Игра "Математические забавы" для 5-6 классов. Математические игры 5 класс игры
Математические игры. Час веселой математики (5-6 класс)
Пшено Елена Викторовнаучитель математикиМКОУ СОШ № 2,с. Иргаклы, Степновский р-он, Ставропольский край
Эти игры рассчитаны на учащихся 5-6 классов (11-13 лет). Игры носят развивающий, познавательный характер. Они способствуют развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, воспитанию наблюдательности, привычки к самопроверке, учат подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца. Игры развивают также коммуникативные способности, умение работать в команде.
В игре участвуют 5 человек. На спине у каждого прикрепляется табличка с каким-нибудь числом ( все числа – разные, например 2, 4, 5, 7, 8). Ни один из играющих не знает, какое число ему досталось, но сумму чисел (26) учитель объявляет всем. Задача состоит в том, чтобы, подсмотрев числа, прикрепленные к спинам товарищей, подсчитать сумму и определить свое (недостающее до общей суммы ) число. Сделать это нелегко, так как никто из играющих не заинтересован в том, чтобы показать свое число.
Определить на ощупь.
Вырежьте из фанеры или из тонкой дощечки несколько плоских геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, полукруг и другие. Завяжите одному из играющих глаза и попросите на ощупь определить и назвать каждую из фигур. Потом предложите сделать это другим играющим, всякий раз меняя расположение фигур.Затем учитель меняет задание, предложив запомнить порядок расположения фигур и потом, открыв глаза, разложить их по памяти так, как они лежали до этого при ощупывании.Задание можно значительно усложнить, если взять 2-3 фигуры, разрезать каждую на две части и предложить играющему с закрытыми глазами, ощупав части фигур, собрать их.
Не ошибись.
6-9 играющих выстраиваются в шеренгу перед зрителями. Ведущий становится лицом к участникам игры и называет одно за другим (с небольшими паузами) различные числа. Если число делится на 3 (или на 2, 4, 5, смотря по уговору), играющие поднимают вверх правую руку. Тот, кто ошибется, выходит из игры. Игра заканчивается, когда в шеренге останутся 2-3 человека. Они объявляются победителями.
Лучший счетчик.
На доске написан ряд чисел, например: 24, 81, 49, 32, 72, 45, 56, 27 и 18. К доске выходят двое учащихся. По команде учителя один слева, другой справа пишут числа, при умножении которых получаются данные результаты. Тот, кто первым дойдет до середины и верно выполнит задание, считается победителем.
Отыщи по ответу.
Учитель пишет на доске в столбик несколько примеров на сложение, вычитание, умножение и деление. Например:156-39=87+58=231-83=339:3=38∙4=Трое ребят становятся спиной к доске. Учитель указывает на один из примеров, допустим на третий сверху. Весь класс молча решает его. Кто решил, поднимает руку. Одному из решивших предлагается громко произнести ответ. Стоящие у доски поворачиваются к ней лицом и стараются как можно быстрее отыскать пример с названным ответом. Тому, кто сделает это первым, засчитывается одно очко. Игра может повторяться несколько раз. Побеждает тот, кто получит больше очков. Количество и сложность примеров зависят от уровня знаний играющих.
Угадаю день рождения.
- Я хорошо знаю каждого из вас, но вот у кого из вас когда день рождения, я, к сожалению, не знаю и сказать не могу. Но если хотите, могу угадать. Возьмите листок бумаги и карандаш и пишите то, что я вам буду диктовать.Сначала напишите, какого числа вы родились. Теперь удвойте написанное число. Полученное умножьте на 10, прибавьте 73. Сумму умножьте на 5. К итогу прибавьте порядковый номер месяца рождения (если вы родились в мае, то 5, если в октябре – 10 и т. п.).Теперь сообщите мне результат, а я назову каждому число и месяц его рождения.Пояснение: Для того чтобы узнать день рождения, надо из полученного результата вычесть365. Первые одна (в трехзначном числе) или две (в четырехзначном числе) цифры покажут число, а две последние – порядковый номер месяца рождения.
Найди свое место.
Для игры надо подготовить два комплекта карточек с числами от одного до десяти (комплекты разного цвета). Карточки с числами раздаются всем играющим в любом порядке. По команде учителя играющие выстраиваются в колонну по два, по четыре, но как только руководитель подает сигнал, все разбегаются. Те, у кого таблички, допустим, красного цвета, собираются на одной стороне комнаты, синего – на другой. Каждая группа должна построиться в одну шеренгу по порядку номеров. Побеждает команда, сумевшая построиться первой.Можно на карточках написать не числа, а примеры на сложение или вычитание (но так, чтобы в итоге получились все нужные числа от 1 до 10.). Это усложнит игру.
Мгновенный подсчет.
Попросите подойти к доске трех ребят. Пусть каждый напишет в столбик 5-6 примеров на вычитание, соблюдая при этом одно условие: уменьшаемое в первой строчке становится вычитаемым во второй, уменьшаемое во второй строчке – вычитаемым в третьей и т. д. Вот, к примеру, три таких столбика:13-7= 15-8= 31-9=18-13= 17-15= 56-31=25-18= 23-17= 61-56=38-25= 31-23= 69-61=43-38= 39-31= 73-69=Пусть потом каждый подведет черту и напишет под вашу диктовку сумму разностей под своим столбиком (это числа 36, 31 и 64).Предупредите, что вы продиктовали эти числа не считая. Пусть теперь ребята проверят результаты и убедятся, что вы дали правильные ответы.Пояснение:чтобы определить сумму разностей, надо в каждом столбике отнять от самого большого числа (в нижней строчке слева) самое меньшее число (в верхней строчке справа). У вас получится: в первом столбике: 43-7=36, во втором: 39-8=31, в третьем: 73-9=64. Это и будут суммы разностей всех чисел.
Давайте посчитаем.
Учитель показывает детям табличку с числами. Некоторые числа написаны по 2-3 раза, а другие – один раз. Надо из суммы чисел, встречающихся 2-3 раза, вычесть сумму чисел, встречающихся один раз, и сообщить результат. Вычисления можно записывать. Побеждает тот, кто выполнит задание первым.
Считай – не зевай!
В игре участвуют две команды по пять человек. У играющих на груди таблички с двузначными числами. Таблички команд различаются только по цвету.В 5-6 шагах перед каждой командой ставится стул. Учитель предлагает играющим какой-либо арифметический пример в два или три действия. Допустим: 36:4∙5 или: (29+25):6∙5. Играющие в уме подсчитывают результат. Тот, у кого окажется табличка с ответом (в данном случае 45), бежит к стулу и садится на него.Примеры составляются заранее в зависимости от написанных на карточках чисел. Запомнить примеры на слух трудно, поэтому лучше написать их на табличках и показывать командам. Очко засчитывается той команде, представитель которой сядет на стул раньше.
Быстрое умножение.
-Задумайте любое число, меньшее 20. Умножьте его на само себя. Теперь скажите, чему равно получившееся произведение, а я назову задуманное число.Пояснение: Этот игровой момент лучше использовать перед объяснением понятия квадрата числа.
Веревка.
- Ребята, у меня в руках веревка. Ее длина 120 см. Как отрезать от нее кусок длиной 30 см., не используя линейку? Как это сделать, если необходимо отрезать кусок длиной 45 см?Пояснение: 1) 30 см. составляют четвертую часть от 120 см. Значит, веревку надо сложить пополам, потом еще пополам и отрезать один из четырех получившихся кусков.2) В этом случае надо отрезать четвертую часть веревки, останется кусок длиной 90 см. Затем отрезать от остатка половину – останется 45 см.
Дроби.
К доске выходят двое учащихся. Учитель предлагает им называть дроби с числителем один. Первый называет и записывает любую дробь. Второй должен записать дробь, меньшую первой. Первый – дробь, еще меньшую и т. д. Учащиеся на местах проверяют. Игра прекращается по сигналу учителя.
Игра в – 10.
Играют парами. Первый записывает любое из чисел -1, -2, -3. Второй устно (проговаривая вслух) прибавляет к записанному числу любое из чисел -1, -2, -3 и записывает результат. Первый устно (проговаривая вслух) прибавляет к записанному числу любое из чисел -1, -2, -3 и записывает результат и т. д. Выигрывает тот, кто запишет – 10.
Кратно 11.
Запишите любое двузначное число. Поменяйте в нем местами цифры – получится второе число. Сложите эти числа. Полученное число кратно 11. Почему?
Я задумала число. Задайте только один вопрос, чтобы, услышав ответ, вы смогли назвать знак задуманного мною числа.
Крестики – нолики.
В эту игру играют вдвоем. Каждый из игроков стремится выстроить (по горизонтали, по вертикали или по диагонали) цепочку из 4 идущих подряд клеток. Ходы делают по очереди. За каждый ход игрок помечает клетку (один игрок – крестиком, другой – ноликом.Выигрывает тот, кто первым построит связную цепочку из 4 клеток.
www.igraza.ru
Математическая игра для 5 классов
Вводное слово учителя:
Две стихии господствуют в математике - числа и фигуры с их бесконечным многообразием свойств и взаимосвязей.
