Урок ИЗО в 3 классе. Изо в третьем классе
Урок изобразительного искусства в 3 классе «Радуга». Лучинская базовая школа
Разработал учитель
начальных классов
высшей квалификационной категории
Голдаева И.В.
Урок изобразительного искусства в 3 классе
Разделы программы: «Эстетическое восприятие действительности», «Восприятие произведений искусства», «Изображение на плоскости. Цвет».
Тема практической работы: «Радуга» .
Цель урока: планируется, что к окончанию урока учащиеся будут знать выразительные свойства цвета и уметь передавать характерную окраску предметов при рисовании по памяти.
Задачи:
1. Актуализировать знания учащихся об основных и составных цветах;
2. Расширить представление об использовании основных и составных цветов и их оттенков при создании художественных образов;
3. Способствовать формированию умения передавать пространственные планы в композиции;
4. Содействовать развитию цветового восприятия, зрительной памяти учащихся;
5. Создать условия для формирования эстетического восприятия окружающей действительности.
Ход урока
I. Организационный этап
Проверка готовности класса к уроку
– Прозвенел звонок весёлый.
Вы начать урок готовы? (Да!)
Будем думать, рассуждать
И красиво рисовать!
II. Этап сообщения учащимся нового материала
* Вступительное слово учителя
Приветствую вас, юные друзья! Хочу представить вам сегодня я, Возможность потворить и поиграть, Пейзаж реалистичный вам самим создать!
Для этого, надеюсь, Мне скажите, какие средства есть? И первым делом прозвучит ответ - Что для картины очень нужен – (цвет)!
Да, выразительное свойства цвета всем известно. Но есть еще одно известное вам средство Художники владеют им в Беларуси и за границей. Скажите это слово – (композиция)
* Постановка темы урока
- Ребята, попробуйте, используя эти два слова сказать, что мы будем делать на уроке? ( Будем выполнять композицию в цвете)
- А как будет называться композиция, вы узнаете, отгадав загадку.
Разноцветные ворота
На лугу построил кто-то.
Постарался мастер тот
Взял он красок для ворот
Не одну, не две, не три –
Целых семь, ты посмотри.
Как ворота эти звать?
Сможешь их нарисовать? (Радуга)
-_Правильно, наша композиция будет называться «Радуга», а чтобы её выполнить нам необходимо такое выразительное средство, как цвет. Слайд 1
Какие именно слова помогли вам узнать, что это радуга? (Семь красок)
- Ребята, а что вы знаете о радуге? (высказывания детей)
А что бы вы ещё хотели узнать?
- Итак первый ответ на ваш вопрос: почему возникает радуга?
Слайд 2. Почему возникает радуга?
- После дождя в воздухе ещё долго остаётся висеть водяная пыль, состоящая из маленьких капелек. Они настолько лёгкие, что не сразу падают на землю. Когда на них попадают солнечные лучи, то капельки превращаются в маленькие зеркала и отражают свет Солнца, состоящий из семи цветов. Таким образом, радуга – это капли воды и солнечный свет.
- Ребята, как вы думаете, радуга бывает в какую пору года?
Слайд 3. Радуга весной
Слайд 4-5. Радуга летом
Слайд 6 -7. Радуга осенью
Слайд 8. Радуга зимой
- И самое удивительное явление природы - радуга зимой! Очень это странно, необыкновенно. Трещит мороз, на бледно-голубом небе сияет холодное зимнее солнце, а в воздухе парят крохотные кристаллики льда. Луч солнца проходит через эти кристаллики, преломляется, как в призме, и отражается в небе красивой радугой.
Слайд 9-11. Двойная радуга
- Иногда в небе видны целых 2 радуги — одна из них очень яркая, вторая — бледнее. Значит солнечный луч дважды отражается в каплях воды.
- Скажите, а радуга может быть только днём ?
Слайд 12. Радуга ночью
- А знаете ли вы, ребята, откуда взялось слово «радуга»
Слайд 13. Значение слова «радуга»
Слово «радуга» похоже на слово «радость». Радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут - радуга.
- Ребята, а какие чувства испытываете вы, когда видите радугу в небе?
- Наблюдая за природой, мы видим, что в природе всё имеет свой цвет, который под влиянием освещения, расположения в пространстве, воздействия цветовой окраски других предметов, состояния погоды может меняться. Художники передают красоту природы, используя краски. С помощью цвета, цветовых сочетаний, гармонии холодных и тёплых цветов художники передают самые разнообразные чувства и настроение: радость, грусть, нежность, тревогу, ожидание.
