Наблюдения на прогулке на каждый день для подготовительной группы. Наблюдение подготовительная группа октябрь


Картотека наблюдений (осень, подготовительная группа)

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПТИЦАМИ.

1.Обратить внимание детей, что птицы собираются в стаи. Первыми улетают те, кто прилетал последним: это стрижи, ласточки, мухоловки. В начале осени улетают журавли. Осенью журавлей видно лучше, так как они летят ниже, чем весной.

Стихотворение С.Есенин

Отговорила роща золотая

Берёзовым весёлым языком

И журавли печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Какие птицы остаются зимовать?

Как мы можем им помочь перезимовать? Сбор семян разных трав: подорожника, репейника, конского щавеля. Срезать ножом и хранить в виде веника.

2. П/и «У медведя во вору».

Внести шапочку медведя. В какую игру будем играть?

3.ОВД прыжки на двух ногах на месте: ножницы, с поворотом вокруг себя. Кто больше?

4.Игры с песком.

Чтобы вы хотели построить?

Какие игрушки необходимы для постройки?

ПРЕДЛОЖИТЬ детям объединиться группами и договориться кто что будет строить.

Почему?

В/м: формочки, совочки, ведёрки, вода, машинки.

ЦЕЛЕВАЯ ПРОГУЛКА НА ОГОРОД

1.Утром дети увидят на поверхности травы белый налёт. Ночью был мороз, а утром потеплело. Теперь нужно убирать овощи на огороде. Рассмотреть общий вид огорода.

Осмотреть грядки, узнать по ботве ещё не выкопанные овощи: морковь, редьку, свеклу. Собирать овощи в специальные ящики.

Придя в д/с отметить тех детей, кто очень хорошо потрудился на огороде.

Вымыть овощи и попробовать на вкус.

2. Д/и «назови овощи на вкус».

3. Д/и «Найди к ботве овощи».

Д/И «Вершки и корешки».

НА УЧАСТКЕ. 1. П/И «Перепрыгни через ручеёк». Ширина приблизительно 50 см. Добиваться дальности прыжка. Соблюдение всех его фаз.

2. Обучение катанию колец, обручей.

3. Игры по желанию детей.

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПОДГОТОВКОЙ ПТИЦ К ОТЛЁТУ.

Обратить внимание детей на подготовку птиц к отлёту, собравшись в стаи, они стремительно носятся в воздухе, упражняясь перед дальним полётом.

- Почему улетают птицы?

- Почему одни улетают раньше, а другие позже?

- Вспомните, чем питались птицы летом? Насекомыми.

Осенью птицы улетают в тёплые края на зимовку. Они летят не спеша, делая большие остановки, видно не хочется им улетать.

- Какие птицы улетают самые первые?

- Почему?

2.П/и «Перепрыгни через ручеёк». Бегать по сигналу:1,2,3 к ручейку беги. Закрепить умение правильно перепрыгивать.

3.Обучение детей бросанию колец и катанию колец между линиями.

- Часть детей играет, часть детей наблюдает, потом наоборот.

4.Что нужно сделать, чтобы на участке было чисто? Вымести сухие листья, собрать их, отнести в кучи.

- Какой инвентарь нужен для работы?

5.С/р игра «Пароход». Внести новые атрибуты: флажки, якорь.

- На роль капитана воспитатель назначает самого активного ребёнка. Воспитатель- пассажир.

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА НЕБОМ.

1. Обратить внимание детей на небо.

- Какое небо по цвету?

- Какое вызывает настроение?

- Какими смотрятся тучи? Тяжёлыми, тёмными…

«..Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес

Глухо шепчет тёмный лес,

На ручей рябой и пёстрый

За листком летит листок,

И струёй, сухой и острой

Набегает холодок».

2.П/и «Гуси – лебеди». Внести шапочки. В какую игру будем играть?

3.Д/и «Найди самый большой и самый маленький листок».

4.С/р игра «Больница». Приехал врач проверять осанку.

5.Упражнять мальчиков прыгать через скакалку на двух ногах. Показ воспитателем. Воспитатель следит за нагрузкой.

6.Что нужно сделать, чтобы на веранде было чисто и уютно? Чем можно помести лавочки пол?

7.Как можно использовать листья в игре? Что можно составить? Солнышко, дерево, домик и т. д.

ЦЕЛЕВАЯ ПРОГУЛКА НА ОГОРОД.

1.Сходить с детьми на огород. Посмотреть в каком виде его оставили на зиму.

- Что нужно ещё сделать?

- Вспомнить, что росло на грядках летом?

2.Д/и «Что на дереве растёт». Закрепить знания о овощах и фруктах.

3.Труд. Перекопать грядку.

- Зачем нужно перекапывать?

- Показать корни от сорняков. Полюбоваться сделанной работой.

- Отметить старательность детей.

- Объяснить пословицу: «Что летом припасёшь – с тем зиму проведёшь». «Лето припасиха, - зима – подбериха».

4.Напомнить детям слова из игры: «Мы весёлые ребята». Закрепить правила игры и поиграть в игру.

5.Вынести мяч, организовать игру «Мяч в кругу». Прокатывание мяча в определённом направлении.

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА НАСЕКОМЫМИ.

1.Предложить детям поискать насекомых. Куда они пропали? Собрать сухие листья и просеять их через сито. Можно увидеть много живых существ. Они приготовились к долгой, холодной зиме.

- Почему спрятались насекомые?

2.Вынести на участок ленты. В какую игру мы можем поиграть? П/и «Ловишки с лентой».

3.М/п игра «У кого мяч». Организовать с подгруппой детей.

Приёмы:

4.Индивидуальная работа: упражнять в умении бросать мяч вверх и ловить его после отскока.

5.Вынести на участок кукол, посуду. Создать условия для с/р игры «Семья». Следить за умением детей распределять роли в игре.

6.Объясните значение пословицы: «Любишь кататься – люби и саночки возить».

- Что это значит?

- Учить детей убирать игрушки и оставлять игровые места чистыми.

БЕСЕДА- КАК ЗВЕРИ ГОТОВЯТСЯ К ЗИМЕ.

  1. Предложить детям подумать о том, как звери готовятся в лесу к зиме. Рассказать: что животные делают запасы на зиму: меняют шерсть на более тёплую, вырастает густой подшорсток. Некоторые звери впадают в спячку на всю зиму.

2.Какой инвентарь необходим для уборки участка?

В/м: ведёрки, мётлы, лопатки, носилки.

Напомнить, как пользоваться инвентарём. Уборка участка.

3.Предложить детям игрушки – зверушки.

- Кто где живёт?

- Кто как передвигается? Имитация движений.

4.Предложить детям самостоятельно организовать игру «Мяч в ворота». Упражнять в умении точно попадать в цель. Развивать силу удара.

5.Обратить внимание детей на то, как красиво мальчики сделали фигуры. В игре «Сделай фигуру».

- Вспомнить правила.

- Выбрать лучшую фигуру.

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПРИМЕТАМИ ОСЕНИ.

Стихотворение А. С.ПУШКИН

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

Ложился на поля туман

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу. Приближалась

Довольно скучная пора

Стоял ноябрь уж у двора.

О каких приметах осени говорится в этом стихотворении?

2. Вспомните: каких животных называют домашними (дикими)?

Д/И «Кто в домике живёт?»

3.Отметить: что осенью многие птицы улетают в тёплые края.

П/И «Перелёт птиц».

4.Создать условия для прыжков в длину. Привлечь малоактивных детей.

5.Игра – соревнование «Кто самый внимательный».

Предложить собрать игрушки не оставляя их на участке.

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РЯБИНОЙ.

1.Посмотреть как вдали и вблизи красуются ярко – красные кисти рябин.

Листья рябины давно уже опали, а ярко – красные ягоды радуют глаз.

- На рябинах можно увидеть снегирей. Понаблюдайте: какие у них крылья, хвост; какое оперенье на головке, спинке.

- На что похож клюв?

Да спинка у снегирей серая, на головке как бы чёрная шапочка, грудка ярко – малиновая. Крылья и хвост чёрные блестящие. Самка у снегиря серенькая с чёрными матовыми перьями. Клюв у снегирей короткий, вздутый у основания. Таким клювом легко выбирать семена ягод рябины (можжевельника) бросая мякоть. Снегири клюют и почки деревьев.

2 Предложить расчистить дорожку от свежее выпавшего снега, аккуратно обращаться с инвентарём, работать спокойно не мешая друг другу.

3.Упражнять мальчиков в прыжках на одной ноге по дорожке здоровья – 3 раза.

4.П./и «Воевода». Дети катают мяч, говоря слова: «Катилось яблоко вдоль огорода, кто его поднимет – тот воевода». Ребёнок, у которого остался мяч, идёт вокруг детей и говорит: «я сегодня воевода, я иду из хоровода» и кладёт мяч около детей. Все говорят хором: «Раз, два не воронь, а беги как огонь».

5.Игра М./п «Летает – не летает». Развивать внимательность и быстроту реакции.

6.Игры с выносным материалом: машинки, куклы, санки, коляски. Учить детей объединяться в группы, и договариваться в какую игру будут играть.

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ДОЖДЁМ.

