Конспект урока по обучению грамоте на тему "Гласный звук [у]. Буквы У, у". Буква и звук у 1 класс конспект урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля | ||
Осуществляемые действия | Формируемые умения | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
I. Организация начала урока. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. Прозвенел уже звонок, Сядьте тихо и неслышно, И скорей начнём урок. Будем мы читать, трудиться, Ведь заданья нелегки. Нам, друзья, нельзя лениться, Так как мы ученики. – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | Фронтальный. Наблюдение учителя | |
II. Речевая разминка. Фонетическая игра | Коллективная. Словесный. Фонетическая игра СЛАЙДЫ 2-5 | – Сегодня чудесный осенний день и буквы отправились в путешествие на поезде. Они едут и поют песенки. Я буду показывать на букву, а вы тянуть ее звук до тех пор, пока я не переведу указку на другую букву: а, о, и, ы. – Почему у этих букв получилась такая мелодичная песенка? | Поют песенку, например: [оооо ааа ыы иииии аааааааааа ы о] – Буквы О, А, ы, И обозначают гласные звуки | Готовят артикуляционный аппарат к чтению | Коллективный. Правильное произношение звуков | |
III. Постановка учебной задачи | Проблемный . Словесный. Беседа, загадка СЛАЙД 6 | –Кто сел еще в поезд? -Почему сели именно эти пассажиры? – Кто сел первым в поезд? -Кто будет помогать изучать новый материал? | – Утенок Утя – Утенок | Анализируют текст, высказывают и аргументируют свое мнение | Фронтальный. Устные ответы | |
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности. 1. Слого-звуковой анализ слова утенок | Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Работа со схемой, беседа СЛАЙД 8 | 1. Анализ слова утенок по схеме. Первый звук в первом слоге – звук [у]. Он является гласным звуком, так как его можно петь, тянуть [уууу]. Обозначаем этот звук красным квадратом. | Проводят слого-звуковой анализ слова утенок | Выделяют звук [у] в процессе слого-звукового анализа. Наблюдают над особенностями произнесения звука [у]. Характеризуют выделенный звук; доказывают, что звук [у] гласный | Фронтальный. Правильно выполненный слого-звуковой анализ | |
2. Знакомство с буквой У | Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, моделирование буквы СЛАЙДЫ 9-12 | 1.– Звук [у] на письме обозначается гласной буквой У. 2. – Мягкость или твердость предшествующего согласного звука обозначает буква У? 3.-Назовите слова на букву У. 4.– Найдите букву У на «ленте букв». – На что похожа буква У? Буква У совсем проста. Тянет ушки из хвоста. 4.– Выложите букву У из счетных палочек. | Находят букву У на «ленте букв». – Буква У обозначает твердость предшествующего согласного звука Высказывают свои предположения. Из палочек выкладыва-ют букву У | Находят букву У на «ленте букв». Моделируют ее из проволоки | ||
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Руку правую вперед, а потом ее назад, А потом ее вперед и немного потрясем. Мы танцуем буги-буги, поворачиваясь в круге, Хлопаем в ладоши мы. Руку левую вперед, а потом ее назад, А потом ее вперед и немного потрясем. Мы танцуем буги-буги, поворачиваясь в круге, Хлопаем в ладоши мы. Ногу правую вперед, а потом ее назад, А потом ее вперед и немного потрясем. Мы танцуем буги-буги, поворачиваясь в круге, Хлопаем в ладоши мы. Ногу левую вперед, а потом ее назад, А потом ее вперед и немного потрясем. Мы танцуем буги-буги, поворачиваясь в круге, Хлопаем в ладоши мы. | Выполняют движения под руководством учителя | Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке | Коллективный. Правильное выполнение движений | |
3. Работа со стихотворением В. Берестова (учебник, с. 37). Дифференцированное задание | Коллективная. Словесный. Чтение, беседа | – Прочитайте стихотворение. – О ком идет речь в стихотворении? – Сколько слогов в слове малютки? | – Утята, утки. – Три | Находят слова с буквой У в тексте стихотворения. Определяют количество слогов в слове | Коллективный. Чтение, устные ответы | |
4. Работа с пословицей «Ученье – путь к уменью» (учебник, с. 36) | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Как вы понимаете смысл пословицы? – Кто такой – прилежный ученик? – Кого из своих одноклассников можно назвать прилежным учеником? | Объясняют смысл пословицы. Отвечают на вопрос учителя | Называют качества прилежного ученика. Высказывают свои суждения по проблеме | Фронтальный. Устные ответы | |
V. Закрепление знаний и способов действий. 1. Развитие связной речи. Составление рассказа по иллюстрации к сказке «Гадкий утенок» (учебник, с. 36) | Групповая. Словесный, практический, наглядный. Беседа, рассказ СЛАЙД 13-14 | Утенок Утя привел нас к своим родственникам. – Назовите одним словом, кто изображен на рисунке. – Почему этих птиц называют домашними? – Какие домашние птицы изображены на рисунке? В названии каких птиц есть звук [у]? – Посмотрите внимательно на иллюстрацию и вспомните название сказки и ее автора. – Какой момент сказки изображен? | – Домашние птицы. – Люди занимаются их разведением, ухаживают за ними, чтобы получать мясо, яйца, перья, пух. Перечисляют названия птиц. – Г.-Х. Андерсен «Гадкий утенок». Составляют рассказ по картинке | Осуществляют классификацию предметов, определяя ее критерий. Составляют рассказ по сюжетной картинке, соблюдая логику изложения | Групповой. Рассказ | |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Глазки видят всё вокруг, Обведу я ими круг. Глазкам видеть всё дано – Где окно, а где кино. Обведу я ими круг, Погляжу на мир вокруг. | Выполняют движения по тексту | Осуществляют профилактику утомления глаз | Коллективный. Правильное выполнение движений | |
2. Работа с пословицами (учебник, с. 36) | Парная, фронтальная. Словесный, практический. Беседа, поиск букв | – Найдите в пословицах буквы У. -Сколько их? – Почему так говорят..? | Находят буквы, считают. Отвечают на вопросы. | Осуществляют взаимопроверку друг друга. Находят слова с буквой У в тексте пословиц. Объясняют смысл пословиц. Делают вывод о значении буквы У | Парный. Распознание буквы У. Устные ответы | |
7. Работа с «лентой букв» | Индивидуальная. Словесный. Беседа СЛАЙД 15 | – Где на «ленте букв» расположена буква У? -Почему? | – На красном поле, это гласный звук. Рядом с а, о, ы, обозначает твердость предшествующего согласного звука. Бывает заглавная и строчная | Определяют место изученной буквы на «ленте букв». Характеризуют особенности буквы У и звука[у] | Индивидуальный. Устные ответы | |
VI. Рефлексивно-оценочный | Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа | 1.»Доскажи словечко» Я осла узнаю сам По его большим… Вот пришла и осень, И придут метели, И с печальным криком Птицы… Я не хвастаясь скажу: Всех друзей омоложу! Идут ко мне унылые- С морщинками, со складками, Уходят очень милые, Веселые и гладкие! Значит, я надежный друг Электрический… 2.– Что нового вы узнали на уроке? – Что особенно вам понравилось? Почему? – Что вызвало затруднение? Почему? – Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке? – Спасибо за урок | Отвечают на вопросы учителя … ( ушам ) ( улетели ) ( утюг ) | Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке | Индивидуальный, фронтальный. Оценка своей деятельности |
kopilkaurokov.ru
Конспект урока обучения грамоте на тему "Гласный звук[ у ] ,буквы У,у" (1 класс)
Обучение грамоте
Тема: Гласный звук[ у ] ,буквы У,у.
Цель: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации.
Цели урока по содержанию.
Образовательная: Познакомить детей со звуком у [у], буквой у и её употреблением в речи, учить выделять из слов на слух гласный звук [ у] , узнавать графический образ этой буквы.
Развивающая: развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление и речь детей.
Воспитательная: воспитывать культуру поведения по теме «Идём в гости».
Ход урока.
