Конспект НОД по формированию кгн у дошкольников. Вторая младшая группа. "Надо, надо умываться". Кгн вторая младшая группа картотека


Картотека культурно - гигиенических навыков (2 младшая группа)

Карточка №1

«Я сам».

Цель: закреплять умение есть аккуратно, брать пищу только ложкой, совершенствовать навыки культуры еды; приучать детей правильно держать ложку, есть и пить пищу не проливая, тщательно прожёвывать.

Приучать вежливо, выражать просьбу о помощи; закреплять умение самостоятельно снимать обувь и одежду и складывать в шкаф.

Карточка №2

«Чистый нос».

Цель: побуждать детей следить за своим внешним видом, своевременно пользоваться носовым платком, воспитывать опрятность, самостоятельность.

Карточка №3

«Мыло душистое».

Цель: побуждать самостоятельно, брать мыло из мыльницы, тереть ладошки, смывать мыло, знать местонахождения своего полотенца.

Карточка №4

«Сухие рукава».

Цель: формировать умение аккуратно мыть руки, закатывать рукава, не проливать воду на пол, насухо вытирать их личным полотенцем; формировать умение мыть руки перед едой, хорошо намыливать руки и тщательно смывать грязь.

Карточка №5

«Любим умываться».

Цель: формировать у детей культурно - гигиенические навыки, способствовать правильному использованию индивидуального полотенца, закреплять умение вешать его на место.

Карточка №6

«Поведение за столом».

Цель: формировать у детей культурно-гигиенические навыки самообслуживания, приучать правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами.

Карточка №7

«Одевание–раздевание».

Цель: закрепить умения расстёгивать и застёгивать застёжки на липучках, упражнять в использовании других видов застёжек, продолжать приучать соблюдать правила поведения в раздевалке, обращаться с просьбой о помощи, употребляя вежливые слова.

Карточка №8

«Мы правильно моем ручки».

Цель: формировать у детей базовые культурно-гигиенические навыки, приучать правильно мыть руки, тщательно вытирать каждый пальчик, вешать полотенце на своё место.

Карточка №9

«Водичка, водичка».

Цель: развивать умение брать мыло из мыльницы, намыливать руки до белой пены, хорошо смывать грязь; воспитывать самостоятельность, умение правильно и тщательно мыть руки.

Карточка №10

«Мы едим».

Цель: воспитывать умение самостоятельно и опрятно есть, спокойно сидеть за столом, соблюдая правильную позу, приучать держать ложку в правой руке.

Карточка №11

«Моем с мылом ладушки».

Цель: помочь детям запомнить последовательность правильного умывания: взять мыло, намочить, намылить руки, размылить до белой пены, смыть грязь и мыло, умыться.

Карточка №12

«Где моё полотенце?».

Цель: побуждать детей самостоятельно находить своё полотенце, тщательно вытирать лицо и руки, вешать на место; развивать ориентировку в пространстве, внимательность.

Карточка №13

«Башмачки по местам».

Цель: формировать у детей навыки самообслуживания, приучать аккуратно, ставить обувь возле кроватки, самостоятельно обуваться после сна.

Карточка №14

«Чистые ручки».

Цель: закреплять умение мыть руки правильно и аккуратно: тщательно намыливать, хорошо смывать мыло; вытирать полотенцем насухо; укреплять здоровье детей , приучать правильно мыть руки, рассказать, почему важно тщательно мыть руки после прогулки, туалета, перед едой.

Карточка №15

«Учусь всё делать сам!».

Цель: продолжать побуждать детей самостоятельно одеваться, обуваться, быть доброжелательными друг к другу, развивать коммуникабельность.

Карточка №16

«Аккуратная причёска».

Цель: приучать детей пользоваться индивидуальной расчёской, контролировать свой внешний вид с помощью зеркала.

Карточка №17

«Штанишки надевайтесь, ножки обувайтесь!»

Цель: побуждать детей самостоятельно одеваться, обуваться, быть доброжелательными друг к другу, развивать коммуникабельность.

Карточка №18

«Стульчик на место».

Цель: приучать детей правильно брать стул и аккуратно ставить его на место; развивать ориентировку в пространстве, координацию движений.

Карточка №19

«Моем, моем ладушки».

Цель: приучать детей , перед тем как мыть руки, засучивать рукава, мыть лицо, не разбрызгивая воду.

Карточка №20

«Башмачки».

Цель: приучать самостоятельно расстёгивать и застёгивать застёжки на липучках, упражнять в использовании других видов застёжек.

Карточка №21

«Я уже большой!».

Цель: закреплять умение правильно сидеть за столом, есть аккуратно, брать пищу только ложкой, пользоваться салфеткой; совершенствовать навыки культуры еды.

Карточка №22

«Чистюли!».

Цель: приучать детей следить за своим внешним видом, аккуратно играть с песком, не брать его руками, своевременно приводить себя в порядок, воспитывать опрятность, самостоятельность.

Карточка №23

«Где мой стульчик?».

Цель: приучать детей находить свой стул, правильно его брать и аккуратно ставить возле стола, знакомить детей с правилами безопасного поведения в группе.

Карточка №24

«Вещи по местам».

Цель: формировать у детей умение доставать одежду из шкафчика и убирать её наместо после раздевания, аккуратно всё складывать; приучать детей словесно выражать просьбу о помощи, воспитывать умение спокойно вести себя в раздевальной комнате.

Карточка №25

«Вот какие мы!».

Цель: приучать детей правильно вести себя за столом, есть аккуратно, не мешать другим детям, не выходить из-за стола без разрешения взрослых.

Карточка №26

«Мы большие».

Цель: приучать детей самостоятельно надевать шорты, обуваться, различать правый и левый башмак; воспитывать навыки самообслуживания.

Карточка №27

«Умываться!»

Цель: во время умывания побуждать детей к правильной последовательности: засучить рукава, намочить руки, взять мыло, намылить ладошки, смыть мыло водой, стряхнуть ладошки.

Карточка №28

«Мы за столом!».

Цель: упражнять детей в умении правильно держать ложку, есть аккуратно, не крошить хлеб на стол; воспитывать культуру поведения за столом.

Карточка №29

«Полотенце пушистое!»

Цель: закреплять умение мыть руки аккуратно, не брызгать на пол и одежду и вытираться полотенцем насухо.

Карточка №30

«Мы не чумазые».

Цель: закреплять умение хорошо намыливать руки мылом, тщательно тереть ладошки и смывать грязь, знать местонахождение своего полотенца.

Карточка №31

«Я учусь одеваться и раздеваться сам!»

Цель: приучать детей самостоятельно убирать одежду в шкаф и доставать из шкафчика, аккуратно всё складывать; словесно выражать просьбу о помощи; спокойно вести себя в раздевальной комнате.

Картотека культурно - гигиенических навыков

(2 младшая группа)

infourok.ru

картотека с целями, проведение занятия

Одно из направлений работы педагога ДОУ с дошкольниками — это развитие культурно-гигиенических навыков. Это ключевая составляющая, с одной стороны, культуры поведения, а с другой, здорового образа жизни малыша. Эта деятельность должна планомерно проводиться с самого начала пребывания ребёнка в детском саду. Особенно важна она во второй младшей группе, ведь многие ребята начинают посещать дошкольное учреждение не с яслей, а именно с трёх лет.

Какие КГН следует развивать в младшем дошкольном звене

Культурно-гигиенические навыки (КГН), прививаемые в дошкольном учреждении — это навыки поддержания чистоты тела, приёма пищи, соблюдения порядка в своём внешнем виде. Дошкольники с самого начала должны усвоить, что от соблюдения простейших правил во многом влияет на их здоровье, опрятность и красоту внешности, культурное взаимодействие с другими людьми.

Конечно, формирование КГН начинается в семье: многие заботливые родители едва ли не с рождения приучают сына или дочь к самостоятельности и аккуратности. Однако и роль воспитателя ДОУ в этом очень велика.

В период своей рабочей деятельности в детском саду я сталкивалась с такими родителями, которые всю ответственность за гигиеническое развитие своего чада перекладывали на сотрудников ДОУ. В частности, некоторые трёхлетние малыши не понимали, что такое горшок, и приходили из дома в памперсах (мама рассчитывала на то, что воспитатель и няня никуда не денутся и всему научат). Были ребята, не понимавшие в младшей группе, как самостоятельно кушать ложкой или пить из кружки (дома родители вместе с бабушками их кормили с ложечки и поили посредством бутылки).

