Картотека культурно-гигиенических навыков у детей. Кгн в старшей группе детского сада


Картотека культурно-гигиенических навыков в старшей группе по ФГОС. Воспитание культурно-гигиенических навыков в старшей группе: картотека с целями

Статьи по Теме

Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков (КГН) — одно из приоритетных заданий педагога ДОУ. Малышам необходимо не просто рассказать о том, как себя вести и соблюдать чистоту, а закрепить полученные знания на практике. Как не растеряться воспитателю в большом объеме информации, с чего следует начать работу, каким образом организовать деятельность по формированию вышеуказанных умений для детей шестого года жизни? Поможет в решении этих вопросов структурированная картотека культурно-гигиенических навыков в старшей группе, а также анализ программы и требований государственного стандарта.

Цели формирования КГН в дошкольном учреждении

Распространенная поговорка о том, что чистота является залогом здоровья, не вызывает сомнений. Именно поэтому так важно как можно раньше приучить малышей к соблюдению правил личной гигиены. То есть основной целью воспитания КГН является сохранение и укрепление здоровья дошкольников.

Следующей немаловажной задачей является формирование социально адаптированной личности ребенка, воспитание понимания и принятия установленных правил поведения в обществе.

Воспитание культурно-гигиенических навыков в старшей группе проводится ежедневно, как на специальных занятиях, так и в процессе режимных моментов в течение дня.

Понятие навыка и привычки как основы культурно-гигиенического воспитания

С чего начинается процесс воспитания культуры поведения и соблюдения правил гигиены? С момента появления на свет малыш наблюдает за окружающими людьми. Тут и начинают закладываться те стереотипы поведения, которые в дальнейшем под воздействием различных внешних факторов формируются в определенный навык. Так, малыш впервые пробует кашу не пальцем, а ложкой, учится использовать салфетку и т. д.

Но целью педагога является формирование на основе полученного навыка стойкой привычки. Воспитание культурно-гигиенических навыков в старшей группе преследует именно такую задачу. Ведь еще будучи малышами, дети научились — благодаря воспитателям, родителям и социуму в целом — основным правилам поведения и соблюдения гигиенических норм. Но такие умения еще не стали устойчивыми. Дети часто забывают или неправильно выполняют какой-либо разученный навык. Например, малыши могут научиться пользоваться столовыми приборами, но при этом неверно держать ложку, проливать воду из стакана, забывать мыть руки перед едой и т. д.

Условия воспитания гигиенических навыков в ДОУ по ФГОС

Для того чтобы развивать культурно-гигиенические навыки в старшей группе, нужны определенные условия:

  • Безукоризненное выполнение формируемых у малыша правил и норм взрослыми. Дошкольнику свойственно подражание, поэтому, ежедневно наблюдая за действиями воспитателя и родителей, он последует их примеру. И если, например, в семье принято разговаривать за обеденным столом, то крохе будет достаточно сложно объяснить, почему ему этого делать не стоит. Важно не забывать, что сформированный навык достаточно сложно поддается корректировке.
  • Необходимое удобное для детей оснащение. Например, водопроводный кран должен быть установлен на уровне роста малыша. Такие предметы, как мебель или сантехника, в садиках изначально рассчитаны для использования детьми. Но вот о том, например, чтобы за обеденным столом были салфетки, позаботиться нужно воспитателю. А чтобы формирование навыков закреплялось и в домашних условиях, организовать доступ ребенка к оборудованию следует родителям.
  • Необходимое для воспитания КГН оснащение должно не только правильно располагаться, но и быть привлекательным для малыша. Именно поэтому в детских садиках все такое яркое, с рисунками и декорациями. Кроме того, что такие украшения несут эстетическую функцию, они способствуют развитию интереса к формируемым навыкам, а также способствуют стойкому их усвоению и запоминанию. Именно с целью закрепления знаний на шкафчики и кроватки малышей прикрепляют занимательные детские наклейки. Кроме того, педагогами при проведении ежедневной работы по формированию правил поведения применяется картотека культурно-гигиенических навыков. В старшей группе благодаря целенаправленным играм малыши легко и непринужденно освоят необходимые умения и закрепят их на практике.
  • Повторять усваиваемые умения следует регулярно, несмотря на изменения в обстановке. Например, ребенок неукоснительно должен мыть руки после прогулки и перед едой в садике, дома, в гостях и т. д.
  • Воспитателю в процессе работы над формированием КГН в старшей группе следует применять индивидуальный подход.
  • Четкое соблюдение режима дня.
  • Объем КГН в старшей группе по ФГОС

    Воспитанники 5 лет, как правило, уже освоили основные умения. Чему же учить таких детейй, какие формировать культурно-гигиенические навыки в старшей группе? Картотека с целями (по ФГОС) поможет воспитателю определить цели и задачи работы, а также организовать практическую деятельность с детьми. Итак, какое содержание имеет работа по воспитанию КГН для малышей указанной возрастной категории, согласно требованиям образовательного стандарта? Чему малыши должны научиться:

    • освоить понятие активной социальной жизненной позиции;
    • дружбы;
    • уважения к старшим;
    • правила игр в коллективе сверстников;
    • различать хорошее и плохое поведение;
    • закрепить умение соблюдать установленные социумом правила и нормы;
    • учиться культуре общения;
    • следить за чистотой тела (самостоятельно чистить зубы, умываться), одежды, аккуратности прически;
    • закрепить навык переодевания;
    • формировать навык аккуратно складывать вещи, игрушки, заправлять постель;
    • пользоваться столовыми приборами (вилкой и ножом), следить за культурой поведения за столом.

    Что такое картотека КГН?

    В ДОУ воспитатели дошкольников ежедневно прибегают к помощи такого методического пособия, как картотека культурно-гигиенических навыков в старшей группе по ФГОС. Что же это такое? Это структурированный план работы по усвоению указанных умений, который содержит перечень игровых заданий с образовательными целями.

