Путешествие капельки воды. Капельки воды на траве рано утром


str1

   Биологические задачи.   1 . Растения экономно испаряют воду, однако часто после дож­дя или рано утром на кончиках листьев земляники можно увидеть капельки воды. Если их попробовать на вкус, они сладкие. Объяс­ните это явление. (Ответ)

2. Из почвы растения поглощают воду и минеральные вещест­ва. Однако такие вещества, как сахар, белки, масла, крахмал, растения не получают из почвы. Почему в растениях находятся эти вещества?  (Ответ)

3. Почему салат и шпинат рекомендуют срывать Вечером? (Ответ)

4. На двух делянках был посажен картофель одного сорта. Одна делянка была под яблонями, а другая — на открытом месте. Уход был одинаковый. С какой делянки и почему собрали больший урожай картофеля? (Ответ)

5. С гектара пшеницы в среднем получается 16 т сухого ве­щества (4 т зерна и 12т соломы и корней). Для получения одного килограмма сухого вещества расходуется не менее 300 л воды. Сколько расходуется воды при выращивании пшеницы на 5000 га? (Ответ)

6 . У сосен, растущих в лесу, теряются нижние ветки, а у ели они сохраняются до глубокой старости. Объясните данное явление. (Ответ)

7. Ученые заметили, что весной зацветают растения с фиоле­товыми и синими цветками, летом — с белыми или желто-белыми. Дайте объяснение этому явлению. (Ответ)

8. Вкус ягод зависит от погоды и от времени их сбора. Когда ягоды слаще, в дождливый или ясный солнечный день? (Ответ)

9. На 1 га поля растет 500 растений капусты, каждое из котол рых испаряет за сутки 1 л воды. Пользуясь микрокалькулятором, рассчитайте, сколько потребуется влаги для ухода за капустой на площади 300 га в течение двух летних месяцев (60 дней). (Ответ)

10. Двое учащихся выращивали картофель. Они поливали, рых­лили почву, подкармливали и окучивали растения одинаково. Один из них оборвал с ботвы картофеля много листьев, другой — удалил с ботвы только боковые побеги и цветки. Кто из них соберет больший урожай и почему? (Ответ)  

11. Помимо растений, в листьях которых протекает процесс фотосинтеза, встречаются растения с хорошо развитыми листьями, но в них не происходит фотосинтеза (например, внутренние листья кочана капусты). Объясните это явление. (Ответ)

12. В листьях растений в хлоропластах интенсивно протекает процесс фотосинтеза. Происходит ли он в плодах (рис. 3)? Почему? (Ответ)

13. При выращивании некоторых овощных растений, например капусты, нельзя обрывать наружные листья. Почему? (Ответ)  

14. Косить траву можно в любое время дня, но народная мудрость гласит, что лучше всего ее косить утром. Справедливо ли это утверждение? (Ответ) 

15. Известно, что фотосинтез протекает успешно при условии хорошего освещения и при этом образуется крахмал. Известно также, что клубни картофеля находятся в земле, т.е. в полной темноте. Однако в них — огромное количество крахмала. Откуда же он там берется? (Ответ)

 

aksenova-mich.narod.ru

Марта Гумилевская - Почему так бывает?

Вот что такое лондонский туман. Читаешь - и кажется, будто в горле начинает пощипывать, словно туда со страниц книги Диккенса пробрался давнишний ноябрьский туман старого Лондона.

В Москве таких туманов никогда не бывало. Условия другие, климат другой. Но все же и в Москве случаются небольшие туманы. Иной раз высотное здание Московского университета на Ленинских горах, над рекой, заволакивает плотная завеса тумана. Через нее, если смотреть издали, не пробивается ни единого огонька, а ведь обычно по вечерам весь университет сияет множеством ярко освещенных окон и красными сигнальными лампочками на башнях. И вдруг - здания нет. Исчезло! Словно его унес злой джинн из восточной сказки!

А вот в Ленинграде туманы бывают настоящие, плотные, почти что лондонские туманы.

Я помню, как однажды, когда я была в Ленинграде, мне пришлось возвращаться в гостиницу в один из туманных осенних дней. Это было давно, еще до войны.

Шла я долго, хотя была очень близко от своей гостиницы. Но я шла медленно, потому что боялась заблудиться, свернуть не туда, а потом - страшно было переходить через дорогу. Сквозь туман где-то совсем близко слабо светились какие-то огоньки. Они то двигались поверху, то плыли внизу, то были разноцветными, то желто-белыми, то останавливались, то снова двигались. Это светились огни трамваев, автобусов, автомашин. И все время слышались предостерегающие резкие звонки трамваев, протяжные автомобильные гудки. Водители вели свои машины медленно, прямо-таки ползком, боясь наскочить на кого-нибудь!

