Презентация по русскому языку на тему: "Собеседники" 2 класс УМК "Перспектива". Мир общения собеседники 2 класс


Мир общения Собеседники - урок по русскому языку

Предлагаем вашему вниманию конспект урока по теме: «Мир общения Собеседники».

Основные задачи урока:1) расширить представление детей о функциях общения, средствах общения;2) показать значимость речи в общении;3) познакомить учащихся с другими возможными средствами общения — жестом, мимикой, рисунком;4) развивать творческие способности учеников при составлении и расшифровке «рисуночного письма»;5) развивать речь учащихся при составлении текста-доказательства преимущества звуко-буквенного письма.

Конспект урока на тему: Мир общения Собеседники

1) Определение роли общения в жизни людей:

  • Как вы думаете, люди могли бы построить чудесные города, железные дороги, самолеты, если бы не умели общаться? Здесь можно также вспомнить про Вавилонскую башню.
  • А для чего людям нужно общение?
    • передать информацию,
    • выразить чувства,
    • попросить о чем-нибудь,
    • ответ на этот вопрос можно найти на картинке из учебника русского языка Т.Г. Рамзаевой:
    Функции речи

    Речь помогает людям понимать друг друга, много знать и дружно жить.С помощью речи люди сообщают друг другу о чем-нибудь, спрашивают, советуют, помогают.

  • Что помогает людям в общении?
  • Какой может быть речь?

Виды речи

Речь бывает устная и письменная.

Люди стали говорить очень давно. Им нужно было добывать пищу, строить жилища. Сообща это делать проще. И люди звали друг друга на помощь. Так появилась устная речь.

Устная речь — это речь, которую мы произносим, слышим. Это звучащая речь.

В старину ро называли уст´а. Поэтому речь, которую произносят, называют устной.

Письменная речь — это речь написанная. Для письма люди используют буквы или другие знаки.

Не сразу люди придумали буквы. В древние времена писали рисунками. Сейчас такое письмо можно увидеть на дорожных знаках.

В Древней Руси писали на берёсте — берёзовой коре. Бумаги тогда еще не было. Буквы царапали на берёсте острой железной палочкой. Она называлась пис́ало.

Какая речь (устная или письменная) появилась раньше?

Еще поговорим о видах речи по материалам учебника 2 класса по программе «Школа России».

Речь, которую мы слышим и произносим, называют устной. Слово устная образовано от слова уста (губы).

Письменная речь — это речь, написанная буквами и другими знаками. Письменная речь — это такая речь, которую мы читаем и пишем.

Речь про себя — это наша внутренняя речь. Мы ею пользуемся, когда думаем, размышляем, не произнося мысли вслух, когда читаем про себя.

Также различают монолог и диалог.

Как отличить диалог от монолога?

Диалог — это речь (разговор) двух или нескольких лиц.

Монолог — речь одного лица, обращенная к слушателям или к самому себе.

Упражнение: Прочитаем сказку и назовем ее героев.

Отрывок из сказки Терем-теремок

Докажите, что вы прочитали диалог. Какие сказочные герои участвуют в разговоре. Кто спрашивает, а кто отвечает?

Обратите внимание! В диалоге происходит смена высказываний двух говорящих. Каждое такое высказывание называется репликой. В письменной речи слова каждого участника разговора записываются с новой строки и перед ними ставится тире (-).

О происхождении слов

Некоторые слова пришли в русский язык из других языков: из латинского, греческого, французского, немецкого и т.д. И очень часто значение слова становится более понятным, если знать его происхождение.

Слова диалог и монолог пришли к нам из греческого языка. Логос по-гречески означает «слово, речь», диа — «два», Моно — «один». Поэтому слово диалог можно перевести как «речь двоих», а монолог — как «речь одного».

Упражнение: Рассмотрите рисунки.

По какому рисунку можно составить монолог, а по какому диалог?

Кто такие собеседники?

Есть ли у вас собеседники в учебнике русского языка?Прочитаем сообщения Самоварова о речи и собеседниках (с. 4) из учебника по русскому языку по программе Перспектива.

Речь профессора Самоварова

А что можно узнать о человеке по его речи?