1.На земле много океанов и морей, рек и ручейков, озёр, прудов и луж. Солнце нагревает воду. Она испаряется, т. е. становится прозрачным и невидимым паром. Этот лёгкий пар поднимается от земли всё выше и выше – намного километров вверх. Там, на высоте, всегда холодно. Холодный воздух их тащит вниз, а теплый воздух опять поднимает их вверх.

- В какое время года идёт холодный, мелкий, затяжной дождь?

- Если капельки мелкие, дождь «моросит». Чаще всего моросящие дожди бывают осенью.

- Сравнить какой дождь шёл летом?

- После дождя, какая погода осенью? (Тепло, холодно).

Иногда проблеснёт солнце.

Обратить внимание во время дождя с ветром как облетают с деревьев листья.

- Пышный наряд деревьев редеет.

Художественное слово: А.Плещеев

«…Туча небо кроет, солнце не блестит,

Ветер в поле воет, дождик моросит…»

2.П./и «С кочки на кочку». Игра на дорожке здоровья – дети прыгают из кружочка в кружочек по указанию воспитателя. Повторить -3 раза.

3.С./р игра «Светофор». Внести атрибуты. Закрепить знания по ПДД.

4.П./и «Перепрыгни через ручеёк.

5.Выкопать цветущие с бутонами астры и пересадить в горшки в уголок природы.

- Зачем мы это делаем? Обобщить ответы детей.

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СНЕГОМ

1.Обратить внимание детей, что земля покрылась снегом

СТИХОТВОРЕНИЕ В.Русалиев «Первый снег».

Первый снежок

В воздухе кружит

Белит лесок

Улицы, лужи.

Двор устилает

Белым ковром

Луг покрывает

Скатертью новой

Нивы укрыты

Где зёрна зимуют –

Пусть себе спят

И о солнце тоскуют.

- Зачем нужен снег?

Рассказ воспитателя о значении снега для растительности.

2.Труд. В/м: метёлки, лопатки. Очистим веранду и постройки от снега.

3.Загадка: «Под полом таится, кошки боится». (Мышь)

- Кто кроме кошки может поймать мышь?

- П/И «Мышеловка».

4.Д/И «Что сначала, что потом». Закрепить знания детей о последовательности времён года.

5.С подгруппой детей организовать соревнование: «Кто дальше». Упражнять в прыжках на одной ноге.

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ДОЖДЁМ.

1.Вспомнить какой дождь был в начале осени. Сравнить какой дождь сейчас? Холодный, частый, со снегом.

Дождь идёт с большими хлопьями снега, сопровождаемый

заунывным ветром.

- А можно про плохую погоду придумать красивые стихи?

Попробуйте.

- Кому такая погода нравится?

- Что хочется делать в такую погоду?

А поэт Аким написал об этом так:

Дождь, дождь

Целый день

Барабанит в стёкла

Вся земля, вся земля

От дождя промокла.

Воет, воет за окном

Недовольный ветер

Хочет двери он сорвать

Со скрипучих петель.

2.П/И «Караси и щука». На роль водящего выбрать считалкой.

3.Игра «Кто дальше» - закреплять умение детей в метании мешочков на дальность правой и левой рукой.

4.Почистить клумбу, рабатки от растительных остатков. Учить детей пользоваться граблями.

5.Игры с выносным материалом по интересам детей.

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПТИЦАМИ.

1.Понаблюдать за птицами на участке. Обратить внимание на появление лесных жителей ворон, галок, сорок.

- Почему птицы прилетают близко к жилью человека? Прилетели из леса в поисках пищи.

- С наступлением холодов, какие птицы прилетают с севера? Снегири.

2.Вынести корм для птиц (крошки, собранные семечки). Отметить, какая птица к какому корму подлетела?

3.Эстафета «Будь ловким». Повторить 3 раза. Прыжки вокруг кубиков (кеглей) расстояние – 5 метров. Закрепить правила игры.

4.Учить детей при катании на самокате отталкиваться правой ногой; удерживать равновесие (девочек).

5.Повторить стихотворение Плещеева «ОСЕНЬ».

6.Вынести обруч. Метание мешочков с песком в горизонтальную цель правой и левой рукой по 5 раз с мальчиками.

7.Ходьба по скамейке боком приставным шагом (3 раза). На середине присесть, встать и идти дальше (девочки).

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПОЧВОЙ.

1.Рассмотреть с детьми почву.

- Почему она стала твёрдой и её нельзя копать лопаткой?

- Попробуйте выдернуть из неё растения, получается?

- Почему нет?

Поясните: земля замёрзла, то покрывается лёгким снегом, то подтаивает.

- В такую погоду можно вынести санки? Почему нет?

- А удобно ли кататься на велосипеде? Гололёд.

2.Поручить мальчикам, подмести дорожку. Учить работать метлой, сгребать совком и веником мусор. Показ ребёнком.

3.П./и «Не оставайся на полу». Вспомнить содержание игры.

4.Игра М./п Дни недели». Дети стоят в кругу или врассыпную.

«В понедельник я купался, (изображают, как плавают)

А во вторник рисовал, (изображают, как рисуют)

В среду долго умывался, (изображают, как умываются)

А в четверг в футбол играл, (бегут на месте)

В пятницу я прыгал, бегал, (прыгают на месте)

А в субботу танцевал, (кружатся на месте)

В воскресенье торт я кушал, (изображают, как едят)

А под вечер отдыхал. Приседают, Сложенные ладоши кладут под щёку, глаза закрывают.

Развивать быстроту реакции, ловкость.

5.С./р игра «Дом» и «Пароход». Воспитатель участвует в игре вместе с детьми.

Подсказывает, напоминает.

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ДЕРЕВЬЯМИ.

1 Рассмотреть деревья. Какие сейчас деревья? Как можно сказать о них? Деревья голые, на них почти нет листьев.

Художественное слово: «…Осень наступила, высохли цветы и глядят уныло голые кусты…»

- Раскрыть содержание пословицы: «В ОКТЯБРЕ лист на дереве не держится».

- Отметить, деревья стали как бы прозрачными. На ветках в глубине леса увидишь птицу, чего раньше и не заметить.

- Через голые ветки прекрасно смотрится небо. Глядя на лес, можно открыть многие лесные тайны.

2.П./и «Раз, два, три к названному дереву беги». Закрепить знания детей о хвойных и лиственных деревьях.

3.Игра М./п «Низко – высоко». Дети стоят в кругу. Взрослый говорит: Украсили мы ёлочку разными игрушками, а в лесу ёлочки разные растут: широкие, низкие, высокие, тонкие. Я скажу:

«Высокие» - поднимайте руки вверх;

«Низкие» - приседайте и руки опускайте;

«Широкие» - делайте круг шире;

«Тонкие» - делайте круг уже.

Игра проходит веселее, если взрослый старается запутать детей.

4.Сбор природного материала для творчества.

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПОГОДОЙ.

1.Дети, назовите осенние месяца. Сентябрь, октябрь, ноябрь.

- Назовите последний осенний месяц? Ноябрь.

- Как изменилась погода?

- Какое цветом небо?

- Что можно сказать о солнце?

По народному поверью: месяц ноябрь – грудень. На всех дорогах лежат смёрзшие груды грязи, почерневшие листья.

- Земля покрыта где снежком, где высохшей травой в перемешку с опавшими листьями.

- Какое настроение вызывает эта картина?

- Пояснить пословицу: «Ноябрь – зиме родной батюшка».

2.Помочь подсыпать дорожки песком – проявить заботу о людях.

3.П./и «Найди свою пару». Действовать по сигналу, вставать только к своей паре.

4.Прыжки на 2 ногах с продвижением вперёд: «Кто дальше».

5.Игры с выносными игрушками.

С./р игра «Поездка на пароходе». Воспитатель участвует в роли пассажира.

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ТУМАНОМ.

1.Отгадайте загадку:

«Седой дедушка у ворот

Всем глаза заволок».

(туман).

- Что такое туман?

- Когда чаще всего бывает? Туман – это охлаждённые капельки воды, невидимые в воздухе.

Стихотворение А.Екимцев

Лес – в карман,

Поля – в карман

Спрятал

Дедушка Туман.

Спрятал копны и стога,

Даже солнышко

В карман

Спрятал дедушка Туман.

Только он совсем забыл,

Что карман

Дырявым был.

За рекою в гору лез –

Потерял поля и лес.

Потерял потом луга,

Копны сена и стога…»

Особенно частые и густые туманы осенью. В эту пору в холодном воздухе много поднявшихся от земли крошечных водяных капелек. Невидимые капельки воды оседают на нашей одежде, на лице и руках, как будто мы идём сквозь облако. Осенний туман долго не тает.

2.П./и «Хитрая лиса». Узнать игру по описанию.

3. Приготовить кормушки для пернатых друзей. Д/З : сделать кормушки вместе с родителями.

4. Игры с обручем – прокати обруч по ровной дорожке.

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПТИЦАМИ.

1.Каждый вид птиц питается своим излюбленным кормом. Синица – одна из самых полезных птиц. Давайте вспомним: какую пользу приносит синица летом.

- обобщить ответы детей: «Летом она оберегала фруктовые сады от вредителей, уничтожала их в большом количестве. Т.к. основной корм многочисленных птенцов – насекомые.

- Поздней осенью насекомые исчезли.

- Как помочь синицам прожить осень и зиму? Подвешивать на деревьях своего участка кусочки несолёного сала или мяса.