    Такой документ не является обязательным, но, как проверено на практике, является эффективным помощником воспитателя в работе над развитием у детей правил гигиены и культуры поведения. Картотеку составляет непосредственно воспитатель, учитывая требования образовательной программы, государственного стандарта и внутренних правил, а также материально-технических возможностей ДОУ.

    Культурно-гигиенические навыки в старшей группе: картотека с целями

    Картотека дидактических игр, направленных на развитие КГН, помогает педагогу эффективно планировать и организовывать образовательную ежедневную деятельность с малышами. Это методическое пособие содержит лаконичные, структурированные в зависимости от цели и вида деятельности задания. Ниже предлагаем воспитателям взять на заметку несколько интересных игр, направленных на усвоение гигиенических навыков и культуры поведения в старшей группе.

    Сюжетно-ролевая игра «Кукла купается»

    Цель игры следующая: закрепить знания детей о средствах умывания, формировать умения ими пользоваться в практической деятельности.

    Детям предлагается несколько предметов, среди которых находятся мыло и мочалка. Именно их малыши должны выбрать из ряда остальных. После чего дошкольникам следует искупать куклу, используя выбранные средства гигиены.

    Настольная игра «Подбери пару»

    Цель: научить соотносить предметы с действиями, закреплять навыки самообслуживания.

    Как играть? Среди различных предлагаемых изображений малышам следует подобрать логическую пару. Например, одежда-шкаф, зубная щетка-зубы, мыло-руки, игрушки-корзина для игрушек и т. д. Кроме того, детям необходимо аргументировать свой выбор.

    Дидактическая игра «Крокодил-чистюля»

    Цель игры: формировать навыки самообслуживания, закрепить правила личной гигиены; воспитывать аккуратность, бережливое отношение к здоровью.

    Правила игры следующие: ведущий (выбранный с помощью считалки) показывает жестами и мимикой какое-либо действие, связанное с соблюдением гигиенических правил, например, чистит зубы, умывает лицо, одевается и т. д. Остальные участники угадывают действие.

    Настольно-печатная игра «Как я провожу день»

    Цель: закрепить знания детей о режиме дня, развивать память, формировать понятие здорового образа жизни.

    Дошкольникам предлагаются сюжетные иллюстрации, на которых изображены режимные моменты. Детям необходимо разложить иллюстрации цепочкой по порядку.

    Дидактическая игра «Хорошо или плохо?»

    Цель: формировать умения правильно вести себя в обществе, выполнять культурно-гигиенические нормы; учить оценивать сложившуюся ситуацию, анализировать действия других; воспитывать понятие о культурном поведении.

    Педагог демонстрирует детям сюжетные иллюстрации, отображающие различные ситуации. Например, на картинке нарисовано, как ребенок разбрасывает игрушки, чистит зубы, помогает пожилому человеку подняться по лестнице и т. д. Дошкольникам следует определить и аргументировать ответ о том, какая ситуация является положительной, а какая отрицательной.

    Как составить картотеку для старшей группы?

    Чтобы правильно формировать культурно-гигиенические навыки в старшей группе, картотека должна быть корректно составлена и оформлена. Только в таком случае документ станет практическим помощником воспитателю во время проведения занятий по формированию культуры поведения и соблюдения правил личной гигиены. Как составить картотеку:

  • Выписать из рабочей программы и ФГОС перечень КГН, которые следует формировать в старшей группе ДОУ.
  • Запланировать деятельность согласно тематическим неделям.
  • Выбрать игры, направленные на формирование культурно-гигиенических навыков в старшей группе.
  • Указать цели дидактических игр, необходимое оборудование.
  • Подготовить материал к проведению деятельности.
  • Провести игровое занятие согласно плану.
  • Оценить результат проведенной работы.
  • Картотека культурно-гигиенических навыков в старшей группе поможет эффективно организовать образовательно-воспитательную работу в ДОУ, повысит результативность и стойкость усвоенного материала.

    Источник: fb.ru

    Похожие статьи:

    Автор публикации

    0 Комментарии: 0Публикации: 3851Регистрация: 02-09-2015

    azbukivediart.ru

    Перспективный план по КГН в старшей группе

    Перспективный план по воспитанию культурно-гигиенических навыков

    Режимные процессы

    Содержание навыков

    Методические приёмы

    Сентябрь

    Питание

    Совершенствовать умение держать вилку большим и средними пальцами, придерживая сверху указательным пальцем.

    Беседа «Вспомним, как надо правильно кушать».

    Одевание-раздевание

    Совершенствовать умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последовательности, аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном.

    Дидактическое упражнение «Кто правильно и быстро положит одежду».

    Умывание

    Совершенствовать навыки умывания: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, насухо вытирать полотенцем.

    Чтение: И. Ищук «Мои ладошки»

    Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати.

    Учить просушивать и чистить свою одежду и обувь, закреплять умение заправлять свою кровать

    Дидактическое упражнение «Как надо заправлять постель».

    Октябрь

    Питание

    Приучать есть разные виды пищи, не меняя положения вилки в руке, а лишь слегка поворачивая кисть.

    Чтение Н.Литвинова «Королевство столовых приборов».

    Одевание-раздевание.

    Совершенствовать навыки правильно размещать свои вещи в шкафу, закреплять умение завязывать шнурки на ботинках, застёгивать сандалии.

    Беседа «Каждой вещи своё место».

    Умывание

    Совершенствовать навыки умывания, мыть лицо, насухо вытираться индивидуальным полотенцем.

    Дидактическое упражнение «Расскажем малышам, как надо умываться».

    Заправка кровати

    Продолжать учить заправлять кровать: расправлять одеяло, предварительно поправив простыню.

    Чтение С. Михалков «Я сам».

    Ноябрь

    Питание

    Закреплять умение намазывать ножом масло на хлеб, отрезать кусочек мяса, сосиски.

