ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ «Волшебные пальчики» по нетрадиционному рисованию в средней группе. Кружковая работа в средней группе нетрадиционное рисование


Нетрадиционные техники рисования. План работы кружковой работы в средней группе

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №4 «Солнышко» Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»

«Утверждаю»

Заведующий __________ Э.Ф.Мингазова

«___» ___________ 2014г.

ПРОГРАММА

«Нетрадиционные техники рисования»

(для детей 4-5 лет)

Автор:

воспитатель Гарипова М.А.

Принято

на методическом совете

от «___» «_____» 2014 г.,

протокол №__,

2014 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Авторская программа кружковой работы «Нетрадиционные техники рисования» (далее – Программа) составлена на основе программы «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» (автор Давыдова Г.Н.) и не противоречит принципам общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой (2010 год), по которой работает дошкольное учреждение. Программа является частью общеобразовательной программы дошкольного учреждения, формируемой участниками образовательных отношений (п.2.12. ФГОС ДО) и дополняет образовательную область «Художественное творчество».

В Программу включена работа с родителями и методика проведения мониторинга освоения воспитанниками приёмов рисования.

Актуальность создания программы определяется основными принципами, обозначенными в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, а именно:

  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка;

  • содействие и сотрудничество детей и взрослых;

  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Данная Программа является адаптированной авторской и реализуется в режимные моменты в формате кружковых занятий. Программа направлена на развитие художественно- эстетической практики детей.

Программа рассчитана на 1 год - 18 академических часов, по 2 занятия в месяц.

Время проведения – вторая половина дня в рамках самостоятельной деятельности.

Длительность занятий соответствует СанПиН 2.4.1.3049-13: для детей 4-5 лет – 20 минут.

С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве через визуальные ощущения. На раннем этапе им иногда не нужны краски, кисточки и карандаши. Малыши с удовольствием рисуют пальчиками, ладошками и др. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово «нельзя». Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром. На занятиях задействовано максимальное количество видов детской деятельности.

Программа составлена с учётом интеграции таких образовательных областей, как:

  • художественно- эстетичекое развитие;

  • познавательное развитие;

  • социально- коммуникативное развитие;

  • речевое развитие;

  • физическое развитие,

что соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования.

Структура занятий

  1. Вводная часть: организационный момент.

  2. Основная часть: объяснение и практическая деятельность.

  3. Заключительная часть: подведение итогов – похвала детей за успехи детей.

Цели и задачи программы

Цель:

формирование эстетического отношения к окружающему миру посредством развития умения понимать и создавать художественные образы.

Задачи:

  • учить детей самостоятельно придумывать композицию рисунка, выделяя дальний и ближний план пейзажа;

  • Знакомить с новыми приёмами рисования (пальчиками, ладошкой, тычками полусухой кистью и паралоновыми тампонами).

Оборудование и материалы:

  • слайд-шоу с применением мультимедийной техники;

  • подборка музыкальных треков по тематике занятий;

  • подборка песен, потешек, стихов, рассказов по тематике занятий;

  • бумага формат А4;

  • набор гуашевых красок;

  • кисти;

  • стаканчики с водой;

  • салфетки;

  • поролоновые тампоны;

  • фартуки.

Способы поддержки детской инициативы

Организация выставок детского творчества, награждение лучших работ дипломами и памятными подарками.

Особенность Программы

Направленность на развитие способности к созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью, субъективной новизной, нетрадиционностью исполнения.

Этапы освоения Программы и планируемые результаты

Задачи I этапа (подготовительного):

  • обогащать представление о цветах и оттенках окружающих предметов;

  • закреплять умение правильно держать кисть, тампон, располагать рисунок на листе бумаги.

Задачи II этапа (основного):

  • умение создавать простые по композиции и несложные по содержанию сюжеты;

  • умение правильно передавать расположение частей сложных предметов.

Задачи III этапа (итогового):

  • научить самостоятельно решать творческие задачи;

  • сформировать личностное отношение к результатам своей деятельности.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Средняя возрастная группа детей 4-5 лет

Название занятия

Задачи занятия

СЕНТЯБРЬ

1

Стартовая диагностика

Выявление уровня творческого развития

2

Посуда

Учить детей рисовать предметы посуды с натуры простым карандашом, располагая его на всём листе; учить обводить точками нарисованный карандашом контур ватной палочкой с гуашью

ОКТЯБРЬ

3

Плюшевый медвежонок

Помочь детям освоить новый способ изображения - рисование поролоновой губкой; закреплять умение изображать форму частей, их относительную величину, расположение, цвет

4

Конфеты

Продолжать учить детей рисовать предметы круглой и овальной формы. Развивать творчество, фантазию

НОЯБРЬ

5

Цыпленок

Учить детей рисовать предмет, состоящий из двух кругов, простым карандашом. Учить передавать особенности изображаемого предмета, используя тычок жесткой полусухой кисти; доводить предмет до нужного образа с помощью кисточки.

6

Жираф

Учить детей кистью аккуратно закрашивать предмет внутри контура. Упражнять в рисовании пальчиком пятен, учить рисовать пальчиком пятна на заданном силуэте.

ДЕКАБРЬ

7

Снежная баба

Учить детей передавать в рисунке особенности изображаемого предмета, используя оттиск скомканной бумагой.

8

Елочный шар

Учить детей рисовать восковыми мелками и акварельными красками. Развивать воображение.

ЯНВАРЬ

9

Кораблик

Учить рисовать по представлению предметы, состоящие из двух частей и закрашивать их восковыми мелками. Учить тонировать лист бумаги акварельными красками.

10

ФЕВРАЛЬ

11

Встреча лисы и колобка

Учить детей создавать сюжетную композицию. Продолжать учить передавать особенности изображаемых предметов, используя тычок полусухой кисти.

12

Салют

Познакомить детей с новой техникой рисования на сыром листе бумаги. Продолжать учить подбирать красивые цветосочетания для создания задуманного образа.

МАРТ

13

Веточка мимозы

Учить рисовать детей кисточкой веточку мимозы с натуры. Продолжать учить рисовать цветы пальчиком.

14

Рыбка

Продолжать знакомить детей с техникой печатания ладошкой. Развивать воображение.

АПРЕЛЬ

15

Звездное небо

Учить детей тонировать мокрый лист бумаги акварельными красками. Продолжать учить рисовать кончиком кисти с гуашью точки, передавая образ звездного неба.

