Жостовская роспись: как рисовать поэтапно и чем рисуют подносы. Рисовать поэтапно жостовский поднос


Рисуем цветы в технике жостовской росписи – Ярмарка Мастеров

Это не совсем простая техника и, что бы научиться рисовать в этом стиле, надо долго тренироваться. Но кто знаком с китайской росписью, те смогут без труда повторить. Роспись самого обычного подноса. Я покупаю подносы самые разные (металлические, с рисунком). В начале поднос обезжириваю, покрываю грунтовым слоем, после в 2 слоя черным лаком (матовым) и приступаю к росписи. Краска с баллончиков отлично держится, быстро высыхает, ровно наносится, без резкого запаха.

Для работы понадобится: краска акриловая (я использую только поликолор), эти краски отлично ложатся, хорошо перемешиваются между собой, плотные; кисть, скошенная синтетика; кисть тонкая №0 синтетика. Для палитры я использую металлическую крышку, вниз кладу бумажную салфетку (на салфетку несколько капель воды, чтобы она была влажная) и поверх кальку. На кальку выдавливаю краску. Влажная салфетка нужна для того, чтобы краска не высыхала.

Светлым карандашом намечаю, где будут бутоны цветов.

Начинаю с верхних листьев цветка, после нижние. В один тон.

Закрашиваю (на фото  блик от вспышки).

Черной краской оттеняю внутреннюю часть бутона.

Набор краски на кисть основной (цветной) и белой, прорисовываю верхние лепестки. Все рисую скошенной кистью.

Круговыми мазками дополняю верхнюю часть цветка, закрывая бутон.

Прорисовываю мелкие детали.

Прорисовываю нижнюю часть цветка.

Темно-желтой краской оттеняю середину (краску разбавляю с водой).

Делаю закрашенные мазки ярче.

Ставлю точечки в середину (камера чуть подвела).

Второй бутон. Начинаю так же, как и первый, только в белом цвете.

Одну сторону прокрашиваю светло-фиолетовой краской и желтой, затемняю внутреннюю часть бутона.

Набор краски на кисть фиолетовый и белый, прорисовываю верхние лепестки и лепестки по кругу.

Рисую дополнительные лепестки в середине.

В белой розе рисую отвернутые лепестки и прорисовываю тонкой кистью мелкие детали. Желтый цветок по той же схеме.

Начинаю с середины бутона закрытые лепестки.

Дополняю лепестки, закрывая бутон, прорисовываю по кругу все лепестки розы.

Друг на друга, снизу в верх рисую лепесточки.

Прорисовываю закрытые лепестки белой краской.

Черной краской и тонкой кистью обвожу все цветы, дополняя и делая их более живыми.

Розовой краской рисую закрытый бутон, прорисовываю белой краской закрытые лепестки, оттеняю желтой краской часть цветка, которая ближе к нам.

Белой краской рисую каркас бутона, оттеняю фиолетовым, желтым и черным.

Белой краской выделяю дальнюю к нам часть цветка.

Закрываю бутон.

Добавляю нижние лепестки.

Добавляю мелкие листики.

Тонкой кистью рисую тычинку и обрисовываю листики.

Кружок :)

Добавляю по кругу лепестки разной длинны, затемняю.

Белой краской добавляю листики. Тут мне показалось, что центральная часть цветка широкая и решила ее сделать меньше.

Желтой краской оттеняю цветок, добавляю белые листики.

Мелкие листики по всему цветку, тонкой кистью обрисовываю центр бутона.

После окончания всей росписи, через 1-2 дня, покрываю в 2 слоя лака.

www.livemaster.ru

история возникновения расписных подносов, поэтапное рисование, обучение дошкольников

Жостовские подносы уже не одно столетие радуют нас своей изысканной живой росписью. Их изготавливают мастера из подмосковной деревни Жостово. Великолепные георгины и розы, нежные васильки и ромашки, птички, бабочки, фрукты и ягоды выглядят как живые. Изящные узоры дополнены тонкими деталями. Жостовская роспись уникальна — двух одинаковых изделий найти невозможно.

Содержание материала

История лаковой росписи

Лаковая роспись впервые появилась в Китае много сотен лет назад. Жители Поднебесной расписывали шкатулки, вазы, оружие и предметы обихода. Затем искусство росписи освоили жители других стран Юго-восточной Азии: Индии, Кореи, Японии.

Великолепные изделия восточных мастеров купцы привезли в Европу в 17 веке. Они сразу же покорили европейцев. В 18 веке во многих европейских странах появились мануфактуры, производящие предметы, отделанные росписью в «китайском стиле».

В Россию искусство росписи пришло в 18 веке. Владелец заводов Никита Демидов, который многократно посещал Европу, организовал в уральском городе Нижнем Тагиле мастерские, которые занимались цветочной росписью по металлу.

Изготовленные на Урале изделия быстро распространились по России. Мастера делали расписные металлические предметы домашнего обихода.

