Литературные чтения как форма внеклассной рабрты по литературе. Литературная чтение
Я. Аким “Первый снег” | К .Бальмонт “Поспевает брусника” | А.Л. Барто “Снегирь” | П.П. Бажов “Сказы” | А. Блок “Ворона” | А. Блок “Колыбельная песня” |
И.А. Бунин “Полевые цветы” | И.А. Бунин “Листопад” | С. Дрожжин “Родине” | В. Драгунский “Тайное становится явным” | А. Ермолов “Апрель” | С. Есенин “С добрым утром” |
С. Есенин “Белая берёза” | С. Есенин “Поёт зима, аукает” | С. Есенин “Черёмуха” | А.В. Жигулин “О, Родина” | Б. Житков “Храбрый утёнок” | Д.Б. Кедрин “Бабье лето” |
С.А. Клычков “Весна в лесу” | И.А. Крылов “Зеркало и обезьяна” | И.А. Крылов “Лягушка и вол” | М.Ю. Лермонтов “Бородино” | С.В. Михалсков “Трезор” | Н.А. Некрасов “Не ветер бушует над бором” |
Н. Носов”Живая шляпа” | Н. Носов “Затейники” | Н. Носов “На горке” | Б.Л.Пастернак “Золотая осень” | А. Плещеев “Сельская песенка” | А. Плещеев “Весна” (“Уж тает снег…”) |
А. Плещеев “Осень наступила” | М. Пришвин “Ребята и утята” | А.С. Пушкин “Туча” | А.С. Пушкин “Вот север, тучи нагоняя…” | А.С. Пушкин “У лукоморья …” | А.С. Пушкин “Зимний вечер” |
А.С. Пушкин “Унылая пора” | Н.М. Рубцов “Сентябрь” | Н.М. Рубцов “Берёзы” | Б. Слуцкий “Лошади в океане” | П. Статенин “Стихи о маме” | И. Суриков “Детство” |
И. Токмакова “Опустел скворечник” | Л.Н. Толстой “Акула” | Л.Н. Толстой “Булька” | Л.Н. Толстой “Прыжок” | Л.Н.Толстой “Колокольчики мои” | Л.Н. Толстой “Котёнок” |
А.А. Фет “Уж верба вся пушистая…” | А.А. Фет “Чудная картина” | А.А. Фет “Бабочка” | А.А. Фет “Мама, глянь-ка из окошка” | Д. Хармс “Иван Иваным самовар” | Русская народная сказка “Морозко” |
Литературные чтения как форма внеклассной рабрты по литературе
Разделы: Литература
Литература занимает особое место в формировании личности, духовного мира человека, его нравственности, мышления, эмоций, речи, творческих начал.
Не случайно в преподавании литературы сегодня отдается предпочтение развивающему обучению. А это необходимость совершенствования умственной, эстетической деятельности ученика, развитие его эмоциональной сферы, самостоятельности.
Для решения этих задач велико значение внеклассной работы по предмету. Важно умело ее организовать, причем так, чтобы эта работа развивала познавательные интересы учеников и тем самым придавала целенаправленность их деятельности.
Для развития интересов детей полезны различные формы внеклассной работы.
В нашей школе стало традицией ежегодно проводить Малые литературные чтения.
Готовлю и провожу их в содружестве с учащимися тех классов, в которых я преподаю, а также с библиотекарем школы, музыкальным работником Дома культуры.
Посвящаем литературные чтения юбилейным датам поэтов и писателей, чья жизнь и творчество связаны с Севером, нашим родным краем.
Вот основные этапы этой работы.
Сначала продумываем тему самих чтений. Вот список проведенных Литературных чтений и их темы:
- Абрамовские чтения: «Нравственный писатель всегда современен»
- Ломоносовские чтения: «Дерзайте, ныне ободренны!»
- К 125-летию С.Г.Писахова: «Северный чародей
- К юбилею сказительницы М.Шалауровой и родного Устьянского района: «Северные былины»
- Пришвинские чтения: «С Севером навечно связан»
- К 70-летию Н.Рубцова: «И буду жить в своём народе»
- К 75-летию В.Белова: «Вне памяти, вне традиций истории и культуры нет личности»
- Далее определяемся с темами для докладов учащимся – это основная часть чтений.
