Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Звук и буква А " (старшая группа). Конспект по обучению грамоте звук и буква и


Конспект занятия по обучению грамоте "Звук И, буква И"

 

«Звук и буква «И»

Цель: Закрепить навыки различения и произношения звука «И»; учить выделять звук в начале, середине, конце слова, подбирать родственные слова; познакомить с понятием «мягкий согласный»; формировать навыки анализа и синтеза слогов, чтения слогов; работать над предложением; развивать фонематический слух, внимание, память, логическое мышление.

 

Оборудование: Предметные картинки на звук «И», карточки для определения позиции звука в слове, наборы для составления схем слогов, предложений, кассы букв и слогов, демонстрационные домики для игры «Найди свой домик».

 

Ход занятия:

1. Логопед обращает внимание детей на букву из азбуки в картинках и предлагает назвать её, произнести звук, который она издаёт.

Дети произносят звук «И», дают ему характеристику: гласный, поётся.

- При произнесении звука «И» воздух не встречает преграду, звук можно

произносить долго, можно петь, губы растягиваются, воздух проходит в

более узкую щель, чем при произнесении звуков «А», «О».

- Что такое звук ?

- Что такое буква ?

 

2. Фонетическая зарядка.

- Как кричит осёл ? ( и-а, и-а)

- Как кричит лошадь ? (и-го-го)

 

3. Чистоговорки, языколомки, скороговорки со звуком «И».

Индюку и лучший друг

Скажет честно: «Ты-индюк!»

Индюк из города идёт,

Игрушку новую везёт.

Игрушку не простую-

Индюшку расписную.

4. Определение места звука «И» в слове. (работа по карточкам)

- В какой позиции слышен звук «И» в словах ?

грабли, пила, ослик, кино, икра, игра, слива, иволга, аист, мир, кефир.

 

5. Подбор родственных слов.

- Слова: игра, игрушка, игрушечный, игривый, игрун – похожи на одно

слово «Играть», это - семья слов, это - родственные слова.

Закончите предложение подходящим словом из этой семьи родственных

слов.

Словесная игра «Доскажи словечко»:

Знает наша детвора:

Прятки – лучшая … (игра)!

Всех ребят хотим собрать,

В прятки будем мы …(играть)!

Наш щенок такой шалун,

Забияка и … (игрун)!

 Мой котёнок шаловливый,

Очень ласковый, … (игривый)!

У малышки – погремушка,

Очень шумная … (игрушка)!

6. Знакомство с буквой «И».

а) Показ буквы.

б) Сколько элементов в букве?

в) Прорисовывание буквы в воздухе.

 

Физкультминутка.

Дети маршируют на месте. На звук «А» останавливаются, на звук «У» приседают,

на звук «И» хлопают в ладоши.

 

7. Логопед: Звуки иногда дружат. Если дружат одни гласные – то получается слияние, а если гласный звук дружит с согласным – слог. Давайте послушаем, что получится, когда дружат согласный и гласный «МА», «КУ», «НЭ» согласные в этих случаях звучат твёрдо, потому что гласные с которыми они дружат – сердитые, строгие. Когда же согласные дружат со звуком «И», то они становятся мягкими, потому что звук «И» - добрый : «МИ», «ЛИ», «НИ».

Обозначаются мягкие согласные фишками зелёного цвета.

 

8. Анализ и синтез слогов.

Логопед произносит слоги с мягкими и твёрдыми согласными, дети

выкладывают слоги в кассах, отмечают их фишками.

- Сколько звуков ? - Какой первый звук ? - Какой второй звук ?

9. Упражнение «Трансформация слогов».

- в слоге «КА» заменить согласный звук «К» на согласный звук «М».

- в слоге «ВО» заменить гласный звук «О» на гласный звук «И».

Проверить фишки.

 

10. Дидактическая игра «Найди свой домик».

У детей карточки со слогами, их нужно разместить в домики: мягкие –

с зелёной крышей, твёрдые – с синей.

 

11. Микрорассказ для определения количества слов в предложении.

«В лесу».

Зина и Зоя гуляли в лесу. Они искали землянику. Но вот они заметили змею.

Девочки испугались змеи.

Составить схему последнего предложения.

 

12. Работа в тетради.

13. Итог занятия.

 

infourok.ru

Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте "Звук и буква И"

Конспект занятия по обучению грамоте, тема «Звук и буква И»

Задачи:

Образовательные: Закреплять понятие звук и буква «И».

Совершенствовать умение выделять гласный звук [и];

Закреплять понятие «гласный звук»;

Учить образовывать существительные ед. числа в множественное

Развивающие:  развивать чёткое произнесение звука «И».

развивать зрительно – моторную координацию

Воспитательная: воспитывать уважение к ответам товарища.

Оборудование: картинка попугая, буква И со стрелочками, картинки с буквой И, паровоз, карандаши красного цвета, листы – ассоциации, фишки, счетные палочки, не достающие элементы буквы И, конфеты, ларец.

1)Организационный момент.

