Условные знаки погоды. Изучение явлений погоды в детском саду и школе. Условные обозначения погоды 2 класс окружающий мир


"Что такое погода" (2 класс)

Тема урока: «Что такое погода?»

Тип урока: изучение нового материала

Образовательная программа: «Школа России»

Цель: формирование представления о погоде;

Задачи:

 дать общее представление о погоде, какая она бывает;

 развитие умения правильно вести себя во время грозы;

 воспитывать наблюдательность и умение слушать.

Оборудование: ТСО, учебник, конспект, презентация, наглядный материал

Ход урока

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

УУД

Орг. момент

Дождик землю поливаетИ деревья умывает.Что- то он сказать хотел,К нам в окошко залетел.Он решил нам подсказать,Что урок пора начать.

Здравствуйте, присаживайтесь. Давайте познакомимся, меня зовут Виктория Васильевна и я сегодня проведу у вас урок окружающего мира.

- Ну что начнём?

Приветствие

ЛУУД

Актуализация знаний

Сегодня помогать вам открывать новые знания будет Муравьишка. Наша задача помочь ему добраться до дома, выполняя все предлагаемые задания.

И прежде чем пустить вас в страну знаний, решил устроить вам проверку. За 1 минуту мы с вами должны успеть ответить на все вопросы, которые нам приготовил Муравей.

Опрос

  1. Человек заболел. Он говорит: «У меня жар». Это значит у него поднялась…

  2. Прибор для измерения температуры воды, воздуха, тела человека.

  3. Граница между теплом и холодом, на термометре обозначена цифрой…

  4. Температуру тела человека измеряет…

  5. Пластинка с делениями

  6. Одно деление обозначает…

  7. Число градусов тепла записывается со знаком…

  8. Число градусов холода записывается со знаком…

  9. Отсчёт градусов мороза ведут от нуля…

  1. Температура

  2. Термометр

  3. 0

  4. Медицинский термометр

  5. Шкала

  6. Градус

  7. +

  8. Вниз

РУУД

Формулирование темы урока, целеполагание

У.стр.32

Отгадайте, о чём идёт речь, и вы узнаете тему урока.

Бывает холодная и жаркая, бывает сухая и дождливая, а ещё морозная и капризная. - Догадались? Ну, конечно, это…

(Открывает слово «погода» на доске)

- Предположите, о чём мы будем говорить на уроке?

Прочитайте тему урока на стр. 32 учебника

- Какие учебные задачи мы поставим перед собой?

- А что говорит об этом Муравьишка, прочитайте в учебнике на стр.32

Мы поставили перед собой задачи. Давайте искать их решение вместе.

Погода

О погоде

«Что такое погода?»

Узнаем, из чего складывается погода. Научимся обозначать явления погоды условными знаками. Подумаем, для чего нужны прогнозы погоды.

РУУД

Открытие новых знаний

Работа со схемой

СЛАЙД 1

СЛАЙД 2

СЛАЙД 3

СЛАЙД 4

СЛАЙД 5

Сегодня вы шли в школу. - Какой показалась вам погода?

В зависимости от погоды люди одеты либо в куртки и плащи, шубы и дубленки, либо в рубашки и джемпера.

- Какую одежду выбрали, когда собирались в школу? Почему?

-Взяли ли с собой зонт? Почему?

-Как узнали, во что надо одеться, чтобы не замёрзнуть или не вспотеть?

-Так что же такое погода?

-Посмотрите на схему и попробуйте объяснить из чего складывается погода?

А верны ли ваши предположения, давайте спросим у Муравьишки.

Во-первых, погода складывается из температуры воздуха.

-Вспомните, как обозначается температура воздуха. Прочитайте запись температуры разными способами.

+10 С0

-7 С0

- 15 С0

+24 С0

(Вызываю 2 человека к доске, для объяснения записи температуры, изображённой на карточках)

Карточки:

+6 С0

-19 С0

-Будет ли зависеть погода от температуры воздуха?

(Передвигаю Муравьишку на этап дальше)

-От чего ещё зависит погода?

Давайте посмотрим, что нам предлагает Муравьишка

Во-вторых, погода складывается из…. (отгадайте загадку)

Летит- не птица, воет- не зверь.

-Что же такое ветер?

-Какие ветры бывают?

Определите по картинкам какой изображен ветер.

(Передвигаю Муравьишку на этап дальше)

(Хорошая - плохая, ветреная - безветренная, солнечная - пасмурная)

Ответы на вопросы. Высказывают своё мнение

Температура воздуха (холодно, тепло или жарко)

Облачность (скопление облаков)

Осадки (дождь, снег, град)

Ветер (перемещение воздушных масс)

С0

Да

Предположения детей

Ветер

Ветер – это движение воздуха

Слабые и сильные

РУУД

ПУУД

КУУД

Физкультминутка

А теперь немножко отдохнём

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо. (Наклоны вправо-влево.)

Ветер тише, тише, тише, (Присесть, спина прямая.)

Деревцо все выше, выше. (Встать на носки.)

Раз, два — выше голова, (Поднять голову.)

Три, четыре - руки шире, (Руки в стороны.)

Пять, шесть — тихо сесть. (Сесть за парту.)

Продолжение работы по теме урока

СЛАЙД 6

СЛАЙД 7

У.стр.33

СЛАЙД 8

СЛАЙД 9

У.стр.33

СЛАЙД 10

Раб.тетр.стр.12, зад.№1

СЛАЙД 11

СЛАЙД 12

-От чего ещё будет зависеть погода?

Спросим у Муравьишки

В-третьих, погода складывается из облачности

-А что такое облачность?

Вот какая бывает облачность, вы прочитаете сами по учебнику на странице 33.

-Какая бывает облачность?