- А можно ли держать птиц в комнатных условиях? Нет они погибают.

- Подвесить сало на нитке и понаблюдать: как синицы будут лакомиться салом.

А.Барто «Синица»

Скачет шустрая синица

Ей на месте не сидится

Прыг – скок, прыг – скок

Завертелась, как волчок.

Вот присела на минутку

Причесала клювом грудку

И с дорожки – на плетень

Тири – тири –тень – тень – тень.

2.П./и Вороны – воробьи». Внести шапочки, узнать игру по описанию.

3.Катание на самокате. Учить девочек отталкиваться ногой и управлять рулём. Показ мальчиком.

4.Упражнять в подлезании в обруч с предметом в руках (кубик) не касаясь обруча – 4 раза.

5.С./р игра «Пароход» помочь детям развить сюжет. Использовать атрибуты по назначению.

6.Труд: уборка игровых мест, аккуратно и бережно собирать все атрибуты.

В синем небе птичьи стаи

Зимовать на юг летят,

И деревья надевают

Шитый золотом наряд –

Осень красок не жалеет

И на урожай щедра!

Пусть нас солнышком согреет

Эта яркая пора!

Сентябрь.

Первым к нам сентябрь приходит

Собирает он ребят:

В школу за руку приводит,

Тех, кто младше, - в детский сад.

Радуют деньки погодой,

Так и манят нас гулять,

И грибы искать с охотой,

И гербарий собирать!

Октябрь.

Вот сентябрь отступает,

В гости к нам октябрь спешит!

Потихоньку холодает,

Чаще дождик моросит,

Ветер стайки листьев кружит,

Собирает в хоровод,

А один листочек в луже,

Словно лодочка плывёт!

Ноябрь.

Вот ноябрь пришёл с дождями,

Льдом на лужах по утрам…

Редким солнышком, ветрами…

Отчего же грустно нам?

Оттого, что очень скоро

Зиму снежную встречать

И под новогодней ёлкой

Яркий праздник отмечать.

Осень. Е.Бочковская

Художница Осень взмахнула кистью.

Жёлтым обрызгала лёгкие листья,

Небо пронзила сизо – лиловым,

Речку покрыла лаком свинцовым.

Из пёстрых, узорчатых листьев клёна

Ковёр расстелила на фоне зелёном.

Зелёные сосны, зелёные ели,

С лёгким, пьянящим запахом прели…

На шаг отошла, прищурила глаз,

По веткам кармином прошлась ещё раз.

Тихо, красиво и грустно немножко.

Шуршит, и шуршит, и шуршит на дорожке…

Солнце скупо дарит лучи.

Осень. На юг улетели грачи.

kopilkaurokov.ru

Октябрь Прогулка - Подготовительная группа

С этим файлом связано 52 файл(ов). Среди них: Психологические типы Карла Юнга.doc, mucusless_diet.doc, trening_intellekta_shkolnika_ch3.pdf, trening_intellekta_shkolnika_ch2.pdf, Dzhos_Yu_S__Deputat_I_S__Rysina_N_N_Shkolnye_trudnosti_Osobennos, Перечень вступительных испытаний на первый курс в 2018 году.doc, КНИГА Щелочная система оздоровления.docx и ещё 42 файл(а).Показать все связанные файлы
Октябрь

Прогулка 6

Наблюдение за перелетными птицами

Цели: расширять представления о перелетных птицах;

  • воспитывать познавательный интерес к птицам.
Ход наблюдения

Птицы на юг улетают:

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали. М. Ивенсен

Воспитатель проводит с детьми беседу, задает вопросы.

  • Как изменилась жизнь птиц с приходом осени? (Корма для птиц становится все меньше, начинает холодать — птицы собираются в стаи, пробуют свои силы и трениру­ют птенцов, готовят их к отлету.)
  • Расскажите о своих наблюдениях за поведением птиц летом и осенью. (Летом для птиц достаточно корма, они выводят и вскармливают птенцов. А осенью птицы ведут себя беспокойно, собираются в стаи и летят в теплые края.)
  • Что происходит осенью с кормом для птиц? (Корма для птиц становится все меньше и меньше; сначала пропада­ют насекомые, затем увядают растения, уменьшается ко­личество плодов и семян.)
  • Подумайте, с чем связаны сроки отлета насекомоядных и зерноядных птиц осенью? (Насекомоядные птицы улета­ют раньше, чем зерноядные, так как исчезают насекомые, а птицам нечем уже питаться; затем улетают те птицы, которые едят плоды, семена, зерно.)
  • Почему осенью птиц становится мало? (С конца авгус­та птицы начинают улетать на юг, так как холодает, и исчезают насекомые.)
  • Как птицы готовятся к отлету? (Собравшись в стаи, они стремительно носятся в воздухе, упражняясь перед даль­ним полетом.)
  • Назовите первый признак приближения осеннего пере­лета птиц. (Усиливается гомон птиц, они собираются в стаи.)
  • Какие птицы позже всех улетают на юг? (Утки, гуси — водоплавающие, улетают последними, так как пока водо­емы не замерзли, им есть чем питаться.)
  • Знаете ли вы, как выстраиваются птицы при перелете на юг? (Во время перелета птицы придерживаются опре­деленного порядка. Так им удобней и легче лететь. Журавли летят клином — углом. Цапли и гуси — шеренгой. Утки выстраиваются в линию (друг за другом), некоторые стаи уток летят в виде пологой дуги, а мелкие — насекомоядные птицы — летят скученной стаей.)
Предложить детям собраться вместе для «перелета»: пост­роиться клином, прямой линией и т.д.

Видели ли вы отлет журавлей осенью? (Они летят уг­лом, двумя расходящимися назад рядами, с длинными вытя­нутыми шеями, громко курлыча. Иногда удается увидеть, как передовой журавль — вожак — меняется местами со своим соседом. Один из них подлетает под другого и занима­ет его место.)

Журавли летят, курлычут.

Шлют последнее «прощай».

За собою лето кличут,

Забирают в теплый край.

Исследовательская деятельность

Предложить детям рассмотреть карточки-схемы, на кото­рых изображены: угол, прямая линия, пологая дуга, хаотич­но, скученно расположенные точки. Дать ответ, к какому виду птиц относится каждая карточка-схема.

Трудовая деятельность: Сбор семян различных растений для подкормки птиц зи­мой.

Цель: воспитывать сочувствие, сопереживание по отноше­нию к птицам.

Подвижные игры «Гуси-лебеди».

Целъ: совершенствовать технику бега, добиваясь естествен­ности, легкости и точности выполнения задания. «Найди свой дом». Цели:

  • развивать физические качества — быстроту, ловкость;
  • совершенствовать ориентировку в пространстве.
Индивидуальная работа

Использование различных видов ходьбы: разное положе­ние рук, высоко поднятые колени (как аист, журавль, цап­ля).

Цель: развивать двигательную активность.

Октябрь

Прогулка 8

Наблюдение за ивой осенью

Цель: расширять знания о разновидностях ивы (верба, ра­кита, лоза и др.).

Ход наблюдения

Плыви, плыви, листочек золотой,

Вниз по реке, как маленький кораблик.

Работу отложу, поставлю грабли

К стволу ветлы, склоненной над водой,

И побреду, кораблик, за тобой.

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Как выглядит ива?
  • Какие у нее ветки и листья?
  • Где чаще растут ивы? (По берегам реки.)
♦ Какие вы знаете разновидности ивы? (Верба, ракита, ветла, лоза.)

♦ Что дает ива людям? (Из ее веток плетут корзины.) Исследовательская деятельность

Рассмотреть через лупу листья ивы. Чем они покрыты? (Светло-серым налетом.)

Трудовая деятельность

Сбор листьев для изготовления поделок

Цель: продолжать прививать трудовые умения и навыки

Подвижные игры

«Перелет птиц», «Охотники и звери».

Цели:

  • упражнять в беге через разные препятствия;
  • развивать ловкость.
Индивидуальная работа
  • Прыжки со скакалкой.
Цель: учить прыгать одновременно на обеих ногах.
Октябрь

Прогулка 9

Наблюдение за грузовым транспортом

Цель: учить различать грузовой транспорт, знать его на­значение и применение.

Ход наблюдения

Сам в кабину не могу я залезть пока.

До чего же велико колесо грузовика.

В кузов даже заглянуть не удастся мне,

Посмотреть, что там хранится в кузове на дне.

А в кабине виден руль, дверца на замке.

Но унес ключи шофер на своем брелке.

Подожду его чуть-чуть — у него обед,

Может быть, меня прокатит, а быть может, нет. В. Мирясова

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Для чего люди используют грузовые автомобили? (Что­бы перевозить различные грузы.)
  • К какому виду транспорта относится автомобиль, если он перевозит грузы? (К грузовому транспорту).
  • Назовите другой грузовой транспорт, который вы знае­те. (Бывают грузовые самолеты, вертолеты, товарные по­езда, грузовые пароходы, большие грузовики-самосвалы.)
♦ На какой цвет светофора едут автомобили? (На зеле­ный.)
  • Как называется профессия человека, который управля­ет автомобилем? (Водитель, шофер.)
  • Сколько цветов у светофора? (Три: красный, желтый, зеленый.)
Трудовая деятельность Уборка опавших листьев.

