Пионерской сош группы: «Литераторы», «Историки», «Богатыри» Цель исследования. Чему учат былины что воспитывают


Зачем читать детям былины

Зачем читать былины?

 Русские былины для многих детей, особенно мальчиков, становятся первой школой жизненной мудрости

 Силушка богатырская

Многие века русские дети очень внимательно слушали песни и сказания о богатырях и героях, прославивших нашу Родину своими ратными подвигами. Былины (или, как их еще называли, «старины») появилисьв IX—XIII векахи передавались из поколения в поколение певцами-сказителями. Их любили слушать и стар, и млад. В семьях же роль сказочников-сказителей, как правило, выполняло старшее поколение — бабушки и дедушки. А основными их слушателями были малые дети — внучата, которые еще не доросли до того, чтобы помогать родителям в их трудах. Ребятишки, как губки, впитывали историю и национальный колорит своей родной страны через сказки и сказания.

В центре былин всегда были образы богатырей, защитников Отечества, наделенных силой, смелостью и честью. Например, в образе любимого богатыря Ильи Муромца народ создал поэтическую биографию крестьянского сына, который стоит во главе богатырской заставы, преграждающей путь врагам. В сюжеты былин вплетены не только героические мотивы, но и темы труда и быта. Так, первый подвиг, который совершил Илья Муромец после исцеления, — это корчевание пней и расчистка поля для пашни. В былинах о Вольге Святославовиче и Микуле Селяниновиче отразилась народная мечта о легком и радостном труде, обеспечивающем жизнь крестьян на Руси.

На сон грядущий

Былинные сказания имеют особый поэтический язык, а их содержание иррационально. Но эта иррациональность понятна малышам и очень им нужна.

Современные детские авторы при всем желании не могут приблизиться к духовной высоте и образности русской героической былины. Недаром их рассказывали веками и передавали из поколения в поколение.

Былины были нужны народу, и прежде всего детям, для формирования и сохранения своей самобытности в тяжелейших, порой беспросветных условиях борьбы с многочисленными врагами нашей Родины. Их рассказывали на сон грядущий, и они закладывались в подсознание ребенка, запоминались на всю жизнь. Сказания формировали детскую личность на положительных примерах богатырских подвигов, победы добра над злом.

В былинах содержатся ростки той жизненной мудрости, которая обязательно должна быть впитана с детства. И они непременно прорастут независимо от того, что потом будет читать и смотреть малыш. Это как вакцина от пошлости, камертон духовной и нравственной жизни.

Русская былина насквозь пронизана духом и традициями православия. Былины, конечно, — не жития святых, но святость жизни русских защитников Отечества народ описал в образе смерти Ильи Муромца:

«Прилетела невидима сила ангельскаи взимала-тоего с добра коня и заносила в пещеры Киевски, и тут старый преставился, и поныне его мощи нетленны».

Интересно, что богатыри в сказаниях — не обязательно самые сильные и могучие. Защитникам требуются не только сила, но и ловкость, хитрость и смекалка. Самый могучий богатырь в русском фольклоре — Микула Селянинович. Именно его образ — образ мирного пахаря, скромного, ленивого на ратные дела, является идеалом народа. Это означает, что коли нет нужды защищать свою землю от врагов, то наши предки жили бы мирным трудом.

Ребенок еще не может расшифровать для себя смысл былин, воспринять их содержание критически, поэтому его душа открыта идеалам былины как никогда более. Былины закладывают главную мысль: свою землю надо любить, трудиться на ней в поте лица и при необходимости — защищать ее.

Воспитанный сказками и былинами, укрепленный верой, народ становится способным переносить невероятные испытания и возрождаться после поражений.

1. Когда читать детям былины?

Если малыш уже понимает и с удовольствием слушает сказки «Морозко», «Волшебное кольцо», «Садко», то он уже готов воспринять русские былины. Читать их лучше всего перед сном, часто повторяя одно и то же сказание, чтобы смысл и образы его стали для ребенка живыми.

2. Как читать русские былины?

Чтение поэтических былин или целых циклов сказаний может оказаться делом непосильным не только для маленького слушателя, но и для его родителейиз-за непривычностиизложения.

Справедливости ради хочется заметить, что дети порой плохо слушают поэтический вариант былины не потому, что им трудно воспринимать такую форму, а потому, что обычно рассказчик просто плохо ею владеет.

