Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Знакомство с предложением. Для дошкольников что такое предложение


Ознакомление детей со словом и предложением

ИБ - информационный блок

Текст № 1.

Ознакомление со словом

       При формировании представлений о слове можно выделить два основных момента:

- вычленение слова из потока речи;

- раскрытие слова как самостоятельной смысловой единицы.

       С термином «слово» дети начинают знакомиться в средней группе в процессе общения, при выполнении разнообразных речевых упражнений по обучению звукопроизношению, обогащению словаря.

Выражения «Послушай, как я скажу это слово», «Скажи слово .... правильно» и другие часто используются педагогом.

       В старшей и подготовительной к школе группах (а по некоторым рекомендациям со второй половины года в средней) проводится специальная работа по ознакомлению детей с понятием «слово».

       С целью выделения слов из потока речи используются разнообразные игровые упражнения, в которых дети словами называют разные предметы и игрушки, их свойства и качества.

       Приведем примеры игры для средней группы.

       «Поезд».

       В разных местах комнаты расставляют игрушки (мишка, Чиполлино, кукла, заяц, лиса, матрешка). Названия игрушек — это названия станций, на которых останавливается поезд. Станции объявляет машинист. Роль машиниста берет на себя взрослый, а дети, встав за машинистом, — роли пассажиров. Машинист дает сигнал, и поезд отправляется в путь, имитируя стук колес, гудок. На станции (около игрушки) поезд останавливается, и машинист объявляет ее: «Станция «Зайка», следующая станция «Чиполлино» и т. д. После того как поезд сделает полный круг, игра повторяется. Взрослый и дети меняются ролями.

       Затем игрушки выставляют на стол. Детям предлагают называть игрушки. Обращают их внимание на то, что, назвав игрушку, ребенок сказал слово («Ты назвал игрушку, сказал слово мишка. Теперь скажи это слово громко, ласково»).

       С понятием «слово» можно знакомить детей средствами художественной литературы, при помощи тех произведений, в которых слову принадлежит большая роль.

       Г. А. Тумакова рекомендовала следующие произведения: сказку бр. Гримм «Горшок каши», русскую народную сказку «По щучьему веленью»; «Айболит», «Жил на свете человек...» К. Чуковского; «Волшебное слово» В. Осеевой; «Игра в слова» А. Барто; «Подскажи словечко» Е. Серовой; «О словах разнообразных, одинаковых и разных» Я. Козловского.

       С этой же целью используютигры, игровые действия в которых определяются словами, которые можно или нельзя произносить: «Фанты», «Черное и белое», «Телефон», «Эхо», «Скажи наоборот».

       Представление о слове закрепляется в разнообразных словарных упражнениях, упражнениях на словообразование. Одновременно они помогают обратить внимание ребенка на смысловую сторону слова (слово обозначает предмет, признак, действие).

       В формулировках заданий к упражнениям воспитатель употребляет «слово»: «Подбери слово, близкое по значению слову радостный. Скажи слово, противоположное по смыслу слову грустный» и др.

       Для сравнения со словами, имеющими определенный смысл, Ф. А.Сохин рекомендует произнести какое-нибудь звукосочетание (ыл, ра), спросить, понятно ли, что оно значит. Затем пояснить: «Это не слово, а просто звуки, которые ничего не значат, не имеют смысла. Каждое слово имеет значение, смысл». Далее прочитать стихотворение И.Токмаковой «Плим»

Ложка - это ложка, ложкой суп едят.

Кошка - это кошка, у кошки семь котят.

Тряпка - это тряпка, тряпкой вытру стол.

Шапка - это шапка, оделся и пошел.

А я придумал слово, смешное слово - плим.

И повторяю снова: плим, плим, плим!

Вот прыгает и скачет плим, плим, плим!

И ничего не значит плим, плим, плим.

 

СБ - ситуативный блок

.

ИБ - информационный блок

Текст № 2

       Ознакомление с предложением

       (СНОСКА: Методика ознакомления с предложением разработана в школьной методике и дополнена с учетом возрастных особенностей детей до школьного возраста в исследованиях Ф. А. Сохина, Г. А. Тумаковой)

       Последовательность в работе по ознакомлению с предложением аналогична последовательности ознакомления со словом. Сначала необходимо выделить предложение из потока речи. С этой целью предлагается готовый или составляется вместе с детьми небольшой рассказ по картине. Рассказ произносится четко, с интонационным выделением каждого предложения: «В саду растут яблони. Дети собирают урожай. Яблоки лежат в корзине». Далее к каждому предложению ставятся вопросы: «О чем говорится вначале? Про что я сказала? Что я сказала про сад? А потом что я сказала? Что я сказала про детей?» И т.д.

       Педагог предлагает еще раз послушать рассказ, сообщает, что в нем три предложения, что наша речь состоит из предложений, мы говорим предложениями; в каждом предложении про что-то говорится. Приводит пример: «Яблоки лежат в корзине. Это предложение, в нем говорится о яблоках, о том, что они лежат в корзине».

      Затем дети сами составляют предложения по игрушкам, картинкам. И всякий раз воспитатель помогает им установить, о ком или о чем составлено предложение, что в нем говорится, т.е. вычленить смысловую сторону предложения.

       Важно также показать, что одну и ту же мысль можно выразить по-разному: белка прыгает по деревьям; белка ловко прыгает с дерева на дерево.

