Читать онлайн "Внеклассная работа в начальных классах" автора Жогло Надежда Константиновна - RuLit - Страница 66. Гласные тянутся в песенке


Урок русского языка в 1-м классе по теме "Гласные звуки и буквы"

Разделы: Начальная школа

Цели и задачи:

  1. Образовательные: – закрепить минимум понятий о гласных звуках и буквах; развивать умение анализировать звуковой состав и его написание; выполнять звукобуквенный анализ; – помочь приобрести некоторый опыт обращения к словарю и узнать о существовании разных словарей; – активизировать работу над орфографической зоркостью и орфографической памятью школьников;
  2. Развивающие: – развивать мышление школьников через анализ, обобщение, рассуждение; – продолжить работу по развитию речи, памяти, внимания; – развивать умение пользоваться знаниями, приобретенными ранее;
  3. Воспитательные: – воспитывать в детях порядочность, доброту, отзывчивость, чувство коллективизма, взаимопомощи, уважения к мнению других; – продолжить работу по воспитанию уважения к родному языку.

Оборудование:

Мэр Ударения, Добрый Волшебник, Буквята, страна Азбуковедения, карточка со словом фонетика.

Ход урока

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Звуки с буквами пришли, Чтоб порядок навести. Внимание, девочки! Внимание, мальчики! Приготовьте ваши ручки, Разомните пальчики.

Ребята, сегодняшний урок мы проведем в сказке, которую составим сами из слогов, слов, предложений. Нас ждут новые друзья, приключения, интересные задания и многое другое.

II. Повторение о звуках, буквах, слоге, слове.

Итак, начинаем… А с каких слов обычно начинаются сказки?

В некотором царстве, в некотором государстве (или жили-были) звуки. Государство это было совсем крохотное, а жителей в нем было немного – немало всего 31. Никто и никогда не видел этих звуков, так как были они невидимками.

А вот слышать их можно было, потому что 6 из них были настоящими певцами: А, О, У, И, Ы, Э. Им очень тонко и красиво подпевали: Я, Е, Е, Ю.

Воздух свободно идет через рот, Нет препятствий разных, Голос участвует, голос зовет, Звук получается …(гласный)

Заранее подготовленный 1 ученик читает стихотворение:

Гласные тянутся в песенке звонкой, Могут заплакать и закричать, Могут в кроватке ребенка баюкать, Но не желают скрипеть и ворчать.

– Сколько всего гласных звуков существует? (6)

Для того чтобы различать звуки и буквы, звуки записывают в квадратных скобках.

Я тетрадочку открою И с наклоном положу. Я, друзья, от вас не скрою: Ручку я вот так держу! Сяду ровно не согнусь, За работу я возьмусь!

– Назовите и запишите их у себя в тетрадях? (а , о , у , ы , и , э ) (1 строчка.)

Все слова состоят из звуков, которые можно записать особыми значками – буквами. Звуки речи, или фонемы, изучает наука фонетика. Это название произошло от греческого слова фоне – звук.

– А сколько гласных букв в русском алфавите? (10)

– Назовите гласные буквы русского алфавита и запишите их у себя в тетрадях

(а о у ы э ы я е е ю) (2 строчка.)

Сейчас мы убедимся в певучести и значении гласных в словах, выполнив:

1 задание “Вставьте гласную букву в слово”. (Для работы приготовьте веер с гласными буквами.)

Р _ к, д _ м, м _ р, д _ б, с _ р (3 строчка.) (Один ученик у доски вставляет красным мелком.)

– Назовите буквы, которые вставили? (а о и у ы )

– Как они называются? (Гласные.)

– Какая буква лишняя? Почему?

Задание 2 Работа над непроверяемыми написаниями.

1. Фронтальная работа.

Прочитайте слова на доске:

Капуста, помидор, яблоко, горох, томат, яблоня, картофель, ягода, малина.

– Что вы можете сказать об этой группе слов?

– Что это за слова? (Словарные.)

2. Самостоятельная работа

– Выпишите слова, в которых первая и последняя буквы – гласные.

– Какие слова выписали? (Яблоко, яблоня, ягода.)

– Что их объединяет? (По 3 слога в каждом слове; первый слог – ударный, непроверяемая безударная гласная во втором слоге; во всех словах звуков больше, чем букв; все слова начинаются с гласной я.)

– Поставьте ударение, подчеркните гласную букву, которая обозначает безударный гласный звук.

– Выполним звукобуквенный состав слова ягода. Сколько букв? Сколько звуков? Почему?

Ягода – [й, а г а д а] 5б., 6зв. (Запись в тетрадь.)

В слове ягода букве я доверили сыграть 2 роли, но не всегда у нее бывает такое везение. В каких случаях букве предстоит сыграть 2 роли?

– Каким гласным буквам в театре звуков тоже доверяют сыграть 2 роли?

III. Физкультминутка

Итак, с 10 жителями страны вы уже знакомы. Остальные 21 тоже были добрыми и хорошими звуками, но петь они совершенно не умели. Вот послушайте о них:

Заранее подготовленный 2 ученик читает стихотворение:

А согласные согласны,Шелестеть, шептать, скрипеть,Даже фыркать и шипеть,Но не хочется им петь.

