Мать Бетховена — Мария Магдалина Кеверих. Сколько было детей у бетховена


Мать Бетховена — Мария Магдалина Кеверих

Здравствуйте, дорогие посетители сайта, посвященного Людвигу ван Бетховену. Сегодня мы расскажем о матери великого композитора.

Где и когда родилась мать Бетховена

Мария-Магдалина Кеверих — именно так до замужества звали мать великого композитора, которому посвящен наш сайт.

Наша сегодняшняя героиня родилась 19 декабря 1746, в доме на улице Вамбахштрассе в районе Эренбрайтштайн города Кобленц. Этот город в то время был стратегически важным центром Трирского курфюршества, а теперь является одним из красивейших городов современной Германии.

Матерью Марии Магдалины была Анна Клара Весторф (1704—1768). К сожалению, мы о ней почти ничего не знаем.

Ее отец, Генрих Кеверих (1701—1759), был главным шеф-поваром в резиденции самого Трирского курфюрста, Иоганна Филиппа фон Вальдердорфа; сама резиденция располагалась в замке Филиппсбург, построенном у подножья крепости Эренбрайтштайн, гордо возвышающейся над Кобленцом.

Из этой, одной из крупнейших крепостей в мире, включающей более четырех километров подземных туннелей, открывается просто потрясающий вид на все достопримечательности Кобленца. Также оттуда можно увидеть фантастический пейзаж слияния рек Мозель и Рейн.

Более того, крепость Эренбрайтштайн на протяжении долгого времени была одним из исторически важнейших стратегических центров Германии. И это вполне объясняет то, почему крепость, разгромленная французами в конце 18 века и перестроенная заново с некоторыми изменениями, вошла в список достопримечательностей Юнеско.

Семья матери Бетховена была достаточно обеспечена, а в число родственников входили достаточно серьезные люди: богатые купцы, придворные советники и даже сенаторы.

Первый брак Марии Магдалины

Еще шестнадцатилетней девочкой (30 января 1763 года) Мария Магдалина вышла замуж за некого Иоганна Лейма — камердинера Трирского курфюрста.

Однако этот брак не принес девушке счастья — сначала она родила сына, который умер еще в младенчестве. Ну а 28 ноября 1765 года умер и сам Иоганн Лейм, первый ее супруг. Таким образом, в возрасте младше 18 лет, Мария Магдалина уже стала вдовой.

Второй брак Марии Магдалины

Одна из кузин Марии Магдалины вышла замуж за скрипача Иоганна Конрада Ровантини и переехала с ним в Бонн. Там в августе 1765 года он устроился в придворную капеллу, однако уже в ноябре 1766 года он умрет. Кстати, сын Иоганна Ровантини, Франц Георг, впоследствии будет учить играть на скрипке маленького Людвига.

Возможно, что именно, благодаря знакомству с Ровантини, Мария Магдалина познакомилась с его другом и коллегой по капелле — Иоганном ван Бетховеном. 

Мария Магдалина с Иоганном поженились 12 ноября 1767 года в Бонне. Девушке тогда было всего 19 лет, а Иоганну — двадцать восемь.

Известно, что Людвиг Старший — отец Иоганна и по совместительству дед будущего великого композитора, возражал против этого брака (мы не знаем, почему именно). Однако, несмотря на это, старый капельмейстер смирился с выбором своего сына, а впоследствии, судя по всему, очень хорошо относился к своей невестке.

Затем местный булочник Готфрид Фишер — хозяин дома, который Бетховены будут арендовать в 1775 году, рассказал, что семья Кеверих тоже была против этого брака (Генрих Кеверих тогда уже умер, поэтому, вероятно, имеются ввиду другие члены семьи). Но в итоге они тоже смирились с этим событием, правда с некоторыми разногласиями.

В частности, родственники Марии Магдалины имели намерения устроить пышное свадебное торжество в Эренбрайтштайне. Но капельмейстер Людвиг Старший отказался ехать туда, настаивая на проведении церемонии бракосочетания именно в Бонне.

Несчастья, преследовавшие мать Бетховена

Марию Магдалину ван Бетховен совсем нельзя было назвать счастливой женщиной, ибо смерть ее первого мужа и ребенка, родившегося от него, была далеко не последним ее несчастьем.

Через год после бракосочетания с Иоганном ван Бетховеном умерла мать Марии Магдалины — Анна Клара Весторф. Так уж получилось, что  последняя перед смертью оставила дочери внушительное состояние.

Однако от этого наследства Мария Магдалина не видит ни гроша, так как все формально переданное ей имущество мошенническими способами растрачивается ее же родственниками. Однако это было лишь началом черной полосы для нашей героини.

Если в первое время после свадьбы Иоганн Бетховен был чуть ли ни идеальным мужем, то чуть позже его вредная привычка возвращается, и демон алкоголя овладевает им снова. Вполне возможно, что катализатором сего безумия послужила смерть их первого сына. Да и, вообще, мало кто из детей Марии Магдалины и Иоганна ван Бетховена успел прожить нормальную, полноценную жизнь. Посмотрите сами:

Желтым цветом были выделены трое сыновей Марии Магдалины, которые смогли пережить младенческий период и, как говорится, «прожить жизнь». В этот короткий список входит Людвиг Младший (тот самый великий композитор) и двое его младших братьев. Все остальные дети умерли еще в младенчестве. Сама Мария Магдалина называла свой второй брак "цепью горестей".

Пожалуй, лишь один раз в году, в День Святой Магдалины, отец Людвига с помощью соседей и друзей оказывал несчастной супруге должное внимание.

В дом булочника Фишера, где тогда жили Бетховены, Иоганн приглашал целый оркестр, размещая его в двух комнатах. До этого Иоганн отправлял супругу спать. А вечером, после всех приготовлений и настройки инструментов, Марию Магдалину будили, просили красиво одеться, сажали на красиво украшенное сидение, накрытое балдахином, и целый оркестр играл для нее красивую музыку, слышную на всю улицу.

Хотя все это происходило поздно вечером, соседи были не против такого шумного празднества. А после окончания концерта, как правило, следовало пиршество. Подобное мероприятие проводили из года в год, превратив его в ритуал.

Когда умерла мать Бетховена

Мария Магдалина умерла 17 июля 1787 года. За два месяца до этого ее сын Людвиг уехал в Вену, в надежде учиться у Моцарта и реализоваться, как музыкант. Но, узнав о том, что мать больна (судя по всему, туберкулезом), Людвиг сразу же вернулся в Бонн, застав свою мать за несколько недель до смерти.

Людвиг ван Бетховен говорил о своей матери только хорошее. Он считал ее не только доброй и любящей матерью, но также относился к ней, как к близкому другу. И это было действительно так — хоть Мария Магдалина и не замечала в своем сыне задатки гения, но она давала ему столько любви, сколько могла.

Тот самый булочник Фишер описал Марию Магдалину ван Бетховен, как «красивую, стройную девушку, довольно высокую, с удлиненным лицом, немного согнутым носом и серьёзными глазами». Его супруга добавила, что никогда не видела госпожу ван Бетховен смеющейся: «Она всегда была серьезной». 

ludvig-van-beethoven.ru

Биография Людвига ван Бетховена - РИА Новости, 16.12.2015

16 декабря 2015 года исполняется 245 лет со дня рождения немецкого композитора и пианиста Людвига ван Бетховена.

Людвиг ван Бетховен (Ludwig van Beethoven) родился в Бонне 16 декабря 1770 года в семье, имевшей фламандские корни. Дед композитора по отцу родился во Фландрии, служил певчим в Генте и Лувене и в 1733 году перебрался в Бонн, где стал придворным музыкантом в капелле курфюрста-архиепископа Кельнского. Его единственный сын Иоганн, как и его отец, служил в капелле в качестве вокалиста (тенора) и подрабатывал, давая уроки игры на скрипке и клавире.

В 1767 году он женился на Марии-Магдалине Кеверих, дочери придворного шеф-повара в Кобленце (резиденция Трирского архиепископа). Людвиг, будущий композитор, был старшим из трех их сыновей.

