Музыкально –ритмические упражнения для детей дошкольного возраста. Музыкально ритмические упражнения для дошкольников
Игры и музыкально-ритмические композиции для детей дошкольников (в помощь музыкальным руководителям и преподавателям физической культуры детских дошкольных учреждений)
Разделы: Работа с дошкольниками
Большинство движений, на которых построены музыкальные игры и танцы – это основные движения (ходьба, бег, прыжки, поскоки). Они совершенствуются и на музыкальных занятиях и на занятиях по физическому воспитанию. Без обучения детей правильному шагу и бегу, без укрепления мышц ног и корпуса на занятиях по физкультуре дети не смогут хорошо и выразительно двигаться под бодрую, маршевую и другую музыку. Умение научить ребенка передавать характер музыкального произведения, его образное содержание через пластику движений под музыку (ритмика) помогает непосредственно физкультурной работе, например, на занятиях ритмической гимнастикой.
На занятиях с детьми самого младшего возраста (три-четыре года) нужно учитывать, что они еще не знают, как воспринимать музыку, как увязать с ней свои движения, отличающиеся резкостью, порывистостью, плохой скоординированностью. Все это должен учитывать педагог. В этом возрасте ребенок реагирует на все очень живо, жаждет новой информации и воспринимает ее на лету. Не секрет, что самая близкая форма деятельности детей – игра. А, если игра или упражнения дополняются простейшими стихами, она приносит удовлетворения вдвойне. Простая метризация слов организует внимание, вызывает повышенный интерес к происходящему, усиливает образное мышление, тренирует память, развивает чувство ритма, музыкальный слух и вкус (если сопровождается музыкой). При этом вырабатывается умение правильно и красиво двигаться, укрепляя различные группы мышц.
Предлагаем вашему вниманию ряд упражнений, игр, ритмических разминок и музыкально-ритмических композиций, которые, хочется надеяться, помогут в работе и преподавателям по музыкальному воспитанию и преподавателям физкультуры и ритмической гимнастики в детских образовательных учреждениях.
Пусть жизнь наших малышей окружает красота и здоровье.
Упражнение – игра “Ножки – ладошки”
(для самых маленьких)
Примечание: Если дети совсем маленькие, то слова “правой, левой” можно заменить на “одной, другой”.
“Рыжая лошадка”
(Музыкально-ритмическая игра для маленьких. Можно выполнять под музыку песни “Во саду ли, в огороде”).
Физкультура для малышей
“Упражнения с листочками”
Примечание: Педагог произносит слова, он же раздает листья по одному в каждую руку. Или, если дети большие, выбирает для раздачи листиков 1-2 ребенка при помощи считалки:
Осень к нам опять идет Листья детям раздает: Штуку в каждую ладошку, Положи их на дорожку С листиками поиграй, Потом осени отдай.
“Дождик”
(Ритмическая композиция для детей старшей и подготовительной группы дошкольных образовательных учреждений. Предназначена для развития чувства ритма, сообразительности, координации движений).
Примечание: текст произносится педагогом отчетливо, не спеша, чтобы дети успели сообразить и скоординировать свои движения.
Зимние игры-забавы
“Снеговик”
Примечание:
1 вариант – для малышей
2 вариант – для старшей и подготовительной группы
“Игра с Дедом Морозом”
(Для старших и подготовительных групп)
Примечание: Можно использовать на улице в зимний период. Для игры в зале
Можно использовать мячики малого размера или бутафорские снежки.
Поделиться страницей:Музыкально –ритмические упражнения для детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Развитие двигательных качеств и умений, развитие координаций движений, формирование правильной осанки, красивой походки.
2. Обогащение двигательного опыта детей разнообразными видами движений.
3. Развитие творческих способностей, потребности в самовыражении в движении под музыку.
Особенности методики обучения детей на занятии «ритмика.»
Весь процесс обучения детей делится на 3 этапа:
1. Начальный этап обучения упражнению (отдельному движению).
2. Этап углубленного разучивания упражнений (движения музыкально-ритмических композиций)
3.Этап закрепления и совершенствования знаний двигательных навыков.
Начальный этап обучения характеризуется созданием предварительного представления об упражнении. На этом этапе обучения педагог рассказывает, объясняет и демонстрирует упражнения, а дети пытаются воссоздать увиденное, опробовать упражнение подражая педагогу.
Значительное место в музыкально – ритмическом воспитании дошкольников отводится танцам. Научить ребенка передавать характер музыкального произведения, его образное содержание через пластику движений под музыку – именно на это направлена работа над танцем. Известно, что дети очень любят танцевать. В танцах они удовлетворяют свою естественную потребность в движении. В выразительных ритмичных движениях танца раскрываются чувства, мысли, настроение, проявляется характер детей.
Танец- искусство синтетическое. Оно направлено на решение музыкально-ритмического, физического, эстетического и психического развития детей. Движения под музыку приучают их к коллективным действиям, способствуют воспитанию чувства коллективизма, дружбы, товарищества, взаимного уважения.
Движения под музыку укрепляют детский организм. Удовлетворение полученное ребенком в процессе двигательных действий, побочно сопровождаются значительными физиологическим изменениями в его организме, улучшается дыхание и кровообращение.
Вопрос №26
Фрагмент занятия для детей младшего дошкольного возраста по следующим задачам: чувства ритма, воспитание уважительного отношения мальчика к девочке. Музыкально-ритмические навыки составляют основу упражнений с музыкальными заданиями. Они подводят дошкольников к пониманию законов ритмического строения музыкальных произведений, учат разбираться в многообразии характера музыки. Игровые упражнения по формированию чувства ритма носят не только обучающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом (они направлены на снятие эмоционального напряжения и формирование волевых усилий у дошкольника). Работа по развитию чувства ритма проходит не только через все виды музыкально- двигательных упражнений, но и через все виды музыкальной деятельности детей. Развитием чувства ритма необходимо заниматься на каждом музыкальном занятии. Например, в начале занятия очень хорошо использовать речевые упражнения, упражнения с предметами: палочками, султанчиками, платочками, цветами.
Ряд упражнений, в которых развитию чувства ритма отводится большая роль. 1. «Назови свое имя»Дети стоят в кругу и по очереди хлопают- «тактируют» свои имена. 2.«Кто справа?»Дети стоят в кругу. По очереди хлопают- «Тактируют» имена своего соседа справа. 3.Ритмические импровизации.Дети сидят полукругом. Педагог задает ритм хлопками. По сигналу все дети хлопают в ладоши в заданном ритме, По сигналу останавливаются. 4.Перемена ритма.По сигналу дети хлопают в одном ритме, затем ритм меняется на более быстрый или на более медленный. 5.Каждому свой ритм.Группа делится на две команды. Каждой команде задается определенный ритм. Команды по очереди несколько раз повторяют свое задание. После чего обе команды выполняют свои задания одновременно. 6.Раз, два, три, повтори!Педагог задает хлопками ритмическую фразу, которую дети повторяют «звучащими жестами»: хлопками, притопами, шлепками, щелчками и т.д. 7.Ритмические орнаменты.Дети делятся на две группы. Каждая группа детей выполняет свой ритмический рисунок.
Музыка – одно из средств воспитания уважительного отношения мальчика к девочке. - На музыкальных занятиях работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной деятельности. - При разучивании танцев (вальс, полька, кадриль и т.д.),мальчики овладевают навыками ведущего партнёра, у девочек делаем акцент на грациозности, изяществе, мягкости движений. - В музыкально – ритмических движенияхприсутствует дифференциированый подход: мальчики разучивают движения, требующие мужской силы, ловкости, стремительности (наездники, джигиты, бравые солдаты), у девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, упражнения с цветами, лентами, шарами). - В игре на музыкальных инструментах - ложки, барабаны, гармони – для мальчиков, бубны, колокольчики – для девочек.
Песни и игрыо мальчиках и девочках. - Песни и игрыо мальчиках и девочках способствуют развитию представлений ребёнка о своём поле и формированию средствами музыки позитивного принятия своего пола. -Театрализация. Овладению традиционными свойствами личности: мужественности – у мальчиков и женственности – у девочек помогают и такие средства воздействия, как художественное слово (сказки, былины, стихи, рассказы), видеоматериал и элементы мужских и женских костюмов. Наиболее полно всё это используется при театрализации.