Цели: приучать доводить начатое дело до конца;

  • воспитывать аккуратность, ответственность.
  • Подвижные игры
«Защити товарища», «Стой — беги».

Цели: упражнять в перебрасывании набивного мяча от груди двумя руками;

  • учить действовать по сигналу;
— развивать ловкость.

Индивидуальная работа: Ходьба по бревну.

Цель: добиваться улучшения техники ходьбы, соблюдая равновесие.

Октябрь

Прогулка 10

Наблюдение за брусникой

Цель: продолжать знакомство с ягодным кустарником — брусникой.

Ход наблюдения

Гибкий стебель повилики

Ствол обвил, как поясок.

Алой ягоды брусники

Набрала я туесок.

Пусть она и горьковата,

Но моченая вкусна!

Мхов и хвои ароматов

Эта ягода полна.

Повилика — растение без листьев и корней, обвивающее своими листьями другое растение.

В сентябре в лесах появляются сочные, сладкие, крупные ярко-красные ягодки, вобравшие в себя лесные ароматы мхов и хвои. В мае—июне на ветках брусники расцветают мелкие бело-розовые цветочки, собранные в кисти по четыре и во­семь цветков. Кисти цветов брусники выглядят поникшими, Потому что они под тяжестью раскрывшихся бутонов никнут к сырой земле.

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Как выглядят ягоды брусники?
  • Как выглядит растение брусника?
  • Почему это растение называется вечнозеленым?
  • Какие полезные вещества есть в ягодах брусники?
  • Что можно приготовить из ягод?
Исследовательская деятельность

Сравнить листья брусники с листьями клюквы. Сравнить ягоды брусники и клюквы.

Трудовая деятельность Поливка песочного дворика.

Цель: оказывать помощь детям младшей группы.

Подвижная игра

«Мяч капитану».

Цели:

— учить принимать в игре разнообразные движения с мя­чом, согласовывать свои действия с действиями парт­нера;

— воспитывать коллективизм.

Индивидуальная работа

Перестраивание в колонну по двое.

Цель: способствовать выработке хорошей осанки.

Октябрь

Прогулка 11

Наблюдение за цветником

Цели:

Ход наблюдения

Осень наступила,

Высохли цветы

И глядят уныло

Голые кусты.

Туча небо красит,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Какое сейчас время года?

  • Что происходит с растениями осенью?
  • Для чего нужны растениям листья, корень?
  • Как называются цветы, растущие на клумбе?
  • Можно ли их срывать с клумбы?
  • Что надо сделать, чтобы весной цветы снова выросли?
  • Что помогало цветам расти? (Солнце, дождь, земля и люди.)
Исследовательская деятельность

Сравнить цветы (чем похожи и отличаются друг от друга).

Трудовая деятельность

Сбор семян растений в разные пакеты.

Цель: закреплять умение различать зрелые семена от не­зрелых.

Подвижная игра

«Перелет птиц».

Цель: упражнять в беге в определенном направлении.

Индивидуальная работа

Упражнение с мячом.

Цель: упражнять в ловле и броске мяча.

Октябрь

Прогулка 12

Наблюдение за оврагом

Цели: формировать знания о неживой природе;

  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Ход наблюдения

Воспитатель проводит с детьми опыты, задает вопросы.

♦ Как образуется овраг? (Когда идет дождь, потоки воды, собираясь в один большой поток, размывают почву и углуб­ляют ее.)

Опыт 1: сделать срез лопатой, чтобы были видны все слои почвы.

♦ Сколько слоев почвы у оврага? Какие? (Снизу камни, потом песок с глиной и верхний плодородный слой почвы.)

Полить водой.

  • Как вода проникает через слои почвы? (Плодородный слой почвы легко пропускает воду, глина с песком — плохо, так как в глине нет воздуха.)
  • Какая растительность преобладает в овраге? (Цветы и Кривы.)
Опыт 2: рассмотреть верхний плодородный слой почвы.

♦ Что содержится в данном слое почвы? (Перегнившие 0с. татки растений, их корни, останки животных.)

Ребята, чтобы овраги не увеличивались, люди нашли способ укреплять почву. Для этого нужно по склону оврага посадить деревья. Корни у них длинные, проникают далеко вглубь и помогают удерживать почву от вымывания дождевыми потоками. А глинистая часть почвы благоприятна длякорней деревьев, так как удерживает дольше влагу, и дерево может напиться.

Трудовая деятельность: Посадка «аллеи выпускников».

Цели: закреплять навыки совместной работы.

Подвижные игры: Эстафета «Кто быстрее?».

Цель: повышать двигательную активность детей.

Конкурс «Лучшая фигура из песка».

Цели: закреплять знания о свойствах песка;

  • развивать творческое воображение.
Индивидуальная работа: Развитие движений.

Цели: закреплять умение бегать на скорость;

  • развивать ловкость и силу броска.
перейти в каталог файлов

stomfaq.ru

Картотека прогулок подготовительная группа. Октябрь

3850005-444500Подготовительная группа (октябрь) Карточка №22 Наблюдение за работой дворника Цели: - расширять представления детей о работе дворника, подчеркивая значимость труда для всех; -рассмотреть орудия труда, рассказать об их целевом назначении; Предложить детям на расстоянии понаблюдать за работой дворника и задать вопросы: - Для чего нужна и как важна профессия «дворник» -В чем заключается работа дворника в осеннее время года? -Какие орудия труда и для чего использует в своей работе дворник? - Как мы можем помочь дворнику? В заключение прочитать стих-ние В. Степанова: Встает дворник на заре, Крыльцо чистит на дворе. Дворник мусор уберет И дорожки разметет. Пальчиковая игра «Инструменты» Землю я копал лопатой – яму выкопал когда-то. А теперь гребу граблями мусор весь – в «подарок» яме. Пилим, пилим мы с тобой ствол двуручною пилой. Рубим, рубим топором между домом и двором. Трудовая деятельность «Поможем дворнику»: уборка участка от веток, камней, сухих листьев Цель: воспитывать уважение к труду дворника Подвижная игра «Бездомный заяц» (ОД - бег) ( известная) 3850005-444500Подготовительная группа (октябрь) Карточка №22 а. 1.Наблюдение за цветником. Цели: продолжить формирование обобщенных представлений о сезонных изменениях в природе; уточнить названия цветов, их строение (найти стебель, листья, цветки, корни). Ход наблюдения Осень наступила, Туча небо красит,  Высохли цветы   Солнце не блестит, И глядят уныло Ветер в поле воет, Голые кусты. Дождик моросит. Воспитатель задает детям вопросы. ♦ Какое сейчас время года? ♦Что происходит с растениями осенью? ♦Для чего нужны растениям листья, корень? ♦Как называются цветы, растущие на клумбе? ♦Можно ли их срывать с клумбы? ♦Что надо сделать, чтобы весной цветы снова выросли? ♦Что помогало цветам расти? (Солнце, дождь, земля и люди.) 2.Исследовательская деятельность. Сравнить цветы (чем похожи и отличаются друг от друга). «Перелет птиц». Цель: упражнять в беге в определенном направлении. 3.Индивидуальная работа. Упражнение с мячом. Цель: упражнять в ловле и броске мяча. Подготовительная группа (октябрь) Карточка №23 1.Наблюдение за солнцем.Цели: формировать понятие о том, что для жизни на Земле нужно солнце; установить связь между летним и осенним световыми днями; выяснить значение солнца для жизни и роста растений. - Посмотрите, как изменились растения с приходом осени? - Чего не хватает растениям в осеннее время года? - Что дает растениям солнце? Напомнить детям о том, что Солнце — источник света, тепла и жизни на Земле. Во все стороны от него распространяется свет и тепл

schoolfiles.net

Наблюдения на прогулке на каждый день для подготовительной группы

Наблюдения на прогулке на каждый день для подготовительной группы

Сентябрь, подготовительная группа

Наблюдение за растениями:

1-я неделя: Осмотр цветника на участке. Отметить, какие растения хорошо цветут в цветнике, какие уже отцветают, есть ли семена? Учить определять степень зрелости семян. Рассказать о том, что семена собирают только зрелыми.

2-я неделя: Обойти вокруг сада, отметить, какие произошли изменения. Обратить внимание на чистоту территории. Спросить, кто заботится об этом.

3-я неделя: Наблюдение за одуванчиком. Рассмотреть его цветы и семена. Рассказать о том, почему семена одуванчика имеют такую форму. Закрепить знания о размножении растений.

4-я неделя: Спросить детей, полезен ли дождь растениям? Подвести детей

к установлению связи между ростом растений и необходимым количеством влаги.

Наблюдение за неживой природой:

1-я неделя: Наблюдение неба. Рассказать, что небо – это воздух, который окружает нашу землю. Воздухом дышат люди, животные, растения. Воздух можно услышать, если его выпустить из воздушного шара и увидеть, если опустить комочек земли в воду – пойдут пузырьки.

2-я неделя: Познакомить детей с термометром, прибором, с помощью которого измеряют температуру воздуха. Рассказать, как это делается. Расширить представление детей об окружающем мире.

3-я неделя: Измерить высоту стояния солнца при помощи условной мерки. Вспомнить, где находилось солнце во время прошлого наблюдения. Формировать элементарную поисковую деятельность.

