Конспект по окружающему миру по теме: "Мы-жители вселенной" (2 класс УМК "Перспектива"). Конспект урока по окружающему миру 2 класс месяц и год перспектива


Учебное занятие « ВРЕМЕНА ГОДА», 2 класс - Окружающий мир - УМК "Перспектива" - Методическая копилка

Предмет: окружающий мирАудитория: 2 классЦель: сформировать представления детей о причине смены времен года, о последовательности этой смены и о связи изменений в природе с движением Земли по орбите вокруг Солнца.

Подготовка перед уроком1.Для удобства работы с ТСО, необходимо встроить все видео и аудио записи в презентацию (предварительно скачав по ссылкам)2.Раздать за два дня до занятия слова для разучивания (всего участников – 6 человек): Времена года, сценка «Что такое год?»3.Разложить по партам перед занятием изображения планет и подписи (шапочки-полоски) с названиями.4.Положить до занятия на стол листья разного цвета для каждого ученика (оранжевый и зелёный), клей.Ход урока 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Организационный момент. Звучит аудиозапись А. Л. Вивальди «Времена года. Осень. Часть 3» (Allegro) 1-2 минуты1) Как, вы думаете, называется эта музыкальная композиция? Почему именно с неё я начала наше занятие?2) Хотели бы узнать?3) Что нужно сделать, чтобы узнать? Вы можете это сделать? (повторить знания, вспомнить предыдущий материал, внимательно слушать и т.д.)- Покажите своё настроение перед началом занятия:Оранжевый лист – хорошее настроениеЗелёный - грустно- Пусть девизом нашего занятия будут следующие слова: «Мало уметь читать, надо уметь думать»- Вы согласны? Я желаю вам удачи! 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Игра «Планеты стройтесь в ряд» 3-4 минуты- Для начала предлагаю вспомнить изученное, это поможет нам двигаться дальше.- Ребята, посоветуйтесь, кто из вас будет планетой. Готовы?- Планеты стройтесь в ряд (дети под видео фрагмент «Шёпот звёзд» выбегают к доске и выстраиваются в ряд).- Проверим! (проверить по считалке «На Земле жил Звездочёт»)На Земле жил звездочёт,Он планетам вёл подсчёт:Меркурий – раз,Венера – два-с,Три – Земля,Четыре – Марс,Пять – Юпитер,Шесть – Сатур,Семь – Уран,Восьмой – Нептун!Всех планет в системе – восемь,Посчитать их снова просим!

 - Планеты, вам загадка! О какой планете идёт речь?На планете чудеса:Океаны и леса,Кислород есть в атмосфере,Дышат люди им и звери. (Земля)- ……., расскажи, что ты знаешь о Земле? (ответы ребёнка)- Ребята, у вас есть, что добавить? (ответы детей) 3. Выявление места и причины затруднения.- Сегодня бы будем говорить о нашей планете Земля?- А всё ли мы о ней знаем?Дети читают стихи-загадки Вывешивать картины на доскуНесу я урожаи,Поля вновь засеваю,Птиц к югу отправляю,Деревья раздеваю. (Осень)

 Бела дороженька, бела.Её я снегом замела.И шапку белую ношу,И белым воздухом дышу,Белы мои ресницы,Пальто и рукавицы. (Зима)

 Я раскрываю почкиВ зелёные листочки,Деревья одеваю,Посевы поливаю. (Весна)

 Я соткано из знояНесу тепло с собоюЯ реки согреваю,“Купайтесь!” - приглашаю. (Лето)

 - Назовите тему урока. (Времена года) Теперь можете сказать, как называется музыкальная композиция? (Времена года, Осень, Октябрь и т.д.) - Правильно ребята! Это музыкальное произведение сочинил великий итальянский композитор Антонио Вивальди «Времена года. Осень. Часть 3» Антонио Вивальди родился 4 марта 1678 года в Венеции, являвшейся в ту пору столицей Венецианской республики. С десяти лет Антонио стал играть на скрипке. Вивальди в основном известен, благодаря своим инструментальным концертам, в особенности для скрипки. Его наиболее известной работой является серия из четырёх скрипичных концертов «Времена года». - Посмотрите, какие прекрасные картины о Временах года нарисовал ещё один великий человек – художник Исаак Ильич Левитан, и ничего, что фамилия у него необычная, просто он родился (30 августа 1860 года) в небольшом литовском городке. Но почти все свои годы он провёл в Москве – там жил, учился и творил свои великие произведения искусства. Какие времена года здесь изобразил художник?- На какой главный вопрос мы должны сегодня найти ответ? (Как происходит смена времён года?)- Как бы вы сейчас ответили на этот вопрос?- У кого есть затруднения по этому вопросу? 4. Построение проекта выхода из затруднения.- Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос?- Какие у нас есть помощники? (ответы детей) - Итак, наша цель – узнать, как происходит смена времён года.

 5. Реализация построенного проекта.- А что такое год?- Послушаем, что об этом думают ребятаСценка «Год – пароход» сынМама, что такое год?МамаГод – огромный пароход,Скажем для начала.сынПароход? Не может быть!Пароход ведь должен плыть,МамаОн плывет. И мы на нем.И другие люди.Серый заяц со слоном.Мальчик на верблюде.Звери и деревья.Села и деревни.Города и страны.Реки, океаны.Это странный пароход.Необычный пароход.И плывет не по воде он,Он по времени плывет.Вот плывет он через лето –Солнцем вся земля согрета.Вот по осени плывет –Тучки в небе, дождь идет.Вот лежит пред ним зима –В белом инее дома.Вот плывет он по весне –Звон капели в тишине.Ночью он плывет и днем,Как велит природа,По морям, что мы зовемВременами года.