Его музыкальный талант проявился рано. Первым учителем музыки Бетховена был его отец, также с ним занимались музыканты капеллы.

26 марта 1778 года отец организовал первое публичное выступление сына.

С 1781 года занятиями юного таланта руководил композитор и органист Кристиан Готлоб Нефе. Вскоре Бетховен стал концертмейстером придворного театра и помощником органиста капеллы.

В 1782 году Бетховен написал свое первое произведение — Вариации для клавира на тему марша композитора Эрнста Дреслера.

В 1787 году Бетховен посетил Вену и взял несколько уроков у композитора Вольфганга Моцарта. Но вскоре он узнал, что его мать тяжело больна, и вернулся в Бонн. После смерти матери, Людвиг остался единственным кормильцем семьи.

Одаренность юноши привлекла внимание некоторых просвещенных боннских семейств, а блестящие фортепианные импровизации обеспечили ему свободный вход в любые музыкальные собрания. Особенно много сделало для него семейство фон Брейнинг, которое взяло опеку над музыкантом.

В 1789 году Бетховен был вольнослушателем философского факультета Боннского университета.

В 1792 году композитор переселился в Вену, где прожил почти безвыездно до конца жизни. Первоначальной его целью при переезде было совершенствование в композиции под руководством композитора Йозефа Гайдна, но эти занятия продлились недолго. Бетховен быстро завоевал известность и признание ‒ сначала как лучший в Вене пианист и импровизатор, а позже как композитор.

В расцвете творческих сил Бетховен проявлял колоссальную работоспособность. В 1801-1812 годах он написал такие выдающиеся произведения, как Соната до диез минор ("Лунная", 1801), Вторая симфония (1802), "Крейцерова соната" (1803), "Героическая" (Третья) симфония, сонаты "Аврора" и "Аппассионата" (1804), опера "Фиделио" (1805), Четвертая симфония (1806).

В 1808 году Бетховен закончил одно из наиболее популярных симфонических произведений ‒ Пятую симфонию и одновременно "Пасторальную" (Шестую) симфонию, в 1810 году ‒ музыку к трагедии Иоганна Гете "Эгмонт", в 1812 году ‒ Седьмую и Восьмую симфонии.

С 27-летнего возраста Бетховен страдал прогрессировавшей глухотой. Тяжелый для музыканта недуг ограничивал его общение с людьми, затруднял пианистические выступления, которые со временем Бетховену пришлось прекратить. С 1819 года ему пришлось целиком перейти на общение с собеседниками с помощью грифельной доски или бумаги и карандаша.

В поздних сочинениях Бетховен нередко обращался к форме фуги. Пять последних фортепианных сонат (№ 28-32) и пять последних квартетов (№ 12-16) отличаются особо сложным и утонченным музыкальным языком, требующим от исполнителей величайшей искусности.

Позднее творчество Бетховена долгое время вызывало споры. Из современников лишь немногие смогли понять и оценить его последние сочинения. Одним из таких людей стал его русский почитатель князь Hиколай Голицын, по заказу которого написаны и которому посвящены квартеты № 12, 13 и 15. Ему же посвящена увертюра "Освящение дома" (1822).

В 1823 году Бетховен закончил "Торжественную мессу", которую считал своим величайшим произведением. Эта месса, рассчитанная скорее на концертное, чем на культовое исполнение, стала одним из этапных явлений в немецкой ораториальной традиции.

При содействии Голицына "Торжественная месса" впервые была исполнена 7 апреля 1824 году в Петербурге.

В мае 1824 году в Вене состоялся последний бенефисный концерт Бетховена, в котором, помимо частей из мессы, прозвучала его итоговая, Девятая симфония с заключительным хором на слова "Оды к радости" поэта Фридриха Шиллера. Через все произведение последовательно проведена идея преодоления страдания и торжества света.

Композитор создал девять симфоний, 11 увертюр, пять концертов для фортепиано с оркестром, скрипичный концерт, две мессы, одну оперу. Камерная музыка Бетховена включает 32 фортепианные сонаты (не считая шести юношеских сонат, написанных в Бонне) и 10 сонат для скрипки и фортепиано, 16 струнных квартетов, семь фортепианных трио, а также много других ансамблей — струнные трио, септет для смешанного состава. Его вокальное наследие состоит из песен, свыше 70 хоров, канонов.

26 марта 1827 года Людвиг ван Бетховен скончался в Вене от воспаления легких, осложненного желтухой и водянкой.

Композитор похоронен на Центральном кладбище Вены.

Традиции Бетховена восприняли и продолжили композиторы Гектор Берлиоз, Ференц Лист, Иоганнес Брамс, Антон Брукнер, Густав Малер, Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович. Как своего учителя чтили Бетховена и композиторы нововенской школы — Арнольд Шенберг, Альбан Берг, Антон Веберн.

С 1889 года в Бонне в доме, в котором родился композитор, открыт музей.

В Вене Людвигу ван Бетховену посвящены три дома-музея, установлены два памятника.

Музей Бетховена также открыт в замке Брунсвик в Венгрии. В свое время композитор был дружен с семьей Брунсвик, часто приезжал в Венгрию и останавливался в их доме. Он был поочередно влюблен в двух своих учениц из рода Брунсвиков — Джульетту и Терезу, но ни одно из увлечений не окончилось браком.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

ria.ru

Тайна жизни и смерти Людвига ван Бетховена — Российская газета

Людвиг ван Бетховен родился в декабре 1770 года в семье придворного музыканта. Тайны сопровождали музыкального классика всю жизнь - от рождения до гробовой доски - и даже в наши дни остаются неразрешенные загадки, связанные с именем великого композитора.

А был ли мальчик?

Само рождение немецкого гения окутано тайной. Он был крещен 17 декабря. Датой его рождения в прошлом считалось 16 декабря, так как по католической традиции младенцев крестили на следующий день после появления на свет. Его семья также праздновала день рождения мальчика 16-го. Однако, нет никаких письменных доказательств, что он родился именно в этот день.

Еще один миф из "раннего Бетховена": считалось, что мать Людвига была больна туберкулезом, а отец - сифилисом. Первый их ребенок родился слепым, второй умер во время родов, третий был глухонемой, а четвертый болел туберкулезом.

О заболеваниях в семье Бетховен доподлинно ничего не известно. Уровень развития медицины в то время был низким, дети действительно часто погибали при рождении или в первые годы жизни. К тому же существуют свидетельства того, что отец семейства был алкоголиком. Это увеличило риск смертности среди новорожденных: из семи детей четверо умерли в младенческом возрасте.

Фламандские корни

Хотя будущий классик венской школы родился в Бонне, в его фамилии присутствует приставка "ван". Это легко объясняется: семья ван Бетховен происходит из Фландрии. Дед-капельмейстер, в честь которого музыкант получил имя, был родом из Мехелена - города в Бельгии, между Брюсселем и Антверпеном. Отсюда и приставка перед фамилией.

В маленьком курфюршестве семейство хранит воспоминания о Мехельне, Лувене и Антверпене. Говорят, что "ван Бетховен" означает "грядка с красной свеклой".

Дедушка Людвиг - был человеком добропорядочным, всеми уважаемым. На портрете, который Бетховен хранил у себя в Вене, дед изображен в берете, в шубе, отороченной мехом, и весь его фламандский облик полон достоинства. Бетховен относился к нему с большим почтением.

По стопам Моцарта

Бетховен родился в то время, когда не утихли еще разговоры о гениальном таланте Моцарта. Отец Людвига, всю жизнь посвятивший музыке, загорелся идей сделать из своего сына второго чудо-ребенка.

Мальчик по 8 часов, а то и более, занимался на клавесине под чутким взором амбициозного отца. Традиционно считается, что Бетховен-старший был весьма суров по отношению к отпрыску, который "за инструментом частенько бывал в слезах". Однако, исследователи полагают, что для этого нет надежных документальных оснований, и что "спекуляции и мифотворчество сделали свое дело".

