Урок окружающего мира "Состав и свойства воздуха". Воздух нельзя увидеть но его можно почувствовать если


Про воздух… Учебник, с. 48 — 49

Про воздух...

Ответы к стр. 48 - 49

1. Вспомни, что такое ветер.

Ветер - это движущийся воздух. Земля в разных местах по-разному нагревается солнечными лучами. От земли нагревается и воздух. Тёплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх. А холодный воздух устремляется на его место. Вот и возникает ветер.

2. Отчего загрязняется воздух?

Из труб заводов и фабрик, из выхлопных труб автомобилей в воздух попадают вредные вещества и он загрязняется.

  • Продолжи мысль:Воздух окружает нас повсюду: на улице, в классе, в комнате. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать, если... резко взмахнуть рукой или наклониться; побежать; когда дует ветер, открыть окно, включить вентилятор.

 

  • Используя рисунок, расскажи о значении воздуха для растений, животных, человека.

Воздух нужен людям, растениям и животным, чтобы дышать, а значит - жить.

  • Рассмотрите фотографию и схему. Попробуйте объяснить, отчего загрязняется воздух, на что это влияет, как защитить воздух от загрязнений.

Для нормальной жизнедеятельности человеку необходимо небольшое количество углекислого газа. Он необходим для процесса дыхания, кровообращения. Но если углекислого газа в воздухе больше допустимой нормы, это может навредить организму человека. Кислород мы получаем из воздуха, которым дышим. Выдыхаем мы углекислый газ. То же самое происходит у животных и растений. А вот для питания растениям требуется углекислый газ, который они получают из воздуха, а выделяют кислород. Таким образом, поддерживается постоянный состав воздуха.Но человек вмешивается в этот баланс и нарушает его своей деятельностью. Вырубая леса, мы уменьшаем количество кислорода. И ещё больше углекислого газа становится из-за того, что трубы фабрик и заводов выбрасывают его в атмосферу целыми облаками. Баланс необходимого соотношения кислорода и углекислого газа в воздухе нарушается. Это вредит не только нашему здоровью, но и всей планете.Чтобы промышленные предприятия не загрязняли воздух, на них надо ставить очищающие установки.

  • Узнайте, что делается для охраны чистоты воздуха в вашем крае.

В нашем городе расположены два экологических поста, которые занимаются мониторингом состояния окружающей среды, в том числе фиксируют превышение допустимой концентрации вредных веществ в воздухе.

Окружающий мир. 2 класс. Ответы

Ответы к домашнему заданию. 2 класс. Все предметы

Про воздух… Учебник, с. 48 — 49

Оцените и поделитесь с друзьями!

razviwaika.ru

Конспект урока окружающего мира по теме "Воздух"

Разделы: Начальная школа

Задачи: продолжить формирование представлений о воздухе, его составе, значении для растений, животных и человека, основных причинах и последствиях загрязнения воздуха, важнейших мерах по его охране; учить детей читать схему, развивать способность к эстетическому восприятию природы; воспитывать бережное отношение к природе, интерес к учебному предмету.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Мы начинаем урок окружающего мира.

- А для чего мы изучаем этот учебный предмет? (чтобы больше узнать о природе, обо всем, что нас окружает)

А как вы узнаете что-то новое для себя? (читаем, рассказывает учитель, спрашиваем у других людей)

- Конечно, если не задавать вопросы себе или другим, то ничего и не узнаешь…

Есть у нас шестерка слуг, Проворных, удалых. И все, что видим мы вокруг, Все знаем мы от них. Они по знаку нашему Являются в нужде. Зовут их: как и почему, Кто, что, когда и где?

2. Проверка домашнего задания.

- Какую тему мы изучали на прошлом уроке окружающего мира?

- Какие вопросы вы подготовили по этой теме?

(На доске ромашка с лепестками, на которых записаны вопросы “Как?”, “Почему?”, “Кто?”, “Что?”, “Куда?”, “Когда?” и “Где?” Дети отрывают по одному лепестку и задают свой вопрос одноклассникам, выслушивают ответ, оценивают его.)

Примерные вопросы:

  1. Как человек использует горные породы и минералы?
  2. Почему горные породы и минералы называют богатством?
  3. Где можно найти полезные ископаемые?
  4. Кто добывает и использует полезные ископаемые?
  5. Что такое полезные ископаемые?
  6. Когда люди научились использовать полезные ископаемые?

- Богата наша Земля разными сокровищами. Сегодня я получила очень дорогой подарок. Как вы думаете, что? (…) Хотите взглянуть? (Банка с надписью “Банка сокровищ”.)

- Прочитайте.

- А что за сокровища внутри? (полезные ископаемые)

- А сможете ли вы узнать их? Давайте попробуем.

