Дидактические игры по развитию речи во второй младшей группе. Дидактические игры 2 младшая группа по развитию речи


картотека дидактических игр по развитию речи. вторая младшая.docx - Дидактические игры по развитию речи.(вторая ...

Цель: Развитие у детей внимания, глазомера, координации движений. Формирование ловкости, эмоционального настроя. Ход игры: Воспитатель предлагает наполнить стаканчик водой наполовину.Оборудование: Ёмкость с водой, стаканчик.Игра «Достань ракушку»Найти в песочке клад, Я буду очень рад.Цель: Развить у детей внимания, общей и мелкой моторики рук. Формирование и развитие координации движения и речи.Ход игры: На дно ёмкости с водой выкладывается несколько камешков, ракушек. Воспитатель предлагает ребёнку достать со дна «клал».Оборудование: Ёмкость с водой, камешки, ракушки, сачокИгра «Напои слона»Цель: Развитие у детей координации движения, мелкой и общей моторики, внимания.Формирование правильного захвата руки, развитие ловкости.Создание положительного эмоционального настроя.Ход игры: Воспитатель обыгрывают спринцовку: «В гости к нам пришли слоны, очень пить хотят они». Предлагает детям напоить слоников.Оборудование: Ёмкость с водой, спринцовки.Игра «Тёплый, холодный»Цель: Закрепление понятий «тёплый», «холодный», развитие эмоционального настроя, развитие внимания.Ход игры: Воспитатель заполняет ёмкость тёплой и холодной водой и предлагает детям запустить утят в тёплую воду, а рыбок в холодную. Оборудование: Ёмкость с тёплой и холодной водой, утята, рыбки.Игра «Поймай льдинку»Цель: Развитие у детей внимания, координации движения, мелкой и общей моторики. Знакомство со свойствами воды. Формирование правильного захвата руки. Развитие тактильной чувствительности и ловкости.Ход игры: Воспитатель опускает в ёмкость 5 ­6 льдинок и предлагает детям достать их и понаблюдать, как они тают и превращаются в воду.Оборудование: Ёмкость с водой, лёд, сачок, пустая ёмкость.Дид. игра «Часы»Цель: Развивать речевое внимание детей.Ход: В­ль: Послушайте, как тикают часы: «Тик­так, тик­так», как бьют часы: «Бом­бом… ».Чтобы они ходили, нужно их завести: «трик­трак… »! .­ Давайте заведем большие часы (дети повторяют соответствующее звукосочетание 3 раза) ;идут наши часы и сначала тикают, потом бьют (звукосочетания повторяются детьми 5­6 раз) .­ Теперь заведем маленькие часы, часы идут и тихо поют, часы очень тихо бьют (дети каждыйраз голосом имитируют ход и звон часов) .Дид. игра «Медвежата мед едят»Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.Ход: Воспитатель говорит детям, что они будут медвежатами, а медвежата очень любят мед.Предлагает поднести ладонь поближе ко рту (пальцами т себя) и «слизывать» мед – детивысовывают язык и, не дотрагиваясь до ладошки, имитируют, что едят мед. Затем, поднимаякончик языка, убирают его. (обязательный показ всех действий воспитателем.)Игра повторяется 3­4 раза.Потом воспитатель говорит: «Медвежата наелись. Они облизывают верхнюю губу (показ,нижнюю губу (показ). Гладят животики, говоря: «У­у­у» (2­3 раза) .Дид. Игра «Лягушка и лягушата»Цель: Развивать речевое внимание детей.­1­

znanio.ru

Дидактические игры по развитию речи во второй младшей группе

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯСЛИ – САД №71 ГОРОДА ДОНЕЦКА»

Дидактические игры по развитию речи

во второй младшей группе

Подготовила:

Кузнецова О.С.

Значение дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста

Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, которая в дошкольном образовательном учреждении может выступать как форма, метод и средство образования детей. Отличительная черта дидактических игр — постановка и реализация учебных задач как формирования способов действий, умений, навыков, знаний при сохранении игрового контекста и смысла деятельности.

