Конспект НОД в подготовительной группе «Путешествие в осенний лес» МДОУ №53. Нод на тему осень в подготовительной группе


№ 1198 Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему: "Ах, какая осень!" - Воспитателю.ру

Куделина Анна Эдуардовна

ГБПОУ РО "ШПК" г. Шахты

студентка

 

Конспект НОД в подготовительной к школе группе

Тема:  «Ах, какая осень!»

Цель: Обучать основам словообразования: образовывать и использовать в речи относительные прилагательные

Образовательные области:

  • Речевое развитие
  • Познавательное развитие
  • Социально-коммуникативное развитие
  • Эстетическое развитие

Задачи:Обучающие:

  • обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках
  • уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме
  • закрепить представления детей о связи живой и неживой природы в осенний период, об осенних хлопотах человека

Развивающие:

  • развивать внимание, память
  • улучшать общую моторику и координацию движений
  • развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы

Воспитательные:

  • воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы
  • воспитывать чувство любви к родной природе
  • воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру: растениям, птицам, животным

Словарная работа:

  • отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных предложений
  • активизировать словарь: «листопад, заморозки, урожай, ненастье, непогода, слякоть, осадки, облачность, рябина,  лиловый, золотой, багряный; перелетные, зимующие»

Индивидуальная работа: включать в работу малоактивных детей: Анжелу Ж., Каролину А.; привлекать Руслана Г., Влада Г. к комментированию ответов других детей                                                              

Материал: кукла Петрушка; иллюстрации и картины с изображением осенних пейзажей, осенних работ, изменений в животном мире; предметные картинки по теме «деревья», «птицы; листочки с дидактическим упражнением «Вершки-корешки» на каждого ребенка, цветные карандаши; дидактические игры: «Времена года», «Животный мир», «С какого дерева листок», «Назови листок»

Предварительная работа:

Рассматривание картин, чтение стихотворений, загадок, пословиц про осень, печатанье осенних листьев. Рисование на тему «Золотая осень»; дидактические игры.

Методы и приемы:

• информационно – рецептивный метод,

• словесный метод,

• наглядный метод,

• практический метод,

• игровой метод.

Ход ООД.

Звучит классическая музыка. П.И.Чайковский «Осень». Занятие начинается в познавательном уголке рядом с выставкой детских рисунков и поделок из природного материала.

Ребята, отгадайте загадку:

Он с бубенчиком в руке,

В сине – красном колпаке.   

Он веселая игрушка,

А зовут его… Петрушка

Сегодня к нам в гости пришёл Петрушка, и мы ему расскажем, что мы знаем про осень. - Ну, что, ребята, расскажете? Послушайте, какая красивая спокойная музыка звучит. Эту мелодию композитор П.И.Чайковский так и назвал: «Осень». Сегодня мы постараемся вспомнить об осени все самое важное, красивое и интересное. У нас прошел конкурс рисунков «Золотая осень», вы знаете о ней стихи, песни и загадки, мы очень много наблюдали за осенними изменениями, мастерили поделки из природного материала. Думаю, вам есть, что рассказать.- Чтобы не запутаться, предлагаю всем подумать: о чем бы вы хотели рассказать нашему гостю? О чем будем говорить сначала? Потом? Вам помогут схемы-подсказки.

Неживая природа

Растительный мир

Животный мир

Неживая природа осенью.

- Когда приходит осень?

- Какие осенние месяцы вы знаете?

- Что мы относим к неживой природе? (К неживой природе мы относим явления природы, такие как осадки, облачность, ветер, долгота дня, погода.)

- Назовите признаки осени в неживой природе?

Подробнее, расскажите, каким становится день?  (Осенью день становится короче, а ночь – длиннее.- Почему погода становится прохладной? (Солнце светит уже не так ярко и горячо, как летом, поэтому погода становится более прохладной) - Какие осадки характерны для осени? (Чаще идут дожди, поздней осенью, в октябре у нас на Севере, даже выпадает снег.)- Какие еще явления природы вы наблюдали в осенние дни? (По утрам бывает туман или заморозки иногда лужи, покрытые тонкой корочкой льда).

Марк, ты хочешь что – то добавить? (По утрам, на траве, я замечал капельки росы, когда я иду по улицам - сыро, слякоть.)

Петрушка: «Ой, как скучно!»

Да, Петрушка! Осень – унылая, но разноцветная пора.

Знаменитый русский поэт - А.С.Пушкин написал про осень много стихотворений.

Унылая пора! Очей очарованье!Приятна мне твоя прощальная краса —Люблю я пышное природы увяданье,В багрец и в золото одетые леса,В их сенях ветра шум и свежее дыханье,И мглой волнистою покрыты небеса,И редкий солнца луч, и первые морозы,И отдаленные седой зимы угрозы…

Ребята! А чтобы не было скучно Петрушке, мы попросим его помочь собрать  листочки.

Дидактическая игра «С какого дерева листок? ( Дети собирают разбросанные на полу листочки. Влад - клёна, Анжела - берёзы, Каролина –рябины, Саид – тополя, Петрушка-осины.) Молодцы, правильно.

Ой, Петрушка, разве это листья осины? Давайте поможем Петрушке собрать правильно листья.

Петрушка: «Спасибо. Ребята, теперь я запомнил!. А я предлагаю поиграть в мою любимую дидактическую игру    « Назови листочек». Я называю дерево, а  вы называете какой листочек.

