Наглядное пособие "Ротик – домик Веселого Язычка". Дидактическое пособие клоун язычок


Нестандартное дидактическое пособие для развития дыхания «Веселые клоуны»

Участник выставки

Воспитатель:Котова Людмила Петровна

МБДОУ «Детский сад №6 «Цветик»Нестандартное дидактическое пособие для развития дыхания «Веселые клоуны»

 

 

Дидактическое пособие«Веселые клоуны»

Нестандартное дидактическое пособие для развития дыхания «Веселые клоуны»

Участник выставки

Воспитатель:

Котова Людмила Петровна

 

 Цель: – развитие органов дыхания.

Задачи:

1.Повышение общего жизненного тонуса ребёнка и сопротивляемости, закалённости и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы.

  1. Развитие дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшение лимфа – и кровообращения в лёгких, улучшение деятельности сердечнососудистой системы и кровообращения.

 Краткая аннотация пособия

Для того чтобы оздоровительная дыхательная гимнастика была в  удовольствие детям, использую красочные игровые пособия «Веселые клоуны». Фигурки клоунов я вырезала из плотного картона, обклеила разноцветной бумагой и скотчем. В обруче каждого клоуна на нитках крепятся комочки ваты. Их легко поменять после каждого использования игрушек, а сами игрушки протереть, так как они обклеены скотчем.

Упражнение для развития дыхания проводится стоя. Игрушку ребенок держит в руке на расстоянии 10 – 15 см. от губ; дует, не раздувая щек, не поднимая плечи. Во избежание головокружения у детей упражнение повторяется не более 3 – 5 раз. Дыхательная гимнастика проводится небольшой группой или индивидуально. Главное условие: вдыхать только через нос.

Многофункциональность и алгоритм

Данное  пособие многофункционально, так как является игровым, согласно ФГОС дошкольного образования,  используется на многих занятиях, поднимая детям настроение, задавая веселые вопросы, и очень эффективно используется как шаблон на занятиях по художественно – эстетическому развитию.

Актуальность

Игровое пособие «Веселые клоуны» помогает организовать образовательно – воспитательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС и  способствует сохранению и укреплению здоровья детей.

Версия для печати:МБДОУ «Детский сад № 6 «Цветик» – Котова Людмила Петровна – Метод.пособие Веселые клоуны

 

rasskazovogorono.68edu.ru

Логопедические игры и пособия, Смирнова Алла Сергеевна, страница №11

• «Гусеничка».

Дети придумывают для гусенички имена, в которых содержится автоматизируемыйзвук. Рядом с гусеничкой прикреплена кар­тинка с изображением предмета, в названиикоторого тоже есть автоматизируемый звук. Дети определяют количество слогов в этомслове с помощью составных частей тела гу­сенички. Затем выполняют звуковой анализ слова и выкладывают его схему с помощью цветных фишек.

Умный ёж

Из толстого картона серого цвета выреза­но изображение ежа. На него наклеенысделанные из плотной бумаги объемные иголки. Между иголками можно вставлять картинки, буквы и цифры.

•«Угощение для ежа».

На спине у ежа картинка. Логопед пред­лагает детям выполнить звуковой анализ слова - названия предмета, изображённого на картинке.

•«Ёжик, детям помоги!»

На спине у ежа картинки с изображениемпредметов, в названиях некоторых из них есть автоматизируемый звук. По заданию логопеда дети правильно и чётко называютслова, в которых есть заданный звук. Затемразмещают на спине у ежа столько грибов (яблок, груш, ягод, листьев и т.п.), сколькослов они назвали.

Дидактическое пособие «Клоун Язычок»

С помощью клоуна Язычка дети учатся выполнять анализ артикуляции звуков. Голова клоуна сделана из пятилитровой прозрачной пластиковой бутылки. Волосы - из жёлтых ниток для вязания. Шляпа и все аксессуары выполнены из картона иобклеены яркой плёнкой. Внутри головы закреплены прозрачное нёбо, верхние и нижние зубы. На затылке есть круглая про­резь, куда входит рука ребёнка или взрос­лого.

При анализе артикуляции на руку надева­ют язык (широкий или узкий) из ярко-бор­довой бархатной ткани. Когда кисть рукипринимает положение, соответствующее форме языка при произнесении заданного звука, ребёнок самостоятельно анализируетего артикуляцию.

Сидоренко Л. Логопедическая поляна//Дошкольное воспитание, 2003, №7, с.74-80.