Дидактические игры используются для решения задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь, способствуют закреплению грамматических навыков.

В процессе дидактической игры формируются нравственные представления детей о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.

Решая умственную задачу в дидактической игре, дошкольник упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов или явлений по общим признакам, в выделении свойств и качеств предметов, в определении их по отдельным признакам, учится разнообразным экономным и рациональным способам решения умственных и практических задач.

Дидактическая игра способствует развитию качеств социальной активности – ребенок конструирует свое поведение и действия, во время выполнения условий игры закладываются честность, целеустремленность, умение радоваться своему и чужому успеху, смекалка, находчивость, способность ориентироваться в обстановке.

Дидактические игры развивают сенсорные способности детей, через процессы ощущения и восприятия, которые лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.

Ряд дидактических игр формирует у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. Некоторые навыки труда дети приобретают при изготовлении материала для дидактических игр.

Наряду с другими функциями, дидактическая игра занимается и физическим воспитанием. Игра создаёт положительный эмоциональный подъём, вызывает хорошее самочувствие, и вместе с тем требует определённого напряжения нервной системы. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, где развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, а это сказывается на умственном развитии, на подготовке руки к письму, к изобразительной деятельности.

Таким образом, дидактические игры призваны способствовать: речевому, умственному развитию, формированию нравственных представлений, развитию качеств социальной активности, сенсорных способностей детей, трудовому и физическому воспитанию.

Досказалка

Игра помогает научить ребенка договаривать слово, развивает наглядно-образное мышление.

Как играем: произносите вместе с ребенком:

Ко-ко-ко - на плите сбежало моло... (ко).

Ща-ща-ща - зеленая ро... (ща).

Чу-чу-ну - педаль кру... (чу).

Меняйтесь ролями. Ребенок говорит слоги, вы досказываете слово. Например, ребенок говорит: «Ло-», — вы досказываете: «-шадь».

Закрепляем: продолжаем играть: лу-жа, сту-лья, ок-но, маши-на.

Если ребенок справляется, предложите ему на один слог досказать несколько окончаний: но-жницы, -ги, -ски. Кто больше подберет слогов, тот и победил.

Общие слова

Эти слова реже употребляются в нашей речи, но они нужны для мышления, так как позволяют осуществлять операции анализа и синтеза.

Задания могут быть двух видов:

1.  Назови фрукты…, рыб…, мебель…, птиц…

2.  Назови одним словом:

туфли, ботинки, сапоги — это…

молоток, пила, топор — это…

сосна, берёза, клён — это…

Цветные предложения

К сожалению, часто дети знают только 3—4 основных цвета и путают или вовсе не знакомы с оттенками, а это обедняет и восприятие, и мышление, и речь.

Ребёнок, закрыв глаза (можно завязать глаза шарфом), выбирает наугад из коробки цветной карандаш и придумывает затем предложение, используя название цвета вытащенного им карандаша.

Назови ласково

Часто дети путают и уменьшительно-ласкательные суффиксы, образуя формы, отсутствующие в языке. Эти детские слова милы «от 2 до 5», но вряд ли вас обрадует снижение оценок, а это произойдёт, если ребёнок не усвоит к школе способы образования слов.

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (чашка — чашечка, ложка — ложечка и т. д.). В темах «Дикие животные» и «Домашние животные» это могут быть названия детёнышей, а могут быть и ласкательные слова: лисонька, заинька, коровушка, лошадка.

Какая бывает собака?

Можно попросить ребенка представить себе собаку и рассказать о ней как можно больше: какая у нее шерсть, что она любит есть, какой формы у нее хвост и ушки, какой у нее характер и т.д. Дети называют предложения по очереди.Другие темы: “Какая бывает весна?”, “Какая бывает корова?” и т.п.

Цель: Развитие правильной, грамотной речи, логического мышления.

Кто больше?