Как бы то ни было, хотя гением Людвиг и не стал, ежедневная муштра помогла развить природный талант мальчика и сделать из него впоследствии величайшего музыканта, виртуозно сочинявшего во всех существовавших в то время жанрах, включая оперу, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения.

Свой первый концерт он дал в Кельне в возрасте восьми лет, в 12 лет свободно играл на клавесине, скрипке, органе.

Диагноз: безмолвие

Бетховен начал терять слух около 1796 года.

Он страдал тяжелой формой расстройства слуха: "звон" в ушах мешал ему воспринимать и оценивать музыку, а на более поздней стадии заболевания он избегал и разговоров.

Причина глухоты Бетховена неизвестна. Высказываются такие предположения, как сифилис, отравление свинцом, тиф, системная красная волчанка. По одной из версий - даже привычка окунать голову в холодную воду, чтобы не заснуть, сказалась на здоровье композитора.

Со временем его слух настолько ослаб, что в конце премьеры его Девятой симфонии он вынужден был обернуться, чтобы увидеть, как аплодируют восторженные поклонники.

В последние годы жизни Бетховен с настойчивостью фанатика продолжал писать музыку, но вынужден был совсем отказаться от выступлений. Прогрессирующая глухота доставляла ему истинное страдание. Говорят, Бетховен уничтожил свое фортепиано, когда, тщетно пытаясь услышать издаваемые инструментом звуки, с невероятной силой бил по клавишам.

Одним из результатов глухоты стал уникальный исторический материал: тетради, которые Бетховен использовал для общения с друзьями в течение последних десяти, или около того, лет. Для исполнителей его музыки они являются важным источником, позволяющим узнать авторское мнение по вопросам интерпретации его сочинений.

Отравление свинцом

Композитор скончался в возрасте 56 лет в 1827 году.

Как свидетельствуют факты биографии Бетховена, приблизительно с 20 лет его мучили брюшные боли, с возрастом становившиеся все тяжелее.

Американские ученые, исследовав волосы и фрагменты черепа Бетховена, пришли к выводу, что немецкий композитор мог скончаться от длительного отравления свинцом: содержание этого металла в останках было выше нормы в 100 раз. Как именно свинец попал в организм Бетховена, неизвестно. По одной из версий, великого композитора от заболеваний желудка лечили мазью, содержащей свинец в большом количестве. По другой версии, свинец мог попадать в организм Бетховена и с водой, так как из этого металла в то время делали трубы для подачи питьевой воды.

Утраченная музыка

В 2011 году британские СМИ сообщили, что в Манчестере впервые прозвучит утраченная музыка Бетховена: по черновым отрывкам специалистам удалось восстановить вторую, медленную, часть произведения, написанного композитором в 1799 году.

Бетховен работал над опусом для струнного квартета, однако через год, будучи перфекционистом, разочаровался в сочинении, забросил черновики и начал писать новую версию. Полностью ноты не сохранились, однако профессору Манчестерского университета удалось восстановить недостающие части.

По его мнению, в черновиках присутствуют все 74 такта, однако не везде были прописаны партии для всех инструментов квартета. Поэтому часть пробелов он заполнил самостоятельно.

rg.ru

Мельница мифов: "Кошмар" жизни Бетховена

В последнее время на страницах СМИ и в интернете можно прочитать о том, будто бы композитор Людвиг ван Бетховен был восьмым сыном женщины, которая болела сифилисом, и семеро детей которой страдали от разных врожденных заболеваний. Его часто используют противники абортов в спорах со своими оппонентами. Однако это утверждение является настоящим мифом.

 

Интересно, что этот миф возник совсем недавно, в конце прошлого века — однако уже сейчас практически невозможно установить, кто является его автором. Он имеет множество вариантов, однако чаще всего встречается такая формулировка — представьте себе, что принципиальный противник абортов беседует с человеком, который допускает подобную операцию по медицинским показаниям. Они, само собой, жарко спорят о том, допустимы ли аборты в принципе или нет, и тут противник задает своему оппоненту следующий вопрос: "Предположим, что вы знакомы с беременной женщиной, которая уже имеет 8 детей. Двое из них — слепые, трое — глухие, один — умственно недоразвитый, сама она больна сифилисом. Вы посоветуете  ей сделать аборт?".

Как правило, сторонник абортов по медицинским показаниям отвечает утвердительно: "Да, в такой ситуации нужно сделать аборт". После чего его оппонент со злорадной усмешкой сообщает: "Поздравляю вас, вы только что убили Людвига ван Бетховена". После чего ответ оппонента уже не важен — главное то, что предъявив такой аргумент (который объявляется чистой правдой) принципиальному противнику абортов удалось загнать его в угол и испытать чувство вины. Ведь согласитесь, так просто взять и убить великого композитора Людвига ван Бетховена — это не шутка.

Читайте также: Моцарта погубило отсутствие солнца

Впрочем, я сейчас не буду говорить об абортах — у сторонников и противников этой операции есть немало вполне разумных аргументов в защиту своей точки зрения. Я скажу о  другом — приведенный выше аргумент является совершенно некорректным, поскольку представляет собой миф чистейшей воды. А использование мифов в дискуссии о реальных проблемах является весьма нечестным приемом, совершенно недопустимым в приличной компании. Да и вообще, нельзя бороться за правду, прибегая при этом ко лжи.

 

Самое интересное, что для того, что бы убедиться в том, что утверждение о больной сифилисом беременной женщине, которая хочет родить восьмого ребенка несмотря на то, что все ее дети — хронически больные люди, является ложным, достаточно просто ознакомиться с биографией Бетховена. И те, кто сделают это, увидят, что в 1770 году в Бонне у Иоганна ван Бетховена и Марии-Магдалины Кеверих родился второй сын, которого назвали Людвигом. Впрочем, ему было суждено остаться старшим сыном в семье Бетховенов, поскольку первенец, Людвиг Мария, родившийся годом раньше, умер через шесть дней после своего появления на свет. Причины столь ранней смерти неизвестны, однако следует заметить, что в те времена это было совершенно обычным явлением из-за несоблюдения санитарных норм при родах.

После у Бетховенов родилось еще пять детей, двое из которых, Николаус Иоганн и Каспар Карл, дожили до совершеннолетия. Причем если Каспар Карл умер в 31 год от туберкулеза легких (от него остался сын, которого взял под свою опеку Людвиг), то Николаус Иоганн, отличавшийся крепким здоровьем, умер на шестьдесят втором году жизни, пережив на 21 год Людвига (который умер в 1827 году в возрасте 57-ми лет). Остальные трое детей умерли еще во младенчестве, причем причина смерти во всех случаях была одна и та же — туберкулез. При этом никто из этих пятерых не был ни слепым, ни глухим, ни умственно отсталым. Да и сам Людвиг, кстати, не был глухим с рождения — он потерял слух после отита, который случился из-за его привычки часто опускать голову в таз с ледяной водой во время работы над своими произведениями.

Итак, мы уже сразу видим как минимум три неверных утверждения: детей в семье Бетховенов было не восемь, а семь, Людвиг был не самым младшим, а вторым по старшинству (и старшим среди выживших), и никто из всех детей не страдал никакими врожденными заболеваниями. Конечно, очень жаль, что больше половины юных Бетховенов не дожили до совершеннолетия — кто знает, может быть в их лице мир потерял настоящих музыкальных гениев, ведь и Николаус, и Каспар тоже были способными музыкантами. Однако, увы, в те времена туберкулез был страшной болезнью, от которой спасения практически не было — до открытия Роберта Коха, которое помогло людям справится с этим недугом, оставалось еще более ста лет.

