Поздравления первоклассникам от выпускников на 1 Сентября. Советы первоклашкам
11 советов родителям первоклассника от психолога Светланы Ройз
Первый класс - испытание для ребенка и для родителя. Лучше, если малышу на момент поступления в школу уже есть 7 лет. Он более готов к обучению, созрел для того, чтобы сидеть за партой и воспринимать материал, а не мечтать об играх, лучше мотивирован... Первые две недели малыш очень устает - новый режим, общее напряжение семьи, привыкание к новым отношениям, новая непривычная нагрузка...
Семейный психолог Светлана Ройз дает немало советов и в своих книгах, и на своей странице в Facebok.
Мы предлагаем 11 хороших советов для родителей, дети которых идут в школу в этом году. Итак, как облегчить жизнь первоклассникам и их родителям?
Советы перед школой
1. Заботьтесь о том, чтобы малыш мог вЫбегаться после школы или просто высыпаться. Многие первоклашки становятся более эмоциональными, агрессивными и слезливыми первые школьные недели - это нормально. Давайте поддержку, телесные и эмоциональные поглаживания (массаж, приятные слова, похвала, уверенность, что все получится, обимашки).
2. Доли мозга, которые отвечают за "удержание ребенка в одной позе" (например, за партой со сложенными ручками), включаются в работу после 7 лет. Но и потом малыши не могут быть долго усидчивыми, не бегать на переменах, не проявлять активность. Если учителям не хватает знаний, для того, чтобы давать детям возможность разрядки, хотя бы вы дома не ругайте их за состояние "волчка". Пусть после школы, если хотят, бегают, прыгают на батуте и катаются на велосипеде...
3. Также только после 7 лет многие детки могут ощущать себя частью системы и подчиняться ее правилам, ощущать себя частью группы (мы - ученики, одноклассники, дети). Это еще один аргумент в пользу семилетнего школьного старта. Поэтому немало деток не реагируют, пока к ним лично не обратятся: - Машенька (Пашенька), открой тетрадь.
Хорошо, если учитель это знает, и хорошо, если есть кому ему об этом напомнить.
А родителям важно дома играть в школу, проигрывать с игрушками возможные ситуации и запоминать фразу: "Діти, розгорніть, будь ласка, зошити (підручники, щоденики)!"
4. Если ребенок - единственный ребенок в семье, если он не был в садике, то он не привык к шуму, постоянному присутствию других рядом, прикосновениям. Он будет сильнее уставать и жаловаться на то, что его обижают (прикосновения других он может расценивать, как агрессию). С таким малюткой нужно чаще играть в контактные-телесные игры: бороться, тискаться, драться подушками, лепить друг из друга колобков или собственные тела (пальчики, стопочки, голени... ушки и носик тоже). Такие игры позволяют малышам вернуться в свои границы, почувствовать тело, уменьшить напряжение и потренировать тело для контактов.
5. Если учительница очень отличается по психотипу, эмоциональным реакциям, телосложению, громкости голоса от мамы и близких женщин - ребенок может ее бояться.
Ребенку важно говорить - учительница говорит громко не потому, что сердится, а потому что хочет, чтоб ее все услышали.
И дома важно играть в шумелки, рычалки и в кричалки. Весело даже просто полаять друг на друга. Хорошая игра даже для взрослых.
6. Для того, чтобы деткам облегчить адаптацию - в первые недели сентября устройте встречи деток-одноклассников в игровых центрах, пикниках, приглашайте потенциальных друзей в гости. Чем быстрее они познакомятся, тем быстрее будут сосредотачиваться на учебе.
ЧИТАТЬ ЕЩЕ: Бывают ли у детей депрессии?
7. Каждый понедельник ребенка может быть сложнее "оторвать от себя". Это касается и малышей, которые адаптируются к садику. Называется это - синдром понедельника. После близости с родителями сложно идти в чужую среду. В утро понедельника - встаем пораньше, даем время для обнимашек, замедляем темп сбора в школу, расстаемся, обнимаясь и "надувая друг-друга любовью, как воздушные шарики). И давайте с собой школьнику даем частичку себя - мамин браслет, значок, кулон платок с ароматом духов...
ЧИТАТЬ ЕЩЕ: 5 практик от страхов и стрессов от психолога Светланы РОЙЗ
8. В школе делаем коллаж из фотографий мордашек деток (хорошо, если вы как можно раньше, можно сфотографировать всех на первом уроке и сразу же сделать такое семейное фото). Когда ребенок приходит в класс и видит себя среди других, он сразу чувствует, что у него есть место и он свой. Можно просто обрисовать ладошки на ватманах, подписать внутри каждой имена и развесить на стенах...
9. Вы должны точно понимать, что ребенок знает, где школьный туалет, умеет им пользоваться, знает, как попроситься. Много школьных неврозов связано с туалетными сложностями. Если малыш трачу силы на то, чтобы что-то удержать, мне не до приема новой информации...
10. Для очень чувствительных, обидчивых деток, особенно, если из фамилии легко сделать "дразнилку" придумываем вместе разные прозвища, которые можно сделать из фамилии. Это такая прививка. После нее не так хочется обижаться на обзывалки.
11. Для деток- негативистов, которые привыкли фиксировать внимание только на плохом, ну и вообще для всех - после школы задаем вопрос: "Что было хорошего?". Если ребенку сложно - вначале начинают говорить взрослые.
Конечно, нужно затем поговорить о плохом. Особенно если вы заметили, что малыш стал слишком раздражительным или вялым, что играет в "кричащего учителя" или "наказанного ученика". Малыш должен понимать, что дома может рассказать все на свете и получить поддержку.
