Какие особенности организации образовательного процесса предусмотрены для первоклассников? Организация обучения в 1 классе по фгос
Организация учебной деятельности в 1 классе
МБОУ СОШ п. Малиновский
Методические рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период
Настоящие рекомендации регламентируют организацию обучения первоклассников в адаптационный период и разработаны на основе:
-Закона «Об Образовании» РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
-типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001года № 196;
-требований государственных образовательных стандартов;
-Письма Минобразования России от 25 сентября 2000 г. №2001/11-13 «Об организации обучения в первом классе в адаптационный период»;
-Письма Минобразования России от 20.04.2001г. № 408/13-13 «Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период».
Данные рекомендации по организации учебного процесса в адаптационный период помогут учителю в реализации требований Санитарных правил, в создании благоприятных условий для адаптации детей к школе, снятии статистического напряжения школьников при одновременном выполнении программ по всем предметам.
Начальный период обучения в первом классе должен создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие ему дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание. Задачи адаптационного периода едины для всех систем начального образования.
В первом классе в сентябре и октябре проводится по 3 урока по 35 минут каждый. В письме «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы сказано: «...в сентябре – октябре проводится ежедневно по три урока, остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми». Чтобы выполнить задачу снятия статистического напряжения школьников, рекомендуется на четвертых уроках использовать не классно – урочную, а иные формы организации учебного процесса.
Согласно учебному плану в 1 классе учебная нагрузка составляет 21 час в неделю. Первыми часами рекомендуется проводить уроки чтения и русского языка (период обучения грамоте).
В течение восьми недель учитель может планировать последними часами уроки физкультуры, а также уроки по другим предметам в форме уроков – игр, уроков – экскурсий, уроков – театрализаций и т.п. Поскольку эти уроки также являются обучающими, то в иной, нетрадиционной форме изучается или закрепляется программный материал.
В классном журнале рекомендуется указывать форму проведения уроков, если урок проводится не в классно-урочной форме.
Классный руководитель ежедневно в течение 1 четверти заполняет в соответствии с расписанием и тематическим планированием форму по организации учебной деятельности (приложение 1). Данная форма хранится в классном журнале в период заполнения. При завершении адаптационного периода, по окончанию 1 четверти классные руководители сдают данную форму заместителю директора по УВР.
2. Помимо общих рекомендаций по организации уроков в адаптационный период выявляется специфика организации уроков по отдельным предметам:
-организация уроков математики.
Начальный период адаптации совпадает с проведением подготовительной работы к восприятию понятий числа, отношения, величины, действий с числами и др. (до числовой период). Дети в этот период учатся проводить наблюдения над предметами, сравнивать, классифицировать по признакам, получая количественные и пространственные представления. Наряду с расширением математического кругозора и опыта детей, формированием их коммуникативных умений и воспитанием личностных качеств, специальное внимание уделяется развитию математической речи детей, их обще логическому развитию.
Дальнейшая работа по ознакомлению детей с числами и действиями с ними строится на основе полной предметной наглядности в ходе проведения игр, практических работ, экскурсий и др.
В зависимости от характера заданий дети могут на уроке вставать из-за парт, свободно перемещаться, подходить к столу учителя, книгам и т.д. На уроках могут использоваться игровые приемы обучения. Большое место на занятиях математикой следует отводить дидактическим играм, позволяя детям подвигаться, обеспечивая смену видов деятельности на уроке.
Изучение некоторых вопросов курса математики в этот период может проходить не только на уроках в классе, но и на уроках-играх и уроках-экскурсиях.
Перечисленные формы организации учебной деятельности могут быть использованы при изучении следующих вопросов программы:
Признаки предметов (сравнение предметов по цвету, размеру, форме): экскурсии по школе, школьному двору; на спортивную площадку с включением игр «Найди свою группу», «Кто дальше, кто выше, кто больше» и др.
Пространственные представления, взаимное расположение предметов: на пришкольный участок; подвижные игры с различными заданиями.
Сравнение групп предметов по их количеству, счет предметов: экскурсии по школе.
-организация уроков окружающего мира
Адаптационный период совпадает по времени с сезоном года, когда имеются благоприятные возможности для проведения экскурсий и целевых прогулок, в ходе которых происходит непосредственное знакомство детей с окружающим миром. Тем самым обеспечивается накопление чувственного опыта, реальных ярких впечатлений, которые важны для успешного познания окружающего. Замена всех уроков окружающего мира прогулками и экскурсиями нецелесообразна, т.к. эффективность последних может значительно снизиться. Проведенные наблюдения должны быть осмыслены, обобщены, выстроены в формирующуюся систему представлений ребенка о мире, а это возможно именно на уроке.
Экскурсии и целевые прогулки определены образовательной программой, по которой обучаются школьники. На порядок проведения экскурсий могут повлиять погода, социальная обстановка, творческие задумки учителя, содержание занятий по другим предметам.
Кроме экскурсий и целевых прогулок целесообразно на уроках окружающего мира изучение части материала в форме подвижных игр. Подвижные игры-театрализации проводятся в классной комнате, рекреации, спортивном зале, в хорошую погоду на пришкольном участке.
Все перечисленные формы организации учебной деятельности могут быть использованы при изучении следующих вопросов программы:
1. Признаки осени: экскурсии «Золотая осень», «Природа вокруг нас», «Во саду ли, в огороде».
2. Разнообразие природы: экскурсии и целевые прогулки «Разнообразие растений», «Деревья твоего двора», «Что за дерево».
3. Социальное окружение: экскурсия по школе для знакомства с различными помещениями, их назначением, с работниками школы, с правилами поведения в школе.
Тематика экскурсий может быть различная: «Наш огород», «Дорога от школы до …» (особое внимание обращается на правила дорожного движения, на места опасного перехода).
Ознакомление с социальным окружением может проходить через подвижные игры, раскрывающие правила дорожного движения, правила поведения в школе, общественных учреждениях, в транспорте.
4. Здоровье: подвижные игры: « Чистота - залог здоровья», «В гостях у Мойдодыра» и др.
-организация уроков изобразительного искусства
В период адаптации к новым для ребенка условиям школьного обучения художественным занятиям принадлежит особая роль. Потребность что-то изображать, рисовать, рассматривать – необходимый и специфический способ познания мира. Ребенок не столько создает произведение, сколько выражает свое состояние. Художественная деятельность ребенка предполагает особую установку учителя на творческое сотрудничество, на доверительность отношений. Поэтому сама атмосфера и цели художественных занятий предполагают свободные игровые формы общения.
Художественные занятия в период адаптации должны иметь различные формы:
- прогулки и экскурсии в парк с целью развития навыков восприятия, эстетического любования и наблюдательности, сбора природных материалов для художественных занятий;
- игры (тема урока «Игра в художника и зрителя»)
Разнообразие форм деятельности и полнота впечатлений на уроках ИЗО способствует снятию напряжения.
--организация уроков технологии
Основные направления работы на первых уроках технологии включают в себя расширение сенсорного опыта детей, развитие моторики рук, формирование познавательных интересов процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления…), формирование первоначальных приемов работы с ручными инструментами и пр.