С тех пор прошло много лет. В благоустройстве городов многое изменилось к лучшему. Известно, что для здоровья очень важна чистота воздуха. Поэтому мы стремимся очистить его от вредных примесей. Для фабричного дыма придумывают особые фильтры, которые очищают его от копоти и золы. Улицы обильно и часто поливают водой, чтобы прибить пыль. А в новых районах больших городов, в Москве, сажают так много зелени, что через несколько лет, когда молодые посадки разрастутся, улицы будут похожи на сады. Да и сейчас уже весной, когда цветут яблони и вишни, кажется, что идешь по душистому саду. Комсомольский проспект давно уже стал садом, так же как и район Московского университета на Ленинских горах; да и в центре Москвы, на старых улицах и площадях, много цветущих деревьев и кустарников, цветов и травы. Чем больше зелени, тем меньше пыли; чем меньше копоти, тем чище воздух города. И скоро, надо думать, исчезнут вовсе вредные городские туманы!

Почему бывает роса?

Хорошо летним ранним утром бежать на речку купаться. Вода теплая, воздух свеж и душист, а в траве на берегу крохотные капли-бисеринки сверкают в лучах утреннего солнца. Их много, они всюду, так и кажется, что в траве затерялись осколки хрусталя и играют красными, зелеными, синими огнями. Это роса!

Близкая родственница туманов!

Роса выпадает вечером.

Всю ночь лежит она на траве и ранним утром не сразу испаряется, так что успеваешь замочить босые ноги холодной сверкающей росой.

Днем солнце прежде всего нагревает землю, а потом уже от земли нагреваются трава, цветы, воздух.

Но вот настала ночь. Теперь в первую очередь остывает земля, она первая отдает тепло, легкий теплый воздух поднимается от земли, стремится улететь в вышину. На его место идет холодный.

Остывает трава, цветы, листья. А ведь известно, если влага, которая есть в воздухе в виде водяного прозрачного пара, прикасается к чему-либо холодному, она охлаждается и превращается в капельки воды.

Но, для того чтобы выпала роса, нужно, чтобы температура воздуха понизилась до определенной точки. В разные часы дня, в разную погоду, в разных местах земли эта точка может быть иной. И когда создаются определенные условия, то роса выпадает.

При обильном скоплении водяных паров в воздухе достаточно и небольшого понижения температуры, чтобы трава покрылась маленькими водяными капельками.

…Раннее утро.

Вот крохотные круглые бисеринки лежат на траве, в чашечках цветов, на листьях. Они играют на солнце разноцветными лучами, и кажется, будто рассыпаны в траве маленькие осколки хрусталя!

Где рождается снег?

Что такое снег? Это много, очень много красивых снежинок; они падают и падают с высоты на землю, на деревья, на крыши домов - чистые, хрупкие, сверкающие.

Они тоже падают из туч, как и дождь, но только образуются не совсем так, как дождь!

Где-то, помнится мне, я читала об одном удивительном случае, который произошел в давние времена в Петербурге (так назывался раньше наш Ленинград). Этот случай произошел еще во времена Петра I, на одном придворном балу. В зале было так душно, что от спертого воздуха некоторые дамы стали падать в обморок, и один находчивый кавалер шпагой выбил окно. В залу ворвалась свежая струя морозного воздуха, и… неожиданно для всех в комнате повалил снег, прямо хлопьями!

В те времена, да и много позднее, ученые не могли объяснить себе это странное явление. Потому что долгое время никто не знал, как рождается снег!

Раньше думали, что снег - это замерзшие капельки воды. Думали, что идет он из тех же туч, что и дождь. И вот не так давно была разгадана тайна рождения снежинок, и тогда узнали, что снег никогда не родится из капелек воды. Капельки воды могут стать градинками, комочками непрозрачного льда, который идет иногда летом вместе с дождем или во время грозы. Но капельки воды никогда не превращаются в снежинки, красивые шестиугольные звездочки. Все бывает совсем по-другому.

Водяные пары поднимаются высоко над землей, туда, где царит сильный холод, и здесь сразу же из водяных паров образуются крохотные льдинки-кристаллики. Это еще не те снежинки, какие падают на землю, они еще очень малы. Но шестиугольный кристаллик все время растет, развивается и наконец становится удивительно красивой звездочкой. Снежинки медленно-медленно опускаются, они собираются хлопьями и падают на землю.