Наш консультант -семейный психолог Светлана Ройз
Фото: depositphotos.com
tvoymalysh.com.ua
Напутствие первокласснику. 1 сентября - День знаний: стихи, поздравления, пожелания, приветствия, наказы, советы первоклассникам
Школа – это место, которое каждый вспоминает с любовью и теплотой в душе. Здесь проходят лучшие годы жизни, приходят дружба, первая любовь, знания и опыт. Немного испуганные, взволнованные, с огромными бантами, в белых рубашечках стоят на линейке первоклассники. Они еще не знают, что их ждет впереди за этими большими дверями. Выпускники пускают слезу от трогательных слов и сами дают напутствие будущему первокласснику.
Волнительный момент
1 сентября волнуются все: родители, дети, учителя. Суета начинается в каждом доме с раннего утра. Нужно ничего не забыть и выглядеть сногсшибательно. Малыши с огромными портфелями наперевес и букетами в руках неуверенно движутся к школам в сопровождении мам и пап. Торжественная линейка, для кого-то первая, для кого-то последняя, должна запомниться на долгие годы. Поэтому подготовиться к ней нужно заранее. Напутствие первокласснику хотят дать и учителя, и выпускники. Как же сложно подобрать слова, хочется объяснить детям, что школа – это не веселое развлечение, а сложная и долгая работа. Но если посмотреть в их испуганные глазки, то все слова путаются в голове.
Ученики старших классов готовят праздничный концерт к первому сентября. Малышам интересно посмотреть на выступления старшеклассников, появляется желание тоже поучаствовать в жизни школы!
Слово учителю
Хорошим преподавателем быть нелегко. Некоторые дети агрессивно воспринимают слова и претензии от учителя. Подход нужно отыскать к каждому ученику, стараться никого не обидеть, но и не выделить из толпы. И все-таки почти у каждого учителя есть свой любимчик в классе. Напутствие первокласснику от учителя должно вызвать у детей живой интерес к знаниям, заинтриговать их. Такую речь придумать непросто. Каждое слово должно быть направлено в цель.
В прекрасное утро, в солнечный час,
Придешь ты, малыш, в первый свой класс!
Писать и читать я тебя обучу,
И первую пропись я гордо вручу!
Старайся пятерки всегда получать,
И не стесняйся, стремись отвечать!
Друзьями вы станете, вас шумной гурьбой
В столовую буду водить за собой!
Вам школа станет словно дом,
Всегда вас будем ждать мы в нем!
Учителю лучше заучить речь наизусть и произносить ее выразительно, глядя в глаза своим новым подопечным!
Последний год – он трудный самый
Выпускники на линейке первого сентября испытывают двоякое чувство радости и грусти. Ведь школа – это их родной дом, в котором прошли их лучшие беззаботные годы, покидать его не хочется. Но с другой стороны, перед ними открыты новые горизонты. Сколько возможностей и новизны! Последний год - и они уже взрослые, свободные люди. Напутствие первокласснику от выпускников всегда звучит немного печально. Ведь они вспоминают себя такими же маленькими и беззащитными, смотря на малышей. Хочется выразить все свои чувства, объяснить первоклашкам, что школа - совсем не страшное место, а их второй дом.
Как мы рады, что сейчас, пришли вы в школу, в первый класс!
Здесь совсем нельзя лениться, нужно хорошо учиться,
Ты прилежным будь, старайся,
Если знаешь - не стесняйся!
Руку поднимай и громко отвечай!
Первым будь всегда, везде,
Ведь ты взрослый уж вполне.
Вперед смелее, сегодня новая жизнь,
За руку мою крепче держись!
Подарки на память
Выпускники могут вручить первоклассникам небольшие памятные подарки. Уместны будут альбомы, карандаши и ручки, краски, фломастеры. Такой подарок и напутствие первокласснику от выпускников запомнятся надолго.
Старшеклассники могут говорить пожелания по очереди, передавая микрофон друг другу. Получится очень душевное поздравление, если в нем поучаствует каждый.
Прошли мы сложный этот путь,
Но ты про трудности забудь!
Ведь школа – лучшая пора,
Ей наслаждайтесь, детвора!
Здесь есть друзья, учителя,
Здесь много знаний и добра!
Учись, не будь лентяем ты,
И вмиг все сбудутся мечты!
Нам трудный выбор предстоит,
Придумать, кем нам быть.
А вам, ребята, хорошо,
Для мыслей времени полно!
Кем станешь ты - врачом? Ткачом?
Иль знаменитым силачом?
Ищи призвание свое,
И знаний пожинай зерно!
Добрые слова
Это отличное напутствие первокласснику послужит стимулом к подвигам и открытиям.
Лето быстро пролетело,
Нам пора, друзья, за дело!
Важный очень этот год,
Миллион пятерок он несет!
Ты учись, малыш, отлично,
В школе выгляди прилично!
Хорошо себя веди,
Друзей побольше заводи!
Такие добрые и немного смешные пожелания первокласснику от выпускников понравятся всем: и родителям, и детям, и учителям! Простые строки западут в душу волнующимся первоклашкам. Они будут мечтать о том, что когда-то и они вот так выйдут на сцену и скажут добрые слова!
Вы примите поздравленья,
Ведь теперь - ученики,
Так и мы давно когда-то
В первый класс украдкой шли.
Мы боялись и стеснялись,
И немного огорчались,
Что пришлось покинуть сад,
Но здесь нам каждый был очень рад!
Мы вас в класс проводим дружно,
Здесь стеснение не нужно.
Все расскажем, объясним
И в продленке посидим!
В добрый путь и в добрый час,
Будьте еще лучше нас!
Более серьезное напутствие первокласснику может выразить директор школы. Ведь дети должны уважать его и даже немного побаиваться.
Веселый концерт
В этот прекрасный день первоклассников поздравляют все! На праздник могут пожаловать и ветераны Великой Отечественной войны, учителя, ушедшие на пенсию, воспитатели детского сада. Им приятно будет то, что никто не забыл об их заслугах перед страной. И вообще, кто же не любит праздники и торжества? Каждый из приглашенных может дать напутствие первокласснику, ведь эти люди имеют огромный жизненный опыт и мудрость.