16

Разноцветные яички

Учить детей рисовать предметы овальной формы, передавая характерную форму яйца. Продолжать учить правильно закрашивать предмет восковыми мелками, располагая контура.штрихи близко друг к другу, без просветов и не выходя за линию

МАЙ

17

Солнце и облако

Продолжать закреплять технику печатания ладошкой и рисования пальчиками. Продолжать учить рисовать пальчиками точки.

18

Итоговая диагностика

Выявление уровня развития творческих способностей за истекший учебный год в соответствии с поставленными задачами

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Ведущая цель взаимодействия детского сада с семьёй – создание необходимых условий для ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания. На примере лучших образцов семейного воспитания показывать родителям актуальность развития интереса к творчеству. Знакомить с возможностями детского сада в художественно- эстетическом воспитании детей.

Формы взаимодействия с семьёй:

  • индивидуальные и групповые консультации;

  • создание технических карт;

  • оформление информационных стендов;

  • организация выставок детского творчества;

  • привлечение родителей к созданию совместных творческих работ.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Педагогическая диагностика

Педагогическая диагностика детского развития проводится два раза в год (в сентябре и в мае). Основная задача заключается в том, чтобы определить влияние образовательного процесса на развитие ребёнка. Основной метод – наблюдение, в ходе которого заполняется таблица.

Таблица оценки результативности работ детей (начало, конец года)

(см. Приложение)

По результатам диагностики выстраивается индивидуальная траектория развития творческих способностей каждого ребёнка с учётом включённости родителей в воспитательно- образовательный процесс и их участия в жизни детского сада.

Список рекомендуемой учебно-методической литературы:

  1. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду - Москва «Издательство Скрипторий 2003» 2008

  2. Колдина Д.Н. Рисование с детьми 4-5 лет – Москва: Мозайка – Синтез 2012.

infourok.ru

ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ «Волшебные пальчики» по нетрадиционному рисованию в средней группе

ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ

«Волшебные пальчики»

по нетрадиционному рисованию

в средней группе «Ягодка» на 2017-2018 г.г.

Разработана воспитателем Бегловой Е.П.

Пояснительная записка

Работая с детьми, обратила внимание на то, что некоторые дети в образовательной деятельности по художественному творчеству, проявляют творческие способности. Их работы отличаются от работ других детей большей калорийностью красок, интересными индивидуальными находками, техникой исполнения работы. Большую часть свободного времени они любят заниматься рисованием. Они интересуются новыми техниками рисования, им интересна тема беседы о жанрах изобразительного искусства. В связи с этим я решила разработать для этой группы детей программу кружка «Волшебные пальчики» по изобразительной деятельности (образовательная область «Художественно- эстетическое развитие»), чтобы помочь развитию их творческого потенциала, творческого мышления.

Формирование творческого мышления – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей в детском саду.

Занятия кружка весомо отличаются от занятий, запланированных программой детского сада, но являются не изолированной работой от программы, а расширяют и углубляют знания, полученные на основных занятиях по изобразительной деятельности.

А главное, нетрадиционная техника рисования даёт ребёнку возможность увидеть мир «по-новому».

Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных средств является наиболее благоприятной для развития творческого мышления  детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

          К нетрадиционным техникам рисования относятся:

  • тычок жесткой полусухой кистью,

  • рисование пальчиками,

  • рисование ладошкой,

  • оттиск пробкой,

  • оттиск печатками из картофеля,

  • обрывание бумаги,

  • скатывание бумаги,

  • оттиск поролоном,

  • оттиск пенопластом,

  • оттиск печатками из ластика,

  • оттиск смятой бумагой,

  • восковые мелки + акварель, свеча + акварель,

  • печать по трафарету,

  • монотипия предметная,

  • «знакомая форма — новый образ»,

  • черно-белый граттаж (грунтованный лист),

  • кляксография обычная,

  • кляксография с трубочкой,

  • кляксография с ниточкой,

  • набрызг,

  • отпечатки листьев,

  • тиснение,

  • акварельные мелки,

  • тычкование,

  • цветной граттаж,

  • монотипия пейзажная

Работа с разными материалами расширяет сферу возможностей ребёнка, обеспечивает его раскрепощение, развивает воображение, фантазию. Ежедневный массаж кисти, пальчиковые упражнения ускоряют развитие речи. Двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию, формирует грамматически правильную речь, развивает память, способствует автоматизации звуков и подготовке руки к письму. На занятиях рисование  нетрадиционными  техниками    раскрепощает  детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование  необычными  материалами  и оригинальными  техниками  позволяет  детям  ощутить  незабываемые положительные эмоции. Эмоции - это и процесс, и результат  практической деятельности -  художественного творчества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.

Их использование способствует:

-интеллектуальному развитию ребенка;

- коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников;

- развивает уверенность в своих силах;

- развивает пространственное мышление;

- учит детей свободно выражать свой замысел;

- развивает мелкую моторику рук.

Программа разработана в соответствии с ФГОС

АКТУАЛЬНОСТЬ

Способность к изобразительной деятельности зарождается в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном. Каждый ребенок на определенном отрезке жизни увлеченно рисует. В изобразительной деятельности ребенок пробует свои силы и совершенствует свои способности.

Существует множество техник нетрадиционного рисования. Их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Обучать нетрадиционным техникам рисования можно начинать уже в раннем возрасте, постепенно усложняя их. Такое рисование развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции, позволяет раскрыть и обогатить свои творческие способности, а родителям порадоваться успехам своих детей

Занятия проводятся в форме игр, цель которых — научить детей рисовать при помощи одного пальчика, затем несколькими; познакомить с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве, показать нетрадиционные техники рисования и научить применять их на практике.

Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.

Актуальность данного направления совместной деятельности состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

ЗАДАЧИ

•Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования и способами применение их на практике.

• Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.

• Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.

• Активизировать детей при выборе тематики.

•Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.

• Учить сопереживать настроению, переданному в рисунке

•Выявить способности у детей среднего дошкольного возраста к изодеятельности посредством проведения запланированных мероприятий.

Подходы и методы их реализации:

• Систематические занятия

• Игры и игровые приемы.

• Организация и оформление выставок детских работ.

• Индивидуальная работа.

Ожидаемые результаты:

• Создание образов детьми с использованием различных изобразительных материалов и техник.

• Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.

• Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.

• Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе и своих возможностях.

ПОЛНОЕ ГОДОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ КРУЖКА

ПО НЕТРАДИЦИОННОМУ РИСОВАНИЮ «ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»

Тема

занятия

Нетрадицион-

ные техники

Программное 

Содержание

Оборудование

Сентябрь

1

Астры в вазе

Рисование 

методом тычка

Продолжать учить рисовать метом тычка, закреплять умение правильно держать кисть, углублять представление о цвете и геометрических формах – круг.