 - Вы понимаете, что Земля вращается вокруг солнца и происходит смена сезона, так? - Наша Земля условно разделена на два полушария – северное и южное (показать на теллурии или глобусе)- А вы можете объяснить, почему, в то время как у нас в северном полушарии лето, в южном полушарии в это же время зима?- Давайте посмотрим объяснение этому явлению (просмотр видеофильма «Времена года») 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. - Кто сможет показать на теллурии положение Земли, когда в северном полушарии зима? Лето? Осень или весна? Учитель вызывает несколько детей по очереди. ФИЗМИНУТКА «Солнце спит и небо спит»Солнце спит и небо спит, (Сложенные ладони к левой щеке, к правой щеке.)Даже ветер не шумит. (Качаем поднятыми вверх руками.)Рано утром солнце встало, (Подняли руки вверх, потянулись.)Все лучи свои послало. (Качаем поднятыми вверх руками.)Вдруг повеял ветерок, (Качаем раскрытыми в сороны руками.)Небо тучей заволок, (Закрыли лицо руками.) И деревья раскачал. (Качание туловища влево-вправо.)Дождь по крышам застучал, (Прыжки на месте.)Барабанит дождь по крышам, (Хлопаем в ладоши.) Солнце клонится все ниже. (Наклоны вперед.) Вот и спряталось за тучи, (Приседаем.) Ни один не виден лучик. (Встали, спрятали руки за спину.)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. - Выполните задание в группах. Заполните в рамочке название времени года и перечислите месяцы. (Самостоятельная работа на карточках ПРИЛОЖЕНИЕ_2) - Откройте учебник с. 28 проверьте по годовому кругу, правильно ли вы выполнили? - Почему автор выбрал такое цветовое решение для сезонов? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

8. Включение в систему знаний и повторение.- Прочитайте информацию на стр. 30-31- Что узнали? Работа по карточкам ПРИЛОЖЕНИЕ_31 группа – выберите осенние сезонные явления2 группа – зимние сезонные явления3 группа – весенние сезонные явления4 группа – летние – сезонные явления

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.- Мы смогли ответить на главный вопрос?- Что вам показалось сегодня трудным?- Что интересного узнали? - о чём хотелось бы узнать на следующем занятии?- Оформим наше дерево (дети с помощью клея приклеивают лист определённого цвета на плакат Дерево):Оранжевый лист – узнал много интересного, всё понялЗелёный лист – было скучно, ничего нового не узнал

path.ucoz.ru

Конспект урока окружающего мира 2 класс по теме "Времена года".

Конспект урока окружающего мира 2 класс УМК «Перспектива»

Тема: Времена года.

Цель:

о причине сезонных явлений, о последовательности этих изменений; о связи изменений в при­ роде с движением Земли по орбите вокруг Солнца.

• Научить: распознавать сезонные яв­ления; проверять результат вы­полненного задания; строить монологические высказывания; согласованно работать в паре

Формирование УУД:

Предметные результаты:

объяснять причину смены времен года с помощью схемы;

называть важнейшие сезонные явления природы как признаки того или иного времени года;

перечислять времена года в правильной последовательности;

называть (опираясь на годовой круг в учебнике) месяцы каждого сезона;

понимать условность начала перечисления времен года при неизменности их следования друг за другом в годовом круге.

Метапредметные результаты:

предлагать для каждого времени года рисунки-символы;

устанавливать по схеме связь сезонных изменений в природе с движением Земли вокруг Солнца и наклоном земной оси;

объяснять причины смены времён года;

моделировать их в виде схемы-аппликации;

придумывать сказочное объяснение смены времён года, иллюстрировать его рисунком;

Личностные результаты:

понимать важность связи изменений в природе с движением Земли по орбите вокруг Солнца.

Оборудование. У учителя — куклы Мальчик и Девочка сезонные детали их одежды; теллурий; волчок, выполненный в форме годового круга на основе зубочистки или спички, вставленной в центр.

У учащихся — цветные карандаши или фломастеры.

Ход урока

  1. Актуализация знаний и умений.

- Отчего происходит смена дня и ночи?

- Что такое год?

- Какие времена года вы знаете?

  1. Целеполагание.

- А теперь давайте проверим вашу наблюдательность.

- Чем отличается годовой круг на с. 28 учебника от круга, изображенного на с. 26?

- Почему годовой круг художник сделал разноцветным?

- Почему он подобрал именно такие, а не иные цвета, которые последовательно и плавно сменяют друг друга?

- Сколько основных цветов мы можем выделить на этой схеме?

(Художник с помощью четырех разных цветов объединил в четыре группы по три месяца все двенадцать месяцев, из которых состоит круглый год. Выбор цвета для каждой группы определяется тем, какой именно цвет в природе больше всего останавливает внимание человека в течение месяцев той или иной группы. Основные цвета на схеме — зеленый, красный, желтый, синий.)

  1. Работа по новой теме.

Беседа.

- Кто знает, как называются четыре группы месяцев, которые художник на схеме выделил разными цветами? (Временами года).

- Какие цвета характерны для каждого времени года?

- Весной после долгой зимы нас больше всего радует появление молодой зелени;

летом цветут красочные цветы, появляются яркие плоды, поэтому лето издавна зовут красным;

осенью природа поражает нас золотым цветом желтых увядающих листьев;

а зимой наше зрение умиротворяет отливающая холодной синевой белизна чистого снега.

- Давайте сравним наши ответы с тем, что изображено на фотографиях учебника (с. 28), и представим, что мы с вами гуляем в тех местах. Опишем с помощью слов наши впечатления от мысленной прогулки. (Учитель выслушивает ответы детей.)

- Посмотрите на фотографию игрушки-крестушки вверху с. 28 учебника

- Что общего у нее с кругом и что она может символизировать.

- Отгадайте загадку:

В саду царском стоит дерево райское:

На одном боку цветы расцветают,

На другом — плоды созревают,

На третьем — листы опадают,

На четвертом — сучья подсыхают.

(Обсуждаются отгадки: год; времена года: весна, лето, осень, зима; «сучья подсыхают» от того, что зимой сильный мороз вымораживает влагу из деревьев).

Работа в рабочей тетради.

- Выполнить задание № 1 на с.20

Работа по учебнику

- Прочитайте текст на с. 28.

Первичное закрепление.

Учитель раскручивает волчок, сделанный в форме годового круга со вставленной в центр спичкой или зубочисткой.

- Перечислите времена года с названия того фрагмента, на который указывает волчок.

Открытие новых знаний.

