Урок по русскому языку в 11-м классе 16. 10. 07. Тема урока: Обособленные определения. Обособление определений конспект урока в 11 классе
План- конспект урока русского языка в 11 классе на тему: "Обособление приложений"
Урок русского языка в 11 -м классе по теме "Особенности обособления приложения»
Цель.
Повторить и обобщить сведения об обособлении приложений.
Развивать навыки обособления приложений.
Воспитывать культуру речи.
Методические приёмы: повторение, работа в парах, объяснительный диктант, тест, тренировочные упражнения.
Ход урока
1.Орг. момент
2 .Синтаксический разбор предложения на доске (1 ученик).
В.И.Даль, автор «Толкового словаря живого великорусского языка, родился в семье врача, датчанина по происхождению.
3. Повторение сведений о приложении. Презентация
- Что такое приложение? Расскажите об обособлении приложений
- Какие особенности обособления приложений вам известны?
- Как отличить приложение от определения и от именной части составного сказуемого?
Таблица «Знаки препинания при обособленных приложениях » , составление
Обособляются
Не обособляются
1.Приложения, которые относятся к личному местоимению.
Человек дела, он всегда дорожил временем.
1. Приложения с союзом как, если имеют значение «в качестве».
Богат, хорош собою Ленский везде был принят как жених.
2.Распространённые приложения, стоящие после определяемого слова.
Отец Куприна, обнищавший дворянин, был мелким уездным письмоводителем.
3.Приложения, имеющие причинное значение.
Смышлёные звери, бобры зимуют разумно.
4. Согласованные приложения, стоящие после определяемого существительного собственного.
Тут был и капитан, и поручик, и Онисим Михайлович, фельдфебель.
5. Приложения с союзом как, если имеют оттенок причинности.
Её, как южанку, страшно пугали полярные холода Якутской области.
6. Приложения, присоединяющиеся словами по прозвищу, по имени, по фамилии и пр.
Собачка эта, по кличке Чибис, была прелюбопытнейшим созданием.
Обособленные приложения могут выделяться при помощи тире, если они отделяются от определяемого слова длительной паузой, например: Пришёл ноябрь – месяц крепких заморозков.
4. Закрепление (Запись на доске)
Спишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы. Графически обозначьте обособленные приложения, выделяя их соответствующими знаками препинания (запятыми и тире).
Мелкий дождь, предвес..ник осени, кропит землю.
А.С.Пушкин, великий русский поэт, родился в Москве.
Санкт-Петербург, северная ст.лица нашей страны, ра..положен на берегах Невы.
Я, ваш стари..ый сват и кум, пр..шёл мирит..ся к вам.
Молодые люди, друзья с детства, о чём(то) увлечё..о спорили
Ровесники годами, близкие родственники, они (н..)когда (не) разлучались.
Обратите внимание, что в данных предложениях обособленные приложения выделяются при помощи запятых. Какими знаками препинания можно выделить приложение?
5. Работа в парах Учащимся предстоит выполнить самостоятельную работу в парах. 1 вариант находит предложения, в которых приложение с дефисным написанием, а 2 вариант выяснит, в каких предложениях приложение выделяется при помощи тире. Ответы проверяются друг у друга по ключу.
1. В каких предложениях приложение присоединяется к определяемому слову с помощью дефиса?
Мальчик пастух заиграл на жалейке.
Это был худенький юноша выдумщик и спорщик.
Течёт Волга река почти через всю страну.0/li>
Сумерки, но мы дети ещё на улице.
Пел свою нехитрую песню медный самовар инвалид.
Ключ 1,3,5
2. Выясните, в каких предложениях при помощи тире выделяется приложение.
Этим летом я поехал в Тарусу – тихий городок на Оке.
На собрании присутствовал почётный гость – знатный купец Прохор.
Яков Степанович – человек до всего любопытный, вникающий в суть любого дела и неслыханно скромный.
Шмидт – это человек, рождённый и воспитанный морем.
Остров затянулся туманом – серой неподвижной мглой.
Ключ 1,2, 5
6. Вспомним ещё раз особенности обособления приложения с союзом как.
Укажите, в каких предложениях необходимо поставить знаки препинания и почему?
Я, как офицер и дворянин, ни в какую службу к Пугачёву вступать не могу.
Свой путь в науку он начал как участник экспедиции.
Л.Н.Толстой как гениальный писатель известен всему миру.
С.А.Есенин, как последний поэт деревни хорошо, знал крестьянскую жизнь.
Илюше тогда, как резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать всё самому.
Он работал как простой каменщик.
ЕГЭ В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Семья его состояла из жены (1) Феофании Саввичны (2) гостеприимной хозяйки (3) говорившей всегда (4) нараспев (5) и сына (6) Петеньки (7) резвого мальчонки (8) лет десяти-одиннадцати (9) всегда на лету бросавшегося ко мне и тут же убегавшего.
1) 1, 3, 6, 9
2) 2, 3, 5, 7, 9
3) 2, 4, 5, 7, 8
4) 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9
7. Индивидуальные задания
1. Перестройте предложения так, чтобы именные сказуемые стали обособленными приложениями.
Берёзка – любимое дерево русского народа.
В.И.Даль – ровесник и друг А.С.Пушкина.
Звёзды – живые цветы неба. Москва – столица России.
2. К имени существительному придумайте распространённое приложение, поставив его после определяемого слова, затем запишите предложения.
Лев Николаевич Толстой много лет прожил в Ясной Поляне.
В Спасском-Лутовинове И.С. Тургеневу особенно хорошо писалось.
Норка разводится в питомниках.
3. Укажите, в каких предложениях есть пунктуационные ошибки при обособлении приложений.
Бугорков любил Травкина, своего земляка–волжанина.
Остров затянулся туманом – серой неподвижной мглой.
Капитан артиллерии, Максимов кладёт телефонную трубку.
Все знают Александра Блока, как гениального поэта
4. Прочитайте предложения и объясните расстановку знаков препинания
Вы, молодые ребята, послушайте, что мы, старые старики, будем сказывать.
5. Прочитайте предложение и подумайте, изменится ли количество участников, если после слова Миша поставить тире.
От нашей школы в соревнованиях участвовали Серёжа, Миша, мой брат, Игорь и Зина.
Подводим итоги урока.
Итак, распространенные приложения обособляются, если относятся к личному местоимению.
Распространенное приложение обособляется, если относится к существительному нарицательному или собственному и стоит после него.
Нельзя путать составное именное сказуемое и приложение.
Между одиночным приложением и определяемым словом – именем нарицательным – ставится дефис.
Дефис не ставится
если стоящее перед определяемым существительным приложение можно заменить однокоренным прилагательным;
если на втором месте стоит имя собственное;
если в сочетании двух нарицательных существительных первое из них обозначает родовое понятие, а второе – видовое;
если на первом месте стоят слова
господин, гражданин, товарищ и т.п.
Если одиночное приложение стоит после нарицательного существительного, имеющего при себе пояснительные слова, то оно выделяется запятыми.
Нельзя путать сочетания приложений с определяемыми словами и сложные слова типа диван-кровать. При изменении этих слов окончание меняется только у второй части сложного слова - в отличие от приложения и определяемого слова, где окончания изменяются у обоих слов: о диван-кровати, с французом-учителем.
Обособленные приложения могут присоединяться словами то есть, или, например, по имени, по фамилии, родом, по происхождению и др. Запятая после этих слов не ставится.
Приложение, присоединенное союзом КАК, обособляется, если союз имеет значение «по причине».
Домашнее задание.