Упражнение из учебника по программе Школа России: Прочитай строки из стихотворения «Кем быть?» В.В. Маяковского.

В.В. Маяковский — Кем быть?

Скажи, кому принадлежит записанная речь. Какие слова помогли вам определить профессию этого человек? Сделайте вывод: что можно узнать по речи собеседника?

А теперь отработка умения рассказать о себе (по вопросам к упр. 1).

Расскажи о себе и своей семье по вопросам. Ответы запиши.

Как тебя зовут? Сколько тебе лет? В каком классе ты учишься? Как зовут твоих родителей? Где они работают? Как зовут твоих бабушек и дедушек? Есть ли у тебя братья и сёстры? Как их зовут? Где они работают или учатся?

Образец. Меня зовут … .

Работа со словами речевого этикета

Выяснение норм вежливого поведения (на примере рисунка к упр. 1 из рабочей тетради).

Из каких сказок эти герои? Кого из них можно назвать вежливыми? А кого нельзя?

Упражнение из учебника Школа России.

Прочитайте выразительно отрывки из сказки «Гуси-лебеди» и сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

1.— Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди улетели?— Поешь моего простого киселька с молочком — скажу.— У моего батюшки и сливочки не едятся.<…<— Речка, матушка, спрячь меня!— Поешь моего простого киселька.Девочка поела и спасибо сказала. Речка укрыла ее под кисельным бережком.

2.«Дурачина ты, простофиля!Выпросил, дурачина, корыто!В корыте много ль корысти?Воротись, дурачина, ты к рыбке;Поклонись ей, выпроси уж избу».

  • Кто с кем разговаривает? Скажите, при каких обстоятельствах происходит разговор героев сказок.
  • Сравните, как в сказке «Гуси-лебеди» девочка обращается с просьбой в первый и во второй раз. Как по речи понять, какая девочка? Какие слова показывают нам, что речь девочки стала вежливой?
  • Кому принадлежат слова из второго отрывка: Что говорит о герое сказки его речь?

Обратите внимание! Речь человека должна быть вежливой, уважительной.

Определение помощников речи

Учитель предлагает подозвать собаку: Ко мне, Myxmap!; указать дорогу пожилому человеку: Надо дойти вон до того дома; попросить прощения у мамы: Прости меня, пожалуйста. Надо обратить внимание, что во всех этих случаях используются жесты и мимика.

Упражнение. Определите виды речи (письменная и устная) и помощников речи (жестов и мимики) на основе рисунка к упр. 2.(Учебник по русскому языку программа Перспектива)

Рассмотрите рисунки. Как общаются люди? Кто использует устную речь, а кто письменную? Помогают ли в общении жесты и мимика? Как общаются животные?

Определение вида речи

Составьте подпись к каждому рисунку. Что вы использовали: слова или предложения?Составьте и запишите одно-два предложения к любому рисунку.

И на по следок из учебника по программе Планета знаний:

Главное в нашей речи — слово. Слово — самое общее и самое точное обозначение любой вещи. любого действия, любого предмета. Оно позволяет человеку думать о чем угодно, рассказывать, рассуждать. (По Г.Юрмину)

Проверьте свои знания, пройдя тест по данной теме:

Нажмите "Поделиться", чтобы увидеть ваши результаты!

Русский язык. 2 класс. 1 тест. Собеседники. %%score%% из %%total%% правильно

Поделитесь своими результатами

shkolnaiapora.ru

Знакомство с учебником. Мир общения. Собеседники ( 2 класс УМК "ПЕРСПЕКТИВА"

Инфоурок › Русский язык › Презентации › Знакомство с учебником. Мир общения. Собеседники ( 2 класс УМК "ПЕРСПЕКТИВА"

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

3 сентября. Классная работа.

2 слайд Описание слайда: 3 слайд Описание слайда: 4 слайд Описание слайда: 5 слайд Описание слайда:

Для чего людям нужно общение ? Передать информацию Выражать чувства Просить о чём – нибудь

6 слайд Описание слайда: 7 слайд Описание слайда: 8 слайд Описание слайда: 9 слайд Описание слайда: 10 слайд Описание слайда: 11 слайд Описание слайда: 12 слайд Описание слайда: 13 слайд Описание слайда: 14 слайд
Описание слайда:

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-040541

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Мир общения. Собеседники. 2 класс (урок 2).