Альбомный лист с карандашным контуром вазы и трех небольших кругов, гуашь, две кисти, изображение астр.

2

Гриб – 

боровик.

Рисование 

методом тычка.

Продолжать учить рисовать методом тычка, закреплять умение правильно держать кисть. Расширять знания детей о грибах и их видах.

Альбомный лист с контурным изображением грибов, образец, гуашь, две кисти, принадлежности для рисования, иллюстрации и муляжи грибов.

Октябрь

1

Осеннее 

дерево.

Рисование пальчиками, ладошкой.

Учить рисовать деревья приемом пальчикового рисования и ладошкой. Совершенствовать умения делать отпечатки ладони - крона дерева, пальчиками – листочки. Развивать цветовосприятие, творчество.

Листы бумаги с нарисованными стволами и ветками, гуашь желтого, красного цветов, салфетки, иллюстрации, образцы.

2

 Яблочко

наливное

Рисование 

методом тычка.

Продолжать рисовать методом тычка. Закреплять умение правильно держать кисть, углублять представление о цвете, заполнять контур несколькими цветами.

Листы бумаги с изображенным контуром яблока, две кисточки, гуашь желтого. красного, зеленого цветов, образец.

Ноябрь

1

Нарисуй шарфик.

Печать по трафарету, рисование пальчиками.

Познакомить с печать по трафарету, учить украшать полоску простым узором из чередующихся цветов и точек. Развивать чувство ритма, композиции и творчество.

Шарфики, вырезанные из ткани, гуашь в мисочке, трафареты цветов, поролоновые тампоны, салфетки.

2

Гусь

Рисование 

методом тычка.

Продолжать учить рисовать птиц способом тычка, закреплять умение рисовать концом тонкой кисти. Расширять знания о домашних птицах.

Зеленый лист с контурным изображением гуся, гуашь белого, красного цвета, две кисти (жесткая и беличья), принадлежности для рисования, образец

Декабрь

1

Зимний лес.

Печать по трафарету, рисование пальцами.

Упражнять в печати по трафарету, закрепить умение рисовать деревья пальчиками. развивать чувство композиции, воображение, творчество.

Альбомный лист, верхняя часть которого тонирована голубым или серым цветом, а нижняя – белым, зеленая гуашь в мисочке, трафареты елей разной величины, поролоновые тампоны.

2

Укрась елочку 

бусами.

Рисование пальчиками, 

оттиск пробкой.

Упражнять в изображении елочных бус с помощью рисования пальчиками и печатания пробкой, развивать чувство ритма.

Можно использовать готовые елки из цветной бумаги, гуашь, пробка, елочные бусы.

Январь

1

Снеговик

Комкание бумаги (скатывание)

Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинки со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т. д.). Развивать творческое воображение.

Тонированный лист бумаги, салфетка целая и половина (белого цвета), клей в блюдце, гуашь, кисть, игрушка снеговик.

2

Добрый доктор 

Айболит

Восковые мелки + акварель + маркеры.

Учить рисовать человека восковыми мелками или маркером, дополнять детали (чемоданчик, градусник и т. д.), тонировать лист. Познакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели. Развивать цветовосприятие, творчество.

Листы бумаги разного формата, восковые мелки, маркеры, иллюстрации, принадлежности для рисования.

Февраль

1

Портрет 

зимы

Восковые мелки + акварель + маркеры

Закреплять умение рисовать человека или маркером, украшать деталями (снежинки), тонировать лист бумаги в цвет зимы (голубой, синий, фиолетовый). Развивать цветовосприятие, творчество.

Лист бумаги разного формата, синий восковой мелок, черный маркер, акварель, кисти, иллюстрации, принадлежности для рисования.

2

Нарисуй и укрась вазу для цветов.

Знакомая форма- новый образ (оттиск отпечатками).

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании материалов, развивать воображение, чувство композиции и ритма.

Листы тонированной бумаги, гуашь в мисочках, печатки, формы для обведения (овальные, круглые)

Март

1

Ветка 

мимозы.

Рисование пальчиками

Закреплять умение самостоятельно рисовать цветы мимозы, делая отпечаток пальцами. Учить располагать цветы вдоль всего стебля, закреплять умение рисовать тонкой кистью листья и стебли. Расширять знания о первых весенних цветах.

Светло – зеленый лист,  гуашь зеленого и желтого цвета, кисть, образец или иллюстрация, принадлежности для рисования.

2

Кто живет в стеклян-ном доме.

Восковые мелки + акварель.

Упражнять детей в рисовании овальной формы, тонировать листы разными цветами акварели. Развивать творчество.

Листы бумаги, восковые мелки, акварель, кисти, эскизы.

Апрель

1

Грачи 

прилетели

Рисование 

методом тычка.

Продолжать учить рисовать птиц способом тычка, закреплять умение рисовать концом тонкой кисти. Расширять знания о перелетных птицах.

Листы с контуром грача, черная и белая гуашь, две кисти, принадлежности для рисования, иллюстрация.

2

Два петушка ссорятся.

Рисование 

ладошками.

Совершенствовать умения делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушки). Развивать воображение, творчество.

Тонированные листы бумаги, гуашь в мисочках, петушок - игрушка, принадлежности для рисования.

Используемая литература:

1.А. А. Фатеева  "Рисуем  без  кисточки" – Ярославль: Академия развития, 2009 г.

2. Т.Н. Давыдова  "Рисуем  ладошками": Стрекоза, 2012 г.

3.  Г.Н. Давыдова  "Нетрадиционная  техника  рисования  в  детском  саду"- М., 2009г.

4. И.А. Лыкова  "Цветные  ладошки" – М.,2013г.

5 .А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»; КАРО, 2010 г.

6. И.А. Лыкова - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений»; Карапуз-дидактика, ТЦ Сфера, 2009    

7.  М.В. Кудейко «Необычные способы рисования»; Содействие, 2009 г.

9. О. Соловьёва «Необыкновенное рисование», М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.

8. Р.Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники рисования»; ТЦ: Сфера, 2006 г.

10. Аверьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду» - М., 2004г.

infourok.ru

Кружковая работа нетрадиционная техника рисования в средней группе "Хотелки

ПЛАН

Работы кружка

Средняя группа №9

«Красная шапочка»

Руководитель: Ларионова Ю.А.