Ну, а теперь давайте проверим, была ли мать великого композитора Мария-Магдалина Кеверих больна сифилисом. О ней известно, что она умерла в 1787 году в возрасте 39-ти лет от туберкулеза — болезни, похитившей и большинство ее детей. Кстати, это случилось в том же году, когда скончался последний ребенок Бетховенов — Мария Маргарита. По всей видимости, Мария-Магдалина заразилась туберкулезом, ухаживая за больной дочкой, и ослабленный частыми родами организм не слишком уже молодой женщины (напомню, что в те времена дамы редко доживали до пятидесяти лет, а те, кому это удавалось, считались древними старухами) не смог справиться с болезнью.

Совершенно очевидно, что сифилис не был причиной смерти матери Бетховена. Однако страдала ли они этой венерической болезни при жизни? Скорее всего, нет — никаких документальных свидетельств, подтверждающих это, не найдено. И это при том, что Мария-Магдалина достаточно часто обращалась к врачам — что, собственно говоря, не удивительно, поскольку она часто рожала. Но никто из докторов Бонна, который осматривал мать Бетховена, ни о каких признаках сифилиса никогда не упоминал. А это уже достаточно для того, что бы сделать вывод о том, что Мария-Магдалина не страдала этой болезнью — в те времена доктора сразу же сообщали всем близким о первых признаках сифилиса у кого-то из их семьи. Это было нужно для того, что бы предотвратить распространение болезни.

Интересно, что и отец Бетховена, судя по всему тоже не болел сифилисом — вообще у него, в отличие от его хрупкой и болезненной супруги, здоровье было отменное. Единственное, что подтачивало его могучий организм — так это пьянство, часто весьма и весьма неумеренное. Однако даже это не помешало ему дожить до пятидесяти двух лет — для тех времен это считалось практически долгожительством. Как видим, подозревать родителей великого композитора в том, что кто-то из них был болен страшной венерической болезнью совершенно безосновательно.

Читайте также: Убийцу Бетховена изобличили судмедэксперты

Что же, я думаю теперь ни у кого не возникает сомнения в том, что приведенное в начале статьи утверждение про больную сифилисом женщину, имеющую семерых хронически больных детей и желающую родить восьмого — чистой воды миф (по крайней мере, по отношению к Людвигу ван Бетховену). Причем, судя по всему, этот миф был специально придуман противниками абортов в пропагандистских целях — эта нелепица всякий раз всплывает именно во время дискуссии о искусственном прерывании беременности. И хотя я не собираюсь упрекать сторонников запрета абортов за то, что они отстаивают свою точку зрения, однако мне совершенно непонятно, почему ради этого нужно приводить заведомо ложный аргумент. Неужели они думают, что их оппоненты не умеют читать и не в состоянии сами ознакомиться с биографией великого маэстро?

А также:

Мельница мифов: все, что мы не знали про обувь

Мельница мифов: "Стоунхендж" Гиммлера

Мельница мифов: Люди так не делятся

Мельница мифов: старше кириллицы - глаголица?

 

Читайте все статьи из серии "Мельница мифов"

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"

www.pravda.ru

Великий и ужасный Людвиг ван Бетховен

В 1732году в небольшом германском городке Бонне поселился двадцатилетний певец Людвиг ван Бетховен ( в переводе его фамилия озна- чает " грядка с красной свеклой ") родом из почтенной семьи фломандских бюргеров. Бонн в середине ХVIII насчитывал всего 8 тысяч жителей. Это был красивый и приветливый городок, расположенный на берегу широкого северного Рейна. Свою жену, добропорядочный горожанин Бетховен, поместил в монастырь, т.к. она бросала тень на его доброе имя. Жена так и не вышла из стен монастыря до самой смерти. Но не был счастлив Бетховен и в своих сыновьях. Пагубная страсть матери особенно сказалась на втором сыне, Иоганне. Нрав сына был легкомысленный, непостоянный, он быстро увлекался и так же быстро остывал. Казалось, что женитьба изменит Иоганна. В 28 лет он взял в жены 19- летнию вдову придворного камердинера, дочь повара, Марию - Магдалину Кеверих. Старый Бетховен был против этого брака, но потом Мария - Магдалина сумела расположить к себе старика. Но вскоре, Мария - Магдалина заболевает туберкулезом, умирает четверо ее детей. Потом умирает и сам Людвиг ван Бетховен. Сын пускает все наследство отца по ветру. Однако не на всех сказывалось зловещая наследственность. И родился у Иоганна Бетховена и Марии - Магдалины сын. Отец не только не придал этому событию особого значения, он даже не потрудился сохранить в памяти дату рождения ребенка. Вероятно, именно по этому она не дошла до нас. Известно лишь, что " 17 декабря 1770 года в церкви святого Ремигия был крещен младенец, родившийся у Иоганна и марии - Магдалины Бетховен. Мальчика назвали Людвигом, и в месте с именем он унаследовал от деда несокрушимое здоровье и душевную крепость. Ему суждено было прославить имя Бетховена в веках. Появление мальчика не сколько не обрадовало отца, как, впрочем, за полтора года до этого его не сколько не опечалила смерть первенца. Дети мало занимали Иоганна. Не мудрено, что Иоганн не заметил, как Людвиг встал на ноги и подрос. Музыкальные способности проявились у Людвига рано, и отец мечтал при помощи таланта сына поправить свои материальные дела. По всей Европе гремело тогда имя Моцерта: каждый мог порассказать тогда немало историй о гениальном ребенке, поражавшем своей игрой и композициями королей и музыкантов. Но если отец Моцарта, тоже музыкант, лелеял талант сына и развивал его продуманными систематическими занятиями, то безалаберность Иоганна Бетховена проявилась и в воспитании сына. Он задался целью во что бы то ни стало сделать и Людвига виртуоза и заставлял его до бесконечности повторять скучные упражнения, не редко доводя ребенка до слез. Отец был вспыльчив и груб, хотя и любил ребенка на свой лад. А мать, которую Людвиг обожал, была лишена возможности уделять ему время и внимание. Людвиг очень быстро овладел нотной грамотой и свободно играл с листа; почти одновременно у него проявился дар импровизатора. В 8 лет он уже выступал в Кельне, а в 11 совершил первое заграничное турне, посетив Родину своих предков. С учителем Бетховену долго не везло. За четыре года он сменил не менее 5 учителей, многие из которых совсем не заслуживали этого имени. Друг старого Людвига, придворный органист Эден, некоторое время обучал Бетховена игре на органе. Затем актер Пфейфер учил его играть на клавесине и флейте. Пфейфер был другом отца юного композитора,был так же жесток как Иоганн. Вскоре он был изгнан из театра,что подтвердило его никчемность, как клавесиониста. "На смену Пфейферу пришел монах Кох, под руководством которого Бетховен достиг таких успехов в игре на органе, что мог заменить своего учителя во время церковной службы."Затем был еще один монах, Ханцман. И,наконец, скрипач Ровантини, научивший Людвига игре на скрипке и альте. Много лет спустя, Людвиг жаловался своему ученику, что не смог получить в детстве настоящего музыкального образования. Общее образование Бетховена было еще более отрывочным и несистематичным. Но не смотря на это , он упорно занимался изучением языков. Он знал: французский, немецкий, греческий, итальянский, латынь. Людвиг рос заброшенным ребенком. Трудные условия жизни, бедность сделали его взрослым рано, сформировали черты характера. У Бетховена было необычайно развито чувство собственного достоинства, независимости. Но мальчик рос задумчивым и замкнутым. Несмотря на скудное образование, Бетховен выработал хороший

1) Кремнев Б. Бетховен // Жизнь замечательных людей. - выпуск 12, - М., 1961г., стр. 45. вкус и прекрасно разбирался в литературе. Любимым его чтением была античная литература. Наряду с античной Бетховен увлекался и английской литературой, его любимым автором и кумиром на протяжении всей его жизни был Шекспир. Он так же любил и немецкую литературу, Гете, Шиллера. В 11 лет у Людвига появился, наконец, настоящий наставник, который завершил его музыкальное образование и немало сделал для формирования взглядов и вкусов. Это был Кристиан - Готлоб Нефе. Начав заниматься с Бетховеном, Нефе сразу же ввел его в театр. На боннской сцене ставились одновременно и драматические и оперные представления. Людвиг не только посещал спектакли, присутствовал на репитициях, но и разучивал партии с певцами. В 1782году, после смерти Эдена, Нефе добился места придворного органиста в капелле курфюрста и сделал Людвига своим помощником - кандидатом без оклада, ждущим освобождения штатного места. Бетховен упорно работал под руководством Нефе, нередко заменял его за органом, поражая всех своими импровизациями. Нефе предсказывал Бетховену великое будущее, говорил что тот станет вторым Моцертом. Благодаря своему учителю Бетховен был знаком с творчеством великих пианистов мира, с их музыкой, их стилю. В первых сочинениях юного Бетховена - вариацию на тему марша малоизвестного композитора Дресслера и трех сонатах для клавесина, - естественно еще не проявляются свойственные ему черты, хотя жанры вариаций и сонаты станут типичными для его творчества. Пока же Бетховен учится и терпеливо ждет места.