(Вызываю одного ученика к доске, он достает по одному образцу, показывает ученикам, а те определяют, что это за полезное ископаемое, говорят, как человек его использует.)

- Остались еще сокровища в банке? (нет) Посмотрите внимательно. (нет, ничего)

- А я с вами не согласна. Здесь осталось самое дорогое, самое необходимое для нас с вами сокровище.

Он прозрачный невидимка, Легкий и бесцветный газ. Невесомою косынкой Он окутывает нас. Мы его не замечаем, Мы о нем не говорим. Просто мы его вдыхаем, Ведь он нам необходим. - Что же это? (воздух)

- Конечно, ребята, это воздух.

3. Определение темы урока. Постановка учебных задач.

- Как вы думаете, ребята, какова тема нашего сегодняшнего урока? (Воздух.)

- А на какие вопросы вы хотели бы сегодня получить ответ?

(Что такое воздух? Кому он необходим? Зачем он нужен? Почему воздух – сокровище? Как сохранить это богатство?)

Уточнение задач урока учителем.

  1. Что такое воздух?
  2. Как доказать, что воздух существует?
  3. Каково значение воздуха?
  4. Почему загрязняется воздух?
  5. Как охранять воздух?

4. Изучение нового материала.

- А теперь внимательно посмотрите на схему.

Схема:

Мы живем…

  • на планете Земля
  • в квартире
  • в России
  • в городе Чехове
  • на дне океана

- Согласны ли вы со всеми этими утверждениями? С чем не согласны?

- Посмотрите на рисунок.

- Над Землей находится огромный воздушный океан, и мы каждый час, каждую минуту сами того не замечая, “купаемся” в нем. И прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби, и даже автобусы и автомобили “купаются” в этом океане.

- Воздушная оболочка Земли – это ее удивительная голубая “рубашка”. Неслучайно нашу Землю называют голубой планетой. Высота воздушной оболочки достигает 1 тысячи километров.

- А как нам убедиться в существовании воздуха? Ведь увидеть мы его не можем. Обратимся за помощью к учебнику (стр. 38).

Статья в учебнике:

Воздух окружает нас повсюду: на улице, в классе, в комнате. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать, если … Продолжи мысль.

(ответы детей)

- Сравните свои ответы с учебником. (на стр. 38) – самост. чтение

- Совпали наши ответы с учебником?

- Чтобы почувствовать воздух, надо заставить его двигаться. А как называется движущийся воздух? (ветер) А почему дует ветер? (Земля в разных местах по-разному нагревается солнцем. От земли нагревается и воздух. Теплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх. А холодный воздух устремляется на его место. Вот и возникает ветер.)

- Воздух можно не только почувствовать, его можно и услышать. (демонстрация игрушки с пищалкой)

- Почему раздается писк? (когда мы сжимаем игрушку, воздух с большой силой давит на ее стенки, раздается писк)

- Думаю, теперь никто не сомневается в том, что воздух существует.

- Наблюдая за природой, мы с вами постоянно убеждаемся, что природа разумна, в окружающем нас мире нет ничего случайного, нет ни одного лишнего элемента, все в природе взаимосвязано. Зачем же нужен воздух? Каково его значение? (ответы детей)

- Прежде всего, воздух необходим для дыхания.

Дыхательная гимнастика.

- Вспомните, какие дыхательные упражнения мы знаем.

1. Глубокий вдох, выдох порциями.

2. Глубокий вдох, выдох с шипением.

3. Глубокий вдох - руки через стороны вверх, поднимаемся на носки, выдох – опускаем руки вниз.

- Воздух – это смесь газов, прежде всего азота, кислорода и углекислого газа.

- Какого газа в воздухе больше всего? (азота)

- Чуть меньше? (кислорода)

- И совсем мало? (углекислого газа)

- А какой газ, по-вашему, самый важный? (кислород)

- Почему? (он необходим для дыхания)

- Верно. Каждый человек дышит – вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ. Дышат люди, животные…. Почему же тогда кислород до сих пор не закончился в воздухе? (ответы детей)

- Растения тоже дышат, но они вдыхают углекислый газ, а выделяют кислород. Таким образом поддерживается равновесие в составе воздуха.

- Итак, воздух необходим для дыхания всем живым организмам.

- Рассмотрим рисунок на стр. 38.

- Зачем девочка протирает поверхность листьев растения?

- Почему так важно проветривать помещение?

- А для чего еще нужен воздух?

Опыт с горением.

На блюдце зажигается бумага. Накрывается стаканом. Бумага гаснет.

- Почему погасло пламя?

- Оказывается, не бывает огня без кислорода.

- А это хорошо или плохо?

- С одной стороны, огонь необходим для жизни человека. Когда древние люди научились добывать огонь, жизнь их стала намного легче. Огонь отпугивал хищных животных, согревал людей во время холодов, помогал готовить еду.