Вопрос №27 Примерная композиция танца «Пастушки» для детей младшего дошкольного возраста. Вступление. Дети стоят парами. У девочек в руках разноцветные ленточки у мальчиков в руках дудочки. Играет музыка: Дети парами проходят по кругу. Затем мальчики отходят в сторону, а девочки становятся перед зрителями и начинают танцевать танец. Мальчики в это время делаю вид, что играют на дудочках. Движения:- - выпад вправо, руки крестиком на груди, потом поднимаются в верх. При этом сначала правая нога отводится в сторону, затем левая. - кружатся на подскоках - машут ленточками - проходят по кругу, левая рука каждой девочки в центре, правая с ленточкой направлена на зрителей ( 4 круга в разные стороны) - затем повторяются первые движения с руками. -вновь становятся парами с мальчиками проходят по залу и уходят
stydopedya.ru
Картотека музыкально - ритмических игр для старших дошкольников
Картотека музыкально – ритмических игр для старших дошкольников
- «ПЕРЕДАЙ РИТМ»
Цель: развивать ритмическое восприятие и музыкальную память.
Ход игры:
Дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего.
Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм следующему ребенку. И тот передает ритм следующему. Последний участник (стоящий впереди всех) «передает» ритм, хлопая в ладоши.
- «НАЧИНАЕМ ПЕРЕПЛЯС» муз. М.Соснина
Цель: развивать чувство ритма, умение согласовывать пение с движением.
Ход игры:
Музыканты, веселей! На проигрыш ритмичные хлопки
Барабанов не жалей!
Раз, два, три!
Три, два, раз! Большой пальчик здоровается с указательным, средним, безымянным и
в обратном порядке.
Начинаем перепляс! «Пружинка»
Начинаем перепляс! Топают в ритм музыки
Собирайтесь, плясуны,
Бегемоты и слоны,
Зебры, ежики, еноты – «Пружинка»
Все, кому плясать охота,
Все, кому плясать охота! Топают в ритм музыки, в конце 2 коротких хлопка.
- «МЫ ТАНЦУЕМ БУГИ- ВУГИ»
Цель: развитие координации движений, умения двигаться в такт музыке.
Ход игры:
И.п. стоя в кругу, руки вдоль туловища, ноги вместе, выполняют движения в соответствии с текстом
Руку правую вперед, а потом ее назад,
А потом опять вперед, и немножко потрясем.
Мы танцуем Буги-Вуги (твист на месте)
Поворачиваясь в круге (поворот вокруг себя)
И в ладоши хлопаем вот так (хлоп-хлоп)
Буги-Вуги, О’кей! (дети идут в центр круга)
Буги-Вуги, О’кей! (дети идут из центра круга)
Повторить 2 раза. Далее ведущий предлагает взять другую руку, ногу, ухо, пятку и т.д.
- «ТАНЦЕВАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ»
Цель: развитие воображения, импровизации, умения двигаться в такт музыке.
Ход игры:
Дети делятся на три группы. Им дают прослушать три произведения: вальс, полька, марш. Участники игры должны придумать танцевальные движения к своей мелодии и продемонстрировать танец.
Ребята должны учитывать ритм и темп танца.
5.«ЛОВИШКА» муз. Й. Гайдна
Цель: Слышать окончание музыкальной фразы. Передавать словами и хлопками ритмический рисунок мелодии. Вырабатывать у детей выдержку, продолжать учить легкому бегу.
Ход игры: Выбирается «ловишка». Он становится лицом к стене, остальные дети у противоположной стены лицом к нему.
Такт 1-4 - Дети тихо подбегают к ловишке
Такт 5-8- Хлопают в ладоши и говорят: «Раз, два, три, раз, два, три! Ну, скорее нас лови!»
Дети убегают, ловишка догоняет.
Методические указания: Следить, чтобы дети подбегали к «ловишке» легко, ритмично, как можно ближе, не боясь быть пойманными.
6.«ИГРА С КОЛОКОЛЬЧИКАМИ» муз. Ю. Рожавской
Цель: Выразительно передавать движениями характер музыки: легко, ритмично бегать, звенеть колокольчиком. Точно реагировать на окончание музыки. Проявлять выдержку, волю.
Ход игры: Дети стоят в кругу, в правой руке колокольчик. В центре круга воспитатель.
Такт 1-8 - дети бегут вправо по кругу, воспитатель влево. В конце музыки поворачиваются лицом в круг.
Такт 9-12 - звенят колокольчиками.
Такт 13-16 - кружатся, с окончанием музыки кладут колокольчик на пол.
Такт 17- 24 повторяют движения 1-8 тактов. С последним аккордом быстро берут колокольчик. Кто остался без колокольчика становится ведущим.
Методические указания: Игру можно использовать на новогоднем утреннике, как игру с Дедом Морозом.
7.«ЗАЙЦЫ И ЛИСА» муз. М. Красева
Цель: развивать умение воспроизводить ритмические рисунки, внимание, ловкость.
Ход игры: дети – «зайцы» стоят полукругом. На расстоянии «спит» лиса.
Такт 1-2 – зайцы прохлопывают лапками ритмический рисунок справа, слева.
Такт 3-4 - три раза подпрыгивают на двух ногах.
Такт 5-8 – повтор движений.
Такт 11-12 – поднимаются и смотрят на лису.
Такт 13-16 – повтор движений 1-4 такта.
Такт 17 – два раза гладят правое ухо.
Такт 18 – два раза гладят левое ухо.
Такт 19-20 – вертят «хвостиками».
Такт 21-22 – прыгают.
Такт 23-24 – кружатся.
Такт 25-31 – зайцы ритмичными прыжками приближаются к лисе (в ритм музыки).
Такт 32 – лиса вскакивает и догоняет зайцев.
8.«КАРУСЕЛИ» любая народная мелодия с ускорением
Цель: развивать ритмичность движений и умение сочетать их с произношением слов, реагировать на ускорение и замедление темпа чтения стихов.
Ход игры: Дети встают вокруг карусели на расстоянии вытянутых рук. По сигналу дети поднимают ленты, поворачиваются друг за другом, идут по кругу. Сопровождают движения чтением стихотворения:
Еле-еле, еле-еле медленная ходьба
Завертелись карусели,
А потом, потом, потом, ходьба с ускорением
Все бегом, бегом, бегом
Побежали, побежали бег на носках под ритм слов
Побежали, побежали…
Тише, тише, не спешите, движения замедляются и
Карусель остановите, дети останавливаются,
Раз-два, поворачиваются лицом к центру,
Раз-два, отпускают ленту
Вот и кончилась игра.
9.«КОЗЕЛ» муз. «Полька» И.Сац
Цель: учить распределению внимания со сменой заданий играющих, учить всех детей ритмично выполнять притопы и покачивания головой.
Ход игры: Дети делятся на две подгруппы. На 1-ю часть одна подгруппа выполняет притоп одной ногой, показывая, как «козел стучит копытом»; другая подгруппа покачивает головой сверху вниз, изображая козла, который трясет бородой. Перед игрой дети повторяют слова:
Козел сердит, козел молчит,
Он копытами стучит.
Бородой своей трясет,
Никак капусту не найдет.
- 10. «МУЗЫКАЛЬНЫЕ КУБИКИ» муз. М.Гоголевой
Цель: развитие у детей чувства ритма и зрительного внимания, умения распределять движение руки на всю музыкальную фразу.
Ход игры: для каждого ребенка на столе лежит по 4 кубика.
Такт 1-4 - Ребенок кладет кубик на кубик под музыку справа налево правой рукой и произносит слова:
Кубик на кубик, кубик на кубик,
Ставим мы без лишних слов!
Ребенок старается построить башню. На «раз» взял, на «два» положил.
Такт 5-8 – перекладывает кубики слева направо левой рукой и произносит слова:
Кубик на кубик, кубик на кубик,
Скоро будет дом готов!
11.«ВЕСЕЛЫЕ ЛОЖКИ» р.н.п. «Пойду ль да выйду ль я».
Ход игры: Дети сидят на стульчиках и выполняют движения с ложками под русскую народную песню
Музыка А:
1-я фраза – стучат ложками справа четвертными нотами.
2-я фраза - стучат ложками слева четвертными нотами.
Музыка Б:
1-я фраза – два хлопка перед собой четвертями, один раз по коленям, один раз перед собой.
2-я фраза – два хлопка перед собой четвертями, один раз по коленям, один раз перед собой.