Мудрые и заботливые родители с самых ранних лет приучают своего ребёнка к самостоятельности и самообслуживанию

За время пребывания во второй младшей группе ребята должны хорошо овладеть такими навыками:

  1. Правильно и быстро умываться, мыть руки: пользоваться мылом, тщательно вытираться полотенцем, а затем вешать его на крючок.
  2. Уметь расчёсываться.
  3. Уметь пользоваться индивидуальным носовым платком: доставать его из кармана, разворачивать и обратно сворачивать после использования, аккуратно класть обратно в карман.
  4. Уметь элементарно вести себя сидя за столом в процессе приёма пищи: правильно пользоваться ложкой (как столовой, так и чайной), вытираться салфеткой, жевать пищу с закрытым ртом, не разговаривать во время еды, не крошить хлеб на стол и на пол.
  5. Самостоятельно одеваться и расчёсываться в нужной последовательности с минимальной помощью взрослого, аккуратно снимать одежду, вешать её на стульчик или в шкафчик, выворачивать вещи на лицевую сторону, замечать неполадки в своём внешнем виде (грязь, отсутствие пуговицы на одежде и пр.) и обращаться к взрослому за помощью.

К концу учебного года воспитанники младшей группы должны овладеть рядом навыков, например, самостоятельно умывать лицо и мыть руки

Методы и приёмы обучения, актуальные для работы в младшем дошкольном звене

Для успешного становления КГН у дошкольников необходимо задействовать массу педагогических приёмов. Делать это нужно с обязательным учётом возраста воспитанников. Так при работе с малышами четвёртого года жизни самыми актуальными будут следующие приёмы.

Показ с подробным объяснением

Каждое действие воспитатель обязательно показывает. При этом оно разделяется на отдельные операции: выделяются наиболее важные и вспомогательные. Например, в процессе мытья рук самым важным будет процесс намыливание и смывание моющего средства. Всё остальное — уже дополнительные манипуляции: взять мыло из мыльницы, положить его обратно, снять полотенце, тщательно вытереть руки, затем повесить его на крючок.

Каждое действие педагог показывает и подробно объясняет

Не нужно часто использовать запреты, например, «Нельзя брызгать водой!», «Нельзя кидать одежду на стул!». Ведь многим младшим дошкольникам свойственно упрямство и своеволие (проявления пресловутого кризиса трёх лет). У ребёнка может сложиться понятие, что взрослый препятствует его интересным действиям. А действовать детям просто необходимо: задача воспитателя — только переключить ненужные манипуляции на полезные.

Упражнение и контроль

Чтобы у малышей младшей группы сформировался устойчивый культурно-гигиенический навык, определённые действия должны повторяться многократно. Ведь это те же привычки, и они должны стать очень прочными.

В этом плане крайне важно соблюдать единство требований всех сотрудников, работающих в группе. Ведь когда в разные смены к детям приходят два воспитателя, нередко они ведут себя по-разному. Например, один педагог приучает малышей обязательно вытирать ротик салфеткой после приёма пищи, а другой не уделяет этому особого внимания. Естественно, в таком случае навык будет формироваться гораздо медленнее.

На начальном этапе создания навыков важен контроль. Педагог должен проверять, как каждый воспитанник выполняет определённое действие, равно как и всё задание целиком.

Личный пример взрослого

Дошкольники, особенно младшего звена, весьма наблюдательны, всегда стремятся подражать взрослым. Вот почему воспитатель (а также его помощник) всегда должен быть образцом для детей: в поведении, манере разговаривать, одежде и пр. Его пример может быть и прямым («Повторяй за мной»), и косвенным (используются разные способы для привлечения детского внимания). Так, во время приёма пищи педагог демонстрирует красоту этикета, сидит с ровной спиной, не обсуждает свои проблемы с помощником.

Вообще, совместный приём пищи всегда способствует сближению, возникновению тесных взаимоотношений. Малыши воспринимают педагога как часть родственного коллектива, доверяют ему, следуют его замечаниям.

Аналогично после возвращения с прогулки воспитатель аккуратно снимает верхнюю одежду и обувь, стараясь, чтобы дети непременно это заметили. Можно прямо акцентировать внимание малышей.

Обязательная похвала

Обязательно нужно поощрять дошкольников, которые хорошо справились с заданием. Например, «Какой же у нас Ваня умница! Не брызгался водой, а вымыл ручки аккуратно, быстро. И мыло положил на своё место». Другой пример: «Как же красиво и аккуратно Катя повесила свою курточку в шкафчик! Я надеюсь, что и остальные наши ребята смогут так же сделать». Подобное ободрение поступка ребёнка вызовет у остальных малышей желание поступать подобным образом, ведь им тоже хочется, чтобы их хвалили. При этом педагог должен показывать свою искреннюю заинтересованность, уверенность в возможностях детей.

Сопровождение гигиенических процедур художественным словом

Все гигиенические манипуляции малышей желательно поддерживать художественным словом. Очень хорошо использовать фольклор. Например, в процессе расчёсывания уместно рассказывать потешки: «Расти коса до пояса», «Петушок, петушок, подари мне гребешок», «Нету краше нашей Глаши» и пр. Во время умывания это будут потешки «Водичка, водичка…» или «Ай, лады, лады, лады…». Также следует активно использовать загадки: про банные принадлежности, одежду и пр.

Наглядность

При работе с маленькими дошкольниками наглядность (тематические картинки, плакаты и пр.) имеет крайне важное значение, поскольку абстрактное мышление у них ещё не развито — оно наглядно-образное. Картинки будут постоянно напоминать им о важных вещах. Причём они должны висеть на видном месте, всё время быть перед глазами ребят.

Фотогалерея: плакаты гигиенического содержания для маленьких дошколят
Плакат-алгоритм всегда должен быть перед глазами малышей Алгоритм научит детей последовательности действий при чистке зубов и мытье ног На плакате малыши смогут увидеть как знакомые предметы, так и ищё неизвестные для них Яркие картинки с изображением таких же детей точно привлекут внимание дошкольников

Важное значение имеет и эстетическое оформление зоны для умывания. Видя перед собой красивых и любимых персонажей, детям захочется проводить в этом месте больше времени.

Привлечь интерес к мытью рук и умыванию помогут тематические картинки (рыбки, русалочка и пр.)

К средствам наглядности относится просмотр видеороликов и мультфильмов на соответствующую тему, например, «Мойдодыр», «Винни-Пух идёт в гости», «Муха-Цокотуха» и пр.

Видео: Винни-Пух идёт в гости (мультфильм, 1971 год)
https://youtube.com/watch?v=SxrucMs12KYVideo can’t be loaded: Винни Пух идет в гости | Советский мультик для детей (https://youtube.com/watch?v=SxrucMs12KY)
Видео: Мойдодыр (мультфильм по сказке К. Чуковского, 1954 год)
Видео: Зачем нужно умываться (мультфильм для малышей про трёх поросят)

Моделирование игровых ситуаций

Специальные игры и упражнения — очень эффективное средство привития КГН в работе с малышами. Они помогают педагогу завуалировать свою «поучающую» позицию и в то же время позволяют без усилий привлечь внимание детей, активно на них воздействовать.

Игровые ситуации могут быть примерно следующими:

  1. Умение вести себя во время приёма пищи: «Расскажем Зайчику, как следует правильно кушать», «Поможем куклам накрыть столик к обеду», «День рождения у куклы Наташи», «Чаепитие со зверюшками».
  2. Навыки умывания, мытья рук: «Научим Зайчика умываться», «Мыльные перчатки».
  3. Навыки одевания и раздевания: «Соберём куколку на прогулку», «Поможем кукле Даше собраться в гости к Мише», «Сандалики поссорились, а потом подружились», «Покажем Зайчику, как нужно складывать одежду перед сном», «Найди пару носочку, а потом сложи их».

Культурно-гигиенические незаметно закрепляются в процессе игровых ситуаций

Становление навыков одевания и раздевания неотделимо от совершенствования мелкой моторики пальцев рук (чтобы ребёнок мог справляться с пуговичками, шнурками, молнией). В этом плане незаменимы пособия типа «Застегни пуговички на рубашке», тренажёры-шнуровки, различные мозаики, манипуляции со счётными палочками. Самое простое — дать малышу разноцветные пуговицы и попросить рассортировать их по баночкам соответствующего цвета. Как вариант это может быть крупа разных сортов.

