Дифференциация звуков [к-т-г-д] : Работа с дошкольниками. Дифференциация к т у дошкольников


Дифференциация звуков [к-т-г-д]

Разделы: Работа с дошкольниками

Звуки [К], [Т], [Г], [Д] усваиваются детьми к 2-3 годам. Это звуки "раннего онтогенеза". В литературе достаточно внимания уделено постановке и автоматизации заднеязычных звуков (В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко, И.С.Лопухина), тогда как переднеязычные звуки [Т], [Д] рассмотрены недостаточно (И.С.Лопухина). Это возникает из-за того, что наиболее частым является замена звуков заднеязычных на звуки [Т], [Д]. При встрече же с ребенком в прямо противоположной ситуации (замена звуков [Т], [Д] на звуки [К], [Г]) возникают трудности в поиске лексического материала сначала на автоматизацию указанных переднеязычных звуков, а затем на их дифференциацию со звуками заднеязычными.

Поэтому главной задачей данной работы мы считаем подбор лексического материала по указанной проблеме.

Постановка и автоматизация звуков [Т], [Д]

На данном этапе работы из речевого материала исключаются звуки [Г], [К].

1. Формирование восприятия звуков [Т], [Д].

- "Хлопни, когда услышишь слово: (суп, таз, хвост, рот, стол, дом, удав)". Одно из данных слов называется вперемежку с любыми другими словами.

- "Хлопни, когда услышишь слог : (та, ту, от, ды, до)". Один из данных слогов называется вперемежку с любыми другими слогами, не содержащими звуков [Г], [Д].

- "Хлопни, когда услышишь звук [Т] ([Д])". Звуки называются вперемежку с любыми звуками, кроме [Г], [К].

2. Изолированное произношение звука [Т] ([Д]).

Многократное изолированное произношение звука с опорой на символы (Фомичева): "Как стучат колеса поезда? - т-т-т", "Как стучит по дереву дятел? - д-д-д".

3. Автоматизация звуков в слогах.

Та - ту - то
да - ду - до
Ты - тэ - та ды - дэ - да
От - ат - ит ды - да - до
Ут - ат - от ду - ды - до

4. Автоматизация звуков в словах.

Слова со звуком [Т]: там, таз, Тома, Толя, туфли, лото, это, четыре, лисята, волчата, медвежата, бельчата, ежата, телята, поросята, цыплята, индюшата, зайчата, жеребята, салат, халат, рот, вот, самолет, пилот, тут, салют, машет, машут, спит, спят, пьет, пьют, хлопает, хлопают, строит, строят, нюхает, нюхают, смотрит, смотрят, бежит, плачет, плачут, сидит, сидят, ест, едят, поет, поют, танцует, танцуют, везет, везут, нет, винт, туман, петух.

Слова со звуком [Д]: да, дай, Даша, дача, дом, дуб, дым, душ, дупло, духи, думай, Вода, иду, пирамида, пойду, уйду, беда, свобода, борода, помада, победа, команда, наряды, следы, пруды, сады, посуда.

5. Автоматизация звуков в словосочетаниях и предложениях.

Чаще всего на данном этапе уже можно использовать речевой материал, содержащий одновременно звуки и [Т] и [Д].

Там Толя. Тут Тома. Надену твои туфли. Я думаю, Даня спит. Зайчата оставили следы. Мама берет помаду. В саду спят поросята. Папа завинчивает винт. Тома хлопает в ладоши. Жеребята везут дрова. У деда борода. Бельчата сидят в дупле. В душе идет вода. Тома и Толя достали лото. Друзья едят дыню. Я иду по мосту. Вон там фонтан.

6. Стихотворные тексты со звуками [Т], [Д].

У енота тетя Тоня. Тетя Тоня в тине тонет. - Тетя Тоня, не тони! - Эй, тяни ее, тяни! Вот идут мои друзья, Подавать обед пора. Дуб стоит у дома, Дом стоит у дуба. Кот сидит у дуба. Кот сидит у дома. Дома мама, дома папа, Только Томы нету рядом. - Найдите нашу Тому! - Танцует там у дома. Дед Данила дает дыню - Вот и Дане, вот и Тане. Дятел на дубу сидит, Дятел ветви долбит. Мама моет пол, Папа чинит стол, Я посуду убрала, У нас дома чистота.

Даша и Наташа идут в лес. В лесу они видят дуб. На ветке дуба сидят бельчата. Даша и Наташа машут бельчатам: "Идите домой, в дупло!"

Толя идет в душ. Там льется вода. Толя стоит под душем. Потом он намыливается. Хорошо быть чистым и умытым!

Дифференциация звуков [К-Т]

А. Дифференциация звуков [К-Т] на слух.

- Игра "Хлопни-топни". Инструкция: "Если услышишь слог ТА - хлопни, если услышишь слог КА - топни". Позднее, игра проводится на материале звуков. На этом этапе возможны любые традиционные игры на дифференциацию звуков речи.

Б. Дифференциация произношения звуков [К-Т].

1. Попеременное называние изолированных звуков. Игра "Дождик-поезд". Инструкция: "Когда я говорю дождик, ты произносишь звук [К], когда я говорю поезд, ты произносишь звук [Т]".

2. Повторение по одному, по два и по три слога со звуками [К-Т].

ка - та - ка та - та - ка

ты - кы - ты ко - ко - то

ку - ту - ту ты - кы - кы

3. Повторение слов и называние картинок.

Словарь: кабинет, канат, капитан, капот, катать, катание, кафтан, ватка, ветка, детка, девятка, дудка, утка, кот, ток, комета, комната, комод, конфета, копыто, кофта, подкова, молоток, моток, охотник, тук, стук, путник, спутник, каток, конфета, тыква, свисток, селедка, лодка, платок.

4. Дифференциация звуков в словосочетаниях и предложениях. Задания:

а) "Посчитай до пяти". Выбирается несколько слов из вышеуказанного словаря,

б) "Спроси и ответь". Про любой неодушевленный предмет ребенок спрашивает и отвечает: "Это что? - Это канат". Про любое животное ребенок спрашивает и отвечает: "Это кто? - Это собака" или "Кто тут? - Тут овца".