Часть уроков технологии рекомендуется проводить в форме экскурсий и игр.
1.Экскурсии «Красота окружающей среды», «Образы родного края», «Сказочные животные» и др. помогут развивать умения видеть образы в окружающих предметах, формировать художественный образ на уроках труда.
2. Экскурсии по сбору природного материала: «Природа-художник и скульптор», «Что нам дарит природа».
3.Экскурсии могут включать игры-соревнования на развитие глазомера, чувства цвета, формы: «Собери листочки одинаковой формы», «Кто больше придумает образов, которые можно сделать из шишки, желудя и др.» «Из каких природных материалов можно сделать фигурку лисички».
4. Уроки на свежем воздухе с играми и конкурсами, связанные с подбором природного материала: «Кого тебе напоминает эта веточка?», «найди листочки, напоминающие по форме перо птицы».
5.Уроки-конкурсы с использованием изготовленных поделок.
-организация уроков музыки
Основой изучения закономерностей музыкального искусства учащимися являются простейшие музыкальные жанры: песня, танец, марш, их интонационно-образные особенности. Учебная деятельность первоклассников на уроках музыки может включать в себя ярко выраженные игровые элементы.
Учителем могут использоваться образно-игровые приемы:
- пластическое интонирование;
- музыкально-ритмические движения;
- разыгрывание и инсценировки стихов и музыки и др.
Эти приемы позволяют сделать процесс освоения музыки как искусства увлекательным, интересным, насыщенным разнообразными формами деятельности учащихся, что устранит двигательную пассивность и перегрузки детей в первые месяцы их обучения.
Организация адаптационного периода в первом классе
Начальный период обучения в первом классе должен создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие его дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание. Задачи адаптационного периода едины для всех систем начального образования.
Первый год обучения трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья.
Для успешного обучения школьников в этот период необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни.
Особого внимания со стороны учителя требуют первые дни пребывания детей в школе. Необходимо помнить, что такие качества отдельных детей, как невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением, связаны с особенностями их психики, поэтому важно не делать детям резких замечаний, не одергивать их, стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях ученика.
В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ребенка. В начале обучения учитель должен предоставить каждому ребенку возможность работать в присущем ему темпе. Совершенно не допустимы в это время замечания типа «Быстрее!», «Задерживаешь всех!» и т.п. Объем работы школьников должен увеличиваться постепенно.
Учитель строит свою деятельность с учетом степени и длительности адаптации первоклассников к школе. Он должен быть сдержанным, спокойным, подчеркивать достоинства и успехи детей, стараться наладить их отношения со сверстниками. Целесообразно вызывать в первые месяцы учебного года к доске детей неуверенных в себе, стеснительных. Специальной дополнительной работы учителя и психолога требует устранение трудностей обучения, возникающие у некоторых школьников, повышение их интереса к учебной деятельности и уверенности в собственных силах.
Если учитель не учитывает трудности адаптационного периода, то это может привести к нервному срыву ребенка и нарушению его психического здоровья.
Стиль общения учителя с первоклассниками должен учитывать особенности поведения детей, связанные с их умением общаться с взрослыми и сверстниками. Тон учителя должен быть доверительным и мягким. Не допустим авторитарный стиль общения учителя с ребенком.
Первоклассники способны сосредоточенно, без отвлечения заниматься однотипной деятельностью 10-12 минут, что определяет требования к организации и структуре урока в первом классе.
Возрастные особенности детей седьмого года жизни (сложность произвольной регуляции деятельности, быстрая утомляемость и др.) предполагают, что для них очень сложны статические нагрузки, ограничения двигательного режима, быстрое переключение с одного вида деятельности на другой и т.п.
Для первоклассников очень актуальны виды деятельности, которыми они занимались в дошкольном детстве. Поэтому следует активно включать игру в учебный процесс, а не запрещать её, не исключать из жизни первоклассника. В первом классе игра имеет особое значение для формирования умения учиться – основной деятельности, которой занимается теперь ребенок. Принципиально важно обратить внимание на два вида игр – ролевые и игры с правилами (дидактические, подвижные, настольно-печатные).
Игра с правилами, как и учебная деятельность, обязательно дает результат: развивает самооценку, самоконтроль и самостоятельность. На первом году обучения игры с правилами должны присутствовать на каждом уроке, заполнять перемены и динамическую паузу (подвижные, настольно-печатные). Дидактические игры всегда имеют учебную задачу, которую нужно решать. Ролевые игры очень важны для формирования произвольного поведения, воображения, творчества ученика.
Учитывая наглядно-образный характер мышления детей этого возраста, необходимо существенное место на уроках отводить моделирующей деятельности со схемами, моделями звуков и слов, геометрическими формами, объектами природы и т.п.
Организация обучения
Каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом (столом) в соответствии с ростом, состоянием слуха и зрения ребенка. Целесообразно располагать столы так, чтобы можно было организовать фронтальную, парную и групповую работу на уроке. Учебники и дидактические пособия для первоклассников рекомендуется хранить в школе.
Продолжительность учебного года для первоклассников – 33недели. Каникулярное время в течение учебного года – не менее 37 дней. В связи с тем, что учебный год делится на 4 неравные по продолжительности четверти, организуются дополнительные каникулы для учащихся 1-х классов в середине 3 четверти (февраль) с целью профилактики переутомления.
Рекомендуемая продолжительность учебной недели – 5 дней. Объем недельной нагрузки не должен превышать 21 учебных часа.
Продолжительность урока – 35 минут с обязательным проведением двух физкультминуток по 1,5-2 мин. каждая. Их рекомендуется проводить на 10 и 20 мин. урока. Исключения могут составлять уроки физической культуры, ритмики и т.п.
Для облегчения процесса адаптации детей к требованиям школьного обучения учебная нагрузка увеличивается постепенно: в сентябре – октябре проводится ежедневно по 4 часа (три урока, динамическая пауза и одно нетрадиционное занятие, оно заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми) согласно Письму МО РФ от 20.04.2001 № 408/13-13 «О рекомендациях по организации обучения первоклассников в адаптационный период».
Со второй четверти ежедневно проводится по 4 урока.
Продолжительность перемен между уроками не менее 15 минут, большой перемены после 2 урока – не менее 40 минут. На этой перемене организуется питание учащихся в помещении школьной столовой (10-15 минут) и динамическая пауза (прогулку на свежем воздухе или подвижные игры в помещении) . Длительность динамической паузы не мене 40 минут.
Недопустимо в первом классе введение дополнительных часов на факультативы, на занятия с детьми, испытывающими трудности в обучении что соответствует СанПин. Последнее особенно важно, так как эти дети, как правило, имеют ослабленное здоровье или специфические особенности нервной системы, что категорически исключает увеличение для них учебной нагрузки и её продолжительности.
Контроль и оценка результатов обучения
В первом классе начальной школы исключена система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую систему (звездочки, квадратики и т.д.).
Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Кроме этого, нельзя при неправильном ответе ребенка говорить «не думал», «не старался», «не верно», лучше обходиться репликами «Ты так думаешь?», «Это твоё мнение?» «Давай послушаем других» и т.д.
Никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьника, своеобразие его психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия).
В течение первого полугодия первого года обучения контрольные работы не проводятся. Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года не позднее 20 – 25 апреля; в день можно провести только одну контрольную работу.
Домашние задания в первом классе не задаются согласно Письму МО РФ от 25.09.2000 г. № 202/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы». Учащиеся первого класса на повторный год обучения не оставляются.
Приложение 1
Организация учебной деятельности в 1 ___ классе ___________ уч.год
Классный руководитель _________________________________
№
Дата
Предмет
Тема
Форма организации
Учитель
infourok.ru
Закон РФ «Об образовании»
Запрещается осуществлять на конкурсной основе
Для зачисления ребенка в 1 класс родители представляют в ОУ
Режим учебных занятий
Объем работы и учебная нагрузка должны увеличиваться постепенно ("ступенчатый" метод постепенного наращивания учебной нагрузки)
Классные комнаты – не выше второго этажа
Продолжительность учебной недели – 5 дней
Исключается система балльного оценивания
основной документ, определяющий образовательный уровень, который должен быть достигнут выпускниками независимо от форм получения образования
совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования
утвержден и введен в действие
Любознательный, интересующийся, активно познающий мир
Рассказать, что и зачем мы будем делать на уроке
Уметь объяснять свои чувства
Слушать и слышать одноклассников и учителя
1. Что отвечает ваш маленький "допризывник" на вопрос хочет ли он учиться в школе? а) "не дай Бог" - 0 баллов; б) "еще не знаю" - 1 балл; в) "очень хочу, скорей бы в школу"- 3 балла.
3. Испытайте на прочность познавательную потребность малыша.
4. Поиграйте с ребенком и его друзьями в "Школу". Присмотритесь к своему малышу: какую роль он выбирает, какими видами деятельности предпочитает заниматься:
6. Умеет ли будущий школьник внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме? Поэкспериментируйте, предложите не слишком привлекательные для малыша задания:
7. Нарисуйте какой-нибудь узор из геометрических фигур (не слишком замысловатый) и попросите ребенка нарисовать такой же по образцу. Как малыш с этим справится?
8. Ваш малыш уже имеет благоприятный опыт общения со сверстниками: посещал детский сад или общался с детьми во дворе. Он тянется к сверстникам, находит взаимопонимание, не дерется (слишком много). а) "да, безусловно" - 1 балл; б) "нет, к сожалению" - 0 баллов.
10. Вы много играете с чадом в специальные развивающие игры, правильно (то есть по зарекомендовавшим себя методикам) учите читать, писать, считать: а) "да что вы, на это не хватает ни времени, ни сил" - 0 баллов; б) "время от времени и не по каким-то там методикам, а как получится" - 1 балл; в) "постоянно занимаемся, в курсе всех новинок литературы" - 2 балла.
0-5 баллов - ребенка еще совсем рано выпускать в холодный и чуждый ему мир школы. Если ему уже скоро семь, то обратите пристальное внимание на подготовку. Обязательно прочитайте наши рекомендации, дополнительную литературу. Полезно будет также посетить психолога.
6-14 баллов - ваш малыш еще "подготовишка". Перечитайте свои ответы, посмотрите, что больше "хромает" - мотивация малыша (1-4 вопросы) или его навыки и умения (5-9 вопросы). А возможно все дело в вас (10 вопрос)? Проанализируйте ситуацию и, воспользовавшись нашими советами, беритесь за дело!
15-20 баллов - чадо уже готово выдержать нелегкий школьный бой, может смело "вгрызаться в гранит науки". Но это не значит, что родителям можно тут же прекратить все развивающие занятия и игры с ним, продолжайте в том же духе!
|
rpp.nashaucheba.ru
Какие особенности организации образовательного процесса предусмотрены для первоклассников?
С момента, когда ребенок первый раз переступает порог школы, у него начинается новая неизвестная ему жизнь. Особые условия обучения первоклассникам создаются для того, чтобы они быстрее привыкли к незнакомому коллективу сверстников, к учителю, к режиму дня в школе. Родители могут найти много различной информации о том, как с психологической точки зрения грамотно организовать жизнь ребенка дома в этот период. Немаловажным будет и то, как школа реализует рекомендации по организации обучения учащихся первого класса.
Почему именно для учащихся первого класса школа должна создать особые условия обучения?
Дошкольное детство ребенка — это беззаботная пора, которая завершается поступлением в школу. В школе первокласснику приходится встречаться с множеством обязанностей и требований, которые не каждый ребенок может сразу усвоить. Чтобы процесс адаптации проходил максимально успешно, классному руководителю первого класса и администрации школы необходимо следовать правилам организации обучения детей.
Положения и рекомендации, которые указаны в следующих документах, помогают минимизировать сложности, которые могут возникнуть в начальный период обучения.
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее-СанПиН).
- Письмо Минобразования РФ от 20.04.2001 N 408/13–13 «О рекомендациях по организации обучения первоклассников в адаптационный период».
- Письмо Минобразования РФ от 25.09.2000 № 2021/11–13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы».
СанПиН предъявляет четкие требования к особенностям организации режима образовательного процесса первоклассников:
- обучение 1-х классов должно быть организовано только в первую половину дня;
- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе;
- в сентябре, октябре — по 3 урока в день по 35 минут каждый;
- в ноябре-декабре — по 4 урока по 35 минут каждый;
- январь-май — по 4 урока по 45 минут каждый;
- для обучающихся 1-х классов объем максимально допустимой нагрузки в течение дня не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю — не более 5 уроков, за счет урока физической культуры;
- рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут.
Дополнительные привилегии для первоклассников (СанПиН):
- рекомендуется учебные помещения для обучающихся 1-х классов размещать не выше 2-го этажа;
- обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
- дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучении;
- вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать для учащихся 1-х классов — более 1,5 кг.
Рекомендации по планированию и организации уроков
Специфика организации уроков по отдельным предметам подробно описана в Письме Минобразования РФ от 20.04.2001 N 408/13–13 «О рекомендациях по организации обучения первоклассников в адаптационный период».
Урок рекомендуется вести с обязательным проведением двух физкультминуток по 1,5-2 минуты каждая. Физкультминутки рекомендуется проводить на 10-й и 20-й минутах урока.
В течение восьми недель учитель может планировать последними часами уроки физической культуры, а также уроки по другим предметам в форме уроков-игр, уроков-театрализаций, уроков-экскурсий, уроков-импровизаций и т. п. (Письмо Минобразования РФ от 25.09.2000 № 2021/11–13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы»). Это сделано для того, чтобы дети не сильно уставали в процессе обучения на этапе привыкания к школе.
После третьего (или второго) урока необходимо проводить динамическую паузу (прогулку на свежем воздухе или игры в помещении) длительностью не менее 40 минут.
