Конспект урока по ИЗО по теме "Пейзаж родной земли" (4 класс). Конспект урока по изо 4 класс осенний пейзаж


Конспект урока "Осенний пейзаж" (4 класс)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"МЕДВЕНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ"

План-конспект открытого урока по рисунку

на тему:

Осенний пейзаж

4 класс

Составила преподаватель по рисунку:

Дашевская Е.А.

2018 г.

Тема урока: Осенний пейзаж.

Цели:

Учебно-познавательные:

1. Этапы работы над пейзажем. Определение центра композиции и ее элементов. Показать осеннее настроение через элементы свето-воздушной перспективы.

Задачи:

Учебно-познавательные:

1. Познакомить учащихся с поэтапным ведением работы.

2. Выбрать главный объект пейзажа – композиционный центр.

3. Определить пространственные планы и правильно нанести изображение объектов на лист бумаги.

4. Способствовать выполнению пейзажа в живой и выразительной акварельной технике аля-прима.

5. Развивать любовь к окружающей природе.

Образовательная технология: рисование с натуры.

Организационные формы: индивидуальная, коллективная.

Методы обучения: Наглядные (репродукции картин с пейзажами, альбом

художников пейзажистов)

Словесные (беседа, опрос, рассказ),

Практические (работа по представлению).

Планируемый результат:

А) Предметные – развитие эстетического, эмоционального видения окружающего мира и природы; развитие наблюдательности, приобретение и закрепление опыта работы по представлению; создание композиции в пейзаже; проработка свето-воздушных элементов перспективы в пейзаже; научиться видеть красоту окружающей нас природы.

Б) Метопредметные – умение определять, ставить и формулировать для себя задачи в учебе и познавательной деятельности при работе с натуры; умение планировать пути и способы достижения целей и задач; контроль и оценка результата своей деятельности; организация и сотрудничество с учителем и сверстниками.

В) Личностные – формирование ответственного отношения к получению новых знаний; формирование уважительного отношения к мнению другого человека; коммуникативных качеств; развитие эстетического сознания через восприятие художественных образов; развитие творческих индивидуальных способностей.

Оборудование:

Для учителя: бумага, акварельные краски, кисти.

Для обучающихся: материалы: бумага, акварельные краски, кисти.

Источники информации:

Для учителя: Ю.М. Аксенов «цвет и линия», 1986г.,

П.П.Костерин «Учебное рисование, 1984г.;

Б.В. Иогансон и др. «Школа изобразительного искусства»,

Т. Я. Шпикалова «Творение Российских мастеров», 2006г

Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова « Изобразительное искусство»,

2009г.

Г.Б. Никодеми «Техника живописи », 2002г.

В.А. Сластенин «Педагогика », 1998г.

А.П. Яшунин, С.П. Ломов «Живопись », 1999г.

репродукции пейзажей; интернет

Для обучающихся: А. ф. Конев «Рисунок для изостудий. От простого

к сложному», 2006г.

А.П. Яшунин, С.П. Ломов «Живопись », 1999г

Ю.М. Аксенов «цвет и линия», 1986г

Т. Я. Шпикалова «Творение Российских мастеров », 2006г

Г.Б. Никодеми «Техника живописи », 2002г

поэтапное изображение осеннего пейзажа педагогом;

репродукции русских художников; интернет

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Организ. момент

Установить контакт с классом.

Настроить обучающихся на работу.

У.- Здравствуйте дети.

Проверяем готовность обучающихся к уроку.

Прошу вас проверить все ли вы принесли к сегодняшнему уроку (акварельную бумагу, краски, кисти)

Настраиваются на урок

2.Постановка целей и задач

Подведение к теме урока.

Сегодня мы продолжаем тему пейзажа. Будем рисовать Осенний пейзаж.

Показ репродукций и знакомство с методом аля-прима.

У.- мы так же будем составлять план работы над изображением осеннего пейзажа.

Внимательно слушают, выделяют для себя познавательную цель, осмысливают вопрос, дают предположительные ответы

3.Введение в тему

И. Левитан Золотая осень

И. Левитан Осень. Туман.

У.- Дети, давайте вспомним с каким методом акварельной живописи в познакомились на прошлом занятии?

В чем суть этого метода?

У.- Вы правильно все поняли. Только дав бумаге обсохнуть нужно начинать писать акварельными красками сразу, по еще сырой бумаге.

Д.- Метод по сырому.

Д.- Этот метод предполагает заранее подготовить краски и акварельную бумагу хорошо смочить водой, дать ей слегка обсохнуть и начинать рисовать.

4.Обьяснение нового материала

У.- Сегодня мы продолжим рисовать по сырому и изучим метод аля-прима.

Что будет означать -живопись по сырому, написанная в один сеанс.

Эта техника предполагает писать сразу, без последующих изменений. Поэтому методу каждая деталь начинается и заканчивается в один прием, затем, имея в виду общее, переходим к следующей детали и так далее.

Все цвета берутся сразу в нужную силу.

У.-Метод аля-прима, не предполагает многократных прописок, поэтому сохраняет максимальную свежесть и сочность красочных звучаний. Наиболее подходит к изображению осени в пейзаже.

Д.- слушают. Задают вопросы.

Д.- как правильно изображать в пейзаже детали, какие-то элементы, используя метод аля-прима ?

5.Закрепление нового материала

У.- Приступим к написанию осеннего пейзажа.

1- этап. Делаем наброски и эскиз пейзажа.

Д.- Прорисовывают эскиз. Готовят политру акварели, бумагу.

2- этап. Начинают последовательную прописку элементов пейзажа.

Д.- Вначале прописывают осеннее небо, затем деревья, дорогу, листву.

3-этап. Связывают все элементы пейзажа в единое целое, показывая осеннее настроение.

Д.- завершают работу над осенним пейзажем в технике аля-прима.

6. Итоги урока

У.- Все ребята правильно поняли тему урока. Каждый из Вас написал осенний пейзаж, так как он его представляет, используя технику по сырому- аля-прима.

Анализируют свои работы. Деляться мнениями.

Педагогический рисунок поэтапного изображения осеннего пейзажа.

infourok.ru

Урок по ИЗО на тему "Золотая Осень" (4 класс)

План-конспект урока ИЗО в 4 классе

Тема «Золотая осень»

Тип урока: комбинированный

Цель: расширить представления учащихся о многообразии и красоте окружающего мира и о пейзаже, как особом жанре живописи

Задачи: развивать у детей интерес к пейзажной живописи, помогать осмысливать свои чувства, отношение к воспринимаемому пейзажу;

  • учить внимательно рассматривать художественную картину;

  • обратить внимание учащихся на следующие средства выразительности: цвет и цветосочетания, расположение на холсте, композицию, формат картины, близкие и дальние планы;

  • обратить внимание учащихся на то, что с помощью цвета можно рассказать о своем настроении, отношении к изображаемому пейзажу;

  • обогатить и активизировать словарь детей: ввести в него искусствоведческие термины, эпитеты и метафоры, образные выражения, которые дети смогут использовать в своих суждениях для передачи эмоционального состояния человека;

  • развивать наблюдательность, эмоциональную отзывчивость, ассоциативное образное мышление;

  • воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, восхищение природой Руси, гордость за творчество русских художников;

  • вызвать у детей желание нарисовать золотую осень, пробудить воображение детей, их творческие способности

Подготовительная работа

Рисование осенних деревьев и кустов, осенней лужайки, лепка овощей и фруктов, составление осенних букетов, игра с листьями, рассматривание иллюстраций с изображениями осени, разучивание и чтение стихов, слушание отрывков музыкальных произведений и пение песен об осени. Проведение урока по знакомству со свойствами теплых и холодных цветов.

Оборудование.

Ход урока

Организационный момент.

Мотивация учебной деятельности

Учитель. Какое настроение у вас вызывают эти картины? (Выслушать ответы детей) Что объединяет все эти картины? (Изображена природа, осень) Как называют картины, на которых изображена природа? (Пейзаж) Скажите, а что вы чувствуете, глядя на эти осенние пейзажи? (Выслушать ответы детей) Прелестные картины, трогающие наше сердце своей красотой.

Актуализация знаний

Учитель. А сейчас мы подробно рассмотрим картину "Золотая осень", которую написал художник Исаак Ильич Левитан.

