Сайт для воспитателей детских садов. Кружок по познавательному развитию в подготовительной группе
Месяц | Тема | Задачи | Предварительная работа | Оборудование | Работа с родителями |
Октябрь |
Знакомство с оборудо- ванием для экспери- ментов |
Познакомить детей с приборами, которые необходимы для проведения экспериментов и опытов. Вспомнить и закрепить правила безопасности при работе с оборудованием. | Увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и др.; Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др. | ||
Почему осенью листья желтеют? | Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают. Учить устанавливать причинно-следственные связи. Показать детям взаимосвязь между расцветкой листа и уменьшением теплового фактора: с понижением температуры изменяется цвет листьев (осенью холоднее, чем летом) | Наблюдение на прогулке (листопад, разноцветные листья). Дидактическая игра «С какого дерева листок?». Чтение художественной литературы:
М. Ивенсен «Падают листья». Просмотр презентации viki.rdf.ru |
Береза, растущая на игровой площадке, календарь погоды, уличный термометр, температурный график. Мультимедийная техника: ноутбук, проектор, экран
Лупы, микроскоп, кусочки белой ткани, сложенные пополам; деревянные кубики. Листья настоящие крупные и мелкие, разной формы |
Прогулка в парк, лес. Участие в совместных мероприятиях – выставка в группе «Поделки из природного материала». | |
Живой кусочек | Помочь детям установить, что в корнеплодах есть запас питательных веществ для растения. | Рассматривание овощей. Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус». Чтение художественной литературы об овощах.
Просмотр презентации viki.rdf.ru |
Плоская емкость с водой, корнеплоды: морковь, свекла; алгоритм проведения опыта, рабочий лист. | ||
Ноябрь | «Пластмасса: ее качества и свойства» | Учить детей распознавать предметы из пластмассы. Побуждать детей определять её качества (гладкая или шероховатая, изделия из неё окрашены в разные цвета), и свойства (водонепроницаемая, ломкая, плавится, гибкая). Воспитывать интерес к современным материалам.
|
На прогулке показываю детям небольшой опыт с пластмассой - маленькую пластмассовую пластинку и нагреваю её над спиртовкой. Пластмассовая пластинка плавится, горит, сильно пахнет. | Различные
по форме, цвету, величине изделия из пластмассы, (пластмассовые стаканчики, электрический чайник, настольный органайзер, телефонный аппарат), вода, пластмассовые пластинки, спиртовка, спички; алгоритм описания свойств материала. |
|
«Металл: его качества и свойства» | Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск). Помочь понять, что только предметы из металла взаимодействуют с магнитом. | Игры с металлическими предметами в уголке экспериментирования (конструктор), игры с магнитом. | Металлические предметы, емкость с водой, свеча, магнит, сундук, деревянные и резиновые предметы, иллюстрации по теме, варежки с магнитом, лист бумаги, костюм для игрового персонажа. | ||
«Бумага: ее качества и свойства»
|
Формировать представления детей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах бумаги, истории ее создания; развивать обследовательские действия и уметь устанавливать причинно-следственные связи между качеством бумаги и ее назначением. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. Познакомить детей с появлением бумаги, с ее производством, видами, использованием в быту и народном хозяйстве; воспитывать экономное, бережное отношение к бумаге. | Показ мультфильма «Фиксики. Изготовление бумаги» | Разные виды бумаги; емкости с водой, ножницы, квадратный лист белой бумаги.
|
Составить альбом- коллекцию «Виды бумаги». | |
«Древесина: ее качества и свойства» | Научиться узнавать вещи, изготовленные из древесины (вычленять ее качества (твердость, структура поверхности- гладкая, шершавая; степень прочности (толщина) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде). | Деревянные предметы, емкости с водой, небольшие дощечки и бруски, спиртовка, спички, сапожный нож, презентация «Что сделано из дерева»; спилы для счета годовых колец; термос с горячей водой, кружка. | |||
Декаб- рь |
Нужен ли растениям снег зимой? | Помочь детям выявить роль снега в жизни растений. | Просмотр презентации «Зима», «Откуда в снеге грязь?». Дидактическая игра «Бывает – не бывает». Чтение художественной литературы И. Белоусов «Первый снежок», И. Никитин «Жгуч мороз да трескуч». | 2 емкости с водой, снег. | Совместные прогулки родителей с детьми. Предложить родителям провести с детьми наблюдение за изменениями в погоде и природе. |
Лед и снег –
тоже вода |
Закрепить и продолжать знакомить детей со свойствами воды.
