Проект по работе с родителями "Главное - ВМЕСТЕ!". Проекты совместные с родителями в детском саду
Проект по работе с родителями "Главное
Проект по работе с родителями «Главное – ВМЕСТЕ!»
2 слайд
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я представлю сегодня свой опыт работы. Педагогический проект по работе с родителями воспитанников 1 младшей группы «Главное – вместе!»
Слайд 3.
АКТУАЛЬНОСТЬ
На сегодня взаимодействие ДОУ с родителями является важной составной частью в работе по преодолению трудностей в развитии и воспитании дошкольников. Только в тесном сотрудничестве, на взаимопонимании педагогов и родителей можно добиться высоких результатов.
Возникновение опыта связано с тем, что появились противоречия в работе педагогов с родителями. По наблюдениям педагогов и общению с родителями сложились следующие выводы: одни родители требуют и открыто заявляют, что воспитанием и обучением детей должен заниматься детский сад, а они хотят видеть по окончании детского сада результат. Т. е. полностью подготовленного к школе ребенка. Другие пассивно наблюдают за работой детского сада, третьи хотят принимать участие в воспитательно-образовательном процессе, но у них нет на это времени, и только некоторые заинтересованы в активном взаимодействии с детским садом. Педагоги были недовольны тем, что на мероприятиях информационного характера родителей увидишь не часто, больше родителей привлекают мероприятия развлекательные, будь это Новый год или 8 марта, выпускной. Посещение родителями групповых собраний было совсем незначительным.
Слайд 4.
Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудное, потому что все родители разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира от мира взрослых, преодолеть авторитарно отношение к ребёнку, относиться к нему, как равному к себе и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми.
ПРОБЛЕМА
Неучастие родителей в жизни своего чада, банальное отсутствие какого-либо представления о том, каким должен быть ''успешный" родитель - и возникает определенная проблема в отношениях ребенка и его семьи.
Слайд 5.
Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения услышать и понять друг друга.
Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, со всеми участниками образовательного пространства?
В связи с этим, я разработала и реализовала проект, который называется «Главное - ВМЕСТЕ»!
Слайд 6.
Цель проекта: вовлечение семьи в единое образовательное пространство, повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах детско-родительских отношений.
Каковы же цели-ориентиры для педагогов детского сада?
Цели – ориентиры для педагогов детского сада:
Воспитание уважения к детству и родительству;
Взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;
Повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;
Оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;
Установление доверительных и партнерских отношений с родителями;
Объединение усилий для развития и воспитания детей;
Повышение педагогической культуры родителей в вопросах развития и воспитания детей;
Привлечение взрослых к совместной деятельности с детьми.
Цели – ориентиры для родителей (семьи воспитанников):
Совершенствование взаимодействия взрослого и ребенка.
Формирование позиции сотрудничества, умения организовывать и осуществлять детскую деятельность.
Наполнение жизни семьи созидательной энергией.
И задачи проекта представлены на слайде. 8 слайд:
Для реализации поставленных задач я разработала программу сотрудничества «»
Слайд 9.
Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МДОУ детский сад №6 «Родничок» в специально организованной деятельности:
Совместной деятельности педагога и ребенка;
Совместной деятельности педагога, ребенка и семьи;
В самостоятельной детской деятельности;
В условиях проведения активной методической работы.
Слайд 10.
При подготовке проекта я использовала следующие методические пособия (они представлены на экране), и, конечно же широко распространённые интернет-ресурсы: маам. ру., нспортал, первое сентября, открытый урок и др.
Слайд 11.
Итак, подробнее о ходе реализации проекта. Проект реализовывался в 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный. На подготовительном этапе (Август - сентябрь) с помощью анкетирования были опрошены родители. Цель анкетирования: изучение отношения родителей к образовательному процессу в семье и в детском саду. Анкета анонимная. Результаты анкетирования родителей следующие:
Всего участвовало: 25 семей. Анкетирование показало, что 71% родителей полностью устраивают: комфортные условия пребывания детей в ДОУ: достаточная обеспеченность развивающими игрушками, игровым оборудованием, безопасные условия пребывания детей в детском саду. Большинство родителей (70%) считают, что работа по физическому воспитанию и укреплению здоровья детей ведется на достаточном уровне. 81% родителей полностью устраивает профессиональный уровень воспитателей группы.
Взаимодействие участников образовательного процесса в ДОУ можно считать удовлетворительным. С целью укрепления этой взаимосвязи необходимо разнообразить формы работы с родителями, направленные на активизацию их участия в ходе воспитательно – образовательного процесса.
Далее моя работа по проекту была следующая…
В родительские уголки была размещена информация о начале реализации проекта «Главное – ВМЕСТЕ!» в виде приглашения родителей с просьбой принять активное участие. Я занялась изучением научной и методической литературы по теме проекта. Составила календарно-тематические планы в рамках проекта. Разработала методические материалы для его реализации.
12 - 13 слайды
Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ вела по нескольким направлениям. Для этого я взяла за основу классификацию формы взаимодействия с семьей, автор Кротова.