При составлении расписания уроков необходимо учитывать следующее.
- Уроки, требующие большого умственного напряжения (русский язык, родной язык, математика), рекомендуется проводить первыми или вторыми.
- Уроки по искусству, окружающему миру, труду целесообразно проводить после динамической паузы (третий урок), а уроки с преобладанием двигательного компонента (физкультура, ритмика и др.) — последними (Письмо Минобразования РФ от 25.09.2000 № 2021/11–13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы»).
Пятидневная учебная неделя для первоклассников предусматривает дополнительно разгрузочный день — четверг. В этот день отсутствуют уроки по математике, проводятся экскурсии по ознакомлению с окружающим миром, уроки искусства и физкультуры.
Контроль и оценка результатов обучения
Каждый первоклассник, приходя в школу, ждет, когда ему поставят первую отметку. Нередко учителя, зная об ожиданиях детей, могут ставить в тетрадях печати или раздавать карточки в виде поощрения за выполненную работу. Это делать не рекомендуется. «Недопустимо в 1 классе использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и пр.) Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Кроме этого, нельзя при неправильном ответе ученика говорить "Не думал.", "Не старался.","Неверно.", лучше обходиться репликами "Ты так думаешь...", "Это твое мнение...", "Давай послушаем других..." и т.д.» (Письмо Минобразования РФ от 25.09.2000 №2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы»).
Не рекомендуется также оценивать темп работы учащегося, его личностные характеристики или особенности поведения.
«Никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика; личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.)». Для первоклассников в течение первого полугодия обучения не проводятся контрольные работы. Делать это рекомендуется только в конце учебного года, но не позднее 20-25 апреля.
Стиль общения учителя с первоклассниками обучения (Письмо Минобразования РФ от 25.09.2000 №2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы»).
Учитель должен учитывать особенности поведения ребенка, связанные с его умением общаться со взрослыми и сверстниками. Есть дети, которые не ходили в детский сад. Для таких детей оказаться в большом детском коллективе (классе) и сразу наладить контакт — является непростой задачей. Поэтому учителю первого класса стоит с вниманием относиться к каждому ребенку.Тон учителя должен быть доверительным и мягким. Недопустим авторитарный стиль общения учителя с первоклассниками. Нельзя пренебрегать и различными формами невербального общения — обнять ребенка, взять за руку, погладить по голове, дотронуться и т.п.Со стороны учителя недопустимы проявления раздражения, резкие замечания. Формулировку требования лучше высказывать не в категорической форме, а в мягкой («Мне кажется, ты здесь ошибся...», «Проверь, пожалуйста, нет у тебя ошибки вот здесь?» и т.п.)
Какие условия должна создать школа для учеников-первоклассников с ОВЗ?
К обучающимся с ограниченными возможностями здоровья относит физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее — ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий (п.16 ст.2 ФЗ «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ).
Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (ч.1 ст.79 ФЗ «Об Образовании в РФ» № 273-ФЗ).
При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья школа предоставляет бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иную учебную литературу.
Обучение детей, нуждающихся в особых условиях обучения, можно осуществлять в рамках домашнего обучения или в форме семейного образования в зависимости от желания родителей. Если родители решили, что дети с ОВЗ будут посещать школу, то учителю и администрации необходимо ориентироваться на рекомендации ПМПК при составлении адаптированной программы обучения.
Стоит отметить, что соблюдение рекомендаций и правил организации обучения учеников-первоклассников, является одним из условий успешной адаптации ребенка к школе.
eduface.ru
Требования к уроку в 1 классе
Требования к уроку в 1 классе
Урок длится 30-35 минут
После 1 урока дети идут в столовую
После третьего урока необходима динамическая пауза на улице
на уроке 2 физ минутки
Дополнительные каникулы в 3 четверти
Не ставятся оценки
Каждую четверть нужно менять детей рядами
Нужна частая смена видов деятельности
Использовать больше наглядности
Использовать больше дидактический игр
Следить за посадкой
Небольшой объем текста для заучивание наизусть (стихи, правила)
Большое колличетсво ярких моментов в стихах
Введённый ФГОС ООО требует существенной перестройки требований к современному уроку в начальных классах. Это связано со сменой приоритетов и целей начального образования, с необходимостью внедрения новых подходов к определению его результатов.
Приоритетами начального образования признаны идеалы развивающего обучения: умение учиться, предметные и универсальные (общеучебные) способы действий, индивидуальный прогресс ребёнка в эмоциональной, социальной, познавательной сферах.
Среди проблем современной школы одной из ведущих является повышение эффективности урока как основной формы УВП.
В настоящее время формируется новый характер урока. В стандартах 2 поколения отражён социальный заказ общества, учтены новейшие достижения психологической и педагогической науки, передовой педагогической практики.
Кратко рассмотрим наиболее важные характеристики урока, определяющие современные требования к нему.
-Урок имеет не только обучающую, но и развивающую направленность, способствует воспитанию детей.
-Урок направлен на становление младшего школьника как субъекта учебной деятельности. Это предполагает активную деятельность детей на уроке, их самостоятельность и инициативность.
-В процессе урока формируются личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД.
-Создаются условия для возникновения у учащихся положительной учебной мотивации, в том числе учебно-познавательных мотивов.
-Перед учащимися ставятся учебные задачи, организуется работа по их осознанию детьми и по их решению. Учащиеся принимают участие в целеполагании (учатся самостоятельно определять цели своей деятельности).
Учащиеся принимают участие в планировании собственной деятельности и в оценке её результатов.
-Организуется работа по усвоению младшими школьниками обобщённых способов действия.
-Урок имеет рефлексивную направленность. Дети являются участниками контрольно-оценочной деятельности.
Организуется оперативная обратная связь. Учитель отслеживает усвоение детьми учебного материала и правильность выполнения заданий, осуществляет своевременную коррекцию ошибок. Используются разнообразные способы и средства обратной связи(вт.ч. сигнальные)
А)продуманность целей и задач урока
Б)комплексная направленность и целесообразный отбор содержания урока
В)целесообразный выбор форм и методов обучения
Г)целесообразное использование средств обучения
–соответствие структуры урока особенностям УМК, учебной программе,
-отражение в структуре урока этапов учебно-познавательной деятельности (мотивационного, операционно-познавательного, рефлексивно-оценочного)
-оптимальный темп урока
-рациональное использование времени урока
Поддержание за счёт интереса детей к выполнению заданий и их включения в активную деятельность
-Сотрудничество учителя и учащихся как равных партнёров, сотрудничество детей друг другом
-гибкий стиль общения учителя с учащимися
-учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся
-Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода
-Благоприятный психологический климат урока, гуманное, уважительное и доброжелательное отношение учителя к детям
-Правильная организация познавательной деятельности учащихся
-Учёт личностных особенностей (создание ситуации успеха и ситуаций выбора, актуализация субъективного опыта, предоставление ученикам возможности высказывания собственной точки зрения и т.д.)