Манипуляции с мелкими предметами хорошо развивают мелкую моторику рук

При формировании КГН активно стоит использовать пальчиковую гимнастику. Она также хорошо тренирует мелкую моторику пальцев. В качестве примера воспитатель может обратить внимание на такие подходящие по теме варианты:

Таблица: варианты пальчиковой гимнастики

Развивающая среда

При обучении малышей 3–4 лет культурно-гигиеническим навыкам большое значение имеет развивающая среда. В поле зрения ребят всё время должны быть соответствующие игрушки, пособия: набор «Парикмахерская», игрушечные банные принадлежности, большой комплект посуды, куклы с различной одеждой, которую легко одевать и снимать (включая бумажных).

Предметно-развивающая среда должна обязательно включать игрушки и предметы для закрепления культурно-гигиенических навыков

Индивидуальная работа

Во второй младшей группе очень большое внимание необходимо уделять индивидуальной работе, ведь в этом возрасте малыши ещё очень отличаются друг от друга по развитию. Одни схватывают всё быстро (особенно девочки), другие же выполняют задание медленно из-за особенностей темперамента. Кто-то пришёл в детский сад совсем недавно, кто-то посещает его редко, потому что часто болеет. Поэтому некоторым детям педагог должен дополнительно уделять внимание, ещё раз многократно повторить каждое действие для формирования определённого навыка.

Взаимодействие с семьёй

Обязательное условие для плодотворного культурно-гигиенического воспитания — контакт педагога с семьёй. Родителям нужно всё время закреплять дома навыки, первоначально усвоенные в детском саду. Например, если воспитатель учит детей самостоятельно мыть руки, то мама также должна побуждать сына или дочь к самостоятельности, а не делать всё сама.

Родители обязателньо должны закреплять дома с детьми полученные в детском саду навыки

В отношении КГН можно выделить следующие формы работы педагога с семьёй:

  1. Анкетирование: например, «Насколько мой ребёнок самостоятельный».
  2. Тематические родительские собрания.
  3. Папки-передвижки, консультации и памятки: «Как научить сына или дочь правильно вести себя за столом», «Застольный этикет для самых маленьких», «Бережно относимся к одежде».
  4. Индивидуальные консультации.

Виды занятий по развитию КГН

Культурно-гигиенические навыки необходимо отрабатывать не только в ходе режимных моментов, в процессе игровых ситуаций, но также во время непосредственно образовательной деятельности. В основном это занятия по познанию окружающего мира. Тема их может звучать, как «Этикет за столом», «Зачем нужно умываться», «Бережное отношение к одежде», «Посуда».

Также закреплению КГН помогают занятия по развитию речи, чтению художественной литературы. Так очень полезно и эффективно рассматривание тематических картинок, беседа по ним, например, «Мама моет дочку» либо «Дошкольники моют руки». Художественная же литература — это вообще замечательное средство воспитания дошкольников. Ведь она очень близка к жизненному опыту малышей: повествует о поступках персонажей, которые ребёнок самостоятельно много раз совершал. Кроме того, в коротком произведении создаётся конкретная ситуация. И это приближает её к детскому мышлению, носящему наглядно-образный характер. У дошкольника возникает яркий эмоциональный отклик на содержание, например, стихотворения. В итоге возникает обобщение — отрыв от конкретной ситуации.

Занятие для младших дошкольников можно выстроить вокруг следующих произведений:

  1. Культура поведения за столом: русская народная сказка «Лиса и журавль», стихотворения «Вкусное каша» З. Александровой, «Кто скорее допьёт», «Маша обедает» С. Капутикян, «Обедать» Е. Благининой, «Маша и каша» Э. Мошковской.
  2. Навыки одевания, раздевания: сказка Н. Павловой «Чьи башмачки», С. Прокофьевой «Сказка про башмачки», стихотворения И. Муравейка «Я сама», З. Алксандровой «Мой Мишка».
  3. Навыки умывания, мытья рук: сказка К. Чуковского «Мойдодыр», стихотворения А. Барто «Девочка чумазая», С. Капутикян «Хлюп-хлюп», Г. Лагздынь «Аккуратные зайчата, потешка «Водичка, водичка…».

КГН можно также связывать с продуктивной деятельностью. Например, предложить дошкольникам занятие «Раскрась блюдце и чашку» (готовые шаблоны), «Мыло» (самостоятельное рисование и раскрашивание).

Варианты мотивирующего начала занятия по формированию КГН

Поскольку внимание малышей четвёртого года жизни ещё очень неустойчиво при проведении занятия важно создать у них мотивацию, заинтересовать предстоящей деятельностью. Наилучший вариант при этом — задействовать любимые игрушки или известных ребятам сказочных персонажей.

Например, в группу стучится почтальон (кто-то из взрослых) и приносит посылку. В ней оказывается письмо от Мойдодыра (дошкольники уже знают про него сказку). Герой сообщает малышам, что вчера во время прогулки он встретил мальчика. Она рассказал, что у них в детском саду есть кукла Маша, у которой всё личико и ручки грязные. Мойдодыр хочет, чтобы дети продемонстрировали ей, как следует умываться.

Таким образом, малыши смогут выступить в роли «учителей», что им всегда очень нравится, ведь так они чувствуют себя взрослыми и значимыми.

Мотивировать малышей можно с использованием игрушки

Другой пример такого «поучения». В гости к дошкольникам приходит Винни-пух (игрушка) Он сообщает, что долго добирался, устал и хочет подкрепиться мёдом, который принёс с собой. Медвежонок начинает есть мёд руками, перемазав всю мордочку. Задача детей — объяснить персонажу, что он поступает неправильно и научить, как нужно правильно принимать пищу.

Другой вариант мотивации — подарок. Это также можно представить в виде посылки. На этот раз её присылает какой-нибудь зверёк из леса, например, зайчик Стёпа. В коробке оказывается несколько интересных предметов: мыло, полотенце, расчёска и пр. Воспитатель рассматривает их вместе с ребятами, беседует о назначении каждой вещи, просит подобрать эпитеты (полотенце мягкое, пушистое, впитывает жидкость, мыло же ароматное, гладкое).

Всегда хорошо работает мотив подарка-сюрприза, например, коробки, в которой оказываются гигиенические принадлежности

Таблица: фрагменты занятий по формированию КГН в младшей группе

Планирование КГН во второй младшей группе: темы, задачи и формы работы

Перед началом учебного года воспитатель обязательно планирует заранее деятельность по формированию у дошкольников КГН. В качестве примера можно рассмотреть перспективное планирование для второй младшей группы воспитателя Е. Ю. Мосиенко (МКДОУ № 16, г. Новосибирск).

Таблица: фрагмент перспективного плана формирования КГН в младшей группе воспитателя Е. Ю. Мосиенко

С полной версией перспективного плана можно ознакомиться по ссылке http://detstvogid.ru/formirovanie-kulturno-gigienicheskih-navyikov-mladshih-doshkolnikov/.html

Как составить проект по КГН в младшей группе

Формирование КГН — интересная и многограная тема для проектной деятельности. Как пример можно рассмотреть проект воспитателя Зеленковой Д. Ю. «Формирование культурно-гигиенических навыков приёма пищи у детей».

Проект краткосрочный (рассчитан на два месяца).

Таблица: фрагмент планирования и организации деятельности в рамках проекта Д. Ю. Зеленковой «Формирование культурно-гигиенических навыков приёма пищи у детей»

С полной версией планирования проектной деятельности можно ознакомиться по ссылке https://zelenkova-ppds44.edumsko.ru/articles/proekt_vo_vtoroj_mladshej_gruppe_na_temu_formirovanie_kul_turno-gigienicheskih_navykov_priema_piwi_u_detej

Культурно-гигиенические навыки — важнейшее условие гармоничного развития дошкольника. Чем раньше они сформируются у ребёнка, тем лучше для становления его личности. Работая с ребятами в данном направлении, воспитатель второй младшей группы должен проявить максимум терпения и чуткости, подключить всю свою фантазию, использовать больше игровых приёмов. И тогда соблюдение несложных правил войдёт у ребят в привычку, а пребывание в детском саду станет более комфортным.

