Технологическая карта урока по обществознанию 5 класс. Тема: "Загадка человека". Загадка человека обществознание 5 класс конспект урока фгос


Урок обществознания в 5 классе "Загадка человека"

Урок обществознания в 5 классе № 2 по теме: «Загадка человека».

Цели: дать представление о сущности природы человека, об отличиях человека от животных, о биологических признаках наследственности и факторах, влияющих на нее.

Планируемые результаты:

предметные: учащиеся научатся применять понятийный аппарат обществоведческих понятий человек, социальное существо, инстинкты, эмоции для раскрытия сущности загадки человека; анализировать, сопоставлять и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников; объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества; характеризовать биологические и социальные черты человека; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия;

метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий;

личностные УУД: формирование мотивации, направленной на активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни; заинтересованности не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества; воспитание ответственности за принятие решений; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Организационный момент

Мотивационно-целевой этап

Говорят, что древнегреческий философ Диоген ярким солнечным днем, высоко подняв над головой зажженный фонарь, ходил по городу и пристально вглядывался в людей. Его спрашивали: «Кого ищешь, Диоген?» — «Ищу человека», — отвечал философ.

  • Как вы поняли смысл этой легенды?

  • Чем человек отличается от других живых существ? При ответе на этот вопрос используйте знания, полученные в начальной школе.

  • Могут ли животные мыслить, владеют ли они речью, занимаются ли творческой деятельностью?

Тема нашего урока: «Загадка человека».

  • Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

  • На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ответы учеников.)

План урока

  1. Чем человек отличается от животных.

  2. Зачем человек рождается.

Проблемные вопросы. Зачем рождается человек? Для чего проживает долгую жизнь?

Работа по теме урока.

Кто есть человек? В чем его особенности? Русский философ

А.Ф. Лосев писал: «Человек — вечная проблема, которая вечно решается и которая никогда не будет решена».

Словом, человек есть вечная загадка.

Чем человек отличается от животных

Предлагаю поработать в парах.

(Каждому ученику в паре выдается карточка с индивидуальным заданием. После его выполнения учащиеся обмениваются карточками и проводится взаимопроверка.)

Задание 1. Из приведенных свойств человека необходимо выбрать черты сходства его с животными и черты различия. Выберите и запишите в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем — черт различия.

1) Способность к творчеству;

2) потребность в отдыхе;

3) наличие органов чувств;

4) сознательное выдвижение целей.

Черты сходства

Черты различия

Задание 2. Ниже приведен список физических и психических свойств: одни из них присущи только животным, другие — только человеку, третьи — и человеку, и животным. Распределите порядковые номера свойств по графам таблицы.

1) Словесная речь;

2)Сезонная линька;

3) способность строить жилище

4) обучение потомства;

5) потребность в пище;

6) зимняя спячка;

7) прямохождение;

8) потребность в общении;

9) умение фантазировать;

10) густая шерсть.

Свойства, присущие только животным

Свойства, присущие только человеку

Свойства, присущие и человеку, и животным

(Проверка выполнения заданий.)

А теперь давайте обратимся к нашему учебнику и проверим правильность наших суждений.

Откроем книгу на странице 10-й. Рубрика «Обсудим вместе».

По ходу обсуждения схема переписывается в тетрадь.

Зачем человек рождается

В этом прекрасном и непостижимом мире мы постоянно задаемся вопросами: кто я? Зачем я здесь? Эти и многие другие вопросы человек задает себе в течение всей жизни, и от ответа на них во многом зависят его судьба и развитие. Он только лишь тело, наполненное эмоциями, или что-то большее? Почему человек не всегда счастлив? Почему ему не всегда интересно? Зачем он рождается?

Действительно, у каждого человека свое представление о своем предназначении в жизни.

Давайте обратимся к статье учебника на странице 11, прочитаем ее.

Обсуждение статьи.

Итак, давайте подведем итоги.

  1. Человек рождается не только для того, чтобы есть, пить, иметь красивый дом, получать блага только для себя;

  2. человек — существо разумное. Он не должен совершать дурных поступков, а должен заботиться о благе других, делать все, чтобы на планете Земля все жили счастливо и дружно.

Записываем в тетради.

Подведение итогов уроков. Рефлексия

Задавание домашнего задания.

Прочитать § 1 до стр.12, ответить на вопрос 1,страница 14.

infourok.ru

Технологическая карта по обществознанию 5 класс. Тема: "Загадка человека".

Технологическая карта уроков по обществознанию. 5 класс.

Уроки 1-2.

К учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. ФГОС.

Учебник

Презентация «Человек родился» (Электронный ресурс). – Режим доступа: www.proshkolu.ru/user/rizingelena/file/586150

План урока

1.Введение в предмет.

2.Зачем человек рождается?

3.Что такое наследственность?

4.Наследственность - биологическая сущность всех людей.

5.Можно ли влиять на наследственность?

Личностно значимая проблема

Подведение об-ся к пониманию ценности жизни как великого чуда, к ответу на вопрос: «Зачем человек рождается?»

Методы и формы

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Основные понятия

Человек, личность, отличительные признаки

Планируемые результаты

Научатся: называть отличия человек от животного, работать с текстом учебника.

Получат возможность научиться: анализировать схемы и таблицы, высказывать собственное мнение, суждения.

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации, самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Регулятивные: определяют цели и личностно значимую проблему урока, действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества

Организационная структура урока.

Создает условия для возникновения у об-ся внутренней потребности включения в учебную деятельность уточняет тематические рамки.

Организует формулировку темы и постановку цели урока об-ся

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Фронтальная.

Групповая

Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

2.Актуализация знаний

7

1.Знакомство об-ся с новым учебным предметом.

1.Знакомит об-ся с новым предметом «Обществознание», с основными темами и задачами предмета, с учебником и РТ.

2.Создает условия для самостоятельного прочтения статьи «Как работать с учебником», организует беседу по вопросам:

-Что вы узнали после прочтения этой статьи?

-Какие основные рубрики есть в учебнике?

-Для чего необходимы эти рубрики?

1.Обсуждают основные темы и задачи нового учебного предмета, записывают тему и план урока в тетрадь.

2.Знакомятся со вступительной статьей учебника.

1.Фронтальная.

2.Групповая. Фронтальная.

Личностные: имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться.

Познавательнве: в устной форме высказываются о новом изучаемом предмете; осуществляют поиск необходимой информации.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга; учатся работать в группе.

1.Работа в тетради.

2.Устные ответы.

3.Изучение нового материала

17

1.Презентация «Человек родился».

2.Беседа по теме «Человек родился»

3.Заполнение таблицы «Отличие человека от животного с сопутствующей беседой и прочтением текста (Приложение 1).

4.Анализ высказываний.

5.Работа с учебником.

6.Работа с учебником. Знакомство с рубрикой «Жил на свете человек».

1.Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию.

2.Организует диалог с об-ся по вопросам:

-Кто такой человек?

-Чем отличается забота о потомстве у животных от воспитания человека?

-Может ли животное мыслить, владеет ли оно речью, занимается ли творческой деятельностью?

-Что необходимо ребенку, чтобы он рос и развивался?

-Достаточно ли того, чтобы его кормили, одевали, заботились о нем?

3.Знакомит с таблицей, помогает выделить отличительные черты, организует беседу по вопрсам-Чем человек отличается от животного?

