Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Осень». Конспект на тему осень в подготовительной группе
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе на тему «Королева Осень»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Королева Осень»
«Осень золотая последние теплые дни – прощальный дар уходящего лета. Словно стараясь удержать в своих ветвях жаркое солнце, деревья окрасились в золото и пурпур.
Цель:
Обобщить знания детей по теме: “Осень”.
Задачи:
Образовательные:
1. Уточнить и расширить знания детей об осенней поре года;
2. Активизировать словарь детей по теме занятия;
3. Совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;
4. Сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период.
Развивающие:
1. Развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;
2. Развивать интерес к выполнению заданий.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей бережное отношение к природе;
2. Развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.
Здоровьесберегаюшие:
1.Создание эмоционального комфорта и психологической безопасности
Предварительная работа:
1. Наблюдения за живой и неживой природой.
2. Экскурсии по парку.
3. Рассматривание картин и репродукций об осени.
4. Чтение художественной литературы.
5. Заучивание стихов, отгадывание загадок.
Ход занятия:
Воспитатель:
Сегодня у нас с вами не обычное занятье. А какое вы узнаете, если отгадаете загадки:
1.
Пусто в поле, дождь идёт.
Ветерок срывает листья.
С севера туман ползёт,
Тучи грозные нависли.
Птицы движутся на юг
Чуть крылом касаясь сосен.
Догадайся, милый друг,
Что за время года? (Дети-Осень)
2.
Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем! (Дети-сентябрь)
3.
Золотая наша, Осень,
У тебя мы дружно спросим:
Детям свой секрет открой,
Кто слуга тебе второй? (Дети-октябрь)
4.
Самый хмурый месяц года,
Хочется домой, -
Скоро сонная природа
Встретится с зимой. (Дети-ноябрь)
Воспитатель:
О каком времени года загадки я вам загадала? - Как вы догадались, что это загадки об осени? - Посмотрите в окно и скажите, какое сейчас время года? - Молодцы, правильно. Сегодня мы поговорим с вами об осени. (Звучит спокойная мелодия, шум леса).
Воспитатель:
Посмотрите на картину и скажите, что происходит с природой осенью?
Как называется явление, когда опадают листья?
Какого цвета листья бывают осенью?
Какие осенние месяцы вы знаете?
Ребята, а как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды вы знаете? Расскажите про раннюю, золотую и позднюю осень.
По каким признакам можно определить время года? День стал короче Солнце не успевает согревать землю. Листья изменили цвет и устилают землю разноцветным ковром.
Ребята, посмотрите на картины и скажите, как готовятся к зиме звери? Птицы?
(Звери строят норы, делают запасы. Барсуки собирают коренья, белочки делают запасы в дуплах. Зайцы начинают менять шубки, кроты и мыши собирают колоски. Птицы начинают улетать в теплые края.) (Ответы-детей).
Подбор слов-действий:
Лист – желтеет, вянет, опадает, сохнет, шуршит, шелестит.
Птицы – улетают, перелетают, курлыкают, поют.
Дождь – моросит, льёт, идёт, капает.
Ветер – тучи разгоняет, листья срывает, дует, воет, завывает.
Игра: «Координация речи с движением»
К нам на длинной тонкой ножке. (Прыжки на одной ноге по кругу)
Скачет дождик по дорожке
В лужице - смотри, смотри! (Дети стоят лицом в круг ритмичные приседания)
Он пускает пузыри.
Стали мокрыми кусты, (Наклон, руки к полу, потряхивание кистями)
Стали мокрыми цветы.
Мокрый серый воробей. (Встали, руки вдоль тела, потряхивания кистями)
Сушит перышки скорей
Воспитатель:
Дети расскажите стихотворения про осень какие мы разучили с вами.
1. Ребенок.
В сентябре наряд из листьев
Поменяет бор:
Он наденет золотистый,
Праздничный убор.
Листьев жёлтых, листьев красных
Много в эти дни.
Посмотрите, как прекрасно
Выглядит они!
2. Ребенок.
Вот на ветке лист кленовый,
Нынче он совсем как новый!
Весь румяный, золотой.
Ты куда, листок? Постой!
3. Ребенок.
На деревьях листьев мало.
На земле — невпроворот.
Из лоскутьев одеяло
На прощанье осень шьёт.
4. Ребенок.
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник и зарделись клены,
В пурпуре осеннем только дуб зеленый.
Утешает осень:
- Не жалейте лето!
Посмотрите - роща золотом одета!
5. Ребенок.
Дождь по улице идёт,
Мокрая дорога,
Много капель на стекле,
А тепла немного.
Как осенние грибы,
Зонтики мы носим,
Потому что на дворе
Наступила осень.
Физминутка. «Паучок».
Паучок ходил по ветке, (Руки скрещены.)
А за ним ходили детки. (Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.)
Дождик с неба вдруг полил, (Кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее движение) (дождик).
Паучков на землю смыл. (Хлопок ладонями по столу/коленям.)
Солнце стало пригревать, (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качают руками) (солнышко светит)
Паучок ползёт опять, (Действия аналогичны первоначальным).
А за ним ползут все детки, чтобы погулять на ветке. "Паучки" ползают на голове.
Игра осенние слова:
Воспитатель:
Каждый из вас должен по очереди сказать по одному красивому слову об осени.
Дети:
Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.
Воспитатель:
Вот подошло наше занятие к концу. Расставаясь с осенью, давайте поиграем с лесным эхом.
Эхо лесное, спросить могу?
Ау-ау-ау!
Куда это листья лесные пропали?
Опали-опали-опали:
Птички певички, давно ли галдели?
Летели, летели, на юг улетели:
Белки и зайцы, про вас не знаем?
Линяем, линяем, линяем:
Так что же творится в лесу? Спросим.
Осень, осень, осень.
А сейчас мы с вами отдохнем, послушаем классическую музыку, которую написал П. И. Чайковский. «Осень» (дети садятся на стулья закрывают глаза). А сейчас скажите мне, что вы услышали, представили? (Ответы Детей).
infourok.ru
Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Ах, какая осень!»
