Сезонные явления природы. Явления природы или события культуры о людях твоего края
Явления природы
Явления природы характеризуют погоду с сезонными изменениями природы и наблюдаются в определенные сезоны года. Каждое время года имеет свои отличительные погодные явления природы: цветение весной, гроза летом, листопад осенью и снег зимой.
Немного сложновато?Тогда сюда: Явления природы для детей +3 до>7
Явления природы весной:
Весенние явления в природеВесна пробуждает природу, поливает землю обильными дождями, готовит растения, лес к летнему сезону роста. Наиболее характерные весенние явления погоды это снеготаяние, половодье, набухание почек, а также возможна первая гроза... подробнее
ОблакаВода, испаряясь на земле, превращается в пар, затем, вместе с теплыми потоками воздуха поднимается вверх над землей. Чем выше над землей, тем температура воздуха ниже, водяной пар остывает и превращается обратно в капли воды, часть воды замерзает, превращаясь в мельчайшие крупицы льда. Так переохлажденные частицы пара образуют облака. Летом облака частенько кучевые и дождевые, проплывают низко над землей. Зимой облака перистые и расположены высоко в небе... подробнее
ВетерПотоки воздуха под воздействием разных давлений начинают двигаться в определенном, чаще горизонтальном направлении. Образуются циклоны и антициклоны - атмосферные массы обусловленные движением воздуха... подробнее
ДождьНаходясь в воздухе водяной пар переохлаждается, образуя облака, состоящие из миллионов небольших кристалликов льда. Низкая температура в воздухе, ниже нуля градусов, приводит к росту кристалликов и к утяжелению замерзших капель, которые таят в нижней части облака и выпадают в виде капель дождя на поверхность земли. Дождь выпадает из слоисто-дождевых и высокослоистых облаков... подробнее
Явления природы летом:
Летние явления в природеЛето дарит солнце, тепло и по большей части хорошую погоду. Летом погодные явления благоприятны, это солнце, облака, теплый ветерок, но бывает погода преподносит хмурные, а то и грозные настроения, ливень, гроза, по окончании которых возможно увидеть волшебное природное явление радугу... подробнее
ГрозаПриродное явление, при котором возникают мощные электрические разряды внутри облаков и около поверхности земли. Гроза часто возникает при вытяснении и поднятии теплого воздуха холодными фронтами. Грозовое облако образуется из темнеющих от массы воды кучевых облаков, затем происходит стадия распада облака на ливневые дожди, сопровождаемые шквальным ветром, раскатами грома и разрядами молний... подробнее
ГрадИногда летняя гроза может сопровождаться градом, это такие ледяные частички, которые образуются еще в переохлажденном облаке при замерзании капель воды и не успев расстаять, стремительно обрушиваются на землю... подробнее
РадугаВозникает в атмосфере с повышенной влажностью, часто после дождя, ливня с грозой. Радуга оптическое явление природы, для наблюдателя проявляется в виде разноцветной дуги, видна только при условии, когда солнце находится за спиной наблюдающего, то есть одновременно увидеть и солнце и радугу не получится. При преломлении солнечных лучей в капельках воды возникает оптическое искажение в отклонении разных цветов, так белый цвет разбивается на спектр цветов в виде разноцветной радуги... подробнее
РосаРоса образуется как летом и осенью, так и весной. После ночи ранним утром можно заметить, как на траве появляются капельки воды, отчего создается впечатление, что трава сырая и прошел дождь, хотя небо чистое. Дело в том, что за ночь воздух остывает, водяной пар, который находится в воздухе соприкасается с поверхностью земли, травы, листями деревьев и оседает в виде капелек воды. Кстати, осенью после холодных ночей капли росы подмерзают, отчего она принимаеи белый цвет и трава кажется белой... подробнее
Явления природы осенью:
Осенние явления в природеОсенью солнечные деньки постепенно сменяют долгие и пасмурные дни с дождями и постепенным понижением температуры. Осенью природа одаривает такими явлениями, как дождь, туман, листопад, а ближе к зиме иней и первый снег... подробнее
ТуманТуман чаще всего возникает при понижении температуры ночью в вечернее и утреннее время. При высокой влажности воздуха, например, после дождя или в сырое, прохладное время года, охлаждаемый воздух превращается в небольшие капельки воды. Эти капли микроскопичны и легки, они не падают на землю и задерживаются в воздухе, образовывая непрозрачную водянистую дымку - туман. Чаще всего туманы наблюдаются глубокой осенью в ноябре... подробнее
ИнейОсенью, когда дневная температура выше нуля градусов, а ночная опускается ниже нуля, земля охлаждается. Может образовываться иней, а лужи покрываются тонкой пленкой льда. При заморозках, ночная температура воздуха охлаждает землю, траву, деревья. Пар в воздухе, состоящий из водянистых капельках касается охлажденных поверхностей и осядает, превращаясь в тонкую ледяную пленку. Если температура земли ниже нуля - образуется иней, если выше - роса... подробнее