-Почему дети - Маугли не стали людьми?

4.Знакомит об-ся с высказываниями: «Прожитая жизнь оценивается человеческими поступками», «Бесцельно прожитая жизнь», «Человек – творец своего счастья», «Эгоизм и себялюбие не приносят радости и счастья»; организует дискуссионную беседу по вопросам:

-Что означает высказывание «Прожитая жизнь оценивается человеческими поступками»?

-Можно ли плохими поступками оценивать жизнь человека?

-Может ли сам человек оценивать свои поступки или или его оценивают окружающие.

5.Нацеливает об-ся на анализ схемы и таблицы и на обсуждение вопросов:

-Зачем человек рождается?

-Каковы ценности человеческой жизни?

6.Формулирует задание, организует самостоятельное прочтение текста и его последующее обсуждение по вопросам:

-Что узнали из текста учебника?

-Что такое наследственность?

-Согласны ли с суждением, что «человек – часть природы?»

Проводит обсуждение рубрики «Жил на свете человек».

1.Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают увиденное.

2.Отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственную точку зрения.

3.Определяют черты, отличающие человека от животного, самостоятельно заполняют таблицу, отвечают на вопросы, приводят примеры и доказательства.

4.Анализируют высказывания, отвечают на вопросы, делают самостоятельные выводы.

5.Рассматривают и анализируют схему и таблицу, делают сравнения, отвечают на вопросы.

6.Самостоятельно знакомятся с материалами учебника, обсуждают информацию, отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение.

Индивидуальная, фронтальная работа

3.Индивидуальная, фронтальная

Фронтальная

5.Индивидуальная и фронтальная работа.

6.Индивидуальная, фронтальная, групповая работа.

Личностные: оценивают жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему, самостоятельно определяют промежуточные цели урока.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о своих предках, о связях между поколениями, ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем.

Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом ведут «диалог с автором»; отделяют новое от известного; выделяют главное, составляют план.

2.Устные ответы.

3.Проверка таблицы, устные ответы.

4.Устные задания.

5.Устные ответы.

6.Устные ответы.

4.Первичное осмысление и закрепление изученного

7

1.Задания в РТ №1, №4.

2.Прочтение стихотворения и беседа по его содержанию. (Приложение 2).

1.Нацеливает об-ся на самостоятельную работу, поясняет задания, организует выборочный контроль.

2.Организует беседу по тексту стихотворения В. Берестова:

-Почему подростки хотят быстрее подрасти?

-Что они подразумевают под этим понятием?

1.Выполнение заданий в РТ.

2.Рассуждают, отвечают на вопросы.

1. Индивидуальная работа.

2.Фронтальная работа.

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные ориентируются в учебнике и рабочей тетради.

1.Проверка заданий в РТ.

2.Устные ответы.

5.Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщение полученных на уроке сведений.

Проводит беседу по вопросам:

-Человек рождается как «чистый лист» или природа дает ему что-то от рождения?

-Какие биологические признаки наследует живое существо?

-Чем различается деятельность животного и человека?

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Фронтальная работа.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают их.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Оценивание об-ся.

Домашнее задание.

2

Параграф 1; задания рубрики «В классе и дома», с.14-15. РТ №6, с.7.

Конкретизирует домашнее задание.

Записывают домашнее задание.

Индивидуальная работа.

Приложение №1.

Отличие человека от животного

Волчонок Балу

Эта история произошла в Индии. Житель одной индийской деревни нашел трех волчат и … ребенка. Пойманный «волчонок» кусался, рычал, царапался, скулил, проявляя признаки поведения животного. Крестьянин и его семья, в которой стал жить Балу, стали ухаживать за мальчиком, стараясь сделать из него человека. Но из этого ничего не вышло: Балу ел только сырое мясо, передвигался на четвереньках, по ночам выл, как волк.

Человек-волчонок прожил среди людей 9 лет, но так и не стал человеком: не научился говорить, едва откликался на свое имя. Он не смог приспособиться к человеческому обществу и умер.

Известны и другие случаи, когда воспитателями детенышей человека становились павианы, медведи и даже леопарды.

Приложени№2.

Кому 12 лет, тот в детский сад…

Кому 12 лет, тот в детский сад

Ходил тысячелетие назад.

Об этом самом детстве золотом

Он вспоминает чуть не со стыдом.

Забыть его скорее! Ведь оно

В геройской биографии пятно.

infourok.ru

Урок обществознания в 5 классе по теме «Загадка человека»

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 5 класс

Загадка человека

Автор: Семкова Наталья Владимировна - учитель истории и обществознания I категории

г. Нижняя Салда Свердловской области

2015

Цель урока:

Формирование целостных представлений учащихся

зачем человек рождается, для чего живет,

в чем отличие человека от животных,

Цели для учителя

каковы ценности человеческой жизни.

2

Актуализация знаний

  • Что такое ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ?

ОБЩЕСТВО ЗНАНИЕ

ОБЩЕСТВО

Актуализация знаний

ЗНАНИЯ

2

Какие знания нам дает обществознание

Знания о человеке

Знания о взаимоотношениях с другими людьми,

обществом

знания

об обществе

Учащиеся вспоминают какие знания нам дает обществознание

Знания о взаимоотношениях с государством

Знания о взаимоотношениях с природой

2

Мотивация

  • Говорят, что древнегреческий философ Диоген ярким солнечным днем, высоко подняв над головой зажженный фонарь, ходил по городу и пристально вглядывался в людей. Его спрашивали: «Кого ищешь, Диоген?» - «Ищу человека» - отвечал философ…
  • ДИГЕН – древнегреческий философ

Беседа с классом

  • Как вы поняли смысл этой легенды?

Мотивация

  • Как вы считаете о чем пойдет сегодня речь на нашем уроке?

О человеке

Мотивация урока

Мотивация урока. Вызов к размышлениям, обсуждение высказываний.

  • Попробуйте дать ответ на вопрос «Что такое человек?»

2

Тема нашего урока: «Загадка человека»

  • «Человек –вечная проблема , которая  вечно решается... - и которая никогда не будет решена.»

На какие вопросы нам необходимо ответить?

План урока

1. Чем человек отличается от животных

2. Зачем человек рождается

Эпиграф урока:

  • Человек , родившись   среди   себе   подобных , должен ещё научиться быть человеком!  

Мотивация урока

.. 

2

Учебная цель урока

в чем отличие человека от животного;

зачем человек рождается;

каковы ценности человеческой жизни.

Офрмление наиболее удачных целей урока.

12

Создать кластер. «Чем человек отличается от других живых существ»

Учитель организует работу с кластером. С одной стороны, человек – животное, биологическое существо.

? Что вы знаете о человеке, как о биологическом существе?

 

 

? Но все это признаки животного. А что же отличает нас от животных?

Выполнение задания в паре. Обсуждение.

12

Чем человек отличается от других живых существ

Владеет речью

Способен к творчеству

Умеет производить орудия труда

Имеет хорошо развитый головной мозг

Способен к прямохож-дению

На доске появляется готовый кластер /примерный/

Способен к действиям по плану

Осознаёт самого себя

Обладает фантазией

12

Заполни пропуски в тексте:

речью

Человек в отличие от животных обладает ________, способен к ___________________, может действовать ___________ , имеет хорошо развитый _________________, создаёт ____________________.

прямохождению

по плану

головной мозг

орудия труда

Обобщение знаний

12

Зачем человек рождается?