(Вызваю 1 человека к доске, даю наглядный материал (солнце, тучи), прошу показать разную облачность: твоя задача собрать из предложенных картинок, предлагаемую Муравьишкой облачность) (Передвигаю Муравьишку на этап дальше)

Большая часть планеты Земля покрыта водой. Назовите известные вам водоёмы.

-Что можно узнать по данной схеме, изображённой на слайде?

А вот что говорит Муравьишка:

При круговороте воды тучи наполняются большим количеством влаги, становятся тяжелее воздуха и что тогда? Идёт дождь. Так образуются осадки.

В-чётвёртых, погода складывается из осадков.

-Какие бывают осадки?

А вот какие осадки вам предлагает Муавьишка. Посмотрите на картинки и скажите какие виды осадков вы наблюдаете?(Работа с наглядным материалом) (Передвигаю Муравьишку на этап дальше)

Снова вернёмся к статье учебника. Прочитайте текст на странице 33, абзац над картинками и сделайте вывод.

-Что такое погода и от чего она зависит?

Давайте поработаем с рабочей тетрадью. Открываем страницу 12, задание 1. (Передвигаю Муравьишку на этап дальше)

Муравьишка предлагает вам такое задание: выбирете слова на слайде, которыми можно охарактеризовать погоду:

Большая, маленькая, холодная, тёплая, жаркая, узкая, широкая, сухая, сырая дождливая, короткая, солнечная, ветреная. (Передвигаю Муравьишку на этап дальше)

Обратите внимание на доску. Муравьишка предлагает вам новый термин «метеорология»

Кто знает, что это такое?

Вот какое определение даёт вам Муравьишка:

Метеорология – наука о погоде

Давайте прочтём второй абзац на странице 34 и узнаем для чего нужна эта наука.

Для чего нужна метеорология?

Как называют людей, которые изучают погоду и предсказывают, какой она будет? (вывешивается термин на доску)

-Подумайте и расскажите, для чего нужны прогнозы погоды?

А вы знаете, что не только метеостанции и учёные нам помогают предугадать погоду, но и сама природа.

По каким приметам живой и неживой природы определяют погоду?

Существуют народные приметы, которые тоже иногда помогают предсказать погоду Например: (показ наглядного материала) Шишки хвойных деревьев раскрываются – к сухой погоде Ласточки низко летают – к дождю Если солнце садится в облака – жди дождя Если днём соцветия одуванчиков закрылись – будет дождь Если клевер сблизил листочки, а соцветия его поникли – жди дождя.

Облачность – скопление облаков

Самостоятельное чтение.

Выборочное чтение.

Круговорот воды в природе

Дождь, снег, град,туман

Погода – это сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра

Запись определения, самостоятельно

Метеорология

Наука о погоде

Она нужна, чтоб составлять прогнозы погоды

Метеорологи

Для того, чтобы знать какая будет погода

Высказывания предположений

Рефлексия

-Итак, что же такое погода?

-Как называется наука о погоде?

-Как называют людей, предсказывающих погоду?

-Что помогает предсказывать погоду?

-Удалось ли нам найти решения, поставленных нами задач?

-Какими способами мы их решали?

Посмотрите ребята, наш Муравьишка обрался до муравейника, но сделал он это благодаря вашей помощи. Спасибо, Вам!

-Что помогло нам, чтобы Муравьишка добрался до своего дома?

-Понравился ли вам урок?

-Возникли ли у вас трудности?

-Что было для вас легко, что сложно?

-Как мы можем использовать полученные знания?

РУУД

Итог урока

Выставление отметок

За урок поставлены оценки: а) активным учащимся за правильные и полные ответы; б) тем, кто выступил с результатами практической работы

ЛУУД

Домашнее задание

  1. Учебник: прочитать текст на стр.32-33

  2. В течении всей недели вести наблюдения за погодой и фиксировать результаты наблюдений в научном дневнике (Объяснение по работе с научным дневником)

infourok.ru

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе на тему "Что такое погода?"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 72 имении Ю.В.Лукьянчикова

Урок окружающего мира во 2 классе

«Что такое погода?»

Выполнила: учитель начальных классов Филатова А.В.

Цели: - знакомство уча с понятием погода; - формирование умения обозначать явления погоды условными знаками; - развитие мышления, памяти, умения рассуждать.

Учебные материалы: образцы термометров, карточки характеризующие погоду, условные знаки для обозначения явлений погоды.

Ход урока

1. Актуализация знаний

- Дети, отгадайте загадки.

Чудо-мастер мастерил мост высокий без перил. (Радуга)

 

 

И сады, и огороды всей округи полила. (Гроза)

  • Гуляю в поле, летаю на воле, Кручу, бурчу, знать никого не хочу, Вдоль села пробегаю, Сугробы наметаю. (Метель)

В тучах прячется, во мгле, только ноги на земле. (Дождь)

  • Громко стучит, звонко кричит, а что говорит — не понять и мудрецам не узнать. (Гром)

  • Гуляю в поле, летаю на воле,

Кручу, бурчу, знать никого не хочу,

Вдоль села пробегаю, сугробы наметаю. (Ветер)

Чему посвящены эти загадки? Правильно явлениям природы. Что такое явления природы? Какие явления называют сезонными? Приведите примеры.

Что такое термометр и для чего он нужен? Из чего состоит термометр? Как изменяется температура отлета к осени? Температура +10 градусов. В какое время года это может быть? Температура воздуха 20 градусов ниже нуля. Может ли это быть летом? При какой температуре теплее: -7; 0; +2? При какой температуре холоднее: 0; +4; +6?

2. Мотивация учебной деятельности

Когда мы слышим слова «температура воздуха», мы сразу понимаем, что речь идёт о погоде.

Что же такое погода и для чего нужны прогнозы погоды? Об этом будет разговор сегодня на уроке.

Вы узнаете из чего складывается погода. Научитесь обозначать явления погоды условными знаками.

