"Лэпбук как средство развитие речи". Лэпбук развитие речи
Лэпбук «Развиваем речь»
ЛЭПБУК «РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ»
Автор: Учитель-логопед МДОУ № 20 комбинированного вида г. Железногорска Курской области Трашенкова Людмила Владимировна.
Предмет: логопедия
Актуальность: Проблема развития речи является одной из актуальных в настоящее время, так как данные статистики свидетельствуют о постоянном увеличении количества детей, имеющих различные нарушения речи. Работая с такими детьми, специалисты нередко отмечают отсутствие мотивации у детей, снижение познавательной активности и это заставляет нас, педагогов, использовать в своей работе не только традиционные, но и современные, более актуальные способы обучения наших воспитанников.
Аудитория: данное пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет), имеющих общее недоразвитие речи и обучающихся в группе компенсирующей направленности, а также может использоваться для систематизации знаний и развития речи детей общеразвивающих групп. Может использоваться как в индивидуальной работе, так и в работе с небольшой подгруппой детей. Некоторые разделы лэпбука: «Весёлая гимнастика», «Весёлый футбол» и «Говорящие дорожки» могут использоваться в работе с детьми с 3-х летнего возраста.
Цель: активизация и развитие речи детей с ОНР; закрепление и систематизация знаний и умений детей.
Задачи:
Формировать правильный речевой выдох;
Развивать артикуляционную моторику;
Развивать мимику;
Закреплять умение согласовывать имена числительные с именами существительными;
Закреплять умение правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа в именительном и родительном падеже;
формировать умение образовывать уменьшительно-ласкательные формы имён существительных;
формировать умение образовывать относительные прилагательные;
Расширять и обогащать глагольный словарь;
Расширять и обогащать словарь признаков;
Формировать и закреплять правильное произношение звуков русского языка;
Развивать связную речь.
Лэпбук «Развиваем речь» - это функциональная, интерактивная папка-раскладушка, которая включает в себя различные игровые задания и игры в кармашках, различных «книжках-раскладушках», «книжках-гармошках» и т.д. и является незаменимым помощником логопеда в работе.
Разделы лэпбука:
1. «Весёлая гимнастика» Самостоятельно выбирая понравившиеся карточки-картинки, ребёнок учится выполнять артикуляционные упражнения в игровой форме, а зеркало позволяет осуществлять зрительный контроль за правильной работой органов артикуляции. Мимическую гимнастику ребёнок также выполняет вместе с весёлым человечком.
2. «Весёлый футбол» «Весело играть в футбол - задувать в ворота гол». Эта увлекательная игра, которая никогда не надоест детям, сколько бы раз в неё ни сыграл. Простая, но очень эффективная и интересная. Позволяет формировать у ребёнка правильный речевой выдох, который необходим для правильного звукопроизношения. За каждый гол ребёнок получает фишку – награду.
3. «Один – много» Игра позволяет обучать детей правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа в именительном и родительном падеже.
4. «Большой - маленький». С помощью игры у детей формируется умение образовывать уменьшительно-ласкательные формы имён существительных.
6. «Говорящие дорожки» Игра содержит подвижные элементы (машинка, жук, змейка). Ребёнок передвигая предметы по дорожкам, одновременно изображает голосом, как «жужжит жук: ж-ж-ж», как «шипит змея: ш-ш-ш», как «гудит машина: др-р-р-р» и движется по дорожкам к конечной цели. В процессе игры отрабатывается произношение отдельных звуков, а также правильное речевое дыхание.
7. «Собери картинку» и «Придумай рассказ» Ребёнок самостоятельно может сложить разрезную картинку и попробовать придумать историю по сюжетной картинке
8. «Какой?» Данное игровое задание расширяет активный словарь признаков ребёнка, актуализирует пассивный словарь. Игра формирует у детей умение подбирать признаки к предмету, опираясь на различные его характеристики (вкус, цвет, форма, размер и т.д.). Цветные карточки с изображением различных предметов скреплены в виде гармошки. Ребёнок самостоятельно выбирает себе понравившуюся картинку и пробует описать её и ответить на вопрос (Какой?)
9. Игровая карусель «Сколько?» Игра учит детей правильно согласовывать числительные с существительными, а также позволяет закрепить навык счёта. С помощью вращающегося импровизированного циферблата дети самостоятельно находят пары предметов – правильно их называют. Все детали подвижные и съёмные.
10. «Что делает?» Эта игра позволяет уточнить и расширить глагольный словарь ребёнка. В более старшем возрасте дети самостоятельно могут читать карточки и соотносить их с нужными картинками. Карточки могут быть использованы по-разному, в зависимости от целей, которые ставит учитель-логопед.