Задача - это почти поиск, раскрытие каких - то свойств и отношений, а средства её решения - это интуиция и догадка, эрудиция и владение методами математики.
Эти же качества человеческого ума воспитываются, укрепляются, обогащаются у каждого, кто регулярно отдаёт часть своего досуга умственной гимнастике, лучшим видам которой является решение математических головоломок, ребусов, задач с интригующим содержанием.
В нашей игре отдано предпочтение стихии чисел.
Иногда мы с трудом находим правильный ответ на поставленный вопрос только потому, что не приучили мысль сворачивать от привычного направления. Что вы скажете, например, о таком происшествии?
У реки.
Два человека подошли к реке. У пустынного берега стояла лодка, в которой мог поместиться только один человек. Всё же оба туриста без всякой помощи переправились на этой лодке через реку и продолжили свой путь. Как они это сделали?
« Предмет математики настолько серьезен,
что надо не упускать случая, сделать его
занимательным».
Б.Паскаль.
I Веселая разминка:
А) задачи-шутки ( по1 баллу за правильный ответ )
1
В одной семье два отца и два сына. Сколько это человек?
3
2
B семье 5 сыновей и у каждого есть сестра. Сколько детей в этой семье?
6
3
Сколько концов у 4 палок? А у 4,5?
8,10
4
На одном расстоянии
5
Горели три электрические лампочки. Одну из них погасили. Сколько лампочек осталось?
3
6
Одно яйцо варят 4 мин. Сколько минут нужно варить 5 яиц?
4
Заглавие каких литературных произведений книг начинается с чисел2, 3, 20, 12, 80 000, 1 000?
Какой русский писатель окончил физико-математический факультет университета?
Б) Блиц- тест (по 1 баллу за правильный ответ)
Слово учителя:
Многие великие люди, далеко не математики, увлекались арифметикой – царицей математики. «Математика – царица наук, арифметика – царица математики». Это слова выдающегося математика Карла Гаусса.
Свое домашнее задание показывает 5а класс.
Рассказ о картине «Устный счет» в народной школе Рачинского
II Решение логических задач (по 3 балла)
Команда получает задание на листке. Время на подготовку 7-10 минут.
В это время конкурс для болельщиков
III Конкурс болельщиков (по 1 баллу – победителю (кто больше назовет))
1. Назвать фильмы, в заглавии которых есть числительные (по очереди по 1)
2. Пропеть или проговорить строчки из песен, где встречаются математические термины(по очереди)
3.Назвать термины математики, которые начинаются с буквы «П»
Заслушаем ответы на логические задачи
Слово учителя:
«Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии» Это слова великого писателя А.С.Пушкина, который не очень любил математику.
5б класс приготовил сообщение о другом не менее великом поэте М.Ю.Лермонтове, который любил этот предмет и так увлекался математикой, что возил с собой учебник по арифметике.
Свое домашнее задание показывает 5б класс.
Математическая забава М.Ю.Лермонтова
IV Конкурсы (одновременно) (по3 балла)
- капитанов
- самый грамотный математик (терминологический диктант)
- самый быстрый «калькулятор»
- лучший « геометр»
Задания выдаются на листках для 4 членов от каждой команды. Оценивается скорость и правильность ответов. Листки сдавать жюри.
V Математическая викторина для остальных (по 1 баллу)
(отвечает, кто первый готов)
1. Какое число делится на все числа без остатка?(0)
2. В каком случае произведение двух чисел равно множителю?(если один множитель 1)
3. . Какое число надо увеличить в 15 раз, чтобы получить 15? (1)
4.Три курицы за три дня снесут три яйца. Сколько яиц снесут 6 куриц за 6 дней?(12)
5. А 4 курицы за 9 дней?(12)
6. Кто окажется тяжелее первый людоед, который весил 48 кг и на ужин съел второго или второй, который весил 52 кг и съел первого? (одинаково)
.
7. Две монашки пошли в церковь, и прошли 60 вёрст. Сколько вёрст прошла каждая , если они шли с одинаковой скоростью ? ( 60 вёрст )
8. Вот вам три пилюли - сказал доктор - принимайте по одной через каждые полчаса.
Вы покорно согласились. На сколько времени хватит вам этих пилюль ? (1 час )
Слушаем ответы на конкурсы
Показ заданий на экране. Ответы конкурсантов. Дополнительный вопрос к геометрам (Сколько кошек)
Музыкальное выступление от класса
Слово учителя:
М. В. Ломоносов - известнейший русский ученый, в 1756 году 25 января Екатерина вторая подписала указ об утверждении в Москве университета, в котором преподавал Ломоносов и который впоследствии был назван его именем. Этот день 25 января с тех пор называют днем студента .
А теперь несколько слов о величайшем математике: Карл Фридрих Гаусс (можно показать его портрет) на 62 -ом году жизни принялся самостоятельно изучать русский язык и преуспел в этом. Он пишет: У меня сейчас три томика произведений Пушкина. Его Борис Годунов мне очень понравился. В личной библиотеке Гаусса сохранилось свыше 75 книг на русском языке.
Кстати, сумму первых 100 натуральных чисел Гаусс нашел в 1 классе. Рассказ об этом есть в нашем учебнике по математике. Читайте его, там много есть интересных и познавательных фактов из истории.
Отгадайте загадку (будьте внимательны) для всех присутствующих
Я села в автобус на начальной станции и пересчитала пассажиров. Их было 17. Автобус тронулся, затем остановился. На первой остановке вошло 6 человек , вышло 2 человека .На следующей остановке вошло 10 человек ,никто не вышел .Потом на остановке вошло 4 человека и вышло 7 . А потом на остановке гражданин один вошел, с целой кучею обновок ... Сколько было остановок? (пять)
Право заработать дополнительные очки получает команда, которая меньше набрала очков. Ответьте на вопросы:
Какой фигурой на Руси теща потчевала зятя? (круг - блины)
Какой фигурой мы спасаемся от насморка? (квадрат- платок)
Слово жюри. Подведение итогов. Награждение всех конфетами.
Слово учителя:
Может быть и здесь среди вас сейчас находятся юные Ньютоны, Гауссы, Ломоносовы, а мне выпала честь помогать вам, учить вас и просто общаться. Так в добрый путь, ребята! В мир знаний!
Двое отправились одновременно из пункта А в пункт В. Первый поехал на велосипеде, второй – на автомобиле, со скоростью в 5 раз большей велосипедиста. На полпути с автомобилем произошла авария, и оставшуюся часть пути автомобилист прошел пешком со скоростью, в 2 раза меньшей скорости велосипедиста. Кто из них раньше прибыл в В?
Из верхнего угла комнаты вниз по стене поползли две мухи. Спустившись до полу, они поползли обратно. Первая муха ползла в оба конца с одинаковой скоростью. А вторая , хоть и поднималась вдвое медленнее первой, но зато спускалась вдвое быстрее её. Какая из мух раньше приползет обратно?
МАТ___МАТ___КА
Ч __ СЛО Н___ЛЬ
ВЫЧ___СЛИТЬ
УПР___СТИТЬ
СЛ___ЖЕНИЕ
ВЫЧ___ТАНИЕ
НЕИЗВЕС___НОЕ
СЛ___ГА___МОЕ
УМ___НЬША___МОЕ
ВЫЧ___ТА___МОЕ
Д___ЛИМОЕ
Д___ЛИТЕЛЬ
ЧАС___НОЕ
ПР___ИЗВ___ДЕНИЕ
П___Р___М___СТИТЕЛЬНЫЙ ЗАКОН
С___Ч ___ТАТЕЛЬНЫЙ ЗАКОН
РАСПР___Д___ЛИТЕЛЬНЫЙ ЗАКОН
Р___ШИТЬ
УР___ВНЕНИЕ
КОР___НЬ
СУ_____А
РА_____ТОЯНИЕ
ДЛИ_____А и Ш___Р___НА ПР___МОУГОЛЬНИКА
ЕД___НИЧНЫЙ ОТРЕЗОК
Ч ___СЛОВОЙ ЛУ____
К____РДИНАТА ТОЧКИ
На сколько сумма всех четных чисел первой сотни больше суммы всех неченых чисел этой сотни?
Вычислите: 1+2+3+4+5+ ... +100.
(сумма всех натуральных чисел от 1 до 100)
Нужно посчитать, сколько на этом рисунке отрезков, лучей и прямых.
В
А
С
Отрезков_______
Лучей_________
Прямых________
От числа 43 отнять все остальные.(записывай ответ рядом с соответствующим «лепестком»)
От числа 43 отнять все остальные.(записывай ответ рядом с соответствующим «лепестком»)
Рыбак поймал рыбу. Когда у него спросили, сколько весит рыба, он сказал: «Я думаю, что хвост её весит 1 кг, а голова весит столько сколько хвост и половина туловища. А туловище – сколько голова и хвост вместе. Сколько же весит рыба?