Готовимся к ЕГЭ. Работа с текстом
(1)Мы все идем на пруд, где у нас расчищена и выстроена большая деревянная горка, с которой мы катаемся на санях. (2)Много веселых падений, неловких, смешных движений и кувыркания в снегу… (3)Мы, дети, стараемся поразить больших нашим искусством кататься на коньках. 4)Веселые, разрумяненные от движения на морозе, мы отправляемся домой. (5)Нас не пускают в залу. (6)Там мама с гостями устраивает ёлку и расстанавливает по столам подарки… (7)Чувствуется приятный смолистый запах ёлки…(8)Мы обедаем в новом кабинете папа внизу. (9)Праздничный обед тянется бесконечно долго. (10)Наконец одолели жареную индюшку, и человек несет на блюде пылающий плум-пудинг. (11)Он облит ромом и зажжен. (12)Несущий его человек отклоняет от него лицо, чтобы не обжечься. (13)Мы гордимся тем, что этот плум-пудинг — произведение наших рук. (14)Наконец обед кончен, и мы идем наверх. (15) Наверху нас запирают в гостиную, а мама с гостями уходит в залу зажигать елку. (16)Вслед за этим дверь отворяется на обе половинки, и нам позволено войти… (17)В первую минуту мы стоим в оцепенении перед огромной елкой. (18)Она доходит почти до самого потолка и сверкает бесчисленным количеством всяких висящих на ней ярких безделушек.
Задания:
1. Определить стиль и тип речи текста.
публицистический стиль, описание
художественный стиль, описание
художественный стиль, повествование
художественный стиль, рассуждение-размышление
2. К какому стилю речи относится выделенное слово в предложении 6?
3. Каким членом предложения является слово
плум-пудинг в предложении 10?
дополнение.
4. Найдите в тексте предложение с обособленным приложением.
5. Найдите в тексте предложение с обособленным определением.
Ответы:
1.-3 4.- 3
2.-2 5- 4,12
3.-1
Конспект урока русского языка на тему "Обособление определений"
Урок русского языка в 11 классе
Тема: «Обособление определений»
Цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации знаний по теме «Обособление определений», способностей к учебной деятельности.
Задачи: - формировать умения самостоятельно «добывать» и применять новые знания,
- развивать умение анализировать, обобщать, систематизировать изучаемый материал; развивать внимание, логическое мышление, память, воображение;
-воспитывать интерес к русскому языку, внимание к культуре речи, развивать монологическую речь, коммуникативные навыки общения для возможности раскрытия потенциала каждого ребёнка.
Оборудование и технические средства обучения: автоматизированное место учителя, доска Smard Board.
Наглядные пособия: презентация в программе Smard Notebook,
Ключевые слова: обособление, определение
Рабочие материалы для обучающихся: выписка из учебника Д.Э.Розенталя по теме «Обособление определений», классификация грамматических ошибок в предложениях с причастными оборотам, проверочная работа по теме «Обособление определений», рабочие материалы для составления кластера.
Автор учебника: В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко
Ход урока
1.Самоопределение к деятельности. Целеполагание
Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат; Но скудно вносим мы в него хороший склад; Так чтоб незнанием его нам не бесславить, Нам нужно весь свой склад хоть несколько поправить.
Конечно же, мы не обладаем незнанием, наоборот, мы обладаем ЗНАНИЕМ.
Эпиграфом к уроку я взяла слова академика А.Л. Минца
Ученик, напичка (н, нн) ый знаниями,
но (не) умеющий их и (з,с) пользовать,
напоминает фарширова (н, нн) ую рыбу,
которая (не) умеет плавать.
А.Л. Минц
-Как вы думаете, какое отношение имеют эти слова к нашему уроку?
Давайте проверим наши знания и умение их применять на практике по орфографии. Орфографическая пятиминутка.
А кто может объяснить правила постановки знаков препинания? Чем осложнено главное предложение? (Обособленным определением)
2. Постановка цели и задач. Мотивация.
Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (уч-ся отвечают)
Какова цель нашего урока? (уч-ся ставят цели)
(Сегодня у вас есть очередной шанс показать, что вы обладаете определенными знаниями и умеете их применять.)
3. Актуализация знаний
1)В 8 классе мы изучали тему «Обособление определений», к сегодняшнему уроку я просила её повторить.
На интерактивной доске записаны предложения. Вы должны назвать условия обособления и необособления определений.
2)Групповой ответ у доски. (3 человека у доски вспоминают условия обособления и необособления определений)
Бежит он, дикий и суровый,
И звуков, и смятенья полн…
(А.С. Пушкин)
На окне, серебря(н,нн)ом от ин…я,
За ночь хризантемы ра…цвели.(И. Бунин)
Их волосы, ш.лковые и ч.рные, были распущ…ны, ветер, тёплый и лёгкий, играл ими, звякал монетами, вплетёнными в них. (М. Горький)
Привлеч…нные светом, бабочки прилетели и кружились около фонаря.
Измученные длинным переходом, туристы всё же продолжали путь.
3)Во время подготовки группового ответа, учитель проводит игру
«Сильное звено». Учащимся задаются вопросы, на которые они должны ответить. Если ученик отвечает неправильно, он садится за парту. К концу игры «стоящим» остаётся только «сильное звено». (вопросы позволяют классу повторить изученный материал и готовят их к восприятию новой темы)
-Правда ли, что обособленные определения играют двойную роль – они являются второстепенными членами и одновременно выражают добавочное сообщение …
-Правда ли, что паузы, выделяющие обособленные обороты, делают нашу речь плавной…
-Правда ли, что предложения с обособленными членами позволяют дать больше информации меньшим количеством предложений…
-Правда ли, что обособленные определения употребляются для усиления образной, эмоциональной значимости…
-Правда ли, что предложения с обособленными членами чаще употребляются в разговорной речи…
-Определение – это …
-Обособление – это….
-Я, ты, он, она, мы, вы, они – это ….
-Причастный оборот – это…
-Согласованное определение – это….
-Слово «нечто» – это неопределённое, указательное, притяжательное местоимение?
-Составное именное сказуемое – это…
-Назовите определительные местоимения - ….
-Назовите притяжательные местоимения - …
-Нераспространённое определение - это ….
4) Слушаем внимательно групповой ответ. Одному из учащихся класса предлагается сделать анализ ответа одноклассников, поставить оценку и прокомментировать её. Все учащиеся внимательно слушают, соглашаются или не соглашаются с товарищем. Итог подводит учитель.
4. Изучение нового материала.
А сейчас класс разделится на две группы. Мы с вами повторили ранее изученный материал. На парте у вас лежит учебник Розенталя Дитмара Эльяшевича. Прочитайте его внимательно и ответьте, что нового вы узнали об обособлении согласованных определений.
Выписка из учебника Д.Э. Розенталя
Обособление определений
1.Обычно обособляются распространённые определения, выраженные причастием или прилагательным с зависимыми от них словами и стоящие после определяемого существительного: Ум, направленный на одно отрицание, бледнеет, сохнет. Науки, чуждые музыке, были постылы мне.
2.Причасти или прилагательные с зависимыми словами, стоящие после неопределённого местоимения, не обособляются, так как образуют одно целое с местоимением: Я увидел нечто похожее на гриб. Он рассказывал что-то выходящее за рамки обыденного.
3.Определительные, указательные и притяжательные местоимения не отделяются запятой от следующего за ними причастного оборота (все записавшиеся на экскурсию, эти построенные недавно дома, моя уехавшая на днях сестра)
4.Не обособляются распространённые определения, стоящие перед определяемыми существительными (если не имеют добавочных оттенков значения): Около стола гуляла привязанная за ногу курочка.
5.Не обособляются распространённые определения, если по смыслу они связаны не только с подлежащим, но и со сказуемым, входя в состав последнего: Тайга стояла безмолвная и полная тайны.
6.Обособляются часто два и больше одиночных определения, стоящих после определяемого имени существительного: Пришла весна, яркая, солнечная.
6.Распространённые или одиночное определение, стоящее непосредственно перед определяемым существительным, обособляется, если имеет добавочное обстоятельственное значение (временное, причинное, условное, уступительное): Испуганная отчаянием моего отца, матушка не смела при нём плакать. Отрезанные от всего мира, уральцы с честью выдержали казачью осаду.
