Дидактические игры по развитию речи во второй младшей группе. Дидактические игры 2 младшая группа по развитию речи
картотека дидактических игр по развитию речи. вторая младшая.docx - Дидактические игры по развитию речи.(вторая ...
Цель: Развитие у детей внимания, глазомера, координации движений. Формирование ловкости, эмоционального настроя. Ход игры: Воспитатель предлагает наполнить стаканчик водой наполовину.Оборудование: Ёмкость с водой, стаканчик.Игра «Достань ракушку»Найти в песочке клад, Я буду очень рад.Цель: Развить у детей внимания, общей и мелкой моторики рук. Формирование и развитие координации движения и речи.Ход игры: На дно ёмкости с водой выкладывается несколько камешков, ракушек. Воспитатель предлагает ребёнку достать со дна «клал».Оборудование: Ёмкость с водой, камешки, ракушки, сачокИгра «Напои слона»Цель: Развитие у детей координации движения, мелкой и общей моторики, внимания.Формирование правильного захвата руки, развитие ловкости.Создание положительного эмоционального настроя.Ход игры: Воспитатель обыгрывают спринцовку: «В гости к нам пришли слоны, очень пить хотят они». Предлагает детям напоить слоников.Оборудование: Ёмкость с водой, спринцовки.Игра «Тёплый, холодный»Цель: Закрепление понятий «тёплый», «холодный», развитие эмоционального настроя, развитие внимания.Ход игры: Воспитатель заполняет ёмкость тёплой и холодной водой и предлагает детям запустить утят в тёплую воду, а рыбок в холодную. Оборудование: Ёмкость с тёплой и холодной водой, утята, рыбки.Игра «Поймай льдинку»Цель: Развитие у детей внимания, координации движения, мелкой и общей моторики. Знакомство со свойствами воды. Формирование правильного захвата руки. Развитие тактильной чувствительности и ловкости.Ход игры: Воспитатель опускает в ёмкость 5 6 льдинок и предлагает детям достать их и понаблюдать, как они тают и превращаются в воду.Оборудование: Ёмкость с водой, лёд, сачок, пустая ёмкость.Дид. игра «Часы»Цель: Развивать речевое внимание детей.Ход: Вль: Послушайте, как тикают часы: «Тиктак, тиктак», как бьют часы: «Бомбом… ».Чтобы они ходили, нужно их завести: «триктрак… »! . Давайте заведем большие часы (дети повторяют соответствующее звукосочетание 3 раза) ;идут наши часы и сначала тикают, потом бьют (звукосочетания повторяются детьми 56 раз) . Теперь заведем маленькие часы, часы идут и тихо поют, часы очень тихо бьют (дети каждыйраз голосом имитируют ход и звон часов) .Дид. игра «Медвежата мед едят»Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.Ход: Воспитатель говорит детям, что они будут медвежатами, а медвежата очень любят мед.Предлагает поднести ладонь поближе ко рту (пальцами т себя) и «слизывать» мед – детивысовывают язык и, не дотрагиваясь до ладошки, имитируют, что едят мед. Затем, поднимаякончик языка, убирают его. (обязательный показ всех действий воспитателем.)Игра повторяется 34 раза.Потом воспитатель говорит: «Медвежата наелись. Они облизывают верхнюю губу (показ,нижнюю губу (показ). Гладят животики, говоря: «Ууу» (23 раза) .Дид. Игра «Лягушка и лягушата»Цель: Развивать речевое внимание детей.1
znanio.ru
Дидактические игры по развитию речи во второй младшей группе
ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯСЛИ – САД №71 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Дидактические игры по развитию речи
во второй младшей группе
Подготовила:
Кузнецова О.С.
Значение дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста
Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, которая в дошкольном образовательном учреждении может выступать как форма, метод и средство образования детей. Отличительная черта дидактических игр — постановка и реализация учебных задач как формирования способов действий, умений, навыков, знаний при сохранении игрового контекста и смысла деятельности.