I.Организационно –мотивационный этап
Солнышко милое встало.- Доброе утро!- сказало.- Доброе утро!- кричу я прохожим, На утро похожим.Если проснёшься, а дождь за окномСтучит и стучит,И без солнца темно.- Доброе утро, друзья, всё равно!Придумано мудро.Доброе утро…
-Ребята, когда люди встречаются друг с другом ,они дарят друг другу слова –подарки, не говорят , а дарят. Повернитесь к нашим гостям и ласково от сердца подарите слово «Доброе утро!» нашим гостям и улыбнитесь. Улыбнитесь друг другу, учителю.
Вы заметили, как в классе стало веселее, теплее, уютнее?! Это заслуга ваших улыбок. Улыбайтесь чаще, ребята! Дарите окружающим вас людям тепло и хорошее настроение.
II.Операционно- деятельностый этап
1. Мотивация, постановка проблемной ситуации.
-Ребята, сегодня в наш класс пришло письмо, хотите его прочитать?(Показывает красочный конверт и приглашается читающий ученик, который читает текст)
« Дорогие, ребята!!! Приглашаю Вас на мой день рождения, который состоится 22 октября в кабинете№207. Буду Вас ждать!!!!»
- Кто же нас пригласил??? Непонятно!! На конверте нет адреса и подписи.
-Кто же этот незнакомец?
-Хотите узнать?
-Сегодня на уроке нам это предстоит выяснить и постараться узнать о нём как можно больше!
2. Актуализация знаний.
А)Ребята на день рождения не приходят без подарка. Я несла подарок и он рассыпался.
Я собрала, но что - то у меня получилось не так.
-Без вас я не смогу справится.Вы мне поможете?
(Дети выходят к доске по одному и дописывают буквы. ) На местах ученики одновременно -записывают буквы в тетрадях для печатанья.
-Какие звуки обозначают эти буквы? (Произносят)
-Гласные.
-Докажите.
-Произносятся свободно. Нет при произношении преград. Поются.
-Каким цветом эти звуки обозначаем в схемах.
-Красным.
-Поставить красный квадрат и магнит.
-Спасибо ,ребята, теперь и у меня есть подарок для поздравления.
Б) -Кроме нас на день рождения приглашены и другие гости. Пришли дети. Они приготовили ---песню для именинника. Но перед исполнением они начали распеваться. Посмотрите на их губы и -определите какой звук произносит каждый из них. Найдите букву, которая обозначает этот звук и отдайте артисту.(СЛАЙД)
- Что случилось. Почему вы затрудняетесь????(ИЛИ молодцы!Вы смогли отгадать и этот звук!)
-ЗВУК У!
Вы сами узнали новую тему урока!! Молодцы.(Звук У)
-Давайте споем песенку: Дети поют песенку,: [оооо ааа ыы иииии аааааааааа ы о уууу]. (СЛАЙД)
-Произнесите последний звук .
3.Открытие новых знаний
В) Работа с чистоговоркой. (Заучивание наизусть.)
У-у-у – губы хоботком тяну.У-у-у – дую в трубу.У-у-у – всех детей зову.
-Какой он? (Гласный.)
-Почему? (Произносится свободно. Поётся. Нет преград.)
а) губы вытянуты вперед трубочкой;
б) зубы не смыкаются, они закрыты губами;
в) корень языка приподнят вверх;
-А как в схеме его будем обозначать? (Красным квадратом,кружком)
-Давайте нарядим звук именинник.
Г) Работа в Букваре (Один ученик у доски)
-стр.56. (Наряжают звуковичок)
-А какой же буквой обозначается звук У?
-Найдите в букваре . Какой она бывает? Вот она какая. Буква «у» бывает печатной большой, печатной маленькой, письменной заглавной и письменной строчной.
Д) - Чтобы вам было легче запомнить ее изображение, выучите стишок:
Буква У совсем проста.
Тянет ушки из хвоста.
- Внимательно посмотрите и скажите, на какие предметы похожа эта буква?
(ветка дерева, рогатка, рожки у улитки._)
Е) Попробуйте создать графический образ этой буквы у себя на ладошке, у соседа на спинке.
4.Применение знаний
Ж)Чтение слогов ( СЛАЙД) с различной интонацией
-торжественно РУ,ГУ,ПУ,ТУ,КУ,НУ
-радостно УР,УГ,УП,УТ,УК,УН
-с интонацией вопроса У-РИ,У-ГА,У-КУ,У-ТИ.
З) -Раз буква У именинница, что мы должны сделать??
-Дарить подарки. Сейчас вы поработаете в паре .На с. 56 Букваря напечатаны столбики слов. Вы их прочитаете и выберите названия предметов ,которые можно будет подарить букве У.(Если детям непонятно значение, то объяснить)
-Дети называют слова.
-Как принято дарить подарки?
-Как принимать?
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ «Крошка Енот» .Какие слова вы услышали со звуком у ?
-У доски стоит ребенок в фамилии которого встречается звук у .Дети подходят с подарком(выбирают карточку с рисунком: унты,туника,утка,куры,куртка,какао,рупор,прутик) и дарят.
-В какой части слова слышится звук у,сколько слогов в этих словах? СЛАЙД с изображением подарков
-Какие еще подарки можно подарить этой букве, чтобы в названии встречался звук у
(бусы,туфли,улыбку,букет) СЛАЙД
-Давайте поработаем со словом бусы
-Произнесите слово (У доски 1 ребенок).Обозначим слово схемой
-Сколько гласных звуков? (2).Поем
-Сколько слогов ?Почему?Подставим кулачок
-Произносим 1 слог-БУ.Как произносим? (Твердое звучание,потому что звук у,ели он слышится в слове, обозначает твердость согласного звука)
-Из чего он образовался? Из слияния согласного и гласного звуков.
-Выбирай карточку слога слияния.
-Следующий слог СЫ.Как произносим? (Твердо)
-Обозначим ударение. Применяем секрет «позовем» или «Попросим»
-Какое действие выполняли? (Составляли схему слова?)
-Для чего мы это делали?(Видеть слог слияния)
-Составим предложение со словом бусы. Кто составит схему предложения?
И)Звук “У” предлагает вам сыграть в игру “Один – много”
Я буду называть 1 предмет, а вы предметы во множественном числе
Например: я скажу стул – стулья.
Говорить будем по очереди
Улитка – Утюг – Ухо – Уж – Ус – Улица – Улыбка –
З)Молодцы, ребята! Порадовали букву У .
ДИНАМИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА. «ТАНЕЦ ЛЯГУШАТ»
А теперь пришло время усаживаться за праздничный стол. Как нужно вести себя за столом в гостях?
Буква У приготовила вам сладкое угощение. Оно лежит в нашей волшебной коробочке.В названии этой сладости ,если произнести ,можно услышать звук у,да не один. ЧУПА-ЧУПС.
Немного истории. А вы знаете как переводится название этой карамельки?
Никто, до сегодняшнего дня не придумал более оригинальную и популярную конфету, чем испанская компания «Chupa Chups». Все гениальное – просто. Добавили к обычному круглому леденцу палочку. Идея возникла в связи с тем, что дети обычно всегда пытались достать конфету изо рта, посмотреть на неё, а потом вытереть липкие ручки об одежду. «Почему бы не сделать конфету, которую можно было бы есть как на вилке» .
Тогда он решает производить конфеты на палочке. Интересно, что в начале палочки были деревянными, только потом их начали изготавливать из пластика. Название конфеты произошло от испанского глагола chupar, который переводится как "сосать".
Чупа Чупс" стала первой конфетой, которая в 1995 году побывала в космосе, а именно на орбитальной станции "МИР".
-Как можно поблагодарить за угощение букву У?
III.Рефлексивно-оценочный этап
-Что нового вы узнали на уроке?
Интеллектуальная игра. Динамическая поза – стоя
Как кукует кукушка? (Ку-ку-ку-ку)
Как кричит филин ? (У-у –у)
Как гудит паровоз? (У-у-у)
Как воет волк? (У-у-у)
Звук [у] гласный или согласный?
Назови слово, которое начинается на букву у?
Назови слово, в котором буква у стоит в середине.
-Как оцениваете свою деятельность на уроке?
-Покажите мне своей мимикой, какое у вас настроение.
