Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе - Знакомство со звуком "У" и буквой "У". Обучение грамоте старшая группа звук и буква у
Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Звук и буква У " (старшая группа)
Тема: Звук и буква У (знакомство)
Цели:
Познакомить со звуком и буквой У.
Формировать понятия «звук», «гласный звук», «буква».
Учить ориентироваться в схеме своего тела.
Развивать внимание, память, общую и артикуляторную моторику, просодическую сторону речи.
Оборудование: зеркала, предметные картинки, изображения фей Фонетики и Графики, красные кружочки (символы звука «У»), карточки с изображением буквы У, сделанной из наждачной бумаги или другого шершавого материала, наборное полотно или магнитная доска.
Ход занятия
Садится на место тот, кто выполнит команду (подними руки вверх, в стороны, правую руку вперед и т.д.).
2.Игра «Фея в гости к нам пришла».
Сегодня к нам на занятие пришла фея Фонетика. Она очень любит слушать и произносить разные звуки. Звуки — это то, что мы слышим и произносим. Фея будет и нам помогать учиться хорошо слышать и произносить звуки.
Однажды гуляла фея Фонетика в лесу и услышала, как где-то далеко гудит поезд: «У-у-у-у-у!»
Что услышала фея Фонетика? (Фея услышала звук «У».)
Уточнить артикуляцию звука «У». Попросить произнести его перед зеркалом обычным голосом, громко, тихо, коротко, долго. Спеть звук.
Познакомить детей с понятием «гласный звук» и его символом.
Звуки, которые можно петь, называются гласными. Звук «У» можно петь, значит, звук «У» — гласный.
Гласные звуки мы будем обозначать красным кружочком (показать символ детям).
Логопед произносит различные звуки. Услышав звук «У», дети поднимают красный кружочек.
4. Физкультминутка. Игра «Ветер».
Ветер дует нам в лицо: «У-у-у-у»Дети обмахивают руками лицо и коротко произносят звук «У».
Закачалось деревцо.
Поднимают руки вверх, наклоны влево- вправо.
Ветер дует тише, тише: «У-у-у-у...»
Вытягивают руки от груди вперед, тихо и длительно произносят звук «У».
Деревце растет все выше, выше.
Поднимают руки вверх и потягиваются.
Ветер сильный набежал: «У-у-у-у!»
Оставляют руки вверху, раскачиваются в стороны и громко произносят звук «У».
И все листья оборвал.
Бросают руки вниз, расслабляются.
5. Игра «Какой звук?».
Выставлять на наборное полотно предметные картинки и называть их, выделяя голосом звук «У».
У-у-у-утка (улица, умница, улей, удочка, Уля, утенок, улыбка).
Какой звук вы услышали в начале слова? (Звук «У».)
6.Упражнение «Буква У».
Познакомить детей с графическим изображением печатной буквы У и правилом, что такое буква. (Буквы мы видим и пишем.)
Обвести указательным пальцем букву У, написанную мелом на доске, на карточках (раздать карточки каждому ребенку).
Сделать вывод: буква — это то, что мы пишем и видим.
7.Игра «Отгадай-ка».
Предложить детям отгадать загадки, выделить первый звук в сло ве-отгадке.
В воде купалась, а сухой осталась.
Кто на себе свой домик носит?
infourok.ru
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Знакомство со звуком «У» и буквой «У»
Цели занятия:
Коррекционно-образовательные:
- вырабатывать навык четкого произношения звука «у»
- учить выделять звук «у» из ряда гласных
- формировать умение согласовывать притяжательное местоимение с существительным
- познакомить с буквой «У».
Скачать конспект
Скачать презентацию
Коррекционно-развивающие:
- развивать слуховое внимание
- развивать фонематические процессы
- развивать мелкую моторику
- развивать мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать умение работать в коллективе.
Оборудование:
Интерактивная доска, ноутбук, подборка слайдов, символ звука «У» — красный круг, карточка с буквой «У», счетные палочки, рабочая тетрадь, простой карандаш.
Ход занятия.
