Современные методы педагогики для вовлечения и стимулирования научно-технического творчества детей и молодежи. Меры которые будут способствовать стимулированию вовлечения детей


Меры, направленные на стимулирование молодежи к осуществлению предпринимательской деятельности

Важность развития молодежи, малого и среднего предпринимательства, инновационных малых и микро предприятий неоднократно подчеркивалась Президентом РФ, Председателем Правительства РФ, представителями политических партий и многими общественными деятелями. «Во всём мире и науку, и технологические достижения делают молодые, поэтому наша абсолютно актуальная задача – поощрять научно-техническое творчество молодёжи, создавать условия для создания новых идей и, самое главное, для их последующего применения, то есть для коммерциализации», - отметил Дмитрий Медведев на одном из заседаний.

Другая важнейшая составляющая – это заинтересованность молодежи в создании собственного бизнеса. Необходимо мотивировать молодых специалистов развивать самостоятельные направления деятельности. Эта задача сложная, особенно в период финансовых трудностей, но решать её надо. И здесь очень многое зависит от сбалансированности государственной политики, от желания руководителей субъектов Федерации заниматься этой проблемой». Рассмотрим более подробно меры, которые можно применять для стимулирования молодежного предпринимательства:

1) Пропаганда предпринимательства среди молодежи. Присутствие темы в информационной повестке дня. Формирование в среде молодежи привлекательных образов, моделей поведения и жизненных стратегий в области предпринимательства.

  • ТВ-передачи (конкурсы, шоу, сюжеты) на центральных каналах. Использование возможностей телевидения (в т.ч. спутникового и кабельного) для популяризации предпринимательства среди молодежи. Регулярные и характеризующиеся высокой частотой появления в эфире молодых предпринимателей программы: в утренних шоу, в авторских программах, в профильных деловых и аналитических передачах. Циклы разноплановых специальных репортажей о представителях малого и индивидуального бизнеса, преимущественно молодых, оформленные в принятых на различных каналах форматах. Например, реалити-шоу «Игра по-взрослому». Несколько молодых российских предпринимателей борются за крупные инвестиции в личный бизнес. В течение трёх месяцев зрители следят за развитием их бизнеса, за их успехами и неудачами.
  •  Фильмы, сериалы. Производство малосерийных телевизионных художественных фильмов, главный герой которых - молодой российский предприниматель. Фильмы предназначены для показа на федеральных каналах. Телевизионный сериал o молодых бизнесменах, их буднях, трудностях и победах (в т.ч. на основе использования успешных зарубежных аналогов).
  • Сетевые информационные Интернет-кампании. Информационная и рекламная (баннерная) кампании, в целом продвигающие образ предпринимателя и эталоны делового поведения. Создание сообщества молодых предпринимателей и сервиса консультационно-коммуникационной поддержки в российском сегменте Интернета.
  • Газеты (статьи). Тематическая вкладка (например, 4 полосы в формате издания), посвященная темам малого и индивидуального бизнеса и вовлечению молодежи в предпринимательскую деятельность.
  • Журнал. Ежемесячный деловой журнал о том, как начать и успешно продолжить свой бизнес, об инновационном поведении, о изменениях в законодательстве в сфере предпринимательства и т.д.
  • Книги. Истории успеха молодых предпринимателей. Путеводители для начинающих предпринимателей. Разработка, издание и распространение лучших учебно­ методических пособий для предпринимателей (брошюры, книги, виртуальные тренажеры).
  • Социальная реклама. Серия роликов для показа по ТВ, пропагандирующая образ молодого российского предпринимателя и подталкивающая к занятию малым бизнесом. Наружная реклама (билборды) в крупных городах России: реальные молодые предприниматели, прогресс и динамика. Наглядные информационные материалы.
  • Выставки start-up. Демонстрация моделей бизнеса молодых предпринимателей, образцов производимого продукта. Проводится в рамках ежегодных форумов, является своеобразной ярмаркой инвестиционных проектов.
  • Ролевые и настольные игры, симуляторы. Разработка и выпуск целого ряда современных ролевых и настольных игр для детей и молодежи. Например, многопользовательская обучающая игра «Производственная цепочка» - программный комплекс для обучения школьников старших классов, студентов вузов основам экономической теории. Игра моделирует мир реального бизнеса - производственные цепочки, торговлю, банки, фонды, биржи.
  • Федеральный молодежный парк. Многофункциональный парк, совмещающий развлекательную и просветительскую функции. Миссия - пробуждение у детей и молодежи интереса к науке, культуре и предпринимательству.
  • Информационный центр молодежного предпринимательства. Комплексная программа информационной поддержки и освещения политики государства в сфере стимулирования предпринимательской активности молодежи, проектов и мероприятий государственных ведомств и общественных организаций. Возможно открытие горячей линии или центра по принципу одного окна (любому обратившемуся с любым вопросом - «есть идея, нет бизнес плана»; «есть план, нет денег»; «есть бизнес, нет развития».
  • Фестиваль «День российского предпринимателя» (26 мая). Большой фестиваль с программой, включающей выставку и концерт, посвященный Дню российского предпринимателя.
  • Вводные уроки, открытые лекции успешных бизнесменов. Демонстрация примеров личного успеха. По принципу дня открытых дверей, «бизнесмен - это профессия».
  • Конкурсы СМИ. Организация системы конкурсов (федеральных, региональных, профессиональных), направленных на развитие информационно-пропагандистского обеспечения (на лучшую газету, журнал, телепрограмму, освещающие вопросы молодежного предпринимательства).

2) Формирование предпринимательских сообществ среди молодежи. Стимулирование предпринимательского движения среди молодежи посредством общественной инициативы, общих интересов и формирования сообществ.

  • Создание ассоциации молодых предпринимателей. Организация ассоциаций, мониторинг ситуации, определение приоритетных задач, регистрация организации, установление межрегиональных связей. Поддержка деятельности общественных и некоммерческих организаций.
  • Форум молодых предпринимателей. Ежегодное мероприятие, собирающее позитивно проявивших себя молодых предпринимателей со всей России. Координация направлений деятельности молодых предпринимателей, взаимодействие с государственными органами.
  • Клубы молодых предпринимателей. Организация постоянно-действующей, специализированной площадки, предусматривающей регулярные обсуждения проектов (бизнес-планы, «круглые столы», дискуссии, обмен опытом и др.).
  • Создание интернет сообществ молодых предпринимателей. Современные виртуальные площадки в сети Интернет для коммуникации и взаимодействия молодых предпринимателей, обмена идеями, работы над проектами. Содержат постоянно обновляемую полезную информацию. Отдельный раздел в рамках федерального портала «Малый бизнес России».
  • Молодежные летние лагеря и профильные смены. Поддержка системы региональных и всероссийских летних школ предпринимательства. Образовательные лагеря для представителей молодежи, открывших или намеренных отрыть свое дело. Изучение основ предпринимательской деятельности. Тренинги. Межличностные коммуникации. Демонстрация бизнес-проектов. Консультирование. Создание проектных команд.
  •  Деловая игра «Предприниматель». Разработка и реализация постоянно-действующей акции - деловой игры «Стань предпринимателем», предусматривающей многоступенчатую систему отбора, подготовки и соревнования участников (по принципу «Кожаного мяча» - от двора до всероссийского финала).
  • Введение в предпринимательство. Включение в учебные планы общеобразовательных учреждений учебного предмета «Основы предпринимательства».
  • Международные обмены и стажировки. Освоение зарубежного опыта вовлечения и подготовки молодых предпринимателей. Выстраивание отношений с зарубежными партнерами.

3) Программы подготовки и запуска предпринимательских проектов. Содействие массовому развитию предпринимательских способностей. Поддержка программ тестирования предпринимательских способностей, развития проектной деятельности, формирования и разработки бизнес-идей молодежи, проведение их конкурсов. Вовлечение наиболее талантливых молодых людей в проектные коллективы для дальнейшего обучения предпринимательской деятельности.

