Научно-исследовательская работа по литературе на тему : "О лошади в русской литературе "(5 класс). Исследовательская работа 5 класс по литературе


Исследовательская работа по литературе 5 класс

Христианские мотивы в русских народных сказках.

Исследовательская работа учащихся 5 класса

Авторы : Козлова О., Орехов Д.,

Сурова А.

Руководитель : Дрогайцева Ю.А.,

учитель русского языка и литературы.

МОУ «СОШ №15»

2010 г.

Оглавление

I. Введение. Вековая мудрость русской сказках.

II. Христианские мотивы в русских народных сказках:

1. Мотивы смирения и незлобивости в сказке «Морозко»

2. Тема добра в сказке «Несмеяна-царевна»

3. От «Заповедей блаженства» к логике развития сказочного сюжета .

III. Заключение. Русская сказка – кладезь духовности.

IV. Литература.

Н.С.Лесков.

Живите, государи мои люди русские, в ладу со своею старою сказкою!

Введение.

Вековая мудрость русской сказки

Сказки – это «душа народа», в них нашла

выражение его вера в торжество добра и справедливости.

Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Как и в жизни, герои сказок пахали землю, ловили рыбу, охотились, работали от зари до зари.

Задача этой работы – раскрыть христианские мотивы в русских народных сказках на примере прочитанных нами произведений.

Христианские мотивы в русских народных сказках. 1.Мотивы смирения и незлобивости в сказке «Морозко».

В известной сказке «Морозко» говорится о девочке-сиротке, которую невзлюбила злая мачеха.

«Осталась, бедненькая, трясется и тихонько молитву творит. Приходит Мороз, попрыгивает, поскакивает, на красную девушку поглядывает:

– Добро пожаловать, Мороз, знать Бог тебя принес, по мою душу грешную.

Мороз хотел её тукнуть и заморозить, но полюбились ему её умные речи, жаль стало!»

- Девушка, девушка, я Мороз красный нос!

Мать посылает в лес родную дочь, но она преисполнена грубости и злобы. Дерзко отвечает Морозке и из-за этого погибает.

Почему же так случилось? Наверное, это расплата за грехи. И здесь чувствуется предупреждение всем детям и родителям.

Недаром сложена в народе поговорка: «Не в силе Бог, а в правде».

Только трудолюбие и честность могут сделать человека благородным.

Такова мораль этой сказки.

2 . Тема добра в сказке «Несмеяна-царевна»

Сказка «Несмеяна-царевна» начинается необычными

словами:

«Как подумаешь, куда велик Божий свет! Живут в

нём люди богатые и бедные, и всем им просторно, и всех их

презирает и рассуждает Господь. Живут роскошные – и

празднуют; живут горемычные – и трудятся; каждому своя

доля!»

Несмеяне противопоставлен бедный, но счастливый «честный работник». Самое ценное для этого человека не деньги, а добрые дела..

Вот, оказывается, что необходимо человеческой душе – радости, не связанной с материальными благами. Хлеба единого человеку мало, он радуется и улыбается тому, что, казалось бы, не даёт пользы.

Народ понимал, что материальная сторона – далеко не всё, что нужна жизнь духа. Недаром были сложены такие пословицы:

Злой плачет от зависти, добрый от радости,

От радости кудри вьются, от печали секутся,

Делай не ложью – всё выйдет по Божию.

3. От «Заповедей блаженства» к логике развития сказочного сюжета

«Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят...»

(Мф 5:3-10)

Заключение. Русская сказка – кладезь духовности

Русские народные сказки дарят человеку незримые духовные богатства. Пока рассказывают бабушки русские сказки внукам, в душе человека будет побеждать не злое начало, не стремление к призрачным материальным благам, а возвышенное стремление к правде и добру.

Не стой в стороне равнодушно, Когда у кого – то беда. Рвануться на выручку нужно В любую минуту, всегда. И если кому – то поможет Твоя доброта, улыбка твоя, Ты счастлив, что день

Не напрасно был прожит, Что годы живёшь ты не зря!

Литература

  • Народные русские сказки. Из сборника А. Н.

Афанасьева. – М.: «Художественная литература», 1982

2. Седов А. К. Зачем детям нужны сказки? – «Русский дом», 2007, №9.

3. Трубецкой Е. Н. Три очерка о русской иконе. «Иное царство» и его искатели в русской народной сказке. – М.: «Лепта», 2000.

4. Шамаева С. Е. Апология сказки. – Воронеж: «Левый берег», 1996.

multiurok.ru

Темы исследовательских работ по литературе для 5 класса

В этом разделе темы исследовательских работ и проектов по литературе для 5 класса посвящены античной мифологии, творчеству Астафьева Виктора Петровича, Гоголя Николая Васильевича, Крылова Ивана Андреевича, Пушкина Александра Сергеевича, Тютчева Фёдора Ивановича, Фета Афанасия Афанасьевича, Чехова Антона Павловича и др.

В данном разделе учащимся предлагаются темы исследовательских работ по литературе для 5 класса, распределенные по писателям и поэтам, изучаемым в этом классе общеобразовательной школы.

Представленные темы проектов по литературе 5 класса интересны детям, дают возможность проведения увлекательного исследования, более углубленного изучения выбранной темы, написания школьнику наиболее актуального индивидуального проекта.

Приведенные ниже темы проектных работ по русскому языку 5 класса можно по желанию изменять и расширять, добавляя новые задачи в предстоящее исследование.

Темы проектов по литературе 5 класс (античная мифология)

Примерные темы проектов по литературе для учащихся 5 класса:

Античная мифология в "Хрониках Нарнии" ("Лев, колдунья и волшебный шкаф"). Былина "Илья Муромец и Соловей разбойник" в современном кинематографе (мультипликационные фильмы 1978 г. и 2007 гг.). Лексика любовной лирики русских поэтов. Миф об Орфее в произведениях живописи. Образ Геракла в произведениях живописи. Образ дракона в детской литературе. Подвиги Геракла на античных вазах. Сказка – ложь, да в ней намёк... Красна речь пословицей Литературная сказка – прямая наследница сказки народной. Мы в зеркале пословиц Малые жанры фольклора Мифологический сюжет в изобразительном искусстве. Пословица не даром молвится. Пословицы, поговорки, загадки нашего края. Русская народная тематика в курсе математики 5 класса. Рассказ Геродота о скифах и рассказ Толстого «Много ли человеку земли нужно?». Сказка ложь, да в ней намек. Фольклор моей семьи Фольклорная шкатулка.