дуб – дубовый

клён – кленовый

осина - осиновый

рябина – рябиновый

берёза – берёзовый

тополь – тополиный

калина - калиновый

Молодцы! Правильно 

Растительный мир осенью

Дети рассаживаются на стульчики в познавательном уголке.- Продолжаем наш рассказ. О чем будем говорить теперь? (мы будем говорить о растениях.) - Что мы относим к растительному миру? (К растительному миру относятся деревья, кустарники, травы, цветы, грибы.)- Какие изменения происходят с деревьями и кустарниками с приходом осени и почему? (Осенью опадает листва с деревьев, потому что от холода сок в стволе и веточках двигается медленнее, и листочкам его не недостаточн.,листья меняют свой цвет и начинается листопад.)

Руслан, Шахла, что еще интересного вы можете добавить о листьях? (загадка о листьях.)

Летом вырастают зелёными,А осенью опадают желтыми.

Под ногами лежат,Зашагаешь — шуршат,Яркие, цветные,Краешки резные.- Что же меняется в жизни трав и цветов? (Трава пожухла, засохла, потому что стало холодно и не хватает солнечного света.)

Пальчиковая гимнастика «Осень» 

Ветер северный подул

(подуть на пальцы)

С-С-С все листочки с липы сдул

(с-с-с)

Полетели, закружились и на землю опустились.

(ладони зигзагами плавно опустить на стол)

Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап – 2 раза,

(постучать пальцем по столу)

Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил.

(постучать кулачками по столу)

Листья все насквозь пробил, снег потом припорошил,

(плавные движения вперед-назад кистями)

Одеялом их накрыл.

(ладони крепко к столу)

Животный мир осенью

- Вот и дошла очередь до животного мира, очень богатого и разнообразного. (смена картин)- Кого мы относим к животному миру? (К животному миру мы относим зверей, птиц, насекомых, земноводных.)- Что же происходит с приходом осени в жизни зверей? (Все животные готовятся к зиме. Некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук. Другие делают запасы на зиму, такие как белка, хомяк.)- Даниил, ты хочешь что-нибудь добавить? (Осенью звери линяют: меняют летние шубки на зимние, более теплые.)- Земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму? (Нет, земноводные, насекомые, залегают в спячку до весны.)- что меняется в жизни птиц с приходом осени? (есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края.)- А как называются птицы, улетающие от нас на зиму? (Такие птицы называются перелетными.) - А почему же они улетают? Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи. (А осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше.)

- Как же выживают оставшиеся с нами птицы? (Эти птицы живут рядом с человеком,и чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки.)- Верно. Такие птицы называются оседлыми. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А мы обязательно вместе с папами и мамами построим им кормушки.

Дидактическаяигра «Улетают – не улетают»Дети встают около стульчиков.Вы машете руками, как крылышками, если названная птица улетает на юг. Если птица остается, приседаете.Ворона, грач, галка, голубь, ласточка, воробей, утка, скворец.- Молодцы! Очень внимательны.

Петрушка: «Отгадайте загадку!»

Болтлива птичка - спору нет,

Расскажет новость и секрет!

Красива с виду, белобока

Кто? - Длиннохвостая... (сорока)

Эта птица перелётная или зимующая?

Человек осенью

- Посмотрите на схему-подсказку: о чем мы будем говорить теперь? Как ты считаешь, Влад? (Мы будем говорить о заботах человека осенью.)- Конечно. Петрушке, наверняка, не терпится узнать, чем осенью занимаемся мы с вами, ваши родители, друзья и знакомые. Вы можете ему рассказать, как мы трудимся осенью? (выставляются картины)- Какие работы выполняются в садах? - А в садах? (Нижнюю часть деревьев белят известью, чтобы их не погрызли зайцы. Осенью в садах плодовые деревья хорошо поливают, чтобы они перенесли морозы и дали на следующий год хороший урожай)- Саша, какие еще работы выполняются в саду? (Еще осенью в садах собирают урожай: яблоки, груши, картофель копают и морковь.)- Саша М., что ты можешь добавить? (загадка о капусте)- А как трудятся в деревне, на полях? (В селах убирают оставшийся хлеб, с полей убирают картофель, капусту, морковь, свеклу. Убранные поля удобряют и вспахивают. На вспаханные поля высеивают семена озимой ржи и пшеницы, в огородах сеют морковь, укроп и петрушку.) А вы, ребята, как трудились всю осень? (А мы убирали листву на участке, чтобы помочь дворнику, дяде Фёдору, чтобы стало чисто.)

- Кто хочет добавить? (Мамы и бабушки делают заготовки на зиму: варенья, компоты, соленья, маринады.)- Правильно. Осень очень щедра на подарки: фрукты, овощи, ягоды, грибы, орехи. Но все ее дары необходимо собрать и переработать: законсервировать или засушить, сварить или засолить. А это тоже немалый труд. Дидактическое упражнение «Вершки-корешки» - У вас на столах лежат цветные карандаши и листочки с заданием. Необходимо обвести зеленым цветом те овощи, у которых мы употребляем в пищу вершки, т.е. листья, зелень. Красным цветом – корешки. И синим цветом те овощи, у которых мы съедаем и то, и другое.

Мы приглашаем нашего гостя Петрушку поиграть с нами.

Каждый постарался на славу! Петрушка, тебе понравилось трудиться вместе с ребятами? -Петрушка, подумай и скажи: обо всем ли мы рассказали, что задумывали? Ничего не упустили?- Чьи ответы тебе понравились больше всего: у кого из ребят они были самыми полными и правильными?- Спасибо за хорошую работу. Приходи ещё к нам в гости.

 

2016.vospitately.ru

Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Ах, какая осень!»