  • Разработка модели компетенций молодого предпринимателя. Создание Всероссийского научно-методического центра проблем развития молодежного предпринимательства. Разработка профессионального стандарта начинающего предпринимателя на основе компетентного подхода его использование для оценки, отбора, обучения и формировании карьеры начинающих предпринимателей. Разработка тестирования предпринимательских способностей.
  • Внедрение программ стажировок в предпринимательских проектах для молодежи. Организация стажировок и трудоустройство молодежи в предпринимательские проекты.
  • Программа вовлечения молодежи в реализацию тиражируемых предпринимательских проектов. Формирование проектов, отбор и подготовка молодежи для их реализации, консультационная и аудиторская поддержка реализации.
  • Школы молодежного предпринимательства. Молодежные бизнес-школы (бизнес-серфинг, тренинги, продюссирование ).
  • Академия молодого предпринимателя. Создание Всероссийской академии молодого предпринимателя как системы очно-заочных (в том числе дистанционных) обучающих программ.
  • Система консалтинговых центров развития предпринимательства. Содействие в создании региональных центров развития молодежного предпринимательства как основы консультационно-сервисной и организационно- методической инфраструктуры. Образование центров предпринимательства на базе вузов, бизнес-инкубаторов региональных администраций.
  • Банк данных молодежных бизнес-идей и проектов. Формирование информационного банка данных по молодежным предпринимательским проектам на различных стадиях разработки и реализации.
  • Программа «Достижения молодых». Развитие и распространение программ обучения школьников и учащейся молодежи основам экономики и предпринимательства через партнерство между бизнесом и образованием в соответствии с принципами и стандартами международного образовательного движения «Достижения молодых» Junior Achievement.
  • Региональные программы. Поддержка региональных программ содействия молодежному предпринимательству.
  • Сеть молодежных предприятий. Стимулирование процесса создания молодежных предприятий, состоящих из малых бизнесов, которые образуют полный цикл. Разработка механизма закрепления молодых специалистов на селе (выпускников сельских профессиональных училищ) путем создания сельскохозяйственного производственного подсобного хозяйства и оказания всестороннего содействия производителям и переработчикам сельхозпродукции.
  • Профессиональное тестирование. Система профессионально ориентационного тестирования (on-line).

4) Финансовые стимулы. Создание благоприятных условий для молодых предпринимателей. Софинансирование бизнес-проектов на начальной стадии инновационной предпринимательской деятельности.

  • Фонды финансирования проектов молодых предпринимателей. Формирование особого порядка работы с бизнес-проектами молодых предпринимателей в Российской венчурной компании; «посевных» фондах (бизнес- консультирование, помощь в поиске альтернативного финансирования, в том числе в рамках деятельности инфраструктуры поддержки малого предпринимательства).
  • Гранты на «start-up». Проведение и поддержка конкурсов молодежных бизнес- проектов. Финансирование проектов - победителей конкурсов.
  •  Субсидирование реализации молодёжных предпринимательских проектов. Разработка и внедрение программы отбора субъектов малого предпринимательства на получение субсидий.
  • Развитие имущественной поддержки предпринимательской деятельности молодежи. Формирование квот для молодежных команд при предоставлении помещений в региональных и муниципальных бизнес-инкубаторах.
  • Проведение и поддержка конкурсов молодежных бизнес-проектов. Конкурсы бизнес-проектов для стимулирования молодежной деловой активности . Отбор проектов и их сопровождение.
  • Развитие системы инновационно-технологических центров (ИТЦ). В настоящее время в различных регионах Российской функционирует более 29 инновационно-технологических центров (ИТЦ). Предполагается увеличить площади ИТЦ еще на 400 000 - 600 000 кв.м., что позволит увеличить в 2 раза (до 200 000) число действующих инновационных компаний.
  • Программы Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Увеличение финансирования по программе «Участник молодежного научно-инновационного конкурса» (Программа «УМНИК»).

5) Совершенствование нормативного правового регулирования в инновационной сфере. Внесение изменений в законодательство Российской Федерации, направленных на поддержку молодежного инновационного предпринимательства.

  • Формирование специального правового регулирования. Разработка проекта федерального закона о первоочередных мерах по поддержке молодых специалистов в Российской Федерации и внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Трудовой кодекс Российской Федерацию.
  • Совершенствование действующего законодательства. Внесение изменений в некоторые федеральные законы, затрагивающие сферу предпринимательства и устанавливающие устаревшие требования о наличии определенного высшего профессионального образования , что не только ущемляет права имеющих иное высшее профессиональное образование (в том числе управленческое) , но и не учитывает возможности системе дополнительного профессионального образования по переподготовке.
  • Привлечение молодежи в СОУ. Развитие инновационных образовательных программ в высших и средних учебных заведениях.

Привлечение молодых специалистов. Формирование правовой базы, обеспечивающей возможность предоставления помещений в бизнес- инкубаторах, созданных при ВУЗах по льготным ставкам арендной платы для начинающих предпринимателей - студентов, аспирантов, молодых научных сотрудников.

www.extraconsulting.ru

Методические рекомендации по вовлечению в объединения по интересам детей, состоящих на различных видах учета

Методические рекомендации

 по вовлечению в  объединения по интересам детей,

состоящих на различных видах учета

 

Учреждение образование уделяет большое внимание работе с детьми, состоящими на различных видах учёта.  Для многих учреждений – это самая актуальная и болезненная проблема, которая требует много сил и работы, но чаще оказывается малопроизводительной.

Ребята, состоящие на различных видах учёта – это часто не- успеваемость, нежелание посещать объединения по интересам, бесконтрольность и беспомощность со стороны родителей, не- желательные, а иногда криминогенные компании, правонарушения и преступления.

Родители, занятые поиском дополнительного дохода, перегруженные бытовыми проблемами,  не могут уделить детям достаточного внимания. Дети предоставлены сами себе. Следовательно, растёт безнадзорность детей. В настоящее время наблюдается тенденция к сокращению подростковых клубов,  многие ребята и вовсе не знают о их существовании, тем самым они не знают чем им заняться в свободное время. Таким образом, в среде несовершеннолетних растёт агрессивность, презрение к созидательному труду, неуважение к закону и старшим людям.

Объединения по интересам являются одними из немногих, кто занимается:

- побуждением у детей и подростков внутренней потребности к самосовершенствованию,

- повышением социальной компетенции детей, подростков, молодежи,

- формированием гражданской позиции;

- развитием социальных навыков поведения и установок на са­мостоятельное решение проблемных ситуаций,

- формированием ценностного отношения к себе, другим, природе, человечеству,

- формированием позитивного самовосприятия,

- помогает осознать себя как личность,

- формированием морально-правовых представлений,

- воспитанием у детей чувство патриотизма и любви к Родине и мн.др.

Отсюда и вытекает та важная роль, которую могут играть  объединения по интересам  для учащихся, состоящих на различных видах учета. Участие таких ребят в работе кружков и клубов – это условие социализации в разных сферах жизнедеятельности.

Дети и подростки посещают объединения тогда, когда видят перспективу интересной жизни, возможность решить свои проблемы.

 И задача педагогов заключается в информировании учащихся о существовании таких объединений,  содержании их деятельности, целях, задачах этих объединений, а также мотивировании вступления учащихся в них.

Способы вовлечения детей и подростков в объединения могут быть самыми разнообразными. Например:

  1. Информирование.

Оформление информационного стенда, где будут размещаться: агитационные листовки, буклеты, плакаты; план работы объединения; фотографии;  копии грамот, дипломов, благодарностей ребятам, входящим в состав объединения; поздравительные плакаты и т.д.

  1. Организация мероприятий, мотивирующие «трудных» детей на созидательную деятельность, личные достижения (например, конкурс «Кружковец года», фестивали творчества, туристические походы, субботники по благоустройству территории, конкурс рисунков и мн.др. ).
  2. Привлечение «трудных» детей к организации и участию в различных мероприятиях, предлагаемых объединениями по интересам в шестой школьный день (проекты, акции, праздники, конкурсы и т.д.).
  3. Привлечение учащегося, состоящего на учете к решению социальных проблем.
  4. Привлечение к общественно-полезной деятельности.

Таким образом, самым важным этапом в работе педагога дополнительного образования по вовлечению детей, состоящих на различных видах учёта, в объединения по интересам начинается с формирования у них интереса к предлагаемой деятельности. После чего можно с детьми беседовать о вступлении в объединение по интересам, где они смогут многому научиться и в дальнейшем применить в своей жизни.