На фестивале православ ной песни «Серебряная псалтирь», ежегодно проходящем в г. Дубне Московской области, дети в зале завороженно слушают пение русских былин под аккомпанемент гуслей, а затем пробуют дома так же петь другие сказки и даже стихи современных поэтов. Более легкий вариант прочтения былин представлен в многочисленных литературных переложениях. Выберите тот, что вам и малышу по душе.

Читать былины лучше медленно, делая отступления, чтобы объяснить ребенку смысл того или иного слова или выражения: «дружина», «пахарь», «соха», «дань», «лихие люди». Но если вы видите, что малыш завороженно слушает, не стремясь вникнуть в смысл непонятных слов, схватывая сказание как бы целиком, не нарушайте очарования и целостности восприятия подробными пояснениями — для них еще будет время.

Замечательно, если мама или папа могут преобразоваться в сказителя и воспользоваться средствами выразительного чтения, что позволит передать напевность, колорит и своеобразие неповторимого слога русской былины.

3. Зачем читать былины?

Былина — замечательное противоядие для наших детей от подражания персонажам современных мультипликационных сериалов.

Детская душа в определенный период своего становления нуждается в образе человека-героя, и лучше заполнить эту нишу образами былинных богатырей, чем суперменов, несущих сомнительные ценности.

Если вы видите, что ребенку трудно сориентироваться в жизни, например он не понимает, как относиться к грубости, агрессии, несправедливости, начните читать ему былины.

Сравнение былины с любым современным псевдогероическим чтивом (детективы, боевики, комиксы) показывает ее бесспорное преимущество по стилевому, лексическому и уж тем более нравственному признаку. Поэтому былина и сказка просто необходимы для становления речи.

Былинные герои интересны не только мальчикам, но и девочкам. Образ благородного, сильного, доброго, трудолюбивого, щедрого душой мужчины закладывается в девичьем сердце. Да и пример женской силы (той, которая в мудрости и терпении) нашел выражение в сказаниях о Василисе Микулишне.

Давайте поиграем!

На игровом подтексте былины малыш усваивает важный репертуар человеческих ролей, переживаний и отношений. Здесь можно вспомнить практически весь арсенал умений вашего ребенка.

На тему сюжетов былины можно делать с малышом разнообразные аппликации, лепить чудо-героев из пластилина, рисовать и даже ставить театрализованные представления.

Захватывающей игрой для ребенка может стать построение плана или карты. На листе ватмана дети рисуют (лепят, клеят…):1. Деревню и дом, где жил богатырь;2. Дорогу;3. Место встречи с другими персонажами и их жилище (дворец князя, замок Змея, лес, где живут разбойники, лагерь вражеских солдат).План можно дорабатывать многократно, вводя новые сюжетные линии. Работа с планом развивает у малыша средства моделирования (конструирование, макетирование), помогает осознавать существенные отношения сказочных персонажей, развивает устную речь, формирует предпосылки собственного словесного творчества (сочинение своих собственных сюжетов). Если ребенка увлечет ваш совместный проект по моделированию русской былины, он может стать замечательным психотерапевтическим средством (сказко- или былинотерапия). Например, увлекшись построением новых сюжетов, малыш может начать вводить в них персонажи телевизионных мультсериалов (каких-нибудь монстров) или главных героев игр с друзьями (пиратов, трансформеров, черепашек ниндзя и других). Но включение этих существ в былинный сюжет позволяет быстро перерабатывать эти образы и избавляться от их навязчивости.

И, конечно, чтобы такая игра захватила и увлекла ребенка, родителям важно суметь самим искренне отдаться игре. Сначала от вас потребуется достаточно активная игровая позиция, которая с возрастанием активности малыша постепенно уступит место детской инициативе, а затем и исчезнет вовсе (когда ребенок может играть сам с собой, одновременно разыгрывая роли нескольких персонажей).

«Посвящая» малыша в былину, вы должны скорее напоминать сказочника-сказителя или усатого няня из одноименного кинофильма, чем дидактичного школьного учителя или Мальвину, занимающуюся с Буратино.

Задача родителя — не учить (прямо), не вести за собой, но идти рядом с ребенком.

Тогда былина, объединяющая в себе познавательное, речевое и нравственное развитие, становится настоящим источником личностного развития малыша. Это целый мир, который приобщит детей только к хорошему.

Пересказы народных былин

Л. Н. Толстой. Былины. Рисунки Н. Кочергина.

