Картотека игр по экологии для детей подготовительной группы. Подготовительная группа экологические игры
Картотека игр по экологии для детей подготовительной группы
Тамбовская область Кирсановский район
МБОУ «Уваровщинская сош»
Картотека дидактических игр
для развития экологических представлений
детей дошкольного возраста
(подготовительная группа)
Составила: Ростова Екатерина Александровна
Воспитатель дошкольной группы «Умка»
2017 год
1. Природная аптека.
Цель игры: закреплять умение различать и называть лекарственные растения, находить нужное растение по описанию, среди других. Научить детей группировать лекарственные растения по их применению в обычной жизни.
Оборудование: карточки с лекарственными растениями (обратная сторона карточки окрашена в однотонный цвет).
Ход игры: Вариант 1. Дети исполняют роли фармацевтов и покупателей. Чтобы сделать покупку, надо описать растение, которое выбрал, но не называть его, а только сказать, его применение. Фармацевт должен догадаться, что это за растение, назвать его, затем выдать покупку.
Вариант 2. На столе поднос с карточками лекарственных растений. Дети выбирают понравившийся цвет карточки, называют лекарственное растение, изображенное на карточке, а другой ребёнок должен назвать применение растения в обычной жизни.
2.Юные экологи
Цель игры: закреплять знания детей о природе, о необходимости сбережения природных ресурсов, развивать познавательный интерес.
Оборудование: значки юного эколога.
Ход игры: Воспитатель уточняет с детьми, что люди, которые занимаются изучением природы и вопросами ее охраны, называются экологами, и предлагает побыть им в роли экологов. Дети с помощью считалки, выбирают юных экологов, а остальные дети задают им вопросы. Вопросы заранее не готовятся, можно пользоваться примерными.
1.Если мы будем охранять птиц в лесу, кому мы поможем?
2.Для чего природе нужны хищники?
3.Что такое красная книга и для чего она нужна?
4.Для чего люди создают заповедники?
5.Расскажите, как связаны между собой елка, белка, рысь?
6.Какую помощь растениям оказывают животные, насекомые?и так далее.
3.Путаница
Цель игры: закреплять знания детей о взаимосвязи в природе, условиях необходимых для роста и питания (животные, птицы, растения, насекомые), местах их обитания. Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: предметные карточки с магнитами, картина леса (формат ватмана).
Ход игры: Вариант 1Воспитатель обращает внимание детей на картинку леса, и говорит, что в лесу произошла путаница и теперь лес может исчезнуть вместе с жителями леса и растениями, давайте исправим с вами путаницу и наведём порядок. Дети внимательно рассматривают картину леса и исправляют ошибки, делая пояснения своего выбора.
Вариант 2 Воспитатель на картине леса убирает всех птиц, и спрашивает детей, что произойдёт если исчезнут птицы? (растения, животные, насекомые, деревья). Дети делают выводы.
4.Полезные дела
Цель игры: развивать у детей интерес к природоохранной деятельности, осознанное её выполнение. Воспитывать гуманное отношение к природе.
Оборудование: природные объекты детского сада, парка.
Ход игры: на прогулке воспитатель предлагает детям внимательно понаблюдать за состоянием природных объектов, обратить внимание на состояние игровой площадки. Задача детей заметить недостатки в состоянии природных объектов и рассказать, как их можно устранить. Побуждать детей к рассказыванию того, как они будут выполнять свою работу. В заключении прогулке подводится итог о полезных делах.
5.Какая я птичка?
Цель игры: уточнить знания детей о птицах Тамбовской области, закреплять знания о зимующих и перелётных птицах, развивать подражательные способности, фантазию и познавательный интерес.
Оборудование: предметные карточки с птицами региона
Ход игры: В начале игры выбирают ведущего, ему воспитатель на ухо называет птицу, ребёнок без слов показывает птицу, её особенности, а все остальные должны угадать птицу, рассказать об особенностях этой птицы, если дети отгадали, то ведущий показывает картинку с птицей. Далее ведущий меняется и игра продолжается.
6.Игра в слова
Цель игры: развивать внимание, память, умение детей классифицировать по признакам.