       Целесообразно графически изобразить предложение, показать детям, как можно «написать» его – длинной чертой; начало предложения отмечается уголком, а в конце ставят точку:

 

СБ - ситуативный блок

 

       В дальнейшем детей упражняют в определении количества предложений в готовом тексте. Текст произносится с паузами, а дети обозначают предложения на схемах. Затем проверяется правильность выполнения задания.

       Для закрепления представлений о предложении используются такие приемы, как:

  • придумывание предложений с заданным словом;
  • придумывание предложения, которое начиналось бы с определенного слова;
  • составление предложения по двум картинкам; придумывание названия к картине;
  • придумывание «веселого» предложения; сочинение короткой сказки о хитрой лисе;
  • составление предложений по «живым сценкам».

       Все эти приемы сопровождаются выделением предложений, их подсчетом, анализом смыслового содержания. Овладение словом предложение подготавливает детей к анализу словесного состава предложения.

 

   "Помощь по сайту" - нажмите на изображение стрелочки -  гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу (Модуль 9).

                                                                                                                                                                                    

nsportal.ru

Составляем предложения с детьми дошкольного возраста

Раздумья старших дошкольников о слове – хорошая основа для воспитания интереса к изучению родного языка. В статье «Подготовка детей к обучению грамоте» говорилось о задачах подготовки детей к обучению в школе и даны некоторые  разъяснения понятий «слова» и «предложения».

Опираясь на знания детей о предметах, животных и т.п., предлагайте им  умственные задачи типа:  «Как превратить короткое слово «КОТ» в длинное?» Ответов может быть много «котик, котёнок».

То же самое со словами «стол, стул» и т.п. Затем наоборот, пусть дошкольник  подбирает короткое слово к длинному — «белочка – белка, звёздочка – звезда, лисичка – лиса и прочее». Таким  способом вы сформируете у детей интерес к выполнению задания, умение проявлять самостоятельность, активность, как в работе, так и в мыслительной деятельности, улавливать языковые особенности родного языка.

Ознакомление детей со словесным составом предложений  

Следующим этапом мыслительной деятельности – составление предложений из двух слов. Дайте ребёнку задание – составить предложение с тем же словом «белка». Если ребёнок сразу не сможет ответить, задайте ему наводящие вопросы. Вопросы могут быть разными. Если это игрушка белки, то подойдёт вопрос: «Какая белка?»  (рыжая, пушистая, мягкая), затем,  покажите картинку с изображением  белки в действии – сидит, ест, пьёт, грызёт орешки, прыгает и т.п.). Эти упражнения помогут ребёнку научиться самостоятельно, думать, размышлять и уметь пользоваться имеющимися знаниями, а так же предполагают развитие умений в составлении предложений из двух слов. Если добавите  предметы для белочки, то можно составить более длинные предложения.  Например, дали белке орех (молоко), и у вас получится предложение: «Белка грызёт орех», «белка пьёт молоко» и др. Попросите своего ребёнка обозначить  действие белки и её основную особенность. «Белка, какая?» «Рыжая белка пьёт молоко». 

Как научить ребёнка составлять предложение из слов

Вы составили предложение «Белка грызёт орех», попросите сына или дочь ответить по-другому на вопрос «Что делает белка?»  (ест, лакомится, питается, кормится, кушает).

При помощи таких приёмов ребёнок не только научится самостоятельно размышлять над выполнением задания, но и вы подведёте его к понятию, что предложения бывают разные – длинные и короткие и, что об одном и том же предмете можно сказать по-разному. Всё зависит от того, какие мы используем слова. Дети научатся понимать, что слова связываются по смыслу и составляют законченную мысль. Использование разных слов, обозначающих действия или признаки предметов, заставляют детей наблюдать за словом, его изменениями, улавливать языковые особенности. Составлять предложения можно по игрушке, картинке, сюжетным картинкам.

В дальнейшей работе по знакомству детей с предложением следует знакомить с расположением слов в нём. Просто задавайте вопросы типа: «Какое первое слово в предложении?» (второе, третье), затем  пусть сначала называют третье слово, т.е. дети называют то слово, которое вы ему зададите. (Назови третье слово или  которое по порядку слово «грызёт» и т.п.) Предложения из пяти слов и более взрослый приводит в качестве примера, чтобы дать детям понятие, что предложения бывают более длинными. Необходимо упражнять детей в согласовании слов в предложении. Например: «Зайка сидит на полянке — Зайцы сидят на полянке», «Белка грызёт орех – Белки грызут орехи». Использовать в предложениях слова- определения, сравнения. Разберём предложение «Зайцы сидят на полянке»: дайте детям задание описать «полянку»: «какая полянка?» Предполагаемые ответы: «лесная, цветочная, зелёная и т.п. Если в предложение вставить любое из этих слов, получится «Зайцы сидят на цветочной полянке». Точно таким же способом следует научить детей использовать в предложениях предлоги, союзы (чтобы, когда, зачем, если).

