Конспект НОД по формированию кгн у дошкольников. Вторая младшая группа. "Надо, надо умываться". Кгн вторая младшая группа картотека
Картотека культурно - гигиенических навыков (2 младшая группа)
Карточка №1
«Я сам».
Цель: закреплять умение есть аккуратно, брать пищу только ложкой, совершенствовать навыки культуры еды; приучать детей правильно держать ложку, есть и пить пищу не проливая, тщательно прожёвывать.
Приучать вежливо, выражать просьбу о помощи; закреплять умение самостоятельно снимать обувь и одежду и складывать в шкаф.
Карточка №2
«Чистый нос».
Цель: побуждать детей следить за своим внешним видом, своевременно пользоваться носовым платком, воспитывать опрятность, самостоятельность.
Карточка №3
«Мыло душистое».
Цель: побуждать самостоятельно, брать мыло из мыльницы, тереть ладошки, смывать мыло, знать местонахождения своего полотенца.
Карточка №4
«Сухие рукава».
Цель: формировать умение аккуратно мыть руки, закатывать рукава, не проливать воду на пол, насухо вытирать их личным полотенцем; формировать умение мыть руки перед едой, хорошо намыливать руки и тщательно смывать грязь.
Карточка №5
«Любим умываться».
Цель: формировать у детей культурно - гигиенические навыки, способствовать правильному использованию индивидуального полотенца, закреплять умение вешать его на место.
Карточка №6
«Поведение за столом».
Цель: формировать у детей культурно-гигиенические навыки самообслуживания, приучать правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами.
Карточка №7
«Одевание–раздевание».
Цель: закрепить умения расстёгивать и застёгивать застёжки на липучках, упражнять в использовании других видов застёжек, продолжать приучать соблюдать правила поведения в раздевалке, обращаться с просьбой о помощи, употребляя вежливые слова.
Карточка №8
«Мы правильно моем ручки».
Цель: формировать у детей базовые культурно-гигиенические навыки, приучать правильно мыть руки, тщательно вытирать каждый пальчик, вешать полотенце на своё место.
Карточка №9
«Водичка, водичка».
Цель: развивать умение брать мыло из мыльницы, намыливать руки до белой пены, хорошо смывать грязь; воспитывать самостоятельность, умение правильно и тщательно мыть руки.
Карточка №10
«Мы едим».
Цель: воспитывать умение самостоятельно и опрятно есть, спокойно сидеть за столом, соблюдая правильную позу, приучать держать ложку в правой руке.
Карточка №11
«Моем с мылом ладушки».
Цель: помочь детям запомнить последовательность правильного умывания: взять мыло, намочить, намылить руки, размылить до белой пены, смыть грязь и мыло, умыться.
Карточка №12
«Где моё полотенце?».
Цель: побуждать детей самостоятельно находить своё полотенце, тщательно вытирать лицо и руки, вешать на место; развивать ориентировку в пространстве, внимательность.
Карточка №13
«Башмачки по местам».
Цель: формировать у детей навыки самообслуживания, приучать аккуратно, ставить обувь возле кроватки, самостоятельно обуваться после сна.
Карточка №14
«Чистые ручки».
Цель: закреплять умение мыть руки правильно и аккуратно: тщательно намыливать, хорошо смывать мыло; вытирать полотенцем насухо; укреплять здоровье детей , приучать правильно мыть руки, рассказать, почему важно тщательно мыть руки после прогулки, туалета, перед едой.
Карточка №15
«Учусь всё делать сам!».
Цель: продолжать побуждать детей самостоятельно одеваться, обуваться, быть доброжелательными друг к другу, развивать коммуникабельность.
Карточка №16
«Аккуратная причёска».
Цель: приучать детей пользоваться индивидуальной расчёской, контролировать свой внешний вид с помощью зеркала.
Карточка №17
«Штанишки надевайтесь, ножки обувайтесь!»
Цель: побуждать детей самостоятельно одеваться, обуваться, быть доброжелательными друг к другу, развивать коммуникабельность.
Карточка №18
«Стульчик на место».
Цель: приучать детей правильно брать стул и аккуратно ставить его на место; развивать ориентировку в пространстве, координацию движений.
Карточка №19
«Моем, моем ладушки».
Цель: приучать детей , перед тем как мыть руки, засучивать рукава, мыть лицо, не разбрызгивая воду.
Карточка №20
«Башмачки».
Цель: приучать самостоятельно расстёгивать и застёгивать застёжки на липучках, упражнять в использовании других видов застёжек.
Карточка №21
«Я уже большой!».
Цель: закреплять умение правильно сидеть за столом, есть аккуратно, брать пищу только ложкой, пользоваться салфеткой; совершенствовать навыки культуры еды.
Карточка №22
«Чистюли!».
Цель: приучать детей следить за своим внешним видом, аккуратно играть с песком, не брать его руками, своевременно приводить себя в порядок, воспитывать опрятность, самостоятельность.
Карточка №23
«Где мой стульчик?».
Цель: приучать детей находить свой стул, правильно его брать и аккуратно ставить возле стола, знакомить детей с правилами безопасного поведения в группе.
Карточка №24
«Вещи по местам».
Цель: формировать у детей умение доставать одежду из шкафчика и убирать её наместо после раздевания, аккуратно всё складывать; приучать детей словесно выражать просьбу о помощи, воспитывать умение спокойно вести себя в раздевальной комнате.
Карточка №25
«Вот какие мы!».
Цель: приучать детей правильно вести себя за столом, есть аккуратно, не мешать другим детям, не выходить из-за стола без разрешения взрослых.
Карточка №26
«Мы большие».
Цель: приучать детей самостоятельно надевать шорты, обуваться, различать правый и левый башмак; воспитывать навыки самообслуживания.
Карточка №27
«Умываться!»
Цель: во время умывания побуждать детей к правильной последовательности: засучить рукава, намочить руки, взять мыло, намылить ладошки, смыть мыло водой, стряхнуть ладошки.
Карточка №28
«Мы за столом!».
Цель: упражнять детей в умении правильно держать ложку, есть аккуратно, не крошить хлеб на стол; воспитывать культуру поведения за столом.
Карточка №29
«Полотенце пушистое!»
Цель: закреплять умение мыть руки аккуратно, не брызгать на пол и одежду и вытираться полотенцем насухо.
Карточка №30
«Мы не чумазые».
Цель: закреплять умение хорошо намыливать руки мылом, тщательно тереть ладошки и смывать грязь, знать местонахождение своего полотенца.
Карточка №31
«Я учусь одеваться и раздеваться сам!»
Цель: приучать детей самостоятельно убирать одежду в шкаф и доставать из шкафчика, аккуратно всё складывать; словесно выражать просьбу о помощи; спокойно вести себя в раздевальной комнате.
Картотека культурно - гигиенических навыков
(2 младшая группа)
infourok.ru
картотека с целями, проведение занятия
Одно из направлений работы педагога ДОУ с дошкольниками — это развитие культурно-гигиенических навыков. Это ключевая составляющая, с одной стороны, культуры поведения, а с другой, здорового образа жизни малыша. Эта деятельность должна планомерно проводиться с самого начала пребывания ребёнка в детском саду. Особенно важна она во второй младшей группе, ведь многие ребята начинают посещать дошкольное учреждение не с яслей, а именно с трёх лет.
Какие КГН следует развивать в младшем дошкольном звене
Культурно-гигиенические навыки (КГН), прививаемые в дошкольном учреждении — это навыки поддержания чистоты тела, приёма пищи, соблюдения порядка в своём внешнем виде. Дошкольники с самого начала должны усвоить, что от соблюдения простейших правил во многом влияет на их здоровье, опрятность и красоту внешности, культурное взаимодействие с другими людьми.
Конечно, формирование КГН начинается в семье: многие заботливые родители едва ли не с рождения приучают сына или дочь к самостоятельности и аккуратности. Однако и роль воспитателя ДОУ в этом очень велика.
В период своей рабочей деятельности в детском саду я сталкивалась с такими родителями, которые всю ответственность за гигиеническое развитие своего чада перекладывали на сотрудников ДОУ. В частности, некоторые трёхлетние малыши не понимали, что такое горшок, и приходили из дома в памперсах (мама рассчитывала на то, что воспитатель и няня никуда не денутся и всему научат). Были ребята, не понимавшие в младшей группе, как самостоятельно кушать ложкой или пить из кружки (дома родители вместе с бабушками их кормили с ложечки и поили посредством бутылки).