I. Организационный момент
- Дети, кто назовет какое сейчас время года?
- А кто скажет название птиц, которые улетают осенью?
- Молодцы. Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком и буквой.
II. Основная часть.
1. — Ребята, у нас в гостях сегодня кукла. Ее зовут Уля. (Слайд №2)
На какой звук начинается ее имя? Кто скажет?
- Уля приготовила для вас задание: послушайте и назовите первый звук в словах:
уши, улитка, утюг, утка, улица. (Слайд №3)
– Какой звук вы слышите в начале каждого слова?
– Правильно, слышится звук «У». Это звук гласный, он поется и мы во рту, когда его произносим не чувствуем преграды.
2. Артикуляция звука.
- Посмотрите на картинку: едет поезд и дает гудок «УУУУ». (Слайд №4)
Давайте вместе произнесем звук «У», нужно губы вытянуть трубочкой:
Губы трубочкой потянем
И нисколько не устанем. (Произносят индивидуально и хором, с разной силой голоса – тише, громче.)
– Повторите за мной стихотворение: (Слайд №5)
Утки плавают в пруду,
Ищут там себе еду.
– Какой звук слышите в стихотворение чаще других?
3. – Гласные звуки и буквы обозначаем красным цветом. Теперь посмотрите, у меня в руках красный кружок – это символ звука «У».
4. Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «У»:
а, у, о, а, у, и, а, у, у, а.
5. Игра «Третий лишний».
– Я буду называть изображенные предмет, а вы назовите лишний предмет, который не начинается на звук «У».
- Уши, удочка, стол. (Слайд №6)
- Улица, учительница, арка. (Слайд №7)
- Утюг, усы, забор. (Слайд №8)
6. Знакомство с буквой «У». (Слайд №9)
– Послушайте стихотворение:
«У» – сучок.
В любом лесу
Ты увидишь букву «У».
– Посмотрите, вот буква «У». (Выставляется карточка с изображением буквы «У»).
– Найдите букву «У» в своей тетради. Проведите по ней пальчиком (обведите) и заштрихуйте ее красным карандашом. Почему красным, кто мне скажет?
– Потому что звук «У» гласный и обозначаем мы его красным цветом.
7. — Давайте отдохнем: (упражнение на развитие общей моторики)
Гуси серые летели Выполняют движения по тексту.
На лужайку тихо сели.
Походили, поклевали,
Потом быстро убежали.
Гуси серые летели
8. – Нарисуйте в воздухе букву «У». (Слайд №10)
- Выложите букву «У» из палочек.
– Сколько вам понадобилось палочек?
9. Напечатайте букву «У» в своих тетрадях.
Ш. Итог занятия, оценка детей.
– Ребята, вспомните с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?
– С какой буквой?
– Каким цветом обозначаем?
– Что понравилось больше всего?
– Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.
МАДОУ «Детский сад №16»
Занятие по обучению грамоте
«Знакомство со звуком и буквой «У»
(старший возраст)
Составила: учитель-логопед Бурова О.А.
2017г.
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе
«Знакомство со звуком «А» и буквой «А»
Цели занятия:
Коррекционно-образовательные:
- вырабатывать навык четкого произношения звука «а»
- учить выделять звук «а» из ряда гласных
- формировать умение согласовывать притяжательное местоимение с существительным
- познакомить с буквой «а».
Коррекционно-развивающие:
- развивать слуховое внимание
- развивать фонематические процессы
- развивать мелкую моторику
- развивать мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать умение работать в коллективе.
Оборудование:
Интерактивная доска, ноутбук, подборка слайдов, символ звука «А» — красный круг, карточка с буквой «А», счетные палочки, рабочая тетрадь, простой карандаш.
Ход занятия.
I. Организационный момент
- Дети, кто назовет какое сейчас время года?
- А кто скажет название птиц, которые улетают осенью?
- Молодцы. Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком и буквой.
II. Основная часть.
2. — Ребята, у нас в гостях сегодня кукла. Ее зовут Аня, она горько плачет: а-а-а-а (Слайд №2)
На какой звук начинается ее имя? Кто скажет? Какой звук она произносит, когда плачет?