ЛистопадПроходя свой круглогодичный цикл растения и деревья по осени сбрасывают листья, обнажая кору и ветви, готовясь к зимней спячки. Еще до листопада листья деревьев сохнут, приобретают желтый, либо красный вид и, постепенно, ветер сбрасывает листья на землю, образуя хоровод - листопад.. Опавшие листья нужны природе для будущего роста. Так по весне старые листья образуют перегной, который так необходим почве для нового растительного периода... подробнее
Явления природы зимой:
Зимние явления в природеЗимой весь растительный мир засыпает, а многие животные ложаться в зимнюю спячку. Наиболее частые явления природы зимой это ледостав, снег, метель, вьюга, а на окошках в особенно холодные зимние дни мороз рисует узоры... подробнее
ЛедоставЧем ближе зима, тем сильнее охлаждается вода в реках. Глубокой осенью начинает идти мокрый снег, который попадая на поверхность воды не тает, образуя кашицу в виде снега и воды. Сверху на кашицу падает новый снег, да и вода в кашице начинает твердеть, замерзать. Проплывая по течению реки каша из мокрого снега, воды и льда превращается в кусочки льда, лед слипается и образуются льдины. Постепенно льдины крупнеют и при сильных морозах сковываются в единый лед... подробнее
СнегЗимой осадки проявляются в виде падающего снега и снежных метелей. Снег очень важен для природы. Покрывающий землю, растения, снег удерживает тепло, где подобно парнику не дает вымерзать спящей растительности и зимующим зверькам и насекомым. При оттепелях, когда столбик термометра находится около нуля, снег становится мокрым и липким, может идти снег с дождем, а на дорогах образуется гололед. При низких температурах снег становится сухим и рыхлым, а при снегопаде снежинки плавно кружаться и легко стряхиваются с одежды... подробнее
Морозные узорыЗимой можно увидеть на окнах удивительные рисунки в виде снежинок на стекле, расписанные, будто кисточкой. Эти волшебные узоры на окнах оставил ни кто иной, как мороз на улице. А образуются морозные узоры при резком понижении температуры за окном, оставляя расписные узоры из кристалликов... подробнее
Необычные явления природы:
Необычные явления в природеВ самых разных частях земного шара можно встретить самые необычные явления, которыми время от времени удивляет природа, такие погодные явления бывают редкими, а бывают типичными для определенного времени года и места земного шара, но так или иначе, такие проявления природных сил вызывают удивление... подробнее
xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai
Ответы@Mail.Ru: Запиши названия зимних месяцев в языке народов твоего края, которые связаны: а) с явлениями неживой природы: б) с явлени
б) бокогрей ( февраль) - скот выводили греть бока на солнышко, а) студень (декабрь) - очень холодное время года . а) просинец (январь) - связано с появлением первой синевы на небе. б) верасень (сентябрь) - цветет вереск, б) липень (июнь) - цветет липа, б) листапад (ноябрь) , б) сакавик (май) - течет сок у деревьев. а) студень - январь, а) снежань (декабрь) , а) люты - февраль в) жнивень (август) - полевые работы.
Названия зимних месяцев, связанные с явлениями живой и неживой природы, с трудом людей - <a rel="nofollow" href="http://domivse.ru/index.php/shcool/mir/85-months.html" target="_blank">http://domivse.ru/index.php/shcool/mir/85-months.html</a> есть и вся тетрадь с ответами (окружающий мир, 2 класс, 1 и 2 часть) - <a rel="nofollow" href="http://domivse.ru/index.php/shcool/mir/436-okruzhayushchij-mir-2-klass-1-chast-otvety-pleshakov-perspektiva.html" target="_blank">http://domivse.ru/index.php/shcool/mir/436-okruzhayushchij-mir-2-klass-1-chast-otvety-pleshakov-perspektiva.html</a>
touch.otvet.mail.ru
Самые интересные природные явления
naturae.ru
Природные явления. Стихийные и опасные природные явления
Природные явления – это обычные, иногда даже сверхъестественные климатические и метеорологические события, происходящие естественным образом во всех уголках планеты. Это могут быть привычные с детства снег или дождь, а могут - невероятные разрушительные извержения вулкана или землетрясения. Если такие события проходят в стороне от человека и не причиняют ему материального ущерба, они считаются не важными. Никто не заострит на этом внимания. В противном же случае опасные природные явления рассматриваются человечеством как стихийные бедствия.
Исследования и наблюдения
Характерные природные явления люди начали изучать еще в глубокой древности. Однако систематизировать эти наблюдения удалось только в 17 веке, образовался даже отдельный раздел науки (естествознание), изучающий данные события. Однако, несмотря на многие научные открытия, и по сей день некоторые природные явления и процессы остаются малоизученными. Чаще всего мы видим следствие того или иного события, а о первопричинах можем только догадываться и строить различные теории. Исследователи многих стран работают над составлением прогнозов возникновения, а самое главное, предотвращения их возможного появления или хотя бы снижения урона, наносимого природными явлениями. И тем не менее, несмотря на всю разрушающую мощь таких процессов, человек всегда остается человеком и стремится найти в этом нечто прекрасное, возвышенное. Какое явление природное наиболее завораживает? Их можно долго перечислять, но, наверное, следует отметить такие, как извержение вулкана, торнадо, цунами, – все они прекрасны, несмотря на разрушения и хаос, которые остаются после них.