 

ctdm-ostrino.schools.by

Методические рекомендации по вовлечению в детские и юношеские общественные объединения детей, состоящих на различных видах учета

страница 1 Методические рекомендации

по вовлечению в детские и юношеские общественные объединения детей, состоящих на различных видах учета Учреждение образование уделяет большое внимание работе с детьми, состоящими на различных видах учёта. Для многих учреждений – это самая актуальная и болезненная проблема, которая требует много сил и работы, но чаще оказывается малопроизводительной.

Ребята, состоящие на различных видах учёта – это часто не успеваемость, нежелание посещать секции и кружки, бесконтрольность и беспомощность со стороны родителей, не желательные, а иногда криминогенные компании, правонарушения и преступления.

Родители, занятые поиском дополнительного дохода, перегруженные бытовыми проблемами, не могут уделить детям достаточного внимания. Дети предоставлены сами себе. Следовательно, растёт безнадзорность детей. В настоящее время наблюдается тенденция к сокращению подростковых клубов, многие ребята и вовсе не знают о их существовании, тем самым они не знают чем им заняться в свободное время. Таким образом, в среде несовершеннолетних растёт агрессивность, презрение к созидательному труду, неуважение к закону и старшим людям.

Реальная жизнь заставляет педагогов, врачей, психологов, юристов, общественные и государственные структуры обратиться к решению этой проблемы.

Так, позитивному вхождению юных граждан в противоречивое современное общество во многом способствует деятельность детских общественных объединений. Планируя свою деятельность, детские общественные объединения и организации учитывают:

1 - повышенную восприимчивость детей к социальным явлениям,

2 - потребность в признании, характерную для всех этапов развития человека,

3 - наличие у детей мотивации на общение и активное взаимодей­ствие друг с другом,

4 - готовность ребят к изменениям,

5- потребность в телесных и ду­ховных достижениях,

6 - потребность в самоопределении и развитии.

Здесь стоит указать, что детские общественные объединения и организации являются одними из немногих, кто занимается:

- побуждением у детей и подростков внутренней потребности к самосовершенствованию,

- повышением социальной компетенции детей, подростков, молодежи,

- формированием гражданской позиции;

- развитием социальных навыков поведения и установок на са­мостоятельное решение проблемных ситуаций,

- формированием ценностного отношения к себе, другим, природе, человечеству,

- формированием позитивного самовосприятия,

- помогает осознать себя как личность,

- формированием морально-правовых представлений,

- воспитанием у детей чувство патриотизма и любви к Родине и мн.др.

Отсюда и вытекает та важная роль, которую могут играть общественные объединения и организации для учащихся, состоящих на различных видах учета. Участие таких ребят в работе общественных объединений – это условие социализации в разных сферах жизнедеятельности.

Возможности в сфере социализации личности в детской организации частично представлены в таблице:

Характеристика общественной организации Влияние на личностное развитие подростка,

его социализацию

  1. Добровольность вхождения в организацию и выхода из нее.
Подросток осознанно принимает на себя определенные нормы поведе­ния и учится подчиняться им.
  1. Добровольность участия в жизнедеятельности организации.
Формируется способность к само­стоятельному выбору и готовность брать ответственность на себя.
  1. Наличие референтных для ребен­ка групп сверстников и взрослых
Формирование способности к реф­лексии, самооценке; создаются ус­ловия для поддержки поведения и компенсации нарушений общения в семье, школе
  1. Возможность достаточно быстрой смены социальных ролей
Возможность повышения самоцели. Возможность получения разносто­роннего социального опыта, фор­мирования готовности к выполне­нию разнообразных социальных функций
  1. Наличие условий для детского самоуправления.
Получение опыта лидерства, руко­водства. Формирование основ для жизненного самоопределения.
Подростки объединяются в общественное объединение тогда, когда видят перспективу интересной жизни, возможность решить свои проблемы.

И задача педагогов заключается в информировании учащихся о существовании таких объединений и организаций, содержании их деятельности, целях, задачах этих организаций, а также мотивировании вступления учащихся в общественные объединения.

Способы вовлечения детей и подростков в детские общественные объединения и организации могут быть самыми разнообразными. Например:

  1. Информирование.
Оформление информационного стенда, где будут размещаться: агитационные листовки, буклеты, плакаты; план работы детского объединения; фотографии; копии грамот, дипломов, благодарностей ребятам, входящим в состав детского объединения; поздравительные плакаты и т.д.
  1. Организация мероприятий, мотивирующие «трудных» детей на созидательную деятельность, личные достижения на благо всей страны (например, вечер памяти «Вспомним всех поимённо», конкурс «Эта песня посвящается Вам», акция «Чернобыль – боль моей страны и моя», литературный конкурс «Отчизне посвятим души прекрасные порывы», проект «Я - белорус», КТД «Нам жизнь дана на добрые дела», диспут «Что значит быть хорошим сыном или дочерью», туристические походы, субботники по благоустройству территории школы, конкурс рисунков «Моя Родина» и мн.др. ).
  2. Привлечение «трудных» детей к организации и участию в различных мероприятиях, предлагаемых детскими общественными объединениями (проекты, акции, праздники, конкурсы и т.д.).
  3. Привлечение учащегося, состоящего на учете к решению социальных проблем.
  4. Привлечение к общественно-полезной деятельности.
Таким образом, самым важным этапом в работе педагога-организатора по вовлечению детей, состоящих на различных видах учёта, в общественные объединения и организации начинается с формирования у них «начальных» чувств любви к своей Родине и всему окружающему, гордости и ответственности за свою Родину, желания творить на благо Родины. После чего можно с детьми беседовать о вступлении в общественную организацию, где они смогут стать настоящим гражданином своей страны.

Составила: М.И.Батурчик, методист

ГУО «Рогачевский районный центр творчества детей и молодежи»

страница 1

gymnazya.ru

Информация МАОУ СОШ № 9 г. Холмска об имеющихся лучших практиках вовлечения детей, состоящих на различных формах учета в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Информация

МАОУ СОШ № 9 г. Холмска об имеющихся лучших практиках вовлечения детей,

состоящих на различных формах учета в органах и учреждениях

системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,

а также о стимулировании вовлечения таких лиц

А.С. Степаненко, социальный педагог

На Ваш запрос от 23.11.2016 г. № 1711 о предоставлении информации об имеющихся в школе лучших практиках вовлечения детей, состоящих на различных формах учета в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также о стимулировании вовлечения таких лиц, администрация МАОУ СОШ № 9 г. Холмска сообщает следующее.

В процессе формирования личности воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.

Воспитательная парадигма школы требует от педагогического коллектива максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ребёнка, способности к творческой мысли, стремящемуся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки.

Организация внеурочной деятельности учащихся в МАОУ СОШ № 9 г. Холмска осуществляется с учетом задач программы развития школы, включающей раздел «развитие воспитательной системы в школе». Данный документ отражает главную суть воспитательной работы в школе, направленную, в том числе, и на создание условий для внеурочной деятельности учащихся и организации дополнительного образования.

Образовательным учреждением гарантируется использование воспитательного потенциала основных и дополнительных образовательных программ и включение учащихся в разнообразную, соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям деятельность, направленную на формирование у детей:

  • гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека;

  • социальной активности;

  • представлений о нравственности и опыте взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

  • приобщение к системе культурных ценностей;

  • трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к профессионализму, конкурентоспособности;

  • экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью;

  • эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;

  • организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности;

  • навыков здорового образа жизни.

В МАОУ СОШ № 9 г. Холмска в целях расширения воспитательного пространства создана и стабильно действует модель, основанная на интеграции начального, основного, среднего и дополнительного образования нескольких учреждений, находящихся в едином образовательном пространстве:

Система дополнительного образования учащихся школы осуществляется на бесплатной основе.

Такая интеграция позволяет:

  • повысить качество предоставляемых услуг;

  • расширить спектр предоставляемых услуг;

  • рационально использовать как собственные площади, так и площади социальных партнёров;

  • привлекать к работе квалифицированные кадры: педагогов школы, педагогов и специалистов дополнительных образовательных услуг;

  • расширить границы доступности дополнительных образовательных услуг для учащихся школы всех возрастов.

