Конспект урока по русскому языку 2 класс. 2 класс русский язык темы уроков
Все уроки русского языка за 2 класс
- Русский язык 2 класс. Темы уроков:
- Звуки и буквы
- Слово
- Предложение
- Письмо. Орфография
- Части речи
- Имя существительное
- Глагол
- Имя прилагательное
- Предлог
- Местоимение
- Наша речь
- Звуки и буквы
- Звук [й] и буква Й. Правила переноса слов с буквой Й >>>>>
- Что обозначают буквы е, ё, ю, я >>>>>
- Ь – показатель мягкости согласных звуков. Правила переноса слов с мягким знаком в середине >>>>>
- Согласные звуки. Сочетания букв ЧН, ЧК, ЩН >>>>>
- Слова с удвоенными согласными. Перенос слов с двойными согласными >>>>>
- Слово
- Прямое и переносное значение слов >>>>>
- Родственные слова. Корень слова >>>>>
- Предложение
- Предложение. Главные члены предложения >>>>>
- Второстепенные члены предложения. Распространённые и нераспространённые предложения >>>>>
- Как установить связь слов в предложении >>>>>
- Письмо. Орфография
- Правописание слов с безударным гласным звуком в корне >>>>>
- Проверка парных согласных звуков в корне слова >>>>>
- Правописание слов с разделительным Ь >>>>>
- Части речи
- Что такое части речи? >>>>>
- Имя существительное
- Имя существительное. Род имён существительных >>>>>
- Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые >>>>>
- Имена существительные собственные и нарицательные >>>>>
- Правописание собственных имён существительных. Заглавная буква в названиях книг, журналов, в именах сказочных героев, географических названиях >>>>>
- Единственное и множественное число имён существительных >>>>>
- Глагол
- Что такое глагол? >>>>>
- Единственное и множественное число глагола >>>>>
- Правописание частицы НЕ с глаголом >>>>>
- Имя прилагательное
- Что такое прилагательное? >>>>>
- Связь имени прилагательного с именем существительным >>>>>
- Единственное и множественное число имени прилагательного >>>>>
- Предлог
- Общее понятие о предлоге. Раздельное написание предлогов со словами >>>>>
- Местоимение
- Что такое местоимение >>>>>
- Наша речь
- Диалог и монолог >>>>>
- Текст. Заголовок текста. Части текста >>>>>
- Тема и главная мысль текста >>>>>
- Что такое текст-повествование? >>>>>
- Что такое текст-описание >>>>>
- Что такое текст-рассуждение? >>>>>
- Омонимы. Как найти омонимы в толковом словаре >>>>>
Правила русского языка
Scroll Uprusskiepravila.ru
Разработки уроков русского языка "Школа России" 2 класс
Урок 1
Тема: наша речь. предложение
Цели: обобщить представления о предложении как единице высказывания; развивать умения делить предложения на слова, составлять предложения из слов и оформлять его на письме; воспитывать бережное отношение к книгам.
Ход урока
I. Знакомство с учебником. Сообщение темы урока.
– Прочитайте название учебника, по которому мы будем работать на уроках.
– Он называется «Русский язык». Это серьезная книга. Тот, кто еще не учился в школе, не сможет ее понять. А вы сможете?
– Ведь вы узнали кое-что о том, как устроен наш язык. Теперь вам предстоит открыть другие секреты языка. На уроках вы узнаете много нового о русских словах, поймете важные тайны нашего письма. Во всех этих открытиях вашим верным помощником станет учебник. Берегите его! В классе и дома работайте с ним так же аккуратно, как и с другими книгами.
– Полистайте учебник. Какие условные обозначения вы увидели?
– Весь учебник поделен на части, и каждая часть озаглавлена. Прочитайте, как называется первая часть. Сегодня на уроке мы будем говорить о том, из чего состоят предложения, для чего они нужны в речи.
II. Актуализация опорных знаний.
На доске записаны предложение и схема:
С помощью русского языка мы общаемся с другими людьми.
– Что записано на доске? Почему вы решили, что это предложение?
– Из чего состоит предложение? (В схему вставляется карточка с записью «Слово».) Слитно или раздельно пишутся слова в предложениях?