Дифференциация звуков [Г-Д]

Задания, как и в предыдущем разделе.

Словарь: гадать, гадание, угадать, дуга, радуга, погода, ягода, когда, гнедой, города.

Дифференциация звуков [К-Т-Г-Д]

1. Словарь: отгадка, агат, Агата, тайга, гоготать, гонит, коготок, готов, фагот, команда, подруга, градусник, удочка, дождик, селедочка, гусята, лодочка.

2. Предложения:

Катя собирает букет. В комнате летает муха. В доме два этажа. Коля ест торт. На столе стоит кактус. Моряк смотрит в бинокль. Я иду в аптеку за ватой. Таня надевает кофту. В комнате стоит комод. Мама надевает платок. На тарелке лежат конфеты. Дед тянет репку. Высоко гнездо аиста. На остановке стоит автобус. На окне сидит кот. Паук плетет паутину. У Кати красивый бант. Дедушка видит бегемота.

3. Тексты:

Опускается туман На мосты и на кусты, Опускается туман На дома и на сады, Тут не видно далеко, Заблудиться так легко!

Соловей выводит трель. Слесарь в сеть включает дрель. Лом ломает толстый лед, Лом ломать не устает.

Вот так домик! Вот так дом! В доме том одно окно, В том окне идет кино.

- Тук! Тук! Тук! - Это кто тут? - Это я, коток, Тонкий коготок.

Всё готово для хоккея: И коньки и капитаны, На катке стоят команды, Ждут свистка, как кот сметаны!

-Я иду куда? - Туда. - Я пойду от кого? - От того. - Будет там кто? - Не будет там никого. - Не пойду туда, Буду дома я тогда!

Вот на стуле кот сидит, Вот за бантом он следит. Когда бантик двинется, Он на бантик кинется!

Наступила зима. На дворе холодно, стужа. Деревья, крыши домов, дороги - все покрыто снегом. Реки покрыты льдом. Рады дети. Они бегут с коньками на каток.

Большинство приведенных текстов являются авторскими. Для самостоятельного подбора лексического материала по указанной проблеме можно воспользоваться литературой из списка.

Литература

  1. Коноваленко В.В., Клноваленко С.В. Дидактический материал по коррекции произношения звуков К, К', Г, Г', Х, Х'. - М.: "ГНОМ-ПРЕСС", 1999.
  2. Лопухина И.С. Логопедия, упражнения для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. - СПб.: Дельта, 1999.
  3. Смирнова М.В. 2500 скороговорок. Для детей 4-6 лет. - СПб.: Издательский дом "Нева", 2005.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Речевой материал на дифференциацию звуков "К"-"Т", "Г"-"Д

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ К-Т

Ка-та

кэ-тэ

кы-ты

ко-то

ку-ту

 Ка-ка-та

кэ-кэ-тэ

кы-кы-ты

ко-ко-то

ку-ку-ту

 Ка-та-ка

кэ-тэ-кэ

кы-ты-кы

ко-то-ко

ку-ту-ку

Ка-та-та

кэ-тэ-тэ

кы-ты-ты

ко-то-то

ку-ту-ту

Ак-ак-ат

эк-эк-эт

ик-ик-ит

ок-ок-от

ук-ук-ут

Ак-ат-ак

эк-эт-эк

ик-ит-ик

ок-от-ок

ук-ут-ук

Та-ка

тэ-кэ

ты-кы

то-ко

ту-ку

Та-та-ка

тэ-тэ-кэ

ты-ты-кы

то-то-ко

ту-ту-ку

Та-ка-та

тэ-кэ-тэ

ты-кы-ты

то-ко-то

ту-ку-ту

Та-ка-ка

тэ-кэ-кэ

ты-кы-кы

то-ко-ко

ту-ку-ку

Ат-ат-ак

эт-эт-эк

ит-ит-ик

от-от-ок

ут-ут-ук

Ат-ак-ат

эт-эк-эт

ит-ик-ит

от-ок-от

ут-ук-ут

 

Слова

ком — Том                 

копать — топать  

Коля — Толя

кот — тот             

копка — топка         

корт — торт

кого — того             

конка — тонка         

кочка — точка

кому — тому            

копоть — топот    

качка — тачка

когда — тогда         

бок — бот         

кучка — тучка

какой — такой         

бык — быт                

сколько — столько

куда — туда             

кок — кот                           

соки — соты

как — так                   

мак — мат                         

марка — Марта

кабак — табак                  

кит — Тит                         

скука — стук

танк         

пакт          

пикет          кофта

тыква     

факт       

компот      катание

канат      

акт          

диктант

утка        

контакт   

тайком        нитка

ткань      

папка        

метка          кантата

кот          

поток      

комета        ветка

кто          

букет      

моток         пинетки

ток          

пакет      

копыто      банкетка

кант        

каток      

комната     компакт

Ка-ка-ка, ка-ка-ка: эта стенка высока.

Ка-ка-ка, ка-ка-ка: кто пришёл издалека?

Ко-ко-ко, ко-ко-ко: мяч подкинем высоко.

Ко-ко-ко, ко-ко-ко: звук услышим мы легко.

Ку-ку-ку, ку-ку-ку: вот кукушка на суку.

Ку-ку-ку, ку-ку-ку: пирожки для всех пеку.

Ак-ак-ак, ак-ак-ак: скачет на коне казак.

Ок-ок-ок, ок-ок-ок: мы по кочкам прыг да скок!

Ук-ук-ук, ук-ук-ук: это что ещё за стук?

Ык-ык-ык, ык-ык-ык: на ковёр наш котик – прыг!

Га-га-га, га-га-га: у кого болит нога?

Га-га-га, га-га-га: не  болит уже нога.

Га-га-га, га-га-га: вязнет в сене нога.