Коллективные:
- Консультативно - рекомендательная работа: вечера вопросов и ответов; «круглый стол» с участием родителей; групповые собрания родителей; тематические консультации; общие собрания, педагогические беседы с родителями.
- Лекционно - просветительская работа: лекции специалистов ДОУ; занятия для родителей в библиотеке ДОУ; беседа со специалистами; «круглый стол» с участием родителей.
- Практические занятия для родителей: дни открытых дверей; открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей; выставки семейных рисунков, фотографий, коллекций; участие в работе родительского комитета.
- Совместная работа родителей, детей, педагогов: экскурсии, походы; традиции, развлечения, семейные встречи; семейные праздники: День матери, Новый год, 8 марта, семейные клубы, мастерские.
Индивидуальные:
- Консультативно- рекомендательная работа: беседа, консультация, посещение на дому, буклеты, поручения, библиотека.
- Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком: введение личной фотолетописи ребенка в период посещения д/с (портфолио ребенка), коллективные творческие дела.
Наглядно – информационные:
- Консультативно - рекомендательная работа: уголок для родителей, выставка психолого - педагогической литературы; папки- передвижки; папки- раскладушки; газета для родителей; библиотечки для родителей; доска объявлений.
- Практические занятия для родителей: дни открытых дверей, школы для родителей, тематические выставки, конференции, визиты в группу.
- Совместная работа родителей, детей, педагогов: мастерские, введение личной фотолетописи ребенка в период посещения д/с (портфолио ребенка), выставка детских работ, беседы с детьми, участие в совместных проектах.
Слайд 14.
Основной этап (Октябрь-Апрель). В ходе основного этапа реализации проекта в ДОУ проводятся различные мероприятия с привлечением родителей. Необходимо отметить, что тематика родительских собраний варьируется в зависимости от социального запроса родителей.
Данный этап реализации проекта включает в себя как специально организованные занятия (НОД), так и другие виды деятельности: беседы,
чтение художественной литературы, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры с детьми.
Слайд 15.
В соответствии с тематикой моего проекта была организована игровая деятельность:
1. Дидактические игры: «Разложи правильно» и другие.
2. Сюжетно – ролевые игры: «Дочки – матери», «Мой дом», «Мама
ведёт детей в детский сад», «Папа играет с детьми», «Семья едет в отпуск»,
«Семья путешествует», «Мамины и папины помощники», «Мама, папа и я – дружная семья», «Еду с папой на машине», «В гости к бабушке», «Мастерим вместе с дедом».
3. Словесные игры: «Назови по образцу», «Назови ласково», «Скажи со словом «мама», и т.д.
16 слайд.
Познавательная деятельность:
1. Рассматривание картин, иллюстраций о семье.
2. Беседы на тему с детьми: «Мои родные», «Любящие родители», «Моя семья» «Мамочка любимая моя», «Хорошо с мамой рядом», «Кому я благодарен» «Мой дом - моя крепость», «Я и моё имя», «Я - маленький и Я – взрослый», «Я и мои друзья», «Бабушка рядышком с дедушкой…», «Как на нашей улице…», «Как вы отдыхали летом», «Что такое дружба?», «Волшебные дома: Дом Доброты, Дом Ума, Дом Силы», «Чего я боюсь», «Хорошо дарить подарки!», «Что значит любить (дружить, дарить, отдавать…) бескорыстно»
Беседы на тему с родителями:
«Установление партнерских отношений, выявление проблем в воспитании и развитии детей»;
«Критерии адаптации, рекомендации родителям по адаптации ребенка к детскому саду»;
«Адаптация ребенка к условиям детского сада»;
«Особенности развития ребенка 2-3 лет»;
Буклет «Безопасный Новый год»,
Консультация и беседа «Роль семьи в воспитании детей»,
Консультация, беседа» Что нужно, чтобы ребенок был счастлив?», Консультация, беседа. «Золотые правила воспитания»,
Консультация, беседа «Мама и папа в жизни ребенка». Или разница в воспитании.
3. Д/и: «Поможем кукле выбрать покупку»;
«Транспорт» Игровая ситуация.
Художественно- эстетическая деятельность:
1. Рисование: «Моя семья», «Я в детском саду» (совместно с родителями).
2. Фотоколлаж: «Семейный сад».
3. Слушание песен о семье.
4. Использование музыки во время продуктивных видов деятельности.
17 слайд.
Были организованы:
1. Целевые прогулки по улицам поселка (с целью ознакомления местом родителей детей)
2. Экскурсии на кухню д/с_ место работы мамы
3. Сюжетно ролевые игры: «Дочки – матери», «Мой дом», «Мама ведёт детей в детский сад», «Папа играет с детьми», «Семья едет в отпуск», «Семья путешествует», «Мамины и папины помощники», «Мама, папа и я – дружная семья», «Еду с папой на машине», «В гости к бабушке», «Мастерим вместе с дедом».
4. Игры с напольными пособиями:
18 слайд.
Заключительный этап включает в себя: анализ проделанной работы Итоговое родительское собрание «Вот и год прошел». Презентация проекта на педагогическом совете. Награждение участников проекта в различных номинациях. Анкетирование на предмет уточнения уровня удовлетворенности взаимодействием семьи и ДОУ. Подведение итогов работы над проектом, определение перспектив.