– Приведите примеры способов общения людей (беседа, письмо). Какой бывает речь? (в схему добавляются карточки с записью «письменная», «устная».)
– Чем устная речь отличается от письменной?
– Спишите предложение. С маленькой или большой буквы пишется первое слово в предложении? Какое словарное слово встретилось в этом предложении? (Русского.)
III. Составление рассказа по рисунку.
Выполнение упражнения 1.
– Какую сказку вспомнили, посмотрев на этот рисунок? Чем она закончилась?
– Придумайте свое окончание сказки «Теремок». Какую речь использовали при составлении рассказов?
Физкультминутка
Это – правая рука,
Это – левая рука.
Справа – шумная дубрава,
Слева – быстрая река.
Обернулись мы, и вот
Стало все наоборот:
Слева – шумная дубрава,
Справа – быстрая река…
Неужели стала правой
Моя левая рука?
IV. Работа по учебнику.
Выполнение упражнений 3, 4 (с. 4–5) устно.
Вывод: предложение выражает законченную мысль.
V. Итог урока.
Тест. Из двух утверждений выберите верное.
1. а) речь бывает устная и печатная;
б) речь бывает устная и письменная.
2. а) предложение – это группа слов, которая выражает законченную мысль;
б) предложение – группа слов, которые не связаны между собой по смыслу.
3. а) речь – это шум волн, шорох листьев, звон капель;
б) речь – это разговор, беседа, вопрос.
Домашнее задание: упражнение 2, с. 4.
Урок 2
Тема: правила оформления предложений на письме
Цели: развивать умения делить предложение на слова, составлять предложение из слов, оформлять его на письме.
Ход урока
I. Актуализация опорных знаний.
– Составьте из слов предложение:
Варя сказки любят Миша и загадки и
– Чем отличается предложение от слова или группы слов?
– Назовите признаки предложения.
– Где схемы предложений? Где схемы слов? Как вы это определили?
II. Формирование новых знаний. Работа по учебнику.
1. Выполнение упражнения 5 (устно).
– Прочитайте сообщение Знайки.
– Можете ли вы «превратить» эту группу слов в предложение?
2. Выполнение упражнения 6.
3. Упражнение 7 выполняется по заданию в учебнике.
– Какое словарное слово встретили в этом предложении? (Медведь.)
– Какое предложение подходит к данной схеме? Объясните свое решение.
.
Физкультминутка
Мы писали, мы писали,
А теперь все дружно встали.
Ножками потопаем,
Ручками похлопаем,
Затем пальчики сожмем,
Сядем и писать начнем.
III. Рассказ «склеился» (задание-игра).
– Вам нужно освободить целый «склеенный» рассказ. Сначала отделите друг от друга «сцепившиеся» слова вертикальной чертой. А потом расставьте точки между «склеенными» предложениями. Начало каждого предложения обозначьте большей буквой. А теперь прочтите рассказ вслух, делая паузы между предложениями.
красиврусскийлесзимойбелыекружевазастылинаберезахблестятпушистыешапкинавековыхеляхисоснах
IV. Итог урока.
Тест (можно провести в устной форме).
1. Какие группы слов нельзя назвать словом «предложение»?
б) Снег лежать тепло весна.
в) Без ошибка Сережа писать.
г) Наша семья очень дружная.
2. Какие предложения записаны с ошибками?
а) Сережа надел нарукиварежки.
б) Солнце скрылось за лесом.
в) вчера мы с папой пилили дрова.
г) Полевые цветы долго стоят в вазе.
Домашнее задание: вспомните и выпишите из словаря слова, изученные в 1 классе, на тему «Животные», упражнение 8, с. 7.
Урок 3
Тема: предложения, состоящие из одного илинескольких слов
Цель: познакомить учащихся с предложениями, состоящими из одного слова.
Ход урока
I. Словарный диктант.
? Разгадайте загадки, запишите отгадки.
1. Кто так заливисто поет
О том, что солнышко встает?
(Петух.)
2. Носит серенький жилет,
Но у крыльев – черный цвет.
Видишь, кружат двадцать пар
И кричат: «Карр! Карр! Карр! Карр!»
