Проект в ДОУ или проектная деятельность в детском саду. Проекты в доу
Темы проектов в ДОУ (детском саду)
Внимание! Мы также предлагаем бесплатно скачать для детей наши игровые программы:Угадай детеныша животного и Угадай цветочек по картинке и Арифметика в картинках.
Нам часто писали родители, которые просили придумать простые и в то же время интересные темы для проектов их детей, посещающих детский сад. Действительно, теперь в ДОУ дети часто занимаются наблюдениями, проводят маленькие эксперименты, исследования.
Представленные темы проектов в ДОУ разработаны для детей средней группы, старшей группы и подготовительной группы детского сада, выполняются с помощью воспитателей и родителей.
В процессе исследовательской работы после выбора интересной темы проекта в детском саду по ФГОС воспитанники ДОУ более углубленно изучают выбранный объект, наблюдают за домашними питомцами, цветами, растениями, насекомыми, выполняют экологические проекты и в результате своего исследования дают ответы на казалось бы простые для взрослых вопросы.
Очень важно воспитателям подобрать для воспитанников ДОУ тему детского проекта простую, понятную и очень интересную, ведь главное - это вовлечь ребенка в детском саду в исследовательскую деятельность, научить наблюдать, понимать и делать свои первые выводы. Казалось бы элементарные вещи, явления и процессы в рамках проектной деятельности с детьми могут удивить и заинтересовать.
Разработанные для детского сада темы исследовательских работ дошкольников актуальны, их можно использовать в качестве тем проектов в группах ДОУ для проведения интересных и увлекательных занятий, исследовательской деятельности на площадке и на экскурсии за пределами дошкольного образовательного учреждения.
Дошкольники средней и старшей группы ДОУ, которые выбрали темы исследовательских проектов и выполнили творческую работу в детском саду, могут принять участие в детских конкурсах "Я исследователь", "Юный исследователь" и многих других исследовательских и творческих конкурсах.
Любимые животные
Темы проектов в детском саду о животных:
Дельфин – доктор?! Для чего слону такой длинный хобот? Зачем жирафу длинная шея? Зачем коту усы? Зачем овечке столько шерсти? Зачем слону большие уши? Зачем ежу иголки? Как видят летучие мыши? Как научиться понимать лошадь? Какой он ежик. Кто живет в моем лесу? Кто живет в норе? Кто под бугорком живёт? Кто сказал мяу? Кто такие тюлени? Кто такой белёк? Лесные жители нашего края. Лисица — рыжая плутовка. Любимые лакомства белочки. Мама, хочу собаку! Мое любимое домашнее животное. Мои котята Мои любимые крольчата. Мои любимые пушистики. Мои пушистые чудики. Мой домашний питомец. Мой кот Васька Мой любимый мистер Кис. Моя кошка стала мамой. Моя любимая собака. Моя ручная черепашка. Повадки моего кота Тимки. Почему лягушки квакают перед дождем? Почему медведь так любит спать? Почему моя кошка не любит наряды? Самые добрые животные - дельфины. Собака — друг и помощник человека. У меня живет Морская свинка. Удивительный мир динозавров. Хомка, хомка, хомячок! Хомячки-пуховички. Эта сказочная лягушка.
Растения
Темы исследовательских работ дошкольников о растениях:
Ах, картошка, картошка! Аптека под ногами. Будь природе другом В лесу родилась ёлочка. Василёчки-васильки Выращиваем фасоль в домашних условиях. Для чего маме фасоль. За что цепляется фасоль? Загадка секвойи. Запасливые стебли. Как вырастить в домашних условиях росток дуба. Какие растения "умеют" предсказывать погоду? Крошка-картошка Красавица – картошка Куда тянутся корни? Лекарственные растения. Лес – защитник и лекарь Мой любимый фрукт банан Морковка просто объедение! Моя любимая ягода Клюква. Новогодняя нарядная красавица. Огород на окне. Огурчик на грядке, как тебе живётся? Одуванчик — мое маленькое солнышко. Первый весенний цветок. Полезные вершки и корешки. Почему цветы пахнут? Путешествие семечки Сеньор-помидор Сколько лет дереву? Удивительный мир растений. Фиалка для мамы Цветы нашего детского сада. Что за ягода земляника? Что такое листопад? Что мы знаем о подсолнухе? Чудо-орешки Я нашел ландыш Я нашла подснежник. Ягодная азбука.
Моя семья
Темы проектов в ДОУ о семье:Интересные дела нашей семьи.Как мне выбирали имяКак отмечали Новый год.Классификация заколок для причёсок.Классификация пуговиц.Косметика для маленьких принцесс.Куклы моей бабушки.Мои любимые праздникиМой героический прадедушка.Мой любимый дворНаша семейная реликвия.Наша семейная традиция.Наши добрые дела.Праздники моей семьи.Хочу всё знать о пуговице.Что расскажет бабушкина открытка.
Грибочки
Темы проектов для ДОУ о грибах:
Птицы
Темы исследовательских работ в детском саду о птицах:Домашние канарейки-красавицы.Зачем птицам нужен клюв?Как я учил моего попугая.Кто у нас в гнёздышке живёт?Куриное гнездышкоЛасточкино гнездышко.Мои наблюдения за воробьями.Мой друг – попугайчик Кеша.Пернатые архитекторы.Птицы моего двора.Чье это гнездышко?Я покормлю птиц зимой!
