Конспект логопедического занятия для дошкольников Тема: ЗВУК [А]. БУКВА «А». Картинка звук и буква


Буквы раскраски, раскрашивать картинки - определи место звука в слове

Предлагаю вниманию родителей и педагогов интересные, занимательные упражнения, которые помогут детям хорошо ориентироваться в мире согласных звуков и научат их определять место звука в слове. Данные задания могут быть использованы и воспитателями в индивидуальной работе с детьми по заданию логопеда.

В мире согласных звуков(картотека индивидуальных занятий родителей с детьми)

Звук  КНазови, что нарисовано.Определи место звука К в слове: в начале/в середине/в конце слова.Составь схемы.Раскрась картинки.

Звук  МНазови, что нарисовано.Определи место звука М в слове: в начале/в середине/в конце слова.Составь схемы.Раскрась картинки.

Звук   СНазови, что нарисовано.Определи место звука С в слове: в начале/в середине/в конце слова.Составь схемы.Раскрась картинки.

Звук   ЗНазови, что нарисовано.Определи место звука З в слове: в начале/в середине/в конце слова.Составь схемы.Раскрась картинки.

Звук   ЦНазови, что нарисовано.Определи место звука Ц в слове: в начале/в середине/в конце слова.Составь схемы.Раскрась картинки.

Звук   РНазови, что нарисовано.Определи место звука Р в слове: в начале/в середине/в конце слова.Составь схемы.Раскрась картинки.

Звук   ЛНазови, что нарисовано.Определи место звука Л в слове: в начале/в середине/в конце слова.Составь схемы.Раскрась картинки.

 

Раскрась картинки, определи место звука в словеСКАЧАТЬ

Кривошеева Ирина Владимировна,учитель-логопед МБДОУ №1 г. Курганинска

 Loading ...

logoportal.ru

Миронова Н. М. Развиваем фонематическое восприя..

Н.М. Миронова

РАЗВИВАЕМ

ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ

ВОСПРИЯТИЕ

у детей

старшей логогруппы

Альбом упражнений для дошкольников с речевыми нарушениями

Фамилия______________________

Имя___________________________- Москва

2008

ББК74.3

М64

Издание развивающего обучения Рекомендовано Ученым Советом Педагогического общества России

Миронова Н. М. Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей логогруппы. Альбом упражнений для дошкольников с речевыми нарушениями / Н.М. Миронова,— М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008. — 32 с.

15ВМ 978-5-296-00789-6

Альбом № 1 входит в комплект пособий по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФН и ОНР. Работа с данным альбомом начинается на этапе закрепления изучаемого звука в слове и предполагает изучение детьми отдельных фонем. Альбом разработан с учетом возможностей детей старшей группы и предназначен для использования как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях.

Альбом может использоваться логопедами, воспитателями логопедических групп и родителями детей-логопатов.

ББК74.3

Автор и издательство благодарят мастерскую-студию«СИНЕРГИЯ»

([email protected])

и лично Юрия Петровича Боровского

и Дмитрия Ивановича Петровского за помощь,

оказанную в издании данной книги

13ВМ 978-5-296-00789-6 © Миронова Н.М., 2007, 2008

© Оформление. ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2008

Введение

Данный альбом входит в комплект пособий по развитию слухового внимания и фонематического восприятия у детей старшей логопедичес­кой группы детского сада с ФФН иОНР. Материалы пособия можно ис­пользовать как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях в стар­шей группе детского сада.

Альбом № 1, предполагающий изучение отдельных фонем, разрабо­тан с учётом возможностей детей старшего дошкольного возраста. Ра­бота с данным альбомом начинается на этапе закрепления изучаемого звука в слове. Одновременно с закреплением правильного звукопроизношения, уточнением и обогащением словаря, развитием грамматичес­кого строя речи, постепенно усложняющиеся упражнения альбома по­могут развить фонематическое восприятие малыша. Ребёнку предлага­ются занимательные игровые ситуации, которые побуждают его рассуждать, анализировать, сравнивать, делать самостоятельные выво­ды. Упражнения дети выполняют на занятии с помощью логопеда. Пос­ледовательность заданий способствует переключению внимания ребен­ка на занятии, что создаёт условия для реализации охранительного ре­жима обучения.

Представленный в альбомах материал представляет собой контурные или пунктирные изображения предметов на изучаемые звуки, что даёт ре­бёнку возможность обводить и раскрашивать рисунки. Каждая страница альбома на глазах ребёнка преображается, становится красочной, яркой. Это вызывает у него чувство радости, удовлетворения своей работой. На­ряду с этим, задания типа: «обведи», «выполни штриховку», «дорисуй», «впиши», «раскрась», направлены на развитие зрительных функций, мел­кой моторики пальцев рук, координации глаза и руки малыша.

Чем раньше начата логопедическая работа по коррекции и развитию фонематического слуха, тем успешней будет идти общее речевое разви­тие ребёнка.

Желаем успехов!

ЗАНЯТИЕ 1. Звук и буква А

Задание 1. Посмотри на рисунок. Что случилось с девочкой? Какой звук она произносит? Как ты догадался?

Задание 2. При произнесении звука А губы рисуют большой кружок. Закрась кружок красным цветом.

Задание 3. Рассмотри большую и маленькую буквы А в двойной рамочке. Обведи большую и маленькую буквы А по точкам. Пропиши строчки букв А.

Ч.

Задание 4, На волнистой дорожке в ямке живет низкий звук «А», а на горке высокий звук А. Найди и покажи место каждого звука. (Логопед произносит на одном выдохе то высоким, то низким голосом звук А)

Задание 5. А теперь попробуй сам, произнося звук А и меняя высоту голоса, провести указательным пальчиком по дорожке. (Логопед следит за тем, чтобы ребенок, проводя пальчиком по дорожке на одном выдохе, менял высоту голоса.)

ЗАНЯТИЕ 2. Звук и буква У

Задание 1. Рассмотри картинку. Какой звук произносит мальчик? Как ты догадался? Что (кто) еще может издавать такой звук?

Задание 2. При произнесении звука У губы рисуют маленький кружок. Закрась маленький кружок красным цветом.

З адание 3. Рассмотри большую и маленькую буквы У в двойной рамочке. Обведи карандашом букву У по точкам. Пропиши строчки букв У.

Задание 4. Подчеркни букву У в ряду гласных букв

Задание 5. Посмотри на изображения самолетов. Как ты думаешь, какой самолет летит ближе к нам? А какой — дальше от нас? Почему ты так решил?

Задание 6. Догадайся, гул какого самолета звучит громко, вот так. (Логопед произносит звук У громким голосом.) А гул какого самолета звучит тихо? (Логопед произносит звук У тихим голосом.) Как ты догадался?

Задание 7. Пропой песенку большого самолета; маленького самолета. (Логопед следит за тем, чтобы ребенок произносил звук Уна одном выдохе и с разной силой голоса.)

Задание 8. Проводи карандашом по дорожкам и пой песенки самолетов. (Логопед следит за тем, чтобы ребенок произносил звук Уна одном выдохе и с разной силой голоса.)

ЗАНЯТИЕ 3. Звуки и буквы А - У

Задание 1. Рассмотри картинки. Повтори за мной так же. (Логопед называет слово, интонационно выделял первый гласный звук, и просит ребенка повторить отраженно.)

Задание 2. Назови буквы и раскрась их красным карандашом.

Задание 3. Буква А дружит с картинками, название которых начинается со звука А. Найди эти картинки и соедини их линиями с буквой А. Буква У дружит с картинками, название которых начинается со звука У. Найди эти картинки и соедини их линиями с буквой У. Какие картинки ты соединил с буквой А? С буквой У? Почему? Какая картинка осталась? (Ослик.) Почему?

Задание 4. Раскрась картинки цветными карандашами.

ЗАНЯТИЕ 4. Звук и буква О

Задание 1. Рассмотри картинку. Что случилось с девочкой? Какой звук она произносит? Как ты догадался? Когда еще произносят звук О? Произнеси звук О с удивлением; с испугом; радостно.

Задание 2, При произнесении звука О губы рисуют овал. Закрась овал красным цветом.

Задание 3, Найди букву О в ряду гласных букв. Подчеркни ее.

эаоуэыоао

Задание 4. Рассмотри большую и маленькую буквы О в двойной рамочке. Обведи карандашом букву О по точкам. Пропиши строчки букв О

Задание 5. Посмотри на картинки и назови их, выделяя голосом звук О в каждом слове. Какой звук в словах ты произносил громче всего? Отхлопай слова и посчитай количество хлопков (слогов) в каждом слове.

Задание 6. Игра «Новоселье». Посели слова в соответствующие домики-полоски, состоящие из одной, двух и трех частей (сколько хлопков в слове, столько и окошек в домике-полоске). Например: от слова, в котором два хлопка, проведи дорожки к домику-полоске с двумя окошками. И т.д.

Задание 7. Раскрась картинки.

ЗАНЯТИЕ 5. Звуки и буквы А-У-ОЗадание 1. Назови картинки. Прочитай буквы и скажи, какие звуки они обозначают. Что ты знаешь об этих звуках?

Задание 2. «Игра в прятки». Гласные звуки А, У, О спрятались в названиях картинок. Какой гласный звук слышится в каждом слове? Раскрась соответствующую букву под картинкой красным карандашом. Произнеси каждое слово так, чтобы был слышен гласный звук.

Задание 3. Отхлопай каждое слово. Чем похожи слова? Какие эти слова по звучанию? Сколько в них слогов?

Задание 4. Раскрась картинки.

ЗАНЯТИЕ 6. Звук и буква И

Задание 1. Рассмотри картинку и определи, какое настроение у Игоря? Как ты догадался? Улыбнись и ты, посмотри на свои губки в зеркало. Какой гласный звук можно произнести, растягивая губы в улыбке? (Звук И.) Произнеси его.

Задание 2. При произнесении звука И губы рисуют горизонтальный овал. Закрась овал красным цветом.

Задание 3. Рассмотри большую и маленькую буквы И в двойной рамочке. Обведи карандашом букву И по точкам. Пропиши строчки букв И.

Задание 4. Посмотри на волшебное дерево. Какие буквы ты узнал на его кроне? Найди буквы И, раскрась их красным карандашом.

\#

Задание 5. Рассмотри и назови животных. Они произносят звук И, но каждый по-своему. Каким голосом произносит звук И мышка? Произнеси звук И, как мышка. А каким голосом произносит звук И лошадь? Произнеси звук И, как лошадка.

Задание 6. Догадайся, кто поет: мышка или лошадка? (Логопедпроизносит звук И, меняя голос по высоте.) А теперь ты загадай мне, а я отгадаю, какое животное поет песенку. (Логопед следит за тем, чтобы ребенок менял голос по высоте.)

Задание 7. Ты узнаешь, что любит каждое из этих животных, когда проведешь дорожки карандашами разных цветов по пунктирным линиям. Теперь, проводя пальчиком по каждой дорожке, пропой звук И соответствующим голосом (мышки или лошадки).

Задание 8. Раскрась картинки.

ЗАНЯТИЕ 7. Звук и буква И

Задание 1. Назови картинки. Прочитай букву. Какой звук она обозначает?

Задание 2. Звук И играет в прятки. Он спрятался в названиях некоторых картинок. Произнеси эти слова, выделяя голосом этот звук. (Логопед следит за интонированием гласного звука в словах.)

Задание 3. Проведи дорожки от картинок, в которых прячется звук И, к букве И. Произнеси эти слова, выделяя голосом звук И. Какие картинки ты не соединил с буквой И? Почему?

Задание 4. Раскрась картинки.

ЗАНЯТИЕ 9. Звук и буква М

Задание 1. Найди в ряду букв букву М. Подчеркни ее синим карандашом.

МКПМРМТБМЕМИФМ

Задание 2. Какие предметы спрятались на картинке? Послушай и повтори так же. (Логопед произносит слово, выделяя силой голоса звук М.) Какой звук я выделяла? Какой это звук?Задание 3. Обведи цветными карандашами только те предметы, в названиях которых слышится звук М.

Задание 4. Назови по памяти предметы со звуком М. Проверь себя.

Задание 5. Отхлопай слова со звуком М. Выложи на столе столько кружочков, сколько слогов (хлопков) в каждом слове. Посмотри на кружочки. Назови самое короткое слово, длинные слова.

ЗАНЯТИЕ 10. Звук и буква Н

Задание 1. Рассмотри картинки. Назови их. Назови съедобные предметы, несъедобные предметы.

Задание 2. Послушай, как я назову эти картинки. (Логопед называет слова, выделяя звук Н.) Какой звук я выделяла голосом? А теперь ты называй картинки, выделяя голосом звук Н. Одновременно с произнесением слова поочередно раскрашивай бусинки. Сколько слов со звуком Н ты сказал и сколько бусинок раскрасил? Отхлопай эти слова.

Задание 3. Назови слова со звуком Н ласково. Задание 4. Раскрась эти картинки.

ЗАНЯТИ Е 11. Звук и буква П

Задание 1. Назови картинки. Что забыл дорисовать художник? Дорисуй эти части предметов.

Задание 2. Произнеси эти слова так, чтобы все услышали звук П. Найди букву П под картинками и раскрась ее синим цветом.

Задание 3. Выделяя звук П, назови предметы, нарисованные на странице вверху; внизу. Игра «Угадайка». Что нарисовано над черепахой? Под шапкой? Слева от поросенка? И т.д.

Задание 4. Игра «Подбери слово». Ответь на вопросы и покажи соответствующую картинку: шустрый... пластмассовая... кроличья... перьевая... медлительная... пушистый...

Задание 5. Раскрась картинки.

ЗАНЯТИЕ 12. Звук и буква Б

Задание 1. Рассмотри картинки. Послушай, как я назову их. (Логопед на­зывает картинки, выделяя голосом звук Б.) Какой звук я выделя­ла? В каких словах нет звука Б? Выделяя голосом звук Б, произноси слова и закрывай картинки с этим звуком фишками (педагог должен заранее подготовить комплект фишек для ребенка). Сколько все­го слов со звуком Б ты назвал? Назови их по памяти, произнося отчет­ливо звук Б.

Задание 2. Продолжи штриховку буквы Б. Обведи пунктирные линии в рисунках. Задание 3. Раскрась только те предметы, в названиях которых слышится звук Б.

ЗАНЯТИЕ 13. Звук и буква Г

Задание 1. Садовод Гриша решил посадить только те овощи и фрукты, в названиях которых слышится его любимый звук. С этого звука начинается его имя. Какой это звук? Назови любимые овощи и фрукты Гриши, выделяя звук Г. В каких названиях нет любимого звуки Гриши? Что Гриша посадил в огороде? В саду?

Задание 2. Садовник Гриша сварил суп из гороха. Какой получился суп? Какой сок (компот) приготовил Гриша из груш? Из винограда? Из граната? А как будет называться салат из огурцов? Придумай, чем еще нас угостит садовник Гриша?

Задание 3. Обведи и раскрась рисунки.

ЗАНЯТИЕ 14. Звук и буква К

Задание 1. Посмотри, перед тобой аквариум с морскими обитателями. Кто из морских обитателей живет на дне аквариума? А кто находится ближе к поверхности?

Задание 2. В названиях каких обитателей аквариума слышится звук К? Закрой их фишками. (Логопед произносит слова, интонационно выделяя звук К.) Каких обитателей аквариума ты не закрыл? Почему?

Задание 3. Поочередно открывайте картинки и отхлопывайте слова. (Ребенок открывает слова, отхлопывает и называет количество слогов.)

Задание 4. Про кого скажем «мой», «моя», «мои»? (Мой краб...)

Задание 5. Послушай, какое слово не подходит к акуле: плавает, нападает, охотится, бегает?

Задание 6. Обведи рисунок по контуру и раскрась его.

ЗАНЯТИЕ 15. Звук и буква Д

Задание 1. Рассмотри картинку. Назови предметы, которые находятся в квартире и за окном. Какой звук встречается в этих словах?

Задание 2. Под столом лежит коврик. Нарисуй на коврике столько цветных кружочков, сколько слов со звуком Д ты найдешь на картинке. Назови эти предметы, выделяя голосом звук Д.

Задание 3. Назови предметы на звук Д ласково. (Дым — дымок, дымочек; дуб — дубок, дубочек.)

Задание 4. Раскрась рисунок.

ЗАНЯТИЕ 16. Звук и буква Т

Задание 1. В кафе пришли дети. Их имена начинаются со звука Т. Догадайся, как их зовут?

Задание 2. Изучи меню. Назови все, что предлагает кафе своим клиентам. Таня и Толя заказали только те продукты, в названиях которых слышится звук Т. Что заказали дети? (Логопед следит за тем, как ребенок интонационно выделяет звук Т в словах.)

Задание 3. Проведи дорожки от Тани и Толи к продуктам, в названиях которых слышится звук Т. Произнеси слова, выделяя голосом звук Т.

Задание 4. Обведи пунктирные линии. Раскрась рисунки.

ЗАНЯТИЕ 17. Звук и буква В

Задание 1. Рассмотри рисунок. Кого из сказочных героев ты узнал? Куда отправилась Красная Шапочка? Кого встретила Красная Шапочка по пути?

Задание 2, Обведи карандашом дорожку, по которой шла девочка.

Задание 3. Послушай, какой звук, я буду выделять в словах. (Логопед называет животных, выделяя звук В.) Назови животных, в названиях которых ты услышишь звук В.

Задание 4. Впиши букву В в кружки возле животных, в названии которых есть звук В.

Задание 5. Раскрась картинки. Расскажи по ним новую сказку о Красной Шапочке.

ЗАНЯТИЕ 18. Звук и буква Ф

Задание 1. Перед тобой два волшебных коврика — большой и маленький. Рассмотри большой коврик. Из каких геометрических фигур он состоит? Сосчитай треугольники и квадраты. Назови предметы, нарисованные в каждом треугольнике. В названиях каких картинок есть звук Ф? Произнеси слова, выделяя звук Ф.

Задание 2. Рассмотри маленький коврик. Он в точности повторяет большой. Мысленно «наложи» маленький коврик на большой и обведи буквы Ф в тех треугольниках, которые соответствуют треугольникам с предметами на звук Ф. (Логопед выполняет это задание вместе с детьми.)

Задание 3. Раскрась картинки.

ЗАНЯТИЕ 19. Звук и буква X

Задание 1. Перед тобой на картинке мальчик Харитон. Он мечтает стать хорошим хоккеистом. А еще он любит халву, хурму, сухари, уху, орехи. (Логопед интонационно выделяет звук X в словах.) Какой звук я выделяла? А с какого звука начинается имя мальчика? Это любимый звук Харитона. Какую картинку я не назвала? Догадался, почему? Назови любимые продукты Харитона, выделяя голосом звук X.

Задание 2. Проведи разноцветные дорожки от Харитона к картинкам, в названиях которых слышится звук X. Скажи, что он любит есть? (Логопед следит за интонированием звука X в речи детей и употреблением слов в нужном падеже.)

Задание 3. Проводи пальчиком по дорожкам и называй, о чем мечтает Харитон? Чем он поделится с другом? Чему он рад? Кем хочет стать Харитон?

Задание 4. Найди в подписанных названиях предметов букву X, подчеркни ее, произнося при этом звук X.

Задание 5. Обведи пунктирные линии вокруг предметов и раскрась картинки.

Издание развивающего обучения

Миронова Наталья Михайловна

РАЗВИВАЕМ ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ЛОГОГРУППЫ

Альбом упражнений для дошкольников с речевыми нарушениями

Издатель — А.П. Казаков

Редактор — И. Б. Ильякова

Корректор — О.А. Михайлова

Обложка — Д. Р. Кудряков Оригинал-макет — И.А. Полезаева

ООО «Издательство ГНОМ и Д» Тел./факс: 8 (499) 264-27-73. Е-таМ: дпот_1одорес!@пе\л/та||.ги

Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.60.953.Д.004022.04.07

от 11.04.2007 г.

Подписано в печать 02.11.2007. Объем — 4 п.л. Формат 60x90/8. Печать офсетная. Тираж 3000 экз. Заказ № 1855.

Отпечатано с готовых диапозитивов по заказу ООО Агентство «Социальный проект» в ОАО «Домодедовская типография». 142001, г. Домодедово, Каширское ш., д. 4, корп. 1.

перейти в каталог файлов

metodich.ru

Занятие "Звук и буква У"

Разделы: Логопедия

Цели и задачи: учить учащихся выделять звук [у] в ряду звуков, слогов и слов, определять место звука в слове; формировать навык письма; обогащать словарь словами со звуками [у], способствовать развитию звуко-буквенного анализа и синтеза, фонематического слуха, восприятия, памяти, мышления, связной речи.

Оборудование: плакат с буквами, картинки, звуковые линейки, магнитофон, мяч, карточки.

Ход занятия

I. Организационный момент.

  1. Составить “Азбуку добрых слов”.
  2. Сообщение темы занятия.

– Рассмотрите картинку и назовите спрятавшиеся предметы (контурные изображения предметов: утка, петух, гусь). – Какой одинаковый звук слышится во всех этих словах?

II. Основная часть.

1. Артикуляция и характеристика звука. Звук [у] – гласный, поется тянется, не встречает при образовании преграды для выдыхаемого воздуха.

2. Выделение звука [y] на слух. Дети поднимают руку на услышанный звук [у]:

а) Из ряда звуков – а, у, о, м, у, ы, н, у, с, у. б) Из ряда слогов – ту, но, му, ак, ры, уб, ду. в) Из ряда слов – гусь, утро, сок, стук, рак, утюг. г) Запомнить слоги и повторить: му – му – ус – ус пу – пу –ду – ду Слова: утка, утенок, утонуть, утятница. Какое слово лишнее? д) Определить место звука:

Слова: пух, усы, петух, губы, утка. е) Запомнить и повторить слова [у]. Ученик учил уроки, У него в чернилах щеки. [4] ж) Собрать слово из звуков [4] л у н а, к у к л а, д е д у ш к а з) Закончи предложение. На озере плавали серые …(утки). Мальчик получил хорошую … (оценку). – Какой по счету звук [у]? [4]

Соотнесение звука с буквой (плакат с буквами разного размера и цвета, алфавит).

3. Физкультминутка. [1]

Приступаем. Для начала Только корпусом вращаем. Повторяем упражненье, Все знакомые движенья (вращение туловища вправо и влево). Разминаем наши плечи, Руки двигаем навстречу: Вверх летит одна рука, А другая вниз пока (рывки руками). Одна рука вверх, другая вниз, Раз, два, три, Корпус влево наклони. И руками помогай, Поясницу разминай (наклоны туловища в стороны). А теперь прыжки у нас. Дружно скачет целый класс. За прыжком еще прыжок, Прыг да скок, прыг да скок (прыжки). Поработаем руками, И локтями, И плечами (руки перед грудью, рывки руками). Мы размяться все успели И за парты снова сели.

4. Работа в тетрадях.

а) Выбрать картинки со [у], определить место звука: в начале, в середине, в конце и записать слова, выделяя букву “у”. б) Развитие зрительной памяти и внимания. Игры: “Что лишнее?”, “Что изменилось?”, “Чего не стало?”. Картинки: жук, улитка, муравей, лук, кузнечик.

5. Физкультминутка для глаз. [1]

6. Составление предложений из слов.

а) Составить предложения и записать их. Коля, рыбу, удочкой, ловил, их. В, утята, пруду, плавали. Кате, куклу, купили. б) Подчеркнуть слова с буквой “у”.

III. Итог занятия.

а) Игра с мячом: дополните слова звуком [у]: слова: … гол (угол), … лыбка (улыбка), … ченик (ученик), … казка (указка), … тюг (утюг) [3].

б) Припомните характеристику звука “у”.

Литература.

  1. Ковалько, В.И. Школа физминуток/ В.И. Ковалько. – М.: ВАКО, 2005 – 208 с.
  2. Крупенчук, О.И. Научите меня говорить правильно!
  3. Пожиленко, Е.А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 224 с.
  4. Популярное пособие для детей и родителей “ Как звучат слова”.
Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Конспект логопедического занятия для дошкольников Тема: ЗВУК [А]. БУКВА «А»

Конспект логопедического занятия для дошкольников

Тема: ЗВУК [А]. БУКВА «А»

Цели: учить четко произносить звук [а]; учить выделять звук [а] из ряда гласных, из начала слова; знакомство с буквой «А»; развивать звуковое внимание, фонематическое восприятие, умение контролировать движения руки глазами.

Оборудование: картинка, плачущей девочки; индивидуальные зеркала на каждого ребенка; карточки с символом звука [а]; профиль звука [а]; предметные картинки на звук [а]; плакат «лесной полянки»; трафареты буквы «А», вырезанной из наждачной бумаги; трафареты геометрических фигур, вырезанных из картона.

Ход занятия

Организационный момент.

Логопед. Сядет тот, у кого на столе лежит кружок красного цвета, квадрат синего цвета, треугольник желтого цвета.

Сообщение темы.

Логопед. Гном Звукознайкин принес картинку. Посмотрите, Аня плачет: а-а-а. Это картинка – символ звука [а]. Сегодня мы будем учиться правильно произносить звук [а], познакомимся с буквой «А».

Уточнение артикуляции звука [а]. Работа с индивидуальными зеркалами.

Логопед. Ребята, возьмите каждый свое зеркало и произнесите четко и ясно звук [а]. Логопед поясняет: при произнесении звука  [а]: рот широко открыт, язык лежит спокойно внизу, голосок работает.

Рассмотреть на профиле положение губ, языка; обратить внимание детей на то, что воздух проходит свободно, препятствий нет.

Произносить звук [а] хором и индивидуально, контролируя положение губ и языка с помощью зеркала.

Логопед. Звук [а] – гласный, произносится он твердо, решительно, смело, его можно тянуть, петь. Представьте, что мы укладываем куклу спать, давайте споем ей песенку: а-а-а-а.

Теперь произнесем звук [а] – коротко и громко: а, а, а; а теперь протяжно и тихо: а-а-а-а.

Произнесение обратных и прямых слогов: ам, ат, ак, ан, ну, му, ту и т. д.

Выделение звука [а] из ряда гласных звуков, поднять карточку с символом звука [а]:

а, у, а, ы, а, э, у, а, ы, а и т. д.

 

Рассмотреть картинки, произнести слова со звуком [а] в начале слова: аист, ананас, автобус, антенна, акула, апельсин.

Выделение звука [а] из начала слова.

Логопед. Послушайте, как я скажу, и посмотрите на мои губы – Аааня (выделить интонацией звук [а]). Первый звук в этом слове – звук [а].

Логопед называет слова, дети называют первый звук: абрикос, апельсин, автомат, аптека, астра, Алла и т. д.

Знакомство с буквой «А».

Логопед. Звук [а] можно записать буквой «А». (Рассмотреть большую букву «А» и маленькую – «а».)

Логопед. На что похожа буква «А»?

Ответы детей.

Большая буква «А» красного цвета выставляется в кассу гласных букв, вторая буква «А» помещается на лесную полянку (на стене плакат «лесной полянки», буквы крепятся магнитом).

Логопед. Послушайте стихотворение «Звук и буква «А», назовите слова, которые начинаются на звук [а].

Аист вёз из магазина

На своей коляске груз:

Ананасы, апельсины,

Абрикосы и арбуз.

Физкультминутка «Буква «А».

А – начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А – узнать ее легко –

Ноги ставит широко.

Дети широко расставив ноги. Руки поочередно на пояс, к плечам, вверх, два хлопка.

Пальчиковая гимнастика:

— логопед предлагает детям выложить из палочек букву «А»;

— обвести пальчиком букву «А», вырезанную из наждачной бумаги (обводить указательным пальцем правой руки по направлению письма).

— написать букву «А» в воздухе, следить, чтобы дети правильно держали ручку.

Работа в тетрадях.

Логопед предлагает написать детям строчку буквы «А». Нарисовать большой и маленький арбузы, девочку Аню. (Рисуют дети с помощью трафаретов – из картона вырезаны геометрические фигуры).

Логопед. Скажем правило:

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу,

Я друзья от вас не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь!

Итог занятия.

 

См. также интересные логопедические занятия: Дифференциация гласных звуков А Я

Дифференциация гласных звуков У-Ю

Конспект занятия Путешествие в царство грамоты

Логопедическое занятие «Алфавит»

ПУТЕШЕСТВИЕ по «Звуковой ДОРОЖКЕ».

Логопедическое занятие в подготовительной группе

    

mallishok.ru

Алфавит для малышей: мультики и картинки

Обучение чтению всегда начинается с алфавита. А поскольку учат азбуку с детьми первоначально родители, то встает вопрос, как правильно это сделать. Ведь при неправильном выборе методики в голове ребенка может образоваться настоящая «каша» из букв и звуков. Помочь родителям правильно подобрать метод обучения помогут развивающие мультики, видео уроки и картинки.

Когда можно изучать алфавит?

Начинать изучение азбуки с малышом можно уже с полутора года, хотя новейшие методики советуют развешивать алфавит в картинках по комнате в поле зрения ребенка уже с нескольких месяцев.

Это не означает, что малыш рано начнет читать или писать, однако зрительно он запомнит буквы, и впоследствии ему легче будет осваивать русский алфавит. Некоторые дети уже в два года показывают отличные результаты, складывая буквы в слоги.

Единственное условие: заучивая названия букв, называйте звуки, а не буквы. Например, говорите ребенку «с», но не «эс»; «б», а не «бэ» и т. д. Тогда при обучении чтению малышу будет легче соединить звуки в слоги.

Развивающие мультфильмы

Наилучшим способом приобщить ребенка к азбуке являются развивающие мультики. Смотреть их можно онлайн на нашем сайте.

Рассмотрим несколько интересных выпусков мультфильмов, которые наверняка понравятся вашим малышам.

1. Дизяка мизяка

Это название серии мультфильмов, выпущенных одной студией. Эти развивающие мультики направлены на обучение азбуке в виде игры. Одним из наиболее интересных является мультик «Говорящая азбука». Его можно смотреть онлайн на нашем сайте. Каждая буква в мультфильме представлена в каком-либо образе: с ним обычно ассоциируется какой-либо звук. Например, буква «т» скачет, как молоточек, а в букве «и» мы узнаем веселую лошадку. При этом звуки повторяются несколько раз, чтобы малыш мог запомнить их не только зрительно и ассоциативно, но и на слух.

В серии «Дизяка мизяка» есть и другие мультики и видео уроки. На основе методики Зайцева, позволяющей изучать с детьми русский алфавит по так называемым складам, были созданы короткие развивающие мультики «Дизяка мизяка», каждый из которых посвящен отдельному складу. Ситуация всячески обыгрывается благодаря серийным героям: экскаватору, дирижаблю или пароходу, которые доставляют буквы на место и составляют и них склады. Также студия «Дизяка мизяка» имеет в своем архиве видео уроки для детей различных возрастов, направленные не только на обучение азбуки, но и на получение общих представлений о мире.

2.Теремок ТВ

Эта серия предлагает множество выпусков с интересными мультфильмами для изучения азбуки. Одним из них является мультик-песенка «Алфавит: азбука для малышей». Как и в предыдущем примере, мультик представляет собой видео уроки в картинках, которые можно смотреть онлайн на нашем сайте. Каждой букве соответствует слово, начинающееся с нее, и картинка, иллюстрирующая слово. Все это сопровождается интересной песенкой.

У студии «Теремок ТВ» есть еще множество других интересных мультфильмов для изучения цветов, животных, растений и т.д.

3. Мультик «Звуки»

Весьма полезным для малышей будет мультик под названием «Звуки», представляющий русский алфавит в его звучании. Этот мультфильм можно смотреть онлайн на нашем сайте. В нем обыгрываются буквы алфавита, а голос за кадром называет звуки, которые они обозначают.

Мультфильм можно ставить даже грудничкам: пусть впитывают информацию. По времени развивающие мультики небольшие, но зато несут в себе максимальную смысловую нагрузку.

4. Мультик «Животные: учим звуки и буквы»

Если малыш уже начал свое знакомство с миром животных, его можно с успехом дополнить изучением звуков и букв. На нашем сайте вы без труда найдете мультфильм «Животные: учим звуки и буквы». Каждой букве соответствует животное, название которого начинается с этой буквы. Мультфильм «Животные: учим звуки и буквы» иллюстрирует каждое животное и представляет написание каждой буквы в ярких цветах.

Благодаря такому красочному звуковому пособию ваш малыш очень скоро овладеет азбукой, а вам не придется заставлять его и тратить время на уговоры.

Картинки для малышей

Отличным пособием в изучении азбуки могут стать картинки. Их легко скачать у нас на сайте и распечатать. Карточки с буквами можно развесить по дому, где ребенок чаще всего бывает, или отводить по 10-15 минут каждый день для их рассмотрения. Прежде чем распечатать картинки с буквами, определитесь, в каком виде вы будете их использовать. Русский алфавит можно наклеить на картон, чтобы они не мялись. Для более взрослых деток можно распечатать азбуку на одном листе, чтобы они видели порядок расположения букв в алфавите.

Таблица с карточками русского алфавита.Русский алфавит в картинках для детей.Красочная азбука для малышей.Черно-белый русский алфавит для раскрашивания.

Карточки с буквами русского алфавита.

Русский алфавит с транскрипцией произношения букв.

 

 

Таким образом, вашими лучшими помощниками в изучении азбуки с малышом станут мультики, видео уроки или буквы в картинках: их можно смотреть онлайн или распечатать с сайта. Обязательно используйте этих веселых учителей, и результаты поразят вас. Учим азбуку весело!

Загрузка...

steshka.ru

Изучаем буквы в действии!: Буква З

1. Кто из насекомых любит букву З? Комар! Он, когда летит, всё время поёт "Ззззззззз" Давай полетаем вместе с ним (картинка взята здесь)«Лети» вместе с комаром (веди пальчиком) по красной дорожке и звени: 3-3-3. Старайся лететь и петь долго, без остановок, а для этого следи за дыханием: сде­лай вдох через нос и на выдохе произноси: 3-3-3. Куда привела красная дорож­ка? Теперь «лети» по другим дорожкам и звени: 3-3-3.

2. Найди слова на букву З (здесь)

3. Прочитаем слоги (твёрдые и мягкие)! (здесь) Буква З может быть: а) твёрдой (например, в словах: зонт, морозы) "Ззззз" поёт большой комар б) мягкой (например, в словах: зима, зебра) "зь-зь-зь" поёт маленький комарик

4. Определение твёрдого и мягкого звуков.= ЗА, ЗО, ЗЯ, ЗУ, ЗЁ, ЗЮ, ЗЫ, ЗИ= АЗА, ОЗЁ, УЗЮ, УЗУ, ИЗА= [ЗЬ] зебра, земляника, газета, изюм, магазин, корзина, зима= [З] замок, звонок, зонт, ваза, коза, фазан, зубы

5. "Поймай комара" - на звук [З] нужно хлопнуть (взято здесь) = Ш-Р-З-М-Ф-З-Щ-З = ША-РА-ЗА-МА-МО-ЗО-ФУ-ЩУ-ЗУ = МЫ-ЗЫ-ТЫ-ПЫ-ЗА-КА-ДА-ЗО-ТО-КО

6. Составим новые слова, используя приставку "за" (с мячом) (здесь)= бить - забить= ехать - заехать= бросить - ...= брать - ...= звонить - ...= мазать - ...= ползти - ...= думал - ...= ходить - ...= писать - ...= точить - ...= красить - ...= вязать - ...= бежать - ...= стирать - ...= шёл - ...= шить - ...= петь - ...= кричать - ...= болеть - ...= клеить - ...

7. Образуй глагол от существительного (с мячом) (здесь)= застёжку - застёгивают= запасы - запасают= зажимом - зажимают= замазкой - замазывают= заколкой - закалывают= задания - задают= загадки - загадывают= запеканку - запекают= заварку - заваривают= заказы - заказывают

8а. Развитие фонематического слуха. Дифференциация звуков З и С ("З" отличается от "С" только тем, что он звонкий, т.к. артикуляция этих звуков одинакова). (здесь)На слог со звуком "С" - хлопаем, на слог с З - топаем.= СА, ЗА, КА, МА, СА, СУ, ЗЫ, ПУ

8б. ФизкультминуткаПрисесть, если услышишь слово со звуком "С" и подпрыгнуть, если услышишь со звуком "З" (здесь)Тише, тише, Зоя спит, а вот злой комар летит.Зою будет он кусать, и не даст он Зое спать.Мы прогоним комара, потому что спать пора.

9. Игра "Добавь слоги" (звуки С и З) (здесь)У меня рассыпались слова. Помоги их собрать, добавляя слоги СА или ЗА.1) = ко..= ро..= берё..= ли..= так..= поль..= гро..

2) = ..ни= ..мок= ..ша= ..пах= ..яц= ..дик= ..втрак

3) слоги СЫ или ЗЫ:= ве..= мимо..= бу..= у..= водола..= подно..= воло..= гро..= моро..

10а. Письменная буква З (здесь)

10б. Прописи с З (здесь)

10в. Печатная буква З (здесь, здесь)

 10г. Обведи контур букв (здесь) 10д. Обведи букву З (ищите здесь) 10е. Тренируемся писать букву З (нашла здесь) 11а. Рабочий лист (здесь) 11б. Рабочий лист из "Игры на развитие речи" 11в. Рабочий лист из книги Пилат 11г. Рабочий лист (ищите здесь) 12. Логопедическое лото (авторская разработка) 13. Подарки для большого комара и для маленького комарика (здесь) Большой комар любит подарки, названия которых начинаются на твёрдый звук "З", а маленький - на "ЗЬ". Соедини линиями, кому какой подарок! 14а. Найди то, что на букву З (здесь) 14б. Обведи только те картинки, в которых есть звук З (здесь) 14в. Найди слова с буквой З (здесь ищите) 14г. Отметь слова со звуком "З"! (здесь) 15. Найди все спрятанные буквы З (здесь) 16. Раскрась воздушных змеев, на которых буква З написана правильно. Соедини их ниточками с зайкой.  (здесь) 17. Добавь недостающий элемент. (здесь) 18. Среди всех букв найди букву З (здесь) 19. Найти среди наложенных букв букву З! (здесь) 20. Задание на внимательность! Сосчитай, сколько здесь букв З, а сколько букв С! (здесь)

21. Из всех букв выбери буквы "З" и "з" (здесь)

22. Среди буквенного текста спрятались различные слова. Найди их. (здесь)= мамаррлошуморозлавопрсанкиьротзимадвлпорорлпдад= ларузоролпоррропрЛизаороороншрозаортонлаорждао= опрпршгаоропркозадолооллдалкосылпорпрроаморозы

23. Соедини предложение с картинкой (здесь)1) Зоя закрывает замок.2) Коза стоит возле берёзы.3) У Лизы заболели зубы.4) Лиза моет вазу в тазу.

24. Кузнечик сидел на берёзовом листе. Подул сильный ветер, оторвал листок и унёс его далекочерез поле вместе с кузнечиком. Поможем кузнечику вернуться обратно к его берёзе. Идти можно только по буквам З. (взято здесь) 25. Рассмотри картинки и скажи, про котрые можно сказать "зелёная", про которые "зелёный" или "зелёное"? (взято здесь) 26. Возьми карандаш любого цвета и закрась все части рисунка, в которых встречаются буквы "З" (здесь) 27. Раскраска со словами, в которых есть звук З (ищите здесь) 28. Найди здесь букву З! (здесь) 29. Найди среди капелек буквы из слова "зонтик"

alfavit-v-podelkah.blogspot.com