- Давайте предположим, что у огромного земного шара и сутки огромные. Длиною в год. Тогда на какое время суток была бы похожа весна? (Утро.) Осень? (Вечер.)

- Какие еще времена года и суток мы не назвали?

- Какие две пары мы можем составить из этих отрезков времени? (Лето — полдень; зима — ночь.)

- Как вы думаете, отчего сменяются времена года?

- В старину люди придумывали очень красивые, поэтичные объяснения этому явлению. Вот, например, как сказочно рассказывает о приходе весны загадка: «Прилетела павушка, села на пригорышке;

Распустила перышки для зеленой травушки».

- Вот и вы пофантазируйте — придумайте свое сказочное объяснение смене времен года».

(Учитель выслушивает детей).

Работа по учебнику

- А как ученые объясняют смену времен года?

- Прочитайте текст на с. 29 учебника.

( Учитель подтверждает научное объяснение смены времен года показом модели этого процесса с использованием теллурия)

- Смена времен года связана с движением Земли вокруг Солнца и наклоном земной оси.

Первичное закрепление.

- Рассмотрите схему на с. 29

- Как вы поняли причину существования сезонности в природе?

- Из-за наклона земной оси зимой мы видим, что солнце, поднимаясь невысоко над горизонтом, освещает землю косыми лучами и прогревает ее поверхность плохо. А летом солнце поднимается высоко над горизонтом, на землю падают прямые солнечные лучи и хорошо прогревают ее поверхность. Кроме того, на основе схемы можно обратить внимание детей на то, что в зонах Северного и Южного полюсов в связи с наклоном земной оси лето — это действительно длинный день без ночи, а зима — длинная ночь без дня. Поэтому лето и зиму на полюсах можно так и назвать — Полярный день и Полярная ночь.

Закрепление знаний.

- Выполнить задание № 2 на с. 20 рабочей тетради.

Открытие новых знаний.

- А теперь мы с вами познакомимся с новым понятием — явления природы.

- Что означает слово «явление»? (Когда что-то показывается, появляется, становится видным.)

- Явления природы — это такие события, когда природа предстает перед нами в разных своих видах, в разных образах. Мы не можем наблюдать такие явления природы, как вращение земного шара вокруг своей оси или его движение по орбите вокруг Солнца, но видим другие природные явления как результат этого вращения — смену дня и ночи, смену сезонов. Есть явления природы, которые связаны с разными временами года. Их мы наблюдаем все время в нашей жизни и называем сезонными.

Работа по учебнику.

- Прочить текст на с. 30 учебника.

Первичное закрепление.

- Рассмотрите рисунки и расскажите, какие сезонные явления природы можно наблюдать в разные времена года. Делит класс на подгруппы и каждой дает задание разыграть сценку из жизни, показывая, как разные явления природы определенного сезона влияют на деятельность и поведение людей. Дети играют за кукол-помощников: смотрят сценку за сценкой и угадывают, какое время года изображают другие ученики, надевая на кукол ту или иную сезонную деталь одежды.

IV. Рефлексия.

- Ответьте на вопросы рубрики «Проверим себя» (с. 31 учебника).

Выводы урока

- Закончите предложения:

- Весна, лето, осень, зима -…. (Четыре времени года (четыре сезона))

- Смена времен года происходит из-за … (движения Земли вокруг солнца и наклона земной оси).

- Все изменения происходящие в природе называются …(явления природы)

Домашнее задание: теоретический материал на с. 28—31 учебника, задание № 3 на с. 21 рабочей тетради.

multiurok.ru

Урок окружающего мира во 2 классе. Тема: "Время". УМК: "Перспектива", Иглина Ирина Ивановна

Урок окружающего мира во 2 классе. УМК «Перспектива»Тема: «Время» Раздел: «Вселенная. Время. Календарь»

Методическая разработка урока

Тип урока: изучение нового.

Целевые установки урока:

- сформировать у учащихся представление о времени, которое включает прошлое, настоящее и будущее;

- ввести понятие «единицы измерения времени»;

- познакомить детей с разными типами старинных и современных часов.

Межпредметные связи:

Математика. Тема «Единицы измерения времени»

Русский язык. Тема «Главный помощник в общении – родной язык». Слово и его значение. Переносный смысл слов.

Литературное чтение. Разделы «Любите книгу», «Мир народной сказки».

Планируемые результаты (для ученика):

Предметные:

- различать единицы времени;

- определять время по механическим часам;

- различать неразрывную связь прошлого, настоящего и будущего, опираясь на свой опыт;

- объяснять, как действуют солнечные, водяные, песочные часы.

Личностные:

- освоение личностного смысла учения;

- осознавать образ времени как единства прошлого, настоящего и будущего;

- понимать значимость разных типов старинных и современных часов как явлений истории и культуры разных стран и народов мира;

- выделять и осознавать то, что нравится.

Метапредметные:

Регулятивные: отвечать на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с по-

ставленной целью; выполнять взаимопроверку в паре.

Познавательные:уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде, анализировать, сравнивать различные объекты, обобщать, классифицировать.

Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания; учитывать разные мнения в рамках учебного диалога; высказывать предположения; проявлять активность в решении познавательных целей; сотрудничать; дополнять; выполнять различные социальные роли.

Ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, глобус, карточки для индивидуального опроса, карточки с единицами измерения времени, творческие работы «Кем я хочу стать», модели часов, выставка часов, презентация «Такие разные часы», видеозаписи боя курантов и отрывка из мультфильма «Бобик в гостях у Барбоса»

Форма работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Ход урока

I. Проверка готовности к уроку, создание эмоционального настроя.

- Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно.

Нас оно торопит в класс –

Урок окружающего мира у нас.

II. Проверка домашнего задания:

1.Индивидуальные задания на карточке.