«Логопедическаяполянка»

У детей с нарушениями речи отме­чается недостаточная координа­ция пальцев при выполнении мел­ких операций. Это видно, когда они за­стегивают и расстегивают пуговицы, за­вязывают и развязывают шнурки. Учи­тывая это, а также снижен­ную речевую активность де­тей-логопатов, мы придума­ли «Логопедическую полян­ку»(рис. 1). Это своего рода фланелеграф, только он го­раздо больше обычного. Кроме того, предметы и действующих лиц своего рассказа дети прикрепляют с помощью липучек, пуго­виц, крючков, пришнуровы-вают. А главное, они сами становятся основными дей­ствующими лицами своегосочинения.

Обучение рассказыва­нию занимает большое мес­то в логопедической работе и проводится обычно с учетом индивидуальных особенностей де­тей. Поэтому и «Логопедическая полян­ка» используется нами, как правило, в работе по развитию мелкой моторики, мышления, связной речи с каждым ре­бенком, Возможность самому выбирать действующих лиц пробуждает вообра­жение ребенка, способствует развитию речи и мышления.

www.prodlenka.org

Клоуны Клёпа и Степа

Разделы: Логопедия

“Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям”. Так писал выдающийся педагог В.А.Сухомлинский.

Как заинтересовать детей своим предметом? Как сделать так, чтобы дети, играя, учились правильно и красиво говорить, изучать звуки и буквы?

Считаю, что логопедический кабинет должен превратиться в творческую мастерскую, где созданы все условия для обучения дошкольников с речевыми дефектами.

Важной частью работы логопеда является подготовка детей к обучению грамоте. Предлагаю учебное пособие “Клоуны Клепа и Степа”, оно успешно апробировано мною на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста. Использование данного пособия поможет педагогу поддерживать интерес к занятиям, развивать память, речь, одновременно изучается звук и его графическое изображение – букву.

Учебное пособие представляет собой двух клоунов. Первый клоун Клепа держит в руках два зонтика. Один зонтик красного цвета, а другой красно-зеленого цвета. На зонтике красного цвета расположены шесть магнитов. На них прикрепляются “колобки-звуки”. Это гласные звуки – (А), (О), (У), (Ы), (Э), (И). “Колобки-звуки в дальнейшем заменяются на буквы – А, О, У, Ы , Э, И. На втором зонтике – четыре магнита, там расположены гласные буквы Е, Ё, Ю, Я. На зонтиках есть колокольчики, так как гласные голосистые, они поются и тянутся.

Второй клоун Степа – жонглер. Он подбрасывает вверх 17 шариков. Шарики разного цвета. На середину шарика приклеен магнит. Шарики обозначают согласные звуки и имеют сине-зеленый цвет. Девять шариков с колокольчиком. Это звуки (М), (Н), (Р), (Л), (З), (В), (Д), (Г), (Б). Они звонкие, твердые или мягкие согласные звуки. Сине-зеленых шариков ровно шесть. Это согласные глухие, твердые или мягкие – (Х), (С), (Ф), (Т), (К), (П). И еще клоун Степа держит два коричневых шара. Они не обозначают звуки. Это буквы Ъ и Ь знаки. По мере изучения звуки надевают на себя буквенный костюмчик.

Около клоуна Степы стоят две корзиночки. В зеленой корзиночке находятся только мягкие согласные звуки – (Й), (Ч), (Щ), Звук (Й) имеет колокольчик, так как он звонкий согласный.

В синей корзиночке – твердые согласные звуки. Звук (Ж) звонкий согласный и так же имеет колокольчик. Все звуки надевают на себя буквенный костюмчик.

Использование пособия для усвоения понятия “Звук”

На зонтиках представлена схема артикуляции гласных звуков. Ребенок видит лишь степень открытия рта при произнесении того или иного гласного. Логопед пропевает по очереди все гласные и фиксирует внимание детей на их артикуляцию.

Детям можно предложить следующие варианты упражнений:

  • логопед поет по очереди гласные, ребенок показывает соответствующий “колобок-звук” (фото 1, Приложение 1
  • логопед показывает артикуляцию звуков на зонтике, дети называют гласный звук, который соответствует данной артикуляционной схеме.
  • дети слушают и повторяют вслед за педагогом стихи:

Звуки, звуки, слышим вас! Не уйдете вы от нас! Этих звуков только шесть. Громкий голос у них есть.

Звуки гласные мы знаем, без труда их различаем. (А), (У), (О), (Ы), (Э), (И) – вот такие все они.

