Программа кружка «Развивайка» для детей с ОВЗ в коррекционной образовательной школе V вида. Кружки для детей с овз


Программа кружка «Развивайка» для детей с ОВЗ в коррекционной образовательной школе V вида

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии,

специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа № 59 V вида города Томска

Программа

кружка «Развивайка»

для детей с ОВЗ в коррекционной образовательной школе

V вида

Учитель-логопед

МКОУСКОШ№59

Малыгина С.В.

Пояснительная записка.

В современном мире остро встает проблема речевого развития детей. В связи с этим нельзя недооценивать значение развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста. В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

«Рука – это своего рода внешний мозг!» - писал Кант.Всем известно, что маленькие дети очень много бегают, прыгают, совершают различные движения, потому что это их способ знакомства с этим миром. Выполняя движения и сравнивая то, что они видят с ощущениями от своих рук, дети учатся различать свойства окружающих предметов. И чем точнее и четче будут движения, тем глубже и осмысленнее знакомство детей с миром. Ученые установили, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, находятся совсем рядом. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей двигательной проекции. Это позволяет нам рассматривать кисть руки как «орган» речи наряду с артикуляционным аппаратом. Доказано, что хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует также с вниманием, мышлением, оптико-пространственным восприятием, наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной). Поэтому систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследования показывают, что уровень развития  речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Тонкая моторика – основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов (внимание, память, мышление, восприятие, речь).

Развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает определенную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки. С большой вероятностью можно заключить, что, если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой. Поэтому развитию мелкой моторики уделяется большое внимание. Развитие мелкой моторики происходит в разных видах деятельности- лепке, рисовании, аппликации, конструировании.

Мелкая моторика тесно связана с речевой моторикой; у детей с нарушением речи затруднено воспроизведение артикуляционных укладов, язык ограничен в движениях, из-за чего страдает звукопроизношение. Поэтому, вместе с развитием мелкой моторики необходимо давать задания, включающие стишки, потешки. Дети их с удовольствием учат и рассказывают. Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

www.prodlenka.org

Кружковая работа с детьми с ограниченными возможностями

Разделы: Внеклассная работа

Я работаю в Реабилитационном Центре для детей и подростков с ограниченными возможностями “Золотой ключик” в школьной группе.

В группе 11 детей от 7 до 13 лет, со следующими диагнозами: задержка психического развития, легкая умственная отсталость, болезнь Дауна, фенилкетонурия, детский церебральный паралич.

Дети обучаются по коррекционным программам 1-4 классов (занятия проводят учителя из школ).

Наряду с занятиями по школьным программам, воспитателями проводятся занятия с детьми по эстетическому, нравственному, экологическому воспитанию, рисованию.

В рамках дополнительного образования в группе организованы занятия кружка “Фантазеры” (фронтальное занятие – 1 раз в неделю, индивидуальные – каждый день).

Дети выполняют поделки из бумаги, картона, кожи; работают с декоративной бижутерией, бисером, блестками, бусами, тканью, нитками.

Основной задачей обучения и воспитания детей на занятиях кружка является воспитание у детей эмоционально-положительного отношения к собственным поделкам, формирование навыков работы с различными материалами.

В процессе занятий развиваются восприятие, мышление, мелкая моторика, зрительно-двигательная координация, внимание, память.

Интенсивно развивается речь, обогащается словарный запас, формируется грамматический строй речи.

Достижение подобного единства представлений и трудовых навыков детей необходимо, поскольку оно лежит в основе гармонической социализации ребенка с проблемами в развитии.

Бумага, кожа, клеенка – доступный для ребенка универсальный материал нашел широкую применяемость в работе кружка. Особенно привлекает школьников возможность самим создать такие поделки, которые затем используются в играх, в инсценировках, в оформлении уголков, музыкального зала, в качестве подарков на день рождения, к праздникам своим родителям, друзьям.

Детские работы представляются на выставках в детской библиотеке.

Через различные действия с бумагой, кожей, картоном, клеенкой с применением разных способов и приемов, дети учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов, подчеркивать красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.

Такая деятельность имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к получению положительного результата, содержать в порядке свое рабочее место.

Дети овладевают навыками и культурой труда.

Работая с бумагой, кожей, клеенкой, декоративными аксессуарами и инструментами (ножницами, иголкой), дети приобретают целый ряд полезных практических умений и навыков. Они узнают такие способы обработки, как сгибание и складывание, закрепляются приемы вырезания частей и декоративных элементов, учатся склеивать, скреплять поделки.

Дети узнают, что материал, используемый в их работе, бывает не только всевозможных цветов, но и различным по фактуре: блестящим, глянцевым, матовым, гладким, шероховатым, тонким или толстым на ощупь, плотным или рыхлым на разрыв, промокающим и водонепроницаемым.

Ребенок с ограниченными возможностями в точной последовательности выполняет задание, особенно при составлении тематических коллективных композиций, т.е. при взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

Для лучшего восприятия детьми преподносимого материала, занятия провожу в игровой форме. В случае повторения, использую другую игровую мотивацию.

Художественное слово нашло место как в предварительной работе, так и на занятиях. Читаю произведения К. Паустовского, И. Соколова-Микитова, Т. Скребницкого, Н. Сладкова, И. Толмаковой, В. Бианки, М. Пришвина, Е. Чарушина о природе и животных.

Работая над темой “Дракоша на прогулке”, учим Дракошу говорить добрые слова через знакомство с художественными произведениями О.Дриз “Добрые слова”, А Кондратьев “Доброе утро”, “Доброй ночи”, “Доброго пути”.

Использую занимательный материал, который помогает развивать логическое мышление: загадки, потешки, стихотворения.

Например, дети узнали, что слово “медведь” произошло от слов “мед” и “ведать”, т.е. он ведает, где лежит мед. Такие понятия очень интересны детям.

На занятиях по экологическому воспитанию мы наблюдаем за явлениями природы, говорим о среде обитания птиц, животных, растений.

В процессе трудовой деятельности особое внимание уделяется нравственному воспитанию. В первую очередь дети учатся взаимопомощи друг другу, взаимопониманию, заботе, вниманию.

Дети гордятся своими работами, что позволяет им испытывать ситуацию успеха.

Художественный труд имеет огромную значимость для познавательного и личностного развития ребенка, коррекции имеющихся отклонений.

В процессе занятий создаются условия для формирования у детей внимания, восприятия, памяти, речевой деятельности, воображения, личностных становлений и социализации проблемных детей.

Конспекты занятий

Тема “Цветочная поляна”

Цель:

учить детей выполнять сюжетную коллективную работу с использованием смешанных техник.

Программные задачи:

Учить детей выполнять поделки из картона, цветной бумаги, блесток.