- Давайте посмотрим, как изображали радугу многие художники в своих работах.
Слайд 14. Куинджи А.И. «Радуга» , 1842 г.
Слайд 15. Сомов К. А. «Радуга» , 1897 г
Слайд 16. П.П. Рубенс «Пейзаж с радугой»
Слайд 17. В. Сидоркин «Пейзаж с радугой»
Слайд 18. А. Зайцев «Радуга»
Слайд 19. Г. Малышева «Осенняя радуга»
III. Этап первичного закрепления знаний
- Какое выразительное средство использовали все художники в своих работах? ( Цвет)
- Посмотрите, пожалуйста, на цветовой круг. ( Слайд 20. ) В нём вы видите 6 цветов. Три из них основные, а три составные. Назовите основные и составные цвета.
- Этот круг можно значительно расширить, если цвета смешать. Художники так и работают , находят всё новые и новые оттенки. Посмотрите на расширенный цветовой круг, в нём уже 24 цвета (Слайд 21.)
* Практическая работа «Цветовой круг» (работа в парах)
- Я предлагаю вам создать свой цветовой круг, используя цветные конфеты и воду. Выложите конфеты по кругу и налейте воды в центр тарелки, чтобы конфетки покрылись водой.
- Что напоминает вам цветовой круг (Радугу)
- Сколько цветов в радуге? Назовите их по порядку.
Физкультминутка
IV. Самостоятельная практическая работа учащихся
- Ребята, я предлагаю нарисовать радугу не кисточкой, а кухонной губкой. На увлажнённую губку необходимо кисточкой нанести полосками все цвета радуги и провести по листу в зависимости от задуманного сюжета. Давайте посмотрим последовательность выполнения композиции.
1. Продумайте мотив пейзажа.
2. Определите, какое состояние и настроение погоды вы хотите передать.
3. Определите количество объектов и цветовое решение.
4. Выберите формат в соответствии с замыслом.
5. Определите расположение линии горизонта на картинной плоскости.
6. Нанесите главный объект композиции – радугу.
7. Пропишите другие элементы пейзажа.
V. Анализ выполненных заданий
Учитель проводит анализ детских работ в соответствии с критериями оценки:
Оригинальность композиции.
Передача пространства в рисунке.
Грамотность решения цветовой задачи.
Самостоятельность, внимательность, старательность.
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия
- Что нового вы узнала на уроке и чему научились?
Завершена Картина и завершён урок. И встрече нашей с вами мы подведём итог. Все наши впечатления вы обратили в цвет. Узнав его значенье, узнаем и ответ.
Значений цвета много, их все не сосчитать. Но всё же мне хотелось бы, какие-то назвать. Цвет красный - самый яркий, волнует и зовёт, Когда огонь познанья нас к творчеству ведёт.
Оранжевый цвет счастья, несёт уют и тепло, Подсказывает - занятие для вас не зря прошло. Зелёный цвет - волнение, желание творить. Желаю вам в душе своей всё это сохранить.
И собственные чувства вы обратили в цвет. Синий, голубой и фиолетовый вписали вы в сюжет. Желаю вам надежды, фантазий и мечты. Учись, надейся и твори под флагом красоты.
- А какому цвету соответствует ваше настроение в конце урока?
Слайд 22. Цветопись настроения
Слайд 23. Радужного настроения
VII. Этап информации о художественных материалах, инструментах и приспособлениях, необходимых на следующем уроке
- На следующем уроке нам понадобятся цветные карандаши. Мальчики, принесите, пожалуйста, по одной машинке и раскраски с машинками.
Последовательность выполнения композиции:
1. Продумайте мотив пейзажа.
2. Определите, какое состояние и настроение погоды вы хотите передать.
3. Определите количество объектов и цветовое решение.
4. Выберите формат в соответствии с замыслом.
5. Определите расположение линии горизонта на картинной плоскости.
6. Нанесите главный объект композиции – радугу.
7. Пропишите другие элементы пейзажа.
Последовательность выполнения композиции:
1. Продумайте мотив пейзажа.
2. Определите, какое состояние и настроение погоды вы хотите передать.
3. Определите количество объектов и цветовое решение.
4. Выберите формат в соответствии с замыслом.
5. Определите расположение линии горизонта на картинной плоскости.
6. Нанесите главный объект композиции – радугу.
7. Пропишите другие элементы пейзажа.
Последовательность выполнения композиции:
1. Продумайте мотив пейзажа.
2. Определите, какое состояние и настроение погоды вы хотите передать.
3. Определите количество объектов и цветовое решение.