Как в давние времена передавали вести

Находясь далеко друг от друга, люди передавали вести звуком трубы, дробью барабана, дымом и огнем, цветом.

Русский язык. 2кл. В 2ч. Ч.1.Рамзаева Т.Г 2011 — 128с.

Много позже возникла письменность.

В далекие-далекие времена, когда не было книг и люди не умели читать и писать, информацию передавали разными способами.У народов Африки и Америки существовало предметное письмо в виде разноцветных бусинок, раковин, зёрен. Индейцы использовали узелковое письмо.

Также существовало рисуночное письмо.

Рисуночное письмо

В Древнем Египте на основе рисуночного письма возникли иероглифы. Каждый иероглиф (рисунок-знак) обозначал слово или его часть.

Иероглифы

Обращение к истории письма дает возможность показать преимущества звуко-буквенного письма (упр. 3): «Прочитайте» сообщения, определите, с помощью чего они составлены. Надо дать детям возможность пофантазировать при «чтении» такого письма, чтобы они убедились, что понять смысл подобного сообщения трудно.

Упражнение. Рассмотрите рисунки. Можно ли прочитать и понять эти сообщения? С помощью чего они составлены?

Возникновение письма

Вывод учащихся подтверждается чтением сообщения Самоварова (с. 7).

«Чтение» и самостоятельное составление слов по рисункам (упр. 4) должно убедить учеников в сложности такого способа передачи устной речи.

Упражнение. Попробуйте прочитать сначала слово, записанное с помощью рисунков, а потом пословицу, записанную с помощью букв. Спишите пословицу.

Зашифрованное слово — школа

 А теперь подумайте, в какой последовательности нужно расположить данные рисунки, чтобы составить из них слово работа.

Игра «Шифровальщик»

Предлагается расшифровать письмо Вани, записанное с помощью рисунков, и написать его словами (упр. 7 из РТ). При этом повторяются слова речевого этикета, которые в рисуночном письме никак отражены быть не могут. Затем важно сравнить получившиеся у ребят варианты:

А если бы письмо Вани сразу было написано словами? Могли бы мы его тогда понять по-разному? Какой вывод сделаем?

Подведем итог уроков 1 и 2:

  • Для чего людям нужна речь?
  • Какой может быть речь?
  • Какие средства помогают людям в общении?

Домашнее задание На отдельном листе записать рассказ с помощью рисунков.

shkolnaiapora.ru

Мир общения. Собеседники. 2 класс (урок 3) на shkolnaiapora.ru

Мир общения — собеседники: основные задачи урока

  1. повторить изученные в 1 классе орфограммы;
  2. познакомить учеников с определением орфограммы.
Конспект урока Мир общения — Собеседники

Повторение изученных в 1 классе орфограмм (упр. 5 — стр.7 — учебник русского языка за 2 класс авторов: Климанова Л.Ф. и Бабушкина Т.В. — 2012 ).

Прочитайте рассказ Вани.

Во дворе нашего дома растут старая берёза и молодой клён. Осенью ветер срывает с деревьев жёлтые и красные листья. Ребята собирают их и делают красивые осенние букеты.

Попробуйте передать содержание текста с помощью рисунка. Точно ли рисунок передает содержание рассказа?

Найдите в тексте слова из словарика. Запишите их. Подчеркните в словах орфограммы.

Выполним это упражнение.

Рисунок не передает в точности содержание рассказа.

Выпишем из текста слова из словарика, для этого воспользуемся орфографическим словарём из учебника по русскому языку за 1 класс.

Выпишем следующие слова: берёза, ветер, ребята.

 

Понятие орфограммы

Введение понятия орфограммы (сообщение Самоварова,- стр.8 — учебник русского языка за 2 класс авторов: Климанова Л.Ф. и Бабушкина Т.В. — 2012 ). Определение орфограммы не требует обязательного заучивания.

Определение орфограммы

Выполнение упр. 6.- стр.8 — учебник русского языка за 2 класс авторов: Климанова Л.Ф. и Бабушкина Т.В. — 2012 .

