходимо отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей по русскому языку. При проведении игр на уроках русского языка необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи. В ситуации дидактической игры на уроках русского языка знания усваиваются лучше. Дидактическую игру и урок русского языка противопоставлять нельзя. Самое главное – и это необходимо ещё раз подчеркнуть – дидактическая задача в дидактической игре осуществляется через игровую задачу. Дидактическая задача скрыта от детей. Внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознается. Это и делает игру особой формой игрового обучения, когда дети чаще всего непреднамеренно усваивают знания, умения и навыки по русскому языку. Взаимоотношения между детьми и педагогов определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог участники одной игры. Итак, игра – не просто любимое занятие детей. Она способствует повышению эффективности учебного процесса, активизирует познавательную деятельность детей, является основой прочного и осмысленного усвоения программного материала по русскому языку. Дидактическая игра «Кто быстрее соберет вещи». Цель игры: дифференциация шипящих звуков: ж, ш, ч, щ; активизировать внимание и мыслительную деятельность учащихся. Оборудование: карточки с изображением предметов с шипящими звуками ж, ш, ч, щ; «чемоданчики» с соответствующими звуками – 4 шт. Правила игры: Один из участников выходит к доске, выбирает любую карточку «предмет» и помещает ее в соответствующий «чемоданчик». Остальные учащиеся контролируют правильность выбора. Участвовать в игре могут все дети по очереди. Дидактическая игра «Кто быстрее, кто точнее». Цель: Закрепить навык определения на слух слов с шипящими ж, ш ,ч, щ и умение вычленять эти звуки. Ведущий делит доску на 4 части, в каждой пишет шипящие согласные ж,ш,ч,щ. К доске вызывается 4 ученика, которые встают так, чтобы у каждого была четверть доски. Ведущий называет слова, начинающиеся с какой-нибудь из перечисленных букв. Один из учеников, стоящих у доски, у которого записана эта буква, записывает слово в свою графу. Затем остальные ученики поочередно называют придуманные на эти буквы слова. Стоящие у доски ученики, записывают каждый свое слово. Игра идет в быстром темпе. Дети контролируют запись на доске. В случае ошибки игра останавливается и исправляется неточность. Дидактическая игра «Будь внимателен». Цель: активизировать память, внимание, словарный запас, опираясь на знание правил. Из предложенных стихотворений выписать с сочетаниями жи, ши: Жили в хижине чижи,Мыши, ежики, стрижи,В гости к ним идут моржиИ жирафы и ужи. Жилет, животное , живот,Жирафы, живопись, живет,Шиповник, шины, камыши,Машины и карандаши,Кружить, служить, дружить и жить,Спешить, смешить,Шипеть и шить.Все сочетания ЖИ и ШИТолько с буквой И пиши! Дидактическая игра «Словознайкин, дай ответ». Цель: определить уровень развития детей, развивать память, мышление , речь.Детям предлагается за определенное время вспомнить и записать как можно больше пословиц и поговорок, загадок и четверостиший, в которых встречаются слова и заданное правило – «Правописание слов с сочетаниями жи, ши». Например: Пословицы и поговорки:Жизнь дана на добрые дела.Шила в мешке не утаишь.Поспешишь – людей насмешишь.Жизнь прожить - не поле перейти.Дружба как стекло, разобьешь – не склеишь.Загадки:Два березовых коня Он высокий и пятнистыйЧерез лес несут меня. С длинной, длинной шеей,Кони эти рыжие, А питается он листьями,А зовут их …(лыжами). Листьями деревьев (жираф)Четверостишье:Шила шубку – сшила юбку,Шила шапку – сшила тапку!Хорошая швея Наташа! Дидактическая игра «Одним словом». Цель: активизировать словарный запас детей, развивать умение обобщать словосочетания в одно понятие. Учащимся предлагается заменить сочетания слов и предложения одним словом, имеющим слоги ча, ща, чу. щу. 1. Обрубок дерева - …(чурбан).2. Шестьдесят минут -…(час).3. Густой частый лес - …(чаща).4. Хищная рыба с острыми зубами - …(щука).5. Из чего делают тяжелые сковородки -… (чугун).6. Прикрывать глаза от солнца - … (щуриться).7. Сосуд с ручкой и носиком для кипячения воды или заваривания чая - …(чайник) Дидактическая игра «Все наоборот». Цель: закрепить написание слов с сочетанием –чн-, активизировать внимание, мыслительную деятельность детей. Учитель предлагает детям заменить предложенные им словосочетания типа существительное + существительное на другое так, чтобы одно из слов включало в свой состав сочетание –чн-. Игрушка для елки-…(елочная игрушка)Герой сказки- … (сказочный герой)Сок яблока-… (яблочный сок)Суп из молока -…(молочный суп)Варенье из клубники-… (клубничное варенье)Каша из гречки-… (гречневая каша)Вода из речки-… (речная вода)Скважина в замке -…(замочная скважина)Мука из пшеницы -… (пшеничная мука) и т.