2) Юность.

Он получил его в 13 лет, после смерти старого курфюрста. Теперь Бетховен - придворный музыкант. Постепенно Бетховен завоевывает признание в Бонне - и не только как великолепный импровизатор - органист и клавесинист, но и как композитор. В 14 лет им уже написаны 3 квартета, фортепьянные пьесы, песни и даже задуман фортепьянный концерт. Его приглашают выступать в аристократические дома, там же он дает уроки музыки. Но теперь это уже не удовлетворяет его. Бетховен мечтает учится у Моцерта. И, скопив и заняв денег, весной 1787 года отправляется в Вену. Столица Австрии поразила 17-летнего провинциального юношу размахом музыкальной жизни. В этом городе все пело. Незадолго до приезда Бетховена в Вене были поставлены две оперы Моцерта, однако композитор нашел время выслушать молодого Бетховена. Тот импровизировал на заданную Моцертом тему. И Моцерт сказал : " Обратите на него внимание, он всех заставит о себе говорить". Бетховену удалось взять несколько уроков у Моцерта, но внезапное известие о тяжелой болезни матери заставило его поспешно покинуть Вену. Вернувшись в Бонн Бетховен застал мать при смерти. Мария - Магдалина умерла от чахотки на руках у сына, который хранил ее святой образ до конца жизни. Но горе, которое на него обрушилось подорвало его силы: он вскоре заболел тифом, осложнения после которого мучили его всю жизнь; затем пришла оспа. Но это не сломило Людвига, потеряв мать он стал главой семьи и занялся воспитанием братьев. Отец к тому времени совсем спился, а через пять лет умер. Вдова придворного архивариуса Елена фон Брейнинг заменила Людвигу мать, а дочь, 15-Лорхен, которой Бетховен давал уроки на клавесине, первое робкое чувство в душу 17-летнего юноши, бетховен посвятил ей свои ранние произведения. Бетховен с первого взгляда привлек к себе внимание. У него характерная, зопоминающаяся внешность.Перенесенная в 17 лет оспа навсегда оставила свои следы на лице и сделала Бетховена близоруким. __________________________________________________________________ 1) Альшванг А. Людвиг ван Бетховен // очерк жизни и творчества. - М., 1966г., стр. 13.

Осенью 1789 года Бетховен поступил в недавно открывшийся Боннский университет на философский факультет. В первых числа ноября 1792 года Бетховен на всегда простился с родным городом. Последние, что он видел на родине, - величественный Рейн, тоска по которому не покидала его всю жизнь. На правом берегу Рейна происходило передвижение прусских и австрийских войск (война на Рейне между французами и немцами). Почтовая карета мчалась во весь дух, так как и почтальону и пассажирам угрожали многочисленные опасности военного времени. Молодой боннский музыкант спешил в музыкальную столицу мира - навстречу успехам, славе, тяжелым страданиям и смерти в такой же бедной комнате, как и та, в которой он родился. Но за ее порогом Бетховена ждало бессмертие.

3) Встреча с Веной. Бетховен прибыл в Вену для того, чтобы усовершенствоваться в своем искусстве у Гайдна. Начались уроки. Однако вскоре они стали тяготить обоих. В 1793году с Иоганном Шенком. И они стали заниматься вдвоем, втайне от Гайдна. Гайдн и Бетховен принадлежали не только к разным поколениям, но и к разным эпохам. Их взгляды на жизнь и искусство формировались по-разному. Бетховен многому научился у Гайдна, но пошел по другому пути, отражая в своем творчестве идеи и чувства бурного революционного времени. После Гайдна учителем Бетховена около полутора лет был Иоганн Альбрехтсбергер. Но оба так и не нашли взаимопонимания. Учитель считал, что Бетховен ничему не научился у него. Последним и наиболее ценимым венским учителем Бетховена был Антонио Сальери. Но не только и не столько непосредственно учителя, сколько вся музыкальная атмосфера Вены способствовала быстрому созреванию таланта Бетховена.

а) Игра Бетховена. Манера игры Бетховена резко противостояла распространенному стилю исполнительства того времени. Бетховен не владел той легкой, "жемчужной" техникой, которая была присуща лучшим исполнителям XVIII века. Он с презрением именовал ее танцем в воздухе и противопоставлял ей связанную игру легато, подчеркивая характер пения, при котором не должна быть слышна перемена пальцев, ибо на рояле надо играть так, как будто ведут смычком по струнам. Первое публичное выступление Бетховена в Вене состоялось 30 марта 1795 года. Это была благотворительная "академия" в пользу вдов и сирот музыкантов.

в) Бетховен - композитор. Вскоре пришло признание Бетховена - композитора. В 1795 году в Вене были изданы его первые фортепьянные сочинения - 3 фортепьянных трио. Успех был велик. Молодой Бетховен верит в свою силу и свое предназначение. Его творчество развивается бурно и стремительно. За семь лет создано 15 фортепьянных сонат, 10 циклов вариаций, 2 фортепьянных концерта. Среди первых сонат Бетховена особую популярность завоевала восьмая. 14 соната ( до - диез минор) вошла в историю музыки под названием Лунной, названием случайным, далеко не передающим всей глубины содержания Бетховенской музыки: поэт - романтик Рельштаб услышал в ее первой части музыкальное воплощение лунной ночи на швейцарском озере. Лунная соната посвящена графине Джульетте Гвичарди и связана с одним из романтических эпизодов в жизни Бетховена. 1800 он знакомится с двоюродной сестрой Брунсвик - Джульеттой, на которой он надеялся женится. Но его надежды не оправдались. В начале 1802 года соната с посвящением графине Гвичарди увидела свет. А год спустя Джульетта вышла замуж, за Роберта Галленберг. Все разочарование бетховена, вся буря страстей, бушевавших в его душе, глубокие раздумья и скорбное примирение нашли свое воплощение в другой замечательной сонате для фортепьяно - Nо 17. Дружба Бетховена с симейством Брунсвик продолжалась многие годы. Францу Брунсвику он посвятил свою знаменитую сонату "Аппассионата" и фантазию для фортепьяно (соль - минор), Терези - сонату Nо 24, Жозефине - песню " К надежде". Многие годы Бетховен помогал бедной вдове, воспитавшей четырех детей, делился с ней своими переживаниями, посылал ей письма, которые сохранились до сих пор, но и этому браку не суждено было состоятся. Ради детей Жозефина вышла замуж за барона Штакельберга. Слава Бетховена быстро росла, распространяясь за пределы Австрии и Германии. Он много выступал, и его имя на афише всегда привлекало многочисленную публику. 2 апреля 1800 года Бетховен объявил собственную "академию". Она продолжалась от половины седьмого до половины одиннадцатого, она состояла из семи номеров, в один из номеров входила первая симфония. "Академия" была признана... И вдруг все рухнуло. Страшный недуг - глухота - порозил Бетховена...

4) Героические годы.