В ходе проекта мы тесно сотрудничали с родителями.
Материал в уголок родителей «Моя семья».
Консультация для родителей «Что мы знаем о родительской любви».
Индивидуальные беседы с родителями на тему психолого- педагогическое воспитание.
Организация Фотоколлаж, составление родословной «Семейный сад»; выставки рисунков совместного творчества на тему «Я в детском саду», участие в интернет конкурсе «Снейл» - генеалогическое древо.
19, 20 – 21 слайд
На слайдах видна тесная взаимосвязь по тематике нашего проекта всех 5 образовательных областей.
22 слайд – 23 слайд
24 слайд.
Выводы по проделанной работе:
Показатели результативности проведенной работы: На сегодняшний день можно сказать, что в нашей группе сложились дружеские отношения с родителями. Использование разнообразных форм работы с родителями дало необходимые результаты: у родителей появился интерес к работе детского сада и воспитанию детей; изменился характер вопросов родителей к педагогам детского сада, увеличился рост их педагогических интересов и знаний; родители овладели необходимыми практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста; вырос рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, их активности; в участие в конкурсах, досугах, праздниках; пониманию родителями практической и воспитательной значимости их помощи детскому саду в хозяйственной и педагогической работе; проявлению интереса к активному включению в планирование образовательного процесса.
Таким образом, использование новых форм в сотрудничестве с семьей, помогут педагогам и родителям освоить методы воспитания, основанные на взаимоуважении, демократическом и гуманистическом подходах.
25, 26, 27, 28 слайд.
Участие в снейле
29 слайд.
В проекте «Главное – ВМЕСТЕ!» изложенный выше практический материал из опыта работы, необходим, чтобы две системы (детский сад и семья) стали открытыми друг для друга и помогли раскрытию способностей и возможностей ребенка.
Реализация задач работы с родителями с помощью метода проектов позволила определить его значимость: обучение шло без напряжения, не вызывало у детей утомления и состояния тревожности, а качество усвоения знаний и представлений о семье было максимальным, о чем свидетельствуют результаты диагностики. Родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными участниками встреч и помощниками воспитателя и администрации ДОУ, так как тем самым создастся атмосфера взаимоуважения. А позиция родителей как воспитателей станет более гибкой, так как они стали непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса своих детей, ощущая себя более компетентными в воспитании детей.
www.metod-kopilka.ru
Проект с дошкольниками и родителями
Раздел: Детский сад и родители
Дата публикации: 2014-09-21 | Просмотров: 9045 | Автор: Ольга Богданова
ГБДОУ ЦРР ДЕТСКИЙ САД №33
Красносельского района г. Санкт - Петербурга
Проект
«Мы и наши дети»
Для детей и родителей младшей группы.
Автор разработчик Богданова О.В.
Участники проекта: Горчакова Л.А., Иванова М.В. дети и родители
Время проведения: с 01 сентября по 01 октября 2014
Пояснительная записка
Тип проекта: познавательный, творческий.
Участники проекта: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Актуальность:
Взаимодействие педагогов и родителей для создания условий комфортного пребывания детей в детском саду.
В ходе проекта планируется прогулки выходного дня.
Цель: Формирование целостного восприятия детьми детского коллектива, как части социума, воспитание положительного отношения к детскому саду, работникам учреждения.
Задачи:
- Развитие положительных эмоций при общении с детьми и взрослыми (педагогами). Установление прочных связей: «взрослый + ребенок» в семье и в детском учреждении.
- Закрепление умений общаться, вести себя соответственно принятым нормам поведения.
- Уточнение знаний детей о работниках дошкольного учреждения. Закрепление речевых навыков.
- Развитие творческого потенциала во взаимодействии детей и родителей.
- Воспитание уважительного отношения к близким, родителям, бабушкам, дедушкам.
- Формирование социального статуса ребенка: «Я – сам, я хожу в детский сад!!»
Содержание работы по основной части проекта
Предварительная работа:
Воспитатель:
- Совместная деятельность с детьми по плану.
- Подбор литературного материала – стихи, иллюстрации по теме: «Дети в детском саду».
- Подбор информации для реализации проекта через интернет: «День дошкольного работника – что за праздник?!».
- Подготовка текстов для ознакомления родителей с ходом проекта.
- Подготовка анкеты: «Я и наш ребенок».
- Подготовка презентации фотографий к родительскому собранию: «В саду мы весело живём!»
Родители:
- Участие в родительском собрании. 12 сентября 2014г.
- Создание творческих работ совместно с детьми: «Поздравительная телеграмма для сотрудников детского сада»
- Экскурсия выходного дня «Любимое место прогулки нашей семьи».
- Фоторепортаж к Дню пожилого человека: «Как мы вас сильно любим!».
Специалисты:
- Музыкальный руководитель – подбор музыкальных произведений для пения и прослушивания.
Основная деятельность:
- 1. Педагоги.