Есть еще 2 невидимых и неслышимых жителя в царстве. Вы уже догадались, кто это? Почему они даже не слышатся? (ь и ъ – служат для обозначения мягкости согласных).

IV. Знакомство с алфавитом.

Составляем сказку дальше.

Однажды в том царстве появился волшебник из другого государства. Ему там так понравилось, что он тотчас захотел поближе познакомиться с ее жителями. А когда узнал, что все жители– невидимки, то очень огорчился. Но он, все-таки, был добрым волшебником и подарил каждому звуку волшебное платье, причем, ни одно из них не было похоже на другое. И стоило его надеть, как сразу звук превращался в букву.

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение:

33 родных сестрицы,Дружные красавицы.Взявшись за руки, стоят,Всем ребятам нравятся.

А кто обычно правит в царстве? (Царь или царица.)

У нашего царя до сегодняшнего дня было прекрасное имя. Но, как в любой сказке, появился злой волшебник и зашифровал его имя в этом ребусе:

А * * а * и * (Алфавит.)

Буквы в своих замечательных платьях перед вами стоят в определенном порядке, каждая на своем месте.

К вам они сейчас спешат, Славные сестрицы, Очень просят всех ребят С ними подружиться.

– Давайте правильно прочитаем весь алфавит (хором).

Отправляемся в сказку дальше.

Как-то в прекрасную страну Азбуковедения пришел злой волшебник. Навстречу ему вышли гласные буквы. Их-то он и заколдовал. Да так, что они стали друг на друга похожи. (Буквята)

Буква о стала походить на а, е на и, а на о, и на е. Колдун исчез, а в стране началась величайшая путаница. Только доброе ударение могло помочь буквам. Достаточно ему было ударить над гласной буквой в ладоши, как тут же слетала с нее обманчивая волшебная маска и буква становилась сама собой.

– Буква под ударением ясна и понятна. Как она называется? (Правильно, ударная гласная.) Звук в сильной позиции слышится четко, ясно.

– А как называются те гласные, которых ударение еще не коснулось? (Безударными гласными.) В слабой позиции звук слышится нечетко, неясно.

Буквы еще заколдованы и ждут своего часа. Вы, ребята, могли бы помочь им. Запомните волшебные слова.

Ударение над гласной Может сделать букву ясной. (Заучите эти волшебные слова.) Если буква гласная вызвала сомнение, Ты ее немедленно поставь под ударение.

А сейчас мэр Ударения предлагает вам свои задания.

VI. Работа со словами с безударными гласными. (Прочитайте слова.)

Уд*рение, д*бро, эп*зод

– Какие буквы пропущены? Как проверим написание пропущенных букв? Я вижу, что 3 слово у вас вызвало затруднение.

– Понятно ли вам значение этого слова?

Чтобы приоткрыть дверцу в тайну этого слова нужно обратиться к добрым, умным волшебникам-книгам, с которыми нам с вами еще предстоит очень часто встречаться. Одним из таких волшебников является толковый словарь Ожегова, где дается толкование слов. (Читает учитель.)

А сейчас я предлагаю вам посмотреть на фрагмент из толкового словаря в вашей научной книге на с.4

Гласная буква в слабой позиции в данном слове вызвала затруднение. Попробуйте подобрать проверочное слово. Даже всемогущий мэр Ударения не в силах помочь. Такие слова живут в другой книге в орфографическом словаре, где можно проверить правильное написание любого слова. Какое еще ошибкоопасное место встретилось в этом слове? (Парная согласная на конце слова.)

– Назовите проверочные слова.

Запишите слова в тетрадь, помня обо всех орфограммах, которые мы назвали.

Обратимся вновь к научной книге. Рассмотрите иллюстрации на этой странице.

Вспомните интересный эпизод к рассказу В.Драгунского “Заколдованная буква”.

VII. Итог урока.

Среди жителей государства, в котором мы сегодня побывали, есть 2 большие группы.

– Какие? (Гласные и согласные.)

– Сколько гласных букв, звуков?

– Какие гласные буквы обозначают 2 звука и когда?

а

я

о

е

э

е

 у

ю

ы

и

(На доске.)

– Каким гласным буквам в театре звуков доверяют сыграть 2 роли?

Все герои нашей сказки, с которыми мы познакомились сегодня, на мой взгляд, были добрыми и умными. Мне хочется, чтобы вас в жизни всегда окружали только добрые сказки, и чтобы вы как можно дольше верили в чудеса.