3. Работа по теме урока

Для дальнейшего объяснения учитель может использовать рассказ «Что такое погода» из книги М. Кривич и 0. Ольгина «Какая завтра: погода?»

Мы живём на планете Земля, которая вращается вокруг Солнца. Солнечные лучи несут нам тепло и свет, они дают жизнь растениям, животным, людям.

Однако дело не только в солнечных лучах. В чём же ещё? В воздухе. В том самом воздухе, которым все мы дышим.

Наша Земля окружена воздушной оболочкой. Этот невидимый воздушный океан, в котором мы живём, называется атмосферой. Воздух очень лёгкий. Но не забывайте, что мы живём на самом дне воздушного океана. И весь воздух, который у нас над головой, нас давит. Поэтому и говорят: атмосферное давление.

Мы атмосферного давления обычно не замечаем, потому что внутри каждой клетки нашего тела точно такое же давление, что и снаружи, но измерить его можно, для этого есть приборы — барометры. Они показывают, что давление всё время меняется. Это причина, по которой возникают ветры.

Давайте вспомним с вами как появляется ветер.

В атмосферном океане появляются воздушные реки и ручейки, которые несут с собой тепло и холод, дожди и засуху. Откуда в воздухе появлется вода? С поверхности океанов, морей, озёр и рек. Она испаряется и поднимается вверх, в атмосферу. Вспомните, как образуется дождь?

Что же такое погода? Прочитайте статью в учебнике на странице 28 и определите, из чего складывается погода. (Сочетание температуры воздyxa, облачности, осадков, ветра — это и есть погода.)

В рабочих тетрадях допишите определение того, что такое погода с. 12 №1. Подчеркните слова, которыми можно охарактеризовать погоду 12 N" 2).

Ученики выполняют задание, затем обмениваются тетрадями для проверки работы.

Погода может быть тёплой или холодной, сухой или дождливой, ветреной или спокойной. Все эти изменения вызываются изменением состояния  воздуха, окружающего землю, его нагреванием или охлаждением. Погода играет важную роль в жизни человека: она может задержать отравление поездов и самолётов, уничтожить урожай и многое другое.

С помощью чего мы измеряем температуру воздуха?

Что такое облачность? Какими знаками обозначается это явление в дневниках наблюдений?

(Ученики открывают «Мой научный дневник» на странице 2 (середина рабочей тетради) и по ходу урока знакомятся с условными обозначениями различных явлений погоды. Учитель объясняет, как оформляются наблюдения за погодой.

Облако - скопление крошечных капелек воды или кристалликов льда. Облака бывают разных форм и расцветок. Некоторые похожи на клочки ваты, а другие покрывают всё небо. Перистые облака плывут высоко в небе, а кучевые ползут низко над Землей. Когда небо чистое солнечное, без облаков, то говорят — ясная погода. Когда небо частично закрыто облаками, то говорят— облачная погода. Когда небо все полностью затянуто облаками и нет просветов, то говорят-пасмурная погода.

Какие осадки кроме дождя и снега вы знаете?

Град очень похож на дождь, только вместо капель воды с неба падают твёрдые округлые кусочки льда — градины. Обычно они невелики  по размеру, но изредка попадаются градины, которые больше теннисного мяча.

Зафиксирован случай выпадения неимоверно крупного града. Это произошло в Москве 24 июня 1904 года. Вес градин, выпавших тогда, достигал 400 граммов и более. Они имели острые шипы. Град падал c такой силой, что стёкла теплиц были словно прострелены ядрами, В почве градины выбивали углубления до 6 сантиметров.

Мы уже вспомнили о том, как образуется ветер. Он может превратить жаркий день в прохладный, а может рассеять дождевые облака, так что вновь будет светить солнце. Ветер может быть лёгким дуновением, а может вырывать с корнем деревья и разрушать дома. Что это за ветры?

Торнадо-так называют в Северной Америке смерч гигантской, разрушительной силы. Эти вихри крушат на своём пути всё. Когда торнадо идёт по земле, он напоминает огромный пылесос, который всё, что встречается ему на пути, затягивает в воронку.

Бывают такие смерчи и у нас в стране. Откуда они появляются?

Когда над согретой землёй нависают холодные тучи, тёплый воздух поднимается вверх. Чем больше разница между температурами, тем быстрее поднимается поток воздуха. При очень большой разнице температур поток поднимается по спирали. Он закручивается против часовой стрелки и превращается в воронкообразный вихрь, всасывающий в себя воду и встречающиеся на пути предметы, поднимает их вверх и переносит на большие расстояния. Часто последствия смерча трагически-разрушаются постройки, гибнут люди.

Рассмотрите рисунки на с. 29 и назовите явления природы, изображенные здесь.

Можно ли предсказать погоду? Кто это делает? (Ученики читают текст «Как предсказывают погоду»)

Метеорологи - это учёные, наблюдающие за погодой. Учёные, которые предсказывают погоду, — синоптики.

Раньше не было приборов, помогающих определить погоду. Люди ориентировались на народные приметы. Подмечали форму облаков, цвет неба, поведение животных и растений. Таких примет-огромное количество.

- Знаете ли вы какие-нибудь приметы, по которым можно предсказать погоду? Дети знакомятся с некоторыми народными приметами на странице 31.

Но бывают ситуации, когда на долгие размышления просто нет времени. Это происходит тогда, когда людям грозят стихийные бедствия. Если приближается шторм, землетрясение, ураган или наводнение, людей предупреждают об этом немедленно, так как существует угроза их жизни. Поэтому работа метеорологов и синоптиков очень важна.

4. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

- Раньше хорошую, солнечную погоду без ветра называли «вёдро». Когда шёл дождь, мела метель или шёл снег, говорили — «непогода, ненастье». Что под названием «погода» понимают сейчас?

- Какие осадки вам известны? - Какая может бы облачность? - Как называется наука о погоде?