4-я неделя: Продолжить наблюдение за сокращением продолжительности дня и высотой стояния солнца. Использовать постоянный ориентир за точку отсчета.

Наблюдение за животными:

1-я неделя: Наблюдение за шмелями. Рассказать, что осенью все население шмелиной семьи вымирает, остаются только молодые шмели, которые, перезимовав, весной создадут новые гнезда. Гнезда шмелей находятся в земле.

2-я неделя: Наблюдение за птицами. Они покинули свои гнезда в поисках корма, летают, объединившись в стаи, откармливаются. Воспитывать заботу о птицах. Учить не жалеть для них корма, не прогонять из сада.

3-я неделя: Наблюдение за бабочками. Они ловят последнее солнечное тепло, скоро отложат личинки, которые весной превратятся в гусениц. Отметить красоту и разнообразие этих насекомых.

4-я неделя: Наблюдение за стрижами. Они сбиваются в стаи, готовясь к отлету. Беседа о том, почему птицы улетают на зимовку, а возвращаясь выводят птенцов.

Наблюдение за работой людей:

1-я неделя: Наблюдение труда взрослых в саду. Спросить, у кого есть дачи, какие работы на них сейчас производятся? Воспитывать уважение к труду взрослых, желание помочь им.

2-я неделя: Договориться о содержании работы на следующие дни (выкопать георгины, собрать семена, пересадить для уголка природы астры, бархатцы).

3-я неделя: Наблюдение за одеждой людей. По утрам надевают кофты или ветровки. С чем это связано? Установить взаимосвязь явлений природы и жизнедеятельности людей (похолодало – люди надели теплые вещи).

4-я неделя: Беседа о профессиях. Людей каких профессий можно встретить в детском саду. В чем заключаются их обязанности. Знают ли дети о. и. заведующего, методиста, других воспитателей?

Экскурсии, наблюдение за окружающим:

1-я неделя: Экскурсия к школе. Рассмотреть нарядных детей. Рассказать о том, что у них сегодня праздник. Напомнить, что через год, ребята тоже станут школьниками.

2-я неделя: Сказать детям, что они будут вести календарь погоды. Сказать, на что обратить внимание: солнце, осадки, ветер и т. д. отметить погоду за день. Развивать наблюдательность.

3-я неделя: Осмотреть огород на участке. Учить определять, какие овощи уже поспели по определенным признакам (жухнет ботва, овощи меняют цвет) подвести детей к выводу, что большинство растений закончили свой рост. Вспомнить, какие они были летом.

4-я неделя: Полюбоваться красотой осенней листвы на деревьях. Отметить, что начинают желтеть березы, липы, краснеть осины. Деревья начинают менять свою окраску с вершин, это потому, что они меньше всего защищены от холода и ветра.

Октябрь, подготовительная группа

Наблюдение за растениями:

1-я неделя: Наблюдение листопада. Чуть подул ветер и листья кружатся вокруг веток, а потом медленно падают на землю. Предложить подумать и объяснить причину падения листьев. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи.

2-я неделя: Наблюдение за созревшими семенами, ягодами калины, сирени, березы, ясеня. Объяснить, что эти семена необходимы для зимней подкормки птиц. Учить детей различать и называть семена. Воспитывать любовь к природе.

3-я неделя: Наблюдение за растениями на участке. Почти не видно цветов, трава пожухла, т. к. стало холодно. Учить детей самим искать и находить причины наблюдаемых явлений.

4-я неделя: Собрать зрелые семена плодов (настурции, бархатцы, георгины, петуньи). Спросить, могут ли дети по внешнему виду семян определить, какому растению они принадлежат.

Наблюдение за неживой природой:

1-я неделя: Наблюдение за ветром. Ветер – это движение воздуха, отметить, что чаще стали дуть холодные ветры. Выяснить, какие еще приметы осени знают дети. Договориться, что самые яркие приметы осени будут занесены в календарь. Систематизировать представления о последовательности сезонных изменений осени.

2-я неделя: Наблюдение тумана. Это охлажденные капельки воды, повисшие в воздухе. продолжить формировать представления о ярких явлениях природы.

3-я неделя: Наблюдение за дождем. Дожди идут часто. Учить определять характер дождя: затяжной, мелкий, моросящий, холодный, скучный. На земле грязь, лужи. Наступают заморозки и лужи покрываются льдом. Формировать понимание связи между нарастанием холода и сменой времени года.

4-я неделя: Наблюдение за солнцем. Оно ниже над горизонтом, поэтому стало раньше смеркаться. Сравнить продолжительность дня летом и осенью.

Наблюдение за животными:

1-я неделя: Наблюдение за муравьями. Их не видно, они спрятались в глубине муравейника и закрыли вход в него. Им там будет тепло.

2-я неделя: Спросить, куда делись насекомые. Показать. Что они спрятались под листву, в землю. Подвести детей к пониманию зависимости сезонных изменений в живой природе от солнечного тепла и света.

3-я неделя: Наблюдение лошади. Рассмотреть ее внешний вид: сильная, красивая, привязывается к человеку. Осенью домашних животных переводят в теплое помещение, почему? Воспитывать любовь к животным.

4-я неделя: Наблюдение за птицами. Можно ли еще увидеть перелетных птиц или они все отправились в теплые края? Закрепить знания о перелетных птицах и о причинах, по которым они улетают.

Наблюдение за работой людей:

1-я неделя: Наблюдение за работой садовника. Они на зиму сгребают к деревьям сухие листья, укрывают кусты. Спросить о том, зачем это делается. Что может произойти с садом, если деревья замерзнут.

2-я неделя: Наблюдение за электромонтажной машиной. Беседа о том, в каких видах работ она используется.

3-я неделя: Наблюдение за пожарной машиной. Почему она красного цвета? Вспомнить правила пожарной безопасности и телефон пожарной службы. Рассказать о пожарной сигнализации в детском саду.

4-я неделя: Наблюдение за работой плотника. Прийти к нему в фургончик

Экскурсии, наблюдение за окружающим:

1-я неделя: Наблюдение за дождем. Подобрать эпитеты к осеннему дождю. Беседа о том, какое настроение у ребят, когда идет дождь, почему?

2-я неделя: Экскурсия к школе. Пройтись по территории школы, показать стадион. Спросить о том, где дети занимаются физкультурой.

3-я неделя: Наблюдение за осенней листвой. Рассмотреть буйство красок. Обратить внимание, что на разных деревьях листва имеет разную окраску.

4-я неделя: Экскурсия к автобусной остановке. Закрепить правила поведения в общественных местах. Повторить, с какой стороны нужно обходить автобус, почему? Наблюдение за пешеходами.

Ноябрь, подготовительная группа

Наблюдение за растениями:

1-я неделя: Рассмотреть березу, осину. Учить делать выводы о раннецветущих деревьях. Осина, ольха, береза уже приготовили свои почки к весне. А сейчас они находятся в зимнем покое. Систематизировать знания детей о растительном мире.

2-я неделя: Наблюдение хвойных деревьев. Сравнить ель и сосну. У сосны хвоя сизо-зеленая, каждая иголочка заостренная, сидит пучками по 2-3 иголки, окружена чешуйками. У ели хвоя темно-зеленая, иголки короткие.

3-я неделя: Наблюдение за растениями на клумбе. Они все пожухли, листья осыпались, семена тоже. Рассказать о том, что весной семена, упавшие в почву прорастут и появятся новые цветы.

4-я неделя: Наблюдение за деревьями. Они все сбросили листву. Рассказать о том, что к зиме деревья «засыпают»: прекращается сокоотделение, следовательно, листья засыхают и опадают.

Наблюдение за неживой природой:

1-я неделя: Наблюдение за небом. В ноябре оно почти всегда затянуто тучами, хмурое, часто идет дождь, холодно. Все это приметы осени. Подводить детей к обобщению накопленных представлений.

2-я неделя: Наблюдение за солнцем. Обратить внимание какая длинная тень в полдень в солнечную погоду. Путь солнца все короче. Дни уменьшаются, рано темнеет. Продолжить формировать начальные представления о движении солнца.

3-я неделя: Продолжить учить определять температуру воздуха с помощью термометра. Привлечь внимание детей к понижению температуры. Формировать элементарную поисковую деятельность. Учить делать выводы, развивать умственную активность.

4-я неделя: Наблюдение тумана. Предложить детям войти в полосу тумана. Дать почувствовать сырость. Спросить, почему так много сейчас воды? Земля перенасыщена влагой, погода все время меняется: то снег, то дождь, то выглядывает солнце. Развивать наблюдательность.

Наблюдение за животными:

1-я неделя: Наблюдение за поползнями. Они уже прилетели из леса в город. Рассмотреть их серую окраску и черную головку. Предложить подумать, почему они так называются. Воспитывать любовь к птицам.

2-я неделя: Наблюдение за синицами. Они прилетели из леса в поисках пищи. Рассмотреть их окраску. Рассказать о том, что свое название они получили из-за своего пения: «Синь – синь».

3-я неделя: Наблюдение за собаками. Почему собак называют «друзьями человека»? спросить, у кого есть собаки, какие у них клички? Побуждать детей к высказыванию о повадках своих питомцев.

4-я неделя: Наблюдение за кошками. Вспомнить животных семейства кошачьих. Чем питаются кошки, какие у них повадки? Попросить ребят вспомнить и рассказать стихи о кошках.

