Артикуляционная гимнастика в детском саду: цели, методики, картотека упражнений. Комплексы артикуляционной гимнастики во второй младшей группе


Картотека Комплексы артикуляционных упражнений во второй младшей группе

Артикуляционная гимнастика Карточка 1 «Рыбка шевелит губами»    Цель: развитие артикуляционной моторики. Смыкать и размыкать губы.

Артикуляционная гимнастика Карточка 2 «Птенцы» Цель: развитие артикуляционной моторики. Широко открывать и закрывать рот.

Артикуляционная гимнастика Карточка 3 «Улыбка» Цель: развитие артикуляционного аппарата. Растянуть губы в стороны, не показывая зубов.             (удерживать до 10).

Артикуляционная гимнастика Карточка 4 «Трубочка» Цель: развитие артикуляционной моторики. Вытянуть губы вперед, как хоботок. (удерживать до 10).

Артикуляционная гимнастика Карточка 5 «Улыбка-трубочка» Цель: развитие артикуляционной моторики. Чередовать до 10 раз.

Артикуляционная гимнастика Карточка 6 «Лопаточка» Цель: развитие артикуляционной моторики. Рот открыт, удерживать широкий язык на нижней губе под счет: до 5, до 10…

Артикуляционная гимнастика Карточка 7 «Вкусное варенье» Цель: развитие артикуляционной моторики. Улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу.

Артикуляционная гимнастика Карточка 8 «Заборчик» Цель: развитие артикуляционной моторики. Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать до 10.

Артикуляционная гимнастика Карточка 9 «Бублик» Цель: развитие артикуляционной моторики. Зубы сомкнуть. Губы округлить и чуть вытянуть вперед так, чтобы верхние и нижние резцы были видны. Удерживать.

Артикуляционная гимнастика Карточка 10 «Шарик» Цель: развитие артикуляционного аппарата. Надуть щёки, сдуть щёки.

Артикуляционная гимнастика Карточка 11 «Часики» Цель: развитие артикуляционной моторики. Рот открыт. Высунуть острый язычок вперед и работать им слева направо, из одного угла рта в другой: «Тик-так, тик-так». (10-12 раз).

Артикуляционная гимнастика Карточка 12 «Лошадка» Цель: развитие артикуляционного аппарата. Лошадка идет и скачет. Цокать кончиком языка. (8-10 раз). Лошадка остановилась. Произносить: Пррр…пррр…,вибрируя губами (5 раз).

Артикуляционная гимнастика Карточка 13 «Качели» Цель: развитие артикуляционной моторики. Рот открыть. Тянуть кончик языка то вверх, к носу, то вниз, к подбородку. Язык качается: вверх-вниз, вверх-вниз (10 раз).

Артикуляционная гимнастика Карточка 14 «Непослушный язычок»  Цель: развитие артикуляционного аппарата, расслабление мышц языка Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя», «пя-пя-пя»… (10 раз).

Артикуляцион

univerfiles.com

Артикуляционная гимнастика 2-я младшая группа весенний комплекс

Артикуляционная гимнастика для 2-й младшей группы (весенний комплекс) МАРТ Комплекс 1 «Маляр» Цель: развитие артикуляционной моторики. Губы в улыбке, приоткрыть рот, кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо. «Паровозик свистит» Цель: развитие целенаправленного выдоха, артикуляционной моторики. Высунуть вперед край языка и через него подуть на горлышко пузырька. Пузырек засвистит. Комплекс 2 «Шарик» Цель: развитие артикуляционного аппарата. Надуть щёки, сдуть щёки. «Крестик» Цель: развитие артикуляционной моторики. Рот широко открыть. Высунуть вперед язык и работать им слева-направо (из угла в угол), потом вверх-вниз (к верхней губе, к нижней) (5-6 раз).АПРЕЛЬ Комплекс 1 «Паровозик свистит» Цель: развитие целенаправленного выдоха, артикуляционной моторики. Высунуть вперед край языка и через него подуть на горлышко пузырька. Пузырек засвистит. «Часики» Цель: развитие артикуляционной моторики. Рот открыт. Высунуть острый язычок вперед и работать им слева направо, из одного угла рта в другой: «Тик-так, тик-так». (10-12 раз). Комплекс 2 «Блинчик» Цель: развитие артикуляционной моторики. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. «Паровозик свистит» Цель: развитие целенаправленного выдоха, артикуляционной моторики. Высунуть вперед край языка и через него подуть на горлышко пузырька. Пузырек засвистит. МАЙ Комплекс 1 «Лошадка» Цель: развитие артикуляционного аппарата. Лошадка идет и скачет. Цокать кончиком языка. (8-10 раз). Лошадка остановилась. Произносить: Пррр…пррр…,вибрируя губами (5 раз). «Барабанщик» Цель: развитие артикуляционного аппарата. Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхними зубами – "дэ-дэ-дэ..." Комплекс 2 «Парашютик» Цель: развитие целенаправленного выдоха, артикуляционной моторики. На кончик носа положить ватку, широким языком в форме "чашечки", прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх. «Качели» Цель: развитие артикуляционной моторики. Рот открыть. Тянуть кончик языка то вверх, к носу, то вниз, к подбородку. Язык качается: вверх-вниз, вверх-вниз (10 раз).