Разнообразие направлений дополнительного образования и

мероприятий внеурочной деятельности, в подготовке и проведении

которых принимали участие детские объединения:

Направленность

Наименование

Виды деятельности

Предметная

«Веселая грамматика»

«Час психологической разгрузки»

«Психологические игры», театрализованные праздники

Спортивная

Футбол

Волейбол

Хоккей

Тяжелая атлетика

Участие в соревнованиях различного уровня.

Участие в организации и проведении Дней здоровья и спортивных программ.

Эстетическая

Все отделения

школы искусств;

кружки «Хоровой», «Вокальное пение»,

Участие в организации и проведении всех общешкольных и районных мероприятий и праздников, концертная деятельность, участие в конкурсах различного уровня.

Кружки при ДДТ

Участие в общешкольных мероприятиях, городских конкурсах, выставках и программах

Социальная

Школа «Лидер»

Волонтерская работа в начальной и средней школе: проведение игровых программ, реализация социальных проектов для учащихся.

Пресс-центр

Освещение всего многообразия школьной и районной жизни, участие в общешкольных мероприятиях и мероприятиях и конкурсах различного уровня.

Кроме того, в школе разработаны и реализуются следующие мероприятия, направленные на привлечение детей, в том числе состоящих на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в организации дополнительного образования детей, а также по организации их досуга на территории:

  • Курс «Социальные практики».

  • Курс «Полезные привычки».

  • Курс лекций-презентаций «Ювенальная юстиция: мифы и реальность», «Ответственность несовершеннолетних. Имею право знать».

  • Курс лекций для родителей «Счастливое детство».

  • Социальный проект «Трудный подросток».

  • Деловая игра «Понять? Простить? Или..?»

Важным показателем эффективности системы массового вовлечения учащихся во внеурочную деятельность мы считаем высокий процент занятости детей, состоящих на различных видах учета. В начале года ребятам предлагают широкий спектр бесплатных услуг школьного и дополнительного образования. Положительная динамика достигнута за счет профилактической работы службы психолого-педагогического и социального сопровождения ребенка, одной из задач которой является массовое вовлечение детей в активную деятельность.

Таким образом, в МАОУ СОШ № 9 г. Холмска созданы условия для внеурочной деятельности учащихся и организации дополнительного образования. Вся система работы школы по данному направлению призвана предоставить возможность свободного выбора детьми программ, объединений, которые близки им по природе, отвечают внутренним потребностям, помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты.

К сожалению, школа имеет мало возможностей для стимулирования участия школьников в общественно-значимых мероприятиях. Учащиеся, участвующие в общественно-значимых мероприятиях, обычно, награждаются благодарственными письмами, грамотами и дипломами, канцелярскими товарами. В конце учебного года наиболее активные участники общественных мероприятий награждаются поездкой в г. Южно-Сахалинск в Парк культуры и отдыха, Краеведческий музей, Драматический театр.

infourok.ru

Современные методы педагогики для вовлечения и стимулирования научно-технического творчества детей и молодежи

Аннотация. В данной статье рассматриваются современные образовательные тренды, которые при комплексном применении в работе с детьми и молодежью позволяют стимулировать научно-техническое творчество и изобретательскую деятельность. В статье проведен аналитический обзор активных и интерактивных методов, а именно, игровые методы (геймификация образовательного процесса), метод групповой работы и метод кейсов, а также внедрение компетентностно-ориентированного подхода и концепции CDIO в качестве инновационного подхода в инженерном образовании. Приведены примеры результатов научно-технического творчества детей и молодежи в рамках совместной дестельности ТПУ и ТОДОО «Хобби-центр».Ключевые слова: научно-техническое творчество, изобретательская деятельность, активные и интерактивные методы, геймификация образовательного процесса. 

Введение

Одним из ожидаемых результатов программы РФ «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 гг. является то, что «по патентной активности Россия войдет в число лидеров. Научно-технологический задел по перспективным направлениям технологической модернизации в значительной степени обеспечит потребности сектора разработок» [1, 2, 3].

Такая программа появилась не случайно, так как на сегодняшний день Россия утратила свои позиции в мире по изобретательской деятельности. В Советском Союзе существовала целая система воспитания изобретателей, начиная с детства: кружки технического творчества, журналы «Юный техник», «Техника молодежи», «Изобретатель-рационализатор», на всех предприятиях существовали отделы НИОКР или, как минимум, отдельные люди, отвечающие за уровень изобретательства и рационализации, технические вузы и НИИ имели патентный отдел. Быть изобретателем было престижно и выгодно. В 50-70 годы двадцатого века Россия прочно удерживала мировое первенство по патентам и доведениям изобретений до опытного образца. Все это положительно влияло на мотивацию молодежи к занятиям техническим творчеством [2].

В девяностые годы ситуация изменилась. Переход России к рыночной экономике не способствовал развитию инноваций. Доля наукоемких технологий промышленной продукции России к концу двадцатого века в мировом хозяйственном обороте составляла менее 1 %. На 2008 г. уровень изобретательской активности России был ниже таких стран как Германия, США, Япония [1, 2].

Данная ситуация сделала трудным привлечение молодежи к изобретательской деятельности. Вектор воспитания изобретателей в нашей стране в настоящее время сместился из Дворцов детского творчества и промышленных цехов в систему высшего, средне-профессионального и средне-технического образования. В основном, это краткосрочные семинары и конкурсы ТРИЗ, редкие учебные курсы ТРИЗ и развития творчества. «Выращивание» и воспитание изобретателей – дело трудоемкое и затратное, а система образования отличается инерционностью, в том числе в организации образовательного пространства [1, 2, 3].

Основная часть

Какие условия необходимы для того, чтобы изобретательство, стало внутренней мотивацией молодежи, чтобы проектные и изобретательские компетенции формировались наравне с профессиональными и общекультурными?

И.Л. Викентьев считает, что развитие изобретательской деятельности нужно рассматривать «в единстве и борьбе физиологического, эмоционального, информационного и методического уровней человека (ФЭИМ, Рис. 1)».  И, несмотря на то, что он говорит о воспитании человека с раннего детства, в данном исследовании будут учтены ФЭИМ уровни при анализе образовательной среды учебных учреждений [4].

 

Рис. 1. ФЭИМ уровни И.Л.Викентьева 

Исследователь термина «образовательная среда» Беляев Г.Ю. сделал ряд выводов, разделяемых авторами статьи, что «образовательная среда – это определенная социальная общность, развивающая совокупность человеческих отношений, отражающая взаимосвязь условий, обеспечивающих образование человека и являющаяся многосоставным объектом системной природы. Образовательная среда базируется на принципах природо- и культуросообразности, в единстве и борьбе обучения и учения, формирования и становления, воздействия и взаимодействия, традиции и развития событийной общности, коллектива и личности» [5].

Отойдем немного от среды образовательной и проанализируем среду, мотивирующую профессионалов на создание инновационных разработок в других странах.

Мартин Руеф, социолог из Принстонского университета, проанализировала связь количества изобретений отдельных предпринимателей со структурой их кругов общения. Оказалось, что «бизнесмены с энтропийными сетями, полными случайных знакомств, были в три раза сильнее склонны к новаторству» [6]. Для того чтобы случайные встречи происходили чаще, необходима определенная архитектура помещений (Стивен Джобс разместил кофемашины и туалеты в центре здания). Или место, где представители разных профессий могут в свободной форме делиться своими идеями, вдохновляя других и получая неожиданные варианты решения своих задач, как Homebrew Computer Club в Силиконовой долине, славившийся «дружеским сотрудничеством и горизонтальным взаимодействием инженеров», и давший начало такой компании, как Apple. Даниэль Пинк, исследуя современную мотивацию к техническому творчеству, приходит к выводу о том, что «новая система мотивации строится на трех принципах – самостоятельность, профессионализм и целенаправленность. Самостоятельность – потребность самому направлять свою жизнь. Профессионализм – желание становиться лучше и лучше в важном деле. Целенаправленность – стремление делать своё дело во имя чего-то большего, чем ты сам». Именно при опоре на эти принципы в споре двух электронных энциклопедий Encarta и Википедия, победила последняя [6].