7.Распространённое или одиночное определение обособляется, если оно оторвано от определяемого существительного другими членами предложения, независимо от того, находится ли определение впереди или после определяемого слова: Пламя перебежало на хвою и, раздуваемое ветром, разгорелось со стонами и свистом.
8.Обособляется определение, относящееся к личному местоимению, независимо от степени распространённости и местоположения определения: А он, мятежный, просит бури.
Ребята находят новые условия обособления и необособления определений, зачитывают, рассуждают, объясняют их.
5. Первичное закрепление изученного
1)На партах лежат рабочие материалы, которые помогут вам создать кластер по теме «Обособление определений» (1 группа) (Кластер составляется на магнитной доске)
2)На столах лежит набор предложений. Я предлагаю к каждому условию обособления или необособления определения подобрать пример.( 2 группа) (Предложения прикрепляются к кластеру, в них расставляются недостающие знаки препинания, объясняются условия обособления или необособления.))
(Рабочие материалы для кластера. Набор предложений. Каждое условие, предложение написано на отдельном листочке)
Определение, относящееся к личному местоимению
Определение, если оно оторвано от определяемого существительного другими словами
Перед определяемым словом,
если имеет добавочное обстоятельственное значение (причины, уступки, условия, времени)
После определяемого слова
1)причастие с зависимым словом
2)прилагательное с зависимым словом
3)два или более согласованных нераспространённых определения
Обособляется
Не обособляются определения, стоящие после определительных, указательных, притяжательных местоимений.
Не обособляются определения, стоящие после неопределённого местоимения.
Не обособляются определения, связанные по смыслу не только с подлежащим, но и со сказуемым.
Море у его ног лежало безмолвное и белое от облачного дыма.
Её глаза искали в моих что-нибудь похожее на надежду.
Все опоздавшие на лекцию стояли в коридоре.
Убаюканный сладкими надеждами он крепко спал.
Глаза смыкались и полузакрытые тоже улыбались.
Деревья покрытые снегом белели вдали.
Лукошко полное грибов я из лесу принёс.
Особенно нравились мне её глаза большие и грустные.
Усталые до последней степени альпинисты не могли продолжать своё восхождение.
Кто родился в России чудесной стране тот нигде никогда не забудет о ней.
Пригреваемые солнышком уснули продрогшие за ночь ребятишки.
Лес казавшийся мне до сих пор пустынным вдруг оживился.
5.Самостоятельная работа с проверкой по эталону (интерактивная доска с правильными ответами)
(Учащимся предоставляется право выбора: расстановка знаков препинания в предложениях, творческая работа)
Расставьте знаки препинания:
1)Покорённые красотой соснового бора (1) мы замолчали, прислушиваясь к (2) доносящимся из чащи (3) звукам.__________________________
2) В Крыму Васильев подолгу любовался горами (1) устремлёнными к солнцу (2) и (3) окутанными розовой дымкой (4) деревьями.____________
3)Снежок (1) выпавший ночью (2) и тающий у нас на глазах (3) делает недалеко расположенный холм (4) ещё более скользким._______________
4)Нарядных бабочек-крапивниц (1) легко порхающих (2) или греющихся на солнце (3) можно увидеть в природе (4) уже ранней весной_____________
5)Созданный Блоком (1) «страшный мир» города и его Незнакомка (2) пугающая (3) и неодолимо влекущая к себе (4) подавляют поэта________
(Ребята проверяют работу друг у друга, а затем по эталону)
Творческое задание: написать мини-сочинение на тему «Осень», используя обособленные определения. Объяснить их функционал в тексте.
(Мини-сочинения заслушиваются и оцениваются одноклассниками)
6.Подготовка к ЕГЭ
Грамматические ошибки (Задание № 7 ЕГЭ) (презентация)
Причастный оборот не должен разрываться определяемым словом.
Прочитанная лекция для учеников о мирном использовании атомной энергии вызвала большой интерес.
Ошибка в употреблении времени причастия.
Роман вскрывает всю глубину социального неравенства, господствующего до революции в Казахстане.
Ошибочны формы причастий на –щий от глаголов совершенного вида (со значением будущего времени), поскольку такой формы у причастия не существует.
Ученики, напишущие слабо домашнее сочинение, должны будут его переделать.
Неправильны формы причастий с частицей бы, поскольку глаголы в сослагательном наклонении причастий не образуют.
Каждый студент, пожелавший бы участвовать в работе научного кружка, должен подать заявление в деканат.
Определяемое слово согласуется с причастным оборотом в роде, числе и падеже.
Ты ангел, сошедшие с небес.
Укажите номера предложений с нарушением в построении предложения с причастным оборотом.
1.Пользуясь калькулятором, вы пренебрегаете устным счётом, тренирующим память.
2.В конкурсе «Библиокросс» выиграет участник, прочитающий наибольшее количество книг.
3.Тот, кто не умеет смеяться над собой, бывает крайне обидчивым.
4.Среди домов, построенным на этой улице, было несколько многоэтажных.
5.В поросших лугах буйной растительностью водилось множество птиц.
Исправьте ошибки.
7. Игра «Горячая пятёрка»
Назовите пять ключевых слов, словосочетаний, которыми мы оперировали на уроке. Между словами или словосочетаниями должна быть логическая связь, объясните её (обособление, определение, позиция в предложении, часть речи, определяемое слово или ….)
Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ли мы её?
8.Домашняя работа Задания на карточках, аналогичные заданиям самостоятельной работы на уроке.
Просмотр содержимого документа «Конспект урока русского языка на тему "Обособление определений"»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Перемиловская средняя школа»
МОУ Перемиловская СШ
155923 Ивановская область, Шуйский район, д. Прилив, ул. Центральная, д. 12
Е-mail: [email protected] тел. 8(49351) 34-682
Урок русского языка в 11 классе
Тема: «Обособление определений»
Цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации знаний по теме «Обособление определений», способностей к учебной деятельности.
Задачи: - формировать умения самостоятельно «добывать» и применять новые знания,
- развивать умение анализировать, обобщать, систематизировать изучаемый материал; развивать внимание, логическое мышление, память, воображение;
-воспитывать интерес к русскому языку, внимание к культуре речи, развивать монологическую речь, коммуникативные навыки общения для возможности раскрытия потенциала каждого ребёнка.
Оборудование и технические средства обучения: автоматизированное место учителя, доска Smard Board.
Наглядные пособия: презентация в программе Smard Notebook,
Ключевые слова: обособление, определение
Рабочие материалы для обучающихся: выписка из учебника Д.Э.Розенталя по теме «Обособление определений», классификация грамматических ошибок в предложениях с причастными оборотам, проверочная работа по теме «Обособление определений», рабочие материалы для составления кластера.
Автор учебника: В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко
Ход урока.
1.Самоопределение к деятельности. Целеполагание.
Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат;Но скудно вносим мы в него хороший склад;Так чтоб незнанием его нам не бесславить,Нам нужно весь свой склад хоть несколько поправить.
Конечно же, мы не обладаем незнанием, наоборот, мы обладаем ЗНАНИЕМ.
Эпиграфом к уроку я взяла слова академика А.Л. Минца
Ученик, напичка (н, нн) ый знаниями,
но (не) умеющий их и (з,с) пользовать,
напоминает фарширова (н, нн) ую рыбу,
которая (не) умеет плавать.
А.Л. Минц
-Как вы думаете, какое отношение имеют эти слова к нашему уроку?
( На уроках мы получаем знания, но не всегда можем их применить на практике.)
Давайте проверим наши знания и умение их применять на практике по орфографии. Орфографическая пятиминутка.
А кто может объяснить правила постановки знаков препинания? Чем осложнено главное предложение? (обособленным определением)
2.Постановка цели и задач. Мотивация.
Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (уч-ся отвечают)
Какова цель нашего урока? (уч-ся ставят цели)
(Сегодня у вас есть очередной шанс показать, что вы обладаете определенными знаниями и умеете их применять.)
3.Актуализация знаний
1)В 8 классе мы изучали тему «Обособление определений», к сегодняшнему уроку я просила её повторить.
На интерактивной доске записаны предложения. Вы должны назвать условия обособления и необособления определений.
2)Групповой ответ у доски. (3 человека у доски вспоминают условия обособления и необособления определений)
Бежит он , дикий и суровый, И звуков, и смятенья полн… (А.С. Пушкин) | На окне, серебря(н,нн)ом от ин…я, За ночь хризантемы ра…цвели.(И. Бунин) Их волосы, ш..лковые и ч..рные, были распущ…ны, ветер, тёплый и лёгкий, играл ими, звякал монетами, вплетёнными в них. (М. Горький) | Привлеч…нные светом, бабочки прилетели и кружились около фонаря. Измученные длинным переходом, туристы всё же продолжали путь. |
3)Во время подготовки группового ответа, учитель проводит игру
«Сильное звено». Учащимся задаются вопросы, на которые они должны ответить. Если ученик отвечает неправильно, он садится за парту. К концу игры «стоящим» остаётся только «сильное звено». (вопросы позволяют классу повторить изученный материал и готовят их к восприятию новой темы)
-Правда ли, что обособленные определения играют двойную роль – они являются второстепенными членами и одновременно выражают добавочное сообщение …
-Правда ли, что паузы, выделяющие обособленные обороты, делают нашу речь плавной…
-Правда ли, что предложения с обособленными членами позволяют дать больше информации меньшим количеством предложений…
-Правда ли, что обособленные определения употребляются для усиления образной, эмоциональной значимости…
-Правда ли, что предложения с обособленными членами чаще употребляются в разговорной речи…
-Определение – это …
-Обособление – это….
-Я, ты, он, она, мы, вы, они – это …..
-Причастный оборот – это…
-Согласованное определение – это….
-Слово «нечто» – это неопределённое, указательное, притяжательное местоимение?
-Составное именное сказуемое – это…
-Назовите определительные местоимения - ….
-Назовите притяжательные местоимения - …
-Нераспространённое определение - это …..
4) Слушаем внимательно групповой ответ. Одному из учащихся класса предлагается сделать анализ ответа одноклассников, поставить оценку и прокомментировать её. Все учащиеся внимательно слушают, соглашаются или не соглашаются с товарищем. Итог подводит учитель.
4.Изучение нового материала.
А сейчас класс разделится на две группы. Мы с вами повторили ранее изученный материал. На парте у вас лежит учебник Розенталя Дитмара Эльяшевича. Прочитайте его внимательно и ответьте, что нового вы узнали об обособлении согласованных определений.
4. Выписка из учебника Д.Э. Розенталя
Обособление определений.
1.Обычно обособляются распространённые определения, выраженные причастием или прилагательным с зависимыми от них словами и стоящие после определяемого существительного: Ум, направленный на одно отрицание, бледнеет, сохнет. Науки, чуждые музыке, были постылы мне.
2.Причасти или прилагательные с зависимыми словами, стоящие после неопределённого местоимения, не обособляются, так как образуют одно целое с местоимением: Я увидел нечто похожее на гриб. Он рассказывал что-то выходящее за рамки обыденного.
3.Определительные, указательные и притяжательные местоимения не отделяются запятой от следующего за ними причастного оборота (все записавшиеся на экскурсию, эти построенные недавно дома, моя уехавшая на днях сестра)
4.Не обособляются распространённые определения, стоящие перед определяемыми существительными (если не имеют добавочных оттенков значения): Около стола гуляла привязанная за ногу курочка.
5.Не обособляются распространённые определения, если по смыслу они связаны не только с подлежащим, но и со сказуемым, входя в состав последнего: Тайга стояла безмолвная и полная тайны.
6.Обособляются часто два и больше одиночных определения, стоящих после определяемого имени существительного: Пришла весна, яркая, солнечная.
6.Распространённые или одиночное определение , стоящее непосредственно перед определяемым существительным, обособляется, если имеет добавочное обстоятельственное значение (временное, причинное, условное, уступительное): Испуганная отчаянием моего отца, матушка не смела при нём плакать. Отрезанные от всего мира, уральцы с честью выдержали казачью осаду.
7.Распространённое или одиночное определение обособляется, если оно оторвано от определяемого существительного другими членами предложения, независимо от того, находится ли определение впереди или после определяемого слова: Пламя перебежало на хвою и, раздуваемое ветром, разгорелось со стонами и свистом.
8.Обособляется определение, относящееся к личному местоимению, независимо от степени распространённости и местоположения определения: А он, мятежный, просит бури.
Ребята находят новые условия обособления и необособления определений, зачитывают, рассуждают, объясняют их.
5. Первичное закрепление изученного.
1)На партах лежат рабочие материалы, которые помогут вам создать кластер по теме «Обособление определений» (1 группа) (Кластер составляется на магнитной доске)
2)На столах лежит набор предложений. Я предлагаю к каждому условию обособления или необособления определения подобрать пример.( 2 группа) (Предложения прикрепляются к кластеру, в них расставляются недостающие знаки препинания, объясняются условия обособления или необособления.))
(Рабочие материалы для кластера. Набор предложений. Каждое условие, предложение написано на отдельном листочке)
Определение, относящееся к личному местоимению
Определение, если оно оторвано от определяемого существительного другими словами
Перед определяемым словом,
если имеет добавочное обстоятельственное значение (причины, уступки, условия, времени)
После определяемого слова
1)причастие с зависимым словом
2)прилагательное с зависимым словом
3)два или более согласованных нераспространённых определения
Обособляется
Не обособляются определения, стоящие после определительных, указательных, притяжательных местоимений.
Не обособляются определения, стоящие после неопределённого местоимения.
Не обособляются определения, связанные по смыслу не только с подлежащим, но и со сказуемым.
Море у его ног лежало безмолвное и белое от облачного дыма.
Её глаза искали в моих что-нибудь похожее на надежду.
Все опоздавшие на лекцию стояли в коридоре.
Убаюканный сладкими надеждами он крепко спал.
Глаза смыкались и полузакрытые тоже улыбались.
Деревья покрытые снегом белели вдали.
Лукошко полное грибов я из лесу принёс.
Особенно нравились мне её глаза большие и грустные.
Усталые до последней степени альпинисты не могли продолжать своё восхождение.
Кто родился в России чудесной стране тот нигде никогда не забудет о ней.
Пригреваемые солнышком уснули продрогшие за ночь ребятишки.
Лес казавшийся мне до сих пор пустынным вдруг оживился.
5.Самостоятельная работа с проверкой по эталону (интерактивная доска с правильными ответами)
(Учащимся предоставляется право выбора: расстановка знаков препинания в предложениях, творческая работа)
Расставьте знаки препинания:
1)Покорённые красотой соснового бора (1) мы замолчали, прислушиваясь к (2) доносящимся из чащи (3) звукам.__________________________
2) В Крыму Васильев подолгу любовался горами (1) устремлёнными к солнцу (2) и (3) окутанными розовой дымкой (4) деревьями.____________
3)Снежок (1) выпавший ночью (2) и тающий у нас на глазах (3) делает недалеко расположенный холм (4) ещё более скользким._______________
4)Нарядных бабочек-крапивниц (1) легко порхающих (2) или греющихся на солнце (3) можно увидеть в природе (4) уже ранней весной_____________
5)Созданный Блоком (1) «страшный мир» города и его Незнакомка (2) пугающая (3) и неодолимо влекущая к себе (4) подавляют поэта________
(Ребята проверяют работу друг у друга, а затем по эталону)
Творческое задание: написать мини-сочинение на тему «Осень», используя обособленные определения. Объяснить их функционал в тексте.