Ученики начинают готовить выступления. В процессе этой работы учатся подбирать литературу по теме, отбирать материал, тем самым приобретая навыки работы со справочной и научной литературой, навыки исследовательской деятельности. Обдумывают композицию и логику выступления, а впоследствии, представляя доклад, приобретают умение выступать публично.
Так при подготовке чтений, посвященных 70-летию Н.Рубцова, учащиеся 9 класса готовили доклады по следующим темам:
- «Традиции в поэзии Н.Рубцова»
- «Родина и природа в лирике Н.Рубцова»
- «Образы и символы в поэзии Рубцова»
К Писаховским чтениям:
- «Степан Писахов и Север»
- «Писахов – художник»
- «Северный волшебник слова»
Важно подобрать точный эпиграф, оформить сцену в соответствии с темой и творчеством писателя. Это всегда «Литературная карта-схема Архангельской области», на которой мы открываем имена и узнаем новое о жизни и творчестве писателя, о жизни родного края (например, Чтения, посвященные юбилею нашего Устьянского района и сказительницы и пропагандистки устного народного творчества Устьянского края М. Шалауровой).
В оформлении обязательно используем портрет писателя, цитаты о своеобразии творчества, увеличенные изображения обложек книг, сборников, сюжетные картины-заставки, отражающие особенность художественного мира поэта (например, к юбилею С.Г. Писахова – графический рисунок Гостиного двора и набережной г. Архангельска 50-х годов, репродукции его картин; к юбилею Рубцова – графический рисунок с видом разбитого окна в черно-белом цвете с одной стороны и видом чудесного зимнего пейзажа с другой).
Это могут быть домотканые полотенца, цветные платки-шали, то есть то, что соответствует теме и образам.
Очень важно развивать читательское восприятие и интерес к чтению и изучению литературы, развивать воображение и чувство прекрасного. Этому помогает художественное чтение, которое является важным элементом Литературных чтений.
В ход мероприятия обязательно включаю различные формы художественного чтения:
- выразительное чтение стихотворений, в том числе инсценированное («Русский огонек» Н.Рубцова)
- художественное чтение рассказов, сказок, былин
- инсценирование рассказов, сказок, сцен из драматических произведений. Так к юбилею М.В. Ломоносова мы инсценировали эпизоды из драматической поэмы Н.Леонтьева «Михайло Ломоносов», написанной передающим колорит времени языком.
И еще, конечно, песни. Они создают особую эмоциональную атмосферу, придают душевность, живость. Песня может быть лирическим вступлением (например, на слова А.Яшина «Да, только здесь, на Севере моем, …» или народная песня «Вьется речка Пинега…») и как полноправная часть самих Чтений, например, «В горнице» на стихи Н. Рубцова.
В ходе подготовки Чтений, будучи рядом с детьми, мы помогаем им искать ответы на литературные и жизненные вопросы. А открытие творчества писателя или поэта, восприятие живого слова – это всегда открытие, всплеск эмоций, толчок к размышлению. Так возникает тот «мостик», связующий проблемы, которые волновали великих и которые волнуют нас сегодня.
Такая форма внеклассной работы как литературные чтения помогает школьникам узнать историю родного края, через родное и близкое увидеть свою Родину, научиться ее любить и беречь, воспитывает интерес к литературе как искусству слова.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Литературное чтение — это предмет, трогающий душу, мысли, чувства
Разделы: Начальная школа
Литературное чтение – это предмет, трогающий душу, мысли, чувства.
Литературное чтение - это уникальный инструмент приобщения ученика к художественной и научно – популярной литературе. Чтение-это и то, чему обучают младших школьников; посредством чего их воспитывают и развивают; это то, с помощью чего дети изучают большинство учебных предметов. В.А. Сухомлинский говорил о том, что чтение-это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.
Учащимся нравится читать и учить стихи наизусть. Они сами пытаются сочинять их. С ребятами мы создаём свои «Поэтические тетради». В них мы или собираем нарисованные к стихотворениям иллюстрации, или записываем стихи, которые они сочинили. Очень любят ребята читать стихи под музыку.
Есть очень хорошие слова о том, что чтение - «это колотящееся сердце, говорящее языком чувств, не верите – послушайте и дайте послушать детям. Дети должны быть сердечными. Они должны уметь прощать, жалеть и любить».