Вспомните правила, которые помогут вам писать без ошибок. Найдите правильные продолжения предложений. Полученные предложения запишите.

Первое слов в предложении пиши …В конце предложения ставь …Сочетание жи-ши пиши …Сочетание ча-ща пиши …Сочетание чу-щу пиши …Имена людей, клички животных, названия городов, рек, стран пиши …

Фразы для выбора: с буквой и, с буквой а, с буквой у, с заглавной буквы, точку.

В результате выполнения данного упражнения мы должны записать в тетрадку.

Первое слов в предложении пиши с заглавной буквы. В конце предложения ставь точку. Сочетание жи-ши пиши с буквой и. Сочетание ча-ща пиши с буквой а. Сочетание чу-щу пиши с буквой у. Имена людей, клички животных, названия городов, рек, стран пиши с заглавной буквы.

Правило написания заглавной буквы в названиях городов и рек повторяется на материале упр. 8 — стр.9 — учебник русского языка за 2 класс авторов: Климанова Л.Ф. и Бабушкина Т.В. — 2012  — с дополнительным вопросом: Вы рассказали о городе (селе и т. п.), в котором живете. А что вы знаете о своей стране?

Прочитай слова. Почему некоторые из них написаны с заглавной буквы?

Россия, Волга, Москва, народ, страна, город, Нева, Новгород, Тверь, улица.

Выпиши названия городов и рек.

В каком городе, посёлке или деревне ты живёшь? Составь предложение и правильно его запиши. Используй слова из словарика «Пиши правильно».

Некоторые слова написаны с заглавной буквы, так как это названия стран, городов, рек, а они пишутся с заглавной буквы.

Выпишем название городов:Москва, Новгород.

Выпишем название рек:Волга, Нева.

Я живу в городе Новосибирске.

Словарные слова

народ, город, деревня, улица

Следующее упражнение 9 — стр.9 — учебник русского языка за 2 класс авторов: Климанова Л.Ф. и Бабушкина Т.В. — 2012 ).

Прочитай текст. Озаглавьте его.

Россия — большая страна. Её омывают тринадцать морей. В России глубокие реки и густые леса. Многие города моей страны — самые красивые в мире. Столица России — Москва. Я люблю свою Родину!

Заглавия для выбора: «Россия», «Моя Родина — Россия», «Я люблю свою Родину!».

Какие слова даны в тексте с заглавной буквы? Объясни почему. Спишите текст.

К рассказу подойдет любое из предложенных названий: «Россия», «Моя Родина — Россия», «Я люблю свою Родину!» С заглавных букв в предложенных названиях пишется название страны, города. Слово Родина в данном случае также пишется с заглавной буквы, так как в данном контексте ей приписывается особый высокий смысл. Еще примеры, где слова родина пишется с большой буквы:

  • «Они сражались за Родину» (роман М. Шолохова)
  • «С чего начинается Родина? » (песня М. Матусовского)

Орфограмма: заглавная буква в начале предложения

Русский язык. 2 класс. В 2 частях. Часть 1. Рамзаева Т.Г 2011Первое слово в предложении пишется с большой буквы.В конце предложения ставится точка (.), восклицательный знак (?) или восклицательный знак (!).Хорошо летом на реке! Ребята плавают и ныряют. Ты умеешь плавать?

В устной речи одно предложение от другого отделяется паузой.

Работа со словами с не проверяемым написанием: Посмотрите слова из упражнение 4 из рабочей тетради по русскому языку за 2 класс авторов: Климанова Л.Ф. и Бабушкина Т.В. — 2015.

Составь предложение из «рассыпавшихся» слов и запиши. Какие орфограммы встретились в этих словах? Подчеркни их.

1. Жизнь, прекрасна, удивительна, и.2. Дети, в, верят, чудеса.3. Каждый, человек, о, мечтает, счастье.

Жизнь прекрасна и удивительна.Дети верят в чудеса.Каждый человек мечтает о счастье.

В данном упражнении использовалось правило: первое слово в предложении пишется с большой буквы.

Итог урока Мир общения — Собеседники

Что необходимо знать для того, чтобы пользоваться письменной речью?