- С другой стороны, огонь может быть опасен. Чем? (пожарами)

- Скажите, почему нельзя во время пожара в помещении открывать окно? (приток воздуха усиливает огонь)

- Где легче потушить огонь – в закрытом помещении или на открытом месте? (в закрытом)

Физминутка.

Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветерок все тише, тише… Деревцо все выше, выше!

- А как еще человек использует воздух? Вы сами ответите на мой вопрос, выполнив задание. Работаем в группах.

(каждая группа получает конверт с рисунками:

  • одуванчик и клен,
  • парусный корабль,
  • вертолет, самолет, воздушный шар,
  • ветряная мельница.

- Рассмотрите рисунки и подумайте, как они связаны с темой нашего урока. Расскажите о значении воздуха.

- Посмотрите, как работает ветряная мельница. (анимация на диске)

- А вот так выглядит ветровая электростанция, о которой вы только что услышали. (рисунок)

- Вот видите, какое огромное значение имеет воздух, ветер.

- Казалось бы, человек должен только радоваться такому подарку природы – воздуху, заботиться о его чистоте. А что происходит на самом деле?

- На самом деле все чаще и чаще в разных уголках мира можно видеть такие страшные картины.

(зрительный ряд: смог над городом, дымящие заводы, выхлопные газы автомобилей)

- Рассмотрите схему, которую нарисовал Сережа. (стр. 39) Объясните ее значение. (ответы детей)

Комментарий учителя:

Трубы заводов и фабрик выпускают в воздух целые реки углекислого газа. Выражение “нечем дышать” все чаще встречается в разговорах большинства жителей городов. Все большее количество жителей нашей планеты страдают болезнью – астмой. У больных людей сильно затруднено дыхание, они задыхаются.

- Какие еще источники загрязнения воздуха можете назвать?

Схема:

Источники загрязнения воздуха:

1) машины,

2) заводы и фабрики,

3) пыль, дым.

Комментарии учителя:

1) Автомобиль стал злейшим врагом природы и человека. Он занимает первое место по объему выбросов вредных веществ в воздух. Кроме того, он поднимает целые клубы пыли, вдоль дорог растения заражены вредными веществами.

3) Около 50 лет назад от городского дыма в Лондоне погибли 4 тысячи человек. Это было серьезным предупреждением жителям городов всей планеты. Был принят закон о запрещении топлива, оставляющего дым. Но до сих пор проблема задымленности городов не решена. Темнеют здания, разрушаются памятники, в легких людей накапливаются вредные вещества.

- Что же делать? Ждать, пока наша планета превратится в безжизненную пустыню? Какие меры должен предпринимать человек, чтобы сохранить, очистить, пока еще не поздно, воздух на планете? (ответы детей)

Схема на доске:

Способы охраны воздуха: (рисунки) фильтры на заводах и фабриках,

  • посадка растений в городах,
  • использование невредных видов транспорта, топлива,
  • создание организаций по охране окружающей среды,

День защиты окружающей среды – 5 июня.

Работа в тетради.

Работа в парах.

- Откройте тетради на стр. 17. Прочитайте задание 2.

- Обсудите с соседом и выполните это задание.

Проверка коллективная.

- Если все люди нашей планеты прислушаются к зову природы о помощи, помогут ей, то все мы будем вознаграждены. Наградой нам будет жизнь, отличное здоровье, возможность созерцать красоту, которая доступна только нам, землянам.

(зрительный ряд – красота неба)

Комментарий учителя: текст учебника на стр. 40-41.

5. Подведение итогов урока.

- Вернемся к вопросам, которые мы поставили перед собой в начале урока. Попробуйте ответить на них сами.

- А теперь оцените свою работу на уроке.

6. Домашнее задание.

Стр. 38 – 41, прочитать, подготовить свои вопросы по теме.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Про воздух… Учебник, с. 48 — 49

Про воздух…

Ответы к стр. 48 — 49

1. Вспомни, что такое ветер.

Ветер — это движущийся воздух. Земля в разных местах по-разному нагревается солнечными лучами. От земли нагревается и воздух. Тёплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх. А холодный воздух устремляется на его место. Вот и возникает ветер.

2. Отчего загрязняется воздух?

Из труб заводов и фабрик, из выхлопных труб автомобилей в воздух попадают вредные вещества и он загрязняется.

  • Продолжи мысль:Воздух окружает нас повсюду: на улице, в классе, в комнате. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать, если… резко взмахнуть рукой или наклониться; побежать; когда дует ветер, открыть окно, включить вентилятор.

 

  • Используя рисунок, расскажи о значении воздуха для растений, животных, человека.

Воздух нужен людям, растениям и животным, чтобы дышать, а значит — жить.