Наблюдение за работой людей:

1-я неделя: Наблюдение за общественным транспортом. Вспомнить правила поведения в автобусе, правила дорожного движения. Закрепить знания об общественном транспорте.

2-я неделя: Наблюдение за работой воспитателя и няни. Какие еще профессии необходимы в детском саду. В чем заключаются особенности каждой из них?

3-я неделя: Наблюдение за работой сантехников. Они проверяют готовность труб к отопительному сезону. Предложить детям подумать, откуда в трубах берется горячая вода и для чего она нужна?

4-я неделя: Наблюдение за одеждой людей. Ближе к зиме и взрослые и дети надели теплые вещи. Спросить, с чем это связано. Закрепить названия зимней одежды.

Экскурсии, наблюдение за окружающим:

1-я неделя: Наблюдение почвы. Спросить детей, что с ней стало? Она замерзла. Лужи и грязь на дорогах тоже твердые. Становится холоднее. Воспитывать любовь к природе в любое время года.

2-я неделя: Прогулка на водоем. Там еще можно увидеть много уток. Они улетают последними, а весной вернуться одними из первых. Вспомнить рассказ Мамина -Сибиряка «Серая шейка». Воспитывать деятельную любовь к природе.

3-я неделя: Отметить, что лужи покрыты льдом, он тонкий и кажется черным. Сделать выводы, что ноябрь последний осенний месяц, скоро наступит зима. Познакомить с пословицей: «В ноябре зима с осенью борется». Учить понимать смысл пословиц.

4-я неделя: Обойти территорию детского сада. Отметить изменения, произошедшие в окружающем пейзаже. Как изменилось все вокруг по сравнению с летом? Игра на развитие внимания «Найди отличия».

Декабрь, подготовительная группа

Наблюдение за растениями:

1-я неделя: Наблюдение за деревьями. Вспомнить, что с ними стало: они погрузились в покой, а не умерли. Рассказать, что у деревьев есть защита от промерзания. Все лето они откладывают под кожицей ствола особую ткань – пробковую.

2-я неделя: Наблюдение за деревьями. Пробковый слой не пропускает из дерева ни воздух, ни воду. Чем старше дерево, тем толще пробковый слой, поэтому старые деревья легче переносят холод.

3-я неделя: Наблюдение за травой. Разгрести снег и посмотреть, что стало с травой. Она пожухла, стала сухой, но корни ее живы, и весной она снова будет радовать нас своей зеленью.

4-я неделя: Наблюдение за деревьями и кустарниками. Закрепить основные признаки сходства и различия между кустарником и деревьями. Предложить детям привести по несколько примеров деревьев и кустарников.

Наблюдение за неживой природой:

1-я неделя: Наблюдение солнца. Продолжить отмечать с детьми путь солнца, его высоту в полдень. Сказать детям, что в декабре солнце редкий гость, порода пасмурная, ведь декабрь самый темный месяц в году. Продолжить знакомить детей с некоторыми закономерностями в природе.

2-я неделя: Наблюдение снегопада. Отметить, что появляются низкие тучи, все вокруг темнеет и начинает падать снег: кажется, что с неба сплошным потоком падает пух. Формировать эстетическое отношение к природе.

3-я неделя: Наблюдение метели (стоя в укрытии). Послушать завывание ветра, посмотреть, как ветер несет снег, наметая большие сугробы, но в декабре высота их еще небольшая. После метели предложить измерить высоту сугробов. Развивать любознательность, интерес к природе.

4-я неделя: Познакомить детей с защитными свойствами сенега. Отметить, что садовники подгребают его к корням деревьев, на клумбы с многолетними цветами. Снег сохраняет тепло.

Наблюдение за животными:

1-я неделя: Наблюдение птиц на участке детского сада возле кормушки. Больше всего здесь крупных птиц: крикливых сорок, ворон. Все это воронья родня. Отметить, что в городе они намного смелее, на кормушке ведут себя шумно.

2-я неделя: Во время подкормки птиц наблюдать за их повадками. Задать вопросы. Какие птицы прилетают к кормушке? Чем питаются птицы? Какие птицы какой корм любят? Воспитывать наблюдательность.

3-я неделя: Рассказать, что водные растения полегли и река опустела. Некоторые водоросли начинают гнить, воздуха становится все меньше. Рыбам не хватает воздуха. Свежий воздух поступает через прорубь.

4-я неделя: Формировать обобщенное представление о сезонных изменениях в природе на основе выделения характерных и существенных признаков.

Наблюдение за работой людей:

1-я неделя: Наблюдение за работой дворников. Они чистят дорогу от снега, скалывают лед. Спросить детей, зачем это делается. Какую работу дворники выполняют в другое время года.

2-я неделя: Наблюдение за вертолетами. Недалеко от детского сада есть вертолетная площадка, поэтому часто можно увидеть вертолеты. Спросить, чем вертолеты отличаются от самолетов.

3-я неделя: Наблюдение льда. Определить его свойства (гладкий, прозрачный, холодный). Беседа о правилах поведения на льду. Чем опасен тонкий лед? Загадать загадки, относящиеся в зиме.

4-я неделя: Наблюдение транспорта. Спросить, какой сельскохозяйственный транспорт знают дети? Рассказать, что зимой на ферме готовят технику к посевным работам.

Экскурсии, наблюдение за окружающим:

1-я неделя: Определить с детьми погоду сегодняшнего дня. Вспомнить, какая погода была вчера. Учить сравнивать, замечать изменения, приучать планировать, чем будут заниматься на участке в зависимости от погоды.

2-я неделя: Наблюдение следов на свежевыпавшем снегу. Угадать, чьи это следы. Можно ли узнать в какую сторону шел человек? Кого называют следопытом? Рассмотреть следы птиц возле кормушки.

3-я неделя: Прогулка в сквер после непогоды. Полюбоваться красотой парка в снежном уборе. Отметить, как изменились очертания деревьев и кустарников. Прочитать стихотворение Есенина «Береза». Воспитывать любовь к природе.

4-я неделя: Во время прогулки к водоему обратить внимание, что вода уже полностью скована слоем льда. Дети катаются по льду. Рассказать, что подо льдом мало воздуха и рыба плавает на поверхности.

Январь, подготовительная группа

Наблюдение за растениями:

1-я неделя: На прогулке раскопать глубокий сугроб, где росла трава. Показать детям маленькие растения с прижатыми к земле листьями, слабенькие, маленькие. Снег защищает от переохлаждения.

2-я неделя: Наблюдение почек на деревьях. Показать, как они плотно закрыты зимой. Они не пропускают холодный воздух. Все промежутки в почечных чешуйках залиты клейким веществом.

3-я неделя: Наблюдение деревьев под тяжестью снега. Ветки наклонены вниз, некоторые сломаны. Предложить подумать, чем мы можем помочь деревьям.

4-я неделя: В цветнике предложить найти сухие цветы. Растений совсем не видно, клумба занесена снегом. Закрепить знания о том, что снег предохраняет растения от замерзания.

Наблюдение за неживой природой:

1-я неделя: Предложить наблюдение за путем солнца, за тенью от столбов в полдень. Отметить, что дни стали длиннее, а погода холоднее. Начались сильные морозы. Сказать народные пословицы: «Мороз не велик, да стоять не велит»

2-я неделя: Наблюдение за снегом. Спросить детей, что можно сказать о снеге, какой он (пушистый, пухлый, мохнатый? Он часто меняет свой цвет: то голубой, то сиреневатый, то желтоватый, в зависимости от освещения.

3-я неделя: В морозный день снег не лепится. На глазах детей полить его водой и можно лепить. Опытным путем показать детям постепенное превращение снега и льда в воду, а затем в пар с последующей его конденсацией.

4-я неделя: Обратить внимание на чистый морозный воздух. Дать детям походить по снегу, послушать, как он скрепит под ногами. Уточнить, что это бывает только в очень сильный мороз.

Наблюдение за животными:

1-я неделя: Предложить детям сделать праздник для птиц. На дереве развесить «подарки» птицам. Предложить подумать, какой подарок они сделают каждой птичке. Понаблюдать за птицами во время кормления. Прочитать стихотворение Есенина «Поет зима, аукает…».

2-я неделя: Спросить, где зимуют насекомые. Кусочек коры, пня принести в группу, положить под лист бумаги. Понаблюдать, как в тепле выползают насекомые. Учить делать умозаключения, выводы: насекомые живут в коре деревьев, зимой они в спячке.

3-я неделя: Во время прогулки на водоем обратить внимание на то, что на реке во льду много отверстий. Вспомнить, что это проруби. Рассказать, что в сильные морозы рыба опускается глубже, многие рыбы засыпают, тело их покрыто слизью как шубой.

4-я неделя: Беседа о том, каких животных можно встретить в черте города. Рассказать о том, что некоторые животные (волки, тигры, лисы, олени) могут выходить в деревни в поисках пищи. Спросить, чем опасна встреча с диким голодным животным?

Наблюдение за работой людей:

1-я неделя: Предложить вспомнить в какие игры играют дети и взрослые играют зимой. Какие зимние виды спорта знают ребята? Дать детям подумать, почему эти игры связаны с зимой, и можно ли в них играть в другое время года.