Когда была разгадана тайна рождения снежинки, стала понятна удивительная петербургская история со снегом. В зале, где скопилось очень мною водяных паров, произошла кристаллизация этих паров, они превратились в снежинки, как только соприкоснулись с морозной струей воздуха, который ворвался с улицы через разбитое окно.

Почему бывают снежные узоры на окнах?

За ночь сильно похолодало. Утро настало морозное, ясное. Я проснулась, взглянула на окно и сразу же увидела, что на стеклах появились какие-то удивительные рисунки. Снопы солнечных лучей врывались через окно в мою комнату. Эти веселые зайчики играли на стенах, на потолке, разноцветными огоньками зажигали снежные узоры на стекле. Вот сверкает длинная перистая ветвь, похожая на лист папоротника, или же какой-то необыкновенный цветок, словно по волшебству распустившийся за ночь на стекле.

Красив снежный узор на окнах и в блеске утреннего солнца, и в густой синеве зимних сумерек…

В один из вечеров возле огонька я спросила дедушку, почему появляются на окнах снежные узоры. И он сказал мне, что их рисует сам Мороз Иванович! А как? И чем он рисует?

Представьте себе, водой! Прозрачным водяным паром, который, как мы уже хорошо с вами знаем, всегда есть в воздухе. Есть он и в комнате. И между двойными рамами окон - всюду! Теплые пары воды оседают на холодных стеклах окон и превращаются в кристаллы льда, так же как снежинки в небесной вышине. Таких ледяных кристалликов много, они соединяются друг с другом. Для того чтобы началась кристаллизация, первым ледяным кристалликам нужно на чем-то осесть. Пусть это будет пылинка. Или след от тряпки, которой протирали окна. Льдинки группируются на неровностях, на еле заметных царапинах на стеклах, и постепенно вырастает ледяной сад на окне с необычайными цветами, сверкающими в лучах зимнего солнца!

ВЕЧЕР ЧЕТВЕРТЫЙОГНИ СВ. ЭЛЬМА

Почему бывают грозы?

Свинцовые тучи затянули небо. Сверкает молния, гремит гром, потоки воды обрушиваются на землю, деревья мечутся под сильным напором ветра.

Гроза! Могучее, грозное, великолепное явление природы!

Недаром перед грозой трепетали наши далекие предки, древние славяне. Они не знали, почему бывает гроза, какие силы природы вызывают ее, и считали, что это гневается на людей бог - невидимый, но всесильный.

Бог грозы считался самым могучим, даже более сильным, чем бог солнца. Власть солнца, по мнению древних, была ограничена: ведь каждый день оно уступает место богу тьмы и на время как бы теряет свою власть. Другое дело - молния. Она никому не подчиняется, сверкает когда ей вздумается и заставляет всех трепетать перед собой! Захочет и убьет человека или животное, захочет - сожжет хижину!

Но гроза не только причиняет зло, наказывает, - она бывает и милостивой, помогает людям. Если солнце сжигает своими беспощадными лучами посевы хлеба, то во власти грозы спасти урожай. Гроза посылает на землю сильный дождь, а после дождя вся природа оживает, становится снова свежей и прекрасной.

Так думали в незапамятные времена наши далекие предки. Они ведь не знали, почему бывает гроза. Но мы-то теперь знаем: когда сверкает молния, гремит гром - это значит, что в небе играет атмосферное электричество, природу которого не так-то просто объяснить. А страх перед грозой - он ведь понятен! Молния опасна, она может убить, поджечь деревянный дом, расщепить могучее дерево. Недаром ставят заостренные металлические шесты, врытые в землю, чтобы поймать молнию, увести ее в землю, не дав ей наделать бед. Запомните: если вас застанет гроза в лесу или в поле, никогда не прячьтесь под высокими деревьями или под стогом сена. Это опасно!

profilib.org

сочинение на тему "Путешествие капельки" (круговорот воды в природе) сроооочно нааадо)