Оборудование: мяч
Ход игры: Вариант 1Дети стоят полукругом, воспитатель называет одно слово, например дерево, а тот, кому бросает мяч, должен сказать три слова, которые можно назвать одним словом. Игра продолжается.
Вариант 2 Ребёнок с мячом называет три слова и бросает мяч, тот, кому брошен мяч, называет одно слово, к какому классу объекту природы относится.
7.Юные экологи
Цель игры: закреплять знания об охране природных объектов, правила поведения в окружающей среде. Развивать познавательный интерес и память.
Оборудование: мнемотаблицы, карточки с экологическими правилами поведения, 2 значка юного эколога.
Ход игры: Воспитатель делит детей на две подгруппы, одна подгруппа работает по таблицам, составляя рассказ об охране природных объектов, другая с карточками выбирая только правильные правила поведения в окружающей среде. В конце игры дети выбирают от своей подгруппы юного эколога, который будет рассказывать.
8.Большой Ух
Цель игры: учить детей слышать звуки природы, развивать умение слышать природные явления в музыке. Способствовать развитию интереса к познанию явлений окружающего мира через музыку.
Оборудование: музыкальный центр, диск с записями звуков природы.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям лечь на ковёр и закрыть глаза, внимательно прослушать звуковую запись и назвать те явления природы, которые они услышали. Выигрывает тот ребёнок, который больше всех назовёт звуков природы.
9.Знатоки цветов
Цель игры: закрепить знания о комнатных цветах, их строение, правила ухода, какую пользу они приносят человеку. Расширять кругозор детей. Воспитывать любовь и умение любоваться цветами.
Оборудование: разноцветные конверты с разрезными карточки (комнатные цветы).
Ход игры: Участник игры выбирает себе понравившийся цвет конверта, по сигналу собирает цветок из разрезных карточек, учитывая строение цветка, после говорит, какой комнатный цветок он собрал, рассказывает о правилах ухода за ним, какую пользу он приносит человеку. Игра продолжается пока последний участник не выполнит задание.
10.Подводный мир
Цель игры: закреплять знания детей о рыбах, как живых существах, живущих в воде о необходимости охраны среды их обитания, закрепить их названия, воспитывать интерес к подводному миру.
Оборудование: загадки о разнообразных рыбах (на выбор воспитателя), мнемотаблицы.
Ход игры: Вариант1.Воспитатель загадывает загадку о рыбах, участник игры который её отгадал, с помощью мнемотаблицы рассказывает всё об этой рыбе, игра продолжается, пока все загадки не будут разгаданы.
Вариант2. Участники игры с помощью мнемотоблицы рассказывают о рыбе, её особенностях, но не называют название, остальные дети должны угадать рыбу.
infourok.ru
Дидактические игры по экологическому воспитанию в подготовительной группе
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Экологическая игра «Польза- вред»
Цель: дать понять детям, что в природе нет ни полезных ни вредных, одни только необходимые.
1 этап
Первый вариант: «Польза –вред».
(тема: живая природа) .
Дети должны встать в круг. Воспитатель задает вопрос: «Какая польза от пчелы? », дети должны по очереди ответить на вопрос, не повторяя ответы товарищей. Затем задание меняется: «Какой вред от пчелы? »
Второй вариант: «Нравится – не нравится».
(тема: не живая природа) .
Принцип организации см. вариант 1.
Третий вариант: «Хорошо – плохо».
(тема: времена года и 4 стихии: вода, воздух, земля и огонь). Принцип тот же.
2 этап
Воспитатель задает вопрос: «Что случилось бы, если бы все плохие качества природных объектов исчезли, и все окружающее стало бы хорошим? » (волк стал хорошим - перестал есть зайцев, зайцев бы развелось столько, что они погрызли бы всю кору на деревьях, деревьев стало бы меньше и многим птицам негде было бы жить) .
Выясняется, что если от всего будет только польза и никакого вреда, то жизнь на планете резко изменится и даже может погибнуть.
В конце игры воспитатель должен сделать вывод, что нет вредных существ, нет полезных, в природе нет ничего лишнего, всё необходимое.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Экологическая игра «Совы и вороны»
Цель: проверить и закрепить представления детей об окружающем мире.