  • Рассмотрите фотографию и схему. Попробуйте объяснить, отчего загрязняется воздух, на что это влияет, как защитить воздух от загрязнений.

Для нормальной жизнедеятельности человеку необходимо небольшое количество углекислого газа. Он необходим для процесса дыхания, кровообращения. Но если углекислого газа в воздухе больше допустимой нормы, это может навредить организму человека. Кислород мы получаем из воздуха, которым дышим. Выдыхаем мы углекислый газ. То же самое происходит у животных и растений. А вот для питания растениям требуется углекислый газ, который они получают из воздуха, а выделяют кислород. Таким образом, поддерживается постоянный состав воздуха.Но человек вмешивается в этот баланс и нарушает его своей деятельностью. Вырубая леса, мы уменьшаем количество кислорода. И ещё больше углекислого газа становится из-за того, что трубы фабрик и заводов выбрасывают его в атмосферу целыми облаками. Баланс необходимого соотношения кислорода и углекислого газа в воздухе нарушается. Это вредит не только нашему здоровью, но и всей планете.Чтобы промышленные предприятия не загрязняли воздух, на них надо ставить очищающие установки.

  • Узнайте, что делается для охраны чистоты воздуха в вашем крае.

В нашем городе расположены два экологических поста, которые занимаются мониторингом состояния окружающей среды, в том числе фиксируют превышение допустимой концентрации вредных веществ в воздухе.

Окружающий мир. 2 класс. Ответы

Про воздух… Учебник, с. 48 — 49

5 (100%) 1 vote

volzsky-klass.ru

Открытый урок окружающего мира на тему "Про воду". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Цели:

  • познакомить учеников с богатством природы – водой, ее некоторыми свойствами;
  • прививать навыки здорового образа жизни;
  • учить наблюдать, делать выводы, обобщать;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: учебник «Мир вокруг нас» А. А. Плешаков,  «Тесты к учебнику для 2 класса» А.А. Плешаков, Н.Н. Гара, З.Д. Назарова; схемы: загрязнение воздуха, три состояния воды; диаграммы: состав воздуха, соотношение соленой и пресной воды на Земле; карточки со словами для составления предложения; фотографии с изображением красоты воды, запись на аудиокассете: шум ручья,  моря.

ХОД УРОКА

– Каждый из нас получает в дар от природы удивительную вещь – организм, который хорошо умеет приспосабливаться к окружающей среде. Люди, порой, не ценят то, что дается даром. Например, здоровье. Сама мать природа позаботилась о нас, создав бесплатных докторов, помогающих сохранить наше здоровье. Об одном из таких докторов мы говорили на прошлом уроке. Что это за доктор? (Доктор Воздух) Чистый воздух – одно из главных богатств природы. Может ли человек прожить без него?(Человек не может прожить без воздуха и трех минут.)

Проверим домашнее задание в тетрадях.

Тест № 37. (Ответ: воздух – часть неживой природы.) Тест №  39 (Ответ: воздух нельзя увидеть)

Продолжите мое высказывания:

  • «Воздух нельзя увидеть, но можно почувствовать, если… (резко взмахнуть рукой, быстро побежать, если дует ветер, а ветер это движение воздуха.)
  • Невидимку можно услышать, если … (взять игрушку с пищалкой, нажать на нее. Из игрушки выходит воздух через маленькое отверстие, вот и раздается писк)

– Перечислите свойства воздуха. Какой он? (Бесцветный, прозрачный, занимает все пространство,  упруг и сжимаем) – Что входит в состав воздуха? (Азот, углекислый газ, кислород, пары воды)

Во время ответа ученика учитель выстраивает диаграмму на доске:

– Какой самый важный газ воздуха человек использует для дыхания? (Кислород) – Человек вдыхает… (кислород), а выдыхает … (углекислый газ) – Чтобы в нашей комнате был чистый свежий воздух, с большим количеством кислорода, что необходимо делать? – Вспомним стихотворение, которое мы выучили на прошлом уроке.

Чтоб здоровье было в норме Надо воздух освежать. И проветривать почаще, Пыль почаще протирать.

На доске схемы: проветривание, влажная уборка

– Какие советы давал  нам доктор Воздух   для укрепления здоровья? (Нужно больше гулять на свежем воздухе, спать с открытой форточкой, закаляться, принимая воздушные ванны)

– Сегодня для вас приготовил вопросы Почемучки Максим.