Идею лаковой росписи подхватили братья Вишняковы. В начале 19 века они открыли в Подмосковье семейное дело — изготовление расписных изделий, покрытых лаком. Сначала мастера производили предметы из папье-маше: табакерки, альбомы, шкатулки. Позже мастерские Вишняковых, расположенные в Жостово и других деревнях Троицкой волости, перестали выпускать изделия из папье-маше и освоили изготовление расписных металлических подносов.

Также рекомендуем прочитать:

Изделия быстро завоевали популярность. Ее пик пришелся на конец 19 века. Позже, в послереволюционные годы, жостовское производство резко пошло на спад. Но несмотря на тяжелые времена, искусство росписи сохранилось. В шестидесятые годы прошлого века началось восстановление производства жостовских подносов. В настоящее время фабрика активно работает, произведения художников участвуют в международных выставках и украшают музеи мира.

Технология изготовления подносов

Поднос изготавливают методом ковки и штамповки. Штамповка подносов стандартных видов (их насчитывается более 20) производится на современном оборудовании из металлических листов. Подносы нестандартных форм изготавливаются кузнецами методом ручной ковки. Изготовленные подносы подвергают грунтовке, шпаклевке и тщательной шлифовке. Обработанные изделия покрывают черной краской и масляным лаком, очищают и высушивают. После всех технологических операций подносы передаются художникам для росписи.

Кроме традиционных черных подносов, на жостовской фабрике изготавливают изделия с красным, синим, зеленым и голубым фоном. Благодаря особой технологической обработке подносы имеют интенсивно-насыщенный, но в то же время нежный и просвечивающий фон. Жостовская роспись подносов имеет свои особенности — так, тени и блики лишь слегка прорисовываются.

Основные мотивы

Раскраска жостовской росписи производится беличьими кисточками. Для работы используют масляные краски, разведенные скипидаром. Орнамент на бортах подноса выписывается либо белой краской, либо растворенным золотым порошком. Существует два вида подносов. Одни предназначены для бытовых целей. Их ставят под самовары и используют для подачи еды. Другие изделия предназначены для украшения интерьеров.

Основа обычной жостовской росписи — это букеты, состоящие из крупных и мелких цветов, листьев и трав. В центре композиции находится несколько больших элементов: розы, георгины, пионы. Вокруг них расположены более мелкие цветы и бутоны, связанные между собой травами и стеблями. Иногда на первый план помещают фиалки, вьюнки или клевер. Композиции могут быть дополнены гроздьями ягод, птицами и другими элементами. Если жостовский букет находится в центе подноса, то его называют собранным. Если цветы располагаются по периметру, то композиция называется венком.

Иногда на подносах изображают только ветви и гроздья ягод или натюрморты с фруктами. Первоначально композиции часто брались из живописных полотен известных художников, но интерпретировали их по-своему. И сегодня художники используют элементы классической росписи, но в то же время ищут собственные решения. Кроме цветочных композиций, на подносах изображают известные жостовские сюжеты: пейзажи, жанровые сценки, тройки лошадей. В каждом подносе элементы жостовских узоров четко вписываются в плоскость изделия, великолепно передаются глубина и объем нарисованных объектов.

Этапы создания рисунка

Художественная роспись характеризуется тонким подбором цветов и ритмическим равновесием рисунка. Работа производится в несколько этапов:

  • Замалевка. Художник наносит контуры и силуэты будущих цветов, листьев и других рисунков элементов рисунка. Это основа узора. Работа ведется разведенными красками. После этого поднос сушится в течение 12 часов.
  • Тенежка. Художник рисует затененные места объектов, что делает композицию объемной.
  • Прокладка. Это наиболее ответственный этап изображения. Здесь уточняются детали композиции, осветляется фон, придается контрастность рисунку.
  • Бликовка. Накладывается блики, что придает композиции освещенность и объем.
  • Чертежка. Художник тонкой кисточкой наносит заключительные штрихи детали: прожилки на листах, прорисовку краев, тычинки в чашечках цветов.
  • Привязка. Цветы привязываются к стеблям и фону подноса. С помощью травинок, стебельков и веточек композиция связывается воедино.
  • Уборка. Это оформление краев подноса. Оно может быть скромным или пышным, подобно рамам картин. Уборка придает законченный вид жостовской росписи.

Поэтапное рисование для детей-дошкольников

Изучение жостовской живописи производится в старших и подготовительных группах детских садов. Занятия прививают детям любовь к искусству своего народа. Для работы понадобятся:

  • колонковые или беличьи кисточки для рисования № 2, № 4, № 5;
  • гуашевые краски и палитра;
  • банка для мытья кисточек;
  • тряпочка для вытирания;
  • ватные палочки.

Для работы лучше использовать круглые кисточки или изделия с тонким кончиком.

При работе малыши получают следующие навыки:

  • Умение выделять художественные элементы узора, колорит и композицию;
  • Изучение технических приемов рисования кистью: концом и всей поверхностью, выполнение «двойного мазка», «зигзага» и «запятой».