Сколько не обращался Бетховен к врачам, сколько не лечили его, но глухота прогрессировала. Первый ее заметил Рис, но сначала она не была заметна другим, но в скоре это перестало быть тайной. 1814 - 1816 годах он оглох настолько, что уже не мог воспринимать речь. Композитор был в ужасе... В порыве отчаянья он пишет предсмертное письмо своим братьям, Бетховен хочет покончить с собой. К этому времени он закончил свою вторую симфонию - одно из самых жизнерадостных своих произведений. Но не успел он закончить свое завещание, как в его мозгу начал рождаться величественный замысел новой симфонии - симфонии не похожей ни на одну из существовавших до сих пор. Первое открытое исполнение Третьей симфонии состоялось 7 апреля 1805 года. Но симфонию не признали, она оказалась трудна для публики, но сам Бетховен до конца жизни любил ее больше всего. Его очень огорчило непризнание симфонии, но еще большим ударом для него оказалось разочарование в герое, которому он посвятил симфонию. После того, как пианист узнал о том, что Наполеон провозгласил себя императором, Людвиг назвал свою симфонию " Героической ". В 1804 году Бетховен создает еще две сонаты: "Аврора" и " Аппасси

love128.narod.ru

Людвиг ван Бетховен – биография, фото, личная жизнь, произведения

Людвиг ван Бетховен: биография

Людвиг Ван Бетховен – знаменитый глухой композитор, создавший 650 музыкальных произведений, которые признаны мировым достоянием классики. Жизнь талантливого музыканта ознаменована постоянной борьбой с трудностями и невзгодами.

Зимой 1770 года в бедном квартале Бонны родился Людвиг Ван Бетховен. Крещение младенца состоялось 17 декабря. Дед и отец мальчика отличаются певческим талантом, поэтому работают в придворной капелле. Детские годы малыша сложно назвать счастливыми, ведь постоянно пьяный отец и нищенское существование не содействуют развитию таланта.

Портрет Людвига Ван Бетховена

Людвиг с горечью вспоминает собственную комнатку, расположенную на чердаке, где стояли старый клавесин и железная кровать. Иоганн (папа) часто напивался до беспамятства и избивал супругу, вымещая зло. Периодически побои доставались и сыну. Мама Мария нежно любила единственного выжившего ребенка, пела малышу песни и как могла скрашивала серые безрадостные будни.

У Людвига в раннем возрасте проявились музыкальные способности, что сразу заметил Иоганн. Завидуя славе и таланту Амадея Моцарта, имя которого уже гремит в Европе, решил воспитать из собственного ребенка похожего гения. Теперь жизнь малыша наполнилась изнуряющими занятиями игры на фортепиано и скрипке.

Людвиг Ван Бетховен в детстве

Отец, выясняя одаренность мальчика, заставил упражняться одновременно на 5 инструментах - органе, клавесине, альте, скрипке, флейте. Юный Луи часами корпел над музицированием. Малейшие ошибки карались поркой и побоями. Иоганн приглашал к сыну учителей, чьи уроки по большей части бездарны и бессистемны.

Мужчина стремился быстро обучить Людвига концертной деятельности в надежде на гонорары. Иоганн даже попросил увеличения жалования на работе, пообещав устроить в капеллу архиепископа одаренного сына. Но семья не зажила благополучнее, так как деньги уходили на спиртное. В шестилетнем возрасте Луи, понукаемый отцом, дает концерт в Кельне. Но полученный гонорар оказался крошечным.

Людвиг Ван Бетховен в молодости

Благодаря материнской поддержке юный гений начал импровизировать и конспектировать собственные произведения. Природа щедро одарила ребенка талантом, но развитие было сложным и мучительным. Людвиг так сильно погружался в мелодии, создающимися в сознании, что выйти из этого состояния самостоятельно не мог.

В 1782 году директором придворной капеллы назначают Кристиана Готлобу, который становится учителем Луи. Мужчина рассмотрел в юнце проблески одаренности и занялся его образованием. Понимая, что музыкальные навыки не дают полноценного развития, прививает Людвигу любовь к литературе, философии и древним языкам. Шиллер, Гете, Шекспир становятся кумирами юного гения. Бетховен жадно изучает произведения Баха и Генделя, мечтая о совместной работе с Моцартом.

Людвиг Ван Бетховен в молодости

Музыкальную столицу Европы, Вену, юноша впервые посетил в 1787 году, где познакомился с Вольфгангом Амадеем. Прославленный композитор, услышав импровизации Людвига, пришел в восторг. Изумленным присутствующим Моцарт сказал:

«Не отрывайте взора от этого мальчика. Однажды о нем заговорит мир».

Бетховен договорился с маэстро о нескольких уроках, которые пришлось прервать из-за болезни матери.

Вернувшись в Бонн и похоронив мать, юноша погрузился в отчаяние. Этот болезненный момент в биографии отрицательно сказался на творчестве музыканта. Юноша вынужден ухаживать за двумя младшими братьями и терпеть пьяные выходки отца. Молодой человек обратился за денежной помощью к принцу, который назначил семье довольствие в 200 талеров. Насмешки соседей и издевательства ребятни сильно ранили Людвига, который говорил, что выберется из нищеты и заработает деньги собственным трудом.

Памятник Людвигу Ван Бетховену

Талантливый юноша нашел в Бонне покровителей, которые обеспечили свободный доступ на музыкальные собрания и салоны. Семейство Бройнинг взяло опеку над Луи, который обучал музыке их дочь Лорхен. Девушка вышла замуж за доктора Вегелера. До конца жизни учитель поддерживал дружеские отношения с этой парой.

Музыка

В 1792 году Бетховен отправился в Вену, где быстро нашел друзей-меценатов. Чтобы усовершенствовать навыки в инструментальной музыке обратился к Йозефу Гайдну, которому приносил на проверку собственные произведения. Отношения между музыкантами сразу же не заладились, так как Гайдна раздражал строптивый ученик. Затем юноша берет уроки у Шенка и Альбрехтсбергера. Вокальное письмо совершенствует вместе с Антонио Сальери, который ввел молодого человека в круг профессиональных музыкантов и титулованных особ.

Людвиг Ван Бетховен за пианино

Год спустя Людвиг Ван Бетховен создает музыку к «Оде Радости», написанной Шиллером в 1785 для масонской ложи. На протяжении жизни маэстро видоизменяет гимн, стремится к триумфальному звучанию композиции. Публика услышала симфонию, вызвавшую неистовый восторг, только в мае 1824.

Вскоре Бетховен становится модным пианистом Вены. В 1795 году состоялся дебют молодого музыканта в салоне. Сыграв три фортепианных трио и три сонаты собственного сочинения, очаровал современников. Присутствующие отметили бурный темперамент, богатство воображения и глубину чувства Луи. Три года спустя мужчину настигает страшная болезнь – тиннитус, которая развивается медленно, но верно.

Композитор Людвиг Ван Бетховен

Бетховен 10 лет скрывал недомогание. Окружающие даже не догадывались о начавшейся глухоте пианиста, а оговорки и ответы не впопад списывали на рассеянность и невнимательность. В 1802 пишет «Хайлигенштадтское завещание», адресованное братьям. В произведении Луи описывает собственные душевные страдания и волнение за будущее. Эту исповедь мужчина приказывает огласить только после смерти.

В письме к доктору Вегелеру присутствует строка: «Я не сдамся и возьму судьбу за глотку!». Жизнелюбие и экспрессия гения выразились в чарующей «Второй симфонии» и трех скрипичных сонатах. Понимая, что вскоре оглохнет окончательно, с рвением берется за работу. Этот период считается расцветом творчества гениального пианиста.

Людвиг Ван Бетховен пишет вторую симфонию

«Пасторальная симфония» 1808 года состоит из пяти частей и занимает отдельное место в жизни мастера. Мужчина любил отдыхать в отдаленных деревушках, общался с природой и обдумывал новые шедевры. Четвертая часть симфонии называется «Гроза. Буря», где мастер передает разгул разбушевавшейся стихии, используя фортепиано, тромбоны и флейту-пикколо.

