Конспект урока литературы в 6 классе по теме "Пословицы и поговорки". Конспект урока 6 класс пословицы и поговорки коровина


Урок литературы на тему "Пословицы и поговорки". 6-й класс

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • повторить малые жанры фольклора;
  • показать красоту и ценность русских пословиц и поговорок, объяснить их поучающий смысл;
  • показать сходство и различие двух жанровых форм;
  • развивать речь учащихся через комментированное  чтение пословиц;
  • воспитывать интерес к фольклорным традициям русского народа.

Оборудование: сборники пословиц и поговорок; мультимедийный проектор.

ХОД УРОКА

Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.

Пословица

I. Оргмомент

II. Вступительное слово учителя. Знакомство с целями урока

– Сегодня на уроке мы познакомимся с малыми жанрами фольклора. Поговорим о сходстве и различии пословиц и поговорок, о их мудрости и поучающем смысле.

III. Актуализация

– Что такое фольклор? – Какие жанры фольклора относятся к малым жанрам? – В чём их своеобразие?

Запись в тетрадях:  К малым жанрам фольклора относятся: потешки, колыбельные песни, прибаутки, считалки, дразнилки, пословицы, поговорки, загадки.

– Теперь мы с вами закрепим ваши знания на конкретных примерах, попробуем определить, к какому виду малых жанров фольклора относятся приведённые тексты.

IV. Презентация «Малые жанры фольклора»

1) Попугай говорит попугаю, попугай, я тебя попугаю.  Отвечает ему попугай: попугай, попугай, попугай!!! (Скороговорка).

2) Спи, моя радость, усни! В доме погасли огни; Пчелки затихли в саду, Рыбки уснули в пруду. (Колыбельная песня)

3) Над бабушкиной избушкой Висит  хлеба краюшкой, Собаки лают, А достать не могут. (Месяц, загадка)

4) Дождик, дождик, пуще лей! Чтобы было веселей! Дождик, дождик, лей, лей! На меня и на людей! (Закличка)

5) А у нас во дворе Поросёнок рылся И нечаянно хвостом К небу прицепился.  (Небылица)

6. Идет коза рогатая За малыми ребятами. Ножками топ-топ, Глазами хлоп-хлоп. Кто вовремя не спит, не пьет, Того коза забодает. (Потешка)

7) Сенька-везенька, Вези меня на палке, А сам иди пешком, Пере-вёр-тыш-ком! (Прибаутка)

8) Потягунчики, порастунчики! Роток – говорунюшка, Руки – хватунюшки, Ноги – ходунюшки.   (Пестушка)

9) Мышка, мышка, На тебе зуб костяной, А мне дай стальной.  (Приговорка)

10) На златом крыльце сидели: Царь, царевич, король, королевич, Сапожник, портной – Кто ты будешь такой? Говори поскорей, Не задерживай Добрых и честных людей! (Считалка)

11) Плакса, вакса, гуталин, На носу горячий блин. Плакать не годиться, Можно простудиться. (Дразнилка)

12) Семь пятниц на неделе. (Поговорка)

13) Ласковое слово слаще мёда.  (Пословица)

V. Слово учителя

– Ребята, сегодня на уроке мы с вами подробно познакомимся с жанрами пословиц и поговорок. – Cкажите,  какие пословицы и поговорки вы знаете? (Ответы учащихся) – Пословицы и поговорки живут в народной речи века. Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей. Некоторые из них дошли до нас в произведениях древнерусской литературы XI-XII веков: «Слово о полку Игореве», «Повесть временных лет». Собирание пословиц началось в 16 веке, но записи до нас не дошли. Первые рукописные сборники относятся к 17-18 векам. Составителями пословиц и поговорок были Ф.И.Буслаев, А.Н.Афанасьев и др. Но самым известным является Владимир Иванович Даль (1801-1872). Всю свою жизнь он посвятил собиранию и систематизации пословиц и поговорок (около 30 лет). Кроме сборника «Пословицы и поговорки», В.И.Даль подготовил и издал четырехтомный «Толковый словарь живого великорусского языка», где привел множество пословиц и поговорок.

VI.  Работа с учебником

– А теперь прочитаем статью учебника «Пословицы и поговорки» стр. 11-13. – Запишите определения пословиц и поговорок в тетради.

Пословица – малый жанр фольклора, краткое изречение, иносказание с нравоучительным уклоном. Пословица – народная мудрость, переходящая от поколения к поколению и поддерживающая уклад народной жизни, духовный и нравственный облик народа.

Поговорка – жанр фольклора, образное выражение, которое вошло в повседневную речь.

VII. Сравнительный анализ

– Ребята, давайте с вами определим, в чём заключаются сходство и различие между пословицами и поговорками.

Обсуждение и заполнение таблицы «Сходства и различия пословиц и поговорок»

 

Пословица

Поговорка

Сходство отражение народной мудрости; краткость; рифмованность
Различие Это целое предложение, как правило, состоит из 2-х частей. В первой части сообщается какая-то мысль, во второй части делается вывод. Нет законченного суждения: она лишь его часть. В поговорке скорее выражено отношение человека к чему-либо, его чувства.

Недаром говорят: «Поговорка – цветочек, пословица – ягодка. (Обращение к эпиграфу урока).

VIII  Определите, какие из них относятся к пословицам, какие – поговоркам?

  • Что посеешь, то и пожнешь.
  • Семь пятниц на неделе.
  • Цени по заслугам, а не по услугам.
  • Семеро по лавкам.
  • Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
  • Седьмая вода на киселе.

IX. Работа по учебникам, стр.  13-14

– Как вы понимаете смысл данных пословиц и поговорок?

X. Подведение итогов урока

– Ребята, с чем мы сегодня познакомились на уроке? – Был ли сегодняшний урок для вас интересным? – Что нового вы для себя узнали? – Испытали ли вы, ребята, какие-нибудь трудности на сегодняшнем занятии? С чем они связаны?

XI. Оценки

XII. Домашнее задание: напишите сочинение-миниатюру с использованием пословиц и поговорок.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Конспект урока литературы в 6 классе по теме "Пословицы и поговорки"

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема: «Поговорка – цветочек, пословица – ягодка».Народная мудрость в пословицах и поговорках русского народа.

Цель урока - продолжить знакомство с устным народным творчеством – «малыми» жанрами фольклора; привлечь внимание учащихся к личности В.И.Даля,

Задачи:Обучающие:

- рассмотреть особенности построения, пути рождения пословиц и поговорок;- раскрыть мудрость, поучающий смысл и совершенство формы пословиц и поговорок, сходство и различие двух жанровых форм фольклора;- способствовать формированию ценностей через национальные традиции. Развивающие:

- развивать умение критически анализировать информацию, умение рассуждать, высказывать свое личное мнение, защищать его в коллективе; - развивать навык самостоятельной и групповой работы.Воспитывающие:

- воспитывать чувство уважения к мнению других, помочь осознать ценность совместной деятельности.

1. Организационный момент.

- Приветствие, настрой учащихся на урок.

2. Повторение

- Сегодня мы продолжим изучение темы «Фольклор». В устном народном творчестве есть удивительные жанры. Удивляют они своей лаконичностью и одновременно глубиной и емкостью содержания. “Коротко, да ясно, от того и прекрасно”.

- Как вы думаете, к какому жанру фольклора относится это высказывание?

3. Объявление темы и задач урока.

- Верно, это пословицы и поговорки - самые интересные малые жанры фольклора, неисчерпаемый источник народной мудрости. О них мы и будем говорить на нашем уроке. (слайд 1)

- Откройте свои тетради и запишите, пожалуйста, тему нашего урока: «Поговорка – цветочек, пословица – ягодка».Народная мудрость в пословицах и поговорках русского народа.

- Многое по теме урока вы уже знаете, в остальном нам предстоит разобраться. Поэтому сегодня на уроке мы рассмотрим пути рождения пословиц и поговорок, их тематическое разнообразие, раскроем их мудрость и поучающий смысл, отметим сходство и различие этих малых жанров фольклора.

4. Лекция учителя с элементами беседы.

- Как красивые вещи украшают наш быт, так мудрые пословицы украшают, обогащают наш ум и нашу речь. Издавна народ дорожил пословицей и говорил: «Пословица не на ветер молвится», «Красна речь пословицей». Недаром А.С. Пушкин, большой знаток и ценитель русского народного языка, восхищаясь нашими пословицами и поговорками, сравнивал их с золотом. ( На доске эпиграф).

«Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» (Запишем эпиграф к нашему уроку).

- Пословицы и поговорки живут в народной речи века.

- А кто был их автором? Когда появились эти жемчужины народной речи?

- Верно, родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей. (слайд 2) Многие из них дошли до нас в произведениях древнерусской литературы. Первые рукописные сборники пословиц и поговорок, дошедшие до нас, относятся к XVII—XVIII вв. Большинство составителей этих сборников неизвестны.

- Любителем меткого крылатого слова был Петр I. (слайд 3) Принадлежавший ему рукописный свиток с пословицами содержит более 1000 изречений.

- Внимательно прислушивались к народному «красному слову» и заносили в тетради крылатые выражения Ломоносов и Л.Толстой, Гоголь и Островский. (слайд 4 )

- Самым известным собирателем русской народной мудрости является В. И. Даль, друг А.С.Пушкина. (слайд 5) Кстати, отец В.И. – датчанин, а мать – немка. Сам же Даль всю свою жизнь посвятил собиранию русских народных слов и пословиц. Морской офицер и врач по образованию, В.И. был языковедом по призванию. Он изъездил всю Россию. Записывал пословицы и поговорки от крестьян, ремесленников, солдат. Результатом этой многолетней кропотливой работы стал сборник (1862) «Пословицы русского народа», содержащий 30 000 пословиц! (слайд 6) (показать сборник). Кроме него В. И. Даль подготовил и издал капитальный труд — четыре тома «Толкового словаря живого великорусского языка», где привел множество пословиц и поговорок в качестве примеров слов. (слайд 7)

Следует отметить, что слова Пушкина, взятые в качестве эпиграфа к нашему уроку, адресованы В. И. Далю, будущему собирателю пословиц и поговорок. Ведь именно Пушкин подал ему идею собирать русские пословицы.

5. Пословицы.

- Что же так восхищало и Пушкина, и Даля, и других писателей в этих золотых россыпях нашего языка? Почему, как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому? В чем же прелесть пословиц?

Многие писатели отмечали достоинства этого жанра фольклора. Например, Л.Н.Толстой говорил: « Вот как хорошо сочиняют мужики. Всё просто, слов мало, а чувства много»

А философ Бэкон отмечал, что : (слайд 8)

«Гений, дух и характер народа проявляется в его пословицах».

Как вы думаете, можно ли в это высказывание добавить слово «и поговорках»?

- Давайте определим, есть ли отличия между пословицами и поговорками и в чем они заключаются?

- Итак, что же такое пословица? Откройте учебник и на стр.11 прочитайте определение пословицы. Запишем его в тетрадь. Объясните смысл пословиц, которые приведены в качестве примеров.

- Обратите внимание на то, что пословица — это целое предложение, она, как правило, состоит из двух частей. В первой сообщается какая-то мысль (или изображается что-то), а во второй части делается вывод, дано заключение.

Например: (слайд 9) «Что написано пером, то не вырубишь топором», «Слово не воробей: вылетит — не поймаешь», «Добрые вести не лежат на месте».

- Русский народ создал великое множество пословиц. Темы этих народных изречений бесчисленны и безграничны. Например, сборник В.И.Даля содержит 180 разрядов по разным темам!

- Обратимся к пословицам на 13 стр. прочитайте и озаглавьте каждую группу пословиц. Темы запишем в тетрадь.

(На слайде 10 темы пословиц).

Родина Дружба Трудолюбие Учение Лень Трусость Глупость

- А в чем их нравственный смысл, чему учат они нас? (Ответы детей)

- Народ, создавший пословицы, говорит в них о любви к Родине, осуждает лень, ложь, пустословие, хвалит и одобряет смелых и трудолюбивых людей, высоко ценит знание и мастерство.

- Многие пословицы имеет прямой и переносный смысл.

Например, (слайд 11) «Большому кораблю большое плаванье» - эта пословица не столько о корабле, сколько…. (о человеке и его возможностях).

Подумайте, какой прямой и переносный смысл имеют следующие пословицы: (слайд 12)

Лес рубят — щепки летят. Прямой смысл — когда рубят деревья, действительно из-под топора летят щепки. Переносный смысл — нельзя сделать большое дело, не совершив маленьких погрешностей.

Не зная броду, не суйся в воду. Прямой смысл — реку вброд переходить можно тогда, когда хорошо знаешь, где находится брод. Переносный смысл — если хочешь сделать серьезное дело, надо сначала изучить, как его делать, чтобы не навредить самому себе.

- Как вы думаете, почему пословица легко и быстро запоминается?

- Правильно, в ней есть ритм и зачастую рифма. Прочитайте пословицы. (слайд 13)

Обратите внимание на ритм и рифму.

- К какой теме можно отнести данные пословицы?

6. Поговорки.

- А что же такое поговорка?

Прочитайте на 13 стр. определение и запишите его.

- В чем особенность поговорки? Чем она отличается от пословицы? (нет вывода!)

- Обратите внимание, в отличие от пословицы, это не целое предложение. В поговорке скорее выражено отношение человека к чему-либо, его чувства. Например: «Чудеса в решете», «Шито-крыто», «И нашим и вашим».

Недаром говорится: «Поговорка — украшение речи ( цветочек), а пословица — суждение завершенное, зрелое (ягодка)». (слайд 14)

- Давайте оформим наши знания в виде схемы. (слайд 15)

пословица

поговорка

краткость, меткость,

мудрость

поучительность, содержит вывод

ритм, рифма

отношение к чему-либо, без вывода

«Делу время – потехе час» - физминутка сейчас у нас!

7. Задания на закрепление.

- Для закрепления наших знаний выполним следующие задания.

Задание 1. Составьте логические цепочки, выбрав подходящие значения и определения, чтобы получилось связанное высказывание с доказательством.(слайд 16)

1. “Сытое брюхо к учению глухо” - ..., так как это …

2. “Семь пятниц на неделе” - …, так как это …

А) поговорка

Б) пословица

В) образное крылатое выражение, в котором содержится отношение к чему-либо, но нет вывода, заключения.

Г) краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль, состоящее из двух частей.

Задание 2. Прочитайте выражение, определите, пословица это или поговорка. Докажите по образцу из прошлого задания. (Распечатка на столах)

Хороша кашка, да мала чашка. Ума палата.Без обеда не красна беседа. Работать с огоньком.

Задание 3. Давайте поработаем с текстами пословиц. Представьте, что вы купили книгу, которую выпустил нерадивый наборщик, не знающий русских пословиц, он все перепутал. Ваша задача – вернуть пословицы на свои места. (слайд 17)

1. Едешь на день, а сам не плошай.

На Бога надейся, хлеба бери на неделю.

2. Баба с возу, а хомут найдется.

Беды мучат, а руки делают.

Глаза страшатся, да уму учат.

Была бы шея – кобыле легче.

3. Где любовь и совет, там и рвется.

За двумя зайцами погонишься, бей молотом.

Где тонко, там и горя нет.

Не умеешь шить золотом, ни одного не поймаешь.

Задание 4. Ребята, у вас на столах лежат желтые карточки, на которых записана вторая часть пословицы. Я буду читать первую часть пословицы, а у кого вторая часть, тот её закончит. Будьте внимательны! («Поспешишь – людей насмешишь»).

Всякому мила…. (своя сторона)

Охранять природу – значит… (охранять Родину)

Вся семья вместе… (душа на месте)

Кто вчера солгал…. (тому и завтра не поверят)

Дерево ценят по плодам… (а человека по делам)

Не узнав горя, не узнаешь и радости. От радости кудри вьются, в печали секутся.

Поменьше говори, побольше услышишь.

Добрый человек в добре проживет век.

Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

Красна птица перьем, а человек уменьем.

Не сиди сложа руки, так не будет и скуки.

8. Рефлексия.

- Давайте вспомним и обобщим то, о чем мы говорили сегодня на уроке. (слайд 18)

- Итак, пословица – это … (краткое изречение), содержащее … (народную мудрость) и имеющее … (поучительный смысл).

- Поговорка – это… (образное выражение), содержащее… (отношение к чему-либо), но не имеющее… (вывода, заключения).- Народ в пословицах осуждает и высмеивает … (глупость, лень, жадность, злость), хвалит и одобряет … (ум, щедрость, трудолюбие, терпение, доброжелательность).

- Составление синквейна. Давайте составим синквейн по парам на тему: «Пословица». Вспомните все, о чем мы говорили: какой бывает пословица, что она делает, чем является для человека.- Чтение синквейнов.Посмотрите, что получилось у меня. (слайд 19).Пословица.Мудрая, верная.Учит, обобщает, помогает.Передается из уст в уста.Народная мудрость.

- Молодцы! Благодарю всех за работу на уроке.

- Учите пословицы, обращайтесь к ним постоянно, так как они обогащают речь, придают языку особую остроту, силу и выразительность. И закончить урок мне хочется снова словами А.С.Пушкина: (слайд 20). Кто придумал их так складно?

И не пил бы и не ел,

Все бы слушал, да глядел…

9. Домашнее задание.

- Чтоб упрочить ваши знания, даю домашнее задание. (слайд 21).

- С.15 (1-5)

- Подобрать и выписать в тетрадь по 5 пословиц на две предложенные темы.

Темы (по колонкам): 1. - счастье, судьба. 2. - язык, речь. 3. - семья, дети.

infourok.ru

Урок 4 ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ | Поурочные планы по русской литературе 6 класс

Урок 4 ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

01.02.2012 50407 2287

Урок 4 Пословицы и поговорки

Цели: закрепить знания учащихся о пословицах и поговорках; учить раскрывать прямой и переносный смысл пословиц; дать элементы конспектирования.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

– Народная поэзия привлекала многих русских писателей и композиторов: А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, М. Пришвина, С. Есенина, А. Твардовского, М. Глинку, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, Г. Свиридова. Что же всех их, по-вашему, интересовало в русском фольклоре, русской народной обрядовой поэзии?

II. Изучение нового материала.

1. Слово учителя.

Мы продолжаем наше знакомство с русским народным творчеством.

«Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» – писал А. С. Пушкин. Эти слова великого мастера слова мы берем эпиграфом к нашему уроку. Наш разговор – о пословицах и поговорках. В чем их отличие и что между ними общего? Давайте попытаемся дать определения этим понятиям.

Пословица – краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль.

Поговорка – меткое, яркое народное выражение, часть суждения, без выводов, без заключения.

Запись в тетрадях учащихся.

2. Чтение статьи учебника с элементами конспектирования.

Общее в пословицах и поговорках:

– в них мудро и точно отразилась жизнь народа;

– создавались многими поколениями людей;

– появились еще в то время, когда не было письменности;

– они, как правило, безымянны;

– в течение столетий совершенствовались;

– темы бесчисленны и безграничны.

Отличие сам народ видит в том, что поговорка – украшение речи (цветок), а пословица – суждение полное, завершенное, зрелое (ягодка).

В живой речи часто поговорка становится пословицей, а пословица превращается в поговорку.

3. Беседа по прочитанной статье учебника.

– О  чем  говорит  народ  в  своих  пословицах,  какие  темы  отражены в них?

– Почему  пословицы  легко  запоминаются?  (В  них  есть  ритм  и рифма.)

4. Чтение пословиц, их комментирование.

Задание: озаглавить каждую группу пословиц.

Слова для справок: с. 16, вопрос 2.

Раскрытие прямого и переносного смысла пословиц и поговорок.

Каждая пословица имеет прямой и переносный смысл. Попытайтесь раскрыть прямой, а затем переносный смысл следующих пословиц:

џ Лес рубят – щепки летят.

џ Не зная броду, не суйся в воду.

џ Цыплят по осени считают.

џ От яблони – яблоки, а от сосны – шишки.

В чем смысл следующих поговорок:

џ «на попятный двор» (отказаться от дела, от слов).

џ «заткнуть за пояс» (победить кого-либо).

џ «рвет и мечет» (злится, бесится).

џ «при царе Горохе» (очень давно).

џ «медведь на ухо наступил» (отсутствие музыкального слуха).

5. Объяснение учителя с элементами беседы.

Часть пословиц и поговорок пришла к нам из сказок («Битый небитого везет», «Кому вершки, а кому корешки» и др.), а некоторые пословицы вошли в народ из басен И. А. Крылова, например: «У сильного всегда бессильный виноват», «А воз и ныне там», «Слона-то я и не приметил».

– Вспомните, из каких басен эти пословицы?

На  титульный  лист  своего  труда  «Пословицы  русского  народа»В. И. Даль вынес народное изречение: «Пословица несудима».

– Как вы думаете, в чем его смысл?

– Почему именно это изречение выбрал Даль?

III. Подведение итогов урока.

Домашнее задание:  придумать  небольшой  рассказ  по одной из пословиц.

 

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.На странице приведен только фрагмент материала.

tak-to-ent.net

Конспект урока по литературе для 6 класса на тему "Пословицы и поговорки"

Ф.И.О.: Скобельцина Татьяна Владимировна

Класс: 6 «Б» Дата: Предмет: литература

Тема урока: Пословицы и поговорки.

Цели урока:

Обучающая: раскрыть мудрость, поучающий смысл пословиц и поговорок, сходство и различие двух жанровых форм фольклора.

Развивающая: развитие речи и мыслительной деятельности учащихся, умение анализировать смысл пословиц и поговорок.

Воспитательная: воспитание интереса к литературе и русскому языку.

Ход урока

Презентация.

I. Орг. Момент. У.З.: настроить учащихся на работу.

II.Работа по теме урока.

1. Историческая справка.

У.З.: показать значимость пословиц и поговорок в развитии литературного творчества.

2. Работа с терминами.

У.З.: закрепить понятия по теме урока, определить особенности различия пословиц и поговорок.

3. Слово учителя.

У.З.: Вызвать интерес учащихся к литературе.

4.Толкование пословиц и поговорок.

У.З.: объяснить смысл пословиц и поговорок. Способствовать воспитанию интереса к русскому языку и литературе.

5. Игра «Закончи пословицу».

У.З.: продолжить пословицы по смыслу. Обогащение словарного запаса и речи учащихся.

6.Игра «Угадай по рисунку».

У.З.: отгадать пословицы, поговорки с рисунков. Развивать мыслительную деятельность.

7. Работа по учебнику.

У.З.: развивать внимательность и работать над выразительностью речи учащихся.

III. Итог.

IV. Д/З.

- Здравствуйте ребята! Садитесь. Запишите в тетради число и тему сегодняшнего нашего урока. Сегодня мы с вами повторим понятие пословица и поговорка, будем объяснять смысл некоторых пословиц и поговорок, а также выполним ряд заданий на данную тему.

Пословиц очень много. Уже в 1500 году Эразм Роттердамский составил сборник античных изречений и пословиц. С конца XVII века начинают издаваться сборники пословиц и поговорок в России. Начало изучению этого пласта народного творчества положил М.В.Ломоносов. Владимир Иванович Даль, составитель Толкового словаря живого великорусского языка, писал, что пословица «это цвет народного ума, это житейская народная правда», Михаил Шолохов назвал пословицу "сгустками разума", "крылатой мудростью", а современник А.Пушкина, пятьдесят лет собирал пословицы и поговорки. Ученые и писатели способствовали сохранению пословиц и поговорок, т.к. они являются сокровищницей русского таланта.

. - Ребята, а что такое пословицы? (это краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль.) «Что посеешь, то и пожнешь»

- Что они в себе заключают? Главная особенность пословицы… (заключают в себе определенную мысль, законченное суждение; широкое обобщение, воплощает его в предельно краткой форме.)

Пословица высказывает в связи  с жизненной ситуацией некое суждение, мораль: «Любишь кататься – люби и саночки возить», «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь».

- Что такое поговорки? (это меткое, яркое народное выражение, часть суждения без вывода, без заключения.) «Семь пятниц на неделе», «Положить зубы на полку»

- Что они в себе заключают? Главная особенность поговорки… (элемент суждения, часть мысли, меткое образное определение.)

Поговорка ярко называет, рисует какое-то явление, например: «Нашла коса на камень», «Как сыр в масле катается».

Пословицы и поговорки – это золотые россыпи в нашем языке. Жизнь человека протекает среди огромного числа новостей, событий и происшествий. Опыт многих поколений передавался в форме кратких изречений – пословиц и поговорок. Пословицы и поговорки, созданные русским народом, составляют неоценимое богатство русского языка.

- Для того чтобы закрепить наши знания, ребята, давайте выполним задание. Объясните смысл следующих пословиц и поговорок, как вы их понимаете?

(«Что посеешь, то и пожнешь»,

«Семь пятниц на неделе»,

«Положить зубы на полку»,

«На чужой стороне Родина милей вдвойне»,

« Как сыр в масле катается»,

«Любишь кататься – люби и саночки возить»,

«За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь».)

Пословицы хранят народные представления о вреде и пользе, уме и глупости. О душевной красоте и уродливости в виде кратких изречений. Они помогают нам понять историю нашего народа, учат любить свою Родину, быть честными и трудолюбивыми, любить и уважать своих родителей, вести здоровый образ жизни. Они порицают лень, невежество и другие  отрицательные качества человека. Используя пословицы и поговорки в речи, мы делаем её образной, красочной, выразительной.

- теперь давайте немножко поиграем. Задание: надо соединить первую часть пословицы со второй по смыслу. Я буду читать, а вы продолжите. Будьте внимательны! 

Например:

«Всякому мила….»                       (своя сторона)

«Охранять природу – значит» (охранять Родину)

«Вся семья вместе…»                (душа на месте)

«Кто вчера солгал…» (тому и завтра не поверят)

«Дерево ценят по плодам..» (а человека по делам)

 - Молодцы ребята!

Пословицы и поговорки входят в народную культуру как чистейший и драгоценнейший родник народной мудрости. Они глубоко уходят в историю своими корнями. Пословицы и поговорки сопровождают человека с раннего детства. Большая их часть связана с отношением к труду, Родине, к родителям, друзьям, природе, к здоровью, здоровому образу жизни…

Выполним следующее задание: «Угадай поговорку, пословицу по рисунку»:

(Взять быка за рога; Зарубить на носу; Делать из мухи слона; Яблоко от яблони недалеко падает; Любишь кататься – люби и саночки возить; С миру по нитке – голому рубаха; Семеро одного не ждут.)

- Ребята, откройте учебник на странице 13-14. Давайте прочитаем пословицы и поговорки и определим, к каким группам можно отнести данные пословицы и поговорки.

Трудолюбие. Глупость. Дружба. Родина. Лень. Нерадивость. Трусость

Теперь давайте подведем итог нашего урока.

- Что называется пословицей? Приведите примеры… (это краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль.) «Что посеешь, то и пожнешь».

- Что называется поговоркой? Приведите примеры... (это меткое, яркое народное выражение, часть суждения без вывода, без заключения.) «Семь пятниц на неделе», «Положить зубы на полку».

Прочитать статью по теме урока в учебнике на стр.11-13. Ответьте на вопрос №1 в конце параграфа.

Пословицы и поговорки в жизни, в своём творчестве используют художники. Давайте посмотрим картины художников, на тему «Пословицы и поговорки». Как вы их понимаете?

1-й слайд. Тема.

2-й слайд. Фото Роттердамского.

3-й слайд. Фото Ломоносова.

4-й слайд. Фото Даля.

5-й слайд. Фото Шолохова.

6-й слайд. Фото Пушкина.

7-й слайд. Пословица.

8-й слайд. Поговорка.

9-й слайд. Изречение.

10-й слайд. Толкование пословиц и поговорок.

11-й слайд.

2-е задание.

12-й слайд.

13-й слайд.

14-й слайд.

15-й слайд.

16-й слайд.

17-й слайд.

18-й слайд.

19-й слайд.

Д.З.

Остальные слайды

Литература

  1. Литература. 5 класс: Поурочные планы (по учебнику-хрестоматии В.Я.Коровиной и др.) / Авт.-сост. И.В.Карасева. – Волгоград: Учитель, 2003.

  2. Литература. Поурочные планы для 6 класса / авт.сост. С.Б.Шадрина. – Волгоград: Учитель, 2008.

infourok.ru

Урока по литературе в 6 классе "Пословицы и поговорки"

Пословицы и поговорки

(урок литературы в 6 классе)

Цели:

  • повторить малые жанры фольклора;

  • показать красоту и ценность русских пословиц и поговорок, объяснить их поучающий смысл;

  • показать сходство и различие двух жанровых форм;

  • развивать речь учащихся через комментированное  чтение пословиц

Задачи урока: 

  • развивать творческую активность учащихся;

  • обогащать словарный запас учащихся;

  • развивать речь учащегося;

  • совершенствовать учебные умения и навыки. 

Тип урока: знакомство с новым материалом

Методы обучения: проблемно-поисковый, репродуктивный. 

Формы обучения: индивидуальная, групповая

Оборудование: сборники пословиц, рисунки учащихся.

ХОД УРОКА

Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.

Пословица

I. Оргмомент

II. Изучение нового материала.

1. Слово учителя

Мы продолжаем наше знакомство с русским народным творчеством. Наш разговор – о пословицах и поговорках.

Пословицы и поговорки живут в народной речи. Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей. Некоторые дошли до нас из литературы ХI-ХII вв. Собирание пословиц началось в ХVI веке, а может и раньше, но записи того времени не дошли до нас.

Первые рукописные сборники, дошедшие до нас, относятся к ХVII-ХVIII вв. Большинство составителей этих сборников неизвестны.

Начало научному изучению русских пословиц и поговорок положил М.В. Ломоносов. Лишь со второй половины ХVIII в. сборники пословиц и поговорок стали печататься. Известными составителями таких сборников были И.М. Снегирев, Ф.И. Буслаев, А.Н. Афанасьев и другие. Но самым знаменитым является Владимир Иванович Даль (1801-1872). Труд его считается непревзойденным. Всю жизнь он посвятил собиранию и систематизации пословиц. Даль изъездил всю Россию. Он записывал пословицы и поговорки, услышанные от крестьян, ремесленников, солдат. Даль больше тридцати лет собирал по крупицам пословицы и поговорки. Им собрано огромное количество – 25 тысяч пословиц и поговорок.

Далю адресованы слова А.С. Пушкина: «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» Сам В.И. Даль называл пословицы коротенькими притчами. В отличие от пословицы, поговорка не имеет нравоучительного смысла. Даль писал: «Поговорка, по народному определению, цветочек, пословица – ягодка; и это верно».

В чем же их отличие и что между ними общего? Давайте попытаемся дать определения этим понятиям.

Пословица – краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль.

Поговорка – меткое, яркое народное выражение, часть суждения, без выводов, без заключения.

Запись в тетрадях учащихся.

2 .Индивидуальные задания

1 группа учащихся

-Часть пословиц и поговорок к нам пришла из сказок. Вспомните, из какой сказки или басни следующая пословица или поговорка. 

«А Васька слушает, да ест» (И. Крылов, «Кот и Повар») 

«У сильного всегда бессильный виноват» (И. Крылов, «Волк и Ягненок») 

«Битый небитого везет» (Сказка «Лиса и Волк») 

«Не плюй в колодезь, пригодится воды напиться» (И. Крылов, «Лев и мышь») 

«Рыльце у тебя в пуху» (И. Крылов, «Лисица и сурок») 

«За тридевять земель» («Сказка «Царевна-Лягушка») 

2 группа учащихся

-Определите значение следующих поговорок. 

Заткнуть за пояс – победить кого-либо 

При царе Горохе – давно 

Медведь на ухо наступил – нет слуха 

Водить за нос – обманывать 

Льет как из ведра – сильно 

Засучить рукава – взяться за дело 

Намылить шею – проучить 

Пальчики оближешь – вкусно

3 группа учащихся

-Продолжите пословицы

Лучше синица в руке… (чем журавль в небе). 

Маленькое дело лучше… (большого безделья). 

Семь раз отмерь... (один раз отрежь). 

Как аукнется… (так и откликнется). 

Терпенье и труд… (всё перетрут). 

Один в поле… (не воин). 

Друзья познаются… (в беде). 

Куй железо… (пока горячо). 

С миру по нитке …. (голому рубаха). 

Поспешишь – (людей насмешишь). 

Без труда … (не вытащишь и рыбку из пруда)

3.  Работа в группах. Каждая группа выбирает тематику пословиц и поговорок. По рисункам группы «оформителей» команда должна выбрать подходящую по теме пословицу и поговорку. 

Про книги 

Про дружбу 

Про родину 

III .Подведение итогов.

-Сегодня все хорошо поработали. По труду и почёт.

Оценки за урок.

IV. Домашнее задание.

Написать сочинение по понравившейся пословице

.

infourok.ru

Урок литературы в 6 классе "Пословицы и поговорки"

Урок литературы в 6 классе № 3. «Поговорка – цветочек, пословица – ягодка». Народная мудрость в пословицах и поговорках русского народа.Цель урока - продолжить знакомство с устным народным творчеством – «малыми» жанрами фольклора; привлечь внимание учащихся к личности В.И.Даля.

Планируемые результаты:

Предметные: ученик научится толковать прямой и переносный смысл пословиц, поговорок.

Метапредметные:

Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность.

Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Личностные: развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народа.

Ход урока.

Организационный момент. 

Проверка домашнего задания. Повторение.

- Сегодня мы продолжим изучение темы «Фольклор». В устном народном творчестве есть удивительные жанры. Удивляют они своей лаконичностью и одновременно глубиной и емкостью содержания. “Коротко, да ясно, от того и прекрасно”.

- Как вы думаете, к какому жанру фольклора относится это высказывание?

Работа по теме урока.

- Верно, это пословицы и поговорки - самые интересные малые жанры фольклора, неисчерпаемый источник народной мудрости. О них мы и будем говорить на нашем уроке. 

- Откройте свои тетради и запишите, пожалуйста, тему нашего урока: «Поговорка – цветочек, пословица – ягодка».Народная мудрость в пословицах и поговорках русского народа.

- Многое по теме урока вы уже знаете, в остальном нам предстоит разобраться. Поэтому сегодня на уроке мы рассмотрим пути рождения пословиц и поговорок, их тематическое разнообразие, раскроем их мудрость и поучающий смысл, отметим сходство и различие этих малых жанров фольклора.

- Как красивые вещи украшают наш быт, так мудрые пословицы украшают, обогащают наш ум и нашу речь. Издавна народ дорожил пословицей и говорил: «Пословица не на ветер молвится», «Красна речь пословицей». Недаром А.С. Пушкин, большой знаток и ценитель русского народного языка, восхищаясь нашими пословицами и поговорками, сравнивал их с золотом. ( На доске эпиграф).

«Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» (Запишем эпиграф к нашему уроку).

- Пословицы и поговорки живут в народной речи века.

- А кто был их автором? Когда появились эти жемчужины народной речи?

- Верно, родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей.  Многие из них дошли до нас в произведениях древнерусской литературы. Первые рукописные сборники пословиц и поговорок, дошедшие до нас, относятся к XVII—XVIII вв. Большинство составителей этих сборников неизвестны.

- Любителем меткого крылатого слова был Петр I.  Принадлежавший ему рукописный свиток с пословицами содержит более 1000 изречений.

- Внимательно прислушивались к народному «красному слову» и заносили в тетради крылатые выражения Ломоносов и Л.Толстой, Гоголь и Островский. 

- Самым известным собирателем русской народной мудрости является В. И. Даль, друг А.С.Пушкина. Кстати, отец В.И. – датчанин, а мать – немка. Сам же Даль всю свою жизнь посвятил собиранию русских народных слов и пословиц. Морской офицер и врач по образованию, В.И. был языковедом по призванию. Он изъездил всю Россию. Записывал пословицы и поговорки от крестьян, ремесленников, солдат. Результатом этой многолетней кропотливой работы стал сборник (1862) «Пословицы русского народа», содержащий 30 000 пословиц!  (показать сборник).

Кроме него В. И. Даль подготовил и издал капитальный труд — четыре тома «Толкового словаря живого великорусского языка», где привел множество пословиц и поговорок в качестве примеров слов. 

Следует отметить, что слова Пушкина, взятые в качестве эпиграфа к нашему уроку, адресованы В. И. Далю, будущему собирателю пословиц и поговорок. Ведь именно Пушкин подал ему идею собирать русские пословицы.

- Что же так восхищало и Пушкина, и Даля, и других писателей в этих золотых россыпях нашего языка? Почему, как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому? В чем же прелесть пословиц?

Многие писатели отмечали достоинства этого жанра фольклора. Например, Л.Н.Толстой говорил: « Вот как хорошо сочиняют мужики. Всё просто, слов мало, а чувства много»

А философ Бэкон отмечал, что : 

«Гений, дух и характер народа проявляется в его пословицах».

Как вы думаете, можно ли в это высказывание добавить слово «и поговорках»?

- Давайте определим, есть ли отличия между пословицами и поговорками и в чем они заключаются?

- Итак, что же такое пословица? Откройте учебник и на стр.11 прочитайте определение пословицы. Запишем его в тетрадь. Объясните смысл пословиц, которые приведены в качестве примеров.

- Обратите внимание на то, что пословица — это целое предложение, она, как правило, состоит из двух частей. В первой сообщается какая-то мысль (или изображается что-то), а во второй части делается вывод, дано заключение.

Например:  «Что написано пером, то не вырубишь топором», «Слово не воробей: вылетит — не поймаешь», «Добрые вести не лежат на месте».

- Русский народ создал великое множество пословиц. Темы этих народных изречений бесчисленны и безграничны. Например, сборник В.И.Даля содержит 180 разрядов по разным темам!

Работа с учебником.

- Обратимся к пословицам на 13 стр. прочитайте и озаглавьте каждую группу пословиц. Темы запишем в тетрадь.

Родина Дружба Трудолюбие Учение Лень Трусость Глупость

- А в чем их нравственный смысл, чему учат они нас? (Ответы детей)

- Народ, создавший пословицы, говорит в них о любви к Родине, осуждает лень, ложь, пустословие, хвалит и одобряет смелых и трудолюбивых людей, высоко ценит знание и мастерство.

- Многие пословицы имеет прямой и переносный смысл.

Например,  «Большому кораблю большое плаванье» - эта пословица не столько о корабле, сколько…. (о человеке и его возможностях).

Подумайте, какой прямой и переносный смысл имеют следующие пословицы: 

Лес рубят — щепки летят. Прямой смысл — когда рубят деревья, действительно из-под топора летят щепки. Переносный смысл — нельзя сделать большое дело, не совершив маленьких погрешностей.

Не зная броду, не суйся в воду. Прямой смысл — реку вброд переходить можно тогда, когда хорошо знаешь, где находится брод. Переносный смысл — если хочешь сделать серьезное дело, надо сначала изучить, как его делать, чтобы не навредить самому себе.

- Как вы думаете, почему пословица легко и быстро запоминается?

- Правильно, в ней есть ритм и зачастую рифма. Прочитайте пословицы. 

Обратите внимание на ритм и рифму.

- К какой теме можно отнести данные пословицы?

Поговорки.

- А что же такое поговорка?

Прочитайте на 13 стр. определение и запишите его.

- В чем особенность поговорки? Чем она отличается от пословицы?  - Обратите внимание, в отличие от пословицы, это не целое предложение. В поговорке скорее выражено отношение человека к чему-либо, его чувства. Например: «Чудеса в решете», «Шито-крыто», «И нашим и вашим».

Недаром говорится: «Поговорка — украшение речи ( цветочек), а пословица — суждение завершенное, зрелое (ягодка)». 