Изображение цветов

Обучение начинают с рисования больших цветов. Начать можно с техники изображения георгина поэтапно. Пусть он будет желто-красным. Чтобы начинающим художникам было проще учиться, предварительно делается карандашный набросок. Для изображения георгинов используется прием, который называется «двойной мазок». Кисточку окунают в желтую краску и убирают лишнюю.

Затем окунают кончик в красную краску. Прорисовывают лепестки цветка вверху и внизу, справа и слева. Когда краска закончится, промывают кисть и опять набирают желтую и красную краску. Также прорисовывают второй ряд цветочных лепестков. Когда все они нарисованы, рисуют сердцевину цветка легкими мазками.

Ромашки также изображают двойными мазками. Окунают кисть в белую краску, а самый кончик — в голубую или синюю. Лепестки рисуют в следующей последовательности: сверху, снизу, справа, слева. Кончик кисти всегда направлен к центру цветка. Остальные лепестки рисуют строго посередине получающихся промежутков.

Следующий момент росписи — рисование мелких цветков. Незабудки рисуют ватными палочками. Лепесточки изображают голубыми, сердцевинки — желтыми. Для изображения клевера используют две краски: белую и цвета фуксии. Смешивают их, чтобы получился нежно-розовый цвет. Закрашивают небольшой кружок. Затем кончик кисти опускают в краску цвета фуксии и рисуют на кружке ряды небольших штришков: внизу, чуть выше и поверху. Также клевер можно рисовать с помощью ватных палочек. Внизу цветка изображают небольшие листочки. Их можно нарисовать три или даже четыре.

Листья в движении

После того как нарисовали все цветы, переходят к изображению листьев. Их рисуют, используя небольшие прокручивание кисти по часовой стрелке. С помощью этого приема можно передать движение листьев. Они получаются с загнутыми кончиками. Для передачи цвета и оттенка используем технику «двойной мазок». Здесь набирают на кисть зеленую краску, а на кончик — желтую. Если листья крупные, то применяют прием «зигзаг»: сначала рисуют кончиком кисти, затем всей поверхностью, затем кончиком с прокручиванием.

Перед тем как рисовать краской листья больших цветов, лучше сделать карандашный набросок. Первый мазок кисти делают посередине листа, используя прием «зигзаг», затем закрашивают весь листок. Для изображения листьев часто используется техника мазка «запятая»: сначала рисуют кончиком кисти, потом поверхностью.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

natrukodel.ru

история и способы изготовления. Жостовская роспись на подносах

Яркие великолепные цветы: розы, пионы, ромашки, незабудки, хризантемы и ландыши (невозможно перечислить их все), искусно рассыпанные умелой рукой художника по темной глянцевой металлической поверхности, – это традиционная жостовская роспись на подносах. Уникальное народное искусство России, не имеющее аналогов!

История старинного русского промысла насчитывает почти 2 столетия, и за это время изделия жостовских мастеров не только не утратили своей популярности и красоты, но, наоборот, приобрели еще большую известность во всем мире и обогатились новаторскими идеями нынешних молодых живописцев.

Зарождение жостовских промыслов

Сегодня любая современная хозяйка будет счастлива получить в подарок настоящий жостовский поднос, который можно использовать не только по прямому утилитарному назначению, но и в качестве оригинального украшения кухонного интерьера. Точно так же радовались женщины и в начале XIX в., когда им дарили такую красоту.

Но так было не всегда. Искусство жостовской росписи начало формироваться в России в конце XVIII в. Именно к тому времени относятся первые подносы, шкатулки, табакерки, портсигары, всевозможные коробочки и т. д., расписанные в технике лаковой миниатюры, которые изготавливались в селах Московского уезда: Осташково, Троицкое, Новосильцево, Сорокино и Жостово.

Постепенно производство подносов выделилось в отдельное русло, а лидирующую роль в их изготовлении прочно заняло село Жостово. Кстати, первые подносы делались исключительно из папье-маше. Сейчас нам уже трудно представить жостовский поднос, изготовленный из такого материала.

Дальнейшее развитие искусства Жостова

В 1825 году в Жостове была открыта мастерская Осипа Филлиповича Вишнякова. Именно от этого события ведется летоисчисление существования отдельных народных жестовских промыслов. Конечно, эта мастерская была не единственная. Постепенно организовывались и другие артели: Егора Вишнякова в соседнем селе Осташково, А. А. Зайцева в Троицком селе. Популярность их изделий была огромная! Прекрасно продавался жостовский поднос в Москве, Петербурге и других городах.

В 1830 году в Жостове и соседних деревнях открылось сразу несколько мастерских, основателями которых были Е. Ф. Беляев, Т. М. Беляев, Ф. В. Шапкин, В. Л. Леонтьев и И. С. Коломенской. Постепенно производство разрасталось, изделия под роспись стали изготавливаться уже не из папье-маше, а из более прочного и современного материала – железа.