Правильный подход
Детские психологи советуют рассказывать детям о школе с самых ранних лет. Они должны привыкнуть к мысли о том, что в школе весело, интересно и получать образование нужно каждому! Тогда у родителей и ребят не возникнет никаких страхов, переживаний, связанных с началом учебного года.
Конечно, самое главное напутственное слово первокласснику скажут его мама и папа. Обязательно расскажите своему чаду, как вы им гордитесь и уверены в том, что он станет отличником. С таким положительным настроем любой ребенок побежит в школу вприпрыжку!
*** (напутствие первокласснику; стихотворение могут читать несколько выпускников)
Эти правила просты -
Быстро их запомнишь ты.
Рано утром ты вставай,
Лени волю не давай!
Понукания не жди,
В школу вовремя иди.
Прежде, чем захлопнуть дверь,
Все ли взял с собой - проверь.
В школе, в классе не сори,
А насоришь - подбери.
Не таскай в кармане мела –
Это, милый мой, не дело.
Будь в одежде аккуратен,
Избегай и дыр, и пятен.
Знай, хорошие отметки
Не растут в саду на ветке!
Чтоб могли тобой гордиться,
Должен много ты трудиться!
*** Милые первоклассники! Сегодня у вас самый радостный день в жизни! Сегодня вы пришли к нам просто мальчиками и девочками. А буквально через несколько минут станете учениками нашей школы. И мы на правах её самых старших учеников хотим дать вам несколько советов! Мы немного старше вас, И горим желанием Донести до вас наказ И наши пожелания! «Грызть» науку на потом Вы не оставляйте. Потом бывает суп с котом! Побольше вы читайте! Чтоб беседы «на ковре» Были очень редки, Не деритесь во дворе, Не дёргайте соседку! Будьте вежливы со всеми, Старшим не грубите, Всех быстрей на перемену Мчаться не спешите! Полюбите физкультуру – В жизни пригодится Скорректировать фигуру, Накачать вам мышцы. И запомнить всем вам надо: Силы ум важнее! Вера, дружба – вот что свято! С ними вы сильнее. Чаще, шире улыбайтесь, Смейтесь позвончее. На несчастья отзывайтесь Добротой своею. Что ж, смелее в долгий путь Школьный, интересный! А в дороге не забудь Дом, друзей и песню! |
*** (выступление для 2 выпускников)Выпускник: Нарядные! Парадные! Такие ненаглядные! Причесан |
anydaylife.com
Воспитание первоклассника: советы родителям | Учитель немецкого
Подъем, умывание, завтрак — все подчинено одной цели: не опоздать в школу. И если в первые школьные дни почти каждый первоклассник выглядел переутомленным, зевал среди дня, а после восьми часов вечера сам просился спать, оставаясь без вечерней сказки, то теперь после школы девочки с радостью вспоминают о своих игрушках, а мальчики просятся на улицу к товарищам — побегать, поиграть.
Новая жизнь становится привычной. Так и должно быть. Школьные занятия и построены таким образом, чтобы дети постепенно и без чрезмерных усилий включились в новую фазу жизни, освоились с новыми требованиями и постоянными обязанностями.
Первый класс — будто порог в большое здание школьной науки. И от того, как ребенок ступит на этот порог, найдет ли вовремя поддержку, чтобы не споткнуться, не упасть, зависят его дальнейшие успехи или неудачи.
В первых классах большее количество отличников, нежели в следующих классах. Такие учащиеся были хорошо подготовлены к школе, и дома, как правило, взрослые заботливы и внимательны к ним. Учащиеся, которые не успевают или слабо успевают, были плохо подготовлены к школе, большинство из них живет в неблагополучной семейной обстановке.
В чем же должны заключаться воспитание первоклассника и родительские забота?
Забота о здоровье первоклассника
Главным условием нормального учения является хорошее здоровье ребенка. Так, В. А. Сухомлинский утверждал, что для 85 процентов неуспевающих учащихся главная причина отставания — плохое состояние здоровья. Родители, которые проявляют заботу о здоровье первоклассника, знают о заболеваниях ребенка. Но чаще слабость ребенка, его плохое самочувствие или болезненное состояние для окружающих совершенно незаметны. Сердечно-сосудистые заболевания, так же как и заболевания дыхательных путей или желудочные, скрыты, как бы замаскированы детской оживленностью, подвижностью. В. А. Сухомлинский подчеркивал, что так называемое замедленное мышление — когда ребенок не может вовремя сориентироваться в задании, своевременно его выполнить —это прежде всего следствие общего ослабления здоровья, которого не ощущает сам ребенок, а не нарушение функций клеток головного мозга. Дети с болезненной бледностью, плохим аппетитом быстро теряют способность к сосредоточенному умственному труду.
Помочь таким детям можно только совместными усилиями родителей, врача и учителя.
Режим труда и отдыха
Самым радикальным лечением, профилактикой переутомления и заболеваний является рациональный режим труда и отдыха. Длительное пребывание на свежем воздухе, полноценный сон при открытой форточке и в спокойной обстановке, а не в сопровождении телевизионного или иного шума, своевременный подъем, которому обязательно должно предшествовать и своевременное укладывание ребенка спать.
Если ребенок не посещает группу продленного дня, целесообразно создать ему условия для послеобеденного сна дома. Для тех же, кто посещает группу продленного дня, особое значение приобретает организация полноценного ночного сна, и здесь не должно быть никаких уважительных причин для нарушения режима. Об этом должен знать ребенок, об этом должны заботиться родители.
Когда говорят о здоровье ребенка, то здесь нет мелочей. Представьте себе ученика, у которого насморк. И вот этот ребенок пошел в школу, забыв взять носовой платочек. Этот недуг уже сам по себе мешает ребенку быть внимательным ко всему, что происходит на уроках, сосредоточиться на заданиях, полноценно работать. Кроме того, он усугубляется еще и ощущением неудобства и смущением от того, что ребенок не может себе помочь, что на него обращают внимание и другие дети, и учитель. Такое, по мнению многих родителей, обычное легкое недомогание становится причиной потери работоспособности на протяжении длительного времени.