Посмотрите на картину и скажите: что чувствовал художник, когда рисовал золотую осень? (Он показал, как красива наша природа в любое время года, что невозможно не любить Русь, эти леса, поля, реки и равнины.) Как он смог выразить свое чувство красками? Ведь художник выражает свои чувства с помощью красок. Какие краски здесь радостные? А какие краски выражают грусть? (Выслушать ответы детей)

Учитель. Да, радость художник передал теплыми красками, но он использовал и холодные тона, их меньше. Поэтому, глядя на картину, мы чувствуем радость, удовольствие от пышной красоты природы, но в то же время и легкую грусть прощания с летом, с осыпающейся листвой деревьев, увядающей травой, с теплом и солнцем. Какая же здесь нарисована осень?

(Предполагаемые ответы учащихся: нарядная, яркая, золотая, веселая)

Учитель. Да, художник назвал эту картину "Золотая осень". А как вы думаете, почему он ее так назвал - "золотая"? Какие цвета он использовал? (Предполагаемые ответы учащихся: много желтых, оранжевых красок)

Учитель. Как эти цвета можно назвать одним словом? Какие они?

(Предполагаемые ответы учащихся: теплые, радостные, веселые)

Учитель. Молодцы, дети! Художник очень радовался, увидев эту красоту. Он восхищался ею, почувствовал это праздничное настроение, эти нарядные краски осени. Славная осень! А что интересного, красивого увидел художник?

(Предполагаемые ответы учащихся: красивые березки, луга, речку)

Учитель. А какого цвета травка на лугах?

(Предполагаемый ответ учащихся: зеленого)

Учитель. Посмотрите внимательно: зеленого ли? Нет, она коричневато-зеленая, зеленовато-коричневая, желтоватая, бурая. К концу лета она от солнышка подсохла. Давайте внимательно рассмотрим картину. С левой стороны, близко к нам, на переднем плане, художник нарисовал несколько деревьев. Что это за деревья?

(Предполагаемые ответы учащихся: березки)

Учитель. Расскажите о них. Какие они?

(Предполагаемые ответы учащихся: " Они тоненькие, с белыми стволами. На двух передних листочки почти все облетели. А у тех, которые чуть дальше, листва еще есть. Она золотая, желтая, коричневато-оранжевая.")

Учитель. А еще дальше, на дальнем плане, видна группа березок. Такую группу называют "роща". А листочки на этих березках видны?

(Предполагаемый ответ учащихся: нет)

Учитель. Правильно, нарисованы только чуть виднеющиеся стволы и пышные кроны деревьев - ведь деревья далеко, а издалека листочки не рассмотреть. Чтобы показать, что эти березки далеко, художник расположил их на холсте выше, чем те деревья, которые мы видим на переднем плане.

А теперь посмотрите на правую сторону картины. Что же здесь нарисовано?

(Предполагаемый ответ учащихся: речка)

Учитель. Да, речка. Близко к нам она синяя, есть даже немного фиолетового цвета, а вдали - беловато-голубая. Синие и фиолетовые - это холодные тона. Посмотрите, как нарядно смотрятся вместе теплые оранжевые, желтые, золотые и холодные сине-фиолетовые краски. А каких красок больше - теплых или холодных?

(Предполагаемый ответ учащихся: теплых)

Учитель. Вдали, на излучине (изгибе) реки, стоит одинокая березка, яркая, как свечка. Справа от нее - хоровод зеленовато-коричневатых деревьев. А что изобразил художник на самом дальнем плане, там, где начинается небо? (Выслушать ответы детей) Да, на горе мы видим зеленую пашню, несколько домиков, а дальше - стена березок и лес. А какого цвета небо?

(Предполагаемые ответы учащихся: голубое, с легкими белыми облачками)

Учитель. Чего больше на картине - неба или земли? (Выслушать ответы детей) Каждый художник старается выразить через картины свое отношение к Родине. Все делают это по-разному. Левитану очень понравилась красота земли, осенней природы и поэтому художник выбрал форматом данного полотна вытянутый по горизонтали прямоугольник, что позволило ему изобразить большое пространство земли.

А есть ли на картине солнышко? Как вы догадались? Мы видим тени от деревьев - значит, солнышко есть. Солнышко "зажгло" золото листвы, и деревья пламенеют ярким желто-оранжевым светом!

Вот так может рассказать художник о том, что ему понравилось.

Физминутка.

А сейчас мы все вместе исполним танец-импровизацию "Листья желтые над городом кружатся"

Практическая часть

Учитель. Сегодня мы услышали музыку, стихотворения об осени, рассмотрели картины художников. Нам было радостно и немного грустно. Музыка, стихи и картины подарили нам эту радость и легкую, светлую грусть.

А теперь попробуйте, как художники, нарисовать осень. Но не забудьте, что вы рисуете яркую золотую осень. Значит, нужно подобрать такие же звучные, чистые, насыщенные, яркие краски.

Дети приступают к работе.

Можно включить запись мелодии А. Вивальди "Времена года", только негромко.

Эмоционально-эстетическая оценка и самооценка

В процессе работы учитель осуществляет индивидуальную помощь детям, нуждающимся в поощрении, одобрении. В конце занятия следует рассмотреть все работы, особо выделить выразительно выполненные, те, в которых ощущается радость, яркость золотой осени. Оценке подлежит и придуманный сюжет. Следует обратить внимание на то, какими изобразительными средствами удалось передать "золотую осень".

Учитель. Давайте сейчас посмотрим наши рисунки о золотой осени. Удалось ли нам рассказать о том, какая она нарядная? Полюбуемся, какие мы художники. Получилась ли у нас радостная, нарядная, золотая осень? (Обсуждаются рисунки детей.) Да, очень красивые краски вы подобрали, придумали интересные пейзажи - как настоящие художники! Молодцы!

Рефлекция

Что Вам понравилось на уроке? Что заполнилось?

Знаю

Узнал

Хочу узнать

Итог урока

Можно предложить детям оформить выставку работ: этими работами украсить классный кабинет или другие помещения школы. Можно напечатать календари, вставив рисунок ребенка. Получатся неповторимые работы.

Домашнее задание.

Уборка рабочих мест.

infourok.ru

Урок ИЗО 4 класс. Золотая весёлая осень. Хмурая осень. Гуашь

Урок ИЗО 4 класс «Осень». План-конспект урока Изобразительного искусства (ИЗО) в 4 классе.

Тема урока: Золотая веселая осень. Хмурая осень. Гуашь, акварель

Форма проведения: творческая мастерская

Цели урока:

1. Учить детей видеть и отражать в рисунке впечатления от золотой/хмурой осени, передавать ее колорит, используя разные цвета красок.

2. Развитие чувства цвета, гармонии и эстетики восприятия окружающего мира.

3. Воспитывать у детей любовь к природе через эстетическое восприятие и воспроизведение в рисунках.

Оборудование: альбом, гуашь или акварель, осенние листья, репродукции картин И. Левитана «Золотая осень», «Поздняя осень», музыка П. Чайковского «Осенняя песнь. Октябрь».

План урока

  1. Организационный этап (2 мин)
  2. Вступительная беседа (5 мин)
  3. Сообщение темы (3 мин)
  4. Обсуждение темы, подготовка к работе (10 мин)
  5. Практическая работа (20 мин)
  6. Выставка работ (3 мин)
  7. Рефлексия (2 мин)

Ход урока

1. Организационный этап

Вы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Слушайте внимательно,

Работайте старательно.

– Давайте проверим, как вы научились слушать. На перемене вы должны были приготовить к уроку определенные предметы. Я их называю, а вы проверяйте, есть ли они на парте: альбом, гуашь или акварель, осенние листья.

– Садитесь.

2. Вступительная беседа

– Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах-

Это платье золотое

У березы на плечах.

Утром мы во двор идем –

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят…летят…летят…

— О каком времени года это стихотворение?

— Ребята, подскажите мне, какие вы знаете признаки осени? (желтые и красные листья на деревьях, птицы улетают в теплые страны, летают паутинки, чаще идут дожди и др.)

— Какого цвета деревья осенью? Почему?

— Какие изменения произошли осенью в жизни растений?

— Наступила осень, и природа вокруг нас изменилась. Деревья, кусты и травы стоят в осеннем наряде. Листва на деревьях осенью очень разнообразна по цвету. Какого цвета становятся листья осенью?