(Мини-сочинения заслушиваются и оцениваются одноклассниками)
6.Подготовка к ЕГЭ
Грамматические ошибки (Задание № 7 ЕГЭ) (презентация)
Причастный оборот не должен разрываться определяемым словом. | Прочитанная лекция для учеников о мирном использовании атомной энергии вызвала большой интерес . |
Ошибка в употреблении времени причастия. | Роман вскрывает всю глубину социального неравенства, господствующего до революции в Казахстане. |
Ошибочны формы причастий на –щий от глаголов совершенного вида (со значением будущего времени), поскольку такой формы у причастия не существует. | Ученики, напишущие слабо домашнее сочинение, должны будут его переделать. |
Неправильны формы причастий с частицей бы, поскольку глаголы в сослагательном наклонении причастий не образуют. | Каждый студент, пожелавший бы участвовать в работе научного кружка, должен подать заявление в деканат. |
Определяемое слово согласуется с причастным оборотом в роде, числе и падеже. | Ты ангел, сошедшие с небес. |
Укажите номера предложений с нарушением в построении предложения с причастным оборотом.
1.Пользуясь калькулятором, вы пренебрегаете устным счётом, тренирующим память.
2.В конкурсе «Библиокросс» выиграет участник, прочитающий наибольшее количество книг.
3.Тот, кто не умеет смеяться над собой, бывает крайне обидчивым.
4.Среди домов, построенным на этой улице, было несколько многоэтажных.
5.В поросших лугах буйной растительностью водилось множество птиц.
Исправьте ошибки.
7. Игра «Горячая пятёрка»
Назовите пять ключевых слов, словосочетаний, которыми мы оперировали на уроке. Между словами или словосочетаниями должна быть логическая связь, объясните её (обособление, определение, позиция в предложении, часть речи, определяемое слово или ….)
Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ли мы её?
8.Домашняя работа Задания на карточках, аналогичные заданиям самостоятельной работы на уроке.
Причастный оборот не должен разрываться определяемым словом. | Прочитанная лекция для учеников о мирном использовании атомной энергии вызвала большой интерес . |
Ошибка в употреблении времени причастия. | Роман вскрывает всю глубину социального неравенства, господствующего до революции в Казахстане. |
Ошибочны формы причастий на –щий от глаголов совершенного вида (со значением будущего времени), поскольку такой формы у причастия не существует. | Ученики, напишущие слабо домашнее сочинение, должны будут его переделать. |
Неправильны формы причастий с частицей бы, поскольку глаголы в сослагательном наклонении причастий не образуют. | Каждый студент, пожелавший бы участвовать в работе научного кружка, должен подать заявление в деканат. |
Определяемое слово согласуется с причастным оборотом в роде, числе и падеже. | Ты ангел, сошедшие с небес. |
kopilkaurokov.ru
Конспект урока "Обособленные определения" - русский язык, уроки
Лексическая тема урока: "Великие изобретения 19-20 века".
Какие великие изобретения 19-20 века вы знаете?
Работа по презентации.
Работа по карточкам
Задание №1
1 группа
Задание: выделить предложение с обособленным определением.
Главное здание ЭКСПО – Национальный павильон Казахстана – будет построен в виде сферы с использованием самых передовых технологий. Этот павильон станет образцовым проектом, основанным на использовании «зеленых технологий».
2 группа
Задание: выделить предложение с обособленным определением.
Нашу республику знают, как крупное энергетическое государство, как страну по добыче урановой руды, экспортера пшеницы, обладателя обширных природных ресурсов. Теперь необходимо показать новую страну, устремленную в будущее.
Упражнение №170 с.82
1 группа. Работают с предложениями №1,3.
1.Раскалённый уголь, поместившийся в сосуд с кислородом, начал ярко гореть. 3. Спутники, посылаемые людьми в космос, поддерживают связь с Землёй.
2 группа. Работают с предложениями №7,8
7.На фотоснимках, сделанных космонавтами при полётах, горизонт выглядит как дуга окружности. 8. Серебро относится к металлам, обладающим хорошей теплопроводностью.
Задание №3
1 группа. Для капитанов команд. Списать предложение. Произвести синтаксический разбор.
Первые полеты люди совершили на шарах, наполненных горячим воздухом.
2 группа. Для капитанов команд. Списать предложение. Произвести синтаксический разбор.
Райт Сантос - Дюмон экспериментировал легкие планеры, оснащенные моторами.
Запись предложений под диктовку.
Задание №4
Расставить знаки препинания.
1.Жизнь, пройденная без служения широким интересам и задачам общества, не имеет оправдания.
2.Жизнь людей, преданных лишь наслаждению без рассудка и без нравственности, не имеет никакой цены.
3. Всякая жизнь, хорошо прожитая, есть долгая жизнь.
Работа в группах (тесты)
Задание №5
Обособленные определения.
1 вариант
1. Простое предложение, осложненное определением, которое относится к личному местоимению:
А. На полках, наряду с книгами на русском языке, стояли книги на английском языке
В. Меня, мокрого до последней нитки, сняли с лошади почти без памяти.
С. Прочитав книгу, думаешь о ней.
2. Чем осложнено предложение:
Тут я вспомнил своего покойного отца, такого же малорослого, сутулого, седого.
А. Простое предложение, осложненное определением, которое относится к личному местоимению.
В. Простое предложение, осложненное однородными согласованными определениями после определяемого слова.
С. Простое предложение, осложненное определением, которое относится к имени
Собственному.
3. Простое предложение, осложненное определением, которое относится к имени собственному:
А. Генерал Панфилов, обычно бодрый и подтянутый, впервые показался мне стариком.
В. Он, с винтовкой за плечом, нес караульную службу.
С. Настроение экипажа, сверх обыкновения, было приподнятое.
4.Обособленное определение, выраженное прилагательным с зависимым словом:
А. Даже старший сын мой, отец Момыш, перед бабушкой был ребенком.
В. Я был смущен приветливой речью генерала, его радостью и отеческой лаской.
С. Мы больше знаем Момыш-улы, избранного писателя и патриота.
С. У разъезда Дубосеково израненном воронками снарядов и авиационных бомб замерли объятые дымом и пламенем вражеские танки.
КЛЮЧ - 1В,2В,3А,4С
kopilkaurokov.ru
Урок по русскому языку в 11-м классе 16. 10. 07. Тема урока: Обособленные определения
Тема урока: Обособленные определения
Цель урока: обобщение знаний учащихся об обособленных членах предложения, формирование навыков постановки знаков препинания при обособленных членах.
Ход урока
1.Актуализация знаний
Мы уже знакомы с обособлением, встречались с ним при изучении причастных и деепричастных оборотов.
Но самую большую группу обособленных членов образуют согласованные и несогласованные определения. Сегодня мы познакомимся с общими условиями обособления определений.
^
На улице дул холодный ветер, и я повязал на шею свой уже заношенный шарф из верблюжьей шерсти.
Выпишите все возможные словосочетания с главным словом шарф.
1)свой шарф, 2)заношенный шарф,
3)шарф из верблюжьей шерсти
Во всех трех словосочетаниях зависимое слово является определением
Давайте вспомним, что называется определением?
Какие типы определений вы знаете?
Какие называются согласованными? (определения, которые согласуются с главным в роде, числе, падеже)
Какие называются несогласовннными? (здесь несогласованное определение, выраженное существительным с предлогом+прилагательное)
А сейчас распределительный диктант:
Светловолосый мальчик, пятнадцатая страница, лодка с парусом, дайте книгу поинтереснее, яйца всмятку, желание нравиться, сочные плоды, остывающий чай, обрывистый берег, мамина книга, привычка моргать, мальчик семи лет.
^ предложение не видим, но слышим и определяем: есть ли здесь согласованное или несогласованное определение?
1)Каждая мелочь этого дня врезалась в память.