Учим детей составлять предложения

Все вышеуказанные способы знакомства детей с предложением  подводят их к умению составлять рассказы по сюжетным картинам и картинкам, предметам, игрушкам и т.д. Задача взрослых — научить своих сыновей и дочерей использовать в рассказах  слова-синонимы  определений, сопоставлений, действий, научить их делать обобщения, сравнения, развивая тем самым детское мышление, воображение, словесное творчество. Например, воспитатель  дала задание разобрать содержание картины А. Саврасова «Грачи прилетели», утром дети в детском саду будут составлять рассказ по ней.  Папа с Петей рассматривают картину. Петя затрудняется в определении погоды, написанной художником. Папа задаёт ему вопросы: «Как ты думаешь, какую погоду написал художник?» Ответ: «Тёмную». В принципе —  правильно, но не точно. Поэтому вопросы папы продолжаются. В итоге Петя охарактеризовал состояние погоды примерно так: «Погода хмурая, пасмурная, потому что на небе тучи». На вопрос отца «Какое время года изображено на картине?», мальчик ответил – «весна, потому что прилетели птицы». Папа предложил внимательно посмотреть на картину и подробнее дать описание состояния погоды. После уточнения Петя понял, художник описал раннюю весну, так как ещё лежит снег, но он местами тёмный и уже много проталин, даже видна вода на некоторых из них. Мальчик понял, что слово «тёмный» может быть применено к слову «снег», «проталина» — растаявший местами снег.   

На  занятии в детском саду, после рассказов детей, воспитатель дала задание – придумать название картины. Петя назвал картину «Ранняя весна». Другие дети просто обозначили картину – «птицы», «деревня». Основная масса детей не смогла определиться с названием. Воспитатель заметила, что самое удачное название придумал Петя, а затем озвучила название, которое дал художник картине. Вывод из данного примера можно сделать только один – взрослые должны помочь детям выделить главную сторону сюжета, если рассматривают картину, при рассматривании игрушки или другого предмета – основной его признак, отличающий этот предмет от других. Тогда детям несложно будет составить предложения  по заданным предметам и картинам. Чем больше дети будут знать слов – определений, сопоставлений, сравнений, действий  т.д., тем интереснее будут составленные ими предложения.

В случае, если ваши дети не готовы составлять предложения, то самое лучшее  использовать приёмы, уточняющие представления детей о предложении:

  • Чётко произносить слова предложения с паузой (котёнок… играет).
  • Последовательное название слов в предложении.
  • Посчитать, сколько слов в предложении. Хорошо использовать фишки, чтобы ребёнок мог на каждое слово отложить фишку, посчитав фишки, он сделает вывод – сколько слов в предложении. В качестве фишек могут выступать счётные палочки, пуговицы, кружочки, вырезанные из бумаги и прочее.
  • Графическое изображение слов на листе бумаги виде чёрточек, нанесения геометрических фигур и прочее. Так же, как и фишки, сосчитать нарисованные фигуры и назвать количество слов в предложении.
  • Оживляет внимание детей использование хлопков, ударов в бубен и т.п. (На каждое слово – хлопок).

В конце подобных занятий с детьми важно спросить их, чем они занимались, чему научились, что узнали нового. Этим самым вы развиваете у детей логическое мышление, умение делать выводы, правильно формулировать свои ответы и выводы.

bukvic.ru

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Знакомство с предложением.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 58»

Миасский городской округ

Развитие речи

Конспект НОД по развитию речи

для детей старшего дошкольного возраста

«Знакомство с предложением»

Воспитатель I категории:

Е.В. Дьячкова

2016 г.

Конспект НОД по развитию речи

для детей старшего дошкольного возраста

«Знакомство с предложением»

Цель: формирование представлений у детей о предложении как интонационно – смысловой единице речи.

Задачи:

  1. Обучать детей выделять предложение из двух слов без предлогов.

  2. Учить каждое предложение разбивать на слова и замечать, сколько слов в предложении; в каком порядке следуют.

  3. Обучение графической записи предложения.

  4. Приучать говорить каждое слово громко, четко, разборчиво.

Оборудование и материалы: игрушка или картинка Мудрая Сова; карточки-схемы: слово, предложение, точка; сюжетные картинки для составления распространенных предложений, кусочки ваты для дыхательной гимнастики; тетради для графических диктантов.

Ход занятия:

Организационный момент

Воспитатель:

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас занятие по развитию речи. Скажите все готовы заниматься? (ответы детей)

У всех хорошее настроение? (ответы детей)

- Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришел в гости (появляется Мудрая Сова).Ей очень понравились ваши рассказы об осени и она захотела побывать у нас в гостях и послушать, как мы будем говорить о том, что такое предложение. Но для того, чтобы Мудрая Сова все поняла и услышала, мы будем говорить громко, чётко и разборчиво, произнося и выговаривая каждое слово. Согласны? (ответы детей)Тогда нам необходимо поработать над своим дыханием.

Проводится дыхательная гимнастика «Ветерок»

1 часть.

Воспитатель:

Ребята, на прошлом занятии мы говорили, что слова складываются в предложения. Значит предложения состоят из слов. Сейчас я покажу вам картинку и скажу предложение, а вы ответите мне сколько слов в этом предложении.

На доску вывешивается карточка 1 «Девочка поливает цветы» из пособия «Составление предложений и устных рассказов»

Воспитатель:

Девочка поливает цветы. Сколько слов в этом предложении? (ответы детей)

Назовите первое слово, второе, третье (ответы детей)

Сколько всего слов в предложении? (ответы детей)

В предложении всегда о чем-то говорится, из предложения мы всегда о чем-то узнаем, значит слова в предложении объединены каким-то смысловым содержанием.