Астафьев Виктор Петрович

Мифопоэтическая основа рассказа В.П. Астафьева «Ночь темная-темная».Мифопоэтическая основа книги В.П. Астафьева «Последний поклон» (на примере рассказов «Ночь темная-темная» и «Пир после Войны».Образы животных в рассказах В.П. Астафьева «Гуси в полынье» и «Белогрудка».Образ музыки в рассказе В.П. Астафьева «Далекая-близкая сказка».

Гоголь Николай Васильевич

Гоголь Н.В. - словесный кулинар.Гоголь и Пушкин.На родине Гоголя.Предметный мир в повести Н.В. Гоголя "Старосветские помещики".Символика цвета в повести Гоголя «Тарас Бульба»Славянские предания и легенды в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Крылов Иван Андреевич

Басни Крылова и сказки Салтыкова-Щедрина.«Люблю, где случай есть, пороки пощипать…» (Особенности басни как литературного жанра).Образ волка (лисы) в народных сказках и в баснях Крылова

Лесков Николай Семёнович

"Необычные" слова в повести Н.С. Лескова "Левша".Повесть Н.С. Лескова "Левша" и ее кинематографическая интерпретация.Сказ и его воплощение в повестях и рассказах Н.С. Лескова.Словотворчество и народная этимология в произведениях Н.С. Лескова.

Чехов Антон Павлович

Античные имена в ранних рассказах А.П. Чехова. Врач Чехов и писатель Антоша Чехонте. Жанры бытовой, деловой и художественной речи в ранних рассказах А.П. Чехова. “Значащие” имена и фамилии литературных персонажей в ранних юмористических рассказах А.П. Чехова. Книга в жизни Чехова. По чеховским местам (Мелихово). Имена героев греческой мифологии в ранних рассказах А.П. Чехова. Приемы создания комического в ранних рассказах А.П. Чехова. Рассказы "для детей" в раннем творчестве А.П. Чехова. "Чины и звания" героев в ранних рассказах А.П. Чехова. Человек и художественное пространство в «маленькой трилогии» А.Чехова Энциклопедия жизни и творчества А.П. Чехова.

Пушкин Александр Сергеевич

Античные образы в поэзии А.С. Пушкина.Архетип старца в романтических поэмах А.С. Пушкина.Кинематографические и музыкальные произведения на сюжеты сказок А.С. Пушкина.Пушкин и книги.

Тютчев Фёдор Иванович

Античные образы в поэзии Ф.И. Тютчева.Античные образы в творчестве Ф.И. Тютчева.Звуковые образы в стихотворениях Ф.И. Тютчева о природе.

Фет Афанасий Афанасьевич

Античные образы в поэзии А.А. Фета.Кольцевая композиция в стихотворениях А.А. Фета.Образы деревьев в стихотворениях А.Фета.

Тургенев Иван Сергеевич

Друзья и враги Герасима из рассказа «Муму».Рассказ «Муму» в изобразительном искусстве.

Бажов Павел Петрович

Екатеринбург П.П. Бажова.Сказ Бажова «Каменный цветок» и русская волшебная сказка.Особенность языка сказа Павла Петровича Бажова «Каменный цветок».

Лермонтов Михаил Юрьевич

Лермонтов и книга.Литературное путешествие по лермонтовским местам. 

Темы исследовательских работ по литературе (дополнительно темы)

Примерные темы исследовательских работ по литературе для учащихся 5 класса:

Средства выражения комического в сказке Л. Филатова «Про Федота-стрельца». Стихотворение Н.М. Рубцова "В горнице" и его черновые варианты. Анализ стихотворения И. Бунина "Листопад". Языковая игра в произведении Л. Кэрролла "Алиса в стране чудес". Герои английских лимериков. Литературные портреты героев в "Приключениях Гекльберри Финна" и иллюстрации к книге. "Приключения Гекльберри Финна": карта путешествий. Кавказ в русской живописи. Какие загадки знают современные школьники? Читаем "Гарри Поттера" (анализ читательских предпочтений учащихся). Маршрут доктора Айболита в сказке К.И. Чуковского «Айболит». В лаборатории поэта Интерпретация лирического произведения (не из школьной программы). Исследовательская работа по рассказу Сетон-Томпсона «Медвежонок Джонни». Исследовательская работа по рассказу Ю. Казакова «Арктур – гончий пес». Литература и мой край Мои любимые басни Мои ровесники в литературных произведениях. Ожившие картинки (мультфильм по любому прочитанному произведению). Писатели, поэты рядом Прозвища моих одноклассников и их значения. Произведения в интерпретации иллюстраторов. Противопоставление Жилина и Костылина. Родная природа в лирике Сергея Есенина. Родная природа в русской поэзии XX века. Роза в произведениях литературы Русские прозвища (происхождение, классификация, особенности). Сборник сочинений нашего класса о животных. Сборник стихов и рассказов о животных. Сельская школа в XIX веке. Толстой и Ясная Поляна. Экранизация произведений Носова в отечественной анимации. Энциклопедия одного слова. Счастье. Энциклопедия слова "Ворона" Энциклопедия слова "Декабрь" Энциклопедия слова "Сентябрь". Перейти к разделу:Исследовательские работы по литературеТемы исследовательских работ по литературе

Если Вы желаете разместить ссылку на эту страницу, установите у себя на сайте, блоге или форуме один из кодов:

Код ссылки на страницу "Темы исследовательских работ по литературе":<a href="http://obuchonok.ru/node/1106" target="_blank">Темы исследовательских работ по литературе для 5 класса</a>

Код ссылки на форум:[URL=http://obuchonok.ru/node/1106]Темы исследовательских работ по литературе для 5 класса[/URL]

Если страница Вам понравилась, поделитесь ссылкой с друзьями:

obuchonok.ru

Исследовательская работа по литературе 5 класс

Тема: Героические страницы в истории моей Родины.

У каждого поколения своя война: Великая Отечественная, Афганистан, Чеченская… все эти войны больно отзываются в наших сердцах.

Проходит время, но русские люди свято хранят в своей памяти славные победы своих предков, чтят ветеранов Великой Отечественной войны, участников боевых действий в Афганистане.  Не должны исчезнуть из нашей памяти и события страшных, кровавых чеченских войн, имена солдат, которые выполняли свой долг во время первой и второй чеченских кампаний.

В последние десятилетия Чеченская Республика стала известна во всем мире: активные боевые действия на её территории, значительные разрушения городов и сел, гибель тысяч людей – все эти дикие даже для Средневековья явления привлекли всеобщее внимание. Сегодня чеченская война официально завершена, но боевики продолжают совершать террористические акты.