- Аня приготовила для вас задание: послушайте и назовите первый звук в словах:
Астра, арка, аист. (Слайд №3)
– Какой звук вы слышите в начале каждого слова?
– Правильно, слышится звук «А». Это звук гласный, он поется и мы во рту, когда его произносим не чувствуем преграды.
2. Артикуляция звука.
- Посмотрите на картинку: Аня плачет и слышим звук «ААААА». (Слайд №4)
Давайте вместе произнесем звук «А», нужно открыть широко рот и произнести: «аааааа»
(Произносят индивидуально и хором, с разной силой голоса – тише, громче.)
3. Символ звука.
– Гласные звуки и буквы обозначаем красным цветом. Теперь посмотрите, у меня в руках красный кружок – это символ звука «А».
4. Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «А»:
а, у, о, а, у, и, а, у, у, а.
5. Игра «Третий лишний».
– Я буду называть изображенные предмет, а вы назовите лишний предмет, который не начинается на звук «А».
- Автобус, антенна, дом. (Слайд №5)
- Аист, зонт, альбом. (Слайд №6)
- Автомат, слон, арка. (Слайд №7)
6. Знакомство с буквой «А». (Слайд №8)
– Посмотрите, вот буква «А». (Выставляется карточка с изображением буквы «А»).
– Найдите букву «А» в своей тетради. Проведите по ней пальчиком (обведите) и заштрихуйте ее красным карандашом. Почему красным, кто мне скажет?
– Потому что звук «А» гласный и обозначаем мы его красным цветом.
7. — Давайте отдохнем: (упражнение на развитие общей моторики)
Инструкция воспитателя Выполняемые движения
Осенние листочки
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим. Дети сидят на полу и не двигаются.
Дунул ветер — полетели.
Мы летели, мы летели Дети тихо бегают друг за другом.
И на землю тихо сели, Дети садятся на пол.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Повертел их, покрутил Дети крутятся вокруг себя
И на землю опустил. Дети тихо садятся на пол.
8. Место звука в слове.
- Как вы думаете, в словах: аист, автобус, арка, где стоит звук «А»? Обозначьте его. (Слайд №9)
9. – Нарисуйте в воздухе букву «А». (Слайд №10)
- Выложите букву «А» из палочек.
– Сколько вам понадобилось палочек?
10. Напечатайте букву «А» в своих тетрадях.
Ш. Итог занятия, оценка детей.
– С какой буквой?
– Каким цветом обозначаем?
– Что понравилось больше всего?
– Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.
Следующая > |
doshkolnik.ru
Занятие по обучению грамоте в старшей группе «Звук И. Буква И »
Автор:
Змановская Роза Джумаевна,
учитель-логопед
МКДОУ "Детский сад к/в
"Золотой ключик"
Пуровский район, г.Тарко-Сале
Цели:
Коррекционно-образовательные:
- дать понятие о механизме образования звука И;
- познакомить ребят с многозначными словами.
Коррекционно-развивающие:
- учить детей образовывать слова с уменьшительно-
ласкательными и увеличительными суффиксами;
- развитие фонематического слуха, слухового
внимания и памяти;
- развитие умения составлять из частей целостное
изображение предмета;
- учить детей выделять ударный гласный в начальной позиции;
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей доброжелательность, самостоятельность, инициативность.
Оборудование:
предметные картинки, картина, на которой изображена весёлая девочка, свеча, фланелеграф, игра «Сложи картинку», «портреты» братьев Ик, Ищ, буква [И], раздаточный материал (буквы И из бархатной бумаги), атрибуты к игре «Скачка», музыкальный диск (танцевальная мелодия).
Словарная работа:
Глас (древнерусское слово) – голос.
Ход занятия:
1. Оргмомент.
Снятие психоэмоционального напряжения.
Логопед: Ребята! Доброе утро!
Каждый новый день надо начинать с хорошим настроением.
А чтобы настроение было хорошим и весёлым, как у этой девочки (показ картины), давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла и доброты, что живёт в нашем сердце.