Составитель:

Айгумова Светлана Магомедовна,

воспитатель

МБДОУ детский сад "Белоснежка"

п.Солнечный Сургутский рн

Задачи:Образовательные:

  • обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках
  • уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме
  • закрепить представления детей о связи живой и неживой природы в осенний период, об осенних хлопотах человека

Развивающие:

  • развивать внимание, память
  • улучшать общую моторику и координацию движений
  • развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы

Речевые:

  • отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных предложений
  • активизировать словарь: листопад, заморозки, урожай, ненастье, непогода, слякоть, осадки, облачность, рябина,  лиловый, золотой, багряный; перелетные, зимующие
  • обучать основам словообразования: образовывать и использовать в речи относительные прилагательные

Воспитательные:

  • воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы
  • воспитывать чувство любви к родной природе
  • воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру: растениям, птицам, животным

Индивидуальная работа: включать в работу малоактивных детей: Анжелу Ж., Каролину А.; привлекать Руслана Г., Влада Г. к комментированию ответов других детей                                                              

Дидактический материал: кукла Петрушка; иллюстрации и картины с изображением осенних пейзажей, осенних работ, изменений в животном мире; предметные картинки по теме «деревья», «птицы; листочки с дидактическим упражнением «Вершки-корешки» на каждого ребенка, цветные карандаши; дидактические игры: «Времена года», «Животный мир», «С какого дерева листок», «Назови листок»

Предварительная работа:

Рассматривание картин, чтение стихотворений, загадок, пословиц про осень, печатанье осенних листьев. Рисование на тему «Золотая осень»; дидактические игры.

Методы и приемы, использованные на занятии:

• информационно – рецептивный метод,

• словесный метод,

• наглядный метод,

• практический метод,

• игровой метод.

Ход занятия.

Звучит классическая музыка. П.И.Чайковский «Осень». Занятие начинается в познавательном уголке рядом с выставкой детских рисунков и поделок из природного материала.

Ребята, отгадайте загадку:

Он с бубенчиком в руке,

В сине – красном колпаке.   

Он веселая игрушка,

А зовут его… Петрушка

Сегодня к нам в гости пришёл Петрушка, и мы ему расскажем, что мы знаем про осень. - Ну, что, ребята, расскажете? Послушайте, какая красивая спокойная музыка звучит. Эту мелодию композитор П.И.Чайковский так и назвал: «Осень». Сегодня мы постараемся вспомнить об осени все самое важное, красивое и интересное. У нас прошел конкурс рисунков «Золотая осень», вы знаете о ней стихи, песни и загадки, мы очень много наблюдали за осенними изменениями, мастерили поделки из природного материала. Думаю, вам есть, что рассказать.- Чтобы не запутаться, предлагаю всем подумать: о чем бы вы хотели рассказать нашему гостю? О чем будем говорить сначала? Потом? Вам помогут схемы-подсказки.

Неживая природа

Растительный мир

Животный мир

Неживая природа осенью.

- Когда приходит осень?

- Какие осенние месяцы вы знаете?

- Что мы относим к неживой природе? (К неживой природе мы относим явления природы, такие как осадки, облачность, ветер, долгота дня, погода.)

- Назовите признаки осени в неживой природе?

Подробнее, расскажите, каким становится день?  (Осенью день становится короче, а ночь – длиннее.- Почему погода становится прохладной? (Солнце светит уже не так ярко и горячо, как летом, поэтому погода становится более прохладной) - Какие осадки характерны для осени? (Чаще идут дожди, поздней осенью, в октябре у нас на Севере, даже выпадает снег.)- Какие еще явления природы вы наблюдали в осенние дни? (По утрам бывает туман или заморозки иногда лужи, покрытые тонкой корочкой льда).

Марк, ты хочешь что – то добавить? (По утрам, на траве, я замечал капельки росы, когда я иду по улицам - сыро, слякоть.)

Петрушка: «Ой, как скучно!»

Да, Петрушка! Осень – унылая, но разноцветная пора.

Знаменитый русский поэт - А.С.Пушкин написал про осень много стихотворений.

Унылая пора! Очей очарованье!Приятна мне твоя прощальная краса —Люблю я пышное природы увяданье,В багрец и в золото одетые леса,В их сенях ветра шум и свежее дыханье,И мглой волнистою покрыты небеса,И редкий солнца луч, и первые морозы,И отдаленные седой зимы угрозы…

Ребята! А чтобы не было скучно Петрушке, мы попросим его помочь собрать  листочки.

Дидактическая игра «С какого дерева листок? ( Дети собирают разбросанные на полу листочки. Влад - клёна, Анжела - берёзы, Каролина –рябины, Саид – тополя, Петрушка-осины.) Молодцы, правильно.

Ой, Петрушка, разве это листья осины? Давайте поможем Петрушке собрать правильно листья.

Петрушка: «Спасибо. Ребята, теперь я запомнил!. А я предлагаю поиграть в мою любимую дидактическую игру    « Назови листочек». Я называю дерево, а  вы называете какой листочек.

дуб – дубовый

клён – кленовый

осина - осиновый

рябина – рябиновый

берёза – берёзовый

тополь – тополиный

калина - калиновый

Молодцы! Правильно

Растительный мир осенью

Дети рассаживаются на стульчики в познавательном уголке.- Продолжаем наш рассказ. О чем будем говорить теперь? (мы будем говорить о растениях.) - Что мы относим к растительному миру? (К растительному миру относятся деревья, кустарники, травы, цветы, грибы.)- Какие изменения происходят с деревьями и кустарниками с приходом осени и почему? (Осенью опадает листва с деревьев, потому что от холода сок в стволе и веточках двигается медленнее, и листочкам его не недостаточн.,листья меняют свой цвет и начинается листопад.)