Рыбы
Темы исследовательских работ дошкольников о рыбах:Обитатели моего аквариума.Наблюдение за аквариумными рыбками.Наблюдение за аквариумными рыбками-попугаями.Почему исчезли панцирные рыбы?Рыбное царство, аквариумное государство.Что за чудо — эти рыбки!
Удивительные насекомые
Темы проектов дошкольников в детском саду о насекомых:Бабочки – это красиво и интересно!Для чего пчелам мед?Зачем кусаются комары?Какая она муравьиная жизнь?Какая польза от муравьев?Мое наблюдение за бабочкой.Муравьи и их царство.Один день с муравьем.Откуда берется мед?Порхающие цветыПочему у бабочек пестрые крылышки.Секреты пчелиной семьиУдивительное создание — муравей.Удивительные бабочки.Удивительный мир насекомых.Чем нюхает червяк?Что сегодня в меню у насекомых?Я увидел свысока простого червяка.
Веселая математика
Темы исследовательских работ в ДОУ по математике:
Весёлые загадки Весёлые цифры. Весёлый счёт Занимательная математика. Цифры от 0 до 9 Здравствуйте, числа! Математические раскраски. Меры длины на Руси. Раз, два, три, четыре, пять – вместе учимся считать. Счет на пальцах Цифры и числа Часы и время Числа в сказках. Числовые забавы.Основы здоровья
Темы проектов в дошкольном образовательном учреждении о здоровье:Мой режим питанияМой режим дняМои занятия спортомПейте, дети, молоко!Хочешь подрасти?
Этика
Темы исследовательских работ дошкольников об этике:Вежливость на каждый день.Добрым быть хорошо.Почему быть злым плохо.Правила хорошего тона.
Еда
Темы проектов в ДОУ о питании:Богатырская каша.Домашний эксперимент с молоком.Зачем нужно завтракать?Как замесить тесто?Как зернышки в муку превращаются?Каша – сила наша!Молоко и молочные продукты.Осень – вкусное время года.От зернышка к хлебу.Полезна ли овсянка?Почему японцы любят суши?Холодное лакомство — мороженое.Что такое витамины?Эта удивительная соль.
Экология
Темы исследовательских работ дошкольников об экологии:Газированная вода – вред или польза.Кто загрязняет воздух в нашем городе?Как нужно бороться с мусором.Нужное из ненужного.В чем же вред пластиковых бутылок?Откуда берется бумага?Кто загрязняет воздух?
Почемучкам
Проекты на тему почему:
Почему море солёное? В чем польза бумаги? Где самое жаркое лето? Зачем в дудочке столько дырочек? Из чего сделан барабан? Каков транспорт в городе будущего? Как увидеть время? Когда в Арктике лето? Кто живёт в яйце? Откуда свет в наш дом пришёл? Почему в пустыне мало воды? Почему в тундре всегда сыро? Почему лампочка светит? Почему летает воздушный змей? Почему летом в Арктике солнце не заходит? Почему подушка мягкая, а пол твёрдый? Почему так хочется рисовать на обоях? Почему бутерброд падает вниз колбасой? Чем удобнее писать? Что такое сыр? Что находится в звездном небе? Что такое проект? Что такое тень и откуда она берется?Чтение
Темы исследовательских работ дошкольников по чтению:Как придумать интересную сказку.Лошади в русских народных сказках.Образ птицы в детской литературе.Образы Бабы Яги в детской литературе.Путешествие по сказкам.У страха глаза велики.Что такое сострадание?
Музыка
Темы исследовательских проектов по музыке в ДОУ:Детские музыкальные инструменты.Зачем в дудочке столько дырочек?Из чего сделан барабан?Что такое гран-жете?
Физкультура
Темы проектов по физкультуре в ДОУ:Спортивная жизнь моей семьи.Эти разные мячи.Мои любимые спортивные игры.Спортивные игры нашего детского сада.
Зима
Темы проектов в ДОУ на тему Зима:Какого цвета зима?Кормушка для птиц зимой.Новогодние игрушки.Удивительный снег.Чьи это следы на снегу?
Осень
Темы проектов в ДОУ на тему Осень:Какого цвета осень?Разноцветная листва.Почему осенью много луж?Путешествие волшебной капельки.
Разное
Быт крестьянской избы.Вода — удивительное вещество.Волшебство мыльных пузырей.Витаминное мыло.Знаки зодиака.Знакомьтесь! Это обычные иллюзии.Как лучше отремонтировать машинку?Мой любимый детский сад.Обнаружение воздуха в различных объектах.Скоро в школу я пойду.Удивительная работа моей мамы.Удивительный мир звезд.Удивительный мир минералов.Удивительный мир книг.Чудесные способности магнита.
Перейти к разделам:Исследовательские проекты для ДОУТемы исследовательских работ для начальной школыКод ссылки на страницу "Темы проектов для ДОУ":<a href="http://obuchonok.ru/node/660" target="_blank">Темы проектов для детского сада</a>
Код ссылки на форум:[URL=http://obuchonok.ru/node/660]Темы исследовательских работ для детского сада[/URL]
Если страница Вам понравилась, поделитесь ссылкой с друзьями:obuchonok.ru
инновационная деятельность ребенка и взрослого
Ура, весна пришла! Я приветствую вас, дорогие друзья и поздравляю с началом нового этапа нашей жизни – теплого, солнечного и полного надежды. Как обычно, на дежурстве на блоге его хозяйка Сухих Татьяна. С приходом весны появилось и вдохновение что-то натворить! Пусть это будет нечто полезное, например, проект в ДОУ на какую-то нестандартную тему. Да, да, мы еще и проекты пишем с детьми, представляете?