Почувствуйте, как по вашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта.
А сейчас откройте глаза.
(Берёт зажжённую свечу).
Посмотрите, искорка превратилась в огонёк, от которого нам тепло и хорошо.
Давайте улыбнёмся, пожелаем всем доброго утра и чудесного настроения.
Дети: Доброе утро!
Логопед:
Сядьте, пожалуйста, на стульчики и послушайте стихотворение.
2. Чтение стихотворения.
Выделение начального звука в слове «иголка».
«Есть иголки у ежа.
Есть иголки для шитья.
И у ёлки есть иголки»
Логопед:
- Какое слово прозвучало несколько раз?
Дети:
- Вы повторяли несколько раз слово «иголки».
Логопед:
- Иголки одинаковые или разные? Посмотрите, пожалуйста, на фланелеграф.
Ребёнок:
- Иголки разные.
Логопед:
Правильно. У слова «иголки» много значений. Такие слова в русском языке называются многозначными.
Давайте запомним это слово.
Игровой приём: «Шагаем по ладошке и медленно произносим слово».
Послушайте, как я сейчас произнесу слово «иголка».
- И- и- и- иголка.
- Какой звук я выделяла голосом?
Дети:
Звук [и].
Логопед:
Сегодня мы будем знакомиться с новым звуком. Это звук [И].
3. Артикуляция звука и его характеристика.
Логопед:
- Давайте все вместе произнесём звук [и].
Дети:
- И.
Логопед:
- Какой красивый звук! Когда мы его произносим, наше лицо преображается. Оно становится добрым.
Как вы думаете, этот звук длинный или короткий?
Давайте проверим.
Дети произносят звук.
Вопросы:
Когда вы произносили этот звук, вам мешали губы, язык?
Дети:
- При произнесении звука [И] нам не мешали губы, язык.
Логопед:
- Этот звук поётся?
Дети:
- Этот звук можно петь.
Логопед:
- Действительно, звук [И] поётся. В его образовании участвует голос.
Много лет тому назад вместо слова голос говорили «глас». Так появилось слово «гласные».
Звук [И] – гласный звук.
Пусть каждый из вас посмотрит в зеркало и увидит, какое положение занимают губы, язычок при произнесении звука [И].
Вывод: Губы улыбаются, язычок внизу, воздух выходит широкой струйкой. Звук [И] – гласный звук и обозначается красной фишкой.
4. Упражнение с чётками.
Логопед:
- Ребята! Подойдите ко мне и возьмите чётки.
Установка: на каждую строчку отодвигаем одну бусину.
«И у дедушки есть.
И у бабушки есть.
И у мамы есть.
И у папы есть.
И у нас есть.
Чтоб его узнать,
Надо вслух назвать»
Дети:
Это имя.
(Если задание вызвало затруднение, задать наводящий вопрос).
Логопед:
- Я называла имена детей.
Есть имена и у пальчиков.
Гимнастика для пальчиков и глаз.
Идут четыре братца навстречу старшему.
- Здравствуй, большак! - говорят.
Здорово, Васька-указка,
(Когда большой палец будет прикасаться к другим пальцам, закрывать и открывать глаза).
Мишка-серёдка,
Гриша сиротка
Да крошка Тимошка!
( Дети подходят к столам и садятся на стульчики).
5. Игровое упражнение «Не ошибись!»
Установка:
- Сейчас я буду называть имена мальчиков и девочек. Если вы услышите в имени звук [и], то возьмите часть картинки и положите на стол перед собой.
Оля, Семён, Игорь, Саша, Вера, Маша, Инга, Алёша, Павел, Настя, Ира, Вася, Коля, Инна, Анна, Клава, Ирма.
Логопед:
- Кто из вас назовёт имена со звуком [и] в начале слова?
(Вызывает одного из ребят).
- Молодец! Ты внимательно слушал меня.
Теперь я попрошу вас соединить части картинки.
Кого вы видите перед собой?
Дети:
- Да это же лошадки!
Логопед:
А как они подают голос?