Дети должны разделиться на две команды: «Совы» и «Вороны». Те и другие становятся в шеренгу друг напротив друга на расстоянии 3 метра, за их спинами их дома, также на расстоянии 3 метра.
Воспитатель дает задание:
«Совы» любят правду, «Вороны» - ложь, поэтому, если я говорю правду, «Совы» должны ловить «Ворон». «Вороны» убегают в свои дома и наоборот.
Затем воспитатель произносит фразы природоведческого содержания:
-медведи любят есть тигров
-у березы весной бывают сережки
-слоны не умеют плавать
-дельфин – это животное, а не рыба
Дети должны осознать правильность или неправильность фразы, основываясь на своих знаниях по этой теме и сами отреагировать своим поведением (убегать или догонять) на эту фразу. Целесообразно после каждого раза спрашивать детей о том, почему они так или иначе поступили, а после 2-3 фраз поменять игроков местами.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Экологическая игра «Какие все мы разные»
Цель: показать многообразие природного мира, его неповторимость, выделить хорошие качества любого природного объекта.
Воспитатель дает задание:
Встаньте налево те, кто больше любит море, направо – те, кто больше любит речку, а посередине пусть останутся те, кому нравится и то, и другое.
Затем детям дают вопросы:
Почему тебе нравится море?
Почему ты любишь речку?
Почему ты остался посредине?
Варианты заданий: зима – лето,
ромашка – колокольчик, дождь – снег.
В конце игры воспитатель должен сделать вывод, что и то и другое хорошо, надо лишь замечать это хорошее в природе в результате проведения таких игр детям становится трудно выбирать то, что лучше и они остаются посередине. Однако, это не является целью игры.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Экологическая игра «Найди свое дерево»
Цель: обеспечить возможность познавать окружающую среду, использовать опыт прямого общения с ней (проводится в природе) .
Воспитатель завязывает одному ребёнку глаза, несколько раз вращает вокруг себя и ведет к какому-нибудь дереву. Ребенок должен изучить это дерево, ощупав его.
Во время изучения воспитатель задаёт наводящие вопросы:
Оно гладкое или нет?
Есть ли на нём листья?
Высоко ли от земли начинаются ветки?
Затем воспитатель отводит ребёнка от дерева, запутывает следы, развязывает глаза и предлагает угадать «своё» дерево, используя опыт, полученный во время ощупывания дерева.
В дальнейшем можно предлагать детям игры попарно.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Экологическая игра «Времена года»
Цель: развивать логическое мышление и обогащать кругозор детей понятием о сезонных изменениях в природе.
Воспитатель называет какой-либо предмет живого мира (живого или растительного) и предлагает детям представить и рассказать, где и в каком виде этот предмет можно увидеть летом, зимой, осенью, весной.
Например: ГРИБЫ.
Летом – свежие в лесу, по краям дороги, на лугу, а также консервированные в банках, сушеные, если остались с прошлого года или приготовленные уже в этом году.
Осенью – то же самое.
Зимой – только консервированные или сушеные, но могут быть и свежие, только если их выращивают в специально отведенном месте.
Весной - см. зиму, но добавлять грибы, которые растут весной (сморчки) .
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Экологическая игра «Что изменилось»Дидактическая задача. Найти предметы по сходству.Игровое действие. Поиск похожего предмета.Правило. Показывать узнанное растение можно только по сигналу воспитателя, выслушав его описание.Оборудование. Одинаковые растения (по 3—4) расставлены на двух столах.Ход игры. Воспитатель показывает какое-нибудь растение на одном из столов, описывает его характерные признаки, а затем предлагает ребенку найти такое же на другом столе. (Можно попросить детей найти такие же растения в групповой комнате.)Игру повторяют с каждым из растений, находящихся на столах.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Экологическая игра «Найди, о чем расскажу»
Дидактическая задача. Найти предметы по перечисленным признакам.
Игровое действие. Угадывание растения по опи санию признаков.
Правило. Называть узнанные овощи или фрукты можно только по просьбе воспитателя.
Оборудование. Овощи и фрукты раскладывают по краю стола так, чтобы хорошо были видны
всем детям отличи тельны е признаки предметов.