Легендарные художники Жостова

Постепенно рождался новый, привычный нам всем жостовский поднос. История, сохраненная в краевых летописях, рассказывает, как постепенно все больше и больше местных талантливых крестьян вовлекалось в работу художественных мастерских. Удивительно то, как много оказалось талантов среди обыкновенных, необразованных крепостных людей. Первым мастером, о котором упоминается в историческом документе 1839 года, был крепостной графа Шереметьева – Вешняков Филипп Никитин, он занимался росписью подносов вместе со своим сыном. Так рождались в Жостове художественные династии.

Самые известные мастера жостовских подносов: О. Е. Бурбышев (об этом художнике в Жостове ходят легенды, настолько это был виртуозный мастер), Н. М. Цаплагин, А. Е. Вишняков, К. В. Грибков, И. С. Леонтьев, Д. С. Кледов, П. С. Курзин, И. А. Савельев, М. Р. Митрофанов, А. П. Гогин, И. П. Плахов, Б. В. Графов. Все эти мастера и многие другие оставили глубокий след в искусстве Жостова, именно ими были созданы замечательные произведения жостовской миниатюры, вошедшие в золотой фонд промыслов.

Жостовский поднос – технология изготовления

Оригинальная технология производства жостовских подносов шлифовалась на протяжении многих лет. У мастеров есть немало секретов ремесла, которыми они ни с кем не собираются делиться. Так что о технологии изготовлении изделий Жостова можно рассказать лишь в общих чертах.

Как уже было сказано выше, современные подносы изготавливаются из железа. Они могут иметь самую причудливую форму, тут все зависит от первоначального замысла художника. Перед росписью поднос должен быть тщательно отшлифован и покрыт двойным слоем грунта, приготовленным на основе сажи и каолина. После чего заготовка снова шлифуется и покрывается несколькими слоями цветного лака. Причем каждый слой должен быть хорошо просушен и так же идеально отшлифован.

Далее изготовление жостовских подносов переходит на следующий этап. После всех подготовительных работ изделие готово к росписи, и к дальнейшей работе над ним приступает мастер-художник. Роспись жостовских подносов традиционно производится масляными красками. После ее завершения изделие вновь в несколько слоев покрывается лаком с последующей просушкой и полировкой для придания готовому подносу практически зеркального блеска.

Художественные приемы и особенности жостовской росписи

Художественные приемы жостовской росписи ведут свои истоки от традиционной русской лаковой миниатюры, но, конечно же, имеют свои особенности. Основой можно, пожалуй, назвать рисунок яркими красками по темному фону и оформление композиции золотым орнаментом. Фон жостовских подносов не обязательно черный, он может быть какого угодно цвета: красного, коричневого, зеленого, синего и охристого. Иногда даже встречаются композиции, выполненные на потали (имитация золота), перламутре или светлом, почти белом фоне, но это, скорее, отступление от правил, продиктованное фантазией художника.

Жестовский поднос обычно бывает расписан таким образом, что в центре композиции (цветочного букета) находятся самые крупные и яркие цветы, на которые направлен основной акцент. Ближе к краям элементы букета становятся все мельче и темнее, они как бы сливаются с фоном. Тем самым достигается зрительная глубина и объемность живописи. Жостовские цветы пишутся не с натуры, чаще всего они условны, многое в их изображении зависит от творческого воображения мастера.

Основные мотивы и сюжеты

Основными мотивами жостовской живописи конечно же являются всевозможные цветочные мотивы, разнообразию которых нет числа! Жостовская роспись придерживается нескольких традиционных типов композиции. Цветы могут собираться в большие букеты, состоящие из 3-5 соцветий, изображаться в корзинах либо быть расположенными гирляндами по всему периметру подноса.

Иногда роспись может быть дополнена изображениями ягод, фруктов или птиц. Есть образцы жостовской живописи, похожие на старинные драгоценные голландские натюрморты. Несмотря на то что рисунок растений достаточно условный, здесь имеются все признаки станковой живописи: тщательная проработка деталей, общий колорит, свободная импровизация.

Жостовские подносы: как нарисовать поэтапно

Весь процесс росписи подноса можно условно разбить на 4 этапа. Сначала делается так называемая "замалевка": на изделии как бы набрасывается разбеленными красками обобщенный силуэт будущего рисунка, расположение основных пятен.

Следом идут "тенежка" и "прокладка": нанесение прозрачных теней и обозначение плотными красками самых светлых мест. После чего форма цветов и листьев становится более определенной.

Третий этап – бликовка: нанесение быстрых белильных мазков. При помощи их уточняются все объемы.

Ну и наконец следует заключительный 4-й этап, на котором выполняется "чертежка" и "привязка". При помощи самой тонкой кисточки мастер упругими гибкими линиями обводит контур каждого листочка и лепестка, рисует мелкие веточки и детали, которые и называются привязкой.

