Конспект урока по обучению грамоте на тему "Гласный звук [у]. Буквы У, у". Буква и звук у 1 класс конспект урока


Звук [у], буквы У, у.

Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма

контроля

Осуществляемые действия

Формируемые умения

1

2

3

4

5

6

I. Организация начала урока.

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствие учащихся.

Прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнём урок.

Будем мы читать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики.

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Фронтальный. Наблюдение учителя

II. Речевая разминка. Фонетическая игра

Коллективная. Словесный. Фонетическая игра

СЛАЙДЫ 2-5

– Сегодня чудесный осенний день и буквы отправились в путешествие на поезде. Они едут и поют песенки. Я буду показывать на букву, а вы тянуть ее звук до тех пор, пока я не переведу указку на другую букву: а, о, и, ы.

– Почему у этих букв получилась такая мелодичная песенка?

Поют песенку, например: [оооо ааа ыы иииии аааааааааа ы о]

– Буквы О, А, ы, И обозначают гласные звуки

Готовят артикуляционный аппарат к чтению

Коллективный. Правильное произношение звуков

III. Постановка учебной задачи

Проблемный . Словесный. Беседа, загадка

СЛАЙД 6

–Кто сел еще в поезд?

-Почему сели именно эти пассажиры?

– Кто сел первым в поезд?

-Кто будет помогать изучать новый материал?

– Утенок Утя

– Утенок

Анализируют текст, высказывают и аргументируют свое мнение

Фронтальный. Устные ответы

IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

1. Слого-звуковой анализ слова утенок

Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Работа со схемой, беседа

СЛАЙД 8

1. Анализ слова утенок по схеме.

Первый звук в первом слоге – звук [у]. Он является гласным звуком, так как его можно петь, тянуть [уууу]. Обозначаем этот звук красным квадратом.

Проводят слого-звуковой анализ слова утенок

Выделяют звук [у] в процессе слого-звукового анализа. Наблюдают над особенностями произнесения звука [у]. Характеризуют выделенный звук; доказывают, что звук [у] гласный

Фронтальный. Правильно выполненный слого-звуковой анализ

2. Знакомство с буквой У

Фронтальная. Словесный, практический.

Беседа, моделирование буквы

СЛАЙДЫ 9-12

1.– Звук [у] на письме обозначается гласной буквой У.

2. – Мягкость или твердость предшествующего согласного звука обозначает буква У?

3.-Назовите слова на букву У.

4.– Найдите букву У на «ленте букв».

– На что похожа буква У?

Буква У совсем проста.

Тянет ушки из хвоста.

4.– Выложите букву У из счетных палочек.

Находят букву У на «ленте букв».

– Буква У обозначает твердость предшествующего согласного звука

Высказывают свои предположения.

Из палочек выкладыва-ют букву У

Находят букву У на «ленте букв». Моделируют ее из проволоки

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Руку правую вперед,

а потом ее назад,

А потом ее вперед

и немного потрясем.

Мы танцуем буги-буги,

поворачиваясь в круге,

Хлопаем в ладоши мы.

Руку левую вперед,

а потом ее назад,

А потом ее вперед

и немного потрясем.

Мы танцуем буги-буги,

поворачиваясь в круге,

Хлопаем в ладоши мы.

Ногу правую вперед,

а потом ее назад,

А потом ее вперед

и немного потрясем.

Мы танцуем буги-буги,

поворачиваясь в круге,

Хлопаем в ладоши мы.

Ногу левую вперед,

а потом ее назад,

А потом ее вперед

и немного потрясем.

Мы танцуем буги-буги,

поворачиваясь в круге,

Хлопаем в ладоши мы.

Выполняют движения под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке

Коллективный. Правильное выполнение движений

3. Работа со стихотворением В. Берестова (учебник, с. 37). Дифференцированное задание

Коллективная. Словесный. Чтение, беседа

– Прочитайте стихотворение.

– О ком идет речь в стихотворении?

– Сколько слогов в слове малютки?

– Утята, утки.

– Три

Находят слова с буквой У в тексте стихотворения. Определяют количество слогов в слове

Коллективный. Чтение, устные ответы

4. Работа с пословицей «Ученье – путь к уменью» (учебник, с. 36)

Фронтальная. Словесный. Беседа

– Как вы понимаете смысл пословицы?

– Кто такой – прилежный ученик?

– Кого из своих одноклассников можно назвать прилежным учеником?

Объясняют смысл пословицы. Отвечают на вопрос учителя

Называют качества прилежного ученика.

Высказывают свои суждения по проблеме

Фронтальный. Устные ответы

V. Закрепление знаний и способов действий.

1. Развитие связной речи. Составление рассказа по иллюстрации к сказке «Гадкий утенок» (учебник, с. 36)

Групповая. Словесный, практический, наглядный. Беседа, рассказ

СЛАЙД 13-14

Утенок Утя привел нас к своим родственникам.

– Назовите одним словом, кто изображен на рисунке.

– Почему этих птиц называют домашними?

– Какие домашние птицы изображены на рисунке? В названии каких птиц есть звук [у]?

– Посмотрите внимательно на иллюстрацию и вспомните название сказки и ее автора.

– Какой момент сказки изображен?

– Домашние птицы.

– Люди занимаются их разведением, ухаживают за ними, чтобы получать мясо, яйца, перья, пух.

Перечисляют названия птиц.

– Г.-Х. Андерсен «Гадкий утенок».

Составляют рассказ по картинке

Осуществляют классификацию предметов, определяя ее критерий. Составляют рассказ по сюжетной картинке, соблюдая логику изложения

Групповой. Рассказ

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть всё дано –

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

Выполняют движения по тексту

Осуществляют профилактику утомления глаз

Коллективный. Правильное выполнение движений

2. Работа с пословицами (учебник, с. 36)

Парная, фронтальная. Словесный, практический. Беседа, поиск букв

– Найдите в пословицах буквы У.

-Сколько их?

– Почему так говорят..?

Находят буквы, считают.

Отвечают на вопросы.

Осуществляют взаимопроверку друг друга. Находят слова с буквой У в тексте пословиц. Объясняют смысл пословиц. Делают вывод о значении буквы У

Парный. Распознание буквы У. Устные ответы

7. Работа с «лентой букв»

Индивидуальная. Словесный. Беседа

СЛАЙД 15

– Где на «ленте букв» расположена буква У? -Почему?

– На красном поле, это гласный звук. Рядом с а, о, ы, обозначает твердость предшествующего согласного звука. Бывает заглавная и строчная

Определяют место изученной буквы на «ленте букв». Характеризуют особенности буквы У и звука[у]

Индивидуальный. Устные ответы

VI. Рефлексивно-оценочный

Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа

1.»Доскажи словечко»

Я осла узнаю сам

По его большим…

Вот пришла и осень,

И придут метели,

И с печальным криком

Птицы…

Я не хвастаясь скажу:

Всех друзей омоложу!

Идут ко мне унылые-

С морщинками, со складками,

Уходят очень милые,

Веселые и гладкие!

Значит, я надежный друг

Электрический…

2.– Что нового вы узнали на уроке?

– Что особенно вам понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

– Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?

– Спасибо за урок

Отвечают на вопросы учителя

… ( ушам )

( улетели )

( утюг )

Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке

Индивидуальный, фронтальный. Оценка своей деятельности

kopilkaurokov.ru

Конспект урока обучения грамоте на тему "Гласный звук[ у ] ,буквы У,у" (1 класс)

Обучение грамоте

Тема: Гласный звук[ у ] ,буквы У,у.

Цель: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации.

Цели урока по содержанию.

Образовательная: Познакомить детей со звуком у [у], буквой у и её употреблением в речи, учить выделять из слов на слух гласный звук [ у] , узнавать графический образ этой буквы.

Развивающая: развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление и речь детей.

Воспитательная: воспитывать культуру поведения по теме «Идём в гости».

Ход урока.

I.Организационно –мотивационный этап

Солнышко милое встало.- Доброе утро!- сказало.- Доброе утро!- кричу я прохожим, На утро похожим.Если проснёшься, а дождь за окномСтучит и стучит,И без солнца темно.- Доброе утро, друзья, всё равно!Придумано мудро.Доброе утро…

-Ребята, когда люди встречаются друг с другом ,они дарят друг другу слова –подарки, не говорят , а дарят. Повернитесь к нашим гостям и ласково от сердца подарите слово «Доброе утро!» нашим гостям и улыбнитесь. Улыбнитесь друг другу, учителю.