Богатыри и витязи русской земли: по былинам, сказаниям и песням. Составила Н. И. Надеждина.

Образцовые сказки русских писателей. Составил и обработал В. П. Авенариус.

Былины. Пересказала для детей Н. П. Колпакова.

Былины. Русские песни-сказания киевского периода. Пересказ А. Н. Нечаева. Художник Г. Юдин.

Б. В. Шергин. Авдотья Рязаночка: Былины. Гравюры В. Фаворского.

Русская старина: былины. В пересказе для детей В. Соколовского.

Б. В. Шергин. Илья Муромец. По мотивам былин. Рисунки П. Павлинова.

Русские богатыри. Былины и героические сказки в пересказе для детей И. В. Карнауховой. Рисунки Н. Кочергина.

Богатырская застава. Пересказала и составила русские былины Е. Григорьева. Художник А. Миннекаев.

Святогор. Пересказала и составила русские былины Е. Григорьева. Художник К. Челушкин.

Василий Буслаев. Пересказала и составила Е. Григорьева. Художник А. Капнинский.

Добрыня Никитич, Алеша Попович. Пересказала и составила Е. Григорьева. Художник А. Чаузов.

Былины: русские эпические песни-сказания. Пересказ, предисловие и словарь А. Нечаева. Художник В. Перцов.

Князь Роман. Пересказала и составила Е. Григорьева. Художник С. Подивилов.

sundekor.ru

Чему учат былины,сказки,пословицы?желательно чтобы было написано много

Песни и былины, сказки и рассказы учат нас добру, милосердию и состраданию. А сколько создано пословиц и поговорок! «Добро помни, а зло забывай» , «Доброе дело два века живет» , «Пока живешь, творишь добро, лишь путь добра - спасение души» , - гласит народная мудрость. Не каждый способен прийти на помощь другим, дать добрый совет, а иногда и просто пожалеть. Не каждый способен почувствовать чужое горе как свое собственное, пожертвовать чем-то для людей, а без этого не бывает ни милосердия, ни сострадания. Вот почему каждому из нас нужно очень много любви, справедливости, чуткости, чтобы было что отдавать другим. Все это мы понимаем и благодаря замечательным произведениям русского фольклора. Сказка воспитывает детскую душу, побуждает к нравственному самостоятельному поступку. У родителей душа и сознание уже созрели должным образом, а у детей они еще должны созреть - к этому подводит их таинство сказки. Сказка - это слово старых молодым, а не сказы зрелых для зрелых, каковыми оказываются былины. Зрелого человека учить нечему. Потому в былинах мало нравственных поучений. Да и князь или хозяин, при котором певец пел былину, мог бы принять поучения на свой счет и наказать певцов. Былина не имеет цели быть учебником в такой степени как сказка.

Доброте, смелости, мужеству, патриотизму, трудолюбию, защите своей родины, милосердию, помощи другим, дать добрый совет, любви, справедливости, честности.

touch.otvet.mail.ru

«Литераторы», «Историки», «Богатыри» Цель исследования

Русский героический эпос

Проект выполнили:

ученики 4-5 классов

Пионерской СОШ

Группы: «Литераторы», «Историки», «Богатыри»

Цель исследования:

Изучить русский героический эпос и показать сходство характера современного человека и персонажей русских былин

Гипотеза:

Предположим, что былины и былинные герои это не вымысел, а сказания, которые дошли до наших дней и стали историей нашего государства, а такие черты характера, как мужество, честность, мудрость, благородство, делают героев русских былин современными.

Работая над темой, мы узнали:

1. Что такое былины и как они рождались.

2. Кто главные герои былин.

2. Какую роль играют былины в жизни человека.

3. В какое время жили богатыри.

4. Какие существуют циклы былин.

5. Чему учат былины.

6. Как питались богатыри.

7. Почему богатыри такие сильные.

Исследовательская работа в группах

Группа «Историки» Что такое былина?

Былина – русские народные эпические песни. Они повествуют о подвигах богатырей, содержащихся с чудовищами или вражеским войском, отправляющихся в загробный мир или еще каким – либо образом проявляющих свою силу, удаль, храбрость.
  • Впервые термин былины был введён в 1839 году Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа».

  • Народное же название этих произведений «старина,

старинушка, старина».

Былины: вымысел или история с элементами фантастики?

Былины: вымысел или история с элементами фантастики?