Вид деятельности |
11 вторая младшая группа |
Совместная деятельность с детьми в режиме дня |
Считалки режимные (см. картотеку). Игры на формирование положительных эмоций: «Ай, какие детки!» |
НОД - ПОЗНАНИЕ |
«Кто работает в детском саду?» - экскурсия по детскому саду. |
Подвижные игры |
«Найди и обними своего друга» «Как друг другу помогаем» |
РАЗВИТИЕ РЕЧИ, ЧХЛ |
Формирование навыков общения с помощью речевых игр и потешек. «Вместе с другом я играю, друга я не обижаю!» «Я подружке помогаю, крепко, крепко обнимаю!» |
- 2. Родители.
деятельность |
Форма организации |
Анкети рование |
Родительское собрание. Повестка собрания:
Принимаем предложения о совместной деятельности с детьми и с родителями по вашим интересам: обучение, развлечение, консультации, информацию (о чем), связь со специалистами ДОУ. Помощь своими руками. Помощь в организации совместной и педагогической деятельности с детьми. Участие в проектной деятельности. Анкета: «Я и наш ребенок" Уважаемые родители! Просим вас ответить честно на поставленные вопросы, это поможет нам скорректировать работу с детьми.
|
Создание творческой работы |
Поздравительная телеграмма для сотрудников дошкольного учреждения. Творческая работа родителей и детей. Уважаемые родители! Предлагаем вам принять участие в проектной деятельности с нашими детьми. Проект направлен на решение следующих задач:
Предлагаем вам принять участие в конкурсе: «Поздравляем с праздником ……….!» Правила участия в конкурсе: Ваше желание. Умение проявить выдумку, фантазию. Привлечение ребенка к совместной деятельности (аппликация, рисование и т.д.) Тема и форма поздравления:«ТЕЛЕГРАММА С ПОЗДРАВЛЕНИЕМ» Формат А – 4 Картинка: рисунок, аппликация, фотошоп, любые творческие технологии. Текст, придуманный совместно с ребенком. Сроки оформления работы: До 24 сентября. Желаем творческих успехов!! |
Прогулка выходного дня |
Развитие речи ребенка, составление рассказа о том, где и как отдыхали в выходные дни. Уважаемые родители! Предлагаем вам принять участие в этой части проекта:«Любимое место прогулки нашей семьи». Условия выполнения работы:
Форма выполнения работы: Формат А – 4, текст крупными заглавными буквами. Желаем творческих успехов! Выполнение творческих работ до 28 сентября. |
Создание творческой работы |
Фоторепортаж: «Как мы вас сильно любим!» Уважаемые родители! Предлагаем вам принять участие в конкурсе творческих работ: «Как мы вас сильно любим!» Страничка в альбом. Условия для выполнения работы: Фотография бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек с детьми. Имена под фотографией и рассказ ребенка (2 -3 предложения): Я люблю бабушку (имя) за……. Формат работы А- 4 вертикально. Спасибо!!! Сроки до 1 октября. |
Заключительный этап:
Выставка поздравительных телеграмм в группе: с 25 сентября по 27 сентября – День работников дошкольного образования.
Оформление альбома: «Любимое место прогулки нашей семьи».
Оформление альбома: «Как мы вас сильно любим!» - Фоторепортажи родителей и детей о бабушках и дедушках до 1 октября.
Текст проекта можно скачать здесь.
prodetsad.spb.ru
Педагогический проект «Детский сад + семья» ⋆ Планета Детства
Семья и дошкольное учреждение — два самых важных института социализации дошкольников. Благодаря эмоциональному микроклимату семьи у ребенка формируется отношение к себе, определяется чувство самоценности, появляются ценностные ориентации и мировоззрение. В дошкольном учреждении ребенок приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, проявлять собственную активность, получает всестороннее образование. Несмотря на различные воспитательные функции, для развития ребенка необходимо тесное взаимодействие семьи и детского сада. К сожалению, ребенок часто находится между этими двумя важнейшими институтами воспитания, попадая в мир противоречивых требований, что влияет на его эмоциональное и психологическое развитие. Для избегания такого дискомфорта необходимо создание единой воспитательной среды, тогда ребенок почувствует себя спокойнее и увереннее, сможет раскрыть свой творческий потенциал, всесторонне развиваться. На наш взгляд, единая воспитательная среда подразумевает под собой не только единые требования к ребенку ДОУ и семьи, а также активное участие семьи в жизнедеятельности детского сада с целью безболезненной адаптации малыша, только что вышедшего из лона семьи, его наилучшего психологического самочувствия, а также для его успешной социализации. Кроме этого тесное взаимодействие семьи и детского сада позволяет ребенку погрузиться в пространство отчей семьи, почувствовать причастность к своей семье, что немаловажно для духовно-нравственного развития дошкольника.
Детский сад – первое общественное учреждение, с которым родители вступают в контакт и его деятельность направлена на оказание помощи семье в воспитании детей. (Закон РФ «Об образовании», статья 18, пункт 3).