Перед собой я поставил цель: познакомиться с личными впечатлениями участников первой и второй чеченской компании, и их точкой зрения на эти события. Вокруг нас много живых свидетелей и участников этого исторического события, и надо сделать все возможное, чтобы их воспоминания были зафиксированы, стали историческим документом. Мой дядя принимал участие в боевых действиях, и я узнал от него о тех тяжелых и страшных моментах истории.

Летом 1991 года мир узнал о том, что некая, не вполне определенная, часть Чечено-Ингушетии выходит из состава РСФСР и СССР и объявляет себя независимым государством под названием Чеченская республика. Так решил Общенациональный съезд чеченского народа, постановивший, что высшим органом власти в этом государстве является исполнительный комитет во главе с его председателем, генералом в отставке Джохаром Дудаевым.

15 октября в Чечне начались бессудные расправы над русскими жителями, а после 26 ноября - настоящие массовые репрессии.  Осенью 1994 года после тщетных попыток свергнуть новый режим самостоятельно чеченская оппозиция совместно с российскими танковыми соединениями провели первый штурм города Грозного – столицы республики.

Так началась самая страшная война современности, унесшая жизни тысяч русских солдат.

Вспоминает Александр Градуленко, капитан в отставке, награжденный медалями "За отвагу” и "За отличие в воинской службе” II степени. Ветеран первой и второй чеченских войн.

В 1995 году сержант-контрактник Александр Градуленко в составе 165-го полка морской пехоты Тихоокеанского флота участвовал в штурме Грозного.

- Александр, что заставляет человека, своими глазами видевшего гибель друзей, на следующий день все-таки идти в атаку?

- Честь, долг и мужество. Это не красивые слова, в боевых условиях с них слетает шелуха, их смысл понимаешь. Из этих кирпичиков складывается настоящий воин. И именно они ведут в бой. И еще одно. Месть. Хочется отомстить за ребят. И завершить скорее войну.

Мой дядя, Сергеев Игорь Владимирович, был участником боевых действий в Чечне. Игорь Владимирович родился в селе Подгорное Свободненского района Амурской области. Он никогда не считал себя героем, обычный мальчишка. В августе 1994 года был призван в вооруженные силы в город Хабаровск в воинскую часть 64612. Здесь он прослужил полгода. Нес воинскую службу честно, замечаний от командира не получал. Позже был направлен в Кабардино-Балкарию в воинскую часть 92156, для дальнейшего прохождения службы. Здесь молодых солдат подготовили к боевым действиям. Так служба длились три месяца. Круглосуточно молодые парни постигали азы ведения уличных боев, форсирования укрепленных объектов. Трудно было, но все понимали, что от этого зависит жизнь. В дальнейшем дядю отправляют в Чечню. Я думаю, как же это страшно - в мирное время стрельба, бомбежки, атаки, взятие рубежей… А самое главное - терять товарищей…

В августе 1995 года дядя Игорь демобилизуется. Возвращается в родные места. Игорь Владимирович Сергеев имеет нагрудный знак «За службу на северном Кавказе».

Долго дядя молчал, не любил говорить на тему войны, становился задумчивым, сжимал кулаки. Вспоминать об этом больно.

- Помнишь ваш первый бой? Что чувствует при этом человек?

- Это невозможно объяснить. Срабатывают животные инстинкты. Тот, кто говорит, что не страшно, - врет. Страх такой, что цепенеешь. Но если его победишь - выживешь.

Вопросы в голову приходят потом, уже дома, когда эйфория "я живой” проходит. Особенно когда встречаешь родителей тех ребят… Почему они стали "грузом 200”, а я - нет? На эти вопросы трудно, почти невозможно найти ответ.

После ряда соглашений российской и чеченской сторон, российское правительство приняло решение о выводе войск с территории Чечни.

 31 августа 1996 года в городе Хасавюрте было подписано совместное заявление российской и чеченской сторон, положившее конец Первой Чеченской войне.

 После подписания Хасавюртовских соглашений и вывода российских войск в 1996 году мира и спокойствия в Чечне и прилегающих к ней регионах не наступило. Вся республика была в руинах.

Из воспоминаний одного из солдат 64 мотострелковой бригады:

«…Рацию снесло первым же выстрелом. Вместе с радистом. Хорошо, что осталась рация в БТРе. Плохо, что БТР зажгли на пятой минуте боя. Спросонья все действо воспринималось мной как-то рывками. Вот я трясущимися руками пристегиваю очередной рожок к автомату, потом прицеливаюсь, — рожок отваливается и падает на пол. На второй раз пристегнуть получилось лучше. Наверное. Не помню. Вот, всхлипнув, съезжает по стенке и съеживается клубком лейтенант Садыков. Вот у меня кончаются патроны, я переворачиваю Садыкова на спину и начинаю лихорадочно обшаривать его разгрузку в поисках рожков. Судя по развороченной груди и остекленевшим открытым глазам, помощь ему уже не нужна. Вот оскаленно-бородатая камуфлированная фигура на мушке и длинная-длинная, патронов на двадцать, очередь. Ладони, измазанные кровью, липнут к цевью…».

23 января 2001 года президент РФ Владимир Путин подписал указ о частичном сокращении и выводе войск с территории Чеченской республики.

  Чеченская война - это страница истории нашей страны, о которой мы забывать не вправе никогда. Это судьбы конкретных людей, тех, кто жил и живет среди нас. Наши земляки, родные люди, волею обстоятельств вовлеченные в водоворот событий, которые навсегда останутся не только в истории нашего государства, но и в памяти народа. Сегодня мы, молодое поколение, имеем возможность лично общаться с участниками Чеченской войны, что способствует воспитанию патриотизма. Недаром говорят, что люди, утратившие своё прошлое, не имеют и будущего.

kopilkaurokov.ru

Темы проектов по литературе 5 класс ФГОС

Темы исследовательских работ по литературе для 5 класса

В данном разделе учащимся предлагаются темы исследовательских работ по литературе для 5 класса распределенные по писателям и поэтам, изучаемым в этом классе школы.

Представленные темы исследовательских работ по литературе 5 класса интересны детям, дают возможность проведения увлекательного исследования, более углубленного изучения темы.

Темы проектных работ по русскому языку 5 класса можно по желанию изменять и расширять.