-Эмоциональная насыщенность урока
-это не только соблюдение гигиенических требований, соблюдение правильного режима труда и отдыха, регулярная смена видов деятельности, но и забота учителя о сохранении психического здоровья учащихся.
-Владение голосом, мимикой, жестами
-Соблюдение стиля и тона общения
-Использование методов стимулирования у учащихся познавательных интересов, сознательного отношения к учению,
-Чёткое следование замыслу урока и одновременная готовность гибко перестраивать его ход при изменении учебных ситуаций
Современный урок в начальной школе
Современный урок – свободный урок, урок, освобожденный от страха: никто никого не пугает и никто никого не боится.
Щуркова Н.Е.
Литература
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2015/02/16/sovremennye-trebovaniya-k-uroku-s
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/dlya-kompleksov-detskii-sad-nachalnaya-HYPERLINK "http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/dlya-kompleksov-detskii-sad-nachalnaya-shkola/2012/07/12/trebovaniya-k"shkola/2012/07/12/trebovaniya-k
infourok.ru
Организация работы в 1 классе - Нормативные документы - Заместителю директора по УВР - Каталог файлов
Как правильно организовать учебный процесс в первом классе? Какие мероприятия помогут избежать переутомления детей во время занятий?
Помещения, в которых осуществляется обучение и воспитание первоклассников, целесообразно располагать не выше второго этажа. Площадь учебного помещения обеспечивается из расчета 2,5 кв. м на одного учащегося. Для хранения верхней одежды и сменной обуви, как правило, необходимо специальное помещение. Если позволяет площадь, допускается размещение специальных шкафчиков для хранения одежды в рекреациях. Туалетные комнаты оборудуются отдельно для мальчиков и девочек.
Каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения. Для школьников с нарушением слуха и зрения парты независимо от их роста ставятся первыми, причем для детей с пониженной остротой зрения они размещаются в первом ряду от окна. Целесообразно располагать столы так, чтобы можно было организовать фронтальную, групповую и парную работу обучающихся на уроке. Учебники и дидактические пособия для первоклассников рекомендуется хранить в школе.
Предельно допустимая наполняемость класса – 25 чел., оптимальная – 20 чел.
Продолжительность учебного года для первоклассников четырехлетней начальной школы – не более 30 недель, каникулярного времени в течение учебного года – не менее 37 дней. В связи с тем что учебный год, как правило, делится на четыре неравные по продолжительности четверти, с целью профилактики переутомления организуются дополнительные каникулы в середине третьей, самой продолжительной четверти. Оптимальное чередование учебного и каникулярного времени в годовом календарном плане: 5–6 недель учебы сменяются недельными каникулами.
Занятия первоклассников проводятся только в первую смену. Время их начала – 8.30–9.00. Запрещается проводить уроки во второй половине дня.
Рекомендуемая продолжительность учебной недели – 5 дней. Объем недельной нагрузки не должен превышать 20 ч, дневная учебная нагрузка – не более четырех уроков.
Продолжительность урока – 35 мин с обязательным проведением двух физкультминуток по 1,5–2 мин каждая. Их рекомендуется проводить на 10‑й и 20‑й минутах урока (за исключением уроков физкультуры, ритмики и т. п.).
Для облегчения процесса адаптации детей к требованиям школьного обучения учебная нагрузка увеличивается постепенно: в сентябре – октябре проводится ежедневно по три урока. Остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми. Со второй четверти ежедневно проводится 4 урока.
Продолжительность перемен между уроками – не менее 10 мин, большой перемены после второго урока – не менее 20 мин. В это время организуется завтрак в помещении школьной столовой или буфета.
После третьего (или второго) урока необходимо проводить динамическую паузу (прогулку на свежем воздухе или игры в помещении) длительностью не менее 40 мин.
При составлении расписания уроков необходимо учитывать следующее.
Уроки, требующие большого умственного напряжения (русский язык, родной язык, математика), рекомендуется проводить первыми или вторыми. Уроки по искусству, окружающему миру, труду целесообразно проводить после динамической паузы (третий урок), а уроки с преобладанием двигательного компонента (физкультура, ритмика и др.) – последними.
Пятидневная учебная неделя для первоклассников предусматривает дополнительно разгрузочный день – четверг. В этот день отсутствуют уроки по математике, проводятся экскурсии по ознакомлению с окружающим миром, уроки искусства и физкультуры.
Недопустимо введение в первом классе дополнительных часов на факультативы, занятия с отстающими. Последнее особенно важно, так как отстающие дети, как правило, имеют ослабленное здоровье или специфические особенности нервной системы, что категорически исключает увеличение для них учебной нагрузки.
В первом классе четырехлетней начальной школы исключается система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и пр.). Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Кроме этого нельзя при неправильном ответе ученика говорить "не думал”,
"не старался”, "неверно”, лучше обходиться репликами "ты так думаешь”, "это твое мнение”, "давай послушаем других” и т. д.
Никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика; личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.).
В течение первого полугодия первого года обучения контрольные работы не проводятся. Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года не позднее 20–25 апреля; в день можно провести не более одной контрольной работы.
В первом классе четырехлетней начальной школы домашние задания не задаются. Обучающиеся первого класса четырехлетней начальной школы на второй год не оставляются.
Обучающиеся первого класса зачисляются в группу продленного дня с согласия (по заявлению) родителей. Внеучебная деятельность организуется в соответствии с интересами и желаниями детей. Продолжительность таких видов деятельности, как чтение, музыкальные занятия, рисование, лепка, рукоделие, настольные игры и др., должна быть не более 30 мин.
Дети, посещающие группы продленного дня, обеспечиваются 3‑разовым горячим питанием (завтрак, обед, полдник) в помещении столовой или буфета школы. Интервалы между приемами горячей пищи должны составлять 3–4 ч. Рекомендуется для детей седьмого года жизни и ослабленных детей проводить обед с 13.00 до 13.30, полдник – с 16.20 до 16.30 после дневного сна продолжительностью 1,5–2 ч.
Прогулка и подвижные игры на воздухе должны проводиться в течение дня не менее двух раз общей длительностью 2,5–3 ч.
Просмотр диафильмов и телепередач не следует проводить чаще одного-двух раз в неделю с ограничением длительности просмотра диафильмов до 30 мин, телепередач – 30 мин. Посещение кинотеатров, выставок, музеев, театров следует проводить не чаще 1–2 раз в месяц.
В каникулярное время продолжается работа группы продленного дня для той части обучающихся, которая в этом нуждается.
Официальный источник
Письмо Минобразования РФ от 25.09.2000 № 2021/11–13 < Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы >
Письмо Минобразования РФ от 22.02.1999 № 220/11–12 "О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы"
life-school.ucoz.ru
Новые требования к организации образовательного процесса первоклассников в условиях реализации ФГОС НОО
Педагогическая статья
НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПЕРВОКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО.
Автор: Любкина Ирина Васильевна,
учитель начальных классов,
МАОУ СОШ №25
г. Балаково, Саратовская область
В соответствии с ФГОС учебно-воспитательная деятельность в начальной школе должна быть направлена на личностный результат ребенка и реализовываться через системно-деятельностный подход к обучению.