Вы заметили, как в классе стало веселее, теплее, уютнее?! Это заслуга ваших улыбок. Улыбайтесь чаще, ребята! Дарите окружающим вас людям тепло и хорошее настроение.

II.Операционно- деятельностый этап

1. Мотивация, постановка проблемной ситуации.

-Ребята, сегодня в наш класс пришло письмо, хотите его прочитать?(Показывает красочный конверт и приглашается читающий ученик, который читает текст)

« Дорогие, ребята!!! Приглашаю Вас на мой день рождения, который состоится 22 октября в кабинете№207. Буду Вас ждать!!!!»

- Кто же нас пригласил??? Непонятно!! На конверте нет адреса и подписи.

-Кто же этот незнакомец?

-Хотите узнать?

-Сегодня на уроке нам это предстоит выяснить и постараться узнать о нём как можно больше!

2. Актуализация знаний.

А)Ребята на день рождения не приходят без подарка. Я несла подарок и он рассыпался.

Я собрала, но что - то у меня получилось не так.

-Без вас я не смогу справится.Вы мне поможете?

(Дети выходят к доске по одному и дописывают буквы. ) На местах ученики одновременно -записывают буквы в тетрадях для печатанья.

-Какие звуки обозначают эти буквы? (Произносят)

-Гласные.

-Докажите.

-Произносятся свободно. Нет при произношении преград. Поются.

-Каким цветом эти звуки обозначаем в схемах.

-Красным.

-Поставить красный квадрат и магнит.

-Спасибо ,ребята, теперь и у меня есть подарок для поздравления.

Б) -Кроме нас на день рождения приглашены и другие гости. Пришли дети. Они приготовили ---песню для именинника. Но перед исполнением они начали распеваться. Посмотрите на их губы и -определите какой звук произносит каждый из них. Найдите букву, которая обозначает этот звук и отдайте артисту.(СЛАЙД)

- Что случилось. Почему вы затрудняетесь????(ИЛИ молодцы!Вы смогли отгадать и этот звук!)

-Так кто же у нас именинник?

-ЗВУК У!

Вы сами узнали новую тему урока!! Молодцы.(Звук У)

-Давайте споем песенку: Дети поют песенку,: [оооо ааа ыы иииии аааааааааа ы о уууу]. (СЛАЙД)

-Произнесите последний звук .

3.Открытие новых знаний

В) Работа с чистоговоркой. (Заучивание наизусть.)

У-у-у – губы хоботком тяну.У-у-у – дую в трубу.У-у-у – всех детей зову.

-Какой он? (Гласный.)

-Почему? (Произносится свободно. Поётся. Нет преград.)

а) губы вытянуты вперед трубочкой;

б) зубы не смыкаются, они закрыты губами;

в) корень языка приподнят вверх;

-А как в схеме его будем обозначать? (Красным квадратом,кружком)

-Давайте нарядим звук именинник.

Г) Работа в Букваре (Один ученик у доски)

-стр.56. (Наряжают звуковичок)

-А какой же буквой обозначается звук У?

-Найдите в букваре . Какой она бывает? Вот она какая. Буква «у» бывает печатной большой, печатной маленькой, письменной заглавной и письменной строчной.

Д) - Чтобы вам было легче запомнить ее изображение, выучите стишок:

Буква У совсем проста.

Тянет ушки из хвоста.

- Внимательно посмотрите и скажите, на какие предметы похожа эта буква?

(ветка дерева, рогатка, рожки у улитки._)

Е) Попробуйте создать графический образ этой буквы у себя на ладошке, у соседа на спинке.

4.Применение знаний

Ж)Чтение слогов ( СЛАЙД) с различной интонацией

-торжественно РУ,ГУ,ПУ,ТУ,КУ,НУ

-радостно УР,УГ,УП,УТ,УК,УН

-с интонацией вопроса У-РИ,У-ГА,У-КУ,У-ТИ.

З) -Раз буква У именинница, что мы должны сделать??

-Дарить подарки. Сейчас вы поработаете в паре .На с. 56 Букваря напечатаны столбики слов. Вы их прочитаете и выберите названия предметов ,которые можно будет подарить букве У.(Если детям непонятно значение, то объяснить)

-Дети называют слова.

-Как принято дарить подарки?

-Как принимать?

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ «Крошка Енот» .Какие слова вы услышали со звуком у ?

-У доски стоит ребенок в фамилии которого встречается звук у .Дети подходят с подарком(выбирают карточку с рисунком: унты,туника,утка,куры,куртка,какао,рупор,прутик) и дарят.

-В какой части слова слышится звук у,сколько слогов в этих словах? СЛАЙД с изображением подарков

-Какие еще подарки можно подарить этой букве, чтобы в названии встречался звук у

(бусы,туфли,улыбку,букет) СЛАЙД

-Давайте поработаем со словом бусы

-Произнесите слово (У доски 1 ребенок).Обозначим слово схемой

-Сколько гласных звуков? (2).Поем

-Сколько слогов ?Почему?Подставим кулачок

-Произносим 1 слог-БУ.Как произносим? (Твердое звучание,потому что звук у,ели он слышится в слове, обозначает твердость согласного звука)

-Из чего он образовался? Из слияния согласного и гласного звуков.

-Выбирай карточку слога слияния.

-Следующий слог СЫ.Как произносим? (Твердо)

-Обозначим ударение. Применяем секрет «позовем» или «Попросим»

-Какое действие выполняли? (Составляли схему слова?)

-Для чего мы это делали?(Видеть слог слияния)

-Составим предложение со словом бусы. Кто составит схему предложения?

И)Звук “У” предлагает вам сыграть в игру “Один – много”

Я буду называть 1 предмет, а вы предметы во множественном числе

Например: я скажу стул – стулья.

Говорить будем по очереди

Улитка – Утюг – Ухо – Уж – Ус – Улица – Улыбка –

З)Молодцы, ребята! Порадовали букву У .

ДИНАМИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА. «ТАНЕЦ ЛЯГУШАТ»

А теперь пришло время усаживаться за праздничный стол. Как нужно вести себя за столом в гостях?

Буква У приготовила вам сладкое угощение. Оно лежит в нашей волшебной коробочке.В названии этой сладости ,если произнести ,можно услышать звук у,да не один. ЧУПА-ЧУПС.

Немного истории. А вы знаете как переводится название этой карамельки?

Никто, до сегодняшнего дня не придумал более оригинальную и популярную конфету, чем испанская компания «Chupa Chups». Все гениальное – просто. Добавили к обычному круглому леденцу палочку. Идея возникла в связи с тем, что дети обычно всегда пытались достать конфету изо рта, посмотреть на неё, а потом вытереть липкие ручки об одежду. «Почему бы не сделать конфету, которую можно было бы есть как на вилке» .

Тогда он решает производить конфеты на палочке. Интересно, что в начале палочки были деревянными, только потом их начали изготавливать из пластика. Название конфеты произошло от испанского глагола chupar, который переводится как "сосать".

 Чупа Чупс" стала первой конфетой, которая в 1995 году побывала в космосе, а именно на орбитальной станции "МИР". 

-Как можно поблагодарить за угощение букву У?

III.Рефлексивно-оценочный этап

-Что нового вы узнали на уроке?

Интеллектуальная игра. Динамическая поза – стоя

  • Как кукует кукушка? (Ку-ку-ку-ку)

  • Как кричит филин ? (У-у –у)

  • Как гудит паровоз? (У-у-у)

  • Как воет волк? (У-у-у)

  • Звук [у] гласный или согласный?

  • Назови слово, которое начинается на букву у?

  • Назови слово, в котором буква у стоит в середине.

-Как оцениваете свою деятельность на уроке?

-Покажите мне своей мимикой, какое у вас настроение.

-Урок окончен. Всем спасибо.

www.metod-kopilka.ru

Конспект урока для 1 класса "Звук [у], буквы У, у" - VEKOR.RU

Этапы урока

Номер слайда

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Индивидуальная работа

Осуществляемые действия

Формируемые умения

1

2

3

4

5

6

I. Организация начала урока.

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

Приветствие учащихся.

Прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнём урок.

Будем мы читать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики.

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

II. Речевая разминка.

СЛАЙД 2

«Лопатка»

«Часики»

«Хоботок»

«Лошадка»

Готовят артикуляционный аппарат к чтению

III. Постановка учебной задачи и определение темы урока.

СЛАЙД 3

-Кто вчера садился в поезд вместе с утенком?

-Сегодня улитка приехала к нам на урок. Встречайте.

-Что можете рассказать улитке про букву У?

-Улитка очень медлительная, но мы на уроке будем очень быстро выполнять все задания и все успеем сделать.

Отвечают на вопросы.

Анализируют текст, высказывают и аргументируют свое мнение

V. Закрепление знаний и способов действий.

3. Работа с сюжетной картинкой. Чтение предложения (учебник, с. 38)

СЛАЙД 4

– Что изображено на картин-ке?

– Прочитайте, что она кричит.

– Какой знак стоит в конце предложения?

– Как нужно читать предло-жение с восклицательным знаком в конце?

– Переставьте буквы.

-Что получилось?

-Кто так кричит?

– Девочка заблудилась.

– Ау! Ау! Ау!

– Восклицательный знак.

– С восклицательной интонацией.

– Уа! Уа! Уа! Маленькие дети

Осуществляют перестановку букв в словах, образовывают новые слова, объясняют их значение. Объясняют роль восклицательного знака. Соблюдают восклицательную интонацию при чтении восклицательных предложений(Ау!)

Физкультминутка

Руку правую вперед,

а потом ее назад,

А потом ее вперед

и немного потрясем.

Мы танцуем буги-буги,

поворачиваясь в круге,

Хлопаем в ладоши мы.

Руку левую вперед,

а потом ее назад,

А потом ее вперед

и немного потрясем.

Мы танцуем буги-буги,

поворачиваясь в круге,

Хлопаем в ладоши мы.

Ногу правую вперед,

а потомее назад,

А потом ее вперед

и немного потрясем.

Мы танцуем буги-буги,

поворачиваясь в круге,

Хлопаем в ладоши мы.

Ногу левую вперед,

а потом ее назад,

А потом ее вперед

и немного потрясем.

Мы танцуем буги-буги,

поворачиваясь в круге,

Хлопаем в ладоши мы.

Выполняют движения под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке

4. Дидактическая игра «Найди ошибку» (учебник, с. 38)

СЛАЙД 5

– Рассмотри рисунок. Назови птиц.

– В каком слове нет звука [у]?

– Найди, где рисунки и схемы не соответствуют друг другу. Поставь схемы правильно

– Голубь, ворона, гусь, курица.

– Ворона.

Исправляют ошибки

Распознают звук [у] в словах. Соотносят предметные картинки и схемы-модели слов; находят ошибки, исправляют их

5. Чтение стихотво-рения Ф. Бобылева (учебник, с. 38)

СЛАЙД 6

– Прочитайте стихотворение.

– Расскажите, о чем это стихотворение.

Читают, отвечают на вопрос учителя

Понимают смысл прочитанного стихотворения

Физкультминутка

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть всё дано –

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

Выполняют движения по тексту

Осуществляют профилактику утомления глаз

6. Дидактическая игра «Кто больше?» (учебник, с. 39)

– Рассмотрите рисунок.

– Назовите слова с гласными звуками. Кто назовет слово последним, тот победил. Работайте дружно.

По очереди называют слова с гласными звуками: сначала с одним звуком, затем с другим, и так со всеми изученными.

– Арбуз, пудель, мышка, утюг, индюк, осел

Работают в группе: совместно определяют цель задания, называют слова по очереди, контролируют правильность ответов друг друга, определяют, кто будет выступать перед классом (рассказывать о результатах совместной работы: как работали (дружно, соблюдали правила работы в группе, придумали много слов), кто победил)

Работа в группе.

7. Работа с «лентой букв»

СЛАЙД 7

– Где на «ленте букв» распо-ложена буква У?

-Почему?

– На красном поле, это гласный звук. Рядом с а, о, ы, обозначает твердость предшествующего согласного звука.

Определяют место изученной буквы на «ленте букв». Характеризуют особенности буквы У и звука [у]

VI. Рефлексивно-оценочный

СЛАЙД 8

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что особенно вам понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

– Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?

-Улитке очень понравилась ваша работа и она дарит вам отрывок из мультфильма «Умка»

Отвечают на вопросы учителя

Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке

vekor.ru

Конспект урока по русскому языку "ГЛАСНЫЙ ЗВУК [у], БУКВА Уу" 1 класс - VEKOR.RU

гласный звук [у], БУКВА Уу

Цели: познакомить учащихся с гласным звуком [у], буквой Уу; развивать речь, логическое мышление.

Оборудование: учебник; картинка с изображением утки.

Ход урока

I. Мобилизующая часть урока.

Повторение.

— Сегодня мы начнем урок со стихотворения.

-Хочешь куплю тебе зайца большого?

— Нет, — отвечаю я, — честное слово.

Я не желаю другую игрушк

у- Я же люблю своего длинноушку!

И ничего, что он старенький стал:

Это, наверное, от игр он устал.

Длинные ушки, и пуговка глаз…

Он мне дороже в тысячу раз!

— Ребята, а у вас есть любимые игрушки?

— Как вы думаете, от какого слова образовано слово игрушки? Правильно, игра, играть.

_ С какого звука начинается слово игра?

— А какие звуки вы еще знаете?

— Какую помощь оказывает звук И согласным звукам? ( Он обозначает на письме мягкость, подсказывает, что согласные звуки, стоящие перед ней, произносятся мягко).

II. Формирование новых знаний, умений и навыков.

Постановка целей и задач урока.

1. Выделение звука [у].

Отгадывание загадки:

Пестрая крякушка

Ловит лягушек,

Ходит вразвалочку

Спотыкалочкой.

(Утка.)

— Какой звук слышится в начале слова?

— Значит с какой буквой мы сегодня познакомимся на уроке?

— И тема урока сегодня «Буква и звук У»

Учащиеся рассматривают картинку с изображением утки, произносят и анализируют слово утка, соотнося произносимое слово со схемой .

Учитель. В слове утка в первом слоге гласный звук предшествует согласному, это не слияние. На схеме первый слог обозначен двумя квадратами. Во втором слоге – слияние согласного с гласным. Это и показано на схеме. Произнесем начальный звук слова – [у] и установим его признаки как гласного. Особенность произнесения гласного звука [у]: при его произнесении губы вытягиваются вперед и округляются больше, чем при произнесении звука [о].

Звук [у] на письме обозначается гласными буквами Уу.

Учитель показывает карточку с изображением буквы Уу.

Вопрос:

– Как воет волк? (У-у-у-у…)

Удобная буква!

Удобно в ней то,

Что можно на букву

Повесить пальто!

Вопрос:

– На что похожа буква Уу?

Варианты ответов детей.

2. Выкладывание буквы Уу из подручного материала (палочек, пуговиц, камешков, веревочек, полосок бумаги и т. д.; можно использовать пластилин).

Примечание. Работа выполняется под музыку.

3. Печатание буквы Уу учащимися в тетради.

Физкультминутка

III. Формирование практических умений и навыков.

▲ Отгадывание загадок:

Он плывет по простыне,

Как кораблик по волне.

Он хозяйкам добрый друг –

Электрический… (утюг).

Что это у Галочки?

Ниточка на палочке,

Палочка в руке,

А ниточка в реке.

(Удочка.)

Две антенны на макушке,

А сама сидит в избушке,

На себе ее везет,

Очень медленно ползет.

(Улитка.)

Удивительный ребенок!

Только вышел из пеленок,

Может плавать и нырять,

Как его родная мать.

(Утенок.)

● Распознавание звука [у].

Учащиеся хлопают в ладоши, если услышат звук [у] в словах:

Паук, цветок, лужа, диван, стол, стул, голуби, курица.

IV. Закрепление пройденного материала.

 Работа по учебнику: с. 36-37.

Задание:

– Составьте рассказ по картинке.

Вопросы:

– Что вы видите на картинке?

-Перечислите всех птиц, которых вы видите на картинке.

— Где можно увидеть вместе кур, уток, гусей, индюков? (На птичьем дворе).