Дочери в настоящее время 8 лет, а матери – 38. Через сколько лет мать будет втрое старше дочери?
Тест из 12 блиц-вопросов, на которые вы отвечаете на специальном бланке.
А) "Основы" Б) "Начала" В) "Старты" Г) " Истоки"
А) Арифметика Б) Алгебра В) Математический анализ Г) теория чисел
А)Цифровые Б) Числовые В) Формульные Г) Логарифмические?
А) Природные Б) Естественные В) Натуральные Г) Искусственные
А) Третья сторона Б) пятая сторона, В) Седьмая сторона Г) десятая сторона
А) Десятка Б) девятка В) Шестерка Г) Пятерка
А) Легион Б) Когорта В) Полк г) Орда
А)Куры не клюют Б) Пруд пруди В)Кот наплакал Г) Ворона накаркала
А) Сэр Игрек Б)Мистер ИКС В) Лорд Зет Г)Синьор Пи
А) Неточными Б) нестрогими В) Невежливыми г) Невоспитанными
11) Закончите название книги Дж. Толкиена " Властелин,,,"
А) Пирамид Б) Шаров В) Колец Г) Икосаэдров
12) Закончите русскую пословицу" Всякому мила своя ,,,,"
А) высота Б)сторона В) медиана Г) биссектриса
infourok.ru
Математические игры 5 класс
Узнай свое число.
В игре участвуют 5 человек. На спине у каждого прикрепляется табличка с каким-нибудь числом ( все числа – разные, например 2, 4, 5, 7, 8). Ни один из играющих не знает, какое число ему досталось, но сумму чисел (26) учитель объявляет всем. Задача состоит в том, чтобы, подсмотрев числа, прикрепленные к спинам товарищей, подсчитать сумму и определить свое (недостающее до общей суммы ) число. Сделать это нелегко, так как никто из играющих не заинтересован в том, чтобы показать свое число.
Определить на ощупь.
Вырежьте из фанеры или из тонкой дощечки несколько плоских геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, полукруг и другие. Завяжите одному из играющих глаза и попросите на ощупь определить и назвать каждую из фигур. Потом предложите сделать это другим играющим, всякий раз меняя расположение фигур.Затем учитель меняет задание, предложив запомнить порядок расположения фигур и потом, открыв глаза, разложить их по памяти так, как они лежали до этого при ощупывании.Задание можно значительно усложнить, если взять 2-3 фигуры, разрезать каждую на две части и предложить играющему с закрытыми глазами, ощупав части фигур, собрать их.
Не ошибись.
6-9 играющих выстраиваются в шеренгу перед зрителями. Ведущий становится лицом к участникам игры и называет одно за другим (с небольшими паузами) различные числа. Если число делится на 3 (или на 2, 4, 5, смотря по уговору), играющие поднимают вверх правую руку. Тот, кто ошибется, выходит из игры. Игра заканчивается, когда в шеренге останутся 2-3 человека. Они объявляются победителями.
Лучший счетчик.
На доске написан ряд чисел, например: 24, 81, 49, 32, 72, 45, 56, 27 и 18. К доске выходят двое учащихся. По команде учителя один слева, другой справа пишут числа, при умножении которых получаются данные результаты. Тот, кто первым дойдет до середины и верно выполнит задание, считается победителем.
Отыщи по ответу.
Учитель пишет на доске в столбик несколько примеров на сложение, вычитание, умножение и деление. Например:156-39=87+58=231-83=339:3=38∙4=Трое ребят становятся спиной к доске. Учитель указывает на один из примеров, допустим на третий сверху. Весь класс молча решает его. Кто решил, поднимает руку. Одному из решивших предлагается громко произнести ответ. Стоящие у доски поворачиваются к ней лицом и стараются как можно быстрее отыскать пример с названным ответом. Тому, кто сделает это первым, засчитывается одно очко. Игра может повторяться несколько раз. Побеждает тот, кто получит больше очков. Количество и сложность примеров зависят от уровня знаний играющих.
Угадаю день рождения.
- Я хорошо знаю каждого из вас, но вот у кого из вас когда день рождения, я, к сожалению, не знаю и сказать не могу. Но если хотите, могу угадать. Возьмите листок бумаги и карандаш и пишите то, что я вам буду диктовать.Сначала напишите, какого числа вы родились. Теперь удвойте написанное число. Полученное умножьте на 10, прибавьте 73. Сумму умножьте на 5. К итогу прибавьте порядковый номер месяца рождения (если вы родились в мае, то 5, если в октябре – 10 и т. п.).Теперь сообщите мне результат, а я назову каждому число и месяц его рождения.Пояснение: Для того чтобы узнать день рождения, надо из полученного результата вычесть365. Первые одна (в трехзначном числе) или две (в четырехзначном числе) цифры покажут число, а две последние – порядковый номер месяца рождения.
Найди свое место.
Для игры надо подготовить два комплекта карточек с числами от одного до десяти (комплекты разного цвета). Карточки с числами раздаются всем играющим в любом порядке. По команде учителя играющие выстраиваются в колонну по два, по четыре, но как только руководитель подает сигнал, все разбегаются. Те, у кого таблички, допустим, красного цвета, собираются на одной стороне комнаты, синего – на другой. Каждая группа должна построиться в одну шеренгу по порядку номеров. Побеждает команда, сумевшая построиться первой.Можно на карточках написать не числа, а примеры на сложение или вычитание (но так, чтобы в итоге получились все нужные числа от 1 до 10.). Это усложнит игру.
Мгновенный подсчет.
Попросите подойти к доске трех ребят. Пусть каждый напишет в столбик 5-6 примеров на вычитание, соблюдая при этом одно условие: уменьшаемое в первой строчке становится вычитаемым во второй, уменьшаемое во второй строчке – вычитаемым в третьей и т. д. Вот, к примеру, три таких столбика:13-7= 15-8= 31-9=18-13= 17-15= 56-31=25-18= 23-17= 61-56=38-25= 31-23= 69-61=43-38= 39-31= 73-69=Пусть потом каждый подведет черту и напишет под вашу диктовку сумму разностей под своим столбиком (это числа 36, 31 и 64).Предупредите, что вы продиктовали эти числа не считая. Пусть теперь ребята проверят результаты и убедятся, что вы дали правильные ответы.Пояснение:чтобы определить сумму разностей, надо в каждом столбике отнять от самого большого числа (в нижней строчке слева) самое меньшее число (в верхней строчке справа). У вас получится: в первом столбике: 43-7=36, во втором: 39-8=31, в третьем: 73-9=64. Это и будут суммы разностей всех чисел.
Давайте посчитаем.
Учитель показывает детям табличку с числами. Некоторые числа написаны по 2-3 раза, а другие – один раз. Надо из суммы чисел, встречающихся 2-3 раза, вычесть сумму чисел, встречающихся один раз, и сообщить результат. Вычисления можно записывать. Побеждает тот, кто выполнит задание первым.
Считай – не зевай!
В игре участвуют две команды по пять человек. У играющих на груди таблички с двузначными числами. Таблички команд различаются только по цвету.В 5-6 шагах перед каждой командой ставится стул. Учитель предлагает играющим какой-либо арифметический пример в два или три действия. Допустим: 36:4∙5 или: (29+25):6∙5. Играющие в уме подсчитывают результат. Тот, у кого окажется табличка с ответом (в данном случае 45), бежит к стулу и садится на него.Примеры составляются заранее в зависимости от написанных на карточках чисел. Запомнить примеры на слух трудно, поэтому лучше написать их на табличках и показывать командам. Очко засчитывается той команде, представитель которой сядет на стул раньше.
Быстрое умножение.
-Задумайте любое число, меньшее 20. Умножьте его на само себя. Теперь скажите, чему равно получившееся произведение, а я назову задуманное число.Пояснение: Этот игровой момент лучше использовать перед объяснением понятия квадрата числа.
Веревка.
- Ребята, у меня в руках веревка. Ее длина 120 см. Как отрезать от нее кусок длиной 30 см., не используя линейку? Как это сделать, если необходимо отрезать кусок длиной 45 см?Пояснение: 1) 30 см. составляют четвертую часть от 120 см. Значит, веревку надо сложить пополам, потом еще пополам и отрезать один из четырех получившихся кусков.2) В этом случае надо отрезать четвертую часть веревки, останется кусок длиной 90 см. Затем отрезать от остатка половину – останется 45 см.
Дроби.
К доске выходят двое учащихся. Учитель предлагает им называть дроби с числителем один. Первый называет и записывает любую дробь. Второй должен записать дробь, меньшую первой. Первый – дробь, еще меньшую и т. д. Учащиеся на местах проверяют. Игра прекращается по сигналу учителя.
Игра в – 10.
Играют парами. Первый записывает любое из чисел -1, -2, -3. Второй устно (проговаривая вслух) прибавляет к записанному числу любое из чисел -1, -2, -3 и записывает результат. Первый устно (проговаривая вслух) прибавляет к записанному числу любое из чисел -1, -2, -3 и записывает результат и т. д. Выигрывает тот, кто запишет – 10.