-Урок окончен. Всем спасибо.
www.metod-kopilka.ru
Номер слайда | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Индивидуальная работа | ||
Осуществляемые действия | Формируемые умения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Организация начала урока. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок | Приветствие учащихся. Прозвенел уже звонок, Сядьте тихо и неслышно, И скорей начнём урок. Будем мы читать, трудиться, Ведь заданья нелегки. Нам, друзья, нельзя лениться, Так как мы ученики. – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | ||
II. Речевая разминка. | СЛАЙД 2 | «Лопатка» «Часики» «Хоботок» «Лошадка» | Готовят артикуляционный аппарат к чтению | ||
III. Постановка учебной задачи и определение темы урока. | СЛАЙД 3 | -Кто вчера садился в поезд вместе с утенком? -Сегодня улитка приехала к нам на урок. Встречайте. -Что можете рассказать улитке про букву У? -Улитка очень медлительная, но мы на уроке будем очень быстро выполнять все задания и все успеем сделать. | Отвечают на вопросы. | Анализируют текст, высказывают и аргументируют свое мнение | |
V. Закрепление знаний и способов действий. 3. Работа с сюжетной картинкой. Чтение предложения (учебник, с. 38) | СЛАЙД 4 | – Что изображено на картин-ке? – Прочитайте, что она кричит. – Какой знак стоит в конце предложения? – Как нужно читать предло-жение с восклицательным знаком в конце? – Переставьте буквы. -Что получилось? -Кто так кричит? | – Девочка заблудилась. – Ау! Ау! Ау! – Восклицательный знак. – С восклицательной интонацией. – Уа! Уа! Уа! Маленькие дети | Осуществляют перестановку букв в словах, образовывают новые слова, объясняют их значение. Объясняют роль восклицательного знака. Соблюдают восклицательную интонацию при чтении восклицательных предложений(Ау!) | |
Физкультминутка | Руку правую вперед, а потом ее назад, А потом ее вперед и немного потрясем. Мы танцуем буги-буги, поворачиваясь в круге, Хлопаем в ладоши мы. Руку левую вперед, а потом ее назад, А потом ее вперед и немного потрясем. Мы танцуем буги-буги, поворачиваясь в круге, Хлопаем в ладоши мы. Ногу правую вперед, а потомее назад, А потом ее вперед и немного потрясем. Мы танцуем буги-буги, поворачиваясь в круге, Хлопаем в ладоши мы. Ногу левую вперед, а потом ее назад, А потом ее вперед и немного потрясем. Мы танцуем буги-буги, поворачиваясь в круге, Хлопаем в ладоши мы. | Выполняют движения под руководством учителя | Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке | ||
4. Дидактическая игра «Найди ошибку» (учебник, с. 38) | СЛАЙД 5 | – Рассмотри рисунок. Назови птиц. – В каком слове нет звука [у]? – Найди, где рисунки и схемы не соответствуют друг другу. Поставь схемы правильно | – Голубь, ворона, гусь, курица. – Ворона. Исправляют ошибки | Распознают звук [у] в словах. Соотносят предметные картинки и схемы-модели слов; находят ошибки, исправляют их | |
5. Чтение стихотво-рения Ф. Бобылева (учебник, с. 38) | СЛАЙД 6 | – Прочитайте стихотворение. – Расскажите, о чем это стихотворение. | Читают, отвечают на вопрос учителя | Понимают смысл прочитанного стихотворения | |
Физкультминутка | Глазки видят всё вокруг, Обведу я ими круг. Глазкам видеть всё дано – Где окно, а где кино. Обведу я ими круг, Погляжу на мир вокруг. | Выполняют движения по тексту | Осуществляют профилактику утомления глаз | ||
6. Дидактическая игра «Кто больше?» (учебник, с. 39) | – Рассмотрите рисунок. – Назовите слова с гласными звуками. Кто назовет слово последним, тот победил. Работайте дружно. | По очереди называют слова с гласными звуками: сначала с одним звуком, затем с другим, и так со всеми изученными. – Арбуз, пудель, мышка, утюг, индюк, осел | Работают в группе: совместно определяют цель задания, называют слова по очереди, контролируют правильность ответов друг друга, определяют, кто будет выступать перед классом (рассказывать о результатах совместной работы: как работали (дружно, соблюдали правила работы в группе, придумали много слов), кто победил) | Работа в группе. | |
7. Работа с «лентой букв» | СЛАЙД 7 | – Где на «ленте букв» распо-ложена буква У? -Почему? | – На красном поле, это гласный звук. Рядом с а, о, ы, обозначает твердость предшествующего согласного звука. | Определяют место изученной буквы на «ленте букв». Характеризуют особенности буквы У и звука [у] | |
VI. Рефлексивно-оценочный | СЛАЙД 8 | – Что нового вы узнали на уроке? – Что особенно вам понравилось? Почему? – Что вызвало затруднение? Почему? – Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке? -Улитке очень понравилась ваша работа и она дарит вам отрывок из мультфильма «Умка» | Отвечают на вопросы учителя | Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке |
vekor.ru
Конспект урока по русскому языку "ГЛАСНЫЙ ЗВУК [у], БУКВА Уу" 1 класс - VEKOR.RU
гласный звук [у], БУКВА Уу
Цели: познакомить учащихся с гласным звуком [у], буквой Уу; развивать речь, логическое мышление.
Оборудование: учебник; картинка с изображением утки.
Ход урока
I. Мобилизующая часть урока.
Повторение.
— Сегодня мы начнем урок со стихотворения.
-Хочешь куплю тебе зайца большого?
— Нет, — отвечаю я, — честное слово.
Я не желаю другую игрушк
у- Я же люблю своего длинноушку!
И ничего, что он старенький стал:
Это, наверное, от игр он устал.
Длинные ушки, и пуговка глаз…
Он мне дороже в тысячу раз!
— Ребята, а у вас есть любимые игрушки?
— Как вы думаете, от какого слова образовано слово игрушки? Правильно, игра, играть.
_ С какого звука начинается слово игра?
— А какие звуки вы еще знаете?
— Какую помощь оказывает звук И согласным звукам? ( Он обозначает на письме мягкость, подсказывает, что согласные звуки, стоящие перед ней, произносятся мягко).
II. Формирование новых знаний, умений и навыков.
Постановка целей и задач урока.
1. Выделение звука [у].
Отгадывание загадки:
Пестрая крякушка
Ловит лягушек,
Ходит вразвалочку
Спотыкалочкой.
(Утка.)
— Какой звук слышится в начале слова?
— Значит с какой буквой мы сегодня познакомимся на уроке?
— И тема урока сегодня «Буква и звук У»
Учащиеся рассматривают картинку с изображением утки, произносят и анализируют слово утка, соотнося произносимое слово со схемой .
Учитель. В слове утка в первом слоге гласный звук предшествует согласному, это не слияние. На схеме первый слог обозначен двумя квадратами. Во втором слоге – слияние согласного с гласным. Это и показано на схеме. Произнесем начальный звук слова – [у] и установим его признаки как гласного. Особенность произнесения гласного звука [у]: при его произнесении губы вытягиваются вперед и округляются больше, чем при произнесении звука [о].
Звук [у] на письме обозначается гласными буквами Уу.
Учитель показывает карточку с изображением буквы Уу.
Вопрос:
– Как воет волк? (У-у-у-у…)
Удобная буква!
Удобно в ней то,
Что можно на букву
Повесить пальто!
Вопрос:
– На что похожа буква Уу?
Варианты ответов детей.
2. Выкладывание буквы Уу из подручного материала (палочек, пуговиц, камешков, веревочек, полосок бумаги и т. д.; можно использовать пластилин).
Примечание. Работа выполняется под музыку.
3. Печатание буквы Уу учащимися в тетради.
Физкультминутка
III. Формирование практических умений и навыков.
▲ Отгадывание загадок:
Он плывет по простыне,
Как кораблик по волне.
Он хозяйкам добрый друг –
Электрический… (утюг).
Что это у Галочки?
Ниточка на палочке,
Палочка в руке,
А ниточка в реке.
(Удочка.)
Две антенны на макушке,
А сама сидит в избушке,
На себе ее везет,
Очень медленно ползет.
(Улитка.)
Удивительный ребенок!
Только вышел из пеленок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать.
(Утенок.)
● Распознавание звука [у].
Учащиеся хлопают в ладоши, если услышат звук [у] в словах:
Паук, цветок, лужа, диван, стол, стул, голуби, курица.
IV. Закрепление пройденного материала.
Работа по учебнику: с. 36-37.