Проверим, как вы запомнили условные знаки. (Учитель показывает изображения знаков, а дети называют, что с их помощью обозначается.)

- Какие цели стояли перед нами в начале урока? Со всем ли мы справились? Какие трудности возникли? Ответьте на вопросы для самопроверки.

На дом - ученики выполняют задание №3 на странице 12 в рабочей тетради.

infourok.ru

Условные знаки погоды. Изучение явлений погоды в детском саду и школе :: SYL.ru

Каждый день происходят перемены в погодных условиях. Малыши, начиная с детского сада, учатся характеризовать, описывать и узнавать явления природы. В каждой группе, начиная с младшего возраста, на стенах висит календарь природы, где дети ежедневно отмечают явления, которые происходят за окном. Это делается с помощью условных знаков погоды, нарисованных на плакате.

В каждой возрастной группе идет увеличение количества символов, так как знания детей расширяются. Они узнают многие новые явления погоды. В статье рассмотрим все известные символы и их разнообразие, как приучают детей определять погоду, направление ветра, измерять температуру и различать виды облачности.

Календарь погоды в младшей группе детского сада

Малыши еще не знакомы со всеми тонкостями явлений природы, они различают только несколько основных определений погоды. Когда на небе светит яркое солнце и нет туч, то день считается солнечным, и ребенок стрелку поворачивает острием на нарисованное солнышко. Когда на улице дождь, стрелка поворачивается на изображение тучки с каплями.

Если погода пасмурная, солнце спряталось за тучи, то стрелка поворачивается на рисунок, на котором облако наполовину перекрыло солнце. Зимой, когда сыплет снег, ребенок указывает на изображение тучки со снежинками. Условные знаки погоды для малышей больше похожи на картинки. Так дети сразу видят, что они должны выбрать.

Определение погоды в средней группе

На данном календаре погоды имеется уже больше символов, но они все еще представлены картинками. Добавляются такие погодные явления, как гроза, радуга. Дети уже знают, что не каждый дождь сопровождается громом и молнией. Есть еще картинка осадков с радугой. Ребята знакомятся с таким явлением во время летнего дождя, когда солнце освещает капли, находящиеся в воздухе. Радугу можно видеть и во время полива цветов воспитателем или рядом с фонтаном.

Также есть еще один из новых условных знаков погоды - это ветер. Сначала дети учатся понимать его присутствие. Для этого используется флюгер, ленточки, ветрячки, да и просто кусочки бумаги. Можно из окна групповой комнаты рассмотреть листву на деревьях. Если на улице есть ветер, то листики шевелятся, а когда его нет - остаются неподвижными.

Условные знаки явлений погоды у старших дошкольников

По такому календарю природы видно, насколько больше явлений погоды уже знают дошкольники. Эту схему также можно использовать и в начальных классах школы. Дети учатся отличать спокойную погоду от слабого или сильного порывистого, шквального ветра.

Также ребята уже могут понять, насколько изменилась температура воздуха. Отмечается разная - жаркая, теплая, прохладная или совсем холодная. На таблице условных знаков погоды различается такая температурная шкала изображением людей разных цветов. Если жарко, то человек - оранжевый, тепло - желтый. А вот замерзшие люди нарисованы холодными оттенками. В прохладную погоду - голубой, в морозные дни - синий.

Уроки окружающего мира

Условные знаки погоды в школе изучаются уже по общепринятой в мире системе обозначений. Это уже не картинки, а символы, о значении которых не всегда можно догадаться по внешнему виду. Указывается направление ветра стрелкой, обращенной в какую-то сторону света. Дети должны уметь различать и правильно показывать все четыре основные стороны света, а также промежуточные, например, северо-восточный или юго-западный ветер. Определяется направление флюгером.

Также в таком календаре отмечается и температура воздуха, которую смотрят по градуснику за окном школы. Иногда дети ведут календарь погоды целый месяц, заполняя в рабочей тетради пустые клеточки, в которых вписываются только обозначения условными знаками.

Чтобы правильно заполнять таблицу, знаки нужно выучить наизусть. Изучение некоторых не представляет труда. Например, снег обозначается снежинкой, роса похожа на капельку на траве, гололед - это скользкая дорога, поэтому нарисована волнистая линия.

Как отмечается сила ветра, тоже несложно запомнить. Штиль - просто стрелка, а с усилением его сил, увеличивается и количество черточек на ней.

При изучении знаков важно придумывать для ребенка какие-то сравнения, аналогии. Так будет проще все запомнить. Дети должны понимать ценность таких наблюдений. Применяются такие сборы информации и в метеосводках, полезны они для сельского хозяйства и сравнения погоды в данный день в разные годы. Учеными изучаются изменения погодных условий на планете, знания помогают вовремя посадить семена в почву, чтобы они не промерзли и дали здоровые побеги.

www.syl.ru

Условные обозначения погоды| Окружающий мир| 3 класс

Наблюдать за погодой мы начали еще с первого класса. Теперь задание тоже: в течении одной недели каждого месяца  заполнять календарь  погоды| Условные обозначения  были даны в  рабочей тетради по окружающему миру за 2 класс, в 3 классе считается, что ученики  помнят с прошлого года. На деле это не всегда так.

Освежить в памяти условные знаки для обозначения погоды поможет эта табличка:

 

Условные знаки погоды

 

Понравилось это:

Нравится Загрузка...

kidside.ru

Урок окружающего мира во 2 классе: «Что такое погода»

Цели:

Знакомство учеников с понятием погода;

формирование умения обозначать явления погоды условными знаками;

развитие мышления, памяти, умения рассуждать.

Учебные материалы: образцы термометров; карточки понятиями, характеризующими погоду; условные знаки для обозначения явлений погоды; книга «Какая завтра погода?» (авт. М. Кривич, 0. Ольгин).

Ход урока окружающего мира во 2 классе

1. Актуализация знаний

- Отгадайте загадки и заполните сетку кроссворда.