У меня на доске сердечко большого цветка, но лепестков у этого цветка пока нет, он еще не расцвел. Но когда он расцветет, то будет таким, какое настроение у вас в данный момент. А теперь закройте глаза и представьте, какого цвета цветок расцвел у вас в душе. Откройте глаза и посмотрите на парту. У каждого лежит лепесток. Раскрасьте его цветом, соответствующим вашему настроению. Вот какой радостный и яркий наш 1 урок. Я благодарю вас за работу.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Статья отнесена к разделу

Урок русского языка в 1-м классе по теме "Гласные звуки и буквы"

Дюрягина Оксана Анатольевна, учитель начальных классов

Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе

Цели и задачи:

  1. Образовательные: – закрепить минимум понятий о гласных звуках и буквах; развивать умение анализировать звуковой состав и его написание; выполнять звукобуквенный анализ;– помочь приобрести некоторый опыт обращения к словарю и узнать о существовании разных словарей;– активизировать работу над орфографической зоркостью и орфографической памятью школьников;
  2. Развивающие: – развивать мышление школьников через анализ, обобщение, рассуждение; – продолжить работу по развитию речи, памяти, внимания; – развивать умение пользоваться знаниями, приобретенными ранее;
  3. Воспитательные: – воспитывать в детях порядочность, доброту, отзывчивость, чувство коллективизма, взаимопомощи, уважения к мнению других; – продолжить работу по воспитанию уважения к родному языку.
Оборудование:

Мэр Ударения, Добрый Волшебник, Буквята, страна Азбуковедения, карточка со словом фонетика.

^

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,Начинается урок.Звуки с буквами пришли,Чтоб порядок навести.Внимание, девочки!Внимание, мальчики!Приготовьте ваши ручки,Разомните пальчики.

Ребята, сегодняшний урок мы проведем в сказке, которую составим сами из слогов, слов, предложений. Нас ждут новые друзья, приключения, интересные задания и многое другое.

^

Итак, начинаем… А с каких слов обычно начинаются сказки?

В некотором царстве, в некотором государстве (или жили-были) звуки. Государство это было совсем крохотное, а жителей в нем было немного – немало всего 31. Никто и никогда не видел этих звуков, так как были они невидимками.

А вот слышать их можно было, потому что 6 из них были настоящими певцами: А, О, У, И, Ы, Э. Им очень тонко и красиво подпевали: Я, Е, Е, Ю.

^

Заранее подготовленный 1 ученик читает стихотворение:

^

– Сколько всего гласных звуков существует? (6)

Для того чтобы различать звуки и буквы, звуки записывают в квадратных скобках.

Я тетрадочку откроюИ с наклоном положу.Я, друзья, от вас не скрою:Ручку я вот так держу!Сяду ровно не согнусь, За работу я возьмусь!

– Назовите и запишите их у себя в тетрадях? (а , о , у , ы , и , э ) (1 строчка.)

Все слова состоят из звуков, которые можно записать особыми значками – буквами. Звуки речи, или фонемы, изучает наука фонетика. Это название произошло от греческого слова фоне – звук.

– А сколько гласных букв в русском алфавите? (10)

– Назовите гласные буквы русского алфавита и запишите их у себя в тетрадях

(а о у ы э ы я е е ю) (2 строчка.)

Сейчас мы убедимся в певучести и значении гласных в словах, выполнив:

1 задание “Вставьте гласную букву в слово”. (Для работы приготовьте веер с гласными буквами.)

Р _ к, д _ м, м _ р, д _ б, с _ р (3 строчка.) (Один ученик у доски вставляет красным мелком.)

– Назовите буквы, которые вставили? (а о и у ы )

– Как они называются? (Гласные.)

– Какая буква лишняя? Почему?

^

1. Фронтальная работа.

Прочитайте слова на доске:

Капуста, помидор, яблоко, горох, томат, яблоня, картофель, ягода, малина.

– Что вы можете сказать об этой группе слов?

– Что это за слова? (Словарные.)

^

– Выпишите слова, в которых первая и последняя буквы – гласные.

– Какие слова выписали? (Яблоко, яблоня, ягода.)

– Что их объединяет? (По 3 слога в каждом слове; первый слог – ударный, непроверяемая безударная гласная во втором слоге; во всех словах звуков больше, чем букв; все слова начинаются с гласной я.)

– Поставьте ударение, подчеркните гласную букву, которая обозначает безударный гласный звук.

– Выполним звукобуквенный состав слова ягода. Сколько букв? Сколько звуков? Почему?

Ягода – [й, а г а д а] 5б., 6зв. (^

В слове ягода букве я доверили сыграть 2 роли, но не всегда у нее бывает такое везение. В каких случаях букве предстоит сыграть 2 роли?

– Каким гласным буквам в театре звуков тоже доверяют сыграть 2 роли?

^

Итак, с 10 жителями страны вы уже знакомы. Остальные 21 тоже были добрыми и хорошими звуками, но петь они совершенно не умели. Вот послушайте о них:

Заранее подготовленный 2 ученик читает стихотворение:

А согласные согласны,Шелестеть, шептать, скрипеть,Даже фыркать и шипеть,Но не хочется им петь.

Есть еще 2 невидимых и неслышимых жителя в царстве. Вы уже догадались, кто это? Почему они даже не слышатся? (ь и ъ – служат для обозначения мягкости согласных).

^

Составляем сказку дальше.

Однажды в том царстве появился волшебник из другого государства. Ему там так понравилось, что он тотчас захотел поближе познакомиться с ее жителями. А когда узнал, что все жители– невидимки, то очень огорчился. Но он, все-таки, был добрым волшебником и подарил каждому звуку волшебное платье, причем, ни одно из них не было похоже на другое. И стоило его надеть, как сразу звук превращался в букву.

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение:

33 родных сестрицы,Дружные красавицы.Взявшись за руки, стоят,Всем ребятам нравятся.