Содержание статьи:
Что представляет собой проектная работа в детском саду?
Проект – звучит как-то официально и научно, те так ли? Но на самом деле, под этим словом скрывается название одного из методов реализации задач по развитию и обучению дошкольников. Проектная деятельность заключается в совместной работе воспитателя, родителей и деток над изучением какого-то вопроса.
Цель и задача проектов – способствовать развитию самостоятельного мышления у детей, способности принимать решения, искать ответы, планировать, предвидеть результат и учиться сотрудничать с другими людьми. Педагог дает какую-то задачу детям, посильную для их возраста, и обучает, каким образом можно решить ее и как представить результат решения.
Дошкольникам не под силу самостоятельно разработать проект, в детском саду мы делаем все вместе. Обычно такой вид деятельности носит сугубо обучающий характер, мы используем проект как инструмент обучения, получения знаний и обогащения жизненного опыта. Этот метод только недавно начал применяться в дошкольном образовании, он считается прогрессивным и эффективным для современных деток.
Активные родители вполне могут заниматься этим нехитрым делом и дома, я подробно опишу виды, темы, структуру. Развитие и обучение в дошкольном формате проводится преимущественно через игровую деятельность, поэтому проекты имеют творческую, игровую направленность. Наиболее эффективной является групповая исследовательская деятельность детей.
Тематика проектов самая разнообразная.
Ну, например, ходовой для детских проектов является тема «Семейное дерево» или «Моя семья». Этот проект может реализоваться по-разному – в виде коллективного панно с фотографиями семьи каждого ребенка в группе, либо нарисованного большого дерева, или выставки детских работ на тему семьи ребят.
Суть в том, чтобы не дать детям готовый проект, но дать тему и помочь определить путь реализации проекта: какие применить материалы, кого попросить о помощи, как оформить продукт проекта, как представить его. Причем это относится не только к деткам старшей и подготовительной групп. Малыши тоже делают проекты, которые им по плечу.
Для тех, кто хочет составить проект по всем правилам
Особенности педагогической и образовательной системы в России таковы, что каждый наш шаг должен быть строго по ФГОС. Поэтому даже такое творческое дело как написание проекта требует соблюдения методических рекомендаций Министерства.
Чтобы долго не искать информацию, предлагаю «прописаться» в моем любимом Интернет-магазине «УчМаг», поскольку там есть абсолютно любая методическая литература, включая отличные пособия по нашей теме:
- «Проекты в ДОУ: практика обучения детей 3-7 лет»;
- «Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ»;
- «Проекты в ДОО: теория и практика развития детей»;
- «Проекты в ДОО. Практика обучения детей 3-7 лет. Программа для установки через Интернет»;
- «Программа развития ДОУ. Компакт-диск для компьютера: инновационный образовательный проект»;
- «Экологические проекты в ДОО. Исследовательская деятельность на прогулках»;
- Офлайн-вебинар «Технология организации проектной деятельности в соответствии с ФГОС ДО».
Для воспитателей ДОУ, то есть дошкольного образовательного учреждения, учитывая современные требования к педагогу-дошкольнику, такие методички – просто клад. Здесь есть все, что необходимо для грамотного планирования и осуществления педагогической деятельности: как составить проект, что учесть, как оформить результаты и т.п.
Виды проектов в детском саду
В действующей практике современных садиков мы используем такие виды проектов:
- Исследовательские с творческим уклоном: ребята выясняют какую-то информацию, например, почему снег весной тает, и результаты оформляют в виде рисунков, стенгазеты, ставят сценки и т.п.;
- Творческие задания носят тоже познавательный характер, но результаты исследования представляются в виде театрализованного действия, спектакля, детского праздника;
- Социально-информационные: ребята исследуют предмет проекта и оформляют результат в виде газеты, папки, плаката, инсталляции;
- Ролевые или игровые: ребята решают задание по проекту посредством знакомой им сказки, вживаясь в роли персонажей, представляя результат исследования в виде ролевого сюжета.
По способу реализации проекта выделяют групповые, индивидуальные, межгрупповые, комплексные.
По времени реализации проекты бывают кратковременные (одно занятие), средней продолжительности (1-2 занятия) и долгосрочные (весь учебный год или полугодие).
Может показаться, особенно родителям, что эти проекты – что-то слишком сложное для дошкольников. Но, повторюсь, что дошкольники лишь только знакомятся с этим видом деятельности, готовятся к самостоятельным исследованиям, которые они будут проводить в школе.
Видели, наверное, зарубежные фильмы, где дети готовят какие-то проекты, часто вулканы делают, разные приспособления, приносят в школу домашнего любимца и рассказывают о нем? Такие виды деятельности чрезвычайно полезны для детей, поскольку расширяют их кругозор, активизируют познавательную деятельность, раскрывают творческие и научные способности.
Название – проекты – для нашего постсоветского уха звучит очень серьезно и высокопарно. На самом деле, для детей это просто один из видов работы, которая требует проведения исследования и оформления результата в виде презентации. И краткосрочные, и долговременные проекты призваны повышать самооценку ребенка, поскольку изначально взрослый настроен на признание ценности любого результата детского исследования.
Не суть в том, чтобы добиться от ребенка идеального результата исследования, скажем, на тему любимая игрушка. Суть в том, чтобы привить ему интерес к исследованиям и анализу процессов, которые происходят вокруг нас. Вызвать у малышей любознательность и здоровое любопытство – это задача детских проектов.