Питание и воспитание первоклассника
Важное значение для поддержания и укрепления здоровья первоклассников имеет полноценное и своевременное питание. Особенно зимой и ранней весной. Нужно заботиться о том, чтобы пища для ребенка была калорийной, богатой витаминами. Фрукты, разнообразные варенья являются необходимой составной частью детского рациона.
Необычайно полезным является мед, который образно называют кусочком солнца на тарелке. Постоянное употребление меда намного нужнее ребенку, нежели дорогая одежда, о которой, однако, чаще заботятся родители.
Режим питания, сна, занятий, отдыха является основой укрепления здоровья и приспособления к новым школьным требованиям. В этом режиме все взаимосвязано, и если случилось одно нарушение, оно влечет за собой целый ряд других.
Давайте сравним ребенка, который утром не вовремя проснулся, долго не мог встать (вечером поздно лег), не умылся, плохо причесался, что-то в спешке поел и побежал в школу, боясь опоздать, с его одноклассником, который выспался, сделал утреннюю гимнастику, умылся, нормально позавтракал и бодро пошел в школу. Понятно, что и степень внимательности, и трудоспособность, и самочувствие у этих детей будут разными.
Итак, родительская забота на данном этапе — это прежде всего забота о здоровье первоклассника. Вместе с тем есть еще ряд обстоятельств, на которые родителям нужно обратить особое внимание в начале школьного детства. Воспитание первоклассника, советы родителям.
Перемена отношений
В отличие от дошкольного детства, где все подчинено желаниям, интересам, игровым настроениям ребенка, у маленького школьника впервые появляется обязательство перед обществом — он должен хорошо учиться. В связи с этим школьник должен ощутить вполне определенное изменение в отношениях взрослых к себе — они внимательно его выслушивают, с ним советуются, его права уважают, отец и мать серьезно интересуются его школьными проблемами и успеваемостью. Все это подчеркнет в сознании ребенка важность нового этапа его жизни, укрепит интерес к школе, желание учиться.
Если же ребенок не почувствует такой перемены отношения, это во многом замедлит его привыкание к новому «общественному положению», психологически он будет оставаться дошкольником, несмотря на то, что регулярно ходит в школу.
Рабочее место первоклассника дома
В самом благоприятном месте квартиры ученик должен иметь свой рабочий уголок — парту или стол для приготовления домашних заданий, полочку для учебников и книжек. Рабочее место первоклассника дома должно быть светлым. Свет на стол должен падать слева — это самый лучший вариант. Во время приготовления домашних заданий нужно позаботиться о тишине. Об этом постоянно должны помнить отец, мать, бабушка, дедушка, к этом у надо приучать младших братьев и сестренок. Так первоклассник почувствует уважение членов семьи к своему новому положению.
Вы, наверное, успели заметить, что первоклассники очень неуверенно чувствуют себя при выполнении домашних заданий, часто обращаются к родителям за помощью, спрашивают, правильно ли выполнены отдельные части задания, а затем все задание целиком и т. п. Родители хотели бы знать, хорошо это или плохо, их настораживает такая неуверенность ребенка, беспокоит отсутствие самостоятельности.
Психологи хорошо изучили поведение детей в начальный период школьного обучения. Они считают такое состояние естественным. Неуверенность ребенка не является сигналом его неподготовленности к школе или чрезмерной трудности учебной программы. В этой неуверенности, в том, что ребенок боится самостоятельно выполнить задание, отражается осознание важности учения, проявляются начатки ответственного отношения к обязанностям ученика. На наш взгляд, правильно поступают родители, которые, откликаясь на просьбы ребенка, находятся рядом с ним или где-то неподалеку от него во время выполнения им домашних заданий, подбадривают его, помогают оценить выполненное.
Пройдет полгода, а иногда и немногим больше, и дети приобретут некоторый опыт в учении, а вместе с ним и заметную уверенность, и необходимую самостоятельность. Рабочее место первоклассника дома.
Занятия дома: математика и чтение
Наверное, вы уже успели отметить и тот факт, что математика, которой так боялись взрослые, удается детям легче, нежели чтение и язык. Вот на это и нужно обратить особое внимание. Если дети будут отставать по чтению, то в третьей четверти это потянет за собой и отставание по математике. Поэтому с ними нужно больше читать, ставить вопросы к прочитанному, рассуждать о прочитанном.
Математике учитель может научить детей сам, однако учителю по многим причинам очень нужна постоянная помощь родителей в обучении детей чтению. И здесь нужно использовать все возможности семьи. Вспомните, сколько вы читали ребенку до школы! Часто с поступлением его в школу взрослые здесь целиком полагаются на ребенка. А это неверно — ведь его читательский уровень еще мало изменился. Он еще не может самостоятельно прочитать себе то, что ему интересно. Поэтому читайте ребенку, как и раньше, ставьте вопросы к прочитанному; пусть он рассуждает, запоминает. Обращайте внимание на интересные и своеобразные слова и выражения, это обогатит речь ребенка. И вместе с тем дайте ему возможность ежедневно прочитать вам вслух то. что задает учитель, побеседуйте о прочитанном.
Занятия дома: письмо
Хорошо, когда взрослые члены семьи после возвращения ребенка из школы просматривают его тетради, отмечают успехи, советуют, что нужно сделать, чтобы выполнять задания лучше. Надо убедить ребенка, что успехи целиком зависят от его старания. К примеру, много трудностей у детей вызывает письмо.
Посоветуйте им внимательно, детально рассмотреть буквы и их сочетания на образцах (в прописях) и дайте возможность потренироваться в черновой тетради, каждый раз отмечая, что правильно, а что еще надо улучшить, предоставляя возможность такого сравнения и самому школьнику. Вскоре он почувствует, что у него стало получаться лучше потому, что он потрудился, постарался.