2-я неделя: Наблюдение за снегоуборочной машиной. Рассмотреть ее строение. Специальными лопастями она отгребает снег в сторону от дороги. На грузовиках снег должен вывозиться за пределы города. Почему?

3-я неделя: Наблюдение за работой снегоуборщиков. Они счищают снег с крыш. К чему может привести чрезмерное накопление снега на крыше? Какие меры безопасности необходимо соблюдать при этой работе?

4-я неделя: Наблюдение за одеждой людей. Предложить детям назвать зимнюю одежду. Из чего она должна быть сшита и связана, почему? Добиваться, чтобы дети правильно называли тот или иной предмет одежды.

Экскурсии, наблюдение за окружающим:

1-я неделя: Наблюдение зимнего пейзажа. Он очень красив. Обратить внимание на большие сугробы, блестящие на солнце днем, при свете факелов вечером. Прочитать стихотворение Пушкина «Мороз и солнце…»

2-я неделя: Наблюдение снега. Продолжать накапливать представления детей о свойствах снега при повышении или понижении температуры воздуха. Пластичность, вязкость снега зависят от его влажности.

3-я неделя: Рассмотреть с детьми узоры на окнах. Они причудливы, ярко расцвечены январским солнцем. Мороз все крепче, очень холодно. Январь - корень зимы.

4-я неделя: В солнечный морозный день рассмотреть на небе кружевное сплетение веток, освещенных косыми лучами солнца. От деревьев на снегу протянулись длинные синеватые тени. А, если во время оттепели ударит мороз, то ветки покроются ледяной корочкой.

Февраль, подготовительная группа

Наблюдение за растениями:

1-я неделя: Наблюдение за деревьями. Обратить внимание на то, как опустились ветки деревьев под тяжестью снега. Полюбоваться, как причудливы утонувшие в сугробах кустарники. Воспитывать любовь к природе.

2-я неделя: Напомнить, что зимой люди могут помочь деревьям, н-р, стряхнув снег с веток. Объяснить, что в теплую погоду снег становится тяжелым, липким. При возвращении морозов он примерзает к коре и от тяжести ветки ломаются.

3-я неделя: Рассмотреть почки на деревьях, сравнить их по форме, расположению. Объяснить, что в почках находится запас питательных веществ для будущих листьев. Рассмотреть боковые верхушечные почки клена. Учить находить сходства и различия.

4-я неделя: Рассмотреть деревья, закрепить их строение. Какую часть деревьев и других растений мы не видим, но она существует, без нее растение не может развиваться (корень? Как мы пожжем позаботиться о деревьях?

Наблюдение за неживой природой:

1-я неделя: Наблюдение за ветром. Учить детей определять силу ветра по флюгеру, по другим признакам (по веткам деревьев). Дать послушать, как свистит и завывает ветер. Воспитывать интерес к неживой природе.

2-я неделя: Наблюдение вьюги, метели. Когда вихри снега переносятся с места на место, летят по земле – это поземка. Сказать, что в старину февраль назывался «лютнем» - от слова лютый, холодный. Спросить, почему? Учить делать выводы и умозаключения.

3-я неделя: Наблюдение за небом. Оно становится ярко-синим, очень красивым, если посмотреть на него сквозь ветки. После наблюдения показать детям картину И. Грабаря «Февральская лазурь». Воспитывать любовь к родной природе.

4-я неделя: Наблюдение солнца. Отметить, что солнечные лучи уже несут тепло, начинает чувствоваться весна. В конце февраля происходит перелом от зимы к весне. Оттепель сменяется пасмурной погодой с ветрами. Развивать наблюдательность.

Наблюдение за животными:

1-я неделя: Наблюдение за птицами. Их стало больше. В лесу деревья обледенели, закрыты все трещинки и дырочки. Птицы не могут достать из-под обледеневшей коры насекомых.

2-я неделя: Наблюдение за голубями и воробьями. На кормушке голуби ведут себя более агрессивно, отгоняют воробьев от корма. От холода птицы распушили перья, сидят на ветках, нахохлившись.

3-я неделя: Беседа о домашних животных. Каких домашних животных можно увидеть в городе, каких - в деревне? Почему некоторых домашних животных нельзя содержать в городских условиях?

4-я неделя: Наблюдение за бродячими собаками. Беседа о том, что они очень опасны, особенно зимой, когда практически негде взять пропитание, холодно. Они могут напасть на человека. Предложить подумать, откуда берутся бродячие собаки.

Наблюдение за работой людей:

1-я неделя: Сходить на кухню, рассмотреть плиты, бочки для приготовления пищи. Почему в детском саду нужны большие плиты, большие кастрюли. Рассказать о том, что повара приходят в 5 часов утра, чтобы приготовить завтрак.

2-я неделя: Наблюдение за мусоровозом. Он приезжает в детский сад несколько раз в неделю и вывозит мусор. Возле контейнеров всегда чисто. Беседа о том, как соблюдать чистоту на территории детского сада и в чем ее важность.

3-я неделя: Наблюдение за солдатам. Они служат в армии, идут четким строем. Рассмотреть их форменную одежду. Беседа о том, что мальчики, когда вырастут, тоже пойдут служить в армию. Повторить рода войск.

4-я неделя: Наблюдение за транспортом. Вспомнить, что наш город расположен на берегу моря. Предложить подумать, каким транспортом можно добраться в наш город.

Экскурсии, наблюдение за окружающим:

1-я неделя: Экскурсия на каток. Взять с собой коньки, покататься. Беседа о правилах безопасности на льду. Можно ли кататься в запрещенных местах, почему? Повторить названия о зимних видах спорта.

2-я неделя: Наблюдение за сосульками. Они свисают с крыш домов и представляют собой немалую угрозу, почему? Что необходимо сделать, чтобы сосульки не угрожали жизни человека?

3-я неделя: Наблюдение за снегом. Беседа об осадках. Какие виды осадков знают дети (снег, дождь, град? В какое время года идет снег, дождь? Учить видеть зависимость осадков от времени года и от температуры воздуха.

4-я неделя: Наблюдение за инеем. Рассмотреть белоснежные пушистые ветки деревьев, представить, что попали в сказочный лес. Назвать сказки, действия в которых происходят зимой.

Март, подготовительная группа

Наблюдение за растениями:

1-я неделя: Выяснить, что для развития почек нужно тепло. Подвести детей к обобщению накопленных представлений о растениях, к пониманию зависимости сезонных изменений в живой природе от солнечного света и тепла.

2-я неделя: Раскопать снег, прошлогоднюю листву и найти зеленую травку. Под снегом и листьями ей тепло и уютно. Они защищают растения от вымерзания.

3-я неделя: наблюдение за первой травой. Спросить, где ее можно увидеть. Она растет возле труд отопления. Закрепить понятия о зависимости растений от тепла и света.

4-я неделя: Наблюдение почек на деревьях. Они набухают, скоро распустятся рассмотреть в сравнении почки березы, тополя, сирени и др. деревьев. Уточнить их строение, развивать наблюдательность.

Наблюдение за неживой природой:

1-я неделя: Наблюдение за солнцем. Оно очень яркое, но мы еще слабо ощущаем тепло его лучей, хотя день понемногу увеличивается. Развивать наблюдательность.

2-я неделя: Наблюдение сосулек. Спросить детей, почему появились сосульки? Ежедневно подставлять ведерко, измеряя количество воды, капающей с крыши. С каждым днем ее становится все больше. Март в народе называют капельником.

3-я неделя: Наблюдение снега. Отметить, как он изменился: стал рыхлым, темным, ноздреватым, грязным. На его поверхности образовалась ледяная корка – наст, а под ней – рыхлый снег. Почему снег стал таким? Расширить представление о неживой природе.

4-я неделя: Наблюдение захода солнца во время вечерней прогулки. Отметить, что закат очень красив. Спросить детей, где заходит солнце. Воспитывать эстетическое реальное восприятие природы, способность видеть красивое в природных явлениях.

Наблюдение за животными:

1-я неделя: Наблюдение за лошадьми. Их часто можно видеть в городе, они катают детей. Вспомнить о поездке на конезавод и об условиях жизни лошадей. Спросить, чем их кормят в холодное время года.

2-я неделя: Предложить детям раскопать землю и найти в ней насекомых. Они еще замерзшие, но с наступлением тепла, оттают и проснуться. Спросить, каких насекомых знают ребята.

3-я неделя: Наблюдение за птицами. Они весело щебечут на солнышке, радуясь теплу. Закрепить названия неперелетных птиц.

4-я неделя: Наблюдение за насекомыми. Кое-где земля уже оттаяла и можно увидеть личинки насекомых, которые были отложены осенью, весной из них появляются молодые насекомые.

Наблюдение за работой людей:

1-я неделя: Наблюдение за снегоуборочной машиной. Спросить, сколько понадобится времени, чтобы убрать весь снег вручную. Хорошо, что люди придумали такую машину.

2-я неделя: Рассказать о том, что в селах все готовятся к весеннему севу (очищают зерно и проверяют его на всхожесть, настраивают сеялки, заканчивают ремонт тракторов). Продолжить знакомить детей с трудом взрослых по преобразованию природы.

3-я неделя: Наблюдение за трудом садовника. В саду началась весенняя работа: обрезают ветки, убирают прошлогоднюю листву. Продолжить знакомить с трудом людей в саду, воспитывать нетерпимость к порче растений.