Цели работы кружка:

1. Приобретение детьми навыков самостоятельности.

2. Развитие творческих способностей.

Задачи:

1. Упражнять детей в применении различных способов нетрадиционного рисования

( пальчиком, тампоном, тычком).

2. Поощрять детей в выборе красок, побуждать их к рассуждению.

3. Развивать мелкую моторику рук.

4. Воспитывать детей радоваться результатам своего труда и труда товарищей.

Рекомендации

по обучению детей нетрадиционным способам рисования.

1. При выполнении тычка:

- палочку или жёсткую кисть держать вертикально.

- верхний конец должен быть направлен в потолок, только в этом случае палочка

( кисть) после удара тычка о лист бумаги будет оставлять чёткий, ровный отпечаток.

2. При выполнении способа примакивания пальчиком:

- для того, чтобы получить круглую форму отпечатка, нужно использовать кончики-

подушечки пальцев; для отпечатка предмета овальной ( продолговатой) формы-

фаланги пальцев.

- чтобы отпечаток получился объёмным, использовать краску вязкой консистенции.

- по окончании работы протирать пальчики влажной, тканевой салфеткой.

3. При смешивании красок:

- краски класть в углублении палитры небольшими порциями, начиная с наиболее

светлого тона, а затем вводить тёмный цвет, тщательно промешать краски между

собой и лишь потом наносить на лист бумаги.

- белую краску всегда набирать на кисть первой.

- чёрной краски добавлять совсем чуть-чуть, на кончике кисти.

- промешивать краски очень тщательно, чтобы цвет получался ровным, однородным.

- после каждого цвета кисть хорошо промывать, чтобы не пачкать последующую

краску.

- при закрашивании не выходить за контуры рисунка.

Практическая работа

1. Диагностика уровня развития детей в изобразительной деятельности.

2. Разработка рекомендаций по обучению детей нетрадиционным

способам рисования.

3. Приобрести материалы для работы с детьми:

- листы бумаги разного формата и фактуры.

- краски гуашевые 12 цветов ( по одной коробке на ребёнка).

- стаканчики для воды.

- планшеты.

- салфетки: тканевые, бумажные.

- карандаши простые.

- жёсткие кисти разных размеров.

- палитры.

Перспективно тематический план работы с детьми средней группы

Декабрь

Тема занятия

Задачи

Методы и приёмы

Материалы и оборудование

1.

«Ладошки и пальчики»

1. Познакомить с пальчиками-главными помощниками в рисовании.

2. Учить обводить пальцы карандашом.

1.Прикладывание

ладошки к листу бумаги.

2.Самостоятельная

обводка простым

карандашом.

3.Дорисовывание

лиц каждому пальчику.

Лист бумаги, простой карандаш.

2.

«Ветка рябины»

1.Познакомить с нетрадиционным способом рисования пальчиком.

2.Показать приёмы получения точек.

1.Прикасание пальчиком к иллюстрациям ягод.

2.Прикасание к чистому листу, имитируя рисование круглых ягод.

3.Выполнение задания.

Лист бумаги, коричневый карандаш, зелёная и красная гуашь, влажная салфетка.

3.

«Снег идёт»

1.Учить свободно ориентироваться на листе бумаги.

2.Закрепить умения рисования методом примакивания изображать падающий снег.

1.Сухими пальчиками делать примакивания по всему листу.

2.Обвести пальчиками снежинки, вырезанные из бумаги.

Лист бумаги голубого цвета, белая гуашь, салфетки, бумажные снежинки.

4.

«Маленькая ёлочка»

1.Познакомить с техникой рисования тычком.

2.Формировать чувство композиции и ритма.

1.Обводка указательным пальчиком(плоскостная модель).

2.Выполнение тычков сухой кистью.

3.Рисование контура ёлочки простым карандашом.

Лист бумаги, карандаш простой, модель ёлочки, кисть.

Январь

Тема занятия

Задачи

Методы и приёмы

Материалы и оборудование

1.

«Украсим ёлочку»

1.Продолжать учить детей украшать рисунок, используя метод тычка и примакивания пальчиком.

2.Воспитывать аккуратность.

1.Обвести пальчиком ёлочку вырезанную из бумаги.

2.Рассматривание новогодних украшенных ёлочек на иллюстрациях.

Маленькая ёлочка, вырезанная из плотной бумаги, зелёная гуашь, жёсткая кисть, гуашь красного и оранжевого цвета в мисочках, салфетка.

2.

«Снеговик»

1.Упражнять в технике тычка полусухой жёсткой кистью.

2.Продолжать учить использовать такое средство выразительности как фактура.

1.Рассматривание игрушки – снеговика, иллюстраций с изображением снеговиков.

2.Прорисовывание по контуру методом тычка полусухой жёсткой кистью.

3.Дорисовывание у снеговика глаз, носа, ведра и метлы.

Вырезанный из бумаги снеговик голубого цвета, белая гуашь, жёсткая кисть, красный и чёрный маркеры.

3.

«Цветик-разноцветик»

1.Закрепить представления детей о цветовом многообразии, ознакомить с хроматическими(основными) и ахроматическими цветами.

2.Расширить знания цветовой гаммы путём введения новых оттенков, освоения способов их получения.

3.Закрепить навык закрашивания внутри контура.

4.Развивать чувственно-эмоциональное восприятие окружающего мира.

1.Рассматривание иллюстраций с изображением радуги.

2.Закрепление знания последовательности расположения цветов в радуге.

Спектральный круг, альбомный лист А4, с контурным изображением цветка, дополнительный альбомный лист для смешивания красок ½ А4, гуашевые краски, кисть, стаканчик с водой, салфетка, палитра, разноцветные ленточки по количеству детей.

Февраль

Тема занятия

Задачи

Методы и приёмы

Материалы и оборудование

1.

«Деревья»

1.Продолжать учить детей обводить пальцы карандашом.

2.Показать детям приём изображения дерева, передавая характерные признаки: длинный прямой ствол, ветви в виде длинных наклонных линий.

1.Прикладывание ладошки к листу бумаги.

2.Самостоятельная обводка простым карандашом.

3.Дорисовывание карандашом веток дерева каждому пальчику.

Лист бумаги, простой карандаш, цветные карандаши.

2.

«Морозный узор»

1.Познакомить детей с техникой рисования фотокопия – рисование свечой.

2.Развивать воображение, творчество.

1.Наносить рисунок при помощи водоотталкивающего материала – свечки.

2.Готовый рисунок покрыть поверх акварельной краской, не оставляя пустых мест.