Мудрые и заботливые родители с самых ранних лет приучают своего ребёнка к самостоятельности и самообслуживанию
За время пребывания во второй младшей группе ребята должны хорошо овладеть такими навыками:
- Правильно и быстро умываться, мыть руки: пользоваться мылом, тщательно вытираться полотенцем, а затем вешать его на крючок.
- Уметь расчёсываться.
- Уметь пользоваться индивидуальным носовым платком: доставать его из кармана, разворачивать и обратно сворачивать после использования, аккуратно класть обратно в карман.
- Уметь элементарно вести себя сидя за столом в процессе приёма пищи: правильно пользоваться ложкой (как столовой, так и чайной), вытираться салфеткой, жевать пищу с закрытым ртом, не разговаривать во время еды, не крошить хлеб на стол и на пол.
- Самостоятельно одеваться и расчёсываться в нужной последовательности с минимальной помощью взрослого, аккуратно снимать одежду, вешать её на стульчик или в шкафчик, выворачивать вещи на лицевую сторону, замечать неполадки в своём внешнем виде (грязь, отсутствие пуговицы на одежде и пр.) и обращаться к взрослому за помощью.
К концу учебного года воспитанники младшей группы должны овладеть рядом навыков, например, самостоятельно умывать лицо и мыть руки
Методы и приёмы обучения, актуальные для работы в младшем дошкольном звене
Для успешного становления КГН у дошкольников необходимо задействовать массу педагогических приёмов. Делать это нужно с обязательным учётом возраста воспитанников. Так при работе с малышами четвёртого года жизни самыми актуальными будут следующие приёмы.
Показ с подробным объяснением
Каждое действие воспитатель обязательно показывает. При этом оно разделяется на отдельные операции: выделяются наиболее важные и вспомогательные. Например, в процессе мытья рук самым важным будет процесс намыливание и смывание моющего средства. Всё остальное — уже дополнительные манипуляции: взять мыло из мыльницы, положить его обратно, снять полотенце, тщательно вытереть руки, затем повесить его на крючок.
Каждое действие педагог показывает и подробно объясняет
Не нужно часто использовать запреты, например, «Нельзя брызгать водой!», «Нельзя кидать одежду на стул!». Ведь многим младшим дошкольникам свойственно упрямство и своеволие (проявления пресловутого кризиса трёх лет). У ребёнка может сложиться понятие, что взрослый препятствует его интересным действиям. А действовать детям просто необходимо: задача воспитателя — только переключить ненужные манипуляции на полезные.
Упражнение и контроль
Чтобы у малышей младшей группы сформировался устойчивый культурно-гигиенический навык, определённые действия должны повторяться многократно. Ведь это те же привычки, и они должны стать очень прочными.
В этом плане крайне важно соблюдать единство требований всех сотрудников, работающих в группе. Ведь когда в разные смены к детям приходят два воспитателя, нередко они ведут себя по-разному. Например, один педагог приучает малышей обязательно вытирать ротик салфеткой после приёма пищи, а другой не уделяет этому особого внимания. Естественно, в таком случае навык будет формироваться гораздо медленнее.
На начальном этапе создания навыков важен контроль. Педагог должен проверять, как каждый воспитанник выполняет определённое действие, равно как и всё задание целиком.
Личный пример взрослого
Дошкольники, особенно младшего звена, весьма наблюдательны, всегда стремятся подражать взрослым. Вот почему воспитатель (а также его помощник) всегда должен быть образцом для детей: в поведении, манере разговаривать, одежде и пр. Его пример может быть и прямым («Повторяй за мной»), и косвенным (используются разные способы для привлечения детского внимания). Так, во время приёма пищи педагог демонстрирует красоту этикета, сидит с ровной спиной, не обсуждает свои проблемы с помощником.
Вообще, совместный приём пищи всегда способствует сближению, возникновению тесных взаимоотношений. Малыши воспринимают педагога как часть родственного коллектива, доверяют ему, следуют его замечаниям.
Аналогично после возвращения с прогулки воспитатель аккуратно снимает верхнюю одежду и обувь, стараясь, чтобы дети непременно это заметили. Можно прямо акцентировать внимание малышей.
Обязательная похвала
Обязательно нужно поощрять дошкольников, которые хорошо справились с заданием. Например, «Какой же у нас Ваня умница! Не брызгался водой, а вымыл ручки аккуратно, быстро. И мыло положил на своё место». Другой пример: «Как же красиво и аккуратно Катя повесила свою курточку в шкафчик! Я надеюсь, что и остальные наши ребята смогут так же сделать». Подобное ободрение поступка ребёнка вызовет у остальных малышей желание поступать подобным образом, ведь им тоже хочется, чтобы их хвалили. При этом педагог должен показывать свою искреннюю заинтересованность, уверенность в возможностях детей.
Сопровождение гигиенических процедур художественным словом
Все гигиенические манипуляции малышей желательно поддерживать художественным словом. Очень хорошо использовать фольклор. Например, в процессе расчёсывания уместно рассказывать потешки: «Расти коса до пояса», «Петушок, петушок, подари мне гребешок», «Нету краше нашей Глаши» и пр. Во время умывания это будут потешки «Водичка, водичка…» или «Ай, лады, лады, лады…». Также следует активно использовать загадки: про банные принадлежности, одежду и пр.
Наглядность
При работе с маленькими дошкольниками наглядность (тематические картинки, плакаты и пр.) имеет крайне важное значение, поскольку абстрактное мышление у них ещё не развито — оно наглядно-образное. Картинки будут постоянно напоминать им о важных вещах. Причём они должны висеть на видном месте, всё время быть перед глазами ребят.
Фотогалерея: плакаты гигиенического содержания для маленьких дошколят
Плакат-алгоритм всегда должен быть перед глазами малышей Алгоритм научит детей последовательности действий при чистке зубов и мытье ног На плакате малыши смогут увидеть как знакомые предметы, так и ищё неизвестные для них Яркие картинки с изображением таких же детей точно привлекут внимание дошкольниковВажное значение имеет и эстетическое оформление зоны для умывания. Видя перед собой красивых и любимых персонажей, детям захочется проводить в этом месте больше времени.
Привлечь интерес к мытью рук и умыванию помогут тематические картинки (рыбки, русалочка и пр.)
К средствам наглядности относится просмотр видеороликов и мультфильмов на соответствующую тему, например, «Мойдодыр», «Винни-Пух идёт в гости», «Муха-Цокотуха» и пр.
Видео: Винни-Пух идёт в гости (мультфильм, 1971 год)
https://youtube.com/watch?v=SxrucMs12KYVideo can’t be loaded: Винни Пух идет в гости | Советский мультик для детей (https://youtube.com/watch?v=SxrucMs12KY)Видео: Мойдодыр (мультфильм по сказке К. Чуковского, 1954 год)
Видео: Зачем нужно умываться (мультфильм для малышей про трёх поросят)
Моделирование игровых ситуаций
Специальные игры и упражнения — очень эффективное средство привития КГН в работе с малышами. Они помогают педагогу завуалировать свою «поучающую» позицию и в то же время позволяют без усилий привлечь внимание детей, активно на них воздействовать.
Игровые ситуации могут быть примерно следующими:
- Умение вести себя во время приёма пищи: «Расскажем Зайчику, как следует правильно кушать», «Поможем куклам накрыть столик к обеду», «День рождения у куклы Наташи», «Чаепитие со зверюшками».
- Навыки умывания, мытья рук: «Научим Зайчика умываться», «Мыльные перчатки».
- Навыки одевания и раздевания: «Соберём куколку на прогулку», «Поможем кукле Даше собраться в гости к Мише», «Сандалики поссорились, а потом подружились», «Покажем Зайчику, как нужно складывать одежду перед сном», «Найди пару носочку, а потом сложи их».
Культурно-гигиенические незаметно закрепляются в процессе игровых ситуаций
Становление навыков одевания и раздевания неотделимо от совершенствования мелкой моторики пальцев рук (чтобы ребёнок мог справляться с пуговичками, шнурками, молнией). В этом плане незаменимы пособия типа «Застегни пуговички на рубашке», тренажёры-шнуровки, различные мозаики, манипуляции со счётными палочками. Самое простое — дать малышу разноцветные пуговицы и попросить рассортировать их по баночкам соответствующего цвета. Как вариант это может быть крупа разных сортов.