В чем, собственно, заключается работа над проектом?
Этапы работы над детским проектом в садике сводятся к подготовке со стороны воспитателя и реализации совместными усилиями взрослых и детей:
- Определение целей и задач проекта – это работа воспитателя, который должен выбрать тему проекта так, чтобы с его помощью решить какую-то проблему. Например, дать малышам более глубокие знания о природном явлении (дождь, ветер) или закрепить названия дней недели, времен года, цветов и т.п.
Определив цель, воспитатель озвучивает ее перед детьми. Все вместе выбираем конечный продукт проекта – плакат, альбом, праздник, спектакль. Вид продукта зависит от вида проекта и целей, конечно. На этом этапе перед детьми стоят такие задачи: понять и войти в проблему, войти в игровую ситуацию (поскольку главный вид обучения в садике – игра).
Главное, что должен добиться воспитатель – пробудить активность у детей и нацелить их на поиск путей решения задачи. Например, мы хотим изучить больше названий цветочков. На первом этапе работы над проектом дети должны с помощью воспитателя включиться в реализацию проекта и представить конечный продукт, это может быть панно, букет бумажных цветов, аппликация, рисунок.
- Работа над реализацией проекта: нужно совместными усилиями составить план работы, то есть мотивировать детей самостоятельно определить, как можно осуществить задуманное. К кому обратиться за помощью (к родителям, конечно), какие материалы использовать, где искать ответы на вопросы?
Ребята разбиваются на группы и распределяют задания между собой, с помощью воспитателя, естественно.
Реализуемые задачи на этом этапе – создать благоприятную обстановку для творческих поисков, приобщать детей к совместной деятельности, подталкивать к самостоятельному мышлению. В процессе планирования дети тренируют логическое мышление, вырабатывают смекалку.
- Собственно, работа над практической реализацией задач проекта: в зависимости от цели, согласно плану шаг за шагом выполняем задания по проекту и оформляем конечный продукт, например, выставку. Проводим презентацию перед родителями или условными экспертами.
- Подводим итоги: что получилось, не получилось. Это для воспитателя. Он для себя отмечает результативность проекта, намечает темы для дальнейших проектов.
Как выглядит проект на бумаге?
Понятно, что воспитатель обязательно должен знать, как писать проект, поскольку все, что мы делаем в группе, должно быть оформлено, так сказать документально.
Как я уже не раз говорила, чтобы упростить себе жизнь, логично сделать заготовку, шаблон и просто вписывать необходимую информацию.
Что обязательно должно быть написано в содержании проекта:
- Название, тема, задачи, тип проекта. Здесь несложно: название созвучно с темой, а задачи выходят из темы. Но могут быть универсальные цели для всех проектов: социальное, познавательное, физическое, эстетическое развитие детей соответственно возраста. Типы проектов вы уже знаете;
- Постановка проблемы: тоже зависит от темы проекта. Если это касается тематики Родины, то проблему можно сформулировать так: выяснить у детей, что такое Родина, что она значит для каждого человека. Можно обозначить, что наблюдается недостаточная осведомленность детей в этом вопросе и низкая заинтересованность родителей в формировании у деток патриотизма;
- Мероприятия в рамках проекта: если проест краткосрочный, то записываем то, что планируем провести за одно занятие. Долгосрочные предполагают много разных мероприятий: занятия, беседы, консультации с родителями, экскурсии, чтение литературы, прикладная деятельность;
- Ресурсы для реализации проекта: перечисляем методическую литературу, материалы методкабинета;
- Форма конечного продукта: выставка, презентация, праздник, открытое занятие. Возможно, вы найдете инновационные формы продукта, что еще никто до вас не делал;
- Аналитическая справка: написать анализ проблемы, коротко, мол, почему важна реализация данного проекта для каждого участника, для детей, родителей, воспитателя. Например, что сейчас происходит снижение патриотизма, потеря интереса к истории родины, истории своего рода и т.п. И вот проект даст осознание детям и взрослым своей причастности к своей родине;
- Этапы реализации проекта: я уже писала об этом выше, повторять не стоит, думаю;
- Результат проекта – исходит из целей и задач.
Что осталось за кадром?
На эту тему, о проектах, можно еще не один талмуд написать. Но в другой раз. Добавлю только, что хотелось бы, чтобы родители понимали: сегодня существует серьезная проблема у наших детей. Это низкая коммуникабельность, нелюбознательность, несамостоятельность, пассивность. Наша с вами главнейшая задача – научить детей общаться, взаимодействовать с другими людьми, самостоятельно искать выход из любой ситуации, уметь действовать адекватно ситуации.
Мы в детском саду пытаемся всеми силами подготовить деток к непростому периоду школьной жизни. Вы сами понимаете, насколько трудно детям в современной школе, учитывая возросшее число детей с психологическими проблемами, а также огромную нагрузку образовательной далеко не идеальной системы.
Так вот, проекты – это одна из наиболее эффективных форм подготовки детей к обучению в начальной школе. Мы формируем таким образом достаточный уровень развития психических процессов, это касается и произвольности поведения, эмоционально-мотивационной готовности к школе, наличия высокого уровня коммуникативных навыков.
Именно психологическая подготовка к школе наиболее ценное приобретение, если можно так сказать, которое получает ребенок в садике.
Так, остановите меня, перебор информации – не есть хорошо для читателя. Пора прощаться на сегодня. Как обычно, прошу вас делиться ссылками и подписываться на новости!
С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!