Альбомный лист, кусочек свечки, акварельные краски, кисть с широким ворсом.

3.

«Солнце и облако»

1.Продолжать закреплять технику печатания ладошкой и рисования пальчиками.

2.Продолжать учить рисовать пальчиками точки.

1.Рассматривание иллюстраций с изображением солнца.

2.Сухими пальчиками делать примакивания в виде облака.

Лист бумаги голубого цвета, гуашь, мисочки с белой и жёлтой гуашью, тряпочка.

Март

Тема

занятия

Задачи

Методы и

приёмы

Материалы и

оборудование

1.

«Маленькие котятки потеряли перчатки»

1.Познакомить детей с нетрадиционным способом рисования ладошкой.

2.учить наносить краску на ладошку и делать отпечатки.

3.Развивать цветовосприятие.

1.Предложить детям рассмотреть перчатки. Уточнить, что перчатки бывают разного цвета.

2.Нанести краску на ладошку и приложить к листу бумаги.

Альбомный лист, гуашевые краски, кисть, салфетка, стаканчик с водой.

2.

«Мимоза»

1.Познакомить детей с нетрадиционным способом рисования при помощи салфетки

2.Развивать чувство композиции

1. Рассматривание

иллюстраций

к книгам о весне,

альбома «Весенние цветы».

2.Отрывать от жёлтых салфеток кусочки разных размеров и скатывать из них шарики между ладоней.

Картон, клей, кисть, краски гуашевые, салфетки, стаканчик с водой, тряпочка.

3.

«Воробей с берёзы»

1.Закрепить умение наносить краску салфеткой, заполняя всё пространство внутри контура.

2.Развивать чувство ритмичности, цветовосприятие.

1.Чтение произведений

С. Маршак

«Где обедал

воробей?»;

2. Рассматривание

иллюстраций

из

прочитанных книг, картинок с изображением птиц.

3. Обводить указательным пальчиком и простым карандашом вырезанных из картона птиц, называя части их тела.

Альбомный лист с обведённым по контуру воробьём, бумажная салфетка, гуашевые краски, кисть, стаканчик с водой, тряпочка.

Апрель

Тема

занятия

Задачи

Методы и приёмы

Материалы и

оборудование

1.

«Подарок для кошки Мурки»

1.Упражнять детей в выкладывании и наклеивании изображения из геометрических фигур. 2.Закрепить названия фигур.

3.Совершенствовать умение рисовать шарики ватными палочками. 4.Воспитывать аккуратность при работе с клеем и красками, желание помочь другу.

1.Рассматривание иллюстраций с изображением кошки.

2.Закрепление знания геометрических фигур.

3.Дорисовывание воздушных шариков с помощью ватных палочек.

Ватные палочки, готовое изображение кошки, краски разных цветов, на каждого ребёнка набор геометрических фигур для выкладывания изображения кошки, клей ПВА.

2.

«Шубка для белочки»

1.Продолжать формировать у детей изобразительные навыки и умения в рисовании, используя нетрадиционную технику «оттиск сжатой бумаги».

2. Закрепить умения располагать изображение на определённом месте.

3. Воспитывать самостоятельность, уверенность, аккуратность в работе.

1. Беседа о диких животных. 2.Рассматривание иллюстраций с изображением животных.

3.Чтение художественной литературы о животных.

4.Овладение и отрабатывание навыка, в рисовании используя нетрадиционную технику.

5.Прослушивание музыки.

Игрушка белки, музыкальное сопровождение. Лист бумаги с изображением белки на каждого ребёнка. Гуашь оранжевого цвета. Салфетки на каждого ребёнка, бумага на каждого ребёнка.

3.

«Черёмуха»

1.Воспитывать эстетически – нравственное отношение к природе через изображение её образа в собственном творчестве.

2.Продолжать знакомить с техникой рисования тычком.

3.Формировать чувство композиции и ритма.

1.Рассматривание иллюстраций о весне.

2.Наблюдение за цветущей черёмухой на участке детского сада.

Ветка черёмухи или фотоиллюстрация с её изображением, альбомный лист с готовым тёмным фоном, гуашевые краски, кисть, стаканчик с водой, ватные палочки, салфетка.

Май

Тема

занятия

Задачи

Методы и

приёмы

Материалы и

оборудование

1.

Рисование по желанию детей ( выбор детей способа нетрадиционной техники рисования).

« Праздничный салют над городом».

1.Закрепить свойства разных материалов, используемых в работе.

2.Развивать композиционные навыки, пространственные представления: выделять в рисунке главное и второстепенное.

3.Выявить способ определения нетрадиционной техники рисования.

1.Беседа с детьми о Дне Победы.

2.Чтение рассказов Кассиля «Твои защитники», «Памятник советскому солдату».

3.Рассматривание иллюстраций посвящённых Дню Победы.

Репродукция с изображением салюта; альбомный лист А4; свеча; ватные палочки; гуашевые краски; кисть; стаканчик с водой; салфетка.

2. Подготовка к презентации кружковой работы:

а) Фотовыставка «Мы любим рисовать»

б) Вернисаж из детских работ

в) Проведение мастер – класса с родителями «Использование нетрадиционной техники рисования с детьми дома»

г) Оформить индивидуальные папки с детскими работами за год

3. Презентация кружковой работы

4. Проведение повторной диагностики

5. Подготовка отчёта

infourok.ru

Кружковая работа нетрадиционная техника рисования в средней группе Хотелки — умелки

ПЛАНРаботы кружка

Средняя группа №9«Красная шапочка»

Руководитель: Ларионова Ю.А.

Цели работы кружка:

1. Приобретение детьми навыков самостоятельности.2. Развитие творческих способностей.

Задачи:

1. Упражнять детей в применении различных способов нетрадиционного рисования( пальчиком, тампоном, тычком).2. Поощрять детей в выборе красок, побуждать их к рассуждению.3. Развивать мелкую моторику рук.4. Воспитывать детей радоваться результатам своего труда и труда товарищей.

Рекомендациипо обучению детей нетрадиционным способам рисования.

1. При выполнении тычка:

- палочку или жёсткую кисть держать вертикально.- верхний конец должен быть направлен в потолок, только в этом случае палочка( кисть) после удара тычка о лист бумаги будет оставлять чёткий, ровный отпечаток.

2. При выполнении способа примакивания пальчиком:

- для того, чтобы получить круглую форму отпечатка, нужно использовать кончики-подушечки пальцев; для отпечатка предмета овальной ( продолговатой) формы-фаланги пальцев.- чтобы отпечаток получился объёмным, использовать краску вязкой консистенции.- по окончании работы протирать пальчики влажной, тканевой салфеткой.