Античная мифологияАнтичная мифология в "Хрониках Нарнии" ("Лев, колдунья и волшебный шкаф").Былина "Илья Муромец и Соловей разбойник" в современном кинематографе(мультипликационные фильмы 1978 г. и 2007 гг.).Лексика любовной лирики русских поэтов.Миф об Орфее в произведениях живописи.Образ Геракла в произведениях живописи.Образ дракона в детской литературе.Подвиги Геракла на античных вазах.Сказка – ложь, да в ней намёк...Красна речь пословицейЛитературная сказка – прямая наследница сказки народнойМы в зеркале пословицМалые жанры фольклораПословица не даром молвитсяРусская народная тематика в курсе математики 5 классаСказка ложь, да в ней намекФольклор моей семьиФольклорная шкатулка

Астафьев Виктор Петрович

Мифопоэтическая основа рассказа В.П. Астафьева «Ночь темная-темная».Мифопоэтическая основа книги В.П. Астафьева «Последний поклон» (на примере рассказов «Ночь темная-темная» и «Пир после Войны».Образы животных в рассказах В.П. Астафьева «Гуси в полынье» и «Белогрудка».Образ музыки в рассказе В.П. Астафьева «Далекая-близкая сказка».

Гоголь Николай Васильевич

Гоголь Н.В. - словесный кулинар.Предметный мир в повести Н.В. Гоголя "Старосветские помещики".Символика цвета в повести Гоголя «Тарас Бульба»

Крылов Иван Андреевич

Басни Крылова и сказки Салтыкова-Щедрина.«Люблю, где случай есть, пороки пощипать…» (Особенности басни как литературного жанра).Образ волка (лисы) в народных сказках и в баснях Крылова

Лесков Николай Семёнович

"Необычные" слова в повести Н.С. Лескова "Левша".Повесть Н.С. Лескова "Левша" и ее кинематографическая интерпретация.Сказ и его воплощение в повестях и рассказах Н.С. Лескова.Словотворчество и народная этимология в произведениях Н.С. Лескова.

Пушкин Александр Сергеевич

Античные образы в поэзии А.С Пушкина.Архетип старца в романтических поэмах А.С. Пушкина.

Тютчев Фёдор Иванович

Античные образы в поэзии Ф.И. Тютчева.Античные образы в творчестве Ф.И. Тютчева.Звуковые образы в стихотворениях Ф.И. Тютчева о природе.

Фет Афанасий Афанасьевич

Античные образы в поэзии А.А. Фета.Кольцевая композиция в стихотворениях А.А. Фета.Образы деревьев в стихотворениях А.Фета.

Чехов Антон Павлович

Античные имена в ранних рассказах А.П. Чехова.Жанры бытовой, деловой и художественной речи в ранних рассказах А.П. Чехова.“Значащие” имена и фамилии литературных персонажей в ранних юмористических рассказах А.П. Чехова.Имена героев греческой мифологии в ранних рассказах А.П. Чехова.Приемы создания комического в ранних рассказах А.П. Чехова.Рассказы "для детей" в раннем творчестве А.П. Чехова."Чины и звания" героев в ранних рассказах А.П. Чехова.Человек и художественное пространство в «маленькой трилогии» А.ЧеховаЭнциклопедия жизни и творчества А.П. Чехова

Дополнительно темыСредства выражения комического в сказке Л. Филатова «Про Федота-стрельца».Рассказ Геродота о скифах и рассказ Толстого «Много ли человеку земли нужно?».Стихотворение Н.М. Рубцова "В горнице" и его черновые варианты.Друзья и враги Герасима из рассказа «Муму».Анализ стихотворения И. Бунина "Листопад".Языковая игра в произведении Л. Кэрролла "Алиса в стране чудес".Герои английских лимериков.Литературные портреты героев в "Приключениях Гекльберри Финна" и иллюстрации к книге."Приключения Гекльберри Финна": карта путешествий.Какие загадки знают современные школьники?Читаем "Гарри Поттера" (анализ читательских предпочтений учащихся).Маршрут доктора Айболита в сказке К.И. Чуковского «Айболит»В лаборатории поэтаИнтерпретация лирического произведения (не из школьной программы)Исследовательская работа по рассказу Сетон-Томпсона «Медвежонок Джонни»Исследовательская работа по рассказу Ю. Казакова «Арктур – гончий пес»Литература и мой крайМои любимые басниМои ровесники в литературных произведенияхОжившие картинки (мультфильм по любому прочитанному произведению)Особенность языка сказа Павла Петровича Бажова «Каменный цветок»Писатели, поэты рядомПрозвища моих одноклассников и их значенияПроизведения в интерпретации иллюстраторовПротивопоставление Жилина и КостылинаРодная природа в лирике Сергея ЕсенинаРодная природа в русской поэзии XX векаРоза в произведениях литературыРусские прозвища (происхождение, классификация, особенности)Сборник сочинений нашего класса о животныхСборник стихов и рассказов о животныхФразеологизмы в рекламеЭнциклопедия одного слова. Счастье.Энциклопедия слова "Ворона"Энциклопедия слова "Декабрь"Энциклопедия слова "Сентябрь"

infourok.ru

Исследовательская работа на уроках литературы в 5 классе

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Уроки добрым молодцам (по сказкам А.С. Пушкина) Выполнили: - Беляев Алексей, 5 кл. - Уралбаев Владислав, 5 кл. Руководитель: - Гавриш Нина Васильевна, учитель русского языка и литературы

2 слайд Описание слайда:

Цель работы: выяснить, каковы уроки А.С.Пушкина добрым молодцам Основные задачи: 1. Изучение творческой истории создания сказок Пушкина. 2. Анализ сказок А.С. Пушкина с позиции нравственных проблем. 3. Провести опрос: «Какие уроки для себя находят в сказках современные читатели?»

3 слайд Описание слайда:

Методы исследования: сбор и отбор информации; интерпретация текста; анализ художественного произведения; обобщение полученных результатов.

4 слайд Описание слайда: 5 слайд Описание слайда:

Больше всего понравились сказки А.С. Пушкина

6 слайд Описание слайда:

Уроки А.С.Пушкина Чел. Уроки нравственности 19 Уроки добра и зла 17 Уроки мудрости  старшего поколения 15 Уроки чести и достоинства 11 Уроки добрым молодцам о зле, которое приносят женщины 3

7 слайд Описание слайда:

Финал сказок Пушкина Сказка о царе Салтане – славит добро, душевные качества человека Сказка о мертвой царевне – утверждает добро, победу, осуждает зависть Сказка о рыбаке и рыбке – осуждает самодурство, ненасытность желаний Сказка о Золотом петушке – наказание за невыполненное обещание

8 слайд Описание слайда:

ВЫВОДЫ: Исследовав сказки А.С.Пушкина, мы пришли к следующим выводам: Сказки А.С.Пушкина вечны, читаемы около двух веков. Каждая из анализируемых сказок поучительна и преподносит мудрый урок. Один из главных уроков Пушкина: нравственный, проблема добра и зла. Сказки Пушкина содержат не мораль, а намек умному читателю от мудрого гения.

9 слайд Описание слайда:

Спасибо за внимание!