Не следует ребенка чрезмерно корить, если у него нет еще особых достижений; тем более нельзя «колоть» его успехами сверстников. Поддержать первоклассника, вселить в него уверенность, приучить к работе, к настойчивости, к преодолению трудностей — вот важнейшая обязанность родителей.
Организация отдыха первоклассника
Особого внимания заслуживает организация отдыха первоклассника.
Прогулки и игры на свежем воздухе целесообразно проводить до выполнения домашних заданий (один час) и после выполнения домашних заданий (полтора часа и более). Если свободного времени немного, пусть ребенок проведет его со своими давними друзьями — любимыми игрушками, конструктором. Хорошо, когда кто-либо из взрослых (отец, мать, бабушка, дедушка, старший брат или сестра) находят время играть с ребенком в на¬стольные игры, шашки, конструировать, вышивать и т. п. Очень важно правильно проводить выходной день. В выходные и праздничные дни необходимо создать условия для полноценного физического и культурного отдыха ребенка.
Воспитание первоклассников, забота о детях младшего школьного возраста — дело кропотливое. И вместе с тем только с помощью родителей ребенок может безболезненно приобщиться к очень ответственному и важному делу — учению. А от того, насколько удачно для ребенка пройдет начальный этап этого приобщения, во многом зависят его достижения, равно как и его неудачи на протяжении длительного периода школьного детства.
Метки: воспитание первоклассника, советы родителям первоклассников, материал для беседы с родителями первоклассников в школе, забота о здоровье первоклассников.
Вам понравилось? Нажмите кнопочку:
uchitel76.ru
10 советов родителям первоклашки
Советы психологов о том, как помочь ребенку в первом классе учиться хорошо и с охотой, — в материале Sobesednik.ru.
Совсем скоро 1 сентября. Пора готовиться к тому, что ваш ребенок теперь не простой ребенок: он — первоклассник! Для любого человека первый раз в первый класс — первое серьезное дело жизни. И задача родителей — поддержать, быть рядом. Вот что советуют педагоги и психологи издательства «Клевер» родителям первоклашек.
1. Подготовить к учению
Почему-то многие родители думают, что готовность к школе определяется умениями читать, считать, писать. На самом деле учителя обычно даже просят особо активных мам, наоборот, не учить ребенка читать и считать до школы, потому что в школе своя методика обучения. А вот подготовить ребенка к учению — важно. Чтобы рука была готова научиться писать буквы, вы можете вместе с ребенком заниматься по развивающим пособиям — проводить прямые линии, рисовать фигуры, раскрашивать, придерживаясь в пределах контура, и так далее. К математике можно подготовить, развивая логику, а совсем не решением сложных примеров. Физиологи рекомендуют будущему первоклашке почаще заниматься по раскраскам-развивалкам и распутывать лабиринты, стараясь не водить по бумаге пальчиком, а прослеживая путь глазками. А еще важно уметь обобщать («отдели все овощи от всех животных» или «выбери на картинке только предметы на букву "А"»).
2. Научить жить, а не читать
В школе ребенка ждут не только цифры и буквы. Самое важное — это общение с десятками новых людей, как детей, так и взрослых. Обсудите, что ребенок будет делать, чтобы подружиться с одноклассниками (улыбаться, делиться конфетами, обсуждать свои увелечения) и как будет обращаться к учительнице (на «вы» и по имени и отчеству).
Объясните также, что учительница — это не мама. Она не будет обнимать и кормить — она будет учить, это ее работа. И она ко всем детям в классе относится одинаково. Важно научить ребенка при любой сложности и плохом самочувствии не стесняться подходить к учителю.
Проверьте, умеет ли ребенок сам одеваться, переодевать «сменку», справляется ли он со шнурками на кроссовках, с молниями и застежками на форме и портфеле. Помните, что в школе чадо будет справляться самостоятельно, так что не усложняйте ему жизнь, покупая сложно закрывающиеся портфель и пенал. Еще потренируйте ребенка отпрашиваться с урока в туалет словами «можно выйти» без подробностей — ведь именно так принято у учеников.
3. Познакомить с учительницей
Хорошо, если у вас получится сделать это заранее, до 1 сентября. Тогда ребенок пойдет в школу без страха перед неизвестностью. Учителя начинают работать с середины или с конца августа — попробуйте зайти в школу, посмотреть класс, пройтись по коридорам, поговорить с учительницей.
4. Перестать все контролировать
Вам, конечно, хочется «подстелить соломки», защитить деточку, проводить до класса, сделать за первоклассника все уроки, завязать ему утром шнурки и крикнуть вслед: «Не забудь покушать!» Но пора остановиться. Ребенок растет, у него появилось своё дело. Позвольте ему быть самостоятельным. Помогайте только тогда, когда сам он точно не справится. И не позорьте перед одноклассниками, завязывая шнурки.
5. Научить решать конфликты
В школе у ребенка появятся первые «коллеги». Это не друзья в детском саду, с которыми можно поесть песочка и подраться из-за лопатки. Здесь все уже большие, и у каждого свой характер, и каждый считает, что он тут самый-самый… Конфликты неизбежны. Но не спешите на первую же жалобу ребенку о том, что его обидели, нестись в школу с криками «Я им покажу, как обижать моего масика!» Масику необходимо научиться не избегать конфликта, а решать его. Обсудите, помогите советом, скажите, что понимаете и у вас тоже так было, но не решайте вопросы за ребенка.
6. Позволить ребенку выбрать портфель и пенал
Портфель и пенал (ну, еще тетрадки и всякие мелочи) — это то, что должно нравится ребенку. Покупайте эти вещи вместе. Вы будете смотреть на практичность и удобство, а ребенок выберет «свой» ранец. Ведь ему с ним ходить.