(Ворона.)
3. Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет –
Крохи собирает.
В полях ночует –
Коноплю ворует.
(Воробей.)
4. Проживает во дворе
В личном доме-конуре
И на всех, кого не знает,
То рычит она, то лает.
(Собака.)
5. Желтая хозяюшка
Из лесу пришла,
Всех кур пересчитала
И с собой унесла.
(Лисица.)
6. Бела, как снег.
Черна, как жук.
Вертится, как бес,
Потрещала – и в лес.
(Сорока.)
II. Введение в тему.
Работа по учебнику. Выполнение упражнения 9, с. 8.
– Рассмотрите рисунок. Кто на нем изображен? Как называются эти животные?
– Составьте рассказ. Начните со слов: «Однажды мальчики…».
Заслушивают рассказы, составленные детьми. Определяют количество предложений в каждом рассказе.
– Как в устной речи отделяется одно предложение от другого? (Интонационной паузой). А в письменной?
– Напишите ответы на вопросы из учебника, используя слова для справок.
– Прочитайте сообщение Знайки. Согласны ли вы с ним?
– Чем будем заниматься на уроке?
III. Актуализация опорных знаний.
Упражнение 10 (с. 8) выполняется по заданию.
Физкультминутка
Топай, Мишка,
Хлопай, Мишка,
Приседай со мной, братишка,
Руки вверх, вперед и вниз,
Улыбайся и садись.
IV. Формирование новых знаний.
Упражнение 12 (с. 8) выполняется по заданию в учебнике.
– Составьте схему к каждому предложению.
– Прочитайте сообщение Знайки. Согласны ли вы с ним? Придумайте свое предложение, состоящее из одного слова.
V. Самостоятельная работа.
1. Составьте и запишите из слов каждой строчки предложение.
Вариант I
Вариант II
коза, у, Машка, жила, Юры.
душистая, лугу, на, трава.
груши, ребята, сочные, ели.
астры, на, цветут, клумбах.
2. Спишите, исправив ошибки.
Вариант I
Вариант II
Вечер Катя сидит.
Дома она смотрит.
В окно дети лепят из снега. Куклу.
Зима выпал снег Саша.
И Коля чистят. Каток весело работают ребята!
VI. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Закончите предложения.
1. Предложение состоит…
2. Предложение выражает…
3. Первое слово…
4. В конце предложения…
Домашнее задание: упражнение 11.
Урок 4
Тема: повествовательные предложения
Цели: познакомить учащихся с повествовательными предложениями; развивать умения определять вид предложения по интонации, ставить в конце предложения соответствующие знаки препинания.
Ход урока
I. Актуализация опорных знаний.
У страха глаза велики.
Трусливому зайке и пенёк волк.
зайчик волк полянка домик.
– Прочитайте предложения.
– Чем отличается предложение от слова или группы слов?
– Назовите признаки предложения.
– Как узнать предложение на письме?
II. Формирование новых знаний.
1. Выполнение упражнения 14, с. 11.
– Сколько предложений в этом тексте?
– Прочитайте вопросы в рамке. Как вы ответите на них?
– Прочитайте тему урока. (Повествовательные предложения.)
Учитель подчеркивает слово повествовательные.
– Где вы встречали это слово? (В синей рамке.) Как вы думаете, что оно означает?
– Прочитайте правило на с. 11. Верны ли были ваши предположения? На листе составляется схема.
– Составьте и запишите повествовательное предложение.
Физкультминутка
Вдох и выдох!
Раз – присели! Два – привстали,
Чтоб задержки никакой!
Три – нагнулись и достали
До носка одной рукой.
2. Знаки препинания в повествовательных предложениях.
? Отгадайте загадки.
Бурным чувствам
Нет конца:
Пылкий нрав
У молодца!
Учитель вывешивает на доску карточку .
Я маковой крупинкой
Упала на тропинку,
остановила вас –
Закончила рассказ.
Учитель вывешивает на доску карточку .
1) В саду цветут ландыши
2) Как красиво в зимнем лесу
– Какие знаки препинания вы поставите в конце каждого предложения? (, ). Воспользуйтесь карточками.