schoolfiles.net

КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ во второй младшей группе

КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ НА СЕНТЯБРЬ «РЫБКА ШЕВЕЛИТ ГУБАМИ» Цель: развитие артикуляционной моторики. Описание: Смыкать и размыкать губы. «ПТЕНЦЫ» («ДОМИК ОТКРЫВАЕТСЯ) Ротик широко открыт, Язычок спокойно спит. Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении. Описание: Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а», подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.«ХОБОТОК» Я слегка прикрою рот, Губы – «хоботом» вперед. Далеко я их тяну, Как при долгом звуке: у-у-у. Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность. Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10. КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ НА ОКТЯБРЬ «ЗАБОРЧИК» Цель: развитие артикуляционной моторики. Описание: Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать до 10. «ПЯТАЧОК» Цель: развитие артикуляционной моторики. Описание: Вытянуть вперед губы пятачком и покрутить им вправо-влево, вправо-влево(8-10 раз). «ЧИСТИМ ЗУБЫ СНАРУЖИ» Зубки верхние снаружи Нам почистить очень нужно. Зубки нижние – не хуже, Тоже чистки просят дружно. Цель: отрабатывать произвольные движения языка, развивать координацию движений. Укреплять мускулатуру языка. Описание: Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов. КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ НА НОЯБРЬ «ШАРИК» Шарик слева, шарик справа, Есть у нас одна забава: В щеки дуем – чередуем, То в одну, а то в другую. Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений и умение переключаться. Описание: Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую.«САМОВАР» Щеки надую и выпущу пар,

profhelp.net

Картотека "Комплексы артикуляционных упражнений" во второй младшей группе

Артикуляционная гимнастика

Карточка 1

«Рыбка шевелит губами» 

 

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Смыкать и размыкать губы.

Артикуляционная гимнастика

Карточка 2

«Птенцы»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Широко открывать и закрывать рот.

Артикуляционная гимнастика

Карточка 3

«Улыбка»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Растянуть губы в стороны, не показывая зубов.            

(удерживать до 10).

Артикуляционная гимнастика

Карточка 4

«Трубочка»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Вытянуть губы вперед, как хоботок. (удерживать до 10).

Артикуляционная гимнастика

Карточка 5

«Улыбка-трубочка»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Чередовать до 10 раз.

Артикуляционная гимнастика

Карточка 6

«Лопаточка»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот открыт, удерживать широкий язык на нижней губе под счет: до 5, до 10…

Артикуляционная гимнастика

Карточка 7

«Вкусное варенье»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу.

Артикуляционная гимнастика

Карточка 8

«Заборчик»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать до 10.

Артикуляционная гимнастика

Карточка 9

«Бублик»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Зубы сомкнуть. Губы округлить и чуть вытянуть вперед так, чтобы верхние и нижние резцы были видны. Удерживать.

Артикуляционная гимнастика

Карточка 10

«Шарик»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Надуть щёки, сдуть щёки.

Артикуляционная гимнастика

Карточка 11

«Часики»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот открыт. Высунуть острый язычок вперед и работать им слева направо, из одного угла рта в другой: «Тик-так, тик-так». (10-12 раз).

Артикуляционная гимнастика

Карточка 12

«Лошадка»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Лошадка идет и скачет. Цокать кончиком языка. (8-10 раз).

Лошадка остановилась. Произносить: Пррр…пррр…,вибрируя губами (5 раз).

Артикуляционная гимнастика

Карточка 13

«Качели»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот открыть. Тянуть кончик языка то вверх, к носу, то вниз, к подбородку. Язык качается: вверх-вниз, вверх-вниз (10 раз).

Артикуляционная гимнастика

Карточка 14

«Непослушный язычок» 

Цель: развитие артикуляционного аппарата, расслабление мышц языка

Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя»,

«пя-пя-пя»… (10 раз).

Артикуляционная гимнастика

Карточка 15

«Веселая змейка»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот открыт. Кончик языка то высунуть вперед, то спрятать (8-10 раз).

Артикуляционная гимнастика

Карточка 16

«Пятачок»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Вытянуть вперед губы пятачком и покрутить им вправо-влево, вправо-влево…(8-10 раз).

Артикуляционная гимнастика

Карточка 17

«Посчитаем нижние зубки»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упереться в каждый нижний зуб по очереди. Челюсть не двигается.

Артикуляционная гимнастика

Карточка 18

«Сдуй ватку с ладошки»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Вытянуть губы вперед трубочкой и подуть на ватку или бумажку. Можно сдувать ватку со стола, с ладошки другого ребенка.

Артикуляционная гимнастика

Карточка 19

«Котенок лакает молоко»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Быстрое выбрасывание и втягивание языка. При втягивании закругляем край языка, как бы захватывая молоко.

Артикуляционная гимнастика

Карточка 20

«Поиграем на губах»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Через губы вдуваем воздух, периодически их смыкая: б-б-б-б.

Артикуляционная гимнастика

Карточка 21

«Иголочка»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот закрыт. Внутри рта работаем языком. Уколем языком то одну щечку, то другую.

Артикуляционная гимнастика

Карточка 22

«Крестик»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот широко открыть. Высунуть вперед язык и работать им слева-направо (из угла в угол), потом вверх-вниз (к верхней губе, к нижней) (5-6 раз).

Артикуляционная гимнастика

Карточка 23

«Расческа»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот приоткрыть. Верхними зубами водить по нижней губе (5-6 раз), потом нижними зубами по верхней губе, как бы причесывая (5-6 раз).

Артикуляционная гимнастика

Карточка 24

«Загнать мяч в ворота»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно подуть на лежащий перед ребенком ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками, стоящими впереди на столе. Следить, чтобы не надувались щеки. Их можно придерживать пальцами.

Артикуляционная гимнастика

Карточка 25

«Кто дальше загонит мяч»

(выработка плавной, непрерывной струи,

идущей по середине языка)

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, положить широкий передний край на нижнюю губу. Подуть длительно так, чтобы воздушная струя шла по середине языка, и сдуть ватку на противоположной стороне стола.

Артикуляционная гимнастика

Карточка 26

«Паровозик свистит»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Высунуть вперед край языка и через него подуть на горлышко пузырька.

Пузырек засвистит.

Артикуляционная гимнастика

Карточка 27

«Почистим за нижними зубами»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, рот приоткрыть, упереться кончиком языка за нижними зубами и поводить им из стороны в сторону.

Артикуляционная гимнастика

Карточка 28

«Киска сердится»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, приоткрыть рот, зацепить кончиком языка за нижние зубы и, не отрывая его от зубов, выдвигать спинку языка вперед, как кошка выдвигает спинку.

Артикуляционная гимнастика

Карточка 29

«Парашютик»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

На кончик носа положить ватку,широким языком в форме "чашечки", прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх.

Артикуляционная гимнастика

Карточка 30

«Барабанщик»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхними зубами - "дэ-дэ-дэ..."

Артикуляционная гимнастика

Карточка 31

«Гармошка»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, сделать "грибочек" (т.е. присосать шарокий язык к нёбу), не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).

Артикуляционная гимнастика

Карточка 32

«Блинчик»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, приоткрыть рот,положить широкий язык на нижнюю губу.

Артикуляционная гимнастика

Карточка 33

«Орешки»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики - "орешки".

Артикуляционная гимнастика

Карточка 34

«Пароход гудит»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Губы в улыбке, открыть рот,с напряжением произнести долгое "ы-ы-ы..."

Артикуляционная гимнастика

Карточка 35

«Маляр»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Губы в улыбке, приоткрыть рот,кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо.

Артикуляционная гимнастика

Карточка 36

«Поймаем мышку»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Губы в улыбке, приоткрыть рот,произнести "а-а" и прикусить широкий кончи языка (поймали мышку за хвостик).

Артикуляционная гимнастика

Карточка 37

«Лягушка»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Растянуть губы в улыбке и показать, какой широкий рот у лягушки.

Артикуляционная гимнастика

Карточка 38

«Хоботок»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

вытянуть губы вперед, трубочкой – получится хоботок, как у слоненка.

Артикуляционная гимнастика

Карточка 39

«Горка»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Открыть рот, спрятать кончик языка за нижние зубы, а спинку языка поднять вверх. Показать крутую горку.

Артикуляционная гимнастика

Карточка 40

«Чашечка»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Открыть широко рот, высунуть язык. Кончик и боковые края языка приподнять: получится чашечка.

Артикуляционная гимнастика

Карточка 41

«Грибок»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Спинка языка – это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка.

Артикуляционная гимнастика

Карточка 42

«Домик»

Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.

Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.

Артикуляционная гимнастика

Карточка 43

«Зайчик»

Цель: отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.

Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз.

Артикуляционная гимнастика

Карточка 44

«Окошко»

Цель: развивать мышечную силу и подвижность губ.

Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд..

Артикуляционная гимнастика

Карточка 45

«Обезьянка»

Цель: отрабатывать движение языка вниз с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.

Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубам. Удержать его в таком положении не менее 5 секунд..

Артикуляционная гимнастика

Карточка 46

«Бульдог»

Цель: тренировать подъем языка с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.

Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд.

Артикуляционная гимнастика

Карточка 47

«Хомячок»

Цель: развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щек.

Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд..

Артикуляционная гимнастика

Карточка 48

«Парус»

Цель: удерживать язык за верхними зубами. Укреплять мышцы языка.

Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5-10 секунд..

infourok.ru

Перспективное планирование и. картотека артикуляционной гимнастики. для детей второй. младшей группы

Транскрипт

1 Перспективное планирование и картотека артикуляционной гимнастики для детей второй младшей группы

2 Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба). Для выработки полноценных движений губ, языка, нижней челюсти полезна артикуляционная гимнастика. Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного звукопроизношения, а также укрепление мышц лица, языка, губ, мягкого неба. Задачами артикуляционной гимнастики: учить детей правильно выполнять артикуляционные упражнения; формировать правильное произношение звуков; воспитывать умение переключаемости с одного вида упражнений на другой. Рекомендации для проведения артикуляционной гимнастики: при выполнении упражнений необходимо соблюдать определённую последовательность - от простых упражнений к сложным; на начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе; проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись и становились более прочными; предварительно ребёнок должен увидеть правильный образец упражнений необходимо показать, как правильно выполняется данное упражнение; Статистические упражнения выполняются под счёт. Это необходимо для того, чтобы у ребёнка вырабатывалась устойчивость наиболее важных положений губ и языка; артикуляционную гимнастику следует выполнять сидя перед зеркалом, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, он не напряжён, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.

3 месяц содержание артикуляционные упражнения Сентябрь (1-2 неделя) Сентябрь (3-4 неделя) Октябрь (1-2 неделя) Октябрь (3-4 неделя) Ноябрь (1-2 неделя) комплекс «Овощи» 1 (приложение 1) комплекс «Овощи» 2 (приложение 2) Комплекс «Фрукты» 1 (приложение 3) Комплекс «Фрукты» 2 (приложение 4) Комплекс «Ягоды» 1 (приложение 5) «Улыбочка» «Трубочка» «Лопатка» «Широко открытый рот» «Втягивание щек» «Улыбочка» «Качели» «Широко открытый рот»» «Надувание щек» «Широко открытый рот» «Вдох открытым ртом» «Бублик» «Чашечка» «Вкусное варенье» «Чашечка» «Вкусное варенье» «Качели» «Улыбочка» «Часики» «Улыбочка» «Иголочка» «Движения языком в разные стороны»» дозировка

4 Ноябрь (3-4 неделя) Комплекс «Ягоды» 2 (приложение 6) «Чашечка» «Дятел» «Блинчик» «Конфетка» Декабрь (1-2 неделя) Комплекс «Зима» 1 (приложение 7) «Улыбочка» «Качели» «Окошко» «Пение гласного звука у» Декабрь (3-4 неделя) Комплекс «Зима» 1 (приложение 8) «Чашечка» «Вкусное варенье» «Лопатка» «Втягивание щек» Январь (2-4 неделю) Комплекс «Домашние птицы» (приложение 9) «Улыбочка» «Трубочка» «Надувание щек» «Индюк» «Качели» «Змейка» «Произнесение слога пи на выдохе» Февраль (1-4 неделю) Комплекс «Зимующие птицы» (приложение 10) «Качели»

5 «Стук зубами» «Трубочка» «Язык за верхние зубы» от 1до 5 «Лопатка» «Дятел» «Змейка» Март (1-2 неделя) Комплекс «Приключения зайки» 1 (приложение 11) «Улыбочка» «Чищу зубы» «Широко открытый рот» «Конфетка» «Качели» Март (3-4 неделя) Комплекс «Приключения зайки» 2 (приложение 12) «Улыбочка» «Хомяк» «Лошадка» «Чищу зубы» Апрель (1-2 неделя) Повторение комплекса «Ягоды» 1 (см приложения 5) «Часики» «Улыбочка» «Иголочка»

6 «Движения языком в разные стороны» Апрель (3-4 неделя) Повторение комплекса «Фрукты» 2 (см. приложения 4) «Чашечка» «Вкусное варенье» «Качели» «Улыбочка» Май (1-4неделя) Повторение комплекса «Домашние птицы» (см. приложения 9) «Улыбочка» «Трубочка» «Надувание щек» «Индюк» «Качели» «Змейка» «Произнесение слога пи на выдохе»

7 Приложение 1 Комплекс «Овощи» 1 Жил на свете бегемот, Широко открывши рот, Он ходил в свой огород, Улыбался во весь рот. Брал лопатку в руки И копал без скуки. Вот зелёный удалец Это вкусный огурец, Здесь не рыжая плутовка, Это тонкая морковка. «широко открытый рот» «улыбочка» «лопаточка» «трубочка» «втягивание щек» 1. Улыбочка Цель: укрепить круговую мышцу рта, развивать умения растягивать губы в улыбке. Широко растянуть рот в улыбке, затем удерживать в таком положении. 2. Трубочка Цель: укрепить круговую мышцу рта, развивать умения вытягивать вперед округленные губы. С напряжением вытянуть губы вперед, зубы сомкнуты, удерживая в таком положении определенное время. 3. Лопатка Цель: выработать умения делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе, удерживать в таком положении. 4. Широко открытый рот Цель: укрепить круговую мышцу рта, развивать умения широко открывать рот, как при произнесении звука а. Рот открыт широко. Удерживать в таком положении.

8 5. Втягивание щек Цель: развитие речедвигательного аппарата. Втягивание щек в ротовую полость между зубами, губы вытянуты вперед (). Комплекс «Овощи» 2 Приложение 2 Жил на свете бегемот, Широко открывши рот, Он ходил в свой огород, Улыбался во весь рот. Вверх вниз, вверх- вниз Наклонялся наш малыш. Здесь пузатый кабачок Солнцу показал бочок. Надо овощи сажать, Чтоб здоровым, сильным стать. «широко открытый рот» «улыбочка» «качели» «надувание щек» 1. Улыбочка Цель: укрепить круговую мышцу рта, развивать умения растягивать губы в улыбке. Широко растянуть рот в улыбке, затем удерживать в таком положении. 2. Качели. Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка. Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам (3-4 раза). Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными 3. Широко открытый рот Цель: укрепить круговую мышцу рта, развивать умения широко открывать рот, как при произнесении звука а. Рот открыт широко. Удерживать в таком положении.

9 4. Надувание щек Цель: развитие речедвигательного аппарата. Надувание обеих щек одновременно (). Приложение 3 Комплекс «Фрукты» 1 На лесной опушке Жил енот в избушке. Утром рано он вставал Окна, двери открывал, Свежий воздух запускал. «широко открытый рот» «выдох открытым ртом» Отправлялся в сад он, ух ты, Собирал себе он фрукты. Вот на ветке висит груша, «бублик» Съест её мышонок Луша. Сливы много мы нарвём, В чашку все мы их кладем. Дома сварим мы варенье «чашечка» «вкусное варенье» Завтра ждёт всех веселье. 1. Широко открытый рот Цель: укрепить круговую мышцу рта, развивать умения широко открывать рот, как при произнесении звука а. Рот открыт широко. Удерживать в таком положении. 2. Выдох открытым ртом Цель: выработать плавную, целенаправленную воздушную струю воздуха. Сделать глубокий вдох через нос, а выдох через рот (медленно) ().

10 3. Бублик Цель: укреплять круговую мышцу рта. Рот открыт. Губы принимают положение, как при произнесении звука о. В таком положении язык удержать. 4.Чашечка Цель: укреплять мышцы языка, выработать подъем боковых краев и кончика языка, умение удерживать язык в таком положении. Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. В таком положении язык удержать. 5.Вкусное варенье Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность языка, выработать подъем широкой передней части языка. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком из стороны в сторону (). Приложение 4 Комплекс «Фрукты» 2 На лесной опушке Жил енот в избушке. Часто он ходил в свой сад. Сливы там нарвал он много В чашку их он положил. Дома варенье сварил. «чашечка» «вкусное варенье» Завтра ждёт всех веселье. Будем чай с вареньем пить, На качелях все качаться Урожаю улыбаться! «качели» «улыбочка»

11 1.Чашечка Цель: укреплять мышцы языка, выработать подъем боковых краев и кончика языка, умение удерживать язык в таком положении. Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. В таком положении язык удержать. 2. Вкусное варенье Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность языка, выработать подъем широкой передней части языка. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком из стороны в сторону (). 3. Качели Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка. Рот открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка достать до кончика носа, а потом до подбородка (). 4. Улыбочка Цель: укрепить круговую мышцу рта, развивать умения растягивать губы в улыбке. Широко растянуть рот в улыбке, затем удерживать в таком положении.

12 Приложение 5 Комплекс «Ягоды» 1 Наш весёлый язычок, Повернулся на бочок, «часики» На другой он повернулся, Рано с солнышком проснулся. Широко он улыбнулся, Вверх сильнее потянулся. «улыбочка» «иголочка» В лес гулять скорей пошёл И на ягоду набрёл. Здесь малина и клубника, «движение языка в разные стороны» Здесь калина, ежевика, Здесь рябина и морошка, И брусники есть немножко. 1.Часики Цель: развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять. Рот широко раскрыт, нижняя челюсть неподвижна. Язык высунут. Делать хаотичные движения языком вправо-влево (). 2. Улыбочка Цель: укрепить круговую мышцу рта, развивать умения растягивать губы в улыбке. Широко растянуть рот в улыбке, затем удерживать в таком положении.

13 3. Иголочка Цель: выработать умение делать язык узким и удерживать его в определенном положении. Рот открыт. Узкий, напряженный язык высунут вперед, и удерживать в таком положении подсчет. 4. Движение языка в разные стороны Цель: развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять. Рот широко раскрыт, нижняя челюсть неподвижна. Язык высунут. Делать хаотичные движения языком вправо-влево (). Приложение 6 Комплекс «Ягоды» 2 Наш весёлый язычок, В лес гулять скорей пошёл И на ягоду набрёл. Язычок набрал в лукошко «чашечка» И малины, и морошки. В гости дятла он позвал «дятел» И лягушку приглашал Язычок блинов нажарил «блинчик» И варенья наварил Как поели, домой отправил И конфеткой угостил. «конфетка»

14 1.Чашечка Цель: укреплять мышцы языка, выработать подъем боковых краев и кончика языка, умение удерживать язык в таком положении. Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. В таком положении язык удержать. 2. Дятел Цель: укрепить мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным. Рот открыт. Губы в улыбке. Постучать кончиком языка за верхними зубами, отчётливо произнося твёрдый звук д (). 3. Блинчик Цель: выработать умения делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе, удерживать в таком положении от 1до Конфетка Цель: выработать умение делать язык узким, напрягая его мышцы. Рот закрыт. Язык напряжен. Кончиком языка ударять поочередно в обе щеки (3-4 раза).

15 Приложение 7 Комплекс «Зима» 1 Утром заинька проснулся, Потянулся, улыбнулся Про зарядку не забыл, Окна широко открыл. «улыбка» «качели» «окошко» Посмотрел он за окно На земле белым-бело Вьюга воет и метёт Ёлкам песенки поёт. «пение гласного звука у» 1. Улыбочка Цель: укрепить круговую мышцу рта, развивать умения растягивать губы в улыбке. Широко растянуть рот в улыбке, затем удерживать в таком положении. 2. Качели Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка. Рот открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка достать до кончика носа, а потом до подбородка (). 3. Окошко Цель: развивать подвижность нижней челюсти. Рот открыт. Губы в улыбке. Открывать и закрывать рот в определенном темпе ().

16 4. Пение гласного звука у Цель: вырабатывать умение управлять языком. Рот открыт. С напряжением вытянуть губы вперед, зубы сомкнуты, добавить голос (произнесение гласного звука у) (3-4раза). Утром заинька проснулся, Комплекс «Зима» 2 Приложение 8 чашечку достал. Чай с вареньем выпивал. «чашечка» «вкусное варенье» И во двор собрался быстро Всё лопаткой чистил чисто. «лопаточка» А потом он шёл гулять, Всех животных навещать. Там в берлоге много храпу, Мишка спит, сосёт он лапу «втягивание щек» Навестил своих друзей И домой бежит скорей.

17 1.Чашечка Цель: укреплять мышцы языка, выработать подъем боковых краев и кончика языка, умение удерживать язык в таком положении. Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. В таком положении язык удержать. 2.Вкусное варенье Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность языка, выработать подъем широкой передней части языка. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком из стороны в сторону (). 3. Лопаточка Цель: выработать умения делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе, удерживать в таком положении от 1до Втягивание щек Цель: развитие речедвигательного аппарата. Втягивание щек в ротовую полость между зубами, губы вытянуты вперед ().

18 Приложение 9 Комплекс «Домашние птицы» Утром солнышко проснулось, Широко нам улыбнулось. «улыбочка» «Птичий двор, пора вставать, Надо зёрна поклевать». Вот идёт надутый гусь, «трубочка» «надувание щек» Он драчливый, я боюсь. Он щипает клювом пятки Убегайте без оглядки. Это наш большой индюк «индюк» Клюв его похож на крюк, Громко песни он поёт, Утром спать мне не даёт. На качель взлетел цыплёнок, «качели» Он хорошенький с пелёнок, Громко песенки поёт, Червячка от мамы ждёт. «произнесение слога пи на выдохе» «змейка» 1. Улыбочка Цель: укрепить круговую мышцу рта, развивать умения растягивать губы в улыбке. Широко растянуть рот в улыбке, затем удерживать в таком положении.

19 2. Трубочка Цель: укрепить круговую мышцу рта, развивать умения вытягивать вперед округленные губы. С напряжением вытянуть губы вперед, зубы сомкнуты, удерживая в таком положении определенное время. 3. Надувание щек Цель: развитие речедвигательного аппарата. Надувание обеих щек одновременно (). 4. Индюк Цель: выработать подъем языка и подвижность его передней части. Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышаться звуки бл-бл (). 5. Качели Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка. Рот открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка достать до кончика носа, а потом до подбородка (). 6. Произнесение слога на выдохе Цель: вырабатывать плавную воздушную струю. Сделать глубокий вдох через нос, а выдох через рот, довить голос ( пение слога пи, медленно) (). 7. Змейка Цель: вырабатывать умение делать язык узким и развивать его подвижность. Рот приоткрыт. Язык лежит на нижней губе. Движения языком вперёд - изо рта, затем обратно в рот ().

20 Приложение 10 Комплекс «Зимующие птицы» Вот синичка прилетела, «качели» И на веточку присела. Чистит пёрышки с утра «стук зубами» Не страшны ей холода. Это что за птица К нам в окно стучится. И на крышу дома Медленно садится. Вдалеке стучится дятел «трубочка» «язык за верхние зубы» «лопаточка» «дятел» Д-д-д по дереву. Он сегодня весел Червячки нашлись ему. «змейка» 1. Качели Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка. Рот открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка достать до кончика носа, а потом до подбородка (). 2. Стук зубами Цель: укрепить круговую мышцу рта. Рот открыт. Губы в улыбке. Постучать верхними и нижними зубами одновременно ().

21 3. Трубочка Цель: укрепить круговую мышцу рта, развивать умения вытягивать вперед округленные губы. С напряжением вытянуть губы вперед, зубы сомкнуты, удерживая в таком положении определенное время. 4. Язык за верхние зубы Цель: укрепить мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным. Рот открыт. Губы в улыбке. Поднять кончик языка к удерживать в таком положении от 1до 5. верхним зубам, 5. Лопатка Цель: выработать умения делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе, удерживать в таком положении от 1до Дятел Цель: укрепить мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным. Рот открыт. Губы в улыбке. Постучать кончиком языка за верхними зубами, отчётливо произнося твёрдый звук д (). 7. Змейка Цель: вырабатывать умение делать язык узким и развивать его подвижность. Рот приоткрыт. Язык лежит на нижней губе. Движения языком вперёд - изо рта, затем обратно в рот ().

22 Приложение 11 Жил на свете серый зайка Всем кричал: «Со мной играй-ка» Комплекс «Приключения зайки» 1 Утром рано просыпался, Чисто - чисто умывался. Открывал на окнах шторку, Делал влажную уборку. Про зарядку не забыл. «улыбочка» «чищу зубы» «широко открытый рот» «конфетка» «качели» Грызть морковку приступил. 1. Улыбочка Цель: укрепить круговую мышцу рта, развивать умения растягивать губы в улыбке. Широко растянуть рот в улыбке, затем удерживать в таком положении. 2. Чищу зубы Цель: вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вверх-вниз (). 3. Широко открытый рот Цель: укрепить круговую мышцу рта, развивать умения широко открывать рот, как при произнесении звука а. Рот открыт широко. Удерживать в таком положении.

23 4. Конфетка Цель: выработать умение делать язык узким, напрягая его мышцы. Рот закрыт. Язык напряжен. Кончиком языка ударять поочередно в обе щеки (3-4 раза). 5. Качели Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка. Рот открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка достать до кончика носа, а потом до подбородка (). Жил на свете серый зайка Всем кричал: «Со мной играй-ка». Комплекс «Приключения зайки» 2 Приложение 12 Утром рано просыпался, Чисто - чисто умывался.. «улыбочка» «чищу зубы» В лес отправился скорей. Встретил много там друзей. У пруда сидит лягушка Села на язык ей мушка. Вот хомяк спешит домой «хомяк» Набил щёки он едой. Вот олень с рогами, Цок, цок, цок ногами. «лошадка» Он спешит, бежит рысцой. И скорей, скорей домой.