Кратно 11.
Запишите любое двузначное число. Поменяйте в нем местами цифры – получится второе число. Сложите эти числа. Полученное число кратно 11. Почему?
Знак числа.
Я задумала число. Задайте только один вопрос, чтобы, услышав ответ, вы смогли назвать знак задуманного мною числа.
Крестики – нолики.
В эту игру играют вдвоем. Каждый из игроков стремится выстроить (по горизонтали, по вертикали или по диагонали) цепочку из 4 идущих подряд клеток. Ходы делают по очереди. За каждый ход игрок помечает клетку (один игрок – крестиком, другой – ноликом.Выигрывает тот, кто первым построит связную цепочку из 4 клеток.
Используемая литература:
Падалко А. Е. Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащихся. – М. «Просвещение», 1985 г.
Минскин Е. М. От игры к знаниям. - М. «Просвещение», 1987 г.
Шуба М. Ю. Занимательные задания в обучении математике. - М. «Просвещение», 1995 г.
Нагибин Ф. Ф., Канин У. С. Математическая шкатулка. - М. «Просвещение», 1988 г.
Леман И. Увлекательная математика. - М. «Знание», 1985 г.
infourok.ru
Игра "Математические забавы" для 5-6 классов
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ для 5-6 классов
Учитель математики
высшей категории
ГБОУ СОШ с. Надеждино
– Романова Т.А.
Цели:
образовательная: формировать у обучающихся мотивацию учения, интерес к предметам; совершенствовать умения находить связи между разными областями знаний;
развивающая: расширять кругозор учащихся; развивать познавательный интерес обучающихся к математике, развивать интеллектуальные и общеучебные умения и навыки;
воспитывающая: совершенствовать навыки коллективной работы; воспитывать уважительное отношение к сопернику, умение объективно оценивать свои и чужие знания; воспитывать чувства ответственности каждого в конечном результате коллективного творческого дела.
Задачи:
повышение уровня математического мышления,
углубление теоретических знаний,
расширение кругозора,
возникновение интереса к математике,
воспитание стремления к совершенствованию своих знаний,
способ организации свободного досуга учащихся,
формирование умений коллективного поиска ответов на вопросы,
сплочение коллектива,
формирование дружеских, товарищеских отношений,
выявление творческих и организаторских способностей детей.
Оборудование:2 ноутбука, проектор.
Действующие лица: ведущий1, фокусник ,6 чтецов(они же показывают сценку), 3 члена жюри , один из которых следит за временем ,2 команды по 6 человек
Этапы мероприятия:
Вступление(5 минут).
Фокус(2 минуты)
Представление команд (девиз)(4 минуты)
Разминка(3 минуты).
Помогай-ка «Сложи квадрат»
Конкурс капитанов « Сосчитай до 25 «(на время).
Математическая рекламная пауза
Заморочки из мешочка(5 минут).
Ребусы(7 минут).
Конкурс «Составь слово»
Заключение.
Подведение итогов. Награждение.
Ход мероприятия.
Мероприятие проходит в форме игры. Данное мероприятие рассчитано на учащихся 5-6 классов, мероприятия можно организовывать несколькими способами. Либо в рамках одного класса(класс делится на команды по 6 человек остальные учащиеся являются организаторами, проводят конкурсы, читают стихи, показывают сценку и т.д.) ,либо между параллелями(организация аналогична варианту1). Учитель следит за организацией и по необходимости корректирует действия учащихся. Для проведения мероприятия приглашаются 2 учителя математики или можно пригласить старшеклассников, они садятся за отдельным столом, каждому члену жюри выдаётся протокол проведения конкурсов, в который они выставляют баллы за конкурс. За конкурсы «Девиз», «Рисунок из цифр», «Помогай-ка», «Конкурс капитанов» оценивается максимально в 5 баллов. В остальных конкурсах, команды получают по 1 баллу за каждый правильный ответ. Общее число баллов подсчитывается во время финала, жюри суммируют баллы и определяют победителя. Происходит церемония награждения, все участники получают грамоты различных номинаций. Команда-победитель награждается кубком.
Вступительное слово учителя.
Ребята, вы много раз читали и слышали такие высказывания в адрес математики:
Математика – это царица наук ( С.Ковалевская)
Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит ( М.В.Ломоносов)
Счёт и вычисления – основа порядка в голове (Иоганн Песталоцци)
Высшее назначение математики – находить порядок в хаосе, который нас окружает (Норберт Виннер)…
Всё это верно!
Строгая, любящая точности математика иногда страшит вас – учеников своей точностью и правильностью. Сегодня я и мои «кружковцы» постараемся, что бы вы поняли, что математика может быть интересной, познавательной и весёлой, а иногда и смешной.
Вступление.
1 Кто сказал, что математика скучна,
Что она сложна, суха, тосклива?...
В этом вы не правы, господа,
Знайте: математика - красива!
2 Вам приятно жить в опрятном доме,
Где у каждой вещи место есть?
Математика создать такой порядок может,
И за это ей хвала и честь!
3 Какой бы ни была задача сложной,
4 Математика решение найдёт.
Всё она по полочкам разложит,
Всё она в систему приведёт.
5 Сколько в ней самой изящных линий,
Мощных формул, строгих теорем,
Тот не назовёт её красивой,
Кто с наукой не знаком совсем.
6 Нет неблагодарнее занятья,
Чем красоту словами объяснять.
Не любить её нельзя, я точно знаю:
Можно только знать или не знать
ИТАК, МЫ НАЧИНАЕМ «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАБАВЫ»
Фокус « Угадаю день твоего рождения»
Фокус
Условия конкурса: Выходит ученик в шляпе и сообщает, что сейчас он покажет фокус, угадает дату рождения любого желающего, ему нужен один доброволец. Выходит один ученик из зала называет число своего рождения. Фокусник выполняет расчёты, задает ещё несколько вопросов участнику и в результате называет месяц и число рождения участника.
Фокус « Угадаю день твоего рождения»
Запиши число твоего рождения
Умножь его на 2
К полученному числу припиши нуль
К результату прибавь 73
Полученное число умножь на 5
Прибавьте номер месяца, в котором вы родились
Вычтете 365
Назовите полученный результат
Пример:5х2=100+73=173х5=865+11=876-365=5.11 – пятое ноября
А теперь давайте познакомимся:
Чтоб нам игры не нарушить порядок –
Приветствия ваши мы выслушать рады.
Условия конкурса: Дети заранее придумывают название команд и девизы.
РАЗМИНКА
Условия конкурса: Вопросы разминки высвечиваются на слайде команды получают по ручке и листочку, в течении 3-х минут отвечают на вопросы и листочки передают жюри для проверки. Результаты жюри выставляют в таблицу. Учащимся не объявляют.
Чтоб все в игре прошло без заминки,Её мы начнем, ну конечно же, с разминки!
Вопросы первой команде:
Вопросы второй команде:
Результат сложения? (сумма)
Прибор для измерения длины отрезков? (линейка)
Сколько цифр вы знаете?(10)
Что найдем, если расстояние разделим на скорость? (время)
789*0=…
Наибольшее двузначное число.(99)
Чему равен периметр квадрата со стороной 4 см? (16см)
Сколько нулей в записи числа миллион?(6)
Результат вычитания? (разность)
Прибор для измерения углов? (транспортир)
На какое число нельзя делить? (на 0)
Что найдем, если расстояние разделим на время? (скорость)
0*324=…
Наименьшее двузначное число.(10)
Чему равен периметр прямоугольника, если его длина 4 см, а ширина 2 см? (12см)
Сколько нулей в записи числа миллиард?( 9)
ПОМОГАЙ-КА! «Сложи квадрат»
Число – как много в этом звукеДля математики, друзья!Но и в простой, обычной жизниБез математики нельзя!
Все действия умеем делать,И складывать, и вычитать,И дроби все мы перемножим,Разделим и получим “пять”!
Используя четыре или пять данных фигур, составьте квадрат
Ответ;
КОНКУРС КАПИТАНОВ «Сосчитай до 25» ( по слайду).
Как песня не можетПрожить без баяна,Команда не можетБез … /капитана./
( см. презентацию ( приложение))
Занимательный квадрат
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ РЕКЛАМНАЯ ПАУЗА:
( см. презентацию ( приложение))
Заморочки из мешочка ( с сюрпризом)
Иногда заумные вопросыВстречаются на жизненном пути.Но если взяться всей командойРешение легко найти.
Условия конкурса: члены команд по очереди вынимают бочонки с номерами. Ведущий зачитывает вопрос под этим номером. Бочонок с номером 90 является счастливым, так как команда, не отвечая, получает 1 балл. Если команда, вытащившая бочонок, посовещавшись, дает верный ответ, ей начисляется 1 очко. В противном случае право ответа предоставляется игрокам другой команды.