2)Гости просили Татьяну спеть ее любимую песню о море.
3)Ее преследовала тайная мечта уйти в партизаны.
^
Преобразуйте записанные на доске предложения в предложения с обособленными согласованными определениями, выраженными причастными оборотами:
Предложения запишите, подчеркните определения.
1) Слышен шум падающей воды.
2) В горящий костер мы стали класть тонкие сухие ветки.
3) Проходившая девушка показалась мне знакомой.
4) Исполняемая песня мне очень понравилась.
2. Объяснение нового материала:
1) Усталые до последней степени, альпинисты не могли продолжить свое восхождение.
^
Где здесь определения?
Чем они различаются? (распространенные и нераспространенные)
А почему они на письме выделены запятыми?
Потому что распространенные и нераспространенные определения, стоящие перед определяемым словом обособляются, если они имеют добавочное обстоятельственное значение)
^
Почему здесь произошло обособление? (причастный оборот, стоящий после определяемого слова, обособляется)
^
Определения, выраженные однородными согласованными определениями, стоящими после определяемого слова, обособляются)
^
( В данном предложении мы отделили запятыми причастный оборот, т.к. распространенное согласованное определение относится к личному местоимению.)
-Что такое обособленные члены предложения?
-Это такие члены предложения, значение которых особо подчеркивается с помощью интонации обособления и выделительных пауз.
^
6) Сейчас подует ветер, резкий, неприятный.
^
(Обособляются одиночные согласованные определения, если их два или больше и они стоят позади определяемого существительного, в особенности если перед ним уже есть определение.)
^
( несогласованные определения, выраженные косвенными падежами существительных с предлогами, обособляются, если им придается большая самостоятельность, т.е. они дополняют, уточняют представление)
^
(несогласованные определения, выраженные косвенными падежами существительных, обособляются:
А) когда следуют за обособленными определениями, выраженными прилагательными и причастиями.
^
Б) когда стоят впереди этих определений и связаны с ними сочинительными союзами.
^
Определите, нужно ли поставить недостающие знаки препинания в предложениях с обособленными определениями:
А) запятую перед И;
Б) запятую после И;
В) знаки расставлены верно.
1) Теперь Анна разглядела в углу печь, сделанную из большой железной бочки и на печи большой чугун.
2) Желтые доски спокойно лежали на воде и увлекаемые незаметным течением, поворачивались концами к реке.
3) Я предполагал, что дело окончится небольшим дождем и, убаюканный этой мыслью, спокойно заснул.
4) Самолетик задымился и пригибаемый лучом, пошел к себе, на запад.
5) Гулко била волною вздыбленная река, уже подернутая салом в протоках и схваченная ледком у берегов.
6) Большой двор, кудрявый от репейника и усыпанный желтыми листьями, слегка серебрился осенней изморосью.
Разминка: составьте предложение с обособленными определениями.
^
Повторить обособление несогласованных определений
Повторить материал о СПП с придаточными определительными.
Подведение итогов урока.
-Что такое обособленные члены предложения?
-Это такие члены предложения, значение которых особо подчеркивается с помощью интонации обособления и выделительных пауз.
^ | Примеры |
1. распространенное определение, выраженное причастием или прилагательным с зависимыми словами 2. а также два и более нераспространенных определений, стоящих после поясняемого ими существительного; | Мы пошли через рожь по меже, заросшей полынью. Ночная бабочка, похожая на комок шелка, садится на книгу. А снег все падал, густой и мелкий. |
3. определение перед подлежащим (выраженным существительным), имеющее добавочный обстоятельственный оттенок(причины, уступки) | ^ мальчик поднял голову и оглянулся. |
4. определение перед поясняемым подлежащим, если между этим определением и подлежащим стоит сказуемое, при котором могут быть зависимые слова | ^ бились на спине концы белого головного платка. |
5. определение, относящееся к личному местоимению | Он стоял, косматый и бурый, высоко вскинув голову. |
6. определение, уточняющее смысл стоящего впереди другого определения | Осеннее, лиловое с желтизной, небо слало изморось и ветер. |
^ | Примеры |
1. они связываются по смыслу не только с подлежащим, но и с глаголом как часть сложного сказуемого | Он стоял понурый и неприкаянный. Лушка вышла босая, в накинутом на голые плечи платке. |
2. определяемое существительное без прилагательного или причастия не может выразить значение какого-либо члена в данном предложении | Он мог услышать вещи для себя довольно неприятные. |
3 в сочетании с неопределенным местоимением, вместе с которым прилагательное или причастие выполняет функцию одного члена предложения | Он круто повернул лодку и направил ее к чему-то черному, высовывающемуся из воды. |
^ | Примеры |
1 определения, выраженные существительными в косвенных падежах с предлогом и имеющие оттенок добавочного сообщения | Бабушка, в синей кофте, в черной юбке, идет по земле быстро. |
2 определения, стоящие в одном ряду с обособленными согласованными определениями | ^ с живыми серыми глазами, Андрей был выше Володи на голову. |
3 определения, выраженные сравнительной степенью прилагательного | Бородатый мужик и с ним еще один казак, помоложе, приехали снова. |
4 определения, относящиеся к личным местоимениям | ^ она тихо подошла. |
Самостоятельная работа: по вариантам
Расставьте знаки препинания. Объясните.
Задание первому варианту
1.Золушка с детства была девушкой умеющей находить выход из сложнейших ситуаций.
2.После тяжелой жизни в лесу Мальвина пошла в школу остриженной "под мальчика".
3.Победителем игры по сказкам Шарля Перро оказался школьник ответивший на наибольшее количество вопросов.
Задание второму варианту
1.Трава возле домика Мальвины стоит усыпанная каплями утренней росы.
2.В школу принимаются дети достигшие шестилетнего возраста.
3.Учителем должен быть человек сам стремящийся к знаниям.
Домашнее задание: упр.243 полностью.
Повторить обособление несогласованных определений
Повторить материал о СПП с придаточными определительными,
Упражнение 208, стр.103 или 227 на стр.108.
lib2.podelise.ru
Обособление одиночных и распространенных определений
План-конспект урока русского языка в 11 классе
На тему: Обособление одиночных и распространённых определений
Автор: Богданова Наталия Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №36» города Чебоксары
План-конспект урока русского языка (11 класс)
Тема: Обособление одиночных и распространённых определений
Цели:
Образовательные:
закрепить правописные навыки;
совершенствовать умение аргументированно ставить необходимые знаки препинания при обособленных приложениях;
систематизировать изученный материал об обособлении определений
углубить сведения об обособленных приложениях
систематизировать сведения о стилистической роли обособленных приложений.
Развивающие:
формировать речевую компетенцию;
развивать навык грамотного выделения знаками препинания обособленных приложений;
развивать навык определения синонимических конструкций.
Воспитательные:
воспитание любви к родному русскому языку, к художественному слову.
Оборудование: таблица, раздаточный материал для работы в группах
…Еще Пушкин говорил о знаках препинания. Онисуществуют, чтобы выделить мысль, привести словав правильное соотношение и дать фразе легкостьи правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться.
К.Г.Паустовский
Ход урока
Оргмомент.
Актуализация темы. Работа с эпиграфом. Определение темы урока, целей и задач.
Проверка домашнего задания (стихи Цветаевой с обособленными определениями).
Словарная разминка. Выборочный (распределительный) диктант с последующей взаимопроверкой и комментарием правильных ответов, записанных на доске.
Небезызвестный писатель, прибывать по расписанию, решённая задача, притворить дверь, щёкочущий лицо ветер, исчезающая растительность, увидевший старого знакомого, гонящий прочь, асфальтированное шоссе, сеяная мука, собрание организовано, дезинфекция помещения, нетканое полотно, ниспадать с плеч, подбирать одежду по сезону, чищенная ножом рыба, сбережения моей прабабушки.