Музыка А:
1-я фраза – стучат восьмыми по правой ноге снизу вверх.
2-я фраза - стучат восьмыми по левой ноге снизу вверх.
Музыка Б:
1-я фраза – движение «тарелочки» четвертями.
2-я фраза – хлопки (две восьмые – справа, две восьмые – слева, 2 хлопка четвертями перед собой).
Музыка А:
1-я фраза - стучат ложками слева направо восьмыми нотами.
2-я фраза - стучат ложками справа налево восьмыми нотами.
Музыка Б:
1-я фраза – два хлопка перед собой четвертями, один раз по коленям, один раз перед собой.
2-я фраза - два хлопка перед собой четвертями, один раз по коленям, один раз перед собой.
- «ВЕСЕЛЫЙ КОЛОКОЛЬЧИК»
Цель: формировать ощущение речевого и музыкального предложения.
Ход игры: Музыкальный руководитель поет нечетные фразы со словами, а дети – четные со звукоподражаниями, подыгрывая на колокольчиках.
1.Веселый колокольчик –
Динь – динь - динь.
Смеется и хоохчет –
Динь – динь - динь.
- Он пел зимой чуть слышно –
Динь – динь - динь.
Но снова солнце вышло –
Динь – динь - динь.
- И звонкие капели –
Динь – динь - динь.
В ответ ему запели –
Динь – динь - динь.
- «ШЛА ВЕСЕЛАЯ СОБАКА»
Цель: развивать умение детей четко проговаривать текст, исполняя его ритмический рисунок.
Ход игры:
Шла веселая собака, чики, брики, гав!
А за ней бежали гуси, головы задрав.
А за ними – поросенок, чики, Брики, хрю!
Чики, Брики, повтори-ка, что я говорю!
- «ВЕСЕЛЫЕ СТРОИТЕЛИ» муз. Г. Вихаревой
Цель: развивать ритмичность движений и умение сочетать их с произношением слов.
Ход игры: дети стоят по кругу или врассыпную лицом к воспитателю.
Внимательно слушают и выполняют движения по тексту.
Заработала пила - «пилят», держа в руках воображаемую ручку от пилы
И пошли у нас дела
Пилим, пилим и поем
И ничуть не устаем.
На проигрыши - кружатся «топотушкой»
2.
Колем, колем топором - «колют дрова», держа воображаемый топор
Мелкие дровишки
Будут строить птичкам дом
Наши ребятишки.
3.
Молоточки, тук, да тук - стучат кулачком по кулачку
Гвозди забиваем
Мы для птичек строим дом
Птичкам помогаем.
4.
Птички, вам уже пора - машут руками наверху, зовут птичек
Справить новоселье
Прилетайте к нам сюда
Будет вам веселье
Проигрыш – бегут по кругу, машут крыльями, изображая птичек
- «ТАНЕЦ ПРИРОДЫ»
Цель: координация движений, воображения, чувство танцевального пространства.
Ход игры: Все дети разбиваются на пары и тройки (при желании - группы побольше), а затем под одну и ту же музыку группы готовят каждая свой танец на общую тему ( примеру – танец восхода Солнца, морской прибой, облака, звезды, огонь, фонтан).
Дети сидят, как в зрительном зале, а затем каждая команда по очереди показывает свой танец.
16.ТАНЕЦ БЕЗ МУЗЫКИ
Цель: побуждение к раскрепощению, выявлению эмоций, развитие танцевальной пластики.
Ход игры: Все становятся по кругу, один ребенок выходит в центр. Дети должны без музыки придумать и создать для стоящего в центре круга атмосферу танца. Например – дождь, пожар или порыв ветра. (Круг может в определенном ритме хлопать, щелкать, топать, дуть, напевать, выть, кружиться, подпрыгивать, и т.д.)
Задача того, кто остался в кругу – почувствовать и передать в танце то состояние пространства, которое ему задают.
- «ЛОВУШКА» р. н. м. «Я на горку шла»
Цель: учить детей синхронно выполнять движения под музыку или пение, действовать вместе, одновременно отмечая конец запева или 1-й части музыки общим движением, развивать быстроту реакций, ловкость; воспитывать смелость и активность каждого ребенка, а также умение достойно проигрывать, не обижаться, а упражняться дальше.
Ход игры: 4-5 человек становятся в круг, держась обеими руками за веревку, концы которой соединены, остальные дети за кругом.
На затакт дети должны одновременно поднять веревку вверх. А затем на каждый такт то опускают веревку вниз, то поднимают ее вверх. Так продолжается до конца 1-й части музыки или запева. В конце веревка должна оказаться наверху.
На 2-й части музыки или на припев остальные дети поворачиваются за ведущим и бегут за ним «змейкой» через все «воротики». По окончании музыки «ловушка захлопывается»- дети опускают веревку вниз. Кто попался, тот становится в круг и берется обеими руками за веревочку. Игра продолжается до тех пор, пока не поймают почти всех детей.
- 18. «КОЛОКОЛА И КОЛОКОЛЬЧИКИ»
Цель: развивать слуховое внимание, чувство ритма.
Ход игры: Дети стоят по линиям, руки внизу. Изображаем большой колокол – хлопок над головой на «раз», на «два» – пауза. Маленькие колокольчики- руки вперед, хлопки на «раз-два», пауза.
Варианты «колокольчиков», звучащих около правого ушка или левого уха.
- «РАЗ, ДВА, ДОБРЫЙ ДЕНЬ»
Цель:
Ход игры:
Дети стоят парами друг против друга.
Такты 1 – 2. Хлопают в свои ладоши два раза и в ладоши партнера три раза и поют «Раз, два, добрый день».
Такты 3 – 4. Дети стоящие лицом к центру круга боковым галопом перебегают к другому партнеру.
Движения повторяются до конца 1-й части (с повторением).
- «МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ»
Цель: Развитие творческих способностей, фантазии, умение быстро и нестандартно мыслить.
Ход игры:
Дети выполняют любые движения под музыку. Музыкальный руководитель говорит слова: море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три - и называет любое прилагательное – смешная, большая и т.д. фигура на месте замри!
- «ХОДИМ КРУГОМ»
Участники игры, взявшись за руки, образуют круг. Водящий становится внутри него. Медленно двигаясь вправо или влево по кругу, играющие запевают песенку, в которой упоминается имя водящего:
Ходим кругом, друг за другом.
Эй, ребята, не зевать!
Все, что Коля (Саша, Ира или др.) нам покажет,
Будем дружно повторять!
Круг останавливается, и водящий показывает какие-либо движения (прыгает, как лягушка, вращает руками, крутится на месте или принимает какую-либо смешную позу). Все игроки должны в точности повторять его движения. После этого водящий подходит к кому-либо из ребят в круге и низко кланяется. Тот, кому поклонились, становится водящим.
Игра повторяется, хоровод движется в другую сторону.
- «АИСТ И ЛЯГУШАТА» б. н. п «Янка»
Цель: Совершенствование прыжкового движения с продвижением вперед.
Ход игры:
Скачут, скачут лягушата - лягушата прыгают на двух ногах в произвольном направлении
Скок-поскок, скок-поскок.
Скачут бойкие ребята-
Прыг на кочку, под листок.
Аист вышел на болото - лягушата выполняют «пружинки», аист ходит вокруг
Погулять, погулять.
Прячьтесь живо, лягушата, - лягушата приседают и не шевелятся
Чтоб не смог вас отыскать!, - аист ходит между ними, задевая рукой пошевелившихся
- «ПЕРЕДАЙ ШЛЯПУ»
Цель: Развитие способности концентрировать внимание, чувства ритма.
Ход игры:
Дети садятся в круг, на одном ребенке – шляпа. Когда начинает звучать музыка, ребенок снимает шляпу с впереди сидящего и надевает на себя, сзади сидящий снимает с него шляпу и надевает на себя, т. е. передают шляпу по кругу, по очереди снимая с головы соседа н надевая ее на себя.
24.«НАЙДИ СВОЕ МЕСТО» муз. Т. Ломовой «Учимся танцевать»
Цель: закрепить построение врассыпную, формировать двигательные навыки различных танцевальных шагов, развивать чувство ритма.