Ход игры. Воспитатель подробно описывает один из лежащих на столе предметов, то есть
называет форму
овощей и фруктов, их окраску и вкус. Затем педагог предлагает кому-либо из ребят: «Покажи на столе, а
по том назови то, о чем я рассказала». Если ребенок справился с заданием, воспитатель описывает
другой предмет, а задание выполняет уже другой ребенок. Игра продолжается до тех пор, пока все дети
не угадают предмет по описанию.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Экологическая игра «Найди такой же»
Дидактическая задача. Найти предметы по сходству. Игровое действие. Дети находят изменения в расположении предметов.
Правило. Смотреть на то, как воспитатель меняет растения местами, нельзя.Оборудование. На двух столах ставят 3—4 одинаковых растения в определенной последовательности, например фикус, цветущая герань, аспарагус, душистая герань.
Ход игры. Воспитатель просит детей хорошо рас смотреть, как стоят растения, и закрыть глаза. В это время он меняет местами растения на одном столе. А за тем просит детей переставить горшочки так, как они стоя-ли прежде, сравнвая их расположение с порядком растений на другом столе. После некоторых повторений можно провести игру с одним набором растений (без зрительного контроля).
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Экологическая игра «Угадай растение по описанию»
Дидактическая задача. Найти предметы по перечисленным признакам. Игровое действие. Поиск
предмета по загадке-описанию.
Правило. Показывать растение можно только после рассказа воспитателя по его просьбе.
Оборудование. Для первых игр отбирают не сколько комнатных растений (2—3) с заметными
отличительными признаками. Их расставляют на столе так, чтобы всем детям было хорошо видно каждое растение
Ход игры. Воспитатель начинает подробно рассказывать об одном из растений. Сначала он, например, отмечает, на что
оно похоже «на дерево», на «травку»), затем просит сказать, есть ли у растения стебель. Педагог обращает внимание
детей на форму листьев (круглые, овальной формы — как огурчик, узкие, длинные), окраску цветов (основные цвета),
их количество на цветоножке Первое описание дается в медленном темпе, так, чтобы дети смогли увидеть и
рассмотреть все то, о чем говорит воспитатель. Закончив описание, педагог спрашивает: «О каком растении я вам
рассказала?» Дети показывают растение и, если могут, называют его. Можно предложить ребятам найти в групповой
ком нате все растения, похожие на описанное.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Экологическая игра «Найди растение по названию»
Первый вариант.
Дидактическая задача. Найти растение по слову-названию.
Игровые действия. Поиски названного рас тения.
Правило. Смотреть, куда прячут растение, нельзя.
Ход игры. Воспитатель называет комнатное расте ние, стоящее в групповой комнате, а дети должны найти его. Сначала
педагог дает задание всем детям: «Кто быстрее найдет у нас в групповой комнате растение, которое я назову?» Затем
просит некоторых детей вы полнить задание. Если детям трудно будет найти на званное растение на большой площади
комнаты среди многих других, игру можно провести по аналогии с пре дыдущими, то есть отобранные растения
поставить на стол. Тогда поиск растения в комнате станет усложнен ным вариантом игры.
Второй вариант.
Можно провести игру с использованием игрушки, которую воспитатель или кто-нибудь из детей спрячет (см. игру «Где
спряталась матрешка?»), но вместо опи сания комнатного растения, возле которого спрятана игрушка, можно дать
только его название.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Экологическая игра «Чего не стало!»
Дидактическая задача. Назвать растение по памяти (без зрительного контроля). Игровое действие. Отгадать, какого растения не стало. Правило. Смотреть, какое растение убирают, нельзя. Оборудование. На стол ставят 2—3 хорошо знакомых детям по прежним играм растения.
Ход игры. Воспитатель предлагает малышам по смотреть, какие растения стоят на столе, а потом закрыть глаза. В это время педагог одно растение убирает. Когда дети откроют глаза, педагог спрашивает: «Какого растения не стало?» Если получен правильный ответ, растение ставят на место, и игра повторяется с другим предметом. Примечание. Приведенные выше игры рекомендуются для детей 3—4 лет.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Экологическая игра «Опишите, я отгадаю»
Дидактическая задача. Найти растение по описанию взрослого.
Игровое действие. Угадывание растений по загадке-описанию.