Заморочки:
Тройка лошадей пробежала 30 км. Какое расстояние пробежала каждая лошадь? (30км)
Петух, стоя на одной ноге, весит 3 кг. Сколько будет весить петух, стоя на двух ногах? (3кг)
На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? ( 50)
Зайцы пилят бревно. Они сделали 10 распилов. Сколько получилось чурбачков? (11)
Крышка стола имеет 4 угла. Если один из них отпилить, сколько будет углов у крышки? (5)
Кирпич весит 2 кг и ещё полкирпича. Сколько весит кирпич?
Врач прописал три укола. Через полчаса – на укол. Через сколько часов будет сделан последний укол?
У Мамеда было десять овец. Все, кроме девяти, околели. Сколько овец осталось у Мамеда? (9)
Если в 12 часов дня идет дождь, то можно ли утверждать, что через 36 часов будет солнечная погода? ( нет будет ночь)
Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут нужно варить 5 яиц? (4 мин)
Какая геометрическая фигура нужна для наказания детей? ( угол)
Какие геометрические фигуры дружат с солнцем? (лучи )
Что тяжелее 1кг гвоздей или 1 кг куриных перьев? (вес одинаковый)
Сколько минут в часе? (60мин)
Сколько лет в одном веке? (100лет)
Существует ли самое большое натуральное число? (нет)
РЕБУСЫ
( На слайдах появляются ребусы, на решение каждого ребуса даётся15-20 секунд)
Конкурс «Составь слово»
Условия конкурса: Через 2 минуты команды называют слова, соСтавленные из слова ТРЕУГОЛЬНИК.
Сложи слово . ..
Выходят 3 ученика-организатора и читают стихи.
1 Запомни, что Гаусс всем сказал
Наука математика - царица всех наук.
Не зря, поэтому он завещал -
Творить в огне трудов и мук.
2 Безмерна роль её в открытии законов,
В создании машин, воздушных кораблей
Пожалуй, трудно нам пришлось бы без Ньютонов
Каких дала история до наших дней
3 Пусть ты не станешь Пифагором,
Каким хотел бы может быть
Но будешь ты рабочим, иль ученым
И будешь честно Родине служить.
Б. Паскаль
Подведение итогов.
Финал: НАГРАЖДЕНИЕ
infourok.ru
Урок-игра по математике для 5 класса
Задачи проведения урока- игры по математике в школе:
Учебные:
- Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов в процессе подготовки, организации и проведения урока.
- Повысить уровень математического развития обучающихся и расширить их кругозор.
- Углубить представления обучающихся об использовании сведений из математики в повседневной жизни.
- Развитие у обучающихся умений работы с учебной информацией, развитие умений планировать и контролировать свою деятельность.
Развивающие:
- Развивать у обучающихся интерес к занятиям математикой.
- Выявлять учащихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углублению своих знаний по математике.
- Развивать речь, память, воображение и интерес через применение творческих задач и заданий творческого характера.
Воспитательные:
- Воспитывать самостоятельность мышления, волю, упорство в достижении цели, чувство ответственности за свою работу перед коллективом.
- Воспитание умений применять имеющиеся знания на практике.
- Воспитание умений защищать свои убеждения, делать нравственную оценку деятельности окружающих и своей собственной.
Ожидаемые результаты:
- Подтверждение имеющихся у обучающихся базовых знаний в соответствии с тематикой урока математики.
- Знакомство с видами творческой самостоятельной деятельности и развитие навыков её выполнения.
- Выявление круга учащихся, стремящихся к углублению знаний по математике.
- Вовлечение родителей в совместную с учащимися деятельность при проведении мероприятий.
- Расширение историко-научного кругозора учащихся в области математики.
- Развитие коммуникативных умений при общении с учениками разного возраста.
Формы поощрения активных и успешных участников:
- Награждение индивидуальных победителей грамотами образовательного учреждения и призами.
- Выставление хороших оценок в журнал активным и успешным обучающимся.
Мероприятия не должны быть затянуты по времени. Необходимо учитывать также то обстоятельство, что возрастает учебная нагрузка на детей. Содержание урока математики должно быть подобрано так, чтобы всем было интересно, а разноуровневые задания позволили бы каждому почувствовать себя успешным. Урок – игра по математике должна проходить под девизом: “Успех порождает успех!”
Итак, ученики делятся на две команды и выбирают себе командира.
1-й конкурс «БЛИЦТУРНИР»
Командам предлагается решить пример, содержащий все математические действия, но выполнить это задание всей командой.
- 1-й ученик – расставляет порядок действий.
- 2-й ученик – выполняет первое действие.
- 3-й ученик – выполняет второе действие.
- 4-й ученик – выполняет третье действие.
- 5-й ученик – выполняет четвертое действие.
- 6-й ученик – выполняет пятое действие и записывает ответ.
Ряд 1: 14 + (36*18 – 522:87) – 21= 635
36*18=648; 2) 522:87=6; 3) 648 – 6 = 642; 4) 14+642=656; 5) 656 -21 = 635
Ряд 2: 23 + (468: 78 + 46 * 24) – 157 = 976
1) 468:78=6; 2) 46*24=1104; 3) 1104+6=1110; 4) 23+ 1110 = 1133;
5) 1133 – 157= 976
Ряд 3: 689 – (621: 69 + 35*18) + 57=107
621: 69 = 9; 2) 35*18=630; 4) 630 +9 = 639; 5) 689 -639 = 50: 6) 50+57=107 [5]
2-й конкурс «ПОДУМАЙ»
Оценка: 5 баллов за правильно решенную задачу.
Коля, Боря, Вова и Юра заняли первые четыре места в соревнованиях. На вопрос, кто какое место занял, ребята ответили:
- Коля ни первое, ни четвертое.
- Боря занял второе место.
-Вова не был последним из четвертых.
- Кто какое место занял?
(1-Вова,2- Боря, 3- Коля,4-Юра) [4]
3-й конкурс «ЗАДАНИЯ»
1)) Из разных цифр я сделал «бусы»
А в те кружки, где чисел нет,
Поставьте быстро вы ответ,
Чтоб данный нам открыть секрет
40 : 5
2) Буханка хлеба весит полкило и полбуханки. Сколько весит целая буханка? (ответ: 1 кг).
3) Число, увеличив себя вдвое, посмотрело на себя в зеркало и увидело там 906. Какое это число? (ответ: 453).
4) Восстановите стертые цифры 5* 683 <50 6*1.
5) В семье 6 дочерей. Каждая имеет брата. Сколько всего детей в семье? (ответ: 7)
6) Бревно пилят на 10 частей. Сколько надо сделать распилов? (ответ: 9) [2]
4-й конкурс «ХУДОЖНИК»
На доске две одинаковые заготовки. Кто быстрее нарисует рисунок, соединив отрезками числа, делящиеся на 3. Участвуют по 2 человека от команды.
В это время проводится конкурс болельщиков
5-й конкурс «БОЛЕЛЬЩИК»
1) Назови два числа, разность которых равна их сумме. (ответ: 0+0 = 0–0)
2) Какой цифрой заканчивается произведение всех чисел от 2 до 23? (ответ: 0)
3) Что больше произведение или сумма всех цифр от 0 до 9?
(ответ: сумма)
4) Шел мужик в Москву и повстречал 7 женщин, у каждой из них по мешку, в каждом мешке по коту. Сколько существ направлялось в Москву? (один)
5) Почему парикмахер в Женеве охотнее подстрижет двух французов, чем одного немца? (два человека заплатят больше, чем один)
6) Назовите два числа, сумма которых равна их произведению.
(ответ: 2 + 2 = 2 •2)
7) На двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (ответ: 50)
8) Горело 5 свечей. Две из них погасло. Сколько свечей осталось?
(ответ: 5)
9) Одна сторона прямоугольника 8 см, а другая на 2 см больше. Какова площадь этого прямоугольника? (ответ: 80 кв. см)
10) Сумма двух чисел больше одного из них на 17 и больше другого на 13. Чему равны эти числа? (ответ: 13 и 17) [3]
6-й конкурс «ВЫИГРАЙ ИГРАЮЧИ»
Лучший счетчик.
На доске написан ряд чисел, например: 24, 81, 49, 32, 72, 45, 56, 27 и 18. К доске выходят двое учащихся. По команде учителя один слева, другой справа пишут числа, при умножении которых получаются данные результаты. Тот, кто первым дойдет до середины и верно выполнит задание, считается победителем.
Считай – не зевай!
В игре участвуют две команды по пять человек. У играющих на груди таблички с двузначными числами. Таблички команд различаются только по цвету.В 5-6 шагах перед каждой командой ставится стул. Учитель предлагает играющим какой-либо арифметический пример в два или три действия. Допустим: 36:4∙5 или: (29+25):6∙5. Играющие в уме подсчитывают результат. Тот, у кого окажется табличка с ответом (в данном случае 45), бежит к стулу и садится на него.Примеры составляются заранее в зависимости от написанных на карточках чисел. Запомнить примеры на слух трудно, поэтому лучше написать их на табличках и показывать командам. Очко засчитывается той команде, представитель которой сядет на стул раньше. [1]
7-й конкурс «ВИКТОРИНА»
Вопросы для двух команд (1 балл за правильный ответ).