Высшее филологическое образование. Опыт работы корректором, редактором, ведения сайта, имеется педагогический стаж (первая категория). Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

melkie.net

Перспективный план работы по формированию КГН у детей второй младшей группы

Перспективный план работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей второй младшей группы

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

  • правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши;

  • насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место;

  • пользоваться расческой и носовым платком

  • умение правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;

  • не крошить хлеб,

  • пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.

  • следить за своим внешним видом;

  • пользоваться с помощью индивидуальной метки своим полотенцем, шкафчиком, кроватью;

  • обращаться за помощью ко взрослым.

СЕНТЯБРЬ

Формы работы

Задачи

Игровые ситуации:

«Кукла Катя за столом»

«Мы правильно моем руки».

«Домик для расчески»

Ситуативная беседа:

«Хлеб печется из муки, что дают нам колоски»

Чтение художественной литературы:

Я. Аким «Где живет вода?», потешка «Кто из нас хороший?»

стихотворение «Для чего нужна расческа»

Продолжать учить детей:

  • есть аккуратно, правильно пользоваться салфеткой

  • правильно мыть руки, тщательно вытирать каждый пальчик

  • класть расческу в пакетик и на свое место в шкафу

Продолжать учить правильно есть хлеб, воспитывать бережное отношение к нему

Обратить внимание детей на систематическое выполнение к.г.н., используя пример героев литературных произведений

ОКТЯБРЬ

Дидактическое упражнение

«Найди свою метку»

Игровые ситуации:

«Почему у Сашки мокрая рубашка»

«Хрюша в гостях у Степашки»

Способствовать запоминанию ребенком местонахождение:

  • своего полотенца

  • места за столом

  • своего шкафа

  • своей кровати

Сконцентрировать внимание детей на том, что перед мытьем рук следует закатывать рукава;

побуждать обращаться за помощью к взрослому; приучать правильно и тщательно мыть руки

Отрабатывать элементарные навыки поведения (правильно пользоваться столовой ложкой, салфеткой, не крошить хлеб)

НОЯБРЬ

Ситуативная беседа:

«Подтяни свои штанишки»

Игровая ситуация «Школа «Мойдодыра»:

Урок 1. «Как и когда мы пользуемся салфеткой»,

Урок 2. «Когда надо мыть руки»

Дидактическая игра:

«Вымоем кукле руки»

Сформировать у детей:

  • потребность мыть руки после прогулки, после туалета, перед едой

Осуществлять контроль правильного и последовательного мытья рук

ДЕКАБРЬ

Дидактические упражнения:

«Кукла Таня простудилась».

«Доброе утро, расчёска!»

Чтение художественной литературы:

К.И. Чуковского «Мойдодыр», А.Барто «Девочка чумазая»

Проблемные ситуации:

«Почему у куклы Кати грязное полотенце?»

«Почему поросенка Хрюшу не приглашают за стол»

Отрабатывать навыки:

Поддерживать стремление следить за своим внешним видом на примере литературных героев, воспитывать опрятность

Подвести детей к самостоятельному умозаключению:

ЯНВАРЬ

Ситуативные беседы:

«Чистота и опрятность»

«Путешествие в страну личных вещей»

Чтение и обсуждение художественной литературы:

B . Бардадым «Вот как Галю одевали»

Г. Лагздынь «Одевали малыша»

Игровые ситуации:

«Хрюша завтракает»

«У нас в гостях вилка и ложка»

Мультзал:

«Как Коксик и Шуня учились правилам поведения за столом»

https://www.youtube.com/watch?v=gk8HqNHJISs

Поддерживать у детей стремление:

Сформировать навыки опрятности в процессе одевания на примере героев литературных произведений

Сформировать у детей умение:

  • правильно есть хлеб (не крошить, не играть, не класть в тарелку)

  • правильно пользоваться столовыми приборами

Показать детям значимость владения навыками опрятной еды и культуры поведения за столом на примере героев мультфильма

ФЕВРАЛЬ

Игровые ситуации:

«За что нам зубки скажут спасибо»

«Мыло – это хорошо или плохо» (ТРИЗ)

Рассматривание илююстраций:

«Такие нужные предметы»

Чтение художественной литературы

Н.Мигунова «Почему надо чистить зубы»

Мультзал:

«Королева зубная щетка»

https://www.youtube.com/watch?v=nT-Z5lmhBo4

«Доктор кролик. Как чистить зубы»

https://www.youtube.com/watch?v=uEIqllHz5kY

Сформировать у детей потребность:

Стимулировать детей к систематическому использованию предметов личной гигиены зубной щетки и зубной пасты

Поощрять стремление следить за своим внешним видом, используя пример героев мультипликационных фильмов и литературных произведений

МАРТ

Дидактические упражнения:

«Поможем зверюшкам застегнуть пуговицы».

«Доброе утро, расчёска!»

Проблемные ситуации:

«Правильно ли кукла оделась на прогулку?»

«Хлебушек не кроши, хлебную крошку береги!»

Отрабатывать навыки застегивания пуговиц.

Сформировать навыки ежедневного пользования расчёской и ухода за ней (хранить в пакете на верхней полочке)

Подвести детей к пониманию того, что необходимо:

  • самостоятельно замечать недостатки в своем внешнем виде, пользоваться для этого зеркалом

  • есть аккуратно, не крошить хлеб на пол

АПРЕЛЬ

Ситуативные беседы:

«В гости к Мойдодыру»

«Мои друзья: платочек и расческа»

Продуктивная деятельность:

Плакат «А не чистым трубочистам – стыд и срам»

Мультзал:

Просмотр и обсуждене мультфильма

«Три котенка: чем и что нам надо есть» https://www.youtube.com/results?

Игровые ситуации:

«Покажем Лунтику, как пользоваться мылом»

«Приглашаем в гости кукол»

Поддерживать у детей стремление:

Закрепить у детей:

  • знания об основных средствах личной гигиены (мало, мочалка, зубная щетка и зубная паста, полотенце и т.д.)

Упражнять детей в умении правильно:

МАЙ

Ситуативные беседы:

«Кто опрятен, тот приятен»

«Если друг попросил платочек твой вдруг»

Практическое занятие:

«Моем расческу»»

Игра-этюд по стиховорению:

«Митя и рубашка» Э.Мошковской

Просмотр презентации:

«Чайная ложка»

Поддерживать у детей стремление:

Отрабатывать с детьми:

ПРИЛОЖЕНИЕ. Художественное слово

Девочка чумазая

- Ах ты, девочка чумазая,

где ты руки так измазала?

Чёрные ладошки;

на локтях - дорожки.

- Я на солнышке

лежала,

руки кверху

держала.

ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.

- Ах ты, девочка чумазая,

где ты носик так измазала?

Кончик носа чёрный,

будто закопчённый.

- Я на солнышке

лежала,

нос кверху

держала.

ВОТ ОН И ЗАГОРЕЛ.

- Ах ты, девочка чумазая,

ноги в полосы

измазала,

не девочка,

а зебра,

ноги-

как у негра.

- Я на солнышке

лежала,

пятки кверху

держала.

ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.

- Ой ли, так ли?

Так ли дело было?

Отмоем всё до капли.

Ну-ка, дайте мыло.

МЫ ЕЁ ОТОТРЁМ.

Громко девочка кричала,

как увидела мочалу,

цапалась, как кошка:

- Не трогайте

ладошки!

Они не будут белые:

они же загорелые.

А ЛАДОШКИ-ТО ОТМЫЛИСЬ.

Оттирали губкой нос -

разобиделась до слёз:

- Ой, мой бедный

носик!

Он мыла

не выносит!

Он не будет белый:

он же загорелый.

А НОС ТОЖЕ ОТМЫЛСЯ.

Отмывали полосы -

кричала громким голосом:

- Ой, боюсь щекотки!

Уберите щётки!

Не будут пятки белые,

они же загорелые.

А ПЯТКИ ТОЖЕ ОТМЫЛИСЬ.

- Вот теперь ты белая,

Ничуть не загорелая.

ЭТО БЫЛА ГРЯЗЬ.

А.Барто

Расческа

Я волшебная расческа,Я дружу с любой прической,Все мне, братцы, по плечу,Я украсить вас хочу.Если волосы опрятны,Всем вокруг вы так приятны,Все любуются на вас,Отвести не могут глаз.