В 1809 от дирекции городского театра Людвигу поступило предложение о написании музыкального сопровождения к драме «Эгмонт» Гёте. В знак уважения к творчеству писателя пианист отказался от денежного вознаграждения. Мужчина писал музыку параллельно театральным репетициям. Актриса Антония Адамбергер пошутила над композитором, признавшись тому в отсутствии певческого таланта. В ответ на недоуменный взгляд умело исполнила арию. Бетховен не оценил юмора и сурово сказал:

«Вижу, исполнять увертюры Вы все-таки можете, пойду и напишу эти песни».

С 1813 по 1815 пишет уже меньше произведений, так как окончательно теряет слух. Блестящий ум находит выход из положения. Луи, чтобы «услышать» музыку, пользуется тонкой деревянной палочкой. Один кончик пластинки зажимает зубами, а другой прислоняет к передней панели инструмента. И благодаря передающейся вибрации чувствует звучание инструмента.

Людвиг Ван Бетховен в обществе

Композиции этого жизненного периода наполнены трагизмом, глубиной и философским смыслом. Произведения величайшего музыканта становятся классикой для современников и потомков.

Личная жизнь

История личной жизни одаренного пианиста на редкость трагична. Людвиг в кругу аристократической элиты считался простолюдином, поэтому не имел права претендовать на благородных девиц. В 1801 году влюбился в юную графиню Жюли Гвиччиарди. Чувства молодых людей не были обоюдными, так как девушка одновременно встречалась и с графом фон Галленбергом, за которого вышла замуж через два года после знакомства. Любовные терзания и горечь потери возлюбленной композитор выразил в «Лунной сонате», которая стала гимном неразделенной любви.

С 1804 по 1810 Бетховен страстно влюблен в Жозефину Брунсвик – вдову графа Йозефа Дейма. Женщина увлеченно отвечает на ухаживания и письма пылкого возлюбленного. Но роман закончился по настоянию родственников Жозефины, которые уверены, что простолюдин не станет стоящим кандидатом в супруги. После болезненного разрыва мужчина из принципа делает предложение Терезе Мальфатти. Получает отказ и пишет шедевральную сонату «К Элизе».

Пережитые душевные волнения настолько огорчили впечатлительного Бетховена, что он решил провести остаток жизни в гордом одиночестве. В 1815, после смерти брата, оказался втянутым в судебную тяжбу, связанную с опекой над племянником. Мать ребенка характеризуется репутацией гулящей женщины, поэтому суд удовлетворил требования музыканта. Вскоре выяснилось, что Карл (племянник) унаследовал вредные привычки матери.

Карл, племянник Людвига Ван Бетховена

Дядя воспитывает мальчика в строгости, пытается привить любовь к музыке и искоренить алкогольную и картежную зависимость. Не имея собственных детей, мужчина не опытен в наставлениях и не церемонится с избалованным юношей. Очередной скандал приводит парня к попытке суицида, которая оказалась неудачной. Людвиг отправляет Карла в армию.

Смерть

В 1826 году Луи простудился и заболел воспалением легких. К легочной болезни присоединились желудочные боли. Доктор неправильно рассчитал дозировку лекарства, поэтому недомогание ежедневно прогрессировало. 6 месяцев мужчина прикован к постели. В это время Бетховена навещали друзья, пытающиеся облегчить страдания умирающего.

Похороны Людвига Ван Бетховена

Талантливый композитор умер на 57 году жизни – 26 марта 1827 года. В этот день за окнами бушевала гроза, а миг смерти ознаменован страшным громовым раскатом. При вскрытии выяснилось, что у мастера разложилась печень и повреждены слуховые и прилегающие нервы. В последний путь Бетховена провожает 20 000 горожан, похоронную процессию возглавляет Франц Шуберт. Музыканта погребли на Вэрингском кладбище Церкви Святой Троицы.

Интересные факты

  • В 12-летнем возрасте опубликовал сборник вариаций для клавишных инструментов.
  • Считался первым музыкантом, которому городской совет назначил денежное пособие.
  • Написал 3 любовных письма к «Бессмертной Возлюбленной», найденных только после смерти.
  • Бетховеном написана единственная опера, названная «Фиделио». Больше подобных произведений в биографии мастера нет.
  • Величайшим заблуждением современников считается то, что Людвиг написал следующие произведения: «Музыка ангелов» и «Мелодия слез дождя». Эти композиции созданы другими пианистами.
  • Ценил дружбу и помогал нуждающимся.
  • Мог одновременно работать над 5 произведениями.
  • В 1809, когда Наполеон бомбардировал город, переживал, что от взрывов снарядов потеряет слух. Поэтому прятался в подвале дома и закрывал уши подушками.
  • В 1845 в Боне открыли первый памятник, посвященный композитору.
  • В основу песни «Битлз» «Because» положена «Лунная соната», проигранная в обратном порядке.
  • Гимном Евросоюза назначена «Ода к Радости».
  • Умер от отравления организма свинцом из-за врачебной ошибки.
  • Современные психиатры считают, что страдал биполярным расстройством.
  • Фотографии Бетховена напечатаны на немецких почтовых марках.

Дискография

Симфонии

  • Первая C-dur op. 21 (1800)
  • Вторая D-dur op. 36 (1802)
  • Третья Es-dur «Героическая» op. 56 (1804)
  • Четвертая B-dur op. 60 (1806)
  • Пятая c-moll op. 67 (1805—1808)
  • Шестая F-dur «Пасторальная» op. 68 (1808)
  • Седьмая A-dur op. 92 (1812)
  • Восьмая F-dur op. 93 (1812)
  • Девятая d-moll op. 125 (с хором, 1822—1824)

Увертюры

  • «Прометей» из op. 43 (1800)
  • «Кориолан» ор. 62 (1806)
  • «Леонора» № 1 ор. 138 (1805)
  • «Леонора» № 2 ор. 72 (1805)
  • «Леонора» № 3 ор. 72а (1806)
  • «Фиделио» ор. 726 (1814)
  • «Эгмонт» из ор. 84 (1810)
  • «Развалины Афин» из ор. 113 (1811)
  • «Король Стефан» из ор. 117 (1811)
  • «Именинная» ор. 115 (18(4)
  • «Освящение Дома» ср. 124 (1822)

Более 40 танцев и маршей для симфонического и духового оркестра

Фото

24smi.org

Людвиг ван Бетховен - биография и творчество

ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН И БЕССМЕРТНАЯ ВОЗЛЮБЛЕННАЯ ВЕЛИКОГО ГЛУХОГО

 

Людвига ван Бетховена считают ключевой фигурой западной музыки в период между классицизмом и романтизмом. Даже сейчас он – один из самых исполняемых композиторов в мире. Непревзойденный мастер сонат, хотя писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, балет, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения. Она – его первая настоящая любовь, которой он посвятил гениальную сонату. И хотя в жизни великого немецкого композитора были и другие женщины, именно эту юную прелестницу называют его бессмертной возлюбленной.

Первый учитель Людвига ван Бетховена

Один из трех «венских классиков» Людвиг ван Бетховен появился на свет 16 декабря 1770 года в немецком городе Бонне. Годы детства можно назвать самыми тяжелыми в жизни будущего композитора. Гордому и независимому мальчику было трудно пережить то, что его отец, грубый и деспотичный человек, заметив музыкальный талант сына, решил использовать его в корыстных целях. Заставляя маленького Людвига с утра до ночи сидеть за клавесином, он и не думал, что сыну так необходимо детство. В восемь лет Бетховен заработал свои первые деньги – он дал публичный концерт, а к двенадцати годам мальчик свободно играл на скрипке и органе. Но вместе с успехом к молодому музыканту пришли замкнутость, потребность в одиночестве и необщительность.

В это же время в жизни Людвига появился Кристиан Готлиб Нефе, его мудрый и добрый наставник. Именно он привил мальчику чувство прекрасного, научил понимать природу, искусство, разбираться в человеческой жизни. Нефе обучил Людвига древним языкам, философии, литературе, истории, этике. Впоследствии, будучи глубоко и широко мыслящим человеком, Бетховен стал приверженцем принципов свободы, гуманизма, равенства всех людей.