Это же легко. Путешествие капельки. Однажды, проснувшись рано утром, совсем еще маленькая капелька решила, что ее жизнь скучна. Что, сидя на листочке цветка, она не может увидеть интересный мир, как это делают птицы, летая в небесах. Ей было грустно, что она родилась капелькой, а не хотя бы прекрасной бабочкой. Но её размышления услышала взрослая капелька, которая сидела вместе с ней на одном листочке. - Хочешь я тебе покажу как интересна и прекрасна жизнь? Но сначала давай дождемся первых лучей солнца. - Конечно! – с радостью воскликнула молодая капелька. И вот с первыми лучами солнца две капельки отправились в увлекательное путешествие. Поднявшись по лучикам вверх, они встретились с миллионами таких же капелек и, объединившись в одно пушистое облако, полетели. Облако медленно проплывало над могучими сосновыми борами, светлыми березовыми рощами, просторными полями. Капельки восхищались сказочными елями, сочными лугами, вдоль тихих рек, золотом спелой пшеницы, синими искрами васильков, коврами цветущей гречихи. А к вечеру с веселыми криками, брызгами дождя, они опустились на землю. Наши капельки вновь оказались на одном листочке. Молодая капелька с легкой грусть сказала: - Как удивителен и прекрасен мир! Но скажи мне, неужели я больше не увижу того цветка, той поляны, где я родилась. Мне очень хочется туда вернуться. Только сейчас я поняла, что лучше нет того места на всем белом свете. - Конечно, ты сможешь туда вернуться, но для этого нужно время! Я очень рада за тебя, что ты поняла самое главное: как бы не были великолепны другие места, но самое главное – наша малая Родина! Как-то так)

Высоко в горах, в маленьком ручейке, родилась капелька воды. Её звали Булька. Она была воздушная, лёгкая, быстрая. С ручьём она быстро сбежала с горы вниз, в широкую реку. Булька стала важная, медлительная. Вместе с рекой она текла по течению и попала в море там она стала солёной. Но в скоре Засветило солнышко, Булька стала, лёгкой, прозрачной, нежной и полетела в облака. Там её встретили другие капельки которые тоже как Булька попали в облака. Вскоре она подружилась с : Кап-Капелькой, Буль-Буль, Капитошкой. Вместе им было весело, они играли и некогда не разходились далеко друг от друга. Но вскоре на облаке стало холодно и Булька со своими друзьями и остальными капельками которые также как и Булька стали паром превратились обратно в капельки и быстро падали вниз на землю, когда они окончательно упали одна Булька попала в лужу и она потеряла своих друзей они так и никогда не увидились. Потом когда опять вышло солнышко Булька опять полетела в облако и там она нашла новых друзей но в этом облаке они уже долго там жили. Но вдруг резко стало холодно Булька превратилась уже не в капельку, а в снежинку она долго падала вниз потому что парила в воздухе, но потом когда она упала на землю она растаяла и так закончилась жизнь капельки.

2 тебе за писанину!

чё ебобо совсем ебобо

touch.otvet.mail.ru

Как капли воды попадают на кончик травы при росе и как удерживаются?

Просмотров: 2901

Бывало много раз, что, просыпаясь рано утром, я прямо в спальном мешке расстегивал палатку и видел, что за ночь выпала обильная роса. Приглядываясь к покрытой росой траве, я всегда замечал, что отдельные капли балансируют на самых кончиках листиков. Как они туда попадают и как удерживаются?

Это так называемый процесс гуттации («выпотевания» листьев). На поверхности листьев есть устьица или поры, через которые испаряется вода. Ночью устьица закрыты, поэтому транспирация заметно снижается. Капли воды выдавливаются из листьев через специальные устьица — гидатоды, которые находятся на краях и кончиках листьев. Считается, что гуттация вызвана высоким корневым давлением. Травы часто выделяют воду из кончиков листьев, что и подметил ваш зоркий корреспондент, любящий ночевать на лоне природы. Гуттацию также часто можно наблюдать на кромках листьев картофеля, томата и земляники.

Фрэнсис Тобин (Мэнли, Австралия)

Капли воды на траве — это результат процесса гуттации. Корни растения вытягивают из почвы ионы неорганических веществ и переносят их в ксилему, из которой те уже не могут вновь просочиться в землю. Вода поступает в растение в процессе осмоса, в результате которого в ксилеме создается избыточное давление. Оно-то и является причиной того, что сок ксилемы вытекает из пор (гидатод) на кончиках травинок (или непосредственно из срезов по краям листьев). Увеличиваясь в размерах, капли падают, и на их месте образуются другие. Гуттация обычно происходит в ночное время, потому что днем вода из листьев испаряется достаточно интенсивно, за счет чего в ксилеме поддерживается отрицательное давление. Условия, благоприятствующие гуттации, благоприятствуют и ночлегу в палатках: чистое небо, легкий ветерок, нагретая за день земля, охлаждающийся за ночь воздух (и, соответственно, повышающаяся влажность), относительно сырая земля, поэтому колышки для палатки вбить нетрудно. Возможно, ионы некоторых полезных веществ возвращаются растению через гидатоды, а некоторые ионы в ксилеме корня повторно транспортируются флоэмой. В ходе процесса, аналогичного гуттации, развивающиеся плоды получают кальций. Временное прекращение данного процесса чревато печальными последствиями. Например, если в теплице ночью воздух сухой, в ксилеме не создастся избыточное давление. В результате в созревающих плодах может образоваться вершинная гниль, что является признаком недостатка кальция.