Погодные явления природы
Природные явления характеризуют погоду с ее сезонными изменениями. Каждое время года отличается своим комплексом событий. Так, например, весной наблюдаются следующие погодные явления: снеготаяние, половодье, грозы, облака, ветер, дожди. В летний период солнце дарит планете обилие тепла, природные процессы в это время наиболее благоприятны: облака, теплый ветер, дожди и, конечно же, радуга; но могут быть и суровыми: грозы, град. Осенью погодные условия меняются, снижается температура, дни становятся пасмурными, с дождями. В этот период преобладают следующие явления: туманы, листопад, иней, первый снег. Зимой растительный мир засыпает, некоторые животные погружаются в спячку. Наиболее частыми природными явлениями бывают: ледостав, метель, вьюга, снег, на окнах появляются морозные узоры.
Все эти события являются для нас обыденными, мы на них уже давно не обращаем внимания. Теперь давайте рассмотрим процессы, которые напоминают человечеству, что оно не является венцом всего, и планета Земля всего лишь приютила его у себя на какое-то время.
Опасные природные явления
Это экстремальные и суровые климатические и метеорологические процессы, которые происходят во всех частях мира, однако некоторые регионы считаются более уязвимыми для определенного рода событий по сравнению с другими. Опасные стихийные природные явления переходят в разряд бедствий в том случае, когда разрушается инфраструктура и гибнут люди. Эти потери представляют собой основные препятствия для развития человечества. Помешать подобным катаклизмам практически невозможно, остается только своевременное прогнозирование событий с целью недопущения жертв и материального ущерба.
Однако сложность заключается в том, что опасные стихийные природные явления могут проходить в разных масштабах и в разное время. По сути, каждое из них по-своему уникальное, поэтому и спрогнозировать его весьма сложно. Например, внезапные паводки и торнадо представляют собой хоть и разрушительные, но непродолжительные явления, воздействующие на относительно небольшие территории. Другие опасные катаклизмы, такие как засухи, могут очень медленно развиваться, однако поражают целые континенты и все население. Длятся такие бедствия на протяжении нескольких месяцев, а иногда и лет. С целью контроля и прогнозирования этих событий на некоторые национальные гидрологические и метеорологические службы и особые специализированные центры возложены задачи по изучению опасных геофизических явлений. Сюда входят извержения вулканов, перенос пепла по воздуху, цунами, радиоактивные, биологические, химические загрязнения и т. д.
Теперь рассмотрим чуть подробнее некоторые природные явления.
Засуха
Основной причиной такого катаклизма является недостаток осадков. Засуха сильно отличается от других стихийных бедствий своим медленным развитием, зачастую ее начало скрыто различными факторами. В мировой истории даже зафиксированы случаи, когда это бедствие длилось в течение многих лет. Засуха часто имеет ужасающие последствия: сначала пересыхают источники воды (ручьи, реки, озера, родники), перестают расти многие сельскохозяйственные культуры, потом погибают животные, широко распространенными реалиями становятся плохое здоровье и недостаточное питание.
Тропические циклоны
Эти природные явления представляют собой области весьма низкого атмосферного давления над субтропическими и тропическими водами, образующие колоссальную вращающуюся систему гроз и ветров размером в сотни (иногда в тысячи) километров в поперечнике. Скорость приземных ветров в зоне тропического циклона может достигать двухсот километров в час и даже более. Взаимодействие низкого давления и вызываемых ветром волн часто приводит к возникновению прибрежного штормового нагона – это огромный объем вод, выбрасываемых на берег с колоссальной силой и высокой скоростью, которые все смывают на своем пути.
Загрязнение воздуха
Эти природные явления возникают в результате скопления в воздухе вредных газов или частиц веществ, образующихся в результате катаклизмов (извержения вулканов, пожаров) и деятельности человечества (работы промышленных предприятий, автотранспорта и др.). Мгла и дым появляются в результате пожаров на неосвоенных землях и лесных массивах, а также сжигания остатков сельскохозяйственных культур и лесозаготовок; кроме того, вследствие образования вулканического пепла. Эти загрязняющие атмосферу элементы имеют весьма серьезные последствия для организма человека. В результате таких катаклизмов снижается видимость, возникают перебои в работе автодорожного и воздушного транспорта.
Пустынная саранча
Подобные природные явления наносят серьезный ущерб в Азии, на Ближнем Востоке, в Африке и в южной части Европейского континента. Когда экологические и погодные условия благоприятствуют размножению этих насекомых, они сосредотачиваются, как правило, на небольших территориях. Однако с увеличением численности саранча перестает быть индивидуальным существом и превращается в единый живой организм. Из малых групп образуются огромные стаи, перемещающиеся в поисках корма. Протяженность такого косяка может достигать десятков километров. За день он может преодолевать расстояния до двухсот километров, сметая всю растительность на своем пути. Так, одна тонна саранчи (это небольшая часть стаи) может съесть за сутки столько пищи, сколько съедают десять слонов или 2500 человек. Эти насекомые создают угрозу для миллионов скотоводов и фермеров, живущих в легкоуязвимых условиях окружающей среды.
