Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Звук и буква А " (старшая группа). Конспект по обучению грамоте звук и буква и
Конспект занятия по обучению грамоте "Звук И, буква И"
«Звук и буква «И»
Цель: Закрепить навыки различения и произношения звука «И»; учить выделять звук в начале, середине, конце слова, подбирать родственные слова; познакомить с понятием «мягкий согласный»; формировать навыки анализа и синтеза слогов, чтения слогов; работать над предложением; развивать фонематический слух, внимание, память, логическое мышление.
Оборудование: Предметные картинки на звук «И», карточки для определения позиции звука в слове, наборы для составления схем слогов, предложений, кассы букв и слогов, демонстрационные домики для игры «Найди свой домик».
Ход занятия:
1. Логопед обращает внимание детей на букву из азбуки в картинках и предлагает назвать её, произнести звук, который она издаёт.
Дети произносят звук «И», дают ему характеристику: гласный, поётся.
- При произнесении звука «И» воздух не встречает преграду, звук можно
произносить долго, можно петь, губы растягиваются, воздух проходит в
более узкую щель, чем при произнесении звуков «А», «О».
- Что такое звук ?
- Что такое буква ?
2. Фонетическая зарядка.
- Как кричит осёл ? ( и-а, и-а)
- Как кричит лошадь ? (и-го-го)
3. Чистоговорки, языколомки, скороговорки со звуком «И».
Индюку и лучший друг
Скажет честно: «Ты-индюк!»
Индюк из города идёт,
Игрушку новую везёт.
Игрушку не простую-
Индюшку расписную.
4. Определение места звука «И» в слове. (работа по карточкам)
- В какой позиции слышен звук «И» в словах ?
грабли, пила, ослик, кино, икра, игра, слива, иволга, аист, мир, кефир.
5. Подбор родственных слов.
- Слова: игра, игрушка, игрушечный, игривый, игрун – похожи на одно
слово «Играть», это - семья слов, это - родственные слова.
Закончите предложение подходящим словом из этой семьи родственных
слов.
Словесная игра «Доскажи словечко»:
Знает наша детвора:
Прятки – лучшая … (игра)!
Всех ребят хотим собрать,
В прятки будем мы …(играть)!
Наш щенок такой шалун,
Забияка и … (игрун)!
Мой котёнок шаловливый,
Очень ласковый, … (игривый)!
У малышки – погремушка,
Очень шумная … (игрушка)!
6. Знакомство с буквой «И».
а) Показ буквы.
б) Сколько элементов в букве?
в) Прорисовывание буквы в воздухе.
Физкультминутка.
Дети маршируют на месте. На звук «А» останавливаются, на звук «У» приседают,
на звук «И» хлопают в ладоши.
7. Логопед: Звуки иногда дружат. Если дружат одни гласные – то получается слияние, а если гласный звук дружит с согласным – слог. Давайте послушаем, что получится, когда дружат согласный и гласный «МА», «КУ», «НЭ» согласные в этих случаях звучат твёрдо, потому что гласные с которыми они дружат – сердитые, строгие. Когда же согласные дружат со звуком «И», то они становятся мягкими, потому что звук «И» - добрый : «МИ», «ЛИ», «НИ».
Обозначаются мягкие согласные фишками зелёного цвета.
8. Анализ и синтез слогов.
Логопед произносит слоги с мягкими и твёрдыми согласными, дети
выкладывают слоги в кассах, отмечают их фишками.
- Сколько звуков ? - Какой первый звук ? - Какой второй звук ?
9. Упражнение «Трансформация слогов».
- в слоге «КА» заменить согласный звук «К» на согласный звук «М».
- в слоге «ВО» заменить гласный звук «О» на гласный звук «И».
Проверить фишки.
10. Дидактическая игра «Найди свой домик».
У детей карточки со слогами, их нужно разместить в домики: мягкие –
с зелёной крышей, твёрдые – с синей.
11. Микрорассказ для определения количества слов в предложении.
«В лесу».
Зина и Зоя гуляли в лесу. Они искали землянику. Но вот они заметили змею.
Девочки испугались змеи.
Составить схему последнего предложения.
12. Работа в тетради.
13. Итог занятия.
infourok.ru
Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте "Звук и буква И"
Конспект занятия по обучению грамоте, тема «Звук и буква И»
Задачи:
Образовательные: Закреплять понятие звук и буква «И».
Совершенствовать умение выделять гласный звук [и];
Закреплять понятие «гласный звук»;
Учить образовывать существительные ед. числа в множественное
Развивающие: развивать чёткое произнесение звука «И».
развивать зрительно – моторную координацию
Воспитательная: воспитывать уважение к ответам товарища.
Оборудование: картинка попугая, буква И со стрелочками, картинки с буквой И, паровоз, карандаши красного цвета, листы – ассоциации, фишки, счетные палочки, не достающие элементы буквы И, конфеты, ларец.
1)Организационный момент.