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДВ-243062

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Исследовательская работа по литературе "Духовный потенциал русской классической литературы" (5 класс)

16 Областные школьные Кирилло-Мефодиевские чтения

Исследовательская работа

Духовный потенциал русской классической литературы

(на примере творчества А.С.Пушкина)

Автор: Иванова Наталья Вячеславовна,

ученицы 5 класса

ГБОУ СОШ им.А.А.Каргина

п.Краснооктябрьский

м.р Большечерниговский

Самарской области

Научный руководитель:

Ажаева Айгуль Иргалеевна ,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ им.А.А.Каргина

п.Краснооктябрьский

м.р Большечерниговский

Самарской области

п.Краснооктябрьский

2016 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение …………………………………………………………………….…..3

Глава. Духовные ценности русской классической литературы…………….5

1.1. Православие и Пушкин…………………….……………... …...………...6

Глава 2. Христианские мотивы литературных сказок А.С.Пушкин.…........9

2.1. Характер и поступки героев Сказки о рыбаке и рыбке……...……..….10

2.2. Пороки и добродетели в православном учении……………………......11

Глава 3. Исследовательская часть. Опрос учащихся ГБОУ СОШ п.Краснооктябрьский по выявлению отношения одноклассников к добродетелям и порокам…………………………….………………………….12

Заключение ………………………………………………………………….....13

Список литературы…………………………………………….………………14

Введение

Актуальность исследования. Сегодня одной из важных проблем нашего общества является утрата нравственных ориентиров. Если даже наше общество сумеет стать богатым, но никакое богатство не сможет заменить доброту, порядочность, честность. И решить её помогают произведения литературы. Русская литература является православной. Религиозность нашей литературы проявляется не только в обращенности писателей к евангельским сюжетам, но и взглядом на события, характеры, стремления людей с точки зрения евангельской истины. Но самое главное она помогает решить проблему души и духа отдельного человека и целого народа. Поэтому обращение к текстам классической литературы дает возможность задуматься о вечности и времени, нравственных законах и идеалах, найти ответы на значимые вопросы. Выбор темы моей научно – исследовательской работы обусловлен, с одной стороны, интересом к русской классической литературе и любовью к героям, смелым, решительным, способными на подвиги, с другой стороны. Русская литература всегда была гордостью, совестью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес. Цель работы: исследовать духовные ценности в русской классической литературы и выявить их влияние на формирование у современной молодежи нравственных позиций.

Задачи:

- изучить текст «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина и найти в ней мотивы библейских заповедей;- выяснить, какие христианские ценности нашли отражение в характерах и поступках героев;- провести мини – исследование среди обучающихся 5 класса ГБОУ СОШ им.А. А.Каргина п.Краснооктябрьский по выявлению отношения их к порокам и добродетелям.

Гипотеза исследования:

 русская классическая литература помогает постигать христианские заповеди, учит понимать жизнь во всем ее многообразии.

Методы исследования: изучение и анализ русской классической литературы, анкетирование.

Объект исследования: произведение А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Предмет исследования: христианские ценности в характерах и поступках героев.

Научная новизна: русская классическая литература воздействует на душу человека, так как несет в себе «искру Божью.Практическая значимость настоящей работы состоит в том, что данный материал может использоваться в процессе преподавания русской литературы в образовательных учреждениях, а также в воспитательной работе классных руководителей по формированию у обучающихся духовно – нравственных ценностей.

Духовные ценности русской классической литературы

Вся наша классическая литература пронизана духовностью. Духовность породила ее главные ценности - «это полнота отношения к Истине, Добру и Красоте». Русская литература «стала русской Библией. Она дает с одной стороны пережить множество других жизней, попробовать себя в разных обстоятельствах, испытать неиспытанные еще состояния любви и ненависти, милосердия и искушения, победы и поражения и тем самым получить жизненный опыт. Классическая литература «воспитывает терпимость не только потому, что, как и религия, наполнена нравственными истинами. Не прямая проповедь этики или религиозный запрет сегодня способны остановить агрессию, а восхищение красотой мира и возможным совершенством человека, отзывчивостью души, способной чужое горе или чужую радость ощутить как собственное, личное потрясение». Она не только показывает жизнь, какая она есть, но и пробуждает «в человеке устремленность к жизни, какой она должна быть». Именно литература может помочь человеку определить свои жизненные позиции, свои представления о нравственном и безнравственном, предупредить читателя о последствиях выбора того или иного способа жизни, тех или иных ценностных установок, поступков и их мотивов. Слово является ценностью. Слово Божественное и Человеческое, слово Пушкина и Достоевского, Гоголя и Лермонтова, Тургенева и Толстого, Чехова и Тютчева и т.д. Если Вселенная - это большой мир, а человек - малый, то книга, слово, литературное творчество является посредующим началом между мирами. Русская классическая литература дает каждому человеку возможность осознания смысла человеческого бытия, его многомерности, сделать опыт.