А. Бингхем, вице-президент компании Eli Lilly, в 2001 г запустил интернет-проект InnoCentive. На сайт выкладывались самые трудные научные задачи, стоящие перед компанией и предлагалось вознаграждение за их решение. Уже в 2007 году 40 % задач, размещенных на сайте, решалось в течение полугода, а некоторые спустя пару дней, после появления на сайте. При этом наиболее эффективно задачи решались людьми, которые были профессионалами совсем в другой области [2, 6].

В рамках данной работы авторами рассматриваются современные концепции, технологии и методы обучения детей и молодежи, стимулирующие изобретательскую деятельность и научно-техническое творчество. Рассмотрим более подробно предлагаемые к использованию методы и концепции.

1. Внедрение компетентностно-ориентированного подхода.

Все уровни образования и воспитания детей и молодежи перешли на федеральные государственные образовательные стандарты, начиная от вузов и заканчивая учреждениями дошкольного образования. Основной характеристикой для ФГОС всех уровней является реализация и внедрение компетентностно-ориентированного подхода. Основной идеей является переход от ЗУНов (знания, умения, навыки) к компетенциям.

ФГОС определяет понятие компетенции как способность применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в различных проблемных профессиональных либо жизненных ситуациях; в свою очередь, компетентность – уровень владения совокупностью компетенций, отражающий степень готовности выпускника к применению знаний, умений, навыков и сформированных на их основе компетенций для успешной деятельности в определенной области.

В работах отечественных и зарубежных исследователей существуют различные определения компетенции. Её определяют, как интегральную надпредметную характеристику подготовки обучаемых, которая проявляется в готовности к осуществлению какой-либо деятельности в конкретных проблемных ситуациях в процессе или после окончания обучения. Компетенция основывается на знаниях, конструируется через опыт, реализуется на основе воли [7, 8, 9].

Компетентностно-ориентированный подход в образовании позволяет рассматривать в качестве результата образования не сумму знаний, а способность человека грамотно действовать в различных ситуациях. Таким образом, акцент смещается на формирование у студента необходимых компетенций, а значит и на развитие личности студента, что также вытекает из различных определений компетенции [8, 10, 11].

Компетентностная модель выпускника (детского сада, школы, учреждения дополнительного образования, …, вуза) должна предъявляться на входе как интегральная характеристика, включающая не только требования к квалификации, но и к личностным особенностям. Это даст возможность планировать не только свое обучение, но и свое личностное развитие.

Личностная компетентность является системой, определяющей и обуславливающей жизненную успешность личности. Личностная компетентность относится к метакомпетенции и лежит в основе всех профессиональных компетенций. Личность, совершая компетентные действия, тем самым создает некое пространство, в котором может проявлять свою компетентность [10, 12].

Компетентность не существует сама по себе – она возникает как определенное новообразование личности при определенных условиях.

Таким образом, компетентностно-ориентированный подход позволяет обучающимся перейти на качественно новый уровень от знаний, умений к реальным навыкам и владениям, которые генерируют потребность в теоретических знаниях и закрепляются путем практического использования.

2. Активные и интерактивные методы обучения широко используются в образовательном процессе для мотивации детей к научно-техническому творчеству и стимулированию их изобретательской деятельности.

2.1. Геймификация образовательного процесса.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.В. Занков, М.И. Махмутов, Н.А. Аникеева, Н.Н. Богомолова, В.Д. Пономарев, С.А. Смирнов, С.А. Шмаков и др. [13].

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и образовательного процесса во многом зависят от понимания учителем функций педагогических игр. Функция игры – ее разнообразная полезность.

В существующей практике имеются различные типы игр: деловые, аттестационные, организационно-деятельностные, инновационные, рефлексивные игры по снятию стрессов и формированию инновационного мышления, поисково-апробационные и другие. Для обучающих игр характерны, как правило, многовариантность и альтернативность решений, из которых нужно сделать выбор наиболее рационального.

При этом одна и та же игра может выступать в нескольких функциях:

  • обучающая функция – развитие общеучебных умений и навыков, таких как память, внимание, восприятие информации различной модальности;
  • развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение их из скучного мероприятия в увлекательное приключение;
  • коммуникативная функция – объединение коллективов учащихся, установление эмоциональных контактов;
  • релаксационная функция – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении;
  • психотехническая функция – формирование навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для усвоения больших объёмов информации [13].

Игра сама по себе очень гибкая форма обучения. Она предполагает: имитацию ситуаций, соответствующих выполнение реальных действий в рамках предложенной модели. Как результат – мы получаем более прочное усвоение знаний обучаемыми.

Кроме того, в отличие от традиционных форм обучения, игра содержит очень важную компоненту – развлекательную. Зачастую проблема состоит в том, чтобы вовлечь и замотивировать студента на начальном этапе. У студентов (особенно начальных курсов) страх перед сложностью дисциплины блокирует способности к восприятию информации, сводя их к минимуму. Необходимо создать такую обстановку, которая позволит студентам снять эмоциональное напряжение и по максимуму проявить свои способности. Игровые технологии способны решить и эту проблему. Все люди, независимо от возраста любят играть. С самого детства термин «игра» у людей ассоциируется с положительными эмоциями. Кроме того, игроку заведомо понятно, что в игре можно ошибиться, проиграть, но потом можно попробовать снова и добиться успеха. Следовательно, игра исключает страх совершения ошибки как таковой, тогда как в реальности этот самый страх является главным препятствием к деятельности. Процесс усвоения новых знаний проходит легко и незаметно для учащегося. Дальше процесс обучения стимулирует сам себя – чем лучше студент разбирается в той или иной предметной области, тем более интересной она ему представляется. Таким образом, игра, как метод обучения, способна вовлечь в учебный процесс, повысить мотивацию к изучению дисциплины и, следовательно, к посещению аудиторных занятий, как к естественному и доступному источнику знаний [14, 15].

Помимо главных задач в рамках образовательного процесса – приобретения профессиональных компетенций и повышения мотивации к учебе – игра также является отличным способом формирования и освоения смежных компетенций: организационно-коммуникативных и личностных, таких как: лидерские качества, навыки работы в команде, коммуникативные навыки и т.п.

Игровой процесс подразумевает взаимодействие с другими участниками игры. Любое взаимодействие «человек-человек» можно определить, как коммуникацию. Зачастую, в игре коммуникация является средством достижения игровых целей. То есть успешность коммуникации во многом определяет выигрыш/проигрыш, что мотивирует участников совершенствовать свои коммуникативные способности.

Коммуникация в игре может носить как межличностный, так и групповой характер. Соответственно совершенствование коммуникативных навыков может происходить в обоих направлениях. И те, и другие навыки являются очень ценными для будущих специалистов.

Во втором случае помимо коммуникативных навыков, особую ценность приобретает ряд сопутствующих умений, таких как: умение работать в команде и наличие лидерских качеств. Успешность в игре уже определяется их совокупностью.

Во многих прогрессивных компаниях происходит постепенный переход к проектной работе, то есть работа над конкретной задачей осуществляется группой специально подобранных специалистов. В таких условиях умение работать в команде становится критически важным для карьерного роста специалиста и выполнения поставленных рабочих задач. Под умением работать в команде подразумевается целый ряд навыков: умение слышать и слушать, дисциплинированность, «чувство локтя», способность идти на компромисс, отстаивать свою позицию и т.п.

Все эти умения невозможно сформировать посредством теоретического изучения. Единственно возможный способ формирования данных компетенций – практический опыт [14].

Игровой формат обучения как раз и позволит на практике приобрести сопутствующие командной работе качества. Умение принимать решения, стрессоустойчивость, умение мотивировать и вести за собой, целеустремленность и т.п. попутно развиваются в игре в процессе командного решения игровых задач.

Деловые игры в учебных целях получили в настоящее время достаточно широкое распространение в учебных учреждениях применяются, в основном, в рамках изучения дисциплин гуманитарного цикла, особенно тех, которые связаны с экономикой, организацией и управлением, бухгалтерским учетом, правоведением, с новыми формами хозяйствования в рыночных условиях, при изучении иностранных языков [15, 30].