Сегодня мы отправимся в путешествие, а к кому вы попробуйте отгадать. Я вам буду говорить слова, а вы попробуйте догадаться к кому мы отправимся. Слушайте внимательно! ( Машина, Ирина, Марина, Карина) Правильно, мы оправимся с вами к звуку и букве И. На далёкий остров.

- Путешествие далекое, интересное, но опасное, так как на нашем пути могут встретиться неожиданности. Я думаю, что мы с ними обязательно справимся: ведь все вы у меня смелые, дружные, сообразительные и находчивые.

2) Основная часть

2.1

- В путешествие с нами отправится попугай Игрюша.

Ребята, посмотрите у вас на столах разложены карточки. Назовите, что на них изображено. А теперь подойдите к доске те, у которых в словах звук [И] находится на первом месте, в середине, в конце. ( у кого правильно даю фишки)

На счет три закрываю картинки, давайте вспомним, в каких словах звук [И] стоит на первом месте, в середине, на последнем.

Молодцы, справились с этим заданием.

2.2.Отправляемся дальше.

Давайте встанем и произнесем звук [И]. Кто растянет самую длинную нитку.

А теперь сядут и прохлопают те, ребята у кого есть в имени звук [И], а теперь протопают те ребята и сядут на свое место у кого есть звук [C].

Кто помнит, как называются буквы, которые не встречают во рту препятствий. – это гласные.

Правильно ! Он гласный, потому что его можно пропеть. Обозначается красным цветом. Нестер, каким цветом мы обозначаем звук [И]?

Сейчас я вам буду называть слова, а вы должны будете поднять красный флажок, если услышите звук [И]. Молодцы, справились с заданием.

2.3 Звук называется [И], а буква? Да, они называются одинаково.

Звук «И» обозначается вот такой буквой «И».Две палочки прямые,Меж ними ремешок.Он снизу вверх направоИдёт наискосок.

На что похожа буква И?

Давайте нарисуем букву И в воздухе. А теперь возьмите палочки и напишите из них букву И. У буквы И поесок на искосок. Нужно взять две палочки и положить их вертикально на расстоянии друг от друга , а потом соединить их палочкой, которая идет с лева на право по диагонали.

Построим из пальцев букву «И».Указательные пальцыСловно столбики застыли.Средний левой чуть нагнулся,Пальца правой дотянулся.

Каким цветом обозначается звук [И]? Почему ?

2.4

- Мы снова отправляемся в путь. Прибыли на станцию «Один – много»

Я назову один предмет, а вы – много таких предметов.носок – носки чулок – чулки гудок – гудки замок – замки комок - комкипесок – пески мелок - мелки

- И с этим заданием справились.

2.4 Поехали дальше. Станция называется «Найди правильную букву»

Посмотрите, ребята. Как много у нас букв. Но вам нужно найти, только правильную букву И. Каждый из вас возьмет себе только одну букву. Будьте внимательными. ( даю фишку)

2.5  Отправляемся дальше. Станция « Сделай правильно»

По строчке пробежался ластик и стёр элементы буквы «И». Допишите их.

2.6 Мы с вами добрались до нашей буквы И. Посчитайте, сколько фишек вы заработали? Посмотрите, буква И приготовила нам коробочку.

Давайте посмотрим что в ней?– Молодцы, ребята! Отправляемся домой.

3) Итог занятия

- С какой буквой мы сегодня познакомились?

- Каким цветом обозначаем?

- Что понравилось больше всего?

- Вы настоящие путешественники: смелые, находчивые, сообразительные.

infourok.ru

Конспект занятия по обучению грамоте "Звук [и] и буква И"

Конспект занятия по обучению грамоте.

Тема. Звук [и] и буква И.

Коррекционно-образовательные цели. Закрепление понятия «гласный звук», представления о том, что гласные звуки обозначаются красным цветом (фишкой). Знакомство с буквой И.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие фонематического слуха, навыка языкового анализа слов с новым звуком. Развитие зрительного и слухового внимания. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание внимания, интереса детей к занятию посредством включения в него игровых и занимательных моментов. Развитие самоконтроля за речью детей.

Оборудование. Игрушка Госпожа Азбука. Пособие «Город гласных и согласных». Схемы по количеству детей для звукового анализа, фишки красного цвета. Предметные картинки, начинающиеся на звук [и]. Предметные картинки, в названии которых звук [и] стоит в разных фонетических позициях. Картинка для проговаривания чистоговорки. Буквы А, У, О, И. Картинка и изображением предметов и соответствующих им букв. Картинка, на которой изображены предметы, похожие на букву И. «Мой букварь», «Играйка-грамотейка», «Играйка-читайка» и тетради № 1 по обучению грамоте Н.В.Нищевой. Пособие «Алфавит телодвижений». Палочки для выкладывания буквы.

Предварительная работа. Дети повторяют понятия «звук речи», «гласный звук»; произносят звук [о] в разных голосовых регистрах (шепотом и громко), длительно и отрывисто. Упражнения: «Послушаем тишину», «Лесенка», «Эхо». Повторяют правила про звуки и буквы. Подбирают слова, начинающиеся со звука [о].

Ход занятия.

1.Организационный момент. Установка на самоконтроль за речью. Игровой момент.

Логопед приглашает детей в группу, организует приветствие, предлагает встать около стульчиков.

Логопед. Ребята, давайте повторим, о чем мы узнали на прошлом занятии.

Дети. Мы говорили о звуках и буквах. Познакомились со звуком [о] и узнали букву О.

Логопед. Звук [о] какой?

Дети. Гласный, его можно петь.

Логопед. Ребята, как мы будет стараться говорить на занятии?

Дети. Будет говорить четко, внятно, чтобы было всем понятно!

Логопед. Сегодня Госпожа Азбука принесла нам новые интересные задания и познакомит нас с новым звуком и буквой.

2.Объявление темы.

Логопед. Посмотрите на доску (на доске прикреплены картинки, в названии которых в начале слова стоит звук [и]: иглы, индюк, ирис). Как вы думаете, с каким звуком хочет познакомить нас Госпожа Азбука?

Дети называют картинки. Определяют, что все они начинаются с одного и того же звука – звука [и].

Логопед. К нам в гости пришел звук [и]. Давайте расскажем, что мы знаем о нем?

3.Характеристика звука. Характеристика звука [и], обозначение его фишкой красного цвета.

Логопед. Давайте споем звук [и].

Дети выполняют упражнение «Лесенка».

Логопед. Как называются звуки, которые мы может петь?

Дети. Гласные.

Логопед. Молодцы! Звук [и] – это гласный звук. Мы будем обозначать его красным цветом (показ графического изображения звука).

4. Развитие артикуляционной моторики, слухового внимания, фонематического слуха. Проговаривание чистоговорки, выделение слов с новым звуком, подбор слов на новый звук.

Логопед. Ребята, посмотрите на картинку. Послушайте чистоговорку и повторяйте за мной.

Ира с Игорем играли,

Все игрушки разбросали.

Дети проговаривают чистоговорку сначала медленно, потом ускоряя темп.

Логопед. Скажите, какие слова начинаются со звука [и]?

Дети. Ира, Игорь, играли, игрушки.

Логопед. Молодцы!

5. Развитие фонематических процессов, общей и мелкой моторики. Игра «Поймай звук». Работа со схемами и фишками красного цвета.

Логопед. Давайте мы с вами поиграем с новым звуком. Я буду произносить разные звуки и слова, а вы хлопните, когда услышите гласный звук [и].

Дети играют в игру «Поймай звук».

Логопед. Молодцы, научились слышать звук [и]. А теперь давайте найдем на картинке предметы, начинающиеся на звук [и]

Дети. Ирис, игры, ива.

Логопед. А какое имя можно дать девочке, чтобы оно начиналось на звук [и]?

Дети. Ира, Инна.

Логопед. Молодцы! А как показать звук [и] в слове?

Дети. У нас есть схемы слова и фишки.

Логопед. Правильно! Гласный звук [и] мы будем обозначать красным цветом.

Логопед. Посмотрите, какие картинки приготовила для вас Азбука. В них звук [и] стоит в начале, середине или в конце слова. Мы с вами будем называть картинки, и находить, в каком месте в слове стоит звук [и] – в начале или середине слова. Слова: ива, тина.

Дети выполняют звуковой анализ слов. Проговаривают, где стоит звук в каждом слове.

Логопед. Молодцы, ребята!

6. Знакомство с буквой. Анализ элементов буквы, «рисование» буквы в воздухе, на теле (прием «дермолексии»), изображение буквы И в схеме тела («Алфавит телодвижений»), выкладывание буквы из палочек, работа в тетради. Развитие общей и мелкой моторики. Соотнесение картинок и соответствующих им букв.

Логопед. Ребята, звук [и] «живет» в букве И (показ маленькой и большой буквы). Буква И будет тоже «жить» в красном домике в городе гласных и согласных. Как вы думаете, почему?

Дети. Потому что в букве И прячется звук [и], а он – гласный. А гласные звуки мы обозначаем красным цветом.

Логопед. Ребята, посмотрите, из каких элементов состоит буква И.

Дети. Буква И состоит из трех элементов.

Логопед. Два столбика стоят рядком.

Между ними – поясок, натянутый наискосок.

Логопед показывает картинку с забавными изображениями буквы И, картинку, на которой изображены предметы, похожие на эту букву.

Давайте «возьмем» пальчики-карандашики и напишем в воздухе букву И.

Дети «пишут» в воздухе букву И.

Логопед. Молодцы, а теперь давайте напишем букву И на спинках друг у друга. Вставайте «паровозиком».

Дети «пишут» букву на спинах друг друга.

Логопед. Молодцы! А еще можно показать букву И с помощью рук и ног. («Алфавит телодвижений»).

Дети показывают букву И.

Логопед. Ребята, а давайте выложим букву И из палочек.

Дети выкладывают.

Логопед. Молодцы! А теперь давайте в тетрадях по точкам обведем новую букву. А остальные задания вы выполните дома.

Дети работают в тетради.

Логопед. Молодцы, ребята, теперь вы знаете, как пишется буква И. А сколько букв мы уже с вами знаем.

Дети. Четыре буквы: А, У, О, И.

Логопед. Ребята, Азбука приготовила для нас еще одно задание. Посмотрите на картинку (на картинке изображены - ослик, арбуз, удочка, окунь, индюк и четыре буквы). Давайте назовем картинки, выделим первый звук в названии и подберем нужную букву.

Дети проговаривают, соотносят букву (устно), а логопед – на доске.

Логопед. Молодцы, справились с заданием! Ребята, наш веселый поезд привез новые буквы. Прочитайте, что привез наш поезд.

Дети читают: Иа, иу, ио.

Логопед. Правильно! А теперь я поменяю вагончики местами. Что получилось?

Дети. Аи, уи, ои.

Логопед. Молодцы! Будем с нетерпеньем ждать веселый поезд с новыми буквами!

7. Подведение итогов. Оценка.

Логопед. Ребята, сколько интересного мы с вами сегодня узнали. Давайте, вспомним.

Дети повторяют, о чем говорили на занятии. Логопед с Госпожой Азбукой оценивают работу детей.

infourok.ru

Конспект урока по обучению грамоте "Звук и буква Оо"

Тема: «Знакомство с буквой Оо»

Цель: Познакомить учащихся со звуком [о] и буквой о, которая его обозначает.

Задачи:

  • Образовательная: учить акцентированному произношению гласных звуков, зафиксированных в звуковых моделях слов;

  • Развивающие: развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; развивать психические процессы учащихся: память, внимание.

  • Воспитывающие: воспитывать у учащихся доверительные отношения, культуру учебного труда.

Формирование УУД:

  • Личностные: определить какие модели языковых единиц учащимся уже известны, а какие еще нет.

  • Познавательные (логические): анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с целью выделения звуков обозначаемых новой буквой.

  • Коммуникативные: работа в парах.

Ход урока

  1. Орг. момент

Прозвенел уже звонок,

Начинаем мы урок.

- К какому уроку вы подготовились? (обучение грамоте) Давайте проверим, как вы это сделали, а поможет нам в этом … (букварь, тетрадь для печатания, пенал, модели звуков) и хорошее настроение!

2. Активизация знаний

Игра «Ножки – ладошки»

- Вам буду говорить утверждения, если вы согласны – хлопайте, а если нет – топайте.

1. Буквы мы пишем и видим. +

2. Звуки русского языка делятся на гласные и согласные. +

3. При произношении гласного звука встречается преграда. –

4. Звуки мы пишем. –

5. Звук при письме обозначаем буквой. +

6. Гласные бывают твердые и мягкие. –

7. При произнесении согласного звука встречается преграда. +

3. Введение в тему

Игра «Доскажи словечко»

  1. Летом в огороде – свежие, зеленые,

А зимою в бочке – желтые, соленые.

Отгадайте, молодцы,

Как зовут нас?.. (огурцы)

  1. Осел лениво в гору брел,

А над ним парил … (орел)

- Кто объяснит, что значит «парил»? (держаться в воздухе на неподвижно распростёртых крыльях)

3. Шубу теплую в колечках

Носит тихая … (овечка)

4. Ты со мною не знаком?

Я живу на дне морском,

Голова и 8 ног,

Вот и весь я - … (осьминог)

5. Апельсины и бананы

Очень любят … (обезьяны)

6. Стройный, быстрый, рога ветвисты,

Пасется весь день. Кто же это? … (олень)

- Что общего во всех словах отгадках? (буква о)

4. Постановка темы урока

- Кто может мне назвать тему урока? (буква и звук о) иллюстрация

- Правильно, мы сегодня познакомимся с этой буквой и узнаем, какой звук она обозначает.

- На что похожа буква О?

«О знакома нам давно,

О как в дереве дупло.

Буква О, буква О –

Круг, баранка, колесо» слайд

- Возьмите зеркальце и произнесите звук О. Что вы можете рассказать о положении губ? (похожи на букву о)

- Дайте характеристику звука (гласный) Докажите…

- Если звук гласный, то фишкой какого цветы мы будем его обозначать? (красной) фишка

- А какие слова вы знаете с этим звуком?

5. Физминутка

6. Работа в тетради для печатания

«Я тетрадочку открою …» + «Пальчиковая гимнастика»

- В тетради для печатания, какую букву мы будем печатать? (печатную)

- А кто заметил, чем печатная отличается от письменной? (нет наклона)

- Пропишите со мной в воздухе букву.

- Пропечатайте 5 заглавных букв О.

- В каких случаях мы будем использовать заглавную букву?

- Найдите отличие между заглавной и маленькой буквой. (размер)

- Пропечатайте 5 маленьких букв.

Поиграем в игру, я вам буду называть детенышей, а вы их родителей:

Котенок… (кот и кошка)

Щенок… (собака)

Ягненок … (овца и баран)

Слоненок … (слониха и слон)

- Составим звуковую схему к слову СЛОН.

□□□□

- Возьмите цветные карандаши. Какой 1 звук? (с) – Дайте его характеристику (согласный, твердый, синяя) Какой 2 звук? (л) Характеристика (согласный твердый, синяя). 3 и 4 звуки раскрасьте самостоятельно. Что у вас получилось? (гласный, красная и согласный твердый синяя)

- Сколько в этом слове гласных? (1)

- Выделите его (о)

- Так вот ребята, в слове СЛОН при письме звук О стоит после твердого согласного и мы будем обозначать его буквой О. Как вы считаете, заглавную или маленькую букву я должна записать? Почему? Запишите.

- На полях нарисуйте красный квадрат. Что мы этим скажем? (звук гласный)

7. Работа по учебнику

- Открываем учебник на стр.36. При помощи каких цифр пишется это число? (3 и 6)

- Прочитайте стихотворение в начале учебника… (сильный ученик)

- Какой предмет изображен ниже? (полка)

- Глядя на звуковую схему, что вы уже можете сказать про это слово? (в нем 5 звуков) Почему? (5 окошек)

- Составьте звуковую модель этого слова. □□□□□

1 ребенок у доски

- У кого также?

- Сколько гласных звуков в этом слове? (2)

- Выделите 1 звук (о)

- После какого согласного он стоит? (твердого)

- Итак, если звук о стоит после твердого согласного, то на письме он обозначается какой буквой О? (вывесить на доску)

- Какой второй гласный? (а)

- Какой буквой будем обозначать? (а) Почему? (после твердого)

8. Физминутка

9. Первичное закрепление

- Как вы думаете, как зовут девочку? Посмотрите на буквы, они Вам подскажут. (Оля)

- Смоделируйте ее имя самостоятельно. (1 ребенок у доски)

- Сколько гласных звуков? (2)

- Давайте заменим их буквами.

- Ваши предложения…

- Почему заглавная? (имя) Какой буквой заменим 3 звук? (я) Почему, мы ведь слышим а? (после мягкого).

10. Игра «Четыре осы»

1. ос_ _ а

На этой «осе» в октябре позолота. (осина)

2. ос_ _ а

А эта растет на лугу у болота. (осока)

3. _ ос _ _ _ а _ _

Эта «оса» на Луну улетает. (космонавт)

4. _ ос _ _ _ _ а

Эта на солнце худеет и тает. (сосулька) слайд

11. Определение места звука в словах

- Посмотрите на карточки. Какое задание мы сейчас выполним? (определим на слух местонахождение звука) карточки

- В учебнике на стр. 37 есть иллюстрации в названиях которых есть звук о. Простым карандашом соедините карточку с нужной схемой.

Проверка на доске.

- Какой вывод? (звук о бывает в начале, конце и середине слова)

12. Итог

- Чему был посвящен наш урок? (Буква О)

- Какой звук она обозначает? (о)

Продолжите:

- Меня огорчило…

- Я заполнил…

13. Рефлексия

- Прикрепите к доске то солнышко, которое соответствует вашему настроению.

Урок окончен!!!

6

kopilkaurokov.ru

План-конспект по обучению грамоте на тему: "Звук и буква Ии"

Дата: 1.10

Тема: Звук [и] и буква И

Цель: Звук [и], учить выделять звук из потока гласных звуков. Чтение и печатание слов с данной буквой. Закрепить умение анализировать прочитанный слог. Повторить умение проводить звуковой анализ изученных слогов и слов. Повторить понятия «звук», «буква», «гласный, согласный звук», «мягкий, твердый звук», «звонкий, глухой звук». Печатание данных слогов, слов.

·                           Учить выделять ударный гласный звук из начала слова.

·                           Учить соотносить звук с символом.

·                           Закрепление знаний о звуке [и] и букве И.

·                           Учить звуковому анализу и синтезу сочетаний гласных звуков, опираясь на схемы.

·                           Развивать фонематические процессы, мелкую моторику руки, логическое мышление.

·                           Воспитывать аккуратность, целеустремленность.

Оборудование: предметные картины, символы, буква И, Т, К, Ы, Н, Л, Ш, Р, Х.

Ход занятия:

I. Организационный момент:

Игра «Узнай звук по артикуляции».

У, И, О, У, А, И, У, О, У.

II. Знакомство с новой темой:

1. Артикуляционная гимнастика.

1. Улыбка;

2. Трубочка;

3. Чередование улыбки и трубочки.

2. Дыхательная гимнастика «Дирижер».

Руки поднимаем – делаем глубокий вдох.

Руки опускаем – выдох.

Выдох медленный, плавный.

3. Игра «Хлопни - постучи» на развитие фонематического слуха.

Когда услышите звук [а], хлопните в ладоши, когда услышите [и] постучите по парте.

У, А, И, А, У, О, И, О, У, И, А, У, О, О, И, У, Ы, Э.

4. Повторение материала.

1. Звук [и] какой?

2. Почему гласный?

3. Каким цветом мы обозначаем этот звук?

4. Вспомните слова, которые начинаются со звука [и].

5. Какой буквой обозначаем звук [и].

6. Что мы произносим и слышим? А что видим и пишем?

Произнесите его. В каком положении находятся губы? Откуда и как идет воздушная струя?

Губы открыты, воздушная струя идет через рот, не встречая преграды. Звук гласный. Обозначаем красным цветом и буквой И.

Из каких элементов состоит эта буква?

Если после согласного звука следует гласный И, то согласный звук будет мягким. Мы с вами говорили, что после Ш никогда не пишем букву Ы. Всегда после Ш пишем И, а будет читаться как Ы.

Прочитайте слоги:

КИ ТИ РИ ХИ МИ ЛИ НИ   ШИ;

ИК ИТ   ИР ИХ ИМ ИЛ ИН   ИШ;

ФИЗМИНУТКА «СНЕЖИНКИ».

На поляну, на лужок,

Тихо падает снежок.

Улеглись снежинки,

Белые пушинки.

Но подул вдруг ветерок,

Закружился наш снежок.

Кружатся снежинки,

Белые пушинки.

5. Игра «Прочитай слова»:

КИТ         СИЛА     ШИЛО;

КИСКА   КИНО     ЛИМОН;

6. Игра «Определи место звука».

Игрушка, сила, диван, улица, иней, снегири, фонари, синий, искра, синица, двери и т.д.

7. Чтение слогов:

МНА   НРА   СМА     ШМА   СМУ   СМЫ;

МНО   НРО   СНА     ШНА   ШНУ   ШМЫ;

МНУ   НРО   СМО     ШМО   СНУ     СНЫ;

МНЫ   НРЫ   СНО     ШНО   ШМУ   ШМЫ;

МНИ     НРИ   СНИ       ШНИ   ШМИ   ШНЫ;

8. Работа с палочками.

Выложите из палочек букву И. Из каких элементов состоит эта буква?

9. Работа в тетрадях:

Напишите под диктовку слоги:

КИ   НИ ТИ   РИ   СИ;

Прочитайте написанные слоги.

10. Выкладывание слогов и слов под диктовку:

РИС   КИНО   СИЛА ШИЛО;

УСИКИ МАСКИ;

III. Итог.

С какой буквой познакомились сегодня на занятии?

Какие звуки обозначаются этой буквой?

Из каких элементов состоит эта буква?

Вспомните слова, которые начинаются со звука [И].

Вспомните слова, которые заканчиваются на звук [И].

Просмотр содержимого документа «План-конспект по обучению грамоте на тему: "Звук и буква Ии"»

Дата: 1.10 Тема: Звук [и] и буква И

Цель: Звук [и], учить выделять звук из потока гласных звуков. Чтение и печатание слов с данной буквой. Закрепить умение анализировать прочитанный слог. Повторить умение проводить звуковой анализ изученных слогов и слов. Повторить понятия «звук», «буква», «гласный, согласный звук», «мягкий, твердый звук», «звонкий, глухой звук». Печатание данных слогов, слов.

  • Учить выделять ударный гласный звук из начала слова.

  • Учить соотносить звук с символом.

  • Закрепление знаний о звуке [и] и букве И.

  • Учить звуковому анализу и синтезу сочетаний гласных звуков, опираясь на схемы.

  • Развивать фонематические процессы, мелкую моторику руки, логическое мышление.

  • Воспитывать аккуратность, целеустремленность.

Оборудование: предметные картины, символы, буква И, Т, К, Ы, Н, Л, Ш, Р, Х.

Ход занятия:

I. Организационный момент:

Игра «Узнай звук по артикуляции».

У, И, О, У, А, И, У, О, У.

II. Знакомство с новой темой:

1. Артикуляционная гимнастика.

1. Улыбка;

2. Трубочка;

3. Чередование улыбки и трубочки.

2. Дыхательная гимнастика «Дирижер».

Руки поднимаем – делаем глубокий вдох.

Руки опускаем – выдох.

Выдох медленный, плавный.

3. Игра «Хлопни - постучи» на развитие фонематического слуха.

Когда услышите звук [а], хлопните в ладоши, когда услышите [и] постучите по парте.

У, А, И, А, У, О, И, О, У, И, А, У, О, О, И, У, Ы, Э.

4. Повторение материала.

1. Звук [и] какой?

2. Почему гласный?

3. Каким цветом мы обозначаем этот звук?

4. Вспомните слова, которые начинаются со звука [и].

5. Какой буквой обозначаем звук [и].

6. Что мы произносим и слышим? А что видим и пишем?

Произнесите его. В каком положении находятся губы? Откуда и как идет воздушная струя?

Губы открыты, воздушная струя идет через рот, не встречая преграды. Звук гласный. Обозначаем красным цветом и буквой И.

Из каких элементов состоит эта буква?

Если после согласного звука следует гласный И, то согласный звук будет мягким. Мы с вами говорили, что после Ш никогда не пишем букву Ы. Всегда после Ш пишем И, а будет читаться как Ы.

Прочитайте слоги:

КИ ТИ РИ ХИ МИ ЛИ НИ   ШИ;

ИК ИТ   ИР ИХ ИМ ИЛ ИН   ИШ;

ФИЗМИНУТКА «СНЕЖИНКИ».

На поляну, на лужок,

Тихо падает снежок.

Улеглись снежинки,

Белые пушинки.

Но подул вдруг ветерок,

Закружился наш снежок.

Кружатся снежинки,

Белые пушинки.

5. Игра «Прочитай слова»:

КИТ         СИЛА     ШИЛО;

КИСКА   КИНО     ЛИМОН;

6. Игра «Определи место звука».