Манипуляции с мелкими предметами хорошо развивают мелкую моторику рук
При формировании КГН активно стоит использовать пальчиковую гимнастику. Она также хорошо тренирует мелкую моторику пальцев. В качестве примера воспитатель может обратить внимание на такие подходящие по теме варианты:
Таблица: варианты пальчиковой гимнастики
Развивающая среда
При обучении малышей 3–4 лет культурно-гигиеническим навыкам большое значение имеет развивающая среда. В поле зрения ребят всё время должны быть соответствующие игрушки, пособия: набор «Парикмахерская», игрушечные банные принадлежности, большой комплект посуды, куклы с различной одеждой, которую легко одевать и снимать (включая бумажных).
Предметно-развивающая среда должна обязательно включать игрушки и предметы для закрепления культурно-гигиенических навыков
Индивидуальная работа
Во второй младшей группе очень большое внимание необходимо уделять индивидуальной работе, ведь в этом возрасте малыши ещё очень отличаются друг от друга по развитию. Одни схватывают всё быстро (особенно девочки), другие же выполняют задание медленно из-за особенностей темперамента. Кто-то пришёл в детский сад совсем недавно, кто-то посещает его редко, потому что часто болеет. Поэтому некоторым детям педагог должен дополнительно уделять внимание, ещё раз многократно повторить каждое действие для формирования определённого навыка.
Взаимодействие с семьёй
Обязательное условие для плодотворного культурно-гигиенического воспитания — контакт педагога с семьёй. Родителям нужно всё время закреплять дома навыки, первоначально усвоенные в детском саду. Например, если воспитатель учит детей самостоятельно мыть руки, то мама также должна побуждать сына или дочь к самостоятельности, а не делать всё сама.
Родители обязателньо должны закреплять дома с детьми полученные в детском саду навыки
В отношении КГН можно выделить следующие формы работы педагога с семьёй:
- Анкетирование: например, «Насколько мой ребёнок самостоятельный».
- Тематические родительские собрания.
- Папки-передвижки, консультации и памятки: «Как научить сына или дочь правильно вести себя за столом», «Застольный этикет для самых маленьких», «Бережно относимся к одежде».
- Индивидуальные консультации.
Виды занятий по развитию КГН
Культурно-гигиенические навыки необходимо отрабатывать не только в ходе режимных моментов, в процессе игровых ситуаций, но также во время непосредственно образовательной деятельности. В основном это занятия по познанию окружающего мира. Тема их может звучать, как «Этикет за столом», «Зачем нужно умываться», «Бережное отношение к одежде», «Посуда».
Также закреплению КГН помогают занятия по развитию речи, чтению художественной литературы. Так очень полезно и эффективно рассматривание тематических картинок, беседа по ним, например, «Мама моет дочку» либо «Дошкольники моют руки». Художественная же литература — это вообще замечательное средство воспитания дошкольников. Ведь она очень близка к жизненному опыту малышей: повествует о поступках персонажей, которые ребёнок самостоятельно много раз совершал. Кроме того, в коротком произведении создаётся конкретная ситуация. И это приближает её к детскому мышлению, носящему наглядно-образный характер. У дошкольника возникает яркий эмоциональный отклик на содержание, например, стихотворения. В итоге возникает обобщение — отрыв от конкретной ситуации.
Занятие для младших дошкольников можно выстроить вокруг следующих произведений:
- Культура поведения за столом: русская народная сказка «Лиса и журавль», стихотворения «Вкусное каша» З. Александровой, «Кто скорее допьёт», «Маша обедает» С. Капутикян, «Обедать» Е. Благининой, «Маша и каша» Э. Мошковской.
- Навыки одевания, раздевания: сказка Н. Павловой «Чьи башмачки», С. Прокофьевой «Сказка про башмачки», стихотворения И. Муравейка «Я сама», З. Алксандровой «Мой Мишка».
- Навыки умывания, мытья рук: сказка К. Чуковского «Мойдодыр», стихотворения А. Барто «Девочка чумазая», С. Капутикян «Хлюп-хлюп», Г. Лагздынь «Аккуратные зайчата, потешка «Водичка, водичка…».
КГН можно также связывать с продуктивной деятельностью. Например, предложить дошкольникам занятие «Раскрась блюдце и чашку» (готовые шаблоны), «Мыло» (самостоятельное рисование и раскрашивание).
Варианты мотивирующего начала занятия по формированию КГН
Поскольку внимание малышей четвёртого года жизни ещё очень неустойчиво при проведении занятия важно создать у них мотивацию, заинтересовать предстоящей деятельностью. Наилучший вариант при этом — задействовать любимые игрушки или известных ребятам сказочных персонажей.
Например, в группу стучится почтальон (кто-то из взрослых) и приносит посылку. В ней оказывается письмо от Мойдодыра (дошкольники уже знают про него сказку). Герой сообщает малышам, что вчера во время прогулки он встретил мальчика. Она рассказал, что у них в детском саду есть кукла Маша, у которой всё личико и ручки грязные. Мойдодыр хочет, чтобы дети продемонстрировали ей, как следует умываться.
Таким образом, малыши смогут выступить в роли «учителей», что им всегда очень нравится, ведь так они чувствуют себя взрослыми и значимыми.
Мотивировать малышей можно с использованием игрушки
Другой пример такого «поучения». В гости к дошкольникам приходит Винни-пух (игрушка) Он сообщает, что долго добирался, устал и хочет подкрепиться мёдом, который принёс с собой. Медвежонок начинает есть мёд руками, перемазав всю мордочку. Задача детей — объяснить персонажу, что он поступает неправильно и научить, как нужно правильно принимать пищу.
Другой вариант мотивации — подарок. Это также можно представить в виде посылки. На этот раз её присылает какой-нибудь зверёк из леса, например, зайчик Стёпа. В коробке оказывается несколько интересных предметов: мыло, полотенце, расчёска и пр. Воспитатель рассматривает их вместе с ребятами, беседует о назначении каждой вещи, просит подобрать эпитеты (полотенце мягкое, пушистое, впитывает жидкость, мыло же ароматное, гладкое).
Всегда хорошо работает мотив подарка-сюрприза, например, коробки, в которой оказываются гигиенические принадлежности
Таблица: фрагменты занятий по формированию КГН в младшей группе
Планирование КГН во второй младшей группе: темы, задачи и формы работы
Перед началом учебного года воспитатель обязательно планирует заранее деятельность по формированию у дошкольников КГН. В качестве примера можно рассмотреть перспективное планирование для второй младшей группы воспитателя Е. Ю. Мосиенко (МКДОУ № 16, г. Новосибирск).
Таблица: фрагмент перспективного плана формирования КГН в младшей группе воспитателя Е. Ю. Мосиенко
С полной версией перспективного плана можно ознакомиться по ссылке http://detstvogid.ru/formirovanie-kulturno-gigienicheskih-navyikov-mladshih-doshkolnikov/.html
Как составить проект по КГН в младшей группе
Формирование КГН — интересная и многограная тема для проектной деятельности. Как пример можно рассмотреть проект воспитателя Зеленковой Д. Ю. «Формирование культурно-гигиенических навыков приёма пищи у детей».
Проект краткосрочный (рассчитан на два месяца).
Таблица: фрагмент планирования и организации деятельности в рамках проекта Д. Ю. Зеленковой «Формирование культурно-гигиенических навыков приёма пищи у детей»
С полной версией планирования проектной деятельности можно ознакомиться по ссылке https://zelenkova-ppds44.edumsko.ru/articles/proekt_vo_vtoroj_mladshej_gruppe_na_temu_formirovanie_kul_turno-gigienicheskih_navykov_priema_piwi_u_detej
Культурно-гигиенические навыки — важнейшее условие гармоничного развития дошкольника. Чем раньше они сформируются у ребёнка, тем лучше для становления его личности. Работая с ребятами в данном направлении, воспитатель второй младшей группы должен проявить максимум терпения и чуткости, подключить всю свою фантазию, использовать больше игровых приёмов. И тогда соблюдение несложных правил войдёт у ребят в привычку, а пребывание в детском саду станет более комфортным.