Однако игровые технологии в сфере преподавания фундаментальных и инженерных дисциплин, которые значительно влияют на результаты научно-технического творчества, не развиты. Отсутствуют публикации и методические материалы по данному вопросу. Основная сложность заключается в том, что даже при имеющемся опыте разработки механики и динамики игры для ее реализации требуются тематическое наполнение, так называемая контентная составляющая. Контент игры способен разработать или грамотно подобрать и скомпоновать только специалист в этой области, а именно преподаватель предметник: математик, физик, химик, ИТ и другие. Подбор заданий для игры, решение заданий для проверки знаний играющего также являются важными компонентами.

2.2. Проектно-организованное обучение. Метод проектов широко известен и издавна используется в мировой педагогической практике. Впервые он был описан в книге «Метод проектов» в 1918 г. американским психологом и педагогом Вильямом Килпатриком. Современные отечественные исследователи В.В. Гузеев, М.В. Кларин, О.С. Круглова, Д.Г. Левитес, Е.С. Полат, И.Д. Чечель и другие рассматривают проектно-ориентированное обучение на качественно новом уровне: как целостную технологию обучения, способствующую овладению учащимися методологическими знаниями, умениями, навыками как основы дальнейшего самообразования [16, 17, 18, 19, 22, 25].

Проектное обучение решает проблему формирования конкурентоспособной, мобильной, активной, самостоятельной личности, востребованной на рынке труда. Сложившаяся современная ситуация свидетельствует об изменении действительности и предполагает формирование качеств личности, позволяющих самостоятельно не только увидеть проблему, но и сформулировать задачу и решить ее. Существующие исследовательские работы, в которых изложены вопросы формирования компетенций в процессе проектного обучения отражают педагогический потенциал проектного обучения, многообразие научных идей и практических подходов к его организации. При построении модели проектно-организованного обучения зачастую за основу принимают деятельностный подход. Данный подход основан на принципиальном положении о том, что психика человека неразрывно связана с его деятельностью и деятельностью обусловлена. При этом деятельность понимается как преднамеренная активность человека, проявляемая в процессе его взаимодействия с окружающим миром, и это взаимодействие заключается в решении жизненно важных задач, определяющих существование и развитие человека [20, 23, 28].

Метод проектов всегда ориентирован на самостоят

e-koncept.ru

Мотивация как эффективный способ вовлечения ребенка с ОВЗ в образовательную деятельность

Название: Мотивация как эффективный способ вовлечения ребенка с ОВЗ в образовательную деятельность Номинация: Детский сад, Методические разработки для специалистов ДОУ , Учителю дефектологу Автор: Орлова Светлана Юсуповна Должность: учитель-дефектологМесто работы: МБДОУ «Детский сад №67»Месторасположение: Нижегородская область, г.Дзержинск

 

Мотивация как эффективный способ вовлечения ребенка с ОВЗ в образовательную деятельность

«Приохотить ребенка к учению гораздо болеедостойная задача, чем приневолить» — К.Д. Ушинский.

Сегодня, на этапе реализации ФГОС ДО слова К.Д.Ушинского звучат актуально и современно. По стандарту дошкольного образования построение образовательной деятельности должно осуществляться на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования; способствовать формированию познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; активизировать развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации [1]. Анализируя перечисленное, можно сделать вывод, что основная задача педагога — создать условия, «провоцирующие» интерес, любопытство.

Многие исследователи (В.С. Юркевич, А.Л. Венгер, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова) считают, что у дошкольников еще не сформирована внутренняя познавательная мотивация, она только активно развивается, а формирование ее происходит только в совместной деятельности со взрослым или сверстником [2, 3, 4,]. Окончательный срок ее становления приходится на возраст начальной школы. Важно учесть то, что речь в этих исследованиях идет о детях с нормой развития. Специальный педагог (логопед, дефектолог),

работает с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) и особые образовательные потребности (ОПП). Понимая, что у ребенка с ОВЗ все психические процессы развиваются замедленно, становится ясно, насколько актуальным становится проблема создания специального образовательного поля, в котором учитывались бы все особенности воспитанников данной категории.

В рамках данной статьи мы не будем углубляться в теорию, а постараемся поделиться практическими способами мотивации дошкольника к познавательной деятельности. Это способы, основанные на внешней мотивации, чаще игровой, но именно они становятся базовыми на этапе дошкольного образования, позволяют заинтересовать, привлечь внимание, удержать его на протяжении всего времени образовательной деятельности.

Специфика коррекционно-развивающей работы требует от педагогов, работающих в группах компенсирующей направленности, деления детей на подгруппы. Основная задача педагога — сделать этот процесс более естественным, снять возможное эмоциональное напряжение, возникающее при делении на подгруппы, уйти от диктата. Мы пришли к выводу, что именно этот процесс (деление на подгруппы) может стать мотивацией к предстоящей деятельности при правильной его организации.

Предлагаем несколько шаблонов, которые могут наполняться любым содержанием, в зависимости от темы или коррекционно-развивающей задачи. Итак, вот готовые формулы или шаблоны практических способов мотивации при делении воспитанников на подгруппы:

  • «секретный конвертик»
  • «пароль» или «секретное словечко»
  • цветовая или другая любая другая символика
  • короткая дидактическая игра

Надо отметить то, что эти варианты разработаны для детей старшего дошкольного возраста, но наш опыт показал, что использование последних двух возможно и с детьми младшего дошкольного возраста.

Итак, рассмотрим первый шаблон «секретный конвертик». Образовательная ситуация (фрагмент). Образовательная область «Познавательное развитие». Ознакомление с социальным миром. Тематическая неделя «Моя семья». Учитель-дефектолог (или учитель-логопед) приходит в группу за своей подгруппой воспитанников. У детей в это время свободная деятельность, они рассредоточены по групповой комнате. Чтобы привлечь их внимание, переключить от игры к занятию, учитель-дефектолог (логопед) в рупор (скрученный трубочкой журнал) громко говорит (примерная речь):

Дефектолог (Д) – Внимание! Внимание! Срочное сообщение!Сегодня утром, я увидела в двери моего кабинета вот этот конверт. Мне было очень интересно, что же там, но я подумала, что и вам было бы интересно узнать, что это за конверт, почему это письмо пришло именно к нам, поэтому я с дождалась вас.

Воспитатель (В). — Удивительно! Но сегодня утром такой же конверт обнаружила и я.Д.- Ребята, у меня есть идея. Я предлагаю разделиться, мы пойдем в кабинет и там узнаем, что в этом загадочном конверте, другие ребята узнают, что за секрет хранит их конвертик, а потом мы вернемся в группу и поделимся секретами (в конвертах – ребусы со словом «семья» ).

Таким образом, дети уже заинтересованы, настроены на занятие, на то, что узнают что-то новое и интересное! С нашей точки зрения, правильная, хорошо продуманная мотивация не должна обрываться, мотивационный круг должен замкнуться. Желательно проговорить, что будет по возвращению в группу, а вернувшись, осуществить намеченное. Так, после занятия у учителя-дефектолога, дети возвращаются в группу, выясняют, что в конвертах лежали ребусы, обмениваются ребусами, отгадывают новые, делают вывод, что ребусы составлены по-разному, а слово зашифрованное в них одинаковое. Содержимое «секретного конвертика» может быть самым разным: ребус, разрезная картинка, ключик, цифра, буква…

Не менее интересный способ «пароль» или «секретное словечко». Здесь вновь необходима помощь воспитателя группы.

Образовательная ситуация (фрагмент). Утром воспитатель, встречая детей, каждому шепчет на ушко «пароль» или «секретное словечко» — на все вопросы, говорит, что обо всем узнают позже. Например, изучая тему «овощи и фрукты», воспитатель утром, говорит ребенку либо слово, обозначающее овощ, либо слово, обозначающее фрукт. Перед занятием дефектолог приходит в группу с корзиной с овощами и говорит, что сегодня утром, каждому было дано секретное словечко, просит вспомнить и подойти к нему всех, у кого было слово, обозначающее овощи, а воспитатель держит корзину с фруктами и зовет всех детей, у которых «секретные слова» обозначают фрукты.