Перед детьми ставится какой-нибудь предмет, обладающий как можно большим количеством признаков , например мяч - круглый, блестящий, твёрдый, гладкий или наоборот - мягкий, шершавый.Машинка - большая, маленькая, блестящая, сверкающая, светлая, темная, одноцветная (разноцветная)Задание детям :

1.Кто больше назовет свойств предмета.2.Кто больше назовет возможных действий с предметом.(Из книги Е. Сербиной “Развивающие игры для детей”)

Шаги

С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи в общем.Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например “Вежливые слова”. Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и “Старт!”

Другие темы: «Все круглое», «Все горячее», «Все мокрое», «Ласковые слова для мамы», и т.д.

Вариант: Дети встают парами друг против друга и делают шаги навстречу. Условия игры те же: шаг можно сделать, только сказав нужное слово.

 «Кто это?» знакомимся с профессиями

Для игры хорошо иметь карточки с изображением людей разных профессий и инструментов.1 вариант: Задаем вопросы : Кто лечит больных? Кто учит детей в школе? Кто готовит обед? Кто работает на тракторе? Кто разносит письма и газеты? Кто шьет платье?

2 вариант: Вопросы: Что делает дворник? Что делает доктор? Что делает учитель? Что делает шофер? Что делает маляр? Что делает парикмахер?3 вариант. Придумываем загадки. Например: Этот человек работает на улице, у него есть метла, лопата.4 вариант. «Кому что нужно?» Что нужно почтальону? Что нужно парикмахеру? И наоборот: кому нужны ножницы? Кому нужна иголка?

Путаница

   Цель: развитие речи, внимания, логического мышления.

"Давай, поиграем в путаницу. Я буду читать запутанное стихотворение, а ты постарайся его распутать".

Прочитайте малышу коротенькие стихотворения, делая паузу перед произнесением последнего слова. Рифма текста не всегда соответствует смыслу текста.

Знает это ребёнок любой -

У апельсина цвет ... голубой.

Корова мычит,

Поросёнок хрюкает,

Тигр рычит,

А собака ... мяукает.

Как на нашей улице

Крякали две ... курицы.

Известно каждому ребенку -

Корова - мама …жеребёнка.

Отгадай слово

Взрослый выставляет на фланелеграф (раскладывает на столе) картинки с изображением животных по количеству детей. Вызывается один из детей. Взрослый начинает произносить название животного, просит ребенка продолжить.

«Я скажу: «Лоша… », а вы должны сказать: «Лошадь» или «лошадка».

Взрослый произносит слово без последнего слога или звука, дети называют слово целиком.

Материал: игрушки - кукла, зайка, пирамидка, машина, карточки с изображением животных

Лошадки и поезд

Дети встают в круг. Взрослый объясняет правила.

«Когда скачут лошадки, то слышно: «Цок, цок, цок» (дети повторяют звукосочетание) ; когда едет поезд, колеса стучат: «Чок, чок, чок» (дети повторяют). Поскакали лошадки. Лошадки отдыхают. Поехал поезд, застучал колесами. Поезд остановился.»

 Игра повторяется 3 раза.

kopilkaurokov.ru

Дидактические игры по развитию речи в младшея группе

Тема

Дидактические игры

Цель

«Семья»

«Семья»

Учить называть животных и их детенышей. Развивать активный словарь.

«С кем живешь?»

Учить называть членов семьи. Развитие активного словаря.

«Кто что делает?»        

Учить называть действия членов семьи. Расширять глагольный словарь

«Что есть что?»

Учить находить предметы по контурному изображению. Развивать внимание, мышление.

«Игрушки»

«Игрушки»

Учить узнавать и называть игрушки, называть действия (машину катают). Активизировать словарь.

«Назови игрушку»

Учить узнавать и называть игрушки. Развивать активный словарь существительных.

«Что делать с игрушкой?»

Учить называть действие, которое можно выполнять с игрушкой. Расширять глагольный словарь.