1.Высший балл в школах России (5)
2.Эффективный способ снять умственное и физическое напряжение, который надежно устраняет утомление, повышает защитные силы организма. (сон)
3.Назовите пословицу или поговорку про сон. (утро вечера мудренее!)
4.Сколько лет спал Илья Муромец. (33)
5.Наименьшее четное число (2)
6.Прямоугольник, у которого все стороны равны. (квадрат)
7.Масса кубического метра воды. (1000 кг.)
8.Геометрическая фигура, состоящая из точки и двух лучей, исходящих из этой точки. (угол)
9.Соперник нолика (крестик)
10.Если съесть одну сливу, что останется? (косточка) [3]
8-й конкурс «ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ»
Право первого ответа имеет команда, набравшая меньшее количество баллов.
- Очень плохая оценка знаний. (Двойка.)
- Сколько козлят было у многодетной козы? (Семь.)
- Наименьшее составное число. (Два.)
- Сотая часть числа. (Процент.)
- Геометрическая фигура в любовных делах? (Треугольник.)
- Количество сторон в квартете. (Четыре.)
- Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько нужно варить 5 яиц? (4 минуты)
- Назовите наименьшее натуральное число. (1)
- В семье 5 сыновей у каждого есть сестра. Сколько это человек? (6 человек)
- Какой знак надо поставить между двумя тройками, чтобы получить число больше двух, но меньше трех? (Запятую) [5]
Итог урока.
Подсчет баллов. Оценивание учащихся, вручение медалей.
Урок сегодня завершён, но каждый должен знать:
Что спорт, упорство, ум и трудК успеху в жизни приведут!
Спасибо за урок! А сейчас у меня к вам небольшая просьба. На доске прикреплены изображения солнца и тучки. Возьмите себе на память об этом уроке то из них, которая на ваш взгляд олицетворяла урок.
e-koncept.ru
Игра Математический поезд - Математика
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ИГРА
«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТАНЦИЯМ»
(неделя математики 5 класс)
Составила: учитель математики МБОУ «СОШ № 30» г. Курск
Стародубцева Е.А.
Цели игры:
Обучающая: научить применять математические знания для решения нестандартных, занимательных задач.
Развивающая: развивать логическое мышление, умение рассуждать, обосновывать решения, делать выводы, расширять кругозор.
Воспитательная: прививать навыки работы в коллективе, воспитывать сосредоточенность и внимание, аккуратность, умение трудиться над решениями задач.
Организационный момент.
придумать название и девиз команды;
От каждого класса выбирается команда 10 человек, придумывается название, девиз.
2. Команды собираются в актовом зале.
Ведущий. Ребята! Сегодня мы с вами собрались вместе здесь, чтобы убедится в том, что математика-это не скучная наука, а очень даже интересная (представление команд, девиз). Вас ждет интересное путешествие на математическом поезде.
Капитаны команд получают маршрутные листы, в которых указана последовательность посещения станций. На каждой станции команде предстоит выполнить определенное задание и заработать баллы. Время пребывания на каждой станции около 10 минут. После прохождения всех станций баллы, заработанные командой, суммируются, и определяется команда-победитель.. После ознакомления игроков с правилами игры, команды отправляются по маршруту.
Примерные маршруты.
Команда 5 А класса | Команда 5 Б класса | Команда 5 В класса |
1. Кроссвордная | 1. Историческая | 1. Калейдоскопная |
2. Мыслительная | 2. Сказочно- Поэтическая | 2. Ребусная |
3. Геометрическая | 3. Кроссвордная | 3. Спортивная |
4. Сказочно- Поэтическая | 4. Мыслительная | 4. Геометрическая |
5. Историческая | 5. Ребусная | 5. Кроссвордная |
6. Калейдоскопная | 6. Спортивная | 6. Мыслительная |
7. Ребусная | 7. Геометрическая | 7. Сказочно - Поэтическая |
8. Спортивная | 8. Калейдоскопная | 8. Историческая |
Маршрутный лист.
Команда: 5 А класса
Станция | Номер кабинета | Баллы |
1. Кроссвордная |
|
|
2. Сказочная- Поэтическая |
|
|
3. Геометрическая |
|
|
4. Мыслительная |
|
|
5. Историческая |
|
|
6. Калейдоскопная |
|
|
7. Ребусная |
|
|
8. Спортивная |
Итого:______________ баллов
Маршрутный лист.
Команда: 5 Б класса
Станция | Номер кабинета | Баллы |
1. Историческая |
|
|
2. Мыслительная |
|
|
3. Кроссвордная |
|
|
4. Сказочная- Поэтическая |
|
|
5. Ребусная |
|
|
6. Спортивная |
|
|
7. Геометрическая |
|
|
8. Калейдоскопная |
Итого:______________ баллов
Маршрутный лист.
Команда: 5 В класса
Станция | Номер кабинета | Баллы |
1. Калейдоскопная |
|
|
2. Ребусная |
|
|
3. Спортивная |
|
|
4. Геометрическая |
|
|
5. Кроссвордная |
|
|
6.Сказочная- Поэтическая |
|
|
7. Мыслительная |
|
|
8. Историческая |
Итого:______________ баллов
Движение по маршрутам.
Мыслительная
1.Найди в словах числительное, выпиши их. За каждое найденное числительное - 1 балл.
Опять Родина встречает зиму. Припять покрылась льдом. Много снегу подвалило. Стрижа едва ли увидишь. Сорока собирает отбросы. Припасы на зиму люди хранят в подвалах. Патрикеевна мышкует. В парке одинаково подстриженные деревья припорошены снежком. Лыжники в трикотажных костюмах не бояться морозов. Мил ли он нам, этот мороз? Да, по-настоящему мил и дорог!
Опять Родина встречает зиму. Припять покрылась льдом. Много снегу подвалило. Стрижа едва ли увидишь. Сорока собирает отбросы. Припасы на зиму люди хранят в подвалах. Патрикеевна мышкует. В парке одинаково подстриженные деревья припорошены снежком. Лыжники в трикотажных костюмах не бояться морозов. Мил ли он нам, этот мороз? Да, по-настоящему мил и дорог!
2. Необходимо письменно выполнить арифметические действия и результат записать на лист .
Задумать двузначное число.Прибавь к задуманному числу 25.К результату прибавь еще 125.Из результата вычти 37.Из результата вычти первоначально задуманное число.Полученный результат умножь на 50.
В результате у всех должно получиться число 5650.
Калейдоскопная
1. Придумайте как можно больше слов, составленных из букв слова АРИФМЕТИКА.За каждое слово – 1 балл
2. Задачи.
На грядке сидели 4 воробья. К ним прилетели еще 2 воробья. Кот Васька подкрался и схватил одного воробья. Сколько воробьев осталось на грядке? (0)
Четверо играли в домино 4 часа. Сколько часов играл каждый? (4)
горело пять свечей. Две из них потушили. Сколько свечей останется? (2)
Тройка лошадей пробежала 30км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (30)
По дороге шли два мальчика и два рубля нашли. За ними еще четверо идут, сколько они найдут? (0)
Петух. Стоя на одной ноге, весит 3кг. Сколько он весит, стоя на двух ногах? (3)
У отца 6 сыновей. Каждый сын имеет одну сестру. Сколько всего детей у отца? (7)
Найти два таких числа, произведение которых 24 и частное тоже 24. (24 и 1)
Сколько получится десятков, если два десятка умножить на три десятка? (60)
имеется кусок сукна длиной 16м, от которого каждый день отрезают по 2м. по истечении скольких дней отрежут последний кусок? (7)
Что тяжелее: килограмм ваты или килограмм железа? (одинаковы)
На одной чаше весов кирпич, а на другой половина такого же кирпича и гиря в 1кг. Весы в равновесии. Сколько весит кирпич? (2кг)
Сказочно - Поэтическая.
1. В нашей сказочной математической стране числа и знаки умеют разговаривать. Что же они расскажут о себе?
Каждой команде выдаются листы, на которых надо дописать слова сказки.Сказка о числе ноль.Жил был в математическом государстве ____________. Он был похож на _____________.Жители государства говорили ему : Что толку от тебя?_________________________________________________________________________________________________________________________________________А он отвечал ____________________________________________________________________С тех пор ______________________________________________________________
2.Команда придумывает четверостишия на заданные рифмы. За каждое четверостишие – 1 балл.
Остаток – недостаток
Частное – опасное
Свойство – устройство
Копейка – линейка
Задача – удача
Доска – тоска
Геометрическая.1.Как тремя отрезками, не отрывая карандаша от бумаги, перечеркнуть все точки? Началом 1-го отрезка и концом 3-го является точка А.
2.Из 9 одинаковых квадратов составили фигуру. Разрежьте её на три части равной площади.
3.Циферблат часов нужно разрезать на 6 частей так, чтобы во всех частях сумма чисел была одинаковая.
Историческая
Вопросы: За каждый вопрос – 1 балл
1. Расскажите, когда и где появилась система записи чисел, в которой все числа обозначались с помощью десяти цифр: 0; 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9? Как называют цифры, которыми мы пользуемся и почему?