Такого рода мотивация уже содержит в себе учебную задачу — владение обобщающими понятиями, умение классифицировать, относить предмет к той или иной группе. Естественно, что этот вариант легко трансформируется под любую лексическую тему.

Использование цветовой или другой символики — это более простой вариант, который можно использовать в работе с детьми, начиная со средней группы, а если уровень развития детей позволяет, то и с конца второй младшей.

Например, воспитатель, принимая утром детей, прикрепляет к одежде ребенка эмблемку, значок. На вопрос для чего это и зачем отвечает, что пока это секретик, но скоро вы все узнаете. Например, детям воспитатель прикрепил звездочки красного и синего цвета. Перед занятием незаметно прикрепляет звездочку красного цвета себе, а дефектолог приходит в группу также с прикрепленной звездочкой, но другого цвета. Дети соотносят свои эмблемы по цвету с эмблемами педагогов.

С детьми младшего дошкольного возраста деление на подгруппы может проходить с привлечением какого-либо персонажа, игрушки. Образовательная ситуация (фрагмент). Образовательная область «Познавательное развитие». Ознакомление с миром природы. Тема «Домашние животные», вторая младшая группа. За несколько минут до начала занятия воспитатель предлагает детям поиграть и «превращает» их с помощью масок-шапочек в «котят» и «щенков». Затем в группу входит учитель-дефектолог с мягкой игрушкой (кошка) и говорит, что мама кошка пришла за своими «котятами» и зовет их поиграть. В это время воспитатель берет заранее приготовленную свою игрушку (собака) и аналогичным образом зовет детей своей подгруппы – «щенков»

Приведем пример мотивации при делении на подгруппы к занятию по формированию элементарных математических представлений или сенсорному развитию. Учитель-дефектолог приходит в группу с коробочкой в которой лежат круги синего и красного цветов.

Образовательная ситуация (фрагмент). Образовательная область «Познавательное развитие». ФЭМП. Дефектолог — Ребята, посмотрите, что у меня есть ( дети отвечают — кружочки). Верно, посмотрите, как их много. Но они непростые. Это ваш билетик на паровозик (показывает синию ленточку и говорит, что приглашает в синий паровозик ребят у которых синии билетик) «уезжают» к нему в кабинет. Воспитатель приглашает детей с билетиками красного цвета, чтобы поехать на красном паровозике.

Так еще до начала занятия, дети вспомнили, закрепили цвета, пробовали соотносить предметы по цвету. В данном варианте можно использовать и опираться на любые сенсорные эталоны, включать разнообразные коррекционно-развивающие задачи, в зависимости от возрастной группы и уровня развития воспитанников подгруппы.

Вариант использования короткой дидактической игры кажется нам также интересным, поэтому коротко опишем его.

Образовательная ситуация ( фрагмент). За 3-5 минут до начала занятия учитель-дефектолог приходит в группу с «чудесным мешочком» (в мешочке геометрические фигуры) и проводит игру «Узнай , что в мешочке»

Д. — Дети, хотелось бы вам поиграть еще? Я приготовила для вас классную игру, но знаю, что и у Натальи Евгеньевны (воспитатель) есть что-то интересненькое, поэтому предлагаю разделиться на 2 команды- одна пойдет со мной, а другая узнает, что интересного для них есть у воспитателя.

Д.-Когда вернетесь в группу то расскажите друг другу чему же вы научились и поиграете в самую интересную игру.

Таким образом, мотивация, заданная вначале не обрывается, а имеет логическое завершение, мотивируя воспитанников к другим видам детской деятельности.

Использование разнообразных способов мотивации дошкольников является мощными активизаторами детского внимания, стимулирует у ребенка желание узнать, догадаться, придумать. Такой подход к организации образовательного процесса, с нашей точки зрения, способствует созданию эмоционально-благоприятной обстановки и сохранению психологического здоровья, что особенно актуально для дошкольноков с ОВЗ.

Список литературы:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  2. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М., 1997.http://psychlib.ru/mgppu/lol-1997/lol-383.html
  3. Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб.заведений. М., 2003.http://www.studfiles.ru/preview/3567436/
  4. Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками// Вопросы психологии. 1982. № 4.http://psychlib.ru/mgppu/lol-1997/LOl-2271.htm

portal2011.com

Педагогическое стимулирование | Статья в журнале «Молодой ученый»



Ознакомление с двумя группами общих методов воспитательной работы — методами организации воспитательного коллектива и методами убеждения — дает основание сделать вывод о том, что любой из этих методов приводит к воспитательным результатам постольку, поскольку он способствует вовлечению учащихся в различные виды общественно полезной деятельности, побуждает внутреннюю активность коллектива и отдельных воспитанников, стимулирует их. Именно поэтому каждый педагог нуждается в овладении разнообразными средствами и методами стимулирования этой деятельности.

А. С. Макаренко неоднократно подчеркивал, что существует два противоречащих друг другу взгляда на сущность воспитательной работы.

Точку зрения сторонников одного из них Макаренко характеризует с иронией: «Воспитательную работу они рисуют себе так: воспитатель помещается в некоторой субъективной точке. На расстоянии трех метров находится точка объективная, в которой укрепляется ребенок. Воспитатель действует голосовыми связками, ребенок воспринимает слуховым аппаратом соответствующие волны. Волны через барабанную перепонку проникают в душу ребенка и в ней укладываются в виде особой педагогической соли.

Иногда эта позиция прямого противостояния субъекта и объекта несколько разнообразится, но расстояние в три метра остается прежним. Ребенок как будто на привязи, кружит вокруг воспитателя и все время подвергается либо действию голосовых связок, либо другим видам непосредственного влияния» [1].

С точки зрения такой методики не важно, чего хочет ребенок, к чему он стремится, каковы внутренние стимулы мотивы его поведения. Для воспитателя он лишь объект педагогического воздействия, своего рода строительный материал, из которого можно «лепить» будущего человека.

Другая точка зрения на сущность воспитательной работы, которой придерживался А. С. Макаренко и которую разделяет современная советская педагогическая наука, заключается в том, что «советский человек не может быть воспитан непосредственным влиянием одной личности, какими бы качествами эта личность ни обладала. Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле... Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка.

Весь этот «хаос» не поддается как будто никакому учету, тем не менее он создает в каждый данный момент определенные изменения в личности ребенка. Направить это развитие и руководить им—задача воспитателя» [1]

При таком подходе ребенок — активно действующий субъект собственного воспитания и развития. Воспитатель не может не интересоваться внутренними резервами формирования личности ребенка, тем «бесконечным числом отношений», в которые он вступает с окружающим миром и которые реально влияют на развитие всех его качеств.

Для того чтобы руководить этим сложным объективным процессом, воспитатель должен организовать всю жизнь и деятельность детей педагогически целесообразно, так, чтобы она способствовала формированию у них нравственных качеств, приобретению нужных знаний, полезных навыков и привычек. Эта задача решается с помощью всей методики учебно-воспитательного процесса, но особую роль здесь играют методы педагогического стимулирования.

Педагогическое стимулирование призвано развить индивидуальность каждого воспитанника, но вместе с тем должно предупредить формирование у отдельных детей, наделенных от природы яркими задатками и способностями, таких качеств, как крайний индивидуализм, излишний эгоизм, чрезмерные честолюбивые стремления, пренебрежение к своим товарищам, окружающим людям. Мы должны пользоваться такими методами, считала Н. К. Крупская, которые воспитывали бы коллективиста, ибо «лишь в коллективе личность ребенка может наиболее полно и всесторонне развиться»

Каковы же общие особенности методов педагогического стимулирования?

Прежде всего, как уже отмечалось, они служат цели вовлечения детей и подростков в активную общественно полезную и педагогически целесообразную деятельность — учение, труд, различные виды клубной работы и т. п. Опора на стимулирующие возможности деятельности — первая характерная черта методики педагогического стимулирования.

Важно отметить, что воздействие педагога и коллектива является не только внешним стимулом поведения детей. Если бы этим ограничивалось, то ребята, находясь вне пределов непосредственного организованного влияния педагогов и своих товарищей, легко могли бы приобретать и отрицательный опыт. Это происходит тогда, когда внешние стимулы принимаются самими учащимися, ученическим коллективом, когда дети убеждаются в целесообразности и справедливости того, чего добивается от них педагог, а их собственные интересы и мотивы реализуются через предлагаемые им виды деятельности и отношения в коллективе. Следует иметь в виду, что в реальном процессе воспитания все три схемы как бы накладываются друг на друга, образуют общую модель действия методов педагогического стимулирования.