Кратковременные бурные паводки и наводнения
Данные природные явления природы могут произойти где угодно после сильных дождевых осадков. Любые поймы рек являются уязвимыми к наводнениям, а сильные бури вызывают внезапные паводки. Кроме того, кратковременные паводки иногда даже наблюдаются после периодов засухи, когда весьма обильные дожди выпадают на твердую и сухую поверхность, через которую водный поток не может просочиться в землю. Эти природные события характеризуются самыми разнообразными видами: от бурных небольших паводков и до мощного слоя воды, который покрывает огромные территории. Они могут быть вызваны торнадо, сильными грозами, муссонами, внетропическими и тропическими циклонами (их сила может быть увеличена в результате воздействия теплого течения Эль-Ниньо), тающим снегом и ледяными заторами. В прибрежных районах в результате действия цунами, циклона или подъема уровня вод в реках, вследствие необычайно высоких приливов штормовые нагоны зачастую приводят к наводнениям. Причиной затопления огромных территорий, находящихся ниже заградительных дамб, часто становится половодье на реках, которое вызывается тающим снегом.
Другие опасные природные явления
1. Селевой (грязевой) поток или оползень.
2. Лавина.
3. Песчаные/пыльные бури.
4. Грозы.
5. Молнии.
6. Экстремальные температуры.
7. Торнадо.
8. Бури с градом.
9. Ледяные дожди.
10. Пожары на неосвоенных землях или в лесах.
11. Сильный снег и дождь.
12. Сильные ветры.
13. Волны тепла.
fb.ru
Названия зимних месяцев, связанные с явлениями живой и неживой природы, с трудом людей
Задание в рабочей тетради "Окружающий мир", 2 класс, часть 2.
Запишите названия зимних месяцев в языке народов твоего края, которые связаны с
1) с явлениями неживой природы;2) с явлениями живой природы;3) с трудом людей.
Названия зимних месяцев на языках разных народов:
декабрь
Декабрь (от латинского December или decem – десятый месяц года). Славяне этот очень холодный месяц называли «студень», а украинцы - «грудень» (от слова "груда" - загрубевший комок земли).
Украинский: груденьБелорусский: снежань Болгарский: декемвриЧешский: просинец
январьЯнварь (от латинского – Januarius, в честь бога Януса). Старославянское название «просинец» - означающий возрождение Солнца и появляющейся синевы неба. Малороссы называли январь - «сочень», а украинцы – «сичень».
Болгарский: просинецУкраинский: сиченьБелорусский: студзень Чешский - леден
февральФевраль (от латинского Februarius, в честь праздника очищения Фебруа). Из-за частых метелей и вьюг февраль в старославянском языке называли «ветродуй» или «лютень». В этом самом холодном месяце зимы крупные морозы называли соответственно - кащеевыми (2 февраля) и велесовыми (11 февраля). В украинском языке февраль носит название «лютий».
Украинский: лютий Белорусский: люты Польский: luty
Названия зимних месяцев, связанные с явлениями неживой природы: просинец (просинь в небе), лютень (из-за лютых морозов), снежень (от слова "снег"), студень (от слова "стужа").
Названия зимних месяцев, связанные с явлениями живой природы: бокогрей (февраль) - в феврале уже больше солнца, в солнечные дни скот выводили погреть бока на солнышке.
Названия зимних месяцев, связанные с трудом людей: сечень (от слова "сечь", рубить, рубили или секли дрова в этот холодный месяц, чтобы обогреться).
См. !Окружающий мир, 2 класс, 2 часть, тетрадь + ответы, Плешаков
- < Назад
- Вперёд >
domivse.ru
О явлениях природы - Интересные факты
Природа настолько удивительна и непредсказуема, что многие ее явления до сих пор остаются тайной. Вот лишь некоторые из них, части из которых ученые так до сих пор и не нашли объяснения.
Необычнейшим явлением в природе считается северное сияние. Ученые выяснили, что вызвано оно сплавом заряженных частиц и атомов, типичных именно для нескольких областей.
Одними из красивейших существ в мире являются бабочки Монарха. Наибольшее их скопление можно наблюдать в период их миграции. К примеру, прогуливаясь по улочкам Калифорнии, вы вполне можете стать свидетелем того, как все деревья вокруг окрашены в черные и оранжевые цвета, благодаря большому количеству находящихся на них Монархов.
В Китае существует удивительнейший водопад, который не замерзает даже при достижении отметки в 30 градусов ниже нуля. Зато в самую жаркую погоду поток воды резко начинает застывать. Ученые так и не смогли найти ответ, почему так происходит.
В Казахстане существует крохотный водоем размерами всего лишь 100 на 60 метров, а вода в нем никогда не пересыхает и остается ледяной. Никаких живых организмов в водоеме не водится, а водолазы не могут его исследовать, так как при погружении сразу же начинают жаловаться на нехватку кислорода.