п. Дидактическая игра «Замени букву». Цель: активизировать умственную деятельность учащихся, развивать орфографическую и фонетическую зоркость, внимательность, логическое мышление.Детям предлагается исходное слово с орфограммой, они изменяют в нем последовательно либо один, либо два звука, сохраняя при этом сочетание –чк-, и получают новые слова. Выигрывает тот, кто составит наибольшее количество слов. Дочка ручкабочка речканочка свечкакочка печкаточка почкатучка дочкатачка ночка Дидактическая игра «Назови один предмет». Цель: отработка способов проверки безударных гласных.Учитель говорит слово, обозначающее много одинаковых предметов, а ученики называют один такой предмет и объясняют какую гласную надо писать в корне слова. За правильный ответ ряд получает очко. Победитель выявляется по количеству очков. Примерный материал: слова: врачи, глаза, грачи, сады, тазы, шары, бока, дожди, дворы, кроты, моря, ножи, плоды, поля, рога и т.д. Дидактическая игра «Большая буква». Цель: закрепление правила написания заглавной буквы в словах.Оборудование: у каждого ученика набор сигнальных карточек.Учитель предлагает классу внимательно послушать стихотворение. Затем учащиеся отмечают сигнальными карточками, все правила написания большой буквы, о которых говориться в стихотворении. Далее нужно защитить каждый свой ответ, т.е. объяснить какое правило зафиксировано. Выигрывает тот, кто сумеет защитить все сигнальные карточки. Буква обычная выросла вдруг, Ставится букваВыросла выше букв – подруг У строчки в начале,Смотрят с почтением Чтобы начало мы замечали.На букву подруги, Имя, фамилияНо почему? Пишутся с нею,За какие заслуги? Чтобы заметнее быть и виднее,Чтобы звучали громко и гордоБуква расти не сама захотела, Имя твоеБукве поручено важное дело: Имя улицы, города.Ставиться в слове Буква большая -Не зря и непросто Совсем не пустая,Буква такого высокого роста. В букве большой-Уважения знак.(С.Измайлов) Дидактическая игра «Полминутки для шутки». Цель: закрепить правописание заглавной буквы в кличках животных. Оборудование: на доске записаны названия тех животных, которые встречаются в стихотворении Ю.Черных: собака, курица, корова, кошка, лошадь. Учитель просит детей внимательно послушать стихотворение и сказать, что в нем не так. Правильный ответ поощряется игровым жетоном. Одни дети дописывают на доске к названиям животных- клички, а остальные выполняют эту работу в тетради. Жили- были дед, да бабаС маленькою внучкою.Кошку рыжую своюНазывали Жучкою,А Хохлатой ониЗвали жеребенка,А еще у них былаКурица Буренка,Собачонка Мурка,А еще два козла,-Сивка и Бурка. Дидактическая игра «Составь слово». Цель: активизировать словарь учащихся, развивать умение подбирать слова.Оборудование: карточки с буквами русского алфавита. Играть могут 2-6 человек. Каждый из играющих берет одну карточку и кладет ее в середину круга буквой вверх. Когда это сделано, участники стараются из положенных в круг букв собрать какое-то слово. Например, открыты карточки с буквами А, Л, С, М, Ь, О. Из них можно составить слово: моль, сало, лом, и т.д. Тот, кто первый назовет подходящее слово, забирает себе все нужные для этого составления буквы и кладет перед собой составленное слово так, чтобы всем было видно. Выигрывает тот, кто к концу игры составит как можно больше слов. Дидактическая игра «Найди ошибку». Цель: развивать умение выделять в речи слова, обозначающие предмет.Учитель называет ряд слов, обозначающих названия предметов и допускает одну «ошибку». Ученики должны определить, какое слово лишнее и почему. Правильно выполнивший задание, получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек. Примерный материал:1.Кукла, дом, море, вышла, ученик.2.Карта, солнце, железный, дверь, моряк.3.Девочка, мел, больше, карандаш, жаба.4.Замок, тяжело, петух, тарелка, вишня.5.Бежит, книга, окно, ворота, слон и т.п. Дидактическая игра «Найди пару». Цель: развивать умение правильно соотносить название предмета и действия.