Высшее филологическое образование. Опыт работы корректором, редактором, ведения сайта, имеется педагогический стаж (первая категория). Оцените статью: Поделитесь с друзьями!melkie.net
Перспективный план работы по формированию КГН у детей второй младшей группы
Перспективный план работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей второй младшей группы
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши;
насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место;
пользоваться расческой и носовым платком
умение правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;
не крошить хлеб,
пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
следить за своим внешним видом;
пользоваться с помощью индивидуальной метки своим полотенцем, шкафчиком, кроватью;
обращаться за помощью ко взрослым.
Формы работы
Задачи
Игровые ситуации:
«Кукла Катя за столом»
«Мы правильно моем руки».
«Домик для расчески»
Ситуативная беседа:
«Хлеб печется из муки, что дают нам колоски»
Чтение художественной литературы:
Я. Аким «Где живет вода?», потешка «Кто из нас хороший?»
стихотворение «Для чего нужна расческа»
Продолжать учить детей:
есть аккуратно, правильно пользоваться салфеткой
правильно мыть руки, тщательно вытирать каждый пальчик
класть расческу в пакетик и на свое место в шкафу
Продолжать учить правильно есть хлеб, воспитывать бережное отношение к нему
Обратить внимание детей на систематическое выполнение к.г.н., используя пример героев литературных произведений
ОКТЯБРЬ
Дидактическое упражнение
«Найди свою метку»
Игровые ситуации:
«Почему у Сашки мокрая рубашка»
«Хрюша в гостях у Степашки»
Способствовать запоминанию ребенком местонахождение:
своего полотенца
места за столом
своего шкафа
своей кровати
Сконцентрировать внимание детей на том, что перед мытьем рук следует закатывать рукава;
побуждать обращаться за помощью к взрослому; приучать правильно и тщательно мыть руки
Отрабатывать элементарные навыки поведения (правильно пользоваться столовой ложкой, салфеткой, не крошить хлеб)
НОЯБРЬ
Ситуативная беседа:
«Подтяни свои штанишки»
Игровая ситуация «Школа «Мойдодыра»:
Урок 1. «Как и когда мы пользуемся салфеткой»,
Урок 2. «Когда надо мыть руки»
Дидактическая игра:
«Вымоем кукле руки»
Сформировать у детей:
потребность мыть руки после прогулки, после туалета, перед едой
Осуществлять контроль правильного и последовательного мытья рук
ДЕКАБРЬ
Дидактические упражнения:
«Кукла Таня простудилась».
«Доброе утро, расчёска!»
Чтение художественной литературы:
К.И. Чуковского «Мойдодыр», А.Барто «Девочка чумазая»
Проблемные ситуации:
«Почему у куклы Кати грязное полотенце?»
«Почему поросенка Хрюшу не приглашают за стол»
Отрабатывать навыки:
Поддерживать стремление следить за своим внешним видом на примере литературных героев, воспитывать опрятность
Подвести детей к самостоятельному умозаключению:
ЯНВАРЬ
Ситуативные беседы:
«Чистота и опрятность»
«Путешествие в страну личных вещей»
Чтение и обсуждение художественной литературы:
B . Бардадым «Вот как Галю одевали»
Г. Лагздынь «Одевали малыша»
Игровые ситуации:
«Хрюша завтракает»
«У нас в гостях вилка и ложка»
Мультзал:
«Как Коксик и Шуня учились правилам поведения за столом»
https://www.youtube.com/watch?v=gk8HqNHJISs
Поддерживать у детей стремление:
Сформировать навыки опрятности в процессе одевания на примере героев литературных произведений
Сформировать у детей умение:
правильно есть хлеб (не крошить, не играть, не класть в тарелку)
правильно пользоваться столовыми приборами
Показать детям значимость владения навыками опрятной еды и культуры поведения за столом на примере героев мультфильма
ФЕВРАЛЬ
Игровые ситуации:
«За что нам зубки скажут спасибо»
«Мыло – это хорошо или плохо» (ТРИЗ)
Рассматривание илююстраций:
«Такие нужные предметы»
Чтение художественной литературы
Н.Мигунова «Почему надо чистить зубы»
Мультзал:
«Королева зубная щетка»
https://www.youtube.com/watch?v=nT-Z5lmhBo4
«Доктор кролик. Как чистить зубы»
https://www.youtube.com/watch?v=uEIqllHz5kY
Сформировать у детей потребность:
Стимулировать детей к систематическому использованию предметов личной гигиены зубной щетки и зубной пасты
Поощрять стремление следить за своим внешним видом, используя пример героев мультипликационных фильмов и литературных произведений
МАРТ
Дидактические упражнения:
«Поможем зверюшкам застегнуть пуговицы».
«Доброе утро, расчёска!»
Проблемные ситуации:
«Правильно ли кукла оделась на прогулку?»
«Хлебушек не кроши, хлебную крошку береги!»
Отрабатывать навыки застегивания пуговиц.
Сформировать навыки ежедневного пользования расчёской и ухода за ней (хранить в пакете на верхней полочке)
Подвести детей к пониманию того, что необходимо:
самостоятельно замечать недостатки в своем внешнем виде, пользоваться для этого зеркалом
есть аккуратно, не крошить хлеб на пол
АПРЕЛЬ
Ситуативные беседы:
«В гости к Мойдодыру»
«Мои друзья: платочек и расческа»
Продуктивная деятельность:
Плакат «А не чистым трубочистам – стыд и срам»
Мультзал:
Просмотр и обсуждене мультфильма
«Три котенка: чем и что нам надо есть» https://www.youtube.com/results?
Игровые ситуации:
«Покажем Лунтику, как пользоваться мылом»
«Приглашаем в гости кукол»
Поддерживать у детей стремление:
Закрепить у детей:
знания об основных средствах личной гигиены (мало, мочалка, зубная щетка и зубная паста, полотенце и т.д.)
Упражнять детей в умении правильно:
МАЙ
Ситуативные беседы:
«Кто опрятен, тот приятен»
«Если друг попросил платочек твой вдруг»
Практическое занятие:
«Моем расческу»»
Игра-этюд по стиховорению:
«Митя и рубашка» Э.Мошковской
Просмотр презентации:
«Чайная ложка»
Поддерживать у детей стремление:
Отрабатывать с детьми:
ПРИЛОЖЕНИЕ. Художественное слово
Девочка чумазая- Ах ты, девочка чумазая,
где ты руки так измазала?
Чёрные ладошки;
на локтях - дорожки.
- Я на солнышке
лежала,
руки кверху
держала.
ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.
- Ах ты, девочка чумазая,
где ты носик так измазала?
Кончик носа чёрный,
будто закопчённый.
- Я на солнышке
лежала,
нос кверху
держала.
ВОТ ОН И ЗАГОРЕЛ.
- Ах ты, девочка чумазая,
ноги в полосы
измазала,
не девочка,
а зебра,
ноги-
как у негра.
- Я на солнышке
лежала,
пятки кверху
держала.
ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.
- Ой ли, так ли?
Так ли дело было?
Отмоем всё до капли.
Ну-ка, дайте мыло.
МЫ ЕЁ ОТОТРЁМ.
Громко девочка кричала,
как увидела мочалу,
цапалась, как кошка:
- Не трогайте
ладошки!
Они не будут белые:
они же загорелые.
А ЛАДОШКИ-ТО ОТМЫЛИСЬ.
Оттирали губкой нос -
разобиделась до слёз:
- Ой, мой бедный
носик!
Он мыла
не выносит!
Он не будет белый:
он же загорелый.
А НОС ТОЖЕ ОТМЫЛСЯ.
Отмывали полосы -
кричала громким голосом:
- Ой, боюсь щекотки!
Уберите щётки!
Не будут пятки белые,
они же загорелые.
А ПЯТКИ ТОЖЕ ОТМЫЛИСЬ.
- Вот теперь ты белая,
Ничуть не загорелая.
ЭТО БЫЛА ГРЯЗЬ.
А.Барто
Расческа
Я волшебная расческа,Я дружу с любой прической,Все мне, братцы, по плечу,Я украсить вас хочу.Если волосы опрятны,Всем вокруг вы так приятны,Все любуются на вас,Отвести не могут глаз.
И. Хоменко
Потешка
Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?Ванечка - хороший, Ванечка - пригожий!Ай, лады, лады, не боимся мы воды,Чисто умываемся, Маше улыбаемся.Водичка, водичка, умой моё личико,Чтобы глазоньки блестели, чтобы щёчки краснели,Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.
Одеваем малыша
Одеваем малыша
Одеваем ревушку:
Шапку - на головушку,
Валенки - на ножки,
А на них - калошки!
Ты постой, не реви,
А шубейку натяни.
Г. Лагздынь
Это Митина рубашка.На, рубашка, простоквашку!Съела маслица она.
Съела кашку из пшена
И подливку из барашка… (Выразительные движения: ребенок рассматривает свои грязные руки, вытирает их о свою одежду.) Ты сыта, моя рубашка?
Э.Мошковская
Где живет вода
Сын, умываясь,
Подумал: «Куда
Так быстро бежит
Из-под крана вода?»
Подумал
И маму спросил потом:
— Мама, а где у водички дом?
— Речкой, сынок,
Этот дом зовут.
Струйки и капли
В речке живут.
Утром взбегают они
По трубе,
Чтобы помочь
Умыться тебе.
Ворчат они: «Скоро ли
Дети проснутся?» —
Каплям не терпится
Я. Аким
Почему надо чистить зубы
Жил в лесу зайчишка серый,Он веселым, шустрым был,Но представьте, зайчик этотЧистить зубы не любил! «Для чего мне ваша паста?Щетка тоже не нужна.Я и так сгрызу морковку,Если сладкая она». Съест листочек у капустыДа отправиться гулять...Как-то раз, придя с прогулки,Захотел зайчонок спать. Лег, уснул и сон увидел...Страшный кариес пришел:«Наконец, ты мне попался,Наконец, тебя нашел!» А за ним микробов ряд.«Здравствуй, зайка, - говорят. -И для нас всех щетка - враг.От тебя мы ни на шаг.
Дружим с теми, кто не чиститЗубки щёткой по утрам.Мы их хвалим, уважаем,Говорим: «Спасибо вам!» Зубки белые не любим.Быстро их тебе исправим.И по дырке, чтоб болела,На зубах твоих оставим!» Тут проснулся зайчик: «Мама,Ой, что видел я во сне!Злющий кариес, микробы,Приходили вдруг ко мне. Поскорее дай мне щетку,Пасту или порошок!»Успокойся, зайка милый,Успокойся, малышок! Если будешь чистить зубкиВечерком и по утрам,То противные микробыНе страшны твоим зубам!»
Наталья Мигунова
.
infourok.ru
Картотека кгн во 2 младшей группе
дошкольном возрасте.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» села Тербуны Тербунского муниципального района Липецкой области Формирование культурногигиенических навыков в младшем
ПодробнееКАК НАУЧИТЬ И РАЗДЕВАТЬСЯ
РОДИТЕЛЯМ «ДЕТЯМ Л Л*» РАСТЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМИ»» V КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА.^ 1^ ОДЕВАТЬСЯ 9**^^^ И РАЗДЕВАТЬСЯ Весёлые занятия с Плюшиком воспитание Забавные и ООО «Издательство.Учитель» [Ведьмы стрбой большие"!!
ПодробнееПлан оздоровительных мероприятий на г.
План оздоровительных мероприятий на 2014-2015г. Месяц Закаливающие мероприятия Оздоровительные мероприятия Сентябрь Октябрь Ноябрь продолжительность ы доводится до 20-25 продолжительность с 7, с 14-15
ПодробнееМЫ ДРУЖИМ С МОЙДОДЫРОМ
МЫ ДРУЖИМ С МОЙДОДЫРОМ Подготовили воспитатели: Савченко Н.А. Сысоева Т.Ф. МБДОУ ВМР «КУВШИНОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД» ЦЕЛЬ: ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО- ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ПодробнееКОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Формирование навыков самообслуживания и социально бытовой ориентации для детей ДЦП. Дети с церебральным параличом испытывают особые трудности при овладении навыками самообслуживания
ПодробнееИгра «Водичка, водичка!»
Игра «Водичка, водичка!» Цель: формировать интерес к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания. Оборудование: две куклы. Ход игры: взрослый показывает детям двух кукол и говорит, что куклы
ПодробнееКак научить ребёнка мыть руки ^"о^
Как научить ребёнка мыть руки ^"о^ РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ Процедура мытья рук в жизни ребёнка должна стать необходимой привычкой, которая повторяется ежедневно несколько раз и выглядит так же естественно,
ПодробнееУЧИМ РЕБЁНКА ОДЕВАТЬСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО
УЧИМ РЕБЁНКА ОДЕВАТЬСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО С 1 года до 3 лет. ПЕРВОЕ: Что может ребёнок сделать сам? После года малыш может при одевании: подать маме нужную вещь, подать ручку при одевании куртки или кофточки,
ПодробнееПояснительная записка
Пояснительная записка Данная программа направлена на реализацию образовательного компонента «Самообслуживание» (образовательная область «Трудовое обучение») и предназначена для обучающихся 1 класса, занимающихся
ПодробнееПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Данная программа направлена на реализацию образовательного компонента «Самообслуживание» (образовательная область «Трудовое обучение») и предназначена для обучающихся 2 класса, занимающихся
Подробнее«Возрастные особенности детей 3-4 лет»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Родничок» с. Быков Родительское собрание во второй младшей группе Тема: «Возрастные особенности детей 3-4 лет» Выполнила: Воспитатель
ПодробнееСпецифика организации режимных моментов
Специфика организации режимных моментов в группах детей раннего возраста. Физиологические и педагогические основы режима дня. Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве. Поэтому для воспитания
ПодробнееМДОУ 20 «Кузнечик» ЯМР
МДОУ 20 «Кузнечик» ЯМР Тема: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам» Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающей действительностью во второй младшей группе. Подготовила:
ПодробнееПамятка для родителей
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка - детский сад 15 «БЕРЁЗКА» посёлка городского типа Ильского муниципального образования Северский район Памятка для родителей
ПодробнееПервый раз в детский сад
Первый раз в детский сад Уважаемые родители малышей! В жизни вашей семьи наступает новый этап вы собираетесь в детский сад. Мы не оговорились, именно ВЫ. Потому что, в первую очередь, от готовности взрослых
ПодробнееПамятка о правилах посещения ДОУ
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад 488 комбинированного вида Памятка о правилах посещения ДОУ Уважаемые родители! Детский сад работает 5 дней
ПодробнееВпервые в детский сад!
Впервые в детский сад! Уважаемые родители! В жизни вашей семьи наступает новый этап вы собираетесь в детский сад. Мы не оговорились, именно ВЫ. Потому что, в первую очередь, от готовности взрослых зависит
ПодробнееИгра «Уложим мишку спать»
Игра «Уложим мишку спать» Цель: познакомить ребенка с предметно-игровыми действиями с мишкой, функциональным назначением кровати, формировать подражательные действия. Оборудование: мягкая игрушка-мишка,
ПодробнееКонсультация для родителей
Консультация для родителей «Использование стишков и дидактических игр в воспитании культурно-гигиенических навыков детей младшей группы» Выполнила: Щеглова Е.И. Воспитатель МБДОУ «Детский сад «Берёзка»
ПодробнееРАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОЙ ТРУД И ПРИВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ 4 КЛАСС (наименование учебного предмера) По адаптированной образовательной программе начальное общее (уровень
ПодробнееКультура питания в детском саду
Культура питания в детском саду Культура питания в детском саду наука, необходимая в современной жизни. Фаст-фуд, который выглядит привлекательно в условиях вечной нехватки времени, так и норовит вытеснить
ПодробнееВоспитатели Сычева И.Н.
Воспитатели Сычева И.Н. На кого я похож Цель: развитие умения посмотреть на себя со стороны, сравнивать человека с другими животными организмами, находить сходства и отличия, способствовать развитию воображения.
Подробнееdocplayer.ru
Конспект НОД по формированию кгн у дошкольников. Вторая младшая группа. "Надо, надо умываться"
Муниципальное Бюджетное
Дошкольное Образовательное Учреждение
Детский сад №7 (комбинированного вида)
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по формированию культурно-гигиенических навыков у дошкольников
Вторая младшая группа
Воспитатель. Савина С.А.
г. Мценск 2012 г.
Тема: «Надо, надо умываться»
Цель: формирование культурно-гигиенических навыов у детей младшего возраста.
Обучающие задачи: закрепить знания детей о предметах гигиены, уточнить представления детей о мыле, что вода очищает, закрепить навык мытья рук через практику и экспериментирование.
Развивающие задачи: развивать наблюдательность, память, речь детей, учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным.
Воспитательные задачи: воспитывать умение слушать друг друга, общаться; вызывать радость от совместной деятельности.
Образовательные области: «Здоровье», «Коммуникация», «Чтение», «Познание», «Социализация», «Музыка», «Труд».
Материал: кукла (девочка) с измазанными руками, предметы гигиены, тазик и кувшин с водой, конверт, диск с детскими песнями.
Предварительная работа: Чтение произведений К.И. Чуковского «Мойдодыр», ежедневно обращать внимание детей на то, что необходимо мыть руки, умываться, заучивание стихотворений.
Ход организованной образовательной деятельности.
(под песню «Улыбка» 1 к. дети входят в зал)
Воспитатель. Посмотрите, дети, к нам пришли гости давайте скажем им: Доброе утро!
Дети здороваются.
Воспитатель. Возьмемся за руки, посмотрим, друг на друга и улыбнемся. (педагог читает стихотворение)
- Почему, встречаясь утром,
Говорим мы: «С добрым утром» ?
(дети стоят в кругу взявшись за руки)
Потому что утром – солнце,
Темной ночи больше нет,
(поднимаем руки вверх)
И свободно в окна льется
Добрый-добрый
Мирный свет.
(раскрыть ладошки)
С добрым утром, люди,
Взрослые и дети!
(опускаем руки)
Радостно и дружно
Будем жить на свете!
(обнимаемся)
(дети садятся на стульчики)
Стук в дверь. Приходит кукла с грязными руками.
Воспитатель. Посмотрите, ребята, к нам в гости пришла девочка (кукла шепчет воспитателю) Её зовут Мила.
Кукла Мила: Здравствуйте, детки. (она пытается поздороваться с каждым ребенком, но дети не хотят)
Воспитатель. (спрашивает) А почему ты (имя ребенка) не взял за руку Милу?
Ответы детей: У нее грязные руки. Она может меня испачкать
Воспитатель. А у вас чистые руки, покажите нам.
(воспитатель вместе с куклой смотрит на руки)
Воспитатель. Посмотри, Мила, какие чистые руки у ребят. А у тебя неопрятные чумазые, грязные, черные.
Воспитатель. Ах, ты девочка чумазая
Где, ты руки так измазала
Черные ладошки, на руках дорожки.
Кукла Мила. Я на солнышке лежала
Руки кверху держала
Вот они и загорели.
Воспитатель. Скажите, ребята, разве они загорелые?
Ответы детей. Нет!
Воспитатель. А какие они (имя ребенка)?
Ребенок. Грязные, немытые.
Воспитатель. А что надо сделать, чтобы руки были чистые?
Дети. Вымыть руки.
(Мила начинает вытирать об одежду)
Воспитатель. Разве можно так делать? Что будет с одеждой ?
Дети. Нет! Потому что одежда может испачкаться.
Воспитатель. А что нам поможет вымыть руки?
Дети. Вода, мыло, мочалка.
Воспитатель. Посмотрите, я принесла для Милы мыло. Какое оно?
Дети. Розовое, душистое, гладкое, теплое.
Воспитатель. А для чего нужно мыло?
Дети. Мылом смываем грязь, руки будут приятно пахнуть.
Воспитатель. Правильно, мыло отмывает грязь , уничтожает микробов и неприятные запахи. Мыло, которым моют руки называют туалетным.
Воспитатель. А кто знает стишок – умывалочку?
Ребенок. Водичка, водичка
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
И кусался зубок.
Воспитатель. Мы будем мыть руки Миле, подходите к столу.
( Имя ребенка) держи Милу, а я налью в тазик чистой воды, посмотрите, какая прозрачная вода.
- Что мы будем делать, сначала?
Ребенок. Нужно закатать рукава Миле (закатываем ей рукава)
Воспитатель. Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит.
Воспитатель. А дальше, что делаем?
Девочка с коротким рукавом. Надо намочит руки водой (делает)
Воспитатель. А затем мы, возьмем мочалку, намочим ее и намылим чем? Правильно мылом. И помоем руки Миле.(делает воспитатель)
Воспитатель. Что будем делать дальше?
Ребенок. Смоем чистой водой. (делает)
Воспитатель. Что потом?
Ребенок. Вытрем полотенцем. (делает)
Воспитатель. И опустим рукавчики.
Посмотрите, ребята, а какая стала вода?
Дети. Грязная, мутная.
Воспитатель. Молодцы, ребята, руки у Милы стали читые-пречитые.
А кто прочитает стишок про Милу?
Ребенок. Вот какая Мила
Стала всем на диво.
Полюбила Мила
Душистое мыло.
Воспитатель. Вода не только чисто моет, но и доставляет радость. Вы устали? Давайте отдохнем и взбодримся.
(звучит музыка «Чистая песенка» 1 куп. 1 припев, дети выполняют движения за взрослым)
Воспитатель. Садитесь Мила на стульчик с ребятами.
К нам в детский сад принес почтальон посылку. Давайте узнаем от кого она (открываем посылку, берем письмо)
Дорогие ребята!
Я посылаю вам посылку. В ней находятся интересные предметы. Постарайтесь отгадать для чего они нужны! Желаю удачи! Ваш Мойдодыр!
Воспитатель. Ребята, как вы думаете , справимся с этой задачей?
Дети. Да!
(воспитатель достает из коробки предметы гигиены, просит назвать их, и для чего они нужны)
Расческа, зубная щетка, зеркало, мыло, ножницы, носовой платок, полотенце, мочалка, шампунь.
Воспитатель. Молодцы, все загадки разгадали.
А еще нам Мойдодыр советует:
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым
Трубочистам -
Стыд и срам!
Стыд и срам!
И в подарок он нам посылает мыльные пузыри.
Воспитатель . Поиграем?
Игра с мыльными пузырями под песню «Улыбка» 1куплет 1 припев.
Воспитатель. Давайте, попрощаемся с гостями и пойдем в группу, и напоем Милу чаем.
Дорогие ребята!
Я посылаю вам посылку.
В ней находятся интересные предметы. Постарайтесь отгадать, для чего они нужны!
Желаю удачи!
Ваш Мойдодыр!
infourok.ru
« Формирование культурно-гигиенических навыков у детей второй младшей группы»
АНО ДО «Планета детства «Лада»
Д/С № 207 «Эдельвейс»
Г . о. Тольятти
Проект
На тему: « Формирование культурно-гигиенических навыков у детей второй младшей группы»
Составитель: воспитатель Спиридонова Л.Л.
Май- 2016 г.
Актуальность: Отсутствие у детей культурно гигиенических навыков.
Участники проекта: воспитатели , дети, родители.
Цель: Формирование культурно- гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Закрепить представления о правилах личной гигиены, систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур.
2. Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, опрятными.
3. Формировать правила поведения за столом.
4. Укрепить связи между детским садом и семьёй в вопросах формирования у детей К. Г. Н.
Возраст: 3-4 года
Длительность: сентябрь 2016 г. – декабрь 2016г.
План действий.
Подготовительный этап:
Диагностика детей.
Собрать литературу по данной теме.
Составить план работы.
Основной этап:
Приобрести наглядный материал (плакаты, иллюстрации) .
Подготовить материалы для работы с родителями.
Беседы с детьми о правилах культуры гигиены, поведения за столом.
Пополнение развивающей среды группы по формированию у детей К. Г. Н.
Чтение художественной литературы в режимные моменты по теме проекта.
Ситуативные разговоры с детьми, игровые ситуации по соблюдению К. Г. Н.
Разучивание стихов, потешек о культуре гигиенических навыков.
Оформить книжный уголок " Надо, надо умываться, по утрам и вечерам".
Сделать подборку дидактических игр по теме.
Рассматривание сюжетных картин по соблюдению правил поведения за столом.
Составить фотоальбом группы по теме проекта.
Сюжетно ролевые игры по теме проекта.
Заключительный этап:
Презентация по формированию К. Г. Н. у детей младшего дошкольного возраста .
Развлечение "Приключение мыльного пузыря"
Развлечение "В гостях у Мойдодыра"
План взаимодействия с родителями:
Консультации:
• "Как правильно одевать ребёнка на прогулку"
• "Как привить детям культурно гигиенические навыки"
• "Как приучить ребёнка к аккуратности и опрятности"
План работы по формированию К. Г.