Учитель подводит школьников к дискуссии Зачем человек рождается?

  • Одни считают, что человек создан для счастья, благополучной и сытой жизни.

12

Зачем человек рождается?

  • Другие видят назначение человека в служении Родине, в совершении добрых поступков, в гуманном отношении к людям.

Зачем человек рождается

  • В народе говорят, что за свою жизнь человек обязательно должен построить дом, посадить дерево и вырастить ребёнка.

Вопрос:

Зачем человек рождается?

Работа над проблемой

12

Работа с карточками:

Задание 1 Закончите выражения: * Ребенок родился. Чтобы ему расти  и развиваться нужно воспитываться в обществе, чтобы _______________

Работа с карточками, обсуждение, формулировка выводов.

12

Работа с карточками:

Задание 2.

Закончите предложение.

Ребенок родился. Чтобы ему расти  и развиваться нужно общаться с ровесниками для того, чтобы ___________

РАБОТА

ПО УЧЕБНИКУ

Страница 11

Работа с текстом учебника. Обсуждение информации, учащиеся высказывают свои мнения. Дают оценку.

12

Прочтите стихотворение В. Д. Берестова «Кому двенадцать лет…»

  • Кому двенадцать лет, тот в детский сад Ходил тысячелетия назад. Об этом самом детстве золотом Он вспоминает чуть не со стыдом. Забыть его скорее! Ведь оно –
  • В геройской биографии пятно.
  • Обсудите стихотворение в паре и опровергните (или согласитесь) мнение о том, что детство – это «в геройской биографии пятно». 
  • Можно ли утверждать, что мир детства – это волшебный мир, а детские годы - это одна из ценностей человеческой жизни»?
  • Почему?

Обсуждение стихотворения. Беседа по содержанию.

12

Важнейшие ценности для человека ?

  • Ценности – признанные в обществе или большей его частью представления о том, к каким целям должен стремиться человек

12

Важнейшие ценности для человека ?

  • Составить дома кластер
  • «Ценности для человека»

ЦЕННОСТИ

Закрепляем знания

Что нужно для ребёнка, чтобы он рос и развивался?

Слушать и понимать человеческую речь, общаться со взрослыми, чтобы…

Воспитываться с рождения среди людей, чтобы …

Заниматься разнообразной деятельностью самостоятельно и со сверстниками (трудиться, играть, гулять), чтобы…

Закрепление знаний

12

Зачем человек рождается?

Что сказал поэт?

в, даже, детстве, имеет, не, неправедных,

поступков, права, совершать, человек.

Даже в детстве человек не имеет права совершать неправедных поступков.

Рефлексия. Подведение итогов работы над проблемой «Зачем человек рождается» ребята из предложенных на экране слов составляют цитату и делают вывод.

Александр Блок

12

Источники:

  • Вешникова Е. В., Методическая разработка урока обществознания, 5 класс. http://kladraz.ru/blogs/elena-valerevna-veshnikova/konspekt-uroka-obschestvoznanija.html
  • Буйволова И.Ю. Обществознание. 5 класс: программа и технологические карты уроков по учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. Волгоград: Учитель, 2015.

Источники рисунков

  • Слайд 1 http://www.noise-media.com/wp-content/uploads/2010/08/ilike.jpg
  • Слайд 3-4 http://dzerjinsk.ru/sites/default/files/poster/2015/06/community_1.png
  • Слайд 5 http://edukovrov.ru/site/school22/sites/default/files/2015/img/f663x663.jpg
  • Слайд 6 http:// www.settefrati.net/avitti47/dipinti%20per%20categoria/marmi/pompei%2010.jpg
  • Слайд 7 http ://static.wixstatic.com/media/015054_55cb6506e6a74b8485011129d5bd03f3.jpg_srz_640_425_85_22_0.50_1.20_0.00_jpg_srz
  • Слайд 8 http://dg50.mycdn.me/getImage?photoId=409583132085&photoType=0
  • Слайд 10 -11 http ://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/4/80/57/80057060_3996605_naryshenie_pravil.png
  • Слайд 13 http://novayagazeta-ug.ru/sites/default/files/styles/body_main_img_720/public/news/07-2014/bambino_ciccione-2.jpg?itok=Xyxy7Cmd
  • Слайд 14 http://gov.cap.ru/UserFiles/news/20130802/01_infolenta_podarok-na-den-vdv.jpg
  • Слайд 15 дом - http://bioscienceserviceswest.com/images/Green%20Products.jpg
  • Дерево http://buncombe.schoolwires.com/cms/lib5/NC01000308/Centricity/Domain/3600/planting.gif
  • Дети http://kbrooten.com/toolsvis/two-kids-reading-together.png
  • Слайд 16 http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/3/122/239/122239131_pasowanie_foto.png
  • Слайд 19 http://image.slidesharecdn.com/5ob-140226054334-phpapp01/95/5-o-b-1-638.jpg?cb=1393393614
  • Слайд 20 http://i40.tinypic.com/2v2w6ep.png
  • Слайд 21 http://ai-cdr.ucoz.ru/kartinki_5/vesi.gif
  • Слайд 24 А. Блок http://www.peterburg.biz/images/history/blok2b.jpg
  • Мать с ребенком http://zmidetsad1.nethouse.ru/static/img/0000/0002/2826/22826286.l0ugla6qgp.W665.png

12

multiurok.ru

Технологическая карта урока обществознания в 5 классе по теме "Загадка человека"

Урок 2

Тема урока

Загадка человека

Учитель

Абраменко Светлана Алексеевна

Тип урока

Ознакомление с новым материалом

Цель урока

Формирование целостных представлений учащихся , зачем человек рождается, для чего живет, в чем отличие человека от животных, каковы ценности человеческой жизни.

Средства обучения

проектор, презентация, учебник, индивидуальные карточки с заданием для самостоятельной работы .

Личностно значимая проблема

Подведение учащихся к пониманию ценности жизни как великого чуда, к ответу на вопрос «Зачем человек рождается?»

методы и формы обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический

Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Основные понятия

Человек, отличительные признаки биологический, социальный, ценности человеческой жизни

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: называть отличие человека от животного; работать с текстом учебника.

Получат возможность научиться: анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Регулятивные: определяют цели и личностно значимую проблему урока; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров

Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

I. Мотивация к учебной деятельности

Постановка учебных задач

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи

Предлагает по двум картинкам сравнить человека и обезьяну на слайде. проанализировать, найти сходства и различия, сделать вывод. Дать ответ на вопрос «Что такое человек?»

Находят и перечисляют внешние отличия и сходства человека и обезьяны. Попытаться сделать вывод, что между ними общего и в чем различия. Отвечают на вопрос «Что такое человек?»

Выстраивают предложения – перечисления и делают логический вывод.

Принимают учебную задачу.

Совместное исследование проблемы.

Поиск решения учебной задачи.

Организует обсуждение возникших затруднений.

Пытаются сформулировать тему и цели урока совместно с учителем.

- в чем отличие человека от животного;

-зачем человек рождается;

-каковы ценности человеческой жизни.

Ведут диалог.

Ставят самостоятельно цели и задачи урока.

II. Актуализация знаний. Моделирование

Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.

Задает вопрос: «Какие способы изучения сегодняшнего материала вы можете предложить?»

Выдвигают модели изучения нового материала.

Обсуждают модели. Выделяют их преимущества.

