Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Профессии». Конспект занятия по развитию речи подготовишки


Конспект НОД с воспитанниками подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» на тему "Мы теперь подготовишки" - Занятия, конспекты - Дошкольное образование - Методическая копилка - Международное сообщество педагогов "Я

Тема: Мы теперь подготовишки

Цель: Расширять и уточнять знания детей о школе.

Психолого-педагогические задачи:

1.Продолжать упражнять детей в подборе существительных со сходным и противоположным значением.

2.Формировать умение детей образовывать существ-е единственного числа родительного падежа.

3.Активизировать в словаре детей слова с обобщающим значением.

4.Воспитывать интерес к учебной деятельности.

Вид детской деятельности, лежащей в основе непосредственно образовательной деятельности : коммуникативный.

Форма работы с детьми: фронтальная.

Методы и приемы: Наглядный, словесный (вопросы, разъяснение, указания, поощрение),художественное слово (загадки), практический (физминутка).

Предварительная работа: беседа о школе.

Ход:

1. Создание образовательной ситуации

В: Зашуршали под ногами

Листья с желтыми боками.

Стало сыро, стало голо,

Собираться надо в школу.

Я тетрадки еле-еле

Разместил в своем портфеле

Среди ягодок рябины,

Листьев клена и осины,

Желудей и сыроежек…

И, наверное, Олежек,

Мой сосед по парте спросит:

"Что все это?" "Это – …»(Т. Агибалова)

Д: Осень

В: О каком времени года говорится в стихотворении?

Д: Об осени.

В: Как вы поняли, что стихотворение про осень?

Д: На улице стало сыро.  Дети пошли в школу. Листья стали желтые.

2.Мотивация детей на предстоящую деятельность.

В: Кто-то бросил нам в оконце, посмотрите, письмецо!

Может, это лучик солнца, что щекочет мне лицо?

Может, это воробьишко, пролетая, обронил?

Может, кто письмо, как мышку, на окошко заманил?

В: Как вы думаете от кого это письмо?

Д: От Буратино

В: «Здравствуйте дети. Осенью мне нужно идти в школу, но я потерял очень важный предмет, который мне понадобится в школе. Помогите». Хотели бы вы помочь Буратино?

Д: Да. Конечно.

3.Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми.

В: Для этого вам нужно выполнить 5 заданий. За каждое правильно выполненное задание вы получите букву. Составив из букв слово, вы узнаете, что же потерял Буратино.

Буратино мы поможем,

Все задания решим,

Мы хорошие ребята

Хоть пока что дошколята.

4.Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым.

Дид. игра «Собери портфель»

В: Как вы думаете, что это?

Д: Портфель

В: Как сказать по-другому?

Д: Ранец, рюкзак.

В: Но он пустой. Давайте поможем Буратино его собрать. Отгадаете загадки и увидите отгадки. (Отгадки воспитатель выкладывает на стол)

Перед нами тесный дом

Карандаш и ручки в нем.

Школьник этот дом узнал.

Как зовется дом?...(пенал).

Грамоты не знаю,

а весь век пишу. (ручка)

У карандаша простого

Есть помощница одна:

Если сделает ошибку,

Вмиг сотрет ее она.(ластик)

Я люблю прямоту, Я сама прямая.

Сделать новую черту

Вам я помогаю.

Что-нибудь без меня

Начертить сумей-ка.

Угадайте-ка, друзья,.

Кто же я?-…(линейка).

Если сломан карандаш –

Я помощник верный ваш.

Я как врач, его лечу –

Быстро, остро заточу.(точилка)

То я в клетку, то в линейку

Написать по ним сумей кз!

Можешь и нарисовать...

Что такое я?...(тетрадь)

В: Как назвать все это одним словом?

Д: Школьные принадлежности.

В: Молодцы ребята, все загадки отгадали и за это получите первую букву. Назовите её.

Д: Буква «А».

 

Дид. игра «Чего не стало»

В: Дети, как нужно обращаться со школьными принадлежностями?

Д: Ответы детей

В: Наш Буратино очень рассеянный. Давайте проверим какие вы внимательные.

Ты мой друг, и я твой друг

Собирай быстрее круг

Ты дружок отвернись

По сигналу повернись. (Дети встают вокруг стола, на котором находятся школьные принадлежности)

В: Чего не стало?