А кто обычно правит в царстве? (Царь или царица.)

У нашего царя до сегодняшнего дня было прекрасное имя. Но, как в любой сказке, появился злой волшебник и зашифровал его имя в этом ребусе:

А * * а * и * (Алфавит.)

Буквы в своих замечательных платьях перед вами стоят в определенном порядке, каждая на своем месте.

^

– Давайте правильно прочитаем весь алфавит (хором).

Отправляемся в сказку дальше.

Как-то в прекрасную страну Азбуковедения пришел злой волшебник. Навстречу ему вышли гласные буквы. Их-то он и заколдовал. Да так, что они стали друг на друга похожи. (Буквята)

Буква о стала походить на а, е на и, а на о, и на е. Колдун исчез, а в стране началась величайшая путаница. Только доброе ударение могло помочь буквам. Достаточно ему было ударить над гласной буквой в ладоши, как тут же слетала с нее обманчивая волшебная маска и буква становилась сама собой.

– Буква под ударением ясна и понятна. Как она называется? (Правильно, ударная гласная.) Звук в сильной позиции слышится четко, ясно.

– А как называются те гласные, которых ударение еще не коснулось? (Безударными гласными.) В слабой позиции звук слышится нечетко, неясно.

Буквы еще заколдованы и ждут своего часа. Вы, ребята, могли бы помочь им. Запомните волшебные слова.

^ (Заучите эти волшебные слова.)Если буква гласная вызвала сомнение,Ты ее немедленно поставь под ударение.

А сейчас мэр Ударения предлагает вам свои задания.

^  (Прочитайте слова.)

Уд*рение, д*бро, эп*зод

– Какие буквы пропущены? Как проверим написание пропущенных букв? Я вижу, что 3 слово у вас вызвало затруднение.

– Понятно ли вам значение этого слова?

Чтобы приоткрыть дверцу в тайну этого слова нужно обратиться к добрым, умным волшебникам-книгам, с которыми нам с вами еще предстоит очень часто встречаться. Одним из таких волшебников является толковый словарь Ожегова, где дается толкование слов. (Читает учитель.)

А сейчас я предлагаю вам посмотреть на фрагмент из толкового словаря в вашей научной книге на с.4

Гласная буква в слабой позиции в данном слове вызвала затруднение. Попробуйте подобрать проверочное слово. Даже всемогущий мэр Ударения не в силах помочь. Такие слова живут в другой книге в орфографическом словаре, где можно проверить правильное написание любого слова. Какое еще ошибкоопасное место встретилось в этом слове? (Парная согласная на конце слова.)

– Назовите проверочные слова.

Запишите слова в тетрадь, помня обо всех орфограммах, которые мы назвали.

Обратимся вновь к научной книге. Рассмотрите иллюстрации на этой странице.

Вспомните интересный эпизод к рассказу В.Драгунского “Заколдованная буква”.

^

Среди жителей государства, в котором мы сегодня побывали, есть 2 большие группы.

– Какие? (Гласные и согласные.)

– Сколько гласных букв, звуков?

– Какие гласные буквы обозначают 2 звука и когда?

а

я

о

е

э

е

 у

ю

ы

и

(На доске.)

– Каким гласным буквам в театре звуков доверяют сыграть 2 роли?

Все герои нашей сказки, с которыми мы познакомились сегодня, на мой взгляд, были добрыми и умными. Мне хочется, чтобы вас в жизни всегда окружали только добрые сказки, и чтобы вы как можно дольше верили в чудеса.

У меня на доске сердечко большого цветка, но лепестков у этого цветка пока нет, он еще не расцвел. Но когда он расцветет, то будет таким, какое настроение у вас в данный момент. А теперь закройте глаза и представьте, какого цвета цветок расцвел у вас в душе. Откройте глаза и посмотрите на парту. У каждого лежит лепесток. Раскрасьте его цветом, соответствующим вашему настроению. Вот какой радостный и яркий наш 1 урок. Я благодарю вас за работу.

Поделиться

 

ignorik.ru

Гласные тянутся в песенке звонкой. Могут заплакать и закричать В темном лесу звать и аукать И в колыбельке ребёнка баюкать.. А согласные согласны Шелестеть, шептать, скрипеть Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь.

Гласные тянутся в песенке звонкой. Могут заплакать и закричатьВ темном лесу звать и аукатьИ в колыбельке ребёнка баюкать..Знает каждый из ребятОни произносятся без преград.А согласные согласныШелестеть, шептать, скрипетьДаже фыркать и шипеть,Но не хочется им петь.Если звонкие, громко,Громко можем закричать.Ну, если мы глухиеСможем только прошептать.Гласным все мы подчиняемся

И под них звучать стараемсяЕсли гласные прикажутСможем мягко прозвучать.Ну, а если не прикажутБудем твёрдо мы стоять.Нет не все мы подчиняемсяВсегда быть мягкими стараемся.А нас не сможешь ты смягчить. Всегда нам твердым надо быть.А вы про нас забыли?Мягкий знак и твёрдый знакНе произносятся никак.

Аист с нами прожил лето,А зимой гостил он где-то.Ягод нет кислее клюквы.Я на память знаю буквы.