Через поля, через луга

Стоит нарядная дуга.

(Радуга)

Гуляю в поле, летаю на воле,

Кручу, бурчу, знать никого не хочу,

Вдоль села пробегаю,

Сугробы наметаю.

(Метель)

По вертикали:

Рассыпался горох

На семьдесят дорог.

(Град)

Люди ждут меня, зовут,

А приду к ним - прочь бегут.

(Дождь)

Басовитый и серьёзный,

У него характер крут:

Заворчит он очень грозно —

Все сейчас же убегут!

(Гром)

Летит, рычит,

Ветки ломает,

Пыль поднимает,

Слышишь его,

А не видишь его. (Ветер)

Нет колёс у меня —

Я крылата и легка.

Громче всех постовых

Я свищу без свистка.

На лету, на лету, на лету,

Всю Москву замету.

(Вьюга)

Чему был посвящен кроссворд? Прочитайте ещё раз все отгадки, Предметы какой природы они называют?

Что такое явления природы? Какие явления называют сезонными? Приведите примеры.

Что такое термометр? Какие термометры вы знаете? Покажите их. Из чего состоит термометр? Для чего нужен этот прибор? Как изменяется температура отлета к осени? Температура +10 градусов. В какое время года это может быть? Тем­пература воздуха 20 градусов ниже нуля. Может ли это быть летом? При какой температуре теплее: -7; 0; +2? При какой температуре холоднее: 0; +4; +6?

2. Мотивация учебной деятельности

Когда мы слышим слова «температура воздуха», мы сра­зу понимаем, что речь идёт о погоде.

Что же такое погода? Об этом будет разговор сегодня на уроке.

Прочитайте, чему мы будем учиться на уроке.

(Узнаем, из чего скла­дывается погода.

Научимся обозначать явления погоды условными зна­ками.

Подумаем, для чего нужны прогнозы погоды.)

3. Работа по теме урока

Как вы можете ответить на вопрос: что такое погода? Выслушиваются ответы детей. Для дальнейшего бъяснения учитель может использовать рассказ «Что такое погода» из книги М. Кривич и 0. Ольгина «Какая завтра: погода?»

Мы живём на планете Земля, которая вращается вокруг Солнца. Солнечные лучи несут нам тепло и свет, они дают жизнь растениям, животным, людям.

Однако дело не только в солнечных лучах. В чём же ещё? В возду­хе. В том самом воздухе, которым все мы дышим.

Наша Земля окружена воздушной оболочкой. Этот невидимый воздушный океан, в котором мы живём, называется атмосферой. Воздух очень лёгкий. Но не забывайте, что мы живём на самом дне воздушного океана. И весь воздух, который у нас над головой, нас давит. Поэтому и говорят: атмосферное давление.

Мы атмосферного давления обычно не замечаем, потому что внутри каждой клетки нашего тела точно такое же давление, что и снаружи, но измерить его можно, для этого есть приборы — барометры. Они показывают, что давление всё время меняется. Это причина, по которой возникают ветры.

В первом классе мы с вами говорили о том, как появляется ветер. Вспомните это.

В атмосферном океане появляются воздушные реки и ручейки, которые несут с собой тепло и холод, дожди и засуху. Откуда в воздухе появлется вода? С поверхности океанов, морей, озёр и рек. Она испаряется и поднимается вверх, в атмосферу. Вспомните, как образуется дождь?

Что же такое погода? Прочитайте статью в учебнике на странице 28 и определите, из чего складывается погода. (Сочетание температуры воздyxa, облачности, осадков, ветра — это и есть погода.)

В рабочих тетрадях допишите определение того, что такое погода с. 12 №1.

Подчеркните слова, которыми можно охарактеризовать погоду 12 N" 2).

Ученики выполняют задание, затем обмениваются тетрадями для проверки работы.

Погода может быть тёплой или холодной, сухой или дождливой, ветреной или спокойной. Все эти изменения вызываются изменением состояния  воздуха, окружающего землю, его нагреванием или охлаждением. Погода играет важную роль в жизни человека: она может задержатьI отравление поездов и самолётов, уничтожить урожай и многое другое.

С помощью чего мы измеряем температуру воздуха?

Что такое облачность? Какими знаками обозначается это явление в дневниках наблюдений?

(Ученики открывают «Мой научный дневник» на странице 2 (середина рабочей тетради) и по ходу урока знакомятся с условными обозначениями различных явлений погоды. Учитель объясняет, как оформляются наблюдения за погодой.

Облако - скопление крошечных капелек воды или кристалликов льда. Облака бывают разных форм и расцветок. Некоторые похожи на клочки ваты, а другие покрывают всё небо. Перистые облака плывут высоко в небе, а кучевые ползут низко над Землей. Когда небо чистое солнечное, без облаков, то говорят — ясная погода. Когда небо частично закрыто облаками, то говорят— облачная погода. Когда небо все полностью затянуто облаками и нет просветов, то говорят-пасмурная погода.

Какие осадки кроме дождя и снега вы знаете?

Град очень похож на дождь, только вместо капель воды с неба падают твёрдые округлые кусочки льда — градины. Обычно они невелики  по размеру, но изредка попадаются градины, которые больше теннисного мяча.

Зафиксирован случай выпадания неимоверно крупного града. Это произошло в Москве 24 июня 1904 года. Вес градин, выпавших тогда, достигал 400 граммов и более. Они имели острые шипы. Град падал c такой силой, что стёкла теплиц были словно прострелены ядрами, В почве градины выбивали углубления до 6 сантиметров.

Мы уже вспомнили о том, как образуется ветер. Он может превратить жаркий день в прохладный, а может рассеять дождевые облака, так что вновь будет светить солнце. Ветер может быть лёгким дуновением, а может вырывать с корнем деревья и разрушать дома. Что это за ветры?