Подходят к выбору модели построения урока.

III. Изучение нового матери-ала Конструирование нового способа действия.

Построение ориентированной основы нового способа действия.

Путем подводящего диалога побуждает учащихся к самостоятельному прочтению нового материала на стр. 9-10.

Формулируют новые понятия, сверяют свои формулировки.

Формулируют понятия, отвечают на вопросы учителя.

Самостоятельно читают учебник.

Переход к этапу решения частных задач.

Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.

Организует работу в парах по работе с таблицей:

беседа по вопросам:

– Чем человек отличается от животного?

– Почему дети-маугли не стали людьми?

биологическое

социальное

Определяют черты, отличающие человека от животного, самостоятельно заполняют таблицу, отвечают на вопросы, приводят примеры и доказательства.

Индивидуальная, фронтальная работа. Оказывают взаимопомощь, обмениваются мнениями.

Проверяют задание, обмениваясь тетрадями с другой парой.

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного Применение общего способа действия для решения частных задач.

Коррекция отработки способа.

Организует работу учащихся по проверки заполнения таблицы с классом.

Выполняют сравнение заполненных таблиц, дополняют таблицы.

Обмениваются мнениями.

Выставляют оценку друг другу в паре.

Контроль на этапе окончания учебной темы.

Контроль.

Организует первичное тестирование по новому материалу в слайдовой форме. Здания в рабочей тетради,

№ 1, с. 4; № 4,

с. 5.

Работа с учебником. стр 11

-Обсудите стихотворение в паре и опровергните (или согласитесь) мнение о том, что детство – это «в геройской биографии пятно». 

-Можно ли утверждать, что мир детства – это волшебный мир, а детские годы - это одна из ценностей человеческой жизни»?

- Почему?

Объявляет домашнее задание, проводит инструктаж; § 1 вопр.1-4, практикум 3. составить кластер ценности человека

Выполняют тестирование.(Заполнить пропуски в тексте «Человек в отличие от животных обладает ________, способен к ________, может действовать ____, имеет хорошо развитый _________, создаёт ______ .)

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Работа по карточкам;

Задание 1Закончите выражения:* Ребенок родился. Чтобы ему расти и развиваться нужновоспитываться в обществе, чтобы __________

Задание 2.

Закончите предложение.

Ребенок родился. Чтобы ему расти и развиваться нужнообщаться с ровесниками для того, чтобы ___________

Читают стихотворение . В. Д. Берестова «Кому двенадцать лет…»

Задают вопросы по тесту.

Задают вопросы по заданию.

Выполняют задания в тетради

Обмениваются мне-ниями.

Формулируют поня-тия «Ценности человеческой жизни!, отвечают на во-просы учителя.

Осуществляют взаимопроверку.

Устно обсуждают, анализируют ответы.

Выставляют первичные оценки, которые в журнал не идут.

Записывают Д/з.составить кластер ценности человека

V. Итоги урока. Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений

Проводит беседу по вопросам:

– Человек рождается как «чистый лист» или природа дает ему что-то от рождения?

– Какие биологические признаки наследует живое существо?

– Чем различается деятельность животного и человека?

Что нужно для ребёнка, чтобы он рос и развивался?

Воспитываться с рождения среди людей, чтобы …

Воспитываться с рождения среди людей, чтобы …

Заниматься разнообразной деятельностью самостоятельно и со сверстниками (трудиться, играть, гулять), чтобы…

Подведение итогов работы над проблемой «Зачем человек рождается» ребята из предложенных на экране слов составляют цитату и делают вывод.

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

в, даже, детстве, имеет, не, неправедных,

поступков, права, совершать, человек.

Даже в детстве человек не имеет права совершать неправедных поступков

понимают значение знаний для человека и принимают его. прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого

Оценивание учащихся за работу на уроке

infourok.ru

Загадка человека. Урок-презентация по обществознанию, 5 класс (ФГОС-2)

Обществознание, 5 класс

Урок № 1-2

Загадка человека

Д.З.: Как работать с учебником (с.5-8)4

§ 1, ?? (с.14), «в классе и дома» (с.14-15)

© ред. А.И. Колмаков

Цели урока

  • содействовать формированию представлений на доступном пятиклассникам уровне об отличиях человека от остального живого мира;
  • развивать навыки сравнения и анализа;
  • воспитывать осознанное, мотивированное отношение к истории появления человека и общества

Универсальные учебные действия

  • раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни;
  • характеризовать и конкретизировать конкретными примерами биологическое и социальное в природе человека;
  • сравнивать свойства человека и животных.

Понятия, термины

  • речь;
  • разумные существа;
  • наследственность;
  • инстинкт;
  • эмоции;
  • суждение;
  • мышление;
  • способности;
  • образование;
  • социальное существо

Урок 1

Что такое обществознание? Как работать с учебником?

1. Что мы узнаем изучая обществознание?

2. В чём учебник – наш помощник?

Что изучается на обществознании?

Этот новый школьный предмет расскажет тебе об обществе .

Где уже мы узнавали об обществе?

Правильно! Изучали в младших классах предмет «Окружающий мир», изучаем историю, читаем на уроках литературы о людях и обществе, в котором живут персонажи.

Важной частью любого общества является семья .

Можно сказать, что всё общество состоит из семей. Члены семьи – родственники .

  • Т ы ходишь в школу. Кроме тебя здесь учится много других ребят.
  • Ш колы есть и в крупных городах, и в маленьких посёлках. И в них, как и в твоей школе, учатся ребята от 6 до 17 лет.
  • В се они относятся к общественной группе школьники .
  • Ч тобы общество, в котором ты живёшь, процветало, надо трудиться.
  • Труд – основа жизни любого общества: и первобытного, и современного.
  • Т руд человека немыслим без творчества .
  • Т ы живёшь в Российской Федерации.
  • В разные исторические времена наше государство называлось по-разному. Но оно всегда было важной частью мира.
  • Н а уроках обществознания ты узнаешь как устроено наше государство, какие государственные символы имеет, какими правами и обязанностями обладают его граждане.

Как же работать с учебником?

  • В сё содержание учебника разбито на главы, а главы – на параграфы (§§).
  • Т екст параграфов (§) надо читать, обращая внимание на выделенные жирным шрифтом слова. Эти слова объяснены в словаре.

!

  • С амое важное в § выделено значком
  • З адания, отмеченные звёздочкой, являются наиболее трудными - * .
  • П о ходу изложения встречаются вопросы и задания к тексту. Они заставят тебя задуматься, помогут самостоятельно сделать вывод
  • К аждый § завершается вопросами для самопроверки . Отвечая на них ты сможешь подготовиться к беседе на следующем уроке, проверить, всё ли усвоено. Рубрика называется «Проверим себя».

?

Каждая новая глава начинается сообщениями:

  • О чём мы узнаем
  • Н а какие вопросы ответим

В учебнике ты встретишь рубрики:

  • «Ж ил на свете человек»
  • «П утешествие в прошлое»
  • «К артинная галерея»
  • «В классе и дома»
  • «У чимся…»

Есть в учебнике и разделы:

  • П рактикум
  • В опросы для итогового повторения
  • С ловарь

Наши помощники

  • Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. - М.: Просвещение, 2012.
  • Рабочая тетрадь : Л.Ф.Иванова, Я.В. Хотеенкова. Обществознание. 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2012.
  • Методическое пособие : Методические рекомендации к учебнику «Обществоведение: гражданин, общество, государство»: 5 кл.: Пособие для учителя/Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградник, Н.И. Городецкая и др.; под ред. Л.Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2003.

рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?

Урок 2

Глава I

Человек

Загадка человека

Изучение нового материала

  • Цели и ценность человеческой жизни.
  • Природа человека.
  • Человек – биологическое существо.
  • Отличие человека от животных.
  • Наследственность.

Чем человек отличается от других живых существ

Владеет речью

Способен к творчеству

Умеет производить орудия труда

Имеет хорошо развитый головной мозг

Способен к прямохож-дению

Способен к действиям по плану

Осознаёт самого себя

Обладает фантазией

Вспомни схему и заполни пропуски в тексте:

Человек в отличие от животных обладает ________, способен к ___________________, может действовать ___________, имеет хорошо развитый _________________, создаёт ____________________.

речью

прямохождению

по плану

головной мозг

орудия труда

Зачем человек рождается?

  • О дни считают, что человек создан для счастья, благополучной и сытой жизни.
  • Д ругие видят назначение человека

в служении Родине,

в совершении добрых поступков,

в гуманном отношении к людям.

Зачем человек рождается?

  • В народе говорят, что за свою жизнь человек обязательно должен построить дом, посадить дерево и вырастить ребёнка.

«Чем больше человек даёт людям и меньше требует себе, тем он лучше; чем меньше даёт другим и больше себе требует, тем он хуже».

Л.Н. Толстой

Что нужно ребёнку, чтобы он рос и развивался

Слушать и понимать человеческую речь, общаться со взрослыми, чтобы…

Воспитываться с рождения среди людей, чтобы …

Заниматься разнообразной деятельностью самостоятельно и со сверстниками (трудиться, играть, гулять), чтобы…

Давай повторим главное

По-моему, человека можно сравнить с ________________, потому что _________________.

Что такое наследственность Уч-к, стр.11-12

  • Сформулируйте определение наследственности.
  • В чем проявляется наследственность у животных?
  • В чем проявляется биологическая сущность человека?
  • Можно ли говорить, что ребенок рождается как «чистый лист»?

Наследственность – это получение любым живым существом от своих родителей (предков) определенных биологических признаков (свойств).

Наследственность у животных

Наследственность у человека

Наследственность у животного проявляется в его инстинктах, т.е. в определенных действиях (поведении), уже имеющихся при рождении

Например:

  • Различать врагов
  • Охотиться
  • Защищаться
  • Строить жилища
  • Запасать на зиму корм
  • Впадать в спячку
  • Ухаживать за потомством
  • и мн. др.

Наследственность – биологическая сущность человека

  • Инстинкты (пить, есть, спать, передвигаться…)
  • Способность воспринимать окружающий мир, мыслить, говорить…
  • Внешние черты (цвет волос, глаз, голос…)
  • Внутренние характеристики (темперамент, эмоции, склонности к какому-либо делу…)

Человек – существо

биологическое,

а значит, часть природы

Проверь себя

  • Что такое наследственность? Какие биологические признаки наследует человек?
  • Докажи, что человек не только биологическое, но и социальное существо.
  • Известны ли тебе случаи, когда человеческого детеныша воспитывали звери? Что из этого получилось?
  • Можно ли влиять на наследственность?

рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?

multiurok.ru

Конспект урока по теме "Загадка человека" (5 класс)

Тема урока: Загадка человека.

Тип урока: проблемный урок с творческим применением знаний и умений.

Форма урока: проектное занятие

Понятия: точные науки, общественные науки, гипотеза, проект, феномен, человек, общество, душа, мышление, речь, внутреннее «Я», общественный (социальный), философия, социология, психология, Библия, эволюция.

Цели урока:

Общеразвивающие и воспитательные:

Продолжить знакомство учащихся с общественными науками (с предметом «Обществознание») с целью создания условий для духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в обществе.

Нравственно-этическое воспитание учащихся на примере ключевых идей курса – идей гуманизма и целостности человека.

Образовательные:

Продолжить знакомство учащихся с загадкам и тайнами феномена «Человек» и формирование у учащихся образного представления о человеке в его многомерности, в образе своего «Я».

Активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся.

Много есть чудес на свете,

человек – их всех чудесней» Софокл

  1. Вводно-мотивационная беседа «Загадки и тайны феномена «Человек»

Всем людям, живущим на Земле, живущим сегодня и тем, кто будет жить завтра, посчастливилось родиться людьми.

Зачем человек рождается? Для чего проживает свою жизнь?

Итак, ещё древние мыслители, писатели и поэты пытались найти ответ на вопрос «Что такое человек?».

В 5 классе вы познакомились с историей Древнего мира и, вероятно, помните имя великого древнегреческого поэта 

Софокла, жившего более 2 тысяч лет назад.

Чтение отрывка из трагедии Софокла «Антигона»:

Создал речь и вольной мыслью Овладел, подобной ветру, —

И законы начертал, И нашел приют под кровлей

От губительных морозов, Бурь осенних и дождей.

Злой недуг он побеждает, И грядущее предвидит

Многоумный человек.

Учитель: Эти строки – хвалебный гимн человеку, они прославляют всё то, чего человек сумел добиться. В чем видел Софокл величие человека? (Софокл считал, что величие человека в том, что он знает и умеет то, чего не знают и не умеют звери).

В этом и есть феномен – то есть неразрешимая загадка, над которой люди бьются вот уже несколько тысяч лет.

Ребята, а вам интересно попытаться разгадать эту загадку?

II. Определение проблемы и постановка гипотезы проекта.

Учитель: Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие в загадочный мир человека и побыть настоящими учёными!

1. Знакомство с методом проекта.

А знаете ли вы, какие методы используют учёные в своей работе? (собирают различную информацию, исследуют что-либо, применяют различные приборы)..

Одним из интересных и продуктивных методов, который используют в своей работе современные учёные, является метод проекта.

Что значит осуществить проект? Это коллективная работа, которая предполагает решение определённой задачи – проблемы с помощью нескольких исследовательских групп. Я предлагаю вам разбиться на группы, каждая из которых внесёт свой вклад в наше исследование. Эти группы символично будут представлять различные науки, изучающие человека: социологи (изучают человека и его жизнь в обществе), психологи (изучают внутренний мир человека), философы(размышляют о смысле человеческой жизни), историки (изучают развитие человеческого общества).

2. Проблема и гипотеза.

Давайте попытаемся сегодня решить следующую проблему (вернее, внести свой вклад в поиски ответа на этот вопрос): что такое человек? Но чтобы решить проблему, необходимо подтвердить или опровергнуть некое предположение. Оно называется «гипотеза». Давайте попробуем сегодня доказать или опровергнуть следующее предположение (гипотезу): «Является ли человек высшим созданием природы?»

Итак, я предлагаю вам сотрудничество для совместного поиска и решения проблем!

III.  Работа над проектом и подтверждение гипотезы.

1. Загадка происхождения человека

а) «Познай самого себя!»

В древнегреческом городе Дельфы, на стене храма бога солнца Апполона были начертаны строки: «Познай самого себя!». Сколько помнит себя человечество, столько и пытается ответить на вопрос «Кто я?», но вопрос «Откуда я?» кажется ещё более интересным!

На самом деле, вопрос о происхождении человека очень непрост.

Ребята, а что вы знаете о том, откуда произошёл человек?