Семья и детский сад — два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
В настоящее время, когда на воспитание и развитие ребёнка дошкольного возраста большое негативное влияние оказывает занятость и отстраненность родителей, доступность к средствам массовой псевдокультуры, ослабление семейных связей и связей между поколениями, актуальнее стала задача нравственного и гражданского воспитания в воспитательно-образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения.
Формирование новых подходов к становлению культуры родительства основывается на повышении статуса семьи в собственных глазах родителей, в глазах их детей и педагогов. Кроме того, педагоги доносят мысль, что культура родительства закладывается в детстве, и на протяжении жизни, до вхождения в брачный возраст, у детей складывается определённый стереотип семейных отношений, который, уже выросшие дети, начнут реализовывать в своей семейной жизни.
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад — место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
В настоящее время семейное воспитание находится в стадии кризиса. Причинами кризиса современной семьи и семейного воспитания является рекламирование СМИ образцов низкопробной культуры, разгул бескультурья, эгоизма и насилия, материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о милосердии, великодушии, доброте, справедливости, патриотизме, гражданственности.
Наблюдения из опыта работы показали, что современные родители, воспитывая детей, все больше нуждаются в помощи специалистов в области воспитания и развития детей дошкольного возраста, для них становятся актуальными многие проблемы: «Чему нужно научить ребенка?», «Как с ним играть?», «Как справиться с его капризами и непослушанием?».
Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога. Взаимосвязь с семьей жизненно необходима, ведь родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей. Каждый родитель желает, что бы помимо успешного овладения знаниями и умениями, ребенок самореализовался, развивая свои творческие возможности.
Причины возникновения проблемы: в современной семье приоритетом являются отношения между родителями. Детско-родительские отношения уходят на второй план. Наблюдается возложение ответственности за воспитание и развитие ребёнка на третьи лица. Происходит упрощение организации совместных семейных досугов, утрачивание семейных традиций.
В ходе работы над проектом мы использовали следующие принципы взаимодействия с родителями:
- Доброжелательности.
- Индивидуальный подход.
- Сотрудничество.
Среди проблем семейного воспитания можно выделить следующие актуальные темы:
- непонимание родителями самоценности периода детства;
- неумение родителей рефлексировать собственную педагогическую деятельность;
- выявление и корректировка причины педагогических ошибок;
- недостаточность информации у родителей о деятельности детей в ДОУ.
Все это натолкнуло нас на организацию «Семейного клуба». В реализации данного проекта предполагается участие детей, родителей, воспитателей и специалистов.
Таким образом, эта интересная форма работы поможет родителям лучше познакомиться друг с другом, поделится опытом семейного воспитания, активизировать творческое общение родителей с детьми. Деятельность «Семейного клуба» направлена на осуществление нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Паспорт проекта
Вид проекта: информационно-исследовательский.
Продолжительность проекта: долгосрочный (с сентября по май).
Участники проекта: дети, воспитатели групп, специалисты, родители воспитанников.
Образовательные области:
«Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
Цель проекта:
Формировать навыки сотрудничества, общения, сотворчества родителей и детей.
Задачи проекта:
- Структурировать работу воспитателей с родителями и придать ей комплексный характер.
- Установить партнерские отношения с семьями воспитанников, объединить усилия для развития и воспитания детей.
- Развивать в детях чувство семейной сплоченности.
- Создать атмосферу взаимопонимания, эмоциональной взаимоподдержки, общности интересов педагогов, родителей и детей.
- Познакомить родителей с методами и приемами организации досуговой деятельности в семье.
- Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
Условия реализации проекта:
1. Интеграция и дифференциация взаимодействия ДОУ и родителей с содержанием основной общеобразовательной программой дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей.
2. Наличие теоретических и практических знаний у педагогов.
3. Накопление, систематизация материалов по взаимодействию ДОУ и семьи.
4. Активное сотрудничество с семьей и социумом.
Отличительные особенности:
Содержание данного проекта охватывает весьма широкий круг деятельности детей дошкольного возраста, родителей и педагогов ДОУ, с учётом интеграции областей и тематических недель в ДОУ. Проект разработан таким образом, что можно использовать мини проекты на каждый месяц отдельно (сентябрь — образовательная область Социализация, октябрь – образовательная область Труд, ноябрь – образовательная область Физическая культура, декабрь – образовательная область Безопасность, январь – образовательная область Познание, февраль – образовательная область Чтение художественной литературы, март – образовательная область Художественное творчество, апрель – образовательная область Здоровье, май – образовательная область Музыка).
В проекте предлагаются рекомендации, которые могут стать опорой для педагогов при планировании образовательного процесса, а также консультации, семинары и рекомендации для родителей.
Данный проект может быть рекомендован к использованию в работе педагогов всех типов ДОУ и родителей. Проект не предъявляет требований к содержанию и объёму стартовых знаний, к уровню развития ребенка, но предполагает активное участие родителей, детей, педагогов в его реализации. Разработан проект в соответствии с федеральными государственными требованиями, учитывая организацию по взаимодействию с семьями воспитанников, интеграцию образовательных областей.
Предполагаемый результат:
Дети
- Появится интерес к новому, неизвестному в окружающем мире. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
- Сформируются положительные взаимоотношения между детьми и родителями, улучшится семейный микроклимат.