Дидактические игры используются для решения задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь, способствуют закреплению грамматических навыков.
В процессе дидактической игры формируются нравственные представления детей о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.
Решая умственную задачу в дидактической игре, дошкольник упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов или явлений по общим признакам, в выделении свойств и качеств предметов, в определении их по отдельным признакам, учится разнообразным экономным и рациональным способам решения умственных и практических задач.
Дидактическая игра способствует развитию качеств социальной активности – ребенок конструирует свое поведение и действия, во время выполнения условий игры закладываются честность, целеустремленность, умение радоваться своему и чужому успеху, смекалка, находчивость, способность ориентироваться в обстановке.
Дидактические игры развивают сенсорные способности детей, через процессы ощущения и восприятия, которые лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.
Ряд дидактических игр формирует у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. Некоторые навыки труда дети приобретают при изготовлении материала для дидактических игр.
Наряду с другими функциями, дидактическая игра занимается и физическим воспитанием. Игра создаёт положительный эмоциональный подъём, вызывает хорошее самочувствие, и вместе с тем требует определённого напряжения нервной системы. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, где развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, а это сказывается на умственном развитии, на подготовке руки к письму, к изобразительной деятельности.
Таким образом, дидактические игры призваны способствовать: речевому, умственному развитию, формированию нравственных представлений, развитию качеств социальной активности, сенсорных способностей детей, трудовому и физическому воспитанию.
Досказалка
Игра помогает научить ребенка договаривать слово, развивает наглядно-образное мышление.
Как играем: произносите вместе с ребенком:
Ко-ко-ко - на плите сбежало моло... (ко).
Ща-ща-ща - зеленая ро... (ща).
Чу-чу-ну - педаль кру... (чу).
Меняйтесь ролями. Ребенок говорит слоги, вы досказываете слово. Например, ребенок говорит: «Ло-», — вы досказываете: «-шадь».
Закрепляем: продолжаем играть: лу-жа, сту-лья, ок-но, маши-на.
Если ребенок справляется, предложите ему на один слог досказать несколько окончаний: но-жницы, -ги, -ски. Кто больше подберет слогов, тот и победил.
Общие слова
Эти слова реже употребляются в нашей речи, но они нужны для мышления, так как позволяют осуществлять операции анализа и синтеза.
Задания могут быть двух видов:
1. Назови фрукты…, рыб…, мебель…, птиц…
2. Назови одним словом:
туфли, ботинки, сапоги — это…
молоток, пила, топор — это…
сосна, берёза, клён — это…
Цветные предложения
К сожалению, часто дети знают только 3—4 основных цвета и путают или вовсе не знакомы с оттенками, а это обедняет и восприятие, и мышление, и речь.
Ребёнок, закрыв глаза (можно завязать глаза шарфом), выбирает наугад из коробки цветной карандаш и придумывает затем предложение, используя название цвета вытащенного им карандаша.
Назови ласково
Часто дети путают и уменьшительно-ласкательные суффиксы, образуя формы, отсутствующие в языке. Эти детские слова милы «от 2 до 5», но вряд ли вас обрадует снижение оценок, а это произойдёт, если ребёнок не усвоит к школе способы образования слов.
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (чашка — чашечка, ложка — ложечка и т. д.). В темах «Дикие животные» и «Домашние животные» это могут быть названия детёнышей, а могут быть и ласкательные слова: лисонька, заинька, коровушка, лошадка.
Какая бывает собака?
Можно попросить ребенка представить себе собаку и рассказать о ней как можно больше: какая у нее шерсть, что она любит есть, какой формы у нее хвост и ушки, какой у нее характер и т.д. Дети называют предложения по очереди.Другие темы: “Какая бывает весна?”, “Какая бывает корова?” и т.п.
Цель: Развитие правильной, грамотной речи, логического мышления.
Кто больше?