Сентябрь.
Ситуативная беседа "Как вести себя за столом" Цель: Формирование столового этикета.
Д/И. "Подбери предметы личной гигиены" Цель: учить детей находить предметы по просьбе воспитателя.
Д/У. " Моем чисто руки и лицо " Цель: Закрепить последовательность умывания.
Чтение К. Чуковский " Мойдодыр"
С/р. игра " В гости кукла к нам пришла"
Цель: учить детей называть столовые предметы, предметы личной гигиены. Активизировать речь детей. Помогать детям налаживать взаимодействие в игре.
И/ситуация "Купание куклы" Цель: учить детей пользоваться индивидуальными предметами личной гигиены.
Разучивание потешки " Водичка - водичка"
Октябрь..
Д/у. "Покажем кукле Кате как мы накрываем на стол" Цель: Учить правильно ставить посуду на стол (последовательность).
Чтение стихов о культуре гигиенических навыков.
Рассматривание картины " Мама купает Катю" Цель: Учить детей правильно называть предметы личной гигиены. Активизировать речь детей.
Экскурсия в среднюю группу. Цель: Наблюдение за правильностью умывания детей средней группы.
Чтение потешки "Водичка -водичка".
Развлечение " Приключение мыльного пузыря". Цель: Доставить радость детям.
Ситуативная беседа " Как правильно вести себя за столом"
И/У. " Накормим куклу Катю". Цель: Закрепить назначение посуды, последовательность действий. Приучать к аккуратности.
Рассматривание сюжетной картины " За обедом".
Беседа с детьми " Кто опрятен , тот приятен". Цель: Закрепить культурно гигиенические навыки, воспитывать желание быть опрятными.
Беседа с детьми " Как вести себя за столом".
Чтение стихотворения М. Дружининой " Кто знает волшебное слово".
Ноябрь.
Чтение сказки " Три медведя". Цель: Закрепить название посуды и правила поведения за столом.
И/У. " Делаем причёску" Цель: учить пользоваться расчёской как индивидуальным предметом. Развивать предпосылки к сюжетно ролевой игре.
Чтение стихотворения К. Чуковского " Мойдодыр"
Разукрашивание капельки. Цель: Закрепить с детьми навыки личной гигиены. Учить раскрашивать рисунки, не вылезая за контур.
Рассматривание и обсуждение семейных фотографий. Цель: Создание комфортных условий при формировании К. Г. Н.
Д/У. " Покажем кукле Кате, как мы накрываем на стол". Цель : Закрепить последовательность действий.
Д/И. " Назови действие" Цель: Определять действия по показу.
Декабрь.
Оформление фото стенда " Будем чистыми и опрятными".
Развлечение " В гостях у Мойдодыра". Цель: Закрепить представления о правилах личной гигиены.
Беседа " Кто опрятен, тот приятен", "Как вести себя за столом". Рассматривание сюжетных картин и семейных фотографий. Наблюдение за умыванием детей средней группы.
Рассматривание сюжетных картин, рассматривание принадлежностей личной гигиены, игры - ситуации, дидактические упражнения.
К. Чуковский " Мойдодыр", чтение потешек о культуре гигиенических навыков.
Дидактические упражнения : " Делаем причёску", " Моем чисто руки и лицо", Сюжетно ролевые игры : " В гости кукла к нам пришла", " Покажем кукле Кате , как мы накрываем на стол". Дидактические игры: " Подбери предметы личной гигиены", " Водичка - водичка"
Самообслуживание, умывание и др.
Ситуативная беседа " Как вести себя за столом"
Прослушивание песенок о культурно - гигиенических навыков
Создание рисунков по теме проекта
Сюжетные комплексы о. р. у.
Дидактические игры, беседы по формированию культурно - гигиенических навыков.
ПРОДУКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
1. Составление картотеки дидактических игр по воспитанию и развитию у младших дошкольников культурно-гигиенических навыков;
2. Картотека художественно-словесного материала по воспитанию и развитию у младших дошкольников культурно-гигиенических навыков;
3. Презентация «Итоги проекта «Чистюлька».
infourok.ru
Картотека стишков по воспитанию культурно-гигиенических навыков в 1 младшей группе
Картотека по воспитанию культурно-гигиенических навыков в первой младшей группе.
Подготовила:
Воспитатель: Кузнецова Любовь Германовна
Ярославль 2017
Карточка № 1
1. Режимный процесс: Питание.
Содержание навыков: Учить детей держать ложку в правой руке.
Методические приемы. Игровая ситуация: «Как мама учила мишку правильно кушать».
2. Режимный процесс: Одевание - раздевание.
Содержание навыков: Учить доставать уличную обувь. Приучать словесно, выражать просьбу о помощи, учить спокойно вести себя в раздевальной комнате.
Методические приемы. Дидактическое упражнение: «Туфельки поссорились-подружились».
3. Режимный процесс: Умывание.
Содержание навыков: Учить брать мыло из мыльницы, с помощью взрослых намыливать руки.
Методические приемы. Дидактическое упражнение «Как мы моем ладошки и отжимаем ручки».
Карточка № 2
1. Режимный процесс: Питание.
Содержание навыков: Учить брать пищу губами.
Методические приемы. Чтение потешки: «Ладушки, ладушки».
2. Режимный процесс: Одевание-Раздевание.
Содержание навыков: Побуждать надевать носки, кофту или свитер, куртку, шапку.
Методические приемы. Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку». Продолжать приучать словесно, выражать просьбу о помощи, учить спокойно вести себя в раздевальной комнате.
3. Режимный процесс: Умывание.
Содержание навыков: Учить детей, тереть ладони друг о друга, класть мыло на место.
Методические приемы. Рассматривание картинок: «Дети моют руки». Беседа по ним.
Карточка №3
1. Режимный процесс: Питание.
Содержание навыков: Продолжать учить держать ложку в правой руке.
Методические приемы. Чтение потешки: «Ладушки, ладушки»
2. Режимный процесс: «Одевание-Раздевание».
Содержание навыков: Учить детей снимать колготки с верхней части туловища. Продолжать приучать словесно, выражать просьбу о помощи, учить спокойно вести себя в раздевальной комнате.
Методические приемы. Чтение потешки: «Наша Маша маленька».
3. Режимный процесс: Умывание
Содержание навыков: Учить детей смывать мыло, знать ме-стонахождение своего полотенца.
Методические приемы. Рассматривание картинок: «Мама моет дочку». Беседа по ним. Чтение потешки: «Гуси лебеди летели».
Карточка №4
1. Режимный процесс: Питание.
Содержание навыков: Продолжать учить детей брать пищу губами, есть с помощью взрослых.
Методические приемы. Игровая ситуация: «Как мама учила мишку правильно кушать».
2. Режимный процесс: «Одевание-Раздевание».
Содержание навыков: Приучать словесно, выражать просьбу о помощи, учить спокойно вести себя в раздевальной комнате. Продолжать приучать словесно, выражать просьбу о помощи, учить спокойно вести себя в раздевальной комнате.
Методические приемы. Дидактическое упражнение «Разденем куклу после прогулки». Чтение потешки З. Александрова «Катя в яслях».
3. Режимный процесс: Умывание
Содержание навыков: Учить детей с помощью взрослого вытирать руки.
Методические приемы. Рассматривание картинок: Дети моют руки». Чтение потешки: «Водичка-водичка…».
Карточка №5
1. Режимный процесс: Питание.
Содержание навыков: «Закреплять умение держать ложку в правой руке.
Методические приемы. Чтение потешки: «Пошел котик на торжок»
2. Режимный процесс: «Одевание-Раздевание».
Содержание навыков: Побуждать детей перед сном снимать платье или рубашку, затем обувь. Продолжать приучать словесно, выражать просьбу о помощи, учить спокойно вести себя в раздевальной комнате.
Методические приемы. Чтение З. Александрова «Мой Мишка», Н. Павлова «Чьи башмачки»
3. Режимный процесс: Умывание
Содержание навыков: Продолжать учить намыливать руки и мыть их прямыми движениями.
Методические приемы. Рассматривание иллюстрации «Дети моют руки» и беседа по ней.
Карточка №6
1. Режимный процесс: Питание.
Содержание навыков: Закреплять умение детей брать пищу губами.
Методические приемы. Чтение потешки: «Идет коза рогатая».