Карточка №1.Закончите предложения:

Модель Земли называется …

В верхней части глобуса находится самая северная точка планеты…

www.prodlenka.org

Конспект урока по окружающему миру на тему Весенние месяцы 2 класс Перспектива

Этап урока.Методы и приемыВремя, мин.Деятельность учителяДеятельность учащихсяУУД

1.Орг. моментМотивационный

2--Добрый день! Солнцу и птицам!Добрый день! Улыбчивым лицам!-Что мы будем делать с вами,Чтоб природе стать друзьями?Чтоб природе другом стать,Тайны все её узнать,Все загадки разгадать,Научиться наблюдать,Будем вместе развивать качество- внимательность,А поможет всё узнатьНаша любознательность.Приветствуют учителя

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

2. Постановка учебной задачи

6- Давайте повторим некоторые понятия, которые понадобятся сегодня на уроке.-Что такое природа? ( Всё, что нас окружает и существует независимо от человека)-Какая бывает природа?-Что относится к живой природе? ( Растения, животные, человек)- А что относится к неживой природе? ( Вода, воздух, полезные ископаемые, почва)- По каким признакам мы относим те или иные объекты к живой природе? ( Растут, питаются, размножаются, умирают)-В начале учебного года мы с вами зашли в волшебный год-сад. Сколько времён года в нём? Сколько месяцев?- Послушайте загадку и скажите о каком времени года идёт речь?

Я раскрываю почкиВ зелёные листочки,Деревья одеваю,Посевы поливаю.Движением полнаЗовут меня ( весна)-О каком времени года мы будем вести разговор сегодня на уроке?

Повторяют

Выдвигают предположения

Рассуждают с учителем

Ставят цели урока и формулируют тему

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге

Познавательные: осознанно строят речевое высказывание

Регулятивные: целеполагание

3. Решение частных задач

15- Ребята, а вы как узнаете весну? ( Называют приметы- пригревает солнце, теплеет, тает снег, бегут ручьи, прилетают птицы)-Назовите весенние месяцы. Март. Апрель .Май.- А как называли в народе весенние месяцы? Мы с вами говорили, что в народных названиях точно подмечены и собраны в одном -двух словах особенности изменений в природе, которые происходят в тот или иной месяц. Сейчас мы с вами в этом ещё раз убедимся на примере названий весенних месяцев.- Работа с учебником с. 58-59.- А знаете ли вы, как ещё называют весенние месяцы?Март- это весна света. Небо с каждым днём голубее. Солнце пригревает ласковее и горячее. День становится длиннее.Апрель- это весна воды. Тает снег. Бегут весёлые звонкие ручейки.Май- весна зелёной травы и цветов. Земля покрывается душистыми цветами.-Ребята, все ли весенние дни солнечные и тёплые? ( Нет. Выпадают осадки.)-Какие осадки выпадают весной? ( В марте- снег, в апреле- снег и дождь, в мае- дождь.)- Бывают ли весной грозы? Когда? ( В мае)-Ребята, давайте послушаем, как поёт весна. ( Звуки природы.)Всему на свете свой черёд-И следом за метельюНам позывные подаётВесна своей капелью.Хорошо, молодцы!

Р·ассуждают вместе с учителем

Выдвигают предположения

Работают с учебником

Рассуждают вместе с учителем

Слушают аудиозапись звуков природы

Познавательные: анализ

Коммуникативные: учитывают мнение одноклас

profhelp.net

План-конспект урока по окружающему миру во 2 классе по учебнику А.А.Плешакова и М.Ю.Новицкой УМК «Перспектива» по теме «Как разные животные готовятся к зиме»

3

План-конспект урока по окружающему миру во 2 классе

по учебнику А.А.Плешакова и М.Ю.Новицкой УМК «Перспектива»

по теме «Как разные животные готовятся к зиме»

Подготовила и провела учитель начальных классов Ярыгина Ирина Игоревна

Место работы: муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 поселка имени Карла Либкнехта» Курчатовского района Курской области

Цели : 1. Формирование новых знаний и ценностного отношения к ним: знать, как животные готовятся к зиме в зависимости от того, впадают они в спячку или нет; устанавливать связь между сезонными изменениями в природе и жизнью животных; выявлять приспособительное значение спячки, линьки, запасания корма и других явлений в жизни животных; формулировать соответствующие правила экологической этики.

2.Развивать умение логически верно выражать свои мысли, делать сообщения в классе, то есть выступать перед аудиторией, подбирать нужный материал по теме, обогащать словарный запас учащихся, развивать воображение.

3. Учить детей сотрудничать, воспитывать чувство взаимопомощи, формировать познавательный интерес, воспитывать чувство сопереживания; воспитывать любовь к природе родного края, животным, обитающим в лесах и живущим рядом с нами.

4. Создать условия для формирования УУД:

1)личностных: мотивация учения, осознавать важность проявления любви к родной природе, к животным, проявлять заботу о них в зимний период;

2)познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, ответы на вопросы, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей , выбор основания для сравнения, классификация объектов, установление причинно-следственных связей;

3) коммуникативных: инициативное сотрудничество при работе в парах, оценка действий партнера, отстаивание своей точки зрения, соблюдая правила речевого этикета;

4)регулятивных: определение темы урока, планирование, контроль, коррекция, оценка, способность к мобилизации сил и энергии, использование справочной и дополнительной литературы, ИКТ для получения дополнительной информации.

Тип урока: изучение нового материала

Формы работы учащихся: коллективная, парная, индивидуальная

Оборудование: проектор, экран, проверочные тесты с критериями для самооценки.

Ход урока

1.Оргмомент

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного,Миру знаний нет предела,

Так скорей, друзья, за дело!

2.Актуализация знаний.

-Друзья мои, на прошлом уроке мы раскрывали птичьи секреты. Давайте проверим себя, хорошо ли мы усвоили эту тему? Ответьте на мои вопросы.

-Какие птицы называются перелётными?

-Какие птицы называются зимующими?

-Как перелётные птицы узнают о том, что им пора отправляться в путь? ( Птицы ориентируются не по погоде, которая может измениться за один день, а по длине светового дня- это биологические часы)

-Какие зимующие птицы осенью запасают корм? ( Сойка, поползень прячут в укромные места жёлуди, орехи, разные семена. Зимой находят эти запасы и съедают.)

3.Самоопределение к деятельности. (Учитель задаёт проблемный вопрос, учащиеся формулируют тему урока)

-От неблагоприятных природных условий перелётные птицы улетают в тёплые края, а что делать нелетающим животным с наступлением холодов? ( Приспосабливаться к зиме, т.е. готовиться)

-Предположите, о чём сегодня на уроке пойдёт речь, какова тема нашего урока?