24 1. Улыбочка Цель: укрепить круговую мышцу рта, развивать умения растягивать губы в улыбке. Широко растянуть рот в улыбке, затем удерживать в таком положении. 2. Чищу зубы Цель: вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вверх-вниз (). 3. Хомяк Цель: развитие речедвигательного аппарата. Рот закрыт. Надувание обеих щек одновременно, изображая жевательные действия (). 4. Лошадка Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к небу (язык присасывается) и со щелчком оторвать ().

docplayer.ru

Артикуляционная гимнастика в детском саду: цели, методики, картотека упражнений

Артикуляционная гимнастика — это комплекс специальных упражнений для развития речевых органов, который обычно проводит логопед. Однако поскольку перед воспитателем тоже стоит задача развивать речь детей, он должен использовать эти упражнения и на своих занятиях. Помимо этого, воспитатель общается и занимается с детьми дольше, чем логопед, у него больше временных возможностей сделать речь каждого ребенка чистой (без нарушения звукопроизношения) и понятной окружающим.

Цели и задачи воспитателя при проведении артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика — это система упражнений, помогающая улучшить подвижность органов артикуляционного аппарата, увеличить объем, силу движений, а также выработать точность и дифференциацию артикуляционных поз (артикулем).

Это важно. Основная цель гимнастики — выработка качественных движений органов артикуляции и точного, правильного произношения звуков речи.

Исходя из заданий, ориентированных на различные органы артикуляции, можно выделить ряд задач гимнастики.

Таблица: задачи артикуляционной гимнастики

Все указанные органы артикуляции являются активными, играющими решающую роль в образовании звуков. Они выступают в качестве резонатора, придающего звуку силу и окраску. От их подвижности зависит чистота и точность произношения как одного звука (фонемы), так и слов в целом.

Воспитатель, как правило, проводит групповую артикуляционную гимнастику, но он должен учитывать индивидуальные особенности детей и предлагать дополнительные упражнения тем, кто имеет в речи большое количество нарушенных звуков (дислалию) или нечёткое произношение (стертую дизартрию). Также нельзя освобождать от гимнастики детей, которые, по мнению воспитателя, говорят чисто и правильно, их лучше просить выполнять более сложные упражнения, хвалить и ставить в пример другим детям.

Артикуляционная гимнастика способствует формированию правильной речи

Артикуляционная гимнастика будет максимально эффективной, если начинать её с раннего возраста (1–3 года). В этом возрасте дети учатся произносить звуки родной речи, и артикуляционная гимнастика поможет научиться произносить некоторые фонемы правильно.

Если у ребенка обнаружена задержка в развитии речи (после 3 лет), гимнастика станет отличным помощником в реабилитации. При заикании можно использовать гимнастику для расслабления мимических и артикуляторных мышц. При проведении различных упражнений можно заметить у ребенка трудности в выполнении определенных заданий и вовремя обратиться к специалисту. Таким образом, артикуляционная гимнастика может выполнять различные функции в зависимости от возраста детей:

  • профилактическую;
  • коррекционную;
  • диагностическую.

Чем раньше будут приняты меры по коррекции звукопроизношения, тем меньше времени потребуется на достижение результата — формирование чистой и правильной речи ребенка.

Методика проведения артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика может проводиться в группах, микрогруппах или индивидуально. В групповой форме гимнастику можно провести утром после зарядки, перед завтраком. В микрогруппах и индивидуально её обычно проводит логопед или родители. Артикуляционные упражнения бывают:

  • статические — необходимы для формирования артикуляционного уклада;
  • динамические — важны для точности переключения артикуляционной позы в потоке речи.

Выбор упражнений зависит от того, чему нужно научить детей. Воспитатель может составить комплекс упражнений на основании советов логопеда, чтобы учесть индивидуальные особенности детей, работать над их нарушенными звуками, участвовать в автоматизации звуков и коррекции нечёткой артикуляции. Методика проведения гимнастики включает в себя знакомство детей с инструкцией выполнения каждого упражнения, образцом и самостоятельным выполнением.

Основные правила проведения артикуляционной гимнастики:

  • продолжительность проведения зависит от возраста, но не должна превышать 10 минут;
  • во время гимнастики обязательно нужно использовать зеркало, чтобы ребенок видел свои органы артикуляции;
  • гимнастика должна проходить в игровой форме;
  • комплекс должен включать не менее 4–5 упражнений, но переутомлять детей большим количеством заданий не нужно;
  • если дети затрудняются в выполнении какого-либо упражнения, не заставляйте их, используйте зонды или чайные ложки;
  • всегда следите за правильностью и плавностью выполнения упражнений, помните, что качество важнее количества.

При выполнении артикуляционной гимнастики необходимо использовать зеркало

Артикуляционную гимнастику желательно выполнять по 2 раза в день, например, утром, после зарядки, и вечером. Заниматься ей нужно регулярно: если ребенок не пошел в детский сад, гимнастику с ним должны провести родители (если он не болеет).

Требования к детям зависят от возрастной группы:

  • младшая — ребятам достаточно запомнить основные упражнения и научиться их выполнять;
  • средняя — при выполнении упражнений язык не дрожит, движения более чёткие;
  • старшая и подготовительная — упражнения выполняются уверенно и быстро, дети хорошо справляются со статическими заданиями.

Для проведения гимнастики в младшей группе воспитателю нужно подготовить наглядный материал и дидактические игры, потому что таким детям выполнять гимнастику очень сложно: мышцы артикуляционного аппарата ещё слабые и малоподвижные, движения плохо контролируются, статические упражнения вызывают неприятные или даже болезненные ощущения. Гимнастика в младшей группе проводится не более 5 минут, включает в себя 4–5 упражнений, каждое из которых повторяется 2–3 раза. Статические упражнения дети должны выполнять по 2–3 секунды.