7. Не отдавать сразу в секции
В первый год в школе напряжение у ребенка немыслимое. Это нам кажется, что он там какие-то глупости делает — палочки и крючочки… А для первоклашки необходимость сидеть несколько уроков подряд, молчать, концентрироваться, работать в большом коллективе — это тяжелая работа. Поэтому психологи и учителя очень просят родителей не нагружать ребенка в первом классе секциями и занятиями. Лучше погулять лишний раз после школы и перед сном, лучше поиграть дома, чем все свободное время проводить в художественных и музыкальных школах. Одно исключение — спортивные секции всегда приветствуются. Ведь спорт как раз помогает сменить деятельность и придает сил.
8. Не пугать школой
Есть такие родители-весельчаки, которые вспоминают при ребенке, как их учительница била линейкой, как они сбегали с уроков, как одноклассники выбрасывали их портфели и какой школа была ужасной… Помните, что каждое ваше слово ребенок воспринимает как истину. Мама с папой не любили школу — значит, в школе плохо и я туда не хочу. Лучше все-таки рассказывать позитивные истории из своей школьной жизни.
9. Приучить к тому, что книги — друзья
Ребенок, который любит книги, в школе будет успешнее того, кто привык к планшетам и телевизору. Ребенок, который знает, что книги — это интересно, будет учиться с удовольствием. Пусть у ребенка в комнате будет своя низкая полочка с книгами. Читайте первоклашке вслух (и не прекращайте только потому, что он уже сам знает буквы), покупайте раскраски и развивалки с разными интересными заданиями, старайтесь готовить доклады для школы по энциклопедиям с картинками. И всегда обсуждайте прочитанное. Так ребенок поймет, что книги — это знания, развлечение, эмоции и развитие.
10. Купить форму из натуральных тканей
Школьная форма у всех разная, и, как правило, чтобы она подольше служила, ее шьют из практичной ткани, в которой синтетики не меньше 30-40%. Практично — это да. Но маленькому ребенку тяжело сидеть целый день в синтетике или носиться на переменах в жарком акриловом пиджаке. Если вариантов формы нет, хотя бы футболки, рубашки, колготки и жилетки/кофты выбирайте из хлопка.
По мотивам проекта «Дети в большом городе».
sobesednik.ru
Советы мамам будущих первоклассников - The Jizn
Пока не забылось все надуманное и наболевшее, решила записать мои советы мамам будущих первоклассников. Советы, понятное дело, мои личные, ни на что не претендующие. Очень даже вероятно, что для Вас и для Вашего ребенка они совершенно не подойдут.
Что-то из того, о чем я хочу написать, я опробовала на себе и Андрее, а что-то не успела (слишком поздно об этом задумалась, 1-ый класс уже походил к концу, так что о результатах пока сказать нечего).
Итак, советы…
Совет первый. О самостоятельности
Не делайте за ребенка его работу. Пусть сам заполняет дневник, сам собирает портфель, сам следит за остротой карандашей и т.д. Я бы посоветовала несколько раз показать, как это делается, объяснить почему так, а не иначе, потом еще несколько раз постоять «над душой», пока он все это делает, и затем полностью отдать это дело на откуп ребенку.
По нашему опыту могу сказать, что бывали накладки… Бывало, что забывал какую-то тетрадь или еще что… Несколько раз забывал сменку… Но по-моему в 1-ом классе все это гораздо безболезненней и безопаснее. Но зато научится не забывать, а не жить маминой головой. Во втором полугодии, кажется, уже ни разу никаких накладок не было.
Разительная разница с бассейном. Там я этот момент упустила и сложилось так, что пакет в бассейн собирала обычно я… В итоге получала «предъявы»: «Мама, ты очки забыла положить!»… Тут я сердилась и говорила: «Что это я забыла? Кто в бассейн идет? Почему ты сам не проверил, все ли собрано? Почему сам не положил очки?»… А по сути-то Андрей не виноват — сама избаловала.
И еще одеваться… И обуваться. Очень для меня дико выглядит 7-летний здоровенный лоб, которому бабушка надевает ботинки…
Совет второй. Об уроках и приоритетах
Вот это как раз очень и очень важная вещь. Но которую я начала внедрять только в конце учебного года, так что о результатах говорить пока рано… Но теоретически мне это кажется верным.
Нужно научить ребенка расставлять приоритеты при выполнении уроков. То есть ребенок должен в первую очередь посмотреть, что задали, оценить «предполагаемый ущерб». То есть, как много вообще задали, какие задания понятны, какие не очень. Какие можно сделать легко и быстро, а с какими придутся повозиться. Какие он может сделать самостоятельно, а где ему нужна помощь, и какая именно помощь необходима.
И после этого распределить, когда и в каком порядке он будет делать задания, а если где-то нужна помощь, подстроиться под того, кто будет помогать. Например, он может решить: сначала сделаю то, что легко и быстро, потом то, с чем надо повозиться… А потом как раз мама освободится и поможет мне с тем, что я один не смогу…
Почему это важно… Очень многие дети страдают от того, что на контрольных или олимпиадах делают задания по порядку. В итоге попадается задание, с которым у них «затык», долго с ним возятся, в итоге и его не решают и остальное не успевают. Гораздо разумнее в таком случае отложить неподдающееся задание и решать более легкие. А к этому вернуться потом, если время останется. Толку будет больше.
И еще к вопросу о тех заданиях, которые ребенок не может сделать самостоятельно. Тут тоже надо смотреть… Кое-что действительно не может… А кое-что… Достаточно посмотреть, как делали аналогичные задания в классе и вспомнить… Или полистать учебник и попытаться разобраться, посмотреть примеры… Хотя и не густо в «Школе 2100» и Петерсон с примерами, но все же они есть и разобраться при желании вполне можно.
Совет третий. О помощи и контроле…
Совет, который, пожалуй, в чем-то противоречит предыдущим. А может и не противоречит, не знаю.