Структура урока в первом классе должна быть «дробной», т.е. включать несколько (желательно связанных темой) видов деятельности. Недопустимо строить весь урок на одном виде деятельности, например, все тридцать пять минут читать, писать или решать арифметические задачи. Необходимо чередовать разные виды деятельности на уроке.
Для первоклассников еще очень актуальны виды деятельности, которыми они занимались в дошкольном детстве. Это прежде всего относится к игре. Поэтому следует активно включать игру в учебный процесс, а не запрещать игру, не исключать ее из жизни первоклассника. В первом классе игра имеет особое значение для формирования умения учиться – основной деятельности, которой занимается теперь ребенок. Принципиально важно обратить внимание на два вида игр – ролевые и игры с правилами (дидактические, подвижные, настольно-печатные).
Игра с правилами так же, как и учебная деятельность, обязательно дает результат, развивает самооценку, самоконтроль и самостоятельность. На первом году обучения (особенно в первые недели учебы) игры с правилами должны присутствовать на каждом уроке (дидактические), заполнять перемены и динамическую паузу (подвижные, настолько-печатные).
Дидактические игры всегда имеют учебную задачу, которую нужно решать. В процессе этих игр ребенок усваивает систему эталонов – этических, сенсорных, практических и др. При использовании игры как метода обучения необходимо выполнять ряд условий: учебная задача должна совпадать с игровой; наличие учебной задачи не должно вытеснять игровую; необходимо сохранять игровую ситуацию; игра обязательно должна включать игровое правило (если, то...) и игровое действие.
Ролевые игры очень важны для формирования произвольного поведения, воображения, творчества ученика, так необходимого ему для обучения. Большие возможности для развития сюжетно-ролевых игр предоставляют уроки литературного чтения, математики, окружающего мира, искусства, в процессе которых дети могут разыгрывать различные роли реальных лиц или воображаемых героев.
Учитывая наглядно-образный характер мышления детей этого возраста, необходимо существенное место на уроках отводить моделирующей деятельности со схемами, моделями звуков, геометрическими формами, объектами природы и т.п. При этом раздаточный материал, который находится перед каждым ребенком, должен полностью совпадать с демонстрационным. Необходимо помнить, что использование только демонстрационного, зачастую иллюстративного материала, привлекающего ребенка своей формой, а не содержанием, нередко приводит к обратному результату: внимание детей фиксируется на ярких, но несущественных для решения учебной задачи деталях и свойствах. В этом случае работа не дает желаемого результата, не способствует развитию мышления. Опора на наглядно-действенное и наглядно-образное мышление первоклассников в обучении способствует формированию логического мышления.
ФГОС указывает и на здоровьесберегающую направленность учебно-воспитательного процесса. Очень часто дети устают в школе сидеть неподвижно, приобретают такие заболевания как нарушение осанки и зрения.
С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз.
Необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1 классе не должна превышать 7-10 минут. Расстояние от глаз до тетради или книги должно составлять не менее 25-35см.
Продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения устанавливается согласно следующим требованиям:
Просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения не более 10 мин.
Просмотр телепередач не более 15 мин.
Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения не более 15 мин.
Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой не более 15 мин.
Прослушивание аудиозаписи не более 20 мин.
Прослушивание аудиозаписи в наушниках не более 10 мин.
После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз.
Для увеличения двигательной активности обучающихся рекомендуется в учебные планы для обучающихся включать предметы двигательно-активного характера: хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм.
Двигательная активность обучающихся, помимо уроков физической культуры, может обеспечиваться за счет:
организованных подвижных игр на переменах;
спортивного часа для детей, посещающих группу продленного дня;
внеклассных спортивных занятий и соревнований, общешкольных спортивных мероприятий, дней здоровья;
самостоятельных занятий физической культурой в секциях и клубах.
Спортивные нагрузки на занятиях физической культурой, соревнованиях, внеурочных занятиях спортивного профиля, при проведении динамического или спортивного часа должны соответствовать возрасту, состоянию здоровья и физической подготовленности обучающихся, а также метеоусловиям (если они организованы на открытом воздухе).
Уроки физической культуры целесообразно проводить на открытом воздухе. Возможность проведения занятий физической культурой на открытом воздухе, а также подвижных игр, определяется по совокупности показателей метеоусловий (температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха) по климатическим зонам.
В дождливые, ветреные и морозные дни занятия физической культурой проводят в зале.
Начало обучения в 1 классе совпадает по времени с сезоном года, когда в нашем регионе имеются благоприятные возможности для проведения экскурсий и целевых прогулок, в ходе которых происходит непосредственное знакомство детей с окружающим миром. Тем самым обеспечивается накопление чувственного опыта, реальных ярких впечатлений, которые очень важны для успешного познания окружающего мира. Тематика экскурсий может быть самая различная, например, «Наш город», «Дорога от школы до дома» (особое внимание обращается на места опасного перехода). Также ознакомление с социальным окружением может проходить через подвижные игры, раскрывающие правила дорожного движения, правила поведения в школе, общественных учреждениях, в транспорте; можно провести игры «Поздравляем с днем рождения», «Давайте знакомиться».
Кроме экскурсий и целевых прогулок целесообразно проводить изучение части школьного материала в форме подвижных игр и игр-театрализаций. Подвижные игры, игры-театрализации могут проводится в классе, коридоре, в спортивном зале, в хорошую погоду – на пришкольном участке.
Необходимо учитывать дополнительные требования к обучению в 1-м классе согласно СанПин:
учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучении;
организация дневного сна, 3-х разового питания и прогулки для детей, посещающих группу продленного дня;
рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии:
в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый;
в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый;
январь - май - по 4 урока по 45 минут каждый.
Обучение первоклассников должно строиться с учетом особенностей организации деятельности детей 6-7 летнего возраста.
Особого внимания со стороны учителя требуют первые дни пребывания детей в школе. Необходимо помнить, что такие качества отдельных детей, как невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением, связаны с особенностями их психики, поэтому важно (особенно в адаптационный период) не делать детям резких замечаний, не одергивать их, стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях ученика.
В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ребенка. В начале обучения учитель должен предоставить каждому ребенку возможность работать в присущем ему темпе. Совершенно недопустимы в это время замечания типа «Быстрее!», «Задерживаешь всех!» и т.п. Объем работы школьников должен увеличиваться постепенно.
Уровень развития функциональных систем и сформированности психических процессов детей (внимание, память, мышление, уровень произвольности), обеспечивающих успешность обучения, диктует необходимость предоставления детям разных по сложности учебных заданий и, что особенно важно, разную долю участия учителя в их выполнении. Учитель должен знать, что многие дети в этом возрасте могут выполнять задания только с помощью взрослого, который подсказывает последовательность действий. Это не является отрицательной характеристикой ученика, а отражает возрастные и индивидуальные особенности и уровень «школьной зрелости».