4. Выберите формат в соответствии с замыслом.
5. Определите расположение линии горизонта на картинной плоскости.
6. Нанесите главный объект композиции – радугу.
7. Пропишите другие элементы пейзажа.
Последовательность выполнения композиции:
1. Продумайте мотив пейзажа.
2. Определите, какое состояние и настроение погоды вы хотите передать.
3. Определите количество объектов и цветовое решение.
4. Выберите формат в соответствии с замыслом.
5. Определите расположение линии горизонта на картинной плоскости.
6. Нанесите главный объект композиции – радугу.
7. Пропишите другие элементы пейзажа.
Презентация
luchin.schools.by
Урок изобразительного искусства в 3 классе по теме «Рисование животных. Котёнок»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 38»
Г. Рязани
Презентация и конспект урока
изобразительного искусства в 3 классе по теме
« Рисование животных. Котёнок»
Подготовила
учитель начальных классов
Болховитина Лидия Ивановна
г. Рязань
2012
Оборудование:
Компьютер
Презентация урока
Конспект урока ИЗО в 3 классе по теме «Рисование котёнка»
Цель урока: научить детей рисовать котёнка поэтапно карандашом
Ход урока:
Введение. (звучит песня «Я-кошка». Текст песни - Ирина Муравьёва) Слайд1.
Кого мы будем сегодня рисовать?
1) Загадка о котёнке.
Острые ушки,На лапках подушки,Усы как щетинка.Дугою спинка.Днем спит, на солнышке лежит.Ночью бродит, на охоту ходит.
2). Видеоряд « Мой любимый котёнок» Слайды 2-5.
Рисование котёнка поэтапно. Слайды 6 – 15
Шаг 1Для того, чтобы правильно его нарисовать, нужно разобраться, из чего же он сделан. Из чего, из чего, из чего сделаны наши котятки?.. Естественно, из головки, тушки, лапок (4 шт.) и хвостика.
Все формы очень простые: туловище и передние лапки напоминают сардельки, задние лапки – сардельки, голова – сплюснутый шарик, ушки – закругленные треугольники.
Шаг 2Теперь соединяем части воедино. Естественно, не просто прикладываем одна к другой . Их нужно прирастить. Представьте себе, что лепите котёнка из пластилина – вы делаете тело, лапку, а потом верхней частью вдавливаете ее в тело и смазываете пальцем место соединения. Так и здесь. Переход от тела к лапкам должен быть плавный, не забывайте, что котенку на них еще ходить и прыгать! Если мордочка вполоборота, то дальнее ушко нужно повернуть: оно станет уже, и внутренности ушка почти не будет видно.
Чтобы картинка смотрелась более живой: не рисуйте прямыми линиями! Также не рисуйте весь объект одной простой дугой. Посмотрите на ближнюю переднюю лапку: она не прямая, не вогнутая и не выгнутая, она изгибается в обе стороны!
Шаг 3Теперь пририсовываем глазки и носик. Рисуем их в нижней части головы, оставляя котенку побольше места для лобика. Глазки рисуем почти на одном уровне с носиком, фактически внутренние уголки глаз и нижний угол носа образуют тупоугольный треугольник. Не забываем о том, что голова не круглая, а шарообразная. То есть, объемная, поэтому даже при малейшем повороте будут небольшие искажения.
Шаг 4Прорисовываем зрачки. Аккуратно нарисуем носик, глазки, намечаем бровки и ротик (так можно сделать мордочку более выразительной).
Шаг 5
Теперь контур и черты мордочки готовы. Но котёнок же не должен быть лысый! Это не сфинкс, это обычный котенок. Нужно сделать его шерстяным. Поэтому, прежде чем рисовать шерсть, вытираем четкий темный контур котенка. Теперь раскрашиваем глазки. Сверху темным, внизу светлая дуга, вверху белый блик.
Шаг 6Теперь можно сделать контур шерстяным. Рисуем на месте старого контура шерстинки.
Внимательно рисуем хвостик. Многие любят сразу пририсовывать метелку, чтобы было пышнее и красивее. На самом деле тоненький, сужающийся к концу хвостик смотрится намного трогательнее!Шаг 7
Самая кропотливая часть – заштриховываем котенка шерстинками. При этом следим, чтобы шерстинки росли в правильную сторону, не продолжали друг друга и не сливались. Можно сделать несколько полосок на хвосте и оставить белую грудку.