Правило. Сначала надо найти растение, о котором расскажут, а потом назвать его.
Ход игры. Воспитатель описывает одно из растений, находящихся в групповой комнате. Дети должны найти его
по описанию, а если оно им знакомо, то назвать. Те растения, названия которых дети еще не знают, вос-
питатель называет сам.
При описании следует использовать общепринятые термины: «форма листа», «окраска цветов» и т. д. Это
поможет детям выделить отличительные и общие при знаки растения.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Экологическая игра «Найди, о чем расскажу»
Дидактическая задача. Описать и назвать признаки растения в ответ на вопросы взрослого.
Игровое действие. Составление «загадки» для взрослого. Правила. Называть загадываемое растения нельзя. Отвечать на вопросы правильно.
Ход игры. Педагог сидит лицом к детям, спиной к комнатным растениям, стоящим на столе. Одного ребенка воспитатель просит выбрать и показать детям растение, которое он затем должен будет узнать по описанию ребят. Педагог задает им вопросы о наличии стебля, форме и окраске листьев (называет оттенки зеленого цвета), о поверхности листа (гладкий, негладкий), о том, есть ли цветы, сколько их на ветке, какой они окраски. Например: «На что похоже — на дерево или травку? Ствол толстый, прямой? Листья большие, как огурец? Темно-зеленые, блестящие?» Узнав растение, воспитатель называет и показывает его. Игру можно повторить.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Экологическая игра «Загадай, мы отгадаем»
Первый вариант.
Дидактическая задача. Описать предметы и найти по описанию.
Оборудование. На стол ставят 3—4 растения.
Игровое действие. Загадывание и отгадывание загадок о растениях.
Правило. Описывать растение нужно, не называя его.
Ход игры. Один ребенок выходит за дверь. Он — водящий. Дети договариваются, о каком растении и что будут
говорить. Водящий возвращается, и дети описывают ему задуманное. Внимательно прослушав рассказ,
водящий должен назвать и показать растение.
Второй вариант.
Воспитатель предлагает одному из детей описать какое-нибудь растение, стоящее на столе. Остальные должны узнать растение по рассказу и назвать его.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Экологическая игра «Продайте то, что назову»
Дидактическая задача. Найти предмет по названию.Игровые действия. Выполнение ролей покупателя и продавца.Правила. Покупатель должен назвать растение, но не показывать его. Продавец находит растение по на званию.Оборудование. Подобрать комнатные растения, полевые и садовые цветы. Разложить и расставить их на столе.Ход игры. Один ребенок — продавец, остальные — покупатели. Покупатели называют растения, которые хо тят купить, продавец находит их и выдает покупку. В случае затруднения покупатель может назвать признаки растения.Примечание. Последние три игры рекомендуются для детей средней группы.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Экологическая игра «Найди листок, какой покажу»
Дидактическая задача. Найти предметы по сходству.
Игровое действие. Бег детей с определенными листочками.
Правило. Бежать («лететь») по команде можно только тем, у кого в руках такой же ли сток, какой показал
воспитатель.
Ход игры . Во время прогулки воспитатель показывает детям какой-либо лист и предлагает найти такой же.
Отобранные листья сравнивают по форме, отмечают, чем они похожи и чем отличаются. Воспитатель оставля-
ет каждому по листу с разных деревьев (клен, дуб, ясень и др.). Затем педагог поднимает, напри мер,
кленовый листок и говорит: «Подул ветер. Полетели вот такие листочки. Покажите, как они по летели». Дети, в
руках у которых листья клена, кружатся, а по команде воспитателя останавливаются.
Игра повторяется с разными листьями.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Экологическая игра «Найди в букете такой же листок»
Дидактическая задача. Найти предмет по сходству.
Игровое действие. По иск похожего предмета.
Правило. Листок подни мать после того, как назовет и покажет его воспитатель.
Оборудование. Подо брать одинаковые букеты из 3—4 разных листьев. Игра прово дится на прогулке.
Ход игры. Воспитатель раздает детям букеты, та кой же оставляет себе. Затем показывает им какой-нибудь
лист, например кленовый, и предлагает: «Раз, два, три — такой лист покажи!» Дети поднимают руку с кле
новым листом.