    Дидактическое упражнение «Расскажем малышам, как нужно правильно пользоваться ножом»

    Одевание-раздевание

    Закреплять умение одеваться и раздеваться в определённой последовательности, пользоваться разными видами застёжек.

    Чтение И. Бурсов «Галоши», С. Михалков «Я сам».

    Упражнение «Кто правильно и быстро положит одежду».

    Умывание

    Продолжать учить правильно умываться, своевременно пользоваться носовым платком.

    Чтение К.Чуковского «Мойдодыр» (отрывки).

    Заправка кровати

    Совершенствовать навыки заправки постели, умение аккуратно накрывать кровать покрывалом.

    Дидактическое упражнение «Кто правильно и быстро заправит постель».

    Декабрь

    Питание

    Закреплять умение есть второе блюдо, держа нож в правой , а вилку в левой руке.

    Беседа «Как правильно есть второе блюдо».

    Одевание –раздевание

    Закреплять умение аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле, одеваться в определённой последовательности.

    Упражнение «Как мы умеем наводить порядок».

    Умывание

    Совершенствовать навыки правильного умывания, пользования индивидуальным полотенцем.

    Чтение А.Барто, П. Барто «Девочка чумазая».

    Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати.

    Продолжать учить просушивать и чистить свою одежду, протирать обувь

    Беседа «Как заботиться о своей одежде».

    Январь

    Питание

    Закреплять умение есть второе блюдо.

    Совершенствовать умение пользоваться салфеткой по необходимости.

    Беседа «Культура поведения во время еды».

    Одевание-раздевание

    Учить детей самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в своём шкафу для одежды.

    Беседа «Как мы наводим порядок в своём шкафу для одежды»

    Умывание

    Совершенствовать умение быстро и правильно умываться.

    Игра-драматизация по произведению А.Барто, П. Барто «Девочка чумазая».

    Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати

    Продолжать учить мыть, протирать, чистить свою обувь.

    Учить пришивать оторвавшиеся пуговицы. Принимать участие в смене постельного белья.

    Чтение Д.Крупской «Чистота»

    Февраль

    Питание

    Закреплять умение пользоваться за обедом ножом и вилкой, салфеткой по мере необходимости.

    Игра –соревнование «Чей стол самый аккуратный»

    Одевание-раздевание

    Самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в своём шкафу

    Игра – соревнование «Наведём порядок в шкафчиках».

    Умывание

    Совершенствовать умение насухо вытираться только своим полотенцем, взяв его из шкафчика и развернув на ладошках.

    Чтение отрывка из сказки К. И. Чуковского «Мойдодыр» «Да здравствует мыло душистое….»

    Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати.

    Совершенствовать умение просушивать и чистить свою одежду, мыть, протирать , чистить обувь. Продолжать учить одевать на подушку чистую наволочку, расстилать простыню.

    Дидактическое упражнение «Поможем младшему воспитателю сменить постельное бельё».

    Март

    Питание

    Закреплять умение правильно пользоваться столовыми приборами, есть второе блюдо при помощи ножа и вилки.

    Беседа «Почему второе блюдо не едят ложкой».

    Одевание-раздевание

    Закреплять умение выворачивать снятую одежду на лицевую сторону, аккуратно ставить обувь

    Чтение М. Зощенко «Глупая история»

    Умывание

    Совершенствовать умение быстро и аккуратно умываться, обязательно мыть руки с мылом после посещения туалета.

    Беседа «Микробы – наши враги»

    Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати.

    Формировать привычку следить за своим внешним видом.

    Продолжать учить принимать участие в смене постельного белья.

    Беседа «Чистота – залог здоровья»

    Апрель

    Питание

    Продолжать учить есть второе блюдо при помощи ножа и вилки, не перекладывая их из руки в руку, есть с закрытым ртом.

    Беседа «Культура еды – серьёзное дело».

    Одевание-раздевание

    Закреплять умение аккуратно складывать одежду перед сном, выворачивать рукава, расправлять одежду.

    Игра-соревнование «Чей стул самый аккуратный»

    Умывание

    Закреплять правила умывания, соблюдения порядка в умывальной комнате.

    Чтение Е. Винокуров «Купание детей»

    Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати

    Продолжать формировать привычку следить за своим внешним видом, напоминать товарищам о неполадках в их внешнем виде.

    Учить принимать участие в смене постельного белья: надевать чистую наволочку, с помощью взрослого надевать пододеяльник на одеяло.

    Дидактическое упражнение «Как помочь товарищу».

    Май

    Питание

    Продолжать учить детей есть с закрытым ртом, пережёвывать пищу бесшумно.

    Дидактическое упражнение «За столом едим культурно»

    Одевание-раздевание

    Продолжать учить детей поддерживать порядок в шкафчиках для одежды, закреплять умение пользоваться разными видами застёжек на обуви и одежде, завязывать шнурки.

    Дидактическое упражнение «У кого в шкафу порядок»

    Умывание

    Закреплять умение мыть руки с мылом после посещения туалета и по мере необходимости

    Беседа «Чистые руки – здоровые дети»

    Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати.

    Формировать привычку напоминать товарищам о неполадках в их внешнем виде, проявлять желание помочь им, совершенствовать умение зашивать распоровшуюся по шву одежду.

    Продолжать учить менять постель: стелить чистую простынь, надевать наволочку и пододеяльник.

    Продуктивная деятельность: шитьё кукольного белья.

    Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»

    Июнь

    Питание

    Совершенствовать умение правильно пользоваться столовыми приборами во время еды, держать приборы над тарелкой.

    Чтение О. Григорьев «Варенье».

    Одевание-раздевание

    Продолжать учить детей оказывать помощь товарищам в одевании: застегнуть пуговицу, расправить воротник.

    Чтение С. Михалков «Всё сам».

    Умывание

    Закреплять и совершенствовать привычку следить за чистотой тела

    Чтение Т. Кожомбердиев « Всё равно».

    Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати.

    Постоянно следить за своим внешним видом, устранять неполадки.