Торнадо-так называют в Северной Америке смерч гигантской, разрушительной силы. Эти вихри крушат на своём пути всё. Когда торнадо идёт по земле, он напоминает огромный пылесос, который всё, что встречается ему на пути, затягивает в воронку.

Бывают такие смерчи и у нас в стране. Откуда они появляются?

Когда над согретой землёй нависают холодные тучи, тёплый воздух поднимается вверх. Чем больше разница между температурами, тем быстрее поднимается поток воздуха. При очень большой разнице темпера­тур поток поднимается по спирали. Он закручивается против часовой стрелки и превращается в воронкообразный вихрь, всасывающий в себя воду и встречающиеся на пути предметы, поднимает их вверх и переносит на большие расстояния. Часто последствия смерча трагически-разрушаются постройки, гибнут люди.

Рассмотрите рисунки на с. 29 и назовите явления природы, изображенные здесь.

Можно ли предсказать погоду? Кто это делает?

(Ученики читают текст «Как предсказывают погоду» на странице ____ учебника.)

Метеорологи - это учёные, наблюдающие за погодой.

Учёные, которые предсказывают погоду, — синоптики.

Раньше не было приборов, помогающих определить погоду. Люди ориентировались на народные приметы. Подмечали форму облаков, цвет неба, поведение животных и растений. Таких примет-огромное количество.

- Знаете ли вы какие-нибудь приметы, по которым можно предсказать погоду?

Дети знакомятся с некоторыми народными приметами на странице ____.

Но бывают ситуации, когда на долгие размышления просто нет времени. Это происходит тогда, когда людям грозят стихийные бедствия. Если приближается шторм, землетрясение, ураган или наводнение, людей предупреждают об этом немедленно, так как существует угроза их жизни. Поэтому работа метеорологов и синоптиков очень важна.

4. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

- Раньше хорошую, солнечную погоду без ветра называли «вёдро». Когда шёл дождь, мела метель или шёл снег, говорили — «непогода, ненастье». Что под названием «погода» понимают сейчас?

- Какие осадки вам известны?

- Какая может бы облачность?

- Как называется наука о погоде? Проверим, как вы запомнили условные знаки.

(Учитель показывает изображения знаков, а дети называют, что с их помощью обозначается.)

- Какие цели стояли перед нами в начале урока? Со всем ли мы справились? Какие трудности возникли? Ответьте на вопросы для самопроверки.

Дома ученики выполняют задание 3 на странице 12 в рабочей тетради.

apruo.ru

"Что такое погода?" окружающий мир 2 класс

Гришова Ирина Петро

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5»

Лужский район

УРОК

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

2 КЛАСС

ТЕМА:

«Что такое погода?»

Тип урока: проблемный.

Луга – 2014г.

УМК «Школа России»

Учебник Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. В 2 ч. – 10-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 2014г.

Рабочая тетрадь Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс.

Тесты Плешаков А.А. Окружающий мир.

Тема урока:

- Что такое погода?

Новые знания:

- Погода – это сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра.

Проблема:

- Что такое погода? Из каких явлений состоит погода?

Цели:

- дать общее представление о погоде, какая она бывает;

- формировать у учащихся знания о совокупности явлений, составляющих погоду, умение рассказывать о погоде, опираясь на план;

- совершенствовать знания о явлениях природы, о термометре и температуре;

- развивать умение ставить вопрос и искать ответ, используя свои наблюдения, учебник;

- развивать умение наблюдать за явлениями погоды, сравнивать, обобщать и рассказывать о погоде;

- развивать умение работать в паре, обмениваться информацией, контролировать выполнение свое работы и работы партнёра;

- развивать умение работать с учебником и рабочей тетрадью, выполнять тестовые работы;

- воспитывать интерес к предмету через использование дополнительного материала к уроку.

Оборудование: проектор для воспроизведения презентации, сигнал обратной связи (светофорик), карточки для опроса.

Ход урока

Этапы урока

Содержание

Примечание

I Организация начала урока.

А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке:

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

II

Актуализация знаний.

1. Беседа о сезонных явлениях природы.

- Рассмотрите рисунки на слайде. Что на них изображено? (Времена года или сезоны)

- Какое время года соответствует сегодняшнему сезону? (Осень)

- С какими сезонными явлениями природы мы сталкиваемся осенью?

(Похолодало, дни становятся короче, мало солнышка, пожелтели листья, листопад, птицы улетают на юг…)

- Какие из этих явлений относятся к живой природе, а какие – к неживой?

Я ещё раз их перечислю, а вы покажите зелёным цветом светофорика явления, относящиеся к живой природе и красным цветом – к неживой.

- Молодцы, а проверить вы себя могли по цветам строчек на слайде.

2. Повторение знаний о термометре и температуре.

а) Беседа.

- Вспомните, каким образом можно измерить температуру воздуха, воды, человеческого тела? (Термометром)

- Что такое термометр?

(Прибор, измеряющий температуру)

б) Проверочная работа.

- У вас на столах лежат листочки с изображением термометра. Вспомните и подпишите названия его частей.

- А сейчас поменяйтесь листочками с соседом по парте и проверьте правильность выполнения работы по слайду.

- Встаньте ребята, справившиеся с заданием без ошибок.

- Вспомните, как правильно определять температуру по термометру? (Если столбик с окрашенной жидкостью, остановился ниже отметки 0, то это минусовая температура или холодно, а если выше – то, это тепло или плюсовая температура)

- Какая температура на термометрах, изображённых на слайде. (+ 40 градусов, + 20 градусов)

- Мы всё повторили и можем продолжить наш урок.

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Читаю по слайду, ребята показывают светофориком.

Самоконтроль.

Слайд 4.

Листочки с рисунком термометра.

Взаимопроверка.

Слайд 5

Слайд 6. Ученик выходит к доске, отвечает и объясняет свой ответ.