Задание:
– Составьте рассказ по картинке.
Вопросы:
– Что вы видите на картинке?
-Перечислите всех птиц, которых вы видите на картинке.
— Где можно увидеть вместе кур, уток, гусей, индюков? (На птичьем дворе).
-Как можно этих птиц назвать одним словом. ( домашние)
— Какой звук есть во всех названиях птиц? ( У)
– Кого привела утка? (Утка привела утят.)
Учащиеся составляют схему предложения: Утка привела утят.
Анализ составленного предложения.
— Сколько слов в предложении? Какое первое? Какое второе? Какое третье?
— Почему мы первый прямоугольник изобразили с черточкой в верху? ( Первое слово в предложении пишется с большой буквы)
-Что стоит в конце предложения?
— Зачем нам нужна точка?
— Ребята, кто знает сказку сказку, герои которой изображены на картинке. (Х. К. Андерсен «Гадкий утёнок».)
— Почему эту сказку так назвали?
Напомнить краткое содержание сказки.
Физкультминутка
▲ Чтение стихотворения:
Стала утка на пруду
Учить своих утят;
Утята плавать на виду
У мамы не хотят.
Ужасно утка мучится:
«Ну что из них получится?»
▲ Чтение стихотворения: с. 37.
— назовите слова с буквой У.
▲ Чтение пословиц: с. 36.
— В каких словах вы услышали букву У?
Учитель выясняет, как понимают учащиеся их смысл.
V. Итог урока. Рефлексия.
– Что нового вы узнали на уроке?
– Что особенно понравилось? Почему?
– Что вызвало затруднение? Почему?
— Чем вам запомнился урок?
Спасибо за урок.
vekor.ru
II. Проверка домашнего задания(08:31-08:35– 4 минуты)Цель: выяснить уровень знания содержания сказки.1) рассказывание сказки «Курочка Ряба» II. Открытие нового знания(08:35-08:50)Цель: выделение новых звуков, знакомство с буквой. 1)Выделение нового звука* Звуковой разбор слова для выделения звука [у]. *речеслуховое восприятие звука *характеристика нового звука 2)Знакомство с буквой: *постановка задачи урока *обозначение звука буквой *рассматривание буквы в учебной книге *Физкультминутка *рассматривание буквы и определение ее места в кассе букв *рассматривание буквы и определение ее места в ленте букв *Печатание буквы в тетрадь 4) Определение места звука [у] в слове. Упражнения в слышании звука. III. Закрепление.(08:50-09:08)Цель: чтение слов и предложений с изученной буквой. 1)Чтение слов с изученной буквой. (Дифференцированное задание) физкультминутка 2)Чтение предложений (текста) с изученной буквой. а)Подготовительная работа; *Работа над иллюстрацией *Подготовка текста для чтения *Самостоятельная подготовка к чтению *Чтение текста IV. Итог урока. (09:08-09:10)Цель: вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности, её смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты. *подведение итогов *рефлексия *домашнее задание | - Начнем наш урок с проверки домашнего задания. - Какое задание вы выполняли дома? - Поднимите руку те, кто прочитал сказку «Курочка Ряба». Молодцы, кто выполнил задание. - Проверим, как внимательно вы дома читали сказку «Курочка Ряба». Кто готов выйти к доске, громко и выразительно рассказать эту сказку? -Послушайте загадку, отгадайте ее: Как на речку прилетает,сразу в воду залезает."Кря" - нырнула на минуткуВы узнали? Это - (УТКА)-Как вы думаете, для чего я загадала загадку? -Делаем звуковой разбор слова «утка». Для этого откройте тетради для печатания.Проверьте свою посадку, наклон тетради, в руки возьмите простой карандаш.Пропустите четыре плеточки вниз. Поставили точку. -Ученик будет выполнять звуковой разбор на доске все остальные в тетради. -Вспоминаем порядок разбора. Произнесем слово целиком «утка» все вместе. -Выделю первый звук. -Какой он? Дадим характеристику. - Как обозначим? -Произнесу слово, выделю второй звук. -Дадим ему характеристику -Если звук согласный, как обозначим? -Дадим характеристику согласному звуку (звонкий или глухой, твердый или мягкий). -Произнесу слово, выделю третий звук. - Дадим характеристику согласному звуку(звонкий или глухой, твердый или мягкий). - Произнесу слово, выделю четвертый звук. -Назовем звуки по порядку. -Разделим слово на слоги. Для этого вспомним правило. -Поставим ударение. Для этого позову слово к себе -А теперь, обратите внимание. Я поставила руку под первый звук. Произнесем еще раз первый звук. -Снова дадим ему характеристику. Какой он? -Как вы думаете, какой буквой будет обозначаться этот звук? -Послушайте внимательно стихотворение: Ульяна учила алфавит,Буква У, она гудит,Уж, улитка, уголок,Букву У я знаю на зубок. -Что интересного вы узнали из этого стихотворения? -Кто запомнил, какой фразой закончилось стихотворение? -Как вы понимаете эту фразу «знаю на зубок» - На письме, ребята, звук [у] обозначается буквой «У» и Ульяна знает эту букву настолько хорошо, что может читать ёё и слова на эту букву. -Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке? -Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой и научимся читать ёё, слова с этой буквой и предложения. Для этого откройте учебник на странице 3 – 7 (37).Положите его на парту перед собой. -Рассмотрите букву в рамке. -Что это за буква? -Какой звук обозначает буква «У» Скажите, на что она похожа? -Ребята, а у кого из вас в имени есть звук [у] а в фамилии, поднимите руки? -Как вы думаете, почему одна буква – большая, а другая – маленькая? -А сейчас встанем и немножко отдохнем. Утром встал гусак на лапки Утром встал гусак на лапки, Приготовился к зарядке. Повернулся влево, вправо, Приседанье сделал справно, Клювиком почистил пух, Поскорее в воду — плюх! -Сегодня в нашей кассе появится новая буква. Рассмотрите карточку. Что вы видите? -А почему здесь изображен такой рисунок? -Ребята, а это что такое? -Сегодня на уроке письма вы тоже научитесь так же красиво и правильно писать букву «У». -Произнесем алфавит по порядку для того, чтобы установить карточку в кассу. Повторяем за мной. -Я беру еще одну карточку с буквой «У» для того, чтобы поставить ее в ленту букв. -Какого она цвета? -Почему? -Ставим карточку в верхний ряд ленты букв, потому что перед гласным звуком [у] согласные читаются твёрдо. -Запомню правило: Перед гласным звуком [у] согласные читаются твёрдо, рот открываю на [у]. - Поставьте учебники на подставку. Вернемся к тетрадям для печатания. Проверьте посадку, наклон тетради. Возьмите в руки карандаш. Посмотрите на доску. Сейчас мы напечатаем букву «У» заглавную. Справа от схемы пропускаю 4 клеточки. Ставлю точку на середине клетки справа, спускаюсь вниз на одну клеточку, ставлю точку на середине нижней клетки. Ставлю еще одну точку рядом с правой верхней, ближе к левому краю. Веду линию по точкам, внизу закругляю. Возвращаюсь к верхней точке, довожу линию до палочки. - Напечатаем строчную букву «У». Справа от заглавной буквы, ставлю точку в начале клеточки справа, спускаюсь вниз, ставлю точку на середине клетки. Ставлю еще одну точку рядом с правой верхней, ближе к левому краю. Веду линию по точкам, внизу закругляю. Возвращаюсь к верхней точке, довожу линию до палочки. -Напечатаем строчную букву «у» под звуком [у] в звуковом разборе слова «утка». - Сейчас мы поиграем в игру. Я буду показывать для вас картинки на слайде, а вы, назвав слово, скажите, где находится звук [у]. В начале, середине, в конце слова? Будьте внимательны. -1 картинка. -2 картинка. -Следующая картинка. Что это? - Следующая картинка. - Следующая картинка. - Следующая картинка. - Следующая картинка. - Следующая картинка. -Молодцы. Вы были очень внимательны, когда играли в эту игру. Те ребята, которые не сразу смогли определить звук [у] желаю быть в следующий раз внимательней, и всегда произносить слова, чтобы определить нужный звук. -Закройте тетради для печатания. Положите учебник перед собой. Найдите стихотворение. Сейчас мы все будем выполнять разные задания. -Я называю задание для тех ребят, которые уже умеют читать. Прочитайте стихотворение жужжащим чтением и приготовьтесь к чтению вслух. - Те ребята, которые еще не очень хорошо умеют читать, возьмите в руки красный карандаш. Внимательно просматривая стихотворение, обведите все буквы «У» которые вы найдете. Будьте внимательны. На выполнение заданий даю вам 1 минуту. Приступаем. -Завершаем работу. Ученик прочитает нам стихотворение, стараясь делать это громко и выразительно. Те ребята, кто выделял карандашом буквы «У» в тексте внимательно слушаем тех, кто читает. -О ком идет речь в стихотворении? -О чем это стихотворение? Что автор хотел передать нам этим стихотворением? -Назовите, сколько букв «У» вы нашли в стихотворении.