3. При смешивании красок:

- краски класть в углублении палитры небольшими порциями, начиная с наиболеесветлого тона, а затем вводить тёмный цвет, тщательно промешать краски между собой и лишь потом наносить на лист бумаги.- белую краску всегда набирать на кисть первой.- чёрной краски добавлять совсем чуть-чуть, на кончике кисти.- промешивать краски очень тщательно, чтобы цвет получался ровным, однородным.- после каждого цвета кисть хорошо промывать, чтобы не пачкать последующуюкраску.- при закрашивании не выходить за контуры рисунка.

Практическая работа

1. Диагностика уровня развития детей в изобразительной деятельности.

2. Разработка рекомендаций по обучению детей нетрадиционным способам рисования.

3. Приобрести материалы для работы с детьми:

- листы бумаги разного формата и фактуры.- краски гуашевые 12 цветов ( по одной коробке на ребёнка).- стаканчики для воды.- планшеты.- салфетки: тканевые, бумажные.- карандаши простые.- жёсткие кисти разных размеров.- палитры.

Перспективно тематический план работы с детьми средней группы

Декабрь

№Тема занятияЗадачиМетоды и приёмыМатериалы и оборудование

1.

«Ладошки и пальчики»1. Познакомить с пальчиками-главными помощниками в рисовании.2. Учить обводить пальцы карандашом.

1.Прикладываниеладошки к листу бумаги.2.Самостоятельнаяобводка простымкарандашом.3.Дорисовываниелиц каждому пальчику.

Лист бумаги, простой карандаш.

2.

«Ветка рябины»1.Познакомить с нетрадиционным способом рисования пальчиком.2.Показать приёмы получения точек.

1.Прикасание пальчиком к иллюстрациям ягод.2.Прикасание к чистому листу, имитируя рисование круглых ягод.3.Выполнение задания.Лист бумаги, коричневый карандаш, зелёная и красная гуашь, влажная салфетка.

3.

«Снег идёт»1.Учить свободно ориентироваться на листе бумаги.2

weburok.com

Перспективное планирование работы в кружке «Веселая кисточка» «Нетрадиционные техники рисования»

МБДОУ д/с № 63

Перспективное планирование

работы в кружке «Веселая кисточка»

«Нетрадиционные техники рисования»

(для детей среднего и старшего дошкольного возраста)Воспитатель первой категории: Алипова Н. А.

Таганрог

2013 г.

Пояснительная записка

Кружок «Веселая кисточка» проводиться на базе средней группы.

Рисование – естественная потребность ребенка. Изобразительная деятельность является едва не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить своё отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. Рисование способствует развитию зрения, координации движения, речи и мышления, помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, все более усложняющиеся представления о мире. Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей. Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка. Позволяет почувствовать краски, их характер и настроение.

Я выбрала нетрадиционное направление в работе с детьми, так как считаю его актуальным, важным и необходимым. Нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии и воображения.^ Формировать художественное мышление и нравственные черты личности через различные способы рисования.

Формирование интереса к эстетической стороне окружающего мира, удовлетворенности ребенка в самовыражении через решение СЛЕДУЮЩИХЗАДАЧ:

  1. Приобщение детей к изобразительному искусству
  2. Развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитания интереса и любви к искусству.
  3. Умение работать различными материалами, используемыми в ИЗО.
  4. Развивать творческую активность, моторику рук.
  5. Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим(педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).

^ Общеобразовательная программа дошкольного образования « Детство» Т.И. Бабаева, З. А. Михайлова, А.Г. Гогоберидзе.

Р.Г. Казакова « Рисование с детьми дошкольного возраста». Нетрадиционные техники.

К. К. Утробина, Г.Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми» 3-7лет.

И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» средняя группа

И.А. Лыкова, В. А. Шипунова «Загадки божьей коровки» интеграция познавательного и художественного развития

Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» средняя группа^ Эмоциональный настрой – прослушивание музыкальных произведений, сказок, физминутки, пальчиковая гимнастика.

Словесные методы и приемы – рассказы, беседы, художественное слово.

объяснение, пояснение, педагогическая оценка.

Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание иллюстраций, картин, показ образца, показ способов выполнения работы^ Тычок жесткой полусухой кистью. Рисование пальчиками. Рисование ладошкой. Оттиск поролоном. Оттиск пробкой. Оттиск пенопластом. Оттиск смятой бумагой. Восковые мелки + акварель. Свеча + акварель. Печать по трафарету. Монотипия предметная. Черно – белый граттаж. Цветной граттаж. Кляксография. Кляксография с трубочкой. Набрызг. Отпечатки листьев. Монотипия пейзажная.Акварельные мелки.Материал:- акварельные краски, гуашь;

- восковые и масляные мелки, свечи;

- ватные палочки;

- поролоновые печатки;

- коктельные трубочки

- салфетки

- непроливайки

- подставки под кисть, кисти разного размера

- палитра

- зубные щеткиОжидаемый результат работы кружка:

  • Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
  • Тематические выставки в ДОУ
  • Участие в городских и областных выставках и конкурсах в течение года.

Условия реализации программы1.Занятия организуются в форме кружковой работы и дополняют содержание основной образовательной программы в ДОУ.

2.КружокпоИЗО комплектуется из числа детей 4-5 лет.

3.Занятия проводятся во вторую половину дня.

4. Количество занятий в неделю -2, месяц – 8, В год 46.

5. Продолжительность одного занятия 20- 25 мин.

Перспективное планирование

На 2013 – 2014 учебный год

Октябрь

Тема занятия Нетрадиционные техники Программное содержание
1. « Кисть рябинки, гроздь калинки» Пальчиковое рисование пластилином,оттиск листьями. Учить рисовать кисть рябины, путем скатывания полосок из пластилина, наносить на листочек пластилин мазками.Развивать чувство ритма и цвета, делать оттиск листьями разной формы и цвета.
2. « Цветочная клумба» Оттиск поролоном, ватные палочки. Учить располагать цветы по всему листу бумаги, смешивать цвета красок, самостоятельно рисовать методом тычка цветы. Расширять знания о цветах.
3. «Вот ёжик - ни головы, ни ножек…» Оттиск смятой бумагой. Учить рисовать животных.Закреплять умение детей рисовать кисточками разных размеров. Расширять знания о животных.
4. « Осень вновь пришла» Рисование пальчиками, оттиск поролоном. Расширять представление о приметах осени. Учить рисовать всеми пальчиками, набирая краску разного цвета, делать фон рисунка оттиском поролона.