Гу-гу-гу, гу-гу-гу: я помочь тебе могу.

Гу-гу-гу, гу-гу-гу: сидит синичка на снегу.

Гу-гу-гу, гу-гу-гу: гусь посеется на лугу.

Го-го-го, го-го-го: конь смеётся: «И-го-го!»

Словосочетания и предложения

дикая утка                         

букет дубков

тонкая нитка                   

букет камелий

байковая кофта                        

толстый канат

моток тонких ниток                

тонкий канат

катать Катю в комнате                  

тянуть канат

выкатывать танк                    

покупать конфеты

наматывать нитки                          

подковывать копыта

диктовать диктант                         

ткать тонкую ткань

Шоколадная конфета.

У самоката два колеса.

У коровы копыта.

Кот бегает на стройке.

Коля сделал хороший поступок.

На завтрак омлет.

В квартире пять комнат.

В стакане тыквенный сок.

Моток ниток.

Слышен стук молотка.

Кактус колючий цветок.

Коле подарили самокат.  

Петушок – золотой гребешок.

Катю пригласили на выставку шкатулок и платков.

Ветка клена.

Скороговорки

Юный Том катает ком,

Метко ком кидает он.

На окно забрался кот,

Умный кот, но кот не тот.

Покупает кот букет

И с конфетами пакет.

Мчится школьников поток

После школы на каток.

Покупает тетка утка

Деткам байковые юбки.

Не ходите, тетка утка,

К деткам в домик на минутку.

Стихи

У енота тетя Тоня.Тетя Тоня в тине тонет.- Тетя Тоня, не тони!- Эй, тяни ее, тяни!Вот идут мои друзья,Подавать обед пора.Дуб стоит у дома,Дом стоит у дуба.Кот сидит у дуба.Кот сидит у дома.Дома мама, дома папа,Только Томы нету рядом.- Найдите нашу Тому!- Танцует там у дома.

Дед Данила дает дыню - Вот и Дане, вот и Тане.Дятел на дубу сидит,Дятел ветви долбит.Мама моет пол,Папа чинит стол,Я посуду убрала,У нас дома чистота.

Связная речь

Даша и Наташа идут в лес. В лесу они видят дуб. На ветке дуба сидят бельчата. Даша и Наташа машут бельчатам: "Идите домой, в дупло!"

Толя идет в душ. Там льется вода. Толя стоит под душем. Потом он намыливается. Хорошо быть чистым и умытым!

Катя собирает букет. В комнате летает муха. В доме два этажа. Коля ест торт. На столе стоит кактус. Моряк смотрит в бинокль. Я иду в аптеку за ватой. Таня надевает кофту. В комнате стоит комод. Мама надевает платок. На тарелке лежат конфеты. Дед тянет репку. Высоко гнездо аиста. На остановке стоит автобус. На окне сидит кот. Паук плетет паутину. У Кати красивый бант. Дедушка видит бегемота.

Опускается туманНа мосты и на кусты,Опускается туманНа дома и на сады,Тут не видно далеко,Заблудиться так легко!

Соловей выводит трель.Слесарь в сеть включает дрель.Вот так домик!Вот так дом!В доме том одно окно,В том окне идет кино.

- Тук! Тук! Тук!- Это кто тут?- Это я, коток,Тонкий коготок.

Всё готово для хоккея:И коньки и капитаны,На катке стоят команды,Ждут свистка, как кот сметаны!

-Я иду куда?- Туда.- Я пойду от кого?- От того.- Будет там кто?- Не будет там никого.- Не пойду туда,Буду дома я тогда!

Вот на стуле кот сидит,Вот за бантом он следит.Когда бантик двинется,Он на бантик кинется!

гадалка газета бригада драгуны гладиолус гранит годы дорога глотка гордыйдуга градусник

глоток городок отвага грудка горсточка погода

гудок радуга грунт густой август полгода

ягода ткач доктор

Произнесение звуков [д] - [г], [т] - [к] в словосочетаниях:

глоток из стакана

голодные голуби

горная дорога

отгадай загадочку

гадает на картах

расстегнутая куртка

погнутый гвоз[т]ь

Как пошли мы в магазин –

Так остались у витрин.

Он большой, как будто корт.

Там купили вкусный торт.

Ах, красивый он какой,

Где найдёшь ещё такой!

Как – то раз весёлый комик

Написал нам сказок томик.

Чтобы карандаш тупить,

Надо нам его купить.

В школу я пойду когда?

Семь исполнится – тогда.

Есть в плите на кухне ток,

Пусть обед готовит кок.

Чист от дыма стал кабак,

В нём нельзя курить табак.

Мы слепили снежный ком.

В мультике – усатый Том.

Что за шум и что за качка?

Это едет моя тачка!

Словно ровненькая кучка

Пробежит по небу тучка.

А на карте нашей кочка

Нарисована как точка.

Топать надо в огород –

Копать морковь идёт народ.

Чтобы печку натопить,

Дров нам нужно накопить.

Лошадиный звонок топот –

На копытах пыль и копоть.

Произнесение звуков [д] - [г], [т] - [к] в предложениях:

На подоконнике стоит горшок с кактусом.

Трудно спускаться с крутой горы.

Я грызу сла[т]кую карамель.

У Кондрата куртка коротковата.

Изгиб дороги – побереги ноги.

Конь стукнул копытом у крыльца.

Капитан корабля увидел огонек маяка.

По воскресеньям мы катаемся на коньках на закрытом катке.

В августе часто бывают грозы.

Голубую глину добывают в карьере за городом.

Грузовик шел по горной дороге.

Мой багаж доставили в вагон поезда.

Горо[т] по вечерам горит огнями.

У ягуара быстрые длинные лапы.

Курносенький Егорка вскарабкался на горку.

Произнесение звуков [д] - [г], [т] - [к] в текстах:

Ткет ткач ткани

на платок Тане.

Сок с березы стек,

Стек с березы сок.

По дороге едут дроги,

Дроги едут по дороге.