Ответ
небезызвестный писатель прибывать по расписанию притворить дверь исчезающая растительность дезинфекция помещения ниспадать с плеч подбирать одежду по сезону сбережения моей прабабушки | решённая задача щёкочущий лицо ветер увидевший старого знакомого гонящий прочь асфальтированное шоссе сеяная мука собрание организовано нетканое полотно чищенная ножом рыба |
Теоретический блок:
А. Повторение пройденного материала по теме «Обособление согласованных определений» в виде схем.
Б. Выступление ученика по теме: «Приложения, которые пишутся через дефис» (слайды)
В. Объяснение нового материала (слайды или таблица на доске)
Вывод: правила обособления согласованных и несогласованных определений очень похожи.
Закрепление материала. Самостоятельная работа по тексту «Верный друг»
ВЕРНЫЙДРУГ
Каждый раз встречала на пристани пароход Людмила Васильевна, І жена капитана. Когда-то её муж, капитан парохода Сибирин, привёз ей щенка Руслана. Щенок превратился в великолепного сильного пса, беззаветно преданного хозяйке. Началась война, и из очередного рейса судно не вернулось. Людмила Васильевна, оставшаяся совсем одна, как-то ослабела, превратилась в старушку, одинокую и беспомощную. Руслан, огромный пёс, поражавший своим умом, сам ходил на рынок, относил записки соседям. У жены капитана, обожаемой хозяйки Руслана, не оставалось уже ничего: ни продуктов, ни вещей, ни денег. Соседи, хорошие люди, приносили ей кое-что из еды, но собака голодала. Однажды Руслан не вернулся домой. Он прибежал в порт и долго смотрел на моряков, работавших на погрузке, потом схватил пакет и понёс его в трюм, затем второй, третий. Прекратившие работу матросы наблюдали за ним. Целый день работал Руслан и получил котелок густого борща с сахарными косточками. Верный друг, Руслан медленно, стараясь не расплескать, понёс котелок домой и поставил его перед хозяйкой, дремавшей в кресле. Моряки, отправившиеся вслед за собакой, рассказали ей всё. Каждый день ходил Руслан в порт, а матросы приносили в дом старой женщине, вдове капитана, два котелка: один - для неё, другой - для Руслана (По 3. Салтыковой).
По окончании работы желающие могут сдать текст на проверку учителю.
Текст выносится на слайд, ученик комментирует правильную расстановку знаков препинания.
Физкультминутка (гимнастика для глаз)
8. Анализ текста про А.П. Чехова.
Алгоритм исследования текста:
Выписать ключевые слова текста
Исследовать лексический состав текста
Исследовать синтаксический состав текста
Определить общую тему
Сформулировать основную мысль автора
Вопросы по тексту:
Опорные слова: натура, не витая в облаках, детская радость, рассказал с восторгом, преобразить планету, вера в спасительность садоводства и зодчества.
Лексический состав: высокие слова: сокровенный, жаждущем, неустанным, зодчеством
И наряду с этими словами: хлопочет, кусок земли
Выделяем фразеологизм не витая в облаках (не в мечтах, высоко от земли)
О чем говорят слова этих двух групп?(Чехов и прост, и сложен, и реалист, и может посмотреть далеко вперед)
Синтаксический строй: обращаем внимание на предложения 2-5. Многосоюзие, односоставные предложения с главным членом сказуемым –акцент на деятельностной стороне Чехова ( А мы часто говорим о нем как о мастере короткого рассказа, о писателе, который может говорить смешно о грустном и со грустно о смешном)
Какова роль обособленного приложения в тексте? Развернутый ответ:
Обособление – это смысловое и интонационное выделение второстепенных членов предложения с целью придать им некоторую самостоятельность в предложении, увеличить их смысловую нагрузку. Обособленные члены предложения выделяются интонацией, чем подчеркивается их особое значение среди других второстепенных членов как средства усиления выразительности речи.
В предложении обособленные члены играют двойную роль – они являются второстепенными членами и одновременно выражают добавочное сообщение. Предложения с обособленными оборотами позволяют дать больше информации меньшим количеством предложений. Употребление обособленных оборотов требует чувства меры. Большое количество их затрудняет восприятие основного сообщения. Обособленные обороты тяготеют к книжным стилям. Обособленные определения нередко употребляются для усиления образной, эмоциональной значимости. Они помогают не только увидеть, но и рассмотреть диковинную (удивительную) красоту предмета, явления. Обособленные определения придают тексту особую смысловую емкость и выразительность.
Общая тема: Чехов – созидатель, человек неравнодушный, активной жизненной позиции.
Основная мысль: жизнь дается человеку не только для того, чтобы удовлетворять собственные потребности, у человека на земле есть более ответственная задача – оставить после себя след, преобразить ее. Преображая землю, человек преображается сам, спасает душу.
Тренажёр (если остаётся время)
Итог. Оценка урока (учителя и детская). Домашнее задание.
Список литературы
Д.Э. Розенталь. Русский язык. Пособие для поступающих в вузы. Изд-во Московского университета. 1994
Греков В.Ф. Русский язык: 10-11 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2008.
Н.Е. Егорова, Л.П. Дмитриева, И.В. Золотарёва. Поурочные разработки по русскому языку. 11 класс. - М.: ВАКО, 2005
kopilkaurokov.ru
Конспект урока Подготовка к ЕГЭ. Обособление определений 11 Класс
univerfiles.com
Урок русского языка в 11 классе по теме: "Обособленные обстоятельства"
Конспект урока русского языка в 11-м классе на тему
Класс. 11.
Учитель Сретинская Светлана Александровна. Урок русского языка
12.02.15.
Способствовать обобщению знаний об обособленных обстоятельствах; сформировать навыки постановки знаков препинания при обособленных обстоятельствах; воспитывать языковое чутье, подготовить учащихся к выполнению заданий ЕНТ по указанной теме.
Работа, групповая, индивидуальная. Развитие основ нестандартного мышления детей. Формирование навыков критического анализа.
Устные комментарии учителя на этапе вызова, ясности д/з
Самооценивание на этапе осмысления.
Критериальное оценивание работы в группе в конце урока.
Ученики умеют: находить в предложении обособленные обстоятельства
Обосновывать постановку знаков препинания в предложениях
Развитие критического мышления.
Метод: информация для размышления , «Корзина” понятий»
Дополнительные возможности для обучения всех
Структурные элементы урока, методы обучения
Содержание этапа
Время
1. Орг. момент
Работа с эпиграфом. Определение целей урока.
Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
На сегодняшнем уроке все будет зависеть от вас, насколько вы освоите тему и сможете ее применить на экзаменах.
Работать вы будете в группах в парах и индивидуально. На столах лежат карточки трех цветов: пятерка – красная карточка, четверка – голубая карточка, тройка – желтая карточка. За каждое выполненное задание вы берете себе карточку определенного цвета.
Критерии оценивания:
0 -- «5»
1-- «4»
2--«3»
Тема: «Обособленные обстоятельства». (Слайд 1)
Еще Пушкин говорил о знаках препинания. Онисуществуют, чтобы выделить мысль, привести словав правильное соотношение и дать фразе легкостьи правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться.
К.Г.Паустовский
Лестница успеха.
Цели: повторить правила обособления второстепенных членов предложения, углубим знания об обособленных обстоятельствах, отработаем навыки анализа постановки знаков препинания при обособленныхобстоятельствах.
3 мин.
2. Повторение изученного материала. (ЕНТ)
1.Орфоэпическая разминка. Слайд 2
Августовский, артиллерия, апостроф, аристократия, асимметрия, афера, баловать, бармен, банты, благовест, благовестие, бочковый.
3 мин.
3. Вызов “Корзина” понятий
Метод: информация для размышления
4. Реализация смысла
Приступаем к новой теме. Составим корзину понятий.