Оборудование: у каждого ученика на парте карточка, на которой в один столбик записаны слова: метель, гром, солнце, молния, ветер, дождь, снег, облака, туман, мороз, а в другой столбик слова- действия: капает, плывут, падает, стелется, плывет, метет, гремит, печет, сверкает, дует, трещит.Ученики к каждому слову, обозначающему название явления, подбирают слово, обозначающее действие предмета, отмечая стрелкой. Выигрывает тот, кто первый составит пары слов. Дидактические задания и упражнения. Цель: закрепить знания детей по теме «Разделительный мягкий знак», развивать память, мышление.1. Назовите сначала слова, в которых надо писать букву Ь в конце, а потом- в середине.2. Найдите слова с разделительным мягким знаком. Подчеркните их: пью, шью, бью, семья, кольцо, копье, пони, платье, пальто, воробей, сошьет и т.д.3. Выпишите слова с разделительным Ь:Целый день лежит тюлень,И лежать ему не лень.Жаль, тюленье прилежаниеНе пример для подражания.(Б. Заходер)Вот бы тебе, заяц, да лисьи зубы!Вот бы тебе серый, да волчьи ноги!Вот тебе, косой, да рысьи когти!-Э-э, что мне клыки да когти?Душа – то у меня все равно заячья.4.Шарады.Я с Л смягченным – под землей С твердым Л я на стенеБываю каменным и бурым.А с твердым – в комнате любой, Но как только Л смягчите,В геометрической фигуре. Сразу в танец превратите.(Уголь-угол) (Полька-полка).Без М – в лесу мне красоваться;С М – суда меня боятся.(Ель-мель). Дидактическая игра «Заполни квадрат». Цель: активизировать словарь учащихся, развивать умение писать слова с мягким знаком на конце слова. Оборудование: прямоугольники, поделенные на клетки по количеству букв в слове. В начале каждой строчки – картинка.Каждый ряд получает карточку и выбирает представителя. По сигналу, сидящие, на передних партах, вписывают одно слово в клетки верхней строки и передают карточку сзади сидящим ученикам и т.д.Заполненная карточка возвращается представителю своего ряда, который исправляет ошибки, проверяет и передает учителю. Очки начисляются за каждое правильно записанное слово по одному очку, за безошибочную работу представителя – 2 очка, за выполнение работы первыми дети получают еще одно очко. |
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе. Гончарова Е. А. Дидактические игры на уроках русского языка конструируются по разному. В некоторых из них есть элементы ролевой игры: сюжет, роль, действие, игровое правило; в других – только отдельные элементы: действие или правило, или то и другое. По этому по структуре дидактические игры на уроках русского языка делятся на сюжетно-ролевые и игры – упражнения, включающие только отдельные элементы игры. В сюжетно – ролевых играх дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, действием, правилом. В играх – упражнениях она выражена явно. Дидактическая задача – один из основных элементов игры на уроках русского языка. Она определяется целью обучающего и воспитывающего воздействия. Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивают обучающий характер игры, направленность содержания на процессы познавательной деятельности детей. Следующим структурным элементов дидактической игры на уроках русского языка является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Специфика игровых задач состоит в том, что цель в них представлена в мнимой, воображаемой форме, отличающейся от практической цели неопределенностью ожидаемого результата и необязательностью его достижения. В дидактических играх на уроках русского языка всегда две задачи – дидактическая и игровая – отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на уроках русского языка, в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить её, активизирует игровые действия. Иногда даже в названии игры заложены игровая задача и её познавательная направленность. Дидактическая цель реализуется на протяжении всей игры через осуществлении игровой задачи, игровых действий, а итог её решения обнаруживается в конце игры. Только при таком условии дидактическая игра на уроках русского языка может давать полезные плоды и считаться средством обучения. Игровые действия – составляют основу дидактической игры- без них нет игры. Это, своего рода, рисунок сюжета игры. Чем разнообразнее и содержательнее игровые действия, тем интереснее для детей игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи урока русского языка. Игровые действия иногда не являются тождественно-реальными: они раскрывают лишь их внешнюю сторону, даже при отражении реальных явлений и действий. Игровые действия и не всегда практически внешние действия, когда что-то необходимо тщательно рассмотреть, сравнить, разобрать это, в свою очередь, и сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, припоминания раннее усвоенного на уроках русского языка (умственные действия выражаются в процессах мышления). Следующим составным элементом дидактической игры на уроках русского языка является правила игры. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. Учителю на уроках русского языка правила помогают управлять игрой, процессами игровой деятельности, поведением детей. Правила имеют обучающий характер и организационный характер, но чаще они сочетаются между собой. Обучающие правила раскрывают перед детьми суть игры (что и как делать). Правила организуют познавательную деятельность детей: что либо рассмотреть, подумать, сравнить, найти способ решения поставленной игровой задачи. Организующие правила определяют порядок, последовательность, взаимоотношения детей на уроках русского языка. Правила будут правилами, если будут соответствовать следующим положениям: 1 правила игры должны быть простыми и точно сформулированными. Материал должен быть посилен; 2 дидактический материал прост по изготовлению и применению; 3 игра на уроках русского языка будет интересна в том случае, если в ней принимает участие каждый ребенок; 4 подведение итогов игры должно быть четким и справедливым. Все эти структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой, а отсутствие основных из них разрушает игру. Заключительным элементом игры является подведение итогов, которое проводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; Определение команды-победительницы и т.д. При этом необходимо отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей по русскому языку. При проведении игр на уроках русского языка необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи. В ситуации дидактической игры на уроках русского языка знания усваиваются лучше. Дидактическую игру и урок русского языка противопоставлять нельзя. Самое главное – и это необходимо ещё раз подчеркнуть – дидактическая задача в дидактической игре осуществляется через игровую задачу. Дидактическая задача скрыта от детей. Внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознается. Это и делает игру особой формой игрового обучения, когда дети чаще всего непреднамеренно усваивают знания, умения и навыки по русскому языку. Взаимоотношения между детьми и педагогов определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог участники одной игры. Итак, игра – не просто любимое занятие детей. Она способствует повышению эффективности учебного процесса, активизирует познавательную деятельность детей, является основой прочного и осмысленного усвоения программного материала по русскому языку. Приложение №1 Дидактическая игра: Кто быстрее соберет вещи. Цель игры: дифференциация шипящих звуков: ж,ш,ч,щ; активизировать внимание и мыслительную деятельность учащихся. Оборудование: карточки с изображением предметов с шипящими звуками ж,ш,ч,щ; «чемоданчики» с соответствующими звуками – 4 шт. Правила игры: Один из участников выходит к доске, выбирает любую карточку «предмет» и помещает ее в соответствующий «чемоданчик». Остальные учащиеся контролируют правильность выбора. Участвовать в игре могут все дети по очереди. Приложение №2 Дидактическая игра: Кто быстрее, кто точнее. Цель: Закрепить навык определения на слух слов с шипящими ж,ш,ч,щ и умение вычленять эти звуки. Ведущий делит доску на 4 части, в каждой пишет шипящие согласные ж,ш,ч,щ. К доске вызывается 4 ученика, которые встают так, чтобы у каждого была четверть доски. Ведущий называет слова, начинающиеся с какой-нибудь из перечисленных букв. Один из учеников, стоящих у доски, у которого записана эта буква, записывает слово в свою графу. Затем остальные ученики поочередно называют придуманные на эти буквы слова. Стоящие у доски ученики, записывают каждый свое слово. Игра идет в быстром темпе. Дети контролируют запись на доске. В случае ошибки игра останавливается и исправляется неточность. Приложение №3 Дидактическая игра: Будь внимателен. Цель: активизировать память, внимание, словарный запас, опираясь на знание правил. Из