И. Хоменко

Потешка

Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?Ванечка - хороший, Ванечка - пригожий!Ай, лады, лады, не боимся мы воды,Чисто умываемся, Маше улыбаемся.Водичка, водичка, умой моё личико,Чтобы глазоньки блестели, чтобы щёчки краснели,Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.

Одеваем малыша

Одеваем малыша

Одеваем ревушку:

Шапку - на головушку,

Валенки - на ножки,

А на них - калошки!

Ты постой, не реви,

А шубейку натяни.

Г. Лагздынь

Это Митина рубашка.На, рубашка, простоквашку!Съела маслица она.

Съела кашку из пшена

И подливку из барашка… (Выразительные движения: ребенок рассматривает свои грязные руки, вытирает их о свою одежду.) Ты сыта, моя рубашка?

Э.Мошковская

Где живет вода

Сын, умываясь,

Подумал: «Куда

Так быстро бежит

Из-под крана вода?»

Подумал

И маму спросил потом:

— Мама, а где у водички дом?

— Речкой, сынок,

Этот дом зовут.

Струйки и капли

В речке живут.

Утром взбегают они

По трубе,

Чтобы помочь

Умыться тебе.

Ворчат они: «Скоро ли

Дети проснутся?» —

Каплям не терпится

Я. Аким

Почему надо чистить зубы

Жил в лесу зайчишка серый,Он веселым, шустрым был,Но представьте, зайчик этотЧистить зубы не любил! «Для чего мне ваша паста?Щетка тоже не нужна.Я и так сгрызу морковку,Если сладкая она». Съест листочек у капустыДа отправиться гулять...Как-то раз, придя с прогулки,Захотел зайчонок спать. Лег, уснул и сон увидел...Страшный кариес пришел:«Наконец, ты мне попался,Наконец, тебя нашел!» А за ним микробов ряд.«Здравствуй, зайка, - говорят. -И для нас всех щетка - враг.От тебя мы ни на шаг.

Дружим с теми, кто не чиститЗубки щёткой по утрам.Мы их хвалим, уважаем,Говорим: «Спасибо вам!» Зубки белые не любим.Быстро их тебе исправим.И по дырке, чтоб болела,На зубах твоих оставим!» Тут проснулся зайчик: «Мама,Ой, что видел я во сне!Злющий кариес, микробы,Приходили вдруг ко мне. Поскорее дай мне щетку,Пасту или порошок!»Успокойся, зайка милый,Успокойся, малышок! Если будешь чистить зубкиВечерком и по утрам,То противные микробыНе страшны твоим зубам!»

Наталья Мигунова

.

infourok.ru

Картотека кгн во 2 младшей группе

дошкольном возрасте.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» села Тербуны Тербунского муниципального района Липецкой области Формирование культурногигиенических навыков в младшем

Подробнее

КАК НАУЧИТЬ И РАЗДЕВАТЬСЯ

РОДИТЕЛЯМ «ДЕТЯМ Л Л*» РАСТЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМИ»» V КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА.^ 1^ ОДЕВАТЬСЯ 9**^^^ И РАЗДЕВАТЬСЯ Весёлые занятия с Плюшиком воспитание Забавные и ООО «Издательство.Учитель» [Ведьмы стрбой большие"!!

Подробнее

План оздоровительных мероприятий на г.

План оздоровительных мероприятий на 2014-2015г. Месяц Закаливающие мероприятия Оздоровительные мероприятия Сентябрь Октябрь Ноябрь продолжительность ы доводится до 20-25 продолжительность с 7, с 14-15

Подробнее

МЫ ДРУЖИМ С МОЙДОДЫРОМ

МЫ ДРУЖИМ С МОЙДОДЫРОМ Подготовили воспитатели: Савченко Н.А. Сысоева Т.Ф. МБДОУ ВМР «КУВШИНОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД» ЦЕЛЬ: ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО- ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО

Подробнее

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Формирование навыков самообслуживания и социально бытовой ориентации для детей ДЦП. Дети с церебральным параличом испытывают особые трудности при овладении навыками самообслуживания

Подробнее

Игра «Водичка, водичка!»

Игра «Водичка, водичка!» Цель: формировать интерес к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания. Оборудование: две куклы. Ход игры: взрослый показывает детям двух кукол и говорит, что куклы

Подробнее

Как научить ребёнка мыть руки ^"о^

Как научить ребёнка мыть руки ^"о^ РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ Процедура мытья рук в жизни ребёнка должна стать необходимой привычкой, которая повторяется ежедневно несколько раз и выглядит так же естественно,

Подробнее

УЧИМ РЕБЁНКА ОДЕВАТЬСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО

УЧИМ РЕБЁНКА ОДЕВАТЬСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО С 1 года до 3 лет. ПЕРВОЕ: Что может ребёнок сделать сам? После года малыш может при одевании: подать маме нужную вещь, подать ручку при одевании куртки или кофточки,

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Данная программа направлена на реализацию образовательного компонента «Самообслуживание» (образовательная область «Трудовое обучение») и предназначена для обучающихся 1 класса, занимающихся

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Данная программа направлена на реализацию образовательного компонента «Самообслуживание» (образовательная область «Трудовое обучение») и предназначена для обучающихся 2 класса, занимающихся

Подробнее

«Возрастные особенности детей 3-4 лет»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Родничок» с. Быков Родительское собрание во второй младшей группе Тема: «Возрастные особенности детей 3-4 лет» Выполнила: Воспитатель

Подробнее

Специфика организации режимных моментов

Специфика организации режимных моментов в группах детей раннего возраста. Физиологические и педагогические основы режима дня. Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве. Поэтому для воспитания

Подробнее

МДОУ 20 «Кузнечик» ЯМР

МДОУ 20 «Кузнечик» ЯМР Тема: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам» Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающей действительностью во второй младшей группе. Подготовила:

Подробнее

Памятка для родителей

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка - детский сад 15 «БЕРЁЗКА» посёлка городского типа Ильского муниципального образования Северский район Памятка для родителей

Подробнее

Первый раз в детский сад

Первый раз в детский сад Уважаемые родители малышей! В жизни вашей семьи наступает новый этап вы собираетесь в детский сад. Мы не оговорились, именно ВЫ. Потому что, в первую очередь, от готовности взрослых

Подробнее

Памятка о правилах посещения ДОУ

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад 488 комбинированного вида Памятка о правилах посещения ДОУ Уважаемые родители! Детский сад работает 5 дней

Подробнее

Впервые в детский сад!

Впервые в детский сад! Уважаемые родители! В жизни вашей семьи наступает новый этап вы собираетесь в детский сад. Мы не оговорились, именно ВЫ. Потому что, в первую очередь, от готовности взрослых зависит

Подробнее

Игра «Уложим мишку спать»

Игра «Уложим мишку спать» Цель: познакомить ребенка с предметно-игровыми действиями с мишкой, функциональным назначением кровати, формировать подражательные действия. Оборудование: мягкая игрушка-мишка,

Подробнее

Консультация для родителей

Консультация для родителей «Использование стишков и дидактических игр в воспитании культурно-гигиенических навыков детей младшей группы» Выполнила: Щеглова Е.И. Воспитатель МБДОУ «Детский сад «Берёзка»

Подробнее

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОЙ ТРУД И ПРИВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ 4 КЛАСС (наименование учебного предмера) По адаптированной образовательной программе начальное общее (уровень

Подробнее

Культура питания в детском саду

Культура питания в детском саду Культура питания в детском саду наука, необходимая в современной жизни. Фаст-фуд, который выглядит привлекательно в условиях вечной нехватки времени, так и норовит вытеснить

Подробнее

Воспитатели Сычева И.Н.

Воспитатели Сычева И.Н. На кого я похож Цель: развитие умения посмотреть на себя со стороны, сравнивать человека с другими животными организмами, находить сходства и отличия, способствовать развитию воображения.

Подробнее

docplayer.ru

Конспект НОД по формированию кгн у дошкольников. Вторая младшая группа. "Надо, надо умываться"

Муниципальное Бюджетное

Дошкольное Образовательное Учреждение

Детский сад №7 (комбинированного вида)

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по формированию культурно-гигиенических навыков у дошкольников

Вторая младшая группа

Воспитатель. Савина С.А.

г. Мценск 2012 г.

Тема: «Надо, надо умываться»

Цель: формирование культурно-гигиенических навыов у детей младшего возраста.

Обучающие задачи: закрепить знания детей о предметах гигиены, уточнить представления детей о мыле, что вода очищает, закрепить навык мытья рук через практику и экспериментирование.