Ход игры: дети стоят в рассыпную, свободно друг от друга. Исходное положение: ноги вместе, руки на поясе. Под музыку дети образуют круг и двигаются заданным движением: подскоки, галоп, ходьба с высоким сгибанием колена, ходьба на пятках, хороводный шаг и др. По окончании музыки дети должны как можно быстрее найти своё место и встать в исходное положение: ноги вместе, руки на пояс. Игра продолжается 4-5 раз.
25.«ПРИГЛАШЕНИЕ» муз. Ф. Шуберта «Экосез»
Цель: закрепить подскоки, боковой галоп, развивать чувство ритма, воспитывать вежливое отношение друг к другу.
Ход игры: Дети стоят по кругу, лицом в центр. Исходное положение: 6 поз. ног, руки на поясе. Выбирается ведущий. Под музыку польки (2/4 размер) ведущий подскоками или боковым галопом движется по внешнему кругу и выбирает следующего ведущего, подходит к нему во внутренний круг «приглашает» (кивок головой) и встаёт на его место, а новый ведущий продолжает игру.
Задание 2. Разработать план-график занятий ритмической гимнастикой на три месяца для детей любой возрастной категории.
Музыкально-ритмическая деятельность является одной из центральных составляющих эстетического воспитания, играет огромную роль во всестороннем развитии ребенка, которая определяется спецификой танцевального искусства и спецификой детского возраста.
Музыка и хореография являются важным фактором эстетического воздействия на детей. Связь между музыкой и жестом, музыкой и движением свойственна и органична для природы ребенка. Музыкально-ритмическая деятельность – это не только приятное времяпрепровождение для ребенка, но и огромный процесс, в котором ребенок эмоционально развивается.
Хореография – это прекраснейшее из искусств, заставляющее человека пережить целую гамму чувств и эмоций. Швейцарский композитор и педагог Эмиль Жак – Далькроз, который и создал систему музыкально-ритмического воспитания, утверждал, что посредством общения с музыкой и танцем дети познают мир и себя, а занятие танцами помогают раскрывать себя эмоционально в музыкальной игре, в творчестве, в самостоятельной деятельности, воспитывать внимание, волю, коммуникабельность. Движения под музыку создают позитивное настроение, что способствует улучшению осанки, координации движений рук и ног, вырабатывается легкость бега и прыжков.
Дети, занимающиеся танцами, выделяются не только осанкой, но и аккуратностью и опрятностью, элегантностью и хорошими манерами.
Чувство ответственности, так необходимое в жизни, двигает детей, занимающихся хореографией, вперед. Нельзя подвести, опоздать, не выучить, не выполнить, не доработать потому, что от тебя находятся в зависимости другие.
Таким образом, если у ребенка развито чувство ритма, музыкальный слух, если он при этом подвижен, эмоционален и артистичен, любит музыку, самое главное – имеет желание, то занятия хореографией ему просто необходимы.
План-график занятий ритмической гимнастикой а старшей группе
(сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Цель занятий: тренировка и развитие опорно-двигательного аппарата, выработка культуры движений и навыков координации, воспитание музыкальности и чувства ритма.
- Задачи:
- Учить детей в умеренном и быстром темпе переключаться с одного движения на другое в соответствии с
музыкой, развитие чувства ритма, координации движений.
- Учить перестраиваться из круга врассыпную и обратно.
- Совершенствовать умение выполнять образные движения.
- Развивать зрительную память, наблюдательность, мышечную силу, гибкость, выносливость, координацию.
- Формировать умение понимать настроение и характер музыки, повышать эмоциональный настрой детей.
- Воспитывать силу воли, самостоятельность.
- Что приобретается в результате занятий:
- Повышается физическая выносливость, развитие опорно- двигательного аппарата.
- Улучшается осанка, гибкость суставов, выносливость, пластичность, координация движений.
- Совершенствуется чувство ритма, зрительная память, музыкальность, согласование движений с музыкой.
- Развитие органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма.
- Формируются навыки эмоционального и самостоятельного выражений движений под музыку.
- План занятий по ритмической гимнастике
Занятие по ритмике включает в себя следующие разделы:
- Разминка (разогрев)
- разминка, обеспечивает разогревание организма, подготовку его к основной физической нагрузке. Вводную часть составляют упражнения, непосредственно воздействующие на весь организм ребёнка. Это движения динамического характера: ходьба, бег, прыжки, упражнения на коррекцию свода стопы, общеразвивающие упражнения.
- Основная часть (упражнения в исходном положении стоя).
- последовательная «проработка» мышц шеи, рук, рук туловища, ног.
- в начале основной части следуют упражнения различного характера: упражнения для мышц шеи - наклоны и повороты головы, упражнения плечами вместе и поочередно, поднимание рук вверх, в стороны,. Следующая серия упражнений – нагрузочная. Здесь предлагаются упражнения интенсивного характера: различные наклоны, раскачивания туловища, выпады, приседания. Подбираются они с таким расчётом, чтобы равномерно «нагрузить» все части тела. Эта серия упражнений проходит в быстром темпе.
- Бег и прыжки
- заканчивается основная часть танцевально-беговыми упражнениями. Она проходит в интенсивном темпе, одно упражнение быстро сменяется другим. Затем предусмотрены 1-2 дыхательных упражнения, позволяющих немного отдохнуть и восстановить свои силы.
- Партер. Упражнения в исходных положениях сидя и лёжа. –(комплексная проработка всех групп мышц)
- затем следует партерная серия из исходных положений лёжа и сидя. Эта группа упражнений предназначена для развития гибкости позвоночника, укрепления мышц спины и брюшного пресса, мышц ног. Все упражнения рекомендуется выполнять в умеренном темпе, так как они требуют наибольшей затраты энергии. Заканчивается комплекс упражнениями на дыхание, расслабление, гибкость, выполняемыми в медленном темпе. Упражнения на гибкость очень эффективны в конце комплекса, так как хорошо разогретые мышцы наиболее эластичны.
- Заключительная.
- восстановление, упражнения на расслабление.
- завершается ритмическая гимнастика упражнениями на расслабление. Цель которых – обеспечить максимальный отдых детей в короткий промежуток времени. Это могут быть упражнения из исходных положений стоя, сидя, лёжа. Они способствуют быстрому восстановлению организма и подготовке его к дальнейшей деятельности.
Разделы | Содержание материала | Музыкальное сопровождение |
Разминка | 1. Ходьба на месте 2. «Мышки» 3.«Великаны и гномы» 4. Бег по кругу 5. Бег змейкой 6.Найди свое место. | Марш Ф. Надиенко Марш Ф. Надиенко- 2 часть Д. Львов- Компанеец Чешская полька |
Основная часть | 1. Упражнения головой И.п. – ноги на ширине плеч, руки на талии. Движение головой: повороты направо, налево, наклоны направо, налево, вверх, вниз. (в дальнейшем движения головой «по квадрату»)
2. Упражнения плечами - вверх, вниз. Одно плечо «убежало», другое «догнало». В дальнейшем добавляются круговые движения плечами «надеть и снять кофточку»
3. Упражнения для корпуса и рук 1 – наклон вперед, в бок, руки в стороны. и.п. (голову вниз не опускать). 2- Руки- «веревочки» (свободно болтаются) руки в стороны -«палочки»- напрячь мышцы. В дальнейшем добавляются различные движения: «часики»,
4. «Хвостики», движения бедрами направо, налево
5. «Releve» - подъем на полупальцы. На «раз- два» - подняться на носочки, на «Три- четыре» опуститься
6. «Demi plie» - маленькие приседания. На «раз- два» полуприседание по 6 и 1 позициям, «три- четыре» - выпрямится, колени втянуть.
6. «Шаг из-за столба» И.п. – ноги вместе, руки внизу. 1 –шаг в сторону,(выглянуть из- за столба), руки на колени. 2. - и.п. стоять прямо.
7. «Повторюшки» - повторение движений за педагогом на развитие внимания, быстроты реакции. | Полька «Анна» И. Штрауса в обработке.
Латвийская народная мелодия
Вальс П. Чайковского
«Детская полька»- А. Жилинского
«Полька» Ю. Чичкова
«Мельница» Т. Ломовой
«Летка- енька» - Р. Лехтинен
Любая ритмичная музыка без слов
|
Бег и прыжки | 1. Прыжки ноги врозь, ноги вместе. 2.Бег на месте, пружинящий шаг 3.Дыхательное упражнение «Ветерок» | «Ой, лопнул обруч» «Шаг и бег» - Е. Теличеевой «Осенний ветерок» Гречанинова |
Партер | 1. «Иголочка- утюжок» И. п.- сидя на полу. Ноги прямые вместе, носочки вытянуты – «иголочки». На «раз»- сократить стопу – «утюжок», два-три-четыре- пауза. На «раз»- вытянуть носочки – «иголочки», два-три-четыре- пауза.