Большинство известных нам былин создавалось в 9 – 12 веках. Однако, можно заметить в текстах былин отголоски событий и быта гораздо более поздних эпох (16 и даже 19 веков). Почему так происходило?

«Далеко не все события и герои, воспетые в былинах,

оставались в памяти потомков. Ранее возникшие

произведения перерабатывались применительно к новым

событиям и новым людям, иногда прежним героям

приписывались подвиги, совершаемые позднее.

Так в течение столетий складывался особый мир былин, который объединил в себе людей из разных столетий и эпох.

Так, все киевские богатыри становились современниками

одного князя Владимира, хотя им приходилось сражаться

с врагами, досаждавшими Руси с 10 до 16 веков».

Карта былинного мира

Группа «Литераторы" Классификация циклов

Главные герои былин – богатыри, люди исключительные, наделенные чертами, которыми не обладает обычный человек: невиданной силой, безграничной храбростью, особенным умением или талантом. В центре былины – образы богатырей, наделенными моральными качествами, самоотверженно преданных Родине.

Главные герои былин – богатыри, люди исключительные, наделенные чертами, которыми не обладает обычный человек: невиданной силой, безграничной храбростью, особенным умением или талантом. В центре былины – образы богатырей, наделенными моральными качествами, самоотверженно преданных Родине.

Киевский цикл былин

Особенности:
  • Действие происходит в Киеве или около него.

  • В центре повествования стоит князь Владимир.

  • Основная тема: защита Русской земли от кочевников.

  • Герои: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Вольга и Микула Селянинович.

Илья Муромец

В образе любимого богатыря народ создал поэтическую биографию крестьянского сына

с его спокойной уверенностью в себе и чуждой аффектации силой.

Первый подвиг, который соверши л Илья Муромец после исцеления, - это корчевка пней и расчистка для пашни.

Главнейший герой русских былин, только сюжет о его битве с Соловьем-Разбойником имеет более ста вариантов.  До 30 лет Илья сидел сиднем, не владея руками и ногами, затем получил чудесное исцеление и богатырскую силу от калик перехожих (странствующих паломников). Его личность символизирует переход от «старших» богатырей к «младшим»: он был знаком со Святогором и тот, согласно некоторым вариантам, перед смертью передал ему часть своей великой силы (по другим Илья отказался от нее). В былинах Илья Муромец предстает перед нами как «старый казак», обладающий недюжинной силой, могучий и мудрый.

Добрыня Никитич

Наиболее популярный после Ильи Муромца герой русского эпоса. Самый «интеллигентный» из былинных богатырей; в нем воплощены те качества, которые народ в совокупности обозначал словом «вежество»: образованность, прекрасное воспитание, знание норм этикета, умение играть на гуслях, ум (Добрыня великолепно играет в шахматы). Все это делает его особенно пригодным для дипломатических поручений: в былинах он часто представляет интересы князя Владимира в заграничных землях. Кроме перечисленных качеств он, как и все богатыри, храбр и отважен. Уже с детства (с 12 или 15 лет) Добрыня прекрасно владеет оружием.

Алёша Попович

  • Младший из знаменитой троицы былинных богатырей, сын ростовского попа Левонтия (редко – Федора). Известен как молодецкой удалью, находчивостью и богатырской храбростью, так и вспыльчивостью, хвастовством. Алеша весел, насмешлив и остер на язык. Врагов он часто побеждает не силой, а военной хитростью: притворяется глухим и заставляет противника подойти поближе, под каким-нибудь предлогом вынуждает врага обернуться и т.п.

Вольга Святославович (Волх)

  • Имя героя, Волх, указывает на то, что родился великий кудесник, волхв. Он рождением связан с природой, как с природой и борьбой с ней была связана вся жизнь первобытного человека. Предки русских, раньше чем стать земледельцами, зависели от охоты, которая когда-то была основной формой добычи средств существования. Когда Волх рождается, звери, рыбы и птицы в страхе прячутся: родился великий охотник. Волх умеет обращаться в животных: рыб он ловит в образе щуки, птиц — обернувшись соколом, лесных зверей — серым волком. Он чародей и оборотень. Он воюет так же, как охотится: путем волшебного умения, «хитрости-мудрости».

Племянник великого князя Владимира.