Перед детьми ставится какой-нибудь предмет, обладающий как можно большим количеством признаков , например мяч - круглый, блестящий, твёрдый, гладкий или наоборот - мягкий, шершавый.Машинка - большая, маленькая, блестящая, сверкающая, светлая, темная, одноцветная (разноцветная)Задание детям :
1.Кто больше назовет свойств предмета.2.Кто больше назовет возможных действий с предметом.(Из книги Е. Сербиной “Развивающие игры для детей”)
Шаги
С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи в общем.Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например “Вежливые слова”. Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и “Старт!”
Другие темы: «Все круглое», «Все горячее», «Все мокрое», «Ласковые слова для мамы», и т.д.
Вариант: Дети встают парами друг против друга и делают шаги навстречу. Условия игры те же: шаг можно сделать, только сказав нужное слово.
«Кто это?» знакомимся с профессиями
Для игры хорошо иметь карточки с изображением людей разных профессий и инструментов.1 вариант: Задаем вопросы : Кто лечит больных? Кто учит детей в школе? Кто готовит обед? Кто работает на тракторе? Кто разносит письма и газеты? Кто шьет платье?
2 вариант: Вопросы: Что делает дворник? Что делает доктор? Что делает учитель? Что делает шофер? Что делает маляр? Что делает парикмахер?3 вариант. Придумываем загадки. Например: Этот человек работает на улице, у него есть метла, лопата.4 вариант. «Кому что нужно?» Что нужно почтальону? Что нужно парикмахеру? И наоборот: кому нужны ножницы? Кому нужна иголка?
Путаница
Цель: развитие речи, внимания, логического мышления.
"Давай, поиграем в путаницу. Я буду читать запутанное стихотворение, а ты постарайся его распутать".
Прочитайте малышу коротенькие стихотворения, делая паузу перед произнесением последнего слова. Рифма текста не всегда соответствует смыслу текста.
Знает это ребёнок любой -
У апельсина цвет ... голубой.
Корова мычит,
Поросёнок хрюкает,
Тигр рычит,
А собака ... мяукает.
Как на нашей улице
Крякали две ... курицы.
Известно каждому ребенку -
Корова - мама …жеребёнка.
Отгадай слово
Взрослый выставляет на фланелеграф (раскладывает на столе) картинки с изображением животных по количеству детей. Вызывается один из детей. Взрослый начинает произносить название животного, просит ребенка продолжить.
«Я скажу: «Лоша… », а вы должны сказать: «Лошадь» или «лошадка».
Взрослый произносит слово без последнего слога или звука, дети называют слово целиком.
Материал: игрушки - кукла, зайка, пирамидка, машина, карточки с изображением животных
Лошадки и поезд
Дети встают в круг. Взрослый объясняет правила.
«Когда скачут лошадки, то слышно: «Цок, цок, цок» (дети повторяют звукосочетание) ; когда едет поезд, колеса стучат: «Чок, чок, чок» (дети повторяют). Поскакали лошадки. Лошадки отдыхают. Поехал поезд, застучал колесами. Поезд остановился.»
Игра повторяется 3 раза.