    Дидактическое упражнение «Кто самый аккуратный»

    Июль

    Питание

    Совершенствовать умение во время еды держать приборы над тарелкой, по окончании еды класть их на край тарелки, а не на стол.

    Сюжетно-ролевая игра «Кафе».

    Одевание-раздевание

    Закреплять умение аккуратно развешивать вещи в шкафу и складывать на стуле.

    Чтение Я. Аким «Неумейка».

    Умывание

    Закреплять и совершенствовать полученные навыки, воспитывать привычку следить за чистотой тела.

    Дидактическое упражнение «Чьё полотенце чистое, тот правильно умывался».

    Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати.

    Учить пришивать оторвавшиеся петли.

    Полностью заправлять кровать после сна.

    Показ, напоминание, указание.

    Август

    Питание

    Закреплять и совершенствовать умения культурно есть, правильно пользоваться приборами, салфеткой.

    Сюжетно-ролевые игры: «Мы на дне рождения», «Кафе».

    Одевание-раздевание

    Совершенствовать умение быстро одеваться и раздеваться, поддерживать порядок в шкафу, помогать товарищам.

    Игра – соревнование «Кто быстрее всех», «Кто самый аккуратный».

    Умывание

    Закреплять умение мыть руки с мылом после посещения туалета и по мере необходимости.

    Напоминание

    Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати.

    Постоянно следить за своим внешним видом, помогать товарищам устранять неполадки во внешнем виде, принимать участие в смене постельного белья.

    Продуктивная деятельность: починка кукольной одежды.

    www.freedocs.xyz

    Картотека культурно-гигиенических навыков у детей

    Культурно-гигиенические навыки в средней группе:

    Сюжетно-ролевая игра «Кукла купается»

    Цель игры следующая: закрепить знания детей о средствах умывания, формировать умения ими пользоваться в практической деятельности. Детям предлагается несколько предметов, среди которых находятся мыло и мочалка. Именно их малыши должны выбрать из ряда остальных. После чего дошкольникам следует искупать куклу, используя выбранные средства гигиены.

    Настольная игра «Подбери пару»

    Цель: научить соотносить предметы с действиями, закреплять навыки самообслуживания. Как играть? Среди различных предлагаемых изображений малышам следует подобрать логическую пару. Например, одежда-шкаф, зубная щетка-зубы, мыло-руки, игрушки-корзина для игрушек и т. д. Кроме того, детям необходимо аргументировать свой выбор.

    Дидактическая игра «Крокодил-чистюля»

    Цель игры: формировать навыки самообслуживания, закрепить правила личной гигиены; воспитывать аккуратность, бережливое отношение к здоровью. Правила игры следующие: ведущий (выбранный с помощью считалки) показывает жестами и мимикой какое-либо действие, связанное с соблюдением гигиенических правил, например, чистит зубы, умывает лицо, одевается и т. д. Остальные участники угадывают действие.Культурно-гигиенические навыки в старшей группе (картотека)

    Настольно-печатная игра «Как я провожу день»

    Цель: закрепить знания детей о режиме дня, развивать память, формировать понятие здорового образа жизни. Дошкольникам предлагаются сюжетные иллюстрации, на которых изображены режимные моменты. Детям необходимо разложить иллюстрации цепочкой по порядку.

    Дидактическая игра «Хорошо или плохо?»

    Цель: формировать умения правильно вести себя в обществе, выполнять культурно-гигиенические нормы; учить оценивать сложившуюся ситуацию, анализировать действия других; воспитывать понятие о культурном поведении. Педагог демонстрирует детям сюжетные иллюстрации, отображающие различные ситуации. Например, на картинке нарисовано, как ребенок разбрасывает игрушки, чистит зубы, помогает пожилому человеку подняться по лестнице и т. д.

    infourok.ru

    Картотека культурно-гигиенических навыков в старшей группе по ФГОС. Воспитание культурно-гигиенических навыков в старшей группе: картотека с целями

    Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков (КГН) — одно из приоритетных заданий педагога ДОУ. Малышам необходимо не просто рассказать о том, как себя вести и соблюдать чистоту, а закрепить полученные знания на практике. Как не растеряться воспитателю в большом объеме информации, с чего следует начать работу, каким образом организовать деятельность по формированию вышеуказанных умений для детей шестого года жизни? Поможет в решении этих вопросов структурированная картотека культурно-гигиенических навыков в старшей группе, а также анализ программы и требований государственного стандарта.

    Цели формирования КГН в дошкольном учреждении

    Распространенная поговорка о том, что чистота является залогом здоровья, не вызывает сомнений. Именно поэтому так важно как можно раньше приучить малышей к соблюдению правил личной гигиены. То есть основной целью воспитания КГН является сохранение и укрепление здоровья дошкольников.

    Следующей немаловажной задачей является формирование социально адаптированной личности ребенка, воспитание понимания и принятия установленных правил поведения в обществе.

    Воспитание культурно-гигиенических навыков в старшей группе проводится ежедневно, как на специальных занятиях, так и в процессе режимных моментов в течение дня.

    Понятие навыка и привычки как основы культурно-гигиенического воспитания

    С чего начинается процесс воспитания культуры поведения и соблюдения правил гигиены? С момента появления на свет малыш наблюдает за окружающими людьми. Тут и начинают закладываться те стереотипы поведения, которые в дальнейшем под воздействием различных внешних факторов формируются в определенный навык. Так, малыш впервые пробует кашу не пальцем, а ложкой, учится использовать салфетку и т. д.

    Но целью педагога является формирование на основе полученного навыка стойкой привычки. Воспитание культурно-гигиенических навыков в старшей группе преследует именно такую задачу. Ведь еще будучи малышами, дети научились — благодаря воспитателям, родителям и социуму в целом — основным правилам поведения и соблюдения гигиенических норм. Но такие умения еще не стали устойчивыми. Дети часто забывают или неправильно выполняют какой-либо разученный навык. Например, малыши могут научиться пользоваться столовыми приборами, но при этом неверно держать ложку, проливать воду из стакана, забывать мыть руки перед едой и т. д.