2. «Стеклянные ножки» И.п.- лежа, руки за головой. На «раз-два- три- четыре» медленно поднять ножки, на следующий счет- опустить, стараясь не «разбить» ножки.
3. «Лягушка» - И.п.- сидя на полу, стараться коленками достать до пола. - прыгаем как лягушки, отталкиваясь обеими ногами.
4. «Мячик» И. п.- сидя обняв руками коленки. Наклон назад и вернуться в и.п. Руки не расцеплять
| «Полянка» р.н.м
«Вальс»- Л. Делиб
«Добрый жук» - А. Спадавеккиа
«Из под дуба» р.н.м |
Заключительная часть (релаксация) | Упражнение «Осенние листочки» | «Вальс»- А. Грибоедова |
Автор: Травникова Е.Б.
travnikova-dmdou66.edumsko.ru
музыкально ритмические упражнения для дошкольников
В современном ритме жизни иногда остается немного времени на эстетическое воспитание ребенка. Между тем, умение хорошо танцевать, разбираться в музыке и понимать ритм очень важно. Как научить этому ребенка? Польза от музыкально – ритмического образования несомненная: ребенок учится чувствовать такт, становится более деликатным, утонченным и восприимчивым. Если хотите, чтобы ваши дети выросли воспитанными и умели тонко чувствовать, запишите его в театральную студию или секцию по фигурному катанию. Кто знает, каких результатов он там сможет достичь?
Музыкально ритмические упражнения для дошкольников
Прекрасно развивают чувство ритма и ответственность за партнера. Мальчик старается красиво танцевать с девочкой, чтобы произвести на нее благоприятное впечатление, и наоборот. Формируется способность чувствовать музыку и развивать правильную координацию движений. Известно ведь, что прежде чем танцевать вдвоем, следует научиться танцевать одному, чтобы не споткнуться или ненароком не наступить на ногу партнеру. Отныне ребенку придется считаться не только со своими желаниями, но и с потребностями партнера.
- Танцы с пением и хороводы
Очень полезны для детей. Формирует способность проникаться коллективным сознанием, учитывать его потребности. Развивает индивидуальные способности ребенка к танцам и изящной двигательной активности. Если у ребенка имеется вокальный талант, то его просто необходимо развивать: ребенок будет учиться петь, а в будущем, возможно, станет знаменитым певцом или певицей. Если у ребенка имеется дарование к танцам, то это нельзя будет не заметить: его движения легкие, изящные, красивые. В какой – то момент вы удивитесь: малыша никто и не учил танцевать, а он, точно чайка порхает на детских утренниках, участвует в различных конкурсах.
- Музыкальные игры
Под музыкальными подразумеваются игры, выполняемые под ритмичную музыку. Это могут быть различные «прыгалки» и «лазалки», прятки и «скакалки». Главным остается музыкальное сопровождение. Здесь ребенок учится слушать музыку и выполнять под нее определенные действия.
Разумеется, не у каждого ребенка имеются вокальные данные. Не всякий умеет петь. Но умение петь можно развивать так же, как и любой навык. Для этого нужно просто систематически заниматься – хотя бы два – три раза в неделю. Пусть ваш ребенок и не станет известным певцом, но петь научится в любом случае, что очень пригодится ему в жизни.
- Игры со словом
Эти игры тесно связаны с фольклором и народным творчеством. Раньше под песни в деревнях можно было увидеть коллективные танцы. Сегодня существуют специальные ансамбли, которые занимаются русскими народными танцами и песнями. Если ваш ребенок заинтересуется данным видом народного творчества, то сделайте все возможное для того, чтобы он имел возможность там заниматься.
- Фигурное катание
Насколько изящно смотрятся на льду заслуженные мастера спорта, выполняющие различные вращения и прыжки (сальхов, тулуп, аксель, лутц), никто спорить не станет. Научиться этому непросто: потребуется приложить много усилий и пролить ни один литр пота на тренировках. Если ваш ребенок выберет для себя этот путь, будьте готовы поддержать его. Но для начало вам стоит узнать — КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА КАТАТЬСЯ НА КОНЬКАХ.
Таким образом, для музыкально – ритмического воспитания родителям важно организовать занятия ребенка так, чтобы у него оставалось время и позаниматься в кружке, и вовремя приготовить уроки, и пообщаться с друзьями. В наших силах помочь детям развить имеющиеся у них дарования, выявить новые таланты и помочь им самореализоваться в жизни.
Похожие статьи:
КУДА ОТДАТЬ РЕБЕНКА НА ТАНЦЫ
КУДА ОТДАТЬ РЕБЕНКА НА ТАНЦЫ
АРТ-ТЕРАПИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
razvitiedetei.info
Комплекс упражнений по развитию чувства ритма
Комплекс упражнений по развитию чувства ритма
Игровые упражнения по формированию чувства ритма носят не только обучающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом (они направлены на снятие эмоционального напряжения и формирование волевых усилий у дошкольника).
Играем с детьми в речевые игры, которые способствуют ритмическому ощущению речи и музыки: (с хлопками).
Сел сверчок на шесток,Таракан – в уголок. Сели- посидели. Песенку запели. Услыхали ложки- вытянули ножки. Услыхали калачи- Да попрыгали с печи,Да давай подпевать, Подпевать да танцевать!
Как без дудки, без дуды, Ходят ноги не туды. А как дудочку почуют, Сами ноженьки танцуют. Журавли пошли плясать, Долги ноги выставлять. Бух, бух, бух.
Выстукиваем ритм ударами локтей и суставами согнутых пальцев по столу.
Ай, туки, туки, туки, Застучали молотки. Застучали молотки, Заиграли в локотки: Тук- ток, тук- ток, Скоро Ванечке годок.
Постоянно чередуем хлопки в ладоши и удары ладоней о ладони партнера, приговаривая:
О, чки, чки, чки, Очуречечки, Ложки, плошки, поварешки, Перевертушки!
При слове «Перевертушки» игроки прыжком поворачиваются вокруг себя и, на каком бы месте ни остановились, должны повторить игровой припев, также чередуя хлопки и удары ладоней о ладони. Поворачиваются до тех пор, пока не займут первоначальное положение.
Разучиваем забавные стишки, прибаутки, тем самым развивая детскую память, внимание, что способствует лучшему запоминанию текста песен, ритмичному их исполнению.
Дождь идет,Дождь идет,А когда же Он пройдет?Вот когда Идти устанет,Вот тогда и перестанет.Мыло и мочало- Песенки начало.Лампа и картина- Песни половина. Хлеб и огурец,- Песенки конец!И. Михайлова.
Упражнение «Осенняя гамма» модель Т. Боровик
До. Пусто ласточек гнездо. Ре. Осенины на дворе. Ми. Плачет ветер за дверьми. Фа. Дождика тиха строфа. Соль. У него своя есть роль. Ля. Затихает вся земля. Си. Дождик скуку унеси! До. Пусто ласточек гнездо.
«Ритмическое освоение слов»
Проговаривать слова в умеренном темпе в двух-трех- и четырехсложных тактах по слогам. Произносить слова выразительно, выделяя ударный слог. Обратить внимание детей на то, что одни слоги в словах звучат длиннее, а другие короче. Например:
2/4 ма-ма, па-па, кош-ка, ка-ша, Да-ша, доч-ка, туч-ка, цве-ток.3/4 ма-моч-ка, сол- ныш-ко, пе-сен-ка, де-воч-ка4/4 че-ре-па-ха, по-гре-муш-ка, ве-ло-си-пед.
Предложить детям самим придумать подобные слова. Заменить слова хлопками.
«Назови свое имя»
Дети стоят в кругу и по очереди хлопают- «тактируют» свои имена.
«Кто справа?»
Дети стоят в кругу. По очереди хлопают- «Тактируют» имена своего соседа справа.
Ритмические импровизации
Дети сидят полукругом. Педагог задает ритм хлопками. По сигналу все дети хлопают в ладоши в заданном ритме, По сигналу останавливаются.
Перемена ритма
По сигналу дети хлопают в одном ритме, затем ритм меняется на более быстрый или на более медленный.