Учить видеть в материале сходство с отдельными частями бабочки: крыльями, головой, туловищем.

Учить использовать сочетания цветов и оттенков для передачи выразительности предмета (бабочки).

Развивать мелкую моторику рук: составлять узор из блесток, правильно располагать и наклеивать их, правильно держать и использовать в работе ножницы, кисть, карандаш.

Учить располагать предметы (бабочек) в пространстве заданного формата.

Формировать умение работать аккуратно и доводить начатую работу до конца.

Учить объективно оценивать результаты своего труда и труда товарищей.

Форма проведения

Фронтальные занятия (3)

Индивидуальные занятия

Время выполнения работы – две недели.

Предварительная работа

Экологическое воспитание (беседа): виды бабочек, образ жизни, среда обитания, способ размножения.

Художественная литература: Н. Сладков “Лимонница”, “Капустница”, “Крапивница”, загадки, ребусы, грамматическая арифметика.

Дидактические игры: “Цветные фоны”, “Назови бабочку”.

Развитие мелкой моторики рук: пальчиковая и кистевая гимнастика.

Рассматривание предметных и сюжетных иллюстраций о бабочках.

Подбор фона для объектов изображения.

Оборудование:

обои, картон, цветная бумага, пайетки (блестки), клей, клеенка, кисть, простой карандаш, салфетка.

Выход темы.

Подарки мамам ко Дню матери.

Выставки детского творчества.

Тема “Дракончик на прогулке”

Цель: учить детей выполнять коллективную фигурную композицию из бисера.

Программные задачи

Учить выполнять изображение “динозаврика” с использованием изученных примеров работы с картоном.

Учить сочетать в одном изображении предмета несколько оттенков зеленого цвета (бисер).

Учить приему выкладывания рядов бисера иголкой на клеевую поверхность деталей.

Развивать планирующую и регулирующую функции речи в процессе изготовления поделки.

Совершенствовать мелкую моторику рук.

Форма проведения

Фронтальные занятия (3)

Индивидуальные занятия

Предварительная работа

Экологическое воспитание:

рассматривание энциклопедии “Мир природы” (О динозаврах)

Художественная литература

Д.Биссет “Забытый День Рождения”, глава “Дракончик Эндрыо”; О. Дриз “Добрые слова”;

А. Кондратьев “Доброе утро”, “Доброй ночи”, “Доброго пути”.

Загадки о растениях леса

Дидактическая игра “Девятый лишний”

Пальчиковая гимнастика

Подбор фона для объекта изображения.

Оборудование: бисер цветной, калька, картон, цветные обои, иголка, ножницы, простой карандаш, фломастеры, кисть, клей.

Выход темы

Экспозиция “Мир динозавров”

Выставка детского творчества (коллективная работа).

Тема “Летние каникулы”

Цель: закрепить с детьми приемы работы: оригами, аппликация, декоративное украшение.

Программные задачи:

Совершенствовать приемы работа с бумагой.

Развивать умение ориентироваться на свойства материалов при изготовлении поделок.

Формировать умение заранее распределять предстоящую работу по этапам, подбирая необходимые орудия и материал для выполнения работы.

Развивать планирующую и регулирующую функции речи.

Создавать положительную эмоциональную обстановку в ходе занятия.

Развивать мелкую моторику рук.

Форма проведения

Фронтальные занятия (1)

Индивидуальные занятия.

Время выполнения - I неделя.

Предварительная работа

Ознакомление с окружающим миром.

Беседа о летних каникулах.

Рассматривание иллюстраций, фотографий.

Музыкальное воспитание

П.И. Чайковский “Времена года”

А.Вивальди “Лето”

Художественная литература

Г. Катаев “Дудочка и кувшинчик”

Б. Житков “Кружечка под елочкой”

Е.Осеева “Добрая хозяюшка”

В. Бианки “Кто чем поет?”

Дидактические игры

“Назови деток”

“Кто где живет?”

“Назови домашних животных”

Кистевая и пальчиковая гимнастика

Подвижные игры

“Через ручеек”

“Лохматый пес”

“Поймай комара”

“Солнечные зайчики”

Оборудование:

цветная бумага, пайетки (блестки), ножницы, простой карандаш, клей, кисть, обои, картон,

Выход темы

Оформление группы

Выставка детского творчества.

Тема “Бумага”

Цель: дать детям представление о бумаге.

Программные задачи:

Познакомить детей с историей бумаги.

Познакомить детей с характеристиками видов бумаги.

Учить использовать бумагу разной фактуры для создания выразительного образа.

Совершенствовать основные приемы работы с бумагой: сгибание, складывание.

Обратить внимание детей на зависимость жизни и деятельности человека от природных условий.

Форма проведения.

Фронтальное занятие (1)

Предварительная работа

Экологическое воспитание:

Беседа о деревьях.

Экскурсия на сквер.

Художественная литература

Детская энциклопедия

Загадки о деревьях

Географический атлас “Мир и человек”

Дидактические игры

“Где что растет?”

“Угадай по описанию”

“Времена года”

Подвижные игры

“Падающие листья”

Практические опыты: свойства бумаги.

Оборудование:

Образцы видов бумаги

Образцы картона

Иллюстрации деревьев

Литература

  1. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
  2. С-Пб, изд. “Союз”, 2003 г.

  3. З.А. Богатеева Чудесные поделки из бумаги
  4. Москва, “Просвещение”, 1992 г.

  5. М.В. Драко Делаем 50 поделок из бумаги
  6. Мн: ООО “Попурри”, 2001 г.

  7. М.И. Нагибина Чудеса из ткани своими руками
  8. Ярославль “Академия развития” 1997 г.

  9. А.И. Савенков Волшебные ленты
  10. Москва, 1997 г.

  11. Игрушки из бумаги
  12. “Санкт-Петербург”, 1997 г.

  13. М.А. Гусакова Аппликация
  14. Москва “Просвещение”, 1982 г.

  15. Н.Ф. Тарловская Обучение детей школьного возраста конструированию и ручному труду
  16. Москва, “Просвещение”, 1994 г.

  17. Н.Н. Васильева Развивающие игры для младших школьников
  18. Ярославль, 2002 г.

  19. Л.В. Грушина Мастерилка/ Живые игрушки
  20. Москва, изд. дом “Карапуз”, 1997 г.

  21. В. Волина Занимательное азбуковедение
  22. Москва “Просвещение” 1994 г.

  23. Журналы “Коллекции идей” (июнь-декабрь 2003 г.)
  24. Газеты “Дошкольное образование”

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Рабочая программа кружка для начальных классов "Умелые руки" (для детей с ОВЗ)

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение для детей,

нуждающихся в психолого-педагогической и медико–социальной помощи

«Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения»

Утверждаю

Директор краевого центра

психолого-медико-социального

сопровождения

_______________ М.В. Финк

«______» ___________ 2014г.