«Назови лишний предмет»

Учить определять лишний предмет. Развивать внимание, мыслительную деятельность.

«Четвертый лишний»

Учить выделять лишний предмет, устанавливать связь между предметами.

«Угадай, чего не стало?»

Учить называть недостающий предмет. Развивать ориентировку в пространстве.

«Чудесный мешочек»

Учить узнавать и называть игрушки, их цвет. Активизировать словарный запас.

«Как называется?»

Учить называть части тела. Развивать ориентировку на своем теле.

«Где находится?»

Учить называть части тела и их положение относительно тела. Развивать ориентировку на своем теле.

«Части тела и лица»

«Какие части тела есть?»

Учить перечислять части тела. Расширять активный словарь.

«Для чего нужны…»

Учить называть части тела и их назначение. Формировать активный словарь.

«Туалетные принадлежности»

«Назови туалетные принадлежности»

Учить называть предметы гигиены. Расширять активный словарь.

«Что лишнее?»

Учить называть лишние предметы. Формировать умение классифицировать предметы.

«Для чего?»

Учить называть предметы гигиены и их назначение. Развивать глагольный словарь.

«Угадай, чего не стало?»

Учить замечать недостающий предмет и называть его. Развивать ориентировку в пространстве.

«Одежда»

«Одежда»

Учить называть предметы одежды, классифицировать по определенному признаку.

«Что лишнее?»

Учить называть лишний предмет. Формировать умение классифицировать предметы.

«Собери одежду»

Учить собирать одежду из двух частей. Развивать наглядно-образное мышление.

«Одень куклу»

Учить одевать куклу в определенной последовательности, называть предметы одежды. Развивать активный словарь.

«Твой дом»

Учить составлять из пазлов предметы одежды. Развивать внимание, мышление.

«Подбери одежду»

Учить подбирать одежду в соответствии с сезоном и называть предметы одежды. Развивать мышление, словарь.

«Четвертый лишний»

Учить выделять и называть лишний предмет. Развивать мыслительную деятельность.

«Куда надеть?»

Учить называть предметы одежды и части тела, на которые их одевают. Развивать активный словарь.

«Назови обувь»

Учить правильно  называть предмет обуви и ее назначение. Развивать словарь существительных.

«Обувь»

«Какую обувь одевать?»

Учить называть предмет обуви и их назначение в зависимости от сезона года. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.

«Твой дом»

Учить собирать из пазлов предметы обуви, формировать способность к обобщению.

«Собери обувь»

Учить составлять обувь из двух частей. Развивать наглядно-образное мышление.

«Назови одним словом»

Учить называть предметы обуви, умение называть  обувь обобщающим словом.

«Что лишнее?»

Учить выделять лишний предмет по определенному признаку. Развивать память, мышление.

«Угадай, чего не стало?»

Учить определять  недостающий предмет. Развивать внимание.

«Найди пару»

Учить находить пару к  обуви. Развивать внимание.

«Мебель»

«Четвертый лишний»

Учить находить и выделять лишний предмет по определенному признаку. Развивать мыслительную деятельность.

«Твой дом»

Учить находить предметы мебели и называть их, называть обобщающее слово- существительное.

«Собери мебель»

Учить собирать мебель из двух частей. Развивать наглядно-образное мышление.

«Куда ставить мебель?»

Учить детей называть предметы мебели и местонахождение их в квартире. Развивать ориентировку в пространстве.

«Построим комнату кукле»

Учить строить из кубиков предметы мебели, называть назначение

Развивать глагольный словарь.

«Что лишнее»

Формировать операции анализа, синтеза, обобщения.

«Для чего?»

Учить  называть назначение предметов мебели. Активизировать словарь.

«Назови одним словом»

Учить называть предметы мебели обобщающим словом.

«Новогодние игрушки»

Учить называть новогодние игрушки, их назначение. Развивать активный словарь.

«Нарядим елку»

Учить выбирать и называть елочные игрушки. Развивать активный словарь существительных.