Составитель:
Айгумова Светлана Магомедовна,
воспитатель
МБДОУ детский сад "Белоснежка"
п.Солнечный Сургутский рн
Задачи:Образовательные:
- обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках
- уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме
- закрепить представления детей о связи живой и неживой природы в осенний период, об осенних хлопотах человека
Развивающие:
- развивать внимание, память
- улучшать общую моторику и координацию движений
- развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы
Речевые:
- отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных предложений
- активизировать словарь: листопад, заморозки, урожай, ненастье, непогода, слякоть, осадки, облачность, рябина, лиловый, золотой, багряный; перелетные, зимующие
- обучать основам словообразования: образовывать и использовать в речи относительные прилагательные
Воспитательные:
- воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы
- воспитывать чувство любви к родной природе
- воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру: растениям, птицам, животным
Индивидуальная работа: включать в работу малоактивных детей: Анжелу Ж., Каролину А.; привлекать Руслана Г., Влада Г. к комментированию ответов других детей
Дидактический материал: кукла Петрушка; иллюстрации и картины с изображением осенних пейзажей, осенних работ, изменений в животном мире; предметные картинки по теме «деревья», «птицы; листочки с дидактическим упражнением «Вершки-корешки» на каждого ребенка, цветные карандаши; дидактические игры: «Времена года», «Животный мир», «С какого дерева листок», «Назови листок»
Предварительная работа:
Рассматривание картин, чтение стихотворений, загадок, пословиц про осень, печатанье осенних листьев. Рисование на тему «Золотая осень»; дидактические игры.
Методы и приемы, использованные на занятии:
• информационно – рецептивный метод,
• словесный метод,
• наглядный метод,
• практический метод,
• игровой метод.
Ход занятия.
Звучит классическая музыка. П.И.Чайковский «Осень». Занятие начинается в познавательном уголке рядом с выставкой детских рисунков и поделок из природного материала.
Ребята, отгадайте загадку:
Он с бубенчиком в руке,
В сине – красном колпаке.
Он веселая игрушка,
А зовут его… Петрушка
Сегодня к нам в гости пришёл Петрушка, и мы ему расскажем, что мы знаем про осень. - Ну, что, ребята, расскажете? Послушайте, какая красивая спокойная музыка звучит. Эту мелодию композитор П.И.Чайковский так и назвал: «Осень». Сегодня мы постараемся вспомнить об осени все самое важное, красивое и интересное. У нас прошел конкурс рисунков «Золотая осень», вы знаете о ней стихи, песни и загадки, мы очень много наблюдали за осенними изменениями, мастерили поделки из природного материала. Думаю, вам есть, что рассказать.- Чтобы не запутаться, предлагаю всем подумать: о чем бы вы хотели рассказать нашему гостю? О чем будем говорить сначала? Потом? Вам помогут схемы-подсказки.
Неживая природа
Растительный мир
Животный мир
Неживая природа осенью.
- Когда приходит осень?
- Какие осенние месяцы вы знаете?
- Что мы относим к неживой природе? (К неживой природе мы относим явления природы, такие как осадки, облачность, ветер, долгота дня, погода.)
- Назовите признаки осени в неживой природе?
Подробнее, расскажите, каким становится день? (Осенью день становится короче, а ночь – длиннее.- Почему погода становится прохладной? (Солнце светит уже не так ярко и горячо, как летом, поэтому погода становится более прохладной) - Какие осадки характерны для осени? (Чаще идут дожди, поздней осенью, в октябре у нас на Севере, даже выпадает снег.)- Какие еще явления природы вы наблюдали в осенние дни? (По утрам бывает туман или заморозки иногда лужи, покрытые тонкой корочкой льда).
Марк, ты хочешь что – то добавить? (По утрам, на траве, я замечал капельки росы, когда я иду по улицам - сыро, слякоть.)
Петрушка: «Ой, как скучно!»
Да, Петрушка! Осень – унылая, но разноцветная пора.
Знаменитый русский поэт - А.С.Пушкин написал про осень много стихотворений.
Унылая пора! Очей очарованье!Приятна мне твоя прощальная краса —Люблю я пышное природы увяданье,В багрец и в золото одетые леса,В их сенях ветра шум и свежее дыханье,И мглой волнистою покрыты небеса,И редкий солнца луч, и первые морозы,И отдаленные седой зимы угрозы…
Ребята! А чтобы не было скучно Петрушке, мы попросим его помочь собрать листочки.
Дидактическая игра «С какого дерева листок? ( Дети собирают разбросанные на полу листочки. Влад - клёна, Анжела - берёзы, Каролина –рябины, Саид – тополя, Петрушка-осины.) Молодцы, правильно.
Ой, Петрушка, разве это листья осины? Давайте поможем Петрушке собрать правильно листья.
Петрушка: «Спасибо. Ребята, теперь я запомнил!. А я предлагаю поиграть в мою любимую дидактическую игру « Назови листочек». Я называю дерево, а вы называете какой листочек.
дуб – дубовый
клён – кленовый
осина - осиновый
рябина – рябиновый
берёза – берёзовый
тополь – тополиный
калина - калиновый
Молодцы! Правильно
Растительный мир осенью
Дети рассаживаются на стульчики в познавательном уголке.- Продолжаем наш рассказ. О чем будем говорить теперь? (мы будем говорить о растениях.) - Что мы относим к растительному миру? (К растительному миру относятся деревья, кустарники, травы, цветы, грибы.)- Какие изменения происходят с деревьями и кустарниками с приходом осени и почему? (Осенью опадает листва с деревьев, потому что от холода сок в стволе и веточках двигается медленнее, и листочкам его не недостаточн.,листья меняют свой цвет и начинается листопад.)
Руслан, Шахла, что еще интересного вы можете добавить о листьях? (загадка о листьях.)
Летом вырастают зелёными,А осенью опадают желтыми.
Под ногами лежат,Зашагаешь — шуршат,Яркие, цветные,Краешки резные.- Что же меняется в жизни трав и цветов? (Трава пожухла, засохла, потому что стало холодно и не хватает солнечного света.)
Пальчиковая гимнастика «Осень»
Ветер северный подул
(подуть на пальцы)
С-С-С все листочки с липы сдул
(с-с-с)
Полетели, закружились и на землю опустились.
(ладони зигзагами плавно опустить на стол)
Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап – 2 раза,
(постучать пальцем по столу)
Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил.
(постучать кулачками по столу)
Листья все насквозь пробил, снег потом припорошил,
(плавные движения вперед-назад кистями)
Одеялом их накрыл.
(ладони крепко к столу)
Животный мир осенью
- Вот и дошла очередь до животного мира, очень богатого и разнообразного. (смена картин)- Кого мы относим к животному миру? (К животному миру мы относим зверей, птиц, насекомых, земноводных.)- Что же происходит с приходом осени в жизни зверей? (Все животные готовятся к зиме. Некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук. Другие делают запасы на зиму, такие как белка, хомяк.)- Даниил, ты хочешь что-нибудь добавить? (Осенью звери линяют: меняют летние шубки на зимние, более теплые.)- Земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму? (Нет, земноводные, насекомые, залегают в спячку до весны.)- что меняется в жизни птиц с приходом осени? (есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края.)- А как называются птицы, улетающие от нас на зиму? (Такие птицы называются перелетными.) - А почему же они улетают? Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи. (А осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше.)