– Какие это предложения по цели высказывания? (Повествовательные.)
Учитель дополняет схему.
– Прочитайте второе правило на с. 13.
3. Работа по учебнику.
Выполнение упражнения 15, с. 12.
III. Самостоятельная работа.
выполнение упражнения 16.
IV. Итог урока.
– Какие предложения называются повествовательными?
– С какой интонацией могут произноситься повествовательные предложения?
– Какие знаки препинания могут стоять в конце повествовательного предложения?
Домашнее задание: упражнение 18, правила на с. 11–13.
Урок 5
Тема: чистописание
Цель: упражнять в написании строчных и заглавных букв и, ш, й, И, Ш, Й.
Ход урока
I. Подготовительные упражнения для пальцев и кисти рук.
– Можешь пальцы сосчитать?
– Раз, два, три, четыре, пять.
(Начиная с мизинца левой руки, дети пальцы считают и разжимают.)
– На другой руке опять –
Раз, два, три, четыре, пять.
(Поднимают правую руку, счет идет с большого пальца.)
– Десять пальцев – пара рук.
Разве мало это, друг?
(Сжимают кисти в кулак и разжимают.)
– Десять пальцев – пара рук.
Вот твое богатство, друг.
(Обе руки поднимают вверх и скрепляют вместе в кулак, затем разводят, как бы приветствуя кого-то.)
Учитель напоминает о правильной посадке во время письма, положении тетради на столе.
Выполнение подготовительных упражнений для развития свободных движений по образцам.
II. Введение в тему.
На морском берегу царь Нептун написал буквы, но волны немного пошалили и смыли часть записи. Кто из вас может сказать, какие буквы написал Нептун?
1. Работа над формой букв и, ш, й.
– Что общего в написании этих букв?
– Чем отличаются друг от друга?
Показ на доске с подробным описанием, дети «прописывают» букву в воздухе, затем в тетради по одной строке (и, ш, й).
2. Написание слога ши.
Жи-ши, жи и ши
С буквой И всегда пиши.
Мыши, ёжики, ужи,
Лыжи, лужи, камыши.
– В каких словах встретили сочетание ши? Пропишите по одной строке эти слова.
Пиши мыши камыши
Физкультминутка
– Вы, наверное, устали.
– Да!
– И поэтому все встали,
Дружно вытянули шеи
И, как гуси, зашипели: «Ш-ш-ш!»
Пошипели, помолчали
И, как зайки, поскакали.
Поскакали, поскакали
И за кустиком пропали.
3. Работа над формой заглавных букв И, Ш, Й (анализ, показ на доске, «прописывание» в воздухе, прописывание в тетрадях).
4. Работа над соединениями букв.
Ши, Ир, ша, шй, ил, им, иш, Ии, Йф, Шш.
! Игра-загадка.
– Рассмотри внимательно,
Поразмысли не спеша.
И отыщешь обязательно
Пять вещей на букву Ш.
(Шарик, шапка, шарф, шуба, шнурок.)
5. Закрепление написания букв и соединений при записывании предложения с образца.
Индюк из города идет, игрушку новую везет.
III. Итог урока.
– Что получалось на уроке лучше всего?
– Над какими буквами надо поработать дома?
Урок 6
Тема: вопросительные предложения
Цели: познакомить с вопросительными предложениями, развивать умения определять вид предложения по интонации, правильно расставлять знаки препинания в конце предложений.
Ход урока
I. Актуализация опорных знаний.
! Игра «Самый внимательный».
– Когда услышите предложение, хлопните в ладошки.
1. На проводах тесно уселись вороны.
2. С отцом мы рыбалка удочки.
3. Мои друзья всегда могут мне помочь.
4. Поздно ночь звезда.
5. Играть трудно в работа.
6. Дело мастера боится.
7. Летний день год кормит.
II. Введение в тему.
На странице я стою,
Всем вопросы задаю.
Согнут я всегда в дугу –
Разогнуться не могу.
– Где вы встречали этот знак?
– Как вы думаете, с какими предложениями мы будем сегодня работать? Прочитайте тему урока.
III. Формирование новых знаний.
1. Выполнение упражнения 20.