-Как можно этих птиц назвать одним словом. ( домашние)

— Какой звук есть во всех названиях птиц? ( У)

– Кого привела утка? (Утка привела утят.)

Учащиеся составляют схему предложения: Утка привела утят.

Анализ составленного предложения.

— Сколько слов в предложении? Какое первое? Какое второе? Какое третье?

— Почему мы первый прямоугольник изобразили с черточкой в верху? ( Первое слово в предложении пишется с большой буквы)

-Что стоит в конце предложения?

— Зачем нам нужна точка?

— Ребята, кто знает сказку сказку, герои которой изображены на картинке. (Х. К. Андерсен «Гадкий утёнок».)

— Почему эту сказку так назвали?

Напомнить краткое содержание сказки.

Физкультминутка

▲ Чтение стихотворения:

Стала утка на пруду

Учить своих утят;

Утята плавать на виду

У мамы не хотят.

Ужасно утка мучится:

«Ну что из них получится?»

▲ Чтение стихотворения: с. 37.

— назовите слова с буквой У.

▲ Чтение пословиц: с. 36.

— В каких словах вы услышали букву У?

Учитель выясняет, как понимают учащиеся их смысл.

V. Итог урока. Рефлексия.

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что особенно понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

— Чем вам запомнился урок?

Спасибо за урок.

vekor.ru

Конспект и презентация к уроку чтения "Звук [у], буквы «У,у»" (1 класс)

II. Проверка домашнего задания(08:31-08:35– 4 минуты)Цель: выяснить уровень знания содержания сказки.1) рассказывание сказки «Курочка Ряба»

II. Открытие нового знания(08:35-08:50)Цель: выделение новых звуков, знакомство с буквой.

1)Выделение нового звука* Звуковой разбор слова для выделения звука [у].

*речеслуховое восприятие звука

*характеристика нового звука

2)Знакомство с буквой:

*постановка задачи урока

*обозначение звука буквой

*рассматривание буквы в учебной книге

*Физкультминутка

*рассматривание буквы и определение ее места в кассе букв

*рассматривание буквы и определение ее места в ленте букв

*Печатание буквы в тетрадь

4) Определение места звука [у] в слове. Упражнения в слышании звука.

III. Закрепление.(08:50-09:08)Цель: чтение слов и предложений с изученной буквой.

1)Чтение слов с изученной буквой. (Дифференцированное задание)

физкультминутка

2)Чтение предложений (текста) с изученной буквой.

а)Подготовительная работа;

*Работа над иллюстрацией

*Подготовка текста для чтения

*Самостоятельная подготовка к чтению

*Чтение текста

IV. Итог урока. (09:08-09:10)Цель: вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности, её смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты. 

*подведение итогов

*рефлексия

*домашнее задание

- Начнем наш урок с проверки домашнего задания.

- Какое задание вы выполняли дома?

- Поднимите руку те, кто прочитал сказку «Курочка Ряба». Молодцы, кто выполнил задание.

- Проверим, как внимательно вы дома читали сказку «Курочка Ряба». Кто готов выйти к доске, громко и выразительно рассказать эту сказку?

-Послушайте загадку, отгадайте ее: Как на речку прилетает,сразу в воду залезает."Кря" - нырнула на минуткуВы узнали? Это - (УТКА)-Как вы думаете, для чего я загадала загадку?

-Делаем звуковой разбор слова «утка». Для этого откройте тетради для печатания.Проверьте свою посадку, наклон тетради, в руки возьмите простой карандаш.Пропустите четыре плеточки вниз. Поставили точку.

-Ученик будет выполнять звуковой разбор на доске все остальные в тетради.

-Вспоминаем порядок разбора. Произнесем слово целиком «утка» все вместе.

-Выделю первый звук.

-Какой он? Дадим характеристику.

- Как обозначим?

-Произнесу слово, выделю второй звук.

-Дадим ему характеристику

-Если звук согласный, как обозначим?

-Дадим характеристику согласному звуку

(звонкий или глухой, твердый или мягкий).

-Произнесу слово, выделю третий звук.

- Дадим характеристику согласному звуку(звонкий или глухой, твердый или мягкий).

- Произнесу слово, выделю четвертый звук.

-Назовем звуки по порядку.

-Разделим слово на слоги. Для этого вспомним правило.

-Поставим ударение. Для этого позову слово к себе

-А теперь, обратите внимание. Я поставила руку под первый звук. Произнесем еще раз первый звук. -Снова дадим ему характеристику. Какой он?

-Как вы думаете, какой буквой будет обозначаться этот звук?

-Послушайте внимательно стихотворение:

Ульяна учила алфавит,Буква У, она гудит,Уж, улитка, уголок,Букву У я знаю на зубок.

-Что интересного вы узнали из этого стихотворения?

-Кто запомнил, какой фразой закончилось стихотворение?

-Как вы понимаете эту фразу «знаю на зубок»

- На письме, ребята, звук [у] обозначается буквой «У» и Ульяна знает эту букву настолько хорошо, что может читать ёё и слова на эту букву.

-Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке?

-Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой и научимся читать ёё, слова с этой буквой и предложения. Для этого откройте учебник на странице 3 – 7 (37).Положите его на парту перед собой.

-Рассмотрите букву в рамке.

-Что это за буква?

-Какой звук обозначает буква «У»

Скажите, на что она похожа?

-Ребята, а у кого из вас в имени есть звук [у] а в фамилии, поднимите руки?

-Как вы думаете, почему одна буква – большая, а другая – маленькая?

-А сейчас встанем и немножко отдохнем. Утром встал гусак на лапки

Утром встал гусак на лапки,

Приготовился к зарядке. Повернулся влево, вправо,

Приседанье сделал справно,

Клювиком почистил пух,

Поскорее в воду — плюх! -Сегодня в нашей кассе появится новая буква. Рассмотрите карточку. Что вы видите?

-А почему здесь изображен такой рисунок?

-Ребята, а это что такое?

-Сегодня на уроке письма вы тоже научитесь так же красиво и правильно писать букву «У».

-Произнесем алфавит по порядку для того, чтобы установить карточку в кассу. Повторяем за мной.

-Я беру еще одну карточку с буквой «У» для того, чтобы поставить ее в ленту букв.

-Какого она цвета? -Почему?

-Ставим карточку в верхний ряд ленты букв, потому что перед гласным звуком [у] согласные читаются твёрдо.

-Запомню правило: Перед гласным звуком [у] согласные читаются твёрдо, рот открываю на [у].

- Поставьте учебники на подставку. Вернемся к тетрадям для печатания. Проверьте посадку, наклон тетради. Возьмите в руки карандаш. Посмотрите на доску. Сейчас мы напечатаем букву «У» заглавную. Справа от схемы пропускаю 4 клеточки. Ставлю точку на середине клетки справа, спускаюсь вниз на одну клеточку, ставлю точку на середине нижней клетки. Ставлю еще одну точку рядом с правой верхней, ближе к левому краю. Веду линию по точкам, внизу закругляю. Возвращаюсь к верхней точке, довожу линию до палочки.

- Напечатаем строчную букву «У». Справа от заглавной буквы, ставлю точку в начале клеточки справа, спускаюсь вниз, ставлю точку на середине клетки. Ставлю еще одну точку рядом с правой верхней, ближе к левому краю. Веду линию по точкам, внизу закругляю. Возвращаюсь к верхней точке, довожу линию до палочки.

-Напечатаем строчную букву «у» под звуком [у] в звуковом разборе слова «утка».

- Сейчас мы поиграем в игру. Я буду показывать для вас картинки на слайде, а вы, назвав слово, скажите, где находится звук [у]. В начале, середине, в конце слова? Будьте внимательны.

-1 картинка.

-2 картинка.

-Следующая картинка. Что это?

- Следующая картинка.

- Следующая картинка.

- Следующая картинка.

- Следующая картинка.

- Следующая картинка.

-Молодцы. Вы были очень внимательны, когда играли в эту игру. Те ребята, которые не сразу смогли определить звук [у] желаю быть в следующий раз внимательней, и всегда произносить слова, чтобы определить нужный звук.

-Закройте тетради для печатания. Положите учебник перед собой. Найдите стихотворение. Сейчас мы все будем выполнять разные задания.