- Как же выживают оставшиеся с нами птицы? (Эти птицы живут рядом с человеком,и чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки.)- Верно. Такие птицы называются оседлыми. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А мы обязательно вместе с папами и мамами построим им кормушки.
Дидактическаяигра «Улетают – не улетают»Дети встают около стульчиков.Вы машете руками, как крылышками, если названная птица улетает на юг. Если птица остается, приседаете.Ворона, грач, галка, голубь, ласточка, воробей, утка, скворец.- Молодцы! Очень внимательны.
Петрушка: «Отгадайте загадку!»
Болтлива птичка - спору нет,
Расскажет новость и секрет!
Красива с виду, белобока
Кто? - Длиннохвостая... (сорока)
Эта птица перелётная или зимующая?
Человек осенью
- Посмотрите на схему-подсказку: о чем мы будем говорить теперь? Как ты считаешь, Влад? (Мы будем говорить о заботах человека осенью.)- Конечно. Петрушке, наверняка, не терпится узнать, чем осенью занимаемся мы с вами, ваши родители, друзья и знакомые. Вы можете ему рассказать, как мы трудимся осенью? (выставляются картины)- Какие работы выполняются в садах? - А в садах? (Нижнюю часть деревьев белят известью, чтобы их не погрызли зайцы. Осенью в садах плодовые деревья хорошо поливают, чтобы они перенесли морозы и дали на следующий год хороший урожай)- Саша, какие еще работы выполняются в саду? (Еще осенью в садах собирают урожай: яблоки, груши, картофель копают и морковь.)- Саша М., что ты можешь добавить? (загадка о капусте)- А как трудятся в деревне, на полях? (В селах убирают оставшийся хлеб, с полей убирают картофель, капусту, морковь, свеклу. Убранные поля удобряют и вспахивают. На вспаханные поля высеивают семена озимой ржи и пшеницы, в огородах сеют морковь, укроп и петрушку.) А вы, ребята, как трудились всю осень? (А мы убирали листву на участке, чтобы помочь дворнику, дяде Фёдору, чтобы стало чисто.)
- Кто хочет добавить? (Мамы и бабушки делают заготовки на зиму: варенья, компоты, соленья, маринады.)- Правильно. Осень очень щедра на подарки: фрукты, овощи, ягоды, грибы, орехи. Но все ее дары необходимо собрать и переработать: законсервировать или засушить, сварить или засолить. А это тоже немалый труд. Дидактическое упражнение «Вершки-корешки» - У вас на столах лежат цветные карандаши и листочки с заданием. Необходимо обвести зеленым цветом те овощи, у которых мы употребляем в пищу вершки, т.е. листья, зелень. Красным цветом – корешки. И синим цветом те овощи, у которых мы съедаем и то, и другое.
Мы приглашаем нашего гостя Петрушку поиграть с нами.
Каждый постарался на славу! Петрушка, тебе понравилось трудиться вместе с ребятами? -Петрушка, подумай и скажи: обо всем ли мы рассказали, что задумывали? Ничего не упустили?- Чьи ответы тебе понравились больше всего: у кого из ребят они были самыми полными и правильными?- Спасибо за хорошую работу. Приходи ещё к нам в гости.
Список использованной литературы:
Акулова Е.А. Познаем логические отношения. Дидактические игры для старших дошкольников.// Дошкольное воспитание N8, 2008
Акулова Е.А. Познаем логические отношения. Дидактические игры для старших дошкольников.// Дошкольное воспитание N9, 2008
Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 272 с.
Воспитание и обучение в подготовительной к школе группе детского сада. Практические и методические рекомендации Сост. Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 224 с.
Игровая деятельность на занятиях по экологическому воспитанию. Старшая группа. / Автор-сост. П.Г.Федосеева. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.
Комратова Н.Г. Учимся говорить правильно: Учебно-методическое пособие по развитию речи детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 208 с. (Программа развития)
Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром. -.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с. (Программа развития).
Ломбина Т., Лукша В. Авторская программа «Читайка», или Как познавательно развивать дошкольников.// Дошкольное воспитание N12, 2005.
Дошкольное воспитание N12 – 2005г.
Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей. – СПб.: «Детство-Пресс», 2007. – 80 с.
Развитие связной речи. Подготовительная группа./ Автор-сост. Т.В.Иванова. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.
Скоролупова О.В. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Осень. Ч. 1» - М.: ООО «Изд-во Скрипторий 2003», 2006. – 128 с., илл.
Интернет - ресурсы:
http://www.moi-detsad.ru/zanatia/zanatia4042.html
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал: - Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры; - Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. 1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321 2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области 3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ. 4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf
tmndetsady.ru
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Осень»
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Осень» |
|
Воспитатель:
Трубочкина Я. И.
Задачи: Закрепить полученные знания по теме: «Осень». Формировать умение выразительного чтения стихов об осени; умение описывать предметы, изображённые на картине. Совершенствовать умение подбирать слова с противоположным значением.
Развивать умение передавать свои чувства, ощущения в высказываниях.
Воспитывать чувство прекрасного; бережное отношение к природе.
Методы: Слушание и восприятие музыки об осени. Беседа. Выразительное чтение стихов. Составление рассказа по картине. Игра.
Ход занятия.
-Дети, сегодня всё занятие мы будем говорить об осени.
Осень- это очень красивое время года. Многие композиторы сочиняли музыку об этом времени года, с помощью звуков они передавали характер осени и своё отношение к ней.
А сейчас давайте послушаем музыкальное произведение композитора Вивальди под названием «Осень» и постараемся понять, какая по характеру музыка в этом произведении. ( звучит музыка)
Дети: Это очень грустная музыка.
-Какой вам представилась осень, когда вы слушали это произведение?
Дети: Идет дождь, падают листья, птицы улетают на юг, сыро, холодно т.д.
-Да, в ней сожаление об увядающей природе. Вот такой видел осень композитор Вивальди. А вот поэты и писатели своё отношение к осени выражали через слово. У А.С. Пушкина осень- это любимое время года, и ей он посвятил очень много стихов. Мы с вами знаем стихотворение «Уж небо осенью дышало», давайте расскажем его. (дети рассказывают стих.)
-Назовите приметы осени, которые звучат в стихотворении.