В Индии можно посетить Долину падающих птиц, в которой в августе сверху начинают падать птицы. Все они находятся практически в бессознательном состоянии и ни на что не реагируют
На побережье Крита летом можно наблюдать просто незабываемое зрелище, которому нет объяснения. Над морем из ниоткуда возникает сцена военного сражения, причем свидетели этого явления как один утверждают, что даже слышали звон оружия и крики. Картина медленно движется к замку Франка-Кастелло и пропадает. Каким-то чудесным образом природе удается воссоздавать события давних времен.
В Калифорнийском Национальном парке можно понаблюдать такое явление, как передвигающиеся камни. Следы их движения явно видны в пустыне, а само происхождение этих передвижений до сих пор остается загадкой.
Все мы хотя бы раз в жизни любовались радугой, вызванной сплавом мельчайших частиц воды и лучей солнца.
Для некоторых мест на Земле вполне привычным явлением считаются песчаные бури. Создаются они ветрами и сильными штормами, передвигающимися по пустыне. Особенно вдохновляющий пейзаж в моменты песчаных бурь можно наблюдать на месте Великих пирамид в Египте.
Самые интересные новости:
zenun.ru
Урок-конспект по теме: "Явления природы"
Цели урока: • Дать представление о различных явлениях природы, о взаимосвязи природных явлений, об их многообразии; • Расширить знания детей об изменениях в неживой природе; • Воспитывать эстетическое восприятие природы; • Обучение работы со словарем; • Развивать творческие способности учащихся; • Активировать познавательную деятельность учащихся, развивать навыки самостоятельной работы; • Развивать умение работать в команде; • Уметь излагать свои мысли, аргументировать свою точку зрения. Планируемые результаты: • Иметь представление о природных явлениях; • Учится формировать выводы на основе наблюдений; • Учится грамотно и связно излагать свои мысли, аргументировано отстаивать свою точку зрения; • Слушать и понимать речь других. Оборудование: ПК, проектор, презентация по теме, репродукции картин И. Левитана "Весна. Большая вода", А Куинджи "Ранняя весна", Ф. Васильева "Мокрый луг", кластер, словарь Ожегова, карта путешествия, музыкальная запись, запись звуков природы, раздаточный материал. Межпредметные связи: литература, ИЗО, музыка. Ход урока I. Организационный момент II. Актуализация Учитель читает стихотворение В. Лукша "Живой барометр" • О чем говорится в стихотворении? (о природе) • Вы догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (о явлениях природы) • Вы уже знаете, что природа бывает живая и неживая. Я медленно прочитаю стихотворение еще раз. Ваша задача: если вы услышите слово, которое относится к неживой природе, вы поднимаете одну руку. Если слово будет относиться к предметам живой природы – поднимаете обе руки. Работа с классом. Если допущены ошибки – заострить внимание, объяснить еще раз разницу между живой и неживой природой. III. Постановка целей урока Учитель: Сегодня на уроке мы с вами поговорим о явлениях неживой природы, узнаем: откуда берутся облака, почему дует ветер и почему во время грозы гремит гром. Для этого я вам предлагаю перенестись в сказку. Жила-была матушка-природа. И все у нее было в порядке. Весной журчали ручьи. Зимой землю укутывал снег, осенью лили дожди, а лето радовало теплым солнцем. Но однажды случилась беда. Появилась злая колдунья, и все явления заколдовала и спрятала в разных местах. Исчезли дожди и ветры, грозы и туманы. Предлагаю вам на сегодняшний урок превратиться в отважных путешественников! Мы отыщем спрятанные сокровища и вернем природе все явления. Но путь к сокровищу долог и труден. Нужно будет решить немало головоломок и задач, ответить на многие вопросы, чтобы добраться до спрятанного клада. Вы согласны? Тогда – в путь! IV. Объяснение темы Учитель: Нам предстоит отыскать явления природы. Как вы думаете, что означает слово "явление". И что это такое "явление природы"? (Ответы учащихся) Если мы с вами затрудняемся объяснить значение слова, нам стоит заглянуть в словарь. Работа со словарем. Учитель объясняет, как работать со словарем, как искать слово. В тетради запись: Явление - всякое проявление чего-либо, что можно увидеть, обнаружить. (Ожегов) Явление природы – изменения в состоянии природы. Учитель: Мы выяснили, что такое явление природы. Но где же нам их искать? К счастью, нам досталась карта, которую колдунья обронила, когда убегала. Итак, остановка 1. Что это написано на указателе? Загадка. Но загадка зашифрована. НЕСГ на полях, ДЁЛ на реках, ВГЮЬА гуляет, Когда это бывает? Переставьте буквы в словах так, чтобы получились правильные слова и отгадайте загадку. Отгаданные слова в виде картинок крепятся на доску. Составляется кластер.