Как рубин стал гранат,

Как агат – виногра[т].

Дру[к] за другом ,

Кру[к] за кругом.

Если где-то нет кого-то,

Значит, кто-то где-то есть.

Только где же этот кто-то

И куда он мо[к] залезть?

Пахнет кондитер

Орехом мускатным,

Доктор в халате –

Лекарством приятным.

Грустный клоун-бегемот

Грустным голосом поет

Песню грустную-прегрустную:

- Я люблю лягушку вкусную.

На самом перекрестке

Висит колдун трехглазый,

Он никогда не смотрит

Тремя глазами сразу.

Иначе был бы вечный спор –

Куда зовет нас светофор.

Тук, тук, молоток,

Забей гвоздиков пяток.

Тук, тук, тук,

И в подметку, и в каблук.

Гость один стучал по крыше,

Гость другой в окно стучал,

Но когда во двор я вышел,

То гостей не повстречал.

Бил по крыше дождик редкий,

Пусто было и темно,

Старый вяз осенней веткой

Мне постукивал в окно.

Далеко уехал дру[г],

Грустно стало все вокру[к].

Скучно как без друга,

За окошком вьюга.

На вокзал побегу,

Закричу на бегу:

«Дру[к], пора приезжать,

Надоело скучать!»

Нет, напрасно мы решили

Прокатить кота в машине:

Кот кататься не привык –

Опрокинул грузовик.

multiurok.ru

Дифференциация звуков "К" и "Т" в стихах

1День и ночь мечтает Том…Угадайте-ка, о ком?

2Смотрит кот из-за куста:Нет ли вкусного куска?..

3На красном стуле — Коленька,На жёлтом стуле  — Толенька!

4В реке живёт карасик.Поймай его, Тарасик.

5К плотнику за стружкойШла Танюшка с кружкой!

6По канату ходит кот!Этот кот — не то, что тот!

7Хвастал гномик перед троллем:Я умею плавать кролем!

8Привезли песка большие кучи!..Да гулять нельзя: на небе — тучи!

9Тесновата эта клетка!Маловата та котлетка!

10У папы плащ из кожи!У дяди Коли — тоже!

11Взял водитель карту:— Как проехать в Тарту?

12И Анюток, и Тамар —Любит всех кусать комар!

13Приснилось ночью Тоне:По полю мчатся кони!..

14Капитан достанет кортик,Кортиком разрежет тортик!

15Просили африканцаПротанцевать три танца!

16Когда-нибудь потомкиВозьмут свои котомки,Приедут и начнут копать… —Далёких предков изучать!..

17Что ж ты, друг, не слышишь стука?Без тебя такая скука!Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!Открывай скорее, друг!

18К ТобикуЗа косточкойШёл ТрезоркаС тросточкой!

19Доктор далКреветкеМятные таблетки!

20Коротышка под кроваткуСпрятал торт и шоколадку,И картошку, и котлетку,И капустку, и конфетку…Ты постой-ка, коротышка!Завтрак твой утащит мышка!

21Ползёт по карте каракатица…Так до Антарктики докатится!..

22Налей-ка, кот, для кашалотаСтаканчик сладкого компота!Ведь сладкоежка-кашалотТак любит сладкий пить компот!

23За столиком — Танюшка,На столике — катушка.Катушка тонких нитокИ ткани есть кусок…Ну кто подскажет Тане —Что сшить из этой ткани?

24В тарелку косточку кладу —Тотошку завтракать веду!

25Я деток соком угощала,Потом в кроватке укачала…

26К доктору плывут лещи.Доктор, лещиков лечи!

27Часы на кухне бьют —Ребята кофе пьют!

28Ветку я согнул дугой —Сделал лук себе тугой!

29Уронили мы в кудушкуНиток шёлковых катушку!

30Снова я приехал в Тверь…Открывай, сестрёнка, дверь!Всё как прежде здесь!.. И дажеНа стене картина та же!..

31Ты, индюк,Такой надутый!..Стыдно так,Имей в виду ты!

32Диктор Дмитрий отдыхает…Дождь идёт — и он вздыхает…Что ты, Дмитрий, — красота!Лучше дождь, чем духота!

33Люди едут кто куда —Кто оттуда, кто туда…Вот доедут — и тогдаОпустеют поезда…

34Медвежата Джон и Тедди!Подождите, доктор едет!Едет доктор бородатыйНа медведе к медвежатам!

35Здесь нельзя пройти: кустыИ колючи, и густы!

36За высокою горойКедры с толстою корой!

37Мама рукава мне закатала,А потом загадку загадала!

38Говорит галчонку галка:— Вот скамейка, вот скакалка,Вот гармошка, вот горшок,Гайка, грелка, гребешок!

39Промяукал хитрый кот:— Как найти на кухню вход?За котлетками на кухнюХочет кот пойти в поход!..

deti.sbornik-mudrosti.ru

Дифференциация звуков [к-т-г-д] : Работа с дошкольниками

  1. Работа с дошкольниками

Звуки [К], [Т], [Г], [Д] усваиваются детьми к 2-3 годам. Это звуки "раннего онтогенеза". В литературе достаточно внимания уделено постановке и автоматизации заднеязычных звуков (В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко, И.С.Лопухина), тогда как переднеязычные звуки [Т], [Д] рассмотрены недостаточно (И.С.Лопухина). Это возникает из-за того, что наиболее частым является замена звуков заднеязычных на звуки [Т], [Д]. При встрече же с ребенком в прямо противоположной ситуации (замена звуков [Т], [Д] на звуки [К], [Г]) возникают трудности в поиске лексического материала сначала на автоматизацию указанных переднеязычных звуков, а затем на их дифференциацию со звуками заднеязычными.

Поэтому главной задачей данной работы мы считаем подбор лексического материала по указанной проблеме.

Постановка и автоматизация звуков [Т], [Д]

На данном этапе работы из речевого материала исключаются звуки [Г], [К].

1. Формирование восприятия звуков [Т], [Д].