Руслан, Шахла, что еще интересного вы можете добавить о листьях? (загадка о листьях.)

Летом вырастают зелёными,А осенью опадают желтыми.

Под ногами лежат,Зашагаешь — шуршат,Яркие, цветные,Краешки резные.- Что же меняется в жизни трав и цветов? (Трава пожухла, засохла, потому что стало холодно и не хватает солнечного света.)

Пальчиковая гимнастика «Осень» 

Ветер северный подул

(подуть на пальцы)

С-С-С все листочки с липы сдул

(с-с-с)

Полетели, закружились и на землю опустились.

(ладони зигзагами плавно опустить на стол)

Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап – 2 раза,

(постучать пальцем по столу)

Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил.

(постучать кулачками по столу)

Листья все насквозь пробил, снег потом припорошил,

(плавные движения вперед-назад кистями)

Одеялом их накрыл.

(ладони крепко к столу)

Животный мир осенью

- Вот и дошла очередь до животного мира, очень богатого и разнообразного. (смена картин)- Кого мы относим к животному миру? (К животному миру мы относим зверей, птиц, насекомых, земноводных.)- Что же происходит с приходом осени в жизни зверей? (Все животные готовятся к зиме. Некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук. Другие делают запасы на зиму, такие как белка, хомяк.)- Даниил, ты хочешь что-нибудь добавить? (Осенью звери линяют: меняют летние шубки на зимние, более теплые.)- Земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму? (Нет, земноводные, насекомые, залегают в спячку до весны.)- что меняется в жизни птиц с приходом осени? (есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края.)- А как называются птицы, улетающие от нас на зиму? (Такие птицы называются перелетными.) - А почему же они улетают? Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи. (А осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше.)

- Как же выживают оставшиеся с нами птицы? (Эти птицы живут рядом с человеком,и чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки.)- Верно. Такие птицы называются оседлыми. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А мы обязательно вместе с папами и мамами построим им кормушки.

Дидактическаяигра «Улетают – не улетают»Дети встают около стульчиков.Вы машете руками, как крылышками, если названная птица улетает на юг. Если птица остается, приседаете.Ворона, грач, галка, голубь, ласточка, воробей, утка, скворец.- Молодцы! Очень внимательны.

Петрушка: «Отгадайте загадку!»

Болтлива птичка - спору нет,

Расскажет новость и секрет!

Красива с виду, белобока

Кто? - Длиннохвостая... (сорока)

Эта птица перелётная или зимующая?

Человек осенью

- Посмотрите на схему-подсказку: о чем мы будем говорить теперь? Как ты считаешь, Влад? (Мы будем говорить о заботах человека осенью.)- Конечно. Петрушке, наверняка, не терпится узнать, чем осенью занимаемся мы с вами, ваши родители, друзья и знакомые. Вы можете ему рассказать, как мы трудимся осенью? (выставляются картины)- Какие работы выполняются в садах? - А в садах? (Нижнюю часть деревьев белят известью, чтобы их не погрызли зайцы. Осенью в садах плодовые деревья хорошо поливают, чтобы они перенесли морозы и дали на следующий год хороший урожай)- Саша, какие еще работы выполняются в саду? (Еще осенью в садах собирают урожай: яблоки, груши, картофель копают и морковь.)- Саша М., что ты можешь добавить? (загадка о капусте)- А как трудятся в деревне, на полях? (В селах убирают оставшийся хлеб, с полей убирают картофель, капусту, морковь, свеклу. Убранные поля удобряют и вспахивают. На вспаханные поля высеивают семена озимой ржи и пшеницы, в огородах сеют морковь, укроп и петрушку.) А вы, ребята, как трудились всю осень? (А мы убирали листву на участке, чтобы помочь дворнику, дяде Фёдору, чтобы стало чисто.)

- Кто хочет добавить? (Мамы и бабушки делают заготовки на зиму: варенья, компоты, соленья, маринады.)- Правильно. Осень очень щедра на подарки: фрукты, овощи, ягоды, грибы, орехи. Но все ее дары необходимо собрать и переработать: законсервировать или засушить, сварить или засолить. А это тоже немалый труд. Дидактическое упражнение «Вершки-корешки» - У вас на столах лежат цветные карандаши и листочки с заданием. Необходимо обвести зеленым цветом те овощи, у которых мы употребляем в пищу вершки, т.е. листья, зелень. Красным цветом – корешки. И синим цветом те овощи, у которых мы съедаем и то, и другое.

Мы приглашаем нашего гостя Петрушку поиграть с нами.

Каждый постарался на славу! Петрушка, тебе понравилось трудиться вместе с ребятами? -Петрушка, подумай и скажи: обо всем ли мы рассказали, что задумывали? Ничего не упустили?- Чьи ответы тебе понравились больше всего: у кого из ребят они были самыми полными и правильными?- Спасибо за хорошую работу. Приходи ещё к нам в гости.

Список использованной литературы:

Акулова Е.А. Познаем логические отношения. Дидактические игры для старших дошкольников.// Дошкольное воспитание N8, 2008

Акулова Е.А. Познаем логические отношения. Дидактические игры для старших дошкольников.// Дошкольное воспитание N9, 2008

Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 272 с.

Воспитание и обучение в подготовительной к школе группе детского сада. Практические и методические рекомендации Сост. Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 224 с.

Игровая деятельность на занятиях по экологическому воспитанию. Старшая группа. / Автор-сост. П.Г.Федосеева. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.