Дети: Реже солнышко блистало, короче становился день; ложился на поля туман, гусей крикливых караван тянулся к югу и т.д.
-Молодцы, а вот поэт Н. Рубцов в своём стихотворении «У сгнившей лесной избушки» рисует чудесную картину осени. Сейчас Лиза и Алиса расскажут нам стихотворение, а мы с вами закроем глаза и мысленно нарисуем эту картину.( дети закрывают глаза и слушают стихотворение)
-Так что же вы нарисовали бы на своей картине, прослушав это стихотворение?
Дети: Лесная опушка, избушка, белые берёзы, синие небеса, журавли, грибы-волнушки, лодка, плывущая по каналу, падающие жёлтые листья.
-Вот видите, какая красивая картина у нас с вами получилась, но мы с вами мысленно рисовали её ,а вот есть люди-художники, которые рисуют картины красками и передают своё отношение к осени - цветом. Посмотрите, как много у нас сегодня иллюстраций, и все они о каком времени года?( ответы детей) По одной из них мы постараемся составить красивый рассказ, но прежде сделаем небольшую разминку.
Физкультминутка: Листья осенние тихо кружатся
Листья на землю тихо ложатся
И под ногами шуршат, шелестят
Будто опять закружиться хотят.
-А теперь внимательно посмотрите на эту иллюстрацию. Какое время года изображено на картине? (ответы детей)
А как мы узнали, что это осень? (ответы детей)
-Кто изображён на переднем плане картины? (ответы детей)
-Как вы думаете, нравится детям гулять в осеннем лесу? Почему? (ответы детей)
Составление рассказа по картине, рассказы детей.
-Мы сегодня молодцы! Много говорили об осени, слушали музыку, читали стихи, составляли рассказы по картине, а давайте сейчас поиграем.
Игра»Скажи наоборот»
Дети встают в круг на ковре, воспитатель бросает им мяч, называя слово, тот, кто поймал, называет слово наоборот. (холодный-тёплый;красивый-страшный;сырой-сухой; печальный-весёлый; тусклый-яркий и т.д.)
-А сейчас сядем на места и поиграем ещё в одну игру.
Игра «Собери картинку»( 4 команды, на столах у каждой команды лежат картинки-пазлы, которые нужно собрать. На доске образцы этих картин)
-Молодцы, все команды справились с заданием. А какое время года изображено на картинках? (ответы детей)
-Сейчас мы с вами вспомним пословицы и загадки об осени. (дети рассказывают пословицы и отгадывают загадки)
-Мне очень понравилось, как вы сегодня занимались, играли. А что вам понравилось больше всего? (ответы детей)
-А сейчас посмотрите на выставку, которая называется «Дары осени». Чего тут только нет: и овощи, и фрукты, и соленья, и варенья.
За то, что вы так много знаете об осени,и так хорошо рассказывали о ней, она угощает вас сладкими фруктами.
infourok.ru
Конспект занятия в подготовительной группе Тема: «Золотая осень»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
ТЕМА: «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»
Воспитатель: Полийчук Яна Сергеевна
Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Задачи:
1 Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения.
2 Закрепить навык образования прилагательного от существительного.
3 Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
4 Воспитывать любовь к природе.
Сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда вы узнаете, если отгадаете загадку:
Пошла по лугам,
По лесам, по полям.
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: За мною нагрянет зима!
(Открывается дверь и выглядывает мордочка зайца. Он приносит письмо).
Посмотрим от кого же это письмо? (читает)
Детский сад «Золотой ключик» Детям подготовительной группы
Заячья поляна пригородного леса
«Здравствуйте! На заячьей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение, пора-ли нам менять серые шубки на белые? Получилось так, что одни считают, что пора, а другая говорит, что рано. Мы не знаем. Что нам делать. Посоветуйте! Ведь менять шубки дело для зайцев не простое. »
Вопрос даже очень интересный. Мы постараемся ответить с вами на него.
Дети, зайцам повезло, сейчас мы совершим путешествие и сможем помочь зайчикам принять правильное решение.
Ребята, вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите какие осенние месяцы вы знаете?
Что происходит с природой осенью, назовите приметы осени?
Как называется явление, когда опадают листья?
Какого цвета листья бывают осенью?
А, сейчас поиграем в игру «С какого дерева лист»
Ребята, как можно узнать, какая погода нас ожидает сегодня? (Послушать по телевизору, посмотреть на термометр)
Какая погода бывает осенью?
- Когда идет дождь- дождливая,
-Когда дует ветер – ветряная,
-Холодно – холодная,
-Пасмурно – пасмурная,
- Сыро – сырая,
-Хмуро – хмурая,
-Ясно – ясная.
Молодцы!
Ребята, а как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды вы знаете? (ранняя, середина, поздняя)
Чем отличается середина осени от ранней осени? поздней?
ФИЗМИНУТКА
«Листочки»
Осенние листочки закружились,
Веселый ветер зашумел над ними,
Весело они летели,
И на землю сели.
Вот ветер снова тихо набежал,
Все листочки в воздух он поднял.
Весело они летели,
И на землю сели.
У нас в детском саду есть копилка народных мудростей, дети складывают в нее пословицы и приметы всех времен года. А вы хотите положить туда свои наблюдения?
В круг ребята становитесь,
Крепко за руки держитесь,
Я шкатулочку возьму,
И приметы соберу.
«Коли ясно, то и осень прекрасна.
Осень идет и дождь за собой ведет.
Грибок в кузовок – зимой будет пирожок.
Красна весна цветами, а осень пирогами.
Гром в сентябре- теплая осень.
Большие муравьиные кучи к мягкой зиме.
Когда гусь улетает – снег выпадает.»
Дети вы все очень хорошо говорили, наша шкатулочка пополнилась вашими наблюдениями. Мне очень понравились ваши ответы. Вы много знаете об осени.
А сейчас мы с вами поиграем
Игра «Осенние слова»
Каждый из вас должен по очереди сказать по одному красивому слову об осени.
«Золотая, печальная, красивая, дождливая, пасмурная, холодная, теплая, таинственная, ранняя, поздняя, ласковая, интересная, унылая»
Ребята, расскажите, как готовятся к зиме звери? Птицы?
(Звери строят норы, делают запасы. Барсуки собирают коренья, белочки делают запасы в дуплах. Зайцы начинают менять шубки, кроты и мыши собирают колоски. Птицы начинают улетать в теплые края.)
Все птицы улетают? Как мы называем птиц, которые остаются?
А сейчас подумайте и скажите, что мы напишем зайцам.