Православие и Пушкин

Пушкин родился в день праздника Вознесения Господня, всем творчеством и всею жизнью являя пример восхождения к высотам духа, к идеалу Совершенства. В день рождения Пушкина по всем храмам шли молебны, раздавался церковный благовест. Праздновалось рождение внучки Императора Павла. Зная, что в Божием мире случайностей не существует, подивимся Промыслу Всевышнего, устроившему торжества в день рождения величайшего гения России. По милости Божией даны были ему добрые влияния на жизненном пути. Посланы ему были благие дары свыше, при наличии которых невозможно было не стать Пушкину религиозным, невозможно было не откликнуться на зов к свету Божественной Истины, Добра и Красоты. Добрые впечатления «первоначальных чистых дней» связаны у поэта с прославленной им, любимой няней, которая посеяла в сердце отрока нетленные семена веры, научила креститься и молиться. Благоприятную почву для восприятия религиозных идей создавало врожденное ощущение потустороннего мира, выразившееся в суеверии Пушкина. Пушкин не отрывался от общего уклада жизни того времени: он аккуратно посещал богослужения, исполнял долг говения. Особенно он любил посещать Пасхальную заутреню и звал с собой товарищей услышать голос русского народа в дружном воодушевленном ответе молящихся на христосование священника: «Воистину воскресе!» Но сформировалось окончательно религиозное сознание поэта в пору ссылки в Михайловское. Именно здесь Пушкин впервые вошел в живое общение с Церковью через братию Святогорского монастыря и окрестное духовенство. Посещая монастырь, поэт научился уважать его настоятеля-подвижника. Во время праздников Пушкин проводил здесь целые дни, сливаясь с богомольцами и распевая народные стихи в честь Николая Угодника, Георгия Победоносца. В 1835 года принимал участие в составлении «Словаря исторического о святых, прославленных в Российской Церкви».Библия покорила сердце Пушкина. Он прочитал ее, по собственному признанию, «от доски до доски», все глубже постигая премудрость Божию, проникаясь истинной поэзией небесного слога, пленяясь величием чистых и прекрасных библейских образов. Поэт не только имел Библию настольною книгою сам, но и приучал читать ее своих детей. Однако ничто не услаждало души поэта так, как Евангелие. По словам князя Вяземского, Пушкин многие священные тексты заучивал наизусть; «имел сильное религиозное чувство, был проникнут красотою многих молитв, знал их наизусть и часто твердил их, особенно любил покаянную великопостную молитву Ефрема Сирина, которую переложил стихами».«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно. «Клянусь вам моей честью, что я ни за что не согласился бы – ни переменить Родину, ни иметь другую историю, чем история наших предков, какую нам послал Бог». Вот его национальный символ веры, вот его приятие и исповедание России, взращенное любовью и верой в ее духовные силы. Изведав на собственном опыте трудность борьбы с греховным соблазном, Пушкин умел снисходить к немощам ближних. Он предпочитал «милость к падшим призывать», вместо того, чтобы бросать в них камнем осуждения. Пушкин напомнил и современникам, и потомкам, что определяющей мерой человечности является «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам». Он часто бродил по кладбищу, размышляя «о тайнах вечности и гроба». Пушкин не забывает дорогих его сердцу усопших и, поминает их церковной молитвой, заказывая панихиды. Но особенно его сердцу были близки наши вдохновенные, проникновенные православные молитвы, умилявшие душу поэта. Величайшая из всех других молитв «Молитва Господня», данная самим Господом нашим Иисусом Христом как образец молитвенного обращения к Небесному Отцу, имеет поэтическое переложение. Сохранив почти неприкосновенным весь канонический текст евангельской молитвы, Пушкин сумел передать и самый ее дух, как мольбы детей, с доверием и любовью обращающих свой взор к Небу.Часто повторял Пушкин и великопостную молитву Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…» Именно в этой православной молитве и спрашивается полнота христианских добродетелей. В стихотворении «Отцы пустынники и девы непорочны…» молитва Ефрема Сирина приобрела стройность и законченность. Строки стихотворения свидетельствуют о том, что А.С. Пушкин прекрасно владел церковнославянским языком, хорошо знал православное учение о молитве и посте, знал также и богослужебные тексты Великого поста. Поэт утверждает, что эта молитва «падшего крепит неведомою силой». Подробности дуэли и кончины Пушкина широко известны. Как последний удар резца является его смерть, которая завершила и дала нам Пушкина-христианина. Умирал поэт так же мужественно, как и жил. Он умирал в муках наложенного им на себя креста, как и евангельский разбойник умирал на заслуженном им кресте, с воплем покаяния и веры и надежды в нити в рай вслед за Самим распятым Спасителем. Доктор Арендт тихо шепнул Пушкину: «Я еду к Государю. Не прикажете ли ему что сказать?» Поразительно, что в последние часы жизни он помнил о том, кто наиболее нуждался в ходатайстве и защите: «Скажите, что я умираю и прошу прощения за себя и за Данзаса. Он ни в чем не виноват». Затем на вопрос доктора Спасского «кого он хочет?» Пушкин ответил: «Возьмите первого ближайшего священника». Послали за о. Петром из Конюшенной церкви. Священник был поражен глубоким благоговением, с каким поэт исповедовался и причастился Святых Тайн. Страдания умирающего по временам переходили меру человеческого терпения, но он переносил их, по свидетельству Вяземского, с «Духом бодрости», укрепленный Таинством Причастия Тела и Крови Христовых. Жуковский, находившийся у одра Пушкина до последней минуты, вспоминал, что «он как будто сделался иной: буря, которая за несколько часов волновала его яростною страстию, исчезла, не оставив на нем никакого следа». Это было начало его духовного обновления и достойного приготовления к вечности, для чего и оставлено было ему Богом еще два дня. «Требую, чтобы ты не мстил за мою смерть, – обратился обновленный Пушкин к Данзасу, – прощаю ему и хочу умереть христианином».Утром поэт приказал позвать жену и детей (их было четверо). Он каждого крестил и благословлял. Пришедшую попрощаться Е.А.Карамзину Пушкин попросил: «Перекрестите меня». А когда душа его уже готова была оставить телесный сосуд, он, осенив себя крестным знамением, произнес: «Господи Иисусе Христе».Милосердия надеюсь,Успокой меня, Творец!Эти слова, написанные Пушкиным в предвидении смерти были его последнею молитвою в то время, когда душа отделялась от тела. Смерть запечатлела таинство духовного рождения в новую жизнь. Всепрощающая любовь и искренняя вера озарили ему путь в вечность. Пушкин выше своих произведений, потому что данный им нравственный урок превосходит все, что оставлено им в назидание потомству в его бессмертных творениях. То, что сеял он в дух,– мудрое, духовное, вечное дает ему вечную память.

Христианские мотивы литературных сказок А.С.Пушкина

Сказки Пушкина учат понимать жизнь во всей её сложности, раскрывают невидимые глазу чувства и мысли, помогают становиться мудрее, если, конечно, будешь стремиться вникнуть и постичь всем сердцем и умом каждое слово. Читая сказки А.С.Пушкина, мы начинаем постигать христианские заповеди, учимся понимать жизнь во всем её многообразии. Как уже было сказано выше, учиться доброте пятиклассник начинает, вчитываясь в строки «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях». Поэт приоткрывает истину жизни: она в любви, искренней силой которой можно воскресить: Сила бескорыстной любви в сказке А.С.Пушкина делает чудеса, в то время как зависть и злоба отравляет. Истинная любовь спасительна она «не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине…»