Попробуйте придумать свое предложение из 2-3 слов. (ответы детей)

На доску вывешивается карточка 2 «Дети лепят снеговика» из пособия «Составление предложений и устных рассказов»

Ребята, попробуйте, глядя на эту картинку рассказать о том, что делают дети. (ответы детей)

Что у вас получилось? (ответы детей)

Правильно – у вас получилось предложение! Чтобы определить сколько в нем слов, я предлагаю вам прохлопать каждое слово в ладоши.

Дети вместе с воспитателем проговаривают предложение и хлопают в ладоши на каждое слово.

Сколько слов в этом предложении? (ответы детей)

Физминутка

Ребята, давайте представим, что мы листочки. И вдруг подул сильный ветер, закружились листочки:Мы листики осенние,На веточках сидели (дети приседают).Дунул ветер – полетели.Мы летели, мы летели (дети бегут на носочках на месте)И на землю тихо сели, (дети приседают).Ветер снова набежалИ листочки все поднял, (дети встают).Повертел их, покружил (кружатся на месте)И на землю опустил. (дети садятся на места).

На доску вывешивается карточка 3 «Воробьи клюют зерно» из пособия «Составление предложений и устных рассказов»

Воспитатель:

Ребята, попробуйте, глядя на эту картинку рассказать о том, что делают воробьи. (ответы детей)

Что у вас получилось? (ответы детей)

Определите сколько в нем слов? (дети хлопками определяют количество слов)

2 часть.

Ребята, я уже говорила, что предложение можно обозначить графической записью.

Показывает карточку- схему предложения.

Чтобы правильно сделать такую графическую запись надо запомнить правила написания предложения: 

  1. Предложение всегда начинается с заглавной буквы (показ карточки).

  2. Слова в предложении пишутся на расстоянии друг от друга, т.е. между словами существует пауза. (показ карточки).

  3. В конце предложения всегда ставится точка, т.е. закончен смысл предложения. (показ карточки).

На доску вывешивается карточка 4 «Мальчик ловит рыбу» из пособия «Составление предложений и устных рассказов»

Воспитатель:

Посмотрите, что делает мальчик? (ответы детей)

Сейчас, я сделаю графическую запись предложения на доске, а вы у себя в тетрадях.

Воспитатель делает запись на доске, объясняя каждый графический знак. Дети воспроизводят запись в тетрадях.

Это предложение состоит из трех слов: первое слово «Мальчик»- оно пишется с большой- заглавной буквы, между словами пауза, я отступлю от первого слова 1 клетку; второе слово «ловит», между словами пауза, я отступлю от первого слова 1 клетку; третье слово «рыбу», предложение закончено, в конце я поставлю точку.

На доску поочередно вывешиваются карточки 5 «Мама заплетает дочку», 6 «Папа читает газету», 7 «Мальчик катается на коньках» (уточнение предлог-тоже слово, но короткое), 8 «Малыш катает машинку» из пособия «Составление предложений и устных рассказов»

Предложения разбираются и записываются по вышеуказанной схеме. Последнее предложение воспитатель предлагает детям разобрать и записать самостоятельно.

Итог занятия.

Сегодня мы говорили о предложениях. Я думаю, нашей гостье понравилось с нами заниматься.

Скажите, чему мы научились сегодня? (ответы детей)

Что вам запомнилось на занятии больше всего? (ответы детей)

Хотели бы вы, чтобы Мудрая Сова пришла к нам снова? (ответы детей)

Спасибо, мне понравилось, как вы сегодня занимались!

infourok.ru

Занятие по теме "Знакомство со словом, предложением"

МКОУ Нагаевская СШ Карсунский район Ульяновская область

Методическая разработка занятия

для детей 5-6 лет

«Знакомство со словом и предложением. А Барто «Наша Таня»

подготовила

Камалетдинова Алсу Шамильевна,

воспитатель дошкольной группы

Тема. Знакомство со словом и предложением. А Барто «Наша Таня».

Задачи

образовательные:

  • Познакомить с понятием «слово» (слова разные, что мы видим, делаем, можно назвать словом), «предложение».

  • Вспомнить стихотворение А. Барто «Наша Таня».

  • Формировать представление о последовательном расположении слов в предложении.

  • Учить составлять предложения из двух-трех слов без предлогов и союзов.

  • Уметь указывать последовательность слов (первое слово, второе, третье) в предложении.

  • Уметь найти слово, противоположное по значению.

развивающие:

  • Развивать фонематический слух, речь, долговременную память (приём припоминание), мелкую мускулатуру кистей рук.

воспитательные:

Возраст детей: 5-6 лет (старшая группа)

Время реализации: 25 минут

Материал к занятию:

1. Коробка, на крышке от коробки изображение ежика и лисенка.

2. Игрушки: мяч, машинка.

3. Предметные картинки для каждого ребенка.

4. Большой мяч для игры «Наоборот».

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер (ноутбук), экран.

Ход занятия:

- Ребята у нас сегодня занятие по обучению грамоте.

- Утром я обнаружила у себя на столе посылку. Интересно откуда у нас появилась эта посылка? Кто же нам ее прислал? Как узнать? (посмотреть на посылке обратный адрес)

(Педагог вместе с детьми внимательно рассматривает посылку и обнаруживает картинку-наклейку)

Действительно, посмотрите, кто же на ней изображен? (Девочка)

- Здесь написано её имя. Кто сможет прочесть?