2. В Древней Греции и Древнем Риме для подсчетов использовались специальные счетные доски. Как они назывались?
3. Кто и в каком году в России напечатал первый учебник математики?
4. Назовите авторов учебника математики для пятого класса, по которому вы учитесь.
5. Что означает слово «геометрия»? Расскажите, как возникла геометрия?
Ответы:
1. Эта система записи чисел появилась в Индии примерно 1 400 лет назад. Европейцы узнали индусский способ записи чисел от арабов, поэтому, цифры, которыми мы пользуемся, часто называют арабскими.
2. Абаки.
3. Первый учебник математики в России напечатал в 1703 году Леонтий Филиппович Магницкий.
4. Зубарева И.И, Мордкович А.Г. «Математика 5 класс»
5. По -гречески «геос» - земля; «метрео» - измеряю. Значит, «геометрия» -наука об измерении земли.
Спортивная
Правила игры:
Команда выстраивается в линию.
Ведущий диктует набор чисел (16, 5, 18, 27, 20, 33, 42, 7, 15, 92, 1, 13)
Если число делится на 2 – нужно поднять правую руку.
Если делится на 3 – левую руку.
Если число делится на 2 и на 3 - поднимаем обе руки.
Если число не делится ни на 2 ни на 3 - руки поднимать не нужно.
Кто поднял не ту руку выбывает из игры.
Ребусная. За каждый ребус – 1 балл.
1.Отгадай числовой ребус (вместо звездочек поставь число)
1431: 27= 53
2.
Ответ: счет
Ответ: точка
ответ: восемь
Ответ: задача
Кроссвордная
Команда разгадывает кроссворд. За каждое отгаданное слово – 1 балл.
По горизонтали:
2. Закон умножения (а + в)·с = ас + вс.
3. Наименьшее четное число.
5. Единица масс, равная 1000 кг.
6. Линия, имеющая начало и не имеющая конца.
10. Фигуры, совпадающие при наложении.
12. Отрезок, соединяющий центр окружности и любую точку на ней.
13. Как называются числа ,употребляемые при счете предметов.
14. Третий разряд любого класса.
16. Ряд чисел, соединенных знаками действий.
17. Результат от деления.
21. Закон сложения: a+b =b+a.
24. Очень плохая оценка знаний.
25. Прямоугольный параллелепипед, у которого все ребра равны.
26. Единица площади, равная 10000 м2
27.Мера земельной площади.
По вертикали:
1. Линия, не имеющая начала и конца.
3. Математическое действие.
4. Как называется одна из сторон прямоугольника.
7. Единица измерения длины.
8. Мера времени.
9. Равенство, содержащее неизвестное число.
11. Единица с шестью нулями.
15. Название отрезков, из которых состоит треугольник.
18. Наименьшее четырехзначное число.
19. Математическое действие.
20. Что записывается с помощью цифр.
22. Знаки, которые ставятся тогда, когда нужно изменить порядок действий.
23. Суммы длин всех сторон многоугольника.
-
ОТВЕТЫ:
2. распределительный
3. два
5. тонна
6. луч
10. равные
12. радиус
13. натуральные
14. сотни
16. пример
17. частное
21. переместительный
24. единица
25. куб
26. гектар
27. ар
1. прямая
3. деление
4. ширина
7. сантиметр
8. час
9. уравнение
11. миллион
15. стороны
18. тысяча
19. сложение
20. число
22. скобки
23. периметр
-
После прохождения всех этапов подводятся итоги. Награждаются команды.
multiurok.ru
Игра – соревнование по математике для 5 класса «Интеллектуальное казино»
Краснодарский край
муниципальное образование Крымский район
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 11 станицы Нижнебаканской.
Игра – соревнование
по математике
для 5 класса
«Интеллектуальное казино»
Учитель Кононова Н.Б.
2014 год.
Ведущий: Добрый день, дорогие ребята!
Я приветствую вас в нашем интеллектуальном казино.
Наше казино – это то - самое место, где каждый, кто честен, смел и смышлён, может заработать деньги, и не как - нибудь, а своим собственным умом.
Пусть девизом нашей сегодняшней встречи будут следующие слова: «Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе…»
Давайте познакомимся с участниками нашей игры:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
В казино обычно играют на деньги. В нашем казино деньги особенные. Это банкноты достоинством в «один ум».
Как известно, символом мудрости является сова, поэтому деньги в нашем казино изображены в виде совы. Одна сова – это 1 ум.
Помните, как говорится: один ум хорошо, а два лучше? А их у вас, дорогие игроки, «умов» сегодня будет ровно по 10 у каждого. Причём в течение игры вы сможете как увеличить своё состояние, так и стать «банкротом», потеряв все свои таланты.
В игре вас ждут 3 тура, 20 вопросов из разных разделов математики.
Итак, начинаем I тур, который называется «Древняя математика»
Я называю вопрос, а вы, если решитесь отвечать, должны будете сделать ставку в 1 «ум». Каждый делает ставку на свой сектор. В случае удачи, т.е. если вы отвечаете на вопрос правильно, ваша ставка удваивается, вы заработаете ещё 1 «ум». Если же вы ошибётесь – ваши «умы» пополнят кассу нашего весёлого казино.
Я задаю вопрос и предлагаю 3 варианта ответов. Вы должны выбрать правильный ответ и поднять табличку с соответствующей цифрой 1,2 или 3. Но давайте договоримся – отвечать на вопрос имеет право тот, кто сделает ставку, остальные молчок!
Итак, I тур «Древняя математика».
1 раунд. Кто смелый? Делаем ставки, дамы и господа!
В древние времена, когда зарождался счёт, когда числа только начинали получать имена, особую роль играли определённые числа. Сначала люди научились считать до 3. Это число в русских сказках играет особую роль. Многие начинаются так: «У царя было три сына…» или в других сказках герой сражается с трёхглавым змеем, во многих сказках было 3 царства и т.д.
Далее появилось число 7. В русских поговорках и пословицах слово «семь» часто выступает в роли «много». «Семеро одного не ждут», «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Семь бед - один ответ» и т.д. Считали также пятёрками, десятками и т.д. А у народов, пользующихся более крупными числами, было одно число, которое в русском языке получило название «тьма». Применяли это слово вместо фразы « очень много».
«У сильного всегда бессильный виноват, тому в истории мы тьму примеров слышим»,- это слова из басни Крылова «Волк и ягнёнок».
И сейчас, увидев большую толпу, мы восклицаем: «Народу – тьма!» или «Тьма – тьмущая». В этих словах воскресает язык далёких предков.
ВНИМАНИЕ, ВОПРОС: Какое число раньше называли словом «тьма»?
Варианты ответов:
100
1000
10000 (+)
Прошу ответ.
Совершенно верно, правильный ответ под номером 3. «Тьмой» называли сотню сотен, т.е. 10000.
Ставки удваиваются у …………….
Условия игры всем понятны? Тогда продолжаем.
2 раунд. Второй вопрос из раздела «Древняя математика». Итак, кто не боится? Делаем ставки!
Ставки сделаны.
Наверное, вы уже прочли книгу Свифта о Гулливере? А заметили ли вы, что Гулливер в дюжину раз выше, чем лилипуты и в дюжину раз ниже, чем великаны? Исходя из этого, Свифт очень точно сделал все расчёты для Гулливера, именно дюжина применялась в древности при счёте.
ВНИМАНИЕ, ВОПРОС: Дюжина, это сколько?
Варианты ответов:
13
10
12 (+)
Правильный ответ снова под номером 3.
Дюжина – это 12. С этим числом очень много связано и в наши дни, например на 12 месяцев разделён весь год.
Ставки удвоились у ……………….
Продолжаем I тур.
3 раунд. Ваши ставки, господа!
Наши предки для записи чисел пользовались следующей нумерацией: над буквами ставились титлы (чёрточки). Тогда эта буква обозначала число. Первые десять букв служили для обозначения первых 10 чисел: .
Следующие буквы обозначали десятки далее сотни .
Современные цифры 1,2,3,4,5,6,7,8,9,0 в России стали применять в основном в XVIII веке. Древнее название этих цифр сохранилось и по сей день.
ВНИМАНИЕ, ВОПРОС: Как называются современные цифры?
Варианты ответов:
Арабские (+)
Славянские
Римские
Правильный ответ под номером 1: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9 – арабские,
- славянские,
I, II, III, IV,V – римские.
Итак, у кого же удваиваются ставки? У ……………….
4 раунд. Делаем ставки!
Трудно представить себе человека, который ничего бы не измерял.
Для измерения небольших расстояний раньше пользовались мерами, носящими названия «локоть», «пядь», «ладонь».
В 1101 году в Англии за единицу длины было принято расстояние от кончика носа короля Генриха I до конца среднего пальца его вытянутой руки. Эта единица носит название «ярд».
А в XIV веке в Англии король Эдвард II ввёл единицу длины, равную длине 3-х ячменных зёрен, вынутых из средней части колоса и приставленных одно к другому своими концами.