Развивать умение обобщать результат работы и делать выводы. Подвести детей к пониманию того, что лед – это тоже вода в твердом состоянии. Прививать бережное отношение к воде. |
Ёмкости со снегом и льдом, маленький молоток, спиртовка, салфетки. | |||
Изготов- ление цветных льдинок |
Познакомить детей с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска. | Формочки, баночки, гуашевые краски, вода. | |||
Опыт: «Вода – раствори- тель»
|
Уточнить знания детей о значении воды в жизни человека. Закрепить свойства воды – вода растворитель. Объяснить, почему вода иногда нуждается в очистке и дать элементарные представления о процессе фильтрации. Развивать навыки лабораторных опытов, по схемам – закрепить умение работать с прозрачной стеклянной посудой, соблюдая правила техники безопасности с незнакомыми растворами. | Прозрачные сосуды цилиндрической формы разного сечения (узкие, широкие), сосуды фигурной формы, стеклянные воронки и стеклянные палочки, фильтрованная бумага, лупа, сахар, соль, настойка календулы или ромашки, настой мяты, растительное масло.
|
|||
Январь | «Ткань: ее качества и свойства» | Узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит). | Образцы хлопчатобумажной ткани двух-трех цветов, ножницы, спиртовка, спички, емкости с водой, алгоритм описания свойств материала. | Составить альбом- коллекцию «Виды тканей». | |
«Стекло: его качества и свойства» | Предметы, сделанные из стекла. Презентация «Посуда». Стакан с водой, краски, деревянные палочки. | ||||
Магнит - фокусник | Знакомство с понятием "магнит".
Формирование представлений о свойствах магнита. Актуализация знаний об использовании свойств магнита человеком. Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения. |
Показ мультфильма «Смешарики. Магнетизм» | Магниты, металлические предметы (скрепки, болты, саморезы), картон, салфетки, стаканы с водой, крупа. | ||
Фев- раль |
Почему лампочка светит?
Опыты: «Чудо прическа», «Волшебные шары», «Вертушка» |
Познакомить детей с принципом работы электрической лампочки.
Развивать умения выдвигать гипотезы и предположения, анализировать сопоставлять различные факты, делать выводы и заключения. |
Беседа об электричестве и об электростанциях. | Батарейки плоские, лампочки для карманного фонарика, соединительные провода, выключатели, схема соединения электрической цепи, схемы правил безопасности при использовании электричества в быту. | |
Солнечные зайчики | Познакомить с естественным источником света – солнцем. Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность. | Вода, зеркало, баночка, пластина из нержавеющей стали (на каждого ребёнка). | |||
Теневой театр | Продолжать знакомиться со свойствами света и тени.
Развивать творческое воображение. Воспитывать наблюдательность. |
Лампа, экран, фигурки теневого театра. | Предложить вместе с детьми изготовить фигурки для теневого театра. | ||
Как увидеть и услышать электри- чество? |
Теплый свитер, кусочки шерстяной или синтетической ткани, вода, воздушный шарик, расческа. | ||||
Март | Песок и глина | Показать разнообразие объектов неживой природы. Сравнение песчинок по форме, цвету, размеру. Учить детей делать выводы, соблюдать технику безопасности при проведении опытов. В процессе исследовательской деятельности формировать у детей знания о свойствах глины. Предоставить ребенку возможность самому найти ответы на вопросы: «Как и почему?» и сделать выводы; при проведении опытов развивать мышление, логику, творчество ребенка. Наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Активизировать словарь: «вязкая, пластичная, маслянистая, гибкая» и т.п. | Образцы речного, морского и других видов песка, небольшие подносы, клеенки, лупы. Подносы с глиной на каждого ребенка (глина сухая и влажная), салфетки влажные, лупы, карточки с предметами живой и неживой природы.