11. «Из чего это сделано?» Игровое упражнение позволяет формировать умение образовывать относительные прилагательные, использовать их в активной речи.
Данный лэпбук стал незаменим в моей работе. Он создаёт отличную мотивацию у детей к занятиям, позволяет логопеду решить сразу множество коррекционных задач. При этом отпадает необходимость использовать множество различных пособий, которые не всегда удаётся держать под рукой. Лэпбук «Развиваем речь» – замечательный помощник в моей работе.
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Лэпбук по развитию речи | Дошкольное образование
Лэпбук по развитию речи
Автор: Овчинникова Мария Владимировна
Организация: МБДОУ детский сад № 59 г. Пензы
Населенный пункт: Пензенская область, г. Пенза
Автор: Шишова Наталья Николаевна
Организация: МБДОУ детский сад № 59 г. Пензы
Населенный пункт: Пензенская область, г. Пенза
Образовательная область «Развитие речи»
Актуальность: Проблема развития речи является одной из актуальных в настоящее время, так как данные статистики свидетельствуют о постоянном увеличении количества детей, имеющих различные нарушения речи. Работая с такими детьми, специалисты нередко отмечают отсутствие мотивации у детей, снижение познавательной активности и это заставляет нас, педагогов, использовать в своей работе не только традиционные, но и современные, более актуальные способы обучения наших воспитанников.
Данное пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) В пособии представлены игры и упражнения, направленные на развитие фонематического слуха, словаря, связной речи и зрительного восприятия. Лэпбук может быть использован как в процессе образовательной деятельности « Развитие речи» и «Подготовка к обучению грамоте», так и в совместной и самостоятельной деятельности детей, в индивидуальной работе с ребенком и подгруппой детей.
Цель: активизация и развитие речи детей; закрепление и систематизация знаний и умений детей.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями.
- Формировать умение составлять связный рассказ по опорным схемам.
- Расширять, уточнять и обогащать словарь детей, используя знаково-символическую систему.
Развивающие:
- Развивать связную речь, умение подбирать действия и признаки, словесно-логическое мышление, зрительное внимание, наблюдательность, самостоятельность, творческое воображение, мышление.
- Развивать артикуляционную моторику
Воспитательные:
- Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, желание общаться и играть со взрослым и сверстниками.
Преимущества лэпбука перед другими пособиями:
- Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал.
- Это отличный способ для повторения пройденного.
- Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.
Описание лэпбука
Лэпбук представляет собой папку-раскладушку, состоящую из 6 страниц. Включает: дидактические игры, игровые упражнения, картотеки,- которые размещаются в отдельных кармашках. (смотри приложение)
Всё содержание можно условно разделить на 4 раздела:
1)Картотеки «в помощь педагогу» (дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, словесные игры, игры по развитию звуковой культуры речи.)
2)Дидактические игры на закрепления знаний детей по разделу программы «Подготовка к обучению грамоте» («Сосчитай слоги», «Составь звуковые схемы для слов», «Найди слова с заданным звуком», «Назови слова по первым звукам»)
3)Развивающие задания на развитие связной речи («Мнемотаблицы», «Придумай сказку», «Расскажи о профессиях», «Составь предложение», картинки для составления описательных рассказов)
4)Дидактические игры на развитие внимания, мышления («Найди лишнюю картинку», «Найди 5 отличий», «Раздели картинки на группы», «Назови одним словом», «Найди домик»)
Подробнее остановимся на каждом из них:
I. Картотеки «в помощь педагогу»:
- «Дыхательная гимнастика»(элементы)
Цель: укрепление дыхательной системы детей, тренировать силу, ритм вдох-выдоха.
Материалы: карточки с описанием выполнения упражнений.
-«Артикуляционная гимнастика»
Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Материалы: карточки с описанием выполнения упражнений для педагога и картинками для детей.
-«Словесные игры»
Цель: развитие самостоятельности мышления, формирование мыслительной деятельности
Материалы: карточки с описание названия игр, целями методикой проведения
-«Игры по развитию звуковойкультуры речи»
Цель: развивать фонематический слух, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков и слов.
Материалы: карточки с названием и описанием игр.
II Дидактические игры на закрепления знаний детей по разделу программы «Подготовка к обучению грамоте»
- «Сосчитай слоги»
Цель: Развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов.
Материалы: 3 листа формата А 4 с окошками для картинок, изображающих слова имеющие один, два и три слога соответственно; сами картинки - 18 шт.
Ход: дети подбирают картинки к окошечкам по количеству слогов. Например: Картинка «зонт» соответствует окошечкам с одним квадратиком, т.к в слове 1 слог и т.д
-«Составь звуковые схемы для слов»
Цель: совершенствование навыка звукового анализа слов
Материалы: карточки с изображением предметов и схемой под изображением (количество звуков равно количеству окошек), фишки синие, зелёные и красные.