Игру повторяют несколько раз с остальными листика ми букета.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Экологическая игра «Такой листок, лети ко мне!»
Дидактическая задача. Найти предметы по сходству. Игровое действие. Подбежать к воспитателю по его сигналу. Правило. Бежать к воспитателю можно только по сигналу и только с таким же, как у педагога, листком в руке. Оборудование. Подобрать резко отличающиеся по форме листья клена, дуба, рябины (или других, рас- пространенных в данной местности деревьев).
Ход игры. Воспитатель поднимает, например, лист рябины и говорит: «У кого такой же листок — ко мне!» Дети рассматривают полученные от воспитателя листики, у кого в руках такие же, бегут к воспитателю. Если ребенок ошибся, воспитатель дает ему свой лист для сравнения.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Экологическая игра «Найди листок»
Дидактическая задача. Найти часть по целому.Игровые действия. Поиски предмета.Правило. Искать лист на земле можно после слов воспитателя.Ход игры. Воспитатель просит детей внимательно рассмотреть листья на невысоком дереве. «А теперь по пробуйте найти такие же на земле,— говорит педагог.— Раз, два, три — ищи! Кто нашел, быстрее ко мне». Дети с листьями бегут к воспитателю.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Экологическая игра «Найди, о чем расскажу»
Дидактическая задача. Найти предметы по перечисленным признакам.
Игровое действие. Поиск предмета по описанию.
Правило. Бежать к узнанному дереву можно только по сигналу воспитателя.
Ход игры. Игра проводится на воздухе. Воспитатель описывает дерево (величину и окраску ствола, форму
листьев), называет и описывает семена и плоды. Затем он просит детей угадать, что это за дерево. Тот, кто
узнал, должен подбежать после слов воспитателя: «Раз, два, три — беги!»
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Экологическая игра «Найди свой дом»
Дидактическая задача. Найти целый предмет по части.Игровое действие. Поиск «домика» по определенному признаку.
Правило. Бежать к своему «домику» можно только по сигналу. Лист в руке и листья на дереве должны быть одинаковыми.
Ход игры. В парке или в лесу детям раздают листья разных деревьев. Все дети — «зайчики». Чтобы зайчата не потерялись, «мама-зайчиха» дает им листья от веток, из которых сделан их дом. Все прыгают, бегают по поля не, а по сигналу. «Все домой, волк близко!» — бегут к себе в домик — под определенное дерево. Игру можно продолжить, если дети будут меняться листьями — «переезжать в новый дом». С детьми среднего возраста подобным образом можно провести игру с плодами и семенами деревьев.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Экологическая игра «Кто быстрее найдет березу, ель, дуб»
Дидактическая задача. Найти дерево по на званию.
Игровое действие. Бег к названному дереву (соревнование «Кто быстрее найдет дерево»).
Правило. Бежать к названному дереву можно толь ко по команде «Беги!».
Ход игры. Воспитатель называет хорошо знакомое детям дерево, имеющее яркие отличительные признаки, и
просит найти его, например: «Кто быстрее найдет березу? Раз, два, три — к березе беги!» Дети должны найти
дерево и подбежать к любой березе, растущей на участке, где проводится игра.
detipriroda.blogspot.com
Конспект квест–занятия по экологии в подготовительной группе «Знатоки природы»
Номинация: конспект квест игры по фгос «Знатоки природы» в подготовительной группе Автор: Дмитриенко Анжела Евгеньевна Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Конспект квест — игры по экологии для детей подготовительной группы
На тему: «Знатоки природы».
Автор – Дмитриенко А.Е.
Воспитатель 1-квал. Категории.
Г. Белая Калитва – 2017г.
Предварительная работа:
Беседы на темы: «Лес и его обитатели», «Красная книга», «Правила поведения в природе», «Что такое природа?» и т.д.
Д. игры: «Четвертый лишний», «Угадай по силуэту», «Что сначала, что потом?», «Хорошо — плохо», «Угадай по голосу».
Просмотр презентаций: «Лес и его голоса», «Мы – защитники природы!», «Виды леса».
Чтение стихов, рассказов, сказок о природе.
Т. игры: «Угадай животное», «Не скажи, а покажи».
Материал к занятию:
Видео ролики от тетушки Совы с обращением к детям, конверты с заданиями от сказочных героев, д. игра — «Экологическая цепочка», карточки с силуэтами животных для игры — «Найди по голосу», аудио запись — «Голоса животных», геометрические фигуры – ключи для путешествия, сюжетные карточки с правилами поведения в природе.
Цель:
Формирование учебной мотивации в ходе деятельности по прохождению КВЕСТа.
Задачи:
- Познакомить детей с понятием – экология.
- Закрепить ранее полученные знания о природе.
- Развивать познавательно-исследовательский интерес, чувство юмора, воображение, смекалку, умение самостоятельно находить решения в созданных проблемных ситуациях.
- Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
- Воспитывать уважение друг к другу, чувство ответственности, внимательное отношение к окружающим, умение работать в команде.
Ход занятия.
Воспитатель:
Дети, я, вчера получила электронное письмо, которое прислала вам наша старая знакомая тетушка Сова. Вы хотите узнать, что в этом письме? Предлагаю посмотреть и узнать, что в этом письме.
(Включается ролик с видео обращением).
Здравствуйте, дорогие дети! Знакома с вами давно, знаю, что вы очень любознательные, добрые и отзывчивые. Поэтому решила обратиться к вам за помощью. Помогите мне навести порядок в моем лесу. Добраться в мой лес, вы сможете с помощью ключиков, которые для вас приготовили мои помощники. Первый мой помощник – веселый деревянный мальчишка. Угадайте, кто он?
Желаю вам удачи! До встречи в лесу!
Воспитатель:
Каким будет наше решение? Вы готовы помочь тетушке Сове? Отправляемся в путь!
(В группе разложены 5 конвертов с заданиями, на конвертах изображены сказочные герои и силуэты геометрических фигур. С обратной стороны конверта буквы: э, ко, ло, ги, я, в конвертах лежат геометрические фигуры: овал, квадрат, треугольник, многоугольник).
Воспитатель:
Вы узнали, о ком говорила т. Сова?
Дети:– Буратино.
Значит наш путь начинается с задания от Буратино. Давайте узнаем, какое оно.
1.Задание от Буратино — Расскажите, что такое лес?, Какие бывают леса?
— (Дети высказываются, перечисляют обитателей леса, называют растения).
— Помогите узнать из какого леса я, если меня сделали из дерева, у которого нет листьев?
Дети: — Хвойный лес, сосновый бор.
Номинация: игра квест конспект занятия в подготовительной группе.
Воспитатель:
Вопросов больше нет. Посмотрите, в конверте есть фигура, как она называется?
Дети: — треугольник.
Что он нам подсказывает?
Дети: — нужно найти конверт с этой фигурой.
— (Дети находят конверт с треугольником от Белоснежки).
2.Задание от Белоснежки — «Угадай и найди, чей голос?»
Послушайте и найдите на картинке животное по голосу.
— (На записи нет голоса ежика).
Воспитатель:
Посмотрите внимательно, всех вы узнали и нашли?
Дети: — не было голоса ежика.
Воспитатель:
Белоснежка, пишет, что не знает какой у ежика голос. Она спрашивает, а вы знаете его голос? Покажите.
— (Дети имитируют голос ежика, и отмечают его на картинке).
Воспитатель:
Задание выполнено. У каждого животного нашелся его голос, а у нас следующий ключик – это…?
— (Из конверта достается квадрат).
Дети: — квадрат.
Воспитатель:
Следующее задание в конверте, где есть квадрат.
— (Дети приносят конверт от кота Леопольда).
3.Задание от кота Леопольда – игра «Чем был, и чем стал?»
Воспитатель:
Дети, кот Леопольд, приготовил для вас конверты с заданием, но свои конверты вам нужно найти прочитав свои имена, их здесь по два.
Значит работать вам нужно в паре, дружно и внимательно. Найдите свои имена и приступите к работе.
— (Дети находят свои конверты и приступают к выкладыванию цепочки последовательности).
Задание выполнено, проверьте друг друга, всели цепочки правильны?
— (Воспитатель с детьми рассматривают, и проверяют выполненное задание).
Воспитатель:
С этим заданием вы тоже успешно справились, ключик – помощник…?
Дети: — овал, задания от Русалочки.
Воспитатель:
Предлагаю отдохнуть поиграть в игру «Не скажи, а покажи!»
— (Дети выходят на ковер, включается аудио запись «Звуки лесса»).
Представьте, что мы с вами попали с лес:
Только в лес мы пришли, появились комары.
На нас нападают, очень больно кусают.
Комаров прогнали, дальше зашагали.
Вдруг мы видим у куста, птенчик выпал из гнезда.
Тихо птенчика берем, и в гнездо его несем.
На полянку мы заходим, много ягод там находим.
Земляника так душиста, что не лень и наклониться.
Впереди из-за куста смотрит хитрая лиса.
Мы лисицу обхитрим, на носочках пробежим.
На полянке, возле елок, дети заплясали,
Увидали кабана в обморок упали.
— (Дети имитируют движения в соответствии со словами текста, в конце, опускаются на пол, замирают).
Воспитатель:
Ну, что, отдохнули? Пора продолжать наш путь.
4.Задание от Русалочки.
Воспитатель:
Русалочка просит рассказать, почему их так назвали:
— Мухомор – морит мух.
— Сорока – из далека похожа, что одета в белую сорочку.
— Лягушка – длинные ноги, думают, что лягается.
— Воробей – воровал зерно, все кричали: — вора бей.
— Подорожник – растет вдоль дорог.
— Кукушка – кукует.
— Ворона – часто ворует все, что блестит.
— Колокольчик – похож на колокол и т.д.
Воспитатель:
На все вопросы Русалочки, мы дали ответ, и значит, подсказка – помощник у нас в руках – это фигура…?
Дети: — многоугольник, конверт — Маши и Медведя.
Проверим подходит он к конверту.
5.Задание – Маши и Медведя.
Воспитатель:
Вспомните все задания, по очереди, разложите конверты обратной стороной, прочитайте слово.
— (Дети читают слово – «экология»).
Что означает это слово — экология?
— (Высказывание детей, воспитатель дает пояснение).
Экология – это наука, изучающая взаимоотношения между человеком, растительным и животным миром и окружающей средой, в том числе и влияние человека на окружающую среду и живую природу.
Воспитатель:
Конвертов больше нет, а значит, что мы с вами в конце пути. Закройте глаза, и представьте, что вы пришли в лес тетушки Совы.
— (Дети закрывают глаза, воспитатель беспорядочно выкладывает на столе сюжетные картинки с примерами поведения в природе, на проекторе включается изображение леса).
Давайте вспомним, о чем она вас просила тетушка Сова?
Дети: -навести порядок.
Воспитатель:
А где же здесь непорядок?
Дети: — перемешаны карточки.
Воспитатель:
Предлагаю вам поиграть в игру «Светофор природы».
У нашего светофора два сигнала – красный и зеленый.
Как вы думаете, какие картинки подходят этим цветам?
Дети: — зеленый – хорошо, красный – плохо.
Воспитатель:
Поможем т.Сове, наведем порядок.
— (Дети распределяют картинки на мольбертах).
Включается видео ролик с т. Совой:
Дорогие мои дети!
Сегодня вы еще раз доказали, что вы по-настоящему любите природу и много о ней знаете. Хочу вас за это наградить. Большое спасибо вам за помощь! Получите награды!
— (В конце ролика сова показывает место где находятся медали, дети находят шкатулку, воспитатель одевает медали.)
Воспитатель:
Какие красивые медали, кто прочтет, что на них написано? Почему юный эколог? Вам трудно было выполнять задания? Какое задание было самым трудным? Самым интересным? Кто лучше всех справился с заданиями? Кому было нелегко? Какое у вас настроение в конце нашего путешествия?
Скачать конспект квест–занятия по экологии в подготовительной группе «Знатоки природы»
Номинация: игра квест конспект занятия в подготовительной группе. Автор: Дмитриенко Анжела Евгеньевна Должность: воспитатель первой квалификационной категорииМесто работы: МБДОУ детский сад «Цветик — семицветик»Месторасположение: г. Белая Калитва, Ростовская область
portal2011.com