Правила написания слов, то есть орфограммы.

Домашнее задание для закрепления материала урока — Мир общения — Собеседники

Упражнение 5 из рабочей тетради по русскому языку за 2 класс авторов: Климанова Л.Ф. и Бабушкина Т.В. — 2015.

Вспомните написание слов из словаря.

Рос..ия, рус..кий, ст..лица, б..рёза, учит..ль, ф..милия, к..рандаш, п..нал.

Вставьте пропущенные буквы. Проверьте друг друга.

В тетрадь запишем:

Россия, русский, столица, берёза, учитель, фамилия, карандаш, пенал.

shkolnaiapora.ru

"Собеседники" 2 класс УМК "Перспектива"

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

«Мир общения» Собеседники

2 слайд Описание слайда:

Кого мы называем собеседниками?

3 слайд Описание слайда:

Синквей «Ёлочка» Что? Какой? Какой? Что делать? Что делать? Что делать? Что? Что это такое?

4 слайд Описание слайда:

Синквей «Ёлочка» взаимопонимание Вежливое Полезное Слышать Говорить Понимать Общение Разговор друг с другим.

5 слайд Описание слайда: 6 слайд Описание слайда: 7 слайд Описание слайда:

пока до свидания здравствуйте добрый день здравствуй привет всего доброго Со взрослыми…

8 слайд Описание слайда:

пока до свидания здравствуйте добрый день здравствуй привет всего доброго С друзьями…

9 слайд Описание слайда:

Ваня решил написать Ане письмо.

10 слайд Описание слайда:

Привет, Аня! Я уезжаю на поезде. Люблю отдыхать в деревне. Там у меня есть друзья: Оля и Костя. Мне нравится гулять в лесу. Вечером мы видели корову.

11 слайд Описание слайда:

Привет, Аня! Я уезжаю на поезде. Люблю отдыхать в деревне. Там у меня есть друзья: Оля и Костя. Мне нравится гулять в лесу. Вечером мы видели корову.

12 слайд Описание слайда:

Прощай, школа! Я еду на поезде. За городом у меня есть деревянный дом. Меня встретили друзья. Я с ними пойду в поход. Вечером я буду пить молоко.

13 слайд Описание слайда:

Прощай, школа! Я еду на поезде. За городом у меня есть деревянный дом. Меня встретили друзья. Я с ними пойду в поход. Вечером я буду пить молоко.

14 слайд Описание слайда:

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-1654392

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

«Правила общения. Причины ситуаций непонимания людьми друг друга при их устном и письменном общении»

План- конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме урока: «Правила общения. Причины ситуаций непонимания людьми друг друга при их устном и письменном общении»

Педагогические задачи: создать условия для осознания цели и ситуации письменного общения, усвоения приемов и последовательности правильного списывания текста; познакомить с правилом постановки знаков препинания в конце предложения.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся ставить точку в конце предложения, осознавать цели и ситуации устного общения; получат возможность научиться соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – представление о различных видах и формах общения: в устной форме – слушание и говорение, в письменной – чтение и письмо; понимание взаимосвязи между содержанием и формой речи; логические –осуществление анализа речевых ситуаций, представленных в рисунке и тексте.

Регулятивные: Проводить работу по предложенному плану. Используя необходимые средства; оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке; осуществлять самоанализ успешности участия  в учебном диалоге.

Коммуникативные: строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы; использовать интонационную выразительность речи.

Личностные: используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий; осознают необходимость самосовершенствования; выражают желание осваивать новые действия. Достигать положительных результатов труда.

Средства обучения: Учебник , рабочая тетрадь, компьютер.

п/п

        Ход урока

              Формирование УУД

Название этапа урока

Задачи этапа урока

Деятельность учителя и учащихся

I

Мотивация к деятельности

Введение ситуации, мотивирующей изучение родного языка

- Когда вы научились говорить?

- Почему человек испытывает необходимость во владении родной речью, родным языком?

Интересный факт: ученые подсчитали, что к семи годам ребенок запоминает слов больше, чем за всю остальную часть своей жизни.

- Могуч и прекрасен наш родной язык. Прочитайте высказывания о русском языке.