Перспективы развития промыслов

В настоящее время художественные жостовские промыслы переживают не лучшие времена. До 90-х годов прошлого столетия мастерские находились под опекой и финансированием государства, после перестройки и развала Советского Союза фабрика перешла в частные руки. Теперь во главу угла стала прибыль, но никак не сохранение традиций и творческий подход к ремеслу.

Количество художников на предприятии было значительно сокращено. Многие мастера стали работать самостоятельно, на дому. Выполняется много частных заказов, заточенных не только под жостовский поднос. Современные мастера часто работают над росписью самых разных предметов: от холодильников и мобильных телефонов до бутылок с дорогим коллекционным вином. Приток талантливой молодежи - выпускников Федоскинского училища лаковой миниатюры в последнее время уменьшился. Но тем не менее, предприятие по-прежнему живет, работает с самоотверженностью и верой в будущее.

Как доехать до Жостово?

Для всех желающих ознакомиться поближе с историей и искусством Жостова на предприятии организуются интересные 5-часовые экскурсии с проведением мастер-классов. При фабрике постоянно работает магазин, где можно приобрести изделия промыслов, как говорится "с пылу, с жару".

Добраться от Москвы до Жостова не составляет никакого труда. Нужно преодолеть всего 50 км по Осташковскому шоссе в сторону Мытищинского района. Также можно с легкостью доехать туда на электричке или автобусе. Еще один вариант: от метро Медведково до Жостово постоянно курсирует автобус № 438.

fb.ru

Жостовский букет. Техника жостовской росписи. Презентация

Как рисовать жостово?

Раскажим, как сделать жостовскую роспись на любом предмете (поверхности) + презентация в формате ppt (PowerPoint) ...

Жостовский букет

Скачать презентацию в формате ppt

Краткая справка

Искусство Жостово

 

 Жостовская роспись - русский народный художественный промысел, развитый в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. 

 Возник в начале XIX в. главным образом под влиянием уральской цветочной росписи по металлу.

 Классический стиль жостово предполагает несколько цветочных композиций:

 Букет в раскидку

 Венок

 Ветка с угла 

 Букет собранный 

Мастера жостово используют маслянную краску. Техника жостово бывает двух видов: станковая и лессировочная.

 Многие не знают что такое жостово. В наши дни это искусство осовременилось и обретает не стандартные подходы к росписи. Нанести роспись можно куда угодно. Например, я сделала роспись в стиле жостово обуви (балетки).

  Это будет стильно, ярко и неординарно. А можно сделать близким необычный подарок своими руками. Уверена, они будут в восторге и даже полюбопытствуют, что это такое.

 

_______ 

Техника жостовской росписи

 

Нам понадобиться:

1) Краски масляные 

2) Льняное масло

3) Пинен (разбавитель №4)

4) Кисти: кисть синтетика круглая (№8, №10), колонок (№2) 

5) Автор использовал макетирующий пластик черного цвета 

6) Палитра (не бумажную) 

 

Нет палитры? - воспользуйтесь блюдцем или керамической плиткой.

! Перед началом работы по поверхности стоит пройтись тонким слоем Льняного масла, для достижения наилучшего эффекта !

Итак, как рисовать жостовский букет?

 

Замалевок

 Разбеленными красками намечаю общий силуэт композиции, расположение основных цветовых пятен.

Очень важно сначала работы определиться с композицией. Обязательно должно быть большие бутоны цветов, средние и маленькие - это очень важно не только в жостово.

Если сложно составить композицию самому, то можно взять за основу именно эту, представленную автором.

 

 

 

Тенёжка

 На просохший замалевок лессировочными красками наношу тени. Этот прием погружает букет в глубину тона, что очень важно в дальнейших этапах.

Что такое лессировочными красками?  - полупрозрачные краски.

 

 

Бликовка

 На этом этапе делаю наложение бликов. Этим самым выявляю объем и свет, завершает лепку форм.

 

 

 

Чертежка

 Этим приемом быстро и легко очерчиваю лепестки и листья, семена в чашечках цветов.

Сначала можно потренироваться на палитре. В любом случае всегда можно намотать на черенок кисточки тряпочку, пропитанную разбавителем, и стереть неудачный штрих.

Это был рассмотрен "станковый" вид росписи в стиле Жостово.

 

 Если будут вопросы - задавайте

Вдохновляйтесь и творите.

С уважением, Ендальцева Светлана.

______________________________________________________________________________________________________

популярные темы: Как сделать мини гитару из бумаги своими руками?, Влияние музыки и воды на человека, Художественная роспись стены "Сказочный Мир", Роспись мобильного телефона, Художественная роспись в интерьере

 

Жостовский букет

 

endpopov.ru

Жостовская роспись: как рисовать поэтапно и чем рисуют подносы |

Жостовская роспись возникла в XVIII веке на Урале, где в то время были сосредоточены крупные металлургические заводы России, а XIX веке распространилась и в Московскую область, где и получила наибольшее развитие. Традиционно в жостовской росписи расписываются лишь металлические подносы, но в последнее время картинки в жостовском стиле можно встретить как на металлической посуде, так и на стекле, керамике, коже и даже ногтях.