Каждому свой ритм
Группа делится на две команды. Каждой команде задается определенный ритм. Команды по очереди несколько раз повторяют свое задание. После чего обе команды выполняют свои задания одновременно.
Раз, два, три, повтори!
Взрослый задает хлопками ритмическую фразу, которую дети повторяют «звучащими жестами»: хлопками, притопами, шлепками, щелчками и т. д.
Ритмические орнаменты
Дети делятся на две группы. Каждая группа детей выполняет свой ритмический рисунок.
1 группа 2 группаЖили-были три утенка - хлопки восьмыми Пик, Пак, Пок - притопыХорошо и дружно жили - хлопки восьмыми Пик, Пак, Пок - притопыКак-то утром на рыбалку - хлопки восьмыми Пик, Пак, Пок - притопыЗашагали вперевалку - хлопки восьмыми Пик, Пак, Пок - притопыНаловили много рыбы - хлопки восьмыми Пик, Пак, Пок - притопыИ еще поймать могли бы - хлопки восьмыми Пик, Пак, Пок - притопыСъели дружно все до крошки - хлопки восьмыми Пик, Пак, Пок - притопыКроме маленькой рыбешки – хлопки восьмыми Пик, Пак, Пок - притопыВ.Орлов
Затем дети меняются ролями
Использование музыкальных инструментов во время пения знакомых песен развивает творчество детей, побуждает их применять знания в повседневной жизни.
Упражнение «Козлик»
Серенький козленок, маленькие рожки, Поиграй, пожалуйста, для ребят на ложках. Будешь козлик ты играть, А мы станем повторять. Будешь козлик ты играть, а мы станем повторять!
(ребенок – козлик играет на ложках ритмический рисунок, а затем дети отхлопывают заданный ритм ладонями). Затем ребенок-козлик выбирает ребенка, протягивает ему ложки и говорит: Будешь ты теперь козленком, Поиграй на ложках звонко!
Упражнение «Музыкальные молоточки»
Дятел сядет на сучок:Тук- тук- тук, тук- тук- тук!Дятел смотрит, где жучок: Тук- тук- тук, тук- тук- тук!Над дубравой сильный град:Туки- туки-тук, туки-туки-тук!С дуба желуди летят:Туки- туки-тук, туки-туки-тук!Строят хату два бобра: Тук- тук да тук, тук- тук да тук!Без гвоздей, без топора: Тук- тук да тук, тук- тук да тук!
При пении слов «тук-тук» ребенок должен повторить ритмический рисунок, исполненный музыкальным руководителем. Музыкальный руководитель играет на металлофоне, ребенок играет на музыкальном молоточке. Ритмические упражнения позволяют развивать слуховое и зрительное внимание, работать над эмоциями, воспитывать у детей творческие способности и воображение, а также развивать волевые качества.
Упражнение «Слушай сильную долю»
После прослушивания музыки педагог обращает внимание детей на то, что сильные и слабые звуки чередуются равномерно. На сильную долю такта дети хлопают в ладоши, на слабую топают ногой. Затем они делятся на две группы: на сильную долю стучит барабан, на слабую- звучит погремушка.
Упражнение «Дядя»
Выбираются двое детей разного роста. Первый – «дядя Степа», а второй- «мальчик с пальчик»; он становится за «дядей Степой» на расстоянии двух шагов. Остальные дети, сидя на стульях, говорят:
Дядя Степа длинноногийВслед за дядей побежал | ребенок идет широким шагом и на последний слог останавливается, не приставляя ногу |
Мальчик с пальчик по дорогеВслед за дядей побежал | «мальчик с пальчик» бежит небольшими шагами и на последний шаг останавливается |
Дядя Степа оглянулся,Но ни слова не сказал | идет и на ходу оглядывается |
Мальчик с пальчик усмехнулся,Дядю Степу он догнал | бежит и останавливается рядом с дядей Степой. |
Это игровое упражнение повторяется несколько раз. При повторе дети делятся на две команды.
Вариант 1: одна команда хлопает четвертными, вторая – восьмыми длительностями.
Вариант 2: у одной команды в руках бубны, у другой ложки. Дети, в руках у которых бубны - отбивают ритм четвертными длительностями, те, у которых ложки- восьмыми.
Упражнение «Мячики» (Л. Шитте. Этюд)
Дети стоят по кругу, руки на поясе.1-я фраза. Хлопки.2-я фраза. Притопы.3-я фраза. Хлопки.4-я фраза. Шлепки по коленям.
Упражнение «Веселые четверки»
И.П.: дети делятся на группы по четыре человека и встают в свою четверку, образуя фигуру ромба. Ведущий четверки стоит спиной к своей группе, а остальные ее участники повернуты лицом к спине ведущего.С началом звучания ведущий начинает воспроизводить ритмический рисунок на ложках под музыку веселого быстрого танца, а остальные участники четверки повторяют ритм хлопками за своим ведущим. Когда ведущему надоест его роль, он поворачивается вправо или влево и отдает роль ведущего соседу. Четверка перестраивается под нового ведущего.
Упражнение «Вопрос – ответ»
И.П.: дети стоят в парах друг против друга в произвольном порядке. Один будет «задавать вопрос», отстукивая ритм на музыкальном инструменте, а другой таким же способом на него отвечать. Соло каждой пары ограничивается рамками музыкальной фразы. Начало следующей фразы – сигнал смены солиста.
Упражнение «Найди пару»
И.П.: дети стоят в парах друг против друга в произвольном порядке; договариваются, кто из них будет ведущим, а кто ведомым.
С началом звучания музыки ведомый закрывает глаза и протягивает вперед руки. Ведущий берет партнера за руки и под музыку водит его в различных направлениях.
По сигналу педагога ведущие меняют своих партнеров. Ведомые с закрытыми глазами стоят на месте и ждут, когда их найдут новые партнеры и поведут под музыку. При повторе игры партнеры в паре меняются ролями.
Упражнение «Солнышко и дождик» с использованием металлофона
Капли, капли, что поете? | Хлопки восьмыми нотами |
- Кап, кап, кап, хи-хи! | Игра на металлофоне |
Спать сосулькам не даете! | Хлопки восьмыми нотами |
- Кап, кап, кап, хи-хи! | Игра на металлофоне |
Солнышко в небе хохочет | Хлопки |
Носики нам щекочет | Хлопки |
Кап, кап-кап, хи, хи-хи! | Игра на металлофоне |
И апчхи! | Глиссандо на металлофоне. |
В музыкально-двигательных упражнениях ребенок одновременно исполняет и творит, так как он придумывает движения, исходя из характера, темпа, ритма, тембра предлагаемой ему музыки. Ребенок начинает осознавать музыку через движение.
Игра на развитие чувства ритма
Игровой материал: музыкальные молоточки по числу играющих, фланелеграф и карточки, изображающие короткие и долгие звуки (с обратной стороны карточек приклеена фланель).
Ход игры. По команде воспитателя ребенок стучит музыкальным молоточком и выкладывает карточки на фланелеграфе. Широкие карточки соответствуют редким ударам молоточка, узкие —частым. Например, воспитатель говорит: «Вот шагает слон: топ-топ-топ». Ребенок медленно стучит молоточком о ладошку и выкладывает широкие карточки на фланелеграфе. «Пошел сильный, частый дождик: кап-кап-кап», — продолжает воспитатель. Ребенок быстро стучит молоточком и выкладывает на фланелеграфе узкие карточки.
nddskv1.vsevobr.ru
Музыкально –ритмические упражнения для детей дошкольного возраста
Задачи:
1. Развитие двигательных качеств и умений, развитие координаций движений, формирование правильной осанки, красивой походки.
2. Обогащение двигательного опыта детей разнообразными видами движений.
3. Развитие творческих способностей, потребности в самовыражении в движении под музыку.
Особенности методики обучения детей на занятии «ритмика.»
Весь процесс обучения детей делится на 3 этапа:
1. Начальный этап обучения упражнению (отдельному движению).
2. Этап углубленного разучивания упражнений (движения музыкально-ритмических композиций)
3.Этап закрепления и совершенствования знаний двигательных навыков.
Начальный этап обучения характеризуется созданием предварительного представления об упражнении. На этом этапе обучения педагог рассказывает, объясняет и демонстрирует упражнения, а дети пытаются воссоздать увиденное, опробовать упражнение подражая педагогу.