– Как вы ответите на эти вопросы?
– Прочитайте правило на с. 15–16. Составьте свое предложение, в конце которого можно поставить вопросительный знак.
ВЕСЕЛЫЕ РИФМЫ
Разные вопросы Сколько? Когда?
задаю я всем: Почему? Какая?
Как? Зачем? Отчего?
Откуда? Где? О ком?
Что? Чья? Вот такой я мастак,
Кому? Какие? Вопросительный знак!
Который? В чем?
А. Тетивкин
2. На доске учитель составляет схему.
3. Выполнение упражнения 21 по заданию в учебнике.
Физкультминутка
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети,
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
IV. Словарная работа.
? Отгадайте загадку.
Должен он пораньше встать,
Чтоб за партой не зевать,
Чтоб проверить, все ль в порядке,
В ранце ль книжки и тетрадки.
А вопрос такой возник:
Кто он? Это – … (ученик).
Ученик.
Этимология слова.
Слово произошло от древнего слова укъ – «учение». От него же произошли слова наука, привыкать, навык, учить.
– Запишите это слово три раза, проговаривая его по слогам, выделите орфограмму, поставьте знак ударения и разделите на слоги.
Составление рассказа по картинке. Выполнение упражнения 19.
– Кто изображен на картинке? Как вы думаете, почему молодой моряк держит в руках букет цветов?
– Составьте рассказ по картинке, используя словарное слово ученик.
V. Самостоятельная работа.
Выполнение упражнения 22, с. 17.
VI. Итог урока.
– С какими предложениями работали на уроке?
– Отыщите предложения, в конце которых нужно поставить вопросительный знак.
Мы с папой идем по главной улице города.
Здесь так много красивых зданий.
Вдруг я замечаю непонятное мне слово.
– Папа, что значит вывеска «Оптика»?
– Оптика – это магазин, в котором продаются очки.
– А что такое «Аптека»?
– В аптеке продаются лекарства: таблетки, мази.
– А вы, ребята, знаете слова «оптика» и «аптека»?
Домашнее задание: упражнение 23, правило на с. 15–16.
Урок 7
Тема: побудительные предложения
Цели: познакомить с побудительными предложениями; развивать умение расставлять знаки препинания в конце предложения, распознавать виды предложений по интонации.
Ход урока
I. Актуализация опорных знаний.
1. Определите виды предложений.
– Опять ты делаешь ошибки?
– Когда ты их исправишь, Рыбкин?
– А как без них я обойдусь?
Ведь на ошибках я учусь.
– Кто всех скромнее в нашем классе?
– Конечно, я да друг мой Вася!
2. Комментированное письмо.
Темная туча тихо плывет по небу.
– Докажите, что мы записали предложение.
– Какие знаки препинания еще могут стоять в конце повествовательных предложений?
II. Формирование новых знаний.
1. Выполнение упражнения 24.
– С какой интонацией вы читали каждое предложение? Что вам помогло выбрать верную интонацию?
– Прочитайте информацию в голубой рамке.
– Вспомните: вопросительные предложения содержат вопрос; повествовательные – сообщения. А какие предложения содержат просьбу, приветствие?
– Как вы думаете, с какими предложениями мы будем работать на уроке?
– Прочитайте правило на с. 20. Можем ли мы достроить схему?
2. Выполнение упражнения 27.
Физкультминутка
– Как живешь?
– Вот так!
(Показать большой палец.)
– Как идёшь?
– Вот так!
( «Прошагать» двумя пальцами по столу.)
– А бежишь?
– Вот так!
(Согнуть руки в локтях и показать, как работают они при беге.)
– Ночью спишь?
– Вот так!
(Руки под щёку и положить на них голову.)
– Как берёшь?
– Вот так!
– А даёшь?
– Вот так!
– Как шалишь?
– Вот так!
(Надуть щёки и слегка стукнуть по ним ладонями.)
– А грозишь?
– Вот так!
III. Расстановка знаков препинания в конце предложений.
1. Выполнение упражнения 26.
– Сколько предложений в тексте? Я буду читать предложение, а вы поднимайте карточку с соответствующим знаком .