Кстати, рекомендую прочитать:
Записи не найдены
Проект в ДОУ или проектная деятельность в детском саду
5 (100%) 1 votemetodbv.ru
что это такое? :: SYL.ru
Проекты в детском саду — это интеграционный метод, предполагающий использование различных методических приемов, позволяющих глубоко освоить предлагаемую тему. Интеграция — это комбинирование основных методов обучения, которые органично дополняют друг друга и повышают эффективность процесса.
Особенности дошкольного возраста
Дошкольный возраст - самый благодатный период для обучения. Дети впитывают знания об окружающем мире, как губка. В этом возрасте интересно все, ребенок активно познает мир, усваивает модели социального поведения. Поэтому эту особенность надо обязательно использовать. Воспитание должно быть социально значимым. Особое внимание следует уделять нравственному, эстетическому, экологическому направлению. Надо помнить, что нормы, усвоенные детьми в этом возрасте, остаются с ним на всю оставшуюся жизнь. Метод проектов в детском саду призван активизировать работу в данном направлении.
Значение проектной деятельности
Проекты в детском саду предполагают самостоятельную деятельность детей под руководством взрослых (воспитателей и родителей). Участие в проекте позволяет проявить свои способности. В ходе работы ребенок обучается планировать свои действия, контролировать процесс выполнения, а также учится прогнозировать результат своей деятельности.
Структура проектной деятельности
Проекты в детском саду начинаются с определения темы и ее актуальности, постановки целей, определения предмета и задач проекта. Цель проекта — это расширение знаний детей по определенной теме, формирование навыков у детей, воспитание соответствующих чувств и развитие эмпатии (сопереживания) к окружающему миру. Чувство эмпатии — это сложная психологическая реакция, которая формируется путем личных переживаний на основе жизненного опыта. Участие в проектной деятельности помогает ребенку обогатить свой личный опыт. Предмет выбирается с учетом целей, далее ставятся педагогические задачи, они должны носить конкретный характер и отображать интенсивность педагогического воздействия. Проекты в детском саду имеют четкие сроки выполнения. Определяется круг участников (дети, воспитатели, родители, педагоги дополнительного образования). Итогом становится определенный продукт, который становится отчетом о проделанной работе. Чаще всего это презентация. Самая большая часть — это практическое воплощение целей и задач. Оно осуществляется организацией занятий, чтением художественной литературы, организацией викторин, конкурсов, совместной деятельностью с родителями.
Проект «Семья»
Например, проект «Семья» в детском саду, имеет цель: эмоциональное сближение членов семьи. Предметом становится семья и семейные ценности. Задачами проекта могут быть: воспитание уважения к старшему поколению; привлечение родителей к совместной деятельности с детьми; привлечение внимания родителей к проблемам нравственного воспитания; воспитание у детей чувства эмпатии к младшим членам семьи и домашним питомцам. Практическая реализация задач возможна в ходе привлечения родителей и детей к благоустройству группы и участка, совместного создания генеалогического древа семьи, проведение открытых занятий, проведения различных акций (например, «Помоги другому», сбор вещей и игрушек для нуждающихся) и так далее. По окончании проекта делается презентация.
www.syl.ru
Краткосрочный проект в ДОУ для старшей группы «Всем советуем дружить»
Актуальность: в старшем дошкольном возрасте повзрослевшие дети самоустанавливаются, утверждаются в коллективе детей, формируются дружеские отношения и умения сотрудничать, повышается внимание к сверстнику, как к партнеру, для совместной деятельности и общению.
Проблема: в ходе длительных наблюдений за поведением и самостоятельной деятельностью детей, за жизнью в группе во время образовательного процесса, режимных моментов, мы отметили, что многие дети не умеют общаться со сверстниками, договариваться, решать проблемные ситуации мирным путём, защищать свою точку зрения без ссор, обид и драк . Дети ставят свои приоритеты выше, не считаясь с мнением и нуждами других детей.
Масштаб проекта: краткосрочный (2 месяца).
Цель: приобщение детей к установленным нормам общественного поведения и правилам отношений со сверстниками, создание представлений о дружбе.
Задачи:
1. Обобщить, расширить и углубить знания детей о дружбе и друзьях.
2. Побуждать детей к коллективной деятельности, способствовать возникновению и накоплению положительного опыта общения и воспитывать социально-коммуникативные навыки (отзывчивость, доброта, сочувствие, сострадание, сопереживание, дружелюбие, умение договариваться друг с другом).
3. Систематизировать сведения детей о культуре поведения в обществе и отношениях между людьми.
I. Подготовительный этап:
1. Чтение «Праздник дружбы» И. Вачкова, обсуждение, беседа и вопросы по содержанию.
II. Этап реализации:
1. Беседа о дружбе и друзьях «Кто такой друг?», «Что такое дружба?».
2. Чтение : Виктор Драгунский «Друг детства». Обсуждение и беседа по содержанию.
3. Пословицы и поговорки о дружбе и друзьях.
4. Чтение сказки «Пузырь, соломинка и лапоть».
5. Чтение В. Осеевой «Три товарища».
6. Чтение стихов о дружбе: Ю. Энтин «Про дружбу», А. Кузнецова «Подружки», Т. Агибалова «У меня теперь есть друг», В. Бережная «Дружба — это теплый ветер…», Л. Квитко «Два друга», В. Викторов «Дружат дети всей Земли».
7. Составление рассказа «Мой лучший друг».
8. Беседа — рассуждение «Зачем нам друзья?».
9. Драматизация сказки «Кот, петух и лиса».