предложенных стихотворений выписать с сочетаниями жи, ши: 1. Жили в хижине чижи, Мыши, ежики, стрижи, В гости к ним идут моржи И жирафы и ужи. 2. Жилет, животное , живот, Жирафы, живопись, живет, Шиповник, шины, камыши, Машины и карандаши, Кружить, служить, дружить и жить, Спешить, смешить, Шипеть и шить. Все сочетания ЖИ и ШИ Только с буквой И пиши! Приложение №4 Дидактическая игра: Словознайкин, дай ответ. Цель: определить уровень развития детей, развивать память, мышление , речь. Детям предлагается за определенное время вспомнить и записать как можно больше пословиц и поговорок, загадок и четверостиший, в которых встречаются слова и заданное правило – «Правописание слов с сочетаниями жи,ши». Например: Пословицы и поговорки: Жизнь дана на добрые дела. Шила в мешке не утаишь. Поспешишь –людей насмешишь. Жизнь прожить- не поле перейти. Дружба как стекло, разобьешь – не склеишь. Загадки: Два березовых коня Он высокий и пятнистый Через лес несут меня. С длинно, длинной шеей, Кони эти рыжие, А питается он листьями, А зовут их…)лыжами). Листьями деревьев(жираф) Четверостишье: Шила шубку – сшила юбку, Шила шапку – сшила тапку! Хорошая швея Наташа! Приложение №5 Дидактическая игра: Одним словом. Цель: активизировать словарный запас детей, развивать умение обобщать словосочетания в одно понятие. Учащимся предлагается заменить сочетания слов и предложения одним словом, имеющим слоги ча, ща, чу.щу. 1. Обрубок дерева - …(чурбан). 2. Шестьдесят минут-…(час). 3. Густой частый лес- …(чаща). 4. Хищная рыба с острыми зубами - …(щука). 5. Из чего делают тяжелые сковородки -… (чугун). 6. Прикрывать глаза от солнца - … (щуриться). 7. Сосуд с ручкой и носиком для кипячения воды или заваривания чая - …(чайник) и Приложение №6 Дидактическая игра: Все наоборот. Цель: закрепить написание слов с сочетанием –чн-, активизировать внимание, мыслительную деятельность детей. Учитель предлагает детям заменить предложенные им словосочетания типа существительное + существительное на другое так, чтобы одно из слов включало в свой состав сочетание –чн-. Игрушка для елки-…(елочная игрушка) Герой сказки- … (сказочный герой) Сок яблока-… (яблочный сок) Суп из молока -…(молочный суп) Варенье из клубники-… (клубничное варенье) Каша из гречки-… (гречневая каша) Вода из речки-… (речная вода) Скважина в замке -…(замочная скважина) Мука из пшеницы -… (пшеничная мука) и т.п. Приложение №7 Дидактическая игра: Замени букву. Цель: активизировать умственную деятельность учащихся, развивать орфографическую и фонетическую зоркость, внимательность, логическое мышление. Детям предлагается исходное слово с орфограммой, они изменяют в нем последовательно либо один, либо два звука, сохраняя при этом сочетание –чк-, и получают новые слова. Выигрывает тот, кто составит наибольшее количество слов. дочка ручка бочка речка ночка свечка кочка печка точка почка тучка дочка тачка ночка Приложение №8 Дидактическая игра: Назови один предмет. Цель: отработка способов проверки безударных гласных. Учитель говорит слово, обозначающее много одинаковых предметов, а ученики называют один такой предмет и объясняют какую гласную надо писать в корне слова. За правильный ответ ряд получает очко. Победитель выявляется по количеству очков. Примерный материал: слова: врачи, глаза, грачи, сады, тазы, шары, бока, дожди, дворы, кроты, моря, ножи, плоды, поля, рога и т.д. Приложение №9 Дидактическая игра: Большая буква. Цель: закрепление правила написания заглавной буквы в словах. Оборудование: у каждого ученика набор сигнальных карточек. Учитель предлагает классу внимательно послушать стихотворение. Затем учащиеся отмечают сигнальными карточками, все правила написания большой буквы, о которых говориться в стихотворении. Далее нужно защитить каждый свой ответ, т.е. объяснить какое правило зафиксировано. Выигрывает тот, кто сумеет защитить все сигнальные карточки. Буква обычная выросла вдруг, Ставится буква Выросла выше букв – подруг У строчки в начале, Смотрят с почтением Чтобы начало мы замечали. На букву подруги, Имя, фамилия Но почему? Пишутся с нею, За какие заслуги? Чтобы заметнее быть и виднее, Чтобы звучали громко и гордо Буква расти не сама захотела, Имя твое Букве поручено важное дело: Имя улицы, города. Ставиться в слове Буква большая - Не зря и непросто Совсем не пустая, Буква такого высокого роста. В букве большой- Уважения знак.