Как разные животные готовятся к зиме. ( слайд -тема)

4.Открытие новых знаний

1)работа по учебнику

-Ребята, отгадайте загадки:

Скачет зверушка,Не рот, а ловушка.Попадут в ловушкуИ комар, и мушка.(лягушка)

Кто длиннее, чем чулок?У кого ни рук, ни ног?Кожа, словно чешуя.По земле ползет ...(змея)

слайд -отгадки

По пригорочку бежит,Хвостиком - рулём рулит.Схватишь хвостик, только - ах!-Убежала!...Хвост в руках. (ящерица)

В мультике зовётся Клава, У неё дурная слава, Почему-то все боятся, Убегают,сторонятся. Лунтик с нею подружился, Добротою поделился, Клаву приняли друзья, Кто она? Забыла я (жаба )

-О том, как готовятся к зиме эти животные, вы прочитаете в учебнике

на стр.98 ( 1 абзац) слайд-значкиИспользуем активное чтение с помощью значков карандашом на полях

+ я это знал, - я этого не знал, ! это меня удивило, ? хотел бы узнать подробнее (Метод инсерт)

Дети читают

-Кто поставил значок

+ я это знал, - я этого не знал, ! это меня удивило, ? хотел бы узнать подробнее

-Где можно узнать подробнее? Можете узнать и поделиться с нами вашими открытиями, подготовив к следующему уроку доклад.

2)работа в печатной тетради

-Сейчас мы проверим вашу внимательность и умение размышлять.

Задание «Узнай животное по описанию» .Откройте свои тетради на странице 58. Прочитайте описания 4 животных, подпишите карандашом названия на голубой линии.

Проверка.

Прочитает описание 1 животного……….Кто это? А у вас? Просигнальте! Докажи.

Прочитает описание 2 животного……….Кто это? А у вас? Просигнальте! Докажи.

Прочитает описание 3 животного……….Кто это? А у вас? Просигнальте! Докажи.

Прочитает описание 4 животного……….Кто это? А у вас? Просигнальте! Докажи.

Физминутка

3) сообщения учащихся (варианты ).

–А сейчас мы узнаем, как готовятся к зиме звери.

-Кто нам напомнит, кто такие «звери»? (животные, тело которых покрыто шерстью)

-о волке Слайд-картинка

Волк хоть и не меняет свою шубу, но утепляет её. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днём, а ночью охотятся. Они свирепые и опасные. На самом деле на людей волки нападают очень редко. Как и все хищники, они охотятся, чтобы прокормиться. Волки стараются держаться подальше от людей.

-о белке Слайд-картинка

Белка осенью линяет. Рыжая шерсть выпадает, и на её месте вырастает новая. Шерсть эта тёплая и серая, чтобы её было трудно заметить на деревьях, так белка спасается от хищников. А тёплая шерсть белке нужна, чтобы не бояться морозов зимой. Белка очень старательно запасает на зиму корм — жёлуди, орехи, грибы, которые прячет в дуплах, под опавшей листвой, или развешивает на сучках деревьев. Иногда в беличьих запасах бывает до трёх и больше килограммов орехов. В зимнюю спячку белки не залегают, хотя в очень лютые морозы и вьюгу несколько дней спят. К зиме белка утепляет своё гнездо, которое ей служит надёжной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо своё белка строит в развилках веток или в дуплах деревьев.

-о зайце Слайд-картинка

Заяц тоже осенью готовится к зиме. Заяц осенью линяет. Шёрстка белая и тёплая. Зимой ему не холодно и не видно на белом снегу, чтобы его не заметили лиса и волк. В отличие от других зверей, зайцы не имеют постоянного жилья, не роют нор. Питаются они чаще на зелёных посевах клевера и других многолетних трав, где находят достаточно кормов до глубокой зимы. Запасов пищи на зиму зайцы не заготовляют. Они питаются мелкими корешками, которые добывают из-под снега, сгрызают молодые поросли деревьев, кору.

-о медведе Слайд-картинка

Медведь готовится к зиме. Он линяет. Медведь осенью наедается хорошенько , становится толстый. На всю зиму медведь впадает в спячку. Поэтому припасов на зиму он не делает, заботится только о тёплом домике.

Берлогу — яму, выкопанную где-нибудь под корнями дерева, выстилает травой, сухим папоротником ещё до первого снега. Ложится медведь головой к лазу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищи не употребляет, а живёт за счёт накопленного жира.

Говорят, что зимой в берлоге медведи сосут лапу. На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Вот и кажется, что он сосёт лапу. Если медведя разбудить, то он выходит из берлоги голодным и в это время бывает очень опасен. Его называют медведь-шатун.

-о еже Слайд-картинка

Осенью ежик готовит себе дом для зимовки. Дом ежика называется «нора». Ежик  нанизывает себе на  спину листики, а потом в норе их стряхивает. И ночью, и днем трудится ежик, делая себе уютный домик – носит в него мох и листья. Из мха и листьев ежик сделает себе мягкую теплую зимнюю постельку! Потом заберется он в свою нору, зароется в листья и теплый мох и заснет сладким сном на всю зиму! А проснется уже весной! Но перед тем, как залечь в зимнюю спячку, ёжик должен хорошенько подкрепиться, стать упитанным толстячком. Тощий, худой ёжик до весны не доживёт. Вот и бегает осенью ёж, старается побольше наесться. Кормится ёж ночью. Ест червей, жуков, лягушек, ящериц, улиток, мышей, яйца птиц. Если повстречается ёж со змеёй, то непременно её одолеет. Ещё любит ёжик лесные яблоки, ягоды, грибы.

5.Закрепление материала

1) «Разговоры животных» Николай Сладков – писатель-натуралист

-А сейчас я предлагаю вам отправиться в зимний лес. Помним о том, как надо себя вести.

Слайд-зимний пейзаж

- Пришла зима. Завалила лес огромными сугробами. Всяк от зимы по-своему прячется, по-своему страдает. Тихо вокруг, только снег шуршит, да слышны лесные шорохи. Прислушаемся к ним. Что это? Звери и птицы друг с другом переговариваются.