Комратова Н.Г. Учимся говорить правильно: Учебно-методическое пособие по развитию речи детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 208 с. (Программа развития)

Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром. -.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с. (Программа развития).

Ломбина Т., Лукша В. Авторская программа «Читайка», или Как познавательно развивать дошкольников.// Дошкольное воспитание N12, 2005.

Дошкольное воспитание N12 – 2005г.

Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей. – СПб.: «Детство-Пресс», 2007. – 80 с.

Развитие связной речи. Подготовительная группа./ Автор-сост. Т.В.Иванова. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.

Скоролупова О.В. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Осень. Ч. 1» - М.: ООО «Изд-во Скрипторий 2003», 2006. – 128 с., илл.

Интернет - ресурсы:

http://www.moi-detsad.ru/zanatia/zanatia4042.html

 

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал: - Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры; - Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. 1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321 2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области 3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ. 4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

tmndetsady.ru

Конспект НОД по теме «Осень» для подготовительной группы

Конспект НОД по теме «Осень»

для подготовительной группы

Интеграция образовательных областей: «Познание». «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество».

Цель: формирование представлений детей об осенних изменениях в природе.

Задачи:

Образовательные: закрепить и упорядочить накопленные детьми представления об осени.

Развивающие: развивать память, внимание, логическое мышление, наблюдательность.

Речевые: развивать диалогическую, связную речь, закрепить словарь детей: вереница, моросящие, сварливые, спячка.

Воспитательные: воспитывать любовь к природе, коллективизм, уважение к товарищам по команде.

Демонстрационный материал: иллюстрации осеннего пейзажа, уборки хлеба, перелетных и зимующих птиц, кружочки зеленые и красные по 10 штук.

Раздаточный материал: эмблемы для команд, сладкие призы.

Методические приёмы: игровая ситуация, соревнование, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций, анализ, подведение итогов, награждение.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций об осени, отгадывание загадок, разгадывание ребусов, экскурсия, беседа о птицах, наблюдение через иллюстративный материал за работой колхозников.

Ход НОД:

Воспитатель: Осень прекрасное время года. Многие поэты, композиторы, художники посвящают ей свои произведения. Вот как поэтесса И. Михайлова рассказывает в своём произведении про разноцветные осенние листья.

Ребенок читает стихотворение И. Михайловой «Как обидно».

Осень длинной тонкой кистью

Перекрашивает листья.

Красный, желтый, золото,

Как хорош ты, лист цветной!

А ветер щеки толстые надул, надул, надул

И на деревья мокрые

Подул, подул, подул!

Красный, желтый, золотой,

Облетел весь лист цветной.

Как обидно, как обидно:

Листьев нет – лишь ветки видно.

Воспитатель: Сегодня мы с вами проведём КВН, посвященный времени года – осень. У нас две команды, которые называются «Рябинки» и «Осенние листочки». Поприветствуем друг друга.

Капитан команды «Рябинка».

Улетели птицы разные,

Смолк их звонкий перепев,

Мы, рябинки, осень празднуем,

Бусы красные надев.

Капитан команды «Осенние листочки».

Листья мы зеленые,

С липы мы и с клена мы,

Мы на веточках сидели,

А потом мы пожелтели.

Воспитатель: Чтобы оценить результаты конкурсов, нам необходимо выбрать жюри, которое будет оценивать команды.

Зеленые кружки будет получать команда «Осенние листочки», а красные кружки команда «Рябинки».

(Заходит Леший)

Леший: Здравствуйте, дети. Как у вас красиво, прямо как в осеннем лесу, в котором я нашёл вот эти волшебные листья. На них написаны загадки, а читать я не умею, помогите, пожалуйста, разгадать их.

Воспитатель: Да, Леший, плохо, когда не умеешь читать. Давай, для разминки отгадаем твои загадки.

(Загадки читаются по очереди, сначала команде «Рябинки», потом команде «Осенние листочки»)

1. Утром мы во двор идем,

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят. (Осень)

2. Под сосною у дорожки,

Кто стоит среди травы,

Ножка есть, но нет сапожка,

Шляпка есть – нет головы? (Гриб)

3. Вот кто-то важный

На белой ножке.

Он с красной шляпкой,

На шляпке горошки. (Мухомор)

4. Само с кулачок,

Красный бочок,

Потрогаешь гладко,

Откусишь – сладко. (Яблоко)

5. Летом вырастают,

А осенью опадают (Листья)

6. Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю. (Осень)

7. И зелен, и густ,

На грядке вырос куст,

Покапай немножко,

Под кустом… (картошка)

8. Кто осенью холодной,

Ходит хмурый и голодный? (Волк)

(оценивается конкурс)

Леший: Спасибо, вам, дети. Вы очень умные на свете. Я тоже хочу так отгадывать загадки.

Воспитатель: Леший, оставайся у нас мы тебя многому научим.

Леший: Я согласен, буду учиться вместе с вами.

Воспитатель: Дети, а теперь давайте расскажем Лешему по каким признакам можно определить время года осень.

Команды по очереди называют признаки осени:

Солнце светит, но все меньше греет; дни становятся короче, а ночи длиннее; небо все чаще закрывают низкие тяжелые тучи; льют нудные моросящие, сварливые дожди; ветер становится резким и холодным; птицы улетают в теплые края; звери готовят запасы, впадают в спячку; люди убирают урожай, шьют тёплую одежду. (оценка конкурса)

Воспитатель: Сейчас будут соревноваться капитаны команд. Им надо из имеющихся иллюстраций птиц, выбрать: капитану команды «Рябинки» - перелетных птиц, а капитану команды «Осенние листочки» - зимующих птиц. (капитаны располагают картинки на доске)

Леший: Дети, пока капитаны команд соревнуются, я предлагаю вам поиграть в игру «Перелёт птиц».