2. Упражнение 25 выполняется по заданию.
IV. Итог урока.
! Игра «Выбери верное утверждение».
Дети становятся в круг. Если учитель произносит верное утверждение, они меняются местами, если нет, остаются стоять на месте.
1. В конце вопросительных предложений ставится знак .
2. Предложения, которые содержат сообщения о ком-нибудь или о чем-нибудь, называются побудительными.
3. Предложения, в которых о ком-нибудь или о чем-нибудь спрашивается, называются повествовательными.
4. В конце побудительных предложений стоят знаки и .
5. В конце побудительных предложений стоят знаки и .
6. Предложения, которые содержат приветствие, просьбу, приказ, называются побудительными.
Домашнее задание: упражнение 28, правило, с. 20.
Урок 8
Тема: знаки препинания в конце предложений
Цель: развивать умения и навыки в правильной расстановке знаков препинания в конце предложений.
Ход урока
I. Словарный диктант.
– Незнайка из Солнечного города прислал нам письмо. Проверьте, хорошо ли он выучил словарные слова? Если есть ошибки, исправьте их и запишите к себе в тетрадь слова без ошибок.
Девачка, малчик, учитиль, учиник, польта, Масква, пасуда, мебель.
II. Введение в тему.
– Приготовьте карточки с изображением знаков препинания, и . Я буду читать стихотворения, а вы, когда услышите вопросительные рифмы, поднимете , восклицательные, повествовательные.
Сейчас, когда приду домой,
Произнесет мне мама:
«Ты дрался, да?
Ты что – немой?
Ну что молчишь упрямо?»
Повествовать придется мне,
И я скажу:
«Не дрался, не…
Свалился с дерева, и вот…»
Тут папа в комнату войдет.
Войдет и скажет:
«Лоботряс!
Я проучу тебя сейчас!»
infourok.ru
Конспект урока по русскому языку 2 класс
Дата: 09.02.16
Класс: 2
Предмет: Русский язык
Тема: «Правописание слов с разделительным мягким знаком»
Цели урока:
Образовательная:
формировать умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова;
формировать умение употреблять разделительный мягкий знак;
Сформировать умения различать две функции мягкого знака: разделительного и показателя мягкости;
Закреплять знания учащихся о правописании гласных после шипящих;
Развивать умения составлять предложения, работать с деформированным текстом;
Обогащать словарный запас учащихся.
Развивающая
Развивать речь, мышление, внимание, память, наблюдательность
Воспитательная
Воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, взаимовыручку
Цели урока направлены на формирование и развитие УУД.
На данном уроке каждый ученик получит возможность совершенствовать и развивать:
личностные действия
навыки сотрудничества с учителем и сверстниками
мотивация к творческому труду, к работе на результат.
регулятивные действия
ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала;
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
познавательные действия
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
коммуникативные действия
готовность слушать собеседника и вести диалог;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
участвовать в групповом обсуждении.
Оборудование: индивидуальные листы учащихся, карточки для работы в парах, конверт с загадками, компьютерная презентация.
Ход урока:
1. Организационный этап. Цель: создание атмосферы дружелюбия и симпатии.
- Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по зимнему лесу, которое позволит сделать нам новые открытия.
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит. (Ф. И. Тютчев)
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
-Сегодня на уроке мы узнаем что-то новое. И помогут нам в этом лесные жители. Звери приготовили для вас много интересных заданий.
-Отгадайте, кто нас встречает.
Носит кисточки на ушках,
А грибы на ветках сушит. (Белка)
-Она приготовила вам первое задание в зимнем лесу: объединитесь в пары, разгадайте ребус и назовите тему урока.
- Кто разгадал ребус и уже может назвать тему урока? Дети объединяются в пары (кто с кем сидит) разгадывают ребус, называют тему урока. (Разделительный мягкий знак)
- Белка приготовила для вас корзинку для вопросов.
- Как вы думаете, какие вопросы сегодня мы можем задать по теме? (Какую работу выполняет разделительный ь? Как правильно писать слова с разделительным мягким знаком? В каких словах пишется разделительный ь? Где в словах пишется разделительный ь?