Значительное место в музыкально – ритмическом воспитании дошкольников отводится танцам. Научить ребенка передавать характер музыкального произведения, его образное содержание через пластику движений под музыку – именно на это направлена работа над танцем. Известно, что дети очень любят танцевать. В танцах они удовлетворяют свою естественную потребность в движении. В выразительных ритмичных движениях танца раскрываются чувства, мысли, настроение, проявляется характер детей.
Танец- искусство синтетическое. Оно направлено на решение музыкально-ритмического, физического, эстетического и психического развития детей. Движения под музыку приучают их к коллективным действиям, способствуют воспитанию чувства коллективизма, дружбы, товарищества, взаимного уважения.
Движения под музыку укрепляют детский организм. Удовлетворение полученное ребенком в процессе двигательных действий, побочно сопровождаются значительными физиологическим изменениями в его организме, улучшается дыхание и кровообращение.
Вопрос №26
Фрагмент занятия для детей младшего дошкольного возраста по следующим задачам: чувства ритма, воспитание уважительного отношения мальчика к девочке. Музыкально-ритмические навыки составляют основу упражнений с музыкальными заданиями. Они подводят дошкольников к пониманию законов ритмического строения музыкальных произведений, учат разбираться в многообразии характера музыки. Игровые упражнения по формированию чувства ритма носят не только обучающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом (они направлены на снятие эмоционального напряжения и формирование волевых усилий у дошкольника). Работа по развитию чувства ритма проходит не только через все виды музыкально- двигательных упражнений, но и через все виды музыкальной деятельности детей. Развитием чувства ритма необходимо заниматься на каждом музыкальном занятии. Например, в начале занятия очень хорошо использовать речевые упражнения, упражнения с предметами: палочками, султанчиками, платочками, цветами.
Ряд упражнений, в которых развитию чувства ритма отводится большая роль. 1. «Назови свое имя»Дети стоят в кругу и по очереди хлопают- «тактируют» свои имена. 2.«Кто справа?»Дети стоят в кругу. По очереди хлопают- «Тактируют» имена своего соседа справа. 3.Ритмические импровизации.Дети сидят полукругом. Педагог задает ритм хлопками. По сигналу все дети хлопают в ладоши в заданном ритме, По сигналу останавливаются. 4.Перемена ритма.По сигналу дети хлопают в одном ритме, затем ритм меняется на более быстрый или на более медленный. 5.Каждому свой ритм.Группа делится на две команды. Каждой команде задается определенный ритм. Команды по очереди несколько раз повторяют свое задание. После чего обе команды выполняют свои задания одновременно. 6.Раз, два, три, повтори!Педагог задает хлопками ритмическую фразу, которую дети повторяют «звучащими жестами»: хлопками, притопами, шлепками, щелчками и т.д. 7.Ритмические орнаменты.Дети делятся на две группы. Каждая группа детей выполняет свой ритмический рисунок.
Музыка – одно из средств воспитания уважительного отношения мальчика к девочке. - На музыкальных занятиях работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной деятельности. - При разучивании танцев (вальс, полька, кадриль и т.д.),мальчики овладевают навыками ведущего партнёра, у девочек делаем акцент на грациозности, изяществе, мягкости движений. - В музыкально – ритмических движенияхприсутствует дифференциированый подход: мальчики разучивают движения, требующие мужской силы, ловкости, стремительности (наездники, джигиты, бравые солдаты), у девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, упражнения с цветами, лентами, шарами). - В игре на музыкальных инструментах - ложки, барабаны, гармони – для мальчиков, бубны, колокольчики – для девочек.
Песни и игрыо мальчиках и девочках. - Песни и игрыо мальчиках и девочках способствуют развитию представлений ребёнка о своём поле и формированию средствами музыки позитивного принятия своего пола. -Театрализация. Овладению традиционными свойствами личности: мужественности – у мальчиков и женственности – у девочек помогают и такие средства воздействия, как художественное слово (сказки, былины, стихи, рассказы), видеоматериал и элементы мужских и женских костюмов. Наиболее полно всё это используется при театрализации.
Вопрос №27 Примерная композиция танца «Пастушки» для детей младшего дошкольного возраста. Вступление. Дети стоят парами. У девочек в руках разноцветные ленточки у мальчиков в руках дудочки. Играет музыка: Дети парами проходят по кругу. Затем мальчики отходят в сторону, а девочки становятся перед зрителями и начинают танцевать танец. Мальчики в это время делаю вид, что играют на дудочках. Движения:- - выпад вправо, руки крестиком на груди, потом поднимаются в верх. При этом сначала правая нога отводится в сторону, затем левая. - кружатся на подскоках - машут ленточками - проходят по кругу, левая рука каждой девочки в центре, правая с ленточкой направлена на зрителей ( 4 круга в разные стороны) - затем повторяются первые движения с руками. -вновь становятся парами с мальчиками проходят по залу и уходят
studopedia.net
Ритмические игры упражнения детей | Упражнения для детей
Игры и музыкально-ритмические композиции для детей дошкольников (в помощь музыкальным руководителям и преподавателям физической культуры детских дошкольных учреждений)
Большинство движений, на которых построены музыкальные игры и танцы – это основные движения (ходьба, бег, прыжки, поскоки). Они совершенствуются и на музыкальных занятиях и на занятиях по физическому воспитанию. Без обучения детей правильному шагу и бегу, без укрепления мышц ног и корпуса на занятиях по физкультуре дети не смогут хорошо и выразительно двигаться под бодрую, маршевую и другую музыку. Умение научить ребенка передавать характер музыкального произведения, его образное содержание через пластику движений под музыку (ритмика) помогает непосредственно физкультурной работе, например, на занятиях ритмической гимнастикой.
На занятиях с детьми самого младшего возраста (три-четыре года) нужно учитывать, что они еще не знают, как воспринимать музыку, как увязать с ней свои движения, отличающиеся резкостью, порывистостью, плохой скоординированностью. Все это должен учитывать педагог. В этом возрасте ребенок реагирует на все очень живо, жаждет новой информации и воспринимает ее на лету. Не секрет, что самая близкая форма деятельности детей – игра. А, если игра или упражнения дополняются простейшими стихами, она приносит удовлетворения вдвойне. Простая метризация слов организует внимание, вызывает повышенный интерес к происходящему, усиливает образное мышление, тренирует память, развивает чувство ритма, музыкальный слух и вкус (если сопровождается музыкой). При этом вырабатывается умение правильно и красиво двигаться, укрепляя различные группы мышц.
Предлагаем вашему вниманию ряд упражнений, игр, ритмических разминок и музыкально-ритмических композиций, которые, хочется надеяться, помогут в работе и преподавателям по музыкальному воспитанию и преподавателям физкультуры и ритмической гимнастики в детских образовательных учреждениях.
Пусть жизнь наших малышей окружает красота и здоровье.
Упражнение – игра “Ножки – ладошки”
(для самых маленьких)
Примечание: Если дети совсем маленькие, то слова “правой, левой” можно заменить на “одной, другой”.
(Музыкально-ритмическая игра для маленьких. Можно выполнять под музыку песни “Во саду ли, в огороде”).
Физкультура для малышей
“Упражнения с листочками”
Примечание: Педагог произносит слова, он же раздает листья по одному в каждую руку. Или, если дети большие, выбирает для раздачи листиков 1-2 ребенка при помощи считалки:
Осень к нам опять идетЛистья детям раздает:Штуку в каждую ладошку,Положи их на дорожкуС листиками поиграй, Потом осени отдай.
(Ритмическая композиция для детей старшей и подготовительной группы дошкольных образовательных учреждений. Предназначена для развития чувства ритма, сообразительности, координации движений).
Примечание: текст произносится педагогом отчетливо, не спеша, чтобы дети успели сообразить и скоординировать свои движения.
1 вариант – для малышей
2 вариант – для старшей и подготовительной группы
“Игра с Дедом Морозом”
(Для старших и подготовительных групп)
Примечание: Можно использовать на улице в зимний период. Для игры в зале
Можно использовать мячики малого размера или бутафорские снежки.
Музыкально-ритмические упражнения и игры
Воспитанию эмоционально-осознанного отношения к музыке, развитию музыкальности, слуха, чувства ритма, способствует работа над музыкально-ритмическими навыками, которые являются основой игр и упражнений с музыкальными заданиями.