Стиль общения учителя с первоклассниками должен учитывать особенности поведения ребенка, связанные с его умением общаться со взрослыми и сверстниками. Среди первоклассников достаточно высок процент детей, испытывающих разного рода трудности общения в коллективе. Сюда относятся как гиперобщительные дети, мешающие учителю вести урок, так и боящиеся классно-урочной обстановки, стесняющиеся отвечать и производящие поэтому впечатление ничего не знающих или не слушающих учителя. И те, и другие требуют различных форм доброжелательной и терпеливой работы учителя.
Тон учителя должен быть доверительным и мягким. Недопустим авторитарный стиль общения учителя с первоклассниками. Нельзя пренебрегать и различными формами невербального общения - обнять ребенка, взять за руку, погладить по голове, дотронуться и т.п. Это не только успокаивает ребенка, но вселяет в него уверенность, ощущение того, что взрослый хорошо к нему относится. Необходимо обратить особое внимание на это положение, так как для первоклассника существенно важно доброе, позитивное отношение к нему учителя, которое не должно зависеть от реальных успехов ребенка.
Требования к выполнению школьных норм поведения должны вводиться постепенно и не в форме указаний, а в форме пожеланий. Со стороны учителя недопустимы проявления раздражения, резкие замечания. Следует терпеливо и мягко еще и еще раз повторять необходимое правило.
Для развития самостоятельности и активности детей важно положительно оценивать каждый удавшийся шаг ребенка, попытку (даже неудачную) самостоятельно найти ответ на вопрос. Очень полезно давать детям творческие учебные задания: придумать что-то, догадаться, подобрать другие примеры и пр. Пусть при этом дети спорят, рассуждают, ошибаются, вместе с учителем находят правильное решение.
Особое внимание требуют дети с низким уровнем активности. Главная задача учителя – поощрять любое проявление инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски. Очень важно специально подготовить такого ребенка к ответу - стоять с ним рядом, поощрять, не боясь перехвалить, демонстрировать всему классу его успехи и активность. Нельзя спешить вызывать ребенка к доске, если учитель не уверен в правильности ответа, лучше пусть ученик ответит ему «на ушко», чтобы не демонстрировать классу ошибки ребенка.
В первом классе следует специально учить детей организовывать свою деятельность: планировать свои действия, менять условия работы (например, убрать учебник или тетрадь, сложить кассу букв, закрыть книгу и т.п.).
При организации деятельности по решению учебной задачи необходимо учить детей планировать свои действия. Это нужно делать не только на уроках русского языка и математики, но и на всех остальных уроках. Особенно эффективно использовать для этого уроки технологии, когда дети анализируют образец будущего изделия, выделяют последовательность действий. Очень важно побуждать детей проговаривать вслух последовательность действий, осуществлять самостоятельно контроль: сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки, устанавливать их причины, самому вносить исправления. Причем формулировку требования лучше высказывать не в категорической форме, а в мягкой («Мне кажется, ты здесь ошибся», «Проверь, пожалуйста, нет у тебя ошибки вот здесь» и т.п.).
Все эти рекомендации по проведению уроков помогли мне в реализации требований ФГОС НОО, СанПин, в создании благоприятных условий для адаптации детей к школе, снятии статического напряжения школьников при одновременном выполнении образовательных программ по всем предметам.
kopilkaurokov.ru
Месяц | Мероприятия | Ответственные |
Август | Комплектование 1-х классов. Организация работы в 1 классе по ФГОС второго поколения. Адаптационный период. Знакомство с нормативными документами. Организация внеурочной деятельности первоклассников согласно ФГОС. Организация режима дня школы. Соблюдение охранительного режима на уроках и переменах. Проведение родительского собрания в 1-х классах «Первые дни ребенка в школе». ( Рассмотрение требований ФГОС на родительских собраниях) Проверка готовности кабинетов к началу учебного года: соблюдение санитарно-гигиенического режима и техники безопасности труда. Обеспеченность УМК на новый учебный год. | Администрация Администрация Учителя нач. классов. Директор школы Ли В.Р. Зам.директора по УВР Лаврова Т.П. Зам.директора по ИИМР Макарова Е.Н.Учителя нач. классов. |
Сентябрь | Знакомство первоклассников со школой. Проведение экскурсий по школе. Организация горячего питания. Наблюдение за учащимися, определение «группы риска». Педагогический совет. «Анализ учебно-воспитательного процесса за 2012/2013 учебный год.Смотр учебных кабинетов. Санитарное состояние кабинетов. Соблюдение требований СанПин. Планы на 2013/2014 учебный год. Организация внеурочной деятельности первоклассников по ФГОС нового поколения. Внесение дополнений в программы по самообразованию с целью изучения требований ФГОС. Проверка техники чтения во 2-х классах. Итоги проведения техники чтения. Олимпиада по литературному чтению. Заседание М/О начальных классов. Методическое обеспечение введения ФГОС Формирование плана научно- методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС Нормативно-правовые аспекты работы учителя начальных классов : «Качество образования», «Портфолио учителя»; Новые технологии в обучении младших школьников: а)метод проектов, б) обучение в сотрудничестве, в)здоровьесберегающие технологии. Проверка техники чтения в 3-х классах. Турнир «Мыслю, знаю, действую» День открытых дверей (Детский сад). | Учителя 1-х классов. Учителя 1-х классов. Социальный педагог Панова Е.А.Директор школы Ли В.Р. Завучи. Зам. по ИИМР Макарова Е.Н. Руководитель М/О Личман Т.В. зам. по ИИМР Макарова Е.Н. Рук.М/О Личман Т.В. Зам.по ИИМР Макарова Е.Н, Зам.по ИИМР Макарова Е.Н. |
Октябрь | Диагностика адаптации первоклассников. Организация ГПД. Принципы организации. Работа над формированием навыка чтения и письма в 1-м классе Круглый стол « Художественно-творческая деятельность младших школьников». Отчет о работе МО. План на новый учебный год. Освоение учителями школы системно-деятельностного метода обучения в рамках ФГОС. Олимпиада по русскому языку в 3-х-4-х классах.Работа учителей по предупреждению неуспеваемости. Мероприятия по охране здоровья. Создание игровых зон и зон для индивидуальных занятий в учебных кабинетах школы Анализ программ и методических рекомендаций по преемственности преподавания русскому языку. Выработка единого орфографического режима, единых требований. Разработка плана реализации программы работы с одаренными детьми. Перспективный план проведения открытых уроков по обмену опытом. Курсовая переподготовка в связи с переходом на новые образовательные стандарты. Составление перспективного плана прохождения курсов повышения квалификации.Проведение индивидуальных консультаций для родителей 1-х классов по теме «Педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе» и методические рекомендации по преодолению трудностей. | Учителя начальных классов. Зам. по УВР Лаврова т. п. Учителя начальных классов. Учителя начальных классов. Учителя начальных классов. Зам. по ИИМР Макарова Е.Н. Руководитель М/О Личман Т.В.Учителя начальных классов Зам. дир. по ИИМР Макарова Е.Н. Рук.МО начальных классов |