-Я называю задание для тех ребят, которые уже умеют читать. Прочитайте стихотворение жужжащим чтением и приготовьтесь к чтению вслух.

- Те ребята, которые еще не очень хорошо умеют читать, возьмите в руки красный карандаш. Внимательно просматривая стихотворение, обведите все буквы «У» которые вы найдете. Будьте внимательны. На выполнение заданий даю вам 1 минуту. Приступаем.

-Завершаем работу. Ученик прочитает нам стихотворение, стараясь делать это громко и выразительно. Те ребята, кто выделял карандашом буквы «У» в тексте внимательно слушаем тех, кто читает.

-О ком идет речь в стихотворении?

-О чем это стихотворение? Что автор хотел передать нам этим стихотворением?

-Назовите, сколько букв «У» вы нашли в стихотворении.-А сейчас, немножко отдохнем. Встаньте.

Возле речки пять утят в ряд на камешке сидят,В воду пять утят глядят, а купаться не хотят.

-Переверните страницу учебника.Внимательно рассмотрите иллюстрацию вверху страницы.

- Кто нарисован на иллюстрации?

-Куда она пришла?

-Для чего?

- Посмотрите на девочку. Что можно сказать по выражению ее лица?

-Да ребята, увлекшись лесной прогулкой, сбором лесных ягод или грибов, можно потерять счет времени и заблудиться в лесу как и эта девочка.

-Как вы думаете, что нужно сделать прежде чем идти в лес?

-В лес одному ходить нельзя, идти можно только в сопровождении взрослых. Нужно всегда быть рядом с ними. Потому что можно заблудиться также как и эта девочка.

-А если человек уже заблудился в лесу, как он будет искать выход?

- А как зовет на помощь заблудившаяся девочка? Давайте побываем в роли заблудившихся в лесу и хором прокричим –Ау!»

- Рассмотрите предложения под картинкой. Сколько предложений написано под картинкой?

-Почему? Вспоминаем правило.

-Какой знак препинания указан в конце предложения?

-Сколько раз указан восклицательный знак?

-Приготовим текст для чтения. Возьмите в руки карандаш. Помним, что точками мы обозначаем гласные, слоговые единицы чтения – дугой.

-Из скольких слов состоит первое предложение?

- Назовите гласные.

-Ставим точки под гласными (указываю на доске).

-Выделим слог. Вспомним правило.

-- Поставим ударение. Позовем слово к себе.

-Самостоятельно подготовьте второе, третье предложение для чтения.

- Ребята а как читаются все эти предложения?-Почему?

-Да. И в конце предложений не зря стоит восклицательный знак, он указывает нам на то, что их нужно читать с громко, со страхом в голосе, чтобы передать тревожные чувства. Поэтому сейчас, когда мы будем читать предложения нам нужно постараться сделать это с громко и попытаться передать страх в голосе.

-Ученик прочитает нам громко, выразительно.

- А теперь, прочитаем вместе: Ау!»

-Закройте учебники. Поставьте его на подставки.

-Скажите, чему на уроке вы сегодня научились?

-На уроке письма вы также научитесь писать букву «У». Сегодня на уроке чтения вы хорошо работали и я за вас порадовалась. Тем ребятам, у которых сегодня не все получалось я дам совет быть внимательными, тренироваться в слышании нового звука .

-А теперь я хочу узнать как свою работу на уроке вы оцените сами. Кто считает что сегодня на уроке он работал усердно и многое узнал - поднимет улыбающийся смайлик.

-А если кто-то из вас считает что на уроке он работал не очень хорошо и чего-то не понял из сегодняшнего урока – поднимет грустный смайлик.

-Молодцы. Уберите смайлики на подставку.

-Домашнее задание: еще раз просмотреть страницы учебника (37 - 38). Все прочитать. Выполнить звуковой разбор слова «Индюк»

-Спасибо за урок. Урок окончен.

-Читали сказку «Курочка Ряба»

К доске выходит ученик, рассказывает сказку.

-Мы будем делать звуковой разбор слова «Утка».

- Утка, утка, утка.

- [у]-[у]-[у] [тка]

- Гласный. Потому что при его произнесении воздух не встречает преград.

-Кружком- [у] [т]-[т]-[т] [ка].

-Согласный. Потому что при его произнесении воздух встречает преграду.

-Квадратом с чертой.

-[т]-[т]-[т]. Глухой, так как произношу без голоса. Твердый.

- [у т] [к]-[к]-[к] [а]. Согласный. Обозначим квадратом с чертой.

-[т]-[т]-[т]. Глухой, так как произношу без голоса. Твердый.

- [утк] [а]-[а]-[а]. Гласный. Обозначим кружком.

- [у] [т] [к] [а]

-В слове столько слогов, сколько и гласных. В слове УТКА 2 гласныхзвука, значит и 2 слога: [У] [Т]|[К][А]

- УУУтка. Ударение падает на первый гласный звук [у]: [У][т][к][а]

-[у]-[у]-[у].

-Звук [у] - гласный, т.к. произносим без преграды, ударный.

-Буквой «у»

-О том, что буква «У» «гудит»,что в словах «уж, улитка, уголок» есть буква «У»

- «Букву У я знаю на зубок»

-Знаю наизусть, хорошо знаю.

-Учиться читать слова и предложения на букву «У»

-Это буква «У»

-Звук [у]

-На улитку, на ушки зайчика, на рогатку.

Ребята называют имена и фамилии.

- Заглавную букву мы пишем в начале предложения и для обозначения имен собственных. Строчную мы пишем в остальных случаях.

-Букву «У» (заглавную и строчную), рисунок.

-Потому что в этом слове есть звук [у], который обозначается буквой «У»

-Это письменные буквы «Уу».

А,Б,В,Г,Д,Е,Ё,Ж,З,И,Й,К,Л,М,Н,О,П,Р,С,Т,У.

-Красного.

-Потому что буква обозначает гласный звук.

- Усы. Слышу звук [у] в начале слова.

- Гусь. Слышу звук [у] в середине слова.

- Шкаф. В этом слове нет звука [у].

-Голубь. Слышу звук [у] в середине слова.

-Утюг. Слышу звук [у] в начале слова.

-Жук. Слышу звук [у] в середине слова.

-Мяч. В этом слове нет звука [у].

-Кенгуру. Слышу звук [у] в конце слова.

-Об утятах.

- О том, что маленькие утята быстро подрастают и становятся «важными белыми утками»

-5

-Девочка с корзинкой грибов.

-В лес.

-Собирать грибы.

-Она заблудилась, она зовет на помощь, она испугалась.

-Подготовится к походу, взять необходимые вещи, компас для того чтобы ориентироваться в лесу.

-С помощью компаса, звать на помощь.

-Ау!

-Написано три предложения.

- Предложение всегда начинается с большой буквы, в конце ставится точка или другой знак препинания, указывающий на его окончание.

-Восклицательный знак.

-3 раза. Значит здесь 3 предложения.

- Первое предложение состоит из одного слова.

-[а] [у]

-А у !

–В слове столько слогов, сколько и гласных звуков. А-у! – 2 слога.

-АУУУ! - Ударение падает на второй гласный звук [у].

- Второе, третье предложение состоит из одного слова. Обозначу гласные точками [а] [у] Обозначу слоги дугой. Вспомню правило: в слове столько слогов, сколько и гласных звуков. Ау! – 2 слога. Читаю: Ау! Поставлю ударение, для этого позову слово к себе. АУУУ! Ударение падает на второй гласный звук.

-С тревожностью, громко.-Потому что девочке страшно в лесу одной в лесу.

-Ау! Ау! Ау!

-Познакомились с буквой «у». Научились читать слова с буквой «у», научились слышать звук этой буквы.

Презентация. Слайд 1

Презентация. Слайд 2

( Проанализировать ответ ученика, похвалить за знание содержания и умение рассказывать )

Наглядное изображение значения слова для разбора.

Указкой показываю на звуки.

(Хором и индивидуально)

Движения физкультминутки:

(Потянулись, руки вверх — вдох-выдох.)

(Рывки рук перед грудью.)

(Повороты влево-вправо.)

(Приседания.)

(Наклоны головы влево-вправо.)

(Присели.) Карточка с буквой для кассы.