Вызвать интерес к языку и готовность к учебной деятельности

II

Введение  темы урока

Постановка учебной задачи

Игра « Определи вид речи»

- Каким видом речи  пользуетесь вы и дети на рисунках?

- Догадались ли вы, какая тема нашего урока?

Строят понятные высказывания. Формулируют простые выводы

Оценивать правильность общения, осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге.

III

Актуализация опорных знаний.

Создать условия для осознания темы урока и ситуаций устного общения

- Как вы понимаете, что такое речь, для чего она нужна? Как можно воздействовать словом? (Рассмешить, огорчить, обидеть)

Вывод: речь – средство… (дети дополняют)

Формулировать простые выводы.

Представление о видах и формах общения.

IV

Открытие новых знаний.

Научатся различать устную и письменную речь и применять в нужных ситуациях.

1.Работа по тетради с.4.Соедини  линией рисунок с тем видом речи, к которому он может быть отнесён. Вывод о письменной и устной речи.

Слайды рисунков «Дети общаются»

- Кто из ребят, какой речью пользуется? Почему вы так решили?

- Какая речь появилась раньше?

- Какая речь важнее устная или письменная?

2.Рубрика «Хочу все знать» (Читает учитель)

3.- Послушайте загадки, отгадайте их. О какой форме речи они напоминают? (Телефон, ручка, газета, радиоприемник)

Владение монологической и диалогической формами речи.

Представлять различные формы общения.

Осуществление анализа речевых ситуаций, представленных в рисунке и тексте.

Самостоятельное решение проблем поискового характера.

V

Пальчиковая гимнастика

Подготовить руку к письму

Вращения кистями рук

Сжимание пальцев в кулак, разжимание.

«Погладим котенка»

Ладонь, ребро, кулак

Здоровье сберегающие

VI

Минутка каллиграфии

Отработка каллиграфических навыков

Загадка.

Прописать Чч

Самоопределение и самоконтроль

Используют усвоенные приемы работы

VII

Открытие новых знаний

Научиться ставить нужный знак в конце предложения.

Выполнение в тетради (Все ли записи тебе удалось прочитать и понять?Объясни свой ответ). Обоснование –понятно та запись , которая написана на русском языке , т.к. это родной язык.

Использовать интонационную выразительность речи.

Понимание взаимосвязи между содержанием и формой речи. Формирование представлений о русском языке , как государственном языке страны

Осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге

Используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач

VIII

Физминутка

Профилактика утомления, коррекция нарушения осанки, зрения. Психоэмоциональная разрядка.

На пальчиках по точкам делаем следочки (дети на пальчиках шагают)

Сколько знаков здесь у нас (карточка с 5 вопросительными знаками),

Поклонились столько раз.

Сбережение здоровья

IX

Включение в систему знаний и повторения

Примененить новые знания на практике. Воспроизвести ранее изученное правило списывания.

1.Упражнение 5 в рабочей тетради  (вспоминаем алгоритм действий при списывании)

2.Упражнение 5учебника.

- Найди в упражнениях урока 8) предложения, в которых встречаются новые для тебя слова.  (Дети читают)

- Спишите одно  предложение в тетрадь. (Самостоятельная творческая работа детей)

Формулируют простые выводы, строят понятные для слушателей высказывания

Анализ объекта, классификация, выдвижение гипотез и доказательства

Овладевают приемами письменной речи.

Проводят работу по предложенному плану

Владеют приемами действовать по алгоритму.

Используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач.

X

Итог урока и рефлексия

Организовать фиксацию нового материала , изучен-

ного на уроке.

Организовать  оценивание учебной деятельности. Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке , как направлений будущей учебной деятельности.

Что полезного  и нового для себя вы узнали на уроке?

Как вы думаете : какая речь главная -устная  или письменная?

На других уроках нам ещё предстоит раскрыть секреты устной и письменной речи и тогда ,наверное, мы сможем ответить на этот вопрос.

 Продолжите предложения:

Я научился…

 Я узнал на уроке…

 Мне было трудно, когда…

Мне было интересно…

Формулируют простые выводы.

Обсновывают и оценивают собственную деятельность ,отделяют знания от незнания и прогнозируют будущую деятельность.