III.

Работа по теме урока.

1. Постановка проблемы.

- Сегодня к нам на урок пришли наши друзья и помощники – Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха.

- Муравьишка предлагает вам открыть учебник на стр. 28.

- Кого Вопросик увидел на рисунке? (Мальчика Серёжу)

- Вопросик предлагает узнать, чем занят сейчас Серёжа.

- Посмотрите на Серёжу, может ли он сразу отправиться на улицу? (Нет)

- Почему? (Он не знает, какая сегодня погода).

- А зачем Серёже необходимо знать, какая сегодня погода? (Чтобы правильно одеться…)

- Посмотрите на Вопросика. Он о чём-то задумался.… Поднимите руку те, кто знает, что такое погода? (Выслушать ответы детей)

- Значит, на какой вопрос мы будем искать сегодня ответ?

(Что такое погода? Из чего она состоит?)

2. Выдвижение гипотез.

- Как вы думаете ребята, что надо сделать, чтобы узнать какая на улице погода? (Выслушать ответы)

- Вот такие предположения выдвинули вы.

А правы ли вы? Разобраться в этом вопросе вам и Мураьишке поможет учебник.

3. Поиск информации, доказывающей или опровергающей гипотезы.

2 абзац

- Итак, чтобы отправиться на улицу надо узнать температуру воздуха.

- Как вы можете узнать температуру воздуха? (Послушать телевизор, радио, выйти на балкон, посмотреть на термометр)

- Посмотри на наш термометр. Какую температуру он показывает?

( + 9 гарусов)

- Какой вывод можно сделать, на улице сейчас тепло или холодно? (Не очень тепло)

3 абзац

- Значит, чтобы знать о погоде, необходимо посмотреть на небо и определить облачность.

- Посмотрите за окно, какая сегодня облачность?

4 абзац

- Нельзя всё рассказать о погоде, промолчав об осадках.

- Вспомните, какие осадки выпадают осенью? (Дожди, снег)

- А что вы знаете о дождях?

- На земле много океанов и морей, рек, ручейков, озёр, прудов и луж. Солнце нагревает воду, Она с испаряется, становится прозрачным и невидимым паром. Этот лёгкий пар вместе с тёплым воздухом поднимается от земли всё выше и выше – на много километров. А там, на высоте, всегда холодно. Тёплый пар наверху прикасается к холодному воздуху, Из него образуются, крохотные, как пыль, капельки воды. Капельки ещё очень маленькие и лёгкие. Холодный воздух тащит их вниз, а тёплый воздух опять поднимает их вверх. Так они и снуют над землёй вверх-вниз, пока не сольются в крупные капли.

Но вот капель уже так много, что вместе они превращаются в большое облако. Ветер подхватывает облака и разносит их по свету.

Облака плывут над землёй, пока тяжёлые капли, не в силах больше удерживаться, и начинается дождь…

Прошёл дождь. Ещё недавно стояли лужи во дворе, Но выглянуло солнце, высушило воду, Она опять превратилась в пар, чтобы высоко в небе образовать тучку и вновь пролиться на землю благодатным дождём.

Физминутка

5 абзац

- Кто из вас может рассказать, как образуется ветер? (Ответы детей)

- Каким бывает ветер? (Сильный, слабый)

- А какой ветер сегодня? Как вы это определили? (По деревьям за окном)

3. Выводы.

- Итак, чтобы отправиться на улицу мы должны узнать, какие явления нас там встретят. Посмотрите на слайд, на что мы должны обратить внимание? (Ученики читают вслух)

- А как все эти явления назвать одним словом? (Погода)

- Посмотрите на картинку в учебнике, с какими ещё явлениями погоды мы можем столкнуться на улице. (Ответы детей)

- Когда они бывают?

- Муравьишке интересно, а листопад может повлиять на погоду? (Нет, листопад – это явление природы, а не погоды)

3. Подтверждение гипотезы.

- Итак, ребята, на какой вопрос вы с Муравьишкой искали ответ? (Что такое погода?)

- Какие гипотезы мы с вами выдвинули? (Дети читают текст слайда)

- А что узнали из учебника? (Дети читают текст слайда)

- Прочитайте об этом 6 абзац на стр. 29 учебника.

- И всё же, давайте послушаем, что нам расскажет Мудрая Черепаха.

- Верными ли оказались наши предположения? (Да)

Слайд 7

Чтение текста на с. 28

(до рисунка) Читают подготовленные ученики.

Слайд 8

Слайд 9

Чтение текста учебника на с. 29

Слайд 10

(текст на слайде выступает постепенно)

Вызвать ученика.

Слайд 10

Слайд 10.

Выступление ученика.

Слайд 10

Слайд 10 (полностью)

Можно хором.

С. 29

Слайд 11.

Учебник с. 29

Слайд 12.

Можно хором.

IV.

Закрепление

1. Выполнение заданий в рабочей тетради.

а) 1 задание

- На какой вопрос мы сегодня отвечали?

- Прочитайте 1 задание.

В предложении не хватает некоторых явлений погоды.

- Вспомните сами, посмотрите на сообщение Мудрой черепахи или в учебник и дополните предложение.

- А теперь поменяйтесь тетрадями.

- Поднимите зелёный сигнал, если ваш сосед справился с заданием.

б) 2 задание.

- Прочитайте 2 задание.

- Чтобы выполнить его, я предлагаю вам посоветоваться с соседом по парте и вместе выполнить это задание.

- Вы замечательно справились с заданием.

- Дома вы выполните 3 задание.

Рабочая тетрадь стр. 12.

Дети читают сначала про себя, затем один ученик вслух.

Взаимопроверка.

1 ученик читает предложение, а остальные проверяют.

(Помочь тем, кто ошибся)

Работа в парах.

Проверка:

1 ученик читает вслух, а другие показывают зелёным цветом светофорика, согласны ли они с ответом.