Джон Талетт (Эдинбург, Великобритания)

Гуттация наблюдается более чем у 330 видов 115 семейств растений и вызвана условиями, которые способствуют поглощению влаги корнями, но замедляют транспирацию. Как следствие, гуттация чаще происходит в ночное время и наиболее типична для растений влажных тропических зон, где более высокая температура почвы способствует поглощению влаги корнями, а влажная атмосфера замедляет транспирацию. Гуттация свойственна и растениям умеренного пояса, в частности бальзамину и многим видам трав, в том числе хлебным злакам. У тропического растения колоказии (Соlосаsiа antiquorum) всего лишь один лист за сутки может выделить 200 мл воды.

Джон Томлинсон (Стратфорд-он-Эйвон, Великобритания)

onua.org

Путешествие капельки воды

Разделы: Работа с дошкольниками

Цели:

  • Закреплять знания детей о воде, её свойствах.
  • Уточнить представление о круговороте воды в природе.
  • Развивать поэтический слух(стихи, загадки о воде).
  • Подводить детей к осознанию и пониманию образных выражений.
  • Учить детей точно, выразительно и ясно излагать свои мысли.
  • Развивать логическое мышление.
  • Развивать образную речь на примере устного народного творчества- загадок (о воде).

Материалы:

  1. Иллюстрация «Круговорот воды в природе»
  2. Игра- модель «Родничок, ручеёк,...»
  3. Игра «На что похожи облака»
  4. Игра «На что похожа  вода?»
  5. Игра «Цветные дорожки».
  6. Кувшинчик и капельки из пластика или картона с липучками.
  7. Для опытов: прозрачные стаканчики, фильтровальная бумага, воронки, ситечки, миска.
  8. Карточки со стихами и загадками.
  9. Аудиозапись для музыкального сопровождения игры цветные дорожки.
  10. Аудиозапись «Звуки воды».
  11. Значок на палочке - улыбающийся цветок.

Предварительная работа:

  1. Подбор соответствующего художественного материала.
  2. Создание картотеки стихов, опытов и их проведение.
  3. Рассматривание с детьми научно-познавательных изданий (карты, схемы, иллюстрации, фотографии, плакаты).
  4. Подобрано и изготовлено необходимое количество настольно-печатных и дидактических игр.
  5. Разучивание различных подвижных, пальчиковых игр.

Ход урока

Занятие начинается в центре группы. В группу входит Капелька воды. Капелька: Ой, куда я попала? Дети: (Предположительные ответы детей) - Мы находимся в детском саду. Капелька: Здравствуйте дети. Давайте с вами познакомимся. Меня зовут Капелька Воды. А Вас как? Дети: Знакомятся с капелькой. Перечисляют свои имена. Капелька: Очень приятно. А вы знаете, что обо мне пишут стихи? Послушайте:Вода-вода, кругом водаИ без нее нам никуда. Цветы полить, И просто так ее попить.Мы открываем кран с водойИ наливаем в чайник свой. Вода кипит, вода шипит, И скоро чаем угостит. И в вашей группе вода естьЕе капелек не счесть. Сейчас по группе мы пойдемИ много капелек найдем.  (Голубева В.А.) Капелька: Так для чего же вода необходима? Вы знаете? Дети: (предположительные ответы детей) Плыть по воде, для мытья посуды, для стирки белья, для умывания, для полива растений, для утоления жажды, для приготовления пищи. Капелька: Правильно. Ой! Я очень устала путешествовать по свету. Вот отдохну у вас и отправлюсь в путешествие дальше. Ребятки! Очень мне интересно! А в садике у вас есть такие капельки, как Я? Дети: Ответы детей. Капелька:Покажите, расскажите,Где у Вас в саду вода Если будет такова!   (Голубева В.А.) Дети: Давайте мы Вам покажем и обо всём расскажем. Капелька: Хорошо! А я вам подарю вот этот кувшинчик.