— Да, листва имеет зеленые, красные, желтые и другие оттенки. Вот, например, из деревьев красными бывают листья только у рябины, осины и клёна. Ольха и многие ивы до самого листопада стоят зелёными. У всех остальных деревьев листья желтеют, но по-разному: ярко-жёлтый лист у берёзы, более тёмный жёлтый цвет у вяза, жёлто-коричневый у дуба, золотисто-жёлтый у липы. Издали листва у дерева кажется вся одного цвета, а возьмёшь в руки лист — какого цвета тут только нет! Зелёные полосы и коричневые пятна, бордовые узоры и многообразные переходы различных цветовых оттенков. Чтобы в этом убедиться, присмотритесь к листочкам, которые вы принесли.

В своем стихотворении «Осень» Э. Федоровской красочно описывает осень как замечательного художника:

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник и зарделись клены,

Все стоит в пурпуре только дуб зеленый.

Утешает осень: «Не жалейте лета!»

Посмотрите – роща золотом одета.

— Скажите ребята, почему осень называют «золотой»? (много желтых листьев, похожих на золото)

3. Сообщение темы

— Ребята, вот если я скажу – Золотая веселая осень. Как вы ее себе представляете?

— А если я скажу – Хмурая осень?

— Как видите, осень бывает разной.

— Кто попробует сформулировать тему нашего сегодняшнего урока?

— Да, наша тема «Золотая веселая осень. Хмурая осень»

4. Обсуждение темы, подготовка к работе

— Осень была и является вдохновением для творчества поэтов, художников, композиторов.

На доске вывешиваются 2 картины И. Левитана «Золотая осень», «Поздняя осень»

— Эти две картины написал один художник – Исаак Ильич Левитан. Посмотрите, как по-разному он изобразил осень на своих картинах.

— О какой картине можно сказать «Солнечная, яркая, сочная»? О какой – «Хмурая, ветреная»?

— Назовите цвет красок, которые художник использовал для первой картины. А для второй?

— Сравните то, как изменяется ваше настроение, когда вы смотрите то на одну, то на другую картину.

— Ребята, как вы думаете, зачем я попросила вас сегодня принести осенние листочки?

— Так, но не только для этого. Я хочу вам передать секрет рисования деревьев с помощью листьев.

— Скажите, какие части есть у дерева? (ствол, ветки, листья и т.д.)

— Присмотритесь к листочкам. Они похожи на деревья? Можно ли увидеть у них ствол, веточки?

— Правильно! Конечно же, можно! Поэтому наши листья могут нам помочь нарисовать дерево. Нам только надо намазать их нужным нам цветом или несколькими цветами вперемешку, раз уж мы говорим об осени, и сделать отпечаток.

Показ учителя.

— А чтобы нарисовать дерево без листвы, нужно листик наш оборвать, оставив только веточки.

Показ учителя.

— Надеюсь, что этот секрет вам пригодится, и кто-то из вас применит его в работе.

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветерок все тише, тише,

Деревцо все выше, выше.

5. Практическая работа

По вариантам: 1 вариант рисует золотую веселую осень, 2-й – хмурую.

– Работайте аккуратно.

Звучит музыка Чайковского, дети работают над осенним пейзажем, учитель направляет работу учащихся.

6. Выставка работ

Работы по вариантам вывешиваются под картинами И. Левитана

Золотая веселая осень

Хмурая осень

7. Рефлексия.

– Посмотрите на свои рисунки. Как вы думаете, получилось ли у вас отразить настроение веселой/хмурой осени?

– Вы очень хорошо потрудились. Молодцы!

Наведение порядка на рабочем столе.

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!

С уважением и любовью, Татьяна Саксон

lit-dety.ru

Конспект урока по ИЗО "Пейзаж родной земли" (4 класс)

План – конспект по изобразительному искусству, 4 класс

Учитель изобразительного искусства и технологии Кузько О.А.

Урок 1. Пейзаж родной земли

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): расширят свои представления о жанре пейзаж, получат возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использо-вать художественные материалы и инструменты для работы; усвоят суть понятий «жанр пейзажа», «колорит», «композиция»; познакомятся с творчеством выдающихся художников-пейзажистов.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте природы в произведениях русской живописи

Методы и формыобучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Основные понятия и термины

Изобразительное искусство, живопись, жанр, пейзаж, образ, цвет, тон, композиция

Образовательные ресурсы

1. Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2014.

2. Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс : пособие для учащихся общеобразоват. организаций / Л. А. Неменская. – М. : Просвещение, 2014.

3. Изобразительное искусство. 1–4 классы : рабочие программы по учебникам под редакцией Б. М. Неменского / авт.-сост. Л. В. Шампарова. – Волгоград : Учитель, 2011.

4. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2010.

Интернет-ресурсы: http://nsportal.ru, http://www.kinofans.tv, http://www.mordovina.ru

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: репродукции картин И. Левитана, И. Шишкина и др.

Работы учащихся 4 классов.

Музыкальный ряд: фортепианная пьеса из цикла «Времена года» П. И. Чайковского

Оборудование

Доска, компьютер, проектор. Материалы и инструменты: гуашь, альбом, палитра, кисти, стаканчик-непроливайка, салфетка

Деятельность

учащихся

Формы организации совзаимодействия

Универсальныеучебные действия

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный

момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Проверяет готовность обучающихся

к уроку. Читает стихотворение.

Россия, ты – великая держава,Твои просторы бесконечно велики.На все века себя ты увенчала славой,И нет другого у тебя пути.

Озерный плен твои леса венчает,Каскад хребтов в горах мечты таит,Речной поток от жажды исцеляет,А степь родная хлебушек родит.

В земле твоей богатств поток неиссякаем,

К сокровищам твоим нам путь лежит.

Как мало о тебе еще мы знаем!Как много изучить нам предстоит.

И. Мордовина

– Как вы думаете, о чем мы будем говорить с вами на уроке?

– Речь пойдет о красоте родного края

Получив целе-

вую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоцио-

нально выражают свое отношение к стихотворению о Родине.

Отвечают

на вопрос

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться, проявляют эмоционально-ценностное отношение

к Родине, природе

Устные ответы

II. Изучение нового материала

Словесно-иллю-

стративный рассказ с элементами беседы по теме «Красота родной природы в творчестве русских художников».

– Отгадайте загадку:

Если видишь, на картине нарисована река,

Или ель и белый иней, или сад и облака,

Или снежная равнина, или поле и шалаш,

Обязательно картина называется…

(пейзаж).

Звучит музыка (фон).

– Неисчерпаемое многообразие природы породило в изобразительном искусстве

жанр, называемый пейзажем. Каждый пейзаж художник трактует по-своему, вкладывая в него определенный смысл.

В русской пейзажной живописи есть произведения, значение которых в истории нашей культуры необычайно велико. Например, картины великого русского художника И. И. Шишкина. Обратите внимание на его картину «Утро в сосновом бору». В глубине картины вы видите, что лес как бы окутан туманом. Это так называемая воздушная перспектива. Воздух – прозрачная среда. Обволакивая

предмет, воздух меняет его внешний вид. Воздушная перспектива отражена во всех пейзажах.

На картине «Рожь» Шишкин четко прорисовал каждый колосок, а на линии горизонта только золотое море ржи.

Все ближние предметы воспринимают-

ся подробно, а удаленные – обобщенно, они покрыты легкой дымкой.

Картина «Дубовая роща». Шишкинские деревья – это классический образ рус-

ского леса. Обратите внимание, как переданы свет и тень.

Картина «Лесные дали». Удивительно, как художник сумел так четко передать дальность расстояния, простор.

На этой картине очень хорошо видны ближняя и дальняя перспективы.

– Какое настроение вам навевают эти пейзажи?

– А как может художник передать разно-

образное настроение в картине? (Цветом, светом.)

– Цветовой строй картины создает ее колорит.

– Как вы считаете, какой цвет вызывает радость? (Теплый, светлый, и т. д.)

– В чем состоит идея пейзажей, передав-

ших раздолье родных мест?

– Какими изобразительными средствами и материалами пользуется художник

для воплощения своего замысла?

– Почему все пейзажи такие разные, хотя посвящены одной теме – изображению природы?