kopilkaurokov.ru
Тема | Дидактические игры | Цель |
«Семья» | «Семья» | Учить называть животных и их детенышей. Развивать активный словарь. |
«С кем живешь?» | Учить называть членов семьи. Развитие активного словаря. | |
«Кто что делает?» | Учить называть действия членов семьи. Расширять глагольный словарь | |
«Что есть что?» | Учить находить предметы по контурному изображению. Развивать внимание, мышление. | |
«Игрушки» | «Игрушки» | Учить узнавать и называть игрушки, называть действия (машину катают). Активизировать словарь. |
«Назови игрушку» | Учить узнавать и называть игрушки. Развивать активный словарь существительных. | |
«Что делать с игрушкой?» | Учить называть действие, которое можно выполнять с игрушкой. Расширять глагольный словарь. | |
«Назови лишний предмет» | Учить определять лишний предмет. Развивать внимание, мыслительную деятельность. | |
«Четвертый лишний» | Учить выделять лишний предмет, устанавливать связь между предметами. | |
«Угадай, чего не стало?» | Учить называть недостающий предмет. Развивать ориентировку в пространстве. | |
«Чудесный мешочек» | Учить узнавать и называть игрушки, их цвет. Активизировать словарный запас. | |
«Как называется?» | Учить называть части тела. Развивать ориентировку на своем теле. | |
«Где находится?» | Учить называть части тела и их положение относительно тела. Развивать ориентировку на своем теле. | |
«Части тела и лица» | «Какие части тела есть?» | Учить перечислять части тела. Расширять активный словарь. |
«Для чего нужны…» | Учить называть части тела и их назначение. Формировать активный словарь. | |
«Туалетные принадлежности» | «Назови туалетные принадлежности» | Учить называть предметы гигиены. Расширять активный словарь. |
«Что лишнее?» | Учить называть лишние предметы. Формировать умение классифицировать предметы. | |
«Для чего?» | Учить называть предметы гигиены и их назначение. Развивать глагольный словарь. | |
«Угадай, чего не стало?» | Учить замечать недостающий предмет и называть его. Развивать ориентировку в пространстве. | |
«Одежда» | «Одежда» | Учить называть предметы одежды, классифицировать по определенному признаку. |
«Что лишнее?» | Учить называть лишний предмет. Формировать умение классифицировать предметы. | |
«Собери одежду» | Учить собирать одежду из двух частей. Развивать наглядно-образное мышление. | |
«Одень куклу» | Учить одевать куклу в определенной последовательности, называть предметы одежды. Развивать активный словарь. | |
«Твой дом» | Учить составлять из пазлов предметы одежды. Развивать внимание, мышление. | |
«Подбери одежду» | Учить подбирать одежду в соответствии с сезоном и называть предметы одежды. Развивать мышление, словарь. | |
«Четвертый лишний» | Учить выделять и называть лишний предмет. Развивать мыслительную деятельность. | |
«Куда надеть?» | Учить называть предметы одежды и части тела, на которые их одевают. Развивать активный словарь. | |
«Назови обувь» | Учить правильно называть предмет обуви и ее назначение. Развивать словарь существительных. | |
«Обувь» | «Какую обувь одевать?» | Учить называть предмет обуви и их назначение в зависимости от сезона года. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи. |
«Твой дом» | Учить собирать из пазлов предметы обуви, формировать способность к обобщению. | |
«Собери обувь» | Учить составлять обувь из двух частей. Развивать наглядно-образное мышление. | |
«Назови одним словом» | Учить называть предметы обуви, умение называть обувь обобщающим словом. | |
«Что лишнее?» | Учить выделять лишний предмет по определенному признаку. Развивать память, мышление. | |
«Угадай, чего не стало?» | Учить определять недостающий предмет. Развивать внимание. | |
«Найди пару» | Учить находить пару к обуви. Развивать внимание. | |
«Мебель» | «Четвертый лишний» | Учить находить и выделять лишний предмет по определенному признаку. Развивать мыслительную деятельность. |
«Твой дом» | Учить находить предметы мебели и называть их, называть обобщающее слово- существительное. | |
«Собери мебель» | Учить собирать мебель из двух частей. Развивать наглядно-образное мышление. | |
«Куда ставить мебель?» | Учить детей называть предметы мебели и местонахождение их в квартире. Развивать ориентировку в пространстве. | |
«Построим комнату кукле» | Учить строить из кубиков предметы мебели, называть назначение Развивать глагольный словарь. | |