Всех удивлял силой – крепостью

богатырской, а пуще того умом –

разумом не по годам молодым

Микула Селянинович

  • Пахарь, обладающий недюжинной силой. Вольга Всеславьевич встретил его, когда в сопровождении дружины ехал за данью в города Гурчевец, Крестьяновец и Ореховец. Орест Миллер видел в Микуле древнее божество земледелия; таким образом, встреча его с Вольгой – это встреча бога-охотника с богом-пахарем. Огромная сила, способность с легкостью поднять тягу земную (что оказалось не под силу могучему Святогору), сближают его с так называемыми «старшими» богатырями – наиболее древними персонажами русского эпоса.

Новгородский цикл былин

Особенности:
  • В этом цикле затронуты социальные темы. Это обусловлено своеобразием жизни Новгорода, который вёл торговлю со многими странами.

  • Герои: Садко, Василий Буслаевич.

Василий Буслаевич

  • Герой новгородского эпоса, отличающийся независимым и задиристым нравом. Василий – силач и буян, взбунтовавшийся против Новгорода и учинивший настоящее сражение на Волховском мосту.

Садко

  • Герой новгородских былин, гусляр, разбогатевший благодаря помощи морского царя. Бился об заклад с другими новгородскими купцами, что сможет скупить все товары в городе (как правило, герой этот спор проигрывает). Затем попал в царство к морскому владыке, где потешал его своей игрой на гуслях. По совету Николы Можайского выбрал себе в жены Чернавушку - воплощение новгородской реки, благодаря чему смог вернуться домой из волшебного подводного мира.

Группа «Богатыри» Чем питались богатыри?

  • Основной пищей богатырей был ржаной хлеб, всевозможные каши, особенно овсяная, рыба, уха. Большое значение придавалось репе. Не случайно о ней складывались русские народные сказки («Репка», «Вершки и корешки»). В праздничные дни любимым угощением были пряники, пироги с грибами, ягодами, капустой. Многочисленные варенья, причем не только из ягод, но и из некоторых овощей: морковь с медом и другие. Также хозяйки искусно готовили мясо в русской печи, употреблялось мясо дичи, добытое мужчинами на охоте. Пить богатыри любили целебные медовые пряные сбитни и квасы, настои из листьев зверобоя, мяты, ромашки, иван-чая, лечебный овсяный и, особенно, льняной кисель.

Существовал ли особый режим питания у богатырей?

  • Особый режим у богатырей существовал во время поста. Существовали однодневные и многодневные посты. Однодневные посты установлены в среды и пятницы всего года, за исключением нескольких недель. Многодневных постов - четыре: Великий, Петров, Успенский и Рождественский. Во время поста запрещалось употреблять в пищу продукты, в составе которых входило мясо, молоко и молочные ингредиенты, продукты содержащие яйца, рыбу, растительные масла и алкоголь.

Какие "виды спорта" предпочитали богатыри

  • Основные виды спорта у богатырей: Кулачный бой, стрельба из лука, борьба, поднятие тяжестей, лапта, городки.

Кулачный бой - «потеха» мужественного русского народа, имел несколько разновидностей:

* Стенка на стенку.

* одиночные бои

* массовые бои.
  • Существовали они в России, начиная с глубокой древности до начала XX века. Помимо развлечения, кулачный бой был своеобразной школой войны, развивающей у народа навыки, необходимые для защиты Родины.

  • Кулачные бои обычно проводились по праздникам, а разгул боёв начинался во время Масленичной недели. По количеству участников они делились на: «улица на улицу», «деревня на деревню», «слобода на слободу». Летом бой проходил на площадях, зимой — на замёрзших реках и озёрах.

Стрельба из лука — искусство или практическое умение по стрельбе в цель (либо на дальность) с использованием лука и стрел. Искусство стрельбы из лука возникло в эпоху позднего палеолита либо раннего мезолита. В древних русских летописях есть упоминание о народной игре - лапте.

  • Стрельба из лука — искусство или практическое умение по стрельбе в цель (либо на дальность) с использованием лука и стрел. Искусство стрельбы из лука возникло в эпоху позднего палеолита либо раннего мезолита. В древних русских летописях есть упоминание о народной игре - лапте.

  • Кроме того, мы считаем, что богатыри любили играть в лапту и городки. Да и среди предметов, найденных при раскопках древнего Новгорода, обнаружено немало мячей и сама лапта (палка-бита), давшая название игре. Значит, более тысячи лет живет эта игра в народе.

  • Городки - старинная славянская игра. Её история насчитывает несколько веков. Упоминание о городках можно найти и в сказках, и в старинных легендах, и в документах, относящихся к истории Древней Руси. Эта игра вошла в нашу историю, как часть национальной культуры.