– При создании пейзажа особенно важна работа над его композицией. На одних картинах дерево выступает в качестве единственного героя и располагается в центре композиции. В этом случае выразительность пейзажа зависит от характера образа этого дерева. На других картинах композиция состоит из лесных массивов и групп деревьев. При такой композиции важно продумать решение прост-

ранства: передний, средний, дальний план.

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер роняет росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем –

Крылья сложим назад

Слушают учителя.

Отвечают

на вопрос.

Обсуждают, сравнивают, анализируют картины художников-пейзажистов.

Фронтальная работа.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, способность к эстетической оценке произведений искусства, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство».

Познавательные: имеют

способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учи-

теля, родителей, из собственного жизненного опыта) о красоте природы в произведениях художников-пейзажистов.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их

Устные ответы.

Просмотр мультимедийной презентации «Художники-пейзажисты

и их произведе-

ния (И. Левитан,

И. Шишкин)».

Музыкальный фон: пьеса

П. И. Чайковского из цикла

«Времена года»

Беседа на тему «Колорит и композиция в пейзаже».

Веселое, тоскливое, грустное и радостное.

Устные ответы

Физкультминутка.

Пауза общего воздействия

Отвечаютна вопросы.

Выполняют упражнения

Фронтальная работа.

Фронтальная работа

III. Творческая практическая деятельность

Изображение пейзажа своей родной стороны.

Выявление особой красоты пейзажа художественными средствами (гуашь)

– Прочитайте задания в учебнике на с. 18

и приступайте к выполнению по плану:

1. Обдумайте мотивы своего пейзажа, что конкретно будет на нем изображено. Определите средства выразительности. Постарайтесь акцентировать наиболее характерные признаки картины родных мест, знакомой и близкой вам.

2. Начинайте рисунок с разметки уровня горизонта примерно в середине листа.

3. Темно-коричневой краской нарисуйте изгибающийся ствол дерева и несколько коротких веток.

4. С помощью зеленой краски нанесите много коротких диагональных штрихов, накладывая их поверх линий ветвей.

5. Используя краски цвета лайма и светло-

зеленого тона, нарисуйте множество диагональных линий, обозначающих листья.

6. Разместите на дальнем плане деревья мельче и бледнее, на ближнем плане –крупнее и четче

Составляют план работы над рисунком.

Рисуют красками

Индивидуаль-

ная работа.

Индивидуальная работа

Познавательные: умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.

Регулятивные: составляют план и последовательность действий; контроли-

руют сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонения от эталона.

Коммуникативные: зада-

ют вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка

Наблюдение.

Выполнение рисунка

IV. Итог урока. Рефлексия

Выставка работ обучающихся, анализ и эстетическая оценка. Обобщающая беседа

– С произведениями какого русского художника мы сегодня познакомились?

– Рассмотрите выполненные вами рисунки и подумайте, в каких работах удалось передать красоту родной природы.

– Давайте выберем наиболее удачные композиции, удачный колорит.

– Как вы хорошо потрудились! На столах у вас лежат маленькие квадратики бумаги.

Передайте на них свое настроение с по-мощью красок (цветовое пятно, дерево, цветок, дождик, солнце, радуга и т. д.).

– Получился коллаж, пейзаж настроения нашего класса

Рассматривают рисунки, оценивают ра-

боту свою и од-

ноклассников,

сравнивая их с образцом. Быстро рисуют цветовое пятно, природный объект, явление в природе и прикрепляют на отдельный стенд

Фронтальная работа.

Индивидуальная работа

Личностные: понимают значение знаний для че-

ловека, воспринимают произведения искусства; связывают свои наблюде-

ния за природой родного края с оценкой увиден-

ного в произведениях

искусства.

Регулятивные: оценивают свою работу, эмоциональное настроение на уроке и в процессе работы

Устные ответы

infourok.ru

Конспект урока по ИЗО в 4 классе "Пейзаж родной земли"

Класс 4

Тема: «Пейзаж родной земли» 1 четверть, 1-й урок

Тип урока: (по методологическому основанию) ОНЗ (открытие нового знания)

Вид урока: смешанный

Цель методическая: создание условий для формирования ключевых компетенций, развитие творческих способностей учащихся, реализация концепции духовно-нравственного воспитания.

Цель образовательная: Расширить понятие о пейзаже. Уметь анализировать пейзажи отечественных художников, используя понятия теплые и холодные цвета, мотив. Продолжить овладение техникой акварели.  Уметь эмоционально воспринимать произведения жанра пейзажа, уметь выражать своё отношение к ним на примере работ отечественных художников. .

Задачи:

Познавательные действия

1. Находить информацию в учебнике, отделять известное от неизвестного.

2. Делать выводы, оперируя с предметами и их образами.

Регулятивные действия

1. Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии.

2. Работать по предложенному плану, использовать учебник.

3. Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.

Коммуникативные действия

1. Высказывать свои мысли (предложение-текст), вступать в беседу.

2. Слушать и понимать других, в т.ч. выразительно читать чужие тексты.

3. Договариваться о правилах общения.

Личностные результаты

1. Оценивать однозначные поступки как «плохие» или «хорошие» с позиции нравственных и эстетических ценностей.

2. Объяснять оценки однозначно оцениваемых поступков (хорошо/плохо) с позиции нравственных ценностей.

3. В предложенных ситуациях делать моральный выбор поступка.

4. Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.

5. Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей.

Оборудование:

  1. Для учителя: компьютер, экран, электронная презентация, репродукции картин художников, презентация «Пейзаж родной природы», аудио записи Шопен «Вальс дождя», «Нежность», «Осенний вальс», Моцарт

  2. Для учащихся: учебник, альбом, карандаш, ластик, краски, кисти, баночка, палитра, салфетка.

Межпредметные и внутрипредметные связи: искусство, литература, музыка, история.

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Методы и приемы

1

Организационный момент

0,5

Здравствуйте ребята.

Приветствие.

Словесный

2

Мотивационный этап

Прозвенел звонок,

Начался урок.

Будем дружно рисовать,

Мир огромный познавать!

А сейчас загадки снова,

Принадлежности готовы?

1.Косичку без опаски Она обмакивает в краски. 

  1. 2.Разноцветные сестрицы

Заскучали без водицы.

  1. 3.Вы меня перелистали -

Как в музее побывали.

Проверяют рабочие места

Показывают принадлежности:

кисть

краски

альбом.

Личностные: действие смыслообразования, желание выполнять учебные действия

Регулятивные:

правильность выбора учебных принадлежностей

Фронтальная работа

Словесный (рассказ учителя)

3

Целеполагание

2

Ребята, скажите, пожалуйста, что для человека самое дорогое?

Что для вас означает слово Родина?

Слайд 2

- Итак, кто может назвать тему нашего урока?

Мама и Родина

Родина - это наша страна Россия, с её прекрасной природой, людьми, нет на земле человека, который бы не любил природу, не любовался бы её ясным небом, цветущими садами, закатами. Природа всегда нас манит своей неповторимой красотой.

Я думаю, что тема нашего урока «Пейзаж родного края»

Личностные: позитивное отношение к себе и окружающему миру

Познавательные: способность и умение производить простые логические действия (сравнение)

Коммуникативные: умение высказывать своё мнение, аргументировать его, отвечать на поставленные вопросы

Регулятивные: целеполагание

Фронтальная работа

Словесный (диалог)

работа с учебником

демонстрация (репродукций картин)

4

Актуализация знаний

3

Ребята, подумайте, в чём заключается особенность русского национального пейзажа?

- Отлично, действительно, особенностью русского национального пейзажа является изображение природы: леса, полей, деревьев, рек. Русские художники изображают бескрайние поля, простор.

- Чем же отличается природа России от природы других стран?

-Молодцы, взгляните ещё раз на репродукции картин. Изображён ли на них простор, русская красота и загадочность?

- Хорошо, а каких вы знаете художников, изображающих русский национальный пейзаж?

Слайд3

- Молодцы. Кто сможет объяснить значение слов национальный пейзаж?

- Совершенно верно.

Мой друг, что может быть милей Бесценного родного края? Там солнце кажется светлей, Там радостней весна златая, Прохладней легкий ветерок, Душистее цветы, там холмы зеленее,Там сладостней звучит поток, Там соловей поет звучнее.