    Условия воспитания гигиенических навыков в ДОУ по ФГОС

    Для того чтобы развивать культурно-гигиенические навыки в старшей группе, нужны определенные условия:

  • Безукоризненное выполнение формируемых у малыша правил и норм взрослыми. Дошкольнику свойственно подражание, поэтому, ежедневно наблюдая за действиями воспитателя и родителей, он последует их примеру. И если, например, в семье принято разговаривать за обеденным столом, то крохе будет достаточно сложно объяснить, почему ему этого делать не стоит. Важно не забывать, что сформированный навык достаточно сложно поддается корректировке.
  • Необходимое удобное для детей оснащение. Например, водопроводный кран должен быть установлен на уровне роста малыша. Такие предметы, как мебель или сантехника, в садиках изначально рассчитаны для использования детьми. Но вот о том, например, чтобы за обеденным столом были салфетки, позаботиться нужно воспитателю. А чтобы формирование навыков закреплялось и в домашних условиях, организовать доступ ребенка к оборудованию следует родителям.
  • Необходимое для воспитания КГН оснащение должно не только правильно располагаться, но и быть привлекательным для малыша. Именно поэтому в детских садиках все такое яркое, с рисунками и декорациями. Кроме того, что такие украшения несут эстетическую функцию, они способствуют развитию интереса к формируемым навыкам, а также способствуют стойкому их усвоению и запоминанию. Именно с целью закрепления знаний на шкафчики и кроватки малышей прикрепляют занимательные детские наклейки. Кроме того, педагогами при проведении ежедневной работы по формированию правил поведения применяется картотека культурно-гигиенических навыков. В старшей группе благодаря целенаправленным играм малыши легко и непринужденно освоят необходимые умения и закрепят их на практике.
  • Повторять усваиваемые умения следует регулярно, несмотря на изменения в обстановке. Например, ребенок неукоснительно должен мыть руки после прогулки и перед едой в садике, дома, в гостях и т. д.
  • Воспитателю в процессе работы над формированием КГН в старшей группе следует применять индивидуальный подход.
  • Четкое соблюдение режима дня.
  • Объем КГН в старшей группе по ФГОС

    Воспитанники 5 лет, как правило, уже освоили основные умения. Чему же учить таких детейй, какие формировать культурно-гигиенические навыки в старшей группе? Картотека с целями (по ФГОС) поможет воспитателю определить цели и задачи работы, а также организовать практическую деятельность с детьми. Итак, какое содержание имеет работа по воспитанию КГН для малышей указанной возрастной категории, согласно требованиям образовательного стандарта? Чему малыши должны научиться:

    • освоить понятие активной социальной жизненной позиции;
    • дружбы;
    • уважения к старшим;
    • правила игр в коллективе сверстников;
    • различать хорошее и плохое поведение;
    • закрепить умение соблюдать установленные социумом правила и нормы;
    • учиться культуре общения;
    • следить за чистотой тела (самостоятельно чистить зубы, умываться), одежды, аккуратности прически;
    • закрепить навык переодевания;
    • формировать навык аккуратно складывать вещи, игрушки, заправлять постель;
    • пользоваться столовыми приборами (вилкой и ножом), следить за культурой поведения за столом.

    Что такое картотека КГН?

    В ДОУ воспитатели дошкольников ежедневно прибегают к помощи такого методического пособия, как картотека культурно-гигиенических навыков в старшей группе по ФГОС. Что же это такое? Это структурированный план работы по усвоению указанных умений, который содержит перечень игровых заданий с образовательными целями.

    Такой документ не является обязательным, но, как проверено на практике, является эффективным помощником воспитателя в работе над развитием у детей правил гигиены и культуры поведения. Картотеку составляет непосредственно воспитатель, учитывая требования образовательной программы, государственного стандарта и внутренних правил, а также материально-технических возможностей ДОУ.

    Культурно-гигиенические навыки в старшей группе: картотека с целями

    Картотека дидактических игр, направленных на развитие КГН, помогает педагогу эффективно планировать и организовывать образовательную ежедневную деятельность с малышами. Это методическое пособие содержит лаконичные, структурированные в зависимости от цели и вида деятельности задания. Ниже предлагаем воспитателям взять на заметку несколько интересных игр, направленных на усвоение гигиенических навыков и культуры поведения в старшей группе.

    Сюжетно-ролевая игра «Кукла купается»

    Цель игры следующая: закрепить знания детей о средствах умывания, формировать умения ими пользоваться в практической деятельности.

    Детям предлагается несколько предметов, среди которых находятся мыло и мочалка. Именно их малыши должны выбрать из ряда остальных. После чего дошкольникам следует искупать куклу, используя выбранные средства гигиены.

    Настольная игра «Подбери пару»

    Цель: научить соотносить предметы с действиями, закреплять навыки самообслуживания.

    Как играть? Среди различных предлагаемых изображений малышам следует подобрать логическую пару. Например, одежда-шкаф, зубная щетка-зубы, мыло-руки, игрушки-корзина для игрушек и т. д. Кроме того, детям необходимо аргументировать свой выбор.

    Дидактическая игра «Крокодил-чистюля»

    Цель игры: формировать навыки самообслуживания, закрепить правила личной гигиены; воспитывать аккуратность, бережливое отношение к здоровью.

    Правила игры следующие: ведущий (выбранный с помощью считалки) показывает жестами и мимикой какое-либо действие, связанное с соблюдением гигиенических правил, например, чистит зубы, умывает лицо, одевается и т. д. Остальные участники угадывают действие.

    Настольно-печатная игра «Как я провожу день»

    Цель: закрепить знания детей о режиме дня, развивать память, формировать понятие здорового образа жизни.