Вы будете прикреплять на него наши символические капельки, которые найдём в группе.

Посмотрим, сколько их у нас наберётся. (Капелька вместе с детьми подходит к помещению в группе где помощник воспитателя моет посуду), где висят обозначения мест, где можно найти воду.

Дети: 1 ребёнок читает стихотворение.В этом помещенииЧистота, уют,До блеска посудаВымыта и тут,Кто же потрудилсяДо блеска намыть,Наша няня группыИ капельки воды.(Голубева В.А.) Капелька: Сколько капелек вы обнаружили? Давайте их соберём и приклеим на кувшинчик. Дети: (предположительные ответы детей) 1 капелька -  течёт вода из крана, 1 капелька - вода находится в титане, 1 капелька- вода находится в чайнике с кипячёной водой. Капелька: Молодцы!  3 капельки нашли. Дети: Пойдёмте дальше. Капелька: Куда?    (Дети приглашают Капельке подойти к входу в умывальную комнату), где находят обозначения:

Дети:  1 ребёнок читает стих:Вот умывальникЗдесь всегдаИз крана к нам течёт вода.Мы моем руки дочиста.Воду набираемРастения поливаем. (Голубева В.А.) Капелька: А здесь сколько капелек вы обнаружили? Давайте опять соберём и приклеим их на наш кувшинчик. Дети: (предположительные ответы детей) 1капелька- вода для мытья рук  (в раковине), 1 капелька- вода в туалете, 1 капелька- вода в титане.  Дети к кувшинчику прикрепляют найденные символические капельки. Капелька: Молодцы ребятки , уже столько много капелек обнаружили! Давайте немного отдохнём. Посмотрите перед вами разноцветные дорожки. Предлагаю поиграть.

Каждый выберет свою дорожку и пойдёт по ней до конца, собирая те кружки, на которых изображены картинки с предметами, похожими на капельки (дети идут под музыку и собирают картинки с изображением, похожим на капельки- лепесток, листок, морковка, лампочка ,цветок и т. д. В конце дорожки мы сосчитаем- кто сколько собрал картинок) .В конце игры похвалить детей. Капелька: А ещё где у вас живут мои капельки- сестрёнки? Что ещё не может обойтись в вашей группе без воды? Без наших капелек? Дети: (предположительные ответы детей) Комнатные растения. Подходят к ним.  Видят обозначение:

Капелька: Значит и здесь есть капельки воды? Ребята, а как определить какие комнатные растения надо поливать, а какие не надо? Дети: Ответы детей .Например, надо потрогать землю (почву). Дети определяют, какие растения надо поливать. Поливают. 1 ребёнок - читает стихотворение «Фиалка».Рано-рано по утру,Лейку новую беру,Мне воды не жалко,Пей моя фиалка. (Нищева Н.) Капелька: А теперь поставьте в наши политые растения, вот  эти значки

(улыбающиеся цветочки), означающие, что растения рады. И возьмите капельку на кувшинчик. Капелька: Посмотрите, сколько мы много  собрали капелек в наш кувшинчик, значит, воды в нашей жизни используется много. Давайте опять с вами отдохнём, поиграем .Я думаю путешествие у нас будет длинным. Вот  какая у вас большая группа.   Капелька приглашает детишек встать в круг .(Проводится пальчиковая игра «На окне в горшочках» ).На окне в горшочках(дети сидят на корточках лицом в круг)Поднялись цветочки.(медленно встают)К солнцу потянулись,(тянутся на носочках)Солнцу улыбнулись.(руки вверх ,широко в стороны)К солнышку листочки (ладони развернуть вверх)Повернут цветочкиРазвернут бутоны, (руки соединить над головой, потом медленно развести в стороны)В солнышке утонут. (Нищева Н.) Капелька: Ребята, слышите, там какие-то звуки. Пойдёмте, послушаем, (включается магнитофон) Дети проходят в центр группы и садятся на брёвнышки. Слушают запись звуков воды разных водоёмов. Капелька: Что вы слышали? Дети: (предположительные ответы детей): Течёт река. Капелька: А что ещё вода делает? Дети: (предположительные ответы детей). -Журчит, бежит, бурлит, льётся, плещется. Капелька: Ребятки, а из чего появляется река? Дети: Из ручейка. Капелька: А ручеёк? Дети: Из родничка. Капелька: А давайте с вами поиграем в игру.