В 1787 году Людвиг приезжает в Вену. Город театров и соборов, уличных оркестров и любовных серенад под окнами покорил сердце юного гения. Но именно там молодого музыканта поразила глухота: сначала звуки казались ему приглушенными, потом он по несколько раз переспрашивал не расслышанные фразы, затем понял, что окончательно теряет слух. «Я влачу горькое существование, – писал Бетховен своему другу. – Я глух. При моем ремесле ничего не может быть ужаснее… О, если бы я избавился от этой болезни, я обнял бы весь мир».

«И солнце в нем – Джульетта»

Она появилась в его жизни внезапно. Юная провинциальная графиня, приехавшая в австрийскую столицу из Италии вместе с семьей в 1800 году, была прелестна.

Дочь почтенного семейства, шестнадцатилетняя Джульетта, с первого взгляда поразила композитора. Вскоре она пожелала брать уроки у кумира венской аристократии, тем более что Бетховен был близок с ее кузинами и кузеном, молодыми венгерскими графами Брунсвик. И, конечно, не устоял – он стал давать девушке уроки игры на фортепиано, причем совершенно бесплатно. Джульетта обладала неплохими музыкальными данными и схватывала на лету все его советы. Она была хороша собой, юна, общительна и неустанно кокетничала со своим 30-летним учителем.

Он импонировал Джульетте своей популярностью и даже странностями. При всей строгости взглядов, Бетховен был неравнодушен к женской красоте и никогда не отказывался давать уроки молодым красивым девушкам. Не сказал «нет» он и на этот раз. Он не брал с нее денег, а она дарила ему рубашки – под тем предлогом, что собственноручно их для него вышивала. Во время занятий композитор нередко раздражался и даже швырял ноты на пол, но, тем не менее, быстро поддался очарованию своей ученицы.

Джульетта Гвиччарди

И вот представьте: сидят они перед инструментом совсем близко, так, что чувствуют дыхание друг друга… Музыка наполняет пространство романтикой, эмоциями и тайной… Подкрадывается вечер. Свеча, освещающая нотные листки, теплым огоньком озаряет лица учителя и ученицы… Бетховен нежно берет руку девушки, чтобы правильно поставить на клавиатуру, и его сердце трепещет от волнения…

Угрюмый и нелюдимый композитор понимает, что полюбил. Полюбил страстно, безрассудно. Полюбил так сильно, всем сердцем, что готов был без малейшего промедления отдать жизнь за любимую. Милая, по-весеннему прекрасная, с ангельским личиком и божественной улыбкой, глазами, в которых хотелось утонуть, – все мысли Бетховена были о Джульетте Гвиччарди. Она стала для него той соломинкой, за которую он всеми силами старался удержаться. Она, казалось, готова была ответить взаимностью. Людвиг снова почувствовал прилив сил, надежду на выздоровление. Счастье было так близко.

Бетховен пишет своему другу юности Францу Вегелеру: «Теперь я чаще бываю в обществе. Эту перемену произвела во мне милая, очаровательная девушка, которая меня любит и которую люблю я».

«Ты едва поверишь, как одиноко и печально провел я последние два года: глухота, точно призрак какой-то, являлась мне повсюду, я избегал людей, казался мизантропом, на которого так мало похож. Раньше я постоянно хворал, а сейчас – телесные мои силы, а вместе с тем и духовные с некоторого времени все больше крепнут. Вы должны видеть меня счастливым. Я схвачу судьбу за глотку, совсем согнуть меня не удастся. О, как прекрасно жить тысячекратной жизнью!» Это письмо тоже написано Вегелеру, но несколько месяцев спустя.

Бетховен влюбился впервые, и душа его была полна чистой радостью и светлой надеждой. Он не молод! Но она, как ему казалось, совершенство и может стать для него утешением в болезни, радостью в буднях и музой в творчестве. Бетховен всерьез думает жениться на Джульетте, ведь она мила с ним и поощряет его чувства. Но все чаще композитор ощущает свою беспомощность из-за прогрессирующей потери слуха, его материальное положение неустойчиво, он не обладает титулом или «голубой кровью», а ведь Джульетта аристократка!

Время сонаты

Бетховен начинает писать «Адажио сонаты № 14 quasi una Fantasia», которую впоследствии назовут «Лунной сонатой», и посвящает ее своей обожаемой Джульетте. Видно, что соната была начата в состоянии великой любви, восторга и надежды. Однако вскоре все изменилось. Дописывал композитор свой шедевр в гневе, ярости и сильнейшей обиде: у него появился соперник – молодой граф Роберт фон Галленберг, мнивший себя композитором и сочинявший весьма посредственные музыкальные опусы. Легкомысленная графиня не на шутку увлеклась графом и его сочинениями, искренне верила, что «талант» Галленберга не находит признания из-за интриг. Однако Джульетте Галленберг казался гениальным, чем наивная девушка не замедлила поделиться со своим учителем. Тот, разгневанный, попросил юную графиню больше не приходить к нему. Ведь она отдавала предпочтение Галленбергу перед Бетховеном не только как претенденту на ее руку, но и как музыканту! В 1802 году в отношениях между Бетховеном и Джульеттой произошло охлаждение, в следующем году она вышла замуж за Галленберга и уехала в Италию.

Буквально раздавленный в октябре 1802 года Бетховен уехал в Гейлигенштадт, где написал знаменитое «Гейлигенштадтское завещание».

Страх, крушение надежд порождают в композиторе мысли о самоубийстве. Но Бетховен собрался с силами, решил начать новую жизнь и практически абсолютно глухим создал великие шедевры.

Прошло несколько лет, Джульетта вернулась в Австрию и приехала на квартиру к Бетховену. Плача, она вспоминала о прекрасном времени, когда композитор был ее учителем, рассказывала о нищете и трудностях ее семьи, молила о прощении и просила помочь деньгами. Будучи человеком добрым и благородным, маэстро дал ей значительную сумму, но просил уйти и никогда не появляться в его доме. Бетховен казался равнодушным и безразличным. Но кто знает, что творилось в его сердце. В конце жизни композитор напишет: «Я был очень любим ею и более, чем когда-либо, был ее мужем…»

Открытый, прямой и честный, Бетховен презрительно относился к лицемерию и угодничеству, поэтому часто казался грубым и невоспитанным. Нередко он выражался непристойно, отчего многие считали его плебеем и невежественным хамом, хотя композитор просто говорил правду.

Последнее «прости» Людвига ван Бетховена

Осенью 1826 года Бетховен заболел. Изнурительное лечение, три сложнейшие операции не смогли поставить композитора на ноги. Всю зиму он, не вставая с постели, абсолютно глухой, мучился оттого, что… не мог продолжать работать. 26 марта 1827 года гениальный Людвиг ван Бетховен скончался.

После его смерти в ящике стола нашли письмо «К бессмертной возлюбленной». Бетховен сам озаглавил так послание. Там были строки: «Мой ангел, мое все, мое я…».

Потом будут споры о том, кому именно адресовано письмо. Но маленький факт указывает именно на Джульетту Гвиччарди: рядом с письмом хранился крохотный ее портрет, выполненный неизвестным мастером.

ФАКТЫ

Когда Джульетта Гвиччарди, будучи еще ученицей маэстро и заметив, что у Бетховена не так повязан шелковый бант, перевязала его, поцеловав при этом в лоб, композитор не снимал этот бант и не переодевался несколько недель, пока друзья не намекнули на не совсем свежий вид его костюма.

***

По преданию, «Лунная соната» была написана в Венгрии в имении Брунсвиков Коромпа. Там сохранилась беседка, в которой великий композитор и создал свое гениальное произведение. То лето, проведенное с Джульеттой, было счастливейшим для композитора Людвига ван Бетховена.

 

 

vmiremusiki.ru