  • Что находится в стакане? (в руках держит стакан) (Воздух)
  • Что такое сквозняк и надо ли его бояться? (Если дети не могут самостоятельно ответить, то Максим дает правильный ответ: Если в помещении открыта одновременно форточка и дверь, то возникает сильное движение воздуха. Его обычно называют сквозняком. При сильном сквозняке очень быстро отводится тепло с поверхности тела. Это приводит к быстрому переохлаждению и может вызвать простуду.)
  • Когда мы устраиваем сквозняк, проветривая комнату, чтобы не простудиться, что необходимо сделать? (Выйти из комнаты)

– Дышать загрязненным воздухом вредно. Там, где воздух загрязнен, люди чаще болеют. Слово экологам.

Всему живому нужен чистый воздух. К сожалению из труб заводов и фабрик в воздух попадают вредные вещества и он загрязняется / прикрепляется схема/ Необходимо, чтобы на заводах и фабриках работали специальные установки, которые улавливают вредные вещества Воздух отравляется выхлопными газами автомобилей /схема/ В машинах вместо бензина нужно использовать газ или электричество. Лучше для здоровья – ездить на велосипеде /схема/ Вредный дым попадает в воздух при сжигании мусора /схема/ Мусор надо не сжигать, а перерабатывать на специальных заводах /схема/

                     

– Ребята, а эта схема что обозначает?

(Надо сажать деревья, потому что они забирают углекислый газ, а дают кислород)

– Спасибо экологам за информацию. – Как называется наше предприятие в деревне Губино, где изготавливают воздухоочистительные установки? (Эковент) – Молодцы, многое вы уже знаете о воздухе.

Физминутка

Вы, наверное, устали? Ну тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покружились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем: Раз, два, три, четыре, пять. Открываем, поморгаем И работать продолжаем.

– Сегодня мы познакомимся с еще одним доктором, который помогает нам сохранить свое здоровье. Это доктор Вода. Может ли человек, животное, растение прожить без воды? Слово биологу.

Человек без воды может прожить не больше 5 дней. Организм человека, в том числе мозг, кровь, больше на половину состоит из воды. Если человек весит 70 килограммов, то в нем 50 килограммов воды, или 4 ведра. Чтобы хорошо себя чувствовать, человек в сутки должен выпивать около трех литров воды. Животные и растения так же не могут жить без воды. А для некоторых из них вода является домом. Например: для рыб, дельфинов. Если бы не было воды, не было бы ничего живого.

На доске  карточка со словами 

– Значит, вода – это жизнь.

Выставляется карточка со словом

– Вы, наверное, догадались, что у меня в стакане? (Вода) – Воду можно перелить в банку и обратно. (Учитель демонстрирует.) – Почему? (Она текуча. Вода – жидкость.) – Всегда ли она жидкая? – Вода может находиться в трех состояниях и первое из них – жидкое. – Если нальем воду в блюдце и поставим в морозилку. Что произойдет? (Замерзнет, превратится в лед) Лед – это вода в твердом состоянии. – Летом вы наверняка наблюдали картину: прошел дождь, образовались лужи. Выглянуло солнце, и лужи высохли. Куда делась вода? (Испарилась) Мы говорим,  испарилась, то есть превратилась в пар – крохотные капельки, такие маленькие. Что их и не видно. Это газообразное состояние воды.

В процессе объяснения  учитель на доске выстраивает схему:

– Повторим три состояния воды (Твердое, жидкое, газообразное) – Вода в природе – это море, река… Продолжите (океан, лужа, ручей, родник, дождь)

Если дети что-то не назовут, то учитель загадывает загадки:

  • Крупно, дробно зачастил и всю землю напоил. (Дождь.)

  • Зимой на земле лежал, весной в реку убежал. (Снег.)

  • Я – вода, да по воде, же и плаваю. (Лед)

  • В огне не горит, и в воде не тонет. (Лед)

  • Похож я с виду на горох,

  • Где я пройду – переполох. (Град.) И не снег, и не лед,

  • А серебром деревья уберет. (Иней)

  • Заря-зареница По миру ходила, Слезу уронила. Месяц видел, Солнце скрыло. (Роса)

  • Молоко над речкой плыло, Ничего не видно было, Растворилось молоко, Стало видно далеко. (Туман)

  • Белая простыня По небу плыла. (Облако)

Вопрос Почемучки: Что общего и в чем разница между облаками и туманом? (И облака, и туман состоят из мельчайших капелек воды. Разница между ними заключается в том, что облака образуются высоко над землей, а туман – над поверхностью земли)

– Воды на земном шаре много, об этом мы говорили, рассматривая глобус. Но в морях и океанах вода какая? (Соленая). А человеку необходима пресная вода, которая содержится в реках и озерах. А ее не так и много. Рассмотрим соотношение воды на диаграмме.

Большая часть на нашей планете – соленая вода, и совсем небольшая часть – пресная вода. Поэтому с водой нужно обращаться бережно, не тратить напрасно, не забывать вовремя закрывать кран. – Можно пить воду сразу из под крана? (Нет, она не совсем чистая, надо пить отфильтрованную воду или отстоявшуюся  и кипяченую)

Надо, надо умываться По утрам и вечерам. А нечистым, трубочистам Стыд и срам, Стыд и срам.