Шаг 8Шерстяной, но плоский. Некрасиво. Нужно добавить объем! Добавляем его по краям лапок, тела, головы аккуратными полукруглыми штрихами. Штрихуем от края к середине по дуге! Выделяем дугообразные полоски. Дальнюю лапку нужно делать темнее ближней. Также можно положить тени на лапах над пальцами и над носиком (треугольную). Закрашиваем ушки в глубине.
Шаг 9Вот, уже красиво! Теперь усиливаем все тени, потому что их пока мало. Если где-то получилось очень темное место, осветлите стёркой. А по краям добавляем беспорядочных тонких шерстинок, чтобы оживить картинку. Не забываем про усы: они растут на мордочке возле носа, на бровях и в ушах. Теперь нужно котёнка поставить на поверхность, тут нам на помощь придет тень, при желании можно придумывать что-то еще.
Шаг 10Из этих же простых форм, комбинируя их, изгибая, можно составлять различные позы. Ничего, если не все эскизы будут удачные, всегда можно нарисовать несколько штук, отобрать наиболее удачный и перерисовать в альбом.
Итог урока Выставка работ Слайды 16 - 20
Источники:
http://ejka.ru/blog/risunok/1047.html
http://slavclub.ru/zagadki/zivotnie/1336-koti.html
http://www.rewalls.com/download/43561/1280x1024/
4. http://www.moskva.fm/artist/ирина_муравьева/song_1128862
8
doc4web.ru
Урок ИЗО в 3 классе
Тема: Картина – пейзаж
Задачи:
обучающие
- познакомить учащихся с разнообразием пейзажных сюжетов;
- показать роль искусства в понимании красоты природы;
- учить определять средства выразительности для передачи настрое-
ния и чувств в искусстве;
- особенности построения композиции пейзажа;
развивающие
- развивать воображение, творческую фантазию;
- совершенствовать умение рисовать по памяти;
воспитывающие:
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
- воспитывать патриотические чувства.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация;
картины о природе на доске.
Литературный ряд: стихи о природе А.Пушкина, З.Александровой, М.Лермонтова.
Музыкальный ряд: Струве «Моя Россия»
Художественные материалы и инструменты для работы: краски, кисточки, палитра, альбомные листы, баночки с водой,
ХОД УРОКА
I.Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
II. Актуализация знаний.
Учитель. Ребята, внимательно посмотрите на доску и скажите:
О чём мы сегодня будем говорить на уроке? /о природе/
Учитель. Как можно назвать все эти репродукции? /пейзажами/
Учитель. А кто мне скажет, что такое пейзаж?
III. Сообщение темы и цели урока.(слайд 1)
IV. Работа по теме урока.
1.Жанр - пейзаж. (слайд 2)
Если видишь на картине,
Нарисована река,
Живописные долины
И дремучие леса,
Белокурые березки
Или старый крепкй дуб,
Или вьюга, или ливень,
Или солнечный денёк.
Нарисованный быть может
Или север, или юг.
И любое время года
Мы в картине разглядим.
Не задумываясь, скажем:
Называется пейзажем!
У: Итак, пейзаж – это изображение природы .(слайд 3)
- Посмотрите на слайд и определите какие репродукции художников здесь лишние и почему? (слайд 4)
У: Как самостоятельный жанр пейзажная живопись сложилась не сразу. Поначалу пейзаж был фоном для портретов или для исторических сцен. Лишь в 16-17в. пейзаж стал самостоятельным жанром изобразительного искусства. В то время особенно славились пейзажи голландских художников. Прекрасные пейзажи были созданы в 19 веке.
- Ребята, кто- нибудь может мне из вас назвать художников этого времени?
Д: Это художники, такие как Левитан, Шишкин!
У: Верно, это художники- А. К. Саврасов, И.И.Шишкин, И.И.Левитан, А.И. Куинджи – их картины природы содержательны и поэтичны. Художник- пейзажист передает в картине образ природы, ее красоту, свое отношение к ней, свое настроение: радостное и светлое, грустное и тревожное.
- А вы наблюдали за природой? Замечали ее красоту и настроение?
Д: Да. Природа бывает разная. Настроение ее меняется от времени года.
У: А как меняется? Что вы наблюдали?
Д: Когда дождь – то все вокруг темно, мрачно. Когда солнце - настроение радостное, веселое.
У: Молодцы! А теперь давайте посмотрим, как художники передавали настроение природы в своих пейзажах.
2. Пейзажи 19 века. (слайды 5 – 8)
3.Знакомство с видами пейзажей. (слайды 9- 11)
Сельский (рисуются поля, деревенские дома)
Городской (изображение различных улиц, видов города, домов.)
морской. (рисуются виды моря) он ещё называется маринисткой, а художники – маринисты.