Рабочая программа кружка

«Умелые руки»

на 2014-2015 учебный год

для учащихся 3-4 класса

с легкой степенью умственной отсталости

Составила:В.В.Бояринцева

Красноярск

2014 год

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Умелые руки» разработана на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой, в соответствии требованиями основной образовательной программой примерных программ основного общего образования по технологии «Технология».

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности и направлено на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами (работа с тесьмой, работа с бисером, работа с нитками) изготовление игрушек, аппликаций, различных полезных предметов для центра.

Работа в кружке «Умелые руки» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, моторики, а также конструкторского мышления детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).

Рекомендуемый возраст детей: 10-14 лет.

Обучение групповое (возможно индивидуальное). Группа формируется в количестве 8 человек по принципу добровольности. С таким количеством обучающихся можно осуществлять индивидуальный подход, что заметно сказывается на эффективности работы.

Программа рассчитана на 1 час в неделю, что составляет 33 часа в год. В целях снижения напряжения и перегрузок при проведении занятий используются зрительная гимнастика и физкультурные паузы.

Работа в кружке не дублирует программный материал по трудовому обучению для детей с легкой степени умственной отсталостью, а расширяет и углубляет сведения о работе с тесьмой, нитками,бисером, совершенствует навыки и умения, получаемые детьми на уроках. Работа кружка организуется с учетом опыта детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.

Цель программы кружка «Умелые руки»

Развитие творческих способностей школьников с ОВЗ, создание сплоченного детского коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

Основные задачи программы

Образовательные:

- совершенствовать практические умения и навыки обучающихся в обработке различных материалов;

- обеспечить школьников дополнительными знаниями по трудовому обучению, о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

- научить практическому использованию поделок в сюжетно-ролевых играх, театрализованной деятельности, для украшения помещений.

Развивающие:

- развивать зрительное восприятие;

-развивать мелкую моторику пальцев рук,

- способствовать развитию творческой активности.

Воспитательные:

- воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, умение довести начатое дело до конца, уважительное отношение к результатам труда;

- воспитывать отзывчивость и умение работать в коллективе;

- воспитывать интерес к творческой и досуговой деятельности.

Задачи данной программы будут выполнены, если ребенок на занятии займет позицию «Я хочу это сделать сам». В задачу педагога входит не столько помочь ребенку в изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. Для этого педагогу необходимо помнить об особенностях детей с ОВЗ на занятии.

На занятии должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение понимания цели и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделия, причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. Это обосновано тем, что теоретическую работу под руководством педагога можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей форме, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне. Следует помнить, что воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок привыкает работать только «под диктовку» учителя по принципу «делай как я». Безусловно, в подражательной деятельности заложены большие возможности для обучения детей, но задержка школьников на этом уровне обучения отрицательно сказывается на их развитии: они становятся пассивными, часто беспомощными при решении самых простых заданий. Использование инструкционных карт увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным детям работать самостоятельно, а педагогу иметь большую возможность оказать помощь менее подготовленным детям.

Индивидуальный труд обучающихся заключается в том, что под общим руководством педагога школьники самостоятельно выполняют интересующие их трудовые задания. Тематика, сложность и трудоемкость этих заданий должны подбираться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьников с ОВЗ и возможностей обеспечения их всем необходимым для успешного выполнения намеченных планов.

Планирование имеет направленность на формирование у детей общетрудовых умений и навыков. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.

Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент, - все это сразу же сказывается на качестве работы.

Главной задачей педагога, проводящего занятие, должна быть забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании. Методическое решение этой задачи будет состоять в том, что нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение; нельзя перегружать занятие новыми сведениями, торопить детей и сразу же стремиться на помощь, если что-то не получается. Ребенок должен пробовать преодолеть себя; в этом он учится быть взрослым.

Программа всех разделов кружка усложняется от занятия к занятию. Постепенно, создавая работы малых или больших форм, выполненные за короткое или длительное время, педагог и сами ребята видят качественный и творческий рост от работы к работе. В связи с этим определены критерии, по которым оценивается работа на различных сроках обучения:

- аккуратность;

- четкость выполнения изделия;

- самостоятельность выполнения;

- наличие творческого элемента.

Формами подведения итогов могут быть: выставки, участие в конкурсах, самооценка, коллективное обсуждение и др.

Итоговая оценка осуществляется в форме демонстрации лучших изделий на занятиях кружка перед одноклассниками. Лучшие работы отмечаются грамотами, дипломами.

Перечень знаний и умений, формируемых у обучающихся

Обучающиеся должны знать:

-названия ручных инструментов, материалов, приспособлений, предусмотренных программой;

-правила безопасности труда при работе ручными инструментами;

-правила разметки и контроль по шаблонам, линейке, угольнику;

-способы обработки различных материалов, предусмотренных программой.

Обучающиеся должны уметь:

-правильно пользоваться ручными инструментами;

-соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;

-организовывать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;

-бережно относиться к инструментам и материалам;

-экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;

-самостоятельно изготовлять изделие по образцу;

-правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда, различать их по внешнему виду.

Календарно-тематическое планирование кружка «Умелые руки»

Тема урока

Дата

1 четверть – 8 часов

1

Вводное занятие. История декоративно-прикладного искусства. Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами.

5.09

2

Плетение из бисера «Ангел»

12.09

3

Плетение из бисера «Солнышко»

19.09

4

Панно «Небосклон»

26.09

5

Плетение из бисера на тему «Насекомые».

3.10

6

Плетение из бисера «Стрекоза»

10.10

7

Плетение из бисера «Бабочка» и « Паучок»

17.10

8

Панно «Насекомые»

24.10

2 четверть – 6 часов

1

Плетение из бисера на тему «Подводный мир»

14.11

2

Плетение из бисера «Рыбка»

21.11

3

Плетение из бисера «Рыбка»

28.11

4

Панно «Подводный мир»

5.12

5

Плетение из бисера «Деда Мороза» и «Снегурочки»

12.12

6

Плетение из бисера «Деда Мороза» и «Снегурочки»

19.12

3 четверть – 9 часов

1

Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами.

16.01

2

Плетение из тесьмы.