Физические упражнения – одно из средств физического развития и воспитания

  • Утренняя гимнастика – система физических упражнений для развития организма и укрепления здоровья, выполняемая с утра.

  • Утренняя гимнастика до уроков оказывает благоприятное воздействие на организм. Она способствует регулированию процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Влияние такой гимнастики на центральную нервную систему очень важно, так как мы часто приходим в школу или чрезмерно возбуждёнными, или заторможенными. Поэтому необходимо проводить гимнастику до начала занятий.

Во имя кого или чего совершают подвиги богатыри?

Каких богатырей вы знаете?

Какими качествами богатырей обладают мальчики вашего класса?

Почетно ли в наше время быть богатырем?

Можно ли назвать богатырями тех, кто защищал нашу родину в Великую Отечественную войну?

Динамические наблюдения участников проекта

Итоги нашей работы

Подводя итог нашей работы можно с уверенностью сказать, что действительно былины и былинные герои это не вымысел, а сказания, которые дошли до наших дней и стали историей нашего государства, а такие черты характера, как мужество, честность, мудрость, благородство, делают героев русских былин современными.

Былины учат нас:
  • Гордится за свой народ и его героев

  • Быть верным Родине

  • Быть честным, справедливым, добрым и любить родину

  • Быть умным, сильным ,храбрым и отважным

  • Чтобы быть сильным и здоровым нужно правильно питаться и заниматься спортом.

«Нужно прожить жизнь так, чтобы принести как можно больше полезного, нужного, доброго для окружающих тебя людей, для своей Родины, а если потребуется встать на защиту своей родины»

rpp.nashaucheba.ru

Былины о русских богатырях как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Лузун Мария Владимировна, воспитатель МБДОУ «Д/с «Умка», г. Абакан

Былины о русских богатырях как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста

«Русский народ создал огромную   изустную

литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки,

веселые песни, торжественные былины –

говорившиеся нараспев, под звон струн –

 о славных подвигах    богатырей, защитников земли...» 

  Л.Н. Толстой

Становление человека как гражданина, на мой взгляд, должно начинаться с его малой родины. Любовь к большому надо прививать с малого. Чувство родины начинается с восхищением тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, они играют огромную роль в становлении личности юного патриота. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, которая включает в себя воспитание любви к ближним и родному дому, к детскому саду и родному городу, к своей стране. Эту работу невозможно полноценно реализовать, не привлекая в неё устное народное творчество. Поэтому при организации и проведении фольклорных праздников важно целенаправленно акцентировать внимание дошкольников на культурных особенностях и фольклорных традициях русского народа, стремиться к тому, чтобы дети понимали и осознавали эти особенности.

Фольклор - сокровищница русского народа, естественный спутник всей жизни ребенка, он выразителен и доступен детям дошкольного возраста, вызывает активную работу мысли, способствует расширению кругозора, помогает понять красоту звучащей речи». Тем не менее, именно фольклор отражает индивидуальные особенности народа, его отличия от других. Особенно ярко патриотизм действующих лиц фольклорных произведений представлен в жанре былин. В центре сюжета обычно героический подвиг богатыря, основного героя произведений этого жанра, битва (а чаще поединок) с врагами русской земли. Богатырь побеждает несметные полчища врагов или вражеского богатыря-великана. Его победа имеет решающее значение для судьбы народа и государства. В образе богатыря воплощается мощь русского народа (богатырь всегда побеждает противника), народное представление об идеальном герое. Богатырь - это всегда воин-патриот.

Былины содержат обширный материал о жизни русского народа его занятиями, обучение детей разным ремеслам. Созданы монументальные образы самоотверженных героев, храбрых воинов, доблести и беспримерной силы воли. Эталоном мужества, справедливости, патриотизма силы - эти образы богатырей: 

Илья Муромец - один из главных героев древнерусского былинного эпоса, богатырь, воплощающий общий народный идеал героя-воина.    Подвигам Ильи Муромца посвящено более полутора десятков оригинальных былин. Среди тех, кого одолел Илья, — Идолище Поганое, некий змей, Калин-царь и многие другие.

В отличие от Ильи Муромца, Добрыня Никитич — приближённый к киевскому князю человек, выполняющий его поручения. Добрыня имеет склонность к дипломатии и берётся за те задания, от которых по каким-то причинам отказываются его друзья. Самый знаменитый противник Добрыни — Змей, более известный как Змей-Горыныч, из плена которого богатырь освобождает племянницу князя Забаву Путятишну.