2. Режимный процесс: «Одевание-Раздевание».
Содержание навыков: Учить детей правильно снимать колготки, вешать одежду на стул. Продолжать приучать соблюдать правила поведения в раздевалке.
Методические приемы. Чтение Н. Павлова «Чьи Башмачки»
3. Режимный процесс: Умывание
Содержание навыков: Учить отжимать руки после мытья.
Методические приемы. Дидактическое упражнение «Как мы моем ладошки и отжимаем ручки»
Карточка №7
1. Режимный процесс: Питание.
Содержание навыков: Учить детей откусывать пищу небольшими кусочками.
Методические приемы. Чтение потешек: «Пошел котик на торжок….», «Кисонька - мурлысонька»
2. Режимный процесс: «Одевание-Раздевание».
Содержание навыков: Учить застегивать липучки, упражнять в использовании других видов застежек. Продолжать приучать соблюдать правила поведения в раздевалке.
Методические приемы. Игровая ситуация: «Как петушок разбудил утром детей».
3. Режимный процесс: Умывание
Содержание навыков: Закреплять умение намыливать руки и мыть их прямыми движениями.
Методические приемы. Чтение потешки: «Водичка, водичка…»
Карточка №8
1. Режимный процесс: Питание.
Содержание навыков: Закреплять умение детей жевать коренными, а не передними зубами»
Методические приемы. Чтение потешки З. Александрова», «Вкусная каша».
2. Режимный процесс: «Одевание-Раздевание».
Содержание навыков: Учить надевать обувь, с помощью взрослого застегивать пальто, вешать в шкаф одежду. Продолжать приучать соблюдать правила поведения в раздевалке.
Методические приемы. Дидактическое упражнение: «Уложим куклу спать»
3. Режимный процесс: Умывание
Содержание навыков: Закреплять умение вытирать руки своим полотенцем и вешать его на место
Методические приемы. Дидактическое упражнение: «Покажем мишке, как вытирать руки и лицо полотенцем».
Карточка №9
1. Режимный процесс: Питание.
Содержание навыков: Совершенствовать умение есть самостоятельно, доедая все до конца. Формировать навыки аккуратности.
Методические приемы. Дидактическое упражнение: «Расскажем Винни-Пуху, как правильно вести себя за столом.
2. Режимный процесс: «Одевание-Раздевание».
Содержание навыков: Продолжать учить детей застегивать пуговицы. Учить, вежливо выражать просьбу о помощи.
Методические приемы. Игровая ситуация «Как мы помогли кукле собраться в гости к мишке. Дидактическое упражнение «Поучим зверюшек застегивать пуговицы»
3. Режимный процесс: Умывание
Содержание навыков: Учить детей засучивать рукава перед умыванием. Закреплять умение пользоваться носовым платком.
Методические приемы. Дидактическое упражнение: «Научим мишку (зайку, куклу) правильно умываться»
Карточка №10
1. Режимный процесс: Питание.
Содержание навыков: Совершенствовать умение проглатывать пищу, не оставляя ее за щекой.
Методические приемы. Чтение потешки: «Уж я Танюшке пирог испеку…»
2. Режимный процесс: «Одевание-Раздевание».
Содержание навыков: Учить детей надевать носки, гольфы, начиная с носка. Продолжать учить, вежливо выражать просьбу о помощи.
Методические приемы. Дидактическое упражнение: «Сделаем из носочка гармошку».
3. Режимный процесс: Умывание
Содержание навыков: Учить детей мыть лицо, не разбрызгивая воду. Закреплять умение пользоваться носовым платком.
Методические приемы. Чтение К. Чуковского «Мойдодыр», Е. Благинина «Аленушка».
Карточка №11
1. Режимный процесс: Питание.
Содержание навыков: Продолжать умение самостоятельно доедать все до конца. Учить пользоваться салфеткой
Методические приемы. Дидактическое упражнение «Поможем зверюшкам накрыть стол к обеду»
2. Режимный процесс: «Одевание-Раздевание».
Содержание навыков: При раздевании перед сном побуждать вешать платье или рубашку на спинку стула. Продолжать учить, вежливо выражать просьбу о помощи.
Методические приемы. Дидактическое упражнение: «Покажем мишке, как нужно складывать одежду перед сном»
3. Режимный процесс: Умывание
Содержание навыков: Продолжать учить детей засучивать рукава перед умыванием. Учит детей расчесывать короткие волосы.
Методические приемы. Рассматривание иллюстрации «Дети моют руки» и беседа по ней. Чтение потешек.
Карточка №12
1. Режимный процесс: Питание.
Содержание навыков: Продолжать умение детей проглатывать пищу, не оставляя ее за щекой. Продолжать учить пользоваться салфеткой.
Методические приемы. Игровая ситуация «Как зайка учился кушать» Чтение потешки Е. Благининой «Аленушка».
2. Режимный процесс: «Одевание-Раздевание».
Содержание навыков: При раздевании побуждать детей класть колготки, шорты на сидение. Продолжать учить, вежливо выражать просьбу о помощи.
Методические приемы. Дидактическое упражнение: «Покажем мишке, как нужно складывать одежду перед сном»
3. Режимный процесс: Умывание
Содержание навыков: Учить детей во время умывания не мочить одежду. Закреплять умение пользоваться носовым платком.
Методические приемы. Рассматривание иллюстрации «Дети моют руки» и беседа по ней. Чтение Потешек.
Карточка №13
1. Режимный процесс: Питание.
Содержание навыков: Учить детей правильно держать ложку тремя пальцами.
Методические приемы. Дидактическое упражнение: «Расскажем Хрюше, как надо правильно кушать»
2. Режимный процесс: «Одевание-Раздевание».
Содержание навыков: Закреплять умение правильно одеваться и раздеваться с небольшой помощью взрослых.
Методические приемы. Дидактическое упражнение: «Покажем мишке, как, нужно складывать одежду перед сном.
3. Режимный процесс: Умывание
Содержание навыков: Закреплять умение детей отжимать руки после мытья.
Методические приемы. Дидактическое упражнение «Как мы моем ладошки и отжимаем ручки»
Карточка №14
1. Режимный процесс: Питание.
Содержание навыков: Учить детей съедать бульон первого блюда вместе с заправкой, основное блюдо и гарнир. Продолжать формировать навыки аккуратности.
Методические приемы. Чтение С. Капутикян «Кто скорее допьет, «Маша обедает».
2. Режимный процесс: «Одевание-Раздевание».
Содержание навыков: Закреплять умение детей размещать свои вещи в шкафу, складывать и развешивать одежду на стуле перед сном.
Методические приемы. Дидактическое упражнение: «Научим мишку складывать вещи в раздевальном шкафчике»
3. Режимный процесс: Умывание
Содержание навыков: Закреплять детей во время умывания не мочить одежду.
Методические приемы. Рассматривание картинок: «Девочка чумазая», «Девочка аккуратная».
Карточка №15
1. Режимный процесс: Питание.
Содержание навыков: Учить детей правильно держать ложку тремя пальцами. Продолжать учить пользоваться салфеткой.
Методические приемы. Игровая ситуация «Мишка пригласил в гости зайку и ежика»
2. Режимный процесс: «Одевание-Раздевание».
Содержание навыков: Продолжать учить детей пользоваться разными видами застежек.
Методические приемы. Чтение: И Муравейка «Я сама».
Дидактическое упражнение: «Поучим зверюшек застегивать пуговицы»
3. Режимный процесс: Умывание
Содержание навыков: Закреплять навыки мытья рук и умывания.
Методические приемы. Рассматривание картинок: «Мама моет дочку»
Карточка №16
1. Режимный процесс: Питание.
Содержание навыков: закреплять умение есть аккуратно, совершенствовать навыки культуры еды.
Методические приемы. Чтение: С Капутикян «Кто скорее допьет», «Маша обедает»
2. Режимный процесс: «Одевание-Раздевание».
Содержание навыков: Продолжать закреплять умение правильно одеваться и раздеваться.
Методические приемы. Чтение И. Муравейка «Я сама», Н. Павлова «Чьи башмачки»
3. Режимный процесс: Умывание
Содержание навыков: Продолжать закреплять навыки мытья рук и умывания. Продолжать расчесывать короткие волосы.
Методические приемы. Чтение знакомых потешек («Водичка-водичка…» и т. д.)
infourok.ru