«Осень наступила. Листья опадают. Птицы улетают в теплые края. Насекомые спрятались. Пора вам зайцы менять шубки на белые)
Я рада. Что мы с вами нашли убедительные доказательства.
А сейчас мы с вами отдохнем, послушаем классическую музыку, которую написал П.И. Чайковский. «Осень» (дети садятся на стулья закрывают глаза) А сейчас скажите мне, что вы услышали, представили? (ответы)
У меня для вас небольшой секрет: осень прислала для нас посылку. Примите от нее послание. Осень прислала вам листочки, которые вы сможете раскрасить. (берут по листочку и садятся)
Уточнить технику и последовательность рисования.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА,
Работа детей (музыка)
А теперь все листья можно объединить в один букет.
Выставка «Осенний букет».
infourok.ru
Открытое занятие в подготовительной группе "Осень"
Тема «Осень».
Образовательные цели:
Обобщение и систематизация представлений об осенних изменениях в природе.
Формирование представлений о периодах осени и их характерных особенностях. Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными суффиксами (дубок, березка), сложными словами (листопад).
Расширение представления о переносном значении слова (золотая осень).
Совершенствование грамматического строя речи (подбор однородных определений, согласование существительных с прилагательными в роде, падеже, числе).
Совершенствование навыков слогового анализа слов и чтения предложений с пройденными буквами.
Учить составлять рассказ по серии сюжетных картинок, используя в речи эпитеты.
Развивающие цели:
Развитие всех органов чувств.
Совершенствование умения воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством всех органов чувств, связной речи, логического мышления, артикуляционной, тонкой и обшей моторики, координации движений.
Воспитательные цели:
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, активности, инициативности, ответственности.
Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование:
Корзинка с разноцветными листьями разных деревьев,
мольберт,
репродукции картин русских художников,
бумажные листья с написанными на них предложениями,
контейнеры с фишками для анализа предложений,
серия сюжетных картинок.
Предварительная работа:
Наблюдение за изменением окраски листьев деревьев на прогулке в парк и во время обзорной экскурсии по городу, подбор определений: золотой, золотистый, алый, багряный, пунцовый, лимонно-желтый.
Заучивание названий осенних месяцев на занятии по ознакомлению с окружающим.
Повторение упражнений общей артикуляционной гимнастики.
Разучивание стихотворений об осени.
Работа над общими речевыми навыками.
Конспект занятия по теме «Осень»
1. Организационный момент. (Объявление темы занятия. Создание эмоционального фона. Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными суффиксами.)
Воспитатель встречает детей в дверях группы с корзинкой в руках. Корзинка наполнена разноцветными листьями разных деревьев. Воспитатель поднимает корзинку па уровень лиц детей и предлагает им понюхать осенние листья, а затем просит детей выбрать каждому по одному листочку и пройти с ним к столу.
Воспитатель: Первым сядет тот, кто вспомнит название дерева, с которого упал взятый им листок, и назовет это дерево ласково (березка, дубок, тополек, осинка).
Дети выполняют задание педагога и по очереди садятся за стол.
Воспитатель: Молодцы. Вы справились с моим заданием. Положите свои листочки на стол. Расскажите, какие они на вид, на ощупь, как они пахнут. Подберите как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какие осенние листья?»
Дети: Осенние листья разноцветные, резные, гладкие, прохладные, душистые.
Воспитатель: Верно. Увядающие осенние листья очень вкусно пахнут. Сегодня мы с вами продолжим разговор об осени, о том, почему осень называют золотой, узнаем, какие периоды различают у осени, чем они отличаются друг от друга.
2. Беседа об осени с опорой на личный опыт детей. (Расширение представлений об осенних изменениях в природе. Формирование представлений о периодах осени и их характерных особенностях. Формирование представления о переносном значении слова (золотая осень). Совершенствование грамматического строя речи (подбор однородных определений, согласование прилагательных с существительными в роде, падеже, числе).
Воспитатель рассыпает на столе оставшиеся в корзинке листья.
Воспитатель: Какой месяц осени заканчивается? (сентябрь) Какой месяц наступит после него? (После сентября наступит октябрь). Какой месяц завершает осень? (Завершает осень ноябрь).
Воспитатель: Правильно. Сентябрь обычно называют ранней осенью. Начало октября, первые десять дней этого месяца, называют золотой осенью. А время со второй половины октября до конца осени называют поздней осенью. У этих периодов осени много отличий. Например, ранней осенью часто бывает тепло, как летом, особенно днем в солнечные дни. Помните, на прошлой неделе во время утренней прогулки было так тепло, что Анна Владимировна разрешила вам снять курточки. Хотя по вечерам и ночью уже достаточно холодно. Что за явление вы могли наблюдать вчера и сегодня утром, идя в детский сад?
Дети: Утром на улице был туман.
Воспитатель: Расскажите, каким он был.
Дет: Туман был густым, белым, плотным, сырым.
Педагог: Правильно. Такие холодные густые туманы — одна из примет ранней осени, когда дни теплые, а ночи холодные. Ранней осенью еще много цветов, дозревают фрукты и овощи, листья на деревьях только начинают менять окраску. Еще не исчезают многие насекомые, перелетные птицы только начинают готовиться к отлету в теплые края. Затем начинается самый красивый период осени, золотая осень. Посмотрите на листья, рассыпанные на столе, и подумайте, почему осень называют золотой.
Дети: Листья на деревьях становятся разноцветными: красными, желтыми, алыми, багряными. Когда смотришь на осенний лес или парк издалека, он кажется золотым.
Воспитатель: Правильно. Мне очень понравилось объяснение, которое вы дали. Золотой осенью тоже бывают ясные солнечные и довольно теплые дни. Травы золой осенью тоже меняют свою окраску, желтеют и начинают засыхать. Меньше становится цветов. Постепенно исчезают насекомые. Перелетные птицы начинают отлет. А когда лес потеряет листву и деревья станут голыми, наступит поздняя осень, самая грустная пора, когда уже нет цветов, засохли травы, спрятались насекомые, улетели птицы. Этот период осени самый холодный, почти без солнечных дней, с частыми дождями и холодными ветрами.
3. Воспитатель смахивает листья в корзину и раскладывает на столе репродукции картин русских художников.
Воспитатель: Посмотрите на картины русских художников и определите, на которой из них изображена ранняя осень, на которой - золотая осень, на которой - поздняя осень. Можете посовещаться, а потом расставьте картины на мольберте именно в таком порядке (выполняют).
Воспитатель: Что ж, вы меня порадовали, отлично выполнив задание. Действительно, на картине А. Грицая «После дождя. Осень» изображена ранняя осень, на картине «Осень» художник А. Лентулов изобразил золотую осень, а картина В.Попкова так и называется «Поздняя осень». Что помогло вам правильно выполнить задание? Расскажите.