    Дошкольникам предлагаются сюжетные иллюстрации, на которых изображены режимные моменты. Детям необходимо разложить иллюстрации цепочкой по порядку.

    Дидактическая игра «Хорошо или плохо?»

    Цель: формировать умения правильно вести себя в обществе, выполнять культурно-гигиенические нормы; учить оценивать сложившуюся ситуацию, анализировать действия других; воспитывать понятие о культурном поведении.

    Педагог демонстрирует детям сюжетные иллюстрации, отображающие различные ситуации. Например, на картинке нарисовано, как ребенок разбрасывает игрушки, чистит зубы, помогает пожилому человеку подняться по лестнице и т. д. Дошкольникам следует определить и аргументировать ответ о том, какая ситуация является положительной, а какая отрицательной.

    Как составить картотеку для старшей группы?

    Чтобы правильно формировать культурно-гигиенические навыки в старшей группе, картотека должна быть корректно составлена и оформлена. Только в таком случае документ станет практическим помощником воспитателю во время проведения занятий по формированию культуры поведения и соблюдения правил личной гигиены. Как составить картотеку:

  • Выписать из рабочей программы и ФГОС перечень КГН, которые следует формировать в старшей группе ДОУ.
  • Запланировать деятельность согласно тематическим неделям.
  • Выбрать игры, направленные на формирование культурно-гигиенических навыков в старшей группе.
  • Указать цели дидактических игр, необходимое оборудование.
  • Подготовить материал к проведению деятельности.
  • Провести игровое занятие согласно плану.
  • Оценить результат проведенной работы.
  • Картотека культурно-гигиенических навыков в старшей группе поможет эффективно организовать образовательно-воспитательную работу в ДОУ, повысит результативность и стойкость усвоенного материала.

    Источник: fb.ru

    gorkunova.ru

    Планирование КГН в подготовительной группе

    04.09.2015 00:28 Старшинова Валерия Михайловна

    Образовательная область «Физическое развитие»

    Планирование по формированию культурно-гигиенических навыков

    на 2015 – 2016 учебный год

    Старшинова Валерия Михайловна, ГБОУ детский сад № 95 компенсирующего вида Калининского района города Санкт-Петербурга

    Группа № 6 (подготовительная к школе)

    Режимные процессы

    Содержание навыков

    Методические приемы

    Первый квартал

    Питание

    Совершенствовать умение держать вилку большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным пальцем, есть разные виды пищи, не меняя положения вилки в ру­ке, а лишь слегка поворачивая кисть. Закреплять умение намазывать ножом ма­сло на хлеб, отрезать кусочек мяса, сосиски

    Беседа «Вспомним, как надо правильно кушать». Чтение: Н. Литвинова «Королевство столовых приборов»

    Одевание-раздевание

    Совершенствовать умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно размещать свои вещи в шкафу, аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном, закреплять умение пользоваться разными видами застежек

    Беседа «Каждой вещи - свое место». Чтение: И. Бурсов «Галоши», С. Михалков «Я сам». Дидактическое упражнение «Кто правильно и быстро положит одежду»

    Умывание

    Совершенствовать навыки умывания: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, мыть лицо, насухо вытирать полотенцем, своевременно пользоваться носовым платком

    Чтение: И. Ищук «Мои ладошки». Дидактическое упражнение «Расскажем малышам, как надо умываться»

    Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати

     

    Закреплять умение заправлять кровать: поправлять простыню, накрывать покрывалом

    Дидактическое упражнение «Как надо заправлять постель»

           

     

    Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 95 компенсирующего вида

    Калининского района города Санкт-Петербурга

     

    Образовательная область «Физическое развитие»

    Планирование по формированию культурно-гигиенических навыков

    на 2015 – 2016 учебный год

    Группа № 6 (подготовительная к школе)

     

     

     

    Режимные процессы

    Содержание навыков

    Методические приемы

     

    Второй квартал

    Питание

    Закреплять умение есть второе блюдо, держа нож в правой, а вилку в левой руке. Совершенствовать умение пользоваться салфеткой по мере необходимости

    Беседа «Культура поведения вовремя еды»

    Одевание-раздевание

    Самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в своем шкафу для одежды

    Беседа «Как мы наводим порядок в шкафу для одежды»

    Умывание

    Совершенствовать умение быстро и пра­вильно умываться, насухо вытираться по­лотенцем, взяв его из шкафчика и развер­нув на ладошках

    Игра-драматизация по произве­дению А. Барто, П. Барто «Девоч­ка чумазая»

    Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати

    Продолжать учить просушивать и чистить свою одежду, мыть, протирать, чистить обувь. Закреплять умение пришивать оторвав­шиеся пуговицы. Принимать участие в смене постельного белья: расстилать простыню, класть подушку в чистой наволочке

    Беседа «Как заботиться о своей одежде». Чтение: Д. Крупская «Чистота»

     

     

     

     

     

     

     

    Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 95 компенсирующего вида

    Калининского района города Санкт-Петербурга

     

    Образовательная область «Физическое развитие»

    Планирование по формированию культурно-гигиенических навыков

    на 2015 – 2016 учебный год

    Группа № 6 (подготовительная к школе)

     

     

    Режимные процессы

    Содержание навыков

    Методические приемы

     

    Третий квартал

    Питание

    Закреплять умение правильно пользовать­ся столовыми приборами, есть второе блюдо при помощи ножа и вилки, не пере­кладывая их из руки в руку, есть с закры­тым ртом, пережевывать пищу бесшумно

     

     

    Беседа «Культура еды - серьезное

    дело»

    Одевание-раздевание

    Закреплять умение аккуратно складывать одежду перед сном, вывертывать рукава рубашки и платья, расправлять одежду, аккуратно ставить обувь

     

     

    Чтение: М. Зощенко «Глупая история»

    Умывание

    Совершенствовать умение быстро и акку­ратно умываться, соблюдать порядок в умывальной комнате. Закреплять умение мыть руки после посе­щения туалета и по мере необходимости

     

     