Картотека упражнений — таблица

Примеры конспектов занятий

Хороший пример артикуляционной гимнастики — выполнение упражнений под стихотворение. Дети, занимаясь театрализацией действий, в меньшей степени обращают внимание на сложность выполнения каких-либо упражнений и неприятные ощущения. Помимо этого, если у дошкольников что-то не получается, они не проявляют негативизма по отношению к заданию или воспитателю.

Таблица: фрагмент занятия С.В. Брюнеткиной «Котик Рыжик в детском саду»

Другой пример гимнастики — сказка о Весёлом Язычке. Для детей 3–4 лет рекомендуется использовать именно такие задания.

Таблица: фрагмент занятия О.Н. Понуровской «Сказка о Весёлом Язычке»

Наглядный материал для работы

Для артикуляционной гимнастики можно использовать множество различных картинок, игрушек, кубиков, альбомов и прочего дидактического материала. Кубики для артикуляционной гимнастики могут выступать как материал для различных игр и заданий.

Кубики для артикуляционной гимнастики

Смекалка педагога поможет найти применение таким кубикам на любой гимнастике. Например, каждый ребенок может взять по кубику и выполнить те упражнения, которые ему нравятся. Используя один кубик, дети в парах могут выполнить те задания, которые находятся перед ними, затем перевернуть кубик и сделать другие упражнения.

Фотогалерея: схемы кубиков для артикуляционной гимнастики
На первом кубике изображены упражнения для развития кончика языка и уздечки На втором кубике — упражнения для развития корня и кончика языка На третьем кубике — 1пражнения для развития языка и губ

Наглядный материал можно подобрать к каждому упражнению, ориентируясь на его название (например, «Хоботок», «Лопатка», «Заборчик» и т.д.). При этом ребенок должен видеть и артикуляционные позы — образцы выполнения задания.

Использование наглядного материала помогает заинтересовать ребенка при выполнении гимнастики

Самый эффективный и современный дидактический материал — логопедические игрушки для артикуляционной гимнастики. Если эта игрушка логопедическая, это не значит, что её не может использовать воспитатель. Зверюшке можно дать имя и приглашать её на занятия. Дети с удовольствием будут слушаться полюбившегося персонажа. Такая игрушка станет любопытным гостем на занятии, другом и помощником каждого ребенка. Она же будет выполнять и образовательную, и воспитательную функцию.

Игрушка для гимнастики может шевелить язычком, если просунуть в него пальцы

Какую игрушку приобрести — не важно. Можно даже сделать её своими руками. Если в её создании примут участие дети, заниматься с ней они будут еще охотнее.

Шевеля язычком, игрушка показывает детям, что нужно делать

Начинайте проводить артикуляционную гимнастику с детьми с самого раннего возраста, используйте интересные и разнообразные способы привлечения их к работе: картинки, игрушки, кубики. Не заставляйте дошкольников, если у них что-то не получается, — помогайте им. Перечисленные упражнения кажутся взрослым простыми и веселыми потому, что мы с лёгкостью можем выполнить любое упражнение, но для детей это большой труд. Не забывайте проводить гимнастику каждый день, тогда количество перерастёт в качество, и ребёнок научится выполнять всё быстро и уверенно. А качественно выполняемая артикуляционная гимнастика — это залог чистой и правильной речи.

Здравствуйте. Меня зовут Кристина. Мне 21 год. Образование - психолого-педагогическое. Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

melkie.net

Картотека Артикуляционной гимнастики для 2 младшей группы

Артикуляционная гимнастика «Рыбка шевелит губами»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Смыкать и размыкать губы.

Артикуляционная гимнастика «Птенцы»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Широко открывать и закрывать рот.

Артикуляционная гимнастика «Улыбка»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Растянуть губы в стороны, не показывая зубов.

(удерживать до 10).

Артикуляционная гимнастика «Трубочка»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Вытянуть губы вперед, как хоботок. (удерживать до 10).

Артикуляционная гимнастика «Улыбка-трубочка»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Чередовать до 10 раз.

Артикуляционная гимнастика «Лопаточка»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот открыт, удерживать широкий язык на нижней губе под счет: до 5, до 10…

Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу.

Артикуляционная гимнастика «Заборчик»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать до 10.

Артикуляционная гимнастика «Бублик»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Зубы сомкнуть. Губы округлить и чуть вытянуть вперед так, чтобы верхние и нижние резцы были видны. Удерживать.

Артикуляционная гимнастика «Шарик»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Надуть щёки, сдуть щёки.

Артикуляционная гимнастика «Часики»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот открыт. Высунуть острый язычок вперед и работать им слева направо, из одного угла рта в другой: «Тик-так, тик-так». (10-12 раз).

Артикуляционная гимнастика «Лошадка»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Лошадка идет и скачет. Цокать кончиком языка. (8-10 раз).

Лошадка остановилась. Произносить: Пррр…пррр…,вибрируя губами (5 раз).

Артикуляционная гимнастика «Качели»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот открыть. Тянуть кончик языка то вверх, к носу, то вниз, к подбородку. Язык качается: вверх-вниз, вверх-вниз (10 раз).

Артикуляционная гимнастика «Непослушный язычок» (расслабление мышц я зыка)

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя»,

«пя-пя-пя»… (10 раз).

Артикуляционная гимнастика «Веселая змейка»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот открыт. Кончик языка то высунуть вперед, то спрятать (8-10 раз).

Артикуляционная гимнастика «Пятачок»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Вытянуть вперед губы пятачком и покрутить им вправо-влево, вправо-влево…(8-10 раз).

sundekor.ru