Все же не забывайте, что ребенок в 1-ом классе (да и во всей начальной школе) — это еще совсем маленький ребенок. И он может быть еще психологически не готовым к полной самостоятельности. Многие дети такого возраста еще не могут самостоятельно концентрироваться долгое время на уроках, не отвлекаться, не считать ворон, не рисовать чертиков на полях…
Не отпускайте ребенка в самостоятельное плаванье слишком рано! Смотрите по ребенку — что он уже может, а что нет. И какой минимум помощи ему нужен. Кому-то достаточно, чтобы мама спросила: «Ты сделал уроки?» — «Да» — «Вот и славно», а кому-то надо, чтобы мама сидела рядом. Заметьте, не делала уроки за ребенка, а сидела рядом и своим присутствием помогала сосредоточиться.
Я долгое время сидела с Андреем за столом. Следила, чтобы он правильно держал ручку, просила, чтобы объяснил мне ход решения… Постепенно я его отпускала все больше и больше и под конец учебного года мое участие сводилось к тому, что я только проверяла написанное, слушала выразительное чтение (он читает неплохо, но выразительность оценить пока не может) и сидела с ним, только когда он готовил задание по окружающему миру, потому что при самостоятельной подготовке оно у Андрея вообще в голове не задерживалось. Впрочем, там такие темы, такие формулировки… Что, может, и хорошо, что не задерживалось.
Совет четвертый. О времени
Ребенок должен уметь определять время по часам. Но… Даже те дети, которые на ты с циферблатом, зачастую совершенно неадекватно оценивают протяженность времени… На просьбу предположить, сколько времени займет то или иное дело, отвечают что-то совсем не в дугу… И прошедшее время оценить то же не могут…
Между тем это крайне важный навык… Ребенок может не хотеть делать какое-то дело (те же уроки учить) потому, что искренне верит в то, что это займет целую вечность. А если он знает, что подготовка «домашки» по математике занимает всего 10 минут (как половина мультика или одна перемена, которая по всем ощущениям бесконечно коротка), то, глядишь, уже и не так страшно приступить.
Поэтому я очень советую приучать ребенка засекать, сколько времени занимает у него то или иное дело. Сколько нужно времени, чтобы прибраться в комнате? А поужинать? А подготовить ДЗ по информатике? А переодеться?.. И постоянно обращать его внимание на то, какие дела занимают примерно одинаковое время. Причем сравнивать приятные и интересные дела с теми, которые тоже нужно делать .
Более сложная задача, к которой стоит переходить уже после того, как ребенок более или менее знает, сколько времени у него что занимает, это планирование дел… «Что из необходимых дел, ты успеешь сделать до ужина?»..
Совет шестой. Об умении говорить
Учите ребенка говорить… В самом широком смысле. Чтобы он умел пересказать текст, ситуацию из своей жизни, выразить свое мнение. Чтобы умел нормальным русским языком рассказывать о решении задачи.
Чтобы умел говорить с учителем. Мог задать вопрос, если что-то не понятно, попросить объяснить еще раз… И еще, если потребуется. Чтобы мог попросить пояснить задание, если ему не понятно…
В конце учебного года проходили итоговые и переводные контрольные… Сколько возмущения на родительских форумах на счет некорректных заданий, кривых и непонятных формулировок… Обвинений всех и вся в этом…
Да, я полностью согласна с тем, что очень плохо, когда задания в контрольных некорректно или просто безграмотно сформулированы. Но ошибки в тестах есть и будут, и тут ничего не поделаешь… Можно бороться с мельницами, но не разумнее ли вложить эти силы в своего ребенка? Попытаться объяснить ему, что если ему не понятно задание, то надо поднять руку и попросить пояснить… Маленькие дети зачастую свято верят в непогрешимость печатного слова и в то, что взрослые не могут ошибаться. Но мы-то с Вами знаем, что это не так… И насколько ребенку будет проще жить, если он научиться разговаривать, научиться задавать вопросы…
Вот такие у меня получились советы… Наверняка что-то упустила. Предлагаю опытным мамам и учителям в комментариях тоже поделиться своими советами мамам будущих первоклассников.
Автор: Екатерина, мама двоих детей
Источник
thejizn.com
Советы мамам будущих первоклассников | Для любопытных глаз
Вот и каникулы… Они начались еще с конца той недели, но я все никак не могу отойти 🙂 Как-то все не начинаемся в моей голове лето 🙂
Пока оно таки не началось и пока не забылось все надуманное и наболевшее, решила записать мои советы мамам будущих первоклассников. Советы, понятное дело, мои личные, ни на что не претендующие. Очень даже вероятно, что для Вас и для Вашего ребенка они совершенно не подойдут.
Что-то из того, о чем я хочу написать, я опробовала на себе и Андрее, а что-то не успела (слишком поздно об этом задумалась, 1-ый класс уже походил к концу, так что о результатах пока сказать нечего).
Итак, советы…
Совет первый. О самостоятельности
Не делайте за ребенка его работу. Пусть сам заполняет дневник, сам собирает портфель, сам следит за остротой карандашей и т.д. Я бы посоветовала несколько раз показать, как это делается, объяснить почему так, а не иначе, потом еще несколько раз постоять «над душой», пока он все это делает, и затем полностью отдать это дело на откуп ребенку.
По нашему опыту могу сказать, что бывали накладки… Бывало, что забывал какую-то тетрадь или еще что… Несколько раз забывал сменку… Но по-моему в 1-ом классе все это гораздо безболезненней и безопаснее. Но зато научится не забывать, а не жить маминой головой. Во втором полугодии, кажется, уже ни разу никаких накладок не было.
Разительная разница с бассейном. Там я этот момент упустила и сложилось так, что пакет в бассейн собирала обычно я… В итоге получала «предъявы»: «Мама, ты очки забыла положить!»… Тут я сердилась и говорила: «Что это я забыла? Кто в бассейн идет? Почему ты сам не проверил, все ли собрано? Почему сам не положил очки?»… А по сути-то Андрей не виноват — сама избаловала.
И еще одеваться… И обуваться. Очень для меня дико выглядит 7-летний здоровенный лоб, которому бабушка надевает ботинки…
Совет второй. Об уроках и приоритетах
Вот это как раз очень и очень важная вещь. Но которую я начала внедрять только в конце учебного года, так что о результатах говорить пока рано… Но теоретически мне это кажется верным.