- "Хлопни, когда услышишь слово: (суп, таз, хвост, рот, стол, дом, удав)". Одно из данных слов называется вперемежку с любыми другими словами.

- "Хлопни, когда услышишь слог : (та, ту, от, ды, до)". Один из данных слогов называется вперемежку с любыми другими слогами, не содержащими звуков [Г], [Д].

- "Хлопни, когда услышишь звук [Т] ([Д])". Звуки называются вперемежку с любыми звуками, кроме [Г], [К].

2. Изолированное произношение звука [Т] ([Д]).

Многократное изолированное произношение звука с опорой на символы (Фомичева): "Как стучат колеса поезда? - т-т-т", "Как стучит по дереву дятел? - д-д-д".

3. Автоматизация звуков в слогах.

Та - ту - то да - ду - до
Ты - тэ - та ды - дэ - да
От - ат - ит ды - да - до
Ут - ат - от ду - ды - до

4. Автоматизация звуков в словах.

Слова со звуком [Т]: там, таз, Тома, Толя, туфли, лото, это, четыре, лисята, волчата, медвежата, бельчата, ежата, телята, поросята, цыплята, индюшата, зайчата, жеребята, салат, халат, рот, вот, самолет, пилот, тут, салют, машет, машут, спит, спят, пьет, пьют, хлопает, хлопают, строит, строят, нюхает, нюхают, смотрит, смотрят, бежит, плачет, плачут, сидит, сидят, ест, едят, поет, поют, танцует, танцуют, везет, везут, нет, винт, туман, петух.

Слова со звуком [Д]: да, дай, Даша, дача, дом, дуб, дым, душ, дупло, духи, думай, Вода, иду, пирамида, пойду, уйду, беда, свобода, борода, помада, победа, команда, наряды, следы, пруды, сады, посуда.

5. Автоматизация звуков в словосочетаниях и предложениях.

Чаще всего на данном этапе уже можно использовать речевой материал, содержащий одновременно звуки и [Т] и [Д].

Там Толя. Тут Тома. Надену твои туфли. Я думаю, Даня спит. Зайчата оставили следы. Мама берет помаду. В саду спят поросята. Папа завинчивает винт. Тома хлопает в ладоши. Жеребята везут дрова. У деда борода. Бельчата сидят в дупле. В душе идет вода. Тома и Толя достали лото. Друзья едят дыню. Я иду по мосту. Вон там фонтан.

6. Стихотворные тексты со звуками [Т], [Д].

У енота тетя Тоня. Тетя Тоня в тине тонет. - Тетя Тоня, не тони! - Эй, тяни ее, тяни! Вот идут мои друзья, Подавать обед пора. Дуб стоит у дома, Дом стоит у дуба. Кот сидит у дуба. Кот сидит у дома. Дома мама, дома папа, Только Томы нету рядом. - Найдите нашу Тому! - Танцует там у дома. Дед Данила дает дыню - Вот и Дане, вот и Тане. Дятел на дубу сидит, Дятел ветви долбит. Мама моет пол, Папа чинит стол, Я посуду убрала, У нас дома чистота.

Даша и Наташа идут в лес. В лесу они видят дуб. На ветке дуба сидят бельчата. Даша и Наташа машут бельчатам: "Идите домой, в дупло!"

Толя идет в душ. Там льется вода. Толя стоит под душем. Потом он намыливается. Хорошо быть чистым и умытым!

Дифференциация звуков [К-Т]

А. Дифференциация звуков [К-Т] на слух.

- Игра "Хлопни-топни". Инструкция: "Если услышишь слог ТА - хлопни, если услышишь слог КА - топни". Позднее, игра проводится на материале звуков. На этом этапе возможны любые традиционные игры на дифференциацию звуков речи.

Б. Дифференциация произношения звуков [К-Т].

1. Попеременное называние изолированных звуков. Игра "Дождик-поезд". Инструкция: "Когда я говорю дождик, ты произносишь звук [К], когда я говорю поезд, ты произносишь звук [Т]".

2. Повторение по одному, по два и по три слога со звуками [К-Т].

ка - та - ка та - та - ка

ты - кы - ты ко - ко - то

ку - ту - ту ты - кы - кы

3. Повторение слов и называние картинок.

Словарь: кабинет, канат, капитан, капот, катать, катание, кафтан, ватка, ветка, детка, девятка, дудка, утка, кот, ток, комета, комната, комод, конфета, копыто, кофта, подкова, молоток, моток, охотник, тук, стук, путник, спутник, каток, конфета, тыква, свисток, селедка, лодка, платок.

4. Дифференциация звуков в словосочетаниях и предложениях. Задания:

а) "Посчитай до пяти". Выбирается несколько слов из вышеуказанного словаря,

б) "Спроси и ответь". Про любой неодушевленный предмет ребенок спрашивает и отвечает: "Это что? - Это канат". Про любое животное ребенок спрашивает и отвечает: "Это кто? - Это собака" или "Кто тут? - Тут овца".

Дифференциация звуков [Г-Д]

Задания, как и в предыдущем разделе.

Словарь: гадать, гадание, угадать, дуга, радуга, погода, ягода, когда, гнедой, города.

Дифференциация звуков [К-Т-Г-Д]

1. Словарь: отгадка, агат, Агата, тайга, гоготать, гонит, коготок, готов, фагот, команда, подруга, градусник, удочка, дождик, селедочка, гусята, лодочка.

2. Предложения:

Катя собирает букет. В комнате летает муха. В доме два этажа. Коля ест торт. На столе стоит кактус. Моряк смотрит в бинокль. Я иду в аптеку за ватой. Таня надевает кофту. В комнате стоит комод. Мама надевает платок. На тарелке лежат конфеты. Дед тянет репку. Высоко гнездо аиста. На остановке стоит автобус. На окне сидит кот. Паук плетет паутину. У Кати красивый бант. Дедушка видит бегемота.

3. Тексты:

Опускается туман На мосты и на кусты, Опускается туман На дома и на сады, Тут не видно далеко, Заблудиться так легко!