Урок, проведённый в 4 классе по теме: И.А.Бунин «Листопад».
Оборудование: портрет писателя, осенние листочки из цветной бумаги, расписной терем,
Cловарные слова:
- багряный – красный цвет густого тёмного оттенка;
- лазурь – светло – синий цвет, синева.
Цели урока:
1. Познакомить со стихотворением И.А.Бунина «Листопад». 2. Воспитывать любовь к поэзии. 3. Работать над выразительным чтением стихотворения. 4. Развивать творческие способности учащихся. 5. Развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному. 6. Развивать внимание к образным средствам языка, прививать любовь к русскому языку.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Постановка цели урока.
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся со стихотворением И.А.Бунина. Название стихотворения вы мне скажете сами, если отгадаете слово из восьми букв.
(Фрагмент игры «Поле чудес»).
Вопрос:
Весь золотисто-красный лист клёна дрогнул и, плавно кружась, не спеша отправился в путешествие. Где он упадёт - здесь же рядом или неожиданный порыв ветерка подхватит его и понесёт на неподвижное зеркало пруда с одиноко плавающими листьями? Ещё порыв - и листья, как кораблики, нестройно поплывут в разные стороны. Когда же на смену изумрудной зелени приходят золотисто-оранжевые, оранжевые и огненно-красные тона?
Ответ учеников.
- Осенью.
Вопрос.
Как называют это явление в природе?
Ответ учеников.
- Листопад.
Учитель.
- Я вам сейчас прочитаю описания листопада, которые написали ученики предыдущего выпуска. А вы подумайте, что можно увидеть общего в этих описаниях.
1. Осенью с деревьев опадают листья. Когда они падают, то кружат над землёй. Листья устилают дороги, как золотой коврик. Идёшь по нему, а листья шуршат под ногами. Это листопад.
Даша К.
2. Листопад – это осенний дождь и скорое наступление зимы. Много листьев лежит на земле. Листопад – это красиво. Листья изящно кружатся в воздухе, как балерины. Мне нравится смотреть на этот балет.
Ксюша Г.
3. Наступила осень. Все листья падают на землю. Везде лежат красные и золотые листья. Они шуршат под ногами. Кажется, что идёшь по красивому говорящему ковру.
Игорь П.
4. Осень пора листопада. В это время на улице, во дворе очень красиво. Деревья роняют красные и жёлтые листья. Земля покрыта ярким, разноцветным ковром. Приятно идти по мягким, шелестящим листьям. Хороша природа в пору листопада.
Артём Ш.
Ответы учеников.
Итак, мы сегодня знакомимся со стихотворением И.А.Бунина «Листопад».
Материал для учителя.
Иван Алексеевич Бунин родился в Воронеже, в обедневшей дворянской семье. Детство его прошло в деревне. Рано познал он горечь бедности, заботы о куске хлеба. В 17 лет напечатал первые стихи. Октябрьскую революцию Бунин не принял решительно. В 1920 году он выехал за границу. В 1929 году в Париже вышла его книга «Избранные стихи». Она утвердила за Буниным право на одно из первых мест в русской поэзии. В 1933 году Бунину была присуждена Нобелевская премия. К концу 30-годов он всё больше ощущает тоску по родине. С болью переживает события в России во время Великой Отечественной войны. С огромной радостью Бунин встретил победу в войне. В последние годы он доброжелательно относился к Советскому Союзу, но так и не вернулся на родину. И.А.Бунин умер на чужбине.
III. Изучение нового материала.
Давайте с вами посмотрим, как поэт описывает листопад.
Сначала мы прослушаем грамзапись стихотворения.
1. Вопрос перед прослушиванием.
- Какие картины природы предстали перед вами?
2. Словарная работа.
Объяснение слов: лазурь, багряный.
3. Первичное чтение стихотворения.
Вопросы.
- Почему осенний лес поэт сравнивает со сказочным теремом?
(Рассматривание расписного терема на картинке и рассказ о нём).
- Понравилось ли вам стихотворение?
- Чем?
- А как вы думаете, как относится поэт к листопаду? Откуда это видно?
4. Выборочное чтение.
- Выбери из стихотворения описание неба;
- берёзы;
- поляны.