Художники изображают русскую природу, родные места, лес.

Слушают учителя

Красотой, простором.

Да

Шишкин, Левитан, Кустодиев.

Это изображение русской природы, родных мест.

Личностные: нравственно – этическое оценивание окружающего мира, эмоциональное отношение к нему

Познавательные: умение производить составные логические операции (построение утверждений, рассуждений)

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, объяснять свой выбор, аргументировать его

Фронтальная работа

Словесный (диалог)

Демонстрация (репродукции картин)

Словесный (диалог)

5

Этап выявления места и причины затруднения

5

Зрительное восприятие красоты пейзажа родного края. Работа по учебнику (стр.14-16)

Рассмотрите картины наших великих художников.

  • Какие средства выразительности использовали художники для передачи настроения природы в разное время года?

  • А сейчас какое время года?

  • Как вы думаете есть ли картины художников с изображением осени? Назовите.

Слайд 4-6

А сейчас послушайте замечательное стихотворение Наталии Кнушевицкой «Осенний этюд»

Барабанит дождь по крышам,

На этюды Осень вышла.

Здесь мазок и там мазок-

Зажелтел вдали лесок.

И стоят кругом рябинки

В Ярко-красных пелеринках.

Пруд, как блюдце, был простой-

Стал с каёмкой золотой.

Дождь стучит, стучит по крышам,

А художница всё пишет.

Пишет, пишет много лет

Осень свой автопортрет.

Слайд 7

Какие картины возникают в вашем воображении?

Слайд 8

  • Как называется картина, на которой изображена природа?

  • Дайте определение слову ПЕЙЗАЖ.

Отвечают.

И Левитан, И Шишкин, В Борисов- Мусатов, И. Грабарь

Лето, зима

Светотень, цветовой контраст, композиционный центр и др.

Осень

Да.

Могут быть затруднения в ответах

Душевный трепет, умиротворение, любовь к родной природе)

Отвечают

Пейзаж

Пейзаж - это жанр изобразительного искусства, в котором изображается природа.

Пейзажисты

Личностные: позитивное отношение к себе и окружающему миру

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, использование логических операций (сравнение, построение утверждений, рассуждений)

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли, объяснять выбор, аргументировать его

Регулятивные: волевая саморегуляция

Фронтальная работа

работа с книгой

Словесный (диалог)

работа с книгой

наглядный (слайд-шоу)

Словесный (диалог)

Словесный (диалог)

работа с книгой

наглядный (слайд-шоу)

6

Этап построения проекта выхода из затруднения

2

  • Что вам понадобится для изображения пейзажа?

  • Прочтите рекомендации, данные по изображению пейзажа. (учебник – стр. 18)

дети перечисляют

самостоятельное чтение

живое письмо

(рассуждения учащихся)

смешивание красок прямо в изображении

Коммуникативные (умение выражать свои мысли)

Личностные (ориентация на понимание причин успеха или не успеха выполненной работы)

позитивное отношение к себе и окружающему миру

Познавательные: выбор наиболее рациональных способов решения задачи

Индивидуальная работа

Практический метод (подготовительная работа по созданию пейзажа, тренировочное задание)

7

Этап реализации построенного проекта

1

Композиция, когда предметы стоят на свих местах, но не просто стояли, а чтоб у них была между собой гармония.

Провести линию горизонта, изображения первого плана больше, чем изображения, находящиеся дальше).

8

Этап первичного закрепления с проговариванием

2

Слайд 11

Мы не просто будем писать осенний пейзаж родного края, а постараемся изобразить его разноплановым. Разместим объекты не по одной линии, а те, которые находятся близко, нарисуем в нижней части листа. Это будет передний план.

А вы помните, как надо изображать ближние предметы?

Другие объекты мы нарисуем чуть дальше, т.е. выше на листе (чуть меньше). Это средний план.

И, наконец, изобразим предметы, которые находятся вдали, в верхней части листа. Это дальний план.

Как нарисуем дальние предметы

Объяснение сопровождается показом на образце.

Посмотрите на рисунок.

Можно ли его назвать разноплановым пейзажем?

Слайд 9, 10

Если кто забыл, как изображаются деревья, посмотрите на таблицу, рисунок.

Помните, что дерево можно сравнить с человеком: у человека есть туловище, у дерева – ствол, у человека – руки, у дерева – толстые сучья, на руках у человека – пальцы, у дерева от сучьев отходят тонкие ветки, на пальцах – ноготки, на тонких ветках – листочки или иголки.

У природы также, как у человека может быть разное настроение. Она может быть радостной, грустной, печальной, грозной, спокойной.

Но всегда остается красивой.

Слайд 11

С помощью чего можно передать настроение?

Крупно, ярко, с прорисовкой мелких деталей.

Мелко, без прорисовки деталей.

С помощью теплого холодного цвета

9

Физминутка

1

Выросли деревья в поле!

Хорошо расти на воле!

(потягиваем руки в стороны)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется.

(потягиваем руки вверх)

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки,

(дети машут руками

Даже толстые стволы

Наклонились до земли.

(наклоны вперед)

Так деревья ветер гнет.

(наклоны вправо-влево

взад-вперед)

Он их верти, он их кружит.

Да, когда же отдых будет?

(вращение туловищем)

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина.

10

Этап самостоятельной работы

20

Самостоятельная работа учащихся по изображению пейзажа родной природы.

(Во время работы звучит музыка)

Выполняют.

Коммуникативные (умение выражать свои мысли)

Личностные (ориентация на понимание причин успеха или не успеха выполненной работы) позитивное отношение к себе и окружающему миру

Познавательные: выбор наиболее рациональных способов решения задачи

Индивидуальная работа

Практический метод (подготовительная работа по созданию пейзажа)

11

Этап включения в систему знания и повторения

1

Сегодня вы прикоснулись к миру искусства, став художниками – пейзажистами.

Давайте посмотрим на ваши работы.

Насколько вам удалось передать красоту русской природы, её удивительный и загадочный мир (анализ и оценка)

Вывешиваются готовые рисунки на доску.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, объяснять свой выбор, аргументировать его

Регулятивные: оценка

Фронтальная работа

Словесный (диалог)

12

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

2

Продолжи предложение:

Отразите свое мнение о нашем уроке на осеннем дереве: желтый лист – мне всё понравилось, всё удалось;

оранжевый лист – мне не всё удалось;

красный лист – у меня ничего не получилось.

Отвечают

Выполняют.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, объяснять свой выбор, аргументировать его

13

Домашнее задание.

0,5

  1. Доработать пейзаж.

  2. Подобрать стихи на осеннюю тематику.

Слайд 12.

Записывают.

infourok.ru

Конспект урока по ИЗО по теме "Пейзаж родной земли" (4 класс)

Урок изобразительного искусства

Тема урока: «Пейзаж родной земли» (класс 4, I четв., урок 2, программа Б. М. Неменского)

Цель: изображение пейзажа по замыслу с передачей настроения.

Задачи:

образовательные: познакомить с жанром пейзажа, с художниками-пейзажистами, учить передавать настроение пейзажа красками;

развивающие: развивать воображение и фантазию, навыки смешивания красок, речь;

воспитательные: воспитание любви к природе, культуры общения.

Методы: словесные – беседа, рассказ, объяснение; наглядно-иллюстративный, проектный.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Форма урока: комбинированный урок.

Формируемые УУД: умение слушать, анализировать и формулировать ответ; умение точно сформулировать мысль; умение планировать свои действия, использовать художественные материалы в создании образа; умение различать средства художественной выразительности.

Оборудование для учителя: мультимедийный проектор; ноутбук; экран; изображение деревьев (уч. пособие).

Оборудование для учащихся: бумага формата А4, карандаш, гуашь, кисти, палитра, вода.

Зрительный ряд: И. Левитан. «Золотая осень».

Музыкальный ряд: П.И. Чайковского из цикла «Времена года», октябрь.

Литературный ряд: Г. Ладонщиков. «Родная земля».

Ход урока

Предварительная работа:

наблюдение учащихся за особенностями окружающей природы, фотографирование природы в разное время суток.

Цель: наблюдение за состоянием природы в разное время суток, отмечая цветовые особенности.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Организационный момент – 1 мин.

Приветствует детей под запись муз. П.И.Чайковского из цикла «Времена года» - метод эмоционального погружения.