4-я неделя: Сказать народные приметы весны: рано тает – долго не растает; ранняя весна ничего не стоит; поздняя весна не обманет; снег скоро тает, и вода бежит дружно – к мокрому лету. Учить понимать смысл народных примет и пословиц.

Экскурсии, наблюдение за окружающим:

1-я неделя: Наблюдение проталин. Спросить, что такое проталина, где она появляется? Подвести детей к формированию элементарных понятий, показать зависимость всего живого от солнечного света и тепла.

2-я неделя: Рассказать, что в марте у зайчихи появляются зайчата, их называют «настовички», от слова «наст». Спросить, что дети знают о жизни маленьких зайчат.

3-я неделя: Наблюдение погоды. Солнце сильно Грее, началось бурное таяние снега. Формировать обобщенное представление о ходе весны и изменениях в неживой природе под влиянием солнечного тепла.

4-я неделя: Наблюдение примет весны: начинаются частые оттепели, появляются проталины, сосульки, тает снег, раскрываются реки, начинается ледоход.

Апрель, подготовительная группа

Наблюдение за растениями:

1-я неделя: Наблюдение за набухшими почками. Хорошо набухли почки вербы, их можно поставить в воду. Сравнить почки вербы и клена. Предложить подумать, у каких деревьев листья появятся первыми, почему?

2-я неделя: Наблюдение одуванчика. Спросить, где их можно увидеть (где тепло, пригревает солнышко, почему? Рассмотреть цветок, его расцветку, форму. Подобрать слова определения к слову «одуванчик».

3-я неделя: Наблюдение мать-и-мачехи. Это дикорастущее растение. Спросить, знают ли дети о его полезных свойствах, рассказать. Дать потрогать листья растения и предложить подумать, почему оно так называется.

4-я неделя: Наблюдение за деревьями. Появились ли на деревьях листья. У какого дерева листья появились первыми? Нежные маленькие листочки напоминают дымку или легкое прозрачное платье. Подобрать слова определения к слову «листья».

Наблюдение за неживой природой:

1-я неделя: Продолжить наблюдение за солнцем. Оно поднимается все выше. Формировать начальные понятия о движении солнца. Систематизировать представления о весенних изменениях в природе, зависящие от нарастания тепла.

2-я неделя: Наблюдение ветра. Отметить, что ветры, дующие с юга на север, теплые. Предложить поиграть с ветром, используя вертушки. Создавать радостное эмоциональное настроение.

3-я неделя: Наблюдение ручейков. Спросить, откуда они появились, послушать журчание воды, полюбоваться ее блеском на солнце, пустить кораблики. Развивать способность воспринимать красивое в природе.

4-я неделя: Предложить рассмотреть камни. У большинства у них острые края. Спросить, как образуются камни (путем разрушения горных пород). Показать морскую гальку, спросить, почему у нее гладкие края (ее оттачивают морские волны?

Наблюдение за животными:

1-я неделя: Наблюдение за птицами. Напомнить, что 22 марта были Сороки – прилет птиц. Спросить, видели ли ребята кого-нибудь из перелетных птиц? Рассказать, что первыми прилетают грачи, которые на полях собирают личинки насекомых и червяков.

2-я неделя: Наблюдение за насекомыми. Птицы начали свой прилет, значит появились насекомые. Спросить, где они провели зиму. Назвать известных насекомых.

3-я неделя: Наблюдение за бездомными животными. Рассмотреть их внешний вид (голодные, ободранные). Спросить, откуда берутся бездомные животные, кто в этом виноват? Что можно делать, чтобы таких животных не было?

4-я неделя: Наблюдение за пчелами и шмелями. Спросить, зачем они нужны в природе? Они опыляют растения, без опыления нет плодов. Чем опасны укусы этих насекомых, как от них уберечься?

Наблюдение за работой людей:

1-я неделя: Наблюдение за одеждой людей. Почему надели более легкую одежду? Развивать умение анализировать и делать выводы. Назвать предметы зимней и демисезонной одежды.

2-я неделя: Наблюдение за работой коммунальных служб. Они спиливают сухие или обломанные ветки, для этого используют электромонтажную машину. Рассказать о том, что прежде чем спилить дерево, необходимо разрешение зеленхоза.

3-я неделя: Рассказать, что на полях готовят землю к посеву, сеют ячмень, овес просо, подкармливают озимые хлеба. Спросить, какие культуры сажают в апреле.

4-я неделя: На клумбе убрать прошлогоднюю листву, вскопать землю. Обратить внимание, что земля черная, влажная, это из-за растаявшего снега.

Экскурсии, наблюдение за окружающим:

1-я неделя: Познакомить с народными приметами. Где в апреле река, там в июле лужица. Апрель – месяц обманчивый. Как дети понимают эти пословицы и приметы?

2-я неделя: Наблюдение за погодой. Вспомнить, какая погода была первые недели весны, какая сейчас.

3-я неделя: Повторить весенние месяцы и приметы весны. Какие из этих примет уже можно наблюдать, а какие еще не видны?

4-я неделя: Просмотреть календарь природы, отметить количество солнечных дней, осадков. Обратить внимание, что по сравнению с зимой количество солнечных дней увеличилось.

Май, подготовительная группа

Наблюдение за растениями:

1-я неделя: Наблюдение за цветами на клумбе. Полюбоваться цветением тюльпанов, нарциссов, примул и тд. Рассмотреть разнообразие расцветок. Сказать, что селекционеры специально выводят новые сорта цветов.

2-я неделя: Полюбоваться цветущей черемухой, ее белыми пушистыми цветами. Вдохнуть аромат. Сказать примету: зацвела черемуха – пришли холода. Прочитать стихотворение Есенина «Черемуха».

3-я неделя: Наблюдение за цветением березы. Листочки у нее еще совсем маленькие и цветущие сережки очень ее украшают. Одни сережки зеленые, другие более крупные, буроватые. Под деревом от них видна пыльца.

4-я неделя: Наблюдение за цветущими плодовыми деревьями. Попытаться определить названия деревьев. Предложить подумать, зачем белят стволы деревьев.

[b]Наблюдение за неживой природой:[/b]

1-я неделя: Наблюдение солнца. Спросить, когда оно греет сильнее: утром, днем или вечером? Это можно проверить путем дотрагивания до металлических предметов. Какие предметы нагреваются быстрее: темные или светлые?

2-я неделя: Понаблюдать, как меняется природа перед грозой. Небо темнеет, низко висят тучи. Гремит гром. Прочитать стихотворение Тютчева «Весенняя гроза».

3-я неделя: Обратить внимание детей на то, как стало светло. Зимой, когда ребята приходили в детский сад и уходили домой, было темно. Отметить взаимосвязь между продолжительностью светового дня и временем года.

4-я неделя: Наблюдение ветра отметить, что ветерок дует теплый, легкий. Предложить сделать самолетики и пустить их по ветру. Определить с помощью самолетиков направление ветра.

Наблюдение за животными:

1-я неделя: Рассказать, что в мае вода в водоемах уже достаточно нагрелась и просыпаются самые сонные рыбы: сомы, караси. Спросить, где эти рыбы водятся. Каких еще речных рыб знают ребята?

2-я неделя: Сказать, что с появлением первой сочной травы, животных стали выводить на пастбища. Коровы, лошади могут вдоволь насладиться вкусной едой. Каких еще животных выводят на пастбища?

3-я неделя: Рассмотреть стрижей. Они летают стайками высоко в небе, ловят насекомых. Спросить, на какую птицу похожи стрижи. Перелетные ли это птицы.

4-я неделя: Обратить внимание на большое количество пчел в саду. Спросить, что их сюда привлекает? Объяснить, что количество плодов зависит от количества насекомых.

Наблюдение за работой людей:

1-я неделя: На клумбе высадить рассаду цветов и овощей, которую дети сами вырастили. Предложить наблюдать за посадками и ухаживать за ними в течение всего роста и плодоношения.

2-я неделя: Спросить, кто работает на полях? Назвать сельскохозяйственные профессии. Воспитывать уважение к людям труда.

3-я неделя: Полюбоваться цветущим садом. Спросить детей, правильно ли М. Пришвин называл апрель – весной воды, а май – весной цветов. Сказать пословицу: май леса наряжает – лето в гости ожидает.

4-я неделя: Наблюдение за одеждой людей часто ходят в платьях с короткими рукавами, футболках. Почему? Попросить назвать предметы одежды, которую надевают летом.

Экскурсии, наблюдение за окружающим:

1-я неделя: Хоть на дворе уже май, но в это время еще бывают заморозки. Сказать народные приметы и поговорки: «Ай-ай, месяц май: и тепел и холоден!», «май, май, а шубу не снимай!», «Май холодный – год хлебородный!».

2-я неделя: Рассказать, что черемуха полезна. Если поставить ветки черемухи в комнате, то улетят вредные насекомые. Кора черемухи ядовита. Из плодов и листьев делают лекарство.

3-я неделя: Наблюдение температуры воздуха. Продолжать учить определять температуру воздуха по термометру. Отметить, что в конце мая температура воздуха значительно выше, чем в начале.

4-я неделя: Наблюдение за выпускниками. Они идут нарядные, с букетами цветов. Сказать, что осенью дети тоже пойдут в школу. Что интересного их там ожидает?

kopilkaurokov.ru