(Методическое пояснение: Если есть читающие дети, то они читают имя девочки. Если читающих детей нет, то педагог сам называет имя девочки – Таня)

- Значит, она нам прислала эту посылку.

- Давайте посмотрим, что в ней (Педагог заглядывает внутрь посылки и достает мяч). Это мяч.

- Вспомните стихотворение про Таню и мяч.

(Дети вспоминают и рассказывают стихотворение А. Барто «Наша Таня…» (СЛАЙД 2)

- Почему плакала Таня? (Уронила в речку мяч)

- Помогите Тане найти мяч. (СЛАЙД 3)

(Методическое пояснение. Дети рассматривают картинку в индивидуальных листах, среди наложенных друг на друга силуэтов игрушек находят силуэт мяча и закрашивают его)

- Какой звук произносит Таня, когда плачет? (А-А-А)

- Это звук человеческой речи.

- Какие ещё звуки вы помните с прошлого занятия (звуки природы, звуки, которые издают животные, предметы…)

- Давайте успокоим Таню, раскрасим ей красиво платьице.

(Работа на индивидуальных листах)

- Таня очень любит играть в игру «Поймай звук» и предлагает нам поиграть вместе с ней.

Игра «Поймай звук»

Вариант 1. (СЛАЙД 4)

Цель: Совершенствовать умение составлять из звуков простые слова

Ход игры:

Педагог членораздельно произносит звуки, а дети из них складывают слова и называют их, объясняют значение.

Л У К Р О Т К О Т Т О К П О Т К О Л П О Л Т У К

Вариант 2.

Цель: Совершенствовать умение подбирать слова по смыслу, выделять первые звуки в словах.

Ход игры: Педагог читает стихотворение. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её. Отвечает то ребёнок, в руках которого оказывается брошенный педагогом мяч.

Закричал охотник: «Ой,

Двери гонятся за мной!» (Звери)

Посмотрите-ка, ребятки,

Раки выросли на грядке. (Маки)

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

С длинными усами (Жук)

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался дом (Сом)

Мы собрали васильки,

На голове у нас щенки (Венки)

(Каждый раз после называния правильного слова, педагог просит ребёнка объяснить его значение)

- Мы сейчас с вами исправляли ошибки в словах. Вспомните и перечислите их.

(Дети перечисляют слова: звери, маки, жук, сом, венки).

- Правильно. Всё это слова. Вокруг нас существует великое множество предметов. Назовите словами все, что вы видите в нашей группе (классе, комнате).

(Дети перечисляют, предметы вокруг себя (мебель, игрушки, растения и т.д.)

- Немного отдохнём.

Физминутка (игра «Бывает - не бывает»)

Правила:

Дети становятся в круг (ряд). Педагог произносит фразы. Дети слушают их внимательно. Если то, о чём говорит педагог, бывает на свете, то дети стоят на месте. Если не бывает, то дети приседают или выполняют другие движения.

Волк бродит по лесу.

Волк сидит на дереве.

В кастрюле чашка варится

Кошка по крыше гуляет.

Лодка по небу плывёт.

Собака по крыше гуляет.

Ворона каркает.

Мышка любит сыр.

Дедушка учится в школе.

Ночью бывает радуга.

Кошка любит сено и т.д.

(САЛАЙД 5)

- Кошка пьёт молоко. Сколько слов мы сейчас сказали? (3 слова) Мы сейчас сказали не просто слова, а составили из них предложение.

- Давайте ещё раз его скажем (Все вместе повторяют предложение)

- Какое первое слово в предложении (Кошка) Второе? (пьёт) Третье? (молоко)

(Во время ответов детей педагог рисует схему предложения на доске)

- Вы называли слова, а я их записывала при помощи палочек-помощниц.

- Сколько слов в нашем предложении (3)

- Сколько палочек я нарисовала? (3)

- Какое слово зашифровано первой палочкой? Второй? Третьей?

- Любое предложение имеет смысл: в нём говориться о ком-то или о чём-то. О ком говориться в нашем предложении? (В нашем предложении говорится о кошке)

- Ещё в предложении предмет что-то делает. В нашем предложении кошка, что делает? (пьёт)

- Попробуйте сами составить предложения по картинке. Сначала назовите, кто изображён на картинке, а потом скажите, что он делает. (СЛАЙДЫ 6-8)

(Методическое пояснение: Педагог предлагает несколько картинок, дети составляют предложения, объясняют, сколько в них слов, какое первое, второе, третье; называют о ком оно, что предмет делает в этом предложении. Для взаимопроверки правильности выполнения задания можно использовать следующий приём. Кто-то из детей придумывает предложения, а остальные внимательно слушают и хлопают в ладоши, столько раз, сколько слов услышали в предложении)

- Сколько слов в наших предложениях? (2-3)

- Посмотрите на СЛАЙД 9. Подумайте, что делает Таня, и составьте предложение из 2-х слов (Таня стоит. Таня ловит. Таня смотрит.) А теперь предложение из трёх слов (Таня ловит бабочек. Таня держит сачок. Таня любуется бабочкой)

- Я тоже составила предложение про Таню. Послушайте его: «Таня собирает цветы». Сколько слов в моём предложении? (В этом предложении 3 слова) Назовите первое, второе, третье слово.

- Обведите аккуратно по точкам цветы, которые Таня собирает.

(Работа на индивидуальных листах)

- Тане очень интересно было с нами, но пора идти домой.