23.01

3

Плетение из тесьмы «Фенечки»

30.01

4

Плетение из тесьмы «Фенечки»

6.02

5

Плетение из тесьмы «Фенечки»

13.02

6

Работа с нитками «Аппликация из обрезных ниток»

20.02

7

Работа с нитками «Аппликация из обрезных ниток»

6.03

8

Работа с нитками «Аппликация из обрезных ниток»

13.03

9

Работа с нитками «Аппликация из обрезных ниток»

20.03

4 четверть – 8 часов

1

Плетение из бисера «Украшения»

3.04

2

Плетение из бисера «Браслет»

10.04

3

Плетение из бисера «Браслет»

17.04

4

Плетение из бисера «Кольцо»

24.04

5

Плетение из бисера «Цветочная поляна»

8.05

6

Плетение из бисера «Солнышко»

15.05

7

Плетение из бисера «Цветочек»

22.05

8

Панно «Цветочная полянка»

29.05

Список литературы:

  1. Ляукина М. «Поделки из бисера», Москва, 2013

  2. Ликсо Н.Л. «Бисер», Минск, 2011

  3. Бекер Т. «Объемные фигурки и игрушки из бисера», Москва, 2012

  4. Вирко Е.В. «Забавные фигурки из бисера», Донецк, 2012

  5. Татьянина Т.И. «Бисер. Маленькие фигурки», Москва, 2011

videouroki.net

Программа кружка "Азбука города" (для детей с ОВЗ)

Пояснительная записка

Формирование культуры безопасной жизнедеятельности у детей – важнейшая составная часть процесса формирования их общей культуры. Необходимость создания кружка «Азбука города» обусловлена огромным образовательным значением, так как проблема безопасного поведения обучающихся актуальна и имеет острую социальную значимость. Родителей, педагогов тревожит проблема безопасного поведения учащихся на улице, дома, в природе. Важно, чтобы просвещение ребят было своевременным, необходимо вовремя сформировать ответственность за своё поведение и здоровье. В современном обществе отмечается постоянный рост количества и масштабов негативных последствий чрезвычайных ситуаций – аварий, природных и техногенных катастроф, стихийных бедствий и пожаров. В нашей стране количество погибших при ЧС ежегодно увеличивается на 3-4%. Антропогенная деятельность ежегодно приводит к возникновению более 220 тыс. пожаров, на которых погибают свыше 18 тыс. человек, из них более 700 детей.

Работа кружка «Азбука города» для 1 – 4 классов посвящен одной из главных проблем – формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной и общественной безопасности, приобретение ими знаний и практических умений, способствующих сохранению здоровья и жизни в неблагоприятных и чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни условиях, а также в быту.

Акцент делается на формирование грамотного участника дорожного движения, на овладение навыков безопасного поведения, изучение элементарных правил, чтобы не допустить пожара и предполагает ознакомление учащихся с опасностями различного характера, в том числе теми, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни дома и на улице. Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения дома, дорогах и улицах.

Данная программа предусматривает изучение учащимися 1 – 4 классов правил дорожного движения и пожарной безопасности, правил безопасного поведения на водоёмах, в лесу и в быту, обучение умению ориентироваться в дорожных ситуациях и ситуациях, связанных с угрозой возникновения и возникновением пожара, умению на практике применять свои знания.

Работа кружка «Азбука города» направлена на достижение следующих целей:

  • воспитание культуры безопасности, ответственности за личную безопасность; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности;

  • развитие духовных качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в опасных ситуациях жизнедеятельности.

Необходимо не механическое заучивание обучающимися ПДД и ПБ, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности.

В результате изучения ученик должен знать:

  • правила движения по дороге;

  • дорожные знаки и знаки пожарной безопасности;

  • сигналы светофора и пожарной сигнализации;

  • виды транспорта;

  • средства пожаротушения;

  • причины ДТП и случаев возгораний, пожаров;

  • меры предосторожности при пользовании бытовыми газовыми и электроприборами;

  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания.

уметь:

  • ориентироваться в дорожных ситуациях;

  • оценивать своё поведение на дороге, в городе, дома, на природе;

  • перечислить последовательность действий при возникновении пожара в жилище и подручные средства, которые можно использовать для ликвидации возгорания;

  • принять правильные меры предосторожности при возникновении опасных ситуаций различного характера.

Приобретенные знания и умения обучающиеся должны использовать в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ведения здорового образа жизни;

  • действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • пользования бытовыми приборами;

  • соблюдения общих правил безопасности дорожного движения;

  • соблюдения мер пожарной безопасности дома и на природе;

  • соблюдения мер безопасного поведения на водоёмах в любое время года;

  • вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи.

Формы и режим занятий:

Программа кружка «Азбука города» рассчитана на 34 часа, 1 раз в неделю, продолжительностью 45 минут. Занятия проходят с использованием мультимедийных средств, наглядно-раздаточного и демонстрационного материала, просмотра презентаций, учебных видеофильмов и мультфильмов по ПДД и ПБ.

Способы определения результативности занятий следующие:

  • беседы с обучающимися и их родителями в ходе занятия и после него;

  • выдача на дом тестов с ключами для самостоятельного определения родителями уровня теоретической подготовки обучающихся;

  • проведение в ходе занятий тестовых работ по созданию смоделированных ЧС социального характера с последующим наблюдением за поведением обучающихся в этих ситуациях;

  • сбор информации о случаях успешного применения обучающимися знаний, умений и навыков, полученных на занятиях курса;

  • анализ ситуаций, в которых обучающийся допустил ошибку, которая могла привести к неприятным последствиям.

Список литературы и видеоматериалов.

  1. Акимова Г.Е. Как помочь своему ребенку: Справочник для неравнодушных родителей. – Екатеринбург, 2004.

  2. Видеофильм «Улица полна неожиданностей» для детей 6-8 лет, Москва видеостудия «Кварт», 1998.

  3. Видеофильм «Основы пожарной безопасности» для детей 8-14 лет, Москва видеостудия «Кварт», 2004.

  4. Видеофильм «Безопасность детей в транспортном мире», для детей 6-10 лет, Москва ООО «Эконавт» 2000.

  5. Видеофильм «Безопасность в доме», для детей 6-10 лет, Москва ООО «Эконавт» 2000.

  6. Волович, В. Г. Академия выживания / В. Г. Волович. - М., 2005.

  7. Всероссийская газета «Добрая дорога детства», http://www.dddgazeta.ru/

  8. Дубягин Ю., Богачева О. «Школа выживания, или 56 способов защитить ребенка от преступления» , http://lib.ru/KIDS/sechild.txt

  9. Марченко Е.Ю. Серия уроков по пожарной безопасности в начальной школе. http://www.openclass.ru/dig-resource/86743

  10. Пожарная безопасность в начальной школе: конспекты занятий и классных часов/сост. О.В. Павлова, Г.П. Попова, Г.Н. Шевченко.- Волгоград: Учитель, 2006.

  11. Я познаю мир: Основы безопасности жизнедеятельности: Энцикл./Авт.- сост. С.Н. Зигуненко. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2003.

Календарно-тематическое планирование.

Тема занятия

Формы проведения

Дата проведения

Вводное занятие – 1 ч.