Оценивают правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке.

Осознают необходимость самосовершенствования, выражают

желание осваивать новые знания.

infourok.ru

Урок русского языка во 2 классе "Мир общения. Собеседники" - РУССКИЙ ЯЗЫК - ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ - Каталог файлов

Целевые установки уроков.

 Предметные:

объяснять значение жестов, мимики и рисунка для передачи информации;

 составлять и расшифровывать «рисуночное письмо», развивать творческие способности;

уметь составлять рассказ о себе  и своей семье по заданному алгоритму;

уметь верно писать слова с непроверяемыми написаниями.

обогащать запас слов-приветствий, использовать их в речи;

Метапредметные: 

анализировать способы общения в зависимости от ролевых отношений партнеров;

расширять представление о функциях общения; средствах общения;

 понимать значение вспомогательных средств общения (мимика, жест) и уметь ими пользоваться; использовать  вспомогательные средства общения (мимику, жесты)  для передачи информации;

использовать знаково-символические средства для решения учебных задач.

Личностные:

понимать значимость речи для процесса общения;

формировать навыки культурного поведения при общении;

 осмысливать семейные ценности.

План уроков

Первый урок

        Актуализация темы урока

Определение роли общения в жизни людей в беседе по вопросам:  Как вы думаете, люди могли бы построить чудесные города, железные дороги, самолеты, если бы не умели общаться? А для чего людям нужно общение? (Передать информацию, выразить чувства, попросить о чем-нибудь) Что помогает людям в общении? Какой может быть речь? Кто такие собеседники? Есть ли у вас собеседники в учебнике русского языка? Чтение сообщения Самоварова о речи и собеседниках (с. 4).

Основной этап урока

1) Работа со знаково-символической системой учебника. Определение значение символа к упр. 1 (Работаем самостоятельно). Учащимся можно предложить сначала догадаться, что может означать данный символ, а затем обратиться к толкованию  его значения на с.2 учебника.

2 )  Отработка умения рассказать о себе по вопросам упр.1.

3) Работа со знаково-символической системой учебника - определение  значения символа к упр. 1 РТ (Работаем самостоятельно).

4) Сравнение  вежливого и грубого способа общения - на примере   рисунков героев из сказок - *РТ упр. 1.

Работа со словами речевого этикета. Выяснение норм вежливого поведения.    Как мы называем человека, который знает слова приветствия, не забывает говорить «спасибо и пожалуйста», умеет себя вести? (Вежливый, культурный). Посмотрите на рисунок и решите, кого из героев можно назвать вежливым, а кого нет? Из каких сказок эти герои?

** Вспомните, как разговаривают в сказке с Золушкой ее мачеха, отец, сестры, принц? Кто из героев сказки соблюдает нормы вежливого общения, а кто нет?  Приведите свои примеры вежливого или грубого общения героев  известных вам сказок.

5) Анализ способа общения в зависимости от ролевых отношений партнеров. Выбор приветствия в зависимости от собеседника и ситуации общения - на основе или

* упр. 2 РТ, где 2-3 составленных детьми предложения со словами приветствия можно записать в тетрадь, обратив внимание детей, что слова приветствия выделяются запятой;

или беседы по вопросам:

** Какие слова приветствия вы знаете? Подумайте, в каких случаях они уместны? Как вы поздороваетесь с директором школы? С приятелем? С братом или сестрой? Кому и когда можно сказать «здравствуйте», а кому и когда - «привет»? Запишите 2-3 составленных вами предложения.

6) Проведение учебного эксперимента для определения помощников речи в общении. Учитель предлагает подозвать собаку: Ко мне, Мухтар; указать дорогу старому человеку: Надо дойти вон до того дома; попросить прощения у мамы: Прости меня, пожалуйста. Дети замечают, что во всех этих случаях используются жесты и мимика. 2-3 предложения записываются. При этом обращается внимание, что на письме жесты никак не отражаются.

7) Определение видов речи (письменной и устной) и помощников речи (жестов и мимики) на основе рисунка (упр.2 - выполняется устно). Сравнивается общение людей и животных. Рисунки озаглавливаются, составленные по рисункам предложения записываются в тетрадь.