|
||
Знакомство с камнями. Какими бывают камни? | Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый). Дать представление о том, что камни бывают речными и морскими, что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог. Познакомить с ценными камнями, которые используются для украшения построек и изготовления памятников, сувениров (гранит, мрамор). Показать изделия из драгоценных камней. Учить классифицировать камни по разным признакам. | Рыжова Н. А. «Что у нас под ногами» с. 77, Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой – М., 2003 г., с.23 | Наборы речных и морских камней. Сосуд с водой, лупа. Салфетки на каждого ребенка, пластилин, керамзит, гранит, лимон, кремень, сахар, соль, «Ящик ощущений» . фото: памятник А.С.Пушкину, Памятник неизвестному солдату и т.д. | Собрать коллекцию камней. | |
«Живые камни» | Познакомить с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, с древними ископаемыми. | На прогулке:
1. Рассматривание камней (вид, форма, структура, свойства). 2. Выкладывание рисунков из камней. 3. Строительные игры (строительство и украшение построек). |
Разнообразие семян разных садовых растений. Почва, лейка, горшок. | ||
Знакомство со свойствами воздуха | Продолжить знакомство детей со свойствами воздуха, и ролью в жизни человека, растений, животных. Дать знания о неживой природе и о том, что воздух – условие жизни всех существ на земле. Опытническим путем закрепить знания детей о воздухе. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность. | Воздушные шары на каждого ребенка, банка с водой, стаканчики и соломинки, свистки, бутылки, небольшие листочки бумаги, духовые инструменты.
|
|||
Апрель |
Неизвест- ное – рядом |
Расширять знания детей о жизни древнего человека, об открытии человеком огня. Как огонь дошел до наших дней, как он помогает человеку. Формировать представление о том, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше), что для горения нужен кислород. Познакомить со способами тушения пожара. При горении образовывается пепел, зола, угарный газ. Соблюдение правил безопасности при проведении опытов. | Камни, свеча, банка, бутылка с отрезанным дном, спички. | ||
Этот загадочный космос | Познакомить детей с символикой созвездий. Вызвать интерес к космическому пространству. Расширять представления о профессии космонавта. Активизировать словарный запас: космос, космонавт, космическая невесомость. | Фотографии космоса, Солнечной системы, Ю.Гагарина, космических кораблей. Фонарик, линейка.
|
|||
Круговорот воды в природе | Познакомить детей с круговоротом воды в природе, с процессом конденсации. | Просмотр презентации «Что такое весна?», «Вода». Просмотр познавательного мультфильма «Круговорот воды в природе». | Кастрюля с водой и стеклянной крышкой. Ноутбук, проектор и экран. | Предложить родителям совершить с детьми совместные прогулки в парк, на водоем. Провести наблюдения за изменениями в природе. | |
Испарение влаги с листьев растений | Дать детям возможность проверить, куда исчезает вода с листьев растений. | Рассматривание комнатных растений в группе. Д/и «Отгадай, что за растение?». Просмотр презентации «Цветы». | Растение, полиэтиленовый пакет, нить. | ||
Май |
Неизвест- ные семена |
Дать детям возможность, проведя опыт, убедиться в необходимости почвы для жизни растений, понять как качество почвы влияет на рост и развитие растений, выделить разные по составу почвы. | Просмотр презентации «Подсолнух». Чтение худ. Литературы А. Платежков «Неизвестый цветок», А. Кюппер «Маленький садовник». | Разнообразие семян разных садовых растений. Почва, лейка, горшок. | Предложить родителям вместе с детьми подготовить семена и посадить цветы на клумбе около детского сада. |
Почему комар пищит, а шмель жужжит? | Помочь детям выявить причины происхождения низких и высоких звуков. | Просмотр презентации микрокосмос. Наблюдение в природе. Д/и «Кто как двигается», «Кто где спрятался». | Аудиозапись со звуками, произносимыми насекомыми, ноутбук, проектор. | Совместные прогулки с детьми в природу, наблюдение за насекомыми. |
dohcolonoc.ru
Месяц |
Тема |
Задачи |
Предварительная работа |
Оборудование |
Работа с родителями |
Октябрь |
Знакомство с оборудованием для экспериментов |