Воспитатель: Давайте проверим, как справились с заданием наши капитаны. (оценка конкурса)

Воспитатель: Следующий конкурс «Разгадай ребус».

(команды поочерёдно разгадывают ребусы)

Воспитатель: Конкурс эрудитов «Умники и умницы».

Вопросы для команды «Осенние листочки».

1. Какими словами можно сказать ласково о лесе? (лесок, лесочек)

2. Кто разносит семена растений? (люди, птицы, животные, насекомые)

3. Какие звери линяют в осенний период? (белки, зайцы, лисы)

4. Как называются грибы, растущие на пнях? (опята)

5. Какие птицы летят вереницей? (утки, гуси, лебеди)

6. Как готовятся звери к зиме? (строят норы, делают запасы, впадают в спячку)

Вопросы для команды «Рябинки»

1. Как называется человек, который охраняет лес, ухаживает за ним? (лесник, лесничий)

2. Какие осенние месяца вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

3. Какие звери впадают в спячку? (медведи, ежи, барсуки)

4. Какой гриб носит имя дикого животного? (лисичка)

5. Какие птицы улетают стаей (ласточки, стрижи, грачи, скворцы)

6. Как называется дуб, который не сбрасывает листья на зиму? (зимний)

(оценка конкурса)

Леший: Дети, посмотрите какие у меня замечательные картинки. На одной нарисован лес, на другой – хлеб. Давайте придумаем для них красивые слова. Команда «Осенние листочки» придумывает к слову «ЛЕС». Команда «Рябинки» к слову «ХЛЕБ».

(ЛЕС – большой, зеленый, красивый, родной, богатый, молодой, живой, сосновый, дубовый, светлый, осенний, дремучий, хвойный, смешанный).

(ХЛЕБ – пшеничный, ржаной, свежий, вкусный, хрустящий, ароматный, аппетитный, поджаристый, румяный, белый, пышный, душистый).

(оценка конкурса)

Леший: Дети, какие вы молодцы. Много всего знаете и умеете. Я тоже буду читать, заниматься и стану таким же умным, как и вы.

Воспитатель: Леший, пока жюри оценивает конкурсы, дети назовут приметы и пословицы об осени.

1. В сентябре одна ягода и то - горькая рябина.

2. Быстрый дружный листопад - на суровую зиму.

3. Холодный сентябрь да сыт.

4. Теплый октябрь предсказывает морозную зиму.

5. Осенью паутина - на ясную погоду.

6. Облака идут низко - скоро похолодает.

7. Первый прочный снег выпадает ночью.

8. От осени к лету повороту нету.

9. Весной дождь растит, а осенью гноит.

10. Лето со снопами, а осень с пирогами.

11. Упал с дерева осенний лист - жди осени.

Жюри подводит итоги конкурсов, выявляет победителей. Леший раздает детям подарки, прощается и уходит.

9

kopilkaurokov.ru

"Краски осени" в подготовительной группе.

Пластилинография.Конспект НОД: «Краски осени».

Програмное содержание:-Систематизировать представления детей о характерных признаках осени.-Способствовать закреплению умения устанавливать связь между признаками в природе,использовать объекты живой и неживой природы,способствовать формированию отстаивать свою точку зрения,делать выводы,умозаключения.-Продолжать учить детей выполнять творческие работы в технике пластилинографии.-Развивать память,внимание,воображение,логическое мышление,обогащать словарь.-Воспитывать патриотизм через гуманное отношение к родной природе.

Оборудование:-пластилин,стеки,дощечки,салфетки.-заготовки листьев из картона.Словарная работа:золотая,величавая,очаровательная,разноцветная,ранняя,поздняя,просинь.