(См. Приложение) Учитель: Мы оказались в царстве зимы. А что вы знаете о снеге, вьюге и ледоставе? (Ответы учащихся) Снег – это вид атмосферных осадков. Зимой воздух холодный, и капельки воды, которые скапливаются в тучах, зимой замерзают и превращаются в снежинки. Рассматривали ли вы когда-нибудь снежинки? Какие они по форме? На что похожи? Ученые еще не могут объяснить, почему снежинки имеют такие правильные, чёткие линии. Но по их наблюдениям, в мире не существует двух снежинок, похожих друг на друга! Только представьте, миллионы, миллиарды снежинок – и все разные! Удивительные чудеса творит природа. Демонстрация слайдов с изображением разных снежинок. • Как вы думаете, зачем нужен снег природе? (Снег укутывает землю, сохраняет тепло и влагу) Учитель: А что же происходит на реках? (В сильные морозы вода замерзает) Это явление называется ледостав. Находит картинку с ледоставом и дополняет кластер. Почему же вода замерзает? Работа с наблюдениями: Вспомните, что произойдет с водой, если ее налить в бутылку и положить в морозильник? (Вода превратится в лед) То же самое происходит и с водой в реках. Когда зимой температура воздуха опускается до нуля градусов, вода замерзает. И чем дольше стоят морозы, тем толще будет лед. Но лед образуется не только на реках. Лед появляется и на улицах городов. И тогда очень трудно ходить по тротуарам, а машины по дорогам двигаются медленно-медленно. Как называется это явление природы? (Гололедица) Дополнение кластера. А вот еще одно явление природы, которое вы можете наблюдать зимой. Послушайте, что зашифровано в загадке? Я живу под самой крышей,Даже страшно глянуть вниз.Я могла бы жить и выше,Если б крыши там нашлись. (Сосулька) Итак, мы нашли уже некоторые явления природы. Отправляемся дальше. Вот новый указатель. Что же нас ждет здесь? Работа с картинами: И. Левитан "Весна. Большая вода" А. Куинджи "Ранняя весна" Ф. Васильев "Мокрый луг". Учитель: Перед вами три картины известных русских художников. Какое время года изображено на картинах? (Весна) По каким признакам вы это определили? (Ответы учащихся) • Какие явления природы происходят весной? (Воздух прогревается, становится теплее, снег начинает таять, лед на реках ломается, начинается ледоход, первые грозы) Дополняют кластер: ледоход, гроза Самое грозное и самое радостное явление весной – это гроза. Наблюдали ли вы когда-нибудь грозу? Хорошим дополнением будет демонстрация записьи шума грозы. Опишите, что происходит во время грозы? (Ветер, гремит гром, сверкает молния, идет дождь) Во время ответов учащихся дополняется кластер. Учитель: Вот сколько явлений мы отыскали здесь! Откуда же появляется дождь, и почему гремит гром? Как вы думаете? (Ответы учащихся) Работа с презентацией: Скачать видео презентацию явления природы Учитель: Весной солнце начинает пригревать землю. Снег тает, превращается в лужи и ручейки. А что происходит с водой, если ее нагревать? (Она испаряется) То же происходит и в природе. Под действием солнечных теплых лучей вода начинает испаряться. Этот пар скапливается в небе. Так появляются облака. Они становятся все больше и больше. Из белых облачка превращаются в темные тучи. Это значит, что пара уже в них скопилось столько, что они не могут больше удерживать ее в воздухе. И вот края тучи темнеют, а скопившаяся вода начинает выливаться обратно на землю. И начинается дождь. Кроме воды тучи накапливают еще и электричество. Ветер гонит тучи, сталкивает их друг с другом. И от этого столкновения происходит электрический разряд. Это очень похоже, если соприкоснуться два оголенных провода. Так возникает молния. А гром – это тот звук, который получается в результате этого электрического разряда. Мы нашли уже немало явлений природы. Отправляемся дальше. Что это у нас на указателе? Задание: прослушайте песню и найдите явления природы. Звучит 1 куплет песни "Вот оно какое, наше лето" Итак, мы оказались в летнем царстве. Какие явления природы упоминаются в песне? (Ветер и дождь) Какие еще явления природы вы наблюдаете летом? (дожди, град, радуга) Дополняют кластер. Почему идет дождь, мы уже с вами знаем. Но летом очень часто вместе с дождем идет град. Град – это та же вода, которая скапливается в тучах. Но в высоких облаках часть воды замерзает. Градины не могут долго удерживаться в облаке и падают на землю. Видели вы когда-нибудь град? На что похожи градинки? (Ответы учащихся) А что же такое ветер? Ветер – это движение воздуха. Чем быстрее двигается воздух, тем сильнее дует ветер. Он может быть могучим и сильным. Помните как у Пушкина "Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч." А может быть ветер легкий и ласковый. Какие ветры дуют летом? (Легкие) В какое время года мы наблюдаем сильный ветер? (Весной и осенью) А иногда ветер разгоняется с такой силой, что сметает все на своем пути. Такой ветер называют ураганом. Физкультминутка. Ветер тихо клен качаетВетер тихо клен качает,Вправо, влево наклоняет:Раз — наклон и два — наклон,Зашумел листвою клен. (Дети имитируют движение ветра) Учитель: Мы нашли немало явлений природы. А впереди еще одна остановка. Посмотрите, что это зашифровано на указателе? ПЛИОТСАД, МАНУТ, СОРА (Листопад, туман, роса) В какое время года мы можем наблюдать это явление природы? (Осенью) • Почему деревья сбрасывают листья осенью? • Какого цвета туман? (Серый, молочный, белый) Туман – то же облако. Просто оно еще не успело подняться до неба. Капельки воды собираются вместе и образуют облако у самой поверхности земли. Иногда таких капелек так много, что даже вытянутой руки не видно. Туманы могут появляться в любое время года. Но чаще всего они образуются осенью. • А что такое роса? (Ответы учащихся) Капельки росы – это вода, которая испаряется из растений с наступлением ночи. Ближе к утру роса самая обильная. По народной примете – если много выпало росы, то день будет ясный. Чем ближе зима, тем меньше росы. А с наступлением морозов роса замерзает – так появляется иней.