(Показать на письменные буквы «Уу»)

(Показывать указкой на секции до тех пор пока не доберемся до искомой буквы)

Карточка для ленты букв

(Вставляю карточку в ленту)

Ученики произносят хором правило.

Презентация. Слайды 3-10

(Показываю страницу учебника)

Ученики жужжащим чтением читают стихотворение.

Ученики не умеющие читать, находят буквы «У» в тексте стихотворения, выделяют их.

Стихотворение читают два ученика.

(Проанализировать ответы учащихся)

Физкультминутка:

И.п. – стойка ноги вместе, руки перед грудью, согнутые в локтях. Имитация плавания стилем брасс на груди, затем на спине. 20 с, темп медленный.

И.п. – о.с. Имитация ныряния солдатиком (присед, руки через стороны вверх). 20 с, темп средний.

(Дети произносят хором)

Предложение заранее написано на доске и скрыто.

(Ребята указывают в учебнике карандашом)

(Три ученика читают текст)

infourok.ru

Конспект урока по обучению грамоте на тему "Гласный звук [у]. Буквы У, у"

Чтение слогов на лесенке

Когда мы спускаемся с лесенки, мы идёт быстро, весело. А когда поднимаемся – тяжело, медленно.

Гу, пу, ту, ру, ну, ку

Ги, пи, ти, ри, ни, ки

1. Работа в «Букваре». 5

– Прочитайте слоги, в которых согласный звук мягкий.

– Прочитайте столбик, в котором вторая буква А, сверху вниз.

– Прочитайте столбик, в котором вторая буква О, снизу вверх.

– Обозначьте все гласные буквы Ы красным карандашом. Прочитайте слоги с этой буквой.

– Какой столбик остался? Прочитайте.

– Какими буквами написаны слоги, которые мы читали? (Печатными.)

– Давайте попробуем написать прописными буквами.

2. Работа в прописи.

1) Написание слогов.

– Прочитайте слова в прописи.

– Какая буква есть в каждом слове?

– Прочитайте только те слоги, в которых есть буква У.

Ку, тут, пу, ут

– Отметьте [у] красной точкой.

– Какое соединение использовано для письма?

– Есть ли слог, который равен слову? (Тут, кнут.)

– А про что можно сказать тут?

– Обведите в словах только слоги с буквой У (согласный – синий, гласный – красный).

ПАРНАЯ РАБОТА!!!

РЕФЛЕКСИЯ. Что помогло вам сделать работу вместе? (понимание, дружба)

Символ доверия и крепкой дружбы - открытая ладонь, рука. У вас на партах цветные «ладошки». Если при работе в паре вы сотрудничали, помогали, выручали, учили друг друга. Если сотрудничество в вашей паре получилось плодотворным, работа была выполнена без ошибок, давайте здесь и сейчас вырастим дерево. Но не простое, а самое настоящее дерево «ДРУЖБЫ». На нем будут шелестеть и радовать наш глаз удивительные листочки - цветные ладошки.

Дети подходят по одному, помогают учителю разместить ладошки

2) Анализ и запись заглавной буквы У.

– Когда нам понадобится заглавная У?

– Посмотрите на заглавную букву У.

– В какой букве уже писали элемент, похожий на первый элемент буквы У? (В букве И.)

– В чём отличие этих элементов?

Учитель показывает на доске с пояснением:

– Начинаю писать элемент, как и у буквы И. Закругляю вправо, веду вверх, довожу до высоты первого элемента, начинаю писать второй элемент: наклонную с плавным нижним закруглением влево.

– Напишите пальцем букву на ладошке.

– Обведите на табло.

– Какие слова пишутся с заглавной буквы У?

Учитель произносит слова, дети слушают и обводят буквы, если звук [у] встречается в слове.

– Возьмите зелёную ручку для письма.

Украина, Ульяна, Усольцев, Уренгой, Ужгород.

– Сколько букв получилось? (5.)

– Напишите свои буквы синим цветом. Сколько букв поместится на строке?

3) Письмо соединений с заглавной буквой У (используем два цвета ручки). Для письма учитель предлагает какое-либо задание. Например, повторить снизу те слоги, которые удалось добавить до целого слова.

– Чему научились сейчас?

– Что можно делать дальше? 3

3. Работа в «Букваре».

Чтение слов. Работа над лексическим значением, многозначностью слов.

– Прочитайте первый столбик (про себя). Прочитайте слово, обозначающее «меховые сапоги». (Унты.)

– В каких словах буква У на первом месте? Подчеркните её двумя чертами. Чтение второго столбика (про себя и выборочно вслух).

– Подберите к слову пурга близкое по значению. (Метель.)

– Какое слово имеет несколько значений? (Порка.)

– Подчеркните слог с буквой У. Прочитайте его. Чтение третьего столбика (про себя, затем вслух). Работа над многозначностью слова караул.

Караул – это крик о помощи.

Караул – это солдат стоит на посту.

– Прочитайте слово, обозначающее коллектив актёров. (Труппа.) Чем интересно написание этого слова? (Есть удвоенная буква согласного звука.) Подчеркните две буквы П.

– В каком слове нет буквы У? Отметьте в этом слове все гласные звуки красными точками.

– Почему слово Украина написано с большой буквы?

4. Работа в прописи. Письмо под диктовку слов с буквой У на предпоследней строке прописи на с. 26.

– Рядом с буквами на последней строке есть свободное место, послушайте слово: тур.

– Сколько гласных? Сколько слогов? Сколько понадобится букв, чтобы записать слово?

– Проговорите это слово.

– Запишите слово, диктуя его себе вслух.

– Послушайте следующее слово: уроки.

– Сколько гласных? Сколько слогов? Сколько понадобится букв, чтобы записать слово?

– Проговорите это слово.

– Запишите слово.

5. Работа в «Букваре».

Чтение предложений на с. 56 «Букваря».

– Сколько предложений написано? (3.)

– О ком рассказывает первое предложение? Второе? Третье?

– Какое первое слово в каждом предложении? Подчеркните его.

– С какой буквы начинается любое предложение? (С заглавной.)

– Сколько слов в первом предложении?

– Назовите первое, второе, третье, четвертое слова.

– Какое слово равно одной букве?

– Составим схему каждого предложения.

– В каком предложении два слова написаны с заглавной буквы? Почему?

– Какие предложения начинаются со слова У?

– В каком предложении меньше всего слов? Больше всего слов?

– С чем сейчас работали? (С предложением.) 4, 4

6. Работа в прописи.

1. Работа над предложением (с. 27).

– Прочитайте написанное на верхней строчке.

– Каким словом заменим рисунок?

– Сколько слогов в этом слове?

– Сколько букв?

– С какой буквы пишется это слово?

– Запишем это слово рядом с рисунком – паук. Прочитайте эту строчку.

– Можно ли прочитанное назвать предложением? Почему?

– Чего не хватает? (Если испытывают затруднение: «Что нужно поставить в конце предложения?»)

– Посмотрите на следующие предложения. О ком они?

– У кого куры?

– У кого живёт утка?

– А что сказано про паука?

– Что сказано про парту?

– Что обозначают цифры над словами? 1 7 3

– Какое слово в каждом предложении станет первым? Обозначьте его уголком.

– Как пишется первое слово в предложении?

– Сколько слов в предложении?

– Прочитайте каждое предложение после того, как поменяли слова местами.

– Какой знак стоит в конце предложения?

– Прочитайте орфографически каждое предложение.

У Риты утка. (Утка у Риты). У Тони куры. (Вслух проговариваем, а записываем только слова, обозначенные картинкой.) У окна парта. (Парта у окна.) Тут урок. (Урок тут.)

2. Списывание предложений по выбору: кто хочет – про паука, кто хочет – про парту, а кто про урок.

3. Самостоятельное написание заглавной У с прямой наклонной и повторение заглавных букв (эта строчка для учащихся, испытывающих трудности при письме).

Проверка.

– Давайте проведём конкурс красоты и выберем самую красивую буквы на этой строке. Подчеркните её.

4. Письмо под диктовку.

– Что общего у всех букв?

– На какие группы их можно разделить?

– Послушайте слова и напишите на строчке внизу букву, с которой начинается каждое слово: Ирина, Гаврилов, Павел, Одесса, Тимофей, Руслан, Ушаков, Иванова, Рига, Иркутск.