Учитель: Действительно, предположений (гипотез) о происхождении человека – великое множество! В мифах и легендах древних народов человека создают природные силы, боги из земли, глины, воды, огня.

Ответы на эту загадку содержат и священные книги разных народов.

1. Библия о происхождении человека.

Учитель: Знаете ли вы, что такое Библия? (священная книга христиан, верующих в бога Иисуса Христа)

А кто знает, что говорится в Библии о создании человека? (Бог создал человека по образу и подобию своему).

в)  Наверное, все знакомы с гипотезой о том, что человек произошёл от обезьяны или от обезьяноподобного предка. Это предположение впервые сделал 150 лет назад английский учёный-биолог Чарльз Дарвин после многолетних исследований. Он и его последователи утверждают, что превращение животного предка в человека стало возможным только благодаря труду.

 Действительно, во внешнем облике обезьяны, древнего и современного человека мы находим очень много схожего. Но многие современные ученые выражают большие сомнения по поводу этой теории!

И вот он, феномен, загадка: вечно познающий себя человек до сих пор не знает, откуда он появился на Земле?!

2. Человек – существо биосоциальное.

Люди, такие разные, обладают огромными возможностями, поэтому некоторые считают человека центром Вселенной! Можно ли с этим согласиться? Наверное, это всё-таки преувеличение. Человек – весьма сложное и неоднозначное существо: с одной стороны, он очень силён, с другой, кажется крайне слабым. В чем сила и слабость человека?

Но самое интересное, что, живя и развиваясь в обществе, человек во многом схож с животными. В чем сходство человека и животного? (биологическое строение, первичные потребности: необходимость в пище, воде, воздухе, инстинкт самосохранения и мн. др.).

Что же отличает человека от других живых существ?

В первую очередь то, что он – существо социальное (общественное)

(от латинского слова «socialis» – «общественный»).

Какие способности человек приобретает в обществе? (способность мыслить,владеть речью, трудиться, производить орудия труда, осознавать самого себя, обладать фантазией и заниматься творчеством, планировать свои действия и ставить цель). Мы уже отметили, что дитя человеческое после рождения – самое неприспособленное к жизни из всех живых существ. А настоящий, разумный человек вырастет из него только в обществе, среди других людей, которые передадут ему знания об окружающем мире, свой опыт, культуру.

Чтение отрывка из повести Р.Киплинга «Книга джунглей».

Почему Маугли не был похож на других людей? А как вы думаете, могла ли такая история произойти в реальной жизни?

Киплинг использовал для сюжета реальные истории: были случаи, когда волею обстоятельств дети попадали в стаи к животным.

А как заканчивается история Маугли? (возвращение к людям). Это – счастливая сказка. На самом деле выросшие среди зверей люди не научились ходить на четырёх ногах, не способны были мыслить, а, оказавшись среди людей, вели себя как пойманные животные! Все попытки сделать их нормальными людьми оказались бесполезными… Это и есть реальные доказательства общественной сущности человека, который становится Человеком только среди людей.

д) Человек – существо биосоциальное. Работа со схемой на доске:

Давайте подведём итог нашего рассуждения: может ли человек являться только частью природы? (нет, иначе он перестал бы быть человеком), а только частью общества? (нет, он во многом схож с животными).

А это значит, что биологическое (природное) и общественное (социальное) слиты в человеке воедино, и обе этих стороны необычайно важны. Поэтому учёные называют человека биосоциальным существом!

3. Человек – высшее создание природы?

? А умеют ли мыслить животные?

Все эксперименты учёных доказали – «нет». Многолетние попытки научить обезьяну мыслить, подобно человеку, оказались безуспешными.

? С деятельностью какого органа человеческого организма связана способность человека мыслить?

Мышление человека связано с уникальным творением природы – головным мозгом человека! Благодаря этому волшебному механизму, состоящему из миллиардов нервных клеток, мы имеем память, чувства, воображение! Удивительно, но учёные доказали, что возможности нашего мозга почти неограниченны! Благодаря деятельности головного мозга люди приобретают новые знания, делают изобретения, открытия. Используя это, человек изменяет мир, то есть преобразует его (а не просто приспосабливается к нему, как животное).

Работа в группах с заданием: «Как человек изменяет окружающий мир (преобразует его)?»

Подведение итогов:

Как видите, человек использует свои знания и умения для собственных нужд, и создаёт то, чего нет в живой природе – искусственную среду, культуру, изменяя окружающий мир. Мы с вами на правильном пути и постепенно приближаемся к решению поставленной задачи (проблемы). Я думаю, мы очень внимательно рассмотрели человека «снаружи», а теперь попробуем взглянуть на него «изнутри», с точки зрения особенностей его внутреннего мира.

4. «И стал человек душою живою…»

Жизнь нас убеждает в том, что судьба человека (его жизненный путь), положение в обществе, счастье зависят от того, чем наполнил он свой внутренний мир, какие положительные качества привили ему родители, школа, что человек развил в себе сам, чтобы «стать душою живою». Хочешь, чтобы мир стал лучше? Начни с самого себя!

IV. Подведение итогов проектной деятельности учащихся.

Учитель: Ребята, я думаю, что наша коллективная работа над проектом «Что такое человек» была достаточно плодотворной. В этом нам, в первую очередь, помогло сотрудничество, совместный поиск ответов на поставленные вопросы.

Сегодня мы приложили немало усилий, чтобы попытаться, как настоящие учёные, ответить на вопросы об уникальности человека, его происхождении, смысле жизни, счастье. Я надеюсь, теперь вы задумаетесь над тем, что жизнь человека – это долгий путь преодоления трудностей, где есть боль и радость, успехи и потери…

Вы почувствовали, что ответить на вопрос «Что такое человек?» за один урок невозможно. Вы обязательно продолжите изучать обществознание в старших классах, и ваше понимание человека будет становиться всё полнее и глубже! Сегодня вы делаете первые шаги в изучении общественных наук, но уже успешно доказали, что человек – высшее создание природы, её удивительная загадка!

Значит, цель нашего проектного занятия достигнута! Но человек изменяется вместе с окружающим миром, а, значит, он будет изучать себя, пока существует!

Проверьте свои знания

  1. Как вы понимаете выражение «человек — биологическое и социальное существо»? При ответе используйте схему.

  1. Объясните значения следующих понятий: «социальный», «биологический».

  2. Каковы основные отличия человека от животных?

  3. Чем один человек отличается от другого? Выскажите свою точку зрения.

Практикум

  1. Приведите примеры, доказывающие, что человек — биологическое существо. Приведите примеры, доказывающие, что человек — социальное существо.

infourok.ru

План конспект по обществознанию 5 класс Уроки 3, 4. Загадка человека

Уроки 3, 4. Загадка человека

Цели: дать представление о сущности природы человека, об отличиях человека от животных, о биологических признаках наследственности и факторах, влияющих на нее.

Планируемые результаты: предметные: учащиеся научатся применять понятийный аппарат обществоведческих понятий человек, социальное существо, наследственность, инстинкты, эмоции для раскрытия сущности загадки человека; анализировать, сопоставлять и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников; объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества; характеризовать биологические и социальные черты человека; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; мета-предметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий;личностные УУД: формирование мотивации, направленной на активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни; заинтересованности не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества; воспитание ответственности за принятие решений; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Оборудование: карточки с заданием для работы в парах; пакет с рабочим материалом для работы в группах; кубик Блума; проектор; мультимедийная презентация.