Нарисуйте, пожалуйста, на своих листочках улицу, на которой живёт Таня. Обратите внимание, что стены дома располагаются на вспомогательной (широкой) строке, а крыша – на рабочей (узкой) строке.

(Работа на линованной части листа для индивидуальной работы)

- Тана живёт во втором доме справа. Он жёлтого цвета.

(Дети выполняют задание: раскрашивают нужный дом)

- Нарисуйте для Тани дорожку к дому, чтобы она не заблудилась

(Дети выполняют задание)

Итог:

- Что нового узнали на занятии и о чём расскажете дома? (Познакомились с предложением)

- Что учились делать? (Составлять предложения)

- Из чего состоит предложение? (Из слов)

- Что вам больше понравилось на занятии? (Ответы детей)

Список использованной литературы:

  1. Беженова М.А. Весёлая грамматика. [Текст]/ М.А. Беженова, Донецк: «Сталкер», 1998 г., С. 6-13

  2. Рыбникова О.М. Обучение грамоте в детском саду. [Текст]/ О.М. Рыбникова, М.: «Просвещение», 2000 г., 154 с.

infourok.ru

Методика ознакомления со словом и предложением при подготовке дошкольников к обучению грамоте

Методика ознакомления со словом и предложением при подготовке дошкольников к обучению грамоте

К числу предпосылок, важных для овладения грамотой, относится осознание ребенком речевой действительности и ее элементов: звуков, слов. Осознание языковой действительности имеет большое значение для умственного становления личности в целом, обеспечивает высокую эффективность речевого развития и успешность последующего систематического изучения курса родного языка. Осознание речевой действительности, языковых обобщений (словесного и звукового состава речи) происходит в процессе практического овладения ребенком различными системами языка уже в дошкольном возрасте. Читающий оперирует со звуковой стороной языка, а чтение - процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели. Отсюда вытекает необходимость предваряющего знакомства детей со звуками родного языка.

Обучение грамоте начинается не тогда, когда пытаются заставить ребенка запомнить букву, а когда ему скажут: “Послушай, как поет синичка!”. Все упражнения проводятся в игровой, занимательной форме с элементами соревнования, так как игровые приемы и дидактические игры составляют специфику обучения дошкольников. Дети учатся по количеству хлопков или по заданному слогу придумывать слово, отобрать картинки, в названии которых есть заданный звук или слог.

Проведение занятий с применением наглядных пособий и игровых приемов дает возможность в течение 30 минут поддерживать работоспособность даже у детей с неустойчивым вниманием и быстро истощаемой нервной системой. Программный материал усваивается легче и быстрее, расширяется словарный запас, прочнее усваиваются слога звуковой анализ и синтез, особенности лексико-грамматического строя речи, активизируется самостоятельность мышления.

Методика проведения фронтальных занятий предполагает комплексный подход в сочетании с наглядными и игровыми приемами.

В ходе занятия реализуется основной принцип образования - принцип соблюдении триединой задачи: воспитание, развитие, обучение. Последовательность в работе по ознакомлению с предложением аналогична последовательности ознакомления со словом. Сначала необходимо выделить предложение из потока речи. С этой целью предлагается готовый или составляется вместе с детьми небольшой рассказ по картине. (Приложение Б).

Рассказ произносится четко, с интонационным выделением каждого предложения. Далее к каждому предложению ставятся вопросы. Педагог предлагает еще раз послушать рассказ, сообщает, что в нем три предложения, что наша речь состоит из предложений, мы говорим предложениями; в каждом предложении про что-то говорится.

Затем дети сами составляют предложения по картинкам, игрушкам. И всякий раз воспитатель помогает им установить, о ком или о чем составлено предложение, т.е. вычленить смысловую сторону предложения.

В дальнейшем детей упражняют в определении количества предложений в готовом тексте. Текст произносится с паузами, а дети обозначают предложения на схемах. Затем проверяется правильность выполнения задания.

Для закрепления представлений о предложении используются такие приемы, как: придумывание предложений с заданным словом; придумывание предложения, которое начиналось бы с определенного слова; составление предложения по двум картинкам; составление предложений по «живым сценкам».

Синтаксическая сторона речи совершенствуется, прежде всего, в процессе обучения связной речи и рассказыванию. Рассматривая произведения живописи, участвуя в беседе о прочитанном, ребенок общается со взрослым, отвечает на разнообразные вопросы, побуждающие использовать разные части речи, различные конструкции предложений. Особенно важны так называемые проблемные вопросы («Почему? », «Зачем?», «Как?»), побуждающие устанавливать причинно-следственные, временные и другие существенные связи и зависимости и использовать для их обозначения в речи сложноподчиненные предложения. Е.И. Тихеева предлагала, кроме того, использовать специальные упражнения на распространение и дополнение предложений. Эти упражнения проводят в подготовительной к школе группе.

Все эти приемы сопровождаются выделением предложений, их подсчетом, анализом смыслового содержания. Овладение словом предложение подготавливает детей к анализу словесного состава предложения.

Методика ознакомления со словесным составом предложений.

В процессе речевого общения дети обращают внимание, прежде всего, на содержание, смысл того, что слышат в речи других и что говорят сами. При ознакомлении со словесным составом предложения они начинают осознавать не только содержание речи, но и ее форму.

Первые занятия, на которых дошкольники учатся выделять слова в предложении и составлять из слов предложения, проводятся с использованием наглядных пособий - картин, игрушек. В дальнейшем все большее место занимают устные упражнения и речевые игры.