Алёша Попович — самый сомнительный персонаж из «классической тройки» богатырей. Сын ростовского попа, Алёша хвастлив, кичлив, лукав, порой позволяет себе недопустимые шутки, за что порицается своими товарищами.

Микула Селянинович, как и Святогор, не состоит на какой-либо службе у князя и не является воином. Но, в отличие от Святогора, Микула Селянинович занят общественно-полезным делом — он богатырь-пахарь.

Былины воспроизводят идеалы социальной справедливости, прославляют русских богатырей как защитников народа. Они раскрывают общественные нравственно-эстетические идеалы, отражая историческую действительность в образах. В былинах жизненная основа соединена с вымыслом. Они обладают торжественно-патетическим тоном, их стиль соответствует назначению прославить необыкновенных людей и величественные события истории.

Завет богатырей к нам, своим потомкам:

 - Защищать свою Родину, беречь её;

- Защищать слабых, бедных, стариков и детей;

- Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными;

- Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.

Таким образом приобщение детей к былинам является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Как отмечал Д. С. Лихачев, «мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи: Национальные отличия сохраняются и в ХХI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний». Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Список литературы: 

1.  Антонов Ю. Е. Левина Л. В., Розова О. В. Как научить детей любить Родину. / М., 2005.

2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. / М., 2008.

3. Ватаман В. П. Воспитание детей на традициях народной культуры. / Волгоград, 2008.

4. Дошкольникам о защитниках Отечества. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

5. Жарков, А. Д. Растите детей патриотами. / М., - 1980.

multiurok.ru

Чем отличается былина от сказки народной: разница кратко

Дети знакомятся с этими направлениями русского фольклора в раннем детстве. А для того, чтобы правильно относиться к сюжету, им необходимо отличать один жанр от другого.

Различия между этими произведениями заключается в следующем:

  • Былина основана на исторических событиях, которые имели место в реальном мире. В ней идет речь о настоящем человеке конкретного времени и о его подвигах. Этот жанр воспевает смелость и отважные поступки главного героя. В центре внимания обычно находятся богатырь или воин, которые прославляются особыми достоинствами и заслугами. В былине рассказывающий создает и передает представление о богатырской силе и доблести.
  • Сказочные герои – вымышленные персонажи. Они не связаны с реальностью. Этот жанр фольклора носит развлекательный и поучительный характер, чего нет в былинах. Сказочный сюжет основан на борьбе добра и зла, где имеет место волшебство, а в конце всегда есть вывод.
  • Стиль повествования былины – торжественная песня с особым ритмом. Для того чтобы передать настроение, её прочтение сопровождается народными аккомпанементами. В основном для этого музыканты используют гусли. Инструментальное сопровождение позволяет сохранить стихотворный шаг и передать художественную выразительность произведения. Сказку же рассказывают в обычной, разговорной манере.
  • Былины исполняют при широкой публике, например, на городских площадях. А сказка – эта история для узкого круга, домашней обстановки.

Это основные характеристики двух жанров, которые необходимо знать ребенку. Расскажите малышу сказку, чтобы развлечь его. Или прочитайте былину, чтобы познакомить с интересной личностью прошлого времени.

Былины и сказочные повествования отражают традиции определенных народов. Они содержат описание быта и образа жизни этнических групп.

Основная функция литературных произведений – воспитательная. Эти жанры фольклора воспитывают в ребенке положительные качества. Сказки учат доброте, из них ребенок понимает, что добро всегда побеждает зло. Былины учат малыша отваге, мужеству. Ребенок сопоставляет себя с главным героем и хочет быть похожим на него.

Знакомьте детей с народным фольклором, тогда они вырастут положительными героями.

www.wday.ru

Чем похожи и чем отличаются былины об Илье Муромце и Садко? ? ?