Тип уроков: открытия нового знания.

Ход уроков

I.    Организационный момент

II.    Мотивационно-целевой этап

Говорят, что древнегреческий философ Диоген ярким солнечным днем, высоко подняв над головой зажженный фонарь, ходил по городу и пристально вглядывался в людей. Его спрашивали: «Кого ищешь, Диоген?» — «Ищу человека», — отвечал философ.

—    Как вы поняли смысл этой легенды?

—    Чем человек отличается от других живых существ? При ответе на этот вопрос используйте знания, полученные в начальной школе.

—    Могут ли животные мыслить, владеют ли они речью, занимаются ли творческой деятельностью?

Тема нашего урока: «Загадка человека».

—    Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

—    На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ответы учеников.)

План уроков

1.    Чем человек отличается от животных.

2.    Зачем человек рождается.

3.    Что такое наследственность.

4.    Наследственность — биологическая сущность всех людей.

5.    Можно ли влиять на наследственность.

Проблемные вопросы. Зачем рождается человек? Для чего проживает долгую жизнь? Что значит выражение: «Человек, родившись среди себе подобных, должен еще научиться быть человеком»?

III. Работа по теме уроков

Кто есть человек? В чем его особенности? Русский философ

А.Ф. Лосев писал: «Человек — вечная проблема, которая вечно решается и которая никогда не будет решена». Словом, человек есть вечная загадка.

1. Чем человек отличается от животных

—    Представьте себе, что вы присутствуете на заседании дискуссионного клуба и вам необходимо примкнуть к одной из групп.

Первая группа утверждает, что человек — это развитое животное.

Вторая группа утверждает, что человек — существо общественное, тесно связанное с людьми и утратившее связь с животными.

—    Чтобы присоединиться к одной из групп, продолжите следующее суждение.

По-моему, человека можно сравнить с..., потому что...

—    Объясните свой выбор.

(Проверка выполнения задания.)

—    Теперь предлагаю поработать в парах.

(Каждому ученику в паре выдается карточка с индивидуальным заданием. После его выполнения учащиеся обмениваются карточками и проводится взаимопроверка.)

Задание 1. Из приведенных свойств человека необходимо выбрать черты сходства его с животными и черты различия. Выберите и запишите в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем — черт различия.

1)    Способность к творчеству;

2)    потребность в отдыхе;

3)    наличие органов чувств;

4)    сознательное выдвижение целей.

Черты сходства

Черты различия

 

 

Задание 2. Ниже приведен список физических и психических свойств: одни из них присущи только животным, другие — только человеку, третьи — и человеку, и животным. Распределите порядковые номера свойств по графам таблицы.

1)    Словесная речь;

2)    сезонная линька;

3)    способность строить жилище;

4)    обучение потомства;

5)    потребность в пище;

6)    зимняя спячка;

7)    прямохождение;

8)    потребность в общении;

9)    умение фантазировать;

10) густая шерсть.

Свойства, присущие только животным

Свойства, присущие только человеку

Свойства, присущие и человеку, и животным

 

 

 

(Проверка выполнения заданий.)

—    Наверняка вам хорошо знакомо произведение Р. Киплинга «Маугли». А знаете ли вы, что при написании книги автор основывался на реальных фактах?

—    Внимательно прочитайте дополнительный материал и ответьте на поставленные вопросы.

Дополнительный материал Дети-маугли

В 1920 г. в джунглях Индии нашли двух девочек в семействе волков. Назвали девочек Амала и Камала. Они вели себя как волчата: бегали на четвереньках, днем забивались в самый темный угол, по ночам выли, срывали с себя одежду, которую на них пытались надеть. Прожили среди людей не более десяти лет. Камала к двенадцати годам научилась ходить, но очень осторожно и неуверенно, предпочитая передвигаться на четвереньках. С превеликим трудом освоила около сорока пяти слов. Развитие интеллекта остановилось на самом низшем уровне — тяжелой идиотии.

В 1954 г. в Индии был найден шестилетний мальчик по имени Раму, прозванный впоследствии «мальчиком-волком». По словам его родителей, ребенка в младенчестве похитил волк. По возвращении домой мальчик лакал молоко, как животное, любил погрызть кости и больше всего интересовался волками в зоопарке. Он умер в 1968 г.

В 1962 г. в Туркмении нашли мальчика. Назвали его Дюма. Он передвигался, как волк, и даже покусал одного из геологов, которые искали нефть и нашли ребенка. В 1991 г. ему было 37 лет, он не умел ходить по-человечески, ел сырое мясо и кусался, когда был напуган. Однако при этом он чистил зубы, умел причесываться ипользовался туалетом, как человек.

В 1970 г. в США, в штате Калифорния, была обнаружена тринадцатилетняя девочка, привязанная к стулу. Как выяснилось, ее привязывали на весь день в течение десяти лет. Девочка не умела говорить и не могла толком ходить. В настоящее время она живет в приюте.

—    Как же человек становится человеком?

—    Что необходимо ребенку, чтобы он рос и развивался?

—    Достаточно ли того, чтобы его кормили, заботились о нем?

(Ответы учеников.)

Таким образом, феномен детей-маугли — это иллюстрация того, что человек вовсе не рождается Homo sapiens, что уникальные качества, отличающие его от животных, — во многом продукт воспитания.

—    Рассмотрите схему на с. 10 учебника и проверьте правильность своих выводов об отличиях человека от животного.

—    Допустили ли вы ошибки?

—    Чем вы можете их объяснить?

2. Зачем человек рождается

В этом прекрасном и непостижимом мире мы постоянно задаемся вопросами: кто я? Зачем я здесь? Эти и многие другие вопросы человек задает себе в течение всей жизни, и от ответа на них во многом зависят его судьба и развитие. Он только лишь тело, наполненное эмоциями, или что-то большее? Почему человек не всегда счастлив? Почему ему не всегда интересно? Зачем он рождается?

—    Для того чтобы ответить на эти вопросы, предлагаю сыграть в игру «Кубик Блума».

(На гранях кубика написано начало вопросов.

•    Почему...

•    Объясни...

•    Назови...

•    Предложи...

•    Придумай...

•    Поделись...

Правила игры. Учитель или ученик бросает кубик. На грани выпадает начало вопроса. Ученик должен сформулировать вопрос, начинающийся с данного слова, по теме учебного материала, а затем ответить на него.

В ходе игры учащиеся высказывают свои предположения относительно смысла существования человека.)

Действительно, у каждого человека свое представление о своем предназначении в жизни.

—    Выполним задание «Оценка текста». Самостоятельно проработайте предложенные тексты и определите, зачем человек рождается, по мнению разных авторов.

Текст 1

Быть человеком — это чувствовать свою ответственность. Чувствовать стыд перед нищетой, которая, казалось бы, не зависит от тебя. Гордиться каждой победой, одержанной товарищами. Сознавать, что, кладя свой кирпич, и ты помогаешь строить мир.

(Антуан де Сент-Экзюпери)

Текст 2

Чем больше человек дает людям и меньше требует себе, тем он лучше; чем меньше дает другим и больше требует себе, тем он хуже.

(Л.Н. Толстой)

(Проверка выполнения задания.)

Итак, давайте подведем итоги.