(С.Измайлов) Приложение №10 Дидактическая игра: Пол-минутки для шутки. Цель: закрепить правописание заглавной буквы в кличках животных. Оборудование: на доске записаны названия тех животных, которые встречаются в стихотворении Ю.Черных: собака, курица, корова, кошка, лошадь. Учитель просит детей внимательно послушать стихотворение и сказать, что в нем не так. Правильный ответ поощряется игровым жетоном. Одни дети дописывают на доске к названиям животных- клички, а остальные выполняют эту работу в тетради. Жили- были дед, да баба С маленькою внучкою. Кошку рыжую свою Называли Жучкою, А Хохлатой они Звали жеребенка, А еще у них была Курица Буренка, Собачонка Мурка, А еще два козла,- Сивка и Бурка. Приложение №11 Дидактическая игра: Составь слово. Цель: активизировать словарь учащихся, развивать умение подбирать слова. Оборудование: карточки с буквами русского алфавита. Играть могут 2-6 человек. Каждый из играющих берет одну карточку и кладет ее в середину круга буквой вверх. Когда это сделано, участники стараются из положенных в круг букв собрать какое-то слово. Например, открыты карточки с буквами А,Л,С,М,Ь,О. Из них можно составить слово: моль, сало, лом, и т.д. Тот, кто первый назовет подходящее слово, забирает себе все нужные для этого составления буквы и кладет перед собой составленное слово так, чтобы всем было видно. Выигрывает тот, кто к концу игры составит как можно больше сло Приложение №12 Дидактическая игра: Найди ошибку. Цель: развивать умение выделять в речи слова, обозначающие предмет. Учитель называет ряд слов, обозначающих названия предметов и допускает одну «ошибку». Ученики должны определить, какое слово лишнее и почему. Правильно выполнивший задание, получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек. Примерный материал: 1.Кукла, дом, море, вышла, ученик. 2.Карта, солнце, железный, дверь, моряк. 3.Девочка, мел, больше, карандаш, жаба. 4.Замок, тяжело, петух, тарелка, вишня. 5.Бежит, книга, окно, ворота, слон и т.п. Приложение №13 Дидактическая игра: Найди пару. Цель: развивать умение правильно соотносить название предмета и действия. Оборудование: у каждого ученика на парте карточка, на которой в один столбик записаны слова: метель, гром, солнце, молния, ветер, дождь, снег, облака, туман, мороз, а в другой столбик слова- действия: капает, плывут, падает, стелется, плывет, метет, гремит, печет, сверкает, дует, трещит. Ученики к каждому слову, обозначающему название явления, подбирают слово, обозначающее действие предмета, отмечая стрелкой. Выигрывает тот, кто первый составит пары слов. Приложение №14 Дидактические задания и упражнения. Цель: закрепить знания детей по теме «Разделительный мягкий знак», развивать память, мышление. 1. Назовите сначала слова, в которых надо писать букву Ь в конце, а потом- в середине. 2. Найдите слова с разделительным мягким знаком. Подчеркните их: пью, шью, бью, семья, кольцо, копье, пони, платье, пальто, воробей, сошьет и т.д. 3. Выпишите слова с разделительным Ь: Целый день лежит тюлень, И лежать ему не лень. Жаль, тюленье прилежание Не пример для подражания. (Б. Заходер) Вот бы тебе, заяц, да лисьи зубы! Вот бы тебе серый, да волчьи ноги! Вот тебе, косой, да рысьи когти! -Э-э, что мне клыки да когти? Душа – то у меня все равно заячья. 4.Шарады. Я с Л смягченным – под землей С твердым Л я на стене Бываю каменным и бурым. (книги, например, на мне), А с твердым – в комнате любой, Но как только Л смягчите, В геометрической фигуре. Сразу в танец превратите. (Уголь-угол) (Полька-полка). Без М – в лесу мне красоваться; С М – суда меня боятся. (Ель-мель). Приложение №15 Дидактическая игра: Заполни квадрат. Цель: активизировать словарь учащихся, развивать умение писать слова с мягким знаком на конце слова. Оборудование: прямоугольники, поделенные на клетки по количеству букв в слове. В начале каждой строчки – картинка. Каждый ряд получает карточку и выбирает представителя. По сигналу, сидящие, на передних партах, вписывают одно слово в клетки верхней строки и передают карточку сзади сидящим ученикам и т.д. Заполненная карточка возвращается представителю своего ряда, который исправляет ошибки, проверяет и передает учителю. Очки начисляются за каждое верно записанное слово по одному очку, за безошибочную работу представителя – 2 очка, за выполнение работы первыми дети получают еще одно очко. |
gigabaza.ru