-А сейчас, немножко отдохнем. Встаньте. Возле речки пять утят в ряд на камешке сидят,В воду пять утят глядят, а купаться не хотят. -Переверните страницу учебника.Внимательно рассмотрите иллюстрацию вверху страницы. - Кто нарисован на иллюстрации? -Куда она пришла? -Для чего? - Посмотрите на девочку. Что можно сказать по выражению ее лица? -Да ребята, увлекшись лесной прогулкой, сбором лесных ягод или грибов, можно потерять счет времени и заблудиться в лесу как и эта девочка. -Как вы думаете, что нужно сделать прежде чем идти в лес? -В лес одному ходить нельзя, идти можно только в сопровождении взрослых. Нужно всегда быть рядом с ними. Потому что можно заблудиться также как и эта девочка. -А если человек уже заблудился в лесу, как он будет искать выход? - А как зовет на помощь заблудившаяся девочка? Давайте побываем в роли заблудившихся в лесу и хором прокричим –Ау!» - Рассмотрите предложения под картинкой. Сколько предложений написано под картинкой? -Почему? Вспоминаем правило. -Какой знак препинания указан в конце предложения? -Сколько раз указан восклицательный знак? -Приготовим текст для чтения. Возьмите в руки карандаш. Помним, что точками мы обозначаем гласные, слоговые единицы чтения – дугой. -Из скольких слов состоит первое предложение? - Назовите гласные. -Ставим точки под гласными (указываю на доске). -Выделим слог. Вспомним правило. -- Поставим ударение. Позовем слово к себе. -Самостоятельно подготовьте второе, третье предложение для чтения. - Ребята а как читаются все эти предложения?-Почему? -Да. И в конце предложений не зря стоит восклицательный знак, он указывает нам на то, что их нужно читать с громко, со страхом в голосе, чтобы передать тревожные чувства. Поэтому сейчас, когда мы будем читать предложения нам нужно постараться сделать это с громко и попытаться передать страх в голосе. -Ученик прочитает нам громко, выразительно. - А теперь, прочитаем вместе: Ау!» -Закройте учебники. Поставьте его на подставки. -Скажите, чему на уроке вы сегодня научились? -На уроке письма вы также научитесь писать букву «У». Сегодня на уроке чтения вы хорошо работали и я за вас порадовалась. Тем ребятам, у которых сегодня не все получалось я дам совет быть внимательными, тренироваться в слышании нового звука . -А теперь я хочу узнать как свою работу на уроке вы оцените сами. Кто считает что сегодня на уроке он работал усердно и многое узнал - поднимет улыбающийся смайлик. -А если кто-то из вас считает что на уроке он работал не очень хорошо и чего-то не понял из сегодняшнего урока – поднимет грустный смайлик. -Молодцы. Уберите смайлики на подставку. -Домашнее задание: еще раз просмотреть страницы учебника (37 - 38). Все прочитать. Выполнить звуковой разбор слова «Индюк» -Спасибо за урок. Урок окончен. | -Читали сказку «Курочка Ряба» К доске выходит ученик, рассказывает сказку. -Мы будем делать звуковой разбор слова «Утка». - Утка, утка, утка. - [у]-[у]-[у] [тка] - Гласный. Потому что при его произнесении воздух не встречает преград. -Кружком- [у] [т]-[т]-[т] [ка]. -Согласный. Потому что при его произнесении воздух встречает преграду. -Квадратом с чертой. -[т]-[т]-[т]. Глухой, так как произношу без голоса. Твердый. - [у т] [к]-[к]-[к] [а]. Согласный. Обозначим квадратом с чертой. -[т]-[т]-[т]. Глухой, так как произношу без голоса. Твердый. - [утк] [а]-[а]-[а]. Гласный. Обозначим кружком. - [у] [т] [к] [а] -В слове столько слогов, сколько и гласных. В слове УТКА 2 гласныхзвука, значит и 2 слога: [У] [Т]|[К][А] - УУУтка. Ударение падает на первый гласный звук [у]: [У][т][к][а] -[у]-[у]-[у]. -Звук [у] - гласный, т.к. произносим без преграды, ударный. -Буквой «у» -О том, что буква «У» «гудит»,что в словах «уж, улитка, уголок» есть буква «У» - «Букву У я знаю на зубок» -Знаю наизусть, хорошо знаю. -Учиться читать слова и предложения на букву «У» -Это буква «У» -Звук [у] -На улитку, на ушки зайчика, на рогатку. Ребята называют имена и фамилии. - Заглавную букву мы пишем в начале предложения и для обозначения имен собственных. Строчную мы пишем в остальных случаях. -Букву «У» (заглавную и строчную), рисунок. -Потому что в этом слове есть звук [у], который обозначается буквой «У» -Это письменные буквы «Уу». А,Б,В,Г,Д,Е,Ё,Ж,З,И,Й,К,Л,М,Н,О,П,Р,С,Т,У. -Красного. -Потому что буква обозначает гласный звук. - Усы. Слышу звук [у] в начале слова. - Гусь. Слышу звук [у] в середине слова. - Шкаф. В этом слове нет звука [у]. -Голубь. Слышу звук [у] в середине слова. -Утюг. Слышу звук [у] в начале слова. -Жук. Слышу звук [у] в середине слова. -Мяч. В этом слове нет звука [у]. -Кенгуру. Слышу звук [у] в конце слова. -Об утятах. - О том, что маленькие утята быстро подрастают и становятся «важными белыми утками» -5 -Девочка с корзинкой грибов. -В лес. -Собирать грибы. -Она заблудилась, она зовет на помощь, она испугалась. -Подготовится к походу, взять необходимые вещи, компас для того чтобы ориентироваться в лесу. -С помощью компаса, звать на помощь. -Ау! -Написано три предложения. - Предложение всегда начинается с большой буквы, в конце ставится точка или другой знак препинания, указывающий на его окончание. -Восклицательный знак. -3 раза. Значит здесь 3 предложения. - Первое предложение состоит из одного слова. -[а] [у] -А у ! –В слове столько слогов, сколько и гласных звуков. А-у! – 2 слога. -АУУУ! - Ударение падает на второй гласный звук [у]. - Второе, третье предложение состоит из одного слова. Обозначу гласные точками [а] [у] Обозначу слоги дугой. Вспомню правило: в слове столько слогов, сколько и гласных звуков. Ау! – 2 слога. Читаю: Ау! Поставлю ударение, для этого позову слово к себе. АУУУ! Ударение падает на второй гласный звук. -С тревожностью, громко.-Потому что девочке страшно в лесу одной в лесу. -Ау! Ау! Ау! -Познакомились с буквой «у». Научились читать слова с буквой «у», научились слышать звук этой буквы. | Презентация. Слайд 1 Презентация. Слайд 2 ( Проанализировать ответ ученика, похвалить за знание содержания и умение рассказывать ) Наглядное изображение значения слова для разбора. Указкой показываю на звуки. (Хором и индивидуально) Движения физкультминутки: (Потянулись, руки вверх — вдох-выдох.) (Рывки рук перед грудью.) (Повороты влево-вправо.) (Приседания.) (Наклоны головы влево-вправо.) (Присели.) Карточка с буквой для кассы. (Показать на письменные буквы «Уу») (Показывать указкой на секции до тех пор пока не доберемся до искомой буквы) Карточка для ленты букв (Вставляю карточку в ленту) Ученики произносят хором правило. Презентация. Слайды 3-10 (Показываю страницу учебника) Ученики жужжащим чтением читают стихотворение. Ученики не умеющие читать, находят буквы «У» в тексте стихотворения, выделяют их. Стихотворение читают два ученика. (Проанализировать ответы учащихся) Физкультминутка: И.п. – стойка ноги вместе, руки перед грудью, согнутые в локтях. Имитация плавания стилем брасс на груди, затем на спине. 20 с, темп медленный. И.п. – о.с. Имитация ныряния солдатиком (присед, руки через стороны вверх). 20 с, темп средний. (Дети произносят хором) Предложение заранее написано на доске и скрыто. (Ребята указывают в учебнике карандашом) (Три ученика читают текст) |
infourok.ru
Конспект урока по обучению грамоте на тему "Гласный звук [у]. Буквы У, у"
Чтение слогов на лесенке
Когда мы спускаемся с лесенки, мы идёт быстро, весело. А когда поднимаемся – тяжело, медленно.