    Чтение: Е. Винокуров «Купание детей»

    Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати

    Формировать привычку следить за своим внешним видом, напоминать товарищам о неполадках в их внешнем виде, прояв­лять желание помочь им совершенство­вать умение зашивать распоровшуюся по шву одежду. Принимать участие в смене постельного белья: стелить чистую простыню, надевать чистую наволочку

     

    Беседа «Чистота - залог здоровья». Дидактическое упражнение «Как помочь товарищу». Продуктивная деятельность: шитье кукольного белья

     

    Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 95 компенсирующего вида

    Калининского района города Санкт-Петербурга

     

    Образовательная область «Физическое развитие»

    Планирование по формированию культурно-гигиенических навыков

    на 2015 – 2016 учебный год

    Группа № 6 (подготовительная к школе)

     

     

    Режимные процессы

    Содержание навыков

    Методические приемы

     

    Четвертый квартал

    Питание

    Совершенствовать умение правильно пользоваться столовыми приборами во время еды, держать приборы над тарелкой, по окончании еды класть их на край тарелки, а не на стол

     

    Чтение: О. Григорьев «Варенье». Сюжетно-ролевая игра «Кафе»

    Одевание-раздевание

    Совершенствовать умение быстро одеваться и раздеваться, аккуратно развешивать вещи в шкафу и складывать на стуле, помогать товарищам застегнуть пуговицу, расправить воротник и т.п.

     

    Чтение: Я. Аким «Неумейка», С. Михалков «Все сам»

    Умывание

    Закреплять и совершенствовать полученные навыки, воспитывать привычку следить за чистотой тела

     

    Чтение: Т. Кожомбердиев «Все равно»

    Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати

    Постоянно следить за своим внешним видом, устранять неполадки. Учить пришивать оторвавшиеся петли. Полностью заправлять кровать после сна. Принимать участие в смене постельного белья

     

     

    Показ, напоминание, указания. Продуктивная деятельность: починка кукольной одежды

     

     

    Обновлено: 29.09.2018 10:05

    You have no rights to post comments

    ext.spb.ru

    Картотека культурно-гигиенических навыков в старшей группе по ФГОС. Воспитание культурно-гигиенических навыков в старшей группе: картотека с целями

    Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков (КГН) — одно из приоритетных заданий педагога ДОУ. Малышам необходимо не просто рассказать о том, как себя вести и соблюдать чистоту, а закрепить полученные знания на практике. Как не растеряться воспитателю в большом объеме информации, с чего следует начать работу, каким образом организовать деятельность по формированию вышеуказанных умений для детей шестого года жизни? Поможет в решении этих вопросов структурированная картотека культурно-гигиенических навыков в старшей группе, а также анализ программы и требований государственного стандарта.

    Цели формирования КГН в дошкольном учреждении

    Распространенная поговорка о том, что чистота является залогом здоровья, не вызывает сомнений. Именно поэтому так важно как можно раньше приучить малышей к соблюдению правил личной гигиены. То есть основной целью воспитания КГН является сохранение и укрепление здоровья дошкольников.

    Следующей немаловажной задачей является формирование социально адаптированной личности ребенка, воспитание понимания и принятия установленных правил поведения в обществе.

    Воспитание культурно-гигиенических навыков в старшей группе проводится ежедневно, как на специальных занятиях, так и в процессе режимных моментов в течение дня.

    Понятие навыка и привычки как основы культурно-гигиенического воспитания

    С чего начинается процесс воспитания культуры поведения и соблюдения правил гигиены? С момента появления на свет малыш наблюдает за окружающими людьми. Тут и начинают закладываться те стереотипы поведения, которые в дальнейшем под воздействием различных внешних факторов формируются в определенный навык. Так, малыш впервые пробует кашу не пальцем, а ложкой, учится использовать салфетку и т. д.

    Но целью педагога является формирование на основе полученного навыка стойкой привычки. Воспитание культурно-гигиенических навыков в старшей группе преследует именно такую задачу. Ведь еще будучи малышами, дети научились - благодаря воспитателям, родителям и социуму в целом - основным правилам поведения и соблюдения гигиенических норм. Но такие умения еще не стали устойчивыми. Дети часто забывают или неправильно выполняют какой-либо разученный навык. Например, малыши могут научиться пользоваться столовыми приборами, но при этом неверно держать ложку, проливать воду из стакана, забывать мыть руки перед едой и т. д.

    Условия воспитания гигиенических навыков в ДОУ по ФГОС

    Для того чтобы развивать культурно-гигиенические навыки в старшей группе, нужны определенные условия:

    1. Безукоризненное выполнение формируемых у малыша правил и норм взрослыми. Дошкольнику свойственно подражание, поэтому, ежедневно наблюдая за действиями воспитателя и родителей, он последует их примеру. И если, например, в семье принято разговаривать за обеденным столом, то крохе будет достаточно сложно объяснить, почему ему этого делать не стоит. Важно не забывать, что сформированный навык достаточно сложно поддается корректировке.
    2. Необходимое удобное для детей оснащение. Например, водопроводный кран должен быть установлен на уровне роста малыша. Такие предметы, как мебель или сантехника, в садиках изначально рассчитаны для использования детьми. Но вот о том, например, чтобы за обеденным столом были салфетки, позаботиться нужно воспитателю. А чтобы формирование навыков закреплялось и в домашних условиях, организовать доступ ребенка к оборудованию следует родителям.
    3. Необходимое для воспитания КГН оснащение должно не только правильно располагаться, но и быть привлекательным для малыша. Именно поэтому в детских садиках все такое яркое, с рисунками и декорациями. Кроме того, что такие украшения несут эстетическую функцию, они способствуют развитию интереса к формируемым навыкам, а также способствуют стойкому их усвоению и запоминанию. Именно с целью закрепления знаний на шкафчики и кроватки малышей прикрепляют занимательные детские наклейки. Кроме того, педагогами при проведении ежедневной работы по формированию правил поведения применяется картотека культурно-гигиенических навыков. В старшей группе благодаря целенаправленным играм малыши легко и непринужденно освоят необходимые умения и закрепят их на практике.
    4. Повторять усваиваемые умения следует регулярно, несмотря на изменения в обстановке. Например, ребенок неукоснительно должен мыть руки после прогулки и перед едой в садике, дома, в гостях и т. д.
    5. Воспитателю в процессе работы над формированием КГН в старшей группе следует применять индивидуальный подход.
    6. Четкое соблюдение режима дня.