Игрушка, сила, диван, улица, иней, снегири, фонари, синий, искра, синица, двери и т.д.

7. Чтение слогов:

МНА   НРА   СМА     ШМА   СМУ   СМЫ;

МНО   НРО   СНА     ШНА   ШНУ   ШМЫ;

МНУ   НРО   СМО     ШМО   СНУ     СНЫ;

МНЫ   НРЫ   СНО     ШНО   ШМУ   ШМЫ;

МНИ     НРИ   СНИ       ШНИ   ШМИ   ШНЫ;

8. Работа с палочками.

Выложите из палочек букву И. Из каких элементов состоит эта буква?

9. Работа в тетрадях:

Напишите под диктовку слоги:

КИ   НИ ТИ   РИ   СИ;

Прочитайте написанные слоги.

10. Выкладывание слогов и слов под диктовку:

РИС   КИНО   СИЛА ШИЛО;

УСИКИ МАСКИ;

III. Итог.

С какой буквой познакомились сегодня на занятии?

Какие звуки обозначаются этой буквой?

Из каких элементов состоит эта буква?

Вспомните слова, которые начинаются со звука [И].

Вспомните слова, которые заканчиваются на звук [И].

kopilkaurokov.ru

Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Звук и буква И"

Совместная деятельность с детьми 6-7 лет

Тема: Звук и буква И.

Цель: актуализация представлений о звуке и букве «И».

Задачи:

• совершенствовать умение характеризовать звук по схеме;

• учить выделять звук [И] из ряда гласных, слогов, слов;

• развивать фонематическое восприятие;

• совершенствовать навык определения позиции звука [И] в слове;

• закрепить представления о зрительном образе буквы «И»;

• совершенствовать навыки звукового анализа;

• развивать внимание, память, наглядно-образное мышление;

• совершенствовать навык образования множественного числа существительных.

Оборудование: мнемотаблица загадки «Ослик», предметные картинки (ослик, ива, апельсин, индюк, коньки, калитка, сидящий человек), план-схема описания гласного звука, магнитные буквы, цветные магнитные квадраты, кассы букв, мяч, тетради, карандаши.

Методы: Игровой, словесно-логический, самостоятельный.

Приемы: Художественное слово ( загадки ), пояснения, поощрение, физминутка, построение мнемотехнической дорожки, самостоятельная деятельность детей.

Формы работы: Индивидуальная, коллективная.

Этапы

Алгоритм действия педагога, поддерживающих активность и

познавательный интерес детей

Совместная деятельность детей и педагога.

Мотивационно-ориентировочный.

Цель: Мотивировать детей на включение в совместную деятельность

- Ребята, посмотрите на мнемотаблицу и отгадайте загадку:

Сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не лошадь.

- Правильно это ослик. К нам на занятие пришел ослик.

- А как вы думаете, как зовут этого ослика?

-Какой первый звук вы слышите в его имени?

- Правильно. Ослик хочет проверить, что вы знаете о звуке [И]

Дети с помощью мнемотаблицы отгадывают загадку

-Ослик

- ИА

- звук И.

Основной.

Цель: актуализация представлений о звуке и букве «И».

Физкультминутка. Цель: снятие мышечного напряжения.

-Давайте дадим характеристику звуку [И]. Расскажите ослику о звуке [И]:

- Молодцы в какой домик мы заселим звук И.

- Ребята, Иа хочет проверить, насколько вы внимательны. Я буду произносить ряд звуков, слогов и слов. А вы хлопайте в ладоши, если услышите звук [И]. Приготовились. Начали:

• У, А, И, А, У, О, И, О, У, И.

• ИК, ОМ, ИМ, АТ, КИ, ИТ.

• ЕЛЬ, ИВА, ЯБЛОКО, ИНДЮК, КАЗАК, ИГОЛКА, СЛИВА, КАША, МЫШЬ, ФИЛИН

- Ослик Иа принес с собой мячик. Я буду называть предмет и бросать мяч. Кто его поймает, называет этот предмет во множественном числе:

носок, чулок, замок, мелок, песок, комок, лепесток воротник

- Какой звук вы слышите в конце каждого слова?

- Ребята, а еще Иа принес для вас картинки (выставляет предметные картинки). Назовите, что это?

Что общего между этими словами?

- Ребята, давайте покажем ИА, как вы умеете определять место звука в слове. Определим место звука [И] в слове и скажем сколько слогов в этих словах.

-индюк

- коньки

-апельсин.

- А теперь немножко отдохнем

Ходит по двору индюк

Словно перьевой сундук

Он шагает не спеша

С боку на бок чуть дыша

Важно крыльями трясет

Индюшат к себе зовет

А они гуськом бегут

От отца не отстают

- Какой буквой обозначается звук [И]?

Посмотрите - это буква «И». На что она похожа? (Предлагается рассмотреть картинки «На что похожа буква И»).

Три иголки — буква И,

Пальчик ты не уколи!

- Ребята давайте вспомним, чем отличается звук от буквы, с помощью схемы.

- Нарисуйте букву «И» в воздухе (сидя и в полный рост). - А теперь давайте построим из пальцев букву «И»: Указательные пальцы,Словно столбики застыли.Средний левый чуть нагнулся,Пальца правой дотянулся.