- Овладеет универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
- Сформируются основные физические качества и потребность в двигательной активности.
- Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, художественные произведения, мир природы.
Родители
- Осознают важность единых требований семьи и детского сада, сблизятся с педагогами и другими родителями.
- Будут посещать все мероприятия детского сада с удовольствием.
- Познакомятся с традициями группы и ДОУ.
- Будут активными участниками утренников, праздников, игр.
Педагоги
- Приблизят семью к детскому саду.
- Помогут определить оптимальные пути взаимодействия в воспитательном влиянии на ребенка.
- Познакомятся с традициями семей воспитанников.
Выводы:
Организация взаимодействия ДОУ и семьи в форме семейного клуба «Содружество» представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых создается не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что послужит раскрытию творческих способностей детей и взрослых.
Продукты:
- Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с семьями дошкольников.
- Информационно-методический материал для родителей (сборник) по развитию дошкольника.
Содержание направлений работы с семьей по образовательным областям
Образовательная область «Здоровье»
- Объяснять родителям, как образ семьи взаимодействует на здоровье ребенка.
- Факторы влияющие на физическое здоровье ребенка: спокойное общение, питание, закаливание, движения.
- Негативные факторы (переохлаждение, перегревание, перекармливание и т.д.), наносящие непоправимый вред здоровью.
- Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение художественной литературы, просмотр фильмов.
- Знакомить родителей с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в д/с.
- Совместить с родителями и при участии медико-психологической службы д/с создавать индивидуальные программы оздоровления детей и поддерживать семью в их реализации.
Образовательная область «Безопасность»
- Показать родителям значение развития экологического сознания как условия всеобщей выживаемости человека, природы, семьи, всего человечества.
- Знакомить родителей с достижениями детей.
- Показать формы работы д/с по проблеме безопасности детей.
Образовательная область «Социализация»
- Знакомить родителей с достижениями и трудностями общественного воспитания в д/с.
- Привлекать к составлению соглашения о сотрудничестве программы и взаимодействия семьи и д/с в воспитании детей.
Образовательная область «Труд»
- Изучить традиции трудового воспитания сложившегося и развивающегося в семьях воспитанников.
- Проводить акции по благоустройству и озеленению территории д/с.
Образовательная область «Познание»
- Обратить внимание родителей на возможности интеллектуального развития ребенка в д/с и дома.
- Привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности в семье и д/с способствующей возникновению познавательной активности.
- Проводить совместные конкурсы, игры – викторины.
Образовательная область «Коммуникация»
- Изучить особенности общения взрослых с детьми в семье. Обратить внимание родителей на возможности развития коммуникативной сферы ребенка в д/с и дома.
- Привлекать родителей к разнообразному по содержанию и формам сотрудничеству (Семейные и родительские клубы) способствующему развитию свободного общения взрослых с детьми.
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
- Показать родителям важность домашнего чтения способом развития пассивного и активного словаря ребенка, словесного творчества.
- Конкурсы, литературные гостиные, встречи с поэтами, посещение библиотеки. Поддерживать детское сочинительство.
- Привлекать родителей к проектной деятельности – оформление альбомов, газет, журналов, книг.
Сентябрь
(Играют дети — играем вместе)
«СОЦИАЛИЗАЦИЯ»
1. Подготовительный этап (1 неделя)
- Определение проблемы, цели и задач.
- Изучение литературы, подбор материала, нахождение и установление эффективных связей с родителями:
— обновление и заключение договора между ДОУ и родителями;
— составление плана работы ДОУ по работе с семьей.
2. Основной этап (2-3 неделя)
Цель:
Нацелить родителей, приобщить родителей к активной, совместной форме в новом учебном году. Ознакомить родителей и детей с планом на год. Познакомить родителей с разновидностью игр и дать знания о ее ведении, материалах, задачах.
- Устный журнал «Роль сюжетной игры в развитии детей дошкольного возраста». Статья «Чему учит сюжетно-ролевая игра» (пополнение с.р. игр в группе пособиями)
- Анкетирование родителей: «Чему обучается ребенок в игре?»
- Анкета для выявления уровня педагогических возможностей родителей, «Ваши пожелания и ожидания» и др.
- Совместный рисунок с ребенком дома «Кем я хотел бы стать».
- Картотека игр для родителей «Играем дома».
- Консультации «Правила игры для детей и родителей», «Что необходимо учитывать при выборе игрушек».
- Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм.
3. Заключительный этап (4 неделя)
Совместная игровая деятельность «Играют дети – играем вместе».
Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи.
Задачи: показать родителям значение совместных игр и игрушек для развития ребенка, рассмотреть правила организации игровой деятельности, развивать навыки общения со своим ребенком в процессе игры.
Форма проведения: традиционная с элементами совместных игр детей и родителей.
Октябрь
(Через красивое – к человечному)
«ТРУД»
1. Подготовительный этап (1 неделя)
- Определение проблемы, цели и задач.
- Приглашение родителей на круглый стол «Воспитываем добротой», подбор фотографий «От улыбки хмурый день светлей».