10. Игры и упражнения «Узнай по голосу», «Спиной друг к другу», «Дай совет», «Комплимент».
11. Просмотр мультфильма «Самый большой друг», обсуждения и беседа по содержанию.
12. Продуктивная деятельность: рисование «Портрет друга», аппликация «Подарок другу», конструирование из бумаги «Игрушка для друга».
13. Слушание и заучивание песен о дружбе «Настоящий верный друг», заучивание стихотворение «Всем советуем дружить».
14. Разрешение проблемной ситуации «Кто кого обидел?».
Заключительный этап:
1. Составление правил дружбы.
2. Досуг «Всем советуем дружить».
Итоговое мероприятие: викторина «О дружбе и друзьях».
Ожидаемый результат: дети классифицируют сведения о дружбе и друзьях, нормах поведения и правила отношений со сверстниками, улучшится атмосфера в группе.
Скачать краткосрочный проект в ДОУ для старшей группы «Всем советуем дружить»
Номинация: Детский сад, Методические разработки , Проектная деятельность, Старшая группа Автор: Беляевских Елена Вячеславовна Должность: воспитательМесто работы: МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №410»Месторасположение: Пермь, ул. Капитанская 21
portal2010.com
Проекты в детском саду по ФГОС
Дошкольное образование – важнейшая ступень системы обучения. Именно оно закладывает основы и создает базу для дальнейшего развития и обучения ребёнка. Поэтому очень важно правильно организовать обучение в ДОУ. Один из способов сформировать учебный процесс – внедрить проекты в детском саду.
Для чего нужны проекты в детских садах
Ребёнок с самого раннего возраста начинает познавать мир. Задача дошкольного образовательного учреждения – дать базовые навыки и знания, которые пригодятся в дальнейшем. Например, в ДОУ детям рассказывают об алфавите, учат читать, а также выполнять простейшие математические действия – сложение и вычитание.
Внедрение проектов в детских садах призвано помочь построить эффективную образовательную программу и обучить детей различным умениям и навыкам.
Типы и виды проектов по ФГОС ДО
Существует определенная классификация проектов в детских садах. Они отличаются по срокам реализации, составу участников и тематике. В них используются различные методики и техники, направленные на развитие ребенка.
Существуют следующие типы проектов в ДОУ по ФГОС:
- По доминирующему принципу.
- По характеру содержания и информативности.
- По роли ребенка в проекте.
- По особенностям проводимых контактов.
- По количеству участвующих в проекте людей.
- По сроку действия.
В практике ДОУ используются следующие виды проектов:
- Исследовательско-творческие.
- Ролевые с элементами игры.
- Информационно-практико-ориентированные.
- Творческие.
Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты.
Большое значение имеют следующие виды проектов:
- исследовательские;
- индивидуальные;
- групповые;
- межгрупповые;
- комплексные;
- творческие.
Основной целью этого метода в дошкольном образовательном учреждении является развитие свободной творческой личности ребёнка.
Документы, необходимые для реализации проекта
Прежде чем реализовать проект, воспитателю необходимо выполнить следующие действия:
- Составить цель проекта.
- Разработать план достижения цели.
- Привлечь специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
- Составить план-схему проекта.
- Собрать необходимый материал.
- Включить в проект занятий разные виды деятельности.
- Подготовить домашние задания для самостоятельного выполнения.
- Презентовать проект в детском саду с помощью открытого занятия.
При реализации проекта в ДОУ он проходит следующие этапы:
- Целеполагание. Педагог помогает ребёнку выбрать посильную и актуальную для него задачу с учётом его возраста, способностей и интересов.
- Разработка проекта – план деятельности по достижению цели.
- Выполнение проекта – практическая часть.
- Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
Проекты для разных возрастных групп в ДОУ
В детских садах существует разделение на следующие группы:
- ясельная – от 1,5 до 2 лет;
- младшая – от 2 до 4 лет. Может дополнительно делиться на 1-ю и 2-ю группы;
- средняя – от 4 до 5 лет;
- старшая – от 5 до 6 лет;
- подготовительная – от 6 до 7 лет.
Для каждой группы существуют свои проекты, которые учитывают все особенности детей в группах. В зависимости от того, какую тему или сферу жизни хочет осветить педагог, проект может быть краткосрочным, долгосрочным или средней продолжительности. Приведём некоторые примеры для каждой из возрастных групп.
Например, в средней группе в детском саду можно провести следующие проекты: «Спички детям – не игрушки!», «Полезные продукты питания», «Живая вода» и др. Так, проект «Спички детям – не игрушки!» призван объяснить дошкольникам об опасности огня, как вести себя в случае пожара и какие меры можно предпринять, чтобы не допустить возгорания.
С помощью проекта «Живая вода» можно уточнить знания детей о воде, её свойствах и агрегатных состояниях. Здесь же рассматриваются правила поведения на открытых водоёмах, и формируется эстетическое отношение к природе.
Проект «Полезные продукты питания» должен расширить знания детей о продуктах, их полезных свойствах, способах или местах их добывания, а также расскажет, какие блюда можно из них приготовить.
В старшей группе находятся дети о 5 до 6 лет. В этом возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер жизни. Проекты, реализуемые в ДОУ в старшей группе, учитывают эти особенности и направлены на их развитие. Например, проект «Наши добрые сказки» направлен на развитие интереса к книгам и чтению с помощью русских народных сказок.