Приветствие.

Регулятивные УУД: самооценка готовности к уроку, умение слушать

  1. Изучение нового учебного материала – 15 мин.

2.1 Введение: стихотворение, мини-проект – 8 мин.

Цель: осуществление деятельности по реализации продукта мини-проекта

- Послушайте стихотворение и постарайтесь сформулировать тему нашего урока, обоснуйте.

- Сейчас Петя Н. расскажет нам о пейзаже. Тема его выступления «Пейзаж в произведениях русских художников» (презентация, 5 мин., мини-проект)

Ученик читает стих.: Георгия Ладонщикова «Родная земля»

Холмы, перелески,

Луга и поля —

Родная, зелёная

Наша земля.

Земля, где я сделал

Свой первый шажок,

Где вышел когда-то

К развилке дорог.

И понял, что это

Раздолье полей —

Частица великой

Отчизны моей.

По каждой картине Петя Н. просит учащимся высказываться (дополнять).

Слайд 1: Пейзáж – жанр изобразительного искусства, изображающий природу. В переводе с французского языка «пейзаж» – «вид местности».

Слайд 2: Природа России – любимая тема художников. Они видят её по-разному. Пейзажи А.Саврасова раскрывают красоту скромных сельских мотивов («Грачи прилетели», «Зимний пейзаж»).

Слайд 3: Природа России на картинах И.Левитана вызывает у каждого зрителя определённое настроение: тревожное, умиротворённое, мажорное («Осень в Сокольниках», «У омута», «Золотая осень».

Слайд 4: Художники оказывают большое влияние на понимание красоты природы, её особенностей. И.Шишкин создал величественный образ русской природы («Корабельная роща»).

Слайд 5: ответь на вопросы:

*как называются картины, изображающие природу?

*какие бывают пейзажи по времени суток?

*какие бывают пейзажи по времени года?

*какие бывают пейзажи по географическому положению?

Регулятивные УУД: умение слушать.

Коммуникативные УУД: умение обоснованно формулировать ответ

Познавательные УУД: умение самостоятельно выделять и формулировать проблему, ставить цель; отбирать информацию, полученную из различных источников.

Коммуникативные УУД: умение обоснованно формулировать ответ

2.2 Рассказ по картине – 5 мин.

- Используя вопросы, составьте рассказ по картине И.Левитана «Золотая осень»:

*Что изображено на картине?

*Какое настроение вызывает у вас эта картина?

*Что вы чувствуете?

*Что можно сказать о характере пейзажа?

*Какие цвета использовал художник?

*Какие художественно- выразительные средства использовал художник?

Работа в парах, один отвечает устно.

Коммуникативные УУД: умение работать в парах, выражать мысли

Познавательные УУД: овладеть умением анализировать, характеризовать красоту природы.

2.3 Беседа, поясняющая задание – 2 мин.

- Подумайте, какой пейзаж вам близок по настроению, какой пейзаж вы будете изображать. Подумайте о средствах художественно- выразительные и о композиционном заполнении листа.

Планируют практическую деятельность.

Регулятивные УУД: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

  1. Практическая деятельность учащихся – 23 мин.

Индивидуальная работа

Изображают характерные особенности пейзажа родной земли. Рисование по собственному замыслу.

Предметные УУД: умение использовать выразительные средства живописи

Регулятивные УУД: умение осуществлять пошаговый контроль

  1. Итог урока – 5 мин.

Организация выставки,

рассказ о своём рисунке

пейзажа по желанию.

Учитель говорит о

достоинствах детских работ.

- В каких видах искусства можно изобразить пейзаж?

В ИЗО, литературе, музыке, фотоискусстве.

Коммуникативные УУД: умение строить речевое высказывание в устной форме.

  1. Рефлексивный анализ – 1 мин.

-Выясните степень осознания изученного материала.

Какие знания я унесу с урока.

Регулятивные УУД: умение оценивать результаты.

infourok.ru

Конспект урока по ИЗО "Осенний пейзаж"

МБОУ СШ № 3

МБОУК ДОД «ДХШ им Б.Н. Бедина»

г.Выкса

Конспект интегрированного урока по изобразительному искусству:

« Осенний пейзаж»

Учитель: Никулина Оксана Александровна

Г. Выкса, 2014

Тема урока: « Осенний пейзаж»(2 ЧАСА)

Цель: нарисовать осенний пейзаж.

Задачи:

Образовательная:

• Закрепить умение отличать пейзаж от картин другого жанра.

• Закрепить умение создавать композицию.

Развивающая:

• Развивать умение выполнять рисунок пейзажа, используя законы линейной и воздушной перспективы, подбирать цветовую гамму, характерную для определенного этапа осени.

• Развивать кругозор, воображение.

Воспитательная:

• Воспитывать любовь к природе, эстетические чувства.

Оборудование урока: бумага, карандаш, ластик, краски акварельные, гуашевые,

кисти (широкие, узкие), баночка с водой, палитра, тряпочка.

Зрительный ряд: детские рисунки об осени, картины Левитана « Осенний день. Сокольники»,

« Золотая осень», « Поздняя осень»,карточки с изображением деревьев разных пород.

Звуковой ряд: аудиозапись "Времена года” П.И. Чайковского, Вивальди « Осень», стихи русских писателей об осени.

Организаторы : учителя природоведения, литературы, музыки, ИЗО…..при небольшой корректировке возможно проведение урока только учителем ИЗО.

Тип урока: интегрированный

Методы: словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый.

Форма работы: индивидуальная.

Результаты обучения:

Личностные: восхищаться красотой родной природы и творчеством художника

Левитана, осознать потребность в общении с природой, развивать духовную и эмоциональную сферы, развивать воображение, способность к созданию художественного образа.

Метапредметные: учиться слушать и слышать, смотреть и видеть, наблюдать, участвовать в диалоге, высказывать свое мнение, размышлять об изображении.

Предметные: развивать навыки работы карандашом и акварелью, умение создавать композицию

с применением законов линейной и воздушной перспективы.

1 ЧАС

План урока:

1.Организационный момент (1 мин).

2.Сообщение темы и цели урока. (1 мин).

3.Объяснение нового материала (20 мин).

4.Порядок выполнения работы.(2 мин)

5.Самостоятельная работа (15 мин).

6.Подведение итогов и оценка работ (1 мин).

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

2.Сообщение темы и цели урока.

3.Объяснение нового материала

Учитель: Ребята, какие жанры изобразительного искусства вы знаете? (Ученик: Натюрморт, пейзаж, портрет)

Учитель: Что изображают художники в пейзажах? (Ученик: Природу: деревья, лес,речку).

Учитель: Как называют художников, которые рисуют природу? (Ученик: Пейзажистами)

Учитель:

Осень. Ее рисуют художники, ее прославляют в своих произведениях музыканты ,ее описывают в стихах поэты.

Осенние дни рождают у нас разные настроения. Холодный и пасмурный день отзывается в душе тоской и печалью, а солнечный, теплый – рождает, светлую радость. Осень – самое выразительное время года! Так и хочется застыть в восторге от разноцветья осенних красок.

На доске представлены картины известного художника Левитана , которые отображают 3 этапа осени.

Учитель: Какие изменения происходят в природе осенью?( Ученик: С наступлением осени в природе происходит похолодание! Происходят изменения в неживой природе, связанные с погодой : облачность, осадки, температура становится ниже (даже заморозки ). Поэтому, люди надевают более тёплую одежду . Животные активно готовятся к зиме : накапливают жир, запасаются продуктами ...Деревья меняют окраску листьев и сбрасывают их ...Многие растения плодоносят. Насекомые прячутся, птицы улетают на юг.)

Учитель:

Листопад – замечательное явление природы, оправданное с биологической точки зрения. Опавшая листва дает деревьям возможность отдохнуть и подготовиться к длинной зимней спячке. Без листьев деревья потребляют меньше воды, меньше скапливают снега на своих голых ветках, а, значит, риск механических повреждений снижается. С листьями деревья сбрасывают всех вредных насекомых, которые погибнут в зимнее время года. Именно во время листопада наступает период бабьего лета. Последние максимально теплые температуры радуют умеренным солнцем. Поспевают поздние фрукты, которые наполняются сладостью и особым ароматом. Ночью уже чувствуется дыхание близких холодов, но днем очень красиво и умиротворенно.