Иней лег на ветви ели,Иглы за ночь побелели.В начале слова букву Ы нигде вы не ищите. Есть в середине и в концеК примеру в слове РЫБЫ

Ослик был сегодня зол:Он узнал, что он осел.Ель на ежика похожа:Еж в иголках, елка - тоже.Эта кнопка и шнурок -Электрический звонок.

Ученик учил уроки - Жук упал и встать не может.Ждет он, кто ему поможет.

У него в чернилах щеки.Юнга - будущий матрос -Южных рыбок нам привез

Бегемот разинул рот:Булки просит бегемот.Панцирь носит черепаха,Прячет голову от страха.

Воробей просил воронуВызвать волка к телефону.Флот плывет к родной земле.Флаг на каждом корабле.

Гриб растет среди дорожки, -Голова на тонкой ножке.Кот ловил мышей и крыс.Кролик лист капустный грыз.

Дятел жил в дупле пустом,Дуб долбил, как долотом.Таракан живет за печкой, -То-то теплое местечко!

Звезды видели мы днемЗа рекою, над Кремлем...Спит спокойно старый слон -Стоя спать умеет он.

Лодки по морю плывут,Люди веслами гребут.Носорог бодает рогом.Не шутите с носорогом!

Мед в лесу медведь нашел, -Мало меду, много пчел.

Роет землю серый крот -Разоряет огород.

Часовщик, прищурив глаз,Чинит часики для нас.Щеткой чищу я щенка,Щекочу ему бока.Ходит по лесу хорек,Хищный маленький зверек.

Цапля, важная, носатая,Целый день стоит, как статуя.

Букварь, наш Букварь по твоим мы страничкамСловно по сказочным тропам мы шли Сколько заданий, загадок и ребусовМы у тебя на страничках нашли.Помню ребус нам задали Мама с бабушкой решали, Папа с дедушкой решали, Попросили дядю Колю - Был отличником он вшколе, И профессор дядя Слава, И артистка тетя Клава, И мой лучший друг Алешка, И мой младший брат Антошка – Всем подъездом мы решали Так его не отгадали.

Зато, закончив наш букварь, С любой загадкой справимся Нам и шарады по зубам, И ребусы нам нравятся.

Но страницы прошуршали, Буквы 33 узнали И теперь любую книжку Мы прочтем без передышки.

Как хорошо уметь читать, Не надо к маме пристав

unlimitdocs.net

Читать онлайн "Внеклассная работа в начальных классах" автора Жогло Надежда Константиновна - RuLit

ВЕДУЩИЙ. А теперь ответьте Незнайке на вопрос. Незнайка: Ребята! Чему учатся первоклассники по Букварю?

1-й ученик. Ежедневно по утрам заниматься надо нам. Мы с доски не сводим глаз, а учитель учит нас.

2-й ученик. Ель, топор, лопата, руки – в каждом слове слышим звуки. Звуки это разные: гласные, согласные.

3-й ученик. Гласные тянутся в песенке звонкой, могут заплакать и закричать, В темном лесу звать и скучать, и в колыбельке ребенка баюкать Но не желают свистеть и ворчать.

4-й ученик. А согласные согласны шелестеть, шептать, свистеть, даже фыркать и скрипеть, но не хочется им петь!

5-й ученик. Дружат гласная с согласной составляя вместе слог. МА-и-ША, а вместе МАША к нам явилась на урок.

6-й ученик. Сколько в слове гласных, столько и слогов: это знает каждый из учеников.

ВЕДУЩИЙ. Игра-загадка. Из какого слога этот слог.

Песня «Далеко, далеко» I куплет.

Далеко на лугу пасутся ко…

Дети – кони?

– Нет не кони.

– Козы?

– Нет не козы.

– Коровы!

– Правильно коровы! Пейте дети молоко, будете здоровы.

7-й ученик. Соединим мы два слова и предложение готово.

Все: Дождь идет. Гремит гроза. Улетела стрекоза.

ВЕДУЩИЙ. Просто стихи получились. А помните стихи на букву Ха?

Физминутка.

Хомка, хомка, хомячок!

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встает,

Щечки моет, шейку трет.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку: 1, 2, 3, 4, 5,

Хомка хочет сильным стать.

ВЕДУЩИЙ. Вы заслуживаете оценку.

Все: МОЛОДЦЫ! Стих про белочку.

1-й ученик. Давно ль читали мы с трудом?

2-й ученик. До-мик

3-й ученик. Дом

4-й ученик. Ми-ша мал.

5-й ученик. Ми-ша мал.

6-й ученик. Ми-ша дом сло-мал.

7-й ученик. Давно ль мы звали маму и впервые сами вслух читали маме:

8-й ученик. Ма-ма мы-ла ра-му.

9-й ученик. Прошел сентябрь, октябрь, ноябрь и одолели мы букварь!

10-й ученик. Поздравил нас десятый класс – вот нам какая честь!

11-й ученик. Гостям решили мы рассказ про белочку прочесть.

12-й ученик. Но от волненья я прочла, что в клетке булочка жила!

Игра «Ремонт»

ВЕДУЩИЙ. Прошу отремонтировать слова.