Нет для них нигде преграды, петь мы эти звуки рады. Вызываем по порядку наши звуки на зарядку.

(А) – пошире рот открой! (У) – надул капризно губки Не ленись и громче пой! Их он вытянул как трубки. (И) – улыбка, весельчак, Округлив большие губы, Он смеется звонко так! (О) прикрыл немного зубы, На широком язычке Язык поглубже оттянул, Скачет звук как на седле. Спинку выгнул, “О-о-о…” – вздохнул.

Вот в задумчивом сомнение (Ы) хоть гласный, но тихоня, (Э) высказывает мнение: Все зевает он спросонья; “Э-э-э… Не знаю, что сказать. “Ы-ы-ы… Поспать еще часок... Может лучше помолчать?” Или может выпить сок?”                                 (Е.Карельская)

Клоун Степа знакомит детей с согласными звуками. Воздуху при произнесении согласных звуков приходится преодолевать преграду в виде губ, языка, зубов.

Согласных звуков очень много, Станет им узка дорога, Если выстроить их в ряд, Надо разделить отряд!

Согласные бывают твердые и мягкие. Твердые согласные всегда произносятся твердо и живут в синих квартирках, а мягкие согласные звуки произносятся мягко и живут в зеленых квартирках. Бываю согласные звонкими и глухими. Чтобы определить какой это звук, надо закрыть уши руками, чтобы услышать, как звенят эти звуки. У клоуна на шарике есть колокольчик, значит звук звонкий.

Чтобы легче запомнить согласные звуки, можно использовать стихи.

Кроме гласных есть другие. Вы не знаете какие? Много трудностей в пути Предстоит им всем пройти! То подъем, а то овраг, Крепость здесь построил враг. А за ней крутая горка, Спуск, забор, в заборе – щелка. Где ж находится все это? Жду сейчас от вас ответа. Да, преграды строят губы, Щеки, язычок и зубы. Победить должны их звуки, Нету времени для скуки. Понимаем мы прекрасно: Звуки бьются не напрасно! Ведь без шума той войны Будут звуки не слышны. Там в борьбе родится звук Не знаком ему испуг. Как зовутся те бойцы, Удалые молодцы? А друзья ну просто классные! Это звуки согласные                             (Е. Карельская)

Использование пособия “Клоуны Клепа и Степа” для изучения букв

По мере изучения звуков дети знакомятся с буквами. Надевают на звук буквенный костюмчик.

Можно предложить ребятам следующие задания:

  • произнеси звук и надень на него буквенный костюмчик. Ребенок заменяет “колобок-звук” на букву;
  • прочитай стихи о букве;
  • чтение прямых и обратных слогов. В центре зонтика крепится на магнит согласная буква, Дети читают с ней слоги. (фото 2)
  • творческое задание – придумать слова на пройденную букву. Игра “Кто больше?”

Использование пособия для расширения и уточнения словаря и навыков слогового анализа слов, расширение представлений о предметах и явлениях окружающей действительности

У клоуна Степы есть корзиночки. Их можно использовать для дидактических игр, таких как “Собери овощи и фрукты”, “Съедобное – несъедобное”, “Одежда и обувь”, “Игрушки и школьные принадлежности” и т.д. (фото 3)

Игра “Хлопочки”. Дети называют картинку и хлопками делят слово на слоги. На занятиях по развитию речи можно использовать зонтики, которые держит клоун Клепа.

Предлагаю фрагмент занятия “Сказка в гости приходи”.

– Смотрите, зонтик. Он какой-то необыкновенный. Давайте его рассмотрим.

Звучит веселая музыка. На зонтиках иллюстрации из сказок. Они на карточках с магнитами, прикрепляются на зонтики.

– А как вы думаете, о чем хочет поговорить зонтик? – О сказках…

Дети называют сказки, выбирают одну из сказок, беседуют по сказке и т.д.

Итак пособие “Клоуны Клепа и Степа” многофункциональное. Оно помогает уточнить понятия “звук” и “буква”, развивает фонематический слух, способствует развитию образного мышления, закрепляет навыки звукового слогового анализа, развивает память и речь.

Список использованной и рекомендованной литературы

  1. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. – СПб.: “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2005.
  2. Бортникова Л.Ф. ЧУДО-ЧИТАЙКА. Путешествие в страну звуков и букв. Екатеринбург: ООО “Издательский дом Литур”, 2007.
  3. Волина В.В. Веселая грамматика. м. Знание, 1999.
  4. Карельская Е. Поможем Буратино заговорить. Журнал “Дошкольное воспитание” №1,1999.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Наглядное пособие "Ротик – домик Веселого Язычка"

Разделы: Логопедия

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата.