Музыкально-ритмические навыки помогают понять законы структурного и ритмического строения музыкальных произведений, учат разбираться в многообразии характера музыки, смене темпа, динамических и регистровых изменениях.
Такие игры пользуются у детей большой любовью, вызывают веселое, бодрое настроение, т.к. строятся они на разнообразных движениях, имеют интересные игровые задачи, элемент занимательности, соревнования. Вместе с тем, они закрепляют музыкально-ритмические навыки, навыки выразительного движения, развивают актерские способности. Через музыкальную игру все музыкальные способности развиваются естественно и гармонично.
Методические рекомендации к проведению игр:
- при знакомстве с той или иной игрой образно и ярко раскрыть ее содержание, разбивая на части и согласуя с музыкальными отрывками;
- при прослушивании музыки необходимо анализировать каждую пьесу, обращая внимание на структуру музыкального произведения, на средства музыкальной выразительности, при помощи которых композитор создает тот или иной образ;
- движения следует разучивать отдельно, намечая рисунок передвижения, используя собственный показ и показ детей.
Обычно в описании игры дается один из вариантов движения, но дети могут их изменять, проявляя творчество. Важно, чтобы эти движения хорошо сочетались с музыкой и не шли в разрез с тем, или иным образом. При повторении игры можно менять детей ролями.
В конце игры рекомендуется проводить анализ, поощрять детей, проявивших активность, творчество, быстроту, ловкость, выразительность.
Игры и их описание
“Колобок”
(муз. “Каравай” с нарастанием темпа)
Дети стоят по кругу, внутри круга “Колобок” (К) на корточках.
1-2 такты – сужают круг;
3-4 такты – отходят назад
5-8 такты – повторяются движение 1-4 такта;
9-12 такты – идут по кругу вправо, К. поднимается – “растет”;
13-21 такты – К. прыгает на двух ногах. Все хлопают.
С окончанием музыки:
Дети: “Колобок, колобок, ты от бабушки ушел, ты от дедушки ушел!”
Выходит заяц (волк, медведь, лиса) и говорит:
Заяц: “А, от меня, ты не уйдешь!”.
Колобок. “Нет, уйду”.
Продолжает звучать музыка. Колобок убегает, заяц его догоняет. Если колобок будет пойман, то его меняет другой ребенок.
Предложенный музыкальный материал может быть использован для проведения игры с целью развития музыкальной выразительности, где важна динамика (выше – ниже, уже – шире, громче – тише).
“Гори, гори ясно” (русская народная мелодия с ускорением темпа).
Дети стоят по кругу, взявшись за руки, проговаривая текст:
Гори, гори ясно, чтобы не погасло,Глянь на небо, птички летят,Колокольчики звенят.
Дети идут по кругу, одновременно ведущий исполняет подскоки внутри круга, машет платком.
Раз, два, три – музыка закнчивается Дети останавливаются, хлопают в ладоши Ведущий останавливается возле двух ребят, вытягивая руку с платком между ними. Двое детей разбегаютсяв разные стороны по внешней стороне круга. Тот, кто первый выхватит у ведущего платок, становится ведущим.
Танец розы
(вальс из балета П.И. Чайковского “Щелкунчик”)
Под красивую мелодию исполняется этюд на развитие пластики рук, или танец удивительно прекрасного цветка – розы. Ребенок сам придумывает к нему движения. Внезапно музыка прекращается – это порыв северного ветра “заморозил прекрасную розу”. Ребенок застывает в любой, придуманной им позе. Чем богаче воображение, тем интереснее движения танца и поза “застывшей, замерзшей розы”.
Музыка для игрушки
(по характеру игрушки, на свое усмотрение)
Перед детьми находятся разные игрушки. Начинает звучать музыка, ребенок выбирает игрушку. Он должен объяснить свой выбор и исполнить танец или отдельные движения под музыку, которые бы соответствовали выбранной игрушке и музыке.
- Михайлова Н.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1997.
- Руднева С. Музыкальное движение. – М. 1969.
- Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. – М. 1994.
Предлагаемые игры помогают развить у детей чувство ритма.
Слова: Я и мои друзья дети произносят все вместе, сопровождая их движениями и хлопками.На слово Я дети прижимают руки к груди и произнося его протяжно. На слова мои и друзья выполняют два хлопка по коленям, более коротко. Получается ритмический рисунок, состоящий из длинного звука — Я и двух коротких мои друзья .Когда ритм освоен, дети хлопают мои друзья по коленям сидящих с двух сторон соседей. Если ритм в исполнении детей звучит уверенно, то можно украсить действия, играя мелодию польки или плясовой на фортепиано, металлофоне или добавить любой ударный инструмент.
Хлопай — топай
Выбирается музыкальное произведение с четкой ритмической пульсацией (в размере четыре четверти).Дети хлопают сначала на сильную, первую долю, затем на первую и третью. Постепенно задание усложняется. Дети хлопают на первую, вторую доли, на третью, четвертую молчат. Потом на первую и четвертую хлопают, а на вторую и третью — отдыхают.
Дети стоят по кругу парами, держась за руки. Под музыку русской народной песни Во саду ли, в огороде идут, гуляют по кругу (8 тактов). Потом кружатся парами (8 тактов). Затем идут налево по кругу и опять кружатся. Потом идут (четыре такта) к центру. Все, стоящие в паре справа, вертятся звездочкой, держась правой рукой (четыре такта).Возвращаясь на свои места, опять кружатся со своей парой. Теперь идут в центр стоящие с левой стороны в паре и также кружатся звездочкой и т. д.
Дети стоят по кругу, лицом к центру. Под веселую подвижную музыку по очереди выполняют движения: хлопок в ладоши, хлопок по коленям, притоп, пружинку. Каждый ребенок выполняет только одно движение. Главное, не опоздать, дождаться своей очереди и не перепутать движения. Если дети поняли игру, можно ускорить темп.Игра развивает не только чувство ритма, но и внимание, сосредоточенность, воспитывает выдержку.
Дети сидят по-турецки лицом к центру круга. Перед каждым из них кубик. Хором, в умеренном темпе пропевается текст знакомой песни: Калинка, малинка, малинка моя . Одновременно каждый из играющих перемещает лежащий перед ним кубик соседу справа и получает от соседа слева новый кубик. Кубики в такт музыке путешествуют по кругу до тех пор, пока не вернутся к своим хозяевам . Передвижение кубика происходит обязательно на сильную долю, то есть на ударный слог текста.
Паровозик — это усложненный вариант предыдущей игры. Дети садятся на стульчики по кругу как можно ближе друг к другу. Левая рука лежит на левом колене ладошкой вверх, это станция . На ладошке лежит кубик- вагончик . Вагончики начинают движения под текст: Паровоз, паровоз, он вагоны повез . Текст произносится в таком ритме: два коротких звука, один длинный. В ритме текста дети 2 раза ударяют кубиком по левой ладошке, держа его сверху правой рукой, произнося: Па-ро. , и на длинный слог — воз — перекладывают кубик на ладошку соседа справа, получая в это время кубик от соседа слева, и так на весь текст несколько раз. Кубики передвигаются в одном направлении, паровозик поехал. Чтобы не произошло крушение , необходимо сначала прохлопать ритм не один раз всем вместе, по ладошкам, без кубиков. Когда он усвоен, можно отправлять поезд . Взрослый (он сидит и общем кругу, а перед ним корзина с кубиками) берет но одному кубику из корзины и пускает их по кругу один за другим, пока у каждого ребенка в руках не окажется по кубику. Когда достигнута слаженность, движение паровозика можно ускорять и замедлять — менять темп, таким образом усложняя задания.
Движения выполняются под веселую музыку 4-дольного размера. Дети отмечают ритмическую пульсацию хлопками, шлепками по коленям или притопами.
на раз-два — хлопки,на три-четыре — притопы.
на раз-два — пауза,на три-четыре — шлепаем по коленям.
мальчики на раз-два — хлопают, девочки на три- четыре — шлепают по коленям, затем меняются ролями.
одни хлопают первую долю, другие — вторую, третью и четвертую.Темп может постепенно ускоряться.
Источники: http://festival.1september.ru/articles/414440/, http://festival.1september.ru/articles/601795/, http://dramateshka.ru/index.php/methods/scenes-motion/ritmika-i-tancih/5773-ritmicheskie-igrih
Комментариев пока нет!
orebenkah.ru