Сегодня мы отправимся в путешествие, а к кому вы попробуйте отгадать. Я вам буду говорить слова, а вы попробуйте догадаться к кому мы отправимся. Слушайте внимательно! ( Машина, Ирина, Марина, Карина) Правильно, мы оправимся с вами к звуку и букве И. На далёкий остров.
- Путешествие далекое, интересное, но опасное, так как на нашем пути могут встретиться неожиданности. Я думаю, что мы с ними обязательно справимся: ведь все вы у меня смелые, дружные, сообразительные и находчивые.
2) Основная часть
2.1
- В путешествие с нами отправится попугай Игрюша.
Ребята, посмотрите у вас на столах разложены карточки. Назовите, что на них изображено. А теперь подойдите к доске те, у которых в словах звук [И] находится на первом месте, в середине, в конце. ( у кого правильно даю фишки)
На счет три закрываю картинки, давайте вспомним, в каких словах звук [И] стоит на первом месте, в середине, на последнем.
Молодцы, справились с этим заданием.
2.2.Отправляемся дальше.
Давайте встанем и произнесем звук [И]. Кто растянет самую длинную нитку.
А теперь сядут и прохлопают те, ребята у кого есть в имени звук [И], а теперь протопают те ребята и сядут на свое место у кого есть звук [C].
Кто помнит, как называются буквы, которые не встречают во рту препятствий. – это гласные.
Правильно ! Он гласный, потому что его можно пропеть. Обозначается красным цветом. Нестер, каким цветом мы обозначаем звук [И]?
Сейчас я вам буду называть слова, а вы должны будете поднять красный флажок, если услышите звук [И]. Молодцы, справились с заданием.
2.3 Звук называется [И], а буква? Да, они называются одинаково.
Звук «И» обозначается вот такой буквой «И».Две палочки прямые,Меж ними ремешок.Он снизу вверх направоИдёт наискосок.
На что похожа буква И?
Давайте нарисуем букву И в воздухе. А теперь возьмите палочки и напишите из них букву И. У буквы И поесок на искосок. Нужно взять две палочки и положить их вертикально на расстоянии друг от друга , а потом соединить их палочкой, которая идет с лева на право по диагонали.
Построим из пальцев букву «И».Указательные пальцыСловно столбики застыли.Средний левой чуть нагнулся,Пальца правой дотянулся.
Каким цветом обозначается звук [И]? Почему ?
2.4
- Мы снова отправляемся в путь. Прибыли на станцию «Один – много»
Я назову один предмет, а вы – много таких предметов.носок – носки чулок – чулки гудок – гудки замок – замки комок - комкипесок – пески мелок - мелки
- И с этим заданием справились.
2.4 Поехали дальше. Станция называется «Найди правильную букву»
Посмотрите, ребята. Как много у нас букв. Но вам нужно найти, только правильную букву И. Каждый из вас возьмет себе только одну букву. Будьте внимательными. ( даю фишку)
2.5 Отправляемся дальше. Станция « Сделай правильно»
По строчке пробежался ластик и стёр элементы буквы «И». Допишите их.
2.6 Мы с вами добрались до нашей буквы И. Посчитайте, сколько фишек вы заработали? Посмотрите, буква И приготовила нам коробочку.
Давайте посмотрим что в ней?– Молодцы, ребята! Отправляемся домой.
3) Итог занятия
- С какой буквой мы сегодня познакомились?
- Каким цветом обозначаем?
- Что понравилось больше всего?
- Вы настоящие путешественники: смелые, находчивые, сообразительные.
infourok.ru
Конспект занятия по обучению грамоте "Звук [и] и буква И"
Конспект занятия по обучению грамоте.
Тема. Звук [и] и буква И.
Коррекционно-образовательные цели. Закрепление понятия «гласный звук», представления о том, что гласные звуки обозначаются красным цветом (фишкой). Знакомство с буквой И.
Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание внимания, интереса детей к занятию посредством включения в него игровых и занимательных моментов. Развитие самоконтроля за речью детей.
Оборудование. Игрушка Госпожа Азбука. Пособие «Город гласных и согласных». Схемы по количеству детей для звукового анализа, фишки красного цвета. Предметные картинки, начинающиеся на звук [и]. Предметные картинки, в названии которых звук [и] стоит в разных фонетических позициях. Картинка для проговаривания чистоговорки. Буквы А, У, О, И. Картинка и изображением предметов и соответствующих им букв. Картинка, на которой изображены предметы, похожие на букву И. «Мой букварь», «Играйка-грамотейка», «Играйка-читайка» и тетради № 1 по обучению грамоте Н.В.Нищевой. Пособие «Алфавит телодвижений». Палочки для выкладывания буквы.
Предварительная работа. Дети повторяют понятия «звук речи», «гласный звук»; произносят звук [о] в разных голосовых регистрах (шепотом и громко), длительно и отрывисто. Упражнения: «Послушаем тишину», «Лесенка», «Эхо». Повторяют правила про звуки и буквы. Подбирают слова, начинающиеся со звука [о].
Ход занятия.
1.Организационный момент. Установка на самоконтроль за речью. Игровой момент.
Логопед приглашает детей в группу, организует приветствие, предлагает встать около стульчиков.
Логопед. Ребята, давайте повторим, о чем мы узнали на прошлом занятии.
Дети. Мы говорили о звуках и буквах. Познакомились со звуком [о] и узнали букву О.
Логопед. Звук [о] какой?
Дети. Гласный, его можно петь.
Логопед. Ребята, как мы будет стараться говорить на занятии?
Дети. Будет говорить четко, внятно, чтобы было всем понятно!
Логопед. Сегодня Госпожа Азбука принесла нам новые интересные задания и познакомит нас с новым звуком и буквой.
2.Объявление темы.
Логопед. Посмотрите на доску (на доске прикреплены картинки, в названии которых в начале слова стоит звук [и]: иглы, индюк, ирис). Как вы думаете, с каким звуком хочет познакомить нас Госпожа Азбука?
Дети называют картинки. Определяют, что все они начинаются с одного и того же звука – звука [и].
Логопед. К нам в гости пришел звук [и]. Давайте расскажем, что мы знаем о нем?
3.Характеристика звука. Характеристика звука [и], обозначение его фишкой красного цвета.
Логопед. Давайте споем звук [и].
Дети выполняют упражнение «Лесенка».
Логопед. Как называются звуки, которые мы может петь?
Дети. Гласные.
Логопед. Молодцы! Звук [и] – это гласный звук. Мы будем обозначать его красным цветом (показ графического изображения звука).
4. Развитие артикуляционной моторики, слухового внимания, фонематического слуха. Проговаривание чистоговорки, выделение слов с новым звуком, подбор слов на новый звук.
Логопед. Ребята, посмотрите на картинку. Послушайте чистоговорку и повторяйте за мной.
Ира с Игорем играли,
Все игрушки разбросали.
Дети проговаривают чистоговорку сначала медленно, потом ускоряя темп.
Логопед. Скажите, какие слова начинаются со звука [и]?
Дети. Ира, Игорь, играли, игрушки.
Логопед. Молодцы!
5. Развитие фонематических процессов, общей и мелкой моторики. Игра «Поймай звук». Работа со схемами и фишками красного цвета.
Логопед. Давайте мы с вами поиграем с новым звуком. Я буду произносить разные звуки и слова, а вы хлопните, когда услышите гласный звук [и].
Дети играют в игру «Поймай звук».
Логопед. Молодцы, научились слышать звук [и]. А теперь давайте найдем на картинке предметы, начинающиеся на звук [и]
Дети. Ирис, игры, ива.
Логопед. А какое имя можно дать девочке, чтобы оно начиналось на звук [и]?
Дети. Ира, Инна.
Логопед. Молодцы! А как показать звук [и] в слове?
Дети. У нас есть схемы слова и фишки.
Логопед. Правильно! Гласный звук [и] мы будем обозначать красным цветом.
Логопед. Посмотрите, какие картинки приготовила для вас Азбука. В них звук [и] стоит в начале, середине или в конце слова. Мы с вами будем называть картинки, и находить, в каком месте в слове стоит звук [и] – в начале или середине слова. Слова: ива, тина.
Дети выполняют звуковой анализ слов. Проговаривают, где стоит звук в каждом слове.
Логопед. Молодцы, ребята!
6. Знакомство с буквой. Анализ элементов буквы, «рисование» буквы в воздухе, на теле (прием «дермолексии»), изображение буквы И в схеме тела («Алфавит телодвижений»), выкладывание буквы из палочек, работа в тетради. Развитие общей и мелкой моторики. Соотнесение картинок и соответствующих им букв.
Логопед. Ребята, звук [и] «живет» в букве И (показ маленькой и большой буквы). Буква И будет тоже «жить» в красном домике в городе гласных и согласных. Как вы думаете, почему?
Дети. Потому что в букве И прячется звук [и], а он – гласный. А гласные звуки мы обозначаем красным цветом.
Логопед. Ребята, посмотрите, из каких элементов состоит буква И.
Дети. Буква И состоит из трех элементов.
Логопед. Два столбика стоят рядком.
Между ними – поясок, натянутый наискосок.
Логопед показывает картинку с забавными изображениями буквы И, картинку, на которой изображены предметы, похожие на эту букву.
Давайте «возьмем» пальчики-карандашики и напишем в воздухе букву И.
Дети «пишут» в воздухе букву И.
Логопед. Молодцы, а теперь давайте напишем букву И на спинках друг у друга. Вставайте «паровозиком».
Дети «пишут» букву на спинах друг друга.
Логопед. Молодцы! А еще можно показать букву И с помощью рук и ног. («Алфавит телодвижений»).
Дети показывают букву И.
Логопед. Ребята, а давайте выложим букву И из палочек.
Дети выкладывают.
Логопед. Молодцы! А теперь давайте в тетрадях по точкам обведем новую букву. А остальные задания вы выполните дома.
Дети работают в тетради.
Логопед. Молодцы, ребята, теперь вы знаете, как пишется буква И. А сколько букв мы уже с вами знаем.
Дети. Четыре буквы: А, У, О, И.
Логопед. Ребята, Азбука приготовила для нас еще одно задание. Посмотрите на картинку (на картинке изображены - ослик, арбуз, удочка, окунь, индюк и четыре буквы). Давайте назовем картинки, выделим первый звук в названии и подберем нужную букву.
Дети проговаривают, соотносят букву (устно), а логопед – на доске.
Логопед. Молодцы, справились с заданием! Ребята, наш веселый поезд привез новые буквы. Прочитайте, что привез наш поезд.
Дети читают: Иа, иу, ио.
Логопед. Правильно! А теперь я поменяю вагончики местами. Что получилось?
Дети. Аи, уи, ои.
Логопед. Молодцы! Будем с нетерпеньем ждать веселый поезд с новыми буквами!
7. Подведение итогов. Оценка.
Логопед. Ребята, сколько интересного мы с вами сегодня узнали. Давайте, вспомним.
Дети повторяют, о чем говорили на занятии. Логопед с Госпожой Азбукой оценивают работу детей.
infourok.ru
Конспект урока по обучению грамоте "Звук и буква Оо"
Тема: «Знакомство с буквой Оо»
Цель: Познакомить учащихся со звуком [о] и буквой о, которая его обозначает.
Задачи:
Образовательная: учить акцентированному произношению гласных звуков, зафиксированных в звуковых моделях слов;
Развивающие: развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; развивать психические процессы учащихся: память, внимание.
Воспитывающие: воспитывать у учащихся доверительные отношения, культуру учебного труда.
Формирование УУД:
Личностные: определить какие модели языковых единиц учащимся уже известны, а какие еще нет.
Познавательные (логические): анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с целью выделения звуков обозначаемых новой буквой.
Коммуникативные: работа в парах.
Ход урока
Орг. момент
Прозвенел уже звонок,
Начинаем мы урок.
- К какому уроку вы подготовились? (обучение грамоте) Давайте проверим, как вы это сделали, а поможет нам в этом … (букварь, тетрадь для печатания, пенал, модели звуков) и хорошее настроение!
2. Активизация знаний
Игра «Ножки – ладошки»
- Вам буду говорить утверждения, если вы согласны – хлопайте, а если нет – топайте.
1. Буквы мы пишем и видим. +
2. Звуки русского языка делятся на гласные и согласные. +
3. При произношении гласного звука встречается преграда. –
4. Звуки мы пишем. –
5. Звук при письме обозначаем буквой. +
6. Гласные бывают твердые и мягкие. –
7. При произнесении согласного звука встречается преграда. +
3. Введение в тему
Игра «Доскажи словечко»
Летом в огороде – свежие, зеленые,
А зимою в бочке – желтые, соленые.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас?.. (огурцы)
Осел лениво в гору брел,
А над ним парил … (орел)
- Кто объяснит, что значит «парил»? (держаться в воздухе на неподвижно распростёртых крыльях)
3. Шубу теплую в колечках
Носит тихая … (овечка)
4. Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском,
Голова и 8 ног,
Вот и весь я - … (осьминог)
5. Апельсины и бананы
Очень любят … (обезьяны)
6. Стройный, быстрый, рога ветвисты,
Пасется весь день. Кто же это? … (олень)
- Что общего во всех словах отгадках? (буква о)
4. Постановка темы урока
- Кто может мне назвать тему урока? (буква и звук о) иллюстрация
- Правильно, мы сегодня познакомимся с этой буквой и узнаем, какой звук она обозначает.
- На что похожа буква О?
«О знакома нам давно,
О как в дереве дупло.
Буква О, буква О –
Круг, баранка, колесо» слайд
- Возьмите зеркальце и произнесите звук О. Что вы можете рассказать о положении губ? (похожи на букву о)
- Дайте характеристику звука (гласный) Докажите…
- Если звук гласный, то фишкой какого цветы мы будем его обозначать? (красной) фишка
- А какие слова вы знаете с этим звуком?
5. Физминутка
6. Работа в тетради для печатания
«Я тетрадочку открою …» + «Пальчиковая гимнастика»
- В тетради для печатания, какую букву мы будем печатать? (печатную)
- А кто заметил, чем печатная отличается от письменной? (нет наклона)
- Пропишите со мной в воздухе букву.
- Пропечатайте 5 заглавных букв О.
- В каких случаях мы будем использовать заглавную букву?
- Найдите отличие между заглавной и маленькой буквой. (размер)
- Пропечатайте 5 маленьких букв.
Поиграем в игру, я вам буду называть детенышей, а вы их родителей:
Котенок… (кот и кошка)
Щенок… (собака)
Ягненок … (овца и баран)
Слоненок … (слониха и слон)
- Составим звуковую схему к слову СЛОН.
□□□□
- Возьмите цветные карандаши. Какой 1 звук? (с) – Дайте его характеристику (согласный, твердый, синяя) Какой 2 звук? (л) Характеристика (согласный твердый, синяя). 3 и 4 звуки раскрасьте самостоятельно. Что у вас получилось? (гласный, красная и согласный твердый синяя)
- Сколько в этом слове гласных? (1)
- Выделите его (о)
- Так вот ребята, в слове СЛОН при письме звук О стоит после твердого согласного и мы будем обозначать его буквой О. Как вы считаете, заглавную или маленькую букву я должна записать? Почему? Запишите.
- На полях нарисуйте красный квадрат. Что мы этим скажем? (звук гласный)
7. Работа по учебнику
- Открываем учебник на стр.36. При помощи каких цифр пишется это число? (3 и 6)
- Прочитайте стихотворение в начале учебника… (сильный ученик)
- Какой предмет изображен ниже? (полка)
- Глядя на звуковую схему, что вы уже можете сказать про это слово? (в нем 5 звуков) Почему? (5 окошек)
- Составьте звуковую модель этого слова. □□□□□
1 ребенок у доски
- У кого также?
- Сколько гласных звуков в этом слове? (2)
- Выделите 1 звук (о)
- После какого согласного он стоит? (твердого)
- Итак, если звук о стоит после твердого согласного, то на письме он обозначается какой буквой О? (вывесить на доску)
- Какой второй гласный? (а)
- Какой буквой будем обозначать? (а) Почему? (после твердого)
8. Физминутка
9. Первичное закрепление
- Как вы думаете, как зовут девочку? Посмотрите на буквы, они Вам подскажут. (Оля)
- Смоделируйте ее имя самостоятельно. (1 ребенок у доски)
- Сколько гласных звуков? (2)
- Давайте заменим их буквами.
- Ваши предложения…
- Почему заглавная? (имя) Какой буквой заменим 3 звук? (я) Почему, мы ведь слышим а? (после мягкого).
10. Игра «Четыре осы»
1. ос_ _ а
На этой «осе» в октябре позолота. (осина)
2. ос_ _ а
А эта растет на лугу у болота. (осока)
3. _ ос _ _ _ а _ _
Эта «оса» на Луну улетает. (космонавт)
4. _ ос _ _ _ _ а
Эта на солнце худеет и тает. (сосулька) слайд
11. Определение места звука в словах
- Посмотрите на карточки. Какое задание мы сейчас выполним? (определим на слух местонахождение звука) карточки
- В учебнике на стр. 37 есть иллюстрации в названиях которых есть звук о. Простым карандашом соедините карточку с нужной схемой.
Проверка на доске.
- Какой вывод? (звук о бывает в начале, конце и середине слова)
12. Итог
- Чему был посвящен наш урок? (Буква О)
- Какой звук она обозначает? (о)
Продолжите:
- Меня огорчило…
- Я заполнил…
13. Рефлексия
- Прикрепите к доске то солнышко, которое соответствует вашему настроению.
Урок окончен!!!
6
kopilkaurokov.ru
План-конспект по обучению грамоте на тему: "Звук и буква Ии"
Дата: 1.10
Тема: Звук [и] и буква И
Цель: Звук [и], учить выделять звук из потока гласных звуков. Чтение и печатание слов с данной буквой. Закрепить умение анализировать прочитанный слог. Повторить умение проводить звуковой анализ изученных слогов и слов. Повторить понятия «звук», «буква», «гласный, согласный звук», «мягкий, твердый звук», «звонкий, глухой звук». Печатание данных слогов, слов.
· Учить выделять ударный гласный звук из начала слова.
· Учить соотносить звук с символом.
· Закрепление знаний о звуке [и] и букве И.
· Учить звуковому анализу и синтезу сочетаний гласных звуков, опираясь на схемы.
· Развивать фонематические процессы, мелкую моторику руки, логическое мышление.
· Воспитывать аккуратность, целеустремленность.
Оборудование: предметные картины, символы, буква И, Т, К, Ы, Н, Л, Ш, Р, Х.
Ход занятия:
I. Организационный момент:
Игра «Узнай звук по артикуляции».
У, И, О, У, А, И, У, О, У.
II. Знакомство с новой темой:
1. Артикуляционная гимнастика.
1. Улыбка;
2. Трубочка;
3. Чередование улыбки и трубочки.
2. Дыхательная гимнастика «Дирижер».
Руки поднимаем – делаем глубокий вдох.
Руки опускаем – выдох.
Выдох медленный, плавный.
3. Игра «Хлопни - постучи» на развитие фонематического слуха.
Когда услышите звук [а], хлопните в ладоши, когда услышите [и] постучите по парте.
У, А, И, А, У, О, И, О, У, И, А, У, О, О, И, У, Ы, Э.
4. Повторение материала.
1. Звук [и] какой?
2. Почему гласный?
3. Каким цветом мы обозначаем этот звук?
4. Вспомните слова, которые начинаются со звука [и].
5. Какой буквой обозначаем звук [и].
6. Что мы произносим и слышим? А что видим и пишем?
Произнесите его. В каком положении находятся губы? Откуда и как идет воздушная струя?
Губы открыты, воздушная струя идет через рот, не встречая преграды. Звук гласный. Обозначаем красным цветом и буквой И.
Из каких элементов состоит эта буква?
Если после согласного звука следует гласный И, то согласный звук будет мягким. Мы с вами говорили, что после Ш никогда не пишем букву Ы. Всегда после Ш пишем И, а будет читаться как Ы.
Прочитайте слоги:
КИ ТИ РИ ХИ МИ ЛИ НИ ШИ;
ИК ИТ ИР ИХ ИМ ИЛ ИН ИШ;
ФИЗМИНУТКА «СНЕЖИНКИ».
На поляну, на лужок,
Тихо падает снежок.
Улеглись снежинки,
Белые пушинки.
Но подул вдруг ветерок,
Закружился наш снежок.
Кружатся снежинки,
Белые пушинки.
5. Игра «Прочитай слова»:
КИТ СИЛА ШИЛО;
КИСКА КИНО ЛИМОН;
6. Игра «Определи место звука».
Игрушка, сила, диван, улица, иней, снегири, фонари, синий, искра, синица, двери и т.д.
7. Чтение слогов:
МНА НРА СМА ШМА СМУ СМЫ;
МНО НРО СНА ШНА ШНУ ШМЫ;
МНУ НРО СМО ШМО СНУ СНЫ;
МНЫ НРЫ СНО ШНО ШМУ ШМЫ;
МНИ НРИ СНИ ШНИ ШМИ ШНЫ;
8. Работа с палочками.
Выложите из палочек букву И. Из каких элементов состоит эта буква?
9. Работа в тетрадях:
Напишите под диктовку слоги:
КИ НИ ТИ РИ СИ;
Прочитайте написанные слоги.
10. Выкладывание слогов и слов под диктовку:
РИС КИНО СИЛА ШИЛО;
УСИКИ МАСКИ;
III. Итог.
С какой буквой познакомились сегодня на занятии?
Какие звуки обозначаются этой буквой?
Из каких элементов состоит эта буква?
Вспомните слова, которые начинаются со звука [И].
Вспомните слова, которые заканчиваются на звук [И].
Просмотр содержимого документа «План-конспект по обучению грамоте на тему: "Звук и буква Ии"»
Дата: 1.10 Тема: Звук [и] и буква ИЦель: Звук [и], учить выделять звук из потока гласных звуков. Чтение и печатание слов с данной буквой. Закрепить умение анализировать прочитанный слог. Повторить умение проводить звуковой анализ изученных слогов и слов. Повторить понятия «звук», «буква», «гласный, согласный звук», «мягкий, твердый звук», «звонкий, глухой звук». Печатание данных слогов, слов.
Учить выделять ударный гласный звук из начала слова.
Учить соотносить звук с символом.
Закрепление знаний о звуке [и] и букве И.
Учить звуковому анализу и синтезу сочетаний гласных звуков, опираясь на схемы.
Развивать фонематические процессы, мелкую моторику руки, логическое мышление.
Воспитывать аккуратность, целеустремленность.
Оборудование: предметные картины, символы, буква И, Т, К, Ы, Н, Л, Ш, Р, Х.
Ход занятия:
I. Организационный момент:
Игра «Узнай звук по артикуляции».
У, И, О, У, А, И, У, О, У.
II. Знакомство с новой темой:
1. Артикуляционная гимнастика.
1. Улыбка;
2. Трубочка;
3. Чередование улыбки и трубочки.
2. Дыхательная гимнастика «Дирижер».
Руки поднимаем – делаем глубокий вдох.
Руки опускаем – выдох.
Выдох медленный, плавный.
3. Игра «Хлопни - постучи» на развитие фонематического слуха.
Когда услышите звук [а], хлопните в ладоши, когда услышите [и] постучите по парте.
У, А, И, А, У, О, И, О, У, И, А, У, О, О, И, У, Ы, Э.
4. Повторение материала.
1. Звук [и] какой?
2. Почему гласный?
3. Каким цветом мы обозначаем этот звук?
4. Вспомните слова, которые начинаются со звука [и].
5. Какой буквой обозначаем звук [и].
6. Что мы произносим и слышим? А что видим и пишем?
Произнесите его. В каком положении находятся губы? Откуда и как идет воздушная струя?
Губы открыты, воздушная струя идет через рот, не встречая преграды. Звук гласный. Обозначаем красным цветом и буквой И.
Из каких элементов состоит эта буква?
Если после согласного звука следует гласный И, то согласный звук будет мягким. Мы с вами говорили, что после Ш никогда не пишем букву Ы. Всегда после Ш пишем И, а будет читаться как Ы.
Прочитайте слоги:
КИ ТИ РИ ХИ МИ ЛИ НИ ШИ;
ИК ИТ ИР ИХ ИМ ИЛ ИН ИШ;
ФИЗМИНУТКА «СНЕЖИНКИ».
На поляну, на лужок,
Тихо падает снежок.
Улеглись снежинки,
Белые пушинки.
Но подул вдруг ветерок,
Закружился наш снежок.
Кружатся снежинки,
Белые пушинки.
5. Игра «Прочитай слова»:
КИТ СИЛА ШИЛО;
КИСКА КИНО ЛИМОН;
6. Игра «Определи место звука».