Гу, пу, ту, ру, ну, ку
Ги, пи, ти, ри, ни, ки
1. Работа в «Букваре». 5
– Прочитайте слоги, в которых согласный звук мягкий.
– Прочитайте столбик, в котором вторая буква А, сверху вниз.
– Прочитайте столбик, в котором вторая буква О, снизу вверх.
– Обозначьте все гласные буквы Ы красным карандашом. Прочитайте слоги с этой буквой.
– Какой столбик остался? Прочитайте.
– Какими буквами написаны слоги, которые мы читали? (Печатными.)
– Давайте попробуем написать прописными буквами.
2. Работа в прописи.
1) Написание слогов.
– Прочитайте слова в прописи.
– Какая буква есть в каждом слове?
– Прочитайте только те слоги, в которых есть буква У.
Ку, тут, пу, ут
– Отметьте [у] красной точкой.
– Какое соединение использовано для письма?
– Есть ли слог, который равен слову? (Тут, кнут.)
– А про что можно сказать тут?
– Обведите в словах только слоги с буквой У (согласный – синий, гласный – красный).
ПАРНАЯ РАБОТА!!!
РЕФЛЕКСИЯ. Что помогло вам сделать работу вместе? (понимание, дружба)
Символ доверия и крепкой дружбы - открытая ладонь, рука. У вас на партах цветные «ладошки». Если при работе в паре вы сотрудничали, помогали, выручали, учили друг друга. Если сотрудничество в вашей паре получилось плодотворным, работа была выполнена без ошибок, давайте здесь и сейчас вырастим дерево. Но не простое, а самое настоящее дерево «ДРУЖБЫ». На нем будут шелестеть и радовать наш глаз удивительные листочки - цветные ладошки.
Дети подходят по одному, помогают учителю разместить ладошки
2) Анализ и запись заглавной буквы У.
– Когда нам понадобится заглавная У?
– Посмотрите на заглавную букву У.
– В какой букве уже писали элемент, похожий на первый элемент буквы У? (В букве И.)
– В чём отличие этих элементов?
Учитель показывает на доске с пояснением:
– Начинаю писать элемент, как и у буквы И. Закругляю вправо, веду вверх, довожу до высоты первого элемента, начинаю писать второй элемент: наклонную с плавным нижним закруглением влево.
– Напишите пальцем букву на ладошке.
– Обведите на табло.
– Какие слова пишутся с заглавной буквы У?
Учитель произносит слова, дети слушают и обводят буквы, если звук [у] встречается в слове.
– Возьмите зелёную ручку для письма.
Украина, Ульяна, Усольцев, Уренгой, Ужгород.
– Сколько букв получилось? (5.)
– Напишите свои буквы синим цветом. Сколько букв поместится на строке?
3) Письмо соединений с заглавной буквой У (используем два цвета ручки). Для письма учитель предлагает какое-либо задание. Например, повторить снизу те слоги, которые удалось добавить до целого слова.
– Чему научились сейчас?
– Что можно делать дальше? 3
3. Работа в «Букваре».
Чтение слов. Работа над лексическим значением, многозначностью слов.
– Прочитайте первый столбик (про себя). Прочитайте слово, обозначающее «меховые сапоги». (Унты.)
– В каких словах буква У на первом месте? Подчеркните её двумя чертами. Чтение второго столбика (про себя и выборочно вслух).
– Подберите к слову пурга близкое по значению. (Метель.)
– Какое слово имеет несколько значений? (Порка.)
– Подчеркните слог с буквой У. Прочитайте его. Чтение третьего столбика (про себя, затем вслух). Работа над многозначностью слова караул.
Караул – это крик о помощи.
Караул – это солдат стоит на посту.
– Прочитайте слово, обозначающее коллектив актёров. (Труппа.) Чем интересно написание этого слова? (Есть удвоенная буква согласного звука.) Подчеркните две буквы П.
– В каком слове нет буквы У? Отметьте в этом слове все гласные звуки красными точками.
– Почему слово Украина написано с большой буквы?
4. Работа в прописи. Письмо под диктовку слов с буквой У на предпоследней строке прописи на с. 26.
– Рядом с буквами на последней строке есть свободное место, послушайте слово: тур.
– Сколько гласных? Сколько слогов? Сколько понадобится букв, чтобы записать слово?
– Проговорите это слово.
– Запишите слово, диктуя его себе вслух.
– Послушайте следующее слово: уроки.
– Сколько гласных? Сколько слогов? Сколько понадобится букв, чтобы записать слово?
– Проговорите это слово.
– Запишите слово.
5. Работа в «Букваре».
Чтение предложений на с. 56 «Букваря».
– Сколько предложений написано? (3.)
– О ком рассказывает первое предложение? Второе? Третье?
– Какое первое слово в каждом предложении? Подчеркните его.
– С какой буквы начинается любое предложение? (С заглавной.)
– Сколько слов в первом предложении?
– Назовите первое, второе, третье, четвертое слова.
– Какое слово равно одной букве?
– Составим схему каждого предложения.
– В каком предложении два слова написаны с заглавной буквы? Почему?
– Какие предложения начинаются со слова У?
– В каком предложении меньше всего слов? Больше всего слов?
– С чем сейчас работали? (С предложением.) 4, 4
6. Работа в прописи.
1. Работа над предложением (с. 27).
– Прочитайте написанное на верхней строчке.
– Каким словом заменим рисунок?
– Сколько слогов в этом слове?
– Сколько букв?
– С какой буквы пишется это слово?
– Запишем это слово рядом с рисунком – паук. Прочитайте эту строчку.
– Можно ли прочитанное назвать предложением? Почему?
– Чего не хватает? (Если испытывают затруднение: «Что нужно поставить в конце предложения?»)
– Посмотрите на следующие предложения. О ком они?
– У кого куры?
– У кого живёт утка?
– А что сказано про паука?
– Что сказано про парту?
– Что обозначают цифры над словами? 1 7 3
– Какое слово в каждом предложении станет первым? Обозначьте его уголком.
– Как пишется первое слово в предложении?
– Сколько слов в предложении?
– Прочитайте каждое предложение после того, как поменяли слова местами.
– Какой знак стоит в конце предложения?
– Прочитайте орфографически каждое предложение.
У Риты утка. (Утка у Риты). У Тони куры. (Вслух проговариваем, а записываем только слова, обозначенные картинкой.) У окна парта. (Парта у окна.) Тут урок. (Урок тут.)
2. Списывание предложений по выбору: кто хочет – про паука, кто хочет – про парту, а кто про урок.
3. Самостоятельное написание заглавной У с прямой наклонной и повторение заглавных букв (эта строчка для учащихся, испытывающих трудности при письме).
Проверка.
– Давайте проведём конкурс красоты и выберем самую красивую буквы на этой строке. Подчеркните её.
4. Письмо под диктовку.
– Что общего у всех букв?
– На какие группы их можно разделить?
– Послушайте слова и напишите на строчке внизу букву, с которой начинается каждое слово: Ирина, Гаврилов, Павел, Одесса, Тимофей, Руслан, Ушаков, Иванова, Рига, Иркутск.
– Прочитайте, какие буквы получились. Сколько букв гласных? Подчеркните их красной чёрточкой.
– Сколько букв согласных? Сколько букв, обозначающих звонкие согласные? Глухие согласные?
Самооценка по алгоритму.
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты написал всё правильно или были недочёты?