Дети: И-и-го-го!
Логопед:
Какой звук вы услышали в этой песенке?
Дети:
-Звук [и].
Логопед:
- А как зовут детёныша лошади?
- Жеребёнок.
Логопед:
Жеребёнок вырастет и превратится в коня-скакуна. А теперь мы поиграем, сильный, ловкий кто, узнаем.
6. Киргизская народная игра «Скачка»
Звучит музыка. Дети, выполняя поскоки, передвигаются по кругу.
В центре круга стоит водящий и машет платочком. Если музыка смолкнет, водящий бросит платок вверх. Место водящего займёт тот, кто поймает платочек.
7. Сказка о братьях Ик, Ищ.
Сядьте, пожалуйста, на коврик. Я хочу рассказать вам сказку.
Жили-были два брата. Одного звали Ик, а другого – Ищ.
Ик был маленький, а Ищ – огромный (показ «портретов»)
У Ика был домик, а у Ища – домище.
А сейчас я хочу, чтобы вы помогли мне рассказать об Ике.
(Проводится игровое упражнение «Закончи предложение»).
У Ика не рот, а …
У Ика не нос, а …
У Ика не глаз, а … и т.д.
А что же Ищ?
Если он такой огромный, значит, у него всё очень большого размера.
У Ища, не рот, а… У Ища не нос, а …
У Ища не глаз, а …
Прошло много лет, но люди не забыли о братьях. Если они хотят назвать маленький предмет, то вспоминают о брате Ике. Если надо назвать предметы огромного размера, то вспоминают о брате Ище.
В именах Ик, Ищ, есть общий звук. Назовите его, пожалуйста.
Дети:
-Это звук [и].
Логопед:
- Как вы думаете, можно ли увидеть звук [И]?
Ребёнок:
- Звуки мы не видим.
Логопед:
- Для обозначения звуков люди придумали специальные знаки (буквы).
Звук [И] обозначается буквой [И]. Вот как она выглядит (показ буквы).
Возьмите свои буковки и обведите их пальцем (работа с раздаточным материалом).
Игровое упражнение «Нарисуем букву носиком»
8. Итог занятия.
Логопед:
- С каким звуком вы сегодня познакомились?
- Можно ли этот звук петь?
- Как называются звуки, которые поются?
- Какой буквой обозначается звук [И]?
Вы мне сегодня очень понравились. Хорошо отвечали на вопросы, были активными на занятии.
Литература
1.А.И. Максаков, Г.А. Тумакова «Учите, играя»
Москва, издательство «Мозаика-Синтез», 2006г.
2. В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада»
Москва, издательство «Мозаика-Синтез», 2010г.
3. Г.А.Османова «Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики»
Санкт-Петербург, издательство «Каро», 2008г.
4. Н.В.Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР»
Санкт-Петербург, 2003г.
5. З.А. Репина, В.И.Буйко «Уроки логопедии»
Екатеринбург, издательство «Литур», 1999г.
«Свидетельство о публикации» Серия А № 0000971 дата отправки 26 марта 2013 г., № квитанции 62502659111170
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал: - Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры; - Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. 1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321 2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области 3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ. 4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf
tmndetsady.ru
Обучение грамоте. Старшая группа. Звук и буква А. Конспект.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Центр развития ребенка - детский сад №169"
Конспект
непосредственно
образовательной
деятельности
Обучение грамоте
Старшая группа
Тема: «В мире звуков. Звук и буква А».
Разработала
педагог дополнительного образования
Золотарева Алла Викторовна
Воронеж
2016-2017 учебный год
Конспект непосредственно образовательной деятельности
Обучение грамоте
Старшая группа
Тема: «В мире звуков. Звук и буква А».
Цель: способствовать развитию звуко-буквенного анализа.
Задачи: познакомить с гласным звуком А и его условным обозначением, формировать умение определять место звука в словах, выделять его из ряда других звуков на слух. познакомить с буквой А, учить писать ее, используя образец;
развивать фонематический слух, внимание, память;
воспитывать интерес к познанию, трудолюбие.