Дальнейшее усложнение работы над словесным составом предложения заключается в том, что дети выделяют слова в четырехсловном предложении, учатся называть их последовательно и вразбивку, а также составлять предложения из заданного количества слов (двух, трех, четырех). Последняя форма работы очень важна, так как осознанность, произвольность составления предложения имеет здесь высокий уровень.

С самого начала целесообразно использовать схемы. Детям объясняют, что предложение можно нарисовать, чтобы узнать, сколько в нем слов. Педагог чертит на доске линии по числу слов в анализируемом предложении и говорит: «Одна черта обозначает одно слово. Здесь три черты, значит, в предложении три слова. Первое слово обозначается не простой чертой, а чертой с уголком, в конце предложения ставят точку.

Постепенно у детей формируется умение анализировать состав предложения без опоры на наглядный материал. Умственное действие анализа начинает происходить во внутреннем плане.

На протяжении всего периода обучения используются следующие приемы:

- четкое произнесение слов с паузой;

- произнесение слов под хлопки;

- последовательное называние слов в предложении;

- в громкой речи, про себя;

- произнесение слов по рядам;

- шепотный анализ предложения;

- составление предложений с заданным словом;

- составление предложений по «живой сценке»;

- перепрыгивание через скакалку;

- отстукивание на барабане или бубне столько раз, сколько слов в предложении.

Таким образом, специальное обучение помогает дошкольникам преодолеть трудности, которые они испытывают при вычленении слов из состава предложений.

infourok.ru

Игры с "Предложением" (Старший дошкольный возраст).

ЗНАКОМИМСЯ С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ – это слово или несколько слов, связанных друг с другом по смыслу и выражающих законченную мысль.

Определение для детей:

Слова встали друг за другом и вместе нам о чем-то рассказывают – получилось ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ:

- по количеству слов

КОРОТКИЕ ДЛИННЫЕ

Зима. Я иду. Мы ходили в большой магазин.

- по интонации:

предложение – рассказ (в конце ставится точка)

предложение – вопрос (в конце ставится знак вопроса)

предложение – радость (в конце ставится знак восклицания)

Предложение состоит из СЛОВ.

Слово обозначается

Из прямоугольников – слов составим СХЕМУ предложения.

Рома взял мяч.

Ваза стоит на окне.

на

ИГРЫ С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ.

«СЛОВА СЧИТАЙ, ПАЛЬЦЫ ЗАГИБАЙ»

Предложите ребенку сосчитать, сколько слов в предложениях, которые Вы говорите. Проговаривайте каждое слово четко. Попросите ребенка повторить Ваше предложение и на каждое слово загибать палец.

Внимание: союзы, предлоги, короткие слова, состоящие из 1-2 звуков – это тоже слова, каждое из них считается отдельно.

Например: Я иду по длинной дороге. – 5 слов

Мы играем и поём. - 4 слова

«СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».

Предложите ребенку послушать, какие слова Вы говорите и составить из них предложение. Слова должны быть связаны по смыслу. Но стоять в разброс.

Например: Гулять мы двор во идем

Варианты предложений:

- Мы идем гулять во двор.

- Мы во двор идем гулять.

- Гулять мы идем во двор.

- Идем мы во двор гулять. И т. д

Можно придумывать варианты предложений по очереди с ребенком.

Постепенно увеличивайте количество слов для составления предложений.

«ПРЕДЛОЖЕНИЕ РАСТЕТ».

Предложите ребенку послушать предложение и повторить его за Вами. Повторите предложение еще раз и добавьте еще одно слово. Попросите ребенка повторить и сказать какое слово Вы добавили. И т. д.

Например:

- Кошка сидит.

- Серая кошка сидит.

- Большая серая кошка сидит.

- Большая серая кошка долго сидит.

- Большая серая кошка долго сидит на окне.

- Большая серая кошка долго сидит у меня на окне. И т. д.

Когда ребенок освоит игру можно добавлять слова по очереди.

infourok.ru

Как объяснить ребенку, что такое язык? Части речи и члены предложения | Обучение

Слова просто так мертвым грузом в языке не лежат — они работают.

А чтобы понять, как работают, давай поговорим о тебе. Ты кто? Мальчик, тебе 9 лет, у тебя серые глаза и непослушные вихры, и зовут тебя Денисом. А для мамы ты кто?

 — Сын.

А для дедушки?

 — Внук.

А для Димки из соседнего двора, к которому ты вчера ходил на день рождения?

 — Друг.

А если ты зайдешь в магазин, ты кем там будешь?

 — Покупателем.

А в автобусе?

 — Пассажиром.

Но ты ведь все равно остаешься тем же самым мальчиком, имя которого Денис. Только каждый раз играешь разную социальную роль. Социальную — значит, общественную, роль в обществе. И по этой роли ты имеешь разные права и разные обязанности. Ты же не можешь платить маме… за проезд, а водителю не станешь показывать свой дневник. Верно?

Каждый человек в разных ситуациях играет самые разные социальные роли, или, по-другому, выполняет разные социальные функции. Работа для человека — это тоже социальная функция. Человек может работать летчиком, учителем, продавцом, рыбаком, поваром, даже президентом и при этом остается самим собой.

Слова в языке тоже работают: они строят предложения.

Предложение — это законченная мысль. Оно может быть очень коротким, например: Я устал.