Как ты познаешь мир. Опасность вокруг нас.

Беседа

Интерактивная викторина

3.09.

Один дома – 5 ч.

Опасности, подстерегающие человека дома.

Беседа

Интерактивная игра

10.09.

Как могут стать опасными домашние вещи. Огонь дома.

Беседа

Интерактивная викторина

17.09.

Травма в быту. Как помочь себе самостоятельно.

Беседа

Практические задания

24.09.

Разговор по телефону. Как не выдать тайну? Как правильно вызвать экстренные службы?

Беседа

Ролевая игра

1.10.

Чрезвычайная ситуация. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях.

Беседа

Просмотр фильма

15.10.

Ребенок выходит во двор – 6 ч.

Как безопасно выйти из дома и зайти в него.

Беседа

22.10.

Какие опасности таятся во дворе и как постараться их избежать.

Беседа

Ролевая игра

29.10.

Безопасный контакт с животными.

Беседа

Рисунки

5.11.

Правила общения с незнакомыми людьми. Умей сказать «нет».

Беседа

Ролевая игра

12.11.

Лед – источник опасности. Правила поведения вблизи водоемов.

Беседа

Составление памятки

26.11.

Чтобы праздник был в радость. Основы безопасности в Новогодние праздники.

Беседа

Просмотр мультфильма

3.12.

Ребенок выходит на улицу. Правила дорожного движения – 9 ч.

Правила дорожного движения, их история. Город и его транспорт.

Беседа

Рисунки

10.12.

Ты пешеход. Безопасный путь в школу. Пешеходный переход. Светофор.

Беседа

Составление «Маршрута безопасности»

17.12.

Дорожные знаки. Информационные и разрешающие знаки.

Беседа

Интерактивная викторина

24.12.

Предупреждающие и запрещающие дорожные знаки.

Беседа

Интерактивная викторина

14.01.

Опасные ситуации на дорогах. Как рождаются опасные ситуации на дорогах.

Беседа

Настольная игра

21.01.

Игра «Я пешеход».

Настольная игра

28.01.

Правила поведения в общественном транспорте.

Беседа

4.02.

Издание стенгазеты «Красный. Желтый. Зеленый».

Издание стенгазеты

11.02.

Терроризм. Подозрительные предметы. Поведение в толпе.

Беседа

Просмотр фильма

18.02.

Противопожарная безопасность – 5 ч.

Огонь – друг или враг? История правил пожарной безопасности.

Беседа

Просмотр мультфильма

25.02.

Основные причины возникновения пожаров.

Беседа

Создание памятки «Предупреди пожар!»

4.03.

Правила поведения во время пожара.

Беседа

Просмотр фильма

11.03.

Творческий проект «Огонь – друг. Огонь – враг».

Разработка проекта

18.03.

Экскурсия в пожарную часть города.

Экскурсия

25.03.

Ребенок выходит из города на природу – 7 ч.

Какая вас ждет погода?

Беседа

1.04.

Правила безопасного отдыха на природе.

Беседа

Создание памятки

8.04.

Как не заблудиться в лесу.

Беседа

Просмотр фильма

15.04.

Животные и насекомые леса. Конкурс рисунков «С кем встреча в лесу нежелательна».

Беседа

рисунки

22.04.

По грибы и ягоды.

Беседа

Игра

29.04.

Лесные пожары.

Беседа

Просмотр фильма

6.05.

Правила поведения на воде. Купание в водоемах.

Беседа

Создание памятки

13.05.

Итоговое занятие – 1 ч.

Моя личная безопасность.

Создание памятки личной безопасности

20.05.

infourok.ru

Программа кружка по бумагопластике для детей с ОВЗ

Программа кружка по бумагопластике

«Бумажные фантазии»

Цель: создание оптимальных условий для развития мелкой

моторики у детей с ОВЗ и художественно-эстетического развития

детей, удовлетворения их интересов и склонностей.

Задачи:

- Познакомить детей с различными видами бумаги и простейшими приемами бумагопластики; упражнять в изготовлении поделок.

- Закрепить знания детей о природе Хабаровского края,

расширять кругозор, формировать целостную картину мира.

- Развивать тактильные ощущения;

- Развивать творческое воображение, фантазию и мелкую моторику

руки посредством бумагопластики.

- Способствовать развитию конструктивных и творческих

способностей с учетом индивидуальных возможностей каждого

ребенка.

- Воспитывать у детей положительные личностные качества: самостоятельность, внимательность, активность, инициативность, аккуратность, усидчивость, коммуникативные качества в ходе выполнения работ.

- Воспитывать любовь к природе, бережное отношение ко всему

живому; воспитывать любовь к родному городу, краю, стране,

народу.

29.05.17

История возникновения бумаги.(презентация) Техники работы с бумагой.

Виды бумаги, свойства бумаги. (опыты) Техника безопасности при работе с ножницами, клеем. Организация рабочего места.(разработка алгоритма)

Задачи:

1. Познакомить детей с процессом изготовления бумаги, её применением.

2. Формировать представление детей о свойствах бумаги, через опытно – экспериментальную деятельность.

3. Уточнить представление детей о видах бумаги.

4. Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, умение делать вывод, предвидеть результат деятельности).

5. Воспитывать бережное отношение к природе.

6. Развивать связную речь.

7. Формировать умение принимать активное участие в коллективных делах (договариваться, уступать).

8. Создать благоприятный психологический фон, способствовать снижению утомляемости.

30.05.17

Растительный мир Хабаровского края. Хвойные и лиственные деревья. (презентация). «Пушистая красавица» (создание изображения елочки объемными петлями)

Задачи:

1.Обучить приему работы с бумагой – создание объемных петель из полосок бумаги;

2. Закрепить знания детей о технике безопасности при работе с ножницами, клеем;

3. Закрепить знания детей о растениях Хабаровского края, их строении, видах, напомнить значение слова «тайга», его понятийное содержание.

4.Формировать умение действовать в соответствии со словесными инструкциями педагога;

5. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

6. Создать благоприятный психологический фон, способствовать снижению утомляемости

31.05.17

Растительный мир Хабаровского края. Красочный мир цветов (презентация). «Самый

древний цветок в мире» (создание изображения лотоса в технике «объемная аппликация»)

Задачи:

1.Обучить приему работы с бумагой – создание объемной аппликации;

2. Закрепить знания детей о технике безопасности при работе с ножницами, клеем;

3. Закрепить знания детей о цветах, растущих в Хабаровском крае, рассказать о лотосе, особенностях лотоса – священный цветок буддизма, самый древний цветок в мире и др.

4. Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;

5. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

6. Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

01.06.17

Растительный мир Хабаровского края. «По грибы, по ягоды» (презентация)

«Грибное царство» (создание изображения гриба в технике «скручивание бумажных

комочков»)

Задачи:

1.Познакомить с приемом работы с бумагой – скручивание бумажных комочков в шарики, обучить технике оформления сплошного изображения бумажными шариками.

2. Закрепить знания детей о многообразии грибов и ягод Хабаровского края, их полезных свойствах, особенностях строения

3. Закрепить знания детей о технике безопасности при работе с ножницами, клеем;

4. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

5.Воспитывать любовь к природе

6.Воспитывать художественно-эстетический вкус, чувство прекрасного.

02.06.17

Растительный мир Хабаровского края. (создание коллективной композиции с

использованием всех изученных техник бумагопластики)

Задачи:

1.Повторить особенности и последовательность выполнения элементов каждой изученной техники.

2.Коллективно решить расположение каждого элемента в общей композиции и технику их выполнения.

3.Распределить индивидуально элементы общей композиции, над которыми будут работать дети, согласно их предпочтениям.

4. Закреплять знания детей о технике безопасности при работе с ножницами, клеем.

5. Развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительно-моторную координацию;

6. Воспитывать у детей положительные личностные качества: самостоятельность, внимательность, аккуратность, усидчивость; коммуникативные качества в ходе выполнения работы, художественно-эстетический вкус.

05.06.17

Знакомство с техникой оригами, история возникновения, основные приемы складывания, базовые формы. (презентация) Практическое занятие по обучению технике складывания основных базовых форм.

Задачи:

1.Познакомить детей с техникой оригами - искусством складывания фигурок из бумаги, историей возникновения и развития этой техники, основными приемами складывания и базовыми формами оригами.

2. Знакомить с геометрическими формами и способами преобразования геометрических фигур.

3.Упражнять детей в аккуратном складывании.

4. Учить самостоятельно пользоваться схемой сборки, соблюдая последовательность действий.

5. Развивать тактильные ощущения

06.06.17

«Путешествие по улицам родного города». «Автомобиль» (создание поделки в технике оригами) «Памятные места родного города» (презентация)

Задачи:

1.Познакомить с приемом складывания базовой формы «дверь» и преобразованием ее в поделку.

2. Напомнить историю возникновения Комсомольска-на-Амуре, памятные места города

3. Учить самостоятельно пользоваться схемой сборки, соблюдая последовательность действий.

4. Закрепить сгиб от «себя» и на «себя».

5. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

6.Воспитывать любовь к родному городу, своему народу, стране.

07.06.17

«Будни Комсомольска-на-Амуре». (Градообразующие предприятия Комсомольска-на-Амуре). КНААЗ «Сухой». Создание поделки в технике оригами «Истребитель».

Задачи:

  1. Научить складывать поделку на основе прямоугольника.

  2. Напомнить о существующих в городе предприятиях и производимой ими продукции, о значении этих предприятий для города, страны.

  3. Учить самостоятельно пользоваться схемой сборки, соблюдая последовательность действий.

  4. Упражнять детей в аккуратном складывании.

  5. Развивать моторику рук.

  6. Воспитывать аккуратность и внимание.

  7. Воспитывать любовь к родному городу, своему народу, стране

08.06.17

«Любимые места отдыха комсомольчан» (презентация) Создание гирлянды из полосок бумаги для украшения помещения к Дню города. (коллективная работа)

Задачи:

1.Закрепить прием создания объемных петель для оформления гирлянды.

2.Побеседовать о предстоящем празднике, истории возникновения, традициях празднования.

3. Закрепить знания детей о технике безопасности при работе с ножницами, клеем.

4. Воспитывать у детей положительные личностные качества: самостоятельности, внимательность, аккуратность, усидчивость; коммуникативные качества в ходе выполнения коллективных работ.

5. Формировать умение действовать в соответствии со словесными инструкциями педагога;

6. Создать благоприятный психологический фон, способствовать снижению утомляемости.

7. Воспитывать любовь к родному городу, своему народу, стране.

09.06.17

«Любимый город» (создание коллективной композиции, посвященной дню города с

использованием приемов техники оригами и других техник бумагопластики)

Задачи:

1.Повторить особенности и последовательность действий при складывании базовых форм.

2.Коллективно решить расположение каждого элемента в общей композиции и технику их выполнения.

3.Распределить индивидуально элементы общей композиции, над которыми будут работать дети, согласно их предпочтениям.

4. Закреплять знания детей о технике безопасности при работе с ножницами, клеем.

5. Развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительно-моторную координацию;

6. Воспитывать у детей положительные личностные качества: самостоятельность, внимательность, аккуратность, усидчивость; коммуникативные качества в ходе выполнения работы, художественно-эстетический вкус.

7. Воспитывать любовь к родному городу, своему народу, стране.

12.06.17

«Животный мир Хабаровского края. Насекомые.» (презентация) «Крылатые цветочки»

(создание бабочки в технике оригами)

Задачи:

1.Познакомить с базовой формой «катамаран», научить складывать поделку на основе этой

базовой формы

2.Закрепить знания детей о насекомых Хабаровского края, их строении, многообразии.

3.Упражнять детей в аккуратном складывании.

4. Учить самостоятельно пользоваться схемой сборки, соблюдая последовательность действий.

5. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

6.Воспитывать любовь к природе, бережное отношение ко всему живому.

13.06.17

«Животный мир Хабаровского края. Птицы.» (презентация) «Летящий журавлик»

(создание поделки в технике оригами)

Задачи:

1.Познакомить с базовой формой «птица», научить складывать поделку на основе этой

базовой формы

2.Закрепить знания детей о птицах Хабаровского края, их строении, многообразии.

3.Упражнять детей в аккуратном складывании.

4. Развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительно-моторную координацию;

5. Воспитывать у детей положительные личностные качества: самостоятельность, внимательность, аккуратность, усидчивость; коммуникативные качества в ходе выполнения работы, художественно-эстетический вкус.

6. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение ко всему живому.

14.06.17

«Животный мир Хабаровского края. Рыбы». (презентация) «Золотая рыбка» (создание поделки склеиванием бумажных полосок в шар, образующий объемную рыбку)

Задачи:

1.Обучать различным приемам работы с бумагой;

2. Формировать умения следовать устным инструкциям;

3.Закрепить знания о рыбах, их строении;

4. Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;

5. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

6. Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности,

умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

15.06.17

«Животный мир Хабаровского края. Звери». (презентация) «Белочка на веточке» (частичное оформление силуэта животного объемными петлями из бумажных полосок)

Задачи:

1.Закрепить прием работы с бумагой – создание объемных петель для частичного оформления силуэта животного;

2.Закрепить знания детей о лесных животных, их строении, образе жизни;

3. Закрепить знания детей о технике безопасности при работе с ножницами, клеем;

4. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер;

5.Воспитывать любовь к природе, бережное отношение ко всему живому;

6.Воспитывать художественно-эстетический вкус, чувство прекрасного.