    Объем КГН в старшей группе по ФГОС

    Воспитанники 5 лет, как правило, уже освоили основные умения. Чему же учить таких детейй, какие формировать культурно-гигиенические навыки в старшей группе? Картотека с целями (по ФГОС) поможет воспитателю определить цели и задачи работы, а также организовать практическую деятельность с детьми. Итак, какое содержание имеет работа по воспитанию КГН для малышей указанной возрастной категории, согласно требованиям образовательного стандарта? Чему малыши должны научиться:

    • освоить понятие активной социальной жизненной позиции;
    • дружбы;
    • уважения к старшим;
    • правила игр в коллективе сверстников;
    • различать хорошее и плохое поведение;
    • закрепить умение соблюдать установленные социумом правила и нормы;
    • учиться культуре общения;
    • следить за чистотой тела (самостоятельно чистить зубы, умываться), одежды, аккуратности прически;
    • закрепить навык переодевания;
    • формировать навык аккуратно складывать вещи, игрушки, заправлять постель;
    • пользоваться столовыми приборами (вилкой и ножом), следить за культурой поведения за столом.

    Что такое картотека КГН?

    В ДОУ воспитатели дошкольников ежедневно прибегают к помощи такого методического пособия, как картотека культурно-гигиенических навыков в старшей группе по ФГОС. Что же это такое? Это структурированный план работы по усвоению указанных умений, который содержит перечень игровых заданий с образовательными целями.

    Такой документ не является обязательным, но, как проверено на практике, является эффективным помощником воспитателя в работе над развитием у детей правил гигиены и культуры поведения. Картотеку составляет непосредственно воспитатель, учитывая требования образовательной программы, государственного стандарта и внутренних правил, а также материально-технических возможностей ДОУ.

    Культурно-гигиенические навыки в старшей группе: картотека с целями

    Картотека дидактических игр, направленных на развитие КГН, помогает педагогу эффективно планировать и организовывать образовательную ежедневную деятельность с малышами. Это методическое пособие содержит лаконичные, структурированные в зависимости от цели и вида деятельности задания. Ниже предлагаем воспитателям взять на заметку несколько интересных игр, направленных на усвоение гигиенических навыков и культуры поведения в старшей группе.

    Сюжетно-ролевая игра «Кукла купается»

    Цель игры следующая: закрепить знания детей о средствах умывания, формировать умения ими пользоваться в практической деятельности.

    Детям предлагается несколько предметов, среди которых находятся мыло и мочалка. Именно их малыши должны выбрать из ряда остальных. После чего дошкольникам следует искупать куклу, используя выбранные средства гигиены.

    Настольная игра «Подбери пару»

    Цель: научить соотносить предметы с действиями, закреплять навыки самообслуживания.

    Как играть? Среди различных предлагаемых изображений малышам следует подобрать логическую пару. Например, одежда-шкаф, зубная щетка-зубы, мыло-руки, игрушки-корзина для игрушек и т. д. Кроме того, детям необходимо аргументировать свой выбор.

    Дидактическая игра «Крокодил-чистюля»

    Цель игры: формировать навыки самообслуживания, закрепить правила личной гигиены; воспитывать аккуратность, бережливое отношение к здоровью.

    Правила игры следующие: ведущий (выбранный с помощью считалки) показывает жестами и мимикой какое-либо действие, связанное с соблюдением гигиенических правил, например, чистит зубы, умывает лицо, одевается и т. д. Остальные участники угадывают действие.

    Настольно-печатная игра «Как я провожу день»

    Цель: закрепить знания детей о режиме дня, развивать память, формировать понятие здорового образа жизни.

    Дошкольникам предлагаются сюжетные иллюстрации, на которых изображены режимные моменты. Детям необходимо разложить иллюстрации цепочкой по порядку.

    Дидактическая игра «Хорошо или плохо?»

    Цель: формировать умения правильно вести себя в обществе, выполнять культурно-гигиенические нормы; учить оценивать сложившуюся ситуацию, анализировать действия других; воспитывать понятие о культурном поведении.

    Педагог демонстрирует детям сюжетные иллюстрации, отображающие различные ситуации. Например, на картинке нарисовано, как ребенок разбрасывает игрушки, чистит зубы, помогает пожилому человеку подняться по лестнице и т. д. Дошкольникам следует определить и аргументировать ответ о том, какая ситуация является положительной, а какая отрицательной.

    Как составить картотеку для старшей группы?

    Чтобы правильно формировать культурно-гигиенические навыки в старшей группе, картотека должна быть корректно составлена и оформлена. Только в таком случае документ станет практическим помощником воспитателю во время проведения занятий по формированию культуры поведения и соблюдения правил личной гигиены. Как составить картотеку:

    1. Выписать из рабочей программы и ФГОС перечень КГН, которые следует формировать в старшей группе ДОУ.
    2. Запланировать деятельность согласно тематическим неделям.
    3. Выбрать игры, направленные на формирование культурно-гигиенических навыков в старшей группе.
    4. Указать цели дидактических игр, необходимое оборудование.
    5. Подготовить материал к проведению деятельности.
    6. Провести игровое занятие согласно плану.
    7. Оценить результат проведенной работы.

    Картотека культурно-гигиенических навыков в старшей группе поможет эффективно организовать образовательно-воспитательную работу в ДОУ, повысит результативность и стойкость усвоенного материала.

    4u-pro.ru