Соловей выводит трель. Слесарь в сеть включает дрель. Лом ломает толстый лед, Лом ломать не устает.

Вот так домик! Вот так дом! В доме том одно окно, В том окне идет кино.

- Тук! Тук! Тук! - Это кто тут? - Это я, коток, Тонкий коготок.

Всё готово для хоккея: И коньки и капитаны, На катке стоят команды, Ждут свистка, как кот сметаны!

-Я иду куда? - Туда. - Я пойду от кого? - От того. - Будет там кто? - Не будет там никого. - Не пойду туда, Буду дома я тогда!

Вот на стуле кот сидит, Вот за бантом он следит. Когда бантик двинется, Он на бантик кинется!

Наступила зима. На дворе холодно, стужа. Деревья, крыши домов, дороги - все покрыто снегом. Реки покрыты льдом. Рады дети. Они бегут с коньками на каток.

Большинство приведенных текстов являются авторскими. Для самостоятельного подбора лексического материала по указанной проблеме можно воспользоваться литературой из списка.

Литература

  1. Коноваленко В.В., Клноваленко С.В. Дидактический материал по коррекции произношения звуков К, К\', Г, Г\', Х, Х\'. - М.: "ГНОМ-ПРЕСС", 1999.
  2. Лопухина И.С. Логопедия, упражнения для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. - СПб.: Дельта, 1999.
  3. Смирнова М.В. 2500 скороговорок. Для детей 4-6 лет. - СПб.: Издательский дом "Нева", 2005.

www.poznanie21.ru

Конспект индивидуального занятия по дифференциации К - Т - Из опыта работы - Беспалова М.С. - Каталог статей

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект открытого индивидуального занятия

ЦИРК! ЦИРК! ЦИРК!

 (Дифференциация  звуков К – Т в слогах и словах)

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила

 учитель-логопед МБДОУ Детского сада № 57

Беспалова М.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Владимир, 2013

 

Цель: дифференцировать звуки К – Т в различных позициях звуков в слове

Задачи:

1.     Развивать артикуляционную моторику, тренировать длительный, плавный выдох (Комплекс артикуляционной гимнастики «Цирк», игра на развитие речевого выдоха «Цирковое представление»)

2.     Уточнить произношение звуков К, Т изолированно, в оппозиционных слогах (Игра «Весёлые пальчики»)

3.     Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие (Игра «Хлопни – топни»)

4.     Закреплять умение дифференцировать звуки К – Т в словах  (Игра «Жонглёры»)

5.     Формировать навык анализировать слово по звуковому составу (Игра «Фокусник»)

6.     Закреплять умение определять место звука в слове (Игра «Дрессированный лев»)

7.     Формировать умение слушать и выполнять инструкцию педагога.

8.     Создать ощущение праздника, воспитывать чувство коллективизма.

 

 

 

Ход занятия

 

Под марш И. Дунаевского из кинофильма «Цирк» дети входят в зал.

Танцевальная композиция «Парад-Алле!»  (по программе «Ладушки»)

 

Дети уходят, на арене остается Ульяна, садится за стол.

-         Ульяна, посмотри, мы с тобой сегодня попали в цирк! А где же артисты? Никого нет! Придется нам с тобой самим начинать представление.

 

Раз, два, три – клоунами стали мы!

Слушаем стихотворенье,

Повторяем все движения.

 

 

 

·        Артикуляционная гимнастика «Цирк»

Цирк по улице идет,

Все стоят, разинув рот!

Округлить губы, изобразить

 наивысшую степень удивления.

Цирковое представленье

Нам поднимет настроенье!

Длительно удерживать губы

 растянутыми в улыбке

Мишка ходит по канату!

Он получит мед в награду.

Облизывать верхнюю губу

широким кончиком языка

Выполнив удачный трюк,

Радостно поет индюк

Производить быстрые движения

 по верхней губе широким языком вперед-назад

На качели куры сели,

Вверх под купол полетели:

Вверх – вниз, вверх – вниз.

Крепче, Курочка, держись!

Ритмично опускать и поднимать кончик языка.

Две Мартышки-акробатки

Ловко скачут на лошадке

Поцокать языком

В медвежат из пулемета

Леопард стреляет… мёдом!

Имитировать стрельбу «ДДДД»

 

-         Посмотри, а тут у нас морские котики приготовились выступать. Давай мы им поможем! Дуть на мячик надо плавно, вдыхать через нос, выдыхать через рот. Губы слегка вытянуть трубочкой.

·        Упражнение на развитие речевого выдоха «Цирковое представление»   Игротека речевых игр, выпуск 12  С.В. Леонова. Игры на развитие речевого выдоха у детей 5 – 7 лет с речевыми нарушениями

-         Вот мы немного размялись, а теперь поиграем со звуками. Повторяй за мной!

·        Слоговая зарядка

К – Т

КА – КО – КУ – КЫ

ТА – ТО – ТУ - ТЫ

КА – ТА

КО – ТО

КУ – ТУ

ТА – КА

ТУ – КУ

ТО – КО – ТО

ТЫ – КЫ – ТЫ

·        Игра «Веселые пальчики» (пособие со значками по Т.А. Ткаченко)

 

-         А теперь на арену выходят Силачи! (уточнить значение слова) Если слово начинается со звука К – хлопни, а если со звука Т – топни.

·        Игра «Силачи»

КАМЕНЬ

КАНАВА

КАМЫШ

КОФЕ

КАША

КУВШИН

КОСЫ

КОСМОС

ТОРТ

ТАЗ

ТУНДРА

ТОПОР

ТОРМОЗ

ТУШЬ

 

-         А теперь на арену выходит Жонглёр! (уточнить значение слова) Поможем ему разложить картинки по коробочкам. Если услышишь в слове звук К – положи картинку в правую коробочку, а если звук Т – в левую

·        Игра «Жонглер »

КАССА

КАПЛЯ

КОМПАС

БАЛКОН

МОЛОКО

ЩЕНОК

ТОПОЛЬ

ТАЗ

ПАЛЬТО

РОТ

ТОРТ

 

-         А теперь на арену выходит Фокусник! (уточнить значение слова) Фокусник передал нам волшебный мешочек и клубочки. Слова спрятались в клубочках. Давай поменяем в словах звук Т на звук К и положим клубочки в волшебный мешочек.