Или длинным: Я сегодня к вечеру очень устал, потому что мы сначала ходили с мамой в зоопарк, а потом еще в магазин, где долго выбирали, какой портфель купить.

Но это предложение, потому что оно выражает одну законченную мысль. Если дальше ты скажешь, какой же портфель вы купили, это будет уже другая мысль.

Предложение строится из частей речи. Части речи работают членами предложения. Это их грамматическая функция, и, выполняя ее, они тоже имеют разные права и обязанности.

Предложение строится по своим законам. Главное, в нем обязательно должна быть информация о том, кто или что действует и что с ним происходит. Эту информацию несут главные члены предложения: подлежащее — то, о ком (о чем) говорится, и сказуемое — что говорится.

Подлежащее отвечает на вопросы: «Кто?» или «Что?»

Сказуемое — на вопросы: «Что делает, делал, будет делать?» этот кто-то. «Кто он?» И даже «Какой он?»

Главные члены — основные, без них предложение не обходится, а вот другие, те, что отвечают на вопросы «Где?», «С кем?», «Когда?», «Какой?» — это члены второстепенные, необязательные. Но все равно очень даже нужные: они придают предложению точный смысл.

В самом деле, вот если я скажу: «Волки сидят». Мысль вроде бы закончена, а что это за мысль? Ну сидят, и что?

Зато если так: «Белые волки в ряд в красной пещере сидят» — это уже очень даже много смысла. Это загадка. И каждый из второстепенных членов помогает ее разгадывать. Хищники почему-то белые, да еще в ряд (один возле другого) сидят, а что это за красная пещера? Разгадал?

Ну, конечно, зубы во рту!

Как же узнать, какую работу выполняет слово? Да по вопросу!

«Кто?», «Что?» — это подлежащее; «Что делает?» — сказуемое; «Какой, где, кому?» — второстепенный член.

А вот интересно, человек выбирает себе профессию по способностям: не умеешь рисовать — художником не будешь, нет слуха — не станешь певцом. Женщин не берут в солдаты. А мужчина не может родить ребенка. У людей есть социальные предназначения.

А у частей речи предназначения есть?

Оказывается, да. Наречие, например, подлежащим быть не может, не тот у него вопрос. Зато с этой ролью легко справится имя существительное или заменяющее его местоимение, потому что отвечают на тот же вопрос, что и подлежащее: (Кто?) Мальчик играет. (Кто?) Он играет.

Правда, есть одно условие: чтобы выполнять работу подлежащего, слово должно стоять в начальной — словарной — форме. Начальная или словарная форма — это форма слова, которая дается в словаре. Слово «информация» ты в словаре найдешь (это значит сведение, сообщение), а «информации», «информацию» — нет. Это формы (варианты употребления) этого же слова — «информация».

Как ты думаешь, в каком предложении слово «снег» будет подлежащим?

Всю зиму не было снега.

Всю зиму шел снег.

Зимой деревья окутаны снегом.

Я люблю снег.

Конечно, во втором. Только в нем слово «снег» стоит в начальной форме и отвечает на вопрос «Что?».

А в четвертом предложении «снег» — это второстепенный член предложения. Это я люблю (кого?что?) снег, а не снег любит меня.

Иногда в роли подлежащего может выступать имя прилагательное. Например: Красный горит. Но только в том случае, если в предложении нет подходящего существительного. А как только появилось (Красный свет горит.), прилагательное сразу отдает ему работу главного члена.

Второй главный член предложения, сказуемое, несет очень много грамматической информации:

1. Зачем мы это предложение говорим — сообщаем что-то (Он играет) или требуем (Играй!).

2. Когда происходит действие (он играл вчера, или играет сейчас, или будет играть завтра).

3. Даже о том, кто действует, сказуемое тоже может дать информацию: играю (кто?) я; если играешь — ты; если играем, то мы.

Поэтому иногда предложение может обойтись без подлежащего. А без сказуемого предложение построить нельзя.

Всю эту грамматическую информацию способен передать только глагол. У других частей речи для этого нет способностей. А у глагола есть. Труженики-глаголы все время изменяются, чтобы точно передать информацию: зачем, когда и кто. Без глагола сказуемого нет.

Даже если по смыслу оно выражено именем прилагательным, ему нужен помощник — глагол-связка «быть».

Например: Пирожок был вкусным. (Был вкусным, но теперь я его уже съел). День будет теплым. (Будет, но еще не наступил).

 — А если так? Земля круглая. Где тут глагол? Нет его!

Не торопись. Земля круглая — это значит, что она не была круглая, не будет, а есть круглая. Этот глагол «есть» — очень ленивый. У него нет особого смысла, и означает он только: что-то имеется здесь, сейчас или всегда. Я (есть) учитель. Ты (есть) ученик. Он сам (есть) дурак.

Глаголу «есть» все равно, кто совершает действие. Сравни: я иду, но я есть. Ты идешь, но ты есть, он идет, но он есть, они идут, но они есть.

Глагол «есть» не изменяется и потому несет так мало информации, что можно без него обойтись. Вот и обходимся. Роза душистая. Подушка мягкая. Папа — автомеханик.

Если никакого глагола в предложении нет, это значит, что ленивый глагол «есть» просто опущен, а его отсутствие передает информацию: имеется здесь, сейчас или всегда. Это правило русского языка.

shkolazhizni.ru