– Из какого произведения этот отрывок? (К.И.Чуковский « Мой до Дыр») – Для чего моется человек? (Вода очищает кожу, смывая с нее грязь, пот и болезнетворные микробы) – Почему плохо быть грязнулей? (Никто не захочет дружить с грязнулей. Грязные уши – человек плохо слышит. Грязная кожа – организм плохо дышит. Грязные руки – появляются глисты) – Правильно, чистота – залог здоровья. – Повторяйте за учителем все хором стихотворение, которое возможно слышали от мамы в детстве:

Водичка, водичка. Умой мое личико. Чтоб глазки блестели. Чтоб щечки краснели. Чтоб смеялся роток. Чтоб кусался зубок.

– Послушаем советы доктора Вода. (Ребенок перечисляет советы)

  • Раз в неделю мойся основательно.
  • Утром после сна мой руки, лицо, шею, уши.
  • Каждый день мой ноги, руки перед сном.
  • Обязательно мой руки после уборки комнаты, туалета,  игр, прогулки, общения с животными, работы на огороде, поездке в транспорте.
  • Если хочешь быть здоров – закаляйся.

– Закаливание водой можно начать с обтирания или обливания. Для первого обливания температура воды должна быть 33 градуса. Через день снижай температуру на один градус. После обливания хорошо разотри тело сухим полотенцем. А обтирание проводят смоченным полотенцем. Полезен для организма контрастный душ, то есть поочередное обливание то теплой, то холодной водой. Летом закаливает купание в реке, море.

Физминутка

К речке быстро мы спустились, Наклонились и умылись. А теперь поплыли дружно, Вместе раз – это брасс, Одной, другой – это кроль. Вышли на берег, Обтерлись полотенцем Так, чтоб каждый был сухой И отправились домой.

– Зачем мы должны мыться, закаляться? (Чтобы быть здоровым). Значит вода – это здоровье. (Учитель устанавливает карточку)

– А еще вода – это помощник.

– Об этом расскажет нам Ульяна.

Вода – друг и помощник человека. Она удобная дорога. По рекам, океанам ходят лодки и корабли. Без воды не могут работать заводы и фабрики. Например, для изготовления одного килограмма бумаги нужно 250 килограммов воды. На реках строят гидроэлектростанции. Где получают электричество.

– Откройте учебник на странице 42, на последней картинке изображена гидроэлектростанция. Рассмотрите схему, которую нарисовал Сережа  на странице 43. Прочитайте первое задание под схемой. (Объясни, что хотел показать Сережа своей схемой? – Фабрики и заводы загрязняют воду. Это наносит вред растениям, животным, человеку. Нельзя это делать.) – Чтобы вредные вещества с заводов и фабрик не попадали в воду необходимо строить очистные сооружения. – Как еще человек загрязняет воду? (Бросает мусор, моет машины) – Давайте подумаем, что вы, дети можете сделать, чтобы вода была чистая, например, на нашей Размывке? (Не бросать мусор, собрать мусор на берегу) Надеюсь, вы так и будете поступать. – А вы знаете, что с повышением температуры в воде резко уменьшается содержание кислорода, а без него не могут жить ни рыбы, ни растения. Вот почему так важно следить за тем, чтобы в реки не попадала теплая вода с фабрик, заводов, теплоэлектростанций. – Послушаем стихотворение-загадку, где вы должны досказать последнее словечко.

Ученица читает стихотворение.

Если руки наши в ваксе, Если на нос сели кляксы. Кто тогда нам первый друг? Снимет грязь с лица и рук? Без чего не может мама Ни готовить, ни стирать? Без чего мы скажем прямо Человеку умирать. Чтобы лился дождик с неба, Чтоб росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли, Чтоб варились кисели; Чтобы не было беды Жить нельзя нам без … (воды)

– Ребята, а вы любите отдыхать у воды? Почему? (Учитель раскрывает фотографии, на которых запечатлены ручей, озеро, водопад, море…) – Все воды прекрасны. Тихие пруды и озера, реки и заводи. Они ласкают взор, умиротворяют, несут живительную прохладу. Можно часами любоваться многоцветием, изменчивостью воды.  Воды не только видимы, но и слышимы. Они создают музыку планеты.

(Звучит шум ручья, моря)

Вода – это красота.

– Многое мы сегодня говорили о воде. Давайте сделаем вывод из всего сказанного. (Учитель  обращает внимание детей на предложение, которое было составлено в течение урока.)

Вода – это жизнь, здоровье, помощник, красота.

– Поэтому как надо обращаться с водой? (Воду надо беречь.)