Д: Не стало ручки и т.д.

В: Молодцы, вы очень внимательные, получите вторую букву. Назовите ее.

Д: Это буква «Р»

 

Дид. игра «Наоборот»

В: Ребята, Буратино очень часто говорит наоборот.

 Карандаш острый, а наоборот (тупой).

 Книга толстая, а наоборот…

 Портфель полный, а наоборот…

 Ластик мягкий (твердый), грязный, а наоборот…

 Ручка новая, а наоборот…

 Тетрадь чистая, а наоборот…

Пенал большой, а наоборот….

В: Молодцы, получите третью букву. Назовите её.

Д: Буква «У».

 

Дид. игра «Четвертый лишний»

В: Ребята, как вы думаете, где продают школьные принадлежности? Приглашаю вас в магазин канцелярских товаров. Перед вами расположены картинки школьных принадлежностей. Посмотрите и скажите, какая картинка лишняя. И почему? Молодцы ребята, получите четвертую букву. Назовите её.

Д: Буква «К»

 

Физминутка.

В: На переменах Буратино любит подтягиваться и наклоняться. Давайте подтянемся вместе с ним.

Буратино потянулся, раз-нагнулся, два-нагнулся,

 Руки в стороны развел, видно ключик не нашел,

 А чтобы ключик нам достать

 Нужно на носочки встать.

 

Упр. «Лабиринт»

В: Ребята, мы Буратино портфель собрали. А дорогу в школу он забыл. На ваших столах лежат карта-план. Может быть, вы найдете и нарисуете самый короткий путь до школы. Сначала попробуйте пальчиком, а потом карандашом. (дети выполняют задание).

-Молодцы ребята, получите пятую букву. Назовите её.

Д: Буква «Ч».

 

В: А теперь попробуйте из букв составить слово. Дети составляют слово. Какой же предмет потерял Буратино?

Д: Ручка.

В: Почему ручка важный предмет?

Д: Потому что ей пишут.

 

Подведение итогов, деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей.

В: Ребята, какой совет вы бы дали Буратино?

Д: Нужно следить за своими вещами. Хорошо учиться в школе, слушать учителя.

В: Какое задание вам понравилось? Почему? Что нового вы узнали?

Буратино мы с вами помогли,

Все задания с легкостью прошли,

Портфель быстро мы собрали,

Путь до школы указали.

 Буратино в школе не ленись,

 На пятерки и четверки ты учись.

ya-uchitel.ru

Конспект занятия по развитию речи "Подготовишки"

Развитие речи. «Подготовишки»

Цель: Побеседовать с детьми о том, как теперь называется их группа и почему, выяснить, хотят ли они стать учениками. Помогать детям правильно строить высказывания.

Материалы и оборудование: Картинки – путаницы, кукла – школьница Аня, собранный не правильно портфель.

Ход Занятия:

: Зашуршали под ногами

Листья с желтыми боками.

Стало сыро, стало голо,

Собираться надо в школу.

Я тетрадки еле-еле

Разместил в своем портфеле

Среди ягодок рябины,

Листьев клена и осины,

Желудей и сыроежек…

И, наверное, Олежек,

Мой сосед по парте спросит:

"Что все это?" "Это – …»(Т. Агибалова)

Д: Осень

В: О каком времени года говорится в стихотворении?

Д: Об осени.

В: Как вы поняли, что стихотворение про осень?

Д: На улице стало сыро.  Дети пошли в школу. Листья стали желтые.

В – Ребята, посмотрите кто к нам пришел в гости. Это кукла-школьница Аня. Но только она почему-то грустит

Д- Аня,почему ты грустишь?

В- а грустит она потому что потерялась.

Давайте, расскажем Ане куда она попала и в какую группу.

Д – расскажем.

  Мы самые старшие в детском саду, –

 – А как называется наша группа? Подготовительная к школе.

   Как вы думаете, что нужно уметь, чтобы было легче учиться в школе? Не забывайте, отвечая на вопросы, контролировать свою речь. Теперь вам это уже по силам. Итак, что, на ваш взгляд, необходимо уметь будущему школьнику?