Былины - русские народные эпические песни. Они повествуют о подвигах богатырей, сражающихся с чудовищами или вражеским войском, отправляющихся в загробный мир или еще каким-либо образом проявляющих свою силу, удаль, храбрость. В детстве все узнают об Илье Муромце и других богатырях, которые скоро перемешиваются с персонажами сказок, а с возрастом просто забываются как "детские". А между тем былины вовсе не принадлежали к детскому фольклору. Напротив, эти песни исполнялись взрослыми серьезными людьми для таких же взрослых серьезных людей. Переходя от поколения к поколению, они служили способом передачи древних верований, представлений о мире, сведений из истории. А все, о чем рассказывается в былинах, воспринималось как правда, как реально происходившие когда-то в далеком прошлом события. Собственно народное название былины - старина, т. е. повествование о старинных событиях. Слово "былина" впервые употребил для обозначения этого жанра в середине прошлого века собиратель и исследователь фольклора И. П. Сахаров. Традиционно выделяются два цикла былин, объединенные по месту действия или происхождению героев: 1. Киевские или Владимировы былины (песни об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче и др.) . 2. Новгородские былины (Герои - Садко и Василий Буслаевич) . Кроме того, существует ряд песен, не входящих ни в один из этих циклов. Былинные богатыри Главные герои былин - богатыри, люди исключительные, наделенные чертами, которыми не обладает обычный человек: невиданной силой, безграничной храбростью, особенным умением или талантом. Так, если Илья Муромец знаменит своей силой, то Садко - своим непревзойденным искусством играть на гуслях. Среди богатырей принято выделять "старших" и "младших". К "старшим", как правило, относят Святогора и Волха Всеславьича. "Старшие" богатыри называются так не только потому, что они по возрасту старше других витязей, но и потому, что они представляют собой более древний, архаичный тип героя. Такому герою нет равного на земле, он единственный в своем роде, так что у него не может быть противника, кроме самой природы, матери-сырой земли. Бесспорно, черты этих богатырей сказочны. Поступки, ими совершаемые, обстоятельства, в которых они действуют, совсем не похожи на реальные события. Зато в их образах ярче, чем в других случаях, просматриваются древние мифологические представления. Часто повторяющийся в былинах сюжет - сватовство. Богатырь, чтобы найти себе невесту, обычно отправляется в чужое царство, в дальний путь. По дороге герою приходится преодолеть много преград и совершить множество подвигов. Невеста, как и сам богатырь, часто обладает каким-либо особенным свойством. Значительная часть былин посвящена борьбе богатыря с чудищем или вражеской силой. Былинный богатырь, как правило, действует в одиночку, идет навстречу страшной опасности и всегда в итоге побеждает. Однако помимо желания проявить свою удаль и потешить "богатырско сердце" героями былин движет и желание постоять за людей и за веру. Их противники несут беду людям - похищают, убивают - и ведут себя нечестиво. Садко и Василий Буслаевич Новгородские былины носят несколько иной характер. В них нет "могучих богатырей", "полениц удалых", сражающихся с вражьей силой. Герои этих песен - Садко и Василий Буслаевич, как и киевские богатыри, обладают яркими и особенными чертами: Садко прекрасно играет на гуслях. Садко отличается от обычных людей и тем, что путешествует на дно морское и удачно возвращается. Василий Буслаевич обладает невероятной силой, которой никто не может противостоять. Однако применяет силу Василий не для борьбы с чудищами или вражьей нечистью, а для собственного развлечения. Сюжеты былин часто связаны с нарушением героем какого-либо запрета. Нарушение запрета или просто дерзость сулят героям беду. Это связано с тем, что все происходящее в песне, все, что приходится выполнять ее персонажам, предопределено. Какая-то высшая сила - Бог, судьба - решает, что должно случиться!

touch.otvet.mail.ru

чему учит былина илья муромец и соловей разбойник?

что от свиста денег не будет

Знай Родину свою!

Эта былина рассказывает про подвиги ильи муромца, соответственно она учит быть сильным не отступать и бороться до конца будь то твоя страна или только твоя семья.

Идет Илья Муромец по лесу со страшного будуна, смотрит Соловей Разбойник ковыляет побитый, хромой, ободранный. . . - Что с тобой Соловушка? Обидел кто? Давай я с ним разберусь! - Спасибо Илюша, все нормально.. . Идет Илья дальше, смотрит Змей Горыныч сидит, крылья переломаны, головы морским узлом завязаны. . . - Что с тобой Змеюшко? Обидел кто? Давай я с ним разберусь! - Спасибо Илюша, все нормально.. . Муромец пошел дальше рассольчиком отпиваться. . . Подходит к Змею Горынычу Соловей Разбойник - Классный парень Илюха пока трезвый, а как набухается. . .-Не так свистишь. . .не так летишь. . .

30 лет на печи лежать и ждать чуда

touch.otvet.mail.ru