Характер и поступки героев «Сказки о рыбаке и рыбке»Старик из сказки А.С.Пушкина по своему характеру добрый и бескорыстный. Сам он отказывается от откупа и для себя ничего не просит. В отличие от старика, его жена – алчная и ненасытная старуха, которая без устали требует исполнения всех своих желаний. Сначала старуха просит немного - нового корыта. Однако, сколько не дай старухе – ей все мало. Получив избу «со светелкой, с кирпичною беленою трубою, с дубовыми тесовыми вороты», она захотела быть столбовою дворянкою. Но и этим она недовольна, старуха хочет стать вольной царицей, а потом и владычицей морскою, чтобы сама рыбка была у нее в услужении. Автор хочет показать, что жадность это отрицательное качество. Даже море менялось по мере того как старик приходил с различными просьбами. Оно как будто возмущалось жадностью и ненасытностью старухи: в первый раз «море слегка разыгралось», потом «помутилось синее море», затем оно стало неспокойным, «почернело синее море», и наконец «на море черная буря, так и вздулись сердитые волны, так и ходят так воем и воют». Рядом с жадностью прослеживается мотив неблагодарности: ни разу старуха не поблагодарила рыбку за исполнение своих желаний, а старика за его терпение. Следующие качества, которые я увидела в старухе, это ее гордость и жестокость. Проявляются они в ее грубом обращении с мужем, часто она обзывает, даже бьет его. Она жестока не только со своим стариком, но и со слугами, когда становится столбовою дворянкою. Характер старика, напротив, настолько смиренный и покорный, что он не спорит и не противоречит старухе, когда та отправляет его к золотой рыбке со своими требованиями. Также кротко он ведет себя и с рыбкой. Речь его ласкова, вежлива, почтенна. Среди пословиц русского народа есть и такая: «кто малым недоволен, тот большего недостоин». Сказка о рыбаке и рыбке А. С. Пушкина иллюстрирует правоту этой пословицы. К чему приводит жадность и неблагодарность старухи, мы видим в финале сказки – она остается вновь со своим разбитым корытом. Жадность старухи от её горделивого характера. Гордыня – это грех, он порождает все остальные. Пороки и добродетели в православном ученииОбратимся теперь к заповедям Божиим. Они охраняют человека от греха и отвечают на вопрос, каким человеком нужно быть, чтобы войти в Царство Божие. Заповеди учат нас главным христианским добродетелям – смирению, терпению, благодарности. Добродетелями называются добрые качества, которые помогают человеку побеждать различные невзгоды и беды на земле и стать достойным вечной жизни в Царстве Божием.Из Евангелия я знаю, что смирение – одна из главных добродетелей. Она противоположна гордости, а от гордости произошло все зло в мире. Слово смирение означает быть в мире со всеми. Действительно, смиренный человек мирно и дружелюбно относится к другим людям, безропотно терпит все огорчения. Он всегда скромного о себе мнения, так как видит в себе много недостатков. Церковь учит нас, что смирение привлекает к нам милосердие Божие. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать»,- учит нас Библия. А в Евангелии Христос говорит: «научитесь от Меня, так как Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим». В награду за смирение Господь обещает Царствие Божие. От смирения рождается благодарность, еще одно важное доброе качество. Ему учит нас сам Господь. В Евангелии рассказывается о том, что однажды Христос исцелил десять человек, которые болели тяжелой неизлечимой болезнью – проказой. И только один из них возвратился, чтобы поблагодарить Спасителя.

Исследовательская часть. Опрос учащихся 5класса ГБОУ СОШ п.Краснооктябрьский по выявлению их отношения к добродетелям и порокам

Чтобы убедиться в актуальности данного исследования было проведено анкетирование среди одноклассников. В анкетировании участвовали 10 человек. Учащимся было предложено ответить на следующие вопросы:

1). Укажи, какие из названых качеств можно назвать положительными (добродетели), а какие отрицательными (пороки).Смирение, кротость, доброта, жадность, грубость, корысть, лень, трудолюбие, терпение, любовь, доверчивость, благодарность.2). Укажи качества, которые ты хотел бы воспитать в себе. 3). Какие качества привлекают в герое?

4). Чем могут помочь литературные герои?

5). Почему писатели и поэты обращается к православной вере, христианским народным традициям?

6). Согласишься ли с мнением, что 10 заповедей составляют «костяк» нравственности?

Была получена следующая информация.

На 1 вопрос все учащиеся дали правильный ответ, указав положительные и отрицательные качества человека.

«Какие качества ты хотел бы воспитать в себе»? Были следующие ответы: скромность – 1чел (10%), любознательности – 3чел (30%), дисциплинированности – 2чел (20%), внимательности – 4чел (40%).

На вопрос «Какие качества привлекают в герое»? были получены такие ответы: доброта-4чел (40%), честность – 5чел (50%), дружелюбие – 6чел (60%), смелость – 4чел (40%), любовь – 7чел (70%), патриотизм – 2 чел (20%), отзывчивость – 2чел (20%).

На 4 вопрос анкеты «Чем могут помочь литературные герои»?

3человека (30%) ответили: поднять настроение, хорошим поведением –так ответил 1человек (10%), умением трудиться сказали 2человека (20%) и быть верным другом – 4чел, что составляет 40%. На вопрос «Почему писатели и поэты обращается к православной вере, христианским народным традициям»? 7 чел(70%) склоняются к ответу: Чтобы стать хорошими людьми. Для успокоения души – ответили 2 чел (20%).

На вопрос «Согласишься ли с мнением, что 10 заповедей составляют «костяк» нравственности?» был получен 100-ый ответ.

Заключение

Проведенная мною исследовательская работа позволила сделать следующие выводы: 1. русская классическая литература - это не только хранилище культуры минувшей эпохи, но еще и большой арсенал духовно-нравственного совершенствования современного общества;

2. проведенное мини – исследование доказывает выдвинутую гипотезу, что русская классическая литература помогает постигать христианские заповеди, учит понимать жизнь во всем ее многообразии;

3. анкетирование подтверждает, что жизнетворчество писателей и поэтов будет вечным примером, вызывающим гордость и восхищение нынешних и грядущих поколений.

Литература

1. Андреев И. М. А. С. Пушкин: (Основные особенности личности и творчества гениального поэта) // А. С. Пушкин: Путь к православию. - М.: Отчий дом, 1996г. 2. Анастасий (Грибановский; 1873-1965). Пушкин в его отношении к религии и Православной Церкви / Митр. Анастасий (Грибановский). 3. Антоний (Храповицкий; 1863-1936). Пушкин как нравственная личность и православный христианин / Епископ Антоний (Храповицкий).4. Василий (Зеньковский; 1881-1962). Памяти А. С. Пушкина / Протоиер. Василий (Зеньковский) // Москва. - М, 1991г. 5. Ильин И. А. Пророческое призвание Пушкина // А. С. Пушкин: Путь к православию. - М.: Отчий дом, 1996г.6. Константин (Зайцев; 1887-1975). Жив ли Пушкин? / Архим. Константин // Москва. - М., 1992г. 7. Протоирей Виктор Дорофеев, Янушкявичине О. Л. Основы православной культуры: Учебное пособие. М., 2009г.8. Пушкин А. С. «Сказка о рыбаке и рыбке». М., 1982г.

 

infourok.ru

"О лошади в русской литературе "(5 класс)

Исследовательская работа по литературе ученицы 5 класса Мотазовой Валерии

Тема: «О лошади в русской литературе ».