Бабье лето длится недолго, начинаясь в 20-е числа сентября, оно заканчивается с наступлением следующего месяца, его сменяют первые серьезные признаки осенних ненастий. На землю опускается густой туман, липкий и молочный, наполняющий воздух прелой сыростью.

Для чего нужен деревьям листопад.

Листья - это легкие дерева. Без них невозможен фотосинтез - процесс, который является для растения и дыханием, и питанием одновременно. Лучше всего фотосинтез протекает, когда дереву достаточно света и тепла. Поэтому с первыми лучами весеннего солнца они начинает распускать юные клейкие листочки. Но в зимние холода листья становятся обузой. И первая причина, побуждающая дерево избавиться от пышной кроны - это недостаток влаги и холод. Зимой верхний слой почвы промерзает, и добывать из него воду становится невозможно. Листья испаряют очень большое количество влаги. Если бы растение не сбросило их в зимние холода, оно погибло бы от жажды. Еще один веский повод избавиться от листвы - зимние осадки. Бывает, даже без листьев снег и наледь, налипая на ветки, своей массой ломают дерево. А представьте, сколько такого груза скапливалось бы на листьях! Немногие деревья дожили бы до весны в целости и сохранности..Верным признаком того, что листопад скоро начнется, является пожелтение или покраснение листвы. Это происходит оттого, что от недостатка дневного света не успевает восстанавливаться хлорофилл - вещество, участвующее в процессе фотосинтеза и окрашивающее лист в зеленый цвет. Его постепенно замещают другие вещества, отчего лист и меняет окраску. С понижением температур приходит холодный фронт, который приносит холодную воздушную массу. Ветра меняют свои направления и усиливаются, принося с собой осадки и непогоду. Если это происходит постепенно, то осень получается слякотная, затяжная. Кучево-дождевые облака несут с собой большое количество осадков. Если смена климатов происходит резко, то нередко можно увидеть еще в начале осени дожди со снегом, сильные ветра, появление различных холодных циклонов. Ближе к декабрю температура воздуха падает до низких отрицательных отметок, которые уже сковывают водную поверхность первой коркой льда. Лед еще не совсем крепкий, поэтому вода несет его вниз по течению, образуя осенний ледоход. В середине осени землю покрывает гололед, он образуется только при условии легкого мороза, который не дает дождю превращаться в снег. Воздух уже холодный, но земля еще не настолько остыла, чтобы все вокруг покрылось белым покрывалом снега – первого предвестника сильного мороза. Так природа подготавливает переход к зиме, долгой и затяжной, снежной и холодной. Морозное дыхание уже чувствуется в холодных ночах, а ненастье и слякоть перестраивают вокруг все живое, вводят его в спячку, помогающую справиться с приближающимися холодами.

Учитель:

Взгляните на картину Левитана « Осенний день. Сокольники»

Осенний ненастный, но тихий и задумчивый день. Высоко подняли в небо вершины большие сосны, и рядом с ними по бокам аллеи стоят маленькие, недавно посаженные клены в золотом осеннем уборе. Далеко вглубь уходит, слегка загибаясь, аллея. А прямо на нас, в обратном направлении, медленно движется задумчивая женская фигура в темном платье. Левитан стремится передать влажность воздуха ненастного осеннего дня: даль тает в дымке, воздух ощущается и в небе, и в голубоватых тонах внизу, под большими деревьями, и в смазанности очертаний стволов и крон деревьев. Общая приглушенная цветовая гамма картины строится на сочетании мягкой темной зелени сосен с серым небом, голубизной тонов внизу под ними и в контрасте с теплым желтым цветом кленов и их опавших листьев на дорожке. Воздушность играет важнейшую роль в передаче состояния и эмоциональной выразительности пейзажа, его осенней сырости и тишины. Противопоставление громадности пространства неба и высоты сосен сравнительно маленькой фигурке делает ее такой одинокой в этой пустынности парка.

Период ранней осени изображает художник на своей работе. Еще много в природе зеленых красок..кое-где лишь желтые оттенки.

« Осенний день . Сокольники»

Учитель:

«Золотая осень»

Роща пылает кострами берез. Золотыми россыпями светится земля. Плавно несет свои холодные воды – голубая река, в которой отражаются: прозрачная голубизна неба, желтые и рыжие обрывистые берега, красноватые ветки и багряные листья кустарников. Мы видим березки, густо усыпанные желтыми листьями, осинки, с которых уже слетела листва. .Красавица – березка одиноко стоит на берегу реки. Осенний воздух свеж и прозрачен. Левитановская осень – праздник золота и синевы. Радостный праздник красоты. И немного грустный: ведь эта красота – прощальная. Скоро зима. Осень на картине передает печаль прощальных дней, печаль падающих листьев, пожухлых трав, предзимнего солнца, слабо пригревающего землю.

Художник находит чистые, звонкие тона для медных крон берез, тусклые, приглушенные для зелени трав, холодные, иссиня-фиолетовые для неподвижной поверхности воды с ясными отражениями берегов в ней. Он уводит взгляд зрителя далеко в глубину картины, вслед за исчезающим среди полей ручьем. Рисуя тонкие и стройные стволы берез, он создает тот едва уловимый лирический мотив, который заставляет ощутить поэзию русской природы. Поэтому Левитана называли «певцом русской природы»

«Золотая осень»

Учитель:

«Поздняя осень»

Очередной потрясающий пейзаж Левитана «Поздняя осень». Эта пора – одно из любимейших его времен года. Конечно, невозможно не воспеть красоту осени с ее буйством красок увядающей природы. Природа изображена без излишнего лоска именно такой, какой она представляется зрителю в реальности. Сумерки. На небе сгустились тучи. Возможно, идет дождь. Скорее всего, дождь идет уже не одну неделю – не переднем плане уже успела образоваться достаточно большая лужица. В лужице плавают желтые листья, словно кораблики, подобные тем, что спускает по первым весенним ручейкам малышня. Поля убраны, поодаль можно наблюдать стог сена.Весь пейзаж в напряжении и ожидании. Еще немного и наступит зима. Природа уже готова к «смерти», вслед за которой, несомненно, наступит возрождение. С берез уже облетели листья – они стоят совсем голые, кажется, что им холодно, и потеснее прижались друг к другу. Лес в ожидании: в ожидании холодов, заморозков, первого снега. Еще немного и эта еще довольно цветная картинка сменится однообразной белой заснеженной равниной.На заднем плане вечнозеленые ели и пожелтевшие листья других деревьев. Вся трава уже давным-давно желтая и пожухлая. Небо совсем пасмурное и беспросветное.Поздняя осень в картине художника.

«Поздняя осень»

Учитель:

Я хочу зачитать вам стихи поэтов об осени. Попробуйте найти соответствие между стихотворением и картиной.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой... (И. Бунин) ……..( Ученик: « Золотая осень»)

Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес.

Ель надломленная стонет,

Глухо шепчет темный лес.

На ручей, рябой и пестрый,

За листком летит листок,

И струей, сухой и острой;

Набегает холодок.( Н.Некрасов)………… (Ученик: « Поздняя осень»)

Облака кружатся,

Собираясь в стаи,

Вдаль бежит дорога,

Мокрая. Пустая,

И желтеют листья

В сумрачной аллее.

Небо всё темнее,

А она – светлее ( И. Цехович )……( Ученик: « Ранняя осень»)

Все художники изображали свои картины, передавая законы линейной перспективы .

Учитель: Что такое перспектива?( Ученик: Перспектива – это система отображения на плоскости глубины пространства.)

Какие законы линейной перспективы вы знаете?

(Ученик:

1 Параллельные линии, удаляющиеся от наблюдателя вдаль, сближаются и сходятся в одной точке на линии горизонта (вспомним дорогу или рельсы, уходящие вдаль)

2.Одинаковые предметы и объекты при удалении от наблюдателя кажутся меньше размером и сходятся в одной точке на линии горизонта (вспомним столбы вдоль дороги)

3. Ближние предметы видим четко , а дальние обобщенно.

4. Ближний предмет рисуется на листе ниже, а дальний выше.)

Рассмотрим правила линейной перспективы на примере картины « Золотая осень»

Как расположена линия горизонта?

Глубокая перспектива или близкая?