Ход НОДВоспитатель:Ребята,к нам сегодня в детский сад придет необычная гостья.А что это за гостья вы узнаете,если отгадаете загадку:-Прошла по лугам,По лесам,по полям.Припасы она заготовила нам,Упрятала их в погреба,в закрома,Сказала:за мною нагрянет зима.Дети:ОсеньВоспитатель:-Верно,вот так Красавиц-Осень в гости к нам пришла.Ребята,посмотрите,что же случилось с нашей осенью?Как вы думаете,почему она такая печальная?(воспитатель показывает белые листья из картона)-Оказывается,она разукрашивала пртроду и ей не хватило красок.Посмотрите,она даже листочки неокрашенные принесла с собой.Ребята,а как мы можем помочь осени?Воспитатель:-Прежде всего,давайте вспомним,какая же бывает осень?Каждое время года состоит из 3 месяцев.Назовите эти месяцы.Дети:сентябрь,октябрь ,ноябрь.Воспитатель:Молодцы!Вы правильно назвали месяцы.А что происходит с природой в сентябре?Дети:Погода теплая,на деревьях разноцветные листочки,воздух чист,летают нити паутины.Воспитатель:Какая погода в октябре?Дети:Дни короче,ночи длиннее,солнце светит мало,ветер срывает листья с деревьев,идет мелкий холодный дождь.Исчезают насекомые.Воспитатель:Что вы можете сказать о ноябрьской погоде?Дети:Листья все облетели,травы побурели,идут долгие холодные дожди со снегом.Воспитатель:Молодцы,вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе.-Да,осень бывает прекрасна!Игра» Погода осенью»Воспитатель:-Когда идут дожди,погода-дождливая.Когда дует ветер-ветреная.Холодно-холоднаяПасмурно-пасмурная.Ясно-ясная.Воспитатель:Отлично!Вы правильно говорите о погоде.-А как вы думаете,вся осень бывает одинаковая?Какие периоды осени вы знаете?Дети:Ранняя,бабье лето,золотая,поздняя.Воспитатель:С давних времен люди складывали стихи,песни,сочинили загадки и пословицы.Пословицы:1.Коли ясно,то и осень прекрасна.2.Осень идет,и дождь за собой ведет.3.Красна весна цветами,а осень пирогами.4.От осени к лету,поворота нету.5.Грибок в кузовок-зимой будет пирожок.Приметы:1.Осенью паутина на ясную погоду.2.Гром в сентябре-теплая осень.3.Много желудя на дубе-к лютой зиме.4.Если орехов много,а грибов нет-зима будет снежная,суровая.5.Большие муравьиные кучи-к мягкой зиме.Воспитатель:Из ваших ответов,я поняла,что осень вам нравится,а какие красивые слова вы могли бы сказать про осень?Дети:золотая,печальная,хмурая,красивая,разноцветная,дождливая,долгая,затяжная,пестрая,теплая,холодная,ранняя,поздняя,дивная,унылая,Грустная,задумчивая.Воспитатель:Дети,а что было бы,если к нам совсем не приходила осень?-Никогда бы не было коротких дней.-Не увидели золотую листву.-Не было бы листопада.-Не улетали бы птицы на юг.-Не летали бы серебряные нити паутины.-Не убирали бы богатый урожай .-Не заметили бы,как звери готовятся к зиме.Игра: «Четвертый лишний».1.Сентябрь,октябрь,ноябрь,март2.Картофель,яблоко,свекла,морковь.3.Подосиновик,сыроежка,рябина,груздь4.Лиса,белка,горностай,заяц(не меняет шкурку)5.Белка,мышь,полевка,заяц(не делает запасы).Физминутка: «Листочки».Осенние листочки закружились.Веселый ветер зашумел над ними,Весело они летелиИ на землю сели.Вот ветер снова тихо набежал,Вдруг листочки красивые поднял.Весело они летелиИ на землю сели.Воспитатель:Молодцы.А теперь давайте поможем нашей осени разукрасить листики.Чем можно раскрасить листики?-Мы с вами раскрасим листики при помощи пластилина.Эта техника называется-пластилинография.-У нас на столах есть все необходимые материалы.(показывает листья и делает акцент на то,что листья могут быть разноцветными)-Выбираем пластилин,отламываем кусок и пальчиками растираем по поверхности картона.Работаем аккуратно.Воспитатель:Посмотрите,ребята,какая осень стала довольная,веселая,яркая,красивая,разноцветная.-Молодцы,вы старались,я довольна вами.

infourok.ru

Конспект НОД в подготовительной группе «Путешествие в осенний лес» МДОУ №53

Презентация: Выгрузить загруженный файл

Воспитатели: Коваленко И. А., Клименко Т. В.

Цель: Всестороннее развитие личности ребенка, его ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, личностных качеств.

Задачи:

Воспитательные:

– воспитывать отзывчивость, любовь к природе.

Развивающие:

– развивать наглядно-образное мышление, умение делать выводы, обосновывать свое суждения, умение работать в коллективе, взаимодействовать;

– развивать фантазию, воображение.

Образовательные:

– расширить и обобщить представления детей об осени, лесе, деревьях, лесных обитателях;

– формировать приемы умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Применяемые технологии:

Технология проектной деятельности, игровые технологии, информационно – коммуникативные технологии, технологии развивающего обучения ТРИЗ и РТВ, технологии проблемного обучения, технологии экологического воспитания.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы и заучивание стихотворений об осени, рассматривание иллюстраций и картин великих художников об осени, рассматривание иллюстраций и наблюдения за деревьями.

Материалы и оборудование:

Интерактивная доска, презентация, листья, грибы.

 

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, давайте встанем возле своих стульчиков и проведем речевую разминку:

Раз, два, три, четыре, пять,

Это каждый должен знать. (Дети шагают на месте.)

Лето, осень и зима,

А потом придет весна. (Хлопают в ладоши.)

Мы теперь друг друга спросим: (Разводят руки в стороны

и смотрят друг на друга.)

– Что настало нынче?

– Осень!

От времени года (Поднимают вверх указательный палец.)

Зависит погода. (Произносят слова с назидательной интонацией.)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Садитесь.

На экране осенняя картинка.

Воспитатель: Мы сегодня поговорим об осени.

Какая она осень?

(ответы детей: холодная, разноцветная, дождливая…)

А какие приметы осени вы знаете?

(ответы детей: листья опадают, меняют окраску, птицы улетают на юг, небо пасмурное, хмурое, часто идет дождь)

Правильно, ребята. А давайте поиграем в игру, которая называется «Капельки и тучка»

Ребята представьте, что вы капельки, а я буду тучкой. Капельки упали на землю (дети бегают врассыпную по группе) и превратились в речку (берутся за ручки и имитируют движение речки). Соединилась речка с морем (идут по кругу). Выглянуло солнышко. Капельки опять поднялись к маме тучке (дети подбегают к воспитателю «тучке»).

Воспитатель: А вы любите осень? А чем вам нравится (не нравится) осень?

Многим русским поэтам очень нравилась осень. Они восхищались красотой осени и посвящали ей свои стихи. И мы с вами знаем много стихотворений об осени, давайте их прочитаем.