-Что вы знаете про Ь? (Знаем, что буква мягкий знак не обозначает звука, показатель мягкости.)
- Какую цель поставим на уроке? (Научиться правильно употреблять на письме разделительный мягкий знак).
3. Актуализация знаний.
Словарная работа.
-Догадайтесь сами, кого сейчас мы встретим.
-Исключите лишний слог и запишите слова, которые получились.
Мовероз, петонал, лосипата, оредежда, липасица.
-Какие слова получились? Что их объединяет? Откуда эти слова? (Из словаря)
-Какое слово «лишнее»? Почему? (Одушевленное) Подчеркните его. (Лисица)
-Лисица предлагает подобрать однокоренные слова (Лисенок, лисята, лис, лисий (хвост), лисонька, лисичка, лисица).
- Синонимы? (Рыжая плутовка). В каких сказках встречается?
-Составьте предложение со словом «Лисица». Чье предложение вам понравилось больше?
Письмо по памяти.
Рыжая лисица с пуш..стым хв..стом подошла (к) руч..ю.
- Объясните правописание.
-На какие правила встретились слова? (Сочетания жи-ши, безударные гласные, правописание предлогов, разделительный мягкий знак).
-Объясните написание слова «ручью»? Прочтите это слово. Как произносятся слова с разделительным ь?
-Что показывает разделительный мягкий знак? (Разделительный мягкий знак показывает, что согласный звук не сливается с гласным.)
Взаимопроверка. Оценка.
4. Первичное усвоение новых знаний.
-Ребята, скажите, какая лиса по характеру? Она хочет запутать нас.
Лисица предлагает нам слова разделить на две группы.
-Запишите слова с разделительным мягким знаком в 1 столбик, с мягким знаком – показателем мягкости – во 2 столбик. (Дети записывают слова).
- Подчеркните буквы, перед которыми пишется разделительный ь.
листья пень
перья коньки
муравьи кольцо
варенье тетрадь
деревья мальчик
- Прочитайте слова с разделительным мягким знаком.
- Прочитайте слова, в которых мягкий знак показатель мягкости.
Дифференцированная работа
1 группа: записать любые 3 слова из каждого столбика;
2 группа: записать любые 4 слова из каждого столбика;
3 группа: записать все слова и придумать свои слова.
Звуко- буквенный анализ слов по вариантам:
I вариант – слово «листья»
II вариант – слово « перья»
Проверка.
- Поднимите руку, у кого нет ошибок. Молодцы!
- В чем важность разделительного мягкого знака? Какую работу выполняет разделительный знак? Сделайте вывод. Дайте полный ответ. (Разделительный мягкий знак показывает, что следующие за ним гласные буквы е, ё, ю, я, и - обозначают два звука: варенье - [йэ], листья - [йа], муравьи - [йи]. Предупреждает, что в слове есть звук [й]. Разделительный знак показывает, что согласный звук не сливается с гласным)
- Когда пишется разделительный мягкий знак?
Физминутка
А на улице мороз,
Ну-ка, все взялись за нос!
Ни к чему нам бить баклуши,
Ну-ка, все взялись за уши!
Покрутили, повертели
Вот и ушки отогрели.
Мы попрыгаем немножко
И похлопаем в ладошки.
Головой кивнём друг другу
И пожмём соседу руку.
Сядем – встанем, и прыжок.
И продолжим наш урок.
5. Первичная проверка понимания.
- Отгадайте, какое животное наших лесов, похоже на кошку?
- Рысь нам подготовила кроссворд.
Разгадайте кроссворд:
1.Домики для пчел. (Ульи)
2.Снежная буря (Вьюга)
3.Мать, отец, дети. (Семья)
4. Ягоды, сваренные в сиропе (Варенье)
5. Животное жарких стран, лазает по деревьям (Обезьяна)
- Что объединяет все эти слова? (Слова все с разделительным мягким знаком).
- Объясните написание этих слов. Что показывает разделительный мягкий знак? Для чего нам необходим мягкий знак? Что он разделяет? Где пишется?
- Какую работу выполняет разделительный мягкий знак? ( Составление таблицы)
Работа с учебником. Дифференцированная работа.