Перечислите законы линейной песпективы.

(Ученик: Линия горизонта чуть выше середины листа. З плана. Глубокая перспектива. Ближние деревья крупнее, дальние меньше. Река на переднем плане шире, на дальнем уже. Ближние деревья находятся на листе ниже и видны четко, дальние выше и видны обобщенно)

4. Порядок выполнения работы.

  • Обдумать сюжет.

  • Провести линию горизонта.

  • Наметить предметы на листе общими линиями.

  • Прорисовать, начиная с главного предмета с переднего плана. В работе соблюдать правила перспективы, соразмерность предметов, передавать характерные особенности разных пород деревьев .

  • Уточнить детали, проверить рисунок.

5.Самостоятельная работа.

Во время самостоятельной работы звучит музыка Чайковского

« Времена года»

Охота.

Осенняя песня.

На тройке.

Эти композиции отображают 3 осенних месяца: сентябрь, октябрь, ноябрь.

Учитель:

Первые дни осени приносят с собой возможность предаваться любимой забаве, как господ, так и простолюдинов – охоте. Чайковский начинает пьесу с громких аккордов – зова охотничьих рожков. Быстрое аллегро в середине пьесы имитирует погоню и взмыленных лошадей, нетерпеливых всадников, наклонившихся в седле.Страсть сентябрьской охоты разгорается от радости поймать добычу и заготовить на зиму припасы. Небывалый азарт только успевает захватить слушателей, как лирическая мелодия рисует в воображении крадущихся по следу зайца гончих, веселую и шумную погоню и финал – ловлю беглеца и конец охоты.

Звучит музыка Чайковского «Осенняя песня»

Учитель:

« Осенняя песня»

По ветру летят желтые листья, осыпающиеся с деревьев в саду. Слышится стук спелых яблок, падающих на крышу, грустный шелест листвы и печаль увядающей природы передают тихие аккорды, вот в середине пьесы легкие трели напоминают о теплых лучиках солнца, проскальзывающих в сад и освещающих золото убранства деревьев.Трепетное чувство, охватывающее душу, дарит последнюю надежду на тепло, а затем природа вздыхает, темп замирает и затихает. Лирическая зарисовка пьесы очень душевна, она дает насладиться запахом костра и прозрачным осенним воздухом со свежестью первых, вечерних заморозков.

Учитель:

«На тройке»

Чайковский пьесу «ноября» посвятил исконно русскому сюжету – быстрой езде на тройке лошадей, радости первому снегу и пока ещё не колючему ветру, овевающему щеки. Морозы уже бодрят, но солнце светит ярко, и снег блестит по копытами мчащихся коней.Зимний пейзаж прекрасен, его подчеркивает аллюр – темп, взятый в середине произведения, а грустные отголоски высоких и тонких нот сменяются приближением звука колокольчика, протяжной песней ямщика – мелодией, затихающей вдали.

6.Подведение итогов и оценка работ

В конце урока проводится анализ лучших работ. Важно, чтобы дети сами смогли акцентировать внимание на лучших моментах.

Тема урока: « Осенний пейзаж»(2 ЧАСА)

2 ЧАС

План урока:

1.Организационный момент (1 мин).

2.Сообщение темы и цели урока. (1 мин).

3.Объяснение нового материала (15 мин).

4.Порядок выполнения работы.(2 мин)

5.Самостоятельная работа (20 мин).

6.Подведение итогов и оценка работ (1 мин).

ХОД УРОКА

1.Организационный момент .

Учитель:

Осень наступила ,

Высохли цветы

И глядят уныло голые кусты.

Вянет и желтеет травка на лугах

Только зеленеет озимь на полях ...

2.Сообщение темы и цели урока.

Учитель:

Сегодня мы продолжаем работать по теме « Осенний пейзаж» Выполняем работу в цвете, передавая красками определенный этап осени.

3.Объяснение нового материала.

Учитель:

С каким художником вы познакомились на прошлом уроке?

С какими картинами Левитана познакомились?

К картинам какого жанра относятся его работы?

Что такое пейзаж?

Как художник цветом передает разные этапы осени в своих картинах?

(Ученик: « Сокольники»

Бледное небо, серые оттенки, наличие зеленых красок в работе, небольшое количество желтых.

« Золотая осень»

(Ученик: Бледно- голубое н ебо, зеленая с цветом охры трава, желтые, бордовые , оранжевее оттенки на поверхности деревьев. Сизый цвет воды.)

« Поздняя осень»

(Ученик: Мрачное небо. Оттенки синие, фиолетовые, черные с белилами. Трава грязная : коричневые, зеленые и оттенки охры. Деревья темно зеленые, темно коричневые, сине –коричневые)

Учитель:

Что такое воздушная перспектива?( Воздушной перспективой называют кажущиеся изменения некоторых признаков предметов под воздействием воздушной среды и пространства)

Учитель:

Воздух – прозрачная среда. Но прозрачность его постоянно меняется из - за мельчайших частиц пыли и влаги, в нем содержащихся. Обволакивая предмет, воздух меняет его внешний вид. Загрязненность и замутненность воздуха не только смягчает границы удаленных предметов, она изменяет светлоту их поверхности. Как бы чист и прозрачен не был воздух, он содержит мутные частицы. Они изменяют не только яркость, но и цвет удаленных поверхностей.

Учитель:

При малой концентрации частиц дымка придает удаленным предметам фиолетовый оттенок.С увеличением толщи воздуха и частиц, в нем содержащихся, в воздухе происходит рассеивание не только фиолетовых, но и других лучей – синих и голубых.Воздушная синяя и голубая дымка окутывая дальние предметы, придает им синие и голубые оттенки.

При изображении пейзажа необходимо соблюдать законы воздушной перспективы.

Назовите законы воздушной перспективы, известные вам?

(Ученик:

1: Удаленные от наблюдателя объекты выглядят голубыми, синими, фиолетовыми или беловатыми в зависимости от плотности воздуха между наблюдателем и объектом.

2: Светлые объекты вдали темнеют, а темные — светлеют.

3: Ближние предметы изображаются объемно и разными цветами, дальние — плоско и одинаковыми по тону.

4: Ближние предметы изображаются в деталях, а дальние — обобщенно.

5: Контуры ближних объектов нужно делать резкими, а дальних — мягкими.)

Рассмотреть законы воздушной перспективы на примере картин Левитана.

4.Порядок выполнения работы в цвете

  • Определить этап осени и цветовые характеристики предметов.

  • Покрыть небо толстой кисточкой крупными мазками.

  • Покрыть плоскость земли. Ближе к линии горизонта рисовать траву более светлыми красками.

  • Прописать задний, средний и ближний план последовательно, применяя законы воздушной перспективы. Необходимо помнить об освещении и градациях светотени.

  • Прорисовать более четко предметы на переднем плане: стволы деревьев

.

5.Самостоятельная работа

Во время работы звучит композиция Вивальди « Осень».

Концерт №3 фа мажор «Осень»

Учитель:

Сонет Вивальди рассказывает о том, что пока одни крестьяне спят, устав от веселья и крепкого вина, остальные завершают свою радость от праздника охотой. Они находят в бору след зверя, спускают на беглеца свору гончих, трубят и настигают слабеющее животное. Это символизирует в какой-то степени и саму осень, когда яркие краски природы увядают, начинается листопад и природа затихает, готовится к зимней спячке.

Принцип построения музыкальной мелодии в первой части, в которой преобладает темп Allegro, где пассажи скрипки соединяются с басами, повторяются, звуки летят весело, легко и восторженно и постепенно стихают. Вторая часть этого концерта – тихие и безмятежные напевы темпа Adagio, в котором главным организующим фактором становится гармония. Спокойствие и некоторое оцепенение вызывает унисон виолончели, органа и контрабаса, аккорды отделены друг от друга, амплитуда звучания медленно раскачивается, уходит вниз и замирает.Третья часть концерта – поздняя осень с трублением охотничьих рожков и гоном зверя. Быстрый ритм Allegro выражен танцевальным жанром, рисующими четкую картину – скачка на конях, погоня и логическое завершение охоты, когда басовые голоса продолжают звучание скрипок, скандируют ритм и выдерживают паузу, создавая впечатление остановки мелодии.

6.Подведение итогов и оценка работ

infourok.ru