Выставление оценок.

Домашнее задание: страницы учебника «Про воду» 42-45, тесты № 41,42; по желанию составить рассказ о красоте воды (по своим наблюдениям)

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок окружающего мира "Состав и свойства воздуха"

Разделы: Начальная школа

Цели:

  • ознакомить учащихся с составом и основными физическими свойствами воздуха, закреплять представления о газообразных веществах;
  • учить быть наблюдательными.
  • развивать познавательный интерес.
  • воспитывать культуру общения, умение работать в группах;

Оборудование:

  • колба, стакан (2 шт.),1 с марганцевой  водой.
  • пробирки, стеклянная трубка d = 1,5-2 см
  • картофель, деревянная палочка длиной 20 см, d = 1,5
  • мяч, спиртовка,  марганцевокислый калий, свеча.
  • компьютер, мультимедийный проектор, презентация “Состав и свойства воздуха” (Приложение 1)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

1) Проверка Д.З.

2) Узнай меня

1. Миллиарды  лет назад я был могучим деревом.  А сейчас я обогреваю жилье, привожу в движение машины и даю людям лекарство. Вы меня узнали?    (Каменный уголь)

2. Этот мастер белый-белый В школе не лежит без дела. (Мел)

3. Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе. Он и на стройке, и на пляже, И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

4. Покрывают им дороги, Улицы в селении, А ещё он есть в цементе. Сам он удобрение. (Известняк)

– Какое из этих полезных ископаемых добывают в нашем районе? Как его используют?

II. Введение в тему  урока

– Отгадайте загадку.

Через нос проходит в грудь И обратный держит путь, Он невидимый, и все же Без него мы жить не можем. (Воздух)

– Сформулируйте тему урока.

(Высказывания детей)

Тема нашего урока «Состав и свойства воздуха»

– На какие вопросы вы хотите найти ответ?  (Целеполагание)

  • Что такое воздух?
  • Из чего он состоит?
  • Каковы свойства воздуха?
  • Как человек их использует?

III. Работа по теме урока

– В классе мы видим доску, парту, стены, а за окном дома, деревья. А можно ли увидеть воздух? Мы не видим окружающего нас воздуха, Но в некоторых случаях можем его обнаружить. Вы все видели мелкие пузырьки воздуха на стенках стакана. Если опустить в стеклянную емкость с водой стакан вверх дном и медленно наклонять его, то вы увидите, как из стакана выходит воздух, а на его место в стакан входит вода. Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом – атмосферой. Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом. Без воздуха невозможна жизнь на Земле. Без воздуха вечно царствовали бы пустота и безмолвие. Если бы Земля утратила воздух, она, подобно Луне, была  бы лишь безжизненным небесным телом. (Приложение 1, слайд 9)

– Что такое воздух? Это не просто газ, а смесь  разных газов. (Приложение 1, слайд 10).  Как вы понимаете слово «смесь»?  Всего лишь 2 века назад учёные узнали, что воздух – смесь многих газов, в основном азота (его в составе воздуха больше всего) – 78%, кислорода – 21% и углекислого газа – 1%. Известно, что воздушная оболочка окружает не только нашу планету, она есть и на Венере, и на Марсе. Однако жизни на этих планетах не существует. Почему?

– Какой из  газов в воздухе  необходим для дыхания, какой газ самый важный? Это кислород. Попробуем получить этот газ.

Опыт 1.  Получение  кислорода  путем нагревания марганцевокислого калия и обнаружение газа при помощи тлеющей лучинки или тонкой стальной проволоки с угольком на ее конце.

– Почему ярко вспыхнула стальная проволока? Кислород поддерживает горение. Без него мы не смогли бы завести машину, разжечь  печь, сварить на газовой плите обед.  Почему  же кислород самый важный газ? (Он необходим для дыхания и поддерживает горение) – Всегда ли состав воздуха одинаков?

Опыт 2 со свечой. (Приложение 1, слайд  11) Почему потухла свеча? (Кислород сгорел, а под банкой остался воздух, в котором нет газа, поддерживающего горение. Значит, состав воздуха изменился.) Дышат люди, животные,  и все выдыхают углекислый газ, горит огонь – образуется углекислый газ. Фабрики, заводы выпускают в воздух целые облака углекислого газа. Все живое давно бы задохнулось, если бы не растения. Именно они возвращают в воздух кислород.  Чем больше зелени, тем чище воздух.

Физкультминутка

– Сегодня вы еще больше узнаете о воздухе (его свойствах). Их много, но сегодня мы узнаем только часть свойств. Подрастая, вы будете знакомиться и с другими свойствами.

– Какие свойства воздуха вы знаете?