·        Игра «Фокусник»

ТОМ – КОМ

ТОЛЯ – КОЛЯ

ТОТ – КОТ

ТУДА – КУДА

ТАК – КАК

ТОРТ – КОРТ

 

-         Последним номером программы – Дрессированный лев! Послушай слова и определи, где в них спрятался звук К: в начале, в середине, в конце. Посади льва на нужную тумбу.

 

·        Игра «Дрессированный лев»

КОМ

МАК

СУНДУК

ОКНО

БЕЛКА

РЫБКА

РАК

КОЗА

КОЛЕСО

 

·        Финал

Наше представление закончено, и мы хотели бы сказать:

Цирк – это сказочный, сверкающий шатер,

Цирк – это кольцами играющий жонглер,

Цирк – это лошади, танцующие вальс,

Цирк – это клоун, рассмешить сумевший вас,

Цирк – это ярких огней сиянье,

Как трудно говорить нам ДО СВИДАНЬЯ!!!

 

ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ:

«Фокус. Превращение слов» Изменяя по одной букве, сделайте из одних слов – другие.

eduvlad.ru

Методическая разработка по теме: " Дифференциация звуков К

Тема." Дифференциация звуков К - Т"

Цель. Закрепить навыки четкого произношения звуков.

 

Задачи образовательные:

1.            Повторить характеристики звуков.

2.            Уточнить правильную артикуляцию звуков.

3.            Учить определять первый звук в словах.

 

Задачи коррекционные:

1.            Развивать слуховое внимание и память.

2.            Развивать мышцы языка.

3.            Слушать и выполнять инструкции.

4.            Учить различать звуки на слух.

5.            Наращивать слоговую структуру слов.

6.            Дифференцировать звуки К – Т в слогах, словах, предложениях.

 

Задачи воспитательные:

Воспитывать внимательное отношение друг к другу. Учить выслушивать ответы других детей.

 

                                                           Ход занятия.

 

1. Организационный момент.

 

2.1. Сообщение темы занятия.

                    К детям приходит кот Том.

 

2.2. Уточнение артикуляции звуков К и Т.

Повторение. Уточнение артикуляции звуков.

1) Звук «к».

·         Показ и объяснение правильной артикуляции логопедом.

·        Определение гласный или согласный звук.

- Поднесите руку ко рту и почувствуйте, как струя воздуха толчками выходит изо рта.

·        Определение детьми глухой или звонкий изучаемый звук.

- Приложите ладошку к своей шее и произнесите звук. Если горлышко дрожит, то звук звонкий, а если нет , то звук глухой.

·        Определение детьми твёрдый или мягкий изучаемый звук.

·        Подведение итогов.

         Звук «к» произносится с преградой. Он согласный, глухой, твёрдый. Звук «к» - обозначается синим квадратом.

2) Звук «т».

·        Показ  и объяснение правильной артикуляции логопедом.

·        Определение гласный или согласный звук.

·        Определение детьми глухой или звонкий изучаемый звук.

·        Определение детьми твёрдый или мягкий изучаемый звук.

·        Подведение итогов.

         Звук «т» не поётся. Он согласный, глухой, твёрдый. Звук «т» - обозначается синим квадратом

 

2.3. Развитие фонематического восприятия в игре

                                          «Кто самый внимательный?»

1) ка – та            ку –ту             ко – то               ки – ти         

    та – ка            ту – ку            то – ко               ти – ми         

 

2) ак – ат            ук – ут           ок – от           ык – ыт         ик – ит          эк – эт

    ат – ак            ут – ук            от – ок           ыт – ык         ит – ик          эт - эк

 

2.4. Проговорите слова парами. (Если ребёнку трудно произнести два слова подряд, то попросите его повторить за вами слова по одному)

Коля – Толя             как – так                мак – мат                   бык – быт                

куда – туда              кит – Тит                кот – тот                    как – так

кем – тем                 кого – того             кому – тому               когда – тогда

копка – топка               копоть – топот         какой – такой             бок – бот

кубы – тубы                 копить – топить        копать – топать         тук - тут

 

2.5. Определение звука в словах с опорой на картинки.

 

2.6. Физ минутка.

- Тики – так, тики – так.                     Наклоняем голову вправо – влево.

Так ходики стучат.

 

-Туки – так, туки – так,                       Поочерёдно правой и левой рукой

Так колёса стучат.                              описываем перед собой круги.

 

Токи – ток, токи – ток.                       Стучим кулачками.

Так стучит молоток.

 

2.7. Наращивание слоговой структуры. Хоровое и индивидуальное произнесение слов.

        1). Односложные слова из одного закрытого (открытого) слога.

                          Кот, кит, так, ток

 

        2). Двух сложные слова с двумя открытыми слогами.

ко – ты             ке – та           ки – ты           Ка - тя 

3). Двухсложные слова с одним закрытым слогом.

ка – нат                коф - та                  тан – ки               тык – ва

ка – ток                кан - ты                  ко - тик

 

3. Подведение итога занятия.

infourok.ru

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ «К» и «Т»

День и ночь мечтает ТОМ...

Угадайте-ка, о КОМ?

Смотрит кот из-за КУСТА:

Нет ли вкусного КУСКА?..

На Красном стуле — КОЛЕНЬКА,

На жёлтом стуле — ТОЛЕНЬКА!

В реке живёт КАРАСИК.

Поймай его, ТАРАСИК.

К плотнику за СТРУЖКОЙ

Шла Танюшка С КРУЖКОЙ!

По канату ходит КОТ!

 
 
Этот КОТ — не то, что ТОТ!