   Напомнить детям, что желательно употреблять в речи такие формы обращений, как: «Я думаю, что…», «Мне кажется, что…».

   В - Это позволит не обидеть товарища, высказывая сомнение в правильности его суждений

   Читать и писать вас обязательно научат в школе.

Игра «Наведем порядок в портфеле»

 – А сейчас нам надо научиться слушать и слышать педагогов; работать не отвлекаясь; толково, понятно рассказывать о чем-либо, пересказывать; быть самостоятельными в своих суждениях и поступках. Справимся? Давайте проверим, умеете ли вы слушать и слышать».

Воспитатель читает первые две строки из четверостишия М. Лапыгина:Кран открой – пойдет вода.Как она пришла сюда?

   Отвечайте! (Дети часто не обращают внимания на слово «кран» и делятся своими познаниями о том, откуда берется вода.)

   А ответ прост:В дом, сад, огородПровели водопровод».

Физминутка.

   Рассматривание картинки-путаницы

задание: «Я даю вам три минуты на то, чтобы вы рассмотрели картинку. Разговаривать при этом нельзя. Потом вы расскажете, что на ней не так. Я засекаю время… Покажите (на пальцах), сколько несуразиц вы обнаружили. А теперь перечислите, что не так на картинке».

   Ответы детей.

   итог: «Убедились, что быть внимательными совсем не просто. На наших занятиях мы научимся быть внимательными».

07.09.2018

1) Развитие речи

«Подготовишки»

Цель: Побеседовать с детьми о том, как теперь называется их группа и почему, выяснить, хотят ли они стать учениками. Помогать детям правильно строить высказывания

2) Физическое развитие

по плану педагога

multiurok.ru

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе по ФГОС

Полный конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе детского сада поможет воспитателю организовать занятие по теме «Профессии».

Задачи

  1. Закрепить знание названий профессий, дополнить новыми.
  2. Увеличить активный словарь детей новыми понятиями по теме «Профессии».
  3. Развивать навыки связного рассказывания с опорой на сюжетные картины.
  4. Совершенствовать познавательные процессы и коммуникативные навыки.
  5. Тренировать мелкую моторику.

Этот конспект подходит для открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе детского сада.

Методические приемы

В ходе занятия используются следующие методические приемы:

  • использование игровых моментов;
  • применение наглядных материалов, раздаточных картинок и сюжетных изображений;
  • последовательное формирование навыков составления рассказа с помощью незаконченных предложений;
  • предметное поощрение активной самостоятельной работы детей (жетоны).

Эти приемы имеют в подготовительной группе детского сада не меньшее значение, чем при работе с детьми более младшего возраста.

Материал

Используются следующие материалы:

  1. Игра «Профессии»
  2. Серия сюжетных картин «Экскурсия на фабрику мороженого»
  3. Кукла Пин (из серии Смешарики)
  4. Раздаточные карточки для артикуляционной гимнастики
  5. Мяч
  6. Запись веселой мелодии
  7. Жетоны

Ход занятия

Вводная часть

Воспитатель приветствует детей, они рассаживаются по местам. В это время звучит веселая музыка, перед педагогом оказывается игрушечный самолет. Музыка прекращает звучать. Педагог говорит:

«Дети, кажется к нам кто-то прилетает в гости. Давайте попробуем угадать его имя. Послушайте загадку:

Птица я, хоть не летаю,А на льдине загораю.Рыбу сам ловлю и ем,Стужи не боюсь совсем.

Дети угадывают название птицы, взрослый продолжает:«Вы правильно догадались, что эта загадка про пингвина, но как же нам угадать его имя? Нужна подсказка.»

В это время из самолетика на стол опускается небольшой рюкзачок. Из него педагог достает разводной ключ, молоточек, отвертку. Детям предлагается назвать все одним словом и вспомнить другие инструменты.

Игра «Кто больше?»

Мяч передается по кругу и каждый, кто берет его в руки, называет какой-нибудь инструмент.

Стандарты ФГОС рекомендуют знакомить детей подготовительной группы с теми инструментами, которые они могут наблюдать в работе.

Воспитатель: « Ребята, вы назвали так много инструментов, молодцы! Скажите, а кому же они нужны каждый день? Кто же тот, кто все время что-то чинит, придумывает новые механизмы? Как называются люди такой профессии?» Дети отвечают (инженер, механик, изобретатель).