1-й ребенок. На первой картине художник нарисовал дождливый осенний день. Небо серое, покрытое облаками. На дороге грязь и лужи. Но листья на деревьях и трава еще зеленые. Только кое-где начинает проглядывать желтизна. Поэтому я подумал, что это ранняя осень.
2-й ребенок. На картине «Осень» мы видим деревья, покрытые золотыми листьями. Кажется, что они горят на солнце. Эту картину можно было назвать «Золотая осень».
3-й ребенок. На третьей картине мы видим почти голые деревья, серые холмы, на которых засохла трава, серое небо. Художник изобразил самую грустную осеннюю пору — позднюю осень.
Педагог. Вы очень хорошо сумели объяснить свой выбор. Я горжусь вами!
4. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Кактус».
Воспитатель: Ребята, посмотрите вот на эти картинки. Сейчас мы будем составлять рассказ по ним (сначала проводится беседа, затем 3-4 ребенка выходят к доске и составляют рассказ).
5. Пальчиковая гимнастика
6. Артикуляционная гимнастика.
7. Игра «Что делает?» Педагог берет в руки мяч.
Воспитатель: Давайте продолжим разговор об осени и поиграем в игру «Что делает?» Я буду называть предмет или объект и бросать мяч. Вы будете ловить мяч, перечислять, что он делает, и возвращать мяч мне. Дождь...(идет, льет, моросит, заливает, стучит по крыше). Ветер.. (дует, воет, гудит, срывает). Листья.. (краснеют, желтеют, опадают, кружатся, устилают). Птицы..(собираются в стаи, улетают, кричат, прощаются).
Воспитатель: Молодцы!
8. Работа в тетради.
Воспитатель: Откройте тетради. Что вы видите в ее верхней части?
Дети. Букву Й, изображения йогурта и йода.
Воспитатель: Верно. Раскрасьте большую и маленькую буквы. Какой карандаш вам для этого потребуется?
Дети. Зеленый, потому что Й - мягкая согласная буква. (раскрашивают).
Воспитатель: Теперь подумайте, как правильно раскрасить картинки, и раскрасьте их. (Дети выполняют задание).
Воспитатель: Положите цветные карандаши и возьмите простой карандаш, давайте напишем букву Й. Посмотрите, как я делаю это на доске. Сначала я напишу сверху вниз одну длинную палочку, потом рядом с ней вторую длинную палочку, затем снизу вверх слева направо короткую палочку и, наконец, сверху напишу кусочек кружка. Напишите четыре больших буквы и четыре маленьких по точкам.
9. Окончание занятия «Осень». (Оценка работы детей.)
Воспитатель предлагает детям рассказать о том, что они делали сегодня, с каким звуком и какой буквой познакомились, какие игры и упражнения им понравились, кто занимался лучше всех, а кому нужно быть активнее и внимательнее.
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение гимназия №44
города Сочи
Конспект открытого занятия
в подготовительной группе
«Осень»
Подготовила:
Воспитатель: Спорышева Ольга Петровна
Дата проведения: 15.10.2015
Место проведения: муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение гимназия №44 города Сочи подготовительная «А» группа
infourok.ru
Занятие в подготовительной группе на тему "Осень". Конспект занятия
Те родители, чьи ребята посещают детский сад, наверняка знают, что раз в год проходит занятие в подготовительной группе на тему «Осень». Оно обязательно. Воспитатели подготавливают программу. Иногда подобное мероприятие проходит в виде утренника, осеннего бала. Красиво украшается зал, приглашаются родители, и дети в игровой форме познают и открывают для себя много новых моментов. Например, приметы, связанные с осенью, праздничные даты, приходящиеся на эту пору года, и многое другое. О том, как происходит подготовка к занятию и на что нужно обратить особое внимание воспитателям, поговорим в статье.
Пример занятия в группе на тему «Осень»
Так как дети подготовительной группы – самые старшие в саду (их возраст от 6 до 7 лет), воспитатели активно подготавливают малышей к началу учебного процесса. Пока все уроки и занятия проходят в игровой форме. Детей учат писать, читать, считать, задают домашние упражнения. Отдельно хочется отметить творческие занятия, на которых ребята могут проявить себя и раскрыть свои таланты.
Примером идеального занятия на тему «Осень» может служить следующий сценарий:
Детям предлагают отправиться в интересное путешествие. А вот в какое время года они попадут, можно узнать, отгадав загадку.
Ребята оказываются в красиво украшенном зале, в центре расположена полянка с пеньком, на котором дети обнаруживают письмо с вопросами об осени. В дискуссионной форме проходит беседа. Малышей предлагают разделить на две команды. За каждый правильный ответ вручается небольшой приз (яблоко, жёлудь, осенний листок).
Подготовительная группа в детском саду – финишная прямая перед школой. Поэтому детей необходимо развивать творчески. В данном конспекте предусмотрен танец (осенний вальс). Если дети не имеют хореографических наклонностей, можно предложить им спеть песню, рассказать стих.
В игровой форме проходят викторины, игры, веселые старты.
Прощание с осенью, закрепление материала, получение подарков.
Применяется ли тематическое планирование?
Тематическое планирование в подготовительной группе – отдельная тема для разговора. Педагогический коллектив заранее продумывает и составляет план занятий. Темы уроков абсолютно разные. Перед воспитателями ставится задача раскрыть ребенка всесторонне. И это прекрасно. Ведь все ребята разные. Каждый из них – уже сформировавшаяся личность со своим характером. Для одних интересна тема опытов, изучение галактик и планет, другим по душе спорт, танцы и прочее.
Есть обязательные темы, которые воспитатели пытаются донести до ребят на утренниках. Например, Новый год, День Победы, Осенний бал и другие праздники. На этих мероприятиях могут побывать родители и собственными глазами увидеть, каких творческих успехов достиг его ребенок.
Тематическое планирование в подготовительной группе проходит под чутким контролем Министерства образования. Воспитатели действуют по утвержденному годовому плану.
Для каких целей проводят занятия на тему «Осень»?
Занятие в подготовительной группе на тему «Осень» обязательно. Каждый год оно проходит по новому сценарию. Цели понятны всем: расширить представление детей о данном времени года, выучить новые приметы, стихи, расширить кругозор ребенка.
Основные задачи, которые стоят перед воспитателями:
Подробно объяснить детям, какие изменения происходят с природой осенью, почему желтеют листья. Познакомить с терминами "фотосинтез", "хлорофилл" и другими. Тем самым позволить ребятам немного окунуться в биологию.