(Проводится игра- модель «Родничок, ручеёк, речка, море, океан»).Объясняет правила игры. Капелька спрашивает: кто будет родничком? Дети: один из детей ,Я. Ребёнок читает стихотворение про родник.Родничок из-под землиК нам пробился, посмотри,Это чистая водица,Из неё ручей родится. (Тюняев А.) Ребёнок берёт модель родничка и прикрепляет его к ковролину. Капелька: Кто хочет быть ручейком? Дети: один из детей ,Я буду ручейком. Читает стих про ручеёк.Ручеёк в лесу журчит,И по камешкам стучитОн бежит к большой реке,Что течёт невдалеке. (Тюняев А.) Прикрепляет модель ручейка и садится. Капелька: Кто будет рекой? Дети: один из детей ,Я буду рекой. Читает стих.Речка водная дорожка,Будь поласковей немножко,Я не испугаюсьВдоволь накупаюсь. (Тюняев А.) Капелька: А кто хочет быть морем? Дети: один из детей ,Я буду морем. Читает стих.Папа мне сказал, что вскоре Мы отправимся на море, Ласты мне дадут и маску, Посмотрю морскую сказку. (Тюняев А.) Капелька: А кто у нас будет океаном? Дети: один из детей, Я буду. Читает стих.Нам знакомый капитан Рассказал про океан. На огромной глубине, Тайны прячутся на дне. Капелька: Молодцы. Знаете, как рождается ручеёк, речка, море, океан. А можно ли пить из рек, морей, ручейков воду? Дети ( предположительные ответы детей) Нет, нельзя, потому, что она грязная. Капелька: А что надо делать, что бы вода в водоёме не загрязнялась? Дети: (называют предположительные ответы и прикрепляют картинки с причинами загрязнения воды на ковролин)

-Не мыть машины у рек и озёр. -Не оставлять мусор на природе после отдыха. -Не сливать в реки грязную воду. Капелька: А как же получается, что в водопроводных трубах течёт чистая вода? Дети: (предположительные ответы детей) Она проходит очистку через очистительные сооружения. Капелька: Я знаю, что вы читали и рассматривали книги об очистке воды, теперь давайте попробуем сами очистить ее. Вот наша загрязнённая водичка. Что для этого нужно? Кто нам расскажет? Дети: проводится опыт по очистке воды:

надо взять чистый стакан, воронку, сито, бумажный фильтр, марлю. Сначала очищаем через сито - практически неочищенная, через марлю - стало чище, через бумажный фильтр- чистая. Капелька: Посмотрите, какая у нас чистая стала вода. Что мы про неё можем сказать? Дети: (называют предположительные ответы) -Вода стала чистая, прозрачная. Капелька: Вспомните опыты, которые вы проводили. Скажите, какие свойства воды вы знаете? Дети: (называют предположительные ответы) -Не имеет вкуса, запаха, -не имеет формы, а принимает форму того предмета, в котором находится, - переливается, -журчит, -растворяет одни вещества и не растворяет другие, - бывает тёплой, холодной, горячей. -жидкая и может течь, -вода превращается в пар, пар - это тоже вода. Капелька: А во что ещё может превращаться вода, когда на улице холодно? Дети: (предположительные ответы детей) В снег, в лёд, в иней, в град. Капелька: Правильно, давайте поиграем. Игра: «На что похожа вода» Я буду загадывать загадку, вы отгадаете ее, найдёте картинку с отгадкой и картинку, похожую на отгадку (айсберг и дома, змея и речка, одеяло и земля, покрытая снегом, душ и дождь, пар от кипящего чайника и облака):

Все ответы прикрепляйте на ковролин.Не перина, не подушка,Положить её под ушкоНе получится никак.Над тобой оно плывёт,В даль туманную зовёт, (облако).Она бежит, струится, На солнце серебрится, Над ней склонились молчаливы, Зелёные, густые ивы. (река).Белое одеяло всю землю укрывало (снег).С неба пришел, В землю ушел.(дождь)Плывёт глыба ледяная, Посреди моря, океана (айсберг). (автор не известный.) Капелька: Молодцы. Что происходит с лужами после дождя? И почему почва, песок были мокрыми и через некоторое время стали сухими, рассыпчатыми? Что же это за явление? Что произошло с водой? Дети:( называют предположительные ответы) Круговорот воды в природе, вода испарилась. Капелька: Правильно, вода всегда движется. А как это получается? Кто расскажет Дети : Рассказ и показ ребёнка (по схеме)

Капелька: А давайте с вами поиграем и изобразим то, что рассказал (имя ребёнка),изобразим круговорот воды в природе.Подвижная игра «Круговорот воды в природе» Встаньте в круг, возьмитесь за руки.  Представьте, что мы с вами большая лужа. Внимательно слушайте и выполняйте движения. Лужа может быть разной формы: овальной, круглой (изобразить, взявшись за руки). Вот нашу лужу стало пригревать солнышко. (Присесть). И начало нагревать лужу (вставать, поднимая руки вверх). Вода начала нагреваться и мельчайшие пары стали подниматься вверх, им стало тепло и они разлетелись в разные стороны. (Дети, разбегаются по группе, руки держат в стороны).  Но летя вверх, всё выше и выше им становилось холодно, капельки стали соединяться и из них стали образовываться облака. (Соединяются в одну или несколько тучек)  Капелек накопилось так много, что облака стали тёмными, тяжёлыми. Они разорвались и пролились на землю дождем. (Как стояли в группах, так и присели). Капелька: не устали играть? Так давайте поиграем ещё в одну игру. Сначала хочу спросить: вы когда-нибудь рассматривали облака на небе (ответы детей), наверняка вы видели, что иногда они были похожи на что-то или на кого-то. Вот и сейчас мы посмотрим на наше небо. Проводится игра на ковре (или на столе) « На что похоже облако?» Подбери картинку. Рассмотрите облака, отгадайте на кого похожи, найдите  нужную картинку и положите, убедитесь, что вы не ошиблись.

Капелька: Вот и заканчивается наше путешествие. Вы мне рассказали, что вода нужна всем. Рассказали, что растения, животные, люди без неё жить не могут. Воду надо беречь, охранять. Вы знаете, что вода имеет разные свойства. А теперь давайте вспомним замечательный отрывок из стихотворения «Мойдодыр», которое написал детский писатель Корней Иванович Чуковский, в котором прославляется вода.Давайте же мыться, плескаться, Купаться, нырять, кувыркаться, В ушате, в корыте, в лохани, В реке, в ручейке, в океане, И в ванной, и в бане, Всегда и везде - вечная слава воде! (автор К.Чуковский) Капелька: На этом я с вами прощаюсь. Я очень хорошо отдохнула у вас! Рада, что вы очень много знаете о воде! До свидания. Сюрпризный момент от Капельки.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Слезы томатов

Гуттация томата: Помидоры плачут.Те, кто хотя бы один раз в жизни были в теплице рано утром, знают о том, что в это время там можно увидеть достаточно экзотическую картину, когда на листьях растений скапливаются миллионы микроскопических капель воды. Чаще всего, люди считают, что они видят перед собой обыкновенную росу и проходят мимо, однако, это совершенно не так. Таким способом дары природы попросту избавляются от излишков влаги. С течением времени, эти капли воды всасываются порами самого же растения, но в утреннее время, когда температура воздуха еще не слишком высока и солнце не успевает испарить влагу, она капает на землю с листьев, словно настоящие слезы.

Наука уже давно объяснила этот феномен и даже дала ему научное название – гуттация. В народе иногда можно услышать фразу, что растение «потеет». Однако, это «потовыделение» происходит у них не так как у людей, в теплое время суток, а как раз наоборот, во время прохладных ночей. Именно поэтому, ученые склонны называть это скорее слезами от холода и сырости, нежели потением от жары.

Сам процесс гуттации томатов является отличным показателем обеспеченности растения живительной влагой. Обильное выделение «слез» свидетельствует о том, что почва, в которой посажено растение, достаточна влажная и исходя из этой информации дачник должен самостоятельно решить, следует поливать свои саженцы более интенсивно, или же наоборот на некоторое время этот процесс стоит отложить. К примеру, огурцы – овощи, которые славятся огромной любовью к воде, нуждаются в постоянном поливании и огромное количество влаги на их листиках ранним утром свидетельствует о нормальном процессе роста.

В тоже время «слезы» на помидорах говорят о том, что растение буквально утопает в воде, что не слишком хорошо для его полноценной жизни. Если в почве намечается систематичный переизбыток влаги, томаты начинают пускать новые листья и побеги, которые пагубно сказываются на урожайности кустов. Кроме того, все помидоры любят высушенный воздух, а обилие влаги в замкнутом пространстве теплицы – это настоящий рай для различных грибковых инфекций, способных угробить ваши растения. Чтобы ваши томаты чувствовали постоянный уход за собой и давали завидный урожай следите за наличием влаги на их листьях и не забывайте регулярно проветривать теплицу.

www.fermersha.ru