Воспитатель: «Теперь вы догадались, какая птичка к нам прилетела сегодня? Веселый изобретатель, который внешне напоминает шарик. Это пингвин — смешарик, а зовут его Пин». Пин здоровается с детьми и просит их назвать сегодняшний день недели и вспомнить название занятия, которое проводится в этот день.

Артикуляционная гимнастика

Дети отвечают, а педагог напоминает, что на Развитии речи они учатся говорить красиво и правильно, в этом очень помогает специальные речевые упражнения и артикуляционная гимнастика.

Воспитатель: «Ребята! Вы уже отлично знаете много разных упражнений для язычка. Сегодня я предлагаю вам провести привычную гимнастику для него еще интереснее. Сейчас я разложу на столе карточки. Каждый из вас может взять одну из них, посмотреть на картинку, но не показывать ее другим. Нарисованный предмет или действие можно изобразить с помощью язычка, мы это уже делали. Каждый должен вспомнить упражнение, а затем показать его другим. Все повторяют за ведущим. Если кто-то угадал, что мы все показываем, то он может поднять руку. Если ответ правильный, то он и ведущий получают по жетончику-награде.»

Дети по очереди подходят к столу, переворачивают по одной картинке из стандартных наборов для занятий по развитию речи в детском саду и выполняют один из элементов артикуляционной гимнастики («иголочка», «лопатка», «варенье», «чашечка).

Воспитатель хвалит детей, призовые жетоны помещаются в лэпбук по развитию речи, собранные детьми по данной теме.

Игра «Профессии»

Каждый ребенок (или два-три, подгруппой) получает изображение рабочего определенной специальности, все по очереди называют их. Взрослый берет по одной предметной картинке из стопки, называть ее. Дети должны правильно выбрать те, которые нужны для той или иной профессии. Воспитатель спрашивает у детей «Зачем врачу шприц? Маляру кисть? Швее нитки?»

Минутка поэзии

Педагог читает детям стихотворение Дж. Родари «Чем пахнут ремесла». Воспитатель обсуждает с детьми профессии, которые «вкусно пахнут», просит привести примеры. Дети называют повара, кондитера, продавца сладостей.

Составление рассказа по сюжетным картинам

Педагог спрашивает: «А как мы называем того, кто делает сладости? (кондитер). Давайте посмотрим на картинки и расскажем о тех людях, кто делает это лакомство. На фабрике трудится много разных работников.»

Педагог вызывает детей по очереди и просит рассказать, что на картинках им нравится больше всего. Кем хотел бы быть на фабрике каждый ребенок, почему? Затем картинки развешиваются по порядку.

Доскажи словечко (совместное составление рассказа)

Педагог предлагает рассказать Пину о том, как делается вкусное холодное лакомство, которое он тоже очень любит. Воспитатель начинает рассказ, дети дополняют:

«Сегодня мы оказались на (фабрике мороженого). Это большое задние, внутри которого расположены (специальные аппараты, которые делают мороженое). Здесь есть и огромные холодильники, которые нужны (для хранения готового товара). Мороженое бывает разного вида, мы знаем (пломбир, эскимо, шоколадное, ягодное). Все эти сорта делают из (молока и сахара). Их на фабрику в больших грузовиках привозят (шоферы). Машины помогают разгрузить (грузчики). За приготовлением мороженого внимательно следят (технологи). Готовые брикеты и стаканчики нужно аккуратно завернуть, для этого на фабрике трудятся (упаковщицы). Свежее вкусное мороженое мы можем купить в (магазине, кафе, ларьке ).»

Физ минутка

Готовое мороженое путешествует по городу и по стране, давайте мы тоже немного покатаемся.

Воспитатель читает стихотворение И.Токмаковой «Поиграем» и показывает движения, соответствующие различным видам транспорта.

На лошадке ехали, до угла доехали. (скачем, в руках «вожжи)Сели на машину, Налили бензину. (крутим руль, сигналим)На машине ехали, До реки доехали. (изображаем ладошками волны)Трр! Стоп! Разворот. На реке – пароход. (поворачиваемся на 360 градусов)Пароходом ехали, До горы доехали. (описываем руками круги, затем складываем их над головой)Пароход не везёт,Надо сесть в самолёт (руки параллельно полу)Самолёт летит, В нём мотор гудит: (двигаемся по кругу, руки-крылья)У-у-у!