• Дать представление о различных явлениях природы, о взаимосвязи природных явлений, об их многообразии; • Расширить знания детей об изменениях в неживой природе; • Воспитывать эстетическое восприятие природы; • Обучение работы со словарем; • Развивать творческие способности учащихся; • Активировать познавательную деятельность учащихся, развивать навыки самостоятельной работы; • Развивать умение работать в команде; • Уметь излагать свои мысли, аргументировать свою точку зрения. • Иметь представление о природных явлениях; • Учится формировать выводы на основе наблюдений; • Учится грамотно и связно излагать свои мысли, аргументировано отстаивать свою точку зрения; • Слушать и понимать речь других. Оборудование: ПК, проектор, презентация по теме, репродукции картин И. Левитана "Весна. Большая вода", А Куинджи "Ранняя весна", Ф. Васильева "Мокрый луг", кластер, словарь Ожегова, карта путешествия, музыкальная запись, запись звуков природы, раздаточный материал. Межпредметные связи: литература, ИЗО, музыка. Учитель читает стихотворение В. Лукша "Живой барометр" • О чем говорится в стихотворении? (о природе) • Вы догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (о явлениях природы) • Вы уже знаете, что природа бывает живая и неживая. Я медленно прочитаю стихотворение еще раз. Ваша задача: если вы услышите слово, которое относится к неживой природе, вы поднимаете одну руку. Если слово будет относиться к предметам живой природы – поднимаете обе руки. Работа с классом. Если допущены ошибки – заострить внимание, объяснить еще раз разницу между живой и неживой природой. Учитель: Сегодня на уроке мы с вами поговорим о явлениях неживой природы, узнаем: откуда берутся облака, почему дует ветер и почему во время грозы гремит гром. Для этого я вам предлагаю перенестись в сказку. Жила-была матушка-природа. И все у нее было в порядке. Весной журчали ручьи. Зимой землю укутывал снег, осенью лили дожди, а лето радовало теплым солнцем. Но однажды случилась беда. Появилась злая колдунья, и все явления заколдовала и спрятала в разных местах. Исчезли дожди и ветры, грозы и туманы. Предлагаю вам на сегодняшний урок превратиться в отважных путешественников! Мы отыщем спрятанные сокровища и вернем природе все явления. Но путь к сокровищу долог и труден. Нужно будет решить немало головоломок и задач, ответить на многие вопросы, чтобы добраться до спрятанного клада. Вы согласны? Тогда – в путь! Учитель: Нам предстоит отыскать явления природы. Как вы думаете, что означает слово "явление". И что это такое "явление природы"? (Ответы учащихся) Если мы с вами затрудняемся объяснить значение слова, нам стоит заглянуть в словарь. Работа со словарем. Учитель объясняет, как работать со словарем, как искать слово. В тетради запись: Явление - всякое проявление чего-либо, что можно увидеть, обнаружить. (Ожегов) Явление природы – изменения в состоянии природы. Учитель: Мы выяснили, что такое явление природы. Но где же нам их искать? К счастью, нам досталась карта, которую колдунья обронила, когда убегала. Итак, остановка 1. Что это написано на указателе? Загадка. Но загадка зашифрована. НЕСГ на полях, ДЁЛ на реках, ВГЮЬА гуляет, Когда это бывает? Переставьте буквы в словах так, чтобы получились правильные слова и отгадайте загадку. Отгаданные слова в виде картинок крепятся на доску. Составляется кластер.(См. Приложение) Учитель: Мы оказались в царстве зимы. А что вы знаете о снеге, вьюге и ледоставе? (Ответы учащихся) Снег – это вид атмосферных осадков. Зимой воздух холодный, и капельки воды, которые скапливаются в тучах, зимой замерзают и превращаются в снежинки. Рассматривали ли вы когда-нибудь снежинки? Какие они по форме? На что похожи? Ученые еще не могут объяснить, почему снежинки имеют такие правильные, чёткие линии. Но по их наблюдениям, в мире не существует двух снежинок, похожих друг на друга! Только представьте, миллионы, миллиарды снежинок – и все разные! Удивительные чудеса творит природа. Демонстрация слайдов с изображением разных снежинок. • Как вы думаете, зачем нужен снег природе? (Снег укутывает землю, сохраняет тепло и влагу) Учитель: А что же происходит на реках? (В сильные морозы вода замерзает) Это явление называется ледостав. Находит картинку с ледоставом и дополняет кластер. Почему же вода замерзает? Работа с наблюдениями: Вспомните, что произойдет с водой, если ее налить в бутылку и положить в морозильник? (Вода превратится в лед) То же самое происходит и с водой в реках. Когда зимой температура воздуха опускается до нуля градусов, вода замерзает. И чем дольше стоят морозы, тем толще будет лед. Но лед образуется не только на реках. Лед появляется и на улицах городов. И тогда очень трудно ходить по тротуарам, а машины по дорогам двигаются медленно-медленно. Как называется это явление природы? (Гололедица) Дополнение кластера. А вот еще одно явление природы, которое вы можете наблюдать зимой. Послушайте, что зашифровано в загадке? Я живу под самой крышей,Даже страшно глянуть вниз.