Один из первых исследователей опыта Макаренко И. Ф. Козлов писал о том, как умелая организация жизни воспитанников в коллективе позволяет превращать «сложные и трудные обязанности детей, которые предъявляются им задачами коммунистического воспитания в интересах их будущего и будущего всего общества, в источник и условие детской радости и в стимул их жизнедеятельности [7]»/

Приведем несколько примеров.

Выслушав на уроке обстоятельный ответ ученика, педагог говорит:

− Молодец. Ты очень глубоко раскрыл тему. Не стоит ли тебе еще поработать над ней? Может получиться интересный доклад для предстоящей итоговой конференции. После уроков приходи в кабинет, я кое-что посоветую почитать дополнительно...

Здесь учитель использует различные приемы стимулирования положительного отношения к учебной деятельности. Умело реализованные педагогом, они могут побудить учащегося к серьезной поисковой, исследовательской работе, результатом которой станут его новые знания и умения, а также активное участие в подготовке и проведении ученической конференции.

Еще пример. На общем собрании ученической производственной бригады принимается решение развернуть соревнование среди звеньев бригады по основным производственным показателям. Вносится предложение наградить членов звена — победителей в соревновании — экскурсионной поездкой в Москву за счет заработанных бригадой средств. Предложение единодушно принимается и фиксируется в решении. Этот пример показывает, как стимулирование активности школьников осуществляет коллектив, общественное мнение. Стимулом организации соревнования и трудовой активности членов бригады здесь служит увлекательная перспектива.

Как видим, педагогика не «придумывает» методов стимулирования. Она берет из жизни реальные стимулы поведения и те из них, которые отвечают задачам педагогически целесообразной организации жизни детей, использует в воспитательной практике.

Методика педагогического стимулирования представляет собой систему средств, используемую для педагогически целесообразной организации общественно полезной деятельности детей, отношений между ними в коллективе и направленную на побуждение активности, интересов, нравственных мотивов их поведения. Так достигается превращение сложных и трудных обязанностей в источник радости, их выполнение становится осмысленным и творческим, сопровождается положительными эмоциями.

Основные методы педагогического стимулирования: требование, перспектива, поощрение и наказание, общественное мнение.

Требование обеспечивает стимулирование или торможение тех или иных действий, поступков и в целом поведения учащихся путем проявления личного отношения педагога к воспитаннику.

Необходимо различать требование как метод педагогического стимулирования и единые педагогические требования как метод организации коллектива. Если единые педагогические требования обеспечивают содержание стимулируемой общественно полезной деятельности детей и пути достижения единства действий педагогов и детей в сплочении коллектива, то требование представляет собой опирающийся на личные отношения способ реализации норм поведения и деятельности в поступках и действиях детей. Иными словами, если метод единых педагогических требований позволяет ответить на вопросы «что требовать?» и «кто требует?», то требование как метод педагогического стимулирования дает возможность ответить на вопрос «как требовать?».

Перспектива— исключительно действенный метод педагогического стимулирования — предусматривает влияние на поведение детей путем выдвижения перед ними увлекательных целей, становящихся их личными стремлениями, интересами и желаниями. Этот метод способствует развитию у детей целеустремленности — одного из важнейших качеств личности.

Поощрение и наказание — наиболее традиционные методы воспитания. С их помощью осуществляется коррекция поведения детей, т. е. дополнительное стимулирование нравственно ценных поступков и торможение нежелательных проявлений путем расширения или ограничения прав и обязанностей воспитанников, морального влияния на них. Применение этих методов, особенно наказания, требует особой осторожности, чуткости и такта педагогов, их мастерства.

Общественное мнение — могучий метод воздействия — обеспечивает разностороннее и систематическое стимулирование общественно полезной деятельности детей, наиболее полно реализует воспитательные функции коллектива. Этот метод способствует развитию общественной активности и товарищеской солидарности членов коллектива.

Рассмотрим общие правила применения методов педагогического стимулирования.

Обязательным условием эффективности методики педагогического стимулирования является подлинный гуманизм отношения педагога к детям.

Методы педагогического стимулирования— это не набор чисто профессиональных технологических средств, которыми владеют люди, равнодушные к судьбе своих воспитанников. Это — живые отношения живых людей, объединенных одним коллективом, едиными устремлениями, общей ответственностью.

Сущность отношений педагога и воспитанника раскрыта в известной формуле А. С. Макаренко: «...Как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему... У нас к личности предъявляются глубокие, основательные и общие требования, но, с другой стороны, мы оказываем личности необыкновенно большое, принципиально отличное уважение. Это... не две разные вещи, а одно и то же. И наши требования, предъявляемые к личности, выражают и уважение к ее силам и возможностям, и в нашем уважении предъявляются в то же самое время и требования наши к личности» [1].

Правильное применение любого метода стимулирования не только приводит к частным изменениям в деятельности и поведений детей, но и всегда активно работает на развитие отношений между педагогами и воспитанниками.

Второе общее правило эффективного использования методов педагогического стимулирования состоит в том, что применение каждого из них должно быть разумным, подготовленным. Педагог обязан взвешивать, предвидеть, насколько возможно использование того или иного метода. Если нет достаточных оснований считать, что метод сработает, лучше его не применять, сосредоточить усилия на подготовке необходимых условий, ибо частые неудачи и связанные с ними конфликты подрывают авторитет учителя.

Педагогическое стимулирование может остаться безрезультатным, если педагог не обеспечил необходимых материальных средств для стимулируемой деятельности детей. Например, не все учащиеся снабжены нужными для работы инструментами, а учитель настаивает на выполнении очередного задания, напоминает воспитанникам об обещанном поощрении.

Учет реальных возможностей детей, их возрастных особенностей, способности выполнить действия, которые стимулирует воспитатель, составляет суть дифференцированного и индивидуального подхода в использовании методов педагогического стимулирования.

Необходимо также правильно оценивать педагогическую ситуацию, в которой используются те или иные методы педагогического стимулирования. Без этого невозможны верный выбор методов и успех их применения. Хотя каждая педагогическая ситуация неповторима, можно выделить некоторые общие признаки любой ситуации, анализ которых поможет учителю правильно выбрать метод стимулирования и эффективно его использовать.

Наконец, в любой ситуации необходимо учитывать психическое состояние детей, к которым обращается педагог с тем или иным заданием: они могут быть веселы и спокойны, огорчены чем-либо и взволнованы. И это опять-таки имеет огромное значение для правильного выбора и успешного применения методов стимулирования.

Таким образом, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, обеспечение необходимых для организуемой деятельности материальных условий и средств, а также и умение учителя анализировать и правильно оценивать конкретную ситуацию — вот важнейшие предпосылки эффективного использования методики педагогического стимулирования, а в значительной мере и всей методики воспитательной работы с учащимися.

Знакомство с отдельными методами педагогического стимулирования начнем с требования.

Литература:
  1. Макаренко А. В. Книга для родителей//Пед. соч.— Т. 5. — С. 14.
  2. Крупская Н. К. Пионердвижение как педагогическая проблема // Пед. соч.: В 6 т. — М., 1979. — Т. 3. — С. 153.
  3. Победоносцев Г. А. Совершенствуем систему воспитания школьников: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1989.
  4. Спутник классного руководителя: Пособие для учителей. — Вып. 1–9. — М.: Просвещение, 1981–1989.
  5. Учебно-воспитательная работа в группах продленного дня (V— VII классы) / Под ред. М. Е. Кульпединовой. — М.: Просвещение, 1989.
  6. Честных Ю. Н. Путь к сердцу ученика: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1989.
  7. Козлов И.Ф. «Педагогический опыт А.С. Макаренко» М-1987 стр. 111.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическое стимулирование, воспитательная работа, метод стимулирования, ребенок, требование, педагог, полезная деятельность детей, общественное мнение, непосредственное влияние, педагогическая ситуация.

moluch.ru