«Что лишнее» | Формировать операции анализа, синтеза, обобщения. | |
«Для чего?» | Учить называть назначение предметов мебели. Активизировать словарь. | |
«Назови одним словом» | Учить называть предметы мебели обобщающим словом. | |
«Новогодние игрушки» | Учить называть новогодние игрушки, их назначение. Развивать активный словарь. | |
«Нарядим елку» | Учить выбирать и называть елочные игрушки. Развивать активный словарь существительных. | |
«Новый год. Елка» | «Что лишнее» | Учить группировать предметы по одному признаку. Развивать словарь признаков. |
«Украшения для елки» | Учить правильно находить и называть елочные украшения. Активизировать словарь. | |
«Продукты питания» | «Назовите продукты» | Учить узнавать и называть продукты питания. Развивать словарь существительных. |
«Что лишнее?» | Учить группировать предметы по одному признаку, называть обобщающее слово. | |
«Назови одним словом» | Учить называть продукты питания обобщающим словом. | |
«Зачем нужны продукты?» | Учить понимать назначение предметов, их пользу для организма. Развивать словарь. | |
«Посуда» | «Посуда» | Учить называть предметы посуды, формировать способность к обобщению. |
«Назови правильно» | Учить правильно называть предметы посуды. Активизировать словарь. | |
«Для чего нужна посуда?» | Учить понимать и называть назначение посуды, активизировать словарь. | |
«Найди и скажи» | Учить находить и называть посуду. Развивать внимание, мышление. | |
«Собери посуду» | Учить собирать посуду из двух частей. Развивать мышление. | |
«Что лишнее» | Учить группировать предметы по одному признаку, называть обобщающее слово. | |
«Для чего?» | Учить называть назначение посуды. Расширять активный словарь. | |
«Назови одним словом» | Учить называть предметы посуды обобщающим словом. | |
«Домашние птицы» | «Кто как кричит?» | Учить звукоподражанию животных и их детенышей. Развивать звуковую культуру речи. |
«Чьи детки?» | Учить называть животных и их детенышей. Развивать словарь существительных. | |
«Семья» | Учить узнавать и называть животных и их детенышей. Активизировать словарь существительных. | |
«Кто лишний?» | Учить находить лишний предмет, называть обобщающее слово. | |
«Хороши малыши» | Учить называть детенышей животных. Развивать словарь. | |
Назови одним словом» | Учить называть обобщающее слово. | |
«Собери птицу» | Учить собирать птицу из двух частей. Развивать наглядно-образное мышление. | |
«Что есть что» | Учить находить предметы по контурному изображению. Развивать внимание, мышление. | |
«Четвертый лишний» | Формировать операции анализа, синтеза, обобщения. | |
«Семья» | Учить узнавать и называть животных и их детенышей. Активизировать словарь. | |
«Чей домик?» | Учить называть жилище животных. Развивать словарь. | |
«Назови одним словом» | Учить называть домашних животных обобщающим словом. | |
«Мамин праздник» | «Что делает мама?» | Учить называть действия. Развивать глагольный словарь. |
«Мамины помощники» | Активизировать словарь, называть действия. | |
«Для чего» | Учить называть действия. Расширять глагольный словарь. | |
«Какая мама?» | Активизировать словарь, использовать в речи прилагательные. | |
«Домашние животные» | «Кто где живет?» | Учить классифицировать животных по месту обитания. |
«Чей домик?» | Учить называть жилище животных. Развивать словарь. | |
«Семья» | Учить узнавать и называть животных и их детенышей. Активизировать словарь. | |
«Чьи малыши?» | Учить называть животных и их детенышей. Развивать словарь существительных. | |
«Назови одним словом» | Учить называть домашних животных обобщающим словом. | |
«Дикие птицы» | «Где живут?» | Учить классифицировать животных по месту обитания. Развивать умение использовать в речи предлоги. |
«Собери птицу» | Учить собирать птицу из двух частей. Развивать мышление. | |
«Назови птицу» | Учить называть птиц, и части их тела. Активизировать словарь. | |
«Что лишнее» | Формировать операции анализа, синтеза, обобщения. | |
«Назови части тела» | Учить называть части тела птиц. Развивать словарь. | |
«Угадай, чего не стало?» | Учить узнавать недостающий предмет. Развивать внимание. | |
«Узнай птицу» | Учить узнавать и называть птицу по внешнему виду. Развивать внимание, память. | |
«Дикие животные» | «Семья» | Учить узнавать и называть животных и их детенышей. Развивать активный словарь. |
kopilkaurokov.ru