 

Хвастал гномик перед ТРОЛЛЕМ:

 
 
Я умею плавать КРОЛЕМ!

Привезли песка большие КУЧИ!..

Да гулять нельзя: на небе — ТУЧИ!

Тесновата эТА КЛЕТКА!

Маловата та КОТЛЕТКА!

У папы плащ из КОЖИ!

У дяди Коли — ТОЖЕ!

Взял водитель КАРТУ:

— Как проехать в ТАРТУ?

И Анюток, и ТАМАР —

Любит всех кусать КОМАР!

Приснилось ночью ТОНЕ:

По полю мчатся КОНИ!..

Капитан достанет КОРТИК,

Кортиком разрежет ТОРТИК!

Просили африКАНЦА

Протанцевать три ТАНЦА!

Когда-нибудь потомки

Возьмут свои котомки,

Приедут и начнут копать... —

Далёких предков изучать!..

Что ж ты, друг, не слышишь СТУКА?

Без тебя такая СКУКА!

Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!

Открывай скорее, друг!

К Тобику

За косточкой

Шёл Трезорка

С тросточкой!

Доктор дал

Креветке

Мятные таблетки!

 

 
 
879

Коротышка под кроватку

Спрятал торт и шоколадку,

И картошку, и котлетку,

И капустку, и конфетку...

Ты постой-ка, коротышка!

Завтрак твой утащит мышка!

Ползёт по карте каракатица...

Так до Антарктики докатится!..

Налей-ка, кот, для кашалота

Стаканчик сладкого компота!

Ведь сладкоежка-кашалот

Так любит сладкий пить компот!

 

За столиком — Танюшка,

На столике — катушка.

Катушка тонких ниток

И ткани есть кусок...

Ну кто подскажет Тане —

Что сшить из этой ткани?

В тарелку косточку кладу —

Тотошку завтракать веду!

А также см. 661, 669, 770, 785, 790, 791, 795 - 798, 817, 825, 826, 830, 996.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯЗВУКА «КЬ»

В сумочке у мамочки —

Кубики для Ванечки,

Кисточки для Кирочки,

А для киски — килечки!

На ромашке есть жуки,

На полянке — васильки,

На пригорке в травке — маки...

В речке щуки есть и раки!

 

 

Дали киви в руки Вике,

Нике — в банке земляники!

Что в мешке? — Кило трески,

Кекс, кефир и пирожки,

Соки кислые в пакетах,

Да ещё кисель в брикетах!

Кирюшеньке совсем не трудно

Сестрёнке Вике дать ответ.

— Кирилл, кикиморы бывают?

Кирилл сестрёнке кинет:

— Нет!

У Кешеньки — ракетки!

В футболке он и в кепке!

Надел он брюки, кеды!..

Сыграть-то Кеше с кем бы?..

А также см. 780, 812, 815, 827, 840, 843, 1128, 1140, 1156, 1164.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯЗВУКА «ТЬ»

Сели тёща с тестем

Поболтать о тесте!

Тетерев тетёрке

Постирал скатёрки!

 

В темноте, а не при свете

Не найдёте тени, дети!

 

893

В гости к нам хотел прийти

Петя — часикам к пяти!

 

Катя с Витей, Катя с Витей,

Вместе выйти не хотите?

Витя с Катей, Витя с Катей,

Ну пойдите, погуляйте!

 

Простите, тётя, Тиму! —

Упал ботинок в тину...

 

Сказку, дети, не хотите?

Интересная, прочтите!

А хотите — наяву

Натяните тетиву...

И быть может, на болоте

 
 
Тоже счастье вы найдёте!..

 

А также см. 179, 186, 188, 189, 208, 806, 809.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ «КЬ» и «ТЬ»

 

Я нарисую ветки, ПОЧКИ...

Рисунок вам пришлю по ПОЧТЕ!

Бабушка, надень ОЧКИ!

Внучке сказочки прОЧТИ!

Старушка в крынке тесто ЗАТЕВАЛА.

— Поможешь, внучка? —

Внучка ЗАКИВАЛА.

900

Прочитаем в ТЕКСТЕ

Всё об этом КЕКСЕ.

Вот канарейка.

Рядом — КЕНАР.

— Ваш голос, КЕНАР,

Бас иль ТЕНОР?

Я сыночка КЕШУ!

Играми поТЕШУ!

Тише, дети! Это — КИСКА!

Так не надо КИСКУ ТИСКАТЬ!

 

904

Бантики — у ВИКИ,

Шортики — у ВИТИ!

В гости, зайчики,

Хотите?

Одевайтесь,

Не тяните!

ЛАПТИ —

На ЛАПКИ,

А на ушки —

Шапки!

ДО ПЯТИ часов, Катюшка,

ДОПЕКИ братишке плюшки!

Не всё, сынок, в киосКЕ ТРАТЬ —

Оставь немножко на ТЕТРАДЬ!

Как Ника шьёт! Друзья, взгляните!

В руках у НИКИ — НИТИ, НИТИ...

На лавочке у ТИРА

Нас ждёт сестрёнка КИРА.

— Катя, подмети в светёлке!

— Не могу найти метёлки!

Покупайте, котики,

Для котяток тортики!

И пастилки, и ириски!

Захватите кекс для киски!

 

 

Тикает будильник так:

«Тики-тики-тики-так!»

 

 

Что у Тимочки в кармашке?

Гайки, винтики, стекляшки!

 

 

У зайчишки, у плутишки

Есть ботинки!!!

...На картинке!

 

 

Есть у птички-тётеньки

Птенчик желторотенький!

 

Пирожки пекли детишки...

В тесте руки у братишки,

У Катюшки — хвостики,

Шортики — у Костеньки!..

Надевайте-ка, детишки,

Шапки, шарфики, пальтишки,

Кофточки, жакетики,

 
 
Ботики, беретики!

Принесите Петеньке

Леденцы в пакетике,

Тортик испеките,

Мультики включите!..

А также см. 183, 187, 746, 749, 779, 1033.



infopedia.su