ВНИМАНИЕ, ВОПРОС: Как называлась эта единица длины?
Варианты ответов:
Сажень
Дюйм (+)
Фут
Правильный ответ под номером 2. Это – дюйм.
Кстати: Сажень - 2,13 м
Дюйм - 2,5 см
Фут - 30,5 см
Сказочная героиня Дюймовочка получила своё имя из-за маленького роста, который равнялся 1 дюйму.
«Умы» получают……………………
Следующий 5 раунд.
Кто хочет пополнить свои «умы» - делайте ставки!
В старину на Руси использовались такие монеты, как грош, полушка, алтын, пятак, пятиалтынный, гривенник, двугривенный, четвертак, полтинник.
ВНИМАНИЕ, ВОПРОС: Какая монета называлась алтыном?
Варианты ответов:
2 коп.
10 коп.
3 коп. (+)
Ставки удваиваются у …………….. потому, что правильный ответ №3.
( алтын – 3 коп., грош – ½ коп., полушка – ¼ коп., гривенник – 10 коп.)
Вы, наверное, слышали, что « риск – благородное дело»?
Последний 6 раунд I тура.
Кто сделает ставку, рискнёт лишиться одного «ума», но рискует и тот, кто не сделает ставку – он потеряет возможность увеличить состояние.
Итак, слушаем.
Слово «процент» происходит от латинского слова pro centum, что буквально означает «со ста». Проценты дают возможность легко сравнивать между собой части целого, упрощают расчёты и поэтому очень распространены. Процент – 1/100 часть числа. Иногда применяют и более мелкие доли целого – тысячные, т.е. 1/10 процента.
ВНИМАНИЕ, ВОПРОС: Как называется 1/1000 часть числа?
Варианты ответов:
Промилле (+)
Центум
Градус.
Это сложный вопрос, но на него правильно ответили …………… и поэтому их ставки удваиваются.
Итак, закончился I тур. Для кого-то он стал удачным, для кого-то не очень. Но и в том и другом случае, вам сейчас может повезти. И в этом вам помогут ваши болельщики. Если они быстро и правильно ответят на мои вопросы-шутки, то тот, за кого они болеют получит 1 ум. Понятно?
Итак, вопрос I команде болельщиков (прошу учесть, что вопросы – шутки)
Без чего дома не построишь? (без угла)
Без чего хлеба не испечёшь? (без корки)
Во время дождя, под каким кустом заяц сидел? (под мокрым)
Где сухого камня не найдёшь? (в воде)
До каких пор заяц бежит в лес? (до половины леса, затем бежит из леса)
За чем во рту язык? (за зубами)
А сейчас музыкальная разминка. Предлагаю всем принять в ней участие, чтобы поднять настроение и повысить работоспособность.
………………………………………………………………………………………
А теперь начинаем II тур нашей игры, который называется
«Решай, смекай, отгадывай».
Как и в первом туре, я буду задавать вопрос и предлагать 3 варианта ответа, а вам необходимо выбрать и показать мне номер правильного ответа.
В этом туре вам предстоит решить 10 задач на сообразительность, т.е. пройти 10 раундов.
Итак, если вы готовы, то начинаем.
1 раунд. Кто хочет попытать счастье? Делаем ставки!
60 листов книги имеют толщину 1 см. Какова толщина всех листов книги, если в ней 240 страниц?
Варианты ответов:
2 см (+)
4 см
3 см
2 раунд. Не забываем делать ставки!
Крышка стола имеет 4 угла. Один из них отпилили. Сколько углов осталось у крышки?
Варианты ответов:
3
5 (+)
4
3 раунд. Ваши ставки, господа!
Коля, Вася, Боря играли в шашки. Каждый из них сыграл 2 партии. Сколько всего партий было сыграно?
Варианты ответов:
5
6
3 (+)
4 раунд. Кто смелый, делаем ставки!
Два десятка умножили на три десятка. Сколько десятков получилось?
Варианты ответов:
60 (+)
6
600
5 раунд. Делайте ставки!
Два плюс два умножить на два. Сколько получится?
Варианты ответов:
4
6 (+)
8
6 раунд. Ставки!
На грядке сидят 6 воробьёв, к ним прилетели ещё 5. Кот подкрался и схватил одного. Сколько воробьёв осталось на грядке?
Варианты ответов:
10
11
1 (+)
Китайский философ Конфуций как-то сказал, словно, для нас с вами: «Хорошо обладать природным дарованием, но упражнения, друзья, дают нам больше, чем природные дарования».
Продолжим наши упражнения.
Следующий 7 раунд. Желающие делают ставки!
Одно яйцо варится 5 минут. Сколько минут будут вариться 5 яиц?
Варианты ответов:
30 мин
5 мин (+)
35 мин
8 раунд. Внимание, вопрос!
Пассажир такси ехал в село. По дороге он встретил 5 грузовиков и 3 легковые машины. Сколько всего машин шло в село?
Варианты ответов:
9
8
1 (+) ( В село одна, остальные навстречу)
9(предпоследний) раунд. Ваши ставки!
Итак, вопрос!
Вы – пилот самолёта. Самолёт летит в Лондон через Париж. Высота полёта 8 тысяч метров, температура за бортом – минус 40 градусов. Средняя скорость – 900 км/ч. Сколько лет пилоту?
Варианты ответов:
12 (+) ( пилот – ваш ровесник)
45
30
Итак, начинаем последний 10 раунд.
Желающих ответить на мой вопрос прошу сделать ставки!
Подумайте и ответьте: сколько раз цифра 9 встречается в числах от 1 до 100?
20 раз (+)
10 раз
11 раз
На этом второй раунд завершён.
И опять болельщики приходят на помощь своим друзьям. Будьте внимательны, от ваших ответов зависит судьба игроков!
И снова вопросы-шутки.
За чем в стакане (за стеклом)
За чем охотник носит ружьё? (за плечами)
Зачем поп шляпу носит? (сама не ходит)
За чем чай пьют? (за столом)
За что ученика выгнали из класса? (за дверь)
По чему утка плавает? (по воде)
И снова музыкальная пауза.
Расслабьтесь и посмотрите танец в исполнении ……………………………..
Итак, друзья, начинаем III тур.
Великий Эдисон сказал: « Гений состоит из 1% вдохновения и 99% потения»
Проявите в III туре гениальность, ну а для этого придётся попотеть и применить знания, полученные на уроках математики. Начинаем!
1 раунд. Кто готов, делаем ставки!
ВНИМАНИЕ, ВОПРОС: Какое из выражений больше?
а) или б)
Варианты ответов:
Они равны
Выражение а)
Выражение б)
2 раунд. Кто будет делать ставки?
Я задумала два взаимно-обратных числа. Их частное равно
Какие числа я задумала?
(+)
3 раунд. Как у нас со ставками?
Какие из утверждений верные?
от 70 равно 60 (+)
от 24 равно 18
10 – это от 15 (+)
В этом раунде надо было показывать две таблички с номерами 1 и 3.
4 раунд. Кто из вас смел? Ваши ставки!
При каком а верна пропорция ?
Варианты ответов:
12 (+)
16
9
5 раунд. Не забываем о ставках!
Внимание вопрос! Во сколько раз меньше своего обратного числа число ?
36 (+)
5
6
6 раунд. Последний раунд III тура.
Определите, какие из равенств верные:
(+)
(+)
Итак, завершился III тур. А у болельщиков снова есть возможность подарить участникам игры по одному «уму». Вы готовы к вопросам – шуткам ?
Сколько горошинок может войти в обыкновенный стакан?
(ни одной, все надо положить)
Сколько яиц можно съесть натощак?
(одно, остальные будут уже не натощак)
Чем оканчиваются день и ночь? (мягким знаком)
Что делает сторож, когда у него на шапке спит воробей? (спит)
Почему в овсе (во все) колокола незвонят? (в овсе колоколов нет)
Почему гусь не тонет? (потому, что умеет плавать)
Итак, «умы» достаются…………………..
В честь окончания III тура музыкальная пауза.
Поют все. (исполняется песня)
И сейчас, друзья, начинается последний IV тур нашей игры.
Он называется «Чёрный ящик»
Это задание рассчитано на команду. Его обсуждают все вместе ровно 30с, затем кто – то один из вас даёт ответ. Если ваш ответ будет правильным, то все члены команды получат по одному «уму» каждый. Если ответ будет готов, то просто поднимите табличку.
Внимание, «чёрный ящик»!
В нём находится предмет, который является нашим верным другом на уроках математики.
« Умный Ивашка всю жизнь в одной рубашке,
Где носом поведёт, там заметку кладёт».
Отгадайте, что в чёрном ящике? (карандаш)
В этом ящике:
« Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а раговаривает».
Что в чёрном ящике? (книга)
Осталось подвести итоги и определить победителя.
Сосчитайте количество ваших «умов».
Таким образом, победителем нашей игры стал участник под номером………..
Награждение победителя.
www.metod-kopilka.ru