– Прочитайте, какие буквы получились. Сколько букв гласных? Подчеркните их красной чёрточкой.

– Сколько букв согласных? Сколько букв, обозначающих звонкие согласные? Глухие согласные?

Самооценка по алгоритму.

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты написал всё правильно или были недочёты?

– Ты записал всё сам или с помощью товарища?

– Молодец!

– Что у вас получилось лучше всего на обеих страницах?

– В чём испытали затруднения?

– В конце страницы слева нарисуйте кружок и обозначьте цветом, как, на ваш взгляд, вы справились сегодня с заданиями в прописях.

– Как оценили свою работу? Почему?

7. Работа с текстом (с. 56).

1) Чтение текста.

– Прочитайте три последних предложения про себя.

– Связаны ли они между собой по смыслу?

– Как можно назвать предложения, связанные между собой по смыслу? (Текст.)

– О чём этот текст? (У взрослых людей и животных когти и ногти, а у детей и детёнышей – коготки и ноготки.)

– Чего не хватает нашему тексту? (Названия.)

– Давайте прочитаем текст ещё раз и придумаем название. («Про коготки и ноготки».)

– Назовите всех героев, которые упоминаются в тексте. (Тигр, котик, папа, Тоня, Никитка.)

– Почему в некоторых словах поставили ударение? (Они длинные, состоят из трёх слогов.)

– Прочитайте только первое слово каждого предложения. Выделите его уголком.

– Сколько точек понадобилось для этого текста? Подчеркните точки двумя чертами.

– А какой ещё знак использовали для составления текста? О чём напоминает этот знак?

– Прочитайте предложение с этим знаком.

– В каком предложении есть две части? (В первом и втором.)

– В каких словах текста ударение падает на первый слог? Подчеркните ударный слог у этих слов.

– Какие слова в тексте написаны с большой буквы? Выделите первую букву этих слов уголком.

– Назовите ещё раз всех героев, которые упоминаются в тексте.

(Тигр, котик, папа, Тоня, Никитка.)

– Какое из этих слов можно заменить словами он, она, они?

– Что мы сейчас прочитали все вместе?

– Теперь все ребята в классе умеют прочитать текст. 2

2) Чтение рассказа Е. Чарушина «Почему Тюпу прозвали Тюпой». 5

а) – Как называется рассказ?

– Как вы думаете, почему его так прозвали? Кто это Тюпа?

– Рассмотрите иллюстрацию. Что он собирается сделать?

– А он большой или маленький? Почему?

– Прочитайте, кто автор рассказа.

– Евгений Чарушин не только сочинял для детей рассказы, но и сам рисовал к ним иллюстрации. Редко бывает, чтобы писатель сам иллюстрировал свои книги.

б) Работа с текстом во время чтения. Чтение текста учителем с комментированием, учитель показывает, как вести диалог с автором.

Почему Тюпу прозвали Тюпой. 1 1 3

Когда Тюпа очень удивится или увидит непонятное и интересное, он двигает губами и тюпает: «Тюп-тюп-тюп-тюп...» (Представили, услышали?)

Травка шевельнулась от ветра, пичужка пролетела, бабочка вспорхнула – Тюпа ползёт, подкрадывается поближе и тюпает: «Тюп-тюп-тюп-тюп... Схвачу! Словлю! Поймаю! Поиграю!» (Вот, оказывается, поиграть хочет и опять тюпает!)

Вот почему Тюпу прозвали Тюпой. Слышит Тюпа, кто-то тоненько посвистывает. (Интересно, а кто это может быть? Ваши предположения?)

Видит: в крыжовнике, где погуще, кормятся серенькие вертлявые пичужки – пенки, ищут, нет ли где мошки-букашки.

Ползёт Тюпа. Уж так таится, прячется. Даже не тюпает – боится спугнуть. (Хитрый!) Близко-близко подполз, коготки выпустил да как прыгнет – прыг! Как схватит... Да не схватил. (А почему? Догадались?)

Не дорос ещё Тюпа птицу ловить. (Вот, оказывается, почему!) Тюпа – ловкач неуклюжий.

в) Выявление первичного восприятия. 1

– Ловкач – это кто? А неуклюжий? Как такое может быть?

– Тюпа смешной?

– За что он получил свою кличку?

– Повторите, какие звуки произносит котёнок.

– А обычно котята такие звуки издают? А какие звуки?

г) Работа с текстом после чтения.

–Давайте ещё раз посмотрим на иллюстрацию.

– К какой части текста она относится?

– А может быть, ко всему тексту?

– Совпадают ли взгляды художника и автора на описание Тюпы?

– А если бы иллюстрации не было, понятно ли из текста, что автор рассказывает про котёнка?

– Какая подсказка есть в тексте? (Близко-близко подполз, коготки выпустил да как прыгнет – прыг!)

– У кого из вас дома есть котёнок?

– Как его зовут?

– Что можете о нём рассказать?

infourok.ru

Конспект урока для 1 класса "Гласный звук[ и], буква И, и"

Здесь Вы можете скачать Конспект урока для 1 класса "Гласный звук[ и], буква И, и" для предмета : Русский язык. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

Урок обучения грамоте

1 класс

Тема: Гласный звук[ и], буква И, и.

Цели урока: предметные:

-знакомство со звуком [ и] и буквой, которая его обозначает;

-развитие фонематического слуха;

-обогащение словарного запаса детей;

-развитие связной устной речи учащихся;

-формирование навыка чтения слов;

Формирование УУД

Личностные:

-обладать мотивационной основой учебной деятельности;

-использовать адекватную самооценку на основе критерия успешности;

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

-адекватно принимать предложения учителя, сверстников;

Познавательные:

-использовать знаково-символические средства для решения поставленных задач;

-проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

-осуществлять анализ слов с выделением существенных признаков;

Коммуникативные:

-строить понятные для партнёра высказывания;

-задавать вопросы;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Оборудование:

«Букварь» автор Л.Е.Журова, тетрадь для индивидуальной работы; цветные карандаши; печатные буквы; компьютер; звуки-квадраты; картинки с изображением предметов;

Ход урока

1.Организационный момент

Учитель: Доброе утро!

Я смотрю на ваши лица –Хорошо, отрадно мне,Словно я в большой, дружнойИ приветливой семье.

– Дети, посмотрите друг на друга, улыбнитесь! Вы начать урок готовы?

Дети: Мы начать урок готовы!

Будем слушать, рассуждатьИ друг другу помогать

2.Повторение.

Учитель: Мы продолжаем путешествовать по городу Алфавитинску. Кто живёт в этом городе? (буквы) Зачем нам нужно знать бук вы? (Обозначать звуки на письме, читать, писать.) (Дети дают полные ответы.)

Учитель: Мне очень хочется, чтобы ваше хорошее настроение не пропало. Поэтому мы сейчас поиграем с вами в игру «Угадай букву» (артикуляционная гимнастика).

Я буду показывать губами звук (без голоса), а вы должны назвать букву, которая этот звук обозначает.

(дети называют буквы, а карточки с этими буквами прикрепляют к доске)

Учитель: Какие правила мы должны соблюдать в этой игре?

Дети: Ответ не выкрикивать, а поднять руку. Отвечать громко и чётко.

Учитель: Что объединяет эти буквы? Почему?

Дети: Все эти буквы – гласные. При произношении их – воздух не встречает препятствия.

Учитель: На какие группы можно разделить группу ГЛАСНЫЕ?

Дети: Первая – гласные, указывающие на твёрдость впереди стоящего согласного. Это – А, О, У, Э, Ы.

Вторая – гласные, указывающие на мягкость впереди стоящего согласного. Это – Я, Ё, Ю, Е.

С какой интересной буквой мы познакомились вчера? (ы) Какое стихотворение вы знаете об этой букве. (Мы услыхали от совы…)

3.Сравнительный фонетический анализ слова.

Учитель: Нужно составить звуковую схему слов Оля, Эля, Алик, используя буквы и квадраты для обозначения согласных звуков. Наташа у доски, а другие ребята в тетради. (цветные карандаши и ручка) Как называются эти слова. (имена людей) С какой буквы они пишутся. Исключите одно имя. (По трём признакам: имя мальчика, четыре буквы, заканчивается на согласный звук.)

4.Формулирование учащимися темы урока.