Познакомить детей с приборами, которые необходимы для проведения экспериментов и опытов. Вспомнить и закрепить правила безопасности при работе с оборудованием. |
|
Увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы. Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и др. Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др. |
|
|
Почему осенью листья желтеют? |
Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают. Учить устанавливать причинно-следственные связи. Показать детям взаимосвязь между расцветкой листа и уменьшением теплового фактора: с понижением температуры изменяется цвет листьев (осенью холоднее, чем летом) |
Наблюдение на прогулке (листопад, разноцветные листья). Дидактическая игра «С какого дерева листок?». Чтение художественной литературы: М. Ивенсен «Падают листья». Просмотр презентации viki.rdf.ru |
Береза, растущая на игровой площадке, календарь погоды, уличный термометр, температурный график. Мультимедийная техника: ноутбук, проектор, экран Лупы, микроскоп, кусочки белой ткани, сложенные пополам; деревянные кубики. Листья настоящие крупные и мелкие, разной формы |
Прогулка в парк, лес. Участие в совместных мероприятиях – выставка в группе «Поделки из природного материала». |
|
Живой кусочек |
Помочь детям установить, что в корнеплодах есть запас питательных веществ для растения. |
Рассматривание овощей. Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус». Чтение художественной литературы об овощах. Просмотр презентации viki.rdf.ru |
Плоская емкость с водой, корнеплоды: морковь, свекла; алгоритм проведения опыта, рабочий лист. |
|
Ноябрь |
«Пластмасса: ее качества и свойства» |
Учить детей распознавать предметы из пластмассы. Побуждать детей определять её качество (гладкая или шероховатая, изделия из неё окрашены в разные цвета), и свойства (водонепроницаемая, ломкая, плавится, гибкая). Воспитывать интерес к современным материалам. |
На прогулке показываю детям небольшой опыт с пластмассой - маленькую пластмассовую пластинку и нагреваю её над спиртовкой. Пластмассовая пластинка плавится, горит, сильно пахнет. |
Различные по форме, цвету, величине изделия из пластмассы, пластмассовые стаканчики, электрический чайник, настольный органайзер, телефонный аппарат, вода, пластмассовые пластинки, спиртовка, спички; алгоритм описания свойств материала. |
|
|
«Металл: его качества и свойства» |
Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск). Помочь понять, что только предметы из металла взаимодействуют с магнитом. |
Игры с металлическими предметами в уголке экспериментирования (конструктор), игры с магнитом. |
Металлические предметы, емкость с водой, свеча, магнит, сундук, деревянные и резиновые предметы, иллюстрации по теме, варежки с магнитом, лист бумаги, костюм для игрового персонажа. |
|
|
«Бумага: ее качества и свойства» |
Формировать представления детей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах бумаги, истории ее создания; развивать обследовательские действия и уметь устанавливать причинно-следственные связи между качеством бумаги и ее назначением. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. Познакомить детей с появлением бумаги, с ее производством, видами, использованием в быту и народном хозяйстве; воспитывать экономное, бережное отношение к бумаге. |
Показ мультфильма «Фиксики. Изготовление бумаги» |
Разные виды бумаги; емкости с водой, ножницы, квадратный лист белой бумаги. |
Составить альбом - коллекцию «Виды бумаги» |
|
«Древесина: ее качества и свойства» |
Научиться узнавать вещи, изготовленные из древесины (вычленять ее качества (твердость, структура поверхности - гладкая, шершавая; степень прочности (толщина) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде). |
|
Деревянные предметы, емкости с водой, небольшие дощечки и бруски, спиртовка, спички, сапожный нож, презентация «Что сделано из дерева»; спилы для счета годовых колец; термос с горячей водой, кружка. |
|
Декабрь |
Нужен ли растениям снег зимой? |
Помочь детям выявить роль снега в жизни растений. |
Просмотр презентации «Зима», «Откуда в снеге грязь?». Дидактическая игра «Бывает – не бывает». Чтение художественной литературы И. Белоусов «Первый снежок», И. Никитин «Жгуч мороз да трескуч». |
2 емкости с водой, снег. |