Игрушка, сила, диван, улица, иней, снегири, фонари, синий, искра, синица, двери и т.д.
7. Чтение слогов:
МНА НРА СМА ШМА СМУ СМЫ;
МНО НРО СНА ШНА ШНУ ШМЫ;
МНУ НРО СМО ШМО СНУ СНЫ;
МНЫ НРЫ СНО ШНО ШМУ ШМЫ;
МНИ НРИ СНИ ШНИ ШМИ ШНЫ;
8. Работа с палочками.
Выложите из палочек букву И. Из каких элементов состоит эта буква?
9. Работа в тетрадях:
Напишите под диктовку слоги:
КИ НИ ТИ РИ СИ;
Прочитайте написанные слоги.
10. Выкладывание слогов и слов под диктовку:
РИС КИНО СИЛА ШИЛО;
УСИКИ МАСКИ;
III. Итог.
С какой буквой познакомились сегодня на занятии?
Какие звуки обозначаются этой буквой?
Из каких элементов состоит эта буква?
Вспомните слова, которые начинаются со звука [И].
Вспомните слова, которые заканчиваются на звук [И].
kopilkaurokov.ru
Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Звук и буква И"
Совместная деятельность с детьми 6-7 лет
Тема: Звук и буква И.
Цель: актуализация представлений о звуке и букве «И».
Задачи:
• совершенствовать умение характеризовать звук по схеме;
• учить выделять звук [И] из ряда гласных, слогов, слов;
• развивать фонематическое восприятие;
• совершенствовать навык определения позиции звука [И] в слове;
• закрепить представления о зрительном образе буквы «И»;
• совершенствовать навыки звукового анализа;
• развивать внимание, память, наглядно-образное мышление;
• совершенствовать навык образования множественного числа существительных.
Оборудование: мнемотаблица загадки «Ослик», предметные картинки (ослик, ива, апельсин, индюк, коньки, калитка, сидящий человек), план-схема описания гласного звука, магнитные буквы, цветные магнитные квадраты, кассы букв, мяч, тетради, карандаши.
Методы: Игровой, словесно-логический, самостоятельный.
Приемы: Художественное слово ( загадки ), пояснения, поощрение, физминутка, построение мнемотехнической дорожки, самостоятельная деятельность детей.
Формы работы: Индивидуальная, коллективная.
Этапы
Алгоритм действия педагога, поддерживающих активность и
познавательный интерес детей
Совместная деятельность детей и педагога.
Мотивационно-ориентировочный.
Цель: Мотивировать детей на включение в совместную деятельность
- Ребята, посмотрите на мнемотаблицу и отгадайте загадку:
Сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не лошадь.
- Правильно это ослик. К нам на занятие пришел ослик.
- А как вы думаете, как зовут этого ослика?
-Какой первый звук вы слышите в его имени?
- Правильно. Ослик хочет проверить, что вы знаете о звуке [И]
Дети с помощью мнемотаблицы отгадывают загадку
-Ослик
- ИА
- звук И.
Основной.
Цель: актуализация представлений о звуке и букве «И».
Физкультминутка. Цель: снятие мышечного напряжения.
-Давайте дадим характеристику звуку [И]. Расскажите ослику о звуке [И]:
- Молодцы в какой домик мы заселим звук И.
- Ребята, Иа хочет проверить, насколько вы внимательны. Я буду произносить ряд звуков, слогов и слов. А вы хлопайте в ладоши, если услышите звук [И]. Приготовились. Начали:
• У, А, И, А, У, О, И, О, У, И.
• ИК, ОМ, ИМ, АТ, КИ, ИТ.
• ЕЛЬ, ИВА, ЯБЛОКО, ИНДЮК, КАЗАК, ИГОЛКА, СЛИВА, КАША, МЫШЬ, ФИЛИН
- Ослик Иа принес с собой мячик. Я буду называть предмет и бросать мяч. Кто его поймает, называет этот предмет во множественном числе:
носок, чулок, замок, мелок, песок, комок, лепесток воротник
- Какой звук вы слышите в конце каждого слова?
- Ребята, а еще Иа принес для вас картинки (выставляет предметные картинки). Назовите, что это?
Что общего между этими словами?
- Ребята, давайте покажем ИА, как вы умеете определять место звука в слове. Определим место звука [И] в слове и скажем сколько слогов в этих словах.
-индюк
- коньки
-апельсин.
- А теперь немножко отдохнем
Ходит по двору индюк
Словно перьевой сундук
Он шагает не спеша
С боку на бок чуть дыша
Важно крыльями трясет
Индюшат к себе зовет
А они гуськом бегут
От отца не отстают
- Какой буквой обозначается звук [И]?
Посмотрите - это буква «И». На что она похожа? (Предлагается рассмотреть картинки «На что похожа буква И»).
Три иголки — буква И,
Пальчик ты не уколи!
- Ребята давайте вспомним, чем отличается звук от буквы, с помощью схемы.
- Нарисуйте букву «И» в воздухе (сидя и в полный рост). - А теперь давайте построим из пальцев букву «И»: Указательные пальцы,Словно столбики застыли.Средний левый чуть нагнулся,Пальца правой дотянулся.