Развить с детьми дискуссию, научить их доказывать и отстаивать свою точку зрения. Следить за тем, чтобы ребенок грамотно и правильно выстраивал предложения, использовал в своей речи причастные и деепричастные обороты.
С помощью игровых карточек развить память.
Заняться научно-исследовательской работой. Под микроскопом изучить строение листа и коры дерева.
Список задач и поставленных целей может быть увеличен или изменен, на усмотрение воспитателей.
Необходимые материалы
Для того чтобы провести занятие в подготовительной группе на тему «Осень», необходимо найти материалы, которые заинтересуют ребят и сделают урок более захватывающим. Можно использовать: жёлуди, каштаны, опавшие листья, цветы, микроскоп, осенние овощи и фрукты. Возможно, для поделок понадобятся ножницы, клей, краски, кисточки, цветная бумага.
Не забудьте о декоре группы. Листья, радуга, корзинка с фруктами из папье-маше – все эти элементы прекрасно украсят зал.
Подготовка детей
Многие родители спрашивают: «Что дает подготовительная группа?». Развитие – вот основная задача. В возрасте 6-7 лет дети уже могут знакомиться с классическими музыкальными, художественными произведениями, живописью. При подготовке к осеннему празднику можно:
Выучить несколько стихов об осени известных авторов.
Ознакомиться с классическими музыкальными композициями.
Изучить народное творчество: прибаутки, потешки, приметы.
Рассмотреть картины известных художников.
Такая творческая подготовка пойдет ребятам на пользу, расширит их кругозор.
Осенний бал
Завершить занятие в подготовительной группе на тему «Осень» лучше утренником. Каждое дошкольное заведение выбирает свой сценарий. Как правило, детям предлагают рассказать стихи, спеть песни. Обязательно в программе должны присутствовать хореографические номера. Все мероприятия проводятся в игровой форме. В гости к детям приходят герои: Ежик, Осень, Грибок и другие.
Во многом программа зависит от музыкального работника. На мероприятии могут присутствовать родители и дети из младших групп.
Такой осенний бал позволяет ребенку раскрыться. Дети перестают бояться сцены, зрителей, в дальнейшем, это очень пригодится.
Проводим открытое занятие
Если не получается провести бал, можно сделать открытое занятие «Осень». Мероприятие должно проходить в группе. Можно увлечь детей творческими заданиями, устроить выставку поделок, рисунков, аппликаций.
При проведении открытого урока воспитателю необходимо заранее составить конспект занятия «Осень». Он должен включать в себя следующие пункты:
Организационные моменты. Интересная встреча детей, рассадка их по местам.
Общая беседа об осенней поре. Еще раз вспомнить название месяцев, приметы и другие моменты, связанные с осенью.
Творческая часть. Дети рассказывают стихи, поют песни, танцуют.
Игры с воспитателями.
Пальчиковая и артикуляционная гимнастика.
Работа с прописями.
Заключительная часть, вручение подарков и грамот.
Эти основные моменты нужно учитывать при проведении открытого урока в группе.
Занятие на тему «Осень». Какие игры лучше провести?
Составляя конспект занятий перед мероприятиями, воспитатели особое внимание уделяют играм. Нужно помнить о том, что подготовительная группа в детском саду имеет свои особенности. На первый взгляд дети уже совсем большие, но в то же время они еще не могут полноценно адаптироваться к классическим урокам, поэтому все занятия нужно «разбавлять» играми. Примерами могут быть следующие викторины:
«Угадай, чье». Листья с разных деревьев раскладываются перед детьми, они, в свою очередь, пытаются узнать название.
«Ассоциации». Например, с каким металлом у вас ассоциируется желтый лист? (Золото).
«Правда или выдумка». Предлагается ряд ситуаций, связанных с природными явлениями, ребенок должен ответить, могут ли они встречаться в осенний период.
Подобные игры и викторины нравятся детям, они с удовольствием в них участвуют, тем самым открывая для себя много нового.
Делаем поделки из природного материала
С наступлением осени в дошкольных учреждениях предлагают детям сделать поделки, используя природные материалы. Как правило, такие творческие задания выполняются вместе с родителями. Можно использовать: шишки, мох, кору деревьев, хвою, листья, солому, каштаны, желуди.
Затем композиции выставляют в холле садика, чтобы дети других групп могли оценить творчество. Подобные задания развивают в ребятах фантазию, мастерство, моторику.
Занятие в подготовительной группе на тему «Осень» не может проходить без выполнения аппликации. Листья – вот тот материал, который подойдет для этих целей лучше всего. Во-первых, он абсолютно бесплатный, во-вторых, легко крепится на бумагу с помощью клея, в-третьих, используя ножницы, можно придать листьям абсолютно любую форму.
Аппликации бывают нескольких видов:
Накладная. Делая подобные картины, не нужно использовать ножницы. Все необходимые элементы дорисовываются с помощью фломастеров или карандашей.
Силуэтная. Собираются листья разных форм и цветов, сушатся при помощи утюга. Заранее продумывается композиции. Из листьев вырезают нужные детали, тем самым получая необходимый рисунок.
Детские аппликации «Осень» очень популярны, долго сохраняют свой внешний вид, особенно если листья предварительно высушены.
Помимо природного материала, понадобятся следующие предметы:
Плотная бумага, ватман, картон.
Клей-карандаш, ПВА.
Ножницы.
Линейка.
Карандаши, фломастеры.
Ластик.
Салфетка или мягкая ткань.
Процесс выполнения композиции из листьев довольно простой:
Продумать рисунок.
Нарисовать контуры.
Подготовить детали из листьев.
Смазать шаблон клеем.
Прикрепить природный материал.
В итоге у ребенка должна получиться красивая композиция из осенних листьев.
Подготовительные группы в детских садах необходимы. Будущие первоклашки получают там массу полезной информации. Учатся читать и писать, знакомятся с мировыми классическими произведениями, развиваются творчески.
fb.ru
Открытое занятие в подготовительной группе на тему «Золотая осень!»
Открытое занятие в подготовительной группе
на тему
«Золотая осень!»
Воспитатель: Золотарева Л.Н.
Тема: «Золотая осень!»(подготовительная группа)
Цели:
-Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;
-Активизировать глагольный словарь по данной теме.
-Продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ.
-Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.
-Продолжать учить согласовывать движения с речью.
-Развивать мелкую моторику пальцев рук умение рисовать наклонные пунктирные линии.
Интегрирование по разделам: Познание, развитие речи, ИЗО.