Ход: дети произносят слово обозначенное картинкой и производят его звуковой анализ «вставляя в окошки фишку соответствующего цвета.
-«Найди слова с заданным звуком»(«Найди звук в слове» и «Найди слова на заданный звук»)
Цель: упражнять детей в нахождении заданного звука (букв) в словах; развивать мыслительные операции, речь, фонематический слух.
Материалы: карточки с изображением разных предметов и заданием на нахождение слов на определённый звук.
Ход: дети берут по одной карточке и выполняя задания называют слова, в которых встречается заданный звук (буква)
-«Назови слова по первым звукам»
Цель: совершенствовать умение анализа и синтеза слов
Материалы: карточки и изображением группы предметов (по 4 группы на каждой карточке)
Ход:ребёнок берёт карточку и называет первые звуки слов, обозначающих предметы на предложенных картинках, из которых составляет «новое» слово.
III Развивающие задания на развитие связной речи
-«Придумай сказку», «Мнемотаблицы», «Составь предложение»,
Цель: Обучение связному последовательному рассказу с наглядной основой в виде графических схем, отражающих последовательность событий.
Материалы: Мнемотаблицы для составления рассказов, сказок, предложений
Ход: дети составляют предложение, рассказ или сказку опираясь на карточку-схему.
- «Расскажи о профессиях», «Картинки для составления описательных рассказов»
Цель: Уточнить и расширить знания детей профессиях, совершенствовать умение составлять описательные рассказы
Материалы: Картинки с изображением людей разных профессии или изображением занятий детей в разное время года.
Ход: дети с опорой на изображённый сюжет на картинках составляют описательный рассказ
IV Дидактические игры на развитие внимания, мышления
-«Назови одним словом»,»Найди лишнюю картинку» и «Раздели картинки на группы»
Цель: формирование умения классифицировать предметы, пополнять словарный запас детей обобщающими словами.
Материалы: карточки с изображением групп предметов, связанных общим признаком.
Ход: дети берут карточку с заданием и выполняет задание в зависимости от названия игры.
-«Найди домики»
Цель: совершенствовать грамматический строй речи; определить существительные мужского, женского, среднего рода единственного и множественного числа.
Материалы: 4 домика разных цветов с буквенным и символическим названием его «жильцов», 24 картинки с изображением предметов, обозначающих существительных разного рода и числа.
-«Найди пять отличий»
Цель: Продолжать развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различие (чем эти предметы похожи и чем отличаются и т. д.)
Материалы: карточки на которых изображены попарно картинки с одним сюжетом, но имеющих по 5 различий.
Ход: дети берут по одной карточке и рассматривая изображенные пары картинок находят отличия.
Предполагаемые результаты:
В результате использования лэпбука у детей формируется:
-умение планировать предстоящую деятельность;
-договариваться со сверстниками;
-самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;
- искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;
- принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения
- используя устную речь, выражать свои мысли и желания.
Используемая литература:
1 Лэпбук. в помощь воспитателю ДОУ. Информационный развивающий портал для педагогов ДОУ и родителей /ВК ( в контакте)/
2.Картотека дидактических игр по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2014/02/02/sbornik-didakticheskikh-igr-po-razvitiyu-rechi-v-starshey
3.Лэпбук «Развиваем речь» Автор: Учитель-логопед МДОУ № 20 комбинированного вида г. Железногорска Курской области Трашенкова Людмила Владимировна. https://урок.рф/library/lepbuk_razvivaem_rech_184429.html
4.Яндекс картинки. https://yandex.ru/images/search
Приложения:
- file0.doc.. 56,0 КБ
www.1urok.ru
Дидактическое пособие "Лэпбук по развитию речи"
Лэпбук по развитию речи.
Цель: способствовать познавательному и речевому развитию дошкольников через
дидактические игры.
1.«Выложи по образцу из ниточек»
Цель: развитие мелкой моторики, памяти, мышления, умения действовать по
образцу; знакомство с буквами.
2. «Кто что делает»
Цель: развитие связной речи; мышления, воображения.
3.«Весёлые скороговорки по мнемотаблице»
Цель: упражнять в отчетливом произнесении слов и фраз; развитие силы голоса,
темпа речи; развитие умения связно мыслить, перекодировать информацию;
развитие памяти.
4.«Расскажи сказку»
Цель: развитие умения составлять сказку по картинкам в определённой
последовательности; развитие связной речи, мышления, памяти.
5.«Найди отличия»
Цель: развитие памяти, мышления, внимания, речи.
6.«Выложи слово из букв»
Цель: знакомство с буквами; развитие умения действовать по образцу; развитие
мышления, памяти, внимания, воображения.
infourok.ru
"Лэпбук как средство развитие речи"
Е.В. Деменская
г. Усолье - Сибирское, МБДОУ «Детский сад№6»
«ЛЭПБУК, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОВЗ»
Лэпбук, или как его еще называют тематическая или интерактивная папка - это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями.
Лэпбук - это современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса, отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:
трансформируемость - лэпбук позволяет менять пространство в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
полифункциональность - использование папки в различных видах детской активности. Лэпбук можно использовать в работе как со всей группой, так с подгруппой и индивидуально;
вариативность - периодическая сменяемость игрового материала, обеспечивающегосвободный выбор детей, появление новых материалов, стимулирующих активность детей. Влэпбукесуществует несколько вариантов использования каждой его части;
доступностьлэпбука обеспечивает все виды детской активности, обеспечивает доступность и для детей с ОВЗ, и для детей-инвалидов, возможно использование в любом помещении, где осуществляется образовательная деятельность, в том числе и на прогулочном участке ДОУ;
насыщенность - среда соответствует возрастным особенностям детей:в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал, использовать его в различных видах детской деятельности (игровой, познавательной, исследовательской и творческой).
Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми:
включенность воспитателя наравне с ребенком в деятельность;
добровольное присоединение детей к деятельности;
свободное общение и перемещение детей во время деятельности;
открытый временной конец деятельности (каждый из участников работает в своем темпе).
Содержание лэпбука зависит от возраста детей и от того, реализацию каких задач предполагает образовательная программа по той или иной теме. Работая над темой, важно затронуть все образовательные области, поэтому содержание лэпбука может включать материал по всем пяти направлениям.
Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активен в выборе содержания своего образования.
Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.
Лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие, средство развития речи детей. Поэтому надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать.
Зачем нужен лэпбук
Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал
Это отличный способ для повторения пройденного
Поможет закрепить и систематизировать изученный материал
Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию
Лэпбук состоит из папки разного формата, в которую вклеиваются кармашки, книжки-раскладушки, окошки и другие детали с наглядной информацией.
Что вам понадобится:
распечатанные шаблоны лэпбука;
лист плотной бумаги разного формата;
ножницы;
клей-карандаш;
цветные карандаши, фломастеры, разноцветные ручки;
скотч;
безграничная фантазия.
В интерактивной тематической папке, который вы сделаете, лучше вместе с детьми своими руками будут храниться материалы с разным речевым содержанием. Например: блокнотик с загадками, карты, лабиринты, кроссворды, сюжетные картинки, карточки. Всё, что поможет детям с ОВЗ, имеющим разный речевой уровень, более эффективно включиться в работу. Поскольку мы, используя лэпбуки имеем возможность провести словарную работу, составить рассказ, рассмотреть иллюстрации и побеседовать с ребёнком индивидуально. Включенность детей с ОВЗ в эту работу позволяет восполнить недостаточность общения, расширить кругозор, обогатить жизненный опыт, обеспечить своевременное и эффективное развитие речи.
В нашей группе комбинированной направленности использование лэпбуков как никогда актуально. Поэтому специалисты (воспитатели, учитель - логопед, педагог - психолог и т.д.), работающие с детьми с ОВЗ активно применяют данное пособие в своей работе.
Нетрадиционный прием коррекции звукопроизношения и словаря (лэпбук) позволяет: - уточнить имеющийся словарь;
Активизировать и обогатить словарь через обучение различным способам словообразования;
Все это создает основу для коррекции звукопроизношения не только «искусственным» путем, но и «естественным», через развитие лексико-грамматической стороны речи.
Родителей мы тоже познакомили с интересным способом подачи информации детям и привлекаем их к созданию лэпбуков (поиск информации, подготовка одного из разделов).Это одна из активных форм работы с родителями, позволяющих вовлечь семью в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка. Организуя такую форму работы, мы тем самым выполняем принцип сотрудничества ДОУ с семьей, сформулированный в ФГОС.
Таким образом, новый подход в использовании лэпбуков неоспорим, его возможности безграничны, в реализации современных требований ФГОС, в формировании определённых качеств у дошкольника, таких как:
уверенность в собственных силах;
любознательность;
способность к волевым усилиям;
самостоятельность;
инициативность.
Великая цель образования — не только знания, но и прежде всего действия.Н.И. Мирон
Список используемой литературы:
Пироженко Т. Статья Дэпбук- «Дошкольное образование» №12(337) –с.32- №3(340)- с.32 2015г.
http://www.tavika.ru/ ( дата обращения 30.10.16.)
infourok.ru