16.06.17

«Животный мир Хабаровского края». (создание коллективной композиции с использованием приемов техники оригами и других техник бумагопластики)

Задачи:

1.Повторить особенности и последовательность действий при складывании базовых форм;

2.Коллективно решить расположение каждого элемента в общей композиции и технику их выполнения;

3.Распределить индивидуально элементы общей композиции, над которыми будут работать дети, согласно их предпочтениям;

4. Закреплять знания детей о технике безопасности при работе с ножницами, клеем.

5. Развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительно-моторную координацию;

6. Воспитывать у детей положительные личностные качества: самостоятельность, внимательность, аккуратность, усидчивость; коммуникативные качества в ходе выполнения работы, художественно-эстетический вкус;

7. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение ко всему живому.

19.06.17

«Ура! Лето! Каникулы!» Работа над итоговой коллективной работой с использованием всех изученных техник бумагопластики. Задумка композиции. Распределение работы. Выполнение отдельных элементов.

Задачи:

1.Повторить особенности и последовательность выполнения элементов каждой изученной техники.

2.Коллективно решить расположение каждого элемента в общей композиции и технику их выполнения.

3.Распределить индивидуально элементы общей композиции, над которыми будут работать дети, согласно их предпочтениям.

4.Воспитывать коммуникативные качества, воспитывать художественно-эстетический вкус

20.06.17

«Ура! Лето! Каникулы!» Работа над выполнением отдельных элементов коллективной работы.

Задачи:

1.Продолжить работу над отдельными элементами композиции, выполняемыми в разных техниках.

2. Закреплять знания детей о технике безопасности при работе с ножницами, клеем.

3. Развивать мелкую моторику пальцев рук;

4.Развивать зрительно-моторную координацию;

5. Воспитывать у детей положительные личностные качества: самостоятельности, внимательность, аккуратность, усидчивость; коммуникативные качества в ходе выполнения работы.

6.Воспитывать художественно-эстетический вкус.

21.06.17

«Ура! Лето! Каникулы!» Завершение итоговой коллективной работы. Собирание отдельных элементов в единую композицию.

Задачи:

1.Завершить итоговую коллективную работу с использованием различных техник и приемов работы с бумагой:

2.Соединить отдельные элементы в целостную композицию согласно ранее задуманной идее.

3. Закреплять знания детей о технике безопасности при работе с ножницами, клеем.

4.Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

5. Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место

6. Воспитывать художественно-эстетический вкус, формировать у детей восприятие целостной картины мира.

infourok.ru

Статья "Социальная и образовательная интеграция детей с ОВЗ и школьников в кружках дополнительного образования"

«Социальная и образовательная интеграция детей с ОВЗ»

и школьников в кружках дополнительного образования

Гришина Надежда Андреевна

учитель музыки МАУО «Надежда»

РТ, г. Нижнекамск

В последние годы в нашей стране отношение общества и государства к проблеме детей с ограниченными возможностями здоровья меняется в положительную сторону. Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ обусловливает необходимость создания для них адекватного образовательного процесса именно в образовательных учреждениях, которым отводится центральное место, это и: общеобразовательные школы, студии во Дворцах Детского творчества, секции, музыкальные и художественные школы, кружки дополнительного образования и т.д.

Еще Л. С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой удалось бы органически увязать специальное обучение с обучением детей с нормальным развитием. Он писал, что при всех достоинствах, наша специальная школа отличается тем, что замыкает своего воспитанника в узкий круг школьного коллектива. Создает замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка. Все фиксирует его внимание на своем недостатке и не вводит его в настоящую жизнь, что задачей воспитания ребенка с нарушением развития является его интеграция в жизнь, и создание условий компенсации его недостатка с учетом не только биологических, но и социальных факторов.

Совместное обучение дает многое, как здоровым школьникам, так и детям с нарушениями в развитии. Именно совместная интеграция способствует формированию у здоровых ребят толерантности, развивает чувство взаимопомощи и стремления к сотрудничеству, совершенствует коммуникативные навыки. Дети становятся более зрелыми в личностном плане, гуманными гражданами, понимающими важность совместного проживания всех людей независимо от их индивидуальных особенностей.

У детей с ограниченными возможностями здоровья совместное обучение ведет к формированию положительного отношения к своим сверстникам, адекватного социального поведения, более полной реализации потенциала развития и обучения. В совместной учебной и внеклассной деятельности дети сплачиваются, учатся понимать проблемы другого человека и стараются по возможности их решить.

Успешность социальной и образовательной интеграции зависит от отношения к таким детям, от той среды, в которую ребенок интегрируется. И чем раньше ребенок встретится с трудностями реального социума, тем быстрее он адаптируется в нем. Если делать грамотный упор на то, что ребенок может делать лучше, а не на то, чего он не может, можно получить хорошие результаты.

Именно дополнительное образование – составная часть образовательной системы, показатель реализации прав детей на реализацию потребностей в развитии. Дополнительное образование направлено на создание условий для развития личности ребенка, мотивации к познанию и творчеству.

Творчество помогает преодолеть депрессию и пересиливать болезнь, вселяет уверенность в своих силах, приносит удовлетворение. Для того чтобы ребенок, наделенный тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, и была создана студия «Серебряный голосок» направленная на духовное развитие обучающихся. В нем по сей день занимаются дети не только с ограниченными возможностями здоровья, но и все желающие, здоровые сверстники. Особенностью работы кружка является свободное творческое развитие личности ребенка на основе добровольного выбора занятий, приобщение к культуре.

Главная задача – это создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности. Условиями отбора детей в вокальную студию являются: их желание заниматься именно этим видом искусства и способность к систематическим занятиям. Для детей всех возрастов занятия в кружке дополнительного образования – это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах и воспитание чувства собственного достоинства. «Верю в то, что делаю!», – таков девиз наших воспитанников. Целью занятий является не воспитание профессиональных вокалистов, а адаптация учащихся к различным жизненным ситуациям, преодоление психологического дискомфорта, успешная социализация личности ребенка.

Пению, как любому виду искусств, необходимо учиться терпеливо и настойчиво. Воспитание вокальных навыков требует от детей постоянного внимания, а значит интереса и трудолюбия. Легкость обучения здесь только кажущаяся. При этом необходимо обязательно помнить, что любое обучение не должно наносить ущерб духовному и физическому здоровью детей. Ведь для ребёнка обучение пению – это бесконечный путь развития и совершенствования своего голоса, певческой технологии, исполнительских возможностей, а через них – развитие и совершенствование своей личности. Таким образом, дополнительное образование детей с ограниченными возможностями здоровья  выполняет коррекционно – развивающую роль в становлении социального опыта и личности ребенка, обеспечивает реализацию единых целей дополнительного и специального образования по решению основных задач социальной адаптации и реабилитации детей с проблемами в развитии.