- Послушаем их разговоры

Слайд- Заяц и Снегирь

(Чтение по ролям диалога Зайца и Снегиря)

– Почему Зайцу горькая осинка кажется сладкой?

- Где ночует он зимой?

- Как готовится к ней?

Слайд - Волк и Сорока

( Чтение по ролям диалога Зайца и Снегиря)

- Почему говорят «волка ноги кормят»?

- Что страшнее холода зимой?

-Разговоры на «лесной поляне» подслушивал вместе с нами Николай Сладков – писатель-натуралист. Слайд- фото

-Откуда еще можно узнать о жизни и повадках животных?

2)тест по таблице «Как животные готовятся к зиме?». (Работа в парах)

-А сейчас я предлагаю вам проверить себя.У вас на столах лежит таблица «Как животные готовятся к зиме?». Вы должны отметить галочкой только правильные ответы в столбике под названием животного. Таблица одна на двоих. Работаем в парах. Вместе выбираем правильный ответ. При несогласии доказываем друг другу свою точку зрения. Можно пользоваться учебником.

Как животные готовятся к зиме? слайд-вопрос

Заяц

Белка

Медведь

Ёж

Волк

Самопроверка по эталону-презентации. 1 столбик- как готовится к зиме заяц?....

Слайды-эталоны для самопроверки (5 шт.)

-Проверьте, у кого есть ошибки, исправьте

Слайд-смайлик

-Оцените свою работу: 0-1 ошиб.

2-7 ошиб.

более 8 ошиб.

-Встаньте те, кто себе нарисовал смайлик с улыбкой, с чёрточкой, у кого грустный смайлик.

Рубрика «Узнаем подробнее» (дополнительный материал)

-А знаете ли вы зверьков, которые всю зиму спят вниз головой?

-Какие зверьки, как птицы, осенью улетают в тёплые края?

Откройте учебники на стр.100. Рубрика «Узнаем подробнее» (Чтение вслух по абзацам)

Слайд-картинки

6.Итог урока. Рефлексия

-Над какой темой мы работали на уроке?

А теперь каждый из вас про себя продолжит предложения:

Слайд-рефлексия

Продолжи предложение:

  • Мне больше всего удалось ...

  • Я могу себя похвалить за…

  • Я могу похвалить одноклассников за...

  • Меня удивило…

  • Для меня было открытием то, что ...

  • На мой взгляд, не удалось…,

потому что…

-Спасибо за урок. Кому захотелось подготовить доклад по теме урока?

Слайд -спасибо

multiurok.ru

Урок окружающего мира по программе "Перспектива". Тема: "Время". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Тип урока: Открытие новых знаний.

Дидактическая цель урока:

Формирование у учащихся способности к рефлексии и реализации коррекционной нормы(фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения)

Методические задачи урока:

Обучающие:

  • Учить детей делать выводы.
  • Учить оценивать знания и сравнивать с эталоном.
  • Обогащать словарный запас.

Развивающие:

  • Развивать универсальное учебное действие учащихся.
  • Развивать монологическую речь учащихся.
  • Развивать умение работать в парах, группах, самостоятельно, делать выводы.
  • Развивать умение контролировать деятельность, работая в парах и группах.
  • Развивать произвольное вынимание, память, воображение.
  • Развивать интерес к изучению окружающего мира.

Воспитывающие:

  • Воспитывать патриотизм.
  • Воспитывать дружелюбие и взаимовыручку.
  • Воспитывать желание прийти на помощь однокласснику.

Основные дидактические методы:

  • Проблемный.
  • Частично-поисковый.
  • Практический.

Форма организации познавательной деятельности:

  • Коллективная.
  • Индивидуальная.
  • Работа в парах.
  • Работа в группах.

Место данного урока в системе уроков по теме:

Четвертый урок в разделе “Вселенная, время, календарь”.

Оборудование и используемые учебные пособия:

  • Учебник А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая “Окружающий мир. 2 класс”, Москва, “Просвещение”, 2012.
  • Рабочая тетрадь А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая “Окружающий мир. 2 класс”, Москва, “Просвещение”, 2012.
  • Евгений Шварц “Сказка о потерянном времени”.
  • Сергей Аксаков “Аленький цветочек”.
  • Николай Носов “Бобик в гостях у барбоса”.
  • Таблица самооценки деятельности на уроке.

Технические средства:

  • Магнитофон для организации эмоциональных пауз и физкультминуток.

Комментарии:

Универсальные учебные действия:

Личностные:

  • Проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению окружающего мира.
  • Иметь представления о моральных нормах поведения.

Регулятивные:

  • Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения.
  • Понимать выделенные учителем ориентиры в учебном материале.
  • Выполнять учебные действия в устной и письменной речи.

Познавательные:

  • Кодировать информацию в знаково-символической форме в простейших случаях.
  • Осуществлять анализ объекта(с выделение двух – трех существенных признаков).

Коммуникативные:

  • Воспринимать мнения других людей о явлениях окружающего мира.
  • Понимать задаваемые вопросы.

Сценарий урока:

1. Самоопределение к деятельности.

Урок с улыбки начинаем Успех всех ждет, Мы точно знаем.

2. Актуализация и пробное учебные действие.

В начале урока группа учеников – исследователей проверит и сосчитает, сколько часов в школьном здании и где находятся самые главные часы в школе.

В начале урока учитель показывает детям фотографии, выполненные 1 сентября в 1 классе, и сообщает: Ребята, прошло какое то время, как были сделаны эти фотографии. Когда это было?(В прошлом году.)

Учитель: Что такое прошлое? (Прошлое – это то, что уже прошло.)

Учитель: А как мы назовем то, что происходит с нами сейчас?(Настоящее – это то, что происходит с нами сейчас.)

Учитель: А как вы думаете, что такое будущее?(Будущее – это то, что будет.)

Учитель: Когда вы перейдете в 3 класс: в будущем или прошлом? (Мы перейдем в 3 класс в будущем.)

Учитель: А можно ли на вернуться на год назад в 1 класс?(Нет, нельзя.)