–  Почему я вас вижу? (Воздух  прозрачный)

– Тетрадь  Саши голубая, доска в классе зеленая.  А какого цвета воздух? (Воздух бесцветный) Только толстый слой воздуха имеет голубой цвет.

Опыт 3. Попробуйте сжать воздух? Получилось? А я покажу вам как его сжать.

Опыт 4. (Приложение 1, слайд  13)  При продвижении 1 картофельного кружка внутрь трубки, второй с шумом вылетает.

– Почему вылетел 2-й кружок? (Трубка была наполнена воздухом. При движении 1-го кружка происходило сжатие воздуха. Сжатый воздух вытолкнул 2-ой кружок)

– Какой вывод можно сделать? (Воздух сжимаем, воздух упруг). Это свойство используется в авто- и железнодорожном транспорте для торможения, используется в шинах колес, нужен космонавтам, водолазам, используется в больнице, в реанимации).

(Опыты  5 ,6, 7  дети выполняют  в группах. Делают вывод)

Опыт 5. Резиновый мяч при ударе о пол, отскакивает от пола вверх. Почему? Почему шины велосипеда, машины пружинят? (Мяч наполнен воздухом. От пола отскакивает потому, что воздух, сжатый при ударе мяча об пол, стремится расшириться и занять первоначальный объем).  Значит воздух упругий

– Чем сжимают воздух? (Компрессором, насосом).

Опыт 6. Загадка «Он  такой большой, что занимает весь мир, он такой маленький, что  пролезет в любую щель ».  Это загадка про воздух. Воздух занимает место (пробирку опустить в стакан вверх дном, вода не может зайти в пробирку,  т.к. воздух занимает место; приподнимают пробирку – выходят пузырьки воздуха) (Приложение 1, слайд 14)

– В нашем учебнике на с 38 есть такое высказывание «Воздух окружает нас повсюду: на улице, в классе, в комнате. Воздух нельзя увидеть, но его можно  почувствовать, если…»  Как почувствовать воздух?

Опыт 7. Что произойдет, если воздух нагреть?

– Возьмем колбу с трубкой. Опустим трубку в воду. Заметим, что вода не входит в трубку – ее «не пускает» воздух. Будем нагревать колбу. – Что происходит? – Из трубки стали выходить пузырьки воздуха. – Почему это стало возможным? – Этот опыт показывает, что воздух при нагревании расширяется. – Теперь положим на колбу холодную влажную салфетку. Что же мы видим? – Мы видим, как вода поднимается по трубке. Это происходит потому, что воздух при охлаждении сжимается.

Вывод:  Воздух при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается. Объем воздуха изменяется в зависимости от его температуры. При нагревании расширяется, при охлаждении сжимается. (Приложение 1, слайд 15)

Воздух плохой проводник тепла. (Приложение 1, слайд 16)

Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают потому, что между холодными частицами снега много воздуха, и снежный сугроб напоминает теплое одеяло, укрывающие стебли и корни растений. – В сильные морозы вы наденете пальто или шубу? Почему?

(Приложение 1, слайд 17) Воздух имеет вес: теплый весит меньше, холодный – больше. Знаменитый ученый Галилео Галилей более 300 лет тому назад взвесил воздух. Он взял медный шар с отверстием и поставил на весы. Затем откачал из шара воздух, заткнул отверстие и снова положил на весы. Шар стал легче! Так ученый пришел к выводу, что воздух имеет вес.

IV. Закрепление знаний

Работа по учебнику. Чтение, ответы на вопросы

V. Вопросы  Почемучки:

Перечислите свойства воздуха и подумайте , о каких свойствах воздуха идет речь.

  • Почему при ударе мяч отскакивает от пола?
  • Почему окна делают с двойными рамами?
  • В  чем будет теплее: в 10-ти  шелковых блузках или в 1-й шерстяной?
  • Почему в сильные морозы птицы  сидят нахохлившись?
  • Что происходит с объемом воздуха при нагревании?
  • Что теплее валенки или зимние сапоги? Почему?

VI. Итог урока

– На какие вопросы мы искали ответы? – Что нового узнали на уроке?

VII. Рефлексия

В начале урока раздаются карточки для  самооценки  учащихся, в конце урока дается время на заполнение карточек.карточка на выявление уровня комфортности на уроке, самооценку уровня усвоения материала,   работы на уроке

Отметь знаком «+» , оцени  свое настроение

1. Мое настроение в начале урока      
2. Мое настроение в конце урока      
Отметь знаком «+» , оцени себя Хорошо Не очень Плохо
1. Данную тему  я усвоил (а)      
2. На уроке я работал (а)      

VIII. Домашнее задание: стр. 44-47, читать, отвечать на вопросы

1 вариант – Составить задачу на свойства воздуха2 вариант – Нужно ли охранять воздух? Что для этого нужно сделать?

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai