Стихи маршака для инсценировки


Инсценировка по стихотворению М

«РАЗГОВОР ПЕРЕД СНОМ»

Инсценировка по стихотворению М. Ивенсен

Реквизит. Для детей и педагога — шапочки для роли морских свинок.

Декорации по замыслу педагога.

Подготовка спектакля

Воспитатель интересуется у детей, что им известно о морских свинках, показывает иллюстрации и рассказывает о них.

Важно подчеркнуть, что морские свинки — ласковые и доверчивые животные, любящие играть с детьми, и поэтому люди с удовольствием держат их дома. Свинки быстро привыкают к своему хозяину и даже узнают его по голосу. У морских свинок-мам есть морские свинки-детки. И вот однажды, когда свинка-мама укладывала их спать... (Педагог выразительно читает стихотворение.)

Морские свинки-детки

Спросили свинку-мать.

—Ведь, правда, мы морские?

—Ну да, — сказала мать.

—А что такое море?

—Зачем вам это знать?

—Ведь мы морские свинки?

—Ну да, — сказала мать.

—А где же наше море?

—Отсюда не видать.

—А правда, мы морские?

—Ну да, — сказала мать.

—А ты морская тоже?

—Ну да, — сказала мать.

—А море может сниться?

— Да, море может сниться,

Но только надо спать.

Педагогу при чтении стихотворения и затем в инсценировке очень важно ответ мамы-свинки «Ну да» произносить так, чтобы передать спокойствие, добродушие, терпимость к назойливым малышам с их бесконечными вопросами.

Диалог проигрывается несколько раз, но не на сцене в форме репетиции, а в непринужденной обстановке, например, сидя на ковре. При этом воспитатель в роли мамы-свинки не просто произносит текст, а стремится жестами, движениями выразить любовь к своим малышам.

Объясняет детям, что во время диалога можно подойти к маме-свинке, обнять ее, ухватить за юбку, взять за руку, заглянуть в глаза и т.п., т.е. показать, как «дети-свинки» любят свою маму. При этом вести себя надо спокойно, не толкаться.

Проведение спектакля

До начала спектакля необходимо объяснить родителям, о каких животных идет речь. К рассказу о морских свинках желательно привлечь детей.

По окончании инсценировки, во время представления действующих лиц, педагог может поинтересоваться у каждого ребенка кличкой морской свинки, роль которой он исполнял.

«ПЕСНЯ МАШИНИСТА»

Инсценировка по стихотворению А. Введенского

Реквизит. Настольная лампа для освещения сцены.

Подготовка спектакля

Педагог предлагает детям познакомиться со стихотворением А. Введенского «Песня машиниста». После того как они выразят желание послушать, читает текст.

Спят ли волки?

Спят. Спят.

Спят ли пчелки?

Спят. Спят.

Спят синички?

Спят. Спят.

А лисички?

Спят. Спят.

А тюлени?

Спят. Спят.

А олени?

Спят. Спят.

А все дети?

Спят. Спят.

Все на свете?

Спят. Спят.

Только я и паровоз,

Мы не спим,

Мы не спим.

И летит до самых звезд

К небу дым,

К небу дым.

Воспитатель рассказывает: «Ночь. Тишина. Только слышен стук колес паровоза, который несется мимо лесов, где спят волки, лисички и другие звери, мимо полей, где заснули трудолюбивые пчелки, бабочки» и т.п.

В процессе разговора педагог выясняет, знакомы ли детям животные и насекомые, о которых говорится в стихотворении, как они выглядят, как волки, пчелки, лисички, олени, тюлени и синички произносили бы «Спят, спят». Дети упражняются — отвечают с разными интонациями.

Проведение спектакля

Воспитатель спрашивает зрителей, часто ли им приходилось ездить на поезде ночью. Затем тушит свет в той части групповой комнаты, где находится сцена, или во всей комнате и зажигает настольную лампу. Рассказывает, что можно увидеть из окна поезда, а затем приглашает на сцену детей, которые выстраиваются «паровозиком» и выразительно отвечают согласно тексту стихотворения и выбранной роли (как волки, пчелки и т.д.).

Инсценировку желательно повторить 2—3 раза.

«ШАЛУНИШКИ-КОТЯТКИ ПОТЕРЯЛИ ПЕРЧАТКИ»

Инсценировка по английской народной песенке в переводе И. Родина

Реквизит. Для детей — шапочки для роли котят;ерчатки,вырезанныебумаги и разрисованные каждым ребенком по своему желанию; корыто или тазик. Для педагога — шапочка для роли кошки, нарядное платье.

Подготовка спектакля

Педагог напоминает детям о том, как они прекрасно выступили в роли котят в инсценировке английской песенки «Перчатки» в переводе С. Я. Маршака.

Затем рассказывает, что существует перевод песенки поэта И. Родина. Читает текст:

Шалунишки-котятки потеряли перчатки

И не смеют взойти на порог.

—Мама, мама, прости! Мы не можем найти,

Куда подевались перчатки!

—Не найдете перчатки, так и знайте, котятки,

Я не стану готовить пирог!

Мяу-мяу пирог, мяу-мяу пирог,

Я не стану готовить пирог!

Испугались котятки, отыскали перчатки

И к маме бегут со всех ног.

—Мама,мама,открой и пусти нас домой!

Мы нашли на дороге перчатки!

— Отыскали перчатки? Золотые котятки!

Получайте за это пирог!

Мяу-мяу пирог, мяу-мяу пирог,

Получайте за это пирог!

Натянули котятки на лапки перчатки

И съели до крошки пирог.

—Ай, мамочка, ай! Ты нас не ругай,

Но грязными стали перчатки!

—Грязнульки - котятки! Снимайте перчатки!

Я вас посажу под замок!

Мяу-мяу под замок, мяу-мяу под замок,

Я вас посажу под замок!

Стирают котятки в корыте перчатки.

Ах, как это трудно — стирать!

Все три, три и три...

— Ой, мама, смотри!

Уже отстирались перчатки!

— Отмыли перчатки? За это котятки,

Я вас отпущу погулять!

Мяу-мяу погулять, мяу-мяу погулять,

Опять отпущу погулять!

Работа над ролью котят осуществляется так же, как и в спектакле по стихотворению С. Маршака. Кроме того, дети тренируются в выполнении движений, имитирующих стирку и еду пирога.

Воспитатель продолжает учить не подходить на сцене друг к другу, а располагаться на некотором расстоянии. Если эту задачу уже удалось решить ранее, то можно поставить новую — не загораживать друг друга, чтобы зрители хорошо видели каждого участника.

Проведение спектакля

В начале спектакля педагог может объяснить родителям, что «Сказки матушки Гусыни» — самая читаемая книга в англоязычных странах. Многие стихотворения хорошо известны русским детям благодаря переводам С.Я. Маршака и К.И. Чуковского. В предлагаемой инсценировке использовано стихотворение о котятах в переводе И. Родина.

Дальнейшее проведение спектакля аналогично инсценировке песенки «Перчатки».

«КТО КОГО ПЕРЕХИТРИЛ»

Инсценировка по стихотворению Д. Хармса

Реквизит. Для детей — шапочки для роли зайчат.

Для педагога атрибуты охотника (шапка, ружье, капкан).

Подготовка спектакля

Педагог напоминаето спектаклях, в которых дети исполняли роль зайцев, о том, как образно они их представили: испуганных, шаловливых и т.п.

Воспитатель. Много врагов у зайчишек. Но от лисы и волка можно убежать. Гораздо страшнее, когда на зайцев охотится человек и использует ружье, капкан.

Но однажды охотник оказался наказанным. (Выразительно читает стихотворение.)

Вот сидят четыре зайца.

Я капкан поставлю тут.

И в капкан четыре зайца

Моментально попадут.

Ой! Ой! Ой! Ой!

Сам в капкан попал ногой!

— Зайцы, зайцы,

Поглядите!

Подойдите!

Помогите!

Надо мной смеются зайцы:

Хи-хи-хи

Да ха-ха-ха.

Педагог рассказывает, что, играя роль охотника, она постарается показать, какой он плохой и жадный. А детям в роли зайцев надо передать радость оттого, что беда миновала и злой охотник наказан. Например, продумать жесты, мимику.

Проведение спектакля

Чтобы зрители смогли увидеть и оценить игру каждого, важно правильно расположиться на сцене: в центре — охотник, а справа и слева — зайцы, при этом фигуры на первом плане сцены не должны загораживать тех, кто находится на втором плане, а фигуры второго плана не должны загораживать тех, кто стоит на третьем плане.

Целесообразно именно в этом мини-спектакле поставить перед детьми такую задачу, потому что исполнение роли зайцев не требует от них запоминания слов. Кроме того, к этому времени дети уже имеют сценический опыт, меньше стесняются, свободнее ориентируются в пространстве сцены.

«РАЗГРОМ»

Инсценировка стихотворения Э. Успенского

Реквизит. Для педагога — сапоги или ботинки.

Декорации. Разбросанные вещи, игрушки.

Подготовка спектакля

Педагог выразительно читает детям стихотворение:

Мама приходит с работы,

Мама снимает боты,

Мама приходит в дом.

Мама глядиткругом.

—Был на квартиру налет?

— Нет.

—К нам заходил бегемот?

—ет.

—Можетбыть, дом не наш?

—Нет

—Может, не наш этаж?

—Нет

Просто приходил Сережка,

Поиграли мы немножко.

—Значит, это не обвал?

—Нет.

—Значит, слон не танцевал?

—Нет.

—Очень рада. Оказалось,

Я напрасно волновалась.

Воспитатель интересуется, понравилось ли стихотворение детям, бывали ли в их жизни такие случаи и как вели себя их мамы. Советуется, можно ли сделать инсценировку по этому стихотворению и как его содержание проиграть на сцене.

Результаты экспериментальной работы показывают: приобретя опыт, дети вносят очень интересные предложения по постановке спектакля. Поэтому педагогам рекомендуется, как можно больше времени уделять обсуждению.

Проведение спектакля

Для достижения сценической выразительности важно выбрать правильный темп ведения спектакля, не бояться пауз, дополнительных комментариев. Только действия актеров, а не декорация спектакля могут заставить зрителей поверить в происходящее на сцене. Так, например, если педагог в роли мамы просто стоит и говорит: «Был на квартиру налет?», то это выглядит неубедительно. Если же зрители увидят действия человека, который подбежит то к одним разбросанным вещам, то к другим, возьмет их в руки, в ужасе отбросит, начнет рассматривать новые и т.п., то смогут поверить, что на квартиру действительно был налет. Или перед фразой «Может быть, дом не наш?» педагог начнет судорожно рыться в сумочке в поисках ключей, достанет их, вставит в замочную скважину и т.п.

«ВОРОБУШКИ»

Инсценировка стихотворения В. Берестова

Реквизит. Для детей — шапочки для роли воробьев.

Подготовка спектакля

Педагог проводит с детьми наблюдения за поведением воробьев. В разговоре подчеркивает, что позади трудный период в жизни птиц — голодная и холодная зима. А наступление весны — это появление тепла и корма. Выразительно читает стихотворение:

О чем поют воробушки

В последний день зимы?

—Мы выжили!

—Мы дожили!

Мы живы, живы мы!

После того как дети выразят желание инсценировать стихотворение, воспитатель предлагает обсудить, как они будут изображать воробушков,которые радуются весне. Воробушки, как и люди, могут по-разному выражать свои чувства: одни хлопают крыльями, подпрыгивают, кружатся, другие — тихо чирикают и т.п.

Педагог рассказывает о первых признаках весны в природе, а затем проигрывает с детьми несколько этюдов встречи весны «воробьями-забияками» и «воробьями-тихонями».

Проведение спектакля

Представление начинается с поздравления родителей с началом весны. По окончании спектакля воспитатель подробно рассказывает о достижениях каждого ребенка.

«СТАРУШКА»

Инсценировка стихотворения из английской народной поэзии в переводе С. Маршака

Реквизит. Для девочек — платки и корзинки. Для мальчиков — шапочки для роли щенков и собак.

Декорации. Любой материал для изображения дороги (кусок ткани, ковровая дорожка и т.п.). Искусственная елка, имитация окна или дома.

Подготовка спектакля

Педагог педлагает познакомиться еще с одним произведением английской поэзии в переводе С. Маршака и выразительно читает стихотворение:

Старушка пошла продавать молоко.

Деревня от рынка была далеко.

Устала старушка и, кончив дела,

У самой дороги вздремнуть прилегла.

К старушке веселый щенок подошел,

За юбку схватил и порвал ей подол.

Погода была в это время свежа,

Старушка проснулась, от стужи дрожа.

Проснулась старушка и стала искать

Домашние туфли, свечу и кровать,

Но, порванной юбки нащупав края,

Сказала: «Ах, батюшки, это не я!

Пойду-ка домой. Если я — это я,

Меня не укусит собака моя!

Она меня встретит, визжа, у ворот,

А если не я — на куски разорвет!»

В окно постучала старушка чуть свет.

Залаяла громко собака в ответ.

Старушка присела, сама не своя,

И тихо сказала: «Ну, значит, не я!»

После того как воспитатель убедится, что дети правильно поняли содержание стихотворения, предлагает обсудить будущую инсценировку, распределить роли. Опыт показывает, что дети могут предложить необычное, но очень интересное решение спектакля. Так, например, обсуждался вариант, при котором роль старушки была поручена педагогу, а мальчики и девочки поделили между собой роли щенков и собак, которые громко лаяли у дома старушки. Но затем дети от этого варианта отказались. Девочки захотели быть старушками, а мальчикам была поручена роль щенков, которые разорвали подол старушки, а затем изображали у ворот ее дома собак.

Таким образом, каждый педагог и его воспитанники могут придумать свой вариант постановки. Главное, чтобы дети при создании образа совершенствовались в использовании разнообразных средств выразительности. Например, восемь девочек исполняют роль старушек, но каждая самостоятельно выбирает позу для сна, изображает походку, испуг при виде порванной юбки, придумывает движения, связанные с поиском домашних туфель, свечи и кровати и т.д.

Если в спектакле роли будут распределены между мальчиками и девочками, то партнеры должны заранее знать друг друга.

Проведение спектакля

Целесообразно перед началом инсценировки дать описание той обстановки, в которой будет происходить действие. Это положительно влияет на маленьких артистов, помогает им добиться выразительности при создании образов.

Не менее важным является выработка оптимального темпа-ритма спектакля, например, выдержать паузу, чтобы дать детям возможность глубже почувствовать состояние героя и т.п.

«ДЕВОЧКА-РЕВУШКА»

Инсценировка стихотворения Д. Барто и П. Барто

girniy.ru

Литературный досуг, посвящённый творчеству Самуила Яковлевича Маршака | Конспекты занятий, НОД

Литературный досуг, посвящённый творчеству Самуила Яковлевича Маршака

Автор: Банарь Инга Ивановна

Организация: Гимназия №45 Д.О «Б.Ч-14А»

Населенный пункт: г. Москва

 

Цели:

Развитие  творческих способностей детей в театральной сфере, артистичности, воображения на материале произведений С.Я. Маршака.

Развитие связной и выразительной речи.

Углубление знаний о жизни и творчестве известного писателя и переводчика С.Я.Маршака.

Воспитывать у детей умение выступать перед зрителями, развивать коммуникативные навыки, формировать доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование:

Музыкальные записи  П.И.Чайковский «Времена года»

Выставка книг С.Я.Маршака, его портрет.

Костюмы для инсценировки «Сказки о глупом мышонке»

Шапочки для инсценировки стихотворения «Круглый год»

Игрушки для инсценировки стихотворения «Детки в клетке»

Ход досуга:

В зале звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года».

Дети входят в зал. Выстраиваются полукругом. Читают стихотворение «Круглый год»,  «Детки в клетке»

Ведущий: А вы знаете, кто написал все эти стихотворения? Их написал русский детский писатель Самуил Яковлевич Маршак. Он сделал очень много для детей. Он не только писал стихи, он ещё переводил на русский язык произведения других писателей, чтобы дети в России могли тоже их знать. Благодаря Маршаку мы с вами знаем много стихотворений иностранных  писателей, например, «Дом, который построил Джек», и всем известную дразнилку «Робин-Бобин».

Самуил Яковлевич Маршак очень любил детей. Он создавал для них театры, мастерские. В городе Краснодаре, где он жил, он основал «Детский Городок», где были библиотеки. Туда дети ходили. Они там играли, смеялись, ставили представления, смотрели разные спектакли. Детям там было очень весело. А сам Самуил Яковлевич Маршак писал для них разные истории. Поучительные и смешные были его рассказы. Героями в этих историях  были и дети, и животные, и насекомые.

Например, Самуил Яковлевич написал «Сказку о глупом мышонке» А мы с детками сейчас вам её покажем.

Инсценировка «Сказки о глупом мышонке».

Автор: Пела ночью мышка в норке:

Мышка: Спи, мышонок, замолчи!Дам тебе я хлебной корки,И огарочек свечи.

Автор: Отвечает ей мышонок:Мышонок: Голосок твой слишком тонок.Лучше, мама, не пищи,Ты мне няньку поищи!

Автор: Побежала

www.pedm.ru

Школьная библиотека и детское чтение

Маршак – детямПраздник Веселкова Т.И., зав. библиотекой Дедовичской средней школы №1  Псковская обл.    «Стихи, вышедшие из-под пера Маршака будут                  жить, пока есть на свете дети»                                             В.Берестов

Цель:познакомить детей  с творчеством писателя С.Маршака, развивать  интерес   к чтению, воспитание бережного отношения к книге,  формирование у детей  желания читать. Участники: 3-4 классы Подготовка праздника: Ø      Громкое чтение стихов Маршака. Ø      Конкурс рисунков «Эта книга С.Маршака мне понравилась» Ø      Подготовка инсценировок стихов С.Маршака Оборудование: Ø      Конкурс рисунков «Эта книга С.Маршака мне понравилась» Ø      Выставка книг «Стихи, которые читали  ваши бабушки» Ход праздника: Библиотекарь. Дорогие друзья! Наш праздник посвящён замечательному детскому писателю С.Я.Маршаку Дети выходят на сцену  и  читают стихи.  1-й ученик       Ёж Живёт у нас под креслом ёж, Колючий, тихий ёжик. На щётку  очень он похож, Когда не видно ножек. Ты понимаешь для чего У ёжика иголки? Чтобы не трогали его Мальчишки или волки.А если яблоки найдёт Он у тебя на ёлке, Он три – четыре украдёт, Надев их на иголки 2-й ученик                          Я виделЯ видел озеро в огне,Собаку в брюках на коне, На доме шляпу вместо крыши, Котов, которых ловят мыши, Я видел утку и лису, Что пироги пекли в лесу, Как медвежонок туфли мерил И как, дурак,  всему поверил! Библиотекарь: Какой поэт Маршак?Если возьмём с полки в руки красочные, похожие на тетрадки тоненькие книжки с картинками  скажем –  детский, а ещё добавим – весёлый!     Тонким мастером слова был поэт.  Казалось, он знал  секреты поэзии, что так легко и весело повелевал словами. Большую часть своей жизни и своего таланта он посвятил вам, дети!  У каждого писателя есть своя визитная карточка творчества.  У Чуковского – «Айболит», у Агнии  Барто – «Уронили мишку на пол», у Михалкова - «Дядя Стёпа». У Маршака – это…? Ведущий:     Ой! Друзья!  Перчатки!Брюки!  Сковорода!                 Кто оставил? Кому принадлежат? Кто хозяин? Зрители с места:  Рассеянному с улицы Бассейной! Ведущий: А вот и он сам!  Куда – то спешит… Инсценирование стихотворения  «Вот какой  рассеянный» …Побежал он на перрон, Сел в отцепленный вагон, Внёс узлы и чемоданы, Рассовал их под диваны, Сел в углу перед окном И заснул спокойным сном. Это что за полустанок?- Закричал он спозаранок. А с платформы говорят: -это город Ленинград.Он опять поспал немножко И опять взглянул в окошко, Увидал большой вокзал, Удивился и сказал: -Это что за остановка, Бологое иль Поповка? А с платформы говорят: -это город Ленинград. Закричал он: - что за шутки!Еду я вторые сутки, А приехал я назад, А приехал в Ленинград Вот какой рассеянныйС улицы Бассейной! Библиотекарь. Мы не знаем, как выглядит рассеянный: в очках ли, с усами, какого возраста, как он одет, потому что в отличие от других маршаковских, неизвестных героев – строгающих, пилящих, красящих, разносящих почту, тушащих пожары и покоряющих реки  - этот герой не приставлен ни к какому делу. Читатели заваливали письмами Маршака с предложениями: дать имя, профессию «рассеянному», интересовались его судьбой! Вот некоторые из тех писем. «Дорогой Самуил Яковлевич! Где теперь живёт человек рассеянный? Он исправился? Если да, то, что теперь делает? Как он одевается?» Таня Кравцова из Ленинграда. 30 апреля 1956г. Маршак ответил так:  «Дорогая Таня! Я рад, что тебе понравилась книжка про человека рассеянного. К сожалению, он ещё не исправился. Надевает на голову сапог, пишет письма огурцом, спит под кроватью. Вот он какой – рассеянный с улицы Бассейной!» Библиотекарь.  Плохо  рассеянному, но ещё хуже быть лентяем! Инсценирование  стихотворения «Кот и лодыри» Библиотекарь:  Где родился С.Маршак?  В какой семье? Как он стал писателем? Хотите узнать о его жизни? Тогда слушайте! Ведущий: С.Я.Маршак родился 3 ноября (22 октября - по ст.стилю) 1887 года в городе Воронеже. Семья была большая и дружная. Отец его работал на мыловаренном заводе, (мастер-химик по профессии), очень любил книги, литературу и знал несколько иностранных языков. Мать занималась воспитанием шестерых детей. Большая семья Маршаков подарила нам трёх писателей: самого Маршака, его брата – Михаила Ильина (Илья Яковлевич Маршак), написавшего книги: «Солнце на столе», «Сто тысяч почему», «Рассказы о том, что тебя окружает» и сестру – Елену Ильину (Лия  Яковлевна Маршак – Прейс), написавшую книгу «Четвёртая высота». Маршак был для них не только старшим братом, но и учителем, наставником. С.Маршак вспоминал:   -Детство моё прошло при свете керосиновой лампы и  совпало  с концом 19 в., а юность моя началась с начала 20 в.  Жили бедно, но книга была другом в  семье. Сочинять стихи начал лет с 4-х. к одиннадцати годам я написал уже несколько длиннейших поэм  и перевёл оду Горация». С огромной благодарностью Маршак вспоминал своего гимназического преподавателя латыни В.И.Теплых: он учил будущего писателя любить классическую литературу, поощрял первые поэтические опыты, именно по его заданию Маршак перевёл оду древнегреческого поэта Горация «В ком спасение» Библиотекарь. 1902 год. В жизни Маршака – перемены: его первые поэтические тетради попали в руки В.Стасова – известного русского критика, искусствоведа. Благодаря хлопотам Стасова Маршака перевели в одну из лучших столичных гимназий,  переезжает в Петербург. Он бывает в домах, где собирался цвет интеллигенции, знакомится со многими известными людьми: И.Репиным, Ф.Шаляпиным, М.Горьким. В 1904 году печатаются первые стихи. Горький, узнав, что у молодого человека слабые лёгкие пригласил жить на его даче в Ялте. Ведущий.  В 1912 г. Маршакдля завершения образования едет  в Англию и поступает в Лондонский университет на факультет искусств. Он изучает английскую поэзию и путешествует по стране «с  мешком за плечами и палкой в руках», слушает английские народные песни, баллады, работает с книгами  в библиотеках…  (На экране  слайды с портретами Стасова, Горького, видами Петербурга, Лондона)Ведущий. С. Маршак  переводил В.Шекспира, Р. Бёрнса, Р.Киплинга, Д.Родари, Гейне, Ю. Тувим и др. Ему удалось достичь того, чтобы стихи величайших поэтов, сохраняя свой национальный характер, прозвучали в переводе, как русские, с непринуждённой, живой интонацией. Шотландия – родина Роберта Бёрнса. Маршак так перевёл его  стихи, что Твардовский мог сказать про эти переводы: «Он сделал Бёрнса русским, оставив его шотландцем!»  Его великолепные переводы приобщили миллионы людей к шедеврам мировой литературы.  Сколько радости доставляют маленьким читателям его переводы народных английских стихов и песенок: «Шатай – Болтай»,  «Робин – Бобин», «Три зверолова», «Дом, который построил Джек». Дети читают «Шалтай – Болтай» Шалтай-Болтай Сидел на стене. Шалтай-Болтай Свалился во сне Вся королевская конница, Вся королевская рать Не может Шалтая, Не может Болтая, Шалтая-Болтая, Болтая-Шалтая, Шалтая-Болтая собрать! Гвоздь и подкова Не было гвоздя – подкова пропала. Не было подковы – лошадь захромала Лошадь захромала – командир убит. Конница разбита, армия бежит Враг вступает в город, пленных не щадя, Оттого что в кузнице не было гвоздя Робин – Бобин Робин – Бобин кое - как Подкрепился натощак: Съел телёнка утром рано, Двух овечек и барана, Съел корову целиком И прилавок с мясником, Сотню жаворонков в тестеИ коня с телегой вместе, Пять церквей и колоколен – Да ещё и недоволен! Считалка Вышли мыши как – то  раз Поглядеть, который час. Час, два, три, четыре. Мыши дёрнули за гири. Вдруг раздался страшный звон, Убежали мышки вон! Библиотекарь: Маршак возвращается из Англии на родину за несколько недель до начала  Первой мировой войны. Работает в провинции, публикует свои первые переводы в журналах «Северные записки», «Русская мысль». Принимает деятельное участие в судьбе осиротевших детей, помогает беженцам. Так судьба приводит его к детям.  В 20-х годах участвует в организации детских домов в Екатеринодаре (Краснодаре) и создаёт « Детский городок». Это был целый комплекс детских учреждений со школой, библиотекой, детским садом, кружками, театром для ребят. Здесь начинается его творчество детского писателя. Вместе с поэтессой Е. Васильевой Маршак пишет пьесы для ребят. Они составили целый сборник  «Театр для детей», в который вошли пьесы «Кошкин дом», «Сказка  про козла», «Горя боятся – счастья не видать». Здесь же в Екатеринодаре  выходит его первый сборник стихов «Сатиры и эпиграммы» под псевдонимом Доктор Фрикен Ведущий: 1923 год. Маршак возвращается в Петроград. В 20-ые годы выходят его книги: «Детки в клетке», «Пожар», «Сказка о глупом  мышонке» (1923), «Багаж» (1926), «Почта» (1927), переводы англ. нар. песенок  редактирует журналы «Воробей», «Новый Робинзон», где вместе с ним работают Б.Житков, В.Бианки и др. (На экране слайды с обложками  книг) Библиотекарь:   В 30-ые годы редактировал ленинградские  детские журналы «Чиж», «Ёж», выходит книжка «Вот какой рассеянный» (1930), в 1937–м – «Рассказ о неизвестном герое» Старался привлечь   лучших писателей в детский отдел Государственного издательства. Целое поколение детских писателей вошло в литературу благодаря заботам Маршака.  У Маршака многому можно было научиться.  От него исходили незримые волны, воздействующие на каждого, у кого был литературный талант. Ведущий: Маршак отлично знал характеры своих читателей. Одни дети - весёлые, подвижные, добрые, смелые. Другие – драчуны, жадные, хитрые. Поэт умело подмечал эти чёрточки характеров  и на свет появлялись замечательные, добрые, весёлые и полезные стихи, помогающие в учёбе.  Учить уроки  детям порой  так не хочется! Но  единицы получать, да ещё и целых шесть – какая радость? Инсценирование стихотворения  «Про одного ученика и шесть единиц» Пришёл из школы ученик И запер в ящик свой дневник. - где  твой дневник? – спросила мать.Пришлось дневник ей показать Не удержалась мать от вздоха, Увидев надпись: «Очень плохо» Узнав, что сын такой лентяй, отец воскликнул: - Шалопай! Чем заслужил ты единицу? - Я получил её за птицу В естествознании я слаб: Назвал я птицей баобаб. - За это, - мать сказала строго, - И единицы слишком много! -у нас отметки меньше нет!- Промолвил мальчик ей в ответ.За что вторая единица? - вторую, если не совру,  получил за кенгуру я написал в своей тетрадке, что кенгуру растёт на грядке. Отец воскликнул: - Крокодил, за что ты третью получил? - Я думал, что гипотенуза – Река Советского Союза. - Ну а четвёртая за что? - ответил юноша: - за то, что мы с Егоровым  Пахомом Назвали зебру насекомым А пятая? – спросила мать, Раскрыв, измятую тетрадь. - задачу задали у нас. Её решал я целый час. И вышло у меня в ответе: Два землекопа и две трети. - ну, а шестая наконец? – Спросил рассерженный отец. - учитель задал мне вопрос: Где расположен Канин нос? А я не знал, который Канин, И указал на свой и Ванин.. - Ты очень скверный ученик, - Вздохнув, сказала мать, - Возьми ужасный свой дневник И отправляйся спать!Библиотекарь:  Никому не приносят радости двойки, а неряхи? Ведущий: Главный герой стихотворения «Жили – были книжки» - Гришка Скворцов. Заметь те, Маршак называет главного героя не Григорием, не Гришей, а пренебрежительно – Гришка! Библиотекарь.   За что? Почему?  Отправляемся в гости к  Скворцовым Инсценирование стихотворения  «Книжка про книжки» Библиотекарь.Маршак – мастер стиха. Прозрачность и ясность стиха, дружеский тон, давали поэту возможность доверительно разговаривать со своими юными читателями. Каждую букву в азбуке, каждую цифру Маршак оживил, сделал героем  своих весёлых и таких умных стихов. «У последней точки, на последней строчке собралась компания знаков препинания…»  Шумят! О чём - то спорят.  Послушаем! Инсценирование стихотворения  «Знаки препинания» Ведущий. Каждый день мы ведём подсчёты: считаем, складываем, умножаем, делим, вычитаем, то есть,  проделываем  математические операции с цифрами. Маршак оживил и цифры. Под его пером они превратились в звонкую радостную игру.  Инсценирование стихотворения «Весёлый счёт» В задачнике жили один да один Пошли они драться один на один. Но скоро один зачеркнул одного И вот не осталось от них ничего А если б дружили они меж собою То долго бы жили И было б их двое!                            *** Вот семёрка-кочерга У неё одна нога У восьмёрки два кольца без начала и конца Цифра девять иль девятка – цифровая акробатка: если на голову встанет,  Цифрой шесть девятка станет Цифра вроде буквы о – это ноль иль ничего. Круглый ноль такой хорошенький, но не знает ничегошеньки! Если ж слева, рядом с ним Единицу примостим, он побольше станет весить, потому что это десять Библиотекарь: Друзья! Ученики 4-го класса побежали на перрон,  сдают свой багаж. Вместе с ними очень интересная дама. Уезжают? Куда? Инсценирование стихотворения «Багаж» С.Маршак – драматург Библиотекарь: Можно смело сказать, что существует и «театр Маршака».  Его пьесы знают и любят: «Теремок», «Кошкин дом», «12 месяцев». Инсценировка  «Кошкин дом» Библиотекарь: С.Маршак был образованным человеком, многие называли его поэтической энциклопедией! Около 1000 стихотворений вышло из-под пера С.Маршака. У них счастливая судьба. Своё творчество Маршак посвятил людям, а все люди были для него друзьями. К ним было обращено  одно из последних стихотворений. Желаю вам цвести, растиКопить, крепить здоровье.                               Оно для дальнего пути важнейшее условье               Пусть каждый день и каждый час                                                                   Вам новое добудет.           Пусть добрым будет ум у вас, А сердце умным будет Вам от души желаю я,  Друзья, всего хорошего, всё хорошее, друзья, Даётся нам недёшево Литература:

  1. Александров М. По лестнице,  ведущий в храм // Библиотекарь. -  2000. -  №6.
  2. Детская литература: учебное пособие. - М.: Просвещение, 1989. - С. 262.
  3. Маршак С. О талантливом читателе // Маршак С. Сочинения в 4-х томах.- М.: Худ. лит., 1971. – Т.7.- С.554-574.
  4. Маршак С. В начале жизни. - М.: Дет. лит., 1963. – С.213
  5. Маршак С.: выставка в школьной библиотеке: приложение к журналу «Школьная библиотека». - М.: Русск. библ. ассоциация, 2007.
  6. Маршак С. Стихи для детей.  –  М.: Сов. Россия», 1986. – С.189
  7. Маршак С.Я. Сказки, песни, загадки. Стихотворения. Страницы воспоминаний. - М.: Дет. лит., 1981. - С. 461.
  8. Пакулова С. Путешествие по стране Маршака // Библиотека.- 2001.- № 9. – С.70-72.

biblpoipkro.weebly.com

Сайт образовательного учреждения - Item Events

 Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №4

 

 

 

                                                                                                                                                                               

                                                                                                                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литературный праздник

«Наш Маршак»

для детей старше – подготовительной группы

 

 

 

 

 

Подготовили и провели:

воспитатель старшей группы Е.А.Кожевникова

музыкальный работник С.В.Жданова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   г. Миллерово

02.12.2015г.

Литературный праздник для детей 5-6 лет

«Наш Маршак»

Цель: Расширение знаний детей о С.Я. Маршаке и его произведениях.Задачи:• Воспитывать интерес к детской литературе и чтению.• Создать у детей радостное праздничное настроение.• Максимально вовлечь детей в творческую деятельность на мероприятии. • Добиваться выразительного чтения произведений Маршака.Предварительная работа.Чтение произведений Маршака, заучивание стихотворений, драматизация. Подготовка необходимых атрибутов.Оформление зала.В центре на стене портрет Маршака и рисунки детей по его произведениям,  у стены расположена выставка книг Маршака. Ближе к зрителям атрибуты к стихотворению «Багаж». На стене часы. Оборудование.Рисунки с месяцев («Круглый  год»). Презентация на ноутбуке с изображением персонажей стихотворения «Дом, который построил Джек». Игрушки: маленькая и большая собаки, мяч, флажки для самых внимательных слушателей. Для «Сказки о глупом мышонке»: шапочки персонажей.

Программа литературного праздника «Наш Маршак»

I. Вступительная часть:• Загадка о книге.• Стихотворение Ю. Энтина. «Давайте представим, хотя бы на миг,..»• Объявление темы праздника.II. Основная часть:1. Загадки Маршака.2. Маршак – поэт (Чтение стихов).• Круглый год

• Игра «Мяч».• Викторина «Знаешь ли ты этих героев?»• Багаж. (Инсценировка стихотворения)3. Маршак – сказочник.• Сказка о глупом мышонке. (Инсценировка сказки)• Конкурс «Чьи это слова?» (Награждение самого внимательного слушателя)4. Маршак – драматург.• Серый волк в густом лесу...• Игра «Теремок».6. Маршак – переводчик.• Дом, который построил Джек. (Чтение с иллюстрированием на ноутбуке).• Робин – Бобин.• Мыши.• Шалтай – Болтай.III. Заключение.• Кораблик.• Сюрпризный момент. (Угощение всех участников праздника леденцами)

 

Сценарий праздника.

Дети под музыку входят в зал, садятся на стулья. Ведущий:- Ребята, отгадайте загадку.Говорит она беззвучно,А понятно и не скучно.Ты беседуй чаще с ней -Станешь вчетверо умней. (Книга)

Ребенок:Давайте представим, хотя бы на миг,Что вдруг мы лишились журналов и книг,Что люди не знают, что значит поэт,Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.Что будто никто никогда в этом мире,слыхом не слыхивал о Мойдодыре,Что нету Незнайки, вруна - недотёпы,Что нет Айболита, и нет дядя Стёпы.Наверно нельзя и представить такого?Так здравствуй же, умное, доброе слово!Пусть книги друзьями заходят в дома!Читайте всю жизнь – набирайтесь ума! (Автор стихов: Ю. Энтин)

Ведущий:- 2015 год объявлен Годом литературы. Литература – это искусство слова. Это искусство несет нам книга. Сегодня у нас в гостях книги советского писателя, поэта и драматурга Самуила Яковлевича Маршака. Мы с удовольствием откроем их и прочтем полюбившиеся стихи. Начнем с загадок, которые написал для детей С.Я.Маршак. 

-Что такое перед нами:Две оглобли за ушами,На глазах по колесуИ сиделка на носу. (Очки)

- Шумит он в поле и в саду,А в дом не попадет.И никуда я не идуПокуда он идет. (Дождь)-Держусь я только на ходу,А если встану упаду. (Велосипед)

-Всегда шагаем мы вдвоем,Похожие, как братья.Мы за обедом - под столом,А ночью - под кроватью. (Сапоги)-Под Новый год пришел он в домТаким румяным толстяком.Но с каждым днем терял он вес.И наконец, совсем исчез. (Календарь)

Ведущий:- С.Я. Маршак, известный детский писатель, родился 3 ноября 1887 года в городе Воронеже в семье заводского техника. Сочинять стихи он начал очень рано, когда еще даже не умел писать. Первое свое стихотворение он сочинил в четыре года. В восемь лет он пошёл в школу. Ему очень нравилось учиться. Его любимым уроком был урок литературы. После окончания школы Маршак уехал в Англию и учился в университете. А потом вернулся в Россию и начал писать произведения для детей. Давайте послушаем некоторые из них.

Дети берут картинки с изображением месяцев года стихов, выходят и становятся врассыпную. Читают стихи. Каждый ребенок рассказывает по одному стихотворению «Круглый год».

 

Январь

Открываем календарь -Начинается январь.

В январе, в январеМного снегу во дворе.

Снег - на крыше, на крылечке.Солнце в небе голубом.В нашем доме топят печки,В небо дым идет столбом.

Февраль

Дуют ветры в феврале,Воют в трубах громко.Змейкой вьется по землеЛегкая поземка.

Над Кремлевскою стеной -Самолетов звенья.Слава армии роднойВ день ее рожденья!

Март

Рыхлый снег темнеет в марте.Тают льдинки на окне.Зайчик бегает по партеИ по картеНа стене.

Апрель

Апрель, апрель!На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи, На дорогах лужи.Скоро выйдут муравьиПосле зимней стужи.

Пробирается медведьСквозь лесной валежник.Стали птицы песни петь,И расцвел подснежник.

Май

Распустился ландыш в мае -В самый праздник, в первый день.Май цветами провожая,Распускается сирень.

Июнь

Пришел июнь."Июнь! Июнь!" -В саду щебечут птицы.На одуванчик только дунь -И весь он разлетится.

Июль

Сенокос идет в июле,Где-то гром ворчит порой.И готов покинуть улейМолодой пчелиный рой.

Август

Собираем в августеУрожай плодов.Много людям радостиПосле всех трудов.

Солнце над просторнымиНивами стоит.И подсолнух зернамиЧернымиНабит.

Сентябрь

Ясным утром сентябряХлеб молотят села,Мчатся птицы" за моряИ открылась школа.

Октябрь

В октябре, в октябреЧастый дождик на дворе.

На лугах мертва трава,Замолчал кузнечик.Заготовлены дроваНа зиму для печек.

Ноябрь

День Седьмого ноября -Красный день календаря.Погляди в свое окно:Все на улице красно!

Вьются флаги у ворот,Пламенем пылая.Видишь, музыка идетТам, где шли трамваи.

Весь народ - и млад и стар -Празднует свободу.И летит мой красный шарПрямо к небосводу!

Декабрь

В декабре, в декабреВсе деревья в серебре.

Нашу речку, словно в сказке,За ночь вымостил мороз,Обновил коньки, салазки,Елку из лесу привез.

Елка плакала сначалаОт домашнего тепла,Утром плакать .перестала,Задышала, ожила.

Чуть дрожат ее иголки,На ветвях огни зажглись.Как по лесенке, по елкеОгоньки взбегают ввысь.

Блещут золотом хлопушки.Серебром звезду зажегДобежавший до верхушкиСамый смелый огонек.

Год прошел, как день вчерашний.Над Москвою в этот часБьют часы Кремлевской башниСвой салют - двенадцать раз!

 Ведущий:- Все дети знают и любят стихотворение «Мяч». Мы сейчас поиграем в игру с мячом, но не дадим ему попасть под колесо. Ведущий приглашает детей поиграть.

Игра «Мой веселый звонкий мяч»Один ребенок стоит в центре круга, подбрасывает и ловит мяч.Дети (хором):- Мой веселый, звонкий мяч,Ты куда помчался вскачь?Желтый, красный, голубой,Не угнаться за тобой!Ребенок в центре круга с последними словами катит мяч кому-нибудь из детей. Дети передают мяч из рук в руки по кругу, произносят:Дети (хором):- ...Покатился в огород, докатился до ворот.Стой, я тебя поймаю, дальше мячик не пускаю!Тот, у кого остался мяч в руках, выходит в круг и игра повторяется. Ведущий приглашает гостей. К игре присоединяются дети из зала.

 

Ведущий:- Книги С.Я. Маршака знают все. Их читали ваши мамы и папы, бабушки и дедушки, когда были детьми. А насколько хорошо знаете их вы, давайте посмотрим.

Проводится викторина «Знаешь ли ты этих героев?». Ведущий предлагает детям отгадать, о каком герое идет речь и из какого он произведения.

1. В гости он пришёл ко мнеС толстой сумкой на ремне, С цифрой 5 на медной бляшке, В синей форменной фуражке…Ответ: Ленинградский почтальон, «Почта»

2. Перчатки надевал на ноги он.На голове была сковорода!Садился он в отцепленный вагонИ ехал в нём неведомо куда!Ответ: Рассеянный с улицы Бассейной., «Вот какой рассеянный»

3. Она отправилась в Житомир,Взяла с собой огромнейший багаж.Но по пути собачку потеряла,И очень сильно горевала.Ответ: Дама, «Багаж»

- Послушайте стихотворение «Багаж».Драматизация стихотворения исполняется ведущим с детьми.

Багаж

Дама сдавала в багаж

Диван,

Чемодан,

Саквояж,

Картину,

Корзину,

Картонку

И маленькую собачонку.

Выдали даме на станции

Четыре зеленых квитанции

О том, что получен багаж:

Диван,

Чемодан,

Саквояж,

Картина,

Корзина,

Картонка

И маленькая собачонка.

Вещи везут на перрон.

Кидают в открытый вагон.

Готово. Уложен багаж:

Диван,

Чемодан,

Саквояж,

Картина,

Корзина,

Картонка

И маленькая собачонка.

Но только раздался звонок,

Удрал из вагона щенок.

Хватились на станции Дно:

Потеряно место одно.

В испуге считают багаж:

Диван,

Чемодан,

Саквояж,

Картина,

Корзина,

Картонка...

- Товарищи! Где собачонка?

Вдруг видят: стоит у колес

Огромный взъерошенный нес.

Поймали его - ив багаж,

Туда, где лежал саквояж,

Картина,

Корзина,

Картонка,

Где прежде была собачонка.

Приехали в город Житомир.

Носильщик пятнадцатый номер

Везет на тележке багаж:

Диван,

Чемодан,

Саквояж,

Картину,

Корзину,

Картонку,

А сзади ведут собачонку.

Собака-то как зарычит,

А барыня как закричит:

- Разбойники! Воры! Уроды!

Собака - не той породы!

Швырнула она чемодан,

Ногой отпихнула диван,

Картину,

Корзину,

Картонку...

- Отдайте мою собачонку!

- Позвольте, мамаша! На станции,

Согласно багажной квитанции,

От вас получили багаж:

Диван,

Чемодан,

Саквояж,

Картину,

Корзину,

Картонку

И маленькую собачонку.

Однако

За время пути

Собака

Могла подрасти!

 

 

Ведущий:- С.Я. Маршак, писал не только стихи, но и сказки. Послушайте «Сказку о глупом мышонке». (Драматизация сказки в исполнении ведущего и детей).

 

Ведущий:- А сейчас мы узнаем, кто самый внимательный слушатель. Чьи это слова?Забирайся под крыло! Там и тихо и тепло (курица).Повернись на правый бок, дам овса тебе мешок (лошадка).Баю- баюшки- баю! Две морковки подарю! (свинья)Спи мышонок до утра, дам тебе я комара (лягушка).После дождичка в саду червяка тебе найду (утка).Спи, мышонок. Замолчи! Дам тебе я хлебной корки и огарочек свечи (мышка).Дети, ответившие на вопрос правильно, получают флажок. Самые внимательные слушатели делают круг почета с флажками.

Ведущий:- Самуил Яковлевич Маршак какое-то время жил в городе Краснодаре. Там он создал один из первых в России детских театров и стал писать для него пьесы. Спектакли по пьесам Маршака «Кошкин дом», «Горя бояться - счастья не видать», «Умные вещи», «12 месяцев», «Теремок» и сейчас можно посмотреть в театрах.Посмотрите в исполнении наших артистов встречу Лисы с Волком из сказки «Теремок».

Серый волк в густом лесу...

Серый волк в густом лесувстретил рыжую лису.- Лисавета, здравствуй!- Как дела, зубастый?- Ничего идут дела. Голова еще цела.- Где ты был? - На рынке.- Что купил? - Свининки.- Сколько взяли? - Шерсти клок,Ободрали правый бок,Хвост отгрызли в драке!- Кто отгрыз? - Собаки!- Сыт ли, милый куманек?- Еле ноги уволок!

Ведущий:- Мы приглашаем всех ребят, поиграть в «Теремок».

Игра – хоровод «Теремок»Проводится со всеми детьми в зале - участниками и зрителями

Дети становятся в круг. Ведущий выбирает персонажей сказки – мышку, лягушку, зайца, лису, волка и медведя. Дети водят хоровод и поют:Дети - Стоит в поле теремок, теремок. Он не низок не высок, не высок.Вот по полю, полю мышка бежит, у дверей остановилась и стучит...Мышка - Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?Ведущий - Никто не ответил мышке. Стала она жить в теремочке одна. Дети - Стоит в поле теремок, теремок. Он не низок не высок, не высок.Вот по полю, лягушка бежит, у дверей остановилась и стучит…Лягушка - Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?Мышка - Я мышка-норушка, а ты кто?Лягушка - А я лягушка-квакушка. Пусти меня в теремок.Мышка - Заходи!Ведущий - стали они жить вдвоем.Игра продолжается аналогично до прихода медведя. Мишку-всех-давишку не хотят пускать в теремок - и так тесно. Полез медведь на крышу. Закачался теремок и развалился, только звери успели выбежать. Заканчивается игра словами: - построили звери новый теремок, в котором всем хватило места.

Ведущий:- Ребята, так ли было дело в сказке Теремок, которую написал Маршак? (Ответы детей.)

Ведущий:- Вы уже знаете, что С.Я. Маршак учился в Англии. Там он увлекся переводами стихов английских поэтов на русский язык. Благодаря Маршаку мы с вами знаем многие английские песенки. Послушаем их.

Дом, который построил Джек.(Стихотворение исполняется детьми по ролям и иллюстрируется картинками на  ноутбуке).

Ведущий:- А вот всем известная дразнилка Робин-Бобин.Дети (выходят, произносят дразнилку хором, стоя врассыпную.)- Робин-Бобин кое-какПодкрепился натощак:Съел теленка утром рано,Двух овечек и барана,Съел корову целикомИ прилавок с мясником,А потом и говорит:- У меня живот болит!

Ведущий:- Вышли мыши как-то разПоглядеть, который час.Дети (произносят слова хором, выполняют движения по тексту.)- Раз, Два, Три, ЧетыреМыши дёрнули за гири.Вдруг раздался страшный звонУбежали мышки вон.Дети убегают и садятся на свои места.

Ведущий:- А вот самая любимая нашими детьми английская песенка в переводе Маршака.

Шалтай – БолтайДети, выходят, становятся врассыпную, произносят хором стихотворение, выполняя движения.Шалтай – Болтай сидел на стене.Шалтай-Болтай свалился во сне.Вся королевская конница,Вся королевская ратьНе может Шалтая, не может БолтаяШалтая –Болтая, Болтая-ШалтаяШалтая-Болтая собрать!

Раздается звон колокола, дети бегут на золотой кораблик. Занимают свои места, берут весла. Читают стихотворение Кораблик. По окончании достают корзину леденцов и угощают всех зрителей.

КорабликПлывёт, плывёт кораблик, кораблик золотой,Везёт, везёт подарки, подарки нам с тобой.На палубе матросы свистят, снуют, спешат,На палубе матросы четырнадцать мышат.Плывёт, плывёт кораблик на запад, на восток,Канаты - паутинки, а парус - лепесток.Соломенные вёсла у маленьких гребцов.Везёт, везёт кораблик полфунта леденцов.Ведёт кораблик утка, испытанный моряк.Земля! - сказала утка. причаливайте! Кряк!

Ведущие:

- Вот и закончился наш литературный праздник, посвященный творчеству детского писателя С.Я. Маршака. Какие стихи вам понравились? (ответы детей)- Помните, ребята:- Книги читать – скуки не знать!- Кто много читает, тот много знает!А теперь мы приглашаем посмотреть нашу выставку, на которой представлены книги С.Я. Маршака и рисунки наших детей по его произведениям.

4miller.tvoysadik.ru