Я могла бы жить и выше,Если б крыши там нашлись. (Сосулька) Итак, мы нашли уже некоторые явления природы. Отправляемся дальше. Вот новый указатель. Что же нас ждет здесь? Работа с картинами: И. Левитан "Весна. Большая вода" А. Куинджи "Ранняя весна" Ф. Васильев "Мокрый луг". Учитель: Перед вами три картины известных русских художников. Какое время года изображено на картинах? (Весна) По каким признакам вы это определили? (Ответы учащихся) • Какие явления природы происходят весной? (Воздух прогревается, становится теплее, снег начинает таять, лед на реках ломается, начинается ледоход, первые грозы) Дополняют кластер: ледоход, гроза Самое грозное и самое радостное явление весной – это гроза. Наблюдали ли вы когда-нибудь грозу? Хорошим дополнением будет демонстрация записьи шума грозы. Опишите, что происходит во время грозы? (Ветер, гремит гром, сверкает молния, идет дождь) Во время ответов учащихся дополняется кластер. Учитель: Вот сколько явлений мы отыскали здесь! Откуда же появляется дождь, и почему гремит гром? Как вы думаете? (Ответы учащихся) Работа с презентацией: Скачать видео презентацию явления природы Учитель: Весной солнце начинает пригревать землю. Снег тает, превращается в лужи и ручейки. А что происходит с водой, если ее нагревать? (Она испаряется) То же происходит и в природе. Под действием солнечных теплых лучей вода начинает испаряться. Этот пар скапливается в небе. Так появляются облака. Они становятся все больше и больше. Из белых облачка превращаются в темные тучи. Это значит, что пара уже в них скопилось столько, что они не могут больше удерживать ее в воздухе. И вот края тучи темнеют, а скопившаяся вода начинает выливаться обратно на землю. И начинается дождь. Кроме воды тучи накапливают еще и электричество. Ветер гонит тучи, сталкивает их друг с другом. И от этого столкновения происходит электрический разряд. Это очень похоже, если соприкоснуться два оголенных провода. Так возникает молния. А гром – это тот звук, который получается в результате этого электрического разряда. Мы нашли уже немало явлений природы. Отправляемся дальше. Что это у нас на указателе? Задание: прослушайте песню и найдите явления природы. Звучит 1 куплет песни "Вот оно какое, наше лето" Итак, мы оказались в летнем царстве. Какие явления природы упоминаются в песне? (Ветер и дождь) Какие еще явления природы вы наблюдаете летом? (дожди, град, радуга) Дополняют кластер. Почему идет дождь, мы уже с вами знаем. Но летом очень часто вместе с дождем идет град. Град – это та же вода, которая скапливается в тучах. Но в высоких облаках часть воды замерзает. Градины не могут долго удерживаться в облаке и падают на землю. Видели вы когда-нибудь град? На что похожи градинки? (Ответы учащихся) А что же такое ветер? Ветер – это движение воздуха. Чем быстрее двигается воздух, тем сильнее дует ветер. Он может быть могучим и сильным. Помните как у Пушкина "Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч." А может быть ветер легкий и ласковый. Какие ветры дуют летом? (Легкие) В какое время года мы наблюдаем сильный ветер? (Весной и осенью) А иногда ветер разгоняется с такой силой, что сметает все на своем пути. Такой ветер называют ураганом. Физкультминутка. Ветер тихо клен качаетВетер тихо клен качает,Вправо, влево наклоняет:Раз — наклон и два — наклон,Зашумел листвою клен. (Дети имитируют движение ветра) Учитель: Мы нашли немало явлений природы. А впереди еще одна остановка. Посмотрите, что это зашифровано на указателе? ПЛИОТСАД, МАНУТ, СОРА (Листопад, туман, роса) В какое время года мы можем наблюдать это явление природы? (Осенью) • Почему деревья сбрасывают листья осенью? • Какого цвета туман? (Серый, молочный, белый) Туман – то же облако. Просто оно еще не успело подняться до неба. Капельки воды собираются вместе и образуют облако у самой поверхности земли. Иногда таких капелек так много, что даже вытянутой руки не видно. Туманы могут появляться в любое время года. Но чаще всего они образуются осенью. • А что такое роса? (Ответы учащихся) Капельки росы – это вода, которая испаряется из растений с наступлением ночи. Ближе к утру роса самая обильная. По народной примете – если много выпало росы, то день будет ясный. Чем ближе зима, тем меньше росы. А с наступлением морозов роса замерзает – так появляется иней. Цели урока:
Планируемые результаты:
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация
III. Постановка целей урока
IV. Объяснение темы