-А теперь давайте прочитаем слоги, которые начинаются со звука И:
ИБ, ИД, ИТ, ИК- Ребята, ослик приготовил для вас загадку: Кудри в речку опустилаИ о чем-то загрустила,А о чем грустит, Никому не говорит.
- Напечатайте из букв кассы слово «ИВА». Кто хочет выйти к доске и сделать звуковой анализ слова «ИВА»?
- А сейчас вы садитесь за столы и прописываете букву И в своих тетрадях, а ослик ИА будет на вас смотреть.
1. Звук [И] - гласный,
2. Произносится с участием голоса (можно ощутить вибрацию голосовых складок).3. Звук [И] можно петь, тянуть.4. На письме обозначается красным цветом5. Губы растянуты в улыбке.Звук И заселим в «красный» домик
Дети хлопают в ладоши, если слышат звук И.
Дети ловят мяч и называют слова во множественном числе.
- Звук И
Называют что нарисовано на картинках
- В названии каждого предмета на картинке есть звук И
Звук находится в начале слова, в этом слове 2 слога
Звук И находится в конце слова, в этом слове 2 слога
Звук И находится в середине слова, в этом слове 3 слога
Дети выполняют движения согласно тексу.
Буквой И.Рассматривают картинки «На что – в похожа буква И».
Произносят стишок вместе с воспитателем
Буква- это то что мы видим и пишем, а звук- это что мы слышим и произносим.
Указательным пальцем рисуют букву И в воздухе.
Строят из пальцев букву И
Дети читают слоги
-Ива
- Один из детей подходит к мольберту печатает слово ива, а другой делает звуковой анализ.
Дети выполняют задания в тетради.
Рефлексивно-оценочный.
Цель: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха
- Ребята, о каком звуке мы сегодня говорили? Какой это звук?
-Какой буквой он обозначается?
– Молодцы, ребята. Ослику Иа очень понравилось у вас в гостях! Он был очень рад побывать у вас, но ослику пора возвращаться домой. До свидания ребята!
Мы говорили о звуке И. Это гласный звук, он поется, на письме обозначается красным цветом. Обозначается буквой И.
infourok.ru
Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Звук и буква А " (старшая группа)
Тема: «Звук и буква А»
Цели:
Учить ориентироваться относительно своего тела.
Познакомить со звуком и буквой А.
Формировать понятия «звук», «гласный звук», «буква».
Учить произносить звук «А» длительно, коротко, громко, тихо, с различной интонацией.
Формировать навыки звукового анализа.
Развивать внимание, память, общую и артикуляторную моторику.
Оборудование: зеркала, предметные картинки, изображение феи Фонетики, красный кружочек (символ звука «А»), карточки с изображением большой и маленькой буквы А, наборное полотно или магнитная доска.
Ход занятия
1.Организационный момент.
-Садится на место тот, кто выполнит команду (подними руки вверх, в стороны, правую руку вперед и т.д.).
2.Упражнение «Знакомство со звуком „А"».
-Девочка Аня заблудилась и заплакала: «А-а-а-а!» Услышала Аню фея Фонетика, нашла девочку и отвела домой. Обрадовалась Аня. А фея ей говорит: «Ты плакала, и я услышала очень грустный звук «А». Послушай, как можно произносить звук «А» радостно: «А-а-а-а!» Давай споем с тобой звук «А» вместе», - предложила Ане фея. И они спели: «А-а-а-а-а-! А-а-а-а! А-а-а-а!»
-Какой звук произносила Аня, когда плакала? Как произносила Аня звук «А»? (Грустно.) Как научила Аню произносить звук «А» фея Фонетика? (Радостно.) Как фея и Аня пели звук «А»?
-Вывод: звук «А» можно петь. Это гласный звук.
3.Упражнение «Долго — коротко, тихо - громко».
Уточнить артикуляцию звука «А». Произнести его перед зеркалом хором и индивидуально: долго, коротко, громко, тихо.
4.Упражнение «Слушай внимательно, выполняй старательно».
Познакомить детей с символом звука «А» (красный кружочек).
Предложить узнать его среди других гласных (поднять символ, если слышишь звук «А»).
5.Физкультминутка (см. занятие 16).
6.Упражнение «Где звук «А»?
-Фея Фонетика принесла для нас картинки. Послушайте, как я произнесу названия картинок: Аня, астры, Алик, аист, арка.
-Какой звук вы услышали в начале слова «Аня» (астры, Алик и т.д.)?
7.Упражнение «Знакомство с буквой А».
Рассмотреть карточки с изображением печатной буквы А, большой и маленькой.
Прочитать буквы хором и индивидуально.
8.Игра «Отгадай-ка».
Предложить детям отгадать загадки (отгадки на картинках):
В этом домике жильцы все - отличные пловцы. Что за дом у них такой? До краев налит водой?
Стою на крыше, всех труб выше.
Сам алый, сахарный, а кафтан зеленый, бархатный.
-Что объединяет эти загадки?
infourok.ru