Нужно научить ребенка расставлять приоритеты при выполнении уроков. То есть ребенок должен в первую очередь посмотреть, что задали, оценить «предполагаемый ущерб». То есть, как много вообще задали, какие задания понятны, какие не очень. Какие можно сделать легко и быстро, а с какими придутся повозиться. Какие он может сделать самостоятельно, а где ему нужна помощь, и какая именно помощь необходима.
И после этого распределить, когда и в каком порядке он будет делать задания, а если где-то нужна помощь, подстроиться под того, кто будет помогать. Например, он может решить: сначала сделаю то, что легко и быстро, потом то, с чем надо повозиться… А потом как раз мама освободится и поможет мне с тем, что я один не смогу…
Почему это важно… Очень многие дети страдают от того, что на контрольных или олимпиадах делают задания по порядку. В итоге попадается задание, с которым у них «затык», долго с ним возятся, в итоге и его не решают и остальное не успевают. Гораздо разумнее в таком случае отложить неподдающееся задание и решать более легкие. А к этому вернуться потом, если время останется. Толку будет больше.
И еще к вопросу о тех заданиях, которые ребенок не может сделать самостоятельно. Тут тоже надо смотреть… Кое-что действительно не может… А кое-что… Достаточно посмотреть, как делали аналогичные задания в классе и вспомнить… Или полистать учебник и попытаться разобраться, посмотреть примеры… Хотя и не густо в «Школе 2100» и Петерсон с примерами, но все же они есть и разобраться при желании вполне можно.
Совет третий. О помощи и контроле…
Совет, который, пожалуй, в чем-то противоречит предыдущим. А может и не противоречит, не знаю.
Все же не забывайте, что ребенок в 1-ом классе (да и во всей начальной школе) — это еще совсем маленький ребенок. И он может быть еще психологически не готовым к полной самостоятельности. Многие дети такого возраста еще не могут самостоятельно концентрироваться долгое время на уроках, не отвлекаться, не считать ворон, не рисовать чертиков на полях…
Не отпускайте ребенка в самостоятельное плаванье слишком рано! Смотрите по ребенку — что он уже может, а что нет. И какой минимум помощи ему нужен. Кому-то достаточно, чтобы мама спросила: «Ты сделал уроки?» — «Да» — «Вот и славно», а кому-то надо, чтобы мама сидела рядом. Заметьте, не делала уроки за ребенка, а сидела рядом и своим присутствием помогала сосредоточиться.
Я долгое время сидела с Андреем за столом. Следила, чтобы он правильно держал ручку, просила, чтобы объяснил мне ход решения… Постепенно я его отпускала все больше и больше и под конец учебного года мое участие сводилось к тому, что я только проверяла написанное, слушала выразительное чтение (он читает неплохо, но выразительность оценить пока не может) и сидела с ним, только когда он готовил задание по окружающему миру, потому что при самостоятельной подготовке оно у Андрея вообще в голове не задерживалось. Впрочем, там такие темы, такие формулировки… Что, может, и хорошо, что не задерживалось 🙂
Совет четвертый. О времени
Ребенок должен уметь определять время по часам. Но… Даже те дети, которые на ты с циферблатом, зачастую совершенно неадекватно оценивают протяженность времени… На просьбу предположить, сколько времени займет то или иное дело, отвечают что-то совсем не в дугу… И прошедшее время оценить то же не могут…
Между тем это крайне важный навык… Ребенок может не хотеть делать какое-то дело (те же уроки учить) потому, что искренне верит в то, что это займет целую вечность. А если он знает, что подготовка «домашки» по математике занимает всего 10 минут (как половина мультика или одна перемена, которая по всем ощущениям бесконечно коротка), то, глядишь, уже и не так страшно приступить.
Поэтому я очень советую приучать ребенка засекать, сколько времени занимает у него то или иное дело. Сколько нужно времени, чтобы прибраться в комнате? А поужинать? А подготовить ДЗ по информатике? А переодеться?.. И постоянно обращать его внимание на то, какие дела занимают примерно одинаковое время. Причем сравнивать приятные и интересные дела с теми, которые тоже нужно делать 🙂
Более сложная задача, к которой стоит переходить уже после того, как ребенок более или менее знает, сколько времени у него что занимает, это планирование дел… «Что из необходимых дел, ты успеешь сделать до ужина?»..
Совет шестой. Об умении говорить
Учите ребенка говорить… В самом широком смысле. Чтобы он умел пересказать текст, ситуацию из своей жизни, выразить свое мнение. Чтобы умел нормальным русским языком рассказывать о решении задачи.
Чтобы умел говорить с учителем. Мог задать вопрос, если что-то не понятно, попросить объяснить еще раз… И еще, если потребуется. Чтобы мог попросить пояснить задание, если ему не понятно…
В конце учебного года проходили итоговые и переводные контрольные… Сколько возмущения на родительских форумах на счет некорректных заданий, кривых и непонятных формулировок… Обвинений всех и вся в этом…
Да, я полностью согласна с тем, что очень плохо, когда задания в контрольных некорректно или просто безграмотно сформулированы. Но ошибки в тестах есть и будут, и тут ничего не поделаешь… Можно бороться с мельницами, но не разумнее ли вложить эти силы в своего ребенка? Попытаться объяснить ему, что если ему не понятно задание, то надо поднять руку и попросить пояснить… Маленькие дети зачастую свято верят в непогрешимость печатного слова и в то, что взрослые не могут ошибаться. Но мы-то с Вами знаем, что это не так… И насколько ребенку будет проще жить, если он научиться разговаривать, научиться задавать вопросы…
Вот такие у меня получились советы… Наверняка что-то упустила. Если что-то вспомню, потом еще напишу… Предлагаю опытным мамам и учителям в комментариях тоже поделиться своими советами мамам будущих первоклассников 🙂
4curious-eyes.ru