Совместные прогулки родителей с детьми. Предложить родителям провести с детьми наблюдение за изменениями в погоде и природе. |
|
Лед и снег – тоже вода |
Закрепить и продолжать знакомить детей со свойствами воды. Развивать умение обобщать результат работы и делать выводы. Подвести детей к пониманию того, что лед – это тоже вода в твердом состоянии. Прививать бережное отношение к воде. |
|
Ёмкости со снегом и льдом, маленький молоток, спиртовка, салфетки. |
|
|
Изготовление цветных льдинок |
Познакомить детей с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска. |
|
Формочки, баночки, гуашевые краски, вода. |
|
|
Опыт: «Вода - растворитель» |
Уточнить знания детей о значении воды в жизни человека. Закрепить свойства воды – вода растворитель. Объяснить, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарные представления о процессе фильтрации. Развивать навыки лабораторных опытов, по схемам – закрепить умение работать с прозрачной стеклянной посудой, соблюдая правила техники безопасности с незнакомыми растворами. |
|
Прозрачные сосуды цилиндрической формы разного сечения (узкие, широкие), сосуды фигурной формы, стеклянные воронки и стеклянные палочки, фильтрованная бумага, лупа, сахар, соль, настойка календулы или ромашки, настой мяты, растительное масло. |
|
Январь |
«Ткань: ее качества и свойства» |
Узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит). |
|
Образцы хлопчатобумажной ткани двух-трех цветов, ножницы, спиртовка, спички, емкости с водой, алгоритм описания свойств материала. |
Составить альбом - коллекцию «Виды тканей». |
|
«Стекло: его качества и свойства» |
Узнавать предметы, сделанные из стекла; определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, плавление, теплопроводность). |
|
Предметы, сделанные из стекла. Презентация «Посуда». Стакан с водой, краски, деревянные палочки. |
|
|
Магнит - фокусник |
Знакомство с понятием «магнит». Формирование представлений о свойствах магнита. Актуализация знаний об использовании свойств магнита человеком. Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения. |
Показ мультфильма «Смешарики. Магнетизм» |
Магниты, металлические предметы (скрепки, болты, саморезы), картон, салфетки, стаканы с водой, крупа. |
|
Февраль |
Почему лампочка светит? Опыты: «Чудо прическа», «Волшебные шары», «Вертушка» |
Познакомить детей с принципом работы электрической лампочки. Развивать умения выдвигать гипотезы и предположения, анализировать сопоставлять различные факты, делать выводы и заключения. |
Беседа об электричестве и об электростанциях. |
Батарейки плоские, лампочки для карманного фонарика, соединительные провода, выключатели, схема соединения электрической цепи, схемы правил безопасности при использовании электричества в быту. |
|
|
Солнечные зайчики |
Познакомить с естественным источником света - солнцем. Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность. |
|
Вода, зеркало, баночка, пластина из нержавеющей стали (на каждого ребёнка). |
|
|
Теневой театр |
Продолжать знакомиться со свойствами света и тени. Развивать творческое воображение. Воспитывать наблюдательность. |
|
Лампа, экран, фигурки теневого театра. |
Предложить вместе с детьми изготовить фигурки для теневого театра. |
|
Как увидеть и услышать электричество? |
Продемонстрировать детям проявление статического электричества. |
|
Теплый свитер, кусочки шерстяной или синтетической ткани, вода, воздушный шарик, расческа. |
|
Март |
Песок и глина |
Показать разнообразие объектов неживой природы. Сравнение песчинок по форме, цвету, размеру. Учить детей делать выводы, соблюдать технику безопасности при проведении опытов. В процессе исследовательской деятельности формировать у детей знания о свойствах глины. Предоставить ребенку возможность самому найти ответы на вопросы: «Как и почему?» и сделать выводы; при проведении опытов развивать мышление, логику, творчество ребенка. Наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Активизировать словарь: «вязкая, пластичная, маслянистая, гибкая» и т.п. |
|
Образцы речного, морского и других видов песка, небольшие подносы, клеенки, лупы. Подносы с глиной на каждого ребенка (глина сухая и влажная), салфетки влажные, лупы, карточки с предметами живой и неживой природы.