Ноябрь

Тема занятия Нетрадиционные техники Программное содержание
1. «Листопад» Оттиск листьями. Развивать у детей эстетическое восприятие колорита в природе, располагать изображения по всей поверхности листа, выбирать нужные цветовые решения.
2. «Дары осени» Оттиск пробкой, печатками из картофеля, монотипия. Формировать эстетическое отношение к дарам осени и их изображение в рисунке, развивать чувство композиции и колорита.
3. «Посмотрим в окошко» Рисование пальчиками, ватными палочками. Рисование простых сюжетов по замыслу, развивать графические умения и композиционные способности.
4. « По небу тучи бежали, птиц в дальний путь отправляли» Рисование смятой бумагой. Учить новому способу рисования, воспитывать интерес к художественному экспериментированию, развивать мелкую моторику.

Декабрь

Тема занятия Нетрадиционные техники Программное содержание
1. « Первый снег» Набрызг, кляксография с трубочкой. Учить новым способам рисования. Развивать фантазию, воображение. Учить дорисовывать недостающие детали.
2. «Снеговики в шапочках и шарфиках» Оттиск пробкой, набрызг. Учить рисовать нарядных снеговиков, развивать глазомер, чувство цвета, формы и пропорций.
3. «Зимний лес»» Оттиск поролоном, метод тычка. Развивать познавательный интерес, чуткость к восприятию зимнего пейзажа. Обогащать словарь образной лексикой.
4. «Праздничная елочка Ватные палочки, тычок жесткой полусухой кистью. Расширять знания о праздниках, рисование ёлки, передавая особенности её строения и размещение в пространстве. Формировать способы зрительного обследования натуры.

Январь

Тема занятия Нетрадиционные техники Программное содержание
1. «Кто – кто в рукавичке живет» (по мотивам сказки рукавичка) Рисование ладошкой, оттиск карандашами, ватные палочки. Создание интереса к иллюстрированию знакомых сказок доступными изобразительно – выразительными средствами. Учить передавать в рисунке характер и настроение героев.
2. «Морозные узоры» Кляксография Учить детей рисовать в стилистике кружевоплетения. Создать условия для экспериментирования с красками для получения разных оттенков голубого. Совершенствовать технику рисования концом кисти.
3. «Избушка ледяная и лубяная» Печать по трафарету, набрызг. Учить создавать на одной основе разных образов сказочных избушек. Развитие творческого воображения, прививать любовь к животным.
4. « Деревья в снегу» Кляксография, оттиск поролоном Продолжать учить рисовать деревья, распознавать их. Углублять знания о временах года, развивать эстетическое восприятие окружающего мира, наблюдательность и память.

Февраль

Тема занятий Нетрадиционные техники Программное содержание
1. « Прилетайте в гости» (воробушки на кормушке) Оттиск пробками , тычки ватными палочками, рисование пальчиками. Учить рисовать птиц способом из четырех - пяти частей, разных по форме и размеру. Учить добиваться выразительного цвета путем смешивания двух цветов (черный, белый). Воспитывать интерес к природе, желание помочь зимующим птицам.
2. «Как розовые яблоки, на ветках снегири» Методы тычка, рисование пальчиками. Учить строить простую композицию, передавать особенности внешнего вида птицы – строение тела и окраску. Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками, повторяя очертание силуэта.
3. «Два жадных медвежонка» Оттиск смятой бумагой, ватные палочки. Учит рисовать животных
4. «Папин день» Набрызг, рисование смятой бумагой. Учить рисовать самолет из разных по форме и размеру деталей. Уточнение представления о строении и способе передвижения, развитие мелкой моторики рук.

Март

Тема занятий Нетрадиционные техники Программное содержание
1. «Поздравительный плакат к 8 Марта» Набрызг, оттиск смятой бумагой, рисование ладошкой, пальчиками. Создание картин в подарок близким людям – мамам и бабушкам.
2. « Расцвели одуванчики» Метод тычка. Закреплять умение самостоятельно рисовать методом тычка цветы, умение рисовать тонкой кисточкой листья и стебли. Расширять знания о весенних цветах.
3. «Мои любимые животные» Рисование зубной щеткой, тычок жесткой полусухой кистью. Расширять знания о животных, обогащать словарь детей, закреплять умения подбирать цвета.
4. «Веселые матрешки»(рисование декоративное) Рисование пальчиками, ватными палочками, оттиск карандашами. Знакомство с матрешкой как видом народной игрушки. Рисование матрешки с натуры, передавать форму, пропорции и элементы оформления «одежды».
Апрель
Тема занятий Нетрадиционные техники Программное содержание
1. «Весенние цветы» Методы тычка Продолжать учить рисовать методом тычка, закреплять умение правильно держать кисть, углублять представление о цвете и о геометрических формах.
2. «Пасхальное яйцо» Методы тычка, оттиск пробкой, оттиск пенопластом. Воспитывать интерес к народной культуре. Учить элементам декора и цветосочетания.
3. «Грачи прилетели» Оттиск смятой бумагой, тычок сухой жесткой кистью Закреплять знания детей о перелетных птицах. Воспитывать любовь к природе.
4. «У солнышка в гостях» Метод тычка, рисование смятой бумагой. Учить рисовать простые сюжеты по мотивам сказок. Подвести к пониманию обобщенного способа изображения разных животных(цыпленок и утенок). Развивать самостоятельность, уверенность.

Май

Тема занятий Нетрадиционные техники Программное содержание
1. «Распустились первые листочки» Кляксография трубочкой, печать по трафарету. Продолжать учить рисовать дерево, развивать эстетическое восприятие наблюдательность и память. Развитие мелкой моторики рук.
2. «Радуга – дуга не давай дождя» Набрзг, кляксография с ниточкой, рисование пальчиками. Продолжать учить самостоятельно и творчески отражать свои представления о красивых природных явлениях разными изобразительными средствами. Развивать чувство цвета.
3. «Выставка рыжих котов» Оттиск смятой бумагой, тычок сухой жесткой кистью Продолжать закрепление умения рисовать методом тычка; расширять знания о домашних животных, прививать любовь к ним.
4. « Бабочки» Монотипия предметная Расширять знания о насекомых, развивать фантазию, воображение, продолжать учить дорисовывать элементы концом кисти.

shkolnie.ru

Нетрадиционные техники рисования. План работы кружковой работы в средней группе

8

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №4 «Солнышко» Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»

«Утверждаю»

Заведующий __________ Э.Ф.Мингазова

«___» ___________ 2014г.