(Дети по желанию рассказывают стихи)

Воспитатель: Но не только поэты восхищались красотой осени. Многие художники писали свои картины о ней. Посмотрите на экран.

(на экране картина Поленова. Золотая осень. 1893 )

Эту картину написал русский художник Василий Дмитриевич Поленов. Называется она «Золотая осень». Ребята, как вы думаете, почему он ее так назвал?

(ответы детей: На картине яркие краски: желтые, оранжевые. Как-будто все в золото одето)

Воспитатель: Картина называется так потому, что художник выбрал то время, когда деревья стоят разноцветные, в основном желтые, красные. Поэтому по цвету, они напоминают цвет золота. Это – начало осени. Поленов хотел показать красоту этого времени.

(на экране картина Исаака Ильича Левитана. Осень.)

Воспитатель: А эту картину написал Исаак Ильич Левитан, называется она «Осень». Что мы видим на этой картине? Какие деревья?

Ребята, осень бывает ранней и поздней. Ранняя осень – золотая пора. Золотыми становятся травы, деревья, кустарники. Поздняя осень – серебряная пора. Все деревья стоят голые, на лужах появляется первая корочка льда.

(на экране две картины)

Воспитатель: Давайте сравним картины, подумаем, где на картине ранняя осень, а где поздняя)

(ответы детей)

Воспитатель: Молодцы! Ребята, а сейчас я вам предлагаю отправиться в осенний лес и посмотреть какие изменения там произошли. Согласны? А для того, чтобы в нем очутиться, надо выполнить небольшую разминку.

Физкультминутка «Осень, осень, листопад»

Осень, осень, листопад,   (Плавным движением поднимают руки вверх,

Листья желтые летят.     как бы дирижируя ими, постепенно опускают вниз.

Ветер дует, задувает,     Руки от груди не спеша разводят в стороны,

                                          одновременно дуют, имитируя звуки ветра.

Дождик капает с утра,       Сжимают кулаки, выставив из каждого по

                                             указательному пальцу.

                                            Совершают то левой, то правой руками движения

                                             вверх-вниз, показывая, как капают капли дождя.

                                           При этом постепенно приседают,

                                            пока указательные пальцы не дотронутся до пола.

Осень – грустная пора.        Разводят руки в стороны с выражением грусти

                                                на лице.)

(на экране смешанный лес)

Воспитатель: Ну вот, мы свами и в лесу. Скажите, а в какой лес мы с вами попали? (смешанный) Как вы догадались? А какие еще виды леса вы знаете? (лиственный, хвойный)

(на экране лиственный лес)

Почему его называют лиственным? (там растут только лиственные деревья)

Какие лиственные деревья вы знаете?

(на экране хвойный лес)

Почему его называют хвойным? (там растут только хвойные деревья)

Какие хвойные деревья вы знаете?

Воспитатель: Ой, ребята, слышите, кто-то сюда идет?

Выходит расстроенный Леший с корзиной.

Воспитатель: Вы кто?

Леший: Я хранитель леса, Леший.

Воспитатель: А почему вы такой расстроенный?

Леший: Я собирал листья, чтобы сделать букет. Но подул ветер и разбросал их. Теперь я не знаю, как мне быть.

Воспитатель: Не расстраивайся, ребята помогут тебе собрать листочки.

(ребята собирают листья и отдают их Лешему)

Леший: Спасибо, ребята.  Давайте посмотрим. Какие же вы листочки собрали?

(Леший показывает листок, а дети называют с какого они дерева)

За вашу помощь я хочу поиграть с вами в игру «К названному дереву беги».

(проводится игра)

Леший: Ребята, а какие животные живут в лесу?

(на экране картинки животных)

Как их можно назвать? А как они осенью к зиме готовятся?

(беседа как животные к зиме готовятся)

Леший: Ребята, посмотрите, что я нашел!

(приносит гриб)

Что это? (гриб) Давайте рассмотрим повнимательнее гриб. Из чего же он состоит?

(Дети описывают грибы. Педагог обобщает их ответы).

А для чего нужны грибы? Кто, кроме людей, употребляет грибы в еду?

(Ответы детей.)

Леший: Какие грибы относятся к съедобным?

Мы с вами знаем, что есть съедобные…и какие еще грибы?

Какие грибы относятся к ядовитым?

Назовите ядовитые грибы?

(Ответы детей.)

Леший: Взгляните на полянку, сколько много тут грибов! Давайте поиграем. Я раздам вам корзинки, а вы будете складывать их в корзинку. Но мы собираем только какие грибы? Правильно, съедобные!

(Игра «В лес за грибами я пошѐл»)

Леший: Молодцы, ребята, сколько грибов собрали! И что же мне с ними делать?

Воспитатель: Леший, а ты передай их белочке, они зимой ей пригодятся!

А нам пора возвращаться в детский сад.

Леший: Спасибо, ребята, что помогли мне. Я снова вас жду в гости в своем лесу. До свидания!

Дети: До свидания!

(Леший уходит)

Воспитатель: Чтобы нам возвратиться в детский сад, нужно сказать волшебные слова.

Чтобы в садик возвратиться

Нужно в листья превратиться

Покружиться, покружиться

И на землю опуститься.

Воспитатель: Ну вот мы и вернулись. Вам понравилось путешествие? О чем мы с вами сегодня говорили? Куда путешествовали? Кого встретили?

 

648 просмотров всего, 5 просмотров сегодня

Автор публикации

0 Комментарии: 0Публикации: 54Регистрация: 10-04-2016

xn--53-jlc4bza.xn--p1ai