Все занятия в подготовительной группе должны непременно включать динамическую паузу, но она может находится чуть дальше от начала урока, чем в старшей группе.

Игра « Назови наоборот!»

Педагог достает игрушечное мороженое, угощает Пина и предлагает ребятам поиграть. Она говорит: «Я буду называть слово, а вы должны сказать его наоборот. Эта игра в перевертыши или «черное-белое». Например: Мороженое — холодное, а вы скажите — (горячее), белое — черное, большое — маленькое.»

Если все поняли правила, то воспитатель зачитывает список слов: (яркий, новый, чистый, гладкий, дешевый, теплый, смелый, бодрый, молодой, длинный). Полные перечни других слов с антонимами можно найти в конспектах НОД в подготовительной группе, соответствующих той или иной теме.

Игра «Графический диктант»

Воспитатель говорит: «А теперь мы поиграем в еще одну интересную игру — графический диктант. Вам нужно быть очень внимательными, точно повторять мои инструкции.»Дети выполняют диктант, получается изображение самолета.

Заключение

Ребята, оказывается Пину уже пора улетать. Ему очень понравилось играть с вами, он узнал много нового. Все прощаются и занятие заканчивается. Если конспект используется для открытого занятия, то в конце стоит предложить детям попрощаться со всеми гостями. Самолет с Пином улетает из группы, дети парами выходят за ним.

Используйте для занятий набор дидактических карточек «Профессии».

Рейтинг автора

2

Автор статьи

логопед-дефектолог

Написано статей

26

orechi.ru

Конспект НОД по развитию речи "Подготовишки"

Воспитатель:Да,читать и писать вас обязательно научат в школе.

Давайте проверим, умеете ли вы слушать и слышать.1задание  Воспитатель читает первые две строки из четверостишия М. Лапыгина: «Кран открой – пойдет вода.Как она пришла сюда?Отвечайте! Ответы детей (Дети часто не обращают внимания на слово «кран» и делятся своими познаниями о том, откуда берется вода.)   А ответ прост:В дом, сад, огородПровели водопровод». (Воспитатель показывает картинку ) 2 задание Воспитатель:-Ребята, а вы знаете из чего состоят предложения? Ответы детей ( Из слов) Воспитатель:А слова из чего? Расскажите нашему другу. Ответы детей (Из звуков?) Воспитатель:А какие бывают звуки? Ответы детей (Гласные и согласные?) Воспитатель: Как произносятся гласные звуки? Ответы детей(Легко, свободно, поются, тянутся). Воспитатель:А согласные? Ответы детей (не тянутся, не поются) Воспитатель: Давайте назовём гласные звуки: А,О,У,И,Ы,Э Ответы детей Воспитатель: Какие бывают согласные звуки? Ответы детей (Твёрдые и мягкие).

Поиграем в игру “Ты мне – я тебе”.(с мячом)  Я “кидаю” вам твёрдый звук, вы мне назад “мягкий”. (Воспитатель кидает ребёнку мяч и говорит твёрдый звук, ребёнок обратно кидая, говорит мягкий звук.)

3 задание

Воспитатель:-Молодцы! Теперь Карлсон умеет различать звуки. Но,  ребята, нам ещё нужно научить нашего будущего ученика делить слова на слоги. Покажем, как это делается? Давайте будем называть школьные принадлежности и считать в них слоги. Приготовьте для этого руки, будем прохлопывать. (Воспитатель показывает предметы)-Что мы берем обязательно в школу ? Ответы детей: (Ранец, портфель. )Воспитатель:-А что нужно положить в ранец?

Тетрадь, карандаш, линейка, учебник, ластик, альбом, краски, кисточка(называют слова,считают звуки) Воспитатель:-Загрустил Карлсон. Ох, как много всего он ещё не знает! Он думал , что просто можно отправиться в школу, а оказывается нужно много чего знать и уметь. Пропало у него хорошее настроение. Давайте сделаем так, чтобы он был снова весел. Станьте в круг, возьмитесь за руки.

www.prodlenka.org