Вывод-обобщение об отличии  письменной и устной речи может быть конкретизирован с помощью вопроса к последнему предложению задания:  Как вы думаете, какую речь можно  слушать и говорить, а  какую - читать и писать?

 Итог урока

 Почему можно говорить, что человеческая речь - это великий дар? Что, кроме речи, помогает человеку в общении?

 Домашнее задание

  Написать одно предложение, чем различаются устная и письменная речь (на основе задания упр. 2 - выполняется письменно).

Второй урок

Актуализация темы урока

Проведение учебного эксперимента на материале  упр.3 с обращением к истории письменности (письмо с помощью рисунков, узелков) позволяет показать преимущества звукобуквенного письма: «Прочитайте» сообщения, определите, с помощью чего они составлены». Проводится работа с навигационной системой учебника, выясняется значение символа к упр. 3 (Для любознательных)

Надо дать детям возможность пофантазировать при «чтении» письма, написанного с помощью рисунков и узелков,  чтобы учащиеся  убедились, что понять смысл подобного сообщения  трудно. Вывод второклассников подтверждается чтением сообщения Самоварова (с.6). 

Основной этап урока

1) Сравнение разных способов передачи устной речи на письме - на материале упр. 4. «Чтение» и самостоятельное составление слов по рисункам должны убедить детей в сложности такого способа передачи устной речи. После выполнения задания желателен вопрос учителя, относящийся к навигационной системе учебника:  Каким символом сопровождается упражнение в учебнике? Как вы думаете, почему здесь стоит значок «Для любознательных»?

2)  Анализ слова с непроверяемым написанием работа: записать на доске, подчеркнуть букву безударного гласного звука, записать слово в словарик, предложить составить устно предложение с этим словом.  Обязателен вопрос: Какой словарик поможет нам верно написать все буквы в слове работа? Как  располагаются слова в орфографическом словаре? Какие слова в нем даны? 

3) *Игра «Шифровальщик». Предлагается расшифровать письмо Вани, записанное с помощью рисунков (упр. 8 РТ), и написать его словами.  При этом повторяются слова речевого этикета, которые в рисуночном письме никак отражены быть не могут. Затем важно сравнить получившиеся у ребят варианты: А если бы письмо Вани сразу было написано словами? Могли бы мы его тогда понять по-разному? Какой вывод сделаем?

4) Развитие орфографической зоркости и устной речи.

  «Перекодирование»  текста, написанного с помощью звукобуквенного письма, в текст, «написанный» с помощью рисунков - на материале упр. 5 по заданиям учебника.  Сравнение  двух способов передачи устной речи на письме. Составление текста-рассуждения о преимуществах звукобуквенного письма.

Работа со словами с непроверяемым написанием. Слова из словарика надо записать в тетрадь, подчеркнув орфограммы. При наличии времени можно дать задание списать текст целиком. Рисунок по содержанию текста может быть сделан на отдельном листе.

Задания учебника можно дополнить:  Ребята, то, что написал Ваня – это письмо или просто рассказ? Давайте попробуем сделать из этого рассказа письмо. Кому оно могло бы быть адресовано? А с чего надо начинать письмо? (С приветствия, обращения). А вы можете назвать эти слова? А можно ли вежливые слова передать на рисунке? Подумайте.

 *Аналогично выполняется задание 5 РТ. Посмотрите слова из упражнения. Что вы можете о них сказать? Можно ли проверить пропущенные буквы? Как узнать их написание? Надо еще раз вспомнить, как называется такой словарь, по какому принципу расположены в нем слова, обратить внимание детей на необходимость пользоваться орфографическим словарем.

 Итог урока

Какое значение в жизни отдельного человека и человечества в целом имеет общение? Назовите основное средство общения и средства вспомогательные.

 Домашнее задание

На отдельном листе записать слово или целый рассказ с помощью рисунков, предложить родным (родителям, братьям, бабушке и т.д.) «прочитать» их,  объяснить,  почему у разных людей содержание рассказов будет неодинаковым. Такое задание должно способствовать формированию  навыков сотрудничества  учащихся с родителями.

xn----8sbirdcwdj7bl2hk.xn--p1ai