4. Чтение стихов о природе.
1.НА СОЛНЫШКЕ СОГРЕЛАСЬ ЕЛЬ,
ПОДТАЯЛА СОСНА,
ИДЁТ АПРЕЛЬ, ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ, В ЛЕСУ У НАС ВЕСНА.
ПО СНЕГУ КАПЕЛЬКИ СТУЧАТ:
"ПОДСНЕЖНИК, ХВАТИТ СПАТЬ!"
А ШУБКИ БЕЛОК И ЗАЙЧАТ
С УТРА МОКРЫ ОПЯТЬ.
З. Александрова
2.УНЫЛАЯ ПОРА! ОЧЕЙ ОЧАРОВАНЬЕ!
ПРИЯТНА МНЕ ТВОЯ ПРОЩАЛЬНАЯ КРАСА -
ЛЮБЛЮ Я ПЫШНОЕ ПРИРОДЫ УВЯДАНЬЕ,
В БАГРЕЦ И ЗОЛОТО, ОДЕТЫЕ ЛЕСА.
А.С. Пушкин
3.ЛИСТЬЯ В ПОЛЕ ПОЖЕЛТЕЛИ,
И КРУЖАТЬСЯ И ЛЕТЯТ;
ЛИШЬ В БОРУ ПОНИКШИ ЕЛИ
ЗЕЛЕНЬ МРАЧНУЮ ХРАНЯТ:
М.Ю. Лермонтов
4.ПОД ГОЛУБЫМИ НЕБЕСАМИ,
ВЕЛИКОЛЕПНЫМИ КОВРАМИ,
БЛЕСТЯ НА СОЛНЦЕ СНЕГ ЛЕЖИТ.
ПРОЗРАЧНЫЙ ЛЕС ОДИН ЧЕРНЕЕТ,
И ЕЛЬ СКВОЗЬ ИНЕЙ ЗЕЛЕНЕЕТ.
И РЕЧКА ПОДО ЛЬДОМ БЛЕСТИТ
А.С. Пушкин
5. Пейзажи России. (видеоролик, слайд 12)
Учитель: Сегодня на уроке мы любовались различными уголками нашей необъятной страны - России. Природа на её территории сильно меняется: есть могучие леса и бескрайние степи, горы, моря и океаны. Через всю страну бегут полноводные реки. Светлыми лентами вьются дороги. Бескрайние просторы полей и они разноцветные: одно с голубизной от васильков, на другом золотиться рожь. Прозрачные берёзовые рощи или непролазная чаща. Всё это мы можем увидеть на картинах художников. Однако мало нарисовать холмы, деревья, реки, облака и тучи. Настоящий художник умеет почувствовать и понять настроение природы. Она видится ему живой - радостной или грустной, ликующей, спокойной или тревожной.
6. Детские пейзажи.(слайд 14)
- Дети также очень любят рисовать пейзажи. Вот посмотрите, как у них это получается.
- Давайте присмотримся к изображениям и определим настроение представленных пейзажей.
V. Практическая работа.
А теперь давайте вы создадите свой пейзаж. Но прежде чем начать вы мне ответите на вопрос:
- Как правильно компоновать пейзаж?
(Провести линию горизонта, изображения первого плана больше, чем изображения, находящиеся дальше).
Повторение порядка работы над пейзажем:
1.Выбор уголка природы. Работа выполняется с натуры или по представлению.
2.Работа начинается с наброска карандашом.
3.Делим плоскость листа на 2 части: небо и землю.
4.Используем 2 закона: линейной и воздушной перспективы.
Законы перспективы.1. Все ближние предметы воспринимаются подробно, а удаленные – обобщенно. 2. Все ближние предметы воспринимаются четко, а удаленные – неопределенно. 3. На большом расстоянии светлые предметы кажутся темнее, а темные – светлее ближних.4. Все ближние предметы обладают контрастной, сильной светотенью и видятся нам объемными, все дальние – слабо выражены светотенью и кажутся плоскими.
5. На цвет предметов в пространстве влияет воздушная среда, чем дальше, тем больше.
6. В зависимости от времени года или смены частей суток изменяется и цветовая палитра.
- Теперь закройте глаза и представьте пейзаж, на котором будет передано любимое время года и настроение.
Итог урока. Выставка работ учащихся.
Что такое «пейзаж» ?
Как называют художников, рисующих природу?
Как правильно строить композицию пейзажа?
Назовите известных вам художников-пейзажистов.
Демонстрация наиболее удачных композиций. Оценки за работу.
multiurok.ru