- Двигаемся дальше по зимнему лесу и впереди увидели оленя, который приготовил задание в учебнике.
- Прочитайте. Обратите внимание на произношение выделенных слов.
- Прочитайте выделенные слова. В каких из них нужно написать разделительный мягкий знак? Почему?
Задание для групп. ( Ученики выполняют по выбору)
1 группа: Запишите выделенные слова, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните слова с разделительным мягким знаком.
2 группа: Выписать предложения с разделительным мягким знаком.
3 группа: Списать текст и выполнить задания.
(Очень интересно наблюдать за по…ётом стрижей. Сейчас девочка по…ёт цветы. У нас дружная се…я. Се…я одуванчика очень лёгкое. Оле…и не боятся мороза. Оле…и шкуры хорошо сохраняют тепло.)
Вывод.
- В каких случаях нужно писать разделительный мягкий знак? (Составление таблицы)
- Меняет ли лексическое значение слова, если мы не напишем разделительный мягкий знак?
6. Первичное закрепление.
- Вот мы вышли на полянку. Отгадайте ребус и скажите, кого встретили. (Зайца) Он нас испугался и убежал, оставив задание на листе.
Творческая работа.
- Составьте предложения из групп слов.
на, увидели, п..лянке, заяч..и, р..бята, л..сной, сл..ды
висят, снега, д..рев..ев, на, хлоп..я, з..мой, суч..ях
Дифференцированная работа.
Учитель предлагает ученикам, у которых это задание вызывает затруднения, взять карточки-помощницы.
Карточки-помощницы.
Ребята увидели………
Зимой на сучьях …….
Самостоятельная работа.
Ученики составляют предложения и записывают в тетрадь.
Несколько учеников читают предложения.
- Все ли слова были использованы? Выражена ли в каждом предложении законченная мысль? Оцените товарищей.
-Объясните правописание пропущенных букв.
- Расскажите, в каких случаях пишется разделительный мягкий знак (после согласных, перед гласными Я, Е, Ё, Ю, И)
Вывод. Составление кластера.
- Пора нам выходить из зимнего леса. Скоро закончится урок. На полянку вышел лось. Он приготовил нам «зимние полянки» и на каждой полянке своё задание.
- Распределитесь на группы. (Дети заранее выбирают жетон определенного цвета). Каждая группа занимает свою «зимнюю полянку». Каждая «полянка» имеет свой вопрос:
1) Для чего нужен разделительный мягкий знак в словах? Приведите свои примеры написания слов с разделительным мягким знаком. Измените слова по образцу: пить – я пью (шить, вить, лить). Запишите слова.
2) Когда пишется разделительный мягкий знак? Придумайте и запишите свои слова с разделительным мягким знаком.
По ходу ответов вывод-кластер появляется на слайде.
- Ответили мы на вопросы нашей «Корзины идей»?
На каждой полянке обучающиеся выполняют задания в группе.
Проверка заданий.
7. Итог урока
- Молодцы! Вы отлично справились с заданиями. Наше путешествие подошло к концу. Какая была тема урока?
- Какое открытие мы сегодня сделали? Что нового узнали о разделительном мягком знаке?
- Какие задания помогли вам лучше усвоить тему?
- Какое задание было самым интересным?
- Подумайте, как знания приобретенные сегодня на уроке, помогут вам в жизни. (Грамотное письмо).
8. Рефлексия.
- Вы очень хорошо работали на уроке. И сейчас вас ждёт сюрприз.
Мягкий знак в вашу честь и с вашей помощью устраивает праздничный салют. В коробке лежат залпы нашего салюта (шарики). Они имеют разные цвета. Каждый из вас может взять только один залп. Оцените свою работу на уроке. Если вам легко было выполнять все задания, выбираете желтый, красный, оранжевый шарик. Если было трудно – синий или зелёный шарик.
Сначала подходят девочки, выбирают шарики, затем – мальчики. Шарики приклеивают в тетрадь.
9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Прочитайте слова. (Деревья, друзья, платье, воробьи, крылья). Составьте и запишите с каждым словом предложение. Подчеркните в словах слоги с разделительным мягким знаком.
infourok.ru