Развивающие задачи: развивать наблюдательность, память, речь детей, учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным.

Воспитательные задачи: воспитывать умение слушать друг друга, общаться; вызывать радость от совместной деятельности.

Образовательные области: «Здоровье», «Коммуникация», «Чтение», «Познание», «Социализация», «Музыка», «Труд».

Материал: кукла (девочка) с измазанными руками, предметы гигиены, тазик и кувшин с водой, конверт, диск с детскими песнями.

Предварительная работа: Чтение произведений К.И. Чуковского «Мойдодыр», ежедневно обращать внимание детей на то, что необходимо мыть руки, умываться, заучивание стихотворений.

Ход организованной образовательной деятельности.

(под песню «Улыбка» 1 к. дети входят в зал)

Воспитатель. Посмотрите, дети, к нам пришли гости давайте скажем им: Доброе утро!

Дети здороваются.

Воспитатель. Возьмемся за руки, посмотрим, друг на друга и улыбнемся. (педагог читает стихотворение)

- Почему, встречаясь утром,

Говорим мы: «С добрым утром» ?

(дети стоят в кругу взявшись за руки)

Потому что утром – солнце,

Темной ночи больше нет,

(поднимаем руки вверх)

И свободно в окна льется

Добрый-добрый

Мирный свет.

(раскрыть ладошки)

С добрым утром, люди,

Взрослые и дети!

(опускаем руки)

Радостно и дружно

Будем жить на свете!

(обнимаемся)

(дети садятся на стульчики)

Стук в дверь. Приходит кукла с грязными руками.

Воспитатель. Посмотрите, ребята, к нам в гости пришла девочка (кукла шепчет воспитателю) Её зовут Мила.

Кукла Мила: Здравствуйте, детки. (она пытается поздороваться с каждым ребенком, но дети не хотят)

Воспитатель. (спрашивает) А почему ты (имя ребенка) не взял за руку Милу?

Ответы детей: У нее грязные руки. Она может меня испачкать

Воспитатель. А у вас чистые руки, покажите нам.

(воспитатель вместе с куклой смотрит на руки)

Воспитатель. Посмотри, Мила, какие чистые руки у ребят. А у тебя неопрятные чумазые, грязные, черные.

Воспитатель. Ах, ты девочка чумазая

Где, ты руки так измазала

Черные ладошки, на руках дорожки.

Кукла Мила. Я на солнышке лежала

Руки кверху держала

Вот они и загорели.

Воспитатель. Скажите, ребята, разве они загорелые?

Ответы детей. Нет!

Воспитатель. А какие они (имя ребенка)?

Ребенок. Грязные, немытые.

Воспитатель. А что надо сделать, чтобы руки были чистые?

Дети. Вымыть руки.

(Мила начинает вытирать об одежду)

Воспитатель. Разве можно так делать? Что будет с одеждой ?

Дети. Нет! Потому что одежда может испачкаться.

Воспитатель. А что нам поможет вымыть руки?

Дети. Вода, мыло, мочалка.

Воспитатель. Посмотрите, я принесла для Милы мыло. Какое оно?

Дети. Розовое, душистое, гладкое, теплое.

Воспитатель. А для чего нужно мыло?

Дети. Мылом смываем грязь, руки будут приятно пахнуть.

Воспитатель. Правильно, мыло отмывает грязь , уничтожает микробов и неприятные запахи. Мыло, которым моют руки называют туалетным.

Воспитатель. А кто знает стишок – умывалочку?

Ребенок. Водичка, водичка

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

И кусался зубок.

Воспитатель. Мы будем мыть руки Миле, подходите к столу.

( Имя ребенка) держи Милу, а я налью в тазик чистой воды, посмотрите, какая прозрачная вода.

- Что мы будем делать, сначала?

Ребенок. Нужно закатать рукава Миле (закатываем ей рукава)

Воспитатель. Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит.

Воспитатель. А дальше, что делаем?

Девочка с коротким рукавом. Надо намочит руки водой (делает)

Воспитатель. А затем мы, возьмем мочалку, намочим ее и намылим чем? Правильно мылом. И помоем руки Миле.(делает воспитатель)

Воспитатель. Что будем делать дальше?

Ребенок. Смоем чистой водой. (делает)

Воспитатель. Что потом?

Ребенок. Вытрем полотенцем. (делает)

Воспитатель. И опустим рукавчики.

Посмотрите, ребята, а какая стала вода?

Дети. Грязная, мутная.

Воспитатель. Молодцы, ребята, руки у Милы стали читые-пречитые.

А кто прочитает стишок про Милу?

Ребенок. Вот какая Мила

Стала всем на диво.

Полюбила Мила

Душистое мыло.

Воспитатель. Вода не только чисто моет, но и доставляет радость. Вы устали? Давайте отдохнем и взбодримся.

(звучит музыка «Чистая песенка» 1 куп. 1 припев, дети выполняют движения за взрослым)

Воспитатель. Садитесь Мила на стульчик с ребятами.

К нам в детский сад принес почтальон посылку. Давайте узнаем от кого она (открываем посылку, берем письмо)

Дорогие ребята!

Я посылаю вам посылку. В ней находятся интересные предметы. Постарайтесь отгадать для чего они нужны! Желаю удачи! Ваш Мойдодыр!

Воспитатель. Ребята, как вы думаете , справимся с этой задачей?

Дети. Да!

(воспитатель достает из коробки предметы гигиены, просит назвать их, и для чего они нужны)

Расческа, зубная щетка, зеркало, мыло, ножницы, носовой платок, полотенце, мочалка, шампунь.

Воспитатель. Молодцы, все загадки разгадали.

А еще нам Мойдодыр советует:

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

А нечистым

Трубочистам -

Стыд и срам!

Стыд и срам!

И в подарок он нам посылает мыльные пузыри.

Воспитатель . Поиграем?

Игра с мыльными пузырями под песню «Улыбка» 1куплет 1 припев.

Воспитатель. Давайте, попрощаемся с гостями и пойдем в группу, и напоем Милу чаем.

Дорогие ребята!

Я посылаю вам посылку.

В ней находятся интересные предметы. Постарайтесь отгадать, для чего они нужны!

Желаю удачи!

Ваш Мойдодыр!

infourok.ru

« Формирование культурно-гигиенических навыков у детей второй младшей группы»

АНО ДО «Планета детства «Лада»

Д/С № 207 «Эдельвейс»

Г . о. Тольятти

Проект

На тему: « Формирование культурно-гигиенических навыков у детей второй младшей группы»

Составитель: воспитатель Спиридонова Л.Л.

Май- 2016 г.

Актуальность: Отсутствие у детей культурно гигиенических навыков.

Участники проекта: воспитатели , дети, родители.

Цель: Формирование культурно- гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Закрепить представления о правилах личной гигиены, систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур.

2. Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, опрятными.

3. Формировать правила поведения за столом.

4. Укрепить связи между детским садом и семьёй в вопросах формирования у детей К. Г. Н.

Возраст: 3-4 года

Длительность: сентябрь 2016 г. – декабрь 2016г.

План действий.

Подготовительный этап:

Диагностика детей.

Собрать литературу по данной теме.

Составить план работы.

Основной этап:

Приобрести наглядный материал (плакаты, иллюстрации) .

Подготовить материалы для работы с родителями.

Беседы с детьми о правилах культуры гигиены, поведения за столом.

Пополнение развивающей среды группы по формированию у детей К. Г. Н.

Чтение художественной литературы в режимные моменты по теме проекта.

Ситуативные разговоры с детьми, игровые ситуации по соблюдению К. Г. Н.

Разучивание стихов, потешек о культуре гигиенических навыков.

Оформить книжный уголок " Надо, надо умываться, по утрам и вечерам".

Сделать подборку дидактических игр по теме.

Рассматривание сюжетных картин по соблюдению правил поведения за столом.

Составить фотоальбом группы по теме проекта.

Сюжетно ролевые игры по теме проекта.

Заключительный этап:

Презентация по формированию К. Г. Н. у детей младшего дошкольного возраста .

Развлечение "Приключение мыльного пузыря"

Развлечение "В гостях у Мойдодыра"

План взаимодействия с родителями:

Консультации:

• "Как правильно одевать ребёнка на прогулку"

• "Как привить детям культурно гигиенические навыки"

• "Как приучить ребёнка к аккуратности и опрятности"

План работы по формированию К. Г.