Дайте объяснение ключевых понятий:
“Обособление”, “Обособленные обстоятельства”, “Деепричастный оборот”. Слайд 3
(Выходят к доске и записывают то, что знают о терминах)
Нам предстоит вспомнить, в каких случаях обособляются или не обособляются обстоятельства.
3 мин.
5.Изучение нового материала
Метод: самостоятельная работа в группах. Создание схем,таблиц.
Подготовить информацию об обособлении обстоятельств.
1группа. Подготовить информацию в схеме или в таблице об обособлении обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами.
2группа.Подготовить информацию в схеме или в таблице об обособлении обстоятельств, выраженных существительными с предлогами
3группа. Подготовить информацию в схеме или в таблицео случаях, когда обстоятельства не обособляются.
5мин.
5. Актуализация знаний. Отработка умений и навыков
Метод: объяснение, работа в группах, тестирование, самостоятельная работа.
1.Представитель от каждой группы рассказывает свой вопрос в других группах
2.Верно - неверно.
1.Обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом, обособляются всегда (да)
2.Обстоятельства не обособляются, если они выражены существительными с предлогами несмотря на, невзирая на.(нет)
3.Одиночные деепричастия обособляются, если они, указывают на время, место, причину действия (да)
4.Обстоятельство, выраженное фразеологизмом, обособляется (нет)
5. Обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием, обособляется, если близко по значению глаголу (нет)
3.Практическая работа.
1)Задание для групп: (устная)В предложениинайти обстоятельства, определить, чем выражено, объяснить условия обособления.(Приложение 1)
2) Из данного текста выпишите номера предложений, в которых есть обособленные обстоятельства.
1)Уже было начало июля, когда князь Андрей, возвращаясь домой, въехал опять в ту берёзовую рощу, в которой этот старый корявый дуб так странно и памятно поразил его. 2) Бубенчики ещё глуше звенели в лесу, чем месяц тому назад… 3) И молодые ели, рассыпанные по лесу, не нарушали общей красоты и, подделываясь под общий характер, нежно зеленели нежными молодыми побегами. 4) Целый день был жаркий: где-то собиралась гроза, но только небольшая тучка брызнула на пыль дороги и на сочные листья. 5) Левая сторона леса была тёмная, правая – мокрая и глянцевитая, блестела на солнце, чуть колыхаясь от ветра. 6) Всё было в цвету; соловьи трещали и перекатывались то близко, то далеко. (взаимопроверка)
3)Группа1.Спишите, раскройте скобки, проставьте знаки препинания, графически выделите основу, затем обособленные обстоятельства.
Обогнув высокий мыс, пароходвошёл в залив.
Ветер крепчал, сильнее закутывая город пеленой морских туманов.
На севере, слабо мерцая, подымались какие-то белесоватые облака.
Далеко в вышине, вглядевшись, молодой человекразличил неясные очертания.
Казакиразъехались не договорившись. (Шол.)
Группа2.Запишите предложения, выделяя запятыми обстоятельства, выраженные существительными с предлогами. Подчеркните их.
Во дворе, несмотря на апрель, стоял пронизывающий холод.
Благодаря массе новых впечатлений, день прошел для Каштанки незаметно. (А.Чехов)
Вопреки плохой погоде, в этом году был хороший урожай.
Несмотря на осень, день был тёплым и ясным. (С.Новиков-Прибой)
Группа 3. Из данных предложений выпишите фразеологизмы и объясните их лексическое значение.
Работал он не покладая рук. (М.Г.)
И пошёл домой журавель несолоно хлебавши. (Из рус. нар. сказки)
Я занимался спустя рукава.
Он примчался сюда не переводя духа. (Фед.)
Мальчики бросились в проход и спрятались там затаив дыхание.
4) Какова стилистическая роль обстоятельств, выраженных деепричастиями или деепричастным оборотом?
Они создают экспрессивность, усиливают динамику эпизода. Им отдается предпочтение в художественной речи. Предложения с деепричастными оборотами кратки, лаконичны, выразительны.Обстоятельства, выраженные фразеологическими оборотами, употребляются в разговорной речи. Они придают речи живость и выразительность.
В группах. Задание на замену придаточных предложений деепричастными оборотами. В группах.
Уважаемые, а теперь следующее задание.
Замените, где возможно, придаточные предложения синонимичными деепричастными оборотами:
1. Ребенок горько заплакал, потому что он потерял любимую игрушку.2.Когда мы приехали на станцию, поезд уже ушел.
3. Ученики хорошо усвоили материал по данному разделу истории литературы, после того как дополнительно прочитали несколько критических статей.
4.Мой собеседник зажег свечу – я продолжил свой рассказ.
5. Когда он остался один, он восстановил в памяти все подробности вчерашнего разговора.
6. Мы вошли в театр, когда подходило к концу первое действие спектакля(Замена невозможна, потому что в главном и придаточном предложениях два разных подлежащих)Вывод: Такая замена возможна в том случае, если основное и добавочное действие совершает один деятель.
5)
Мини –тест
1. Найди предложение, в котором необходимо обособить обстоятельство.1) Выполняли они свою работу спустя рукава.2) Он постоял несколько минут молча.3) Несмотря на усталость путешественники отправились в путь.4) Ленивый сидя спит, лёжа работает.
2. Найдите предложения, в которых неправильно обособле деепричастный оборот.1) Мир осинам, что раскинув ветки, загляделись в розовую водь.2) Напившись чаю, перед рассветом я выходил на охоту.3) В окно весело играя, заглядывал юный солнечный луч.4) Вон, покинув звездный хоровод, на трубе сидит звезда-красавица.
3. Укажите предложение, в котором не нужно обособлять одиночное деепричастие (знаки препинания не расставлены).1) Прощаясь молодые люди раскланивались.2) Отец не оборачиваясь кивнул головой.3) Смотрел на бабушку прищурясь.4) Мальчик вздрогнув уронил ложку.
4. Отметь предложение, в котором НЕТ пунктуационных ошибок.1) Снег сошёл, оставшись кое-где грязными клочками в лощинах.2) Воробьи обсыпав придорожные ветлы, кричали громко.3) Я долго сидел у открытого окна, не зажигая огня и задумчиво глядел в тёмное пространство, перебирая в памяти прошедшие годы.4) Оглянувшись по сторонам, и, никого не обнаружив он осторожно стал пробираться к дому
1. - 3)2. - 1), 3)3. - 3)4. - 1)
28мин.
6.Рефлексия
Лестница успеха.
Что вы ожидали от урока и что получилось? Сравните свои предварительные цели и реально достигнутые результаты.
2 мин.
7. Подведение итогов
Оценки за урок.
2 мин.
8. Задание на дом
Метод: объяснение
Подбор предложений из худ текстов с обособленными обстоятельствами.
1мин.
Приложение№1 Задание для групп: найти обособленные обстоятельства, определить, чем выражено, объяснить условия обособления.
2. Я ненавижу человечество,Я от него бегу спеша. (Наречное значение)Мое единое отечество – Моя пустынная душа.
2. Мальчики бежали сломя голову. (Обстоятельство выражено фразеологизмом)Нельзя читать лежа. (Деепричастие имеет наречное значение)
1. У плетня заросшая крапиваОбрядилась ярким перламутромИ, качаясь, шепчет шаловливо:«С добрым утром!»Мир осинам, что, раскинув ветви,Загляделись в розовую водь.
2. Пулемет стрекотал не умолкая. (Тесно связано со сказуемым)Пулемет непрерывно стрекотал, не умолкая. (Уточняющее значение)Он ушел так и не дождавшись её. (Перед деепричастным оборотом стоит усилительная частица «и», «так и»)
1. «О, как давно! Сквозь эту тьмуСкажи одно: ты та ли, та ли?»И струны ластились к нему,Звеня, но, ластясь, трепетали.
2.Мы встречались с тобой на закате,Ты веслом рассекала залив,Я любил твое белое платье,Утонченность мечты разлюбив.
infourok.ru