«Новый год. Елка»

«Что лишнее»

Учить группировать предметы по одному признаку. Развивать словарь признаков.

«Украшения для елки»

Учить правильно находить и называть елочные украшения. Активизировать словарь.

«Продукты питания»

«Назовите продукты»

Учить узнавать и называть продукты питания. Развивать словарь существительных.

«Что лишнее?»

Учить группировать предметы по одному признаку, называть обобщающее слово.

«Назови одним словом»

Учить называть продукты питания обобщающим словом.

«Зачем нужны продукты?»

Учить понимать назначение предметов, их пользу для организма. Развивать словарь.

«Посуда»

«Посуда»

Учить называть предметы посуды, формировать способность к обобщению.

«Назови правильно»

Учить правильно называть предметы  посуды. Активизировать словарь.

«Для чего нужна посуда?»

Учить понимать и называть назначение посуды, активизировать словарь.

«Найди и скажи»

Учить находить и называть посуду. Развивать внимание, мышление.

«Собери посуду»

Учить собирать посуду из двух частей. Развивать мышление.

«Что лишнее»

Учить группировать предметы по одному признаку, называть обобщающее слово.

«Для чего?»

Учить называть назначение посуды. Расширять активный словарь.

«Назови одним словом»

Учить называть предметы посуды обобщающим словом.

«Домашние птицы»

«Кто как кричит?»

Учить звукоподражанию животных и их детенышей. Развивать звуковую культуру речи.

«Чьи детки?»

Учить называть животных и их детенышей. Развивать словарь существительных.

«Семья»

Учить узнавать и называть животных и их детенышей. Активизировать словарь существительных.

«Кто лишний?»

Учить находить лишний предмет, называть обобщающее слово.

«Хороши малыши»

Учить называть детенышей животных. Развивать словарь.

Назови одним словом»

Учить называть обобщающее слово.

«Собери птицу»

Учить собирать птицу из двух частей. Развивать наглядно-образное мышление.

«Что есть что»

Учить находить предметы по контурному изображению. Развивать внимание, мышление.

«Четвертый лишний»

Формировать операции анализа, синтеза, обобщения.

«Семья»

Учить узнавать и называть животных и их детенышей. Активизировать словарь.

«Чей домик?»

Учить называть жилище животных. Развивать словарь.

«Назови одним словом»

Учить называть домашних животных обобщающим  словом.

«Мамин праздник»

«Что делает мама?»

Учить называть действия. Развивать глагольный словарь.

«Мамины помощники»

Активизировать словарь, называть действия.

«Для чего»

Учить называть действия. Расширять глагольный словарь.

«Какая мама?»

Активизировать словарь, использовать в речи прилагательные.

«Домашние животные»

«Кто где живет?»

Учить классифицировать животных по месту обитания.

«Чей домик?»

Учить называть жилище животных. Развивать словарь.

«Семья»

Учить узнавать и называть животных и их детенышей. Активизировать словарь.

«Чьи малыши?»

Учить называть животных и их детенышей. Развивать словарь существительных.

«Назови одним словом»

Учить называть домашних животных обобщающим словом.

«Дикие птицы»

«Где живут?»

Учить классифицировать животных по месту обитания. Развивать умение использовать в речи предлоги.

«Собери птицу»

Учить собирать птицу из двух частей. Развивать мышление.

«Назови птицу»

Учить называть птиц, и части их тела. Активизировать словарь.

«Что лишнее»

Формировать операции анализа, синтеза, обобщения.

«Назови части тела»

Учить называть части тела птиц. Развивать словарь.

«Угадай, чего не стало?»

Учить узнавать недостающий предмет. Развивать внимание.

«Узнай птицу»

Учить узнавать и называть птицу по внешнему виду. Развивать внимание, память.

«Дикие животные»

«Семья»

Учить узнавать и называть животных и их детенышей. Развивать  активный словарь.

kopilkaurokov.ru