Здесь обычные слова,

Все их знает каждый,

В них стояла буква «а»

Трижды или дважды.

Иногда всего одна

(Только не сначала).

Но сегодня… – Вот дела!

Буква «а» сбежала.

Ну и ну! Простыл и след!

Где набрались прыти?

Срочно дайте мне ответ,

Букву отыщите!

Игра «Ремонт» (Ответы: барабан, старт, стакан, награда, марка, карандаш).

Мальвина: Я очень довольна вами, ребята, и считаю, что вы заслужили оценку (показывает плакат) ОТЛИЧНО Хлопают.

ВЕДУЩИЙ. Чтоб пыл веселья не угас, чтоб время шло быстрее Друзья я приглашаю вас на танец поскорее. Танец полька.

ВЕДУЩИЙ. На страницах букваря вы каждый день встречались с прекрасными русскими буквами. Одни узнавали их впервые, для других это была радостная встреча со старыми знакомыми.

1-й ученик. Но в школе мы с ними знакомились лично.

2-й ученик. Белые листы у книг, много черных букв на них. Для людей они важны, знать ребята их должны.

Игра «Щи».

Буквы разуму верны и за это им даны высочайшие права – образовывать слова.

Давай сегодня сварим «щи»!

Слова такие отыщи,

Чтоб в каждом было щей немножко

Уже кастрюля на плите,

Берите буквы только те,

Что смотрят из лукошка. (Ответы: щипцы, ящик, клещи)

Игра Г К

Между собой уже века живут в согласьи Г и Ка

И не впадает Ка в обиду когда ее сменяет Г, что схожа с цаплею по виду и на одной ноге стоит.

К: открыл однажды крот

Г: в горе огромный грот

К: достал мешок костей

Г: и пригласил гостей

К: издалека шакал

Г: на пир к нему шагал

К: топтыгин шапку скинул

Г: шакал от страха сгинул

К: а краб бороться с крабом

Г: давай в тени под грабом

К: свернулся еж в клубок

Г: стал сон его глубок

К: и, закусив, корой

Г: зайчишка под горой, чтоб отличиться в играх,

К: плясал до боли в икрах.

Какая буква русской азбуки всегда обозначает ударный звук?

Все: буква «ё»

1-й ученик. Расскажи-ка буква «ё» как твое житье-бытье?

2-й ученик. Буква ё дает отчет:

«Ё»: Ничего житье течет. Я ударная всегда!

3-й ученик. Ой-ё-ёй!

Все: Вот это да!

Азбука: Подружиться с буквами азбуки вам помогали даже звери и игрушки.

Пес: Смотрите – буква!

Коза: Вот те на: не в книжке – на дорожке!

Бык: Как называется она, похожая на рожки? —

4-й ученик. Ученый пес, бык и коза таращат на нее глаза: коза прикинула в уме, сказала:

www.rulit.me

Ответы@Mail.Ru: признаки гласных звуков

отсутствие шума при артикуляции

их можно петь.

Гласные тянутся в песенке звонкой, Могут заплакать и закричать. Так учат детей в начальной школе отличать гласные от согласных. Гласный звук свободно выходит из полости рта, не встречая препятствий (губы, зубы, язык) , чего нельзя сказать о согласных

Связано это с тем, что в русском языке количество звуков и букв не совпадает. Одна буква может называть различные звуки. В других случаях один и тот же звук обозначается разными буквами. Указанное явление относится ко всем звукам языка, но особого внимания к себе требуют гласные буквы и звуки. Буква - это знак, с помощью которого можно зафиксировать на письме произносимые звуки. Они воспринимаются органами зрения. Количество букв в современном русском языке неизменно и составляет 33 знака. Звук - это неделимая единица устной речи. Он образуется благодаря работе речевого аппарата. Восприятие звуков осуществляется органами слуха. Гораздо сложнее дать ответ на вопрос о количественном составе звуков речи. Современные ученые-лингвисты до сих пор не пришли к единому мнению на этот счет. Однако утверждение о том, что устная речь появилась гораздо раньше письменной, не вызывает сомнений ни у кого. Признаки гласных В сравнительной количественной характеристике с согласными гласные буквы и звуки в русском языке находятся в меньшинстве - их, соответственно, десять (а, я, о, ё, у, ю, э, е, и, ы) и шесть (а, о, у, э, и, ы). Источником гласных звуков является голос при полном отсутствии шума - это их первый и самый важный признак.

Их можно петь и они тянутся.

могут заплакать и закричать и запеть

touch.otvet.mail.ru

План-конспект по грамматике для учащихся 1 классов

Тема: Игра – путешествия: «Царство звуков и букв».

Цель:1.Провести с детьми игру-путешествия, систематизация и расширения знаний о гласных и согласных.

2. Расширять представления учащихся о гласных и согласных звуков и букв.

3. Пополнять словарный запас учащихся, развивать мелкую моторику, воспитывать любовь и интерес ко всему окружающему.

Оборудование: плакат с буквами, загадки, гость «Незнайка», «следы», кисточки, гуашь, бумага, гости сказок.

Ход занятия.

1.Орг.момент.

Картинка «Незнайки».

Ребята, кто к нам пришёл?(Незнайка)

Незнайка, что ты здесь делаешь?