- Привлечение родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду.
2. Основной этап (2-3 неделя)
Цель: Расширение представлений родителей по вопросу нравственно-эстетического и трудового воспитания дошкольников, повышение педагогической культуры родителей. Приобщить родителей к трудовому воспитанию детей, развивать желание сделать как можно больше полезных дел для других.
- Статьи, консультации, памятки: «Кормушки и как их сделать», «Домики от ветра» (Помощь при выборе места для кормушек, установки их), «Трудовое воспитание детей в семье», «Приучайте ребенка к труду» и др.
- Фотовыставка «От улыбки хмурый день светлей».
- Подбор стихов об осени, осеннем урожае.
- Собрание для родителей «Терпенье и труд, все перетрут».
3. Заключительный этап (4 неделя)
День добрых дел «Наши меньшие друзья».
Цель: Привлечение родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду. Сплочение детского и взрослого коллектива.
Задачи: Познакомить родителей с опытом работы педагогов детского сада, содействовать обмену опытом семейного воспитания, укреплять внутрисемейные отношения.
Форма проведения: Совместное творчество детей и родителей.
Ноябрь
(Что бы ребенок рос здоровым)
«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
1. Подготовительный этап (1 неделя)
- Определение проблемы, цели и задач.
- Изучение опыта родителей по профилактики заболеваемости детей, о роли семьи и детского сада в формировании здоровья детей.
- Подбор литературы об охране здоровья.
2. Основной этап (2-3 неделя)
Цель: Согласование точек зрения педагогов и родителей по вопросам физического развития детей, выявить факторы, влияющие на физическое развитие детей, донести до родителей важность занятий физическими упражнениями.
- Статьи: «Зарядка позитивного мышления», «Подвижные игры».
- Фотогазета «Как мы бережем здоровье».
- Обмен семейным опытом по физическому воспитанию (рассказ о своих спортивных традициях).
- Консультации: «О правильной осанке», «Роль семьи в физическом воспитании ребенка» и др.
- Совместные мероприятия детей и родителей: «Наши шарики берем…», «Гимнастика вдвоем» и др.
3. Заключительный этап (4 неделя)
Спортивный праздник с родителями «Если хочешь быть здоров».
Цель: Приобщать семьи к здоровому образу жизни, воспитывать в совместной спортивной деятельности уважения к своему здоровью и интерес к физкультуре.
Задачи: Создать условия для различных видов двигательной активности детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, помочь родителям пробудить у ребенка интерес к спортивной игре, развивать у него элементарные представления о полезности физической активности, создать в семье положительный эмоциональный климат.
Декабрь
(Безопасность ребенка)
«БЕЗОПАСНОСТЬ»
1. Подготовительный этап (1 неделя)
- Определение проблемы, цели и задач.
- Изучить компетентность родителей об обучении дошкольников безопасному поведению в условиях всеобщей выживаемости человека.
2. Основной этап (2-3 неделя)
Цель: Сохранение жизни и здоровья детей; формирование у родителей чувства ответственности за безопасность своего ребенка; педагогическое просвещение родителей по данной теме.
- Оформление папки-передвижки «Детские страхи».
- Беседы с детьми «Развитие навыка безопасного общения с незнакомцами».
- Памятки, консультации для родителей: «Наедине с опасностью», «Безопасность в вашем доме» и др.
- Экскурсия в пожарную часть города.
- Непосредственно образовательная деятельность «Юные пожарные спешат на помощь».
3. Заключительный этап (4 неделя)
1. Сюжетно-ролевая игра «Огонь друг – огонь враг».
Цель: Обозначить возможные опасности для ребенка дошкольного возраста; определить роль родителей в формировании навыков безопасного поведения детей.
Задачи: Научить детей ориентироваться в проблемных ситуациях, знакомить детей с огнем и его свойствами, воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности.
Форма проведения: Семинар – практикум «Обеспечение безопасности ребенка».
Январь
(Путешествие в страну знаний)
«ПОЗНАНИЕ»
1. Подготовительный этап (1 неделя)
- Определение проблемы, цели и задач.
- Изучить знания родителей о математических, развивающих играх. Ответы на вопросы родителей.
2. Основной этап (2-3 неделя)
Цель: Расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия в области «Познание»; повышение педагогической культуры родителей. Дать углубленные знания о математических, развивающих играх.
- Консультация «Развитие представлений о цвете, форме, величине посредством развивающих игр».
- Экологические акции: «Кормушка», «Скворечник», «Посади дерево» и др.
- Анкета для родителей «Какими играми укрепляем знания о цвете, форме и величине».
- Памятка для родителей «Особенности развития детей пятого года жизни».
3. Заключительный этап (4 неделя)
- Родительское собрание «Путешествие в страну знаний продолжается».
- Викторина для детей и родителей «Ума палата».
Цель: Рассмотреть возрастные, индивидуальные особенности детей; познакомить родителей с задачами и особенностями образовательной работы; научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, видеть успехи и неудачи; дать углубленные знания о математических, развивающих играх.
Форма проведения: Встреча – путешествие.