- Давайте оформим наши знания в виде схемы.

пословица

поговорка

краткость, меткость,

мудрость

поучительность, содержит вывод

ритм, рифма

отношение к чему-либо, без вывод

Задания на закрепление.

- Для закрепления наших знаний выполним следующие задания.

Задание 1. Составьте логические цепочки, выбрав подходящие значения и определения, чтобы получилось связанное высказывание с доказательством.

1. “Сытое брюхо к учению глухо” - ..., так как это …2. “Семь пятниц на неделе” - …, так как это …А) поговоркаБ) пословицаВ) образное крылатое выражение, в котором содержится отношение к чему-либо, но нет вывода, заключения.Г) краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль, состоящее из двух частей.Задание 2. Прочитайте выражение, определите, пословица это или поговорка. Докажите по образцу из прошлого задания. (Распечатка на столах)

Хороша кашка, да мала чашка. Ума палата.Без обеда не красна беседа. Работать с огоньком.Задание 3. Давайте поработаем с текстами пословиц. Представьте, что вы купили книгу, которую выпустил нерадивый наборщик, не знающий русских пословиц, он все перепутал. Ваша задача – вернуть пословицы на свои места. 

1. Едешь на день, а сам не плошай.

На Бога надейся, хлеба бери на неделю.

2. Баба с возу, а хомут найдется.

Беды мучат, а руки делают.

Глаза страшатся, да уму учат.

Была бы шея – кобыле легче.

3. Где любовь и совет, там и рвется.

За двумя зайцами погонишься, бей молотом.

Где тонко, там и горя нет.

Не умеешь шить золотом, ни одного не поймаешь.

Задание 4. Ребята, у вас на столах лежат желтые карточки, на которых записана вторая часть пословицы. Я буду читать первую часть пословицы, а у кого вторая часть, тот её закончит. Будьте внимательны! («Поспешишь – людей насмешишь»).

Всякому мила…. (своя сторона)

Охранять природу – значит… (охранять Родину)

Вся семья вместе… (душа на месте)

Кто вчера солгал…. (тому и завтра не поверят)

Дерево ценят по плодам… (а человека по делам)

Не узнав горя, не узнаешь и радости. От радости кудри вьются, в печали секутся.

Поменьше говори, побольше услышишь.

Добрый человек в добре проживет век.

Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

Красна птица перьем, а человек уменьем.

Не сиди сложа руки, так не будет и скуки.

Рефлексия.

- Давайте вспомним и обобщим то, о чем мы говорили сегодня на уроке. 

- Итак, пословица – это … (краткое изречение), содержащее … (народную мудрость) и имеющее … (поучительный смысл).

- Поговорка – это… (образное выражение), содержащее… (отношение к чему-либо), но не имеющее… (вывода, заключения).- Народ в пословицах осуждает и высмеивает … (глупость, лень, жадность, злость), хвалит и одобряет … (ум, щедрость, трудолюбие, терпение, доброжелательность).

Задавание домашнего задания.

Нарисовать иллюстрацию к любой пословице.

Задания по группам.

Подобрать и выписать в тетрадь по 5 пословиц на предложенные темы.

Темы :1. - счастье, судьба. 2. - язык, речь. 3. - семья, дети.

infourok.ru

Урок в 6 классе на тему "Пословицы и поговорки"

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Пословицы и поговорки Малые жанры устного народного творчества

2 слайд Описание слайда:

Расшифруйте текст и прочтите русские пословицы Улде меряв, а хетепо сач. Ен гоиб грошик тюбижога.   Дубет и ан шейна уцели драпзихн. Идпо аз хевс, вес за огодно.   Мольбшоу барлюко — шоелобь еваналип. Нода в плео ен овин. Ен вес от отолоз, точ стилетб. Явос ашно не ятент. У смие якенн ятид бзе загал. Чеут шокак, еьч омся алъес.

3 слайд Описание слайда:

Пословица и поговорка Четкое, яркое народное выражение, часть суждения без вывода, без заключения Краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль

4 слайд Описание слайда:

Прочитайте выражение, определите, пословица это или поговорка. Докажите.  Хороша кашка, да мала чашка. Ума палата. Без обеда не красна беседа. Работать с огоньком.

5 слайд Описание слайда:

Отличай пословицу от поговорки ПОГОВОРКА – украшение речи ПОСЛОВИЦА – зрелое суждение

6 слайд Описание слайда:

Допишите продолжение пословицы или поговорки После драки ………  Любишь кататься … Делу время ………..  Семь раз отмерь …… Ум — хорошо ……… Что написано пером … Слово не воробей……  Не зная броду ……… 

7 слайд Описание слайда:

Иногда одна буква меняет смысл всего предложения. Найдите и исправьте ошибки в поговорках 1. После драки кулаками не пашут. 2. Готовь сени летом, телегу зимой. 3. Всяк жулик свое болото хвалит. 4. Лес рубят – кепки летят. 5. Блин блином вышибают. 6. Мети, Емеля, твоя неделя. 7. Один с кошкой, семеро с ложкой. 8. Ученье - свет, а неуменье – тьма.

8 слайд Описание слайда:

Синквейн Пословица. Мудрая, верная. Учит, обобщает, помогает. Передается из уст в уста. Народная мудрость.

9 слайд Описание слайда:

Домашнее задание

10 слайд Описание слайда:

Домашнее задание - Подобрать и выписать в тетрадь по 5 пословиц на две предложенные темы. Темы (по колонкам): 1. - счастье, судьба. 2. - язык, речь. 3. - семья, дети.    ИЛИ -Придумать небольшой рассказ по понравившейся вам пословице(можно проиллюстрировать).

11 слайд Описание слайда:

Выставляем оценки Спасибо за внимание!

12 слайд Описание слайда: 13 слайд Описание слайда:

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-010215

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий

infourok.ru