ПРОГРАММА

«Нетрадиционные техники рисования»

(для детей 4-5 лет)

Автор:

воспитатель Гарипова М.А.

Принято

на методическом совете

от «___» «_____» 2014 г.,

протокол №__,

2014 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Авторская программа кружковой работы «Нетрадиционные техники рисования» (далее – Программа) составлена на основе программы «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» (автор Давыдова Г.Н.) и не противоречит принципам общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой (2010 год), по которой работает дошкольное учреждение. Программа является частью общеобразовательной программы дошкольного учреждения, формируемой участниками образовательных отношений (п.2.12. ФГОС ДО) и дополняет образовательную область «Художественное творчество».

В Программу включена работа с родителями и методика проведения мониторинга освоения воспитанниками приёмов рисования.

Актуальность создания программы определяется основными принципами, обозначенными в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, а именно:

  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка;

  • содействие и сотрудничество детей и взрослых;

  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Данная Программа является адаптированной авторской и реализуется в режимные моменты в формате кружковых занятий. Программа направлена на развитие художественно- эстетической практики детей.

Программа рассчитана на 1 год - 18 академических часов, по 2 занятия в месяц.

Время проведения – вторая половина дня в рамках самостоятельной деятельности.

Длительность занятий соответствует СанПиН 2.4.1.3049-13: для детей 4-5 лет – 20 минут.

С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве через визуальные ощущения. На раннем этапе им иногда не нужны краски, кисточки и карандаши. Малыши с удовольствием рисуют пальчиками, ладошками и др. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово «нельзя». Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром. На занятиях задействовано максимальное количество видов детской деятельности.

Программа составлена с учётом интеграции таких образовательных областей, как:

  • художественно- эстетичекое развитие;

  • познавательное развитие;

  • социально- коммуникативное развитие;

  • речевое развитие;

  • физическое развитие,

что соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования.

Структура занятий

  1. Вводная часть: организационный момент.

  2. Основная часть: объяснение и практическая деятельность.

  3. Заключительная часть: подведение итогов – похвала детей за успехи детей.

Цели и задачи программы

Цель:

формирование эстетического отношения к окружающему миру посредством развития умения понимать и создавать художественные образы.

Задачи:

  • учить детей самостоятельно придумывать композицию рисунка, выделяя дальний и ближний план пейзажа;

  • Знакомить с новыми приёмами рисования (пальчиками, ладошкой, тычками полусухой кистью и паралоновыми тампонами).

Оборудование и материалы:

  • слайд-шоу с применением мультимедийной техники;

  • подборка музыкальных треков по тематике занятий;

  • подборка песен, потешек, стихов, рассказов по тематике занятий;

  • бумага формат А4;

  • набор гуашевых красок;

  • кисти;

  • стаканчики с водой;

  • салфетки;

  • поролоновые тампоны;

  • фартуки.

Способы поддержки детской инициативы

Организация выставок детского творчества, награждение лучших работ дипломами и памятными подарками.

Особенность Программы

Направленность на развитие способности к созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью, субъективной новизной, нетрадиционностью исполнения.

Этапы освоения Программы и планируемые результаты

Задачи I этапа (подготовительного):

  • обогащать представление о цветах и оттенках окружающих предметов;

  • закреплять умение правильно держать кисть, тампон, располагать рисунок на листе бумаги.

Задачи II этапа (основного):

  • умение создавать простые по композиции и несложные по содержанию сюжеты;

  • умение правильно передавать расположение частей сложных предметов.

Задачи III этапа (итогового):

  • научить самостоятельно решать творческие задачи;

  • сформировать личностное отношение к результатам своей деятельности.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Средняя возрастная группа детей 4-5 лет

Название занятия

Задачи занятия

СЕНТЯБРЬ

1

Стартовая диагностика

Выявление уровня творческого развития

2

Посуда

Учить детей рисовать предметы посуды с натуры простым карандашом, располагая его на всём листе; учить обводить точками нарисованный карандашом контур ватной палочкой с гуашью

ОКТЯБРЬ

3

Плюшевый медвежонок

Помочь детям освоить новый способ изображения - рисование поролоновой губкой; закреплять умение изображать форму частей, их относительную величину, расположение, цвет

4

Конфеты

Продолжать учить детей рисовать предметы круглой и овальной формы. Развивать творчество, фантазию

НОЯБРЬ

5

Цыпленок

Учить детей рисовать предмет, состоящий из двух кругов, простым карандашом. Учить передавать особенности изображаемого предмета, используя тычок жесткой полусухой кисти; доводить предмет до нужного образа с помощью кисточки.

6

Жираф

Учить детей кистью аккуратно закрашивать предмет внутри контура. Упражнять в рисовании пальчиком пятен, учить рисовать пальчиком пятна на заданном силуэте.

ДЕКАБРЬ

7

Снежная баба

Учить детей передавать в рисунке особенности изображаемого предмета, используя оттиск скомканной бумагой.

8

Елочный шар

Учить детей рисовать восковыми мелками и акварельными красками. Развивать воображение.

ЯНВАРЬ

9

Кораблик

Учить рисовать по представлению предметы, состоящие из двух частей и закрашивать их восковыми мелками. Учить тонировать лист бумаги акварельными красками.

10

ФЕВРАЛЬ

11

Встреча лисы и колобка

Учить детей создавать сюжетную композицию. Продолжать учить передавать особенности изображаемых предметов, используя тычок полусухой кисти.

12

Салют

Познакомить детей с новой техникой рисования на сыром листе бумаги. Продолжать учить подбирать красивые цветосочетания для создания задуманного образа.

МАРТ

13

Веточка мимозы

Учить рисовать детей кисточкой веточку мимозы с натуры. Продолжать учить рисовать цветы пальчиком.

14

Рыбка

Продолжать знакомить детей с техникой печатания ладошкой. Развивать воображение.

АПРЕЛЬ

15

Звездное небо

Учить детей тонировать мокрый лист бумаги акварельными красками. Продолжать учить рисовать кончиком кисти с гуашью точки, передавая образ звездного неба.

16

Разноцветные яички

Учить детей рисовать предметы овальной формы, передавая характерную форму яйца. Продолжать учить правильно закрашивать предмет восковыми мелками, располагая контура.штрихи близко друг к другу, без просветов и не выходя за линию

МАЙ

17

Солнце и облако

Продолжать закреплять технику печатания ладошкой

www.infouroki.net