Сентябрь.

Ситуативная беседа "Как вести себя за столом" Цель: Формирование столового этикета.

Д/И. "Подбери предметы личной гигиены" Цель: учить детей находить предметы по просьбе воспитателя.

Д/У. " Моем чисто руки и лицо " Цель: Закрепить последовательность умывания.

Чтение К. Чуковский " Мойдодыр"

С/р. игра " В гости кукла к нам пришла"

Цель: учить детей называть столовые предметы, предметы личной гигиены. Активизировать речь детей. Помогать детям налаживать взаимодействие в игре.

И/ситуация "Купание куклы" Цель: учить детей пользоваться индивидуальными предметами личной гигиены.

Разучивание потешки " Водичка - водичка"

Октябрь..

Д/у. "Покажем кукле Кате как мы накрываем на стол" Цель: Учить правильно ставить посуду на стол (последовательность).

Чтение стихов о культуре гигиенических навыков.

Рассматривание картины " Мама купает Катю" Цель: Учить детей правильно называть предметы личной гигиены. Активизировать речь детей.

Экскурсия в среднюю группу. Цель: Наблюдение за правильностью умывания детей средней группы.

Чтение потешки "Водичка -водичка".

Развлечение " Приключение мыльного пузыря". Цель: Доставить радость детям.

Ситуативная беседа " Как правильно вести себя за столом"

И/У. " Накормим куклу Катю". Цель: Закрепить назначение посуды, последовательность действий. Приучать к аккуратности.

Рассматривание сюжетной картины " За обедом".

Беседа с детьми " Кто опрятен , тот приятен". Цель: Закрепить культурно гигиенические навыки, воспитывать желание быть опрятными.

Беседа с детьми " Как вести себя за столом".

Чтение стихотворения М. Дружининой " Кто знает волшебное слово".

Ноябрь.

Чтение сказки " Три медведя". Цель: Закрепить название посуды и правила поведения за столом.

И/У. " Делаем причёску" Цель: учить пользоваться расчёской как индивидуальным предметом. Развивать предпосылки к сюжетно ролевой игре.

Чтение стихотворения К. Чуковского " Мойдодыр"

Разукрашивание капельки. Цель: Закрепить с детьми навыки личной гигиены. Учить раскрашивать рисунки, не вылезая за контур.

Рассматривание и обсуждение семейных фотографий. Цель: Создание комфортных условий при формировании К. Г. Н.

Д/У. " Покажем кукле Кате, как мы накрываем на стол". Цель : Закрепить последовательность действий.

Д/И. " Назови действие" Цель: Определять действия по показу.

Декабрь.

Оформление фото стенда " Будем чистыми и опрятными".

Развлечение " В гостях у Мойдодыра". Цель: Закрепить представления о правилах личной гигиены.

Беседа " Кто опрятен, тот приятен", "Как вести себя за столом". Рассматривание сюжетных картин и семейных фотографий. Наблюдение за умыванием детей средней группы.

Рассматривание сюжетных картин, рассматривание принадлежностей личной гигиены, игры - ситуации, дидактические упражнения.

К. Чуковский " Мойдодыр", чтение потешек о культуре гигиенических навыков.

Дидактические упражнения : " Делаем причёску", " Моем чисто руки и лицо", Сюжетно ролевые игры : " В гости кукла к нам пришла", " Покажем кукле Кате , как мы накрываем на стол". Дидактические игры: " Подбери предметы личной гигиены", " Водичка - водичка"

Самообслуживание, умывание и др.

Ситуативная беседа " Как вести себя за столом"

Прослушивание песенок о культурно - гигиенических навыков

Создание рисунков по теме проекта

Сюжетные комплексы о. р. у.

Дидактические игры, беседы по формированию культурно - гигиенических навыков.

ПРОДУКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

1. Составление картотеки дидактических игр по воспитанию и развитию у младших дошкольников культурно-гигиенических навыков;

2. Картотека художественно-словесного материала по воспитанию и развитию у младших дошкольников культурно-гигиенических навыков;

3. Презентация «Итоги проекта «Чистюлька».

infourok.ru

Картотека стишков по воспитанию культурно-гигиенических навыков в 1 младшей группе

Картотека по воспитанию культурно-гигиенических навыков в первой младшей группе.

Подготовила:

Воспитатель: Кузнецова Любовь Германовна

Ярославль 2017

Карточка № 1

1. Режимный процесс: Питание.

Содержание навыков: Учить детей держать ложку в правой руке.

Методические приемы. Игровая ситуация: «Как мама учила мишку правильно кушать».

2. Режимный процесс: Одевание - раздевание.

Содержание навыков: Учить доставать уличную обувь. Приучать словесно, выражать просьбу о помощи, учить спокойно вести себя в раздевальной комнате.

Методические приемы. Дидактическое упражнение: «Туфельки поссорились-подружились».

3. Режимный процесс: Умывание.

Содержание навыков: Учить брать мыло из мыльницы, с помощью взрослых намыливать руки.

Методические приемы. Дидактическое упражнение «Как мы моем ладошки и отжимаем ручки».

Карточка № 2

1. Режимный процесс: Питание.

Содержание навыков: Учить брать пищу губами.

Методические приемы. Чтение потешки: «Ладушки, ладушки».

2. Режимный процесс: Одевание-Раздевание.

Содержание навыков: Побуждать надевать носки, кофту или свитер, куртку, шапку.

Методические приемы. Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку». Продолжать приучать словесно, выражать просьбу о помощи, учить спокойно вести себя в раздевальной комнате.

3. Режимный процесс: Умывание.

Содержание навыков: Учить детей, тереть ладони друг о друга, класть мыло на место.

Методические приемы. Рассматривание картинок: «Дети моют руки». Беседа по ним.

Карточка №3

1. Режимный процесс: Питание.

Содержание навыков: Продолжать учить держать ложку в правой руке.

Методические приемы. Чтение потешки: «Ладушки, ладушки»

2. Режимный процесс: «Одевание-Раздевание».

Содержание навыков: Учить детей снимать колготки с верхней части туловища. Продолжать приучать словесно, выражать просьбу о помощи, учить спокойно вести себя в раздевальной комнате.

Методические приемы. Чтение потешки: «Наша Маша маленька».

3. Режимный процесс: Умывание

Содержание навыков: Учить детей смывать мыло, знать ме-стонахождение своего полотенца.

Методические приемы. Рассматривание картинок: «Мама моет дочку». Беседа по ним. Чтение потешки: «Гуси лебеди летели».

Карточка №4

1. Режимный процесс: Питание.

Содержание навыков: Продолжать учить детей брать пищу губами, есть с помощью взрослых.

Методические приемы. Игровая ситуация: «Как мама учила мишку правильно кушать».

2. Режимный процесс: «Одевание-Раздевание».

Содержание навыков: Приучать словесно, выражать просьбу о помощи, учить спокойно вести себя в раздевальной комнате. Продолжать приучать словесно, выражать просьбу о помощи, учить спокойно вести себя в раздевальной комнате.

Методические приемы. Дидактическое упражнение «Разденем куклу после прогулки». Чтение потешки З. Александрова «Катя в яслях».

3. Режимный процесс: Умывание

Содержание навыков: Учить детей с помощью взрослого вытирать руки.

Методические приемы. Рассматривание картинок: Дети моют руки». Чтение потешки: «Водичка-водичка…».

Карточка №5

1. Режимный процесс: Питание.

Содержание навыков: «Закреплять умение держать ложку в правой руке.

Методические приемы. Чтение потешки: «Пошел котик на торжок»

2. Режимный процесс: «Одевание-Раздевание».

Содержание навыков: Побуждать детей перед сном снимать платье или рубашку, затем обувь. Продолжать приучать словесно, выражать просьбу о помощи, учить спокойно вести себя в раздевальной комнате.

Методические приемы. Чтение З. Александрова «Мой Мишка», Н. Павлова «Чьи башмачки»

3. Режимный процесс: Умывание

Содержание навыков: Продолжать учить намыливать руки и мыть их прямыми движениями.

Методические приемы. Рассматривание иллюстрации «Дети моют руки» и беседа по ней.

Карточка №6

1. Режимный процесс: Питание.

Содержание навыков: Закреплять умение детей брать пищу губами.

Методические приемы. Чтение потешки: «Идет коза рогатая».