Форма организации: подрупповая, индивидуальная.
Оборудование: кукла,
дудочка, колокольчик, бубен,
буква А,
Д/и "Буква сломалась",
иллюстрации - рак, азбука, жираф, луна, платье, аист.
магнитная азбука,
схемы слов для определения места буквы в словах, магниты красного цвета,
магнитофон
аудиозаписи "У жирафа пятнышки", "Слова на букву А"
Ход деятельности.
1' |
1. Организационный момент. |
2' |
2. Введение в тему занятия, сюрпризный момент. Игра "Молчанка" В гости пришла кукла Аня и принесла игрушки - бубен, колокольчик, дудочку. слушание звуков вокруг; с закрытыми глазами: Раз, два, три четыре, пять – Начинаем мы молчать И слушать разные звуки. Педагог с помощью детей демонстрирует различные звуки. Вывод звуки бывают разные - громкие, тихие. Звуки мы слышим ушами. Звуки могут издавать не только разные предметы, но и сам человек.
|
1' |
3. Д/и "Найди одинаковый звук" Кукла Аня принесла не только игрушки, но и картинки. Ананас, автобус, аист. Какой звук в этих словах одинаковый? |
1' |
4. Знакомство с артикуляционным аппаратом. В домике этом красные двери, Рядом с дверями – белые звери. Любят зверюшки конфеты и плюшки. (Рот) |
1' |
5. Фонетическая зарядка. Фонетическая зарядка - Как мама укачивает малыша? - Как мы показываем больное горло доктору?
|
1' |
6. Д/и "Поймай звук" ( из череды звуков "поймать" 9 хлопнуть в ладоши) только звук А)
|
1' |
7. Характеристика звука А. Звук А - гласный, так как произносится голосом, воздух проходит свободно, не встречая преград. Обозначение звука красным цветом. |
1' |
8. Д/и "Найди звук "А" Выбрать только те картинки, в названии которых есть звук А. |
3' |
9. Д/и "Найди место звука А" Работа на магнитной доске на схеме. рак, азбука, жираф, луна, платье, аист. |
2' |
10. Физпауза "У жирафа пятнышки" |
3' |
11. Знакомство с буквой А. А – начало алфавита, Тем она и знаменита. А узнать ее легко: Ноги ставит широко.
Рассматривание буквы. На что похожа буква А?
Д/и "Вспомни слова на букву А"
Букву А За первой партой Посадили перед картой, А на карте вся земля — Реки, горы и поля. И спросили, кем она Стать мечтает, буква А? — Я хочу быть агрономом, Я смогу и астрономом, Архитектором, артистом И еще … аквалангистом!.. А какие вы слова Знаете на букву А?
Прослушивание аудиозаписи "Слова на букву А" |
2' |
12. Рисование буквы на магнитных экранах. |
3' |
13. Работа в рабочих тетрадях Найди и обведи букву А.
|
2' |
14. Д/и "Буква сломалась". Из отдельных элементов составляем букву. |
1' |
Рефлексия |
Список использованной литературы:
1. Волина В. Занимательное азбуковедение. М.,1991
2. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. М., 2000
3. Колесникова Е.В. От звука к букве. М., 2008
detsad-169.ru
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе - Знакомство со звуком "У" и буквой "У".
Конспект логопедического занятия
по обучению грамоте в старшей группе
«Знакомство со звуком «У» и буквой «У»
Цель: формирование умения различать на слух и в произношении звук «У»
Задачи:
1. Вырабатывать навык четкого произношения звука «у».
2. Учить выделять звук «у» из ряда гласных.
3. Развивать слуховое внимание.
4. Познакомить с буквой «У».
5. Развивать мелкую моторику.
6.Формировать умение образовывать множественное число существительных.
Материалы:
Кукла, сюжетная картинка «Едет поезд», символ (карточка) звука «У», красный круг, карточка с буквой «У» (из азбуки), палочки, рабочая тетрадь, цветные ручки.
I. Организационный момент
- Сядет тот, кто назовет с какой буквой мы познакомились на прошлом занятии.
- Сядете тот, кто назовет какое сейчас время года.
- Сядет тот, кто скажет название овоща.
1. – Молодцы. Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой.
2. Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла»:
Хозяйка однажды с базара пришла, Шагают пальцами по столу.
Хозяйка с базара домой принесла Загибают по одному пальчику.
Картошку, капусту, морковку, горох
Петрушку и свеклу. Ох!.. Хлопок.
Вот овощи спор завели на столе – Попеременно ударяют кулачками.
Кто лучше, вкусней
И нужней на земле. Загибают по одному пальцу на название.
Картошка? Капуста?
Морковка? Горох?
Петрушка иль свекла? Ох!.. Хлопок.
Хозяйка тем временем Стучат ребром ладони.
Ножик взяла.
И ножиком этим
Крошить начала Загибают по одному пальчику на руке.
Картошку, капусту
Морковку, горох,
Петрушку и свеклу. Ох!.. Хлопок.
Накрытые крышкою, Складывают руки накрест.
В душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке
Картошка, капуста, Загибают по одному пальчику на руке.
Морковка, горох,
Петрушка и свекла. Ох! Хлопок.
И суп овощной оказался неплох! Показывают, как едят суп.
II. Основная часть.
3. – Ребята, у нас в гостях сегодня кукла. Ее зовут Уля. На какой звук начинается ее имя? Кто скажет?
Уля приготовила для вас задание.
Послушайте и назовите первый звук в словах:
Уши, улитка, утюг, утка, улица.
- Какой звук вы слышите в начале каждого слова?
- Правильно, слышится звук «У». Это звук гласный, он поется и мы во рту, когда его произносим не чувствуем преграды. Посмотрите на картинку: едет поезд и дает гудок «УУУУ».
II. Основная часть.
4. Артикуляция звука.
- Давайте вместе произнесем звук «У», нужно губы вытянуть трубочкой.
Губы трубочкой потянем
И нисколько не устанем. (Произносят индивидуально и хором, с разной силой голоса – тише, громче.)
- Повторите за мной стихотворение:
Утки плавают в пруду,
Ищут там себе еду.
- Какой звук слышите в стихотворение чаще других?
5. – Посмотрите на картинки внимательно и назовите их.
(Работа в тетради Коноваленко).
- Обведите в кружок картинки, названия которых начинаются со звука «У».
- Молодцы, названия этих картинок начинаются на звук «У».
6. – Задание выполнили. Вспомните, каким цветом обозначаем гласные звуки и буквы. Теперь посмотрите, у меня в руках красный кружок – это символ звука «У».
6. Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «У»:
а, у, о, а, у, и, а,у, у, а.
7. Игра «Один-много».
- Я буду называть предмет, а вы много. ( Например: стол-столы).
Улитка, утюг, ухо, уж, ус, улица, улыбка.
8. Знакомство с буквой «У».
- Послушайте стихотворение:
«У» – сучок.
В любом лесу
Ты увидишь букву «У».
- Посмотрите, вот буква «У». (Выставляется карточка с изображением буквы «У»).
- Найдите букву «У» в своей тетради, в левом верхнем углу. Проведите по ней пальчиком (обведите) и заштрихуйте ее красным карандашом. Почему красным, кто мне скажет?
- Потому что звук «У» гласный и обозначаем мы его красным цветом.
9. – Вы потрудились и пальчики устали, давайте их разомнем.
Нарисуйте в воздухе букву «У», сделайте упражнение «Кольцо-кулак» (показ логопеда).
10. Выкладывание буквы «У» из палочек.
- Сколько вам понадобилось палочек?
9. Напечатайте букву «У» в своих тетрадях.
Ш. Итог занятия, оценка детей.
- Ребята, вспомните с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?
- С какой буквой?
- Каким цветом обозначаем?
- Что понравилось больше всего?
- Молодцы, все хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.
kopilkaurokov.ru
Конспект по обучению грамоте в старшей группе Учитель-логопед Кожанова О.М. Тема: «Звук и буква А. Звук и буква У». Задачи. 1.Дать понятие «Буква», «гласный зву». 2.Развитие фонематических процессов: анализа и синтеза. 3.Обучение грамоте. 4.Развитие связной речи. 5.Развитие зрительного гнозиса. Оборудование. Буквари Н.В. Нищевой, красные круги, красные карандаши, прописи, картинки с буквами А и У, лексический материал с буквами А и У, мяч. Ход занятия. 1. Организационный момент. Объявление темы занятия. 2. Звук «А» - гласный. Обозначим его красным кружочком: Запомни! «А» - это гласный звук, потому что его можно петь. Произнеси за мной: «А-а-а». Широко открой рот и «включи» голос. Произнеси звук «А»: - громко-тихо; - долго - коротко; -спой Логопед. Есть звук и буква А. Логопед пишет на доске большую букву А. 3. Логопед. Откройте буквари на странице с буквой А. Послушайте стихотворение. Алик с Аллочкой дружил. Алле астры подарил. Какие слова и имена начинаются со звука А? (Алик, Алла, астры) 4. Логопед. Обратите внимание, что большая буква А и маленькая буква а пишутся по разному. (нарисовать на доске) Логопед. Найдите на картинке большую букву А, маленькую букву А. 5. Сложите букву большую букву А из палочек. Слепите маленькую букву а из пластелина. 6. Хлопните в ладоши, когда услышите звук А. (а, у, и, а, о) 7. Назовите нарисованные предметы (аист, астра, арка, арфа) 8. Обведи буквы А красным карандашом. . Пальчиковая гимнастика «Снежинки». Логопед предлагает детям сде¬лать пальчиковую гимнастику. Стою и снежинки в ладошку Ритмичные удары пальцами левой ловлю. руки, начиная с указательного, по ла- дони правой руки. Я зиму, и снег, Ритмичные удары пальцами правой и снежинки люблю, руки, начиная с указательного, по ла¬дони левой руки. Но где же снежинки? На вопрос сжать кулаки, на ответ — В ладошке вода, разжать. Куда же исчезли снежинки? Куда? На первый вопрос сжать кулаки, на второй — разжать. Растаяли хрупкие льдинки-лучи... Мелкие потряхивания расслабленны- Как видно, ладошки мои горячи, ми ладонями. 9. Чтобы произнести звук «У», надо сделать губы трубочкой, приоткрыть рот и «включить» голос. Когда мы произносим звук «У», воздух свободно выходит изо рта. Ни губы, -и зубы, ни язык нам не мешают. Запомни! «У» - это гласный звук, потому что его можно петь. Обозначим его красным кружочком. Произнеси звук «У»: - громко-тихо; - долго - коротко; - спой. Логопед. Есть звук и буква У. Пишет на доске большую букву У. 10. Логопед.Откройте буквари на странице с буквой У. Послушайте стихотворение. Уля сварила уху для утят, Только утята есть не хотят. Логопед. С какого звука начинается имя Уля? В каких словах ещё вы услышали звук У? 11. Физкультминутка «Игра с мячом». Логопед. Я буду кидать вам мяч и назвать слово, а вы будете кидать мне мяч обратно и говорить с какого звука начинается слово ( астра, утка, аист, уши, удочка, арфа, улей, арка) 12. Логопед. Посмотрите на картинку и найдите на ней букву У. 13. Логопед. Обратите внимание, что большая буква У и маленькая буква у пишутся по разному. Сложите большую букву У из палочек. Логопед. Слепите из пластилина маленькую букву у. 14. Логопед. Хлопните в ладоши, когда услышите звук У ( а, и , У о, а). 15. Логопед. Помогите утке выбрать предметы, названия которых начинаются со звука у. 16. Логопед. Покажите в словах под картинкой сначала букву у, а потом букву а. 17. Логопед. Возьмите красные карандаши , «напиши» букву У в воздухе и обведи ее на листке. 18. Итог занятия. Логопед предлагает вспомнить какие звуки и буквы учили на занятии. Выделяет лучших и худших. |
cherednik.ucoz.ru