Ребята, Незнайка заблудился.

Поможем ему?

Ребята, что здесь, куда мы попали?

1.Станция: «Царство букв и звуков».

Это замки двух фей: Красной и Синей феи.

В замке Красной феи расцвели красные цветочки. Здесь живут гласные звуки и буквы.

Стих: Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

В тёмном лесу звать и аукать

И в колыбельке Алёнку баюкать,

Но не желают свистеть и ворчать

Ребята, давайте откроем цветочки и вспомним гласные звуки с которыми мы с Вами познакомились.

Открывают и произносят каждый звук.(а,у,о,и)

В замке Синей феи живут согласные звуки. Синяя фея посадила синие цветочки. Здесь живут согласные звуки.

Стих: А согласные согласны

Шелестеть, шептать, свистеть.

Даже фыркать и скрипеть,

Но не хочется им петь.(М,П,З,Р,С,Т,В,Ж,К,Ш,Н,Л,Х,Б)

Какие же согласные звуки мы знаем?(открывают синие цветы)

Ребята, когда соединяются буквы получаются слоги, из слогов мы с вами складываем слова:МАМА,ПАПА.

Стих: Буквы рядом,

Ровно, прямо –

Встали честь по чести.

И сказали дружно

МАМА

Вот, что значит вместе!

В каждом слове

Там и тут

Буквы дружные живут.

Ребята складывают слова: МАМА,ПАПА.

2.Игра: «Это я, это я это все мои друзья.

Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу?- Это я...Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?- Нет, не я...Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?! - Это я...Кто из вас хранит в порядке книжки ручки и тетрадки?- Это я... Кто из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух?- Нет не я...Кто из вас, скажите хором, занят в классе разговором?!- Нет, не я...Кто из вас, узнать хочу, забияка и драчун?- Нет не я...Кто из вас такой ловкач лучше всех играет в мяч?- Это я...Кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру?- Это я... Это кто играл в футбол и забил в окошко гол?- Нет не я...Кто из вас своим трудом украшает класс и дом?!- Это я...Есть ребята между вами те, кто помогает маме?!- Это я... Кто из вас из малышей ходит грязный до ушей?- Нет, не я...Кто из вас сюда принес песни, шутки, смех до слез?!- Это я...

3.Станция «Загадки».

Стоит веселый, светлый дом,Ребят проворных много в нем,Там пишут и считают,Рисуют и читают.(Школа)

Кулик невеликЦелой сотне велит:То сядь да учись,То встань, разойдись.(Школьный звонок)

До чего же скучно, братцы,На чужой спине кататься!Дал бы кто мне пару ног,Чтобы сам я бегать мог.Я б такой исполнил танец!Да нельзя, я школьный ...(Ранец)

Новый дом несу в руке.Дверцы дома на замке,Обитают в доме томКнижки, ручки и альбом.(Портфель)

Есть добрая вещица у меня.Нельзя мне без нее Прожить и дня.Помогает мне во всем, Но живет моим умом.Я решу – она решит,Я спешу – она спешит...Занимательная штучкаКак зовется она?(Ручка)

Пишет он, когда диктуют Он и чертит, и рисует.А сегодня вечерком Он раскрасил мне альбом.(Карандаш)

Разноцветные сестрицыЗаскучали без водицы,Дядя, длинный и худой,Носит воду бородой.И сестрицы вместе с нимНарисуют дом и дым...(Краски и кисточка)

В черном поле заяц белыйПрыгал, бегал, петли делал.След за ним был тоже бел.Кто же этот заяц?(Мел)

Я люблю прямоту, Я сама прямая.Сделать ровную черту Всем я помогаю.Что-нибудь без меня Начертить сумей-каУгадайте-ка, друзья, Кто же я?(Линейка)

То я в клетку, то в линейку, Написать по ней сумей-ка, Можешь и нарисовать.Называюсь я ...(Тетрадь)

Черные, кривые, От рождения немые,

А как только станут в ряд -Сразу все заговорят.(Буквы)

Знаки, черточки и точки –Если их составить в строчки,На страницы поместить –Начинают говорить.Небольшой для текстов дом,А как много мыслей в нем.(Книга)

У стены большой и важный –Дом стоит многоэтажный.Мы на нижнем этажеВсех жильцов прочли уже!(Книжный шкаф)

У каждой девчонки, Любого мальчишкиВ портфеле есть Эта заветная книжка.Читают и ныне, Читали и встарьЧудесную книжку С названьем...(Букварь)

4.Станция: «Кисточка»

Практическая работа учащихся.(рисуют одуванчики)

5.Станция: «Чему учат в школе»

Песня «Чему учат в школе».

6.Итог занятия.(гостинцы от Незнайки)

infourok.ru

Внеклассное мероприятие "Праздник прощания с азбукой"

Разделы: Внеклассная работа

Ход праздника

Ведущий:

Гости собираются, Праздник начинается!

- Дорогие ребята, сегодня у нас знаменательный день – мы перелистнули последнюю страницу азбуки – первой учебной книги и должны попрощаться с ней.