Февраль
(Волшебный мир книги)
«ЧТЕНИЕ ХУДОДЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»
1. Подготовительный этап (1 неделя)
- Определение проблемы, цели и задач.
- Изучение опыта родителей о том, какую роль играет чтение книг для всестороннего развития детей.
2. Основной этап (2-3 неделя)
Цель: Расширять представления родителей о роли книги в воспитании ребенка; стимулировать самообразование родителей; прививать навыки читательской культуры; воспитывать бережное отношение к книге.
- Семейная газета «Роль книги в семейном воспитании».
- Папка-передвижка «Что делать, если ребенок не хочет слушать чтение книг».
- Памятка «Что учитывать выбирая книгу для ребенка», «Как стать хорошим читателем».
- Консультации: «Как заучивать наизусть стихотворение с детьми», «Воспитание любви к книге у дошкольников».
- Творческая мастерская «Если книжка заболела».
3. Заключительный этап (4 неделя)
Театрализованное представление, викторина — «Мир сказок».
Цель: Подведение родителей к выводу о том, что чтение детям книг играет огромную роль для их всестороннего развития.
Форма проведения: Семейная гостиная.
Март
(Волшебные краски)
«ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»
1. Подготовительный этап (1 неделя)
- Определение проблемы, цели и задач.
- Изучение опыта родителей о важности игр, развивающих восприятие цвета, для детей дошкольного возраста.
2. Основной этап (2-3 неделя)
Цель: Ознакомить родителей с дидактическими играми, развивающими у детей способность к восприятию системы цветовых тонов; воспитание у детей и родителей чувство радости от совместной деятельности. Воспитывать желание проявить творчество и инициативу.
- Тематическая выставка поделок и рисунков «Рисуем вместе с мамами».
- Оформление семейных газет «Мы мамины помощники».
- Памятки, консультации: «Волшебные рисунки», «Нетрадиционные техники рисования в домашних условиях», «Рисуем вместе с ребенком».
- Подбор стихов, рисунков, пожеланий.
- Фотовыставка «Самые обаятельные и привлекательные».
3. Заключительный этап (4 неделя)
Совместно-игровой досуг «Волшебные краски».
Цель: Воспитание у детей и родителей чувство радости от совместной деятельности, формировать у родителей и детей понятие о важности игр развивающих восприятие цвета.
Форма проведения: Дружеская встреча.
Апрель
(Здоровье в порядке, спасибо зарядке)
«ЗДОРОВЬЕ»
1. Подготовительный этап (1 неделя)
- Определение проблемы, цели и задач.
- Изучить опыт родителей об охране и укреплении физического и психического здоровья детей.
2. Основной этап (2-3 неделя)
Цель: Формировать у детей и родителей привычки к здоровому образу жизни; познакомить родителей с разными видами гимнастики; развивать желание и умение проводить отдых с пользой, весело и энергично.
- Подбор стихов, пословиц о здоровье и спорте.
- Устный журнал «Движение это жизнь».
- Папка-передвижка «Комплекс утренней гимнастики с детьми и родителями», комплексы дыхательной гимнастики, для глаз и др.
- Изготовление спортивного инвентаря из бросового материала.
- Консультация специалистов по профилактике плоскостопия, семинар «Как топает ваш малыш».
- Родительское собрание «Формирование потребности в здоровом образе жизни».
3. Заключительный этап (4 неделя)
Совместный досуг «Мой веселый звонкий мяч».
Цель: Познакомить родителей с разными видами гимнастики; способствовать получению практических навыков по их проведению в домашних условиях; создать условия для обмена семейного опыта по физическому воспитанию дошкольников.
Форма проведения: Семинар – практикум.
Май
(Здравствуй, лето)
«МУЗЫКА»
1. Подготовительный этап (1 неделя)
- Определение проблемы, цели и задач
- Проанализировать результаты образовательной, культурно-досуговой деятельности «Семейного клуба» за учебный год.
2. Основной этап (2-3 неделя)
Цель: Дать информацию об успехах работы «Семейного клуба» на конец учебного года, подготовить родителей к началу следующего года.
- Создание фотогазеты «Вместе весело шагать», «Мы счастливы, потому что мы вместе».
- Викторина для родителей и детей «Музыкальная палитра».
- Памятки и консультации для родителей «Музыкальное развитие детей дошкольного возраста», «Музыкальное воспитание в семье» и др.
- Подготовка призов, грамот, дипломов и благодарственных писем для награждения воспитанников и родителей группы, принимавших активное участие в жизни «Семейного клуба».
- Разучивание песен на летнюю тему и веселого отдыха.
3. Заключительный этап (4 неделя)
Мультимедийная презентация проекта «Семейный клуб» — Содружество.
Цель: Проанализировать результаты совместной работы «Семейного клуба»; поблагодарить родителей, оказавших большую помощь группе в течение учебного года
Форма проведения: Творческий отчет.
Автор: Евграфова Анжела Константиновна, старший воспитатель МБДОУ «ДСОВ №76» г. Братск, Иркутская область.
Статья размещена в авторской редакции
planetadetstva.net