Оборудование: листочки из бумаги, ваза, карточки с тучкой, мяч, энциклопедия детская, карточки со стихам.
Словарная работа: разноцветные кораблики, моросит дождь, небо светло-синее, листья кружатся, укрывают землю золотым ковром.
Ход занятия:
Орг. Момент (дети под музыку забегают в зал и садятся на ковер перед экраном)
Воспитатель:
Что за гости в зал спешат
9 маленьких ребят?
Вы садитесь все сюда
Все на месте?
Дети: да-да-да!
2. Воспитатель
Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?
Ответы детей (выслушиваешь 3-4 ответа, говоришь, что об этом будем говорить в следующий раз).
- Посмотрите на экран.
-Итак, о чем наш сегодняшний разговор?: (Золотая) осень.
Правильно, сегодня мы будем говорить об осени, но осень бывает разною.
- Ребята, что происходит с наступлением осени? (Осенью листья желтеют, краснеют, розовеют, опадают.(Птицы улетают в теплые края. Животные готовятся к зиме. Солнце светит, но не греет. Часто идет холодный дождь. На улице стало холодно, поэтому люди стали одеваться теплее. В лесу появились грибы и ягоды. Люди собирают урожай. ).
3. Игра «Подбери действие».
- Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге, и он мне подарил волшебный мяч.
Мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать
И вопросы задавать.
- Ребята, давайте мы пойдем на осеннюю полянку и поиграем в игру. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я вам дам осенний лист.
(Я кидаю кому-то из вас мяч и задаю вопрос, а вы ловите мяч и отвечаете)
Листья осенью (что делают?) — Листья осенью желтеют, опадают и т.д.
Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет и т.д.
Урожай осенью — Урожай осенью убирают.
Птицы осенью — Птицы осенью улетают.
Деревья осенью — Деревья осенью роняют листья.
Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки
- За осенью идёт… (Зима)
- А после зимы... (Весна)
- После весны идёт... (Лето)
- А за летом наступает…(Осень)
- Потом всё повторяется в природе.
- Какие осенние месяцы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Назовите 2-ой осенний месяц (Октябрь)
- Назовите 3-ий осенний месяц (Ноябрь)
- Назовите первый осенний месяц (Сентябрь)
- Между сентябрем и ноябрем какой осенний месяц? (Октябрь)
Воспитатель
А как осенние месяцы назывались в старину? Кто знает?
Никто? Тогда слушайте!.....
1.Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время появляется рябина).
2.Октябрь – листопадник (потому что опадают листья).
3.Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).
А сейчас посмотрим, как вы запомнили то, о чем я вам только что рассказала.
Ш. Игра с картинками (по 3 картинки на каждый месяц).
До занятия прикрепляешь на одежду детям круги (красные, желтые и голубые).
Обратите внимание на то, что у вас у всех на груди прикреплены круги 3-х цветов: у кого-то они красные, у кого-то желтые, у кого-то голубые. Сейчас я вам объясню задание, но выполнять его можно будет только после того, как я сосчитаю до3-х.
Задание: тем, у кого красные круги, тот выбирает себе картинку сентября; желтые – октября; голубые – ноября.
Итак, 1, 2, 3.
Дети под музыку выбирают картинки.
Проверяешь правильность выполнения задания, хвалишь. Если ребенок ошибся, спрашиваешь, почему он так решил?
4. Чтение рассказа «Разноцветные кораблики» По Д. Кайгородову
Сколько разноцветных корабликов на нашем пруду сегодня: жёлтые, красные, оранжевые — целая флотилия! Все они прилетели сюда по воздуху. Красиво покачиваясь, они опустились на воду тихо и плавно. И ещё продолжают прилетать новые. Прилетит кораблик, опустится на воду и тот час поплывёт с поднятыми парусами. Вы догадались, что за кораблики прилетели на пруд и почему они разноцветные? В какое время года бывают такие кораблики? А как вы думаете, листья какого дерева более других похожи на кораблики?
- А теперь Вика прочитает стихотворение А.С.Пушкина об осени
1. Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
- Рания тоже знает стихотворение об осени, которое написал Александр Твардовский.
2. Меж редеющих верхушек
Показалась синева,
Зашумела у опушек
Ярко-желтая листва
- Какие слова, ребята, в этих стихах вам помогают увидеть красивый осенний лес? ("В багрец и золото одетые леса, "Ярко-желтая листва", "Желтовато-розовый" коврик из кленовых листьев.)
6.Танец с листьями под «Осенний вальс»
Давайте представим, как у нас листья кружатся.
(читает Варя)
Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил.
Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся. Листья собирают в букет.
- С какого дерева у вас листочки?
- Нарисуйте жилки на листьях. Давайте соберем их в букет.
- Как вы думаете почему листья осенью опадают?
Давайте обратимся к нашей энциклопедии.
7. Игра «Сороконожка».
-Встаньте в колонну и положите руки на плечи друг другу.
Дети встают в колонну друг за другом.
Шла сороконожка
По сухой дорожке (дети идут друг за другом, держась за плечи)
Вдруг закапал дождик: кап!
Ой, промокнут сорок лап! (останавливаются)
Насморк мне не нужен
Обойду я лужи (идут, высоко поднимая колени)
Грязи в дом не принесу (останавливаются, трясут ручками, ножками)
Каждой лапкой потрясу
И потопаю потом,
Ой, какой от лапок гром!
- Давайте вспомним, какие бывают дожди осенью?
8. Рисование дождя штрихами.
- Посмотрите на карточки . Из первой тучки дождик моросит. Из второй дождик льет.
- Взяли правильно ручки, выпрямили спинки, рисуем красиво, неторопясь.
- Нарисуем наклонные пунктирные линии, как показано на рисунке.
9.Составление рассказа по картинке
Наступила осень. Солнышко все реже и реже выглядывает из—за туч. Небо на картине светло-синее. Березы надели разноцветный наряд. Красные, желтые листья горят на солнышке, а затем опадают, кружатся, укрывают землю золотым ковром. Некоторые листья падают прямо в речку. Кое-где виднеются зеленые деревья. Наверное, это ели. Птицы собираются и улетают в теплые края. Вся природа
10. Итог занятия (рефлексия)
- Что бы вы еще хотели узнать об осени?
Литература:
1. buslik.net/pr_urojaya/40-osennee-razvlechenie.html
2. www.kolocolchik.ru/…razrabotki…zanyatiy…osen.html
3. Детский портал «Солнышко»
4. О.С.Ушакова, Е.М. Струнина. Развитие речи детей 6-7 лет М. «Вентана- Граф» 2010г.
infourok.ru