– Ты записал всё сам или с помощью товарища?
– Молодец!
– Что у вас получилось лучше всего на обеих страницах?
– В чём испытали затруднения?
– В конце страницы слева нарисуйте кружок и обозначьте цветом, как, на ваш взгляд, вы справились сегодня с заданиями в прописях.
– Как оценили свою работу? Почему?
7. Работа с текстом (с. 56).
1) Чтение текста.
– Прочитайте три последних предложения про себя.
– Связаны ли они между собой по смыслу?
– Как можно назвать предложения, связанные между собой по смыслу? (Текст.)
– О чём этот текст? (У взрослых людей и животных когти и ногти, а у детей и детёнышей – коготки и ноготки.)
– Чего не хватает нашему тексту? (Названия.)
– Давайте прочитаем текст ещё раз и придумаем название. («Про коготки и ноготки».)
– Назовите всех героев, которые упоминаются в тексте. (Тигр, котик, папа, Тоня, Никитка.)
– Почему в некоторых словах поставили ударение? (Они длинные, состоят из трёх слогов.)
– Прочитайте только первое слово каждого предложения. Выделите его уголком.
– Сколько точек понадобилось для этого текста? Подчеркните точки двумя чертами.
– А какой ещё знак использовали для составления текста? О чём напоминает этот знак?
– Прочитайте предложение с этим знаком.
– В каком предложении есть две части? (В первом и втором.)
– В каких словах текста ударение падает на первый слог? Подчеркните ударный слог у этих слов.
– Какие слова в тексте написаны с большой буквы? Выделите первую букву этих слов уголком.
– Назовите ещё раз всех героев, которые упоминаются в тексте.
(Тигр, котик, папа, Тоня, Никитка.)
– Какое из этих слов можно заменить словами он, она, они?
– Что мы сейчас прочитали все вместе?
– Теперь все ребята в классе умеют прочитать текст. 2
2) Чтение рассказа Е. Чарушина «Почему Тюпу прозвали Тюпой». 5
а) – Как называется рассказ?
– Как вы думаете, почему его так прозвали? Кто это Тюпа?
– Рассмотрите иллюстрацию. Что он собирается сделать?
– А он большой или маленький? Почему?
– Прочитайте, кто автор рассказа.
– Евгений Чарушин не только сочинял для детей рассказы, но и сам рисовал к ним иллюстрации. Редко бывает, чтобы писатель сам иллюстрировал свои книги.
б) Работа с текстом во время чтения. Чтение текста учителем с комментированием, учитель показывает, как вести диалог с автором.
Почему Тюпу прозвали Тюпой. 1 1 3
Когда Тюпа очень удивится или увидит непонятное и интересное, он двигает губами и тюпает: «Тюп-тюп-тюп-тюп...» (Представили, услышали?)
Травка шевельнулась от ветра, пичужка пролетела, бабочка вспорхнула – Тюпа ползёт, подкрадывается поближе и тюпает: «Тюп-тюп-тюп-тюп... Схвачу! Словлю! Поймаю! Поиграю!» (Вот, оказывается, поиграть хочет и опять тюпает!)
Вот почему Тюпу прозвали Тюпой. Слышит Тюпа, кто-то тоненько посвистывает. (Интересно, а кто это может быть? Ваши предположения?)
Видит: в крыжовнике, где погуще, кормятся серенькие вертлявые пичужки – пенки, ищут, нет ли где мошки-букашки.
Ползёт Тюпа. Уж так таится, прячется. Даже не тюпает – боится спугнуть. (Хитрый!) Близко-близко подполз, коготки выпустил да как прыгнет – прыг! Как схватит... Да не схватил. (А почему? Догадались?)
Не дорос ещё Тюпа птицу ловить. (Вот, оказывается, почему!) Тюпа – ловкач неуклюжий.
в) Выявление первичного восприятия. 1
– Ловкач – это кто? А неуклюжий? Как такое может быть?
– Тюпа смешной?
– За что он получил свою кличку?
– Повторите, какие звуки произносит котёнок.
– А обычно котята такие звуки издают? А какие звуки?
г) Работа с текстом после чтения.
–Давайте ещё раз посмотрим на иллюстрацию.
– К какой части текста она относится?
– А может быть, ко всему тексту?
– Совпадают ли взгляды художника и автора на описание Тюпы?
– А если бы иллюстрации не было, понятно ли из текста, что автор рассказывает про котёнка?
– Какая подсказка есть в тексте? (Близко-близко подполз, коготки выпустил да как прыгнет – прыг!)
– У кого из вас дома есть котёнок?
– Как его зовут?
– Что можете о нём рассказать?
infourok.ru
Конспект урока для 1 класса "Гласный звук[ и], буква И, и"
Здесь Вы можете скачать Конспект урока для 1 класса "Гласный звук[ и], буква И, и" для предмета : Русский язык. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.
Урок обучения грамоте
1 класс
Тема: Гласный звук[ и], буква И, и.
Цели урока: предметные:
-знакомство со звуком [ и] и буквой, которая его обозначает;
-развитие фонематического слуха;
-обогащение словарного запаса детей;
-развитие связной устной речи учащихся;
-формирование навыка чтения слов;
Формирование УУД
Личностные:
-обладать мотивационной основой учебной деятельности;
-использовать адекватную самооценку на основе критерия успешности;
Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
-адекватно принимать предложения учителя, сверстников;
Познавательные:
-использовать знаково-символические средства для решения поставленных задач;
-проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
-осуществлять анализ слов с выделением существенных признаков;
Коммуникативные:
-строить понятные для партнёра высказывания;
-задавать вопросы;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Оборудование:
«Букварь» автор Л.Е.Журова, тетрадь для индивидуальной работы; цветные карандаши; печатные буквы; компьютер; звуки-квадраты; картинки с изображением предметов;
Ход урока
1.Организационный момент
Учитель: Доброе утро!
Я смотрю на ваши лица –Хорошо, отрадно мне,Словно я в большой, дружнойИ приветливой семье.
– Дети, посмотрите друг на друга, улыбнитесь! Вы начать урок готовы?
Дети: Мы начать урок готовы!
Будем слушать, рассуждатьИ друг другу помогать
2.Повторение.
Учитель: Мы продолжаем путешествовать по городу Алфавитинску. Кто живёт в этом городе? (буквы) Зачем нам нужно знать бук вы? (Обозначать звуки на письме, читать, писать.) (Дети дают полные ответы.)
Учитель: Мне очень хочется, чтобы ваше хорошее настроение не пропало. Поэтому мы сейчас поиграем с вами в игру «Угадай букву» (артикуляционная гимнастика).
Я буду показывать губами звук (без голоса), а вы должны назвать букву, которая этот звук обозначает.
(дети называют буквы, а карточки с этими буквами прикрепляют к доске)
Учитель: Какие правила мы должны соблюдать в этой игре?
Дети: Ответ не выкрикивать, а поднять руку. Отвечать громко и чётко.
Учитель: Что объединяет эти буквы? Почему?
Дети: Все эти буквы – гласные. При произношении их – воздух не встречает препятствия.
Учитель: На какие группы можно разделить группу ГЛАСНЫЕ?
Дети: Первая – гласные, указывающие на твёрдость впереди стоящего согласного. Это – А, О, У, Э, Ы.
Вторая – гласные, указывающие на мягкость впереди стоящего согласного. Это – Я, Ё, Ю, Е.
С какой интересной буквой мы познакомились вчера? (ы) Какое стихотворение вы знаете об этой букве. (Мы услыхали от совы…)
3.Сравнительный фонетический анализ слова.
Учитель: Нужно составить звуковую схему слов Оля, Эля, Алик, используя буквы и квадраты для обозначения согласных звуков. Наташа у доски, а другие ребята в тетради. (цветные карандаши и ручка) Как называются эти слова. (имена людей) С какой буквы они пишутся. Исключите одно имя. (По трём признакам: имя мальчика, четыре буквы, заканчивается на согласный звук.)
4.Формулирование учащимися темы урока.
Учитель: Ещё раз скажем, как зовут мальчика. (Алик) Произнесите все звуки в этом слове. Подумайте, какой новый гласный звук вы услышали и назовите тему нашего урока. (Мы будем говорить о звуке[ и])
5. Работа по теме урока.