-А теперь давайте прочитаем слоги, которые начинаются со звука И:

ИБ, ИД, ИТ, ИК- Ребята, ослик приготовил для вас загадку: Кудри в речку опустилаИ о чем-то загрустила,А о чем грустит, Никому не говорит.

- Напечатайте из букв кассы слово «ИВА». Кто хочет выйти к доске и сделать звуковой анализ слова «ИВА»?

- А сейчас вы садитесь за столы и прописываете букву И в своих тетрадях, а ослик ИА будет на вас смотреть.

1. Звук [И] - гласный,

2. Произносится с участием голоса (можно ощутить вибрацию голосовых складок).3. Звук [И] можно петь, тянуть.4. На письме обозначается красным цветом5. Губы растянуты в улыбке.Звук И заселим в «красный» домик

Дети хлопают в ладоши, если слышат звук И.

Дети ловят мяч и называют слова во множественном числе.

- Звук И

Называют что нарисовано на картинках

- В названии каждого предмета на картинке есть звук И

Звук находится в начале слова, в этом слове 2 слога

Звук И находится в конце слова, в этом слове 2 слога

Звук И находится в середине слова, в этом слове 3 слога

Дети выполняют движения согласно тексу.

Буквой И.Рассматривают картинки «На что – в похожа буква И».

Произносят стишок вместе с воспитателем

Буква- это то что мы видим и пишем, а звук- это что мы слышим и произносим.

Указательным пальцем рисуют букву И в воздухе.

Строят из пальцев букву И

Дети читают слоги

-Ива

- Один из детей подходит к мольберту печатает слово ива, а другой делает звуковой анализ.

Дети выполняют задания в тетради.

Рефлексивно-оценочный.

Цель: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха

- Ребята, о каком звуке мы сегодня говорили? Какой это звук?

-Какой буквой он обозначается?

– Молодцы, ребята. Ослику Иа очень понравилось у вас в гостях! Он был очень рад побывать у вас, но ослику пора возвращаться домой. До свидания ребята!

Мы говорили о звуке И. Это гласный звук, он поется, на письме обозначается красным цветом. Обозначается буквой И.

infourok.ru

Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Звук и буква А " (старшая группа)

Тема: «Звук и буква А»

Цели:

  1. Учить ориентироваться относительно своего тела.

  2. Познакомить со звуком и буквой А.

  3. Формировать понятия «звук», «гласный звук», «буква».

  4. Учить произносить звук «А» длительно, коротко, громко, тихо, с различной интонацией.

  5. Формировать навыки звукового анализа.

  6. Развивать внимание, память, общую и артикуляторную моторику.

Оборудование: зеркала, предметные картинки, изображение феи Фонетики, красный кружочек (символ звука «А»), карточки с изображением большой и маленькой буквы А, наборное полотно или магнитная доска.

Ход занятия

1.Организационный момент.

-Садится на место тот, кто выполнит команду (подними руки вверх, в стороны, правую руку вперед и т.д.).

2.Упражнение «Знакомство со звуком „А"».

-Девочка Аня заблудилась и заплакала: «А-а-а-а!» Услышала Аню фея Фонетика, нашла девочку и отвела домой. Обрадовалась Аня. А фея ей говорит: «Ты плакала, и я услышала очень грустный звук «А». Послушай, как можно произносить звук «А» радостно: «А-а-а-а!» Давай споем с тобой звук «А» вместе», - предложила Ане фея. И они спели: «А-а-а-а-а-! А-а-а-а! А-а-а-а!»

-Какой звук произносила Аня, когда плакала? Как произносила Аня звук «А»? (Грустно.) Как научила Аню произносить звук «А» фея Фонетика? (Радостно.) Как фея и Аня пели звук «А»?

-Вывод: звук «А» можно петь. Это гласный звук.

3.Упражнение «Долго — коротко, тихо - громко».

Уточнить артикуляцию звука «А». Произнести его перед зеркалом хором и индивидуально: долго, коротко, громко, тихо.

4.Упражнение «Слушай внимательно, выполняй старательно».

Познакомить детей с символом звука «А» (красный кружочек).

Предложить узнать его среди других гласных (поднять символ, если слышишь звук «А»).

5.Физкультминутка (см. занятие 16).

6.Упражнение «Где звук «А»?

-Фея Фонетика принесла для нас картинки. Послушайте, как я произнесу названия картинок: Аня, астры, Алик, аист, арка.

-Какой звук вы услышали в начале слова «Аня» (астры, Алик и т.д.)?

7.Упражнение «Знакомство с буквой А».

Рассмотреть карточки с изображением печатной буквы А, большой и маленькой.

Прочитать буквы хором и индивидуально.

8.Игра «Отгадай-ка».

Предложить детям отгадать загадки (отгадки на картинках):

  • В этом домике жильцы все - отличные пловцы. Что за дом у них такой? До краев налит водой?

  • Стою на крыше, всех труб выше.

  • Сам алый, сахарный, а кафтан зеленый, бархатный.

-Что объединяет эти загадки?

infourok.ru