В подготовительной группе в ДОУ распорядок дня малыша не отличается от того, который был ранее, но делается упор на моральную и физическую подготовку ребёнка к школе. При этом группах продолжают проводить занятия и реализовывать проекты, направленные на развитие различных качеств и навыков. Один из примеров проекта в ДОУ в подготовительной группе – это проект «Доброта спасет мир». Он направлен на развитие положительных качеств характера и призван замотивировать детей на совершение посильных им добрых дел.
Также существуют и детские проекты, в которых дошкольники получают знания самостоятельно или вместе с родителями. Например, в подготовительной группе в детском саду может быть реализован проект «Волшебные превращения молока». С его помощью дети должны узнать о различных видах молочных продуктов и способах их приготовления.
Образцы проектов по ФГОС
Для успешной реализации проекта необходимы следующие документы:
- пояснительная записка;
- паспорт проекта;
- циклограмма его реализации;
- этапы работы над ним;
- итоги;
- отзывы участников.
Одним из самых важных документов является паспорт проекта в ДОУ. На примере проекта «Детские новости в детском саду» рассмотрим, что входит в него. В документе указываются авторы проекта, его тема, тип и вид, цель, задачи, кто будет участвовать, то есть для детей какого возраста он предназначен, сроки его реализации и предполагаемые результаты. С его помощью педагоги планируют познакомить детей с работой журналиста и ведущего и дать им возможность сделать репортаж или выпуск новостей.
В проекте «Детские новости в детском саду» отдельно прописаны задачи для ребёнка и педагога. Образец паспорта проекта в ДОУ по ФГОС можно посмотреть здесь.
Рассмотрим проект «Мини-музей в детском саду. «Наследие земли русской», его цель в паспорте сформулирована следующим образом: создание мини-музея «Наследие земли русской» для обогащения воспитательно-образовательного пространства детского сада.
Реализация проекта включается в себя следующие этапы: организационный, основной и аналитический. Первый этап будет длиться 3 месяца, второй – 11, а третий – 1 месяц. В документах подробно расписаны каждый из этапов, при этом в подготовке к реализации проекта дети не участвуют. Они будут участвовать в основном и аналитическом этапах. Они будут формировать экспозицию музея, делать поделки самостоятельно и вместе с родителями.
Основная работа ложится на воспитателей и других работников дошкольного образовательного учреждения при реализации проекта. Организация образовательной программы ложится на руководителя ДОУ. Как правильно её организовать, какие требования предъявляются к руководителям, вы узнаете на Всероссийской научно-практической конференции «Проектирование устойчивого развития ДОУ: платные услуги, стандартизация, экспертиза программ».
КОММЕНТАРИИ СПЕЦИАЛИСТОВ
Мария Юрьевна Чередилина, кандидат педагогических наук, доцент МПГУ, федеральный эксперт Центра профобразования ФИРО:
– Очень важно, что, с одной стороны, мы сохраняем многообразие средств, методов работы, с другой стороны, мы формируем единое поле в понимании тех механизмов, тех закономерностей, которые лежат в современной управленческой деятельности дошкольной образовательной организации. Это имеет большое значение.
Ольга Владимировна Бережнова, кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой развития образовательных систем БУ ОО ДПО «Институт развития образования»:
– Проблемой остаётся обеспечение доступности дошкольного образования, она не снята. Если мы решили вопрос обеспечения местами для детей с 3 лет, то дети до 3 лет в ряде регионов не имеют возможности посещать детский сад. Помимо доступности есть проблема качества дошкольного образования. Непонятны маркёры и индикаторы оценки качества дошкольного образования. Если в других уровнях образования есть оценки, то в ДОУ остаётся проблема оценки качества дошкольного образования без образовательных достижений. Большая проблема – разработка программ различного уровня. Как бы мы не общались на эту тему, проблема есть. У нас большое программно-методическое поле, это проблема выбора. Есть проблемы и во взаимодействии с семьями воспитанников. Они полноправные участники образовательных отношений, мы сотрудничаем с ними, но по-разному понимаем роль и значение системы. Родители видят одно, мы пропагандируем несколько другое. Поиск этих точек соприкосновения наверно тоже проблема. Надеемся на понимание со стороны родителей, что такое дошкольное образование, что это не присмотр и уход, это реализация образовательных программ. Разработка этих программ является сейчас одной из проблем. Нужно так это сделать, чтобы всем участникам образовательных отношений и родителям, и нам, педагогам, и школе, было совершенно ясно, что делает дошкольное образование.
academy-prof.ru
Проектная деятельность в детском саду
Первоначально о проектной деятельности подумал педагог-демократ, автор книг по психологии, философии, политики и этики, Джон Дьюи. Далее о методе проектов говорил Уильям Херд Киллпатрик - профессор педагогики.
Что такое проектная деятельность?
Суть проектной деятельности заключается в том, что педагог создаёт собственный проект, который решает какую-либо исследовательскую задачу. Внедряет этот проект в работу с детьми. Таким образом дети занимаются поисковой деятельностью. Если просто объяснить детям какой-то материал, то есть риск, что в скором времени этот материал забудется. Но если дети сами искали пути решения какой-либо задачи, задействовав мыслительные процессы, то эти мысли будут их собственными. Проектная деятельность в детском саду — это совместная игровая или творческая деятельность. Она развивает самостоятельность, ответственность, инициативность, целеустремлённость.
Этапы проектной деятельности в детском саду
Проектная деятельность в детском саду делится на 5 этапов:
1. Проектирование. Педагог занимается формулированием проблемы, указывает цель проекта. Вводит ребят в игровую ситуацию, затем формулирует задачи.