5. Выразительное чтение детьми.
Вопрос:
- Найдите в тексте имена прилагательные.
- Прочитайте стихотворение без них.
- Что вы заметили?
Ответы учеников.
Учитель:
- Имена прилагательные – эпитеты. Они делают описание ярче и красивее, придают образность и эмоциональность. В стихотворении И.А.Бунин создал с помощью эпитетов картину осеннего листопада.
IV. Физкультминутка:
Ветер дует нам в лицо. Закачалось деревцо. Ветерок всё тише, тише. Деревцо всё выше, выше.
V. Закрепление изученного.
Ветер стих, а нам на парты упали осенние листочки. Они разноцветные, как в пору листопада.
1. Выполнение творческого задания.
Вам надо написать на них ответ на вопрос:
Читая это стихотворение, я вспомнил….
Обсуждение ответов.
VI. Итог урока.
- С каким стихотворением вы познакомились на уроке?
- Совпало ли ваше настроение с настроением автора?
- Отгадайте загадку.
«Сидит-зеленеет, летит - пожелтеет, падёт - почернеет».
Объясните её.
VII. Домашнее задание.
1. Выучить наизусть стихотворение И.А. Бунина «Листопад». 2. Нарисовать иллюстрацию и сделать подпись словами стихотворения.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
это что за процесс? Что такое литературное чтение
Чтение - это идеальное совмещение приятного с полезным. С одной стороны, это хобби, неоспоримое удовольствие от процесса, с другой - знания в чистом виде. С раннего детства нам твердят, что чтение - это хорошо. Не стоит им пренебрегать, ведь нейробиологи давно выяснили, что у данного процесса те же механизмы, что и у письма.
Эрудиция
Если взять в подспорье словарь Даля, то можно увидеть следующее определение человека эрудированного - ученого, разносторонне образованного, но прежде всего начитанного. "Жизнь прожить - не поле перейти" - говорит старинная пословица, наказывая, что на протяжении жизненного пути могут встретиться многие невиданные ранее вещи, а значит, нужно быть готовым ко всему, и уж здесь-то всесторонняя развитость - лучший помощник. В свою очередь, чтение - это то, благодаря чему можно этой эрудированности добиться.
Интеллектуальность
С каким человеком интересно общаться? Ответ на этот вопрос приходит сразу же, интуитивно. Но прежде чем отвечать, можно до него дойти и логически: общение - это диалог, беседа, при которой обмениваются мнениями, данными и информацией. Следовательно, человеку, с которым интересно общаться, должно быть, есть что сказать. Чтение книг - это важно, поскольку из них не только можно узнать много нового для себя, но и самостоятельно прийти к новым выводам. Следовательно, оно благотворно влияет на мыслительный процесс.
Грамотность
Процесс чтения - это повышение словарного запаса и уровня грамотности тоже. Не секрет, что начитанному ребенку проще впоследствии писать диктанты, строить предложения, ведь он запоминал все эти правила русского языка на подсознательном уровне, даже не задумываясь о них. Дети, которые любят читать, не имеют проблем с обучением - причем не только в гуманитарных науках; у рассказов, повестей и романов есть точный сюжет повествования, и он логичен, потому чтение - это и наглядное отображение структуризации, что облегчает в итоге понимание задач.
Наука жизни
Жанр биографии/автобиографии тоже может очень пригодиться. Читая о чьей-то невыдуманной жизни, переживаешь моменты, которые ни разу не встречались в реальности, но делаешь выводы, учишься на чужих ошибках. Вот почему романизированные биографии - это одновременно и художественная литература, и нелегкое чтиво.
Свобода выбора - свобода души
Литературное чтение - это инструмент приобщения школьников к различным видам литературы. Выбор книг по школьной программе всегда построен так, чтобы подобрать произведения, подходящие детям по их уровню развития, актуальные для их возрастной категории и разнообразные по жанрам. Они дают возможность охватить широкий спектр возможной литературы, чтобы впоследствии человек сам мог выбирать книги по духу и настроению. Литературное чтение направляет ребенка, позволяя ему познать как мир, так и самого себя.