В норме формирование правильного звукопроизношения у детей заканчивается к 4,5-5 годам. Однако, не все дошкольники в состоянии освоить произношение отдельных звуков родного языка. Значит, у них недостаточно развиты мышцы речевого аппарата. В преодолении этой проблемы ребёнку поможет работа по развитию основных движений органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти).

Эта работа проводится в форме артикуляционной гимнастики. Её цель- выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата и подготовка их к формированию правильного произношения фонем.

В работе по формированию правильного звукопроизношения важно вызвать интерес у детей. А для этого необходимо использовать игру, художественное слово, и, конечно же, наглядные пособия, побуждающие познавательную активность ребёнка и позволяющие ему избежать быстрого утомления.

Эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем разнообразнее чувственное восприятие материала, тем более прочно он усваивается. Эта закономерность нашла своё выражение в принципе наглядности, реализуемом, как нельзя лучше, в дошкольной педагогике. Наглядность в дидактике - это не только непосредственное зрительное восприятие. Она включает в себя восприятие и через моторные и тактильные ощущения. К.Д.Ушинский раскрыл значение наглядных ощущений для развития речи детей.

Желание проводить артикуляционную гимнастику необычно, более интересно, привлечь внимание детей и сохранить у них интерес к однообразной, а зачастую и монотонной работе, побудило меня создать такое наглядное пособие как «Ротик».

Хорошо известно, что дети очень любят манипулировать предметами. Данное пособие помогает быстрее освоить артикуляционные упражнения, поскольку ребёнок имеет реальную возможность рассмотреть, коснуться и почувствовать зубы, альвеолы, нёбо, язык, совершать различные движения языком, «выполнять» правильную артикуляцию звуков. Это способствует формированию более точных кинестетических ощущений, так необходимых для выработки артикуляционного уклада звуков. Ведь, играя с пособием, ребенок соотносит движения Весёлого язычка с движениями своего языка и ему легче запомнить и выполнить упражнения самому.

Уже много лет я с успехом использую в работе своё изобретение. Оно вызывает интерес не только у детей, но и у коллег, родителей. Поэтому я хочу поделиться опытом изготовления «Ротика» и с вами.

Итак, цель пособия - демонстрация упражнений при проведении артикуляционной гимнастики с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения.

Вам понадобятся: 2-х литровая пластиковая бутылка, поролон толщиной 1см и 4-5 см, тюбик (мягкий) из-под зубной пасты, красная гуашь, ёмкость для воды, гвоздь, 2 гайки, 2 болтика, ткань розового цвета, нитки, клей, вата, ножницы, кисточка.

Последовательность работы:

1. Вырезать из 2-х литровой бутылки цилиндр длиной 10-12 см, разрезать пополам (вдоль). Получатся 2 вогнутых прямоугольника. Это основа для ротика.

Рисунок 1

2. Для скрепления заготовок прожечь нагретым гвоздём отверстия в углах 3,4 предварительно совместив их. Для этого соединить заготовки, придав форму цилиндра (углы верхней части сверху нижней). После этого прожечь отверстия по краю линий 1-2.

Рисунок 2

3. Из тонкого поролона вырезать широкий и узкий язычки. Они должны помещаться в ротике. Из толстого поролона вырезать губы. Их длина должна совпадать со сторонами 1-2.

Рисунок 3

4. В ёмкость с небольшим количеством воды добавить гуашь. Покрасить вырезанные предметы, опустив их в насыщенный раствор, отжать, просушить.

Рисунок 4

5. Пришить губы к краям заготовок (линии 1-2).

Рисунок 5

6. Из тюбика из-под пасты вырезать несколько прямоугольников, придав им форму зубов. Приклеить в тех местах, где находятся верхние и нижние передние зубы.

Рисунок 6

7. Обклеить заготовки с обеих сторон тканью. За верхними зубами приклеить «альвеолы» - небольшой бугорок из ваты. Приклеить остальные прямоугольники в тех местах, где находятся верхние и нижние боковые зубы.

Рисунок 7

8. Совместить отверстия 3,4 (рис.2).Соединить части с помощью болтиков и гаек.

Рисунок 8

Ротик готов. Благодаря такому соединению он будет подвижен: закрываться и открываться.

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai