Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе - Знакомство со звуком "У" и буквой "У". Обучение грамоте старшая группа звук и буква у


Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Звук и буква У " (старшая группа)

Тема: Звук и буква У (знакомство)

Цели:

  1. Познакомить со звуком и буквой У.

  2. Формировать понятия «звук», «гласный звук», «буква».

  3. Учить ориентироваться в схеме своего тела.

  4. Развивать внимание, память, общую и артикуляторную моторику, просодическую сторону речи.

Оборудование: зеркала, предметные картинки, изображения фей Фонетики и Графики, красные кружочки (символы звука «У»), карточки с изображением буквы У, сделанной из наждачной бумаги или другого шершавого материала, наборное полотно или магнитная доска.

Ход занятия

1.Организационный момент.

  • Садится на место тот, кто выполнит команду (подними руки вверх, в стороны, правую руку вперед и т.д.).

2.Игра «Фея в гости к нам пришла».

  • Сегодня к нам на занятие пришла фея Фонетика. Она очень любит слушать и произносить разные звуки. Звуки — это то, что мы слышим и произносим. Фея будет и нам помогать учиться хорошо слышать и произносить звуки.

  • Однажды гуляла фея Фонетика в лесу и услышала, как где-то далеко гудит поезд: «У-у-у-у-у!»

  • Что услышала фея Фонетика? (Фея услышала звук «У».)

Уточнить артикуляцию звука «У». Попросить произнести его перед зеркалом обычным голосом, громко, тихо, коротко, долго. Спеть звук.

Познакомить детей с понятием «гласный звук» и его символом.

  • Звуки, которые можно петь, называются гласными. Звук «У» можно петь, значит, звук «У» — гласный.

  • Гласные звуки мы будем обозначать красным кружочком (показать символ детям).

3.Упражнение «Подними символ, когда услышишь звук „У"».

Логопед произносит различные звуки. Услышав звук «У», дети поднимают красный кружочек.

4. Физкультминутка. Игра «Ветер».

Ветер дует нам в лицо: «У-у-у-у»

Дети обмахивают руками лицо и коротко произносят звук «У».

Закачалось деревцо.

Поднимают руки вверх, наклоны влево- вправо.

Ветер дует тише, тише: «У-у-у-у...»

Вытягивают руки от груди вперед, тихо и длительно произносят звук «У».

Деревце растет все выше, выше.

Поднимают руки вверх и потягиваются.

Ветер сильный набежал: «У-у-у-у!»

Оставляют руки вверху, раскачиваются в стороны и громко произносят звук «У».

И все листья оборвал.

Бросают руки вниз, расслабляются.

5. Игра «Какой звук?».

Выставлять на наборное полотно предметные картинки и называть их, выделяя голосом звук «У».

  • У-у-у-утка (улица, умница, улей, удочка, Уля, утенок, улыбка).

  • Какой звук вы услышали в начале слова? (Звук «У».)

6.Упражнение «Буква У».

Познакомить детей с графическим изображением печатной буквы У и правилом, что такое буква. (Буквы мы видим и пишем.)

Обвести указательным пальцем букву У, написанную мелом на доске, на карточках (раздать карточки каждому ребенку).

Сделать вывод: буква — это то, что мы пишем и видим.

7.Игра «Отгадай-ка».

Предложить детям отгадать загадки, выделить первый звук в сло ве-отгадке.

  • В воде купалась, а сухой осталась.

  • Кто на себе свой домик носит?

infourok.ru

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Знакомство со звуком «У» и буквой «У»

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Знакомство со звуком «У» и буквой «У»

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

  • вырабатывать навык четкого произношения звука «у»
  • учить выделять звук «у» из ряда гласных
  • формировать умение согласовывать притяжательное местоимение с существительным
  • познакомить с буквой «У».

Скачать конспект

Скачать презентацию

Коррекционно-развивающие:

  • развивать слуховое внимание
  • развивать фонематические процессы
  • развивать мелкую моторику
  • развивать мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать умение работать в коллективе.

Оборудование:

Интерактивная доска, ноутбук, подборка слайдов, символ звука «У» — красный круг, карточка с буквой «У», счетные палочки, рабочая тетрадь, простой карандаш.

Ход занятия.

I. Организационный момент

- Дети, кто назовет какое сейчас время года?

- А кто скажет название птиц, которые улетают осенью?

- Молодцы. Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком и буквой.

II. Основная часть.

1. — Ребята, у нас в гостях сегодня кукла. Ее зовут Уля. (Слайд №2)

На какой звук начинается ее имя? Кто скажет?

- Уля приготовила для вас задание: послушайте и назовите первый звук в словах:

уши, улитка, утюг, утка, улица. (Слайд №3)

– Какой звук вы слышите в начале каждого слова?

– Правильно, слышится звук «У». Это звук гласный, он поется и мы во рту, когда его произносим не чувствуем преграды.

2. Артикуляция звука.

- Посмотрите на картинку: едет поезд и дает гудок «УУУУ». (Слайд №4)

Давайте вместе произнесем звук «У», нужно губы вытянуть трубочкой:

Губы трубочкой потянем

И нисколько не устанем. (Произносят индивидуально и хором, с разной силой голоса – тише, громче.)

– Повторите за мной стихотворение: (Слайд №5)

Утки плавают в пруду,

Ищут там себе еду.

– Какой звук слышите в стихотворение чаще других?

3. – Гласные звуки и буквы обозначаем красным цветом. Теперь посмотрите, у меня в руках красный кружок – это символ звука «У».

4. Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «У»:

а, у, о, а, у, и, а, у, у, а.

5. Игра «Третий лишний».

– Я буду называть изображенные предмет, а вы назовите лишний предмет, который не начинается на звук «У».

- Уши, удочка, стол. (Слайд №6)

- Улица, учительница, арка. (Слайд №7)

- Утюг, усы, забор. (Слайд №8)

6. Знакомство с буквой «У». (Слайд №9)

– Послушайте стихотворение:

«У» – сучок.

В любом лесу

Ты увидишь букву «У».

– Посмотрите, вот буква «У». (Выставляется карточка с изображением буквы «У»).

– Найдите букву «У» в своей тетради. Проведите по ней пальчиком (обведите) и заштрихуйте ее красным карандашом. Почему красным, кто мне скажет?

– Потому что звук «У» гласный и обозначаем мы его красным цветом.

7. — Давайте отдохнем: (упражнение на развитие общей моторики)

Гуси серые летели Выполняют движения по тексту.

На лужайку тихо сели.

Походили, поклевали,

Потом быстро убежали.

Гуси серые летели

На лужайку тихо сели.

8. – Нарисуйте в воздухе букву «У». (Слайд №10)

- Выложите букву «У» из палочек.

– Сколько вам понадобилось палочек?

9. Напечатайте букву «У» в своих тетрадях.

Ш. Итог занятия, оценка детей.

– Ребята, вспомните с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?

– С какой буквой?

– Каким цветом обозначаем?

– Что понравилось больше всего?

– Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.

МАДОУ «Детский сад №16»

Занятие по обучению грамоте

«Знакомство со звуком и буквой «У»

(старший возраст)

Составила: учитель-логопед Бурова О.А.

2017г.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе

«Знакомство со звуком «А» и буквой «А»

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

  • вырабатывать навык четкого произношения звука «а»
  • учить выделять звук «а» из ряда гласных
  • формировать умение согласовывать притяжательное местоимение с существительным

- познакомить с буквой «а».

Коррекционно-развивающие:

  • развивать слуховое внимание
  • развивать фонематические процессы
  • развивать мелкую моторику

- развивать мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать умение работать в коллективе.

Оборудование:

Интерактивная доска, ноутбук, подборка слайдов, символ звука «А» — красный круг, карточка с буквой «А», счетные палочки, рабочая тетрадь, простой карандаш.

Ход занятия.

I. Организационный момент

- Дети, кто назовет какое сейчас время года?

- А кто скажет название птиц, которые улетают осенью?

- Молодцы. Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком и буквой.

II. Основная часть.

2. — Ребята, у нас в гостях сегодня кукла. Ее зовут Аня, она горько плачет: а-а-а-а (Слайд №2)

На какой звук начинается ее имя? Кто скажет? Какой звук она произносит, когда плачет?

- Аня приготовила для вас задание: послушайте и назовите первый звук в словах:

Астра, арка, аист. (Слайд №3)

– Какой звук вы слышите в начале каждого слова?

– Правильно, слышится звук «А». Это звук гласный, он поется и мы во рту, когда его произносим не чувствуем преграды.

2. Артикуляция звука.

- Посмотрите на картинку: Аня плачет и слышим звук «ААААА». (Слайд №4)

Давайте вместе произнесем звук «А», нужно открыть широко рот и произнести: «аааааа»

(Произносят индивидуально и хором, с разной силой голоса – тише, громче.)

3. Символ звука.

– Гласные звуки и буквы обозначаем красным цветом. Теперь посмотрите, у меня в руках красный кружок – это символ звука «А».

4. Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «А»:

а, у, о, а, у, и, а, у, у, а.

5. Игра «Третий лишний».

– Я буду называть изображенные предмет, а вы назовите лишний предмет, который не начинается на звук «А».

- Автобус, антенна, дом. (Слайд №5)

- Аист, зонт, альбом. (Слайд №6)

- Автомат, слон, арка. (Слайд №7)

6. Знакомство с буквой «А». (Слайд №8)

– Посмотрите, вот буква «А». (Выставляется карточка с изображением буквы «А»).

– Найдите букву «А» в своей тетради. Проведите по ней пальчиком (обведите) и заштрихуйте ее красным карандашом. Почему красным, кто мне скажет?

– Потому что звук «А» гласный и обозначаем мы его красным цветом.

7. — Давайте отдохнем: (упражнение на развитие общей моторики)

Инструкция воспитателя Выполняемые движения

Осенние листочки

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим. Дети сидят на полу и не двигаются.

Дунул ветер — полетели.

Мы летели, мы летели Дети тихо бегают друг за другом.

И на землю тихо сели, Дети садятся на пол.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Повертел их, покрутил Дети крутятся вокруг себя

И на землю опустил. Дети тихо садятся на пол.

8. Место звука в слове.

- Как вы думаете, в словах: аист, автобус, арка, где стоит звук «А»? Обозначьте его. (Слайд №9)

9. – Нарисуйте в воздухе букву «А». (Слайд №10)

- Выложите букву «А» из палочек.

– Сколько вам понадобилось палочек?

10. Напечатайте букву «А» в своих тетрадях.

Ш. Итог занятия, оценка детей.

– Ребята, вспомните с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?

– С какой буквой?

– Каким цветом обозначаем?

– Что понравилось больше всего?

– Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.

< Предыдущая Следующая >
 

doshkolnik.ru

Занятие по обучению грамоте в старшей группе «Звук И. Буква И »

Автор:  

Змановская Роза Джумаевна,  

учитель-логопед

МКДОУ "Детский сад к/в

"Золотой ключик"

Пуровский район, г.Тарко-Сале

Цели:

Коррекционно-образовательные:

- дать понятие о механизме образования звука И;

- познакомить ребят с многозначными словами.

Коррекционно-развивающие:

- учить детей образовывать слова с уменьшительно-

   ласкательными и увеличительными суффиксами;

- развитие фонематического слуха, слухового

  внимания и памяти;

- развитие умения составлять из частей целостное

  изображение предмета;

- учить детей выделять ударный гласный в начальной позиции;

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей доброжелательность, самостоятельность, инициативность.

 Оборудование:

предметные картинки, картина, на которой изображена весёлая девочка,  свеча, фланелеграф,  игра  «Сложи картинку», «портреты» братьев Ик, Ищ,  буква [И], раздаточный материал (буквы И из бархатной бумаги),  атрибуты к игре «Скачка», музыкальный диск (танцевальная мелодия).

Словарная работа:

Глас (древнерусское слово) – голос.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Снятие психоэмоционального напряжения.

Логопед: Ребята! Доброе утро!

Каждый новый день надо начинать с хорошим настроением.

А чтобы настроение было хорошим и весёлым, как у этой девочки (показ картины),  давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку  тепла и доброты, что живёт в нашем сердце.

Почувствуйте, как по вашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта.

А сейчас откройте глаза.

(Берёт зажжённую свечу).

Посмотрите, искорка превратилась в огонёк, от которого нам тепло и хорошо.

Давайте улыбнёмся,  пожелаем всем доброго утра и чудесного настроения.

Дети: Доброе утро!

Логопед:

Сядьте, пожалуйста,  на стульчики и послушайте стихотворение.

2. Чтение стихотворения.

Выделение начального звука в слове «иголка».

«Есть иголки у ежа.

Есть иголки для шитья.

И у ёлки есть иголки»

Логопед:

- Какое слово прозвучало несколько раз?

Дети:

- Вы повторяли несколько раз слово «иголки».

Логопед:

- Иголки одинаковые или разные? Посмотрите, пожалуйста,  на фланелеграф.

Ребёнок:

- Иголки  разные.

Логопед:

Правильно. У слова «иголки» много значений. Такие слова в русском языке называются многозначными.

Давайте запомним это слово.

Игровой приём: «Шагаем по ладошке и медленно произносим слово».

Послушайте, как я сейчас произнесу слово «иголка».

- И- и- и- иголка.

- Какой звук я выделяла голосом?

Дети:

Звук [и].

Логопед:

Сегодня мы будем знакомиться с новым  звуком. Это звук [И].

3. Артикуляция звука и его характеристика.

Логопед:

- Давайте все вместе произнесём звук [и].

Дети:

- И.

 Логопед:

- Какой красивый звук! Когда мы его произносим, наше лицо преображается. Оно становится добрым.

Как вы думаете,  этот звук  длинный или короткий?

Давайте проверим.

Дети произносят звук.

Вопросы:

Когда вы  произносили  этот звук, вам мешали губы, язык?

Дети:

- При произнесении звука [И] нам не мешали губы, язык.

Логопед:

- Этот звук  поётся?

Дети:

- Этот звук можно петь.

Логопед:

- Действительно, звук [И] поётся. В его образовании участвует голос.

Много лет тому назад вместо слова голос говорили «глас». Так появилось слово «гласные».

Звук [И] – гласный звук.

Пусть каждый из вас посмотрит в зеркало и увидит, какое положение занимают губы, язычок при произнесении звука [И].

Вывод: Губы улыбаются, язычок внизу, воздух выходит широкой струйкой. Звук [И] – гласный звук и обозначается красной фишкой.

4. Упражнение с чётками.

Логопед:

- Ребята! Подойдите  ко мне и возьмите чётки.

Установка: на каждую строчку отодвигаем одну бусину.

«И у дедушки есть.

И у бабушки есть.

И у мамы есть.

И у папы есть.

И у нас есть.

Чтоб его узнать,

Надо вслух назвать»

Дети:

Это имя.

(Если задание вызвало затруднение, задать наводящий вопрос).

Логопед:

- Я называла имена детей.

Есть имена и у пальчиков.

Гимнастика для пальчиков и глаз.

Идут четыре братца навстречу старшему.

- Здравствуй, большак! -  говорят.

Здорово, Васька-указка,

(Когда большой палец будет прикасаться к другим пальцам,  закрывать и  открывать глаза).

Мишка-серёдка,

Гриша сиротка

Да крошка Тимошка!

( Дети подходят к столам и садятся на стульчики).

5. Игровое упражнение «Не ошибись!»

Установка:

- Сейчас я буду называть имена мальчиков и девочек. Если вы услышите в имени звук [и], то возьмите часть картинки и положите на стол перед собой.

Оля, Семён, Игорь, Саша, Вера, Маша, Инга, Алёша, Павел, Настя, Ира, Вася, Коля, Инна, Анна, Клава, Ирма.

Логопед:

- Кто из вас назовёт имена со звуком [и] в начале слова?

(Вызывает одного из ребят).

- Молодец! Ты  внимательно слушал меня.

Теперь я попрошу вас соединить части картинки.

Кого вы видите перед собой?

Дети:

- Да это же лошадки!

Логопед:

А как они подают  голос?

Дети: И-и-го-го!

Логопед:

Какой звук вы услышали в этой песенке?

Дети:

-Звук [и].

Логопед:

- А как зовут  детёныша лошади?

- Жеребёнок.

Логопед:

Жеребёнок вырастет и превратится в коня-скакуна.  А теперь мы поиграем, сильный, ловкий кто, узнаем.

6. Киргизская народная игра «Скачка»

Звучит музыка. Дети, выполняя поскоки, передвигаются по кругу.

В центре круга стоит водящий и машет платочком. Если музыка смолкнет, водящий  бросит платок вверх. Место водящего займёт тот, кто поймает платочек.

7. Сказка о братьях Ик, Ищ.

Сядьте, пожалуйста, на коврик. Я хочу рассказать вам сказку.

Жили-были два брата. Одного звали Ик, а другого – Ищ.

Ик был маленький, а Ищ – огромный (показ «портретов»)                                                    

У Ика был домик, а у  Ища – домище.

А сейчас я хочу, чтобы вы помогли мне рассказать об Ике.

(Проводится игровое упражнение «Закончи предложение»).

У Ика не рот, а …

У Ика не нос, а …

У Ика не глаз, а … и т.д.

А что же Ищ?

Если он такой огромный, значит, у него всё очень большого размера.

У Ища, не рот, а… У Ища не нос, а …

У Ища не глаз, а …

Прошло много лет, но люди не забыли о братьях. Если они хотят назвать маленький предмет, то вспоминают о брате Ике. Если надо назвать предметы огромного размера, то вспоминают о брате Ище.

В именах Ик, Ищ, есть общий звук. Назовите его, пожалуйста.

Дети:

-Это звук [и].

Логопед:

- Как вы думаете, можно ли увидеть звук [И]?

Ребёнок:

- Звуки мы не видим.

Логопед:

- Для обозначения звуков люди придумали специальные знаки (буквы).

Звук [И] обозначается буквой [И]. Вот как она выглядит (показ буквы).

Возьмите свои буковки и обведите их пальцем (работа с раздаточным материалом).

Игровое упражнение «Нарисуем букву носиком»

8. Итог занятия.

Логопед:

- С каким звуком вы сегодня познакомились?

- Можно ли этот звук петь?

- Как называются звуки, которые поются?

- Какой буквой обозначается звук [И]?

Вы мне сегодня очень понравились. Хорошо отвечали на вопросы, были активными на занятии.

Литература

1.А.И. Максаков, Г.А. Тумакова «Учите, играя»

   Москва,  издательство «Мозаика-Синтез», 2006г.

 

2. В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада»

   Москва,  издательство «Мозаика-Синтез», 2010г.

 

3. Г.А.Османова  «Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики»

Санкт-Петербург, издательство «Каро», 2008г.

 

4. Н.В.Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР»

Санкт-Петербург, 2003г.

 

5. З.А. Репина, В.И.Буйко «Уроки логопедии»

Екатеринбург, издательство «Литур», 1999г.

  «Свидетельство о публикации»  Серия А  № 0000971  дата отправки 26 марта 2013 г.,     №  квитанции  62502659111170

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал: - Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры; - Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. 1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321 2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области 3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ. 4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

tmndetsady.ru

Обучение грамоте. Старшая группа. Звук и буква А. Конспект.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Центр развития ребенка - детский сад №169"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект

 непосредственно

 образовательной

 деятельности

Обучение грамоте

Старшая  группа

Тема: «В мире звуков. Звук и буква А».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработала

 педагог дополнительного образования

  Золотарева Алла Викторовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воронеж

2016-2017 учебный год

 

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Обучение грамоте

Старшая  группа

Тема: «В мире звуков. Звук и буква А».

Цель: способствовать развитию звуко-буквенного анализа.

Задачи: познакомить с гласным звуком А и его условным обозначением, формировать умение определять место звука в словах, выделять его из ряда других звуков на слух. познакомить с буквой А, учить писать ее, используя образец;

развивать фонематический слух, внимание, память;

воспитывать интерес к познанию, трудолюбие.

Форма организации: подрупповая, индивидуальная.

Оборудование: кукла,

дудочка, колокольчик, бубен,

буква А,

Д/и "Буква сломалась",

иллюстрации - рак, азбука, жираф, луна, платье, аист.

магнитная азбука,

схемы слов для определения места буквы в словах, магниты красного цвета,

магнитофон

аудиозаписи "У жирафа пятнышки",  "Слова на букву А"

 

Ход деятельности.

1'

1. Организационный момент.

2'

2. Введение в тему занятия, сюрпризный момент.

Игра "Молчанка"

В гости пришла кукла Аня и принесла игрушки - бубен, колокольчик, дудочку.

слушание звуков вокруг;

с закрытыми глазами:

Раз, два, три четыре, пять –

Начинаем мы молчать

И слушать разные звуки.

Педагог с помощью детей демонстрирует различные звуки.

Вывод звуки бывают разные - громкие, тихие. Звуки мы слышим ушами. Звуки могут издавать не только разные предметы, но и сам человек.

 

1'

3.  Д/и "Найди одинаковый звук"

Кукла Аня принесла не только игрушки, но и картинки. Ананас, автобус, аист. Какой звук в этих словах одинаковый?

1'

4. Знакомство с артикуляционным аппаратом.

В домике этом красные двери,

Рядом с дверями – белые звери.

Любят зверюшки конфеты и плюшки.

(Рот)

1'

5. Фонетическая зарядка.

Фонетическая зарядка

- Как мама укачивает малыша?

- Как мы показываем больное горло доктору?

 

1'

6. Д/и "Поймай звук" ( из череды звуков "поймать" 9 хлопнуть в ладоши) только звук А)

 

1'

7. Характеристика звука А.

Звук А - гласный, так как произносится голосом, воздух проходит свободно, не встречая преград.  Обозначение звука красным цветом.

1'

8. Д/и "Найди звук "А"

Выбрать только те картинки, в названии которых есть звук А.

3'

9. Д/и "Найди место звука А"

Работа на магнитной доске на схеме.

рак, азбука, жираф, луна, платье, аист.

2'

10. Физпауза

"У жирафа пятнышки"

3'

11. Знакомство с буквой А.

А – начало алфавита, Тем она и знаменита. А узнать ее легко: Ноги ставит широко.

 

Рассматривание буквы.

На что похожа буква А?

 

Д/и "Вспомни слова на букву А"

 

Букву А За первой партой Посадили перед картой, А на карте вся земля — Реки, горы и поля. И спросили, кем она Стать мечтает, буква А? — Я хочу быть агрономом, Я смогу и астрономом, Архитектором, артистом И еще … аквалангистом!.. А какие вы слова Знаете на букву А?

 

Прослушивание аудиозаписи "Слова на букву А"

2'

12. Рисование буквы на магнитных экранах.

3'

13. Работа в рабочих тетрадях

Найди и обведи букву А.

 

2'

14. Д/и "Буква сломалась".

Из отдельных элементов составляем букву.

1'

Рефлексия

 

 

Список использованной литературы:

 

1.                 Волина В. Занимательное азбуковедение. М.,1991

2.                 Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. М., 2000

3.                 Колесникова Е.В. От звука к букве. М., 2008

detsad-169.ru

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе - Знакомство со звуком "У" и буквой "У".

Конспект логопедического занятия

по обучению грамоте в старшей группе

«Знакомство со звуком «У» и буквой «У»

Цель: формирование умения различать на слух и в произношении звук «У»

Задачи:

1. Вырабатывать навык четкого произношения звука «у».

2. Учить выделять звук «у» из ряда гласных.

3. Развивать слуховое внимание.

4. Познакомить с буквой «У».

5. Развивать мелкую моторику.

6.Формировать умение образовывать множественное число существительных.

Материалы:

Кукла, сюжетная картинка «Едет поезд», символ (карточка) звука «У», красный круг, карточка с буквой «У» (из азбуки), палочки, рабочая тетрадь, цветные ручки.

I. Организационный момент

- Сядет тот, кто назовет с какой буквой мы познакомились на прошлом занятии.

- Сядете тот, кто назовет какое сейчас время года.

- Сядет тот, кто скажет название овоща.

1. – Молодцы. Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой.

2. Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла»:

Хозяйка однажды с базара пришла, Шагают пальцами по столу.

Хозяйка с базара домой принесла Загибают по одному пальчику.

Картошку, капусту, морковку, горох

Петрушку и свеклу. Ох!.. Хлопок.

Вот овощи спор завели на столе – Попеременно ударяют кулачками.

Кто лучше, вкусней

И нужней на земле. Загибают по одному пальцу на название.

Картошка? Капуста?

Морковка? Горох?

Петрушка иль свекла? Ох!.. Хлопок.

Хозяйка тем временем Стучат ребром ладони.

Ножик взяла.

И ножиком этим

Крошить начала Загибают по одному пальчику на руке.

Картошку, капусту

Морковку, горох,

Петрушку и свеклу. Ох!.. Хлопок.

Накрытые крышкою, Складывают руки накрест.

В душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке

Картошка, капуста, Загибают по одному пальчику на руке.

Морковка, горох,

Петрушка и свекла. Ох! Хлопок.

И суп овощной оказался неплох! Показывают, как едят суп.

II. Основная часть.

3. – Ребята, у нас в гостях сегодня кукла. Ее зовут Уля. На какой звук начинается ее имя? Кто скажет?

Уля приготовила для вас задание.

Послушайте и назовите первый звук в словах:

Уши, улитка, утюг, утка, улица.

- Какой звук вы слышите в начале каждого слова?

- Правильно, слышится звук «У». Это звук гласный, он поется и мы во рту, когда его произносим не чувствуем преграды. Посмотрите на картинку: едет поезд и дает гудок «УУУУ».

II. Основная часть.

4. Артикуляция звука.

- Давайте вместе произнесем звук «У», нужно губы вытянуть трубочкой.

Губы трубочкой потянем

И нисколько не устанем. (Произносят индивидуально и хором, с разной силой голоса – тише, громче.)

- Повторите за мной стихотворение:

Утки плавают в пруду,

Ищут там себе еду.

- Какой звук слышите в стихотворение чаще других?

5. – Посмотрите на картинки внимательно и назовите их.

(Работа в тетради Коноваленко).

- Обведите в кружок картинки, названия которых начинаются со звука «У».

- Молодцы, названия этих картинок начинаются на звук «У».

6. – Задание выполнили. Вспомните, каким цветом обозначаем гласные звуки и буквы. Теперь посмотрите, у меня в руках красный кружок – это символ звука «У».

6. Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «У»:

а, у, о, а, у, и, а,у, у, а.

7. Игра «Один-много».

- Я буду называть предмет, а вы много. ( Например: стол-столы).

Улитка, утюг, ухо, уж, ус, улица, улыбка.

8. Знакомство с буквой «У».

- Послушайте стихотворение:

«У» – сучок.

В любом лесу

Ты увидишь букву «У».

- Посмотрите, вот буква «У». (Выставляется карточка с изображением буквы «У»).

- Найдите букву «У» в своей тетради, в левом верхнем углу. Проведите по ней пальчиком (обведите) и заштрихуйте ее красным карандашом. Почему красным, кто мне скажет?

- Потому что звук «У» гласный и обозначаем мы его красным цветом.

9. – Вы потрудились и пальчики устали, давайте их разомнем.

Нарисуйте в воздухе букву «У», сделайте упражнение «Кольцо-кулак» (показ логопеда).

10. Выкладывание буквы «У» из палочек.

- Сколько вам понадобилось палочек?

9. Напечатайте букву «У» в своих тетрадях.

Ш. Итог занятия, оценка детей.

- Ребята, вспомните с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?

- С какой буквой?

- Каким цветом обозначаем?

- Что понравилось больше всего?

- Молодцы, все хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.

kopilkaurokov.ru

Конспект по обучению грамоте в старшей группе. Тема: «Звук и буква А. Звук и буква У». - Для дошкольников с ОНР - Добавь свой материал - Каталог файлов

Конспект по обучению грамоте в старшей группе Учитель-логопед Кожанова О.М. Тема: «Звук и буква А. Звук и буква У». Задачи. 1.Дать понятие «Буква», «гласный зву». 2.Развитие фонематических процессов: анализа и синтеза. 3.Обучение грамоте. 4.Развитие связной речи. 5.Развитие зрительного гнозиса.

Оборудование. Буквари Н.В. Нищевой, красные круги, красные карандаши, прописи, картинки с буквами А и У, лексический материал с буквами А и У, мяч. Ход занятия. 1. Организационный момент. Объявление темы занятия. 2. Звук «А» - гласный. Обозначим его красным кружочком: Запомни! «А» - это гласный звук, потому что его можно петь. Произнеси за мной: «А-а-а». Широко открой рот и «включи» голос. Произнеси звук «А»: - громко-тихо; - долго - коротко; -спой Логопед. Есть звук и буква А. Логопед пишет на доске большую букву А. 3. Логопед. Откройте буквари на странице с буквой А. Послушайте стихотворение. Алик с Аллочкой дружил. Алле астры подарил. Какие слова и имена начинаются со звука А? (Алик, Алла, астры) 4. Логопед. Обратите внимание, что большая буква А и маленькая буква а пишутся по разному. (нарисовать на доске) Логопед. Найдите на картинке большую букву А, маленькую букву А.

5. Сложите букву большую букву А из палочек. Слепите маленькую букву а из пластелина. 6. Хлопните в ладоши, когда услышите звук А. (а, у, и, а, о) 7. Назовите нарисованные предметы (аист, астра, арка, арфа) 8. Обведи буквы А красным карандашом. . Пальчиковая гимнастика «Снежинки». Логопед предлагает детям сде¬лать пальчиковую гимнастику. Стою и снежинки в ладошку Ритмичные удары пальцами левой ловлю. руки, начиная с указательного, по ла- дони правой руки. Я зиму, и снег, Ритмичные удары пальцами правой и снежинки люблю, руки, начиная с указательного, по ла¬дони левой руки. Но где же снежинки? На вопрос сжать кулаки, на ответ — В ладошке вода, разжать. Куда же исчезли снежинки? Куда? На первый вопрос сжать кулаки, на второй — разжать. Растаяли хрупкие льдинки-лучи... Мелкие потряхивания расслабленны- Как видно, ладошки мои горячи, ми ладонями. 9. Чтобы произнести звук «У», надо сделать губы трубочкой, приоткрыть рот и «включить» голос. Когда мы произносим звук «У», воздух свободно выходит изо рта. Ни губы, -и зубы, ни язык нам не мешают. Запомни! «У» - это гласный звук, потому что его можно петь. Обозначим его красным кружочком. Произнеси звук «У»: - громко-тихо; - долго - коротко; - спой. Логопед. Есть звук и буква У. Пишет на доске большую букву У. 10. Логопед.Откройте буквари на странице с буквой У. Послушайте стихотворение. Уля сварила уху для утят, Только утята есть не хотят. Логопед. С какого звука начинается имя Уля? В каких словах ещё вы услышали звук У? 11. Физкультминутка «Игра с мячом». Логопед. Я буду кидать вам мяч и назвать слово, а вы будете кидать мне мяч обратно и говорить с какого звука начинается слово ( астра, утка, аист, уши, удочка, арфа, улей, арка) 12. Логопед. Посмотрите на картинку и найдите на ней букву У. 13. Логопед. Обратите внимание, что большая буква У и маленькая буква у пишутся по разному. Сложите большую букву У из палочек. Логопед. Слепите из пластилина маленькую букву у. 14. Логопед. Хлопните в ладоши, когда услышите звук У ( а, и , У о, а). 15. Логопед. Помогите утке выбрать предметы, названия которых начинаются со звука у. 16. Логопед. Покажите в словах под картинкой сначала букву у, а потом букву а. 17. Логопед. Возьмите красные карандаши , «напиши» букву У в воздухе и обведи ее на листке. 18. Итог занятия. Логопед предлагает вспомнить какие звуки и буквы учили на занятии. Выделяет лучших и худших.

cherednik.ucoz.ru