Основной мотив жостовской росписи – это цветы, букеты из них, ветки или венки и гирлянды, преимущественно на черном или красном фоне. Причем роспись ведется сразу на подносе, без использования предварительных эскизов или шаблонов. Можно сказать, что художник думает кистью, причем достаточно быстро – настоящий мастер за день успевает расписать до десяти подносов. Благодаря этому не существует двух одинаковых подносов, каждая расписанный предмет уникален и неповторим.

Жостовская роспись многослойна, делается в несколько приемов специальными прозрачными красителями, в результате чего нижние слои краски просвечиваются через верхние, придавая особый эффект свечения и глубины.

Отличительной особенностью росписи является то, что цветы и листья окрашиваются яркими красками – синими, зелеными, красными или желтыми, а их яркость дополнительно выделяется благодаря черному фону, по которому ведется роспись.

Сама роспись ведется масляными красками, причем не важно, в каком виде они производятся – в банках или тюбиках, ведь в любом случае непосредственно перед росписью их разбавляют льняным маслом и скипидаром до нужной консистенции для того. Чтобы краска не выступала за поверхность рисунка после лакирования.

Для росписи, в основном, применяют мягкие беличьи кисти, которые впитывают большое количество краски и в результате дают долгий мазок. При этом в качестве палитры для смешивания различных красок применяют обычную каменную плиту.

Существует два вида композиций жостовской росписи – если основная композиция расположена в центре подноса, то это собранный букет, а если элементы рисунка располагаются по краям изделия, то это венок.

Декоративная роспись в жостовском стиле наносится поэтапно и поэтому она очень сложна и требует не только фантазии, но и твердости руки, скорости рисования, а также знаний о смешивании красителей для получения нужного результата.

Этапы жостовской росписи

На этом этапе происходит подготовка металлической заготовки под роспись – грунтовка, шпаклевка, шлифовка и лакировка. Также определяются с цветом фона – чаще всего он черный, но в некоторых случаях может быть и белым, красным, бирюзовым, серебристым или любым другим на усмотрение художника.

На подготовленную поверхность подноса разбавленной краской наносится силуэты элементов будущего рисунка. После этого замалевка, поднос сушится в печи еще несколько часов.

С помощью полупрозрачных красок, наносятся цветные тени. Это придает объем цветам, а у остальных растений проявляются теневые места.

На этом этапе уточняются все детали, реализуется контраст и гармонизируется строй всей композиции – это самый ответственный этап росписи.

Этот этап называется бликовка, так ка происходит наложение бликов на весь рисунок, при этом букет становится как бы освещенным разными источниками света с разных сторон.

В завершение работы художник специальной тонкой кистью наносит заключительные штрихи – прожилки на листочках и семенца в центре чашечек цветов.

Это предпоследний этап росписи подноса. На этом этапе дорисовываются травинки, листья и усики, при помощи которых букет становится частью единого букета и связывается с фоном.

На этом этапе украшаются борта подноса. Украшение может быть с помощью растительного или геометрического узора, без него поднос выглядит незаконченным. Без какой-то определенной изюминки.

В результате таких сложных и трудоемких процессов рождается поистине неповторимое изделие, которое невозможно повторить, даже если изготавливать его будет тот же мастер, так как данный вид росписи сочетает в себе строгую последовательность росписи с импровизацией творческого процесса.

На фото, представленных далее, предлагаем вам ознакомиться с фото работ, расписанными в технике жостовской росписи и проникнуться индивидуальностью и неповторимостью этого вида искусства.

Видео по теме

В заключение предлагаем вам ознакомиться с видео уроками, из которых вы сможете узнать, чем рисуют картины в технике жостовской росписи, а также о том, как рисовать неповторимые изделия для украшения интерьера и прочие вещи в этом стиле.

kardinalno.ru

ЖОСТОВСКИЕ ПОДНОСЫ НАРИСОВАТЬ - Учимся рисовать ПЯТИЛИСТНИК в Жостовской росписи

1. Познакомиться с жостовской росписью. Обычно на расписном жостовском подносе в центре располагают крупные цветы, написанные яркими красками. Это село знают все – не только у нас в стране, но и за рубежом.

Цветочный букет жостовского подноса очень прост по своей композиции. Объёмная форма жостовского букета сочетается с продуманностью цветового решения. Бортики подносов часто украшены лёгким золотым рисунком.

Долгое время в центральной России использовались подносы из папье-маше. В богатых домах встречались и металлические подносы, изготовленные на Урале и в Санкт-Петербурге. И вот в первой четверти XIX века в селе Жостово кто-то решил, что технологию лаковой обработки коробочек из папье-маше можно перенести на железо: тот же грунт, тот же лак, те же масляные краски.