Учитель: Отгадайте загадку: они всегда бежит вперед и никогда не устает? (Время.)

Учитель: А можно ли остановить время?(Время остановить нельзя. Но с помощью фотографий и рисунков можно сохранить память о том или ионом событии.)

Учитель: Разглядывая фотографии, картины, мы как через волшебное стекло заглядываем в прошлое.

Учебник стр. 16–17.

3. Локализация индивидуальных затруднений.

Учитель: Рассмотрите фотографии и рисунки, о чем они могут рассказать?(Дети указывают на каком рисунке изображено прошлое, на каком – настоящее, а на каком – будущее.)

Учитель: Какие предметы времени это подсказали?(Одежда и внешний вид людей, транспорт.)

Учитель: А где живет наше будущее?(Наше будущее живет в мечтах, воображении и надеждах. А еще – в настоящем, от него зависит каким будет наше будущее.)

Учитель: А можно ли потрогать время рукой, рассмотреть его?(Потрогать время рукой и рассмотреть его нельзя.)

Учитель: Как люди научились измерять невидимое и неслышимое время? (С помощью часов.)

Учитель: Мы отправляемся в музей времени. В первом зале экскурсоводы расскажут нам о часах прошлого.

Первый “экскурсовод” рассказывает о солнечных часах.(Часы не всегда имели такой привычный для нас вид, как в настоящее время. Солнце подсказало человеку, что можно сделать солнечные часы. На циферблат с цифрами от 1 до 12 падала тень от колышка или дощечки.

Чтобы проверить действие солнечных часов “хранители времени” проводят опыт с фонариком и предметом, отбрасывающим тень: от положения фонарика меняется положение тени.)

Второй “экскурсовод” рассказывает о водяных часах.(Это сосуд, из которого через отверстие постоянно вытекает вода. Потом нужно снова наполнять сосуд. Количество воды было строго отмеряно. Это и позволяло определить время.)

Третий “экскурсовод” рассказывает о песочных часах.

(Песочные часы делали в виде 2х воронкообразных сосудов, поставленных один на другой. Верхний сосуд заполнялся песком до определенного уровня. Продолжительность высыпания песка и служила мерой времени.)

4. Групповая работа.

Учитель: вы будете работать в группах. Вам необходимо указать какие недостатки имели солнечные, водяные и песочные часы.

(I-я группа: Солнечные часы в пасмурный день и ночью часы не работали. II-я группа: Часто нужно наливать воду. III-я группа: Нужно постоянно переворачивать часы.)

Учитель: Сейчас без часов нам не обойтись. Они имеют разную форму и размер, есть маленькие часы и часы великаны.

Учитель: Какие главные часы у нас в стране? (Самые главные часы – кранты у нас в стране.)

Учитель: А где они находятся? (Они находятся на Спасской башне Московского Кремля.)

5. Построение проекта выхода из затруднения.

Группа учеников исследователей выявила, в школе есть часы, их всего 17:

  • В классных кабинетах;
  • В школьной библиотеке;
  • В вестибюле школы.

Учитель: Какие самые часы в школе?(Самые главные часы в вестибюле, по ним дают звонки.)

Физкультминутка.

Тик – так, тик – так тикают минуты Тик – так, так – так все часы идут вот так.

(Дети поднимают и опускают плечи, качают согнутыми в локтях и поднятыми руками, шагают на месте.)

6. Реализация построения проекта.

Практическая работа.

Дети получают модели часов и изучают их устройство.

(Корпус, циферблат, стрелки.)

На моделях часов дети устанавливают различное время и определяют его.

Учитель: Какая стрелка самая медленная на часах? (Самая медленная стрелка на часах часовая.)

Учитель: Какая стрелка самая быстрая?(Это секундная стрелка.)

Учитель: Как вы думаете, минута это много или мало? Что можно сделать за минуту?

(Дети высказывают свое мнение)

Учитель: За одну минуту на заводе холодильников их выходит более 100 новеньких. На кондитерской фабрике за минуту выпускают 78 кг конфет. Каждую минуту с конвейера автомобильного завода сходит 1 автомобиль. Вот почему люди экономят каждую минуту.

7. Включение в систему знаний и повторение.

Учитель: С помощью чего можно определить время?(С помощью часов и календаря.)

Групповая работа стр. 12 рабочей тетради:

I-я группа – прономеруйте единицы измерения времени в порядке их увеличения. II-я группа – расположите карточки в порядке уменьшения. III-я группа – распределите единицы измерения времени в 2 групп: первая – можно определить по часам, вторая – по календарю.

Представитель каждой группы распределяет карточки на доске.

8. Рефлексия учебной деятельности.

Что такое часы? Для чего нужны часы? Какие ты знаешь единицы измерения времени? В каких литературных произведениях упоминается от часах.

Учитель: Сегодня часы наши верные спутники. Поэтому учитесь ценить и экономить свое и чужое время.

9. Домашнее задание.

Учебник стр. 16–19. Рабочая тетрадь № 3 стр. 13. Найти пословицы и поговорки о времени (по желанию).

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

"Мы-жители вселенной" (2 класс УМК "Перспектива").

7.09.2016 г

Урок 2. МЫ – ЖИТЕЛИ ВСЕЛЕННОЙ

Цель: познакомить со строением Вселенной.

Планируемые результаты: научатся видеть взаимосвязь Земли и Вселенной, определять по схеме в учебнике число планет, их названия и порядок расположения в Солнечной системе,перечислять небесные тела в порядке увеличения их размеров, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний и самоопределение к деятельности.

- Отгадайте загадку:

Океан большой,

Океан бескрайний,

Безвоздушный, темный

И необычайный!

В нем живут вселенные,

Звезды и кометы.

Есть и обитаемые,

Может быть, планеты. (Космос)

- Скажите, догадались ли вы, чему будет посвящен наш урок?

(Сегодня на уроке мы будем говорить о нашей Вселенной.)

- Что вам известно о Земле и Луне?

- Что вы знаете о Солнце и звездах?

III. Работа по теме урока.

Беседа.

1) Человек с глубокой древности интересовался тайнами неба, особенно ночного. Древние греки скопища звезд на ночном небе назвали космосом, или Вселенной, то есть огромный мир вне Земли.