Учитель: Ещё раз скажем, как зовут мальчика. (Алик) Произнесите все звуки в этом слове. Подумайте, какой новый гласный звук вы услышали и назовите тему нашего урока. (Мы будем говорить о звуке[ и])

5. Работа по теме урока.

5.1 Рисование и конструирование буквы «И».

Учитель: Какой это звук. (гласный) Почему? (Произносится без преград, воздуху легко выходить изо рта) Звук [ и ] обозначают буквой Ии (показать) Печатаем и составляем букву и (Компьютер, составляем из цветных карандашей, пишем на доске и в тетради. (Тетрадь в клеточку, где печатаются буквы фломастерами или цветными карандашами.)

5. 2 Оценивание учащихся своей работы.

Учитель: Оцените свою работу «медалькой». (Медалька- красный кружок, который ставится под каждой правильно напечатанной буквой) Проверка оценивания.(Учащиеся выходят к доске с тетрадкой и объясняют, почему они поставили столько медалек.)

А теперь найдите букву на этом рисунке. (компьютер) (Находят остальные изученные буквы.)

ВЫЯВЛЕНИЕ «ЗЕРКАЛЬНОСТИ» ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

Рисунок, на котором изображены правильно и зеркально написанные буквы.

 

После каких согласных звуков мы поставим букву и (После мягких согласных, например: ми, ри, ди, ви. Букву и поставим после зелёных квадратов)

6.Физкультминутка.

Учитель: Если в слове есть звук и, встают мальчики. А если нет, встают девочки. (Учитель называет предмет на картинке - лес, вилка, яблоко, вишня, веник, груша, нести, иголка, луна.) Где находился звук [ и ]в словах. (в начале, в середине и в конце слова) Какое слово не обозначает предмет, я не показала. Почему? (Нести - обозначает действие предмета.)

6.1.Работа в группах.

Учитель: Как вы думаете, на что похожа буква и. (калитка, ползущая змея, нитка, лежащая на полу) А что такое калитка? (Дверца в заборе, в воротах) Мальчики выйдите и изобразите калитку, а девочки нарисуйте калитку в тетради. А сейчас послушайте стихотворение, в котором говорится, на кого ещё похожа буква « и». Читает Катя. (Катя умеет читать) И Дрессировщик с буквой "И"В цирке на арене.Эта буква, посмотри,Встала на колени.Долго-долго хлопал зал.И под шум овацийДрессировщик приказал:- Надо подниматься!"И" сказала:- Иго-го!Хлопать мне не надо.Не хочу я ничего,Кроме рафинада.

Учитель показывает рисунок на компьютере. (Объяснение слов рафинад, дрессировщик.)

Вывод; Букву новую узнали,

Образ мы её создали,

А теперь вперёд, друзья,

Сможем мы прочесть слова.

7. Работа по букварю.

7.1.Чтение гласных звуков. с.56

Определение звука [и] в словах флаги, гиря.

7.2. с.57 Игра «Кто быстрее». Разгадывание кроссворда. (Читающие ученики печатают слова, остальные угадывают и называют звуки.)

8. Итог урока.

Учитель: Кто желает выйти к доске и задать вопрос по теме урока. Вопрос начинается со слов с каким…. (С каким звуком мы сегодня познакомились?)

Дети: Мы познакомилиcь с гласным звуком [ и ], который обозначается буквой И и, пишется после мягких согласных, может быть в начале, в середине и в конце слова.(приводят примеры)

9.Рефлексия.

Учитель: Встаньте в шеренгу. Кто усвоил новое знание, три шага вперёд, руки вверх. Кто не совсем усвоил новое знание, ему ещё нужна помощь, два шага вперёд, руки в стороны. А если тема непонятна, шаг вперёд, руки вниз.

Урок закончен. Всем спасибо.

Самоанализ урока.

Обучение грамоте 1 класс

Тема: Гласный звук[ и], буква И, и.

Цели урока: предметные:

-знакомство со звуком [ и] и буквой, которая его обозначает;

-развитие фонематического слуха;

-обогащение словарного запаса детей;

-развитие связной устной речи учащихся;

-формирование навыка чтения слов;

В процессе обучения формировала следующие блоки УУД.

Личностные:

-обладать мотивационной основой учебной деятельности;

-использовать адекватную самооценку на основе критерия успешности;

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

-адекватно принимать предложения учителя, сверстников;

Познавательные:

-использовать знаково-символические средства для решения поставленных задач;

-проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

-осуществлять анализ слов с выделением существенных признаков;

Коммуникативные:

-строить понятные для партнёра высказывания;

-задавать вопросы;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Тип урока: урок открытие нового знания.

Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли ученики с помощью учителя, исходя из соответствующей проблемной ситуации.

На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.

Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.

На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность .

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

В процессе обучения школьники учились овладевать элементами знаково- символического моделирования: сами составляли модель-схему на основе полученной информации об изучаемом .

Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников первого класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей первоклассников. Прослеживалась межпредметная связь с жизнью. В ходе урока была проведена физкультминутка. Был подведён итог урока. Каждый ученик определил уровень полученных знаний. Содержание урока соответствовало требованиям программы.

Класс 1

Предмет Обучение грамоте

Автор учебника Л. Е. Журова А. О. Евдокимова

Тема урока Гласный звук [и], буква И, и.

Тип урока Изучение нового материала

Анализ урока

Этапы анализа

Баллы

1.

Основные цели урока: образовательная, развивающая, воспитательная. Прослеживается ли реализация поставленных учителем целей урока?

2

2.

Организация урока: тип урока, структура урока, этапы, их логическая последовательность и дозировка во времени, соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели.

2

3.

Каким образом учитель обеспечивает мотивацию изучения данной темы (учебный материал)

1

4.

Соответствие урока требованиям ФГОС:

4.1.

Ориентация на новые образовательные стандарты.

2

4.2.

Нацеленность деятельности на формирование УУД

2

4.3.

Использование современных технологий: проектная, исследовательская, ИКТ, др.

1

5.

Содержание урока:

5.1.

Научная правильность освещения материала на уроке, его соответствие возрастным особенностям

2

5.2.

Соответствие содержания урока требованиям программы.

2

5.3.

Связь теории с практикой, использование жизненного опыта учеников с целью развития познавательной активности и самостоятельности.

1

5.4.

Связь изучаемого материала с ранее пройденным материалом, межпредметные связи.

1

6.

Методика проведения урока:

6.1.

Актуализация знаний и способов деятельности учащихся. Постановка проблемных вопросов, создание проблемной ситуации.

2

6.2.

Какие методы использовались учителем. Какова доля репродуктивной и поисковой (исследовательской) деятельности? Сравни соотношение: примерное число заданий репродуктивного характера: («прочитай», «перескажи», «повтори», «вспомни») и примерное число заданий поискового характера («докажи», «объясни», «оцени», «сравни», «найди ошибку»)

2

6.3.

Соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся. Объем и характер самостоятельной работы.

1

6.4.

Какие из перечисленных методов познания использует учитель (наблюдение, опыт, поиск информации, сравнение, чтение и т. д.)

2

6.5.

Применение диалоговых форм общения.

2

6.6.

Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащихся.

2

6.7.

Осуществление обратной связи: ученик-учитель.

2

6.8

Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы.

2

6.9

Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности.

1

6.10.

Средства обучения. Целесообразность их использования в соответствии с темой, этапом обучения.

2

6.11.

Использование наглядного материала: в качестве иллюстрирования, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач. Наглядный материал избыточен, достаточен, уместен, недостаточен.

2

6.12.

Формирование навыков самоконтроля и самооценки.

2

7.

Психологические основы урока:

7.1.

Учёт учителем уровней актуального развития учащихся и зоны их ближайшего развития.

2

7.2.

Реализация развивающей функции обучения. Развитие качеств: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи.

2

7.3.

Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности.

2

7.4.

Наличие психологических пауз и разрядки эмоциональной сферы урока.

2

8.

Домашнее задание: оптимальный объём, доступность инструктажа, дифференциация, представление права выбора.

9.

Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя (отсутствия шаблона)

2

Итого:

48

За каждый критерий ставятся баллы от 0 до 2: 0 – критерий отсутствует, 1 – проявляется частично, 2- в полном объёме.

Зам по УВР _________________(Мырзина С.В.)

docbase.org