1)    Человек рождается не только для того, чтобы есть, пить, иметь красивый дом, получать блага только для себя;

2)    человек — существо разумное. Он не должен совершать дурных поступков, а должен заботиться о благе других, делать все, чтобы на планете Земля все жили счастливо и дружно.

3. Что такое наследственность

В XVIII в. ученые спорили между собой. Одни из них, например англичанин Дж. Локк, утверждали, что новорожденный человек подобен чистой доске. Другие считали, что человек способен передавать свои свойства по наследству. Так родился термин наследственность.

—    Познакомьтесь с определением этого термина и выделите ключевые слова.

(Ученики записывают термин в словарь.)

Наследственность — способность организмов передавать свои признаки и особенности развития потомству. Благодаря этой способности все живые существа (животные, растения, грибы, бактерии) сохраняют в своих потомках характерные черты вида. Такая преемственность наследственных свойств обеспечивается передачей их генетической информации. Носителями наследственной информации у организмов являются гены. Новорожденный несет в себе комплекс генов не только своих родителей, но и своих отдаленных предков.

Приобретенные в течение жизни навыки и свойства не передаются по наследству. Наукой не выявлено также особых генов одаренности, однако каждый родившийся ребенок обладает громадным арсеналом задатков, раннее развитие и формирование которых зависит от социальной структуры общества, от условий воспитания и обучения, заботы и усилий родителей и желания самого маленького человека.

(Проверка выполнения задания.)

—    Итак, одинаково или по-разному наследственные признаки передаются людям и животным? Внимательно изучите

предложенную схему и примеры инстинктов, свойственных животным (с. 12 учебника), и ответьте на этот вопрос.

(Проверка выполнения задания.)

4. Наследственность — биологическая сущность всех людей

— Работая с текстом учебника на с. 12—13, определите, какие биологические признаки наследует человек.

(Проверка выполнения задания проводится в форме игры «Да — нет».

Два варианта проведения игры:

1)    Вопросы задает учитель, ученики отвечают «да» или «нет» (этот вариант для менее подготовленного к такой форме работы класса).

2)    Класс делится на две группы: первая задает вопросы по тексту, вторая — отвечает «да» или «нет» (этот вариант предполагает более подготовленный класс).)

Вопросы к игре

1.    Отражается ли биологическая сущность человека в инстинктах? (Да.)

2.    Наследуется ли человеком желание пить, есть, спать, возможность передвигаться и многие другие биологические свойства организма? Да.)

3.    Передает ли человек способность воспринимать окружающий мир, мыслить, говорить из поколения в поколение? Да.)

4.    Человек при рождении получает от родителей особенности своих эмоций? Да.)

5.    Является ли человек биологическим существом? Да.)

6.    Суждение «человек — часть природы» является ошибочным? (Нет.)

7.    Согласны ли вы с мнением о том, что ребенок — это «чистый лист»? (Нет.)

8.    Наследует ли человек многие черты и свойства своих родителей? (Да.)

9.    Отличаются ли наследуемые людьми биологические признаки от биологических признаков других живых организмов? (Да.) у

10. Утверждение, что человек, родившись среди себе подобных, должен еще научиться быть человеком, является ошибочным? (Нет.)

5. Можно ли влиять на наследственность

В конце XIX в. итальянский врач-психиатр Ч. Ломброзо утверждал, что склонность к совершению преступлений — биологический фактор и что «преступные типы» можно выделить посредством физического анализа формы головы. Ломброзо выделил четыре типа преступников: душегуб, вор, насильник и жулик.

Однако в наши дни ученые доказали, что у многих преступников есть в наследственном аппарате лишняя хромосома — это та часть ядра клетки организма, в которой заключена наследственная информация. Поэтому такие люди более склонны к преступному поведению. Но такая же хромосома бывает и у вполне законопослушных людей. Есть также преступники, у которых нет такой хромосомы.

—    Работая в группах, определите, о чем говорят приведенные факты.

—    Можно ли влиять на наследственность? Если да, то каким образом?

(Работа в группах, проверка выполнения задания.)

—    Познакомьтесь с материалом рубрики «Жил на свете человек» на с. 13 учебника и стихотворением О.И. Скороходовой «Думают иные».

Думают иные — те, кто звуки слышат,

Те, кто видят солнце, звезды и луну:

— Как она без зренья красоту опишет?

Как поймет без слуха звуки и весну?!

Я услышу запах и росы прохладу,

Легкий шелест листьев пальцами ловлю.

Утопая в сумрак, я пройду по саду,

И мечтать готова, и сказать: люблю...

Пусть я не увижу глаз его сиянье,

Не услышу голос, ласковый, живой,

Но слова без звука — чувства трепетанье —

Я ловлю и слышу быстрою рукой.

И за ум, за сердце я любить готова,

Так, как любят запах нежного цветка,

Так, как любят в дружбе дорогое слово,

Так, как любит трепет сжатая рука.

Я умом увижу, чувствами услышу,

А мечтой привольной мир я облечу...

Каждый ли из зрячих красоту опишет,

Улыбнется ль ясно яркому лучу?

Не имею слуха, не имею зренья,

Но имею больше — чувств живых простор:

Гибким и послушным, жгучим вдохновеньем Я соткала жизни красочный узор.

Если вас чаруют красота и звуки,

Не гордитесь этим счастьем предо мной!

Лучше протяните с добрым чувством руку,

Чтоб была я с вами, а не за стеной.

—    Что вы узнали об Ольге Ивановне Скороходовой?

—    Какие качества помогли ей проявить свои способности?

—    Какую роль в ее жизни сыграла помощь других людей? Свой ответ поясните.

IV. Закрепление изученного материала

—    Укажите верное определение.

1)    Поведение человека определено только биологическими факторами.

2)    Человек — это социальное существо, для которого биологические факторы не играют роли.

3)    Решающее влияние на поведение человека оказывают инстинкты.

4)    Человек, прежде всего, социальное существо, но на его поведение оказывают влияние и биологические факторы.

(Проверка выполнения задания.)

—    Заполните таблицу. Используйте приведенные ниже словосочетания.

Что мы наследуем от родителей

Чему мы должны научиться

Общее у всех людей

Индивидуальное у разных людей

 

 

 

Способность защищаться; способность относиться к другим как к себе; способность делать запасы впрок; способность отличать хорошее от дурного; способность строить жилище; определенный овал лица; способность передвигаться; способность мыслить; способность утолять голод.

(Проверка выполнения задания.)

— Теперь поработаем с рубрикой «В классе и дома».

(Ученики делятся на три группы и выполняют задания 1—3 нас. 14—15 учебника.)

—    Так какие же загадки таит в себе человек? Составьте син-квейн по теме урока.

(Проверка выполнения задания.)

V. Подведение итогов уроков. Рефлексия

—    Как вы понимаете следующие выражения и высказывания?

•    «Бесцельно прожитая жизнь»;

•    «Человек — творец своего счастья»;

•    «Прожитая жизнь оценивается человеческими поступками».

(Обсуждение.)

Домашнее задание

1.    Прочитать § 1, с. 10-15 учебника.

2.    Задание на выбор.

•    С незапамятных времен человечество пытается ответить на очень непростые вопросы: кто мы? Откуда мы? Какие версии происхождения человека вам известны?

•    Подготовьте черновой вариант журнала, посвященного изучаемой теме, и напишите для него небольшие заметки о феномене человека.

xn----8sbhepth3ca.xn--p1ai