|
|
|
Знакомство с камнями. Какими бывают камни? |
Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый). Дать представление о том, что камни бывают речными и морскими, что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог. Познакомить с ценными камнями, которые используются для украшения построек и изготовления памятников, сувениров (гранит, мрамор). Показать изделия из драгоценных камней. Учить классифицировать камни по разным признакам. |
Рыжова Н. А. «Что у нас под ногами» с. 77; Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой – М., 2003 г., с.23 |
Наборы речных и морских камней. Сосуд с водой, лупа. Салфетки на каждого ребенка, пластилин, керамзит, гранит, лимон, кремень, сахар, соль, «Ящик ощущений». фото: памятник А.С.Пушкину, Памятник неизвестному солдату и т.д. |
Собрать коллекцию камней. |
|
«Живые камни» |
Познакомить с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, с древними ископаемыми. |
На прогулке: 1. Рассматривание камней (вид, форма, структура, свойства) 2. Выкладывание рисунков из камней 3. Строительные игры (строительство и украшение построек) |
Разнообразие семян разных садовых растений. Почва, лейка, горшок. |
|
|
Знакомство со свойствами воздуха |
Продолжить знакомство детей со свойствами воздуха, и ролью в жизни человека, растений, животных. Дать знания о неживой природе и о том, что воздух – условие жизни всех существ на земле. Опытническим путем закрепить знания детей о воздухе. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность. |
|
Воздушные шары на каждого ребенка, банка с водой, стаканчики и соломинки, свистки, бутылки, небольшие листочки бумаги, духовые инструменты. |
|
Апрель |
Неизвестное – рядом |
Расширять знания детей о жизни древнего человека, об открытии человеком огня. Как огонь дошел до наших дней, как он помогает человеку. Формировать представление о том, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше), что для горения нужен кислород. Познакомить со способами тушения пожара. При горении образовывается пепел, зола, угарный газ. Соблюдение правил безопасности при проведении опытов. |
|
Камни, свеча, банка, бутылка с отрезанным дном, спички. |
|
|
Этот загадочный космос |
Познакомить детей с символикой созвездий. Вызвать интерес к космическому пространству. Расширять представления о профессии космонавта. Активизировать словарный запас: космос, космонавт, космическая невесомость. |
|
Фотографии космоса, Солнечной системы, Ю.Гагарина, космических кораблей. Фонарик, линейка. |
|
|
Круговорот воды в природе |
Познакомить детей с круговоротом воды в природе, с процессом конденсации. |
Просмотр презентации «Что такое весна?», «Вода». Просмотр познавательного мультфильма «Круговорот воды в природе». |
Кастрюля с водой и стеклянной крышкой. Ноутбук, проектор и экран. |
Предложить родителям совершить с детьми совместные прогулки в парк, на водоем. Провести наблюдения за изменениями в природе. |
|
Испарение влаги с листьев растений |
Дать детям возможность проверить, куда исчезает вода с листьев растений. |
Рассматривание комнатных растений в группе. Д/и «Отгадай, что за растение?». Просмотр презентации «Цветы». |
Растение, полиэтиленовый пакет, нить. |
|
Май |
Неизвестные семена |
Дать детям возможность, проведя опыт, убедиться в необходимости почвы для жизни растений, понять, как качество почвы влияет на рост и развитие растений, выделить разные по составу почвы. |
Просмотр презентации «Подсолнух». Чтение худ. Литературы: А. Платежков «Неизвестый цветок», А. Кюппер «Маленький садовник». |
Разнообразие семян разных садовых растений. Почва, лейка, горшок. |
Предложить родителям вместе с детьми подготовить семена и посадить цветы на клумбе около детского сада. |
|
Почему комар пищит, а шмель жужжит? |
Помочь детям выявить причины происхождения низких и высоких звуков. |
Просмотр презентации микрокосмос. Наблюдение в природе. Д/и «Кто как двигается», «Кто где спрятался». |
Аудиозапись со звуками, произносимыми насекомыми, ноутбук, проектор. |
Совместные прогулки с детьми в природу, наблюдение за насекомыми. |
www.detsadclub.ru