2. Режимный процесс: «Одевание-Раздевание».

Содержание навыков: Учить детей правильно снимать колготки, вешать одежду на стул. Продолжать приучать соблюдать правила поведения в раздевалке.

Методические приемы. Чтение Н. Павлова «Чьи Башмачки»

3. Режимный процесс: Умывание

Содержание навыков: Учить отжимать руки после мытья.

Методические приемы. Дидактическое упражнение «Как мы моем ладошки и отжимаем ручки»

Карточка №7

1. Режимный процесс: Питание.

Содержание навыков: Учить детей откусывать пищу небольшими кусочками.

Методические приемы. Чтение потешек: «Пошел котик на торжок….», «Кисонька - мурлысонька»

2. Режимный процесс: «Одевание-Раздевание».

Содержание навыков: Учить застегивать липучки, упражнять в использовании других видов застежек. Продолжать приучать соблюдать правила поведения в раздевалке.

Методические приемы. Игровая ситуация: «Как петушок разбудил утром детей».

3. Режимный процесс: Умывание

Содержание навыков: Закреплять умение намыливать руки и мыть их прямыми движениями.

Методические приемы. Чтение потешки: «Водичка, водичка…»

Карточка №8

1. Режимный процесс: Питание.

Содержание навыков: Закреплять умение детей жевать коренными, а не передними зубами»

Методические приемы. Чтение потешки З. Александрова», «Вкусная каша».

2. Режимный процесс: «Одевание-Раздевание».

Содержание навыков: Учить надевать обувь, с помощью взрослого застегивать пальто, вешать в шкаф одежду. Продолжать приучать соблюдать правила поведения в раздевалке.

Методические приемы. Дидактическое упражнение: «Уложим куклу спать»

3. Режимный процесс: Умывание

Содержание навыков: Закреплять умение вытирать руки своим полотенцем и вешать его на место

Методические приемы. Дидактическое упражнение: «Покажем мишке, как вытирать руки и лицо полотенцем».

Карточка №9

1. Режимный процесс: Питание.

Содержание навыков: Совершенствовать умение есть самостоятельно, доедая все до конца. Формировать навыки аккуратности.

Методические приемы. Дидактическое упражнение: «Расскажем Винни-Пуху, как правильно вести себя за столом.

2. Режимный процесс: «Одевание-Раздевание».

Содержание навыков: Продолжать учить детей застегивать пуговицы. Учить, вежливо выражать просьбу о помощи.

Методические приемы. Игровая ситуация «Как мы помогли кукле собраться в гости к мишке. Дидактическое упражнение «Поучим зверюшек застегивать пуговицы»

3. Режимный процесс: Умывание

Содержание навыков: Учить детей засучивать рукава перед умыванием. Закреплять умение пользоваться носовым платком.

Методические приемы. Дидактическое упражнение: «Научим мишку (зайку, куклу) правильно умываться»

Карточка №10

1. Режимный процесс: Питание.

Содержание навыков: Совершенствовать умение проглатывать пищу, не оставляя ее за щекой.

Методические приемы. Чтение потешки: «Уж я Танюшке пирог испеку…»

2. Режимный процесс: «Одевание-Раздевание».

Содержание навыков: Учить детей надевать носки, гольфы, начиная с носка. Продолжать учить, вежливо выражать просьбу о помощи.

Методические приемы. Дидактическое упражнение: «Сделаем из носочка гармошку».

3. Режимный процесс: Умывание

Содержание навыков: Учить детей мыть лицо, не разбрызгивая воду. Закреплять умение пользоваться носовым платком.

Методические приемы. Чтение К. Чуковского «Мойдодыр», Е. Благинина «Аленушка».

Карточка №11

1. Режимный процесс: Питание.

Содержание навыков: Продолжать умение самостоятельно доедать все до конца. Учить пользоваться салфеткой

Методические приемы. Дидактическое упражнение «Поможем зверюшкам накрыть стол к обеду»

2. Режимный процесс: «Одевание-Раздевание».

Содержание навыков: При раздевании перед сном побуждать вешать платье или рубашку на спинку стула. Продолжать учить, вежливо выражать просьбу о помощи.

Методические приемы. Дидактическое упражнение: «Покажем мишке, как нужно складывать одежду перед сном»

3. Режимный процесс: Умывание

Содержание навыков: Продолжать учить детей засучивать рукава перед умыванием. Учит детей расчесывать короткие волосы.

Методические приемы. Рассматривание иллюстрации «Дети моют руки» и беседа по ней. Чтение потешек.

Карточка №12

1. Режимный процесс: Питание.

Содержание навыков: Продолжать умение детей проглатывать пищу, не оставляя ее за щекой. Продолжать учить пользоваться салфеткой.

Методические приемы. Игровая ситуация «Как зайка учился кушать» Чтение потешки Е. Благининой «Аленушка».

2. Режимный процесс: «Одевание-Раздевание».

Содержание навыков: При раздевании побуждать детей класть колготки, шорты на сидение. Продолжать учить, вежливо выражать просьбу о помощи.

Методические приемы. Дидактическое упражнение: «Покажем мишке, как нужно складывать одежду перед сном»

3. Режимный процесс: Умывание

Содержание навыков: Учить детей во время умывания не мочить одежду. Закреплять умение пользоваться носовым платком.

Методические приемы. Рассматривание иллюстрации «Дети моют руки» и беседа по ней. Чтение Потешек.

Карточка №13

1. Режимный процесс: Питание.

Содержание навыков: Учить детей правильно держать ложку тремя пальцами.

Методические приемы. Дидактическое упражнение: «Расскажем Хрюше, как надо правильно кушать»

2. Режимный процесс: «Одевание-Раздевание».

Содержание навыков: Закреплять умение правильно одеваться и раздеваться с небольшой помощью взрослых.

Методические приемы. Дидактическое упражнение: «Покажем мишке, как, нужно складывать одежду перед сном.

3. Режимный процесс: Умывание

Содержание навыков: Закреплять умение детей отжимать руки после мытья.

Методические приемы. Дидактическое упражнение «Как мы моем ладошки и отжимаем ручки»

Карточка №14

1. Режимный процесс: Питание.

Содержание навыков: Учить детей съедать бульон первого блюда вместе с заправкой, основное блюдо и гарнир. Продолжать формировать навыки аккуратности.

Методические приемы. Чтение С. Капутикян «Кто скорее допьет, «Маша обедает».

2. Режимный процесс: «Одевание-Раздевание».

Содержание навыков: Закреплять умение детей размещать свои вещи в шкафу, складывать и развешивать одежду на стуле перед сном.

Методические приемы. Дидактическое упражнение: «Научим мишку складывать вещи в раздевальном шкафчике»

3. Режимный процесс: Умывание

Содержание навыков: Закреплять детей во время умывания не мочить одежду.

Методические приемы. Рассматривание картинок: «Девочка чумазая», «Девочка аккуратная».

Карточка №15

1. Режимный процесс: Питание.

Содержание навыков: Учить детей правильно держать ложку тремя пальцами. Продолжать учить пользоваться салфеткой.

Методические приемы. Игровая ситуация «Мишка пригласил в гости зайку и ежика»

2. Режимный процесс: «Одевание-Раздевание».

Содержание навыков: Продолжать учить детей пользоваться разными видами застежек.

Методические приемы. Чтение: И Муравейка «Я сама».

Дидактическое упражнение: «Поучим зверюшек застегивать пуговицы»

3. Режимный процесс: Умывание

Содержание навыков: Закреплять навыки мытья рук и умывания.

Методические приемы. Рассматривание картинок: «Мама моет дочку»

Карточка №16

1. Режимный процесс: Питание.

Содержание навыков: закреплять умение есть аккуратно, совершенствовать навыки культуры еды.

Методические приемы. Чтение: С Капутикян «Кто скорее допьет», «Маша обедает»

2. Режимный процесс: «Одевание-Раздевание».

Содержание навыков: Продолжать закреплять умение правильно одеваться и раздеваться.

Методические приемы. Чтение И. Муравейка «Я сама», Н. Павлова «Чьи башмачки»

3. Режимный процесс: Умывание

Содержание навыков: Продолжать закреплять навыки мытья рук и умывания. Продолжать расчесывать короткие волосы.

Методические приемы. Чтение знакомых потешек («Водичка-водичка…» и т. д.)

infourok.ru