Дом. задание.

V.

Дополнительные знания.

1. Беседа.

- Где чаще всего вы слышите о погоде? (По телевизору или радио во время передачи прогноза погоды)

- А вы никогда не задумывались, ребята, откуда ведущие передач знают о погоде у нас в стране и на всём земном шаре? (Наверно, им кто-то рассказывает)

2. Работа с учебником.

а)

- Верно! Испокон веков люди старались предсказать погоду. Существует целая наука о погоде. Давайте прочитаем об этом в учебнике.

- Так как называется наука, изучающая погоду?

- Рассмотрите рисунок в учебнике и на слайде.

- Что на нём изображено? (Ответы детей)

б)

- Прочитайте вопрос над рисунком. Зачем прогнозы погоды нужны и нам, и Серёже, и Муравьишке с Черепахой, и всем людям на Земле? (Выслушать ответы детей)

в)

- Я уверена, ребята, что у Муравьишки и Черепахи нет телевизора, нет радио, нет метеоспутников и метеостанций. Как им узнать о предстоящей погоде? (Они наблюдают за погодой)

- Верно, ребята, если внимательно наблюдать за природой и погодой, то можно заметить, что погода и природа связаны, так возникли приметы.

Давайте прочитаем о них в учебнике.

- Может вы тоже знаете приметы погоды? (Ответы детей)

- Вот вам ещё одно задание домой: поспрашивать у родителей, бабушек и дедушек о приметах.

Стр. 30

до рисунка.

Слайд 13

Слайд 14

Стр. 31

Дом. задание.

VI.

Итог

1.

- На какой вопрос мы сегодня отвечали?

- Что же такое погода? Из каких явлений она состоит? (Ответы детей)

2. Сейчас я предлагаю вам немного побыть ведущими передачи «Прогноз погоды», но рассказать о сегодняшней погоде, пользуясь знаниями, полученными сегодня на уроке.

-Чьё выступление вам понравилось больше? Почему?

- Теперь каждый урок, мы будем начинать с подробного описания погоды.

2.

Чтобы окончательно убедиться в том, что вы хорошо запомнили урок, я предлагаю выполнить тест.

- А теперь обменяйтесь тетрадями. Поставьте +, рядом с верным ответом.

- Встаньте ребята, получившие 4 +…, 3+… .

- Прочитайте на слайде свою оценку за сегодняшний урок.

Слайд 15

Выступления детей.

Тест.

С. 11

Задания 21, 22, 23, 24.

Взаимопроверка при помощи

слайда 16.

Слайд 17.

VII.

Домашнее задание.

  1. Выучить правило на с.31.

  2. Рассказывать о погоде, пользуясь правилом.

  3. Выполнить задание 3 в рабочей тетради на стр. 12.

  4. Спросить о народных приметах у своих родных, друзей и знакомых.

infourok.ru

окружающий мир 2 класс научный дневник условные знаки погоды - Блоги

окружающий мир 2 класс научный дневник условные знаки погоды

Dateiformat: PDF/Adobe Acrobat условные обозначения для записи погоды в дневник наблюдений. «научный дневник 2 класс по окружающему миру условные знаки. «Стандарты второго поколения», научный руководитель Кондаков А.М.),. Курс «Окружающий мир» является интегративным, объединяющим знания… 1 класс-66 часов, 2 — 4класс по 68 часов.… Условные знаки как источник информации… Дневник наблюдений за природой.. Прогноз погоды и его важ-. Интересные рецензии пользователей на книгу Окружающий мир.. Например,«Придумай и нарисуй условные знаки к правилам безопасности» или. условные обозначения для записи погоды в дневник наблюдений 2 класс, условные обозначения… «научный дневник 2 класс по окружающему миру условные знаки. Научный руководитель:. .2 Сезонные изменения в жизни растений и животных Омского. .3 Анализ УМК курса «Окружающий мир» образовательной системы… -й класс. Раздел 2: «Человек и человечество» (34 ч) — Данилов Д.Д., Тырин. так же обращает внимание ребенка на условные знаки и шрифт. условные знаки погоды летнего дня в африке и кто открыл северную амереку помогите.. По окружающему миру сделать сообщение или реферат на тему «Как. «Стандарты второго поколения», научный руководитель Кондаков А.М.),. Курс «Окружающий мир» является интегративным, объединяющим знания… 1 класс-66 часов, 2 — 4класс по 68 часов.… Условные знаки как источник информации… Дневник наблюдений за природой.. Прогноз погоды и его важ-. Спецпредложения oтелeй в Во, быстрое бронирование oнлайн! 198 отелей! 28 авг 2012. Рабочая программа курса «Окружающий мир» для второго класса на 2012- 2013 учебный. школьникам естественно-научный и социально- гуманитарный материал,. Рабочая тетрадь: 2 класс.… явлениях в живой природе. Вести дневник наблюдений. Знание… условные знаки, выбирать. формирование научных знаний о природе закладывает в детях научный взгляд на. Компоненты ИУМК по предмету «Окружающий мир» и их сопряжение… «Дневник наблюдений погоды» является междисциплинарным объектом и может. Далее, перетаскивая цифры и условные знаки (как в кассе букв),. 11 сен 2013. „Мир вокруг нас“ (2 класс) ФГОС УМК „Школа России“. Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» разработана на основе. с использованием учебника А.А.Плешакова «Окружающий мир».2 класс, в 2- х частях.… Условные метеорологические знаки.… ные предсказания погоды.… рабочей тетради («Мой научный дневник»), составлять фоторассказ.Похожие статьи:жолток валерьяна сочинение лесные колокольчикигдз по башкирскому языку 9 класс тикеев гафаровпараграф 16 по географии за 6 класскдр по математике 10 класс ноябрь 2013 аннотацияплатье на конкурс мисс осень фото

aeterna.qip.ru