Развитие речи и дикции
Важно не только, что читать, но и как это делать. В раннем возрасте практикуется чтение вслух - в программе начальной школы есть одноименный предмет, который далее эволюционирует, перерастает в "литературу", в которой на передний план выходит суть произведений. Но выразительное чтение - это не только узкоспециализированный школьный термин, каким он стал в настоящее время. Кроме учителей, которые должны представить художественные произведения в лучшем свете, читая вслух их отрывки и делая упор на важные моменты, он пригодится и будущим ораторам. Как именно? Что же, декламация - искусство художественного слога, а именно этот термин раньше был синонимом выразительного чтения, требует достаточной подготовки, хорошей дикции и владения ораторским мастерством.
Заключение
Разве всех этих доводов мало, чтобы сделать вывод: чтение - это увлекательно, полезно и важно? А ведь это только начало: на самом деле доказательств гораздо больше, бесчисленное количество. Можно долго говорить о том, как приятно погружаться в мир воображения и фантазии после долгого дня; как тепло и уютно сидеть с книгой в большом кресле, завернувшись в плед, пока за окном дождь и холод; как много интересного и нового можно почерпнуть из огромных талмудов и больших томов; как между пыльными страницами прячутся знания, и как удивительно оттуда их для себя доставать. Как невероятно перечитывать любимую книгу через несколько лет и все равно находить в ней то, чего не видел раньше.
fb.ru
Польза чтения литературы. Цитаты о пользе чтения
Писатель Рэй Брэдбери утверждал, что люди, никогда не интересующиеся книгами, совершают настоящее преступление. С этим мнением едва ли согласятся те, кто предпочитает книгам просмотр телепрограмм, общение в интернете, игры. В чем же заключается польза чтения, насколько она велика? Чего лишается человек, в жизни которого не находится времени для хорошей литературы, современной и классической?
Польза чтения: логика и память
Дени Дидро любил повторять, что индивидуум, пренебрегающий книгами, утрачивает способность мыслить. Следит ли читатель за развитием детективной истории или погружается в мир фантастической вселенной - он думает вместе с автором. Человек пытается понять главную мысль писателя, наталкивается на оригинальные идеи, получает новую информацию. Все это способствует развитию логического мышления.
Польза чтения литературы заключается также в укреплении памяти. Сюжет складывается из обилия мельчайших деталей. Для его понимания читатель должен запоминать имена персонажей, их черты характера, внешность, действия. Позволив романам, детективам, триллерам в мягких и твердых обложках стать частью своей жизни, люди замечают, насколько вырастает их способность к запоминанию необходимой информации в быту и на работе.
Те, кто не обращает внимания на высказывания о пользе чтения, не берут в руки книги, отказывают себе в праве на развитие. Они «варятся» в одинаковых идеях, мыслях, планах, не давая пищу уму и не тренируя память.
Книги развивают фантазию
Креативное мышление, воображение – эти «инструменты» обязательны для человека, какую бы профессию он ни предпочел. Джозеф Конрад, принадлежащий к категории классиков английской литературы, утверждал, что писатель создает лишь половину книги. Все остальное дописывают читатели, обращаясь к собственной фантазии. Подобные высказывания о пользе чтения имеют веские основания.
Человек, перелистывающий страницы художественного произведения, неосознанно вызывает в голове образы происходящего. Читатель воображает себе внешность и наряды героев, обстановку, в которой они находятся. Фантазия подсказывает запахи, голоса, звуки. Польза чтения не вызывает сомнений, так как развивается креативное мышление. Люди легче справляются с придумыванием новых идей, что положительно сказывается на карьере, отношениях, качестве жизни.
Чтение расширяет кругозор
Ульям Фелпс – писатель из США, всегда деливший читателей на две категории. Представители первой группы, по его словам, читают для запоминания. Вторые занимаются этим для того, чтобы забыть. Какая польза от чтения книг, если добытые сведения быстро исчезают из памяти? Люди, умеющие запоминать информацию, полученную благодаря литературе, расширяют собственный кругозор.
Книги – кладезь самых разнообразных сведений, это касается произведений, относящихся к любым жанрам. Польза чтения состоит в том, что человек знакомится с историческими событиями, узнает интересные факты, посвященные незнакомым странам и городам, лучше понимает людей, которые их населяют. Фактически качественный роман становится эффективной альтернативой путешествию.