5.1 Рисование и конструирование буквы «И».
Учитель: Какой это звук. (гласный) Почему? (Произносится без преград, воздуху легко выходить изо рта) Звук [ и ] обозначают буквой Ии (показать) Печатаем и составляем букву и (Компьютер, составляем из цветных карандашей, пишем на доске и в тетради. (Тетрадь в клеточку, где печатаются буквы фломастерами или цветными карандашами.)
5. 2 Оценивание учащихся своей работы.
Учитель: Оцените свою работу «медалькой». (Медалька- красный кружок, который ставится под каждой правильно напечатанной буквой) Проверка оценивания.(Учащиеся выходят к доске с тетрадкой и объясняют, почему они поставили столько медалек.)
А теперь найдите букву на этом рисунке. (компьютер) (Находят остальные изученные буквы.)
ВЫЯВЛЕНИЕ «ЗЕРКАЛЬНОСТИ» ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
Рисунок, на котором изображены правильно и зеркально написанные буквы.
После каких согласных звуков мы поставим букву и (После мягких согласных, например: ми, ри, ди, ви. Букву и поставим после зелёных квадратов)
6.Физкультминутка.
Учитель: Если в слове есть звук и, встают мальчики. А если нет, встают девочки. (Учитель называет предмет на картинке - лес, вилка, яблоко, вишня, веник, груша, нести, иголка, луна.) Где находился звук [ и ]в словах. (в начале, в середине и в конце слова) Какое слово не обозначает предмет, я не показала. Почему? (Нести - обозначает действие предмета.)
6.1.Работа в группах.
Учитель: Как вы думаете, на что похожа буква и. (калитка, ползущая змея, нитка, лежащая на полу) А что такое калитка? (Дверца в заборе, в воротах) Мальчики выйдите и изобразите калитку, а девочки нарисуйте калитку в тетради. А сейчас послушайте стихотворение, в котором говорится, на кого ещё похожа буква « и». Читает Катя. (Катя умеет читать) И Дрессировщик с буквой "И"В цирке на арене.Эта буква, посмотри,Встала на колени.Долго-долго хлопал зал.И под шум овацийДрессировщик приказал:- Надо подниматься!"И" сказала:- Иго-го!Хлопать мне не надо.Не хочу я ничего,Кроме рафинада.
Учитель показывает рисунок на компьютере. (Объяснение слов рафинад, дрессировщик.)
Вывод; Букву новую узнали,
Образ мы её создали,
А теперь вперёд, друзья,
Сможем мы прочесть слова.
7. Работа по букварю.
7.1.Чтение гласных звуков. с.56
Определение звука [и] в словах флаги, гиря.
7.2. с.57 Игра «Кто быстрее». Разгадывание кроссворда. (Читающие ученики печатают слова, остальные угадывают и называют звуки.)
8. Итог урока.
Учитель: Кто желает выйти к доске и задать вопрос по теме урока. Вопрос начинается со слов с каким…. (С каким звуком мы сегодня познакомились?)
Дети: Мы познакомилиcь с гласным звуком [ и ], который обозначается буквой И и, пишется после мягких согласных, может быть в начале, в середине и в конце слова.(приводят примеры)
9.Рефлексия.
Учитель: Встаньте в шеренгу. Кто усвоил новое знание, три шага вперёд, руки вверх. Кто не совсем усвоил новое знание, ему ещё нужна помощь, два шага вперёд, руки в стороны. А если тема непонятна, шаг вперёд, руки вниз.
Урок закончен. Всем спасибо.
Самоанализ урока.
Обучение грамоте 1 класс
Тема: Гласный звук[ и], буква И, и.
Цели урока: предметные:
-знакомство со звуком [ и] и буквой, которая его обозначает;
-развитие фонематического слуха;
-обогащение словарного запаса детей;
-развитие связной устной речи учащихся;
-формирование навыка чтения слов;
В процессе обучения формировала следующие блоки УУД.
Личностные:
-обладать мотивационной основой учебной деятельности;
-использовать адекватную самооценку на основе критерия успешности;
Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
-адекватно принимать предложения учителя, сверстников;
Познавательные:
-использовать знаково-символические средства для решения поставленных задач;
-проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
-осуществлять анализ слов с выделением существенных признаков;
Коммуникативные:
-строить понятные для партнёра высказывания;
-задавать вопросы;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Тип урока: урок открытие нового знания.
Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли ученики с помощью учителя, исходя из соответствующей проблемной ситуации.
На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.
Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность .
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
В процессе обучения школьники учились овладевать элементами знаково- символического моделирования: сами составляли модель-схему на основе полученной информации об изучаемом .
Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников первого класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей первоклассников. Прослеживалась межпредметная связь с жизнью. В ходе урока была проведена физкультминутка. Был подведён итог урока. Каждый ученик определил уровень полученных знаний. Содержание урока соответствовало требованиям программы.
Класс 1
Предмет Обучение грамоте
Автор учебника Л. Е. Журова А. О. Евдокимова
Тема урока Гласный звук [и], буква И, и.
Тип урока Изучение нового материала
Анализ урока
Этапы анализа | Баллы | |
1. | Основные цели урока: образовательная, развивающая, воспитательная. Прослеживается ли реализация поставленных учителем целей урока? | 2 |
2. | Организация урока: тип урока, структура урока, этапы, их логическая последовательность и дозировка во времени, соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели. | 2 |
3. | Каким образом учитель обеспечивает мотивацию изучения данной темы (учебный материал) | 1 |
4. | Соответствие урока требованиям ФГОС: | |
4.1. | Ориентация на новые образовательные стандарты. | 2 |
4.2. | Нацеленность деятельности на формирование УУД | 2 |
4.3. | Использование современных технологий: проектная, исследовательская, ИКТ, др. | 1 |
5. | Содержание урока: | |
5.1. | Научная правильность освещения материала на уроке, его соответствие возрастным особенностям | 2 |
5.2. | Соответствие содержания урока требованиям программы. | 2 |
5.3. | Связь теории с практикой, использование жизненного опыта учеников с целью развития познавательной активности и самостоятельности. | 1 |
5.4. | Связь изучаемого материала с ранее пройденным материалом, межпредметные связи. | 1 |
6. | Методика проведения урока: | |
6.1. | Актуализация знаний и способов деятельности учащихся. Постановка проблемных вопросов, создание проблемной ситуации. | 2 |
6.2. | Какие методы использовались учителем. Какова доля репродуктивной и поисковой (исследовательской) деятельности? Сравни соотношение: примерное число заданий репродуктивного характера: («прочитай», «перескажи», «повтори», «вспомни») и примерное число заданий поискового характера («докажи», «объясни», «оцени», «сравни», «найди ошибку») | 2 |
6.3. | Соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся. Объем и характер самостоятельной работы. | 1 |
6.4. | Какие из перечисленных методов познания использует учитель (наблюдение, опыт, поиск информации, сравнение, чтение и т. д.) | 2 |
6.5. | Применение диалоговых форм общения. | 2 |
6.6. | Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащихся. | 2 |
6.7. | Осуществление обратной связи: ученик-учитель. | 2 |
6.8 | Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы. | 2 |
6.9 | Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности. | 1 |
6.10. | Средства обучения. Целесообразность их использования в соответствии с темой, этапом обучения. | 2 |
6.11. | Использование наглядного материала: в качестве иллюстрирования, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач. Наглядный материал избыточен, достаточен, уместен, недостаточен. | 2 |
6.12. | Формирование навыков самоконтроля и самооценки. | 2 |
7. | Психологические основы урока: | |
7.1. | Учёт учителем уровней актуального развития учащихся и зоны их ближайшего развития. | 2 |
7.2. | Реализация развивающей функции обучения. Развитие качеств: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи. | 2 |
7.3. | Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности. | 2 |
7.4. | Наличие психологических пауз и разрядки эмоциональной сферы урока. | 2 |
8. | Домашнее задание: оптимальный объём, доступность инструктажа, дифференциация, представление права выбора. | |
9. | Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя (отсутствия шаблона) | 2 |
Итого: | 48 | |
За каждый критерий ставятся баллы от 0 до 2: 0 – критерий отсутствует, 1 – проявляется частично, 2- в полном объёме. |
Зам по УВР _________________(Мырзина С.В.)
docbase.org