2. Планирование. На этом этапе педагог помогает детям спланировать свою деятельность для решения поставленной задачи.
3. Поиск информации. Педагог помогает детям найти необходимую информацию для решения задачи. Проводит занятия, наблюдения. Педагог может провести работу с родителями по вопросу поощрения самостоятельной творческой деятельности детей.
4. Презентация. Педагог вместе с детьми готовит презентацию по осуществлению проекта, после чего они представляют её другим педагогам и родителям.
5. Портфолио. Педагог может собрать в папку всё, что было необходимо для проекта: план, рисунки, схемы, фотографии, отчёты и результаты.
Виды проектов
В дошкольных образовательных учреждениях ведутся несколько видов проектов:
1. Творческие проекты. Дети исследуют задачу, а затем показывают результат своей работы в виде театральной сценки.
2. Ролево-игровые проекты. Дети решают поставленные задачи в образе персонажей сказки.
3. Исследовательско-творческие проекты. Дети решают поставленную задачу, представляя решение в виде детского дизайна, драматизации или газеты.
4. Информационно-практико-ориентированные проекты. Дети собирают информацию, ориентируясь на оформление группы, её дизайн и т. д.
Следует помнить, что главным видом деятельности дошкольника является игра. Любой проект должен опираться именно на игровую деятельность детей. Можно выделить и другие виды проектов, которые могут быть, как краткосрочными (1-3 занятия), так долгосрочными (весь учебный год):
1. Комплексные.
2. Межгрупповые.
3. Творческие.
4. Групповые.
5. Индивидуальные.
6. Исследовательские.
Логопедическая группа
Проектная деятельность в детском саду имеет огромное значение, особенно в логопедической группе. Дети с речевыми проблемами нуждаются в постоянной коррекции и развитии речевых функций. Если проект организован правильно, то он поможет ребёнку развить свою речь.
Пример проекта
Тема: Лук - не только полезно, но и интересно.
Цель.
Развить умение находить информацию, составлять доклады, газеты.
Задачи.
Расширить представление детей о луке: сорта лука, место произрастания лука. Формировать у ребёнка умение подготовить сообщение по данной теме. Повысить интерес родителей к деятельности ребёнка.
Предполагаемые результаты.
Изготовление газеты о луке совместно с родителями. Ощущение удовольствия от работы детей с родителями и педагогом.
Участники проекта.
Дети, родители, воспитатель, музыкальный руководитель.
Условия для осуществления проекта.
Подготовить рассаду, инвентарь для работы в огороде. Просмотреть с детьми фильм «Чипполино». Добавить в книжный уголок литературу по теме... Дать рекомендации родителям приобрести книжки с загадками, пословицами об овощах.
Самообразование.
Наблюдения и эксперименты в детском саду, изучение пальчиковых игр для развития мелкой моторики, изучение методических рекомендаций.
План мероприятий
1. Выставка детей по теме «Работа в огороде».
Подбор информационных материалов: открытки, вырезки из газет, художественная литература, загадки, дидактические игры.
2. Рассада.
Сеем лук совместно с родителями, детьми и педагогом.
3. Дети старшей группы показывают сценку по сказке «Чипполино» детям средней группы.
4. Выступление медсестры на тему «Неоценимая польза лука».
5. Выбор детьми темы сообщения. Совместное составление плана сообщения.
6. Работа над темой сообщения по плану.
7. Подведение итогов.
Дети вместе с родителями оформляют газету по теме «Лук».
8. Презентация газеты.
9. Выставка газет, дегустация салатов.
10. Тематическая музыкальная пауза. Вручение дипломов.
Заключение
Проектная деятельность в детском саду является одной из самых эффективных форм в воспитании и образовании детей. Это работа, основанная на сотрудничестве детей, педагогов и родителей, которая помогает детям стать более самостоятельными. У детей развиваются познавательные способности, творческое воображение, мышление. Дети становятся более коммуникабельными.
Автор статьи: Эктова Екатерина Сергеевна
www.rastut-goda.ru
Проекты в детском саду
Проекты в дошкольном образовательном учреждении
Выполнение любого проекта в ДОУ можно разделить на определенные этапы:
Первый этап
На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию после чего формулирует задачи.
Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.
Второй этап
На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач.
Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей.
Третий этап
Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта.
У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
Четвертый этап
Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит её.
Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.
Классификация проектов:
В настоящее время проекты в ДОУ классифицируют по седующим признакам:
По тематике
Различаются по тематике (творческие, информационные, игровые или исследовательские) и способам реализации результатов.
По составу участников
Различаются по составу групп участников проекта - индивидуальные, групповые и фронтальные.
По срокам реализации
По продолжительности проекты бывают как краткосрочными (1-3 занятий), так средней продолжительности и долгосрочными (пример: ознакомление с творчеством крупного писателя может длиться весь учебный год).
Основные этапы метода проектов:
Выбор цели проекта
Воспитатель помогает детям выбрать наиболее интересную и посильную для них задачу на их уровень развития.
Разработка проекта
Составление плана деятельности по достижению цели: к кому обратится за помощью, определяются источники информации, подбираются материалы и оборудование для работы, с какими предметами научиться работать для достижения цели.
Выполнение проекта
Выполняется практическая часть проекта.
Подведение итогов
Проводится "разбор полетов", оценка результатов и определение задач для новых проектов.
Виды проектов в ДОУ:
Творческие
После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.
Исследовательские
Дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок.
Игровые
Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.
Информационные
Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.).
В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев ...
Читать дальше...
vospitatel.com.ua