Обоснование темы.

Во многих произведениях, которые мы изучаем в школе, есть образ какого-либо животного. Я задумалась над тем, какую роль играют животные в художественных произведениях, в частности, лошадь? Я занимаюсь конным спортом, вольтижировкой. У нас в конюшне много лошадей. Все они очень разные не только внешне, но и по характеру. Геральдика - добрая, медлительная, Гилберт – весёлый, энергичный, Хельга – злая, упрямая, нервная. Все животные нуждаются в заботе человека. Лошадь будет верна и послушна только доброму, чуткому хозяину. В жизни судьбы лошадей и их хозяев крепко переплетаются. А как в литературном произведении? Что помогает понять лошадь человеку? Это мне стало интересно, и я решила исследовать этот вопрос.

Проблемы: Для чего в произведениях дан образ лошади?

Как изображается лошадь?

Каким изображается человек рядом с лошадью?

Гипотеза: Если в произведении дается образ лошади, то через отношение к ней человека автор показывает его нравственные качества.

Цель исследования: Определить значимость образа лошади в произведениях.

Определить, что о человеке говорит образ лошади.

Задачи исследования:

​ Выбрать и прочитать произведения, в которых встречается образ лошади.

​ Проанализировать и выделить проблемы, поднятые в этих произведениях.

​ Найти параллели в изображении лошади и человека

​ Определить нравственные уроки, которые дают авторы читателям через образ лошади.

Методы исследования: чтение произведений, просмотр фильмов, анкеты, беседы, изучение научно-популярной литературы.

Ход исследования

1 этап. Исследование научно-популярной литературы.

Я прочитала книги Б.Алмазова «Прощайте и здравствуйте, кони!», В.И.Гершуна «Домашние животные». В этих книгах рассказывается все об этом животном: происхождение, строение лошади, одомашнивание, использование человеком, какую пользу дает человеку лошадь, исторические случаи с лошадью и т.д. Это необыкновенно интересно. Лошадь – удивительное животное. Во все времена конь был рядом с человеком.

2 этап. Подбор произведений, аннотации к ним.

А. Чехов «Тоска»

В произведении «Тоска» автор рассказывает об извозчике, у которого умер сын. Извозчик хочет поделиться с кем-нибудь своим горем, но никто из седоков не хочет его слушать, у всех свои проблемы. И товарищем по несчастью оказывается старая лошадь. Автор очень трогательно описывает, как лошадь его слушает и как будто сочувствует. Две одинокие души в большом мире.

А.Куприн «Изумруд»

Это история чудного коня – Изумруда. Когда он был ещё жеребёнком, его взяли на ипподром, чтобы сделать из него хорошего скакуна, чтобы зарабатывать на нем деньги. Но из-за жестокости человека Изумруд погибает

Л.Толстой «Холстомер»

В рассказе говорится о жеребенке, жившем на ферме. Он родился пестрой окраски, и все над ним смеялись. Потом его разлучили с матерью. Нелегкой была его жизнь. Он много трудился. А когда состарился, он стал никому не нужен. Не так ли иной раз проживает человек? А Холстомера еще ждала страшная смерть.

Б. Васильев «Великолепная шестерка»

В рассказе Бориса Васильева говорится, как шестеро мальчишек украли старых лошадей из загона, чтобы покататься. Накатавшись, привязали их к деревьям и забыли про них. Лошади погибли, но как автор описывает их! Лошади оказались гораздо мудрее и милосерднее, чем разумный человек.

3 этап. Выделим проблемы, которые ставят авторы в произведениях:

​ Проблема несправедливого отношения человека к лошади

​ Проблема одиночества и человека, и животного

​ Проблема власти и жажды наживы посредством эксплуатации животного

​ Проблема старости человека и животного

​ Проблема нравственных ценностей в жизни

4 этап. Проследим, как решаются поставленные проблемы в произведения

Выводы по прочитанным произведениям:

Показывая жизнь лошади, авторы художественных произведений подчеркивают нравственное, духовное состояние человека, который находится рядом с лошадью. Образ лошади рисуется благороднее, чище. Значит, авторы хотят, чтобы человек задумался о себе, о своем отношении не только к животным, но и ко всему, что его окружает, о своей душе.

5 этап. Анкеты и беседы с людьми.

Каковы ваши впечатления от прочитанных произведений о животных?

- Такие книги всегда интересно читать. Наверное, у животных действительно есть душа.

- Только я не люблю, когда животные погибают.

- Человек всегда ведет себя как царь, а на самом деле животные гораздо добрее.

- Я никогда не задумывался, а ведь животные действительно благороднее нас, в нас гораздо больше зла.

Я предложила ещё такую анкету ученикам 5-х классов:

1.​ Любите ли вы читать книги о животных? (да – 76%)

2.​ Кто из животных может быть другом человеку? (собака – 79%, лошадь- 2%)

3.​ Может ли лошадь быть другом человеку? (да – 91%)

4.​ Есть ли у лошади свой характер, душа? (да – 88%)

5.​ Может ли лошадь превосходить человека в чём-либо? В чём? (скорость – 53%, преданность – 9%)

6.​ Как вы думаете, в наше время науки и техники нужна ли человеку лошадь?( нет – 17%, да – 82%, дружить, помощь по хозяйству, для любования, лечиться и успокаиваться)

7.​ Хотели бы вы иметь в хозяйстве лошадь? (да – 68%)

6 этап. Сделаем выводы:

Вся русская литература высоконравственна. Она учит добру, любви, состраданию. В том числе ко всему живому. Но сейчас человек утрачивает нравственные качества. К сожалению, человек ценит то, что ему выгодно, что дорого стоит, что престижно. А посмотришь на улицу – там бродят брошенные собаки, кошки. В приют собирают брошенных детей. Речки высыхают, деревни исчезают, увидеть лошадь – редкость. Во всей круговерти жизни, мне кажется, необходимо остановиться каждому человеку и внимательно к себе присмотреться, задуматься о том, какую роль играют животные в нашей жизни.

- человек и животное - это часть природы, они равноправны,

- лошадь всегда полезна человеку,

- отношение человека к лошади показывает нравственные качества человека:

злой он или добрый, ответственный или равнодушный, заботливый или

бездушный, корыстный или милосердный.

7 этап. Наши рекомендации:

​ если вы имеете животное, вы ответственны за него,

​ животное рядом с вами показывает, каковы вы,

​ постарайтесь больше общаться с животным, изучите его характер и полюбите его,

​ читайте больше произведений о животных, писатели откроют вам много интересного и полезного о них и о вас самих.

infourok.ru