Ноябрь | Заседание М/О начальных классов. «Алгоритм освоения ФГОС нового поколения». Семинар «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в соответствии с требованиями ФГОС» Инновации в начальной школе». Внедрение компьютерных технологий в практику преподавания уроков в начальной школе. Олимпиада по математике «Математика — царица наук» для 3-4-хкл. Проверка техники чтения в 4-х классах. Итоги проверки техники чтения. Состояние техники безопасности и охраны труда. Педагогический консилиум «Вопросы преемственности между начальной школой и средним звеном.Круглый стол «Использование попарных и подгрупповых форм работы на уроках, индивидуальная помощь учащимся». Занятия по интересам в ГПД, игровые занятия по запросам учащихся. Организация и проведение предметных олимпиад. Организация работы по преемственности между М/О, начальным и средним звеном школы. | Руководитель М/О Личман Т.В. Учителя начальных классов. Зам по ИИМР Макарова Е.Н Руководитель М/О Личман Т.В. Учителя начальных классов Учителя начальных классов. Завучи, М/О начальных классов, руководители М/О Руководители МО |
Декабрь | Взаимопосещение уроков и занятий, использование диагностических данных учащихся, осуществление межпредметных связей на уроке. Участие в общешкольных родительских собраниях, проведение классных родительских собраний, индивидуальные консультации родителей. Анализ учебно-методического обеспечения образовательного процесса начальной школы с позиции требований ФГОС. Школьный тур олимпиады по окружающему миру в 4-х кл. Проверка техники чтения в 1- 4-х кл. Итоги проверки техники чтения. Мастер-класс «Формирование учебных умений у учащихся при помощи ИКТ» (открытые уроки) Практическое занятие «Критерии выставления оценок по итогам успеваемости». Проведение административных контрольных работ за 1 полугодие. Состояние преподавания, уровня обученности учащихся на конец 1 полугодия. Предметные олимпиады. Предметные Недели. Аттестация учителей. | Учителя начальных классов. Администрация школы Учителя начальных классов.Зам. по ИИМР Макарова Е.Н. Зам по ИИМР Макарова Е.Н. Учителя начальных классов. Зам. по УВР Лаврова Т.П. Учителя начальных классов. Зам по ИИМР Макарова Е.Н. |
Январь | Формирование интереса к урокам изобразительного искусства, технологии, музыки. Заседание М/О начальных классов. Семинар-практикум «Опыт разработки и реализации образовательных программ дополнительного образования для реализации ФГОС начального общего образования» Организация работы с одаренными детьми. Реализация новых образовательных стандартов в учебном процессе и внеурочной деятельности первоклассников. Взаимопосещение уроков математики. Проверка техники чтения в 3-х классах. Итоги проверки техники чтения. Семинар «Мониторинг учебно-воспитательного процесса при отработке навыков чтения». Смотр – конкурс учебных кабинетов. Проведение предметной недели русского языка . | Учителя начальных классов Руководители М/О Личман Т.В.,Ткачев С.Е. Руководитель М/О Личман Т.В.Учителя начальных классов. Зам по ИИМР Макарова Е.Н. Руководитель М/О Личман Т.В. Зам по ИИМР Макарова Е.Н.Учителя начальных классов |
Февраль | Анализ программ и методических рекомендаций по преемственности преподавания дисциплин естественного цикла. Игра-путешествие «Наша школа» для детей, поступающих в первый класс. Информационное собрание для родителей будущих первоклассников.Участие во Всероссийских конкурсах:»Русском медвежонке», «Кенгуру» по русскому языку и математике. Проверка техники чтения в 4-х классах.Итоги проверки техники чтения. Конкурс проектных, исследовательских и творческих работ «Премьера» для 3-4 кл. Создание банка методических разработок уроков, дополнительных занятий в течение года. Обобщение и систематизация педагогического опыта учителей. Круглый стол «Повышение профессионального уровня». Обмен опытом работы.Подготовка и проведение массовых мероприятий совместно с классными руководителями и воспитателями ГПД. | Учителя-предметники Руководитель МО естественнонаучного цикла Смирнова Э.М. Учителя начальных классов Зам по ИИМР Макарова Е.Н., Лаврова Т.П. Зам по ИИМР Макарова Е.Н., Зам по ИИМР Макарова Е.Н. Руководитель МО Учителя начальных классов Руководитель М/О Личман Т.В. |
Март | Анализ выполнения санитарно-гигиенических норм обеспечения учебно-воспитательного процесса. Обобщение, распространение передового педагогического опыта учителей начальной школы. Неделя детской книги. Заседание М/О начальных классов Семинар-практикум «Опыт разработки и реализации Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся для реализации ФГОС начального общего образования» Методический День. День открытых дверей для коллег и родителей. Панорама педагогического опыта учителей начальных классов. Круглый стол «Система работы над ошибками» Обмен опытом. | Зам по АХР Черных Л.А. Зам по ИИМР Макарова Е.Н. Зам по ИИМР Макарова Е.Н. Руководитель М/О Личман Т.В. Зав.библиотекой Мержа А.В. Зам. по УВР ЛавроваТ.П. Учителя 1-х классов Учителя начальных классов Зам. директора по УВР Лаврова Т.П. Макарова Е.Н. Руководитель МО Личман Т.В. |
Апрель | Организация и проведение административных контрольных работ. Работа ГПД «Выполнение режима дня». Научно-практическая конференция «Поиск и творчество» для учащихся 4-х кл. Работа учителей по предупреждению неуспеваемости. Мотивация педагогов на повышение профессионального уровня. Семинар – практикум:выставка и отчет по самообразованию – доклады, рефераты, разработки уроков, авторские программы. Участие в реализации целевой программы «Алгоритм освоения ФГОС нового поколения». «Планируемые результаты начального общего образования». Круглый стол. Проблемы преемственности «детский сад-начальная школа-среднее звено». Анализ посещения занятий в детском саду, уроков в 5 классе.Новые технологии в обучении младших школьников. Портфолио ученика. Итоги работы школы будущих первоклассников. | Администрация школы Зам.дир.по УВР Лаврова Т.П. Учителя начальных классов. Руководитель М/О Личман Т.В.Администрация школы Учителя начальных классовЗам. директора по УВР Лаврова Т.П. |
Май | Состояние преподавания, уровня обученности учащихся на конец учебного года. Организация выставки работ урочной и внеурочной деятельности обучающихся 1-го класса. Корректировка модели организации внеурочной деятельности. Круглый стол «Результаты, проблемы, эффекты введения ФГОС» Работа по проблеме «Развивающая среда начальной школы» Отчет о работе М/О «Анализ работы за год. Годовой мониторинг учебного процесса. Задачи и планирование на новый учебный год учебный год», Стандарт образования. Утверждение плана работы на 2014/2015учебный год. Педсоветы по переводу учащихся. Работа над составлением анализа работы начальной школы за год. | Зам по УВР Лаврова Т.П. Руководитель М/О Личман Т.В. Руководитель М/О Личман Т.В. |
nenuda.ru