(На доске вывешивается карточка со словом ВСЕЛЕННАЯ.)

Вселенная – это весь окружающий нас бесконечный мир. В той части Вселенной, которую мы можем наблюдать, в основной преобладают самые легкие из веществ – газы гелий и водород. Из этих газов состоят в основном звезды – огромные раскаленные небесные тела. Это самосветящиеся газовые шары. В центре их температура достигает миллионов градусов, а на поверхности – тысяч градусов. Древние греки и древние римляне верили, что звезды – это глаза богов и героев, которые живут на небе. А то, что звезд было много, отражало страх человека перед природой и ее проявлениями: наводнениями, засухой, штормами и другими.

Самая ближайшая к нам звезда – Солнце.

(На доске появляется карточка – Солнце.)

Вокруг Солнца вращаются планеты. Каждая по своему пути – орбите.

- А чем звезды отличаются от планет?

- Прочитаем об этом в учебнике на с. 9.

Планеты – холодные небесные тела, которые не излучают собственного света. У некоторых планет есть спутники, вращающиеся вокруг них. Спутник Земли – Луна.

2) Солнце вместе с планетами, вращающимися вокруг него, образуют Солнечную систему. В состав Солнечной системы входит 8 планет – Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и тысячи малых тел – астероиды и кометы.

Планеты расположены гораздо ближе к Земле, чем звезды. До звезд нужно лететь столетиями, а до планет от нескольких месяцев до нескольких лет.

  1. Физкультминутка.

В космосе мы тут летали –

Очень сильно все устали.

В иллюминатор посмотрели –

Две кометы разглядели.

Астероид увидали –

На носочки дружно встали.

Долетели до Земли

И присели – раз, два, три.

  1. Продолжение работы по теме урока.

Работа по учебнику.

С. 10.

- Рассмотрите иллюстрацию на с.10 учебника.

- Посчитайте, сколько планет движутся вокруг Солнца?

- Как они называются?

- В каком порядке расположены?

- Какая по счету Земля?

- Какая планета самая маленькая? Самая большая?

(На доске учитель вывешивает фотографии планет из космоса или рисунки с подписями.)

- Все планеты, кроме Земли, названы именами древнеримских богов.

МЕРКУРИЙ – в честь бога торговли. Эту планету очень трудно рассмотреть: она находится так близко к Солнцу, что увидеть ее можно только в свете вечерней зари.

ВЕНЕРА – названа в честь богини любви. Планета Венера тоже находится близко к Солнцу, поэтому увидеть ее можно либо ранним вечером, после захода Солнца, либо ранним утром, перед восходом Солнца. Иногда ее называют Авророй, что означает «утренняя звезда».

ЗЕМЛЯ – третья планета. Древние греки ее называли Гея. Земля по сравнению с другими планетами наиболее удачно расположена по отношению к Солнцу. Она имеет атмосферу и температуру, благоприятную для существования жизни.

МАРС – планета названа по имени кровожадного древнеримского бога войны. Марс имеет красноватый цвет, что отличает его от других планет.

ЮПИТЕР – верховное божество у древних римлян.

- Как вы думаете, почему именно эту планету назвали Юпитером? (Она самая большая.)

- Назовите имя шестой планеты.

САТУРН – так звали древнего бога времени.

- Чем интересен и необычен Сатурн? (Имеет кольца.)

УРАН – бог неба. Согласно мифу, он был свергнут своим сыном Сатурном.

НЕПТУН – бог морей. Открытие Нептуна было необычным. Вначале он вычислен математически французским астрономом Леверье, а затем уже замечен в телескоп немецким ученым Галле.

Раньше называли еще и девятую планету – ПЛУТОН, но с 2006 года Плутон ученые не считают планетой.

- Чтобы проще запомнить расположение планет Солнечной системы можно воспользоваться космической считалочкой:

На Луне жил звездочёт,  Он планетам вёл подсчёт:  Меркурий - раз,  Венера - два-с,  Три - Земля,  Четыре - Марс,  Пять - Юпитер, Шесть - Сатурн, Семь - Уран,  Восьмой - Нептун,  Раньше был еще - ПлутонА теперь он вышел вон!

  1. Закрепление изученного материала.

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Задание 2 на с. 6

Ответ: Вселенная – это весь необъятный мир, частью которого является наша Земля.

Задание 3 на с. 7

(После выполнения проводится взаимопроверка.)

Ответ: звезды, планеты, спутники.

  1. Рефлексия.

- А сейчас поиграем. Нужно построиться по порядку расположения планет. (Дети получают таблички с названиями планет Солнечной системы.)

- Отгадайте загадки. О какой планете идет речь в каждой из загадок?

Над планетой красной кружат

Каменюки Страх и Ужас.

Нет горы нигде на свете

Выше, чем на той планете. (Марс.)

Пышный газовый гигант,

Брат Юпитера и франт,

Любит он, чтоб рядом были

Кольца изо льда и пыли. (Сатурн.)

Крохотулечка планета

Первой солнышком согрета

И проворна – год на ней

Всего лишь 88 дней. (Меркурий.)

На планете синей-синей

Дует ветер очень сильный.

Год на ней велик весьма –

Длится 40 лет зима. (Нептун.)

Только Солнце и Луна

В небе ярче, чем она.

Да и горячей планет

В солнечной системе нет. (Венера.)

Великан-тяжеловес

Мечет молнии с небес.

Полосат он, словно кошка.

Жаль, худеет понемножку. (Юпитер.)

На планете чудеса –

Океаны и леса.

Кислород есть в атмосфере,

Дышат люди им и звери. (Земля.)

Он уже который век

Среди братьев-римлян – грек

И сквозь космоса тоску

Мчится, лежа на боку. (Уран.)

  1. Подведение итогов урока.

- Что такое планета?

- Чем планета отличается от звезды?

- Назовите ближайшую к нам звезду.

  1. Домашнее задание

  1. Прочитать в учебнике текст на с. 8-11. Ответить на вопросы.

  2. Выполнить задание в рабочей тетради. (Выбрать любое из оставшихся.)

multiurok.ru