Жостовский поднос жив и по сей день. Процесс изготовления на жостовских фабриках несколько изменился — металл теперь не куют, а прессуют, используют другие краски. Но ощущение праздника и радости жостовский узор сохранил. Сегодня процесс изготовления знаменитых жостовских подносов состоит из нескольких этапов.

Как создают жостовские подносы?

Это полностью ручная работа, и каждый жостовский поднос индивидуален и эксклюзивен. Сначала художник намечает очертания жостовских цветов едва заметными штрихами, затем прорабатывает тенёжку – так на профессиональном сленге называют накладывание теней в картине. Последним этапом росписи жостовского подноса считается привязка — вписывание цветочного жостовского букета в общую композицию, сочетание с общим фоном, а также оформление краев подноса.

Для меня Жостовская роспись неразрывно связана с металлическими подносами, хотя первые цветы появились на изделиях из папье-маше

Также подносы из Жостова могут иметь пейзажный вид: картины русской природы удаются жостовским художниками также хорошо. Подносы, декорированные жостовской росписью, уже не первое столетие по праву считаются великолепными сувенирами из серии шедевров русских художественных промыслов. Купить жостовский поднос с полной уверенностью в подлинности его происхождения и качестве мастерской работы Вы всегда можете в нашем интернет магазине.

Познакомить учащихся с историей промысла и произведениями народного декоративно-прикладного искусства, технологией и основными этапами выполнения жостовской росписи. Ремесло появилось в начале XIX века. В это время на Руси был широко распространён заморский напиток – чай. И теперь возник целый ритуал – чаепитие, непременными участниками которого стали подносы.

Каких только подносов не изготовляли мастера! И самая разная форма была у этих подносов: овальные, прямоугольные, круглые и даже треугольные для треугольных столов! Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет. В букете могут быть полевые цветы и садовые. 7. Далее этап «Привязка» — готовый букет как бы «вписывается» в заготовленный фон подноса. 8. Заключительный этап «Уборка» — бортик подноса украшается растительным узором.

Мелкие рисуют по краям жостовского подноса, они делаются слегка затемненными и словно сливаются с темным фоном. В результате такой росписи и цветы и листья словно выступают из глубины

В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области и в Нижнем Тагиле. Жостовская фабрика стала известна на весь мир из-за, казалось бы, обычного в быту предмета – металлического подноса. Почти два века из рук настоящих мастеров своего дела выходят поистине замечательные произведения искусства – расписные жостовские подносы.

Жостовская роспись может выполняться на черном, красном, желтом и синем фоне, но самый распространенный, «классический» – это черный. Но во всех этих изделиях цветы встречаются как отдельный элемент росписи. В XIX веке на Руси широкое распространение получает заморский напиток – чай. Он вытеснил традиционно русский сбитень, медовуху и различные травяные настои. Составить схему композиции «ветка с угла» на прямоугольном подносе с использованием одного крупного цветка и двух меньших цветов.

Правильно ли выбрали форму подноса. Включение в систему знаний и повторение. Выполните фрагмент по мотивам жостовской росписи с включением крупных, мелких и средних форм цветов. Затем мы вырежем цветы и все вместе составим на подносе большого размера общую цветочную композицию. Жостовский промысел зародился два столетия назад и по сей день живет, развивается, процветает.

Жостовские букеты, остаются актуальными и по сей день, цветы не теряют своей привлекательности и очарования, остаются любимы не только русским народом, но и иностранными гостями. В настоящее время Жостовский промысел переживает свой упадок. Одним из участников по возрождению Жостовской росписи выступает промысел лаковой миниатюрной живописи Федоскино.

Для меня Жостово — есть очаровательные, сияющие изнутри подносы. Я считаю, что Жостово должно продолжать существование преимущественно в традиционном стиле. Поэтому я решила взять в качестве своего проекта — поднос. Создавая свой проект, я не только училась Жостовскому промыслу, но и посещала музеи, и съездила на фабрику изготовления подносов, чтобы получить знания «из первых рук», от мастеров Жостово.

Жостовская декоративная роспись является оригинальным видом русского народного художественного творчества. Именно этим сочетанием меня покорил поднос Агеевой Татьяны «Цветы», одной из художниц Жостовской фабрики.

Учитель: А сейчас мы с вами научимся выполнять этапы росписи жостовского букета так, как это делают народные мастера

Многие букеты Жостово прекрасны, но меня вдохновил именно поднос Агеевой Татьяны: неповторимый стиль, пластика и сияние. 11. На планшете карандашом намечаю форму подноса в натуральную величину. Затем белилами создаю объем на подносе. 12. Далее следует перенести рисунок на проект подноса. Прикладываем к подносу и переводим острозаточенным карандашом. 13. Следующий этап это — роспись. Поднос на проекте покрывается лаком и оставляется до полного высыхания.

Пишут жостовские художники масляными красками, мягкими беличьими кисточками. Во время работы художник держит поднос на колене и, когда необходимо, поворачивает его. А рука с кистью опирается на деревянную планочку, лежащую поперёк подноса. Завершается роспись изящной графикой «чертёжки» и «привязки». Так что каждый поднос-это уникальная авторская работа. Цветок сияет в глубине и в то же время сохраняет свою натуральность.