Пояснительная записка:Направление: познавательное развитиеОсобое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий. Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата. С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре.Для проведения кружковой работы были поставлены следующие цели и задачи:Цели кружка «Всезнайка»: развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, творчеству.Задачи деятельности кружка «Всезнайка:1. формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
Принципы работы:
Методы и приемы:
Оборудование: для опытов: лупы, тарелки, песок, сухие листья (гербарий), шило, зеркало, стаканы для воды, зеркало, воздушные шарики, свеча, камни, соль, мел, грифель, уголь, сахар, пищевые красители, пемза, контейнер, таз, стеклянная банка, веревка, вешалка-плечики для одежды, пластиковая бутылка. для творчества:- бумага белая и цветная, картон– акварельные краски, гуашь, ножницы, клей;– пластилин, – салфетки; Овладение дошкольниками разними способами познания, в том числе и экспериментированием, способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности. Дети могут проявить творческий подход и украсить свои работы. Весь текст материала находится в приложенном файле |
ya-uchitel.ru
Отчет по кружку "Я познаю мир" в подготовительной к школе группе - 2 Июня 2016
Есть у него шестёрка слуг,
Проворных, удалых,
И всё, что видит он вокруг,-
Всё знает он от них.
Они по знаку по его - являются в нужде.
Зовут их: «Как» и «Почему»,
«Кто», «Что», «Когда» и « Где»
Вы меня спросите: «Вы про кого?»
Конечно, про воспитанника, моего.
В моей маленькой, маленькой стране
Таких почемучек хватает вполне.
Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях, у него возникает много вопросов, на которые он хочет получить ответ.
А передо мной встали вопросы:
-Как обуздать кипучую энергию и неуёмную любознательность ребёнка?
-Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира?
-Как способствовать развитию творческого начала ребёнка?
И вот нахожу я в методиках совет:
Экспериментировать с детьми, и лучшего нет.
Пусть тот, кто ставит свои вопросы
Сам и находит на них ответ.
И вот уже четыре года в группе действует кружок « Я познаю мир».
Экспериментирование является одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира.
Основываясь на практику, утверждаю, что дети очень любят экспериментировать.
Ребёнку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.
Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Наша задача – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие. Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Он должен делать все сам, а не только быть в роли наблюдателя. Китайская пословица гласит: «Расскажи ‒ и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать ‒ и я пойму». Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как» и «почему?», позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных опытах, позволяет почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
На занятиях кружка мы с детьми много экспериментировали, познакомились с различными свойствами веществ, получили элементарные знания об основных физических и химических явлениях. Свободное общение на занятиях кружка тоже способствовало развитию познавательной активности.
Эксперименты я подбираю самые разнообразные, но самое главное - они интересные и привлекательные для моих детей, а также они соответствуют их возрасту. Это запланированные эксперименты, которые требуют от меня определения текущих дидактических задач, выбора объекта, осваивания техники экспериментирования, случайные эксперименты, которые проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в уголке природы или на участке, сравнительные эксперименты, позволяющие мне научить детей видеть сходства и различия предметов и явлений и обобщающие эксперименты , проводимые после проведения цикла опытов по изучению разных объектов.
Общий вывод: «Я хочу знать», «я хочу уметь», «мне интересно», - такая познавательная потребность, проявлением которой и являются познавательные интересы, во многом определяет развитие личности. Ценность опытно - экспериментальной деятельности в том, что она предоставляет возможность стимулировать эту потребность через близкие и естественные для ребёнка практические действия. Кружок «Хочу всё знать» расширяет и даёт ребёнку дополнительные возможности в познании окружающего мира.
madousad12.ucoz.net