Активное вовлечение детей с ограниченными возможностями в музыкальную творческую деятельность осуществляется путем организации концертов, смотров – конкурсов, фестивалей с их участием. Воспитанники объединения выступают на концертных площадках различного масштаба, одерживают победы в конкурсах различного уровня. На вокальном небосклоне зажигаются новые созвездия.

Нам, учителям, педагогам кружков, руководителям приходится много трудиться, чтобы «вылепить» из души ребенка настоящего человека, способного жить и понимать этот мир. Ведь именно в детстве у человека закладывается фундамент его дельнейшей жизни. Важно «достучаться» до сердца каждого, взрастить в них семена добра и красоты.

Наша обязанность – помочь ребенку встать на путь становления творческих способностей, путь развития изобретательского и исследовательского таланта.

Верю в каждого своего ученика. Надеюсь, что у меня получится воспитать в своих учениках доброту, мудрость, научить видеть прекрасное вокруг, быть чуткими к чужим проблемам, искренними и открытыми в своих чувствах.

infourok.ru

Программы для работы с детьми. Кружки и клубы.

Программы для работы с детьми. Кружки и клубы.

Добавить свой материал в раздел

Программы работы клубов, кружков, творческих и любительских объединений

1.Программа по художественному ручному труду Умелые руки

Цель программы: организация труда детей, овладение ими различными приемами работы в рамках предметно – практической деятельности как базы для социальной реабилитации и разностороннего развития.

2.Программа кружка Рукоделие для детей 8-14 лет

Цель программы:  освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда. Представлений о технологической культуре на основе включения воспитанников в разнообразные виды деятельности по  созданию личностно или общественно значимых изделий; овладение  общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации. Проектирования и создания продуктов труда, самостоятельного и осознанного определения своих желаний, безопасными приёмами труда.

3.Программа дополнительного образования детей инвалидов Рука в руке

Цель программы:  создание адекватных условий для развития у ребенка познавательной активности посредством формирования осознанной целенаправленной предметно-практической деятельности, конструктивного праксиса, мелкой моторики, использования игровых приёмов и активной коммуникации,  для дальнейшего продуктивного обучения в ОУ.

4.Проект Будущие хозяюшки

Цель проекта: создание условий для развития познавательной деятельности, практической подготовки воспитанников младшего школьного возраста на занятиях по основам кулинарии.

5.Программа работы кружка Роскошь человеческого общения

Цель программы: обеспечение учащихся детей знаниями в области общения.

6.Комплексная дополнительная общеобразовательная программа Бумагопластика, Кладовая природы (художественной направленности)

Цель программы: создание условий для развития и самореализации индивидуальных творческих способностей ребенка средствами декоративно — прикладного искусства через ручной труд.

7.Краткосрочная программа Бумажные превращения

Цель программы: создание условий для развития индивидуальных творческих способностей ребенка через овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

8.Краткосрочная программа Рукоделие

Цель программы: Создание условий для развития интереса детей к рукоделию  и творческой активности в процессе изготовления элементарных работ в технике бисероплетения.  

9.Программа танцевального кружка

Цель программы: способствовать эстетическому развитию подрастающего поколения средствами хореографии.

10.Рабочая программа читательского кружка (кружок внеурочной деятельности по литературному чтению) Солнечный круг

Цель программы: читательский кружок  «Солнечный круг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика — читателя. Кружковое  занятие помогает решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания. Данная рабочая программа читательского кружка «Солнечный круг» разработана для обучающихся с ОВЗ (2 – 3 класс).

11. Программа Юный турист

Новизна программы состоит в том, что в отличии от узкопрофильных, программ в сфере туризма, является синтезом смежных с туризмом областей знаний: картография, спортивного ориентирования, медицины, физической культуры, туристского многоборья и автономного существования.

12. Программа декоративно-прикладной направленности Мастерилка

Цель программы: создание условий для самореализации ребенка в творчестве,  для развития творческого потенциала  воспитанников с разными возможностями. Программа рассчитана для работы с детьми 8-10 лет.

13. Программа Волшебная шкатулка

Цель программы: развитие пространственного мышления, мелкой моторики рук, дизайнерских, конструкторских, творческих способностей, художественного вкуса.

14. Программа кружка Хлебосол (лепка из соленого теста)

Цель программы: Развитие художественных способностей и приобщение детей к истокам русской народной культуры через лепку из соленого теста (дети 5-7 лет).

15. Программа Маленький актер

Цели и задачи: 1. Приобщение детей к театральной культуре. 2. Создание условий для развития творческой активности и артистических способностей детей в театрализованной деятельности детей. 3. Обеспечение взаимосвязи театрализованной с другими видами деятельности. 4. Создание естественной среды для развития фантазии и воображения у детей, отработки речевых и поведенческих навыков. 5. Формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.

16. Программа Школа ремесел (дети 7-10 лет)

Цели и задачи: удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуально-личностных, образовательных потребностей и запросов детей; творческая реализация личности в области декоративно-прикладного искусства, духовное, нравственное развитие личности на основе постижения им традиций национальной культуры.

18. Проект Вкусняшки (дети с особыми образовательными потребностями в условиях детского дома)

Цель проекта: Познакомить детей с историей кулинарного ремесла, обучить технологии приготовления пищи и подготовить к самостоятельной жизни.

19.Программа Юный художник для детей 10-12 лет

Цель программы: формирование понимания значимости высокой духовности через мастерство, для воспитания творческой и созидающей личности, профессионально востребованной современным обществом

20. Программа кружка Самоделкин

Цель программы: познакомить детей на занятиях по изобразительной деятельности с разными видами искусства.

21. Рабочая программа кружка Маленькие художники

Основные учебно-воспитательные задачи:

  • эстетически воспитывать школьников, формировать их духовную культуру и потребности постоянно общаться с изобразительным искусством, воспитывать уважительное отношение к труду художников;
  • развивать художественно-творческие способности и склонности учащихся, фантазию, зрительно-образную память, эмоционально-эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности, формировать творческую индивидуальность;
  • обучать основам рисования с натуры, по памяти и по воображению, обращать особое внимание на изучение и передачу в рисунках формы, пропорций, объема, перспективы, светотени, композиции;
  • формировать пространственные представления, художественно-образное восприятие действительности.

22. Программа кружка Экология и жизнь

Цель работы кружка:

  1. формирование психологической установки на мирное, бесконфликтное проживание человека в природе.
  2. формирование экологической культуры и пропаганды здорового образа жизни среди обучающихся.

son-net.info