В основе жостовской росписи лежит сочный, свободный мазок кисти. Жостовский мастер не работает по образцам, перед ним нет и живых цветов. Вместе с самоваром на стол ставился и поднос, который также стал непременным участником русского чаепития. Недалеко от Москвы в очень живописном месте находится село Жостово. Самым распространенным видом жостовской росписи является букет, расположенный в центре подноса и обрамленный по борту мелким золотистым узором.

Что еще написала Аманта:

amanfertul.ru

Жостовская роспись: как рисовать поэтапно и чем рисуют подносы

Жостовская роспись возникла в XVIII веке на Урале, где в то время были сосредоточены крупные металлургические заводы России, а XIX веке распространилась и в Московскую область, где и получила наибольшее развитие. Традиционно в жостовской росписи расписываются лишь металлические подносы, но в последнее время картинки в жостовском стиле можно встретить как на металлической посуде, так и на стекле, керамике, коже и даже ногтях.

Основной мотив жостовской росписи – это цветы, букеты из них, ветки или венки и гирлянды, преимущественно на черном или красном фоне. Причем роспись ведется сразу на подносе, без использования предварительных эскизов или шаблонов. Можно сказать, что художник думает кистью, причем достаточно быстро – настоящий мастер за день успевает расписать до десяти подносов. Благодаря этому не существует двух одинаковых подносов, каждая расписанный предмет уникален и неповторим.

Жостовская роспись многослойна, делается в несколько приемов специальными прозрачными красителями, в результате чего нижние слои краски просвечиваются через верхние, придавая особый эффект свечения и глубины.

Отличительной особенностью росписи является то, что цветы и листья окрашиваются яркими красками – синими, зелеными, красными или желтыми, а их яркость дополнительно выделяется благодаря черному фону, по которому ведется роспись.

Сама роспись ведется масляными красками, причем не важно, в каком виде они производятся – в банках или тюбиках, ведь в любом случае непосредственно перед росписью их разбавляют льняным маслом и скипидаром до нужной консистенции для того. Чтобы краска не выступала за поверхность рисунка после лакирования.

Для росписи, в основном, применяют мягкие беличьи кисти, которые впитывают большое количество краски и в результате дают долгий мазок. При этом в качестве палитры для смешивания различных красок применяют обычную каменную плиту.

Существует два вида композиций жостовской росписи – если основная композиция расположена в центре подноса, то это собранный букет, а если элементы рисунка располагаются по краям изделия, то это венок.

Декоративная роспись в жостовском стиле наносится поэтапно и поэтому она очень сложна и требует не только фантазии, но и твердости руки, скорости рисования, а также знаний о смешивании красителей для получения нужного результата.

Этапы жостовской росписи

На этом этапе происходит подготовка металлической заготовки под роспись – грунтовка, шпаклевка, шлифовка и лакировка. Также определяются с цветом фона – чаще всего он черный, но в некоторых случаях может быть и белым, красным, бирюзовым, серебристым или любым другим на усмотрение художника.

На подготовленную поверхность подноса разбавленной краской наносится силуэты элементов будущего рисунка. После этого замалевка, поднос сушится в печи еще несколько часов.

С помощью полупрозрачных красок, наносятся цветные тени. Это придает объем цветам, а у остальных растений проявляются теневые места.

На этом этапе уточняются все детали, реализуется контраст и гармонизируется строй всей композиции – это самый ответственный этап росписи.

Этот этап называется бликовка, так ка происходит наложение бликов на весь рисунок, при этом букет становится как бы освещенным разными источниками света с разных сторон.

В завершение работы художник специальной тонкой кистью наносит заключительные штрихи – прожилки на листочках и семенца в центре чашечек цветов.

Это предпоследний этап росписи подноса. На этом этапе дорисовываются травинки, листья и усики, при помощи которых букет становится частью единого букета и связывается с фоном.

На этом этапе украшаются борта подноса. Украшение может быть с помощью растительного или геометрического узора, без него поднос выглядит незаконченным. Без какой-то определенной изюминки.

В результате таких сложных и трудоемких процессов рождается поистине неповторимое изделие, которое невозможно повторить, даже если изготавливать его будет тот же мастер, так как данный вид росписи сочетает в себе строгую последовательность росписи с импровизацией творческого процесса.

На фото, представленных далее, предлагаем вам ознакомиться с фото работ, расписанными в технике жостовской росписи и проникнуться индивидуальностью и неповторимостью этого вида искусства.

Видео по теме

В заключение предлагаем вам ознакомиться с видео уроками, из которых вы сможете узнать, чем рисуют картины в технике жостовской росписи, а также о том, как рисовать неповторимые изделия для украшения интерьера и прочие вещи в этом стиле.

Самые читаемые:

nisata.ru