Какая польза от чтения? Человек, увлекающийся художественной литературой, не ограничен рамками одной жизни – своей собственной. Он примеряет на себя судьбы различных персонажей, существовавших в действительности или выдуманных писателем. Он испытывает эмоции, которые появляются у героев, перенимает их жизненный опыт. Читателю уже не нужно самостоятельно совершать ошибки, он может брать уроки у других.
Книги учат общаться
Декарт любил сравнивать чтение художественных произведений с беседой. При этом собеседниками читателя, по его словам, становятся умнейшие люди из прошлого и настоящего, которые рассказывают ему лишь наиболее важные свои идеи. Польза чтения заключается не только в возможности узнавать новое. С человеком, увлекающимся книгами, интереснее разговаривать.
Чтение не только расширяет число тем для общения. Штудирование литературы способствует формированию речевых навыков. Заядлых читателей легко узнать по способности передавать мысли словами – ясно и красиво. Благодаря книгам люди успешно развивают в себе талант рассказчика. Плюс – увлечение чтением подразумевает умение оценивать ситуацию с позиции другого человека, дарит гибкость, способность к сопереживанию.
Чтение – выбор грамотных людей
Бенджамин Франклин всегда советовал окружающим уделять много времени книгам, однако относиться к ним избирательно. Доказано, что расширению словарного запаса, умению писать грамотно способствуют в первую очередь произведения, признанные классикой. Фактически читатель берет уроки у лучших авторов, активно задействует и развивает зрительную память.
Многие цитаты о пользе чтения касаются новой информации, открывающейся читателю. Благодаря книгам человек не только начинает писать и говорить без ошибок, правильно строить предложения. Он постоянно запоминает новые слова, понятия, термины. Его словарный запас становится значительно богаче.
Книги – профилактика болезней
Монтескье однажды поделился с близкими друзьями своей привычкой хвататься за литературу всегда, когда в жизни случаются неприятности. Если верить его словам, не бывает горя, справиться с которым не поможет хорошая книга. К тому же зачастую именно художественные произведения подсказывают простые выходы из безвыходных ситуаций.
Вооружившись книгами, каждый человек способен «отложить» собственную старость, предотвратить развитие болезни Альцгеймера, слабоумия. Это объясняется тонусом, в котором неизменно пребывает мозг. Даже рассуждение о пользе чтения тренирует ум, это касается и логических задач, которые постоянно подбрасывает читателям автор увлекательного произведения. Размышление – эффективная зарядка для мозга, позволяющая избежать возрастного снижения умственных способностей.
Чтение улучшает сон
Расслабление – далеко не единственный ценный эффект, который производится отличными книгами на читателя. Если верить исследованиям, художественные произведения помогают людям, страдающим бессонницей, забыть о подобных проблемах. Чтение литературы перед сном становится приятной традицией, которая помогает организму быстро настроиться на засыпание. К тому же именно в это время полученная информация лучше всего откладывается в голове.
Книги способствуют концентрации
Ритм современной жизни таков, что обитатели 21 века редко получают возможность сосредоточиться на единственном деле. Человек старается распределить внимание между работой, разговорами по телефону, поиском информации в сети и множеством других дел. В итоге практически исчезает способность к правильной концентрации, которая часто оказывается необходимой.
В процессе чтения люди сосредотачиваются на сюжете, не отвлекаясь на интернет и другие блага цивилизации. Читатель тренирует внимательность, подмечая детали, вскользь упомянутые писателем. Проблемы с концентрацией полностью испаряются, что улучшает качество жизни, ускоряет решение повседневных задач.
Чтение развивает уверенность
Цицерон не придавал значения книгам, которые не приносят читателям удовольствие. Однако приятное времяпровождение успешно сочетается с постоянным обучением. Психологи активно выступают за поглощение художественной литературы в любом возрасте не зря. Книги положительно сказываются на эрудиции читателя, что дарит ему большую уверенность в себе. Человек обретает собственный взгляд на многие злободневные проблемы, способен поддержать беседу, в которой необходимы фундаментальные знания. Все это становится вкладом в укрепление самооценки.
Чаще всего читателями вырастают люди, которым родители вкладывают книги в руки в детстве, поощряя собственным примером. Мамы и папы должны не рассуждать о падении уровня образования в современных школах, а пристрастить своего ребенка к чтению литературы.
fb.ru