Дети читают стихи:

  1. Машинисты и ткачи, Трактористы и врачи, Лесорубы и шахтёры, Космонавты и актёры- Все когда - то в первый раз Приходили в первый класс.
  2. Ежедневно по утрам Заниматься надо нам. Мы с доски не сводим глаз,\ А учитель учит нас. Ель, топор, лопата, руки – В каждом слове слышим звуки.
  3. Звуки эти разные – Гласные, согласные. Гласные тянутся в песенке звонкой, Могут заплакать и закричать, В тёмном лесу звать и аукать, И в колыбельке ребёнка баюкать, Но не желают свистеть и ворчать.
  4. А согласные согласны Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь!
  5. Теперь мы знаем буквы, знаем слоги. Мы прилагали силы, не ленились! И постепенно, и понемногу Читать мы научились!

Ведущий: Ребята, благодаря какой книге мы с вами научились читать?

Дети: Азбуке!

Под весёлую музыку в класс входит Азбука.

Азбука:

Я – азбука, учу читать, Меня никак нельзя не знать! Меня изучишь хорошо – И сможешь ты тогда Любую книжку прочитать Без всякого труда.

Ведущий: Дорогая Азбука, мы очень рады видеть тебя. Сегодня мы попрощаемся с тобой, но сначала ребята покажут, чему они научились благодаря тебе.

- А знаете, ребята, сегодня у нас в гостях не только Азбука. Хотите узнать, гостей?

Отгадайте загадку:

Столяр Джузеппе – сизый нос Полено как-то в дом принёс. Он начал что-то мастерить, Полено стало говорить. Кто в том полене говорил? Кого Джузеппе смастерил? (Буратино.)

(Слайд №1)  – по щелчку конверт «уплывает».

Ведущий: У Буратино для вас, ребята, есть задание. Он принёс слоги, а что из них может получиться, не знает. Поможем ему?

Рисунок 1

На доске закрепляются слоги (рисунок 1). Дети читают слоги, составляют из них слова.

Азбука: Молодцы, ребята, справились с заданием.

Ведущий: А вот и следующий гость.

Для него прогулка-праздник, И на мёд особый нюх. Это плюшевый проказник Медвежонок … (Вини-Пух.)

(Слайд №2)

- И у него есть для вас задание. Вини-Пух великий путаник. У него все буквы в словах перепутались. Помогите восстановить слова и вы прочитаете названия животных.

Рисунок 2

На доске крепятся буквы на магнитах (рисунок2). Дети восстанавливают и читают слова:

  • Барсук, белка, петух, зебра, утка, осёл, курица.

Группировка животных: домашние птицы и дикие животные.

Азбука: Очень трудное задание было, но и с ним ребята справились. Можно и отдохнуть.

Физкультурная разминка.

Ведущий: А у нас еще один гость.

Появилась девочка в чашечке цветка, А была та девочка чуть больше ноготка. В ореховой скорлупке девочка спала. Как же эту девочка мама назвала? (Дюймовочка.)

(Слайд №3)

- Послушайте задание Дюймовочки. Она хотела прочитать для вас стихотворение, но предложения были большими, а она такая маленькая. Помогите собрать из слов предложения и восстановить стихотворение.

Рисунок 3

На разноцветных полосках написаны слова, из них дети собирают предложения и составляют стихотворение:

Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать. Не надо бабушку трясти: -Прочти, пожалуйста, прочти! Не надо звать, не надо ждать! А можно взять и прочитать!

(Хоровое чтение.)

Азбука: А теперь, ребята, задание от меня. Если вы так много знаете, то справитесь легко. Отгадайте загадки и разгадайте кроссворд. (Слайд №4) Если все ответы будут верными, в центре кроссворда вы прочитаете очень важное слово.

К нам пришли сюда не зря. Изучая из секреты, Ты на всё найдёшь ответы. Но скажи-ка мне пока Как зовут их? ..... Азбука.

- Должен он пораньше встать, Чтоб за партой не зевать, Чтоб проверить, всё ль в порядке В ранце ль книжки и тетрадки? А вопрос такой возник: Кто он? Это ..... ученик.

Когда приходим мы в свой класс, Он встречает первым нас. Он знает всё, бывает строгим, В мир знаний открывает нам дорогу. Кто он, назовите ..... учитель.

Путешествую по странам, По морям и океанам, И по суше и средь вод – Мне не нужен пароход, Поезд, самолёт, автобус, Потому, что есть, друзья, Шар волшебный у меня, Называется он ..... глобус.

Зря страницы не листай. Там, где я, там открывай! Я нужна вам для порядка. Называюсь я ..... закладка.

Ведущий: Какое же слово получилось в центре? Почему Азбука назвала его важным? Сегодня мы расстаемся с первой книгой Азбукой и знакомимся с новой книгой. Встречайте!

Родная речь: Я очень рада встрече с вами, ребята. Мы вместе с вами узнаем много интересных рассказов, прочитаем сказки и стихи, познакомимся с детскими писателями и поэтами. Но чтобы встречи наши были радостными, постарайтесь правильно обращаться со мной.

Ведущий: А как же это – правильно? Вы знаете, ребята?

Повторение правил работы с книгой.

Ведущий: Пора проститься с Азбукой. Закончились задания. Приглашаем всех на чаепитие.

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai