Урок в 4 классе «Пусть книги друзьями заходят в ваш дом» «Библиотечные каталоги». Каталожные карточки а с пушкина


Карточка №1 А. С. Пушкин

Карточка №1 А. С. Пушкин - страница №1/1

Карточка № 1

А.С. Пушкин.

1. Что вы знаете о родословной А.С.Пушкина?

2. В каком учебном заведении учился А.С. Пушкин?

3. Назовите основные темы лирики А.С. Пушкина.

4. Откуда эти строки:

И он мне грудь рассек мечом,

   И сердце трепетное вынул,

   И угль, пылающий огнем,

   Во грудь отверстую водвинул.

5. Согласны ли вы с утверждением А. Григорьева «Пушкин - наше все»?

Карточка № 2

М. Ю. Лермонтов.

  1. Какая тема является ведущей в лирике Лермонтова? Почему?
  2. Какое образование получил М.Ю. Лермонтов?
  3. Из какого стихотворения эти строки:
По небу полуночи ангел летел И тихую песню он пел, И месяц и звезды и тучи толпой Внимали той песне святой.
  1. Почему Пушкина называют «дневным светилом», а Лермонтова «ночным»?
  2. Как погиб поэт?
Карточка № 3

Н.В. Гоголь

  1. Назовите известные вам произведения Гоголя. Какое произведение самое крупное?
  2. Назовите основные темы творчества писателя.
  3. Какова тематика повести «Невский проспект»?
  4. Дайте сравнительную характеристику художника Пискарева и поручика Пирогова.
  5. О каком герое повести Гоголь пишет в финале: «…как-то странно кончилось: по дороге он зашел в кондитерскую, съел…, прочитал и вышел…»; «довольно приятный вечер заставил его пройтись; …он успокоился»; «отправился на вечер…, с удовольствием провел вечер, отличился в мазурке…»
Карточка № 4

А.Н. Островский.

  1. Почему А.Н. Островского называют «Колумбом Замоскворечья»?
  2. Какой теме посвящена пьеса Островского «Гроза»?
  3. В чем заключается основной конфликт драмы «Гроза»?
  4. О каком персонаже идет речь? У него уж такое заведение. У нас никто и пикнуть не смей о жалованье, изругает на чем свет стоит. «Ты, – говорит, – почему знаешь, что я на уме держу? Нешто ты мою душу можешь знать? А может, я приду в такое расположение, что тебе пять тысяч дам». Вот ты и поговори с ним! Только еще он во всю свою жизнь ни разу в такое-то расположение не приходил.
  5. Социально-типические и индивидуальные свойства персонажей какой общественной среды раскрывает Островский в пьесе «Гроза».
Карточка № 5

И.С. Тургенев.

1. Какие детские впечатления оказали влияние на жизнь и творчество писателя?

2. В чем смысл заглавия романа «Отцы и дети»?

3. Охарактеризуйте образ нигилиста-Базарова.

4. О чем спорят Базаров и Павел Петрович Кирсанов?

5. Почему Одинцова не ответила на чувства Базарова?

Карточка № 6

И.А. Гончаров.

1. Как называется произведение, в котором Гончаров описал свое кругосветное путешествие?

2. Исследованию какого явления посвящен роман «Обломов»? Это понятие стало нарицательным для обозначения всяческой косности, инертности и застоя.

3. Как зовут друга Ильи Ильича Обломова? Как он пытается ему помочь?

4. Почему не сложились отношения Обломова и Ольги Ильинской?

5. Чем заканчивается роман?

Карточка № 7

Н.А. Некрасов

  1. Кому посвятил свою «лиру» Н.А. Некрасов, согласно его утверждению? Докажите.
  2. Назовите жанр «Кому на Руси жить хорошо».
  3. Нашли ли мужики счастливого в соответствии с критериями «покой, богатство, честь»?
  4. Назовите образы «счастливых». Чья это характеристика:
…у глаз, у рта Излучины, как трещины На высохшей земле… шея бурая, Как пласт, сохой отрезанный, Кирпичное лицо…
  1. Каков смысл позиции автора, считающего Григория тем счастливым, которого искали мужики? Какое высокое понимание счастья провозглашает Некрасов?

Карточка № 8

Ф.И. Тютчев, А.А. Фет.

1. Назовите отличительные черты поэзии Тютчева и Фета.

2. Лирику какого поэта можно назвать философской?

3. Лирику какого поэта называют «безглагольной»?

4. Чьи это слова: Природа - сфинкс. И тем она верней

Своим искусом губит человека,

Что, может статься, никакой от века

Загадки нет и не было у ней.

5.Чьи это слова: Еще весны душистой нега К нам не успела низойти, Еще овраги полны снега, Еще зарей гремит телега На замороженном пути.

Карточка № 9

Н.С. Лесков.

1. Что помогло Лескову хорошо изучить духовную и бытовую жизнь русского народа?

2. Почему повесть Лескова называется «Очарованный странник»?

3. Кратко перескажите содержание повести.

4. Можно ли считать главного героя праведником?

Карточка № 10

Ф.М. Достоевский.

1. В какой семье родился Ф.М. Достоевский?

2. Где учился будущий великий писатель?

3. Какова основная тема всех произведений Достоевского?

4. За что Достоевского приговорили к смертной казни, впоследствии заменив ее каторгой?

5. Назовите известные вам произведения писателя.

Карточка № 11

Роман «Преступление и наказание».

1. Какова история создания романа?

2. Охарактеризуйте образ главного героя романа – Родиона Раскольникова.

3. В чем состояла суть теории Раскольникова?

4. Почему Раскольников идет за помощью к Соне Мармеладовой?

5. В чем состоит, по-вашему, наказание Раскольникова?

Карточка № 12

Л.Н. Толстой.

1. Расскажите о детских и юношеских впечатлениях писателя, которые оказали значительное влияние на его жизнь и мировоззрение.

2. В обороне какого города принимал участие молодой писатель?

3. За какие поступки Толстому было стыдно всю жизнь?

4. Л.Н. Толстой был очень увлекающимся человеком и постоянно искал свое предназначение. Назовите известные вам виды деятельности и увлечения писателя.

5. Назовите известные вам произведения писателя.

Карточка № 13

Роман «Война и мир».

1. Расскажите историю создания романа.

2. В чем смысл названия романа?

3. Расскажите о пути жизненных исканий одного из героев романа (Пьер Безухов, Наташа Ростова, Андрей Болконский).

4. Как писатель изображает светское общество в романе?

5. Кто является «движущей силой истории» по мнению писателя?

Карточка № 14

А.П. Чехов

1. Расскажите о детстве драматурга.

2. Кем по профессии был Чехов?

3. Коротко перескажите содержание пьесы «Вишневый сад».

4. Какой образ вам больше импонирует (Раневская, Лопахин, Петя Трофимов)?

5. Что значат слова А.П. Чехова «Вся Россия – наш сад»? Какие афоризмы Чехова вы знаете?

Карточка № 15

Поэзия «серебряного века»

1. В чем суть литературного направления символизм? Назовите представителей.

2. В чем суть литературного направления акмеизм? Назовите представителей.

3. В чем суть литературного направления футуризм? Назовите представителей.

4. В чем суть литературного направления имажинизм? Назовите представителей.

5. Стихи поэтов какого направления вам нравятся больше? Почему?

Карточка № 14

И.А. Бунин, А.И. Куприн

Карточка № 15

Серебряный век русской поэзии.

umotnas.ru

Библиотечный урок с презентацией на тему "Понятие о ББК. Расстановка библиотечного фонда"

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Шелеховского района

«Средняя общеобразовательная школа №6»

Понятие о библиотечно-библиографической классификации.

Расстановка библиотечного фонда

Библиотечный урок для учащихся 9 класса

г.Шелехов

2015г.

БИБЛИОТЕЧНЫЙ УРОК

Судьба каждого человека зависит

от способности своевременно находить,

получать, адекватно воспринимать и

продуктивно использовать новую

информацию.

(Н.И. Гендина)

Тема: Понятие о библиотечно-библиографической классификации (ББК). Расстановка библиотечного (книжного) фонда

Цели:

  • Знакомство учащихся с ББК, справочно-библиографическим аппаратом библиотеки

  • Развитие у пользователей (читателей) основных поисковых умений для формирования самостоятельных информационно-поисковых навыков.

Задачи:

Оборудование: Таблицы для детских и школьных библиотек «Библиотечно-библиографическая классификация», каталожные карточки, листы требования, мультимедийная презентация.

Ожидаемый результат: Реализация информационных знаний и

навыков в читательской практике. Стабилизация

положительной мотивации самостоятельной

информационной деятельности.

Ход урока: 1. Изложение нового материала

  • Понятие о ББК.

  • Основные деления классификации.

  • СБА библиотеки. Расстановка библиотечного фонда.

2. Закрепление. Практическая работа: выполнение задания по карточкам; заполнение листа требования по каталожной карточке, «Найди правильный ответ», «Вспомни» (презентация)

3. Рефлексия.

Здравствуйте, ребята!

Библиотека… Древнее и вечно живое хранилище всех знаний, накопленных человечеством за века.

Библиотека – это место, где сохраняют информацию и предоставляют возможность с этой информацией ознакомиться.

Библиотеки сегодня остались практически единственным бесплатным источником информации, связанным с обучением.

Как хранят информацию в современной библиотеке? Как быстро найти нужные источники по интересующей вас теме? Как найти книгу, которую порекомендовал одноклассник? А может, вы еще не знаете, что хочется найти? Просто что-то интересное.

Об этом вы узнаете на уроке, тема которого «Понятие о библиотечно-библиографической классификации (ББК). Расстановка библиотечного (книжного) фонда».

Я расскажу, что такое библиотечно-библиографическая классификация, справочно-библиографический аппарат библиотеки, как расставлены книги в библиотеке и как самостоятельно можно найти необходимый источник информации. Когда вы окончите школу, и будете пользоваться крупными библиотеками (ВУЗов, техникумов, областными, районными) эти поисковые умения и навыки вам пригодятся.

1. Изложение нового материала

Библиотечно-библиографическая классификация (ББК) – классификация наук и явлений действительности, базирующаяся на принципах объективности и развития. В ББК дана логически и исторически обоснованная последовательность отделов и разделов классификации, учтены особенности развития науки и общественные явления, события современной эпохи.

Для организации библиотечных фондов используют таблицы ББК.

Основа деления таблиц

Общепринятые логические принципы:

  • от общего к частному;

  • от низшего к высшему;

  • от простого к сложному

Критерии:

  • объект изучения;

  • метод исследования;

  • цель познания;

  • структура объекта, его свойства, процессы, отношения, территории, исторический период

Основная задача таблиц раскрыть содержание документов (книг) и ресурсов, максимально облегчить читателю использование библиотечных фондов

Основные деления классификации

  • 1 Общенаучное и междисциплинарное знание (разрабатывается)

  • 2 Естественные науки (естествознание)

  • 3 Техника. Технические науки

  • 4 Сельское и лесное хозяйство

  • 5 Здравоохранение. Медицина

  • 6/8 Общественные и гуманитарные науки

  • 9 Литература универсального содержания.

Учащимся задается вопрос: «Что относится к естественным, техническим наукам?» Приводятся примеры разделов

В каждой библиотеке есть справочно-библиографический аппарат (СБА), который состоит из каталогов и картотек.

Система библиотечных каталогов на протяжении всей истории библиотек развивалась и совершенствовалась. Каталоги современных библиотек представляют собой довольно сложную систему, особенно

в крупных библиотеках.

В детских библиотеках для читателей созданы очень простые и удобные в пользовании каталоги и картотеки. С ними может научиться работать каждый читатель. Это значительно ускоряет поиск нужных изданий.

Каталог – слово греческое. Оно означает «опись», «перечень». Библиотечный каталог – это перечень имеющихся в библиотеке печатных изданий, составленных по определенной схеме. Каталоги составляют из карточек.

На каждую вновь поступившую в библиотеку книгу заполняется каталожная карточка, на которую заносятся основные сведения о книге (название, жанр, имена авторов, художников, редакторов, переводчиков, время и место выпуска книги, количество страниц), возможно, краткая аннотация на издание и обязательно шифр. Если посмотреть на титульный лист и на каталожную карточку, описывающую данную книгу, то можно заметить, что все сведения о книге, данные на титульном листе, занесены на карточку.

При выборе книги на стеллажах открытого доступа необходимо соблюдать очень важное условие: после просмотра книги ее обязательно нужно поставить на то место, откуда она была взята. Поэтому нужно отметить это место специальной закладкой. Почему такое строгое условие? Попробуем разобраться.

Каждая книга в библиотечном фонде имеет свое точное место хранения, которое обозначено специальными значками на титульном листе книги, на обложке.

Вопрос: «Что такое титульный лист, где он расположен?

Это ШИФР книги. Он состоит из индекса раздела, в котором хранится книга, и авторского знака – места книги внутри раздела. Непонятно? На самом деле очень просто.

(На титульном листе книги, лежащей перед вами, найдите шифр данного издания)

Самое удобное – это расставить карточки в порядке алфавита по первой букве фамилии автора или заглавия, если у книги нет автора (сборник). Такой каталог называется АЛФАВИТНЫМ. При организации описаний в алфавитном каталоге совершенно не принимается во внимание содержание книги. Книги самой разнообразной тематики оказываются в нем рядом. Алфавитная расстановка карточек на издания в этом каталоге осуществляется сначала по первой букве, если она совпадает, то по второй и т.д. такой же распорядок расположения слов соблюдается в словарях и энциклопедиях.

Но не торопись задвигать ящик алфавитного каталога. Посмотри, какие книги этого автора есть еще в библиотеке. Может, они тебя заинтересуют, и ты закажешь уже не одну, а несколько книг этого автора. По алфавитному каталогу можно узнать, какие издания одной и той же книги есть в библиотеке.

Одна и та же книга может быть разных лет издания, с иллюстрациями разных художников, переведена с другого языка разными переводчиками. Прочитай библиографическое описание одной и той же книги на разных карточках, и подумай: какая из них тебе необходима. А может, заказать разные издания, сравнить их и выбрать то, которое тебе больше понравится? Как видишь, алфавитный каталог дает немало информации читателю, если он умеет читать библиографическую запись на карточках.

Нужно еще запомнить простые правила для работы с алфавитным каталогом:

Существует строго определенный порядок расстановки карточек на произведения авторов-однофамильцев. Вот так выглядит ящик алфавитного каталога. (Показать ящик каталога, как выглядят разделители алфавитного каталога, как расставлены карточки на произведения авторов-однофамильцев, издания одного автора)

Карточки на книги авторов-однофамильцев стоят в алфавите их имен.

Например:

Толстой Алексей Константинович

Толстой Алексей Николаевич

Толстой Лев Николаевич

  1. Издания одного автора расставляются за каталожным разделителем с фамилией автора в следующем порядке:

- полное собрание сочинений

- собрание сочинений

- избранное

- отдельные произведения в алфавите заглавий.

1. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений Т.1

2. Пушкин А.С.Собрание сочинений Т.1

3. Пушкин А.С. Избранные произведения

4. Пушкин А.С. Дубровский

5. Пушкин А.С. Капитанская дочка

Работа в группах по карточкам-заданиям. (смотрите Приложение)

Правильные ответы на слайдах

С алфавитным каталогом работать очень просто, если ты знаешь автора и название книги. Но чаще всего ты знаешь тему, по которой тебе нужно найти книги, чтобы подготовиться к докладу, написать реферат или просто найти ответы на интересующие тебя вопросы. Как тогда искать книги?

В этом случае на помощь придет СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КАТАЛОГ, в котором карточки на книги расположены в определенной системе – по отраслям знаний. Все названия разделов и подразделов написаны на каталожных разделителях с указанием индексов. Разделы систематического каталога совпадают с расстановкой книжного фонда. Каждый раздел систематического каталога разделяется на более мелкие подразделы. Например: в разделе «75 Физическая культура и спорт» есть подразделы «игры и спортивные игры», «хоккей», «зимний спорт» и т.д.

Как же расставлен книжный фонд?

  • Книги на полках расставлены слева направо

  • Книги стоят по областям (отраслям) знаний и каждая область в системе библиотечной классификации имеет свое цифровое обозначение. Это и есть индекс раздела библиотечного фонда

  • Внутри раздела книги стоят строго по алфавиту фамилий авторов или заглавий. Это место внутри раздела обозначается авторским знаком.

  • Каждая книга имеет свой индивидуальный адрес в библиотечном фонде

  • Любое перемещение книги не по адресу обозначает ее временную потерю.

Не нужно стараться запомнить эти на первый взгляд непонятные тебе цифры. В конце систематического каталога есть ящики, на которых написано:

«Алфавитно-предметный указатель».

Это – ключ к систематическому каталогу. Надо только правильно сформулировать предмет поиска и найти его в порядке алфавита в этих ящиках. Рядом с нужным словом на карточке будет указан индекс раздела систематического каталога. Запомни его. В каталоге, за разделителем с этим индексом, ты найдешь карточки на книги по интересующей тебя теме. Заполни требование и сделай заказ.

ТРЕБОВАНИЕ

84 Р1

Л 49

шифр

Автор

Лермонтов М.Ю.

Заглавие

Герой нашего времени

Год издания

2002

№ читательского билета (формуляра)

25

Заполнять требование нужно четко, аккуратным почерком. Не забудь переписать с каталожной карточки шифр книги.

(Заполнить требование на книгу по каталожной карточке, которая выдана учащимся)

Последовательность работы с систематическим каталогом можно представить в виде алгоритма.

  • Определи предмет поиска

  • Найди его в алфавитно-предметном указателе и запомни индекс раздела.

  • Найди нужный раздел в систематическом каталоге

  • Выбери нужные книги, внимательно прочитав библиографические записи на карточках

  • Заполни требование на нужные книги и сделай заказ

Сейчас на смену традиционному бумажному каталогу в современных библиотеках приходит электронный каталог, который через специальную компьютерную поисковую систему помогает читателю осуществлять поиск нужных источников. Но создание таких каталогов – процесс очень трудоемкий и требует много времени, он есть еще не во всех библиотеках.

2. Закрепление.

Найди правильный ответ!

Кто или что полнее всего может раскрыть фонд библиотеке по какой-либо теме?

При расстановке книжного фонда библиотекари руководствуются:

На вопрос, есть ли конкретная книга в библиотеке, Вам ответит:

Что такое шифр книги?

  • Точный адрес книги

  • Адрес библиотеки

  • Индекс +авторский знак

  • Год издания

Вспомни!

1. Что означает слово КАТАЛОГ?

3. Какие каталоги вы знаете?

2. Что является ключом к систематическому каталогу?

3. Что такое каталожная карточка?

3. Рефлексия

1.Самым интересным на занятии было тогда когда…

2. В свою жизнь с сегодняшнего занятия возьму…

Этот урок будет для вас путеводителем для самостоятельного поиска информации, и помните, что рядом с вами надежный проводник и хранитель сокровищ – библиотекарь, который всегда придет на помощь.

Список использованной литературы

1.Антипова В.Б. Библиотечные уроки. Выпуск 3. Формирование информационной грамотности учащихся в школьной библиотеке. – М.: Глобус, 2009.

2. Библиотечно-библиографические знания – школьникам: Практ. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Кн. палата, 1989.

3. Библиотечно-библиографическая классификация: Табл. Для дет. и шк. б-к. – 4-е изд., исправ. и доп. – М.: Либерея-Бибинформ, 2008.

4. Власова, Е. Библиотечные каталоги /Е. Власова//Школьная библиотека. – 2001. - № 7. – 40 – 43с.

5. Справочник школьного библиотекаря /О.Р. Старовойтова, С.М. Плескачевская, Т.Д. Жукова; Под ред. Ю.Н. Столярова. – М.: Школьная библиотека, 2006.

Приложение

Карточка – задание №1

Проставить порядковый номер расположения карточек на издания следующих произведений

Лермонтов М.Ю. Сочинения Т. 1

Лермонтов М.Ю. Полное собрание сочинений Т.1

Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени

Лермонтов М.Ю. Бородино.

Лермонтов М.Ю. Избранные произведения

Лермонтов М.Ю. Мцыри.

Карточка – задание №2

Проставить порядковый номер расположения карточек на издания следующих произведений

Толстой Л.Н. Избранные произведения

Толстой Л.Н. Кавказский пленник

Толстой Л.Н. Война и мир

Толстой Л.Н. Анна Каренина

Толстой А.К. Стихотворения

Толстой А.Н. Детство Никиты

Карточка – задание №3

Проставить порядковый номер расположения карточек на издания следующих произведений

Лиханов А.А. Мужская школа

Лиханов А.А. Никто

Лиханов А.А. Собрание сочинений Т. 1

Лиханов А.А. Голгофа

Лиханов А.А. Музыка

Лиханов А.А. Мой генерал

infourok.ru

"Путешествие в страну каталогов"Библиотечный урок для 6-7 классов

Путешествие в страну каталогов

Библиотечный урок для 6-х классов

Цель урока: Первоначальное знакомство учащихся 6-х классов со структурой каталога;

выработка дальнейших навыков и умений работы с каталогом при поиске литературы.

Задача: научить читателей правильно пользоваться каталогом; показать различные способы нахождения необходимой информации.

Реквизит: плакат «Как выбрать книгу по систематическому каталогу», где представлены основные отделы каталога; книги и каталожные карточки с описанием этих книг; корона и две нагрудные таблички «Алфавит» и «Систем»; свиток с указом.

Проблема формирования информационной культуры человека по-прежнему чрезвычайно актуальна. Прямое тому подтверждение – повышенное внимание к проблеме на страницах профессиональной печати.

В условиях современной информатизации общества информационная культура стала неотъемлемой частью общей культуры человека в целом, наряду с основными умениями, на которых строится образованность: умение писать, читать, считать.

Информационно грамотный человек способен не только понять, что он нуждается в информации, но и способен эффективно использовать информацию, необходимую для принятия конкретного решения.

Составлен библиографический урок для 6-х классов. Этот урок дает возможность обучить детей не только в теоретическом, но и в практическом плане, с помощью игровых и практических занятий.

За несколько дней до проведения библиотечного урока ученикам дается домашнее задание:

  1. Напиши отзыв на книгу В.А. Жуковского «Лесной царь».

  2. Какой ты бы хотел видеть обложку книги В.А. Жуковского «Лесной царь»?

  3. Составь рассказ на тему: «Незнайка в библиотеке», используя слова: библиотека, абонемент, читальный зал, книгохранилище, книга, аннотация, титульный лист, библиографический указатель, каталог.

  4. Подготовь стихи, загадки, пословицы и поговорки о книгах.

«…Библиотека – это запасной магазин,

куда одни положили свои мысли и

открытия, а другие берут их в рост»

А. Герцен

Чтобы библиотека стала надежным другом, надо знать историю библиотек, уметь выбрать книгу, знать, что такое каталог и картотека, научиться пользоваться справочной литературой и многое другое.

Текст занятия:

Сегодня мы с вами узнаем историю библиотек, про каталоги, посмотрим слайды и проведем игровые занятия и практические упражнения.

Библиотекарь: Ребята, к нам сегодня в гости пришел Незнайка. Это, наверное, Знайка посоветовал ему обратиться к нам за помощью. (Незнайка на урок пришел не случайно, 23 ноября отмечался 100 летний юбилей Н.Н. Носова).

Незнайка: Здравствуйте, ребята! Я тот самый Незнайка, о приключениях которого писатель Николай Николаевич Носов рассказал на страницах своих книг.

Мои друзья Коротышки говорят, что я ничего не знаю и не умею делать. Знайка давно предлагал мне записаться в библиотеку, тат как из книг можно многое узнать и многому научиться. О некоторых из них я уже слышал раньше, а вот как их найти в библиотеке – не знаю. Вообще, мне о многом надо с вами посоветоваться.

Библиотекарь: Правильно сделал, Незнайка, что пришел в библиотеку. Наши читатели многому тебя научат. Сегодня у нас проходит библиотечный урок «Путешествие в страну каталогов», и ребята покажут тебе, как правильно пользоваться библиотекой, расскажут о своих любимых книгах. Будь нашим гостем.

История библиотек

Вы пришли в удивительный дом. Здесь живут ваши умные друзья – книги. И дом этот называется библиотека. Слово библиотека в переводе с греческого языка означает «хранилище книг». Библиотеки появились давно. Они существуют уже почти 5 лет. Еще не изобрели бумагу, а библиотеки уже были. С тех пор, как люди научились писать все, что они узнавали нового о жизни на Земле, они доверяли книгам. Книги собирались в одном месте и бережно хранились. Но они совсем не были похожи на современные книги. Например, в Древнем Египте их писали, используя специальные чернила, на папирусе – это такое растение, которое росло по берегам реки Нил, протекавшей по территории этого государства. Из папируса египтяне делали папирусные свитки – узкие палочки длиной в несколько метров. У древних ассирийцев и вавилонян папируса не было, поэтому они делали свои книги из глины. На мягкой глиняной дощечке писцы трехгранной палочкой выдавливали знаки, похожие на клинья – такая письменность называлась клинописью. Затем дощечки обжигались и хранились в деревянных ящичках.

Древнейшая известная человечеству библиотека находилась в городе Нивии и принадлежала ассирийскому царю. Более 30 тысяч глиняных плиток содержали ценнейшие сведения древних. А царь древнего Пергамского царства Емен II решил создать библиотеку получше и побольше, чем в Египте. Узнав об этом, египтяне запретили вывозить из своей страны папирус. И тогда пергамцы научились делать книги из шкур животных. Этот материал назвали «пергаментом». Он был очень дорогой.

Какими были древние библиотеки? В Древнем Египте они существовали при храмах и были доступны лишь их служителям – жрецам. При раскопках в Египте, над входом в одно из помещений дворца египетского царя фараона, археологи обнаружили надпись «Аптека для души». Это был вход в библиотеку. Древние египтяне считали, что книги можно сравнивать с лекарством, только не от гриппа или ангины. Это лекарство – то, что написано на книжных страницах. И именно это делает сильным ум человека, облагораживает его душу и приносит ему много – много радости.

В Древней Греции первую большую библиотеку основал знаменитый Аристотель в IV веке да нашей эры.

В Древнем Риме в V веке до нашей эры было около 30 библиотек. Самой знаменитой библиотекой древнего мира считалась Александрийская, в которой когда-то хранилось примерно 700 тысяч рукописей. Все книги были заклассифицированы по 120 темам и описаны в каталогах. Писатели и ученые со всех концов света приезжали в Александрию заниматься научной и практической деятельностью. Эта библиотека несколько раз горела и окончательно погибла при завоевании Александрии арабами в 640 году.

В начале нашей эры библиотеки стали неотъемлемой частью церквей и монастырей. Монахи читали и переписывали книги. Многие библиотеки поддерживались их усилиям.

Когда же на Руси появилась первая библиотека? В 1037 году стараниями Ярослава Мудрого в Киеве была создана первая государственная библиотека. Оказывается, сам князь Ярослав очень много читал и хотел, чтобы и другие, особенно молодые, так же любили книги и чтение. В этой библиотеке было собрано много манускриптов, написанных на древнеславянском и греческом языках.

В XI-XII веках появляются библиотеки при многих русских монастырях. Конечно, от этих древнейших библиотек в наше время сохранилось немного рукописей. Огромное число старинных рукописей погибло при пожарах и многочисленных войнах. Так, во время пожара в Москве сгорела замечательная библиотека графа А.И. Мусина-Пушкина, а в ней и оригинал замечательного памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве».

В 1714 году по указу Петра 1 в Петербурге была создана библиотека, основу которой составили книги из царской библиотеки в Кремле и книжное собрание Петра 1, впоследствии знаменитая Библиотека Академии наук.

В 1756 году основана библиотека Московского университета.

В конце XVIII века в Санкт-Петербурге была открыта еще одна старейшая библиотека России – Государственная библиотека им. М.Е. Салтыкова-Щедрина. В Москве был открыт Румянцевский музей, ныне главная библиотека страны – Российская государственная библиотека.

В России, как и во многих странах, принят закон, согласно которому все издатели должны направлять в библиотеку по экземпляру каждого вышедшего издания. В начале книги направлялись в библиотеку Академии наук, а затем в Императорскую публичную библиотеку. В настоящее время они направляются в Российскую государственную библиотеку. В нашей Республике – в Национальную библиотеку.

Каталоги и картотеки

Ребята, все ли возможности книжного собрания библиотеки вы используете? Хорошо, если знаешь, какая книга нужна: пришел – попросил – получил или прошелся вдоль полок и взял, что понравилось. А если нужно написать реферат, подготовить доклад, а ты не в курсе, какая существует литература на эту тему, как её искать? Как найти нужный источник информации? Как найти книгу, если не знаешь автора или название? Как быстро, потратив минимум времени, определить, нужна ли тебе эта книга?

Основными средствами поиска необходимой информации в библиотеке являются каталоги и картотеки. Они признаны раскрывать читателю книжные богатства библиотеки, сделать их доступными.

Ребята, а что означает слово «каталог»? Давайте составим ассоциативный ряд, то есть ваши представления о слове «каталог».

Библиотекарь пишет слово «каталог», ребята предлагают свои варианты ответов.

Каталог – это слово пришло к нам из Древней Греции, означает «список», «перечень» чего-либо. Это перечень книг или других источников информации, имеющихся в библиотеке.

Мы убедились с вами, как мало знаем о каталоге. Хотите узнать больше? Для начала перенесемся в другую страну – Волшебную и познакомимся с Царем III и братьями Системом и Алфавитом. А помогут нам в этом ваши одноклассники. Выходят трое участников инсценировки. Используется сказка из методических рекомендаций в помощь проведению уроков-сказок: «Систематический каталог». – Методические рекомендации. – 1988. – С. 4 -5.)

Царь Горох III: Здравствуйте, ребята. Я – царь Горох III. Живу в тридевятом царстве, в тридесятом государстве. Люблю книги собирать со всех концов света. Есть у меня книги и про моря-океаны, про птиц и животных, про дальние страны, чудесные и невиданные, и про то, как горох растет.

Вышел я однажды на крыльцо терема своего расписного свежим воздухом подышать, да на горох свой полюбоваться. Смотрю, а на поле моем любимом – гороховом – воронья видимо-невидимо, и горох они мой царский клюют.

Испугался я: можно ведь и совсем без гороха остаться! Беда!

Библиотекарь: И побежал царь в палаты царские, к книгам умным, чтобы отыскать книгу деда своего, Гороха III. В той книге сказано было, как от воронья спастись, и горох сохранить.

Царь Горох III: Проискал я книгу целую неделю. Насилу нашел её в самом дальнем углу, в самой большой стопке, в самом низу. Открыл её, нашел нужное место и почитал, что от ворон поможет чучело-пугало избавиться. Тотчас я отдал приказ: «Чучело изготовить и посреди поля поставить». Испугалось воронье и разлетелось в разные стороны.

Библиотекарь: Но призадумался царь: неужели теперь каждый раз нужную книгу по целой неделе искать? Стал думать царь, но ничего придумать не смог. И тогда выпустил он указ.

Царь: (читает указ) «Кто сумеет книги царские, коих набралось великое множество, так разложить, чтобы можно было нужную книгу быстро отыскать, того царь наградит золотом, серебром и горохом».

Библиотекарь: Откликнулись на царский указ два брата – Алфавит и Систем. Появляются двое учащихся с нагрудными табличками «Алфавит» и «Систем»).

Систем: Прикажи ты, царь-батюшка, сделать полки крепкие, на коих твои книги умные стоять будут, поставь полки эти в горницу в самую светлую, а на дверях напиши: «Библиотека».

Алфавит: Предлагаю тебе, царь-батюшка, расположить книги, в порядке алфавита – по заглавным буквам фамилий авторов и заглавий. И сделать каталог из множества карточек, на каждую написать фамилию автора, название книги, её выходные данные и где её искать.

Систем: А я, царь-батюшка, предлагаю все книги расположить по отраслям знаний, по отделам. Про моря-океаны в один раздел, про птиц и зверей в другой, а про то, как лучше горох растить – в третий. И тоже на каждую книгу карточку написать.

Библиотекарь: Рассказали они все царю и давай между собой спорить, у кого лучше придумано.

Алфавит: По-моему каталогу быстрее можно сказки найти.

Систем: Зато, по-моему, быстрее про моря-океаны разыскать.

Библиотекарь: Долго спорили братья. Остановил их царь Горох III.

Царь: Понравились мне ваши задумки. Повелеваю вам вместе книги по полкам разложить и сделать каждому каталог, назвав его своим именем.

Библиотекарь: Так появились в царстве Гороха III библиотека, систематический и алфавитный каталоги. А царь Горох III прослыл в своем царстве умнейшим человеком. Потому что с помощью каталогов он теперь мог быстро нужную ему книгу найти и почитать то, о чем другие в его царстве не ведают.

Каталог состоит из каталожных карточек, на которые записывают каждую вновь поступившую в библиотеку книгу.

Каталожная карточка несет информацию о книге, о её содержании. Эти сведения записываются в определенном порядке и называются «библиографическим описанием». На каталожной карточке указывается фамилия, имя, отчество автора, название книги, место издания, издательство, год издания, число страниц, наличие иллюстраций и другие данные. Эти данные берутся с титульного листа книги.

Наш каталог тоже состоит из карточек. Посмотрите, ребята, вот они – каталожные карточки. (Дети знакомятся с розданными им каталожными карточками. А на экране изображение карточек)

- Ребята, прочитайте все внимательно. Давайте научимся читать записи на карточке вслух. (Зачитывают вслух 5 карточек). Рассмотрите книгу, которую вам выдали вместе с карточкой. Сравните титульный лист и написание на карточке. Совпадают?

- Да.

- Итак, что мы узнали из карточки?

- Автора книги. Как она называется. В каком городе её издали. В каком издательстве. Сколько в книге страниц.

Карточки с описанием книг, собранные в определенном порядке, составляют каталог.

Основные каталоги и картотеки в библиотеке: алфавитный и систематический. Если расставить такие карточки по алфавиту авторов или заглавий, то каталог будет алфавитным. Помните, так советовал брат Алфавит расставить книги на полках царю Гороху. Книгу отыскать по нему не составляет особого труда. Главное – помнить алфавит. Вот исторический эпизод. Когда-то библиотека багдадского царя насчитывала около 100 тысяч книг, огромная цифра по тем временам. Большую часть жизни царь провел в военных походах. И за ним всегда следовал караван верблюдов, которые везли книги. Причем верблюды шли по порядку букв в алфавите, и караванщики-библиотекари могли быстро найти нужную книгу. С помощью алфавитного каталога можно узнать есть ли в библиотеке нужная вам книга, если вы знаете автора и название.

Карточки на книги авторов однофамильцев расставляются в алфавитном порядке по фамилии авторов или заглавий, независимо от содержания книги. Карточки на книги авторов-однофамильцев расставляются в алфавитном порядке по их инициалам. Карточки на книги – авторов с двойными фамилиями ставятся после карточек авторов с одной фамилией. Описание книг одного автора начинается с собрания его сочинений, потом идут карточки, описывающие его отдельные произведения. Расстановка карточек разных изданий одной и той же книги производится в обратнохронологическом порядке, т.е. самые новые издания впереди.

А теперь ответьте на вопрос: «Чем нам может помочь алфавитный каталог»? (Ребята отвечают.)

Правильно. Если мы знаем автора и название книги, то каталог поможет нам найти её, а также сообщит, какие книги этого автора есть в библиотеке. Поэтому очень важно запомнить автора и точное заглавие книги.

Но совсем иначе будет с систематическим каталогом. Помните, ребята, как предлагал брат Систем расположить книги в царской библиотеке? (Ребята отвечают).

Правильно, по отраслям науки. Начиная с давних пор, люди свои накопленные знания старались как-то классифицировать. Путешествовали, открывали материки, и появилась география, люди постигали счет – родилась математика, потом появились физика, химия…

В основу разделов систематического каталога и положена классификация наук. Эти разделы вы видите на плакате «Как пользоваться систематическим каталогом».

Теперь попробуем определить, к какому из отделов относятся розданные вам книги (5-6 человек выполняют вслух это задание).

Ещё вопрос: «Чем нам может помочь систематический каталог»? (Ребята отвечают).

Совершенно верно, если нам необходима литература по определенной теме, мы обратимся за помощью к систематическому каталогу. А алфавитный каталог нам в этом поможет? (Ребята отвечают).

Действительно, алфавитный каталог бессилен нам помочь.

А теперь, ребята, взглянем снова на книгу и каталожную карточку, точнее на верхний левый угол карточки и книги. Здесь мы видим, условно говоря, дробь. Как бы числитель и знаменатель. Рассмотрим числитель. Он называется «полочный индекс», так как указывает, в каком отделе библиотеки книга стоит. (5-6 ребят выполняют это задание).

А знаменатель – это авторский знак. Для чего он? (Возможно, кто-нибудь ответит). Для алфавитной расстановки книг на книжных стеллажах внутри отдела. Индекс и авторский знак – это шифр книги. Он един и на книге, и на каталожной карточке.

А теперь, ребята, повторим, что мы усвоили.

1. Что такое каталог? (В переводе с греческого «список», «перечень» чего-либо)

2. Каково назначение каталога? (Ориентация в библиотечном фонде)

3. Какие каталоги есть в нашей библиотеке? (алфавитный и систематический)

4. Что такое алфавитный каталог? (библиографические записи располагаются в алфавитном порядке имен или фамилий авторов, наименований коллективных авторов или заглавий произведений печати и других документов)

5. Чем нам может помочь алфавитный каталог? ( Если знаем автора и название книги, то каталог поможет найти её, а также сообщит какие книги этого автора есть в библиотеке)

6. Что такое систематический каталог? (библиографические записи располагаются по отраслям знания, в соответствии с определенной системой библиотечно-библиографической классификации)

7. Чем нам может помочь систематический каталог? (если необходима литература по определенной теме)

8. Что означают цифры и буквы, в левом верхнем углу карточки и книги?

9. Что можно узнать из каталожной карточки?

10. Что такое библиографическое описание? (совокупность библиографических сведений о документе, приведенных по установленным правилам и предназначенные общей характеристики документа)

11. С помощью алфавитного каталога найдите книги В.Г. Короленко. Назовите их.

12. С помощью систематического каталога найдите

13. Есть ли в библиотеке книга В. Приставкина «Ночевала тучка золотая»?

14. С помощью какого каталога будите искать книгу В.П. Катаева «Сын полка»?

15. С помощью какого каталога найдете книги о птицах?

16. Есть ли в библиотеке книга «Новые приключения Муфты и Полботинка» и кто её автор?

(Ребята отвечают).

17. С помощью электронного каталога найдите книги Н.В. Гоголя.

18. С помощью электронного каталога найдите учебники по географии для 6-х и 7-х классов.

Ребята, вы убедились, насколько ёмкое и широкое понятие «каталог». Молодцы, вы все правильно поняли значение этого слова.

А теперь мы перейдем к вашему подготовленному домашнему заданию.

Каримова Диана читает свой рассказ «Незнайка в библиотеке».

Незнайка: Ребята, я уже многому научился. Вам предстоит написать другой рассказ: «Незнайка – лучший читатель библиотеки».

Библиотекарь: Кто посоветует Незнайке книги для чтения?

Шарипова Роза: Незнайка, мы проходили по литературе балладу В.А. Жуковского «Лесной царь». Хотя это произведение и драматичное, мы все равно тебе советуем почитать.

(Ребята читают подготовленные отзывы на балладу В.А. Жуковского «Лесной царь).

Незнайка: Ребята, мне это произведение понравилось, и я обязательно попрошу его у Виктории Владимировны.

Библиотекарь: Незнайка, ребята принесли рисунки по теме: «Какой бы ты хотел видеть обложку к балладе В.А Жуковского «Лесной царь»? и по теме: «Незнайка в библиотеке». Вот посмотри творчество ребят.

Незнайка: Все рисунки очень красивые.

Библиотекарь: А теперь ребята почитают подготовленные загадки, стихи, пословицы и поговорки о книгах.

Ребята, теперь вы смело сможете отыскать нужную вам книгу в библиотеке. Всем спасибо.

infourok.ru

А. С. Пушкин (1799-1837) Карточка 1 с домашним заданием

Приложение к авторской педагогической технологии: «Активизация мыслительно-речевой деятельности и развитие творческих способностей старших школьников на основе самостоятельной работы с художественным текстом»

Система эффективных заданий по литературе для самостоятельной индивидуально-групповой работы старших школьников с художественным текстом.

Автор-составитель:

Малеваная Т.В., учитель

Петропавловской СОШ

А.С. Пушкин (1799-1837)Карточка 1 с домашним заданием.

  1. Составить рассказ (устно) на одну из следующих тем:
а) Что я знаю о жизни А.С. Пушкина.

б) История моего знакомства с А.С. Пушкиным.

в) Как А.С. Пушкин вошел в мою жизнь.^ Сделать устный обзор лирики А.С. Пушкина по следующему плану:

  1. Патриотическая лирика:
а) любовь к родной природе;

б) гордость за героическое;

в) чувство национальной гордости.

  1. Вольнолюбивая лирика:
а) протест против самодержавия и крепостного права;

б) стремление к «вольности святой»;

в) воспевание свободолюбивой личности.

  1. Лирика дружбы:
а) дружба как прочный братский союз;

б) дружба как союз единомышленников;

в) дружба – вражда.

  1. Лирика любви:
а) любовь как чувство идеальное, возвышенное, прекрасное в

наивысшей силе его проявления;

б) любовь как мимолетное влечение;

в) гуманизм как основа любви;

г) любовь и чувства, ей сопутствующие: радость, печаль, грусть,

робость, ревность.

  1. Стихотворения о поэте и поэзии:
а) поэзия и действительность;

б) назначение поэзии;

в) психология поэтического творчества;

г) поэт и народ;

д) поэт и толпа;

е) положение поэта в современной Пушкину России;

ж) оценка собственного творчества.

  1. Поэзия Пушкина – «союз волшебных звуков, чувств и дум».
  2. Особенности поэтического языка лирических произведений Пушкина.
  3. Почему можно говорить об условности тематического деления пушкинских стихотворений? Покажите разносторонность этого понятия в лирике поэта.

Карточка 3.«На холмах Грузии лежит ночная мгла…» (1829)

  1. Почему это стихотворение можно (и нужно) сравнивать со стихотворением «Я помню чудное мгновение…»?
  2. Проследите движение поэтической мысли и попробуйте передать это в интонации.
  3. Чем объясняется «противоречивость» чувства лирического героя?

Карточка 4.«Анчар» (1828)

  1. Подчеркните идейно-художественный контраст стихотворения:
человеческая жизнь за капли смертоносного яда.
  1. Образ «древа яда» как он создан? Почему страшен? В чем его символический смысл? Чем близок «образу владыки»?
Как проявляется гуманистический пафос стихотворения – защита Человека и Жизни на Земле?

3. Пушкин упорно и тщательно работал над стихотворением «Анчар». Сохранилось более 200 поправок и вариантов к нему. Сопоставьте такие строки:

В пустыне мертвой и глухой…

В пустыне чахлой и глухой…

В пустыне чахлой и скупой…

- Чем последний вариант, по-вашему, точнее и богаче двух первых?

Или: Анчар, как верный часовой,

Растет один во всей вселенной…

Анчар, как грозный часовой,

Стоит – один во всей вселенной…

- Почему эпитет «верный» заменен эпитетом «грозный»? Почему глагол «растет» уступил место глаголу «стоит»?

4. Представьте себе картинку, нарисованную Пушкиным в первых пяти строках стихотворения. Как поэт показывает чудовищную противоестественность анчара, его враждебность всему живому?

Карточка 5.

  1. Расскажите о романтической лирике Пушкина.
  2. Почему считается, что стихотворение «К морю» (1824) является прощанием Пушкина с романтизмом?

Карточка 6.

  1. Как воспринял Пушкин известия о восстании декабристов, а затем об их казни и ссылке?
Какие свидетельства из лирических текстов вы можете привести?Карточка 7.
  1. Проанализируйте стихотворение «…Вновь я посетил …» и попытайтесь показать многоплановость этого произведения (сочетаемость различных тем и мотивов).

Карточка 8.

  1. Выделите основные мысли из критических статей Белинского. Подумайте, насколько они современны. Какие высказывания заинтересовали вас и чем?
  2. Какие стихотворения Пушкина произвели на вас наиболее сильное впечатление. Почему?

^

  1. Решите задачу. Есть мнение, что стихотворение А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» – это стихотворение не о любви, а о поэтическом вдохновении и что к Анне Петровне Керн оно имеет весьма отдаленное отношение. Для доказательства этой мысли берется тот ряд ключевых слов, с помощью которых создается женский образ в стихотворении («чудное мгновенье», «гений чистой красоты», «мимолетное виденье» и т.д.), сравниваются эти слова и выражения с такими словами и выражениями из других стихотворений поэта, выводится некий общий смысл этих слов и делается вывод, что предметом изображения в стихотворении является поэтическое вдохновение, а не любовь.

edushk.ru

Урок в 4 классе «Пусть книги друзьями заходят в ваш дом» «Библиотечные каталоги»

Урок в 4 классе

«Пусть книги друзьями заходят в ваш дом»

«Библиотечные каталоги»

Цель: развитие у читателей основных поисковых умений для формирования самостоятельных информационн-поисковых навыков.

Добрый день , дорогие ребята!

Здравствуйте, дорогие читатели!

Сегодня мы отправляемся в страну «Библиографию». Все вы знаете, что такое библиотека, а вот, что такое «библиография» - многие, наверное , слышат впервые.

«Библиография» - это книгоописание, без неё невозможно было бы найти в библиотеке нужную книгу. Это целая наука о способах информации в библиотеках. Она даёт вам компас, который укажет верный путь.

Какую бы мы не взяли книгу – от многотомной энциклопедии до карманного справочника, какую бы мы не взяли библиотеку – от многоэтажного хранилища до маленькой читальни – все они служат одной и той же цели: помочь нам быстро найти нужную книгу в библиотеке.

Книги переписывают на специальные карточки, которые хранятся в каталоге. С каталожной карточкой мы с вами уже знакомы. Вспомните библиографическую сказку «Путешествие каталожной карточки». Вспомнили как она выглядит?

На каталожную карточку заносятся основные сведения о книге, возможно, краткая аннотация и обязательно шифр.

Карточка включает автора и название, год издания, издательство и место издания.

«Каталог» - в переводе с греческого – «перечень», перечень имеющихся в библиотеке печатных изданий, составленных по определённой схеме. Каталоги состоят из карточек, о которой мы с вами только что говорили. Мы уже знакомились с каталогами в сельской библиотеке у Светланы Евгеньевны. Давайте, вспомним какие же бывают каталоги?

Каталоги бывают алфавитные и систематические. Самое удобное – это расставить карточки в порядке алфавита по первой букве фамилии автора или заглавия, если у книги нет автора (сборник) – такой каталог называется АЛФАВИТНЫМ.

Алфавитная расстановка карточек в этом каталоге как расположение слов в словарях и энциклопедиях.

Существует строго определённый порядок расстановки карточек на произведения авторов – однофамильцев.

Карточки на книги – авторов – однофамильцев стоят в алфавите их имён.

Например: Толстой Алексей Константинович

Толстой Алексей Константинович

Толстой Лев Николаевич

С алфавитным каталогом работать очень просто, если ты знаешь автора и название книги. Но чаще всего вы знаешь тему, по которой нужно найти книги. Чтобы подготовить доклад сделать сообщение или просто найти ответы на интересующие тебя вопросы.

Как тогда искать книги?

В этом случае к нам на помощь придёт СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ каталог, в котором карточки на книги расположены в определённой системе – по отраслям знаний.

Каждый раздел систематического каталога на более мелкие подразделы. Например в разделе «Математика» есть «История математики», «Алгебра», «Геометрия» и т.д.

В конце систематического каталога есть «Алфавитно-предметный указатель» - это ключ к систематическому каталогу. Рядом с нужным словом будет указан индекс раздела. Запомни его . за разделителем с этим индексом. Ты найдёшь карточки на книги по интересующеё тебя теме.

Каталог и картотека систематическая

Помогут тебе в минуту критическую.

Когда нужно готовить доклад,

А временем ты не богат.

А сегодня мы с вами побываем в царстве феи Библиографии.

- Очень просим заходите

В наш просторный книжный дом

Очень просим, поглядите,

Как мы весело живём!

- Добро пожаловать, гости дорогие в царство феи Библиографии

- Вы находитесь в самой замечательной стране на свете в книжном государстве. А управляет этим удивительным государством - добрая фея Библиография! Библиография – книжная королева. Все библиотеки во всех странах мира глубоко почитают её Величество библиографию. Для неё в каждой библиотеке устанавливают дворцы, в которых она хранит свои волшебные карточки. Многие волшебники любят волшебные шляпы или волшебные полочки, а фея библиография больше всего любит волшебные карточки. Свой дворец фея библиография называет КАТАЛОГОМ и очень радуется когда мальчики и девочки путешествуют по лабиринтам её замечательного дворца.

Стих. Каталог

Каталожный ящик

Кто его не знает?

В каждой библиотеке

Друзья, он проживает!

В нём ни книжки, ни журналы,

Карточки стоят,

Которые о многом

Нам с вами говорят.

Где книжки о здоровье,

Где книжки о труде,

Где книжки о морали,

Где книжки о борьбе,

Где книжки о природе,

О технике, погоде,

По физике и химии,

По алгебре стоят.

Карточки покажут

Где? Что? Вам почитать,

Какую лучше книжку

Домой вам подобрать.

Почаще обращайтесь

Вы к ящику, друзья!

Он книжку посоветует

Хорошую всегда!

Её дворец особенный. Он состоит из маленьких ящичков, где живут волшебные карточки. Когда в библиотеку приходит новая книга , фея Библиография тот час определит для неё место на книжном стеллаже и всё запишет на карточку из каталога: АВТОРА, её НАЗВАНИЕ и место прописки книги на полках. Благодаря эти каталожным карточкам фея Библиография знает всё о каждой книге, поэтому она легко управляет своим огромным книжным царством.

Стук в дверь:

- кто там?

- Почтальон Печкин. Вы узнали меня? Я принёс для вас письмецо и вот этот ключик. В пути я встретил фею Библиографию. Она так спешила, так сокрушалась, что не может с вами встретиться, и просила меня помочь отнести вам это письмо.

- Спасибо. Дорогой, Печкин. Вы нам очень помогли.

- Помогите и вы мне поскорей вернуться в мою сказку.

- Ребята, назовите сказку, в которой живёт почтальон Печкин. («Дядя Фёдор, пёс и кот»)

- Кто придумал эту сказку? (Эдуард Успенский)

( Печкин незаметно уходит)

- Давайте прочтём письмо от феи Библиографии.

«Дорогие ребята! случилась беда. Ночью в библиотеку проник злодей Беспорядок. Отважные герои книг покинули страницы своих произведений и вступили с ним в неравную схватку. Они сумели прогнать злодея. Но он пригрозил, что устроит беспорядок в других библиотеках, и тогда дети не смогут найти нужные им книги. Я спешу в другие библиотеки, чтобы предотвратить беду, вас прошу расколдовать и вернуть на свои места, раскиданные Беспорядком книги. Передаю вам ключик от своего – Каталога. Он поможет вам восстановить библиотечный порядок. Благодарю вас за помощь. До встречи. Фея Библиография »

(на каталоге лежат энциклопедии, и висит нарисованный замок. Открываем замок ключиком под хоровую декламацию:

«Раз, два, три, ключик отвори!»

Достаём карточки, раздаёт их детям.

- что записывает Фея Библиография на карточки каталожные?

- всё о книге: и кто её автор, и как она называется, и о чём эта книга, и в каком отделе она стоит

- давайте поскорее с помощью карточек начнём выручать из плена книги. Разбросанные Беспорядком на столах.

^

На столе лажат книги с названиями, а авторы похищены беспорядком.

А так как все книги стоят по алфавиту фамилий авторов, то они лежат беспомощно тут, т.к. не знают своего места в алфавитном ряду на стеллаже. Как же нам найти пропавших авторов? Кто нам поможет? Ах, да! Каталожная карточка! (на каталоге лежат энциклопедии, и висит нарисованный замок.расколдовать и вернуть на свои места, раски и просила меня помочь

- Я буду называть книгу, а вы отыскивайте по назначению автора.

- Книга называется «Недопёсок»

Автор – Коваль Ю.

- «Маленькая Баба - Яга»

Пройслер О.

- «Три повести о Малыше и Карлсоне»

Линдгрен А.

^

Бедняжки! На этих книгах нет ни названий , ни авторов.

Но вот записка, старый моряк Робинзон оставил её нам, чтобы легче было найти отважного мореплавателя капитана Врунгеля.

- В какой книге путешествует Христофор Банифатьевич Врунгель?

(Некрасов А. Приключения капитана Врунгеля).

- «расколдуйте, ребята, меня поскорей. Я любопытная девочка Алиса, которая стала такой маленькой, что оказалась в подземной норе Белого Кролика»(на каталоге лежат энциклопедии, и висит нарисованный замок.расколдовать и вернуть на свои места, раски и просила меня помочь

( Кэрол Л. «Приключения Алисы в стране чудес»)

- «этой подземной страной правят не один, а сразу семь королей, поэтому Беспорядку легко было проникнуть в их государство»

( Волков А. «Семь подземных королей»)

^

На этом столе лежат книги и с авторами и названиями, но злодей Беспорядок похитил их отделы, например, отдел Приключения или весёлые книги (показать). «Весёлые рассказы. Виктора Галявкина»

- в какой отдел нужно поставить книги :

Клейберна А. «Что такое наука?» и

Лукьяновой А. « От почтового голубя до интенета» в ^

- книгу издательства «Белый город» - «Герои русской истории» в Отдел – Из истории нашей Родины.

- книги «Самые удивительные растения» и «Жизнь леса» в

^

Стол находок.

Этот стол поможет нам назвать всех отважных героев, сражавшихся с Беспорядком и победивших злодея. Они потеряли свои вещи на поле сражения. С помощью волшебных карточек мы узнаем кто здесь был, по оставленным вещам:

- Красная шапочка – Ш.Перро «Красная шапочка»

- Золотой ключик – А.Толстой. «Золотой ключик или приключения Буратино»

- Золотая рыбка – А. Пушкин «Сказка о золотой рыбке»

- Аленький цветочек – С.Аксаков «Аленький цветочек»

- Цветик – семицветик – В.Катаев «Цветик - семицветик»

- Чулок – А.Линдгрен «Пеппи – длинный чулок»

- Луковица – Дж. Родари «Чиполлино и другие»

- Шляпа – Н. Носов «Незнайка»

- Денежка – К.Чуковский «Муха - Цокотуха»

- Орешки в (фольге) золотой скорлупе – А.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

- Кувшин старинный – С. Лагин «Старик Хаттабыч»

Молодцы, ребята! Ну, как, убедились вы в волшебной силе каталожных карточек?

Вот мы и навели порядок в книжном царстве. Фея Библиография будет очень довольна нашей работой. Спасибо, ребята, помогли библиотеке.

^

- там Коля Соловьёв пришёл к фее Библиографии. Вчера он узнал, что одна из планет солнечной системы имеет кольца, которые хорошо видны даже в школьный телескоп. Он хочет узнать, что это за планета, а я не знаю какую книгу ему посоветовать.

- Не огорчайся! Ребята тебе помогут. Они умеют пользоваться волшебными карточками.

Посмотрите, ребята, пожалуйста, какую книгу можно посоветовать Коле о планетах?

(………… )

Следующее наше путешествие состоится в третьей четверти, после зимних каникул. Мы отправимся с вами в увлекательное, порой и опасное путешествие по самым умным книгам на свете – маленьким энциклопедиям. Есть энциклопедии большие. Толстые, но они строго научные и для вас немного скучные. А есть энциклопедии маленькие, составленные для любопытных ребят. Они очень интересны даже для тех ребят, кто не любит читать книги от корки до корки. В этих книгах можно читать только то, что тебе интересно, даже если это всего одна страничка.

Найти нужную книгу или статью в библиотеке тебе помогут также рекомендательные списки, картотеки и плакаты, а также указатели книг. Ну и, конечно же, библиотекарь.

Я хочу вам напомнить, ребята. что же вы должны уметь, окончив школу:

1. уверенно ориентироваться в справочно – поисковых системах библиотеки.

2. уметь пользоваться каталогами и картотеками (в том числе и электронными)

3. уметь найти, извлечь и критически обработать информацию.

4. уметь правильно оформить результаты самостоятельной работы.

5. иметь представление о мировых информационных ресурсах.

Давайте, закрепим наши знания. Нужно ответить на мои вопросы:

  1. Дворец феи Бибдиографии называется КАТАЛОГОМ. Это слово в переводе с греческого означает «ПЕРЕЧЕНЬ». Что перечисляет каталог?
(Все книги, которые есть в библиотеке)
  1. 2. зачем фее Библиографии нужен каталог?
(Благодаря карточкам она знает всё о каждой книге, легко наводит порядок)
  1. Где хранится Память библиотеки?
( Во дворце феи Библиографии, в каталоге)

Библиотека – храм наук и знаний, место хранения книг, журналов, газет, романов и мемуаров.

Библиотека – целый мир, мир огромный и увлекательный!

Умеете вы и читать и считать.

Желаем, чтоб вы научились летать.

Желаем вам всем прочитать горы книг.

Пусть станет прилежным любой ученик.

Желаем, ребята, со сказкой дружить

И в сказочном мире немного пожить.

Желаем вам всем только Знайками быть,

А книги и знать, и, конечно, любить!

^

Чтоб добрые люди лишь были вокруг!

Понравилось вам в царстве феи Библиографии? (ответы детей) Тогда до новых встреч в книжном государстве!

Стих. Дом души.

Друзья мои, хочу я вам сказать:

Хоть мы живём в эпоху атомного века,

Ни зал компьютерный, ни выход в Интернет

Не смогут заменить общенье с человеком.

Ведь к нам, порой приходят отдохнуть,

Вживую пообщаться, поделиться болью,

Приходят атмосферу ту вдохнуть,

Которая пронизана заботой и любовью.

Недаром говоря, кто в этом знает толк:

Коль одолела хворь телесная беги в аптеку,

А если вдруг душа болит –

Спеши, мой друг в библиотеку!

Покой там обретёшь в уюте и тиши.

В народе говорят: «Библиотека – это мудрый дом души».

libdocs.ru

Урок в 4 классе «Пусть книги друзьями заходят в ваш дом»

Урок в 4 классе

«Пусть книги друзьями заходят в ваш дом»

«Библиотечные каталоги»

Цель: развитие у читателей основных поисковых умений для формирования самостоятельных информационн-поисковых навыков.

Добрый день , дорогие ребята!

Здравствуйте, дорогие читатели!

Сегодня мы отправляемся в страну «Библиографию». Все вы знаете, что такое библиотека, а вот, что такое «библиография» - многие, наверное , слышат впервые.

«Библиография» - это книгоописание, без неё невозможно было бы найти в библиотеке нужную книгу. Это целая наука о способах информации в библиотеках. Она даёт вам компас, который укажет верный путь.

Какую бы мы не взяли книгу – от многотомной энциклопедии до карманного справочника, какую бы мы не взяли библиотеку – от многоэтажного хранилища до маленькой читальни – все они служат одной и той же цели: помочь нам быстро найти нужную книгу в библиотеке.

Книги переписывают на специальные карточки, которые хранятся в каталоге. С каталожной карточкой мы с вами уже знакомы. Вспомните библиографическую сказку «Путешествие каталожной карточки». Вспомнили как она выглядит?

На каталожную карточку заносятся основные сведения о книге, возможно, краткая аннотация и обязательно шифр.

Карточка включает автора и название, год издания, издательство и место издания.

«Каталог» - в переводе с греческого – «перечень», перечень имеющихся в библиотеке печатных изданий, составленных по определённой схеме. Каталоги состоят из карточек, о которой мы с вами только что говорили. Мы уже знакомились с каталогами в сельской библиотеке у Светланы Евгеньевны. Давайте, вспомним какие же бывают каталоги?

Каталоги бывают алфавитные и систематические. Самое удобное – это расставить карточки в порядке алфавита по первой букве фамилии автора или заглавия, если у книги нет автора (сборник) – такой каталог называется АЛФАВИТНЫМ.

Алфавитная расстановка карточек в этом каталоге как расположение слов в словарях и энциклопедиях.

Существует строго определённый порядок расстановки карточек на произведения авторов – однофамильцев.

Карточки на книги – авторов – однофамильцев стоят в алфавите их имён.

Например: Толстой Алексей Константинович

Толстой Алексей Константинович

Толстой Лев Николаевич

С алфавитным каталогом работать очень просто, если ты знаешь автора и название книги. Но чаще всего вы знаешь тему, по которой нужно найти книги. Чтобы подготовить доклад сделать сообщение или просто найти ответы на интересующие тебя вопросы.

Как тогда искать книги?

В этом случае к нам на помощь придёт СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ каталог, в котором карточки на книги расположены в определённой системе – по отраслям знаний.

Каждый раздел систематического каталога на более мелкие подразделы. Например в разделе «Математика» есть «История математики», «Алгебра», «Геометрия» и т.д.

В конце систематического каталога есть «Алфавитно-предметный указатель» - это ключ к систематическому каталогу. Рядом с нужным словом будет указан индекс раздела. Запомни его . за разделителем с этим индексом. Ты найдёшь карточки на книги по интересующеё тебя теме.

Каталог и картотека систематическая

Помогут тебе в минуту критическую.

Когда нужно готовить доклад,

А временем ты не богат.

А сегодня мы с вами побываем в царстве феи Библиографии.

- Очень просим заходите

В наш просторный книжный дом

Очень просим, поглядите,

Как мы весело живём!

- Добро пожаловать, гости дорогие в царство феи Библиографии

- Вы находитесь в самой замечательной стране на свете в книжном государстве. А управляет этим удивительным государством - добрая фея Библиография! Библиография – книжная королева. Все библиотеки во всех странах мира глубоко почитают её Величество библиографию. Для неё в каждой библиотеке устанавливают дворцы, в которых она хранит свои волшебные карточки. Многие волшебники любят волшебные шляпы или волшебные полочки, а фея библиография больше всего любит волшебные карточки. Свой дворец фея библиография называет КАТАЛОГОМ и очень радуется когда мальчики и девочки путешествуют по лабиринтам её замечательного дворца.

Стих. Каталог

Каталожный ящик

Кто его не знает?

В каждой библиотеке

Друзья, он проживает!

В нём ни книжки, ни журналы,

Карточки стоят,

Которые о многом

Нам с вами говорят.

Где книжки о здоровье,

Где книжки о труде,

Где книжки о морали,

Где книжки о борьбе,

Где книжки о природе,

О технике, погоде,

По физике и химии,

По алгебре стоят.

Карточки покажут

Где? Что? Вам почитать,

Какую лучше книжку

Домой вам подобрать.

Почаще обращайтесь

Вы к ящику, друзья!

Он книжку посоветует

Хорошую всегда!

Её дворец особенный. Он состоит из маленьких ящичков, где живут волшебные карточки. Когда в библиотеку приходит новая книга , фея Библиография тот час определит для неё место на книжном стеллаже и всё запишет на карточку из каталога: АВТОРА, её НАЗВАНИЕ и место прописки книги на полках. Благодаря эти каталожным карточкам фея Библиография знает всё о каждой книге, поэтому она легко управляет своим огромным книжным царством.

Стук в дверь:

- кто там?

- Почтальон Печкин. Вы узнали меня? Я принёс для вас письмецо и вот этот ключик. В пути я встретил фею Библиографию. Она так спешила, так сокрушалась, что не может с вами встретиться, и просила меня помочь отнести вам это письмо.

- Спасибо. Дорогой, Печкин. Вы нам очень помогли.

- Помогите и вы мне поскорей вернуться в мою сказку.

- Ребята, назовите сказку, в которой живёт почтальон Печкин. («Дядя Фёдор, пёс и кот»)

- Кто придумал эту сказку? (Эдуард Успенский)

( Печкин незаметно уходит)

- Давайте прочтём письмо от феи Библиографии.

«Дорогие ребята! случилась беда. Ночью в библиотеку проник злодей Беспорядок. Отважные герои книг покинули страницы своих произведений и вступили с ним в неравную схватку. Они сумели прогнать злодея. Но он пригрозил, что устроит беспорядок в других библиотеках, и тогда дети не смогут найти нужные им книги. Я спешу в другие библиотеки, чтобы предотвратить беду, вас прошу расколдовать и вернуть на свои места, раскиданные Беспорядком книги. Передаю вам ключик от своего – Каталога. Он поможет вам восстановить библиотечный порядок. Благодарю вас за помощь. До встречи. Фея Библиография »

(на каталоге лежат энциклопедии, и висит нарисованный замок. Открываем замок ключиком под хоровую декламацию:

«Раз, два, три, ключик отвори!»

Достаём карточки, раздаёт их детям.

- что записывает Фея Библиография на карточки каталожные?

- всё о книге: и кто её автор, и как она называется, и о чём эта книга, и в каком отделе она стоит

- давайте поскорее с помощью карточек начнём выручать из плена книги. Разбросанные Беспорядком на столах.

^

На столе лажат книги с названиями, а авторы похищены беспорядком.

А так как все книги стоят по алфавиту фамилий авторов, то они лежат беспомощно тут, т.к. не знают своего места в алфавитном ряду на стеллаже. Как же нам найти пропавших авторов? Кто нам поможет? Ах, да! Каталожная карточка! (на каталоге лежат энциклопедии, и висит нарисованный замок.расколдовать и вернуть на свои места, раски и просила меня помочь

- Я буду называть книгу, а вы отыскивайте по назначению автора.

- Книга называется «Недопёсок»

Автор – Коваль Ю.

- «Маленькая Баба - Яга»

Пройслер О.

- «Три повести о Малыше и Карлсоне»

Линдгрен А.

^

Бедняжки! На этих книгах нет ни названий , ни авторов.

Но вот записка, старый моряк Робинзон оставил её нам, чтобы легче было найти отважного мореплавателя капитана Врунгеля.

- В какой книге путешествует Христофор Банифатьевич Врунгель?

(Некрасов А. Приключения капитана Врунгеля).

- «расколдуйте, ребята, меня поскорей. Я любопытная девочка Алиса, которая стала такой маленькой, что оказалась в подземной норе Белого Кролика»(на каталоге лежат энциклопедии, и висит нарисованный замок.расколдовать и вернуть на свои места, раски и просила меня помочь

( Кэрол Л. «Приключения Алисы в стране чудес»)

- «этой подземной страной правят не один, а сразу семь королей, поэтому Беспорядку легко было проникнуть в их государство»

( Волков А. «Семь подземных королей»)

^

На этом столе лежат книги и с авторами и названиями, но злодей Беспорядок похитил их отделы, например, отдел Приключения или весёлые книги (показать). «Весёлые рассказы. Виктора Галявкина»

- в какой отдел нужно поставить книги :

Клейберна А. «Что такое наука?» и

Лукьяновой А. « От почтового голубя до интенета» в ^

- книгу издательства «Белый город» - «Герои русской истории» в Отдел – Из истории нашей Родины.

- книги «Самые удивительные растения» и «Жизнь леса» в

^

Стол находок.

Этот стол поможет нам назвать всех отважных героев, сражавшихся с Беспорядком и победивших злодея. Они потеряли свои вещи на поле сражения. С помощью волшебных карточек мы узнаем кто здесь был, по оставленным вещам:

- Красная шапочка – Ш.Перро «Красная шапочка»

- Золотой ключик – А.Толстой. «Золотой ключик или приключения Буратино»

- Золотая рыбка – А. Пушкин «Сказка о золотой рыбке»

- Аленький цветочек – С.Аксаков «Аленький цветочек»

- Цветик – семицветик – В.Катаев «Цветик - семицветик»

- Чулок – А.Линдгрен «Пеппи – длинный чулок»

- Луковица – Дж. Родари «Чиполлино и другие»

- Шляпа – Н. Носов «Незнайка»

- Денежка – К.Чуковский «Муха - Цокотуха»

- Орешки в (фольге) золотой скорлупе – А.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

- Кувшин старинный – С. Лагин «Старик Хаттабыч»

Молодцы, ребята! Ну, как, убедились вы в волшебной силе каталожных карточек?

Вот мы и навели порядок в книжном царстве. Фея Библиография будет очень довольна нашей работой. Спасибо, ребята, помогли библиотеке.

^

- там Коля Соловьёв пришёл к фее Библиографии. Вчера он узнал, что одна из планет солнечной системы имеет кольца, которые хорошо видны даже в школьный телескоп. Он хочет узнать, что это за планета, а я не знаю какую книгу ему посоветовать.

- Не огорчайся! Ребята тебе помогут. Они умеют пользоваться волшебными карточками.

Посмотрите, ребята, пожалуйста, какую книгу можно посоветовать Коле о планетах?

(………… )

Следующее наше путешествие состоится в третьей четверти, после зимних каникул. Мы отправимся с вами в увлекательное, порой и опасное путешествие по самым умным книгам на свете – маленьким энциклопедиям. Есть энциклопедии большие. Толстые, но они строго научные и для вас немного скучные. А есть энциклопедии маленькие, составленные для любопытных ребят. Они очень интересны даже для тех ребят, кто не любит читать книги от корки до корки. В этих книгах можно читать только то, что тебе интересно, даже если это всего одна страничка.

Найти нужную книгу или статью в библиотеке тебе помогут также рекомендательные списки, картотеки и плакаты, а также указатели книг. Ну и, конечно же, библиотекарь.

Я хочу вам напомнить, ребята. что же вы должны уметь, окончив школу:

1. уверенно ориентироваться в справочно – поисковых системах библиотеки.

2. уметь пользоваться каталогами и картотеками (в том числе и электронными)

3. уметь найти, извлечь и критически обработать информацию.

4. уметь правильно оформить результаты самостоятельной работы.

5. иметь представление о мировых информационных ресурсах.

Давайте, закрепим наши знания. Нужно ответить на мои вопросы:

  1. Дворец феи Бибдиографии называется КАТАЛОГОМ. Это слово в переводе с греческого означает «ПЕРЕЧЕНЬ». Что перечисляет каталог?
(Все книги, которые есть в библиотеке)
  1. 2. зачем фее Библиографии нужен каталог?
(Благодаря карточкам она знает всё о каждой книге, легко наводит порядок)
  1. Где хранится Память библиотеки?
( Во дворце феи Библиографии, в каталоге)

Библиотека – храм наук и знаний, место хранения книг, журналов, газет, романов и мемуаров.

Библиотека – целый мир, мир огромный и увлекательный!

Умеете вы и читать и считать.

Желаем, чтоб вы научились летать.

Желаем вам всем прочитать горы книг.

Пусть станет прилежным любой ученик.

Желаем, ребята, со сказкой дружить

И в сказочном мире немного пожить.

Желаем вам всем только Знайками быть,

А книги и знать, и, конечно, любить!

^

Чтоб добрые люди лишь были вокруг!

Понравилось вам в царстве феи Библиографии? (ответы детей) Тогда до новых встреч в книжном государстве!

Стих. Дом души.

Друзья мои, хочу я вам сказать:

Хоть мы живём в эпоху атомного века,

Ни зал компьютерный, ни выход в Интернет

Не смогут заменить общенье с человеком.

Ведь к нам, порой приходят отдохнуть,

Вживую пообщаться, поделиться болью,

Приходят атмосферу ту вдохнуть,

Которая пронизана заботой и любовью.

Недаром говоря, кто в этом знает толк:

Коль одолела хворь телесная беги в аптеку,

А если вдруг душа болит –

Спеши, мой друг в библиотеку!

Покой там обретёшь в уюте и тиши.

В народе говорят: «Библиотека – это мудрый дом души».

do.gendocs.ru

Как найти книгу в каталоге?

Национальная библиотека Франции

Каталоги отвечают на вопросы, есть ли в библиотеке литература по интересующему читателя вопросу или по определенному кругу вопро­сов; есть ли в библиотеке произведения конкретного автора и т. д. 

По форме различают следующие виды каталогов:

  • карточные;
  • книжные;
  • машиночитаемые;
  • автоматизированные информационно-библиотечные системы (АИБС).

В традиционных библиотеках пользуются в основном карточной формой, которая позволяет пополнять каталоги описаниями вновь по­ступающих в библиотеку книг, не нарушая принятого порядка располо­жения описаний.

Книжные каталоги в виде книг отражают более или менее стабиль­ные части фонда, например, каких-либо коллекций, редких изданий и др.

На каталожной карточке содержится необходимый минимум сведе­ний о произведении печати в виде библиографического описания. Библиотеки на карточках (на лицевой и обратной стороне) делают свои служебные пометки, к которым относятся:

1. Шифр в верхнем левом углу — состоит из индекса классифика­ции и авторского знака.

2. Полный индекс, присвоенный данному изданию (располагается в правом нижнем углу каталожной карточки).

3. Сведения о количестве экземпляров данного издания, поступив­ших в библиотеку.

4. Инвентарные номера, присвоенных отдельным экземплярам данного издания о распределении книг по отделам библиотеки (на оборотной стороне карточки справа).

5. Сведения о вспомогательных описаниях (описание на соавторов, редакторов, составителей, заглавие, серии и др.) на обороте кар­точки.

В алфавитном каталоге карточки с описанием изданий расставлены в алфавите слов, с которых начинается описание (авторов или загла­вий), так называемых библиографических описаний.

Например:

Вахтангишвили, Р.Ш. Заболевания сердечно-сосудистой системы: ар­териальная гипертензия / Р.Ш. Вахтангишвили, В.В. Кржечковская. — Ростов н/Д.: Феникс, 2006. — 512 с. — (Медицина для вас).

Диагностика и лечение внутренних болезней /под ред. Комарова Ф.И. -М.: Медицина, 1996. – 456 с.

Кушаковский, М. С. Гипертоническая болезнь/М.С. Кушаковский. — СпБ, СОТИС, 1995. – 360 с.

Шафаростова, В.В. 600 вопросов и ответов о гипертонии/ В.В. Шафаростова, А.В. Шендакова. — М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2010. — 256 с.

Алфавитный каталог отвечает на следующие вопросы:

1. Есть ли в библиотеке определенная книга?

2. Какие книги данного автора имеются в библиотеке?

Все описания в алфавитном каталоге располагаются в едином алфа­витном ряду в соответствии с буквенным составом первых слов. При совпадении первых слов расстановка ведется по алфавиту вторых и третьих слов, и т. д. При этом предлоги и союзы считаются отдельными словами.

Иногда в каталоге отсутствуют инициалы или указан только один инициал, или полностью раскрыты имена и отчества авторов. В этом случае становится карточка сначала без инициалов, затем с одним, с двумя инициалами, потом с именем и отчеством:

Например:

Иванов

Иванов, А.

Иванов, А. П.

Иванов, Александр

Иванов, Александр Андреевич

Иванов, Б. и т. д.

Просмотрев карточки с не раскрытыми инициалам, надо обязатель­но просмотреть каталог дальше, поскольку иногда случается, что один и тот же автор приводится как с раскрытыми, так и с нераскрытыми ини­циалами, и в этом случае карточки одного автора попадут в разные мес­та каталога.

Инициалы обычно раскрывают в крупных библиотеках, где собира­ется большое количество литературы с авторами-однофамильцами с похожими инициалами, что делает необходимым их раскрытие.

Карточки на произведения одного автора расставляются в следую­щем порядке:

1. Полное собрание сочинений

2. Собрание сочинений

3. Сочинения. Избранные произведения

4. Отдельные произведения в алфавите заглавий

Например:

1. Пушкин, А.С. Собрание сочинений.

2. Пушкин, А.С. Сочинения.

3. Пушкин, А.С. Избранные сочинения.

4. Пушкин, А.С. Дубровский.

5. Циолковский, К. Э. Евгений Онегин.

Карточки на книги, написанные в соавторстве, т.е. двумя, тремя ав­торами, группируются по фамилии первого автора. Соавторы при рас­становке не учитываются.

Вахтангишвили, Р.Ш. Заболевания сердечно-сосудистой системы: артериальная гипертензия / Р.Ш. Вахтангишвили, В.В. Кржечковская. — Ростов н/Д.: Феникс, 2006. — 512 с. — (Медицина для вас).

Шафаростова, В.В. 600 вопросов и ответов о гипертонии/ В.В. Шафаростова, А.В. Шендакова. — М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2010. — 256 с.

Книгу, имеющую четырех и более авторов, надо искать в алфавит­ном каталоге на заглавие.

Сокращенную форму (аббревиатуру) наименования стран, органи­заций, учреждений и т. д. при расстановке карточек рассматривают как слово и ставят в порядке букв аббревиатуры.

Родионов, М. С.

РФ

Рыбарев, Н. О.

Издания под коллективным автором, это издания коллективов — научных, профессиональных, творческих:

Московский энергетический институт. Труды. — М.; Л., 1953 — 19…

Вып. 1. — 1953. — 400 с.

Вып. 2. — 1955. — 305 с.

Съезд писателей РСФСР (6; 1985; Москва). Шестой съезд писателей РСФСР 11-14 дек. 1985 г.: стеногр. отчет. — М.: Современник, 1987. — 334 с.

Теперь, прочитав